ОПГ — все новости по теме на сайте издания Автор «Слово пацана» начал писать о женских бандах. новости Казани и РТ на сайте про город казань. Арест спустя 28 лет: предполагаемый член ОПГ «Борисково» Виталий Фадеев отправили в СИЗО (17 видео). Выстрелил в голову в упор: в Казани раскрыли еще одно убийство из начала 2000-х. В Казани задержали участника организованной преступной группировки «Борисково». Читаю о том, что казанские «мотальщики» будто бы оплачивают автобусы, на которых подъезжают к местам уличных «боев».
Казанский феномен возвращается под «Мираж»
Главная» Новости» Опг тукаевские последние новости. новости Казани и РТ на сайте про город казань. Арест спустя 28 лет: предполагаемый член ОПГ «Борисково» Виталий Фадеев отправили в СИЗО (17 видео). Исследовавшие казанский феномен журналисты и социологи неоднократно пытались установить это. Первопроходцами криминального террора в СССР были казанские банды, ещё в 1970-е. Униформа относит казанских мотальщиков к субкультурам низших слоев общества капиталистической Европы. Челнинцы, которым сейчас 40-45 лет, узнают в Артуре себя – мальчика из интеллигентной камазовской семьи, оказавшегося в обстоятельствах зарождающейся эры «мотальщиков».
Правила комментирования
- Вам будет интересно
- Последние новости Казани и Татарстана сегодня - события и происшествия на РБК
- Мотальщики казани - фотоподборка
- От 50 тыс. до 2 млн.: какие страховые выплаты положены срочникам на службе в армии
- Книга Любови Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность»
Каскадёры и «Хитобои»: в Казани пройдёт мотофестиваль «Два Кремля»
Причина конфликта пока неизвестна. Судя по кадрам, женщина в платке хватает за волосы пожилую женщину и буквально вышвыривает ее из автобуса. Также видно, что никто из очевидцев не попытался остановить буйную кондукторшу и вступиться за пожилую женщину.
Но в репертуаре алма-атинских «банд» не менее наглые преступные действия. Однако никто не утверждает, что алма-атинские «пацаны» произошли от какой-то взрослой банды Алма-Ата тоже снискала себе славу города, поделенного подростками на враждующие районы. Алма-атинский уличный мир погряз в наркомании.
Старшеклассники курят анашу открыто, в школьных туалетах. Но я нигде не прочел ни строчки о том; что наркомания занимает такое же место в жизни казанских «мотальщиков», хотя по жестокости уличных «боев» они превосходят алма-атинских сверстников. Казанские «мотальщики» — в основном ПТУшники. А в Алма-Ате — школьники. Социологи предполагают, что теневые заправилы казанских «моталок» стремятся завоевать чужие территории, чтобы взимать больше дани.
Здесь, мол, кроются причины их агрессивности. Ну, а как быть с воркутинскими «качками»? В деньгах они не нуждаются: родители — шахтеры. Летом география их гастролей простирается до Сочи и других курортных городов. По высокомерности притязаний воркутинским «качкам» вообще нет равных.
Нет, улица не укладывается ни в какие умозрительные схемы. Похоже, ее вообще невозможно разглядеть с высоты зрелого возраста. Так, может, мысленно спустимся, поставим себя на место тех, о ком беремся судить? Вспоминаю себя 16-летним. Перед глазами встает почти идиллическая сцена.
Летний вечер. Скамейка у подъезда. Дембель Витя Стадник достает из внутреннего кармана пиджака кулек с конфетами-подушечками, бутылку водки и начинает обучать нас, пятерых или шестерых олухов, пить. Глоток — конфетка, глоток — конфетка. Только, чур, не морщиться и, как ни выворачивает наизнанку, в кусты не бежать.
Витя Стадник был самым безобидным из уличных старшаков. Старушки во дворе называли его непутевым женатиком. Сразу после армии он женился, но дома не сиделось, тянуло в родную уличную среду. Вот он и отводил душу, обучая нас пить. Еще он рассказывал про армию, какие качества там требуются, как нужно себя вести с первого дня, чтобы не оказаться среди слабаков.
То есть учил не только пить, но и жить. Другие старшаки района щеголяли золотыми коронками — фиксами, татуировками. Эти внешние приметы выдавали близость старшаков к уголовному миру и вызывали у нас, пацанов, священный трепет. Сейчас много говорят о связи улицы с «зоной» — воспитательно-трудовыми колониями. Боюсь, в те годы эта связь была куда более тесной.
Заключенные строили жилые дома, их водили по городу колоннами, возили на автомашинах. Забор с колючей проволокой стоял рядом с нашим двором. Не обращая внимания на часовых, заключенные просили нас перебросить через «колючку» кирпичного чаю, из которого получался особенно крепкий чифир. Естественно, мы расшибались в доску. В обмен нам перебрасывали самодельные финки с наборными плексигласовыми ручками.
Многих зеков мы знали в лицо и потом встречали на воле. Видели их в компании с нашими старшаками, большинство из которых, как я теперь понимаю, еще не отбывали срок, а только старались выглядеть отсидевшими. Они наверняка должны были обращаться с нами, младшими, примерно так же, как обращались с ними вышедшие из зоны. Но я не припомню случая, чтобы кто-то из старшаков унижал, бил или обирал нас. Улица собирала прежде всего обиженных — либо родителями, либо учителями, либо и теми и другими.
И потому было не принято, чтобы на улице обижали еще и свои. Улица — школа мужского товарищества. Кореш из соседнего подъезда может быть роднее брата. Но улица — это особый мир, где постоянно идет свободная игра мальчишеских сил, столкновение самолюбий, притязаний, борьба за сферы влияния. Эмоции захлестывают подростка, а тормоза работают плохо.
Однако улица всегда следила за тем, чтобы соблюдались рамки — пределы того, что может себе позволить один пацан по отношению к другому, свой — по отношению к своим, старший — по отношению к младшему. Всегда одолевавшая улицу жажда самоутверждения уравновешивалась не менее сильной жаждой справедливости. Старшие не могли унижать своих, хотя бы потому, что это подрывало сплоченность группировки. Тут не могла прижиться норма, выгодная одной только уличной верхушке. Как всякая другая саморегулируемая система, улица отторгала все.
Что же произошло с улицей в последние двадцать лет? Почему сегодня старшак, собирающий пятнадцатирублевую ежемесячную дань с младших, не предстает перед судом других старшаков? Почему членство в уличной компании из добровольного превратилось в принудительное? Почему подросток, который не хочет связываться с компанией, должен платить отступную до 250 рублей? Почему отказавшегося платить ожидает постоянное преследование, а то и насилие?
Во всяком случае, «зона» не главная причина. Хотя бы потому, что армейская «дедовщина» уж точно пришла не из колоний. В армию судимых до недавнего времени вообще не брали. Главные причины надо искать в самой жизни, ибо преступному поведению учатся на воле. Спрашиваю себя: почему Витя Стадник, вместо того чтобы выпивать за наш счет, угощал нас на свои деньги?
Не потому, что он был таким уж щедрым. Может, потому, что поллитровка в то время стоила меньше трех рублей? Мы явно не рассчитали, что улица просто так не откажется от спиртного. И уж совсем не предполагали, что пацанва, не имея средств на подорожавшие напитки, начнет нюхать токсические аэрозоли. Но в токсикоманию ударились только неимущие уличные низы.
А верхи нашли простой способ вернуть себе прежнюю покупательскую способность...
Сразу — двести рублей. Издевались при девчонках: били, плевали, унижали. В школе учителя или не видели, или делали вид, что не видят. Я дрался до ожесточения. Мать не успевала отмывать кровь в подъезде. Заставляли играть в карты. Каждый день приходили, требуя долг. Часть денег упросил выплатить бабушку. Она дала 150 рублей, но от этого пацану легче не стало.
Я понял, кто эти «молодые» и «старшие». Сколько раз мы слышали от них: «Не смейте защищать девчонок. Они — не люди». В группировке из пацана делают волка. Там никто не говорит о будущем, об учебе, о семье. Только о драках. Однажды я жестоко избил парня, который накануне в числе пятерых напал на меня. Я видел, кто нами руководит тупые, ограниченные люди. У меня была девчонка. Делился с ней всем.
У девчонок то же самое, что у ребят. Те же установки. Деньги отнимают друг у друга, вещи, дерутся, унижают друг друга. Их презирали, им не верили и тоже били. Я понял, восемьдесят процентов попадают сюда по глупости. Двенадцать-тринадцать лет, что понимаешь в жизни? Особенно, если у тебя нет настоящего друга. Но надо искать его. Не связываться с группировкой! Все это ложь!
Начисто вычеркивают лучшие годы. Мы робко углублялись в чащу в одном месте, чуть-чуть продвигались вперед, но впереди была кромешная темнота — и мы отступали. Делали попытку в другом месте, выходили на широкую дорогу и думали, что уже у цели, но конца пути все не было и не было — и мы снова отступали. И так было много раз. Между тем лес лучше всего изучать с высоты птичьего полета. За понимание этой истины мы заплатили годами пробуксовки, сотнями ребячьих судеб, сломанных группировками, слезами матерей и отцов. Газета — не научное издание, где знания предстают в полном и системном виде. Это скорее калейдоскоп мнений, отражающий живое дыхание жизни. Но если каждый отдельный «камушек» научной ценности не представляет, то все вместе они дают достаточно убедительную картину. Наша беда в том, что осмысление происходящего началось с большим опозданием.
Увы, не был услышан призыв писателя Наби Даули, который еще в апреле 1986 года советовал горожанам задуматься о том, что происходит с нашими детьми: «Пришла в наш общий дом беда. Должно же это беспокоить наши сердца! Может быть, сегодня оглянемся и подумаем? Ведь завтра может быть поздно!.. Пришлось потом догонять события. Причем все делали по годами накатанной колее: планы, решения, заседания, собрания, штабы... Призывы «Вечерки» посмотреть в корень явления тоже никто не услышал. Имевшиеся уже в ту пору научные работы о «трудных» подростках оставались без применения. Видимо, каждому должностному лицу нужен был личный опыт, который припер бы к стенке, чтобы понять всю сложность положения. К сожалению, и ученые а в Казани собраны значительные силы большой активностью не отличались.
На проблемы города они откликнулись лишь в последние годы. Но силы разных научных учреждений были разобщены, многие исследования дублировали друг друга. Практики о научных разработках не знали. Наука постоянно отставала от жизни. Ученые еще только выясняли причины молодежных проблем, а учителя, родители, работники правоохранительных органов, городские власти нуждались в советах, как жить дальше. В исследовании социологов университета 1989 года указывается еще одна причина: в 70-е годы и первой половине 80-х внимание ученых было сосредоточено на проблемах совершенствования деятельности различных организаций, работающих с молодежью, но не исследовалась ситуация, когда определенные группы молодых людей оказывались в сфере влияния тех или иных субкультур. Впоследствии все увлеклись изучением хулиганствующих группировок — и упустили переориентацию несовершеннолетних на корыстную преступность. Нельзя не признать, что одной из главных причин «группировочной чумы» стал довольно низкий уровень духовной культуры в нашем городе. Речь идет не просто о малом числе учреждений культуры — даже то, что есть, молодежь не использует. Это отражение общей ситуации в стране, когда бездуховность становится нормой жизни для тысяч, десятков тысяч наших сограждан.
Казань считается не самым последним культурным центром страны. Но если проанализировать ситуацию, как это сделали социологи университета, то окажется, что здесь велся интенсивный «отстрел» людей с активной жизненной позицией, которые выбивались из общих стандартов. Закрывались дискуссионные клубы, запрещалась самодеятельная песня... Помню, с каким скандалом запретили школу общения в Молодежном центре — объяснили аморальным поведением ее руководителя. Общественная жизнь свелась в глазах детей и подростков к ограниченному набору стандартных форм, спущенных сверху: Ленинский зачет, пионерские Марши... Пятиклассницы одной из казанских школ рассказывали мне, что перед классным вечером должны обязательно завизировать его сценарий не только у классной руководительницы, но и у завуча. Сегодня мы имеем немало серьезных исследований молодежных проблем, которые представляют большую ценность не только для Казани. В нашем городе проводили свои исследования и научные работники из Москвы. К сожалению, невозможно здесь рассказать обо всех газетных публикациях и научных исследованиях, посвященных «казанскому феномену». Даже собственные материалы в большинстве останутся за кадром.
Приходится ограничиться общим обзором. Все — и ученые, и практики, специалисты и родители — искали ответ на один вопрос: что случилось с нашими детьми? И чем дольше продолжался этот поиск, тем запутаннее рисовалась картина. Где-то я прочитала, что преступность определяется 450 факторами. У молодежных проблем причин, видимо, больше. Интересно проследить процесс осмысления во времени. На первых порах причины всех бед искали в воспитании: семейном, школьном, правовом, трудовом... Обвиняли учителей, родителей, милицию... Кто-то, может, и в самом деле думал, что корень зла здесь. Но многие понимали, что копать надо глубже.
О социальной обусловленности молодежных проблем центральная пресса заговорила в 1985 году. Но для местных журналистов эта тема еще была закрыта. В своей статье «Этот неслучайный случай» я могла апеллировать лишь к телепередаче «Двенадцатый этаж». Ясно, что при таком подходе мы вынуждены были копать лишь в своем, казанском, «огороде». И потому сформировалось мнение, что корни подростковых группировок — здесь, в Казани. Не избежали этого заблуждения и московские журналисты, и даже исследователи, которые не могли не знать, что подобные конфликты наблюдаются не только в нашем городе. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и специфичные казанские условия. Это прежде всего неразвитость социальной инфраструктуры. Положение до сих пор остается критическим: не хватает не только кинотеатров и бассейнов — не хватает школ и детских садов. На семьдесят третьем году Советской власти мы были вынуждены признать, что у нас есть трущобы.
Стали бедствием для города и «спальные» районы, главные очаги преступности несовершеннолетних. Образование, культура — все, что связано с духовными потребностями, приоритетным для города не было. Миллионный город оказался мало приспособленным для нормальной жизни. Впрочем, все эти беды в нашей стране носят всеобщий характер. Так что не буду разделять казанские и неказанские проблемы. Тем более что действуют они в комплексе. Воловича, который выделяет несколько групп проблем. Прежде всего он рассматривает молодежные проблемы как результат всего общественного развития страны: «Подросток стал по существу субъектом отражения на интегральном уровне всей сложности социального отчуждения и самоотчуждения». Это и разрушение интеллектуального генофонда страны в период массовых репрессий, и размывание трудового слоя крестьянства в период раскулачивания, и интенсивный рост численности рабочего класса вследствие индустриализации и урбанизации. Все эти процессы, начатые в первые годы Советской власти, в той или иной мере продолжаются и сейчас.
Кандидат педагогических наук А. Вайсбург в статье о причинах деформации личности подростка писал: «Нужно прямо признать, что в течение долгого времени социально-политические условия нашей жизни не способствовали воспитанию нравственных качеств. Сталинский деспотизм, растлевающая эпоха застоя с ее ложью, обманом, показухой не прошли даром. Они разрушили душу, обесценили гуманные идеи социализма. Духовность стала немодной, ненужной молодежи». Многие исследователи отмечают, что «социальные одежды», предлагаемые подрастающим поколениям, оказались скроенными не по тем образцам. Речь идет о безусловном примате классовых ценностей над общечеловеческими, о политизации образования и воспитания, об агрессивном неприятии религии и многих других ценностей прошлого, о прагматизме, доведенном до абсурда. Мы удивляемся тому, что в женщине перестали ценить мать, что молодежь не уважает старших, что родной язык стал ненужным. Но ведь общество по сути к этому стремилось, когда провозглашало, что человек славен прежде всего трудом какой же прок от старика и кормящей матери? Финский этнолог и демограф Сеппо Лаллукка в интервью Т.
Барееву, опубликованному в «Вечерке», обратил внимание на этнический аспект: «Процесс утраты национальных корней частью татар и других национальных групп привел к тому, что эти люди не владеют своей национальной культурой, но и не усвоили русской... Маргиналы во многих случаях оказываются моральными мутантами со слабыми представлениями об этике и нравственности». Правомерно считать маргиналами и тех, кто лишился каких-то важных «корней», переехав из деревни в город,— а в Казани это значительная часть населения. Люди оказались как бы в подвешенном состоянии — порвали с сельской культурой, с сельскими традициями, с сельскими нравственными нормами, но ничего не обрели в городе. Работая в ветеринарном институте, где в основном учится молодежь из села, я не раз убеждалась, что из городской жизни студенты берут не самое лучшее. Современная молодежь инстинктивно начала сопротивляться традициям прошлых лет — и взрослые забили тревогу: рушится связь поколений! Это действительно болезненный процесс, не всеми понимаемый однозначно. С одной стороны — гневное возмущение молодежью, которая забыла идеалы отцов, с другой — мучительный комплекс вины за совершенные ошибки. Нельзя не учитывать и объективных причин. Ленинградский ученый Н.
Кофырин, принимавший участие в конференции социологов Казанского университета, отмечал в своем докладе, что все ускоряющийся процесс социального и технического развития делает опору лишь на опыт прежних поколений явно недостаточным. Старшие порой сами не знают, как решать те или иные проблемы. Молодежь должна сама искать выход. Готова ли она к этому? Вот в чем вопрос. Воспитанные в условиях административно-командной системы единомыслия, молодые несут на себе печать мира взрослых. Читательница М. Раскина высказалась на этот счет так: «Как-то один известный Французский писатель сказал, что каждое общество заслуживает своих преступников. Мы своих подростков заслужили. Группировки — это же наше зеркало, пусть кривое, извращенное, но разве трудно нам узнать в них себя?
Давайте взглянем на себя: к какой группировке принадлежим мы, взрослые? Ведь у нас тоже кругом — «свои» люди: в торговле, в аптеке, в больнице... Попробуй-ка выйди из этого круга нужных людей — и будешь раздет, разорен, да и побитым быть шанс тоже есть. Неужели наши дети этого не видят? За недоработками отдельных учителей и родителей, педагогических коллективов стали видны общие закономерности. Прежде всего это семейные деформации, определяемые опять же социально-экономическими условиями нашей жизни. У этого явления много ликов. Тут и массовые разводы, очень часто связанные с пьянством, приведшие к скрытой или явной безотцовщине, феминизации воспитания, и эмансипация женщины, обернувшаяся ее двойным закабалением, и структурные изменения семейного уклада, когда в одном доме редко живут представители разных поколений, когда на смену многодетной семье пришла однодетная. Условия существования современной семьи привели к тому, что были сведены на нет многие естественные формы социализации подрастающего поколения. Такие качества личности, как трудолюбие, доброта, сострадание ближнему, ранее прививавшиеся самим укладом жизни, сегодня нельзя воспитать без социального тренинга.
Общество практически никак не среагировало на эти изменения. Например, дошкольные учреждения и школы оказались не в состоянии восполнить потери, возникающие в семье, когда родители целый день на работе. Группы продленного дня, создаваемые во благо, но со всеми атрибутами казарменной педагогики, очень быстро дискредитировали себя. Я не буду останавливаться на других деформациях общественного воспитания — об этом достаточно много сказано в предыдущих главах книги. Как известно, воспитывают не только родители и учителя. Долгие годы мы слишком упрощенно понимали процесс воспитания. Об этом напомнил в «Вечерке» заведующий кафедрой Казанского института культуры Р. Хакимов: «Я живу в новом красивом доме. Спасибо строителям. Вот только трубу с горячей водой они подсоединили не к главной магистрали, а к другому дому — и на всех горячей воды не хватает.
Уважаемый строитель! Ты думаешь, что ты не воспитатель, ты — строитель, а воспитатель — я. И если твой сын хулиганит, значит, надо спрашивать с меня. Ты ошибаешься... Получается, что и ты воспитатель, вернее, антивоспитатель, уважаемый строитель». Некоторые исследователи полагают, что мы имеем дело со слабой педагогизацией общества. Мне кажется, что педагогизация не может быть слабой или сильной — воздействие окружающей жизни на ребенка есть всегда. Другое дело — каково оно, это воздействие, какие качества личности развивает, а какие, наоборот, нет. Волович определил вторую группу причин молодежных отклонений как социокультурный дефицит личности подростка. Мы изначально закладывали эти отклонения, о чем говорят целевые установки общества в области воспитания.
Ведь еще вчера мы не подвергали сомнению такие вот утверждения: «Никогда в обществе, до социализма, не было, чтобы вся система социальных институтов — семья, школа, массовые детские и юношеские организации — целенаправленно воздействовала на создание всех членов общества на основе общих принципов, норм и идеалов, отражающих единые интересы» подчеркнуто мной в цитате из книги академика Г. Смирнова «Советский человек: формирование социалистического типа личности», М. Исходя из этого постулата, секретарь Казанского горкома партии Ф. Зиятдинова писала в своей диссертации о необходимости сквозного контроля над личностью, распространяя его от заводской проходной до места жительства. Все это оправдывалось благими намерениями: «расширением социальной базы коллективизма как характерной черты социалистических отношений и как социалистического нравственного принципа». Все бы хорошо, вот только главным мерилом коллективистских отношений претендент на степень кандидата педагогических наук рассматривала сознательную дисциплину и организованность. Если это так, то мы должны признать, что настоящие коллективистские отношения у нас сегодня — в группировках. Там и с дисциплиной, и с организованностью все в порядке, в отличие от школы. В этой связи заслуживает внимания статья кандидата психологических наук Ю. Фисина «В группе и поодиночке», который рассматривал процессы интенсивного группирования молодежи как результат ярко выраженного коллективистского воспитания: «Мы настойчиво внушаем детям, что отношения с близкими надо строить по принципу «Один за всех, все за одного».
У такого воспитания есть и негативный эффект. Если у подростка коллективистские чувства развиты слабо, то в случае конфликта со сверстниками он будет находить выход из него один, например, начнет заниматься боксом, чтобы отомстить обидчику, а чаще забудет обиду. Если же парень имеет много друзей, он отомстит с их помощью. Тот, в свою очередь, не останется в долгу... Процитирую статью начальника юридического бюро одного из казанских НИИ, в прошлом следователя X. Гильмитдинова: «Среда обитания для подростков неприемлема и тягостна. Они постоянно думали, как покинуть эту среду или изменить ее. И постепенно им стало казаться, что все окружающие их люди не правы, опасны и вредны. Они пытались сначала влиять на них, но, убедившись в бесплодности своих усилий, стали их избегать, а потом начали мстить им и другим, и всему обществу в целом». На первых порах — выражение протеста, а через некоторое время — потребность в совершении преступлений становится нужна подросткам как доза наркоману — для успокоения, физического и душевного наслаждения.
Если и можно тут рассуждать о каком-то протесте, то он скорее на бессознательном уровне. Какие же качества личности оказались решающими в определении приоритетности выбора подростками способа существования? Жесткая регламентация школьной жизни, авторитарность отношения со взрослыми: родителями, учителями, при котором ребенок — не субъект, а объект воспитания, вербальный и обязательный характер форм воздействия, ориентация на коллектив и нивелировка личности — все это и привело в конечном итоге к тому, что ребята оказались «вытолкнуты» из основных институтов социализации. И нашли себя в группировках. По мнению Г. Забрянского, каждой стадии подросткового, юношеского периода онтогенеза характерны свои потребности, мотивы, ценностные ориентации. Наряду с особенным существует общее — потребность в самоутверждении, самоопределении, самореализации, самостоятельности и в самооценке. Эти пять «С» составляют ядро личности подростка. Анализ возможностей, которые социокультурная среда представляет человеку, и дает ответ на вопрос: как ведет себя подросток механизм поведения , почему он поступает в конкретной жизненной ситуации так или иначе мотивация поведения. Современный казанский подросток не имеет достаточных возможностей реализовать ни одно из этих «С».
Дворовые группировки предоставили ему такие возможности. Их «авторитетами» стали те, кто не смог реализовать себя в школе или ПТУ. Их ровесники, согласившиеся и здесь на роль ведомых, ничего по сути не потеряли. Привыкшие к абсолютному повиновению — сначала родителям, а потом учителям, они достаточно легко адаптировались в уже знакомой атмосфере авторитаризма. Здесь так же не надо было напрягать ум, не привыкший к условиям выбора — за тебя думают другие. Забрянский назвал обе эти группы молодежи аутсайдерами — это «неспособные», «неуспевающие», «недисциплинированные», в общем, «трудные» в учительском понимании этого слова. Научные сотрудники НИИ профтехпедагогики В. Фазулзянов и Е. Соловьева, анализируя особенности потребностно-мотивационной сферы «трудных» подростков, пришли к выводу о том, что безмотивная агрессия, наблюдаемая в подростковой среде и ставящая в тупик не только дилетантов в деле воспитания, но и специалистов — это реализация потребности утвердить себя в глазах сверстников и своих собственных: «Во многих случаях агрессивность подростков совершенно свободна от корыстных целей... Духовный голод, неудовлетворенность потребностей в богатой впечатлениями, разнообразной жизни упрощает сферу потребностей и способы их удовлетворения».
Исследователи, изучая потребности казанской молодежи, отмечают приоритет второстепенных ценностей и падение ценностей основных, например, потребности в знаниях, отторжение от культуры в пользу примитива, рост потребительства. Из опрошенных 283 подростков, живущих на Жилплощадке место обитания группировки «Жилка» , лишь 7 процентов читают газеты и художественную литературу, зато 94 процента посещают видеосалоны данные Р. Исследования М. Гарифуллиной подтвердили, что подростки дают низкую оценку блоку качеств, отражающих взаимоотношения людей: доброте, уступчивости, нежности, внимательности, тактичности. Низкий рейтинг и у инициативности, увлеченности, творческой активности. Явная недооценка прослеживается и по блоку качеств, необходимых для самосовершенствования личности. Первопричины этого понимаются учеными по-разному. На страницах «Вечерки» состоялась своеобразная дуэль между Ю. Первый утверждал, что отклонения в молодежной среде объясняются невысоким интеллектуальным развитием подростков, второй видел причины прежде всего в эмоциональной глухоте, в эмоциональной скудости человеческих контактов. В последние годы получило довольно широкое распространение мнение о том, что агрессивность подростков объясняется нарушениями психического развития.
Конечно, сам медицинский аспект сбрасывать со счетов нельзя. Частота нервных заболеваний, например, не может не сказаться на взаимоотношениях подростков между собой и со взрослыми. К сожалению, исследования в этом направлении только начались. Но это один из факторов, не самый решающий. Есть попытки проследить влияние на ребят экологических факторов, в частности, большого числа химических заводов. Фисин тоже обращает внимание на взаимосвязь личности с условиями обитания. Он считает чрезмерную плотность, скученность населения в городе одной из причин негативных изменений в психике: «Молодым приходится тяжелее всего, так как они больше времени проводят во взаимодействии с себе подобными. В условиях высокой частоты контактов поступки людей носят главным образом инстинктивный, полуавтоматический характер, то есть подчиняются простейшей схеме «стимул — реакция». В результате у молодых людей формируется поверхностное мышление, личность бедная, лишенная духовного начала». Кандидат архитектуры Л.
Надыршина, рассказывая об исследовании группы студентов Казанского инженерно-строительного института, связала деятельность группировок с характером городской застройки. Статистика показывает, что наиболее спокойными являются улицы с индивидуальной застройкой, тесными старыми двориками. Об этом же писал А. Авдеев: «Казань в полной мере выявляет беду миллионных городов, где население разобщено, где утрачены привычные формы взаимоотношений, характерные для небольших дворов старых кварталов, с лавочками у ворот, где контролируется поведение соседей, контролируется, может быть, чересчур прямолинейно, но честно и гласно». Так получилось, что раньше всех заинтересовались «казанским феноменом» криминалисты. Отрицать влияние на подростков преступного мира, конечно, нельзя. Приоритет ложных ценностей сформировался в молодежной среде во многом под этим влиянием. Но мы слишком долго рассматривали «казанский феномен» через призму уголовного кодекса. И соответственно решения принимали «криминальные». По мере того, как слух о «казанском феномене» разнесся по всей Руси великой и к нам зачастили визитеры из Москвы, город все меньше внимания уделял проблемам воспитания — все силы были брошены на перевоспитание.
Так что в этой обстановке вполне логичным было решение, принятое в высоких кабинетах: просить промышленные предприятия поделиться средствами, направив их не на нужды школы, не на объекты соц-культбыта, а на материальное обеспечение милиции там, конечно, тоже нужда большая — здесь важны приоритеты. Теперь самое время перейти к третьей группе причин молодежных отклонений. Волович объединил их общим понятием — разобщенность и неадекватность воспитательных усилий всех социальных институтов. Было бы несправедливо утверждать, что городские власти ничего не делали для решения молодежных проблем. Произошли изменения к лучшему в материальной базе культурно-спортивной работы, в ее организации стали больше исходить из потребностей самих подростков. Благотворные перемены пришли во многие школы города. Демократизация отношений заменяет былой авторитаризм, правда, процесс этот долгий и трудный. По-новому строится учебная работа — в начальных классах введена пятидневка, в старших — зачетная система контроля знаний, появились классы с углубленным изучением отдельных предметов. Больше внимания стали уделять проблемам татарского языка и культуры. Вынужденные бороться за каждого учащегося, меняют учебные планы профтехучилища.
Однако все это не ослабило группировки. Попытаемся понять, почему. Большинство горожан остаются сторонними наблюдателями. Правда, они не скупятся на советы, порой даваемые в приказном тоне. Особенно огорчает позиция студенчества, а оно у нас в Казани являет собой силу немалую. С каждым годом сокращается число подростков, которых берут с собой на летние работы студенческие отряды, лишь единицы руководят кружками, секциями, клубами в школах и ПТУ. Зато студенты громче других кричат: «Очистить город от «гопников»! С таким лозунгом прошла в 1988 году студенческая демонстрация специально по этому поводу организованная , только эта мысль родилась в головах участников митинга, состоявшегося в мае 1989 года, после убийства группировщиками первокурсника КАИ. Ксения Мяло определила основную причину создания группировок как результат разложения целостной среды обитания подростка, подчеркивая, что это не частное проявление недоработок школы, комсомола, организаторов досуга, а самостоятельная социальная патология. Вот почему заранее были обречены на неудачу попытки бороться не с болезнью, а с ее следствиями.
Причем сама эта борьба проводилась в лучших традициях административно-командной системы. Долгие годы эффективность работы с подростками оценивалась не реальным положением на казанских улицах, а количеством проведенных мероприятий и исписанной бумаги.
Обязательный атрибут холодного времени года — спортивные трикотажные шапочки. Каждая группировка носила шапочки с определённым рисунком и расцветкой — чтобы узнавать своих и чужих издалека. С точки зрения группировщиков, молодёжь делилась на «пацанов» — тех, кто «мотается», и «чушпанов» — тех, кто не живёт по принципам группировок. Большей частью подростки, состоящие в группировках, не понимали настоящих целей своих лидеров, им просто нравилось быть сильными и внушать страх другим. Они с удовольствием эпатировали окружающих, гордясь своим нарочито люмпенским видом. Понятно, что группы хмурых парней, одетых в телогрейки и войлочную обувь типа «прощай, молодость», не могли не привлекать к себе внимание, в том числе и журналистов. Казанские «понятия» «Литературная газета», самый популярный печатный орган страны, в 1988 году опубликовала статью «Экстремальная модель» о молодёжной преступности.
Именно в ней впервые прозвучал термин «казанский феномен». Вообще, молодёжные группировки в то время зрели по всей стране, но Казань даже на общем фоне оказалась уникальной. Во-первых, к середине 80-х годов здесь практически не осталось двора или улицы, которые не причисляли бы себя к какой-нибудь «конторе». Во-вторых, иерархия ценностей казанского криминалитета отличалась от «общепринятых». Несмотря на господство блатной романтики и зоновских «понятий», здесь, например, не пользовались таким авторитетом, как в других регионах, «воры в законе». Существовал свой, пусть уродливый, но кодекс чести — не трогать «врага», если он идёт с девушкой, всегда и везде отстаивать интересы своей группировки. В-третьих, сам принцип организации. Пресловутые «пятёрки», использованные ещё «тяпляповскими» лидерами, — это ведь не что иное, как ячейки. Таким построением пользовалось большевистское подполье в царской России, через несколько десятилетий — подполье уже партизанское, антифашистское.
Ячеистые структуры прочнее, чем цельные и монолитные. Советские идеологи хорошо это понимали, когда внедряли октябрятские звёздочки, пионерские звенья, комсомольские дружины и партийные ячейки, надеясь укрепить внутренни- ми связями всё общество. Одного они не учли: такая система хороша исключительно для подполья, а не для легально- го существования. Зато это хорошо усвоили отцы-создатели группировок, недаром многие из них имели педагогическое образование.
Закат «казанского феномена». История ликвидации организованных преступных формирований Татарстана
В Казани отреставрируют дом, где заседали большевики в 1917 году 4. За 1986–1987 гг. в Казани было совершено 181 нарушение общественного порядка, в том числе 51 групповая драка, в которой участвовали 900 человек. Главная» Новости» Криминальные новости казани за сутки. 3. «КАЗАНСКИЙ ФЕНОМЕН» Все, что происходило в Казани тех лет и что показано в сериале, называется «казанским феноменом».
Мотальщики казани - 87 фото
Казанский феномен или как "мотались" пацаны - YouTube | Казанские мотальщики в моей памяти. Некоторое время назад -в начале лета 2022 года, я в Доме Книги неожиданно обратил внимание на книгу Роберта Гараева Слово Пацана. |
ОПГ — последние новости сегодня | | Мотальщики казани. Казань феномен 80 90. Казанский феномен 56 квартал. |
Наши проекты
- Отзывы о компании
- Наши проекты
- Заключительный период советской эпохи .
- До первой крови
- Черная дыра.Смена 1989
- Казанские моталки. «Город грехов» – это про Казань? Пингвинья походка и «ритуальные хороводы»
Мотальщики казани - фото сборник
Черная дыра.Смена 1989 | Не знаю, по каким законам бились в старину кулачники, но ужаснулась, увидев их нынешних потомков, казанских 'мотальщиков'. |
Финал республиканского конкурса автомногоборья стартовал в Казани | В конкурсе участвуют 26 команд. Финал республиканского конкурса автомногоборья стартовал в Казани. |
«Казанский феномен». Вернутся ли молодежные банды? | угрожающего вида бритоголовые крепыши. |
ГИБДД выяснила, что виновник массового ДТП в Казани пролетел на красный
Они с удовольствием эпатировали окружающих, гордясь своим нарочито люмпенским видом. Понятно, что группы хмурых парней, одетых в телогрейки и войлочную обувь типа «прощай, молодость», не могли не привлекать к себе внимание, в том числе и журналистов. Казанские «понятия» «Литературная газета», самый популярный печатный орган страны, в 1988 году опубликовала статью «Экстремальная модель» о молодёжной преступности. Именно в ней впервые прозвучал термин «казанский феномен». Вообще, молодёжные группировки в то время зрели по всей стране, но Казань даже на общем фоне оказалась уникальной.
Во-первых, к середине 80-х годов здесь практически не осталось двора или улицы, которые не причисляли бы себя к какой-нибудь «конторе». Во-вторых, иерархия ценностей казанского криминалитета отличалась от «общепринятых». Несмотря на господство блатной романтики и зоновских «понятий», здесь, например, не пользовались таким авторитетом, как в других регионах, «воры в законе». Существовал свой, пусть уродливый, но кодекс чести — не трогать «врага», если он идёт с девушкой, всегда и везде отстаивать интересы своей группировки.
В-третьих, сам принцип организации. Пресловутые «пятёрки», использованные ещё «тяпляповскими» лидерами, — это ведь не что иное, как ячейки. Таким построением пользовалось большевистское подполье в царской России, через несколько десятилетий — подполье уже партизанское, антифашистское. Ячеистые структуры прочнее, чем цельные и монолитные.
Советские идеологи хорошо это понимали, когда внедряли октябрятские звёздочки, пионерские звенья, комсомольские дружины и партийные ячейки, надеясь укрепить внутренни- ми связями всё общество. Одного они не учли: такая система хороша исключительно для подполья, а не для легально- го существования. Зато это хорошо усвоили отцы-создатели группировок, недаром многие из них имели педагогическое образование. Эти особенности и выделил в материале автор статьи Юрий Щекочихин.
Он также абсолютно правильно описал этапы вербовки молодёжи в группировки, их структуры, иерархию и потенциальную опасность. За 1986—1987 годы в Казани было совершено 181 нарушение общественного порядка, в том числе 51 групповая драка, в которой участвовали 900 человек. В итоге 6 подростков погибли, 73 были госпитализированы с серьёзными травмами, 193 получили телесные повреждения.
Группировка «Хади Такташ» сформировалась в 1982 году в Вахитовском районе Казани.
Часть участников уже отсидела в тюрьме в сериале — Кощей и его близкие , они и стали «старшими». Банду составляли подростки, которые нападали на прохожих и дрались за территорию с другими бандами. Период возвышения «Хади Такташ» — 90-е, когда банда стала большой силой в городе. Именно они спровоцировали раскол банды на две бригады — «стариков» и «молодых».
В сериале молодежь открыла видеосалон, где показывала иностранные фильмы и мультики. Они предпочитали рэкет, грабежи и вымогательства. Рауф Шарафутдинов даже внешне напоминает Кощея Соцсети Анвар считал себя бизнесменом и не хотел делиться деньгами с «безработной» бригадой Рауфа.
Позже, уже в лихие 90-е, ни один крупный город страны не обходился без казанских преступных группировок. Как же получилось, что именно столица Татарстана воспитала целую плеяду будущих криминальных авторитетов страны? Кодекс пацана Само слово «моталка» в значении «боевая команда», «банда» произошло от выражения «С кем мотаешься? Так подростки интересовались друг у друга при знакомстве на улице. Например, «Мебелька» — квартал, где находился мебельный магазин; «Ботинки» — такой же жилищный массив, но с магазином обуви; «Перваки» — микрорайон Горки-1; «Тяп-Ляп» — район Теплоцентраль; «Хади Такташ» — по названию соответствующей улицы и т. Общее число банд составляло несколько десятков. Но все они были очень похожими друг на друга. Прежде всего, в сознание молодёжи внедрялся главный принцип: кто не пацан то есть не входит в «моталку» — тот чушпан. Подросток должен быть членом какой-либо из банд, иначе он попадает в категорию отверженных, его не только может, но и обязан обидеть и унизить любой другой. Участники криминальных сообществ разделялись по возрасту: «шелуха» до 13 лет , «супера» 14-15 лет , «молодые» 15-18 лет , «старшаки» от 19 лет , «авторы» 20-30 лет — наиболее авторитетные лидеры группировок, как правило, уже отсидевшие в местах заключения. Младшие были обязаны безоговорочно подчиняться старшим. Стать участником мог любой подросток, проживавший на данной территории. Но, чтобы выйти из группировки например, при переезде в другой город или желая «завязать» , необходимо было заплатить выкуп от 300 до 1000 рублей — учитывая, что средняя зарплата тогда составляла 120 рублей в месяц. В то же время «старшаки» могли безнаказанно отходить от дел — считалось, что они заслужили право действовать так, как считают нужным. Но куда страшнее выхода из группировки по собственной воле, где можно было заплатить только выкуп, было изгнание из банды, то есть подростка «отшивали». Собиралась вся банда, и каждый ее член наносил удар провинившемуся. Выдержать такое мог не каждый, но тот кто выдерживал навсегда становился «отшитым» и дальнейшая его жизнь не становилась слаще. Поэтому пацанский кодекс чли. В «моталках» действовала железная дисциплина. Проводились регулярные проверочные сборы, в том числе и ночью.
Создали дежурную часть УВД. Это дало новые возможности для пресечения уличной преступности. Но лишь в 1982 году партийные органы разрешили нам открыто говорить во время встреч с населением о том, что банда на самом деле была и что ликвидирован ее костяк. Молодежные группировки распространились по всему городу. Отчасти это было ответной реакцией для защиты от наиболее агрессивных банд. Группировщики ходили на «сборы», занимались на самодельных тренажерах в подвалах «качались» , патрулировали свои сферы влияния. Во многих группировках было запрещено курение и распитие спиртного. Даже впоследствии они привнесли свой порядок в места лишения свободы, организовали тренажеры. Формой одежды для «пехоты» подростки 14-16 лет были трикотажные шапочки, надетые по самые глаза, телогрейки и «прощайки» на ногах. Они участвовали и в тренировочных «пробежках», и в боевых — нападениях на чужие территории, когда от обрезков арматуры и бомбочек из баллончиков от сифонов чаще всего страдали мирные прохожие. Это называлось «мотаться», а сами они были «мотальщики» в 90-е появился термин «лазить». Это было в 8—9 часов утра, когда на улицах милиции вообще не было, а в райотделах происходили пересменки. Пришлось милиции перенести начало рабочего дня на один час раньше. Еще всем сотрудникам было предписано в местах своего проживания по утрам выходить во дворы и наблюдать за обстановкой. Влияние группировок на молодежь было настолько сильным, что они не дали прижиться в Казани различным течениям «неформалов» — хиппи, панкам и т. Били их повсеместно. Даже модные тогда в стране прически «а ля панк» молодежь не осмеливалась носить. Шокирующе выглядели огромные «хороводы» группировщиков на танцплощадках по всему городу в конце 70-х, даже на университетских дискотеках. Те, что постарше, были уже в мохеровых шарфах и меховых шапках местного производства. Не снимая их, вставали в круг на весь зал и переминались с ноги на ногу — таков был их ритуальный танец. Никто не смел войти в этот круг. Потом появился новый ритуал: они стали строиться в колонну по четыре и исполнять «квадрат»: шаг назад, шаг вперед и после ленивый выброс ноги вверх. Жутковатое было зрелище. Они заполонили все рестораны и более-менее приличные кафешки. Удручало, что и студенты начали перенимать их стиль и идиотскую походку «пингвином». Под контроль были взяты даже техникумы и профтехучилища. Туда не смели поступать ребята из враждебных территорий. Как правило, враждовали соседствующие группировки, а союзы заключались с отдаленными. Пройти через вражескую территорию безнаказанно было нельзя. Выехать в центр города тоже: обязательно наткнешься на «врагов». Везде и всегда можно было встретить группы по 10—15 «мотальщиков», куда-то целенаправленно двигавшихся чуть ли не строем. Когда подростки ехали на учебу в отдаленное учебное заведение, подконтрольное дружественной группировке, нередко по пути автобусы и троллейбусы закидывались металлическими шарами. В итоге дело кончилось тем, что для большинства выпускников школ возможности для продолжения образования были резко ограничены. А из других городов вообще перестали приезжать абитуриенты. Да и в школу ходить нормальным мальчишкам было некомфортно. Был такой презрительный ярлык для тех, кто не «мотался» — «чушпан». Такие были «вне закона», с них требовали регулярную денежную дань. Они спокойно не могли выйти прогуляться. Обязательно остановят и спросят: «Мотаешься? По «кодексу» группировщиков, если тебя остановили «враги», ты должен честно сказать, за кого мотаешься и получить свое. А если соврал, что не мотаешься, побьют свои. Кстати, между враждующими группировками шел обмен соответствующей информацией, в том числе и в ходе встреч их главарей в ресторанах. Такие факты были зафиксированы милицией. Ближе к 90-м появилась прослойка «пишущихся». Эти не состояли в группировках, но манерами подражали их участникам, даже рисовали на стенах названия группировок в сочетании с трехконечной короной. Большой резонанс вызвала серия убийств в массовых уличных драках середины 80-х. Били обрезками арматуры по голове. Поэтому новым элементом зимней «формы» стала суконная шапка-ушанка с овчинной оторочкой, наглухо завязанная под подбородок. Скрывать это стало уже невозможно. В Казань перестали приезжать школьные экскурсии... В лесопарковых зонах появились тренировочные лагеря группировок. Особенно запомнился случай на озере Глубоком в январе 1987 года. К парному кавалерийскому наряду на Лебяжьем подбежала женщина и сообщила, что на противоположных сторонах Глубокого собрались агрессивные группы молодежи. Кавалеристы сообщили об этом по рации в дежурную часть и немедленно поскакали к озеру. Там уже около трехсот человек сбегали с крутых берегов на лед. Отважные всадники выскочили между ними и устроили конную «карусель», не давая враждующим сторонам сойтись. Хулиганы били милиционеров и лошадей металлическими прутами, но никак не ожидали, что лошади будут их лягать и кусать, а у милиционеров действенным оружием стали нагайки. Услышав сирены патрульных машин, шпана разбежалась по лесу. Но несколько десятков задержали, а через травматологические пункты выявили еще некоторое число «активистов».
Казанские моталки. «Город грехов» – это про Казань? Пингвинья походка и «ритуальные хороводы»
Первопроходцами криминального террора в СССР были казанские банды, ещё в 1970-е. Где истоки «казанского феномена»? Так называют явление, связанное с агрессивными молодежными группировками Казани 70-80-х годов. Униформа относит казанских мотальщиков к субкультурам низших слоев общества капиталистической Европы.
Как вычислить «мотальщика» в толпе?
- Казанский феномен — Википедия
- Казанский феномен — Википедия
- Нет комментариев
- Мотальщики казани - 87 фото