«Не только любовь» – первая опера Родиона Щедрина, написана в 1961 году и посвящена Майе Плисецкой. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет в праздничные мартовские дни премьеру оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в постановке дирижера Феликса Коробова, режиссера Евгения Писарева, художников Максима Обрезкова.
Опера «Не только любовь» в Концертном зале Мариинского театра
Начавшаяся драка прекращена председателем колхоза Варварой Васильевной. Все расходятся. Варвару одолевают сомнения: с подчиненными она строга, но над погодой, от которой зависит успех жатвы, не властна. В разговоре с Володей она пытается узнать его планы, ведь в деревне не хватает рабочих рук. Действие второе Молодежь собралась на вечеринку. Девушки и парни, состязаясь друг с другом, поют частушки. Появляются представители колхозной самодеятельности, исполняющие неуклюжий марш, после выступает Гаврилов. Суровые моралисты из самодеятельности распекают городского, среди обвинений звучит реплика «Сумбур вместо музыки! Володя поет с девушками лирические куплеты.
Всем все известно. Кто то сочувствует кто то укоряет и осуждает. Впечатлении о спектакле Сюжет оперы не оригинален, Обычная судьба. Действие могло происходит впринципе в любое время в любой стране. Но здесь режиссер выбрал именно 50-е года Советски союз. Стояли три высоченые березы, а точнее их стволы. Посередине сцены непонятный силуэт какой то развалившейся машины, по периметру сцены стоят скамейки.
Родион Щедрин — один из самых крупных и известных советских композиторов второй половины ХХ века. Он обладал гениальным ощущением оркестрового звучания. Щедрина называют королем современного оркестра, мастером оркестровки, комбинаций оркестровых красок, внезапных эффектов. На первый взгляд материал его произведений может показаться обманчиво простым. Но искусная изощренность его языка ведет нас в глубины музыки. Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене — великой русской балерине — Майе Плисецкой. Это была первая работа композитора в оперном жанре.
Несмотря на то, что опера изначально предназначалась для Большого театра, Щедрин стремился уйти от принятых тогда на этой сцене монументальных массовок со знаменами в камерную сферу, к переживаниям обыкновенных людей. Но хотя, премьерный спектакль оформлял художник Александр Тышлер, а дирижировал Евгений Светланов, переломить обычаи академического театра композитору, все же, не удалось. Поэтому важной вехой стало появление оперы «Не только любовь» на новой театральной сцене — Московского камерного музыкального театра режиссера Бориса Покровского, в качестве первого спектакля этого театра 1972. Несколько лет опера неоднократно исполнялась в Москве и провинции, но, постепенно исчезла с репертуарной страницы и в дальнейшем была незаслуженно забыта.
Полюбил бы, коли захотела
О замысле постановке Евгений Писарев рассказал пресс-службе театра: «Конечно, главное — это лирическая история о несостоявшейся любви. Об изломанности души сильных людей. Люди эти изломаны войной, задушены жестокой реальностью колхозного быта. И тем не менее гармоничны и полны желания жить и любить». Над оформлением спектакля работают сценограф Максим Обрезков и художник по костюмам Мария Данилова.
Яркий, самобытный спектакль, в котором переплетаются светлая лирика и ирония, "сочный" жанровый юмор и высокий драматизм, создан режиссером Юрием Александровым, художником Вячеславом Окуневым и исполнен блестящим созвездием артистов театра "Санктъ-Петербургъ Опера". Это спектакль - на любой вкус. Исполненный в стиле мюзикла, он привлекает и свободным вокалом, и "открытостью" драматической игры, и обилием танцев.
Щедрин написал свою первую оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Натаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. Действие происходит в советской колхозной деревне спустя 10 лет после окончания Великой Отечественной войны. В основе сюжета лежит история главной героини - председателя колхоза Варвары Васильевны, оказавшейся перед ложным выбором: смелые и сильные чувства к молодому парню или профессиональный долг. Сам автор Родион Щедрин отзывался о своем произведении как о «колхозном Евгении Онегине», и сходство это прослеживается уже в авторском определении жанра, подобно Евгению Онегину Чайковского, опера Щедрина имеет жанровый подзаголовок «лирические сцены». В точности так же, как и в Онегине тесно переплетены бытовой, драматический и лирический смыслы: к примеру, музыковеды соотносят часто сцену объяснения Онегина с Татьяной и диалог Варвары и Володи в конце спектакля. Фото предоставлено: пресс-службой Музыкального театра им. Немировича-Данченко Фото предоставлено: пресс-службой Музыкального театра им.
Новое поколение мужчин, на месте выкошенных войной, еще не взросло. Колхозом руководит 28-летняя Варвара, одинокая, сильная, как будто лишенная эмоций, взявшая на себе бремя колоссальной ответственности. Лариса Андреева в этой роли не копирует типажи из советского кино про колхозы. Красивая, высокая, сильная, она, скорее, напоминает образ жрицы, царицы или богини, которая запрещает себе человеческие слабости во имя долга. Максим Обрезков и Ася Мухина нарисовали тревожную картину, сознательно лишив ее буколических красот: голая земля, готовая к посевной, высоковольтная линия электропередач, уходящая к горизонту, тяжелые тучи в небе и бесконечный ливень, не дающий возможность сева. И это не просто бытовая проблема неких далеких от нас советских колхозников. Тема поднимается до уровня языческого мифа, в котором люди живут в абсолютной гармонии и единстве с природой. Не будет сева, не будет урожая. Не будет урожая, не будет жизни. Классический оперный любовный треугольник здесь тоже демонстрирует удивительное слияние бытового реалистического конфликта с высотами истинной трагедии. Молодой паренек Володя, легкомысленный балабол, избалованный вниманием девок, появляется перед более чем скромными односельчанами, как Сергей Сергеевич Паратов — в белом костюме и элегантных туфлях. Кирилл Матвеев создает очень яркий характер обаятельного пустомели, который своей асоциальностью рушит шаблоны жесткой системы деревенского сообщества. Варвара влюбляется в Володю. И эта любовь — не что иное, как страсть, «химия», эротическое влечение.
Андрей Максимов - о премьере оперы Родиона Щедрина "Не только любовь" в МАМТ
Состав действующих лиц, к сожалению, идеальным образом не сложился. Как правило, Родион Щедрин зачастую сам утверждает исполнителей главных партий, но на этот раз театр решил взять всю ответственность на себя. Дирижер-постановщик Феликс Коробов отнесся к партитуре с большим уважением и аккуратностью, а также с фантазией: например, в хоровом эпилоге на сцене исполнению частушек аккомпанировал балалаечник Никита Говоров, и это было интересно. Однако нельзя сказать, что оркестр звучал с должной степенью тонкости и музыкальным разнообразием. Гениальность щедринских тембровых и динамических «изюминок» можно было бы расслышать и воплотить гораздо изящнее, несмотря на то, что жанровая драматургия оперы постепенно меняется от лирико-комической почти до экспрессионистской, что требует ближе к финалу более напористого и мощного звучания — но точно не в каждой сцене. Меццо-сопрано Лариса Андреева в образ Варвары Васильевны через драматическую игру всячески старалась вложить максимум эмоциональных сил, труда.
Однако артистка находится не в лучшей вокальной форме, сам тембр не обладает ясностью и выразительностью, техника не дает возможности петь мягкое пиано или красиво озвучивать нижний регистр. Опера есть опера, и даже самая талантливая драматическая интерпретация образа не может компенсировать отсутствие качественного вокала. Кирилл Матвеев в партии Володи Гаврилова также смотрелся убедительно актерски — не переигрывал, излишне не комиковал, хотя сам рисунок роли на это постоянно провоцирует. Щедрин воплощение образа «рубахи-парня» поручил, что называется, мощному тенору — лирический здесь не подойдет, хотя сложность партии как раз в том, что возможности его амплуа тоже иногда нужны. Например, в речитативе перед «Песней про елочку» нужно мягко фальцетом брать высокие ноты и недурно петь в малой октаве: нюансировки на таком уровне премьерный тенор предложить пока не смог.
Наташа, невеста Володи, получилась у Марии Макеевой ровно так, как это предполагает сюжет оперы: героиня находится всегда на втором плане и много на себя не берет, примерно соответствующе сказанному прозвучала ее ария, хотя при желании и самой певицы, и режиссера образ можно было бы укрупнить. Кстати, эту «процедуру» хорошо получилось применить относительно образа разведенки Катерины — Вероника Вяткина пела и играла харизматично. Квартет трактористов во главе с их бригадиром в исполнении Феликса Кудрявцева и Иваном Трофимовым, роль которого играл Станислав Ли, звучал прилично и, главное, без того самого «производственного» пафоса. Комическую линию наравне с хором замечательно воплотили музыканты «духового симфонического эстрадного самодеятельного оркестра» под руководством Кондурушкина, чей образ примерил Максим Осокин. Если пересмотреть исполнительский состав, спектакль однозначно окажется выигрышным.
Так же, как в некоторых других произведениях того периода, Щедрин широко использовал в этой опере форму частушки. Жанр охарактеризован авторами как лирическая опера. В 1973 году солистами Ниёле Амбразайтите , Виргилиус Норейка и другие , оркестром и хором государственного академического театра оперы и балета Литовской ССР под управлением дирижёра Римаса Генюшаса для фирмы « Мелодия » была осуществлена аудиозапись этой оперы.
Опера «Не только любовь» 21.
Щедрин — один из самых крупных и известных советских композиторов второй половины ХХ века. Владея острым современным музыкальным языком, он создал произведения, доступные широким кругам слушателей. Все его оперы и балеты созданы исключительно на сюжеты крупнейших русских писателей: Гоголя, Чехова, Толстого, Набокова, Лескова.
В середине оперы плащи сбрасываются и остаются яркие одежды радующие взгляд.
Сама опера очень скучная, прерывающаяся на нелепые частушки. Для глаз ничего интересного на сцене не происходит, для слуха только музыка. Пение удовольствия не доставляет. Не зря наверно в 1961 году вместо трех запланированных спектаклей дали только один, и на долгие годы про нее все забыли.
Ожить в 2017 году опере "не только любовь" не удалось. Недостатки: скучно.
Р. Щедрин опера "НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ"
В один из выходных дней решили посетить с супругой камерный музыкальный театр Санктъ-Пербургъ опера, правда репертуар выбрали немного не удачный опера "Не только любовь" и тема опера совхозы, колхозы, поля, что не очень актуально на данный момент. Настоящим подарком для жителей стала лирическая опера Родиона Щедрина «Не только любовь». Спектакль состоялся 11 октября во Дворце культуры «Химик» и снискал бурные аплодисменты и теплый прием у воскресенского зрителя. Сам писатель называл свое произведение колхозный Евгений Онегин, но режиссер постановки Евгений Писарев уверен, что по драматургии и силе чувств оперу можно сравнить не только с романом в стихах Пушкина, но и с Леди Макбет Мценского уезда Лескова. Самым заметным событием начавшегося учебного года стала премьера оперы Р.К. Щедрина «Не только любовь», которая ознаменовала рождение Оперной студии МГИМ имени А.Г. Шнитке. три акта с эпилогом Родиона Щедрина. Петербургская премьера оперы "Не только любовь" всемирно известного композитора Родиона Щедрина стала знаковым событием. Сам композитор отметил, что это лучшая постановка его произведения.
Лирические сцены в синеве
И здесь особого внимания заслуживает музыка, которая переплетает в себе лирические мелодии современных частушек и напевов. Благодаря этому, сюжетная линия становится еще более выразительной и эмоциональной. Спектакли в Театре Станиславского и Немировича-Данченко всегда пользуются огромным успехом и, несомненно, это будет прекрасная возможность окунуться в мир красоты и глубины оперного искусства. Мы уверены, что после прочтения этой новости вы не устоите перед желанием приобрести билеты на эту прекрасную опера. И делать это стало проще простого!
Щедрин как-то назвал оперу «колхозным «Евгением Онегиным». Родион Щедрин, композитор, автор оперы «Не только любовь»: «Народная мудрость, отшлифованная: «Мы частушек много знаем, знаем тысячи полторы, сами сочиняем, сами композиторы…» — вот сейчас все стали композиторами. Так что я предсказал обвал композитаризации всей страны».
В спектакле задействована вся труппа.
В последние годы «Не только любовь» дважды поставили в Северной столице: Юрий Александров в «Санкт-Петербург Опера» и Александр Кузин на сцене Концертного зала Мариинского театра дирижировал Валерий Гергиев, для которого осуществление монографического щедринского проекта было делом чести. В Музыкальном театре им. Несмотря на переход в раздел оперной классики, о чем говорит и возраст партитуры, и количество к ней обращений, никто из постановщиков не решился отстраниться от колхозной темы. Разве что Кузин, освобожденный от театрального пространства, сделал действие более условным. Хотя партитура Щедрина, которая сплавляет частушку с отменно усвоенной оперной традицией, открывает для этого перспективу. От Варвары Васильевны — по силе чувств, разумеется, не характеру поступков — один шаг не столько до Татьяны Лариной, сколько до Катерины Измайловой.
Да и в Володе вот-вот мелькнет Сережа. Да и сама тема одиночества, неслучившейся любви, тема морального выбора может выйти далеко за пределы колхоза. Впрочем, Писарев и Обрезков все же попытались отразить одну из тем этой оперы: незажившие раны войны. Отсюда, как кажется, скорее суровая, чем лирическая синева сценографии. Где могла зеленеть трава и колоситься рожь — иссиня-черная земля и уходящие вдаль мачты ЛЭП.
И здесь особого внимания заслуживает музыка, которая переплетает в себе лирические мелодии современных частушек и напевов. Благодаря этому, сюжетная линия становится еще более выразительной и эмоциональной. Спектакли в Театре Станиславского и Немировича-Данченко всегда пользуются огромным успехом и, несомненно, это будет прекрасная возможность окунуться в мир красоты и глубины оперного искусства.
Мы уверены, что после прочтения этой новости вы не устоите перед желанием приобрести билеты на эту прекрасную опера. И делать это стало проще простого!
Р. Щедрин опера "НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ"
В один из выходных дней решили посетить с супругой камерный музыкальный театр Санктъ-Пербургъ опера, правда репертуар выбрали немного не удачный опера "Не только любовь" и тема опера совхозы, колхозы, поля, что не очень актуально на данный момент. Премьера оперы "Не только любовь" Родиона Щедрина состоялась в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Первая опера классика ХХ века – в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко 6,7 и 8 марта состоится премьера оперы "Не только любовь" Родиона Щедрина. Другие новости все новости. Астраханский театр оперы и балета приглашает на праздник красоты и грации!
Щедрин - Не только любовь listen online
Жанр охарактеризован авторами как лирическая опера. В 1973 году солистами Ниёле Амбразайтите , Виргилиус Норейка и другие , оркестром и хором государственного академического театра оперы и балета Литовской ССР под управлением дирижёра Римаса Генюшаса для фирмы « Мелодия » была осуществлена аудиозапись этой оперы.
Только в момент эмоционального взрыва она его скидывает, отдавая себя чувству уже в женственном обличии — в платье. Володя Гаврилин в этом спектакле — нахально самоутверждающийся стиляга в жёлтых штанах и шляпе, якобы элегантно-циничный, городской, но есть в нём нечто петрушечное, корневое, деревенское. И с чего бы умная Варвара на него глаз положила?.. Впрочем, Щедрин и красивый вокал Александра Трофимова здесь помогают: тихая и одновременно чувственная лирика романса Володи «У моей любимой губы как пушок» его явно реабилитируют. Нежный шелест девичьих хоров, созерцательное как бы стояние действия в спектакле срывается мгновенным прыжком в контраст яркой частушки — девушки и парни просто сбрасывают шуршащие полиэтиленовые плащи, сцена расцветает радугой платьиц и рубашек, слаженной пластикой кадрили.
Молодая энергия вскипает в великолепной сцене драки, когда вся масса скатывается в клубок, и над ним мелькают жёлтые штаны Володи. На сцене всё так просто и утилитарно, что поменять позицию — только серые скамьи-мостки переставить. А три берёзовых ствола и брошенный тракторный прицеп организуют центр пространства. Вокруг этого всё и происходит. Смущает только одно обстоятельство: послевоенные деревни — это катастрофическое «безмужичье». Калеки да старики. И совсем юнцы, подростки.
В этом и драма женско-девичья, недаром у Щедрина Трактористка — девочка-плясунья. А сцена концертного зала полна статных молодых мужчин. И куда ж смотрела Варвара?..
Частушечные мотивы оперы разнообразны по характеру, изобретательны по мелодическим и ритмическим контурам: здесь есть лирические страдания, приближающиеся к протяжным народным песням, и более скромные напевы с нарочито чувственными интонациями. Высмеивая советское мракобесие, Щедрин вкладывает в уста одного из персонажей представителя колхозной самодеятельности сакраментальный заголовок «Правды» 1936 года: «За дураков считаешь? Свистишь да мычишь? Сумбур вместо музыки! Спектаклем дирижировал Евгений Светланов, сцену оформлял Александр Тышлер. Опера прозвучала всего четыре раза.
В ней был пафос освобожденного труда и жажда свершений».
К счастью, постановка 2024 года подобного пафоса лишена, сделана удачно и в абсолютно новом визуальном решении по инициативе дирижера Феликса Коробова, который пригласил к сотворчеству режиссера Евгения Писарева. Одним из залогов успеха стала работа сценографа Максима Обрезкова. Надо признать, в последнее время крайне редко приходится констатировать подобное в российском музыкальном театре. Художник, вероятно, вдохновился оформлением зрительного зала и поэтому перенес синюю цветовую гамму на сцену, расширив пространство с помощью установленных башен электропередач разной высоты. Пожалуй, правильное решение, поскольку одна из причин неудачной исторической премьеры могла заключаться в том, что колхозная история разворачивалась тогда в имперской роскоши Большого театра, где еще условно вчера показывали «Бориса Годунова», а сегодня на сцене оказалась не только любовь, но и трактористы. В МАМТ диссонанса избежали, и, кроме того, сам материал покрытия сцены, все рельефные поверхности выглядели эффектно и эстетично, что немаловажно. Режиссер Евгений Писарев сохранил оригинальную трактовку места и действия, его работа с мизансценами солистов и разводка массовых сцен на протяжении всего спектакля убеждала. Если по драматургии напрашивалась, допустим, реакция Варвары, например, на то, что Володя постепенно начинает разгадывать смысл ее центральной песни, — она была ровно на том музыкальном моменте, каком нужно. Лишь изредка и довольно аккуратно режиссер «вписывал» свои отдельные находки. Например, перед «Колхозной самодеятельностью» во втором действии уместно воссоздали советский киносеанс: люди, отдыхающие от работы в поле, посмотрели сеанс «Кубанских казаков» 1950 и пошли танцевать кадриль, петь частушки.
Или другой прием: знаменитые радиопозывные прозвучали перед тем, как Володя отправился на скотный двор, думая, что Варвара покажет ему фронт работ, в то время как она боится признаться самой себе в том, что на самом деле позвала его на свидание. Мы ведь понимаем, что разрушенный коровник с трухой и гнилыми балками — это ее собственная несчастная душа, лишенная возможности любить и быть любимой. И пусть она уверяет саму себя словами «полюбил бы, коли захотела», ей приходится от своих чувств отказаться. Сходство очевидно в теме неразделенной любви и сознательном отказе от собственного счастья, которое было так близко, но невозможно. Невероятно хорошо в новой постановке выглядел хор, как и все герои, симпатично и не вычурно одетый художником по костюмам Марией Даниловой.
Премьера оперы Щедрина «Не только любовь» прошла в МАМТе
подробная информация, 12+. Мариинка представляет первую оперу Родиона Щедрина, увидевшую свет в 1961 году. Щедрин написал свою первую оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Натаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. подробная информация, 12+. Мариинка представляет первую оперу Родиона Щедрина, увидевшую свет в 1961 году.
Лирическая опера Родиона Щедрина «Не только любовь»
приношение Мариинского театра композитору, которому нынче исполнится 85 лет. «Не только любовь» – первая опера композитора Родиона Щедрина, которая была написана в 1961 году по мотивам рассказов Сергея Антонова. Новости. Афиша. О филармонии.