Transcaucasian Socialist Federative Soviet Republic. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская федерация, ЗСФСР) — федерация Азербайджанской ССР, Армянской ССР и Грузинской ССР, существовавшая в 1922—1936 годах, одна из республик-учредителей СССР. В итоге учредителями СССР стали четыре республики: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская федерация в составе Грузии, Азербайджана и Армении.
Журналист Леонид Парфенов
- Намедни. Наша Эра
- Сегодня день рождения несуществующего уже Советского Союза | Живая Кубань
- Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика | Проект «Исторические Материалы»
- СК Армении завел дело после сообщений о присоединении военных к акции протеста
Трансформации во благо: история Конституции Абхазии
государство, связанное тесным военным, политическим и экономическим союзом с РСФСР; государственное образование в составе СССР. Социалистическая Федеративная Советская Республика. н) проведение на территории Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики установленной Союзной властью Союза ССР системы мер и весов; [79].
Образование Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР)
А вместе троица еще и образует ЗСФСР — Закавказскую социалистическую федеративную советскую республику. Среди экспонатов Музея современной истории России есть выложенная из минералов карта Советского Союза тех еще времен, когда существовала Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Transcaucasian Socialist Federative Soviet Republic. Закавказье Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская СФСР или ЗСФСР), также известная как Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика, была республикой Советского Союза, существовавшего с 1922 по 1936 год. Закавказская СФСР. Социалистическая Федеративная Советская Республика.
Закавказская федерация (ЗСФСР) [1922–1936]
Мраморная ЗСФСР и город Батум | В 1922 году появилась Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика, охватывающая территории Грузии, Армении и Азербайджана. |
Закавказская федерация (ЗСФСР) [1922–1936] | Справочник по Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республике на 1926 г. Тифлис: Информационный Отдел Управления делами СНК и ВЭС’а ЗСФСР, 1926. |
Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика | Проект «Исторические Материалы» | В Закавказье была провозглашена федеративная советская республика, в 1922 году ставшая одним из учредителей СССР. |
Закавказская Федерация | это... Что такое Закавказская Федерация? | Закавказская Советская Федеративная Социалистическая республика была образована 12 марта 1922 года на конференции представителей ЦИК Грузинской, Армянской и Азербайжданской ССР. |
Значение слова ЗСФСР | Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика была создана по решению Кавказского бюро РКП(б), принятому в ноябре 1921 года по инициативе В. И. Ленина. |
Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика
ЗСФСР — статья из свободной большой энциклопедии. Видео о ИСТОРИЯ СССР 1917-1922 РЕВОЛЮЦИЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА, 'Кавказская Застольная' — Патриотическая Песня Закавказской СФСР, День образования СССР, 101, история создания ссср, история создания ссср, ЗСФСР 1920. ЗАКАВКАЗСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА (ЗСФСР; до 13.12.1922 называлась Федеративным Союзом Социалистических Советских Республик Закавказья), государство, связанное тесным военным. В Закавказье была провозглашена федеративная советская республика, в 1922 году ставшая одним из учредителей СССР. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Денежный знак 75 000 000 рублей 1924 г.
13 декабря 1922 года образована Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика
Справочник по Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республике на 1926 г. Тифлис: Информационный Отдел Управления делами СНК и ВЭС’а ЗСФСР, 1926. В этих целях полномочные представители всех республик Закавказья, собравшись на I закавказский съезд советов, постановили образовать Закавказскую социалистическую федеративную советскую республику (ЗСФСР)». Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Денежный знак 75 000 000 рублей 1924 г. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика История народов Закавказья на пальцах Единый Южный Кавказ / Что, если Грузия, Армения и Азербайджан объединятся? 6 октября 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) принял резолюцию о заключении договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении в Союз Советских Социалистических Республик.
Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР)
Противоречие этнонациональных интересов и конфронтация с Османской империей в Первой мировой войне привели к роспуску Закавказской федерации всего два месяца спустя, в апреле 1918 года. Три государства-преемника: Первая Республика Армения , Азербайджанская Демократическая Республика и Демократическая Республика Грузия просуществовали до конца Гражданской войны в России , которая велась через горы, когда они были захвачены Красной Армией и советизированный. Съезд также принял конституцию, назначил Центральный исполнительный комитет высший законодательный орган между сессиями Конгресса и Совет Народных Комиссаров правительство. Тбилиси был столицей республики.
Разобщенность республик может только усугубить тяжелое экономическое положение, разорение и обнищание народов, непонимание и недоразумения между ними. Закавказье является единым хозяйственным целым, и экономическое развитие в республиках может идти только под знаком хозяйственного объединения. Существование многочисленных хозяйственных органов и наркоматов часто приводило к дублированию решений и действий, поглощало много средств, сил в молодых и неокрепших республиках. Общее администрирование важнейших отраслей в экономике должно ускорить развитие и сделать эффективнее работу советских органов. Создание федеративной республики Национал-уклонисты Грузии, которых поддерживали Троцкий и Бухарин, не нашли отклика в партийных массах и подали в отставку. История показала правильность принятых решений. Согласно ему Абхазия объединяется с Грузией на федеративных началах.
Это произошло на конференции представителей трех Советских Социалистических Республик — Грузинской, Армянской и Азербайджанской. При этом была сохранена самостоятельность республик, вошедших в нее. Столицей стал Тифлис.
БАКУ, 12 фев — Sputnik. После упразднения Закавказской советской федеративной социалистической республики ее границы пересматривались и уточнялись - в 1936-1937 годах, а также в начале 1950-х, середине 1970-х и начале 1980-х годов. При этом все случившиеся изменения конфигурации границы приводили к локальным приращениям территории Армении за счет азербайджанских земель, сказал политолог Олег Кузнецов, комментируя заявление секретаря Совбеза Армении Армена Григоряна о том, что граница между Арменией и Азербайджаном существует с советских времен, и была признана сторонами в 1991 году, при вступлении в СНГ.
Впервые во всемирной истории государственные границы между Азербайджаном и Арменией, как самостоятельными государственными образованиями, стали предметом обсуждения на Карсской мирной конференции 1921 года, напомнил политолог, заметив, что тогда эти страны именовались Азербайджанская Советская Социалистическая Республика и Советская Социалистическая Республика Армения. Карсский мирный договор, подписанный 13 октября 1921 года и вступивший в силу 11 сентября 1922 года, установил, что государственные границы между Азербайджаном, Арменией, Грузией и Турцией как его странами, должны быть определены и установлены на местности, что впоследствии и было сделано.
Страсти накалились до того, что Орджоникидзе ударил одного из своих политических оппонентов. В ситуацию пришлось вмешиваться Москве — в Закавказье выехала комиссия во главе с Феликсом Дзержинским. И, несмотря на то что Грузия все равно вошла в СССР в 1922 году в составе ЗСФСР, и Сталин, и Ленин понимали, что сам по себе факт конфликта, в основе которого лежат идеи национализма, — это вещь серьезная и может иметь последствия для будущего государства. Свои аргументы в пользу автономизации Сталин изложил в письме Ленину. В частности, он отметил, что нужно определяться: или у остальных советских республик тоже должна быть реальная независимость от Москвы, свои наркоматы иностранных дел, внешторги, или нужно создать нормальные автономии внутри РСФСР с подчинением вошедших территорий ее центральным управленческим органам России.
Владимир Ильич». Президент уточнил, что даже после смерти лидера большевиков СССР строился по его принципам. В чем же они состояли и как именно Ленин применял их к украинскому вопросу? Сталин писал: "Если мы теперь же не постараемся приспособить форму взаимоотношений между центром и окраинами к фактическим взаимоотношениям, в силу которых окраины во всем основном безусловно должны подчиняться центру, то есть если мы теперь же не заменим формальную фиктивную независимость формальной же и вместе с тем реальной автономией, то через год будет несравненно труднее отстоять фактическое единство советских республик". Также Сталин указывал на опасность того, что за четыре года Гражданской войны, когда Москва была вынуждена проявлять либерализм в отношении регионов, в республиках появилось немало коммунистов и социал-"независимцев", которые требуют настоящей независимости и которых раздражает вмешательство Москвы в их дела. Средством для решения этих проблем Иосиф Сталин видел автономизацию. А вот Ленин изложил свои аргументы в письме под названием "К вопросу о национальностях или об "автономизации".
В нем Владимир Ильич раскритиковал действия Орджоникидзе и потребовал его наказать, несколько завуалированно обвинил Сталина в русском шовинизме и раскритиковал работу Дзержинского как главы комиссии по "Грузинскому делу". Также он провел дифференциацию видов национализма и написал следующее: "Необходимо отличать национализм нации угнетающей и национализм нации угнетённой, национализм большой нации и национализм нации маленькой. По отношению ко второму национализму почти всегда в исторической практике мы, националы большой нации, оказываемся виноватыми в бесконечном количестве насилия, и даже больше того — незаметно для себя совершаем бесконечное количество насилий и оскорблений". Ленин призвал защищать национальные языки республик и оставить на местах большинство наркоматов.
13 декабря 1922 года образована Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика
СК Армении завел дело после сообщений о присоединении военных к акции протеста - Новости | государство, связанное тесным военным, политическим и экономическим союзом с РСФСР; государственное образование в составе СССР. |
Образование Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР) | В 1922 году появилась Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика, охватывающая территории Грузии, Армении и Азербайджана. |
Как история меняла границы между Арменией и Азербайджаном | К 1922 году на огромной территории бывшей Российской империи образовалось несколько независимых советских республик — кроме РСФСР это Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР (Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика. |
ЗСФСР — "Энциклопедия. Что такое ЗСФСР | Закавказская Социалистическая Федеративная Советская республика — сначала независимое государство, после образования СССР — союзная республика. |
Значение слова ЗСФСР | По конституции СССР 1936 года ЗСФСР была упразднена — Азербайджанская, Армянская и Грузинская ССР вошли в состав СССР непосредственно, как самостоятельные союзные республики. |
Создание СССР: как Ленин заложил атомную бомбу
Все события следуют в хронологическом порядке. Несмотря на название, фактически не являлась федерацией. Правовой и юридический статус республики, а также объём и уровень компетенции его властей определяются конституцией федерации. Кроме того, в некоторых странах республики имеют собственные конституции. Республика Исколата латыш. Iskolata Republika — условное название латвийского советского государственного образования на неоккупированной германскими войсками территории Видземе и Латгалии с декабря 1917 до февраля 1918 года. Союз Горцев Северного Кавказа и Дагестана с мая по октябрь 1917 , Горская республика с 1918 , — автономное государственное образование, провозглашённое на съезде северокавказских народов 1 мая 1917 года на территории Дагестана и горских округов Терской области. Официально независимость провозглашена 11 мая 1918 года на мирной конференции в Батуми... Чешская Социалистическая Республика чеш.
Башкирское национальное движение — движение за автономию башкир в 1917—1921 годах. Де-факто являлось «буферным» государством между Советской Россией и Японией. Алашская автономия каз. Алаш-Орда — существовавшее в годы Гражданской войны самопровозглашенное казахское национально-территориальное образование, под управлением правительства «Алаш-Орды».
Российские войска под эгидой Миротворческих сил СНГ, образованных в начале 1994 года, патрулируют линию прекращения огня. Надо отметить, что проблемы Закавказья на этом не заканчиваются: на повестке дня все более накаляющиеся отношения между Тбилиси и армяно- и азербайджанонаселенными районами Грузии - Джавахети и Квемо Картли, где армяне и азербайджанцы в начале 1990-х годов поднимали вопрос о своем выходе из состава из страны и присоединении к соседним республикам.
Иначе говоря, в Джавахети и Квемо Картли можно проследить "предконфликтную ситуацию", которая, при наличии определенных обстоятельств, может перерасти в открытое столкновение с целью сепаратизма или ирредентизма, как произошло в случаях с абхазским, юго-осетинским, а также нагорно-карабахским конфликтами. Заключение Надо отметить, что территориальные конфликты характерны не только для Закавказья. Национальные меньшинства, компактно населяющие приграничные регионы, везде представляют собой "фактор риска". Существует два основных вида таких противостояний: сепаратизм и ирредентизм. Американский профессор Дональд Горовиц дефинирует сепаратизм как "выход группы и занимаемой ею территории из-под юрисдикции государства, составной частью которого она является. Ирредентизм же есть объединение этнически родственного населения и его приграничной территории с родственным государством, которое готово их присоединить.
За выходом из-под юрисдикции путем сепаратизма следует создание нового государства, а результатом ирредентизма является присоединение, аннексия определенной территории тем государством, которое выражает готовность присоединить ту или иную группу, но это не есть простая аннексия: в основе такой аннексии лежит этническое родство". Молодые республики - Азербайджан, Армения и Грузия, во второй раз вставшие на путь независимости, во второй раз сталкиваются с проблемой пограничных, межэтнических конфликтов, в которых, в определенном соотношении, присутствуют обе составляющие: Армения откровенно не против присоединения к ней провозгласившего независимость Нагорного Карабаха, а Москва с молчаливым одобрением прислушивается к доносящимся из также декларирующих свою независимость Абхазии и Южной Осетии просьбам войти в состав РФ. А сложность закавказских конфликтов, как уже было сказано выше, усугубляется еще и тем, что перед их началом пограничные, оспариваемые территории не были моноэтничными, что позволяло конфликтующим сторонам делать утверждения об автохтонности собственных наций и спекулировать понятием "исторической справедливости" в решении фактически территориального вопроса. В результате погромов и военных действий произошло этническое размежевание, однако в данном контексте это вовсе не упростило, а наоборот, еще более усугубило ситуацию - к "справедливости" исторической добавилась "справедливость" по отношению к беженцам и насильственно перемещенным лицам. Будет ли сделана третья попытка? Некоторые политологи полагают, что на самом деле в Закавказье идут закономерные процессы.
Конечно, можно с этим согласиться, но в XXI веке действуют несколько иные механизмы сдерживания, нежели в XVI, и сегодня схема дикого строительства государств "агрессия-война-победа-новые госграницы" не срабатывает. И те межгосударственные конфликты, которые не решаются за столом переговоров, грозят затянутся на долгие десятилетия, как сохраняющийся почти 30 лет в состоянии "ни войны, ни мира" кипрский или длящийся уже более 60 лет и перемежающийся перманентными вспышками насилия арабо-израильский конфликты. На сегодняшний день конфликты в Закавказье, в части военных действий, "заморожены" вот уже 12 лет, однако за время фактического прекращения огня решение этих проблем не сдвинулось с точки "замерзания". Все предлагавшиеся до сих пор варианты урегулирования отвергались то одной, то другой, а то и обеими конфликтующими сторонами одновременно - территориальные претензии обосновывались взаимоисключающими аргументами. Не останавливаясь на общеизвестных предложениях урегулирования грузино-осетинского, грузино-абхазского и армяно-азербайджанского конфликтов, не приведших за эти 12 лет ни к каким результатам, хотелось бы взглянуть на сложившуюся ситуацию с несколько иной точки зрения - с точки зрения предметов конфликта, а именно принадлежности территорий и их администрирования, ибо в конечном итоге все упирается в это. Сделанный в первых главах статьи краткий обзор новейшей истории конфликтов Закавказья показывает, что в условиях отсутствия межгосударственных границ возникавшие межнациональные конфликты носили локальный, кратковременный и несущественный характер.
Более того, они не становились непосильным бременем для поколений, превращая их в жертвы ненависти своих предков: народы, как минимум, 200 лет жили бок о бок, не разделенные ни границами, ни международными миротворческими силами. За этот период лишь один раз конфликт перешел в стадию войны в 1918-1920-х годах , да и то был быстро погашен советизацией Закавказья, то есть упразднением межгосударственных границ и установлением сильной наднациональной власти. И хотя политические элиты советских республик продолжали подковерную борьбу, все это не находило особого отражения в обществах - люди вместе жили, творили, созидали, заключали смешанные браки. На самом деле сегодняшняя ситуация в регионе мало чем отличается от ситуации 1918-1920-х годов. Разве что приостановлены военные действия. Те же госграницы, то же столкновение геополитических интересов сверхдержав и разделительные линии, та же межнациональная вражда.
Только продлилось все это не два года, как в начале XX века, а тянется долгие 12 лет и без видимых перспектив завершения на ближайшее будущее. Все предложения посредников основываются на существовании в Закавказье минимум трех независимых республик и не рассматривают возможности их объединения. Не рассматривается также возможность возникновения внешней по отношению к региону силы, которая, установив в Закавказье свое правление, может принудить всех находящихся в ее подданстве жить в мире. Такой, какой исторически была Россия. Между тем, идея формирования Закавказской или, как принято сейчас говорить, Южнокавказской федерации или конфедерации продолжает витать в воздухе и даже обретать некие зримые очертания. Кроме очень медленно, но все же набирающей обороты Южнокавказской парламентской инициативы, в конце 2005 года произошли события, которые некоторые наблюдатели склонны увязывать именно с перспективой создания такого гособразования.
Речь идет о состоявшемся 29 ноября 2005 в Армении референдуме по конституционным поправкам, который очень активно лоббировался европейскими структурами. В числе многочисленных поправок, в реформированную Конституцию вошли такие пункты, как снятие запрета на двойное гражданство, передача права решения вопроса о госграницах Армении от плебисцита парламенту республики, пожизненная неприкосновенность президента республики: его неподсудность за деятельность, следующую из его статуса на срок своих полномочий "и после него". Следует отметить, что именно по этим пунктам в республике развернулись основные разногласия. Сторонники южнокавказской федерации комментируют их следующим образом: - двойное гражданство даст возможность быть одновременно гражданами и национальной республики, и конфедерации; - определение границ парламентом облегчит образование административных границ и утверждение государственной границы по всему периметру Южного Кавказа; - пожизненная неприкосновенность президента страны "в рамках его полномочий" позволит последнему избежать преследования за ущемление суверенитета республики, что неизбежно в случае вхождения в состав какого-либо гособразования.
Лениным исходя из необходимости хозяйственного и военно-политического объединения закавказских республик после Гражданской войны, уничтожения остатков контрреволюционных сил, восстановления хозяйства, ликвидации межнационального недоверия и вражды. Административно-территориальное деление Государство имело федеративное государственное устройство и подразделялось на несколько республик: Азербайджанская Социалистическая Советская Республика, в неё входят Нахичеванская Автономная Советская Социалистическая Республика и Нагорно-Карабахская автономная область, Социалистическая Советская Республика Армения, Социалистическая Советская Республика Грузия, в неё входят Социалистическая Советская Республика Абхазия, Аджарская Автономная Советская Социалистическая Республика и Юго-Осетинская автономная область. Армянская ССР — 880 500 чел.
До 70-летнего дня рождения СССР не дотянул 4 дня. Самые важные новости теперь в нашем Telegram-канале. Другие актуальные новости.
Zakavkazskaya socialisticheskaya federativnaya sovetskaya respublika
ССР, Арм. ССР и Груз. ССР , оформившаяся в дек. Федеративную Сов.
Была проведена большая работа по разъяснению политики по федерализации закавказских республик. В городе Тифлисе и других городах Закавказья прошли многочисленные митинги с участием видных политических деятелей.
Проводилась разъяснительная работа среди народных масс. Большую роль в этом сыграл Серго Орджоникидзе. Они дали свои результаты. Ленин в апреле 1921 года выступил с предложением создать в Закавказье единый хозяйственный орган. Для этого здесь провели объединение внешней торговли и железных дорог.
На нем было отмечено, что обособление республик Закавказья делает их слабыми перед экономическими проблемами и вмешательством буржуазных стран. Их политический союз будет служить защитой от вмешательства сил контреволюции и укоренит советскую власть. Политическое объединение На пленуме было подчеркнуто, что только политическое объединение позволит создать прочный хозяйственный союз. Попытки создать его делались неоднократно.
Она включала территории Кутаисской и Тифлисской губерний, Батумской области и Сухумского округа бывшей Российской империи. Грузинское правительство заключило договор с Германией, на основании которого немецкие войска разместились на территории республики. В июне 1918 года грузинская армия захватила Абхазию.
А в течении июля Грузия аннексировала уже и российские земли: Адлер, Сочи, Туапсе, позднее — Хадыженск. В 1918—1920 годах в Южной Осетии вспыхивают освободительные восстания, подавленные грузинской армией. С 5 декабря 1936 года входила в состав СССР как союзная республика. До революции у азербайджанцев не существовало собственной государственности. В мае 1918 года, после распада Закавказской федеративной демократической республики, была провозглашена Азербайджанская Демократическая Республика со столицей в Баку. Она включала территории Бакинской и Елизаветпольской губерний, Закатальского округа. Это привело к началу армяно-азербайджанской войны, продолжавшейся вплоть до установления в Азербайджане советской власти.
В середине апреля 1920 года военные соединения Красной армии, разбив остатки войск Деникина, подошли к северным границам Азербайджанской Демократической Республики.
На следующий день, выступая на чрезвычайной сессии Верховного Совета Грузии, Гамсахурдиа призвал защитить грузинскую землю от "агрессора - осетин и русских". В результате боевых действий было убито более 2000 человек. При посредничестве президента РФ Бориса Ельцина в июле 1992 года было объявлено о прекращении огня, за соблюдением этого следят Смешанные силы по поддержанию мира ССПМ , состоящие из российских, грузинских и южноосетинских воинских подразделений. Часть жителей вернулись в свои дома, но, по некоторым оценкам, около 50. В период войны, 19 января 1992, в Южной Осетии был проведен референдум по вопросам провозглашения независимости и присоединения к России.
Подавляющее большинство жителей высказались "за", и 29 мая 1992 парламент республики опубликовал акт о государственной независимости. Война закончилась в июле 1992. Согласно Дагомысскому соглашению, в республике были размещены трехсторонние российские, грузинские и южноосетинские силы по поддержанию мира, основу которых составил российский батальон. В Абхазии причиной конфликта являлись прежде всего противоречия в отношении статуса Абхазии в рамках Грузии. Абхазия была автономной республикой в составе Грузинской ССР, но, когда Грузия добилась независимости и к власти пришел радикальный националистический режим Звиада Гамсахурдиа, Абхазия начала жаловаться на то, что Тбилиси посягает на ее автономию и требовала равного с Грузией статуса в рамках свободной конфедерации. Грузинская сторона отвергла эти требования, опасаясь, что они будут лишь первым шагом к независимости, отсоединению Абхазии, и в августе 1992 года грузинские войска и военизированные формирования вошли в Абхазию.
Абхазы при содействии национальных движений Северного Кавказа оказали ожесточенное сопротивление. К концу 1993 года большая часть грузинского населения Абхазии была вынуждена бежать. По некоторым данным, число беженцев превышает 200. Российские войска под эгидой Миротворческих сил СНГ, образованных в начале 1994 года, патрулируют линию прекращения огня. Надо отметить, что проблемы Закавказья на этом не заканчиваются: на повестке дня все более накаляющиеся отношения между Тбилиси и армяно- и азербайджанонаселенными районами Грузии - Джавахети и Квемо Картли, где армяне и азербайджанцы в начале 1990-х годов поднимали вопрос о своем выходе из состава из страны и присоединении к соседним республикам. Иначе говоря, в Джавахети и Квемо Картли можно проследить "предконфликтную ситуацию", которая, при наличии определенных обстоятельств, может перерасти в открытое столкновение с целью сепаратизма или ирредентизма, как произошло в случаях с абхазским, юго-осетинским, а также нагорно-карабахским конфликтами.
Заключение Надо отметить, что территориальные конфликты характерны не только для Закавказья. Национальные меньшинства, компактно населяющие приграничные регионы, везде представляют собой "фактор риска". Существует два основных вида таких противостояний: сепаратизм и ирредентизм. Американский профессор Дональд Горовиц дефинирует сепаратизм как "выход группы и занимаемой ею территории из-под юрисдикции государства, составной частью которого она является. Ирредентизм же есть объединение этнически родственного населения и его приграничной территории с родственным государством, которое готово их присоединить. За выходом из-под юрисдикции путем сепаратизма следует создание нового государства, а результатом ирредентизма является присоединение, аннексия определенной территории тем государством, которое выражает готовность присоединить ту или иную группу, но это не есть простая аннексия: в основе такой аннексии лежит этническое родство".
Молодые республики - Азербайджан, Армения и Грузия, во второй раз вставшие на путь независимости, во второй раз сталкиваются с проблемой пограничных, межэтнических конфликтов, в которых, в определенном соотношении, присутствуют обе составляющие: Армения откровенно не против присоединения к ней провозгласившего независимость Нагорного Карабаха, а Москва с молчаливым одобрением прислушивается к доносящимся из также декларирующих свою независимость Абхазии и Южной Осетии просьбам войти в состав РФ. А сложность закавказских конфликтов, как уже было сказано выше, усугубляется еще и тем, что перед их началом пограничные, оспариваемые территории не были моноэтничными, что позволяло конфликтующим сторонам делать утверждения об автохтонности собственных наций и спекулировать понятием "исторической справедливости" в решении фактически территориального вопроса. В результате погромов и военных действий произошло этническое размежевание, однако в данном контексте это вовсе не упростило, а наоборот, еще более усугубило ситуацию - к "справедливости" исторической добавилась "справедливость" по отношению к беженцам и насильственно перемещенным лицам. Будет ли сделана третья попытка? Некоторые политологи полагают, что на самом деле в Закавказье идут закономерные процессы. Конечно, можно с этим согласиться, но в XXI веке действуют несколько иные механизмы сдерживания, нежели в XVI, и сегодня схема дикого строительства государств "агрессия-война-победа-новые госграницы" не срабатывает.
И те межгосударственные конфликты, которые не решаются за столом переговоров, грозят затянутся на долгие десятилетия, как сохраняющийся почти 30 лет в состоянии "ни войны, ни мира" кипрский или длящийся уже более 60 лет и перемежающийся перманентными вспышками насилия арабо-израильский конфликты. На сегодняшний день конфликты в Закавказье, в части военных действий, "заморожены" вот уже 12 лет, однако за время фактического прекращения огня решение этих проблем не сдвинулось с точки "замерзания". Все предлагавшиеся до сих пор варианты урегулирования отвергались то одной, то другой, а то и обеими конфликтующими сторонами одновременно - территориальные претензии обосновывались взаимоисключающими аргументами. Не останавливаясь на общеизвестных предложениях урегулирования грузино-осетинского, грузино-абхазского и армяно-азербайджанского конфликтов, не приведших за эти 12 лет ни к каким результатам, хотелось бы взглянуть на сложившуюся ситуацию с несколько иной точки зрения - с точки зрения предметов конфликта, а именно принадлежности территорий и их администрирования, ибо в конечном итоге все упирается в это. Сделанный в первых главах статьи краткий обзор новейшей истории конфликтов Закавказья показывает, что в условиях отсутствия межгосударственных границ возникавшие межнациональные конфликты носили локальный, кратковременный и несущественный характер. Более того, они не становились непосильным бременем для поколений, превращая их в жертвы ненависти своих предков: народы, как минимум, 200 лет жили бок о бок, не разделенные ни границами, ни международными миротворческими силами.
За этот период лишь один раз конфликт перешел в стадию войны в 1918-1920-х годах , да и то был быстро погашен советизацией Закавказья, то есть упразднением межгосударственных границ и установлением сильной наднациональной власти.
1917 год: Развал России и большевики - 2
Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика стала одной из соосновательниц СССР. Против объединения и создания Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики выступили грузинские национал-уклонисты. Таким образом, провозглашение Советской власти, осуществление большевиками единого руководства закавказскими организациями привело к созданию второго после Закавказской Демократической Федеративной Республики. Фактически это означает переход под контроль Азербайджана четырех сел, которые были в составе Азербайджанской ССР, а с 1990-х годов находились под контролем Армении. В итоге учредителями СССР стали четыре республики: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская федерация в составе Грузии, Азербайджана и Армении.