Новости мой подчиненный

Мой подчинённый Том 3 Глава 128.

«Взрослый» буллинг: что делать, если вас притесняют на работе

Выяснилось, что в ноябре 2023 года местная жительница, находясь в городе Суздаль Владимирской области, через WhatsApp написала оскорбительное сообщение в неприличной форме своему работнику, который требовал произвести расчёт при увольнении, и тем самым унизила его честь и достоинство. Прокурор возбудил в отношении женщины дело об административном правонарушении.

Психологическое состояние руководителя, черты характера и психологическая устойчивость, внутренние ограничения и влияние окружающей руководителя среды на его поведение и мышление, и о многом другом читайте в этой публикации! Качество мышления — ключ к развитию, безопасности и процветанию В статье рассматривается вопрос о важности эффективного мышления для личного и коллективного успеха. Также о том, что влияет на качество мышления и как управлять эффективностью мышления в коллективах.

Также в контексте главной темы рассматривается: информационная политика, социальная инженерия, требования к эмоциональному состоянию руководства и ряд других. Термины и определения: Вербализация, — процесс проговаривания, словесное описание внутренних переживаний: эмоций, чувств, ощущений, мыслей, пр. Синергия, — взаимное усиление двух и более факторов, при котором результат усиления является большим нежели простое суммирование сил взаимодействующих факторов.

Как только вы дошли до того, кто вам нужен, задайте вопрос: «Скажите, вы ли занимаетесь таким-то делом? Если в ответ вы слышите отрицательный ответ, попробуйте переформулировать свой вопрос: возможно, ему поручена лишь часть, и он не видит всей картины, потому и не понимает, что-то, что ему поручили, является частью того, о чем говорите вы. Если и тут вы сталкиваетесь с отрицанием, то контролирующая беседа не состоялась, и вы можете отправляться к себе. Если ответ положительный, то обязательно! Можете уделить пару минут? У меня по этому делу есть несколько вопросов.

Есть возможность прерваться ненадолго? У вас сейчас ничего срочного нет? Мне хотелось бы кое-что уточнить у вас по этому делу. Только после получения согласия можно начинать беседу. Мне не приходилось встречаться с ситуацией, чтобы сотрудник отказал руководителю в подобном разговоре. Теоретически это возможно, если у него действительно горящее безотлагательное дело или ему попросту запретил непосредственный начальник об этом чуть ниже. Запрос с вашей стороны на готовность уделить вам немного времени корректен и минимизирует напряженность и испуг собеседника. Всё же вы сам начальник начальника! Разумеется, беседа проводится без участия непосредственного подчинённого, а желательно вообще без лишних ушей.

По возможности надо отойти в сторону, чтобы не мешать другим продолжать работу. Я рекомендую проводить беседу «на ногах», ведь это не должно длиться более 10 минут. Еще один момент, который надо оговорить, прежде чем перейти к сути беседы. Устраивает ли вас то, что говорит собеседник или нет, так ли все делается, как вы считаете нужным или совсем иначе, на вашем лице должна быть лишь одна эмоция: заинтересованность. Ничего самому поправлять или менять нельзя. Уж тем более нельзя давать указания, что и как делать. Единственное, что вы можете сделать в самом крайнем случае, когда понимаете, что надо немедленно останавливать, это, воспользовавшись силою своей власти, запретить любые действия в этом деле, о чем сотрудник должен немедленно доложить своему непосредственному начальнику. В итоге беседы вы должны получить информацию по следующим основным направлениям: понимание сотрудником конечного результата что? Начинать выяснение можно с самого начала или с конца.

От начала можно перейти в конец и наоборот. Двигаться по промежуточным результатам можно в любую сторону и от любой точки. Последовательность зависит от ситуации, собеседника и вас. Делайте, как вам и ему проще. Пользуйтесь инструментами управления коммуникацией. Действуйте так же, как при выяснении технологической цепочки при контроле, но в более мягкой и сокращённой форме, без всяких записей. Вы пытаетесь понять, что происходит, а не дать оценку. Положительные оценки допустимы в умеренных формах, от отрицательных оценочных суждений воздержитесь — это не ваш подчиненный. Есть еще и дополнительный вопрос, который стоит задавать, если вы удовлетворены ответами на основные.

Поинтересуйтесь, если когда в будущем потребуется аналогичный результат, есть ли возможность получить его более эффективным способом? Рекомендую вместо слова «эффективность» использовать более конкретные формулировки, например: с меньшими затратами времени, людей, техники и т.

Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.

Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных.

Мой подчинённый / My Suha

Поэтому, как только у вас появляются схожие задачи, лучше объединить их в одну функцию и делегировать подчиненному. Допустим, ваше руководство попросило вас вдруг сделать некий отчет. Вы, в свою очередь, попросили об этом подчиненного. Вынуждены были все ему объяснять и, возможно, столкнулись с сопротивлением. Через ка кое-то время руководство просит сделать еще один похожий отчет. Вы еще раз обращаетесь к подчиненному и проходите этап объяснения и сопротивление заново. И так каждый раз. Гораздо эффективнее сообщить подчиненному, что теперь подготовка отчетов для вышестоящего руководства — это его функция, у него есть полномочия на сбор информации, задавание вопросов и так далее И он отвечает за то, чтобы отчеты удовлетворяли тех, кто их требует Вы проводите ему разовое глубокое обучение: какого типа бывают отчеты, с кем контактировать при их составлении, где брать информацию, по каким вопросам ему принимать решения самостоятельно, а по каким спрашивать вас и так далее. Чтобы уменьшить сопротивление при делегировании, постарайтесь для каждой из функций подобрать подходящего человека: По загруженности. Загрузка должна быть у всех равномерная, это очевидно.

Но подсознательно руководитель вешает больше на приверженных или просто не умеющих отказывать сотрудников. И меньше нагружает тех, кто оказывает или может оказать сопротивление. По типу личности. Кому-то больше нравятся переговоры, кому-то — поиск информации и составление отчетов, кому-то — творческие задачи и так далее Не учитывая этот фактор и поручая сотруднику не вполне подходящую для него работу, руководитель порождает сопротивление. Кроме того, делегирование предполагает определенную технологию передачи полномочий и ответственности. Об этой технологии руководитель, как правило, либо не имеет представления, либо ему не хватает морально-психологической зрелости для делегирования, например: он не доверяет своим сотрудникам, не верит в них, считает, что они не смогут выполнять функцию достаточно хорошо; хочет все контролировать, чувствовать свою власть и не упускать ее из рук; ленится объяснять, рассказывать, показывать; не хочет отдавать интересные для себя задачи подчиненным. Из-за вышеуказанных причин руководитель превращает делегирование в постановку задач, оставляет ответственность за принятие решений на себе, тратит много лишнего времени на контроль, может вмешаться в любой момент в работу подчиненного со своими новыми указаниями и так далее. Как следствие, сотрудник старается лишний раз уточнить что-то у руководителя, переспросить, согласовать и так далее. В результате полномочия, ответ-ственность и большой объем работы остаются на руководителе, и делегирования не происходит.

К этим же последствиям приводит и несоблюдение технологии делегирования. Технология делегирования представляет собой следующее. Разовый глубокий процесс обучения. Обучать необходимо именно этой функции, даже если сотрудник выполнял ее в своей жизни много раз на предыдущих местах работы допустим, посещал точки клиентов, делал отчеты, принимал сотрудников на работу и так далее. Однако именно у вас, в вашей компании, в этот момент есть свои требования, приоритеты, ценности, особенности при выполнении данной функции. Именно им необходимо обучить с самого начала. Эффективное обучение происходит по технологии: рассказать — показать — дать попробовать — проверить. Времени это занимает немало, но такое решение относится к категории «плохо сейчас — хорошо потом». В результате обучения у сотрудников станут реже возникать вопросы по процессу, а вы гораздо меньше времени и усилий будете тратить на контроль, согласования и принятие решений.

Сотрудник же будет мотивирован обучением, ответственностью и полномочиями. Передача четких полномочий. Полномочия должны быть переданы четко, а не размыто. Обозначение точки прерывания делегирования. Все-таки вы можете ошибиться при делегировании, и сотрудник не справится с порученной функцией. Забрать ее у подчиненного назад — значит демотивировать его. Чтобы избежать демотивации, точку прерывания делегирования лучше заложить изначально. Когда это будет? Вот я тебя и проверю в это время».

Либо назначить сотрудника исполняющим обязанности. Если по итогам проверки вы поняли, что выбрали не того для данной функции, можете с чистой совестью эту функцию у него забрать либо разбить первый этап на еще более мелкие этапы, провести дополнительное обучение и так далее. Запрет на «лишние согласования». Если сотрудник перестраховывается и лишний раз просит вас принять решение по тем стандартным пунктам, по которым вы его уже обучили и дали ему полномочия, то не стоит подкреплять его поведение положительно. Наоборот, после первого обращения скажите ему: «А для чего вы обратились? Так что действуйте, и ко мне в таких стандартных ситуациях больше не обращайтесь». Если вмешались, извиняемся. Бывает, что все же руководитель вспомнил новое требование или под давлением важности и срочности результата решил-таки вмешаться в уже делегированную сотруднику функцию. Допустим, вы вмешались в его переговоры или ход сделки с клиентом; вспомнили, что при подготовке отчета нужно еще делать то-то и то-то и так далее Если вы после этого посчитали, что просто спасли ситуацию и поступили абсолютно правильно, то подчиненный решит, что надо на всякий случай с вами впредь советоваться и все согласовывать.

Он спросил, в чем секрет, ведь остальные GPS-трекеры работали нормально. В ответ тот лишь пожал плечами и вышел из здания. Но на этом месть не закончилась.

На выходе он наткнулся на экс-коллегу, которому рассказал обо всем и отдал антенну вместе с программой. Вскоре компанией действительно заинтересовалась налоговая служба, заподозрившая ее в нелегальных делах на просторах Мальты.

Если все же вы считаете, что без сильной руки не обойтись, попробуйте организовать анонимный опрос. Но лучше, конечно, стремиться к открытому выражению мнений. Избавьтесь от плохого наследства Если отдел достался вам в наследство, стоит как можно более подробно расспросить коллег о личности вашего предшественника. Если он был приверженцем авторитарного стиля руководства, неудивительно, что сотрудники привыкли безропотно подчиняться приказам, и, разумеется, им будет непросто научиться давать начальнику обратную связь.

В таком случае придется пересмотреть рабочий процесс, чтобы разговорить своих стеснительных подчиненных. Возможно, стоит организовать дополнительные мероприятия. Например, раз в неделю стоит проводить собрание отдела, в ходе которого ваши подопечные смогут обсуждать текущие вопросы и решения и делиться идеями. На собрании все молча выслушивали мои пожелания, а потом расходились. Наконец мне удалось вывести своего зама на откровенный разговор, из которого я узнал, что мой предшественник ненавидел инициативу, хотя поначалу тоже распинался о свободе слова в отделе. Пришлось ломать стереотипы.

Я подговорил заместителя высказаться на грядущем совещании.

А это всегда и тяжело, и долго… а дел у тебя еще… И пока ты не поймешь, что диалог с подчиненным — это не дополнительная нагрузка, а уникальная возможность, на него всегда будет жалко времени и нервов. Поэтому, на мой взгляд, очень важно обучать руководителей вести диалог: как говорить, какие слова использовать и как самому вести себя, чтобы не возникало диссонанса, когда ты доходчиво объясняешь подчиненному важность безопасности, а потом идешь через дорогу мимо пешеходного перехода. Один из наших руководителей, объясняя отличие «побуждающего стиля» руководства, произнес правильную фразу: «Делай как я», а не «Делай, как я сказал».

Как говорится, почувствуйте разницу. Пока ты не поймешь, что диалог с подчиненным — это не дополнительная нагрузка, а уникальная возможность, на него всегда будет жалко времени и нервов. Коммуникации «сверху вниз» несут направление развития, культуру, вовлечение, задачи, а «снизу вверх» — сообщают о проблемах, подсказывают возможности. А все вместе дает успех.

Главное — все это вовремя и с умом применять. Повторюсь — надо учиться. И компании должны обращать на это внимание, уделять этому время, силы и ресурсы. Например, меня 5 лет учили на инженера-металлурга.

Предполагалось, что я потенциально буду руководить, в том числе, и работниками. Но ни часа такой дисциплины как «управление персоналом» у нас не было. Как разговаривать с людьми, как ставить задачи, как слушать и реагировать… Что «спасибо» надо говорить! Все это сейчас восполняют компании на своих корпоративных курсах.

Уже много лет в ЕВРАЗ действует комплексная программа «От мастера до УД» управляющего директора , которую проходят все руководители предприятий уровня мастеров. Два года действует программа «Топ-300» по обучению начальников цехов и директоров шахт, с этого года стартовала программа «Топ-1000», и в каждой из этих программ отдельный модуль посвящен управлению персоналом. И это дает реальный эффект. В анкетах о вовлеченности сотрудники многих компаний называют непосредственный контакт с руководителем — самым лучшим источником информации.

Когда мы только начинали исследование вовлеченности на предприятиях ЕВРАЗ, выявили проблему, заключавшуюся в стиле общения непосредственного руководителя с людьми. Теперь на всех обучающих программах особое внимание уделяется диалогу между руководителем и коллективом, его регулярности, обязательности. В помощь руководителям создали СПР — «стандартные практики руководителя», в которых обратная связь с работниками занимает равноценное место с планерками и обходами. Не побоялись заняться в целом культурой.

И люди отреагировали, вовлеченность выросла, а проблема ушла из перечня острых. Факт 17 лет Григорий Мисник занимается вопросами социальной политики в промышленных компаниях — В анкетах о вовлеченности сотрудники многих компаний называют непосредственный контакт с руководителем лучшим источником информации.

Бывшего военнослужащего оштрафовали за избиение подчиненного

@1179. January 23, 2022. Мой подчинённый. глава 88. В Нижнем Тагиле 59-летний директор предприятия избил собственного подчиненного, а потом увез его за город в багажнике авто и сжег жертву. Начальник устроил слежку за подчиненными и сильно пожалел. Как можно четче ставьте задачи, объясняйте подчиненным, что конкретно им нужно делать и какого результата вы ждете. Алена Швец "Школьница"Парочка - Пак × Суха.

Махинации на капремонте? Стригункову мог "сдать" бывший подчинённый, сообщил источник

Важно понимать, что, если человек открыто нарушает строгие внутренние правила, он бросает коллективу вызов. За таким поведением чаще всего стоят импульсивность, бунтарство и желание привлечь к себе внимание, пусть даже в негативном ключе. Также вызывающее поведение — это невербальный сигнал «Я лучше других, я делаю то, что другим запрещено, я против правил». Это признак личностной незрелости, а значит, положиться на такого человека как на профессионала нельзя. Наталья Никулина, тренер проекта SIDVI-G, психолог по работе с негативными состояниями Хамит «ради дела» Существует категория людей, которые постоянно задействованы в каких-то негативных событиях: они часто конфликтуют с окружающими, устраивают истерики, сплетничают или плетут интриги, стравливая коллег между собой. В их восприятии все это они делают ради какой-то собственной правды или даже ради интересов компании.

Если такой «токсичный» сотрудник есть в вашем отделе, не стоит вкладывать время и силы в его обучение и развитие. Такие люди почти никогда не меняются, а значит, коллегам всегда будет некомфортно рядом с ними. Самый категоричный вариант — уволить сотрудника — в такой ситуации будет, возможно, наиболее эффективным. Много работает в надежде на карьерный рост, но не проявляет лояльности к компании Нелояльность к компании, на мой взгляд, один из самых серьезных поводов для увольнения. Если сотрудник позволяет себе критиковать руководство и владельцев фирмы, допускает нелицеприятные высказывания в их адрес, в негативном ключе обсуждает все распоряжения руководства, то стоит задуматься о целесообразности его дальнейшей работы в компании.

Обычно такие разговоры происходят между коллегами, поэтому финансовый директор может узнать о них только от третьих лиц или случайно услышать беседу. Если это произошло, советую убедиться, что это не конструктивная критика, а именно пустые жалобы. Сделать это легко: поговорите с подчиненным откровенно, спросите, чем конкретно вызваны подобные высказывания. Если сотрудник осуждает решения руководства, предложите ему подготовить служебную записку и изложить и обосновать в ней альтернативу принятому решению. Пообещайте рассмотреть идею и довести ее до сведения высшего руководства.

Сотрудник, у которого действительно есть идеи, воспользуется случаем донести их до начальства. Если сотрудник не решится высказаться открыто, но продолжит негативные разговоры за спиной у вас и руководства компании, лучше расстаться с ним. Недопустимо, чтобы сотрудник обсуждал руководство с представителями клиентов или поставщиков. Если финансовый директор узнал о подобной ситуации, решение может быть только одно — уволить подчиненного без всяких сомнений, как бы он ни был полезен для компании. Мнение психолога: сплетни — маркер реальных проблем Недовольство коллектива не рождается на пустом месте.

Конечно, обычно есть главные инициаторы, но, если вы услышали беседу нескольких человек и все они активно ее поддерживали, это указывает на вполне реальные проблемы. Если к обсуждениям присоединяется все больше сотрудников, это уже очень громкий сигнал об управленческих ошибках. На своей должности человек видит ситуацию иначе, и это может быть полезно компании. Если за его жалобами стоит понимание того, как можно сделать лучше для бизнеса, — сотрудник по-своему пытается помочь общему делу. Дайте подчиненным возможность открыто высказывать идеи по улучшению процессов в компании.

Наталья Никулина, тренер проекта SIDVI-G, психолог по работе с негативными состояниями Проявляет неоправданные амбиции, хотя работает не более чем нормально Если у сотрудника случилась «звездная болезнь», он ведет себя высокомерно и дерзко с коллегами или руководством, но не может подтвердить свои амбиции делом, например взять на себя более сложные или трудоемкие задачи, — от такого работника проблем больше, чем пользы. Когда замечаю подобную ситуацию впервые, провожу довольно жесткую беседу с подчиненным и предлагаю делом доказать свои способности — решить какой-то сложный рабочий вопрос. Если амбиции работника безосновательны, он либо откажется от сложной задачи, либо не справится с ней.

Многие руководители четко понимают разницу между понятиями «дружный коллектив» и «дружба с коллегами». Есть американская поговорка: лучше дружба, основанная на бизнесе, чем бизнес, основанный на работе. Я согласен с поговоркой, которая к тому же подтвердилась и на моем собственном опыте. Поэтому, чтобы не ставить под удар собственную репутацию и эффективность работы, стараюсь быть хорошим другом на работе», — делится своим опытом руководитель отдела информационных систем «Мир детства» Иван Кузнецов в блоге компании Asus. Неудачный дружеский опыт есть у многих бизнесменов. Как правило, однажды обжегшись, они стараются впредь исключить для себя близкую дружбу с коллегами.

Были ситуации, которые заставили эту границу четко провести», — отмечает руководитель Team Smart Дмитрий Дмитриев. Система рычагов и блоков Дружба, конечно, дело тонкое: она может стать причиной полного провала, но некоторые руководители считают ее дополнительным рычагом управления командой. Однако с такой стратегией можно перестараться и потерять контроль над ситуацией», — объясняет Дмитриев. Он выделяет две главные ловушки, в которые рискует попасть руководитель, отважившийся пойти на дружеский контакт с младшими по званию. Однако с такой стратегией можно перестараться и потерять контроль над ситуацией», — объясняет Дмитриев Во-первых, субъективное отношение самих работников к результатам: для «друга-подчиненного» близкие отношения с боссом могут быстро стать оправданием собственных ошибок и лени.

Так что если вы хотите иметь обратную связь, придется отбросить авторитарные замашки. Если все же вы считаете, что без сильной руки не обойтись, попробуйте организовать анонимный опрос.

Но лучше, конечно, стремиться к открытому выражению мнений. Избавьтесь от плохого наследства Если отдел достался вам в наследство, стоит как можно более подробно расспросить коллег о личности вашего предшественника. Если он был приверженцем авторитарного стиля руководства, неудивительно, что сотрудники привыкли безропотно подчиняться приказам, и, разумеется, им будет непросто научиться давать начальнику обратную связь. В таком случае придется пересмотреть рабочий процесс, чтобы разговорить своих стеснительных подчиненных. Возможно, стоит организовать дополнительные мероприятия. Например, раз в неделю стоит проводить собрание отдела, в ходе которого ваши подопечные смогут обсуждать текущие вопросы и решения и делиться идеями. На собрании все молча выслушивали мои пожелания, а потом расходились.

Наконец мне удалось вывести своего зама на откровенный разговор, из которого я узнал, что мой предшественник ненавидел инициативу, хотя поначалу тоже распинался о свободе слова в отделе. Пришлось ломать стереотипы.

Как минимум вы потеряете уважение подчинённых, а в дальнейшем молчание или перекладывание ответственности будут способствовать распространению слухов и домыслов. Не делайте безапелляционных заявлений. Будьте открыты к диалогу, выразите готовность выслушать решения, которые могут предложить ваши подчинённые.

Персонал должен почувствовать, что именно от него, от его действий зависит дальнейшее развитие компании — и тогда активно включится в работу. Не переходите на личности, не вините сотрудников в кризисе. Как донести информацию о проблемах Есть несколько основных моментов, на которые следует обратить особое внимание. Доносить персоналу информацию о проблемах необходимо: Вовремя Если вы точно знаете, что существуют определённые трудности, не нужно ждать, пока работники сами о них разузнают или будут строить собственные догадки. Соберите подчинённых и расскажите о текущих проблемах.

Не тяните время: нужно сделать это до того, как сотрудники придумают свою версию событий. Структурированно Составьте план своего выступления. Максимально понятно опишите ситуацию, в которой находится компания. Если проблемы серьёзные, постарайтесь мягко рассказать о них, чтобы не сеять паники. В то же время не утаивайте важной информации.

Если сомневаетесь, посоветуйтесь со своим руководством, какие факты можно озвучить, а какие не стоит. Честно Постарайтесь максимально открыто рассказать о проблемах, которые коснулись вашей организации. Сделайте это так, чтобы сотрудники не подумали, что вы недоговариваете, иначе авторитет пошатнётся — и ваши действия станут благодатной почвой для возникновения слухов и домыслов. Уверенно Избавьтесь от лишних эмоций: не нужно давать лишних поводов для паники. Расскажите о проблемах максимально объективно, не выражая своего субъективного мнения.

Оперируйте фактами.

Подчиненные Навального возмутились из-за критики заслуженного учителя России в адрес УГ

Он гнобит подчинённых, всё время орёт и считает, что всё знает. Глава подчиненной украинским властям областной военной администрации Александр Прокудин не уточнил, о каком именно объекте идет речь и какой масштаб разрушений. Если у работников понимающий руководитель, это приносит больше выгоды как бизнесу, так и каждому отдельному сотруднику. Об этом «» рассказала психолог, предприниматель.

Аннотация к книге "Сложные подчиненные. Практика российских руководителей"

  • Начальник устроил слежку за подчиненными и сильно пожалел
  • Социологи изучили взаимные претензии начальников и подчиненных. Новости. Первый канал
  • Меня «подсидел» подчиненный | # Фортепозитив | Дзен
  • РИА Новости: Шойгу «основательно встряхнул» подчинённых
  • В Свердловской области директор предприятия сжег подчиненного | Новости Ульяновска. Смотреть онлайн
  • Начальник устроил слежку за подчиненными и сильно пожалел - новости на

Подчинённый: изображения без лицензионных платежей

“Сергей Анатольевич Лещенко не является моим подчиненным. Он лично считает, что президент Владимир Зеленский является оптимальным на данный момент для Украины. король, паж, раскатал губу, подчиненные, типы подчиненных, любимчики, фавориты начальства, фавориты руководства, кого любит начальство, кого любит босс, кого обожает. Мой подчинённый Average 4.4 / 5 out of 7. В Бурятии подчиненный каждый день крал деньги у начальника. Подчиненный Навального Владимир Милов написал в Twitter, что «запускают "заслуженных учителей" выступать против "Умного голосования"». Мой подчинённый Average 4.4 / 5 out of 7.

Меня «подсидел» подчиненный

перевести такого подчинённого на должность, не связанную с общением (если он интроверт и тяготится внешними контактами). Бывшего начальника ГУ МВД по Петербургу и его подчиненных будут судить за взятки в Москве. Как критиковать подчинённого, чтобы улучшить результаты бизнеса, а не подвести специалиста к увольнению из-за ошибок. Мой подчинённый Том 3 Глава 128. Вас ждут стоковые изображения в HD по запросу «Подчинённый» и миллионы других стоковых фотографий, трехмерных объектов. Актуальные новости и статьи по теме: подчиненные.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий