Во вступительном слове митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, в частности, отметил: «Определением Священного Синода и Вашим Первосвятительским благословением Международные Рождественские образовательные чтения 2023 года посвящены теме. XXХII Международные Рождественские образовательные чтения пройдут в Москве с 23 по 27 января, сообщает сайт МДС.
Рождественские образовательные чтения пройдут в ПсковГУ
Вопросы просвещения и образования, сохранения исторической памяти и преемственности поколений – темы, которые обсуждают в Москве на Международных рождественских образовательных чтениях. Приветствие участникам форума направил президент. 26 января 2023 года в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя в рамках V направления XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Жизнь Церкви и святоотеческое наследие» состоялась конференция «Прославление и почитание святых». XXXII Международные Рождественские образовательные чтения пройдут с 23 по 27 января 2024 года в Москве.
XXXI Международные Рождественские образовательные чтения в Москве
XXXII Международные Рождественские образовательные чтения «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» пройдут в Псковском государственном университете 8–10 декабря. Затем в Государственном Кремлевском дворце Москвы под председательством Святейшего Патриарха состоялось торжественное пленарное заседание финального этапа XXXII Международных Рождественских образовательных чтений. Международные Рождественские образовательные чтения «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» 2023 года. 24 ноября 2022 года в стенах университета МФЮА традиционно прошел региональный этап XXXI Международных Рождественских образовательных чтений на тему «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». XXXII Международные Рождественские образовательные чтения «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» пройдут в Псковском государственном университете 8–10 декабря.
ПРОГРАММА СТРОИТЕЛЬСТВА ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ В Г. МОСКВЕ
Жизнь Церкви и святоотеческое наследие. Взаимодействие Церкви с государственными и общественными институтами и СМИ. Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества. Миссионерское служение Русской Православной Церкви. Взаимодействие Церкви с Вооруженными Силами и правоохранительными органами.
Международные Рождественские образовательные чтения пройдут традиционно по направлениям: Рождественские парламентские встречи. Деятельность церкви в сфере образования и катехизации. Издательская деятельность Церкви.
Уже не первый год преподаватели и студенты нашего университета принимают самое активное участие в обсуждении тем, предлагаемых организаторами Форума. В этом году предметом обсуждения была тема - «Вера и знание: прошлое и настоящее», тема, безусловно, актуальная, проходящая через все исторические эпохи и все культуры, включая, конечно, и отечественную. Эти и похожие вопросы стали предметом обсуждения студентами и преподавателями и вызвали их неподдельный интерес.
По завершению работы конференции слово взяла заведующая сектором по работе с учреждениями высшего и среднего профессионального образования Отдела религиозного образования и катехизации Татьяна Игоревна Белозерова.
Будет организована трансляция ключевых конференций и семинаров. Соответствующая информация будет размещаться на информационных ресурсах Чтений по мере поступления данных от ответственных лиц от Направлений. Для участников Чтений, которые не смогут приехать в Москву, в случае включения в программу будет организована возможность выступить с докладом в удаленном режиме. Следите за информацией.
Все округа г. Москвы
- ПРОГРАММА СТРОИТЕЛЬСТВА ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ В Г. МОСКВЕ
- КРАТКАЯ ПРОГРАММА XXХI Международных Рождественских образовательных чтений
- Международные Рождественские образовательные чтения пройдут в декабре в ПсковГУ
- Международные Рождественские образовательные Чтения 2024 года в Москве
- XXXI Международные образовательные Рождественские Чтения
В МФЮА прошли XXXI Международные Рождественские образовательные чтения
Итоговое заседание XXХII Международных Рождественских образовательных чтений завершилось концертом, подготовленным творческими коллективами Самарской митрополии. Международные Рождественские Образовательные чтения – это масштабный церковно-государственный форум, направленный на обсуждение вопросов духовно-нравственного просвещения, гражданского и патриотического воспитания, других значимых направлений. Ведущий методист ГБУ РК "Крымский киномедиацентр" представит Республику Крым на XXXI Рождественских чтениях в Мосвке 25-27 января 2023 года. XXXII Международные Рождественские образовательные чтения. 25 января 2024 года в рамках XXXII Международных Рождественских образовательных чтений на факультете психологии Российского православного университета (РПУ) св. Иоанна Богослова.
В Москве прошли XXXI Международные Рождественские образовательные чтения
И что в ответ? Обвинения России в нарушении прав человека, свободы и так далее. Вот уже один этот разговор с нашими западными партнерами свидетельствует о том, что происходит в мире с точки зрения столкновения разных ценностей, разных мировоззренческих концепций. И в каком-то смысле Россия все больше и больше становится похожей на остров свободы, потому что мы отстаиваем ценности, которые и обеспечивают подлинную свободу. И если сталкиваемся с трудностями, с критикой, с непониманием, то это свидетельствует не о нашей слабости и не о наших ошибках, а о масштабах проблемы, которая сейчас существует в человеческом сообществе.
Конечно, запреты не являются достаточными, даже если успешно осуществляются в обществе, но, самое главное, очень важно, помимо всякого рода ограничений, продвигать идеи, связанные с семейными отношениями. Важно подчеркивать ценность семейных отношений, ценность традиционной семьи, говорить о традиционной семье так, чтобы молодые люди видели ее подлинную красоту, радости, которые дает верность, служение семье и детям. Благодарю наши телеканалы «Спас», «Союз», «Радость моя» — за последние годы они сделали немало, чтобы довести до аудитории важное послание о ценности традиционной семьи, привлекая для этого творческие силы. Сейчас выходят новые программы, используются новые форматы, которые заслуживают всяческой поддержки и имеют, несомненно, большое будущее.
Серьезными шагами в области сохранения семейных ценностей стало утверждение Президентом «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Среди прочего этот документ призывает к тому, чтобы Россия играла ведущую роль в защите традиционных ценностей не только при осуществлении внутренней политики, но и на международном уровне. В документе подчеркивается значение Православия, других традиционных религий нашей страны в деле сохранения и защиты этих ценностей. Наряду с этим необходимы и шаги, направленные на усиление правовой защиты семьи, основополагающих прав родителей в области образования, здравоохранения и других сферах.
Давно назрела необходимость пересмотреть подходы к защите детства в сторону исключения необоснованного изъятия детей у родителей, отражения в законе принципа конституционной презумпции добросовестности действий родителей в отношении детей. Большая работа в этом отношении была проведена в обеих палатах Федерального Собрания, где законодатели при участии общественных организаций и экспертов подготовили необходимые поправки в Семейный кодекс и другие законы, направленные на защиту семьи. Считаю, что это действительно очень важное и в каком-то смысле историческое событие, и сердечно благодарю всех причастных к этому важному достижению. Сегодня немало говорится и о необходимости предусмотреть в законодательстве реальную ответственность за нарушение прав семьи и родителей.
Этот запрос общества также заслуживает самого серьезного внимания законодателей. Большим вызовом нашего времени является обесценивание человеческой жизни — великого дара Божиего. Трагические события, связанные с военными действиями, каждый раз напоминают нам о хрупкости жизни. Мы скорбим о всех погибших.
Но не меньшей скорби достойна и другая трагедия: сотни тысяч детей гибнут каждый год в нашей стране в результате абортов. Я об этом говорил, говорю и буду говорить до тех пор, пока сохраняется опасность для жизни следующих поколений в нашей стране. Жизнь каждого ребенка с момента зачатия драгоценна и заслуживает заботы и защиты. Важнейшим шагом в сторону такой защиты могло бы стать прекращение финансирования абортов за счет средств бюджета и системы обязательного медицинского страхования.
Ситуация, при которой Конституция говорит о том, что дети — важнейший приоритет государственной политики, и одновременно с этим государство оплачивает уничтожение детских жизней до рождения, — противоестественна. Нельзя говорить одно, а поддерживать другое; эту политику необходимо изменить. Утверждение, что плата за аборт умножит количество нелегальных абортов, — очень лукавое утверждение. Потому что все нелегальные аборты, за каким-то, может быть, ничтожным исключением, — платные.
Нельзя говорить: введем плату, и число нелегальных абортов увеличится. А что, нелегальные аборты делают без денег? Все более актуальным становится вопрос богословского осмысления проблем биоэтики. Православные врачи и ученые, сотрудники и соработники Синодальной комиссии по биоэтике призваны дать богословски обоснованные ответы на вопросы суррогатного материнства, ЭКО, смены пола, эвтаназии, искусственного интеллекта.
Синодальной комиссии по биоэтике в сотрудничестве с Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ необходимо приступить к работе по созданию справочника для приходского духовенства в виде печатного и электронного сборника церковно-практических документов по данному вопросу. Говорю так на основании опыта, потому что, посещая приходы, часто сталкиваюсь с тем, что священнослужители обеспокоены данной темой, но недостаточно владеют материалами, которые уже опубликованы нашей Церковью и отражают ее официальную точку зрения. Не берусь оценивать, почему такая проблема имеет место на приходах, но она существует. Поэтому нужно сделать все для того, чтобы позиция Церкви, наши документы, касающиеся этой проблематики, были широко известны, и не только приходскому духовенству, но всему нашему верующему народу, всему обществу.
Множество стоящих сегодня социальных вызовов требует адекватного и своевременного ответа со стороны Церкви. Верующие люди призваны стать примером любви и милосердия ко всем страдающим, особенно сейчас, когда мир переживает действительно тяжелейшие времена.
Члены Синода подчеркнули «важное значение» проведения такого церковно-общественного форума, «объединяющего духовенство, представителей власти, научной, культурной общественности и педагогического сообщества». Справка Международные Рождественские образовательные чтения — крупнейший церковно-общественный форум, уникальное по значимости явление в сфере образования, культуры, социального служения, духовно-нравственного просвещения, патриотического воспитания и других значимых направлений церковной и общественной жизни.
Матвиенко огласил первый заместитель председателя Совета Федерации А. Толстой огласил приветствие председателя нижней палаты Российского парламента В. К собравшимся обратились министр просвещения РФ С. Кравцов, министр внутренних дел РФ В. Колокольцев и министр культуры РФ О. С приветствием от имени министра иностранных дел РФ С. Лаврова выступил заместитель министра Е. Приветствие мэра российской столицы С. Собянина огласил заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики А.
Что же, с нашей точки зрения, необходимо сделать в этом важном направлении, в том числе в плане государственных усилий? Расширяя поддержку многодетных семей, повышая статус многодетных семей и популяризируя многодетность, необходимо принять меры для снижения числа абортов. Это скромная, но тем не менее положительная тенденция. Мы постоянно говорили о том, что количество абортов растет, и вот впервые началось снижение. Убежден, что для поддержки этой тенденции необходимо принятие системы комплексных мер, направленных на усиление контроля за деятельностью медицинских организаций, работающих с беременными женщинами. Необходимо прекратить передачу детей-сирот на воспитание в семьи граждан недружественных иностранных государств, в которых официально принята гендерная идеология. Есть же дружественные по отношению к России государства, где нет этой идеологии. Необходимо подготовить перечень таких государств и четко сказать: мы будем передавать детей только гражданам тех стран, где эта идеология отсутствует; мы не хотим, чтобы из наших детей воспитывали духовных уродов и не хотим, чтобы наши дети подвергались огромной опасности. Необходимо также ввести запрет на усыновление детей гражданами государств, в которых законодательно разрешено медицинское вмешательство, направленное на смену пола. Недопустимо, чтобы то, что категорически запрещено в нашей стране, реализовывалось в отношении наших маленьких граждан, усыновленных такими «родителями», готовыми отдать ребенка на проведение страшных антигуманных операций. По всем этим начинаниям очень важна медийная поддержка. В прошлом году я уже обращал внимание на несомненные успехи телеканалов «Союз», «Спас» и «Радость моя» — это три наших телевизионных канала, через которые передается все то, что важно для Церкви в плане диалога с обществом и государством. Так вот, в деле донесения до широкой аудитории послания о ценности традиционной семьи, чадородия, многодетности эти каналы также вносят и, думаю, должны и в будущем вносить свой важный вклад. Хотел бы вновь выразить признательность руководителям и сотрудникам этих средств массовой информации за их важную и очень востребованную работу на поприще популяризации традиционных семейных ценностей. Однако важно идти дальше. Немалые вопросы вызывает и празднование импортированного с Запада так называемого дня святого Валентина, который, несмотря на все попытки его облагородить, все равно остается пропагандой отношений, не имеющих ничего общего с настоящей любовью. Его популярность связана с распространением идей свободной любви — свободной от всякой ответственности за близкого человека, за жизни будущих детей, которые приверженцам таких свободных отношений оказываются ненужными. Важно говорить о семье в процессе преподавания разных предметов, но имея в виду одну общую цель. Этой теме можно и нужно уделять внимание в рамках внеурочной деятельности в курсах бесед «Разговоры о важном». Думаю, имеет смысл поддержать введение особого курса семьеведения, могущего стать подспорьем в этой важной воспитательной работе. Многие педагоги в процессе воспитательной работы ходят с учениками в театры, музеи, на выставки. Все это хорошо, но всегда ли мы достаточно ответственно относимся к выбору, куда именно пойти и что смотреть. К сожалению, некоторые деятели культуры считают, что свобода художника должна выражаться в том, чтобы бросать вызов традиционным ценностям, вступать с ними в спор, эмоционально воздействуя средствами театра, кинематографа, музыки, литературы и так далее. Я уже говорил об этом, не хочу повторяться и много говорить, но мы должны понимать, куда ведем ребенка, что он будет смотреть, какие идеалы ему будут навязываться, в том числе через детские передачи и фильмы. В некоторых фильмах, спектаклях или литературных произведениях в качестве положительных героев выступают представители криминального мира, суррогатные матери, подростки, склонные к суицидам или насилию, лица гомосексуальной ориентации. Традиционные семьи, представители народов и культур, для которых вера является неотъемлемой частью жизни, напротив, нередко показываются как нечто скучное и устаревшее. Им противопоставляются новации, действительно бросающие вызов нравственной природе человека, ведущие к нравственной гибели, а значит, к деградации всего человеческого общества. Вряд ли и взрослый человек может увидеть в этом какой-то урок, но подросток — а ведь именно на них ориентированы некоторые подобные проекты — точно воспринимает все иначе и примет зло за пример для подражания, а добро он может просто не увидеть, потому что автор показал его в ложном и карикатурном свете. Прошу Министерство культуры обратить на это внимание и, в частности, содействовать распространению действительно доброго кино, особенно для детей и молодежи. К сожалению, оно нередко остается малоизвестным и ограничивается фестивальными площадками. Надо доносить до массового зрителя лучшие фильмы кинофестивалей «Лучезарный ангел», «Золотой витязь» и подобных им. Министерство просвещения также прошу обратить внимание на случаи, когда в числе изучаемых в школьном курсе литературы произведений оказываются образцы, сомнительные с точки зрения утверждения нравственных ценностей. Некоторые случаи подобных учительских экспериментов уже получили огласку и отрицательную реакцию в обществе. Со своей стороны мог бы предложить к прочтению в школах произведения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Эти произведения иногда просто замалчиваются, но они действительно являются выдающимися художественными произведениями современности. Они отличаются заботой о чистоте русского языка, пропагандируют высокую нравственность, глубокую укорененность в духовной традиции нашего народа и настоящую любовь к Отечеству и его истории. Большой вред воспитанию наносит проведение в школах культурно-массовых мероприятий по случаю Хэллоуина. Давайте избавим наше культурное пространство от этой безобразной вакханалии, привнесенной к нам из-за рубежа, совершенно чуждой нашим традиционным ценностям — историческим, нравственным, духовным, религиозным. Почему это вносится в наше культурное пространство? Нужно задать такой вопрос в первую очередь тем, кто содействует привнесению всех подобных медиапродуктов в нашу информационную среду. Особое внимание хотел бы обратить на культуру речи подрастающего поколения. К сожалению, грех сквернословия поразил часть наших детей, которые порою ругаются так, что даже взрослым становится стыдно. Необходимо настойчиво бороться с этим позорным для нашей культуры явлением, терпеливо объясняя молодежи недопустимость матерной брани и самим подавая пример чистой и культурной речи. Образование должно стать той средой, где передача духовно-нравственных ценностей станет доминантой. Существенную роль в этом играет изучение Основ православной культуры в 4-х классах. Сейчас это без малого 700 тысяч ребят. Мониторинг 2023 года показывает, что в этом курсе лидируют «Основы православной культуры» и «Светская этика». Это доказывает высокую заинтересованность родителей школьников в стремлении познакомить своих детей с культурой Православия. В крупных городах есть немало школ, где учится много детей, для которых русский язык неродной. При этом среди приезжих людей много и тех, кто с уважением относится к нашему народу, нашей культуре, нашим традициям. И мы слышали высказывания родителей и даже некоторых представителей духовенства иных религий о том, что важно детям мигрантов преподавать Основы православной культуры, потому что для России это объединяющее начало, важный способ интеграции не только детей, но и их семей. Кроме того, это помогает интегрировать в нашу отечественную культуру и традицию представителей иных вер, прибывших к нам с добрыми мыслями. Многие из представителей иных религий говорят: пусть наши дети больше узнают в школе о традиционных российских духовно-нравственных ценностях. Поэтому, когда нам говорят, что не следует преподавать Основы православной культуры, потому что в классе есть мусульмане, хочется спросить: а у самих мусульман спросили? По имеющейся у меня информации очень многие мусульмане готовы изучать Основы православной культуры, потому что они и их родители интегрируются в российское общество и им хочется знать, в том числе, об основах духовной жизни русского народа. Хочу подчеркнуть, что за последние полтора десятилетия именно Русская Православная Церковь разработала инновационную методическую базу для осуществления преподавания не только Основ православной культуры, но и других религиозных культур в рамках указанного образовательного курса, и процесс методической поддержки развивается. Синодальным отделом религиозного образования и катехизации был создан и успешно работает уже третий год эффективный инструмент методической помощи педагогам, работающим в этих областях — это цифровая образовательная платформа «Клевер Лаборатория», основной миссией которой является помощь педагогам в повышении их квалификации, а подрастающему поколению — в выборе правильных ценностных ориентиров в жизни. И все же в условиях, когда преподавание предмета ограничивается одним годом, что очень печально, достичь требуемого результата крайне сложно. Необходимо и в других классах развивать ценностно-ориентированное обучение, передачу духовно-нравственных ценностей — прежде всего в предметах гуманитарного цикла.