Статья посвящена истории возрождения музейной жизни в пригородных дворцово-парковых комплексах Ленинграда после Великой Отечественной Войны. На период, когда Белехов руководил Отделом по охране памятников, пришлись Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, послевоенное восстановление.
Ленинград в 1944 году. Возрождение
Видео о Объявление о полном снятие блокады Ленинграда 27 01 1944, Что происходило в Ленинграде в первый день блокады, Музей обороны и блокады Ленинграда после обновления. Вот получается, что после Войны грязь проникла на 1 см в мраморные поверхности. После снятия блокады ленинградцы приступили к восстановлению города. После снятия блокады Ленинграда и освобождения Ленинградской области от фашистских захватчиков в феврале 1944 года здесь начались работы по восстановлению железнодорожных линий. Парторганизации Москвы и Ленинграда возглавляли два ждановских выдвиженца — Попов и Попков, Ленгорисполком возглавлял Лазутин.
Восстановление энергетики Северо-Запада после Отечественной войны
Работать приходилось в условиях тридцатиградусного мороза и сильной пурги. На участке Поповка — Дубцы из глубоких минных колодцев, шахт и тоннелей было извлечено более 10 тыс. В кратчайшие сроки был возведен большой мост через реку Волхов вблизи станции Чудово, восстановлены пути и станционные устройства. Уже 23 февраля 1944 года все восстановительные работы на участке Колпино — Поповка — Дубцы были завершены.
Зимой в Тресковицах жили неделями сперва по частным домам, потом в общежитии при школе , а с весны до раннего снега пешком по лесной дороге, 5-6 человек. В 1949 году окончила семь классов, исполнилось 16 лет.
Поехала в Ленинград поступать в инструментально-музыкальный техникум математика шла хорошо , не удалось, заболела мама. Но поступать куда-то было надо В Выборге годичная школа "счетовод-бухгалтер" по двойной системе, союзного значения. В Выборге нас посылали на практику в деревни. Разгуливать в темноте мы остерегались, потому, что часто приходили финны в свои бывшие дома и уходили со словами - мы еще вернемся. К тому времени их всех выселили и население было вологодским, в основном.
В 50-ом году вступила там в комсомол. Когда вернулась никому не сказала и на учет не встала. Но в дальнейшем с мужем обсуждали и вступление детей в комсомол и в партию и одобряли, считая, что это придает ответственности человеку. Ни я, ни муж в партии не были, но по работе мне предлагали вступить не раз. Партийными у нас все пастухи были.
Начала работать в своем колхозе счетоводом и работала пока не вышла замуж. Колхоз был очень скромный. Оплата производилась трудоднями, потому в колхозе велся громадный учет. Например, скосить конкретное поле стоило три трудодня. Его можно было скосить за день, заработав эти три трудодня.
В конце года набиралась сумма трудодней. За каждый можно было что-то получить. Например, по 5 грамм меду, по 3 грамма шерсти. У меня за первый год накопилось 800 трудодней включая учебу. По результатам работы колхоза оценивалась стоимость одного трудодня, в зависимости от того как сработал колхоз.
В 50-ом году в нашем колхозе он стоил 5 копеек и в конце года я получила 160 рублей за 800 трудодней. В 54 году, уже в Тресковицах в богатом колхозе "Штурм" трудодень стоил 10 рублей. Вопрос: Доводилось ли в эти годы выезжать из деревни и зачем? Ответ: В Ленинград ездила каждую неделю на рынок продавать молоко, масло, сметану. Этим и жили.
В 1946 году часто ездила в Нарву за хлебом, здесь его купить было негде. В Нарве целых домов совсем не осталось, жили в подвалах. Ленинград тоже был очень сильно разрушен. Вопрос: Платили ли налоги? Ответ: Налог платили со всего: за корову, за яблоню, за скотину, за землю...
Два кило шерсти, кило масла, сколько-то яиц. Хоть есть у тебя куры, хоть нет, а яйца сдашь. Приемные пункты были в Волосово. Не скажу как в городе, а в Волосово в магазинах у нас было все. Денег не было.
Вопрос: А чем кормили скотину? Ответ: Поросенка кормили травой, зерном, картошкой. Это теперь воображают, а у нас все сами выращивали. Лен сеяли. Вопрос: Было ли медобслуживание в послевоенное время?
Ответ: С медициной после войны было лучше, чем сейчас. Тогда больницы открывались, теперь закрываются. Сегодня мне чтобы в больницу попасть надо направление получить в амбулатории. Амбулатория в Большой Вруде, работает по расписанию, автобусы, практически, не ходят, потом в Волосово. Очень стало плохо.
Вопрос: Много ли пили алкоголя в деревне и были ли бездельники? Ответ: У нас совсем не пили - финская деревня. Ну, может где-то, кто-то, но я не знаю. Пиво варили, это да. Лентяи наверно были, как и везде, но не особо.
И не из-за водки. На то, какие сейчас, ничего похожего. У женщин вообще моды не было. Раз в году, когда все убрано, на "праздник урожая" женщины варили какой-то квас, что ли, хмельной, а может какой подобный напиток. Самогонки вообще не помню.
Но у нас в доме мужчин то не было... Пиво варили. Особенно у мамы хорошо получалось. Это не брага была, брага другое - калью по-фински. Бочка с квасом всегда была.
Вопрос: Когда появилось электричество? Ответ: Для нас, простых людей, электричество появилось в 1957 году. До этого электричество подавалось от дизеля, который работал на известковом заводе, но не всем, только работникам завода, в школу, сельсовет, на водонапорную башню. Простые люди использовали керосиновые лампы для освещения. Керосин продавался.
С появлением электричества стало очень хорошо. Вопрос: Где Вы брали воду? Ответ: В деревне было три колодца, мы брали воду с ближайшего "на Федотке". Чтобы принести два ведра требовалось минут 40. Позднее появилась деревянная водонапорная башня для снабжения фермы, но там нам давали воду неохотно.
Вопрос: Ваш родной язык финский, мужа эстонский. Почему вы детей этим языкам не научили? Ответ: А как их учить? Я на эстонском говорю слабо, муж на финском слабо. С первого дня наш общий язык был только русский.
И в деревне, где я вышла замуж говорили только по-русски. Семья мужа возвратилась из Эстонии после войны намного раньше нас. Они туда на лошади уехали под Тарту , на ней и вернулись, не дожидаясь формирования поезда. К тому моменту от их Тарасино ничего не осталось, все сгорело. В Волосово, в райисполкоме, они получили направление в Тресковицы, тут были пустые дома, выписали лес на строительство нового дома, сдали лошадь и всю сбрую.
Быстро построились. В 1954-ом мы поженились и оба оказались в русскоговорящей деревне. Вопрос: Известно, что в местности типично было хуторное хозяйство, как получилось, что хуторов не осталось? Ответ: Про ликвидацию хуторов не знаю, это было до меня, в начале 30-х. Знаю, что на хуторах жили эстонцы, финны жили в деревнях.
В то время хлебный паек рабочих составлял 800 граммов в день, служащих — 500 граммов, иждивенцев и детей — 300 граммов. Кроме хлеба, паек на месяц включал для рабочих — 1,8 кг. Мяса, 800 граммов масла, 900 граммов сахара, 2кг. Крупы; для служащих, иждивенцев и детей — вдвое меньше.
Водопровод и канализация были уничтожены в годы блокады Ленинграда, после войны в рамках восстановления города шло и восстановление водопровода [45] , налаживали систему центрального отопления [35] , восстанавливали общественные бани [35]. В конце 1940-х годов восстановили работу тепло- и гидроэлектростанций [34]. Благоустройство и дорожная сеть[ править править код ] В конце 1920-х годов началось активное благоустройство Ленинграда, появлялись новые общественные парки и места для отдыха [92]. В историческом центре было разбито несколько скверов — на стрелке Васильевского острова, была восстановлена Кленовая аллея , созданы Сампсониевский сад на месте бывшего кладбища и Сад Девятого Января на проспекте Стачек , который был украшен чугунной оградой из сквера Зимнего дворца [47]. На Елагином острове был открыт Центральный парк культуры [92]. У стен Петропавловской крепости был устроен пляж [92].
Строительство Володарского моста , 1930-е годы В историческом центре велось благоустройство, были созданы Синопская и Свердловская набережные, для чего сносились складские помещения и на их месте устраивались бульвары. Многие участки Невы, ещё имевшие деревянное укрепление или не имевшие его — были одеты в гранит [4]. Были построены Пироговская , Новодеревенская , Шлиссельбургская набережные [11]. После блокады Ленинграда и вместе с восстановлением города особое внимание уделялось озеленению Ленинграда [38]. Были созданы парки Победы в Приморском и Московском районах, скверы у Казанского и Исаакиевского соборов, на улицах создавали газоны и ставили клумбы. Обязательное озеленение шло в новых кварталах [3]. В честь 250-летия города на Марсовом поле зажгли первый вечный огонь [36]. На бывших рубежах обороны Ленинграда в результате длительных боёв была уничтожена большая часть озеленения, которую будут восстанавливать в 1960-е годы в рамках проекта Зелёного пояса славы [93]. В 1936 году был построен мост имени Володарского и первый мост в СССР с железобетонными арками [5] , был достроен Дворцовый мост [11] , реконструирован мост Лейтенанта Шмидта [11]. После войны был построен Большой Крестовский мост [94].
Были отремонтированы многие мостовые города [11]. Традиционно улицы города убирали дворники, с 1933 года ввели в эксплуатацию первые поливальные и снегоуборочные машины [11]. Большая часть улиц в 30-е годы имела ещё булыжные мостовые, пешеходные зоны с дореволюционных времён были постелены каменной плиткой. С 1930-х годов центральные улицы начали активно асфальтировать [11]. Шло активное освещение улиц, убирали последние керосиновые и газовые фонари, в городе были проложены сети электроснабжения [11] , был учреждён «Ленсвет» — трест наружного освещения [11]. За несколько лет было установлено более 20 000 современных светильников, улицы Ленинграда стали заметно светлее [11]. В 1930 году в Ленинграде появилась первая газосветная реклама [11]. Транспорт[ править править код ] В городе постепенно увеличивалось количество транспорта, поэтому возникла необходимость разработки безопасности движения, на улицах появились первые милиционеры — регулировщики, на Невском проспекте был установлен первый в городе светофор [10]. В Ленинграде на фоне роста населения серьёзной проблемой оставалось развитие общественного транспорта [11]. Шло активное расширение трамвайных сетей [95] и вводился автобусный транспорт [10].
Здание старого аэровокзала аэропорта Пулково Протяженность трамвайных линий и количество вагонов выросло в три раза в сравнении с 1913 годом [95]. К 1940 году длинна трамвайных путей составляла уже 440 километров. С 1926 года шло развитие автобусного транспорта, к 1940 году было налажено более 20 автобусных маршрутов, с 1929 году работало такси, к 1941 году в Ленинграде курсировало около 300 машин [10]. Начали появляться первые троллейбусные линии [13]. Ещё в 1920-е годы были восстановлены железные дороги [12]. В период первых пятилеток был реконструирован торговый порт и оснащён крупным холодильником [12]. В 1933 году начали электрифицировать городской железнодорожный узел [12]. К концу десятилетия между Ленинградом и Москвой двигались самые мощные локомотивы того времени [14]. Хотя ситуация с общественным транспортом гораздо улучшилась в сравнении с 1913 годом, она по-прежнему не справлялась с быстрорастущим населением города [10]. Сеть трамваев перевозила каждый день по 750 000 человек, но этого было недостаточно [11].
Неизбежным стал вопрос о строительстве метро, пробивка тоннелей началась в 1940 году [10] , но блокада Ленинграда сорвала планы. Строительство сильно усложнялось подземными грунтами и глинистыми почвами. После окончания войны строительство возобновилось, в 1955 году в строй была введена первая очередь красной ветки метро от Автово до Площади Восстания. Подземные вестибюли впечатляли роскошным оформлением [3]. У Пулковских высот началось строительство аэродрома «Шоссейная» , с 1932 года начались авиаперевозки в Петрозаводск , Лодейное Поле и Москву [14].
Как в послевоенном Ленинграде восстанавливали памятники архитектуры
Восстановление Ленинграда было огромным и сложным проектом, требующим огромных усилий и ресурсов. Множество зданий было разрушено полностью или частично, включая исторические памятники и культурные объекты. Восстановление этих зданий требовало не только физического восстановления, но и сохранения их исторической и архитектурной ценности. Было принято решение восстанавливать здания в соответствии с их исходным дизайном и стилем, чтобы сохранить историческую атмосферу города. Восстановление Ленинграда также включало в себя восстановление инфраструктуры, такой как дороги, мосты, водопроводы и электроснабжение.
Это было необходимо для обеспечения нормальной жизни горожан и возобновления экономической деятельности. Восстановление Ленинграда заняло много лет и было осуществлено благодаря усилиям множества людей, включая архитекторов, инженеров, строителей и обычных горожан. Этот процесс был важным шагом в истории города и позволил Ленинграду восстановиться и стать снова одним из крупнейших и красивых городов России. План восстановления и реконструкции После окончания Второй мировой войны Ленинград оказался в разрушенном состоянии.
Для восстановления города был разработан план, который включал несколько этапов и задач. Оценка разрушений Первым шагом была проведена оценка разрушений, чтобы определить масштаб повреждений и приоритеты восстановления. Это включало оценку состояния зданий, мостов, дорог, систем водоснабжения и электроснабжения. Устранение разрушений После оценки разрушений были предприняты меры по устранению повреждений.
Это включало снос разрушенных зданий, ремонт и восстановление поврежденных конструкций, а также восстановление инфраструктуры. Планирование и проектирование Следующим шагом было планирование и проектирование новых зданий и инфраструктуры. Были разработаны планы для восстановления и реконструкции города с учетом современных требований и потребностей горожан. Строительство После завершения планирования и проектирования началось строительство.
Фрагмент из автобиографии о наградах Г. Ходатайство зав. Ленгорфо Н. Цапкина зав. Овсянникову об утверждении И. Беляева в должности первого заместителя заведующего Ленгорфо вместо Г. Начальник отдела финансирования народного хозяйства Ленгорфинотдела И. Письмо Ленгорфинотдела в Управление по делам искусств Ленгорисполкома об определении сумм расходов на содержание Государственного музея городской скульптуры. Заключение Ленгорфинотдела о работе театров Ленинграда за 1949 г.
Письмо Ленгорфинотдела в Управление по делам искусств Ленгорисполкома о рассмотрении отчёта по смете на содержание аппарата управления за 1949 г.
Ленинград покинули свыше 800 тыс. В 1943 г. Однако Ленинград оставался прифронтовым городом и въезд в него был разрешен только с решения специальной «тройки», созданной в марте 1943 г. После полного снятия блокады и постановления Государственного Комитета Обороны от 29 марта 1944 г. Эвакуация из Ленинграда в годы Великой Отечественной войны сплотила и объединила миллионы людей для общей Победы. При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
В 1947 году отменяют карточную систему. Одновременно проводят денежную реформу — обмен старых денег на новые. К середине 1950-х годов реальная заработная плата достигла довоенного уровня. Посмотреть все слайды.
Презентация на тему Восстановление Ленинграда
На долю Ленинграда выпала самая длительная и массовая эвакуация. К апрелю 1943 г. География ленинградской эвакуации очень велика — горожан принимали как на далеком Алтае, так и в близлежащих Ленинградской, Ярославской, Вологодской и других областях. В списке республик, областей, краев, принимавших ленинградцев, значится более 30 названий. Эвакуация из Ленинграда началась 29 июня 1941 г. Их следовало расселить, оказать необходимую помощь и принять меры к отправке в тыл страны. Уже на пятый день войны в каждом районе города для эвакуации населения были образованы специальные эвакотройки.
Архитектурные особенности реконструкции Реконструкция Ленинграда после Второй мировой войны имела свои особенности, связанные с уникальным историческим и архитектурным наследием города. Восстановление зданий и сооружений проводилось с учетом сохранения исторической ценности и архитектурного стиля. Сохранение и восстановление исторических зданий Одной из основных задач реконструкции было сохранение и восстановление исторических зданий, которые были повреждены во время блокады. Архитекторы и инженеры проводили тщательные исследования и анализ, чтобы восстановить здания в соответствии с их первоначальным видом и стилем.
Использование новых технологий и материалов Реконструкция Ленинграда также включала использование новых технологий и материалов, которые позволяли улучшить качество и прочность восстанавливаемых зданий. Были разработаны новые методы строительства и реставрации, а также использованы новые материалы, которые обеспечивали долговечность и устойчивость зданий. Все эти архитектурные особенности реконструкции были проведены с целью сохранения и восстановления исторического и культурного наследия Ленинграда, а также создания комфортной и функциональной среды для его жителей. Результаты и достижения В результате восстановления и реконструкции послевоенного Ленинграда были достигнуты значительные результаты и достижения. Вот некоторые из них: Восстановление и сохранение исторических зданий и памятников Были восстановлены и сохранены многие исторические здания и памятники Ленинграда, включая Эрмитаж, Зимний дворец, Петропавловскую крепость и другие. Это позволило сохранить и передать будущим поколениям богатое культурное наследие города. Улучшение инфраструктуры и комфорта города Восстановление Ленинграда также включало улучшение инфраструктуры и комфорта города. Были восстановлены дороги, мосты, транспортные системы и другие инженерные сооружения. Это позволило обеспечить более удобное передвижение и повысить качество жизни жителей города. Возрождение культурной жизни Восстановление Ленинграда после войны также способствовало возрождению культурной жизни города.
Были восстановлены театры, концертные залы, музеи и другие культурные учреждения. Это позволило жителям Ленинграда наслаждаться разнообразными культурными мероприятиями и обогатить свою жизнь. Все эти результаты и достижения восстановления и реконструкции Ленинграда после войны сделали его не только красивым и функциональным городом, но и символом выживания и возрождения.
Строились блиндажи, окопы, укрытия, противотанковые препятствия.
На них работали сотрудники милиции. Они проверяли документы у всех проходивших или проезжавших. Такой режим безопасности сохранялся до конца вражеской осады. Только в феврале 1944 года были допущены послабления: начали убирать баррикады — их было около ста.
Оставили только шесть из них. Самые крупные находились на проспекте Стачек, на Ивановской, на проспекте Обуховской Обороны — это были укрепления внешнего периметра, где все еще сохранялась опасность атаки со стороны вражеских войск", — рассказал один из ведущих исследователей истории блокады Ленинграда, начальник научного отдела Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Никита Ломагин. Как курсанты-кировцы изменили план Гитлера по захвату Ленинграда Из работников предприятий и учреждений города — мужчин от 18 до 45 лет — с августа 1941 года формировались батальоны народного ополчения. На добровольных началах в состав батальонов могли войти женщины.
Военсовет поручил также организовать группы подростков для разведки, связи, снабжения личного состава батальонов боепитанием, продовольствием, водой и прочим. Это в большинстве своем неподготовленные люди, увидевшие оружие первый раз в жизни. Это студенты, профессора. И они, выполняя свой гражданский и человеческий долг, на часы, на дни сдерживали немецкое наступление, но, к сожалению, в итоге кольцо все-таки замкнулось", — отметил историк Борис Ковалев, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории СПбИИ РАН.
Внимание, воздух! Наземные рубежи обороны не могли защитить город от артиллерийских ударов, и в этом отношении ключевым вопросом было — кто занимает стратегические высоты. С Пулковских высот, как и с Вороньей горы, Ленинград был виден как на ладони. Оттуда было удобно корректировать огонь.
Пулковские высоты не все были заняты врагом: часть удалось удержать Красной армии", — напомнил Мастридеев. Именно с ситуацией на высотах связано появление знаменитых надписей: "Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна" на Невском проспекте и других улицах. Поэтому и делали эти надписи.
Эта мера действительно помогала: люди понимали, где могут безопасно пройти и укрыться в случае обстрела", — пояснил Мастридеев. Как ополченцы-заводчане не пустили нацистов в Ленинград Атаки с воздуха отражала система ПВО Ленинграда, организованная по круговой схеме, считавшейся тогда классической. За годы войны ее силами было отражено свыше 270 воздушных налетов, уничтожен 1 561 вражеский самолет. Ликвидировать последствия авианалетов и артобстрелов активно помогали жители.
Практически все ленинградцы в годы блокады прошли подготовку по противохимической и противовоздушной обороне, умели тушить небольшие пожары. После немецких воздушных атак на крыши жилых домов для тушения "зажигалок" выбегали и подростки, и пожилые женщины. Светомаскировка в Ленинграде действовала до апреля 1945 года. В темное время суток не было уличного освещения, в домах свет можно было зажигать только при зашторенных окнах.
На рынках цены на продукты в 4-6 раз превышали пайковые. В 1947 году отменяют карточную систему. Одновременно проводят денежную реформу — обмен старых денег на новые. К середине 1950-х годов реальная заработная плата достигла довоенного уровня.
Аннотация к презентации
- Культурное наследие страны советов 1922–1991 гг.
- Похожие презентации
- Принято Постановление о мероприятиях по восстановлению Ленинграда - Знаменательное событие
- Лекция Восстановление Ленинграда после Великой Отечественной войны - смотреть бесплатно
- Индустриальное строительство
Как восстанавливали Ленинград после войны и блокады
После блокады Ленинграда и вместе с восстановлением города особое внимание уделялось озеленению Ленинграда[38]. Новости Подробности Фото Видео. Как в послевоенном Ленинграде восстанавливали памятники архитектуры. Генеральный план 1948 года, прежде все-го, был направлен на восстановление народ-ного хозяйства и города после войны. Статья посвящена истории возрождения музейной жизни в пригородных дворцово-парковых комплексах Ленинграда после Великой Отечественной Войны. Возрождение”, рассказывающая о жизни Ленинграда после освобождения от фашистской блокады.
Ленинград, миграция, часть 3-я: послевоенный период
Как начали восстанавливать Ленинград после блокады. 80 лет назад Ленинград сбросил оковы блокады, в которой был зажат 872 дня. Как начали восстанавливать Ленинград после блокады. 80 лет назад Ленинград сбросил оковы блокады, в которой был зажат 872 дня. Через несколько дней после начала операции к наступлению должна была подключиться 67-я армия, которая освободит Мгу, Ульяновку, Тосно и вместе с Волховским фронтом восстановит контроль над другими населенными пунктами. В условиях войны Ленинград не мог рассчитывать на большую помощь извне, а восстановление местных предприятий промышленности строительных материалов начиналось и велось относительно медленно.
Кривая преступности
- От войны к миру
- Вы точно человек?
- Ленинград, миграция, часть 3-я: послевоенный период
- 80 лет освобождения Ленинграда: последствия блокады
- Бесплатная видео экскурсия послевоенного восстановления Ленинграда
- Содержание
Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
Это явилось первым шагом к массовому применению железобетона в капитальном ремонте и индустриализации ремонтно-строительного производства. После укладки новых перекрытий планировку квартир восстанавливали не по инвентаризационным планам, а по проектам. Проектами предусматривалось при наличии двух лестниц разделение больших квартир на две. В тех домах, где до ремонта имелись ванные комнаты, их восстанавливали вновь. Особенности жилищного фонда и разрушения, причиненные в годы войны, были различными. Поэтому вопросы новой планировки квартир в каждом административном районе города решались по-разному, в том числе восстанавливались и многокомнатные квартиры без ванных помещений, в отдельных случаях с двумя уборными. Обязательным для всех районов было только то, что после комплексного капитального ремонта кухни и уборные должны быть по одной вертикали.
В домах оставалось печное отопление. В кухнях устраивали огневые очаги, в ванных ставили дровяные водогрейные колонки, печи присоединяли к существующим в стенах дымоходам; когда это не удавалось, пробивали в кирпичных стенах новые каналы или возводили из кирпича новые дымовые стояки. В 1947-1948 гг. Это позволило уже в кухнях не ставить огневых очагов и газифицировать ванные комнаты, для газоходов и вентиляции по-прежнему использовались каналы в стенах. Газификация жилищного фонда осуществлялась быстрыми темпами. С 1949 г.
Газоснабжение осуществлялось на базе коксогазового завода, восстановленного в январе 1946 г. Сланцы , оттуда были проложены магистральные газопроводы протяженностью около 250 км. В домах, где проводился капитальный ремонт, уже не восстанавливались не только кухонные очаги, но и печи в комнатах. Одновременно с капитальным ремонтом квартир прокладывались сети горячего водоснабжения, подача воды была организована несколько позднее. Источником теплофикации являлась расположенная на Новгородской улице ТЭЦ. Основные работы по капитальному ремонту жилищного фонда выполнялись силами ремонтно-строительных контор райжилуправлений.
В 1948 г. Вновь созданные тресты находились в подчинении райисполкомов. Подготовкой проектно-сметной документации для капитального ремонта жилищного фонда и зданий, используемых организациями, подведомственными райисполкомам, занимались районные проектно-сметные бюро райжилуправлений. Проекты составлялись по заказам и техническим заданиям, выдаваемым райжилуправлениями. В задании четко регламентировались состав и содержание проекта. В тех случаях, когда заказывалась только смета, объемы необходимых ремонтных работ определялись сметчиками после проведения технического обследования объекта.
При этом сметчиками составлялся поквартирный перечень работ, выдававшийся в дальнейшем вместе со сметой ремонтно-строительным организациям. В сложных случаях замены деревянных жилых мансард на обычный этаж, комплексного капитального ремонта со сплошной заменой перекрытий и перепланировкой, восстановления разрушенной в период войны части дома и т. В эти годы в аппарате Управления по делам строительства и архитектуры Исполкома Ленгорсовета имелось хозрасчетное подразделение, выполнявшее техническую экспертизу зданий и состоявшее из опытных инженеров, прежде лично участвовавших в проектировании и строительстве многих ленинградских зданий. Обследование зданий эксперты вели визуально. Освидетельствование скрытых конструкций производилось после вскрытий, выполнявшихся силами заказчиков. После проведения обследования эксперты давали письменные ответы на те вопросы, которые перед ними были поставлены заказчиком.
Среди обычных вопросов были: возможность увеличения нагрузок на фундамент в случае замены жилой деревянной мансарды на полноценный этаж, восстановление разрушенной части дома на сохранившихся фундаментах, необходимость частичной замены перекрытий в поврежденном здании или возможность их усиления и т. Экспертное заключение умещалось на 1-2 машинописных страницах, в отдельных случаях оно дополнялось расчетной частью. Эксперты давали обоснованные заключения, но они по существу только облегчали заказчику подготовку технического задания, убеждали его и утверждающую инстанцию в обоснованности ремонта в объеме, указанном в задании, объект же ремонта оставался недостаточно изученным и дополнительное обследование возлагалось на проектировщиков, а как это сделать, проектировщики знали плохо, этому их не учили.
Разрушенные здания были снесены, а обломки и руины были удалены, чтобы освободить место для новых строительных проектов. Восстановление и реконструкция исторических зданий Одним из важных этапов восстановления было восстановление и реконструкция исторических зданий, которые были повреждены во время войны. Это включало восстановление фасадов, крыш, окон и других архитектурных элементов, чтобы вернуть здания к их прежнему величию и красоте. Строительство новых жилых и общественных зданий Восстановление Ленинграда также включало строительство новых жилых и общественных зданий.
Были построены новые многоквартирные дома, школы, больницы, торговые центры и другие сооружения, чтобы обеспечить жителей города всем необходимым для комфортной жизни. Создание новых архитектурных ансамблей и общественных пространств Восстановление Ленинграда также включало создание новых архитектурных ансамблей и общественных пространств. Были созданы новые парки, скверы, площади и набережные, которые стали местами отдыха и развлечений для жителей и посетителей города. Все эти этапы восстановления были проведены с целью вернуть Ленинграду его прежнюю красоту и функциональность, а также создать комфортные условия для жизни и работы его жителей. Архитектурные особенности реконструкции Реконструкция Ленинграда после Второй мировой войны имела свои особенности, связанные с уникальным историческим и архитектурным наследием города. Восстановление зданий и сооружений проводилось с учетом сохранения исторической ценности и архитектурного стиля. Сохранение и восстановление исторических зданий Одной из основных задач реконструкции было сохранение и восстановление исторических зданий, которые были повреждены во время блокады.
Архитекторы и инженеры проводили тщательные исследования и анализ, чтобы восстановить здания в соответствии с их первоначальным видом и стилем. Использование новых технологий и материалов Реконструкция Ленинграда также включала использование новых технологий и материалов, которые позволяли улучшить качество и прочность восстанавливаемых зданий. Были разработаны новые методы строительства и реставрации, а также использованы новые материалы, которые обеспечивали долговечность и устойчивость зданий. Все эти архитектурные особенности реконструкции были проведены с целью сохранения и восстановления исторического и культурного наследия Ленинграда, а также создания комфортной и функциональной среды для его жителей. Результаты и достижения В результате восстановления и реконструкции послевоенного Ленинграда были достигнуты значительные результаты и достижения. Вот некоторые из них: Восстановление и сохранение исторических зданий и памятников Были восстановлены и сохранены многие исторические здания и памятники Ленинграда, включая Эрмитаж, Зимний дворец, Петропавловскую крепость и другие.
На восстановление было ассигновано 790 млн. В 1944 на заводах и фабриках Ленинграда введено в эксплуатацию свыше 1 млн. В том же году вступили в строй Театр оперы и балета имени С. Кирова, Театр драмы имени А.
Пушкина, Малый оперный театр, ТЮЗ, филармония. Началось восстановление музеев. В 1944—45 ленинградцы отработали на восстановлении промышленности и городского хозяйства 52,7 млн. К весне 1945 вторую строительную специальность без отрыва от производства приобрели около 70 тыс. В 1945 открыты для посетителей Ленинградский филиал Центрального музея В.
Ленинградские коммуналки После каждого обстрела в городе постоянно старались быстро заделать поврежденную кровлю. Но делали это не квалифицированные рабочие, а женщины и дети.
Из мальчишек, которым едва исполнилось четырнадцать лет, создавались целые бригады кровельщиков. Когда же война закончилась, то попасть в город можно было лишь только по пропускам, которые выдавались лишь только тем, у кого в Ленинграде были родственники или нужно было по работе. И все это происходило из-за того, что жилья не хватало. Эвакуированные долгое время не могли попасть в родной город, но эти правила не распространялись на деятелей науки и искусства, а также на военных. Были пересмотрены и жилищные нормы. Если раньше на одного человека должно было приходиться девять квадратных метров, то в 1944 году этот норматив был снижен до шести метров.
Tg: СОЛОВЬЕВ
В условиях войны Ленинград не мог рассчитывать на большую помощь извне, а восстановление местных предприятий промышленности строительных материалов начиналось и велось относительно медленно. Главная» Новости» Блокада ленинграда юбилей 2024. После полного снятия блокады и постановления Государственного Комитета Обороны от 29 марта 1944 г. «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году» реэвакуация резко возросла и к апрелю 1946 г. Главная» Новости» Блокада ленинграда юбилей 2024. После полного снятия блокады, в марте 1944 г. вышло постановление правительства «О первоначальных мероприятиях по восстановлению Ленинграда». После полного снятия блокады и постановления Государственного Комитета Обороны от 29 марта 1944 г. «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году» реэвакуация резко возросла и к апрелю 1946 г.
Восстановление Ленинграда
Борис Ковалев рассказывает, что в Ленинград со всего Северо-Запада привозили молодых ребят для учебы в ремесленных училищах, где они получали профессию. В воспоминаниях тех людей, которые учились в училищах, говорится, что Ленинград очаровывал и затягивал. Очень многие из деревенских мальчишек и девчонок, которые приезжали учиться, вдруг становились настоящими ленинградцами, любящими свой город, пытающимися его узнать и познать». Поскольку во время войны самым уязвленным слоем населения оказались интеллигенты, не имевшие навыков выживания в столь тяжелых условиях. В то время как люди, переселившиеся из деревни, уже проходили через голод и лишения», — рассказывает ученый.
Питание в постблокадном Ленинграде В 1944 году на карточку рабочего можно было получить 700 граммов хлеба, на карточку служащего — 500 граммов, на иждивенческую и детскую — по 300 граммов. При этом бюджет средней и бедной семьи с одним или двумя работающими колебался от 2000 до 500 и даже 300 рублей, пишет в своих воспоминаниях ленинградка Кириллина Э. При этом с весны 1944 года в Ленинграде начали продавать алкоголь в коммерческой торговле, говорит Дмитрий Асташкин. Пусть и в небольших количествах — отпуск в одни руки водки и вина не более 100 граммов, пива — не более 0,5 литра или одной бутылки.
Но положение низкооплачиваемых категорий рабочих, служащих становилось катастрофическим», — пишут в своей работе о послевоенном Ленинграде исследовательницы Екатерина Огородник и Галина Черныш. Жилищный вопрос в постблокадном Ленинграде По словам Бориса Ковалева, ленинградским властям после снятия блокады нужно было решать триаду актуальнейших вопросов. Первый — восстановление в городе промышленных предприятий. Второй — размещение людей.
Многие из тех, кто возвращался в город, не могли вернуться в собственные квартиры, говорит Никита Ломагин. Это была пора поистине великой тесноты.
Водопровод и канализация были уничтожены в годы блокады Ленинграда, после войны в рамках восстановления города шло и восстановление водопровода [45] , налаживали систему центрального отопления [35] , восстанавливали общественные бани [35]. В конце 1940-х годов восстановили работу тепло- и гидроэлектростанций [34]. Благоустройство и дорожная сеть[ править править код ] В конце 1920-х годов началось активное благоустройство Ленинграда, появлялись новые общественные парки и места для отдыха [92]. В историческом центре было разбито несколько скверов — на стрелке Васильевского острова, была восстановлена Кленовая аллея , созданы Сампсониевский сад на месте бывшего кладбища и Сад Девятого Января на проспекте Стачек , который был украшен чугунной оградой из сквера Зимнего дворца [47]. На Елагином острове был открыт Центральный парк культуры [92]. У стен Петропавловской крепости был устроен пляж [92].
Строительство Володарского моста , 1930-е годы В историческом центре велось благоустройство, были созданы Синопская и Свердловская набережные, для чего сносились складские помещения и на их месте устраивались бульвары. Многие участки Невы, ещё имевшие деревянное укрепление или не имевшие его — были одеты в гранит [4]. Были построены Пироговская , Новодеревенская , Шлиссельбургская набережные [11]. После блокады Ленинграда и вместе с восстановлением города особое внимание уделялось озеленению Ленинграда [38]. Были созданы парки Победы в Приморском и Московском районах, скверы у Казанского и Исаакиевского соборов, на улицах создавали газоны и ставили клумбы. Обязательное озеленение шло в новых кварталах [3]. В честь 250-летия города на Марсовом поле зажгли первый вечный огонь [36]. На бывших рубежах обороны Ленинграда в результате длительных боёв была уничтожена большая часть озеленения, которую будут восстанавливать в 1960-е годы в рамках проекта Зелёного пояса славы [93].
В 1936 году был построен мост имени Володарского и первый мост в СССР с железобетонными арками [5] , был достроен Дворцовый мост [11] , реконструирован мост Лейтенанта Шмидта [11]. После войны был построен Большой Крестовский мост [94]. Были отремонтированы многие мостовые города [11]. Традиционно улицы города убирали дворники, с 1933 года ввели в эксплуатацию первые поливальные и снегоуборочные машины [11]. Большая часть улиц в 30-е годы имела ещё булыжные мостовые, пешеходные зоны с дореволюционных времён были постелены каменной плиткой. С 1930-х годов центральные улицы начали активно асфальтировать [11]. Шло активное освещение улиц, убирали последние керосиновые и газовые фонари, в городе были проложены сети электроснабжения [11] , был учреждён «Ленсвет» — трест наружного освещения [11]. За несколько лет было установлено более 20 000 современных светильников, улицы Ленинграда стали заметно светлее [11].
В 1930 году в Ленинграде появилась первая газосветная реклама [11]. Транспорт[ править править код ] В городе постепенно увеличивалось количество транспорта, поэтому возникла необходимость разработки безопасности движения, на улицах появились первые милиционеры — регулировщики, на Невском проспекте был установлен первый в городе светофор [10]. В Ленинграде на фоне роста населения серьёзной проблемой оставалось развитие общественного транспорта [11]. Шло активное расширение трамвайных сетей [95] и вводился автобусный транспорт [10]. Здание старого аэровокзала аэропорта Пулково Протяженность трамвайных линий и количество вагонов выросло в три раза в сравнении с 1913 годом [95]. К 1940 году длинна трамвайных путей составляла уже 440 километров. С 1926 года шло развитие автобусного транспорта, к 1940 году было налажено более 20 автобусных маршрутов, с 1929 году работало такси, к 1941 году в Ленинграде курсировало около 300 машин [10]. Начали появляться первые троллейбусные линии [13].
Ещё в 1920-е годы были восстановлены железные дороги [12]. В период первых пятилеток был реконструирован торговый порт и оснащён крупным холодильником [12]. В 1933 году начали электрифицировать городской железнодорожный узел [12]. К концу десятилетия между Ленинградом и Москвой двигались самые мощные локомотивы того времени [14]. Хотя ситуация с общественным транспортом гораздо улучшилась в сравнении с 1913 годом, она по-прежнему не справлялась с быстрорастущим населением города [10]. Сеть трамваев перевозила каждый день по 750 000 человек, но этого было недостаточно [11]. Неизбежным стал вопрос о строительстве метро, пробивка тоннелей началась в 1940 году [10] , но блокада Ленинграда сорвала планы. Строительство сильно усложнялось подземными грунтами и глинистыми почвами.
После окончания войны строительство возобновилось, в 1955 году в строй была введена первая очередь красной ветки метро от Автово до Площади Восстания. Подземные вестибюли впечатляли роскошным оформлением [3]. У Пулковских высот началось строительство аэродрома «Шоссейная» , с 1932 года начались авиаперевозки в Петрозаводск , Лодейное Поле и Москву [14].
Отдали свой паек хлеба за 3 дня женщинам с папиной работы, чтобы они помогли маме отвезти его на Волковское кладбище — это другой конец города. Женщины эти, как только съели хлеб, так и бросили маму.
Она повезла папу на кладбище одна. Шла с санками вслед за другими людьми. Выбилась из сил. Мимо везли сани, нагруженные телами умерших. Извозчик разрешил маме прицепить к ним сани с папиным гробом.
Мама отстала. Придя на кладбище, увидела длинные рвы, куда складывали покойников, и как раз папу вытащили из гроба, а гроб разбили на дрова для костра. Лампадка в ночи Из блокадного дневника Клавдии Андреевны Семеновой. Не прекращала работать все 900 блокадных дней. Была глубоко верующей, увлекалась музыкой и театром.
Умерла в 1972 году. В 6 утра артобстрел. В 7 часов по радио сообщили отбой. Пошла в церковь. Много народу.
Исповедь общая. Причастилась Святых тайн. Пришла домой в 11. Сегодня Вербное воскресенье. Чувствую усталость, болит правая нога.
Где-то мои дорогие? Слушаю по радио хорошую передачу. Чилийская песня на гавайской гитаре, Лемешев. Сегодня Пасха Господня. В пол-седьмого утра пошла в церковь, простояла обедню.
День солнечный, но холодный. Стреляли сейчас зенитки. Я в стационаре при больнице. Ноге несколько лучше. Питают сносно.
Главное — дают масло 50 гр. Конечно, мало. Ночью была сильная канонада. Днем тихо. Вялость в людях и в природе.
Тяжело ходить. Рабочий день. На улицах мало флагов, никаких украшений. Солнце чудное. Первый раз вышла без платка.
После работы пошла в театр. Место было хорошее. В пол-восьмого дома. Был артобстрел. Тревога была в 5, в пол-шестого кончилась.
День холодный. Взяла на 10 мая билет в Филармонию на 5-ю симфонию Чайковского, дирижер Элиасберг. В пол-шестого начался сильный обстрел, где-то близко. В 7 была в Филармонии. В войну служил политруком кавалерийского эскадрона.
После войны преподавал в ленинградских вузах. Умер в 1981 году. Сегодня исполнилось 25 месяцев со дня начала великих испытаний. Я не в состоянии хронологически освещать события, буду делать краткие зарисовки. Если не суждено будет самому воспользоваться, пусть эти строки останутся памятью обо мне для моей бесконечно любимой дочурки.
Подрастет, прочтет и поймет, как жили и боролись люди за ее будущее счастье. Вчера Сталин подписал приказ о провале летнего наступления немцев. Думаю, следующим летом будем праздновать победу. Разгром Германии возможен даже в этом году, если союзники все же высадят десант в Европе. А ведь было время, многие не верили в наши силы.
Помню разговор в августе 1941-го с майором Т. Он знал меня еще мальчиком. В армии служит лет 10. Наше с тобой положение безнадежно. Наши войска под Ленинградом, даже некуда будет отступать.
Мы в мышеловке. В те дни многие метались: эвакуироваться из города или остаться? Прорвется немец в город или нет? Начался артобстрел. Стены содрогались от близких разрывов.
Но публика спокойно сидела в темном зале. Досмотрели до конца. Таков теперь быт ленинградцев: ходят в кино, в театры, а где-то рядом рвутся снаряды, замертво падают люди. При этом работа предприятий и учреждений не прекращается. Где же фронт, где тыл?
Как определить границу между геройством и беспечностью? Что это — мужество или привычка? Каждый в отдельности взятый ленинградец ничего такого не совершил, чтобы наградить его орденом, но все они вместе взятые, безусловно, воплощают в себе звезду Героя Советского Союза. В последние дни освобождены 10 городов в Донбассе, взят Таганрог. Во время концерта объявили о взятии Харькова.
Зал рукоплескал стоя. У нас назначен новый командарм. Низкого роста, коренастый, говорит медленно, увесисто, видимо, волевой, жесткий человек. Этот будет покрепче предшественника. Его приход подкрепляет предположение, что нашей армии предначертаны наступательные операции не местного значения.
В феврале 1942 года в Волхов прибыли эшелоны с оборудованием станции с Урала и из Средней Азии. И уже 30 апреля заработал первый гидроагрегат. Сооружение всех объектов электропередачи Волховская ГЭС — Ленинград, включающей три подстанции, более 200 км воздушных линий, пять ниток подводного кабеля, было выполнено за 45 дней вместо заданных военным советом 56 дней. После Великой Отечественной войны Василеостровская электростанция подверглась расширению. В 1946—1950 годах были реконструированы все четыре котла с переводом их со слоевого сжигания на камерное.
Соответственно была реконструирована топливоподача. Первоочередной задачей станции стала не только выработка электроэнергии, но и теплофикация и горячее водоснабжение Васильевского острова. Производственные площади были невелики, поэтому необходимо было максимально использовать последние достижения энергомашиностроительных заводов и увеличить единичную мощность турбинных и котельных агрегатов. Строительство главного здания станции осуществлялось с применением сборных железобетонных конструкций и керамзитобетонных панелей — их впервые в стране стали осваивать при сооружении тепловых электростанций. Василеостровская электростанция стала первой теплоэлектроцентралью, где сочеталась комбинированная выработка электроэнергии на базе промышленной и коммунальной теплофикации.
В связи с этим коллектив Дубровской ГРЭС получил указание начать демонтаж оборудования и его эвакуацию. Когда в январе 1943 года Дубровскую ГРЭС освободили, она представляла собой руины — груды бетона и металла. Все инженерные сооружения: мосты, эстакады, насосная станция и железнодорожные пути — были полностью разрушены. Тем не менее, в 1944 году ГРЭС решили восстанавливать, и уже в марте 1946 года пустили первые котел и турбину. В декабре 1958 года мощность Дубровской ГРЭС превзошла довоенную, а станция была оснащена передовым оборудованием российского производства.
Гидроэнергетика 16 августа 1947 года состоялся ввод в эксплуатацию Светогорской ГЭС. В 1940 году в результате советско-финской войны электростанция перешла к СССР. Проект был изменен к примеру, была увеличена высота плотины , и строительство продолжилось.
Восстановление энергетики Северо-Запада после Отечественной войны
Через 2 месяца после освобождения города было принято решение о восстановлении в прежнем виде дворцово-паркового ансамбля города Пушкина. Перед вами снимки главных зданий Ленинграда в конце войны: его дворцы после нескольких лет оккупации оказались в руинах, и на их восстановление ушло не одно десятилетие. Было поручено восстановить Ленинград как столичный город, а также центр военной промышленности и точечного машиностроения Блокада Ленинграда стала одной из самых трагичных страниц в истории Великой Отечественной войны. Генеральный план 1948 года, прежде все-го, был направлен на восстановление народ-ного хозяйства и города после войны. Было поручено восстановить Ленинград как столичный город, а также центр военной промышленности и точечного машиностроения Блокада Ленинграда стала одной из самых трагичных страниц в истории Великой Отечественной войны.