Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле будет платным для иностранных туристов с 15 января 2024 года, сообщил министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. Решение президента Турции вернуть статус мечети собору Святой Софии в Стамбуле вызвало бурю протестов в христианском мире. Ведомство утвердило стоимость посещения мечети Айя-София в Стамбуле, известной также как бывший христианский Собор святой Софии. Всемирно известный собор Святой Софии в Стамбуле вновь станет мечетью. Это был знаковый момент в истории Стамбула и Турции, когда 24 июля 2020 года собор Святой Софии отказался от своего статуса музея и был восстановлен в своей былой славе как Большая мечеть Айя-София.
Мечеть Айя-София в Стамбуле
Софии в Стамбуле для усиления сейсмоустойчивости конструкции, пишет Habertürk. В Стамбуле вход в Айя-Софию станет платным с 15 января. Принятое 10 июля 2020 года турецкими властями решение о лишении храма Святой Софии статуса музея и превращении его в мечеть прокомментировал в интервью телеканалу «Россия 24» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит. Мечеть Айя-София – это не только всем известное надземное строение, но и фантастически обширная подземная часть, которая изучена мало и окутана множеством тайн. Мечеть Айя-София находится в историческом центре Стамбула. Мечеть «Мечеть Святой Софии» по адресу Стамбул, Фатих, махалле Джанкуртаран, площадь Айя-София, 1, метро Сиркеджи, показать телефоны.
Собор Святой Софии в Турции снова стал мечетью
Наша цель — обеспечить более чистую среду для богослужений для граждан, посещающих мечеть», — отметил он. Махья — это традиционная форма турецкого исламского искусства вывешивания светящихся посланий между минаретами мечетей во время священного месяца Рамадан. Читайте также.
В частности, власти Греции — фактической наследницы павшей Византийской империи — решение о возможном превращении Святой Софии в мечеть встретили в штыки.
В парламентской партии «Греческое решение» призвали Афины «дать жесткий ответ». Это аналогично превращению дома Кемаля Ататюрка в Салониках, где родился первый президент Турецкой Республики, «в памятник понтийского эллинизма, в музей памяти геноцида понтийцев», заявил представитель партии Танасис Милонас. Отношения Афин и Анкары и так находятся на пределе из-за спора о добыче нефти и газа у берегов Кипра. Министр обороны Никос Панайотопулос и вовсе заявил, что Греция «готова к военному конфликту с Турцией».
Он отметил , что русский народ по-прежнему считает собор Святой Софии великой христианской святыней. Госдума составила обращение к Великому национальному собранию Турции по вопросу Софийского собора. А пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что для многих туристов, включая россиян, собор не только имеет значение как шедевр мировой архитектуры, но и несет «сакральную, духовную ценность». В США призвали турецкие власти сохранить за собором статус музея «как пример приверженности уважению религиозных традиций и исторического многообразия» и оставить его доступным для всех.
По словам госсекретаря Майка Помпео, статус музея позволяет людям со всего мира получать доступ к этому «великолепному достижению». Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу на это ответил довольно резко, заявив, что его страна «вправе изменить статус собора, превратив его в мечеть, без учета мнения других стран». В страну перестанут пускать имамов из-за рубежа и запретят внешнее финансирование религиозных объектов Дальновидный Ататюрк Собор Святой Софии освятили 27 декабря 537 года. Для христиан по всему миру, в том числе для российских, этот храм имеет большое значение.
Согласно легенде, именно здесь послы князя Владимира впечатлились красотой богослужения, что повлияло на решение будущего равноапостольного святого сделать Русь христианской. А в 1054 году кардинал папы римского Гумберт вручил патриарху Константинопольскому Михаилу Керуларию документ о его отлучении от церкви: это привело к разделению христианской церкви на православную и католическую. На протяжении веков собор оставался самым большим православным храмом в мире — символом могущества Византийской империи. Но после завоевания Константинополя турками в 1453 году храм превратился в главную мечеть Османской империи, для этого к нему пристроили четыре минарета.
В 1934 году Ататюрк решил сделать из Святой Софии музей, сохранив и христианские, и мусульманские элементы убранства.
В упомянутых им публикациях рассказывается о том, что посетители собора, превращенного в мечеть, пишут граффити на стенах, царапают острыми предметами стены и уносят кусочки позолоты. При этом, как отмечают местные СМИ, власти не пытаются пресечь это.
Цена 25 евро — это дорого или нормально? Айя-София станет одним из самых дорогих туристических объектов в Стамбуле. Моё субъективное ощущение — тариф сильно завышен. Откуда такая цена — непонятно. Особенно с учетом того, что осмотр будет ограничен. Экскурсанты смогут осмотреть мозаики в галереях, но не смогут спуститься вниз, в основной зал, на знаменитый ковер. Мечеть Айя-София, вид изнутри, снято широкоугольной камерой для понимания масштаба. Дальше в галерее более детальные снимки. Листайте вправо.
Турки добавили на стены медальоны с арабскими надписями из Корана. По-хорошему, он должен быть доступен бесплатно и в полном объеме для всех желающих. Также как Голубая мечеть или Сулеймание в том же Стамбуле.
Иностранцам запретят бесплатный вход в мечеть Айя-София
С момента захвата Константинополя османами в 1453 году и до 1934 года Айя-София действительно была мечетью. В последнее время вокруг законности декрета Ататюрка вдруг возникло много споров, некоторые СМИ даже писали, что, мол, подпись там ненастоящая. И, несмотря на то, что Верховный суд Турции подтвердил законность декрета 1934 года, судьба Айя-Софии все равно изменена. Пересмотр его статуса болью отзовется в сердцах миллионов людей в мире, прежде всего православное сообщество и все христианское человечество. Прежде чем нарушать балансы, надо осознавать ответственность такого акта", - заявил зампредседателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата Николай Балашов. У Русской православной церкви к собору Святой Софии вообще особое отношение. Именно в нем крестилась княгиня Ольга, и в этом храм пришли послы князя Владимира, когда он выбирал веру для себя и для всей Руси. Красота собора, по преданию, предопределила выбор в пользу восточного христианства - то есть православия.
На церемонии ифтара были озвучены месседжи о дружбе и братстве, еще раз подчеркнута нерушимость азербайджано-турецкого единства, являющегося примером для всего мира. Было отмечено, что Азербайджан и Турция поддерживали друг друга в самые сложные периоды своей истории. За последние 20 лет под руководством Президента Реджепа Тайипа Эрдогана Турция прошла большой и славный путь развития и завоевала авторитет в мире. На встрече было отмечено, что Азербайджан и Турция полны решимости и способны реализовать все национальные цели. Отношения между Азербайджаном и Турцией достигли наивысшего уровня благодаря лидерам наших стран и находятся в стадии перехода в качественно новую плоскость по ряду направлений.
Примечательно то, что привезена она была из древнего города Пергамона, подробнее об этом городе в облаках читайте здесь. Не знаю как в те времена можно было из мрамора изготовить такое чудо? Если вы скажите, что это все дело рук античного Кулибина с молотком и зубилом, то я отвечу «вы фсё врёте». Это работа наждаком как минимум а они тогда были? Он был легкий, крепкий и благодаря высокой пористости не тонул в воде. В соборе 361 дверь, 101 из которых с изображениями, 181 окно Под куполом изображения 3-х шестикрылых серафимов. Их лица при османах были закрыты металлическими звездами. Недавно сняли строительные леса и открылась фигура 4-го серафима. Его лицо, пока еще открыто. Надолго ли? Русь же была крещена лишь при ее внуке Владимире в 988-м году в Херсонесе. В 1037-м при Ярославе Мудрого сын Владимира 40 зодчих из Константинополя за 2. Как и оригинал, первоначально он был ничем не облицован. После разграбления Константинополя крестоносцами, в Париже специально возвели собор Сент-Шапель для хранения похищенных реликвий. Львиную долю богатства также присвоила себе Венецианская республика. Известная Туринская плащаница с негативным отображением лика Христа , была украдена из Константинополя крестоносцами. Михраб в Айе Софии, который приспособили здесь после обращения в мечеть, сдвинут от главной оси, для того, чтобы четко указывать на Мекку. До строительства Голубой мечети , Айя София 165 лет была главной мечетью Османской империи. Поэтому здесь вы найдете захоронения 5 султанов. Для 3-х из них есть отдельные мавзолеи, а 2-е покоятся в бывшем Баптистерии. Бытуют слухи, что под собором находится огромная цистерна с запасами воды. Слухи решили проверить турецкие исследователи. Здесь можно почитать, что же они там нашли. Где находится и как добраться Как и две другие основные достопримечательности Стамбула: Голубая мечеть и Дворец Топкапы , Собор расположен в центральной части старого города на площади Султанахмет. Это что-то сродни Красной площади в Москве, поэтому добраться сюда вам поможет любой прохожий. Для ориентации на местности я рекомендую статью «Районы Стамбула». Если у вас жилье не рядом с площадью Султанахмет, то вам нужно знать о трамвае Т1. Его маршрут охватывает львиную долю главных достопримечательностей Стамбула. Для ориентации на местности вот карта Google maps. Информация для посетителей Раньше никаких проблем, кроме очередей не было. Купил билет и валяй, наслаждайся. Но сейчас есть пару нюансов.
Таким образом, стоимость билета для посещения мечети Святой Софии примерно равна 850 турецким лирам. Бесплатно в мечеть пускают детей иностранных посетителей в возрасте 0-8 лет. Билетная касса в мечеть Вход в мечеть для иностр. Заметим, в этой стране часы функционирования множества государственных музеев Стамбула зависят от летнего и зимнего расписания. Касса в Айя София закрывается на один час ранее времени закрытия. Время указано местное. Обеденного перерыва в этом музейном учреждении нет. Запомните - музей работает в любой из дней недели, другими словами, у музея Айя София нет выходных дней. Однако, он недоступен для посещения в первые дни Рамадана и жертвоприношений правда, только в течение перовой половины рабочего времени. Кто может войти на территорию музея бесплатно? Это: Турецкие дети и подростки младше 18 лет Иностранные дети младше 8 лет Граждане Турецкой Республики от 65 лет и старше Ветераны, супруги и дети мучеников и ветеранов Инвалиды с одним сопровождающим Владельцы карт ИКОМОС, ЮНЕСКО и ИКОМ Владельцы пресс-карт Зарубежные официальные гости, приглашенные государственными учреждениями и их сопровождающими лицами Профессиональные туристические гиды с лицензией Министерством культуры и туризма Купить экскурсию в музея Айя София Святая София по российской карте Церковь, мечеть и музей - шедевр истории архитектуры Собор с его инновационной архитектурой, богатой историей, религиозным значением веками сражался с разрушительным временем и до сих пор является крупнейшей восточно-римской церковью в Стамбуле.
Мечеть Айя-София в Стамбуле подготовили к Рамадану
Айя-София снова стала мечетью. Найден оригинальный способ избавиться от старинных фресок | Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула (значительно превосходящие её по величине). |
Межпарламентская ассамблея Православия призывает спасти Айя-Софию от вандалов | Решение турецких властей о присвоении собору Святой Софии в Стамбуле статуса мечети может "повлиять на ход истории" и не служит укреплению мира и межрелигиозной гармонии. |
В Турции отреставрируют мечеть Айя-София | В православном соборе Святой Софии в Стамбуле проходит первый за 86 лет пятничный намаз. |
В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София - Лента новостей Крыма | Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула (значительно превосходящие её по величине). |
Вечный храм. Почему турки хотят превратить Святую Софию в мечеть? | Аргументы и Факты | Посещение мечети Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев с 15 января 2024 года. |
Вход в Айя-Софию в Стамбуле теперь станет платным
Межпарламентская ассамблея Православия призывает спасти Айя-Софию от вандалов - Азбука новостей | Михраб в Айе Софии, который приспособили здесь после обращения в мечеть, сдвинут от главной оси, для того, чтобы четко указывать на Мекку. |
Не все доступно даже мусульманам: новые правила посещения собора Святой Софии | Превращение здания Айя-Софии из мечети в музей стало важным символом примирения православия и ислама внутри Турецкой Республики. |
Музей или храм? Есть ли смысл в борьбе за светский статус Святой Софии | Айя София Стамбул: История, особенности, архитектура, мозаики в соборе Святой Софии, как попасть, купить билеты в 2024. |
Мечеть Айя-София в Стамбуле подготовили к Рамадану | После решения Реджепа Тайипа Эрдогана переделать собор Святой Софии из музея в мечеть против выступили многие западные лидеры, включая Дональда Трампа. |
В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София | Президент Турции принял участие в открытии восстановленного медресе имени Фатиха при мечети Айя-София в Стамбуле. |
Первая молитва в Айя Софии за 86 лет: загадка двойного послания Эрдогана
Мечеть Айя-София – это не только всем известное надземное строение, но и фантастически обширная подземная часть, которая изучена мало и окутана множеством тайн. Через полвека Айя-Софию включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО — и это имеет не только общие культурные, но и архитектурные обоснования. В православном соборе Святой Софии в Стамбуле проходит первый за 86 лет пятничный намаз. Мечеть «Мечеть Святой Софии» по адресу Стамбул, Фатих, махалле Джанкуртаран, площадь Айя-София, 1, метро Сиркеджи, показать телефоны. И в Айя-Софии, и в Голубой мечети в открытые для посещения часы всегда было много людей. Мечеть Айя-София стала образцом для строения других мечетей Стамбула, и вплоть до XIX века никаких реставрационных работ здесь не проводилось.
Главный храм и мечеть Стамбула — собор Святой Софии
Первый намаз был совершён 24 июля 2020 года. В сентябре 2023 года в мечети начались реставрационные работы для усиления сейсмоустойчивости, вход для верующих и туристов при этом не ограничен. Стамбул стал одним из популярных направлений для отдыха в новогодние праздники. Стамбул: единственный город на двух континентах, достопримечательности, которые любит Голливуд, и отели на любой бюджет Понравилась статья?
Параллельно с исламизацией Эрдоган укрепляет свою личную власть, сдвигая турецкий режим от демократического к авторитарному.
Есть здесь и противопоставление Западу: по словам турецкого лидера, сегодняшний маневр — в том числе ответ на действия США в поддержку Израиля. Критики указывают на то, что противоречивый для международных партнеров шаг — способ главы государства удержать электорат. По результатам соцопроса фирмы Metropoll выяснилось, что 44 процента турецких избирателей считают: решение о смене статуса власти вынесли на повестку дня, чтобы отвлечь их от экономических проблем. После того, как Константинополь в 1453 году взяли войска турецкого султана, он стал мечетью — и одновременно символом гордости турок за завоевания Османской империи.
Чтобы проводить в нем богослужения, лица святых на настенных росписях прикрыли — а примерно в XVIII и вовсе замазали. По его личному указанию собор получил музейный статус.
В период правления императора Константина I в 324—337 гг. Фото: litfund. Исторические предпосылки:Во времена Византии Константинополь превратился в важный политический, экономический и христианский центр. С тех пор константинопольский епископ уступал в силе и престиже только Римскому Папе, который по сей день считается Верховным понтификом.
Во все времена собор Святой Софии привлекал внимание неординарными архитектурными формами и масштабом Стамбул, Турция. Такое перераспределение наложило свой отпечаток на историю собора Святой Софии, ведь требовалось возведение более вместительного и помпезного здания. Непредвиденным толчком к строительству «Великой церкви» стал пожар, который полностью разрушил первый собор Святой Софии. Вскоре после трагических событий в 532 г. Этапы строительства Макет и план-чертеж собора Святой Софии. Чтобы создать величественный храм, император распорядился выкупить прилегающие территории и пригласил лучших зодчих того времени — Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые были больше математиками и инженерами нежели архитекторами.
Это и сыграло важную роль в формах и конструкционных особенностях сооружения, которые произвели революцию в храмовом строительстве христиан, ведь то этих пор никто не проектировал купольные, почти квадратные церкви. Великолепная каменная базилика была неотъемлемой частью древнего города на протяжении 1500 лет Hagia Sophia, Стамбул. Выполняя пожелания императора, для строительства использовались лишь самые лучшие материалы и элементы древних храмов колонны для портика , которые доставлялись из храма Солнца, из Эфеса и других культовых мест. Кроме того, при возведении собора использовались мрамор, золото, серебро, слоновая кость, медь, стекло, самоцветы и даже алмазы. Обилие невиданной роскоши привело к появлению легенд и жутких пророчеств, что и остепенило императора. Возведение и обустройство храма опустошило казну Византийской империи в размере трех годовых доходов.
Купол величественного храма до сих пор вызывает восхищение и удивление специалистов Hagia Sophia, Стамбул. Интересный факт: Несмотря на то, что проектировщики были известными математиками, еще во время строительства стали заметны их катастрофические просчеты. Стены здания не выдерживали вес купола и начали разъезжаться. Чтобы избежать казни, архитекторы разработали новый проект, включающий в себя создание боковых залов с полукуполами, укрепленными с внешней стороны ребрами жесткости, которые и остановили разрушение. Хотя во время землетрясений, произошедших вскоре после строительства, купол все-таки не удержался и рухнул.
Но они сразу решили, что не будут откачивать воду, а совершили несколько успешных погружений в затопленную подземную часть собора.
Последний спуск произошел в 2013 г. Какие-то легенды подтвердились, а какие-то оказались просто преувеличением. Исследование подземной части собора Айя-София. Подводники нашли места, предназначенные для захоронения. Хорошо был исследован 12-метровый колодец у главного входа. А в колодце в центральной части храма были найдены обломки очень большого светильника.
В стенах были обнаружены плотно закрытые двери, открыть которые они не пытались. Возможно, за этими дверьми находятся большие цистерны для сбора воды, о которых писали путешественники прошлого. Это подтверждает и сканирование пола собора на предмет пустот. Это сканирование показало, что под полом есть огромные пустые пространства! Также был совершен спуск в сухой каменный туннель. Из коридора идут два хода: один к площади Ипподром, второй — к дворцу Топкапы.
Эти коридоры раздваиваются, и некоторые рукава заканчиваются тупиками. Но один из рукавов имеет выход во двор дворца Топкапы. Туристы входят в собор через Императорские ворота. Рекомендации по посещению и осмотру Общие рекомендации Приходить лучше всего либо к открытию музея ранним утром, либо уже ближе к закрытию, вечером, потому что днем посетителей бывает очень много. Ещё лучше посещать музей в будни, так как в выходные, особенно в высокий сезон, просто не протолкнуться. В пик посещения очередь у касс в несколько десятков метров — обычное дело.
После покупки билета надо пройти проверку: каждый турист проходит через рамку металлоискателя, а рюкзак проверяют, как в аэропорту, рентгеном. Внутри уже давно идет реставрация: часть собора Айя-София в Стамбуле от пола до потолка закрывают строительные леса. Это несколько портит впечатление. Небольшая очередь у входа в музей Айя-София. Последовательность осмотра Осмотр начинаем с первого этажа. Сначала входим через большие ворота в первый притвор, а затем — во второй притвор.
Притвор — это пристройка к храму. Перед входом в собор обратите внимание на вырытый слева от входа «котлован». Это следы более древнего строения, которое находилось здесь ещё до строительства собора. Первый притвор. Эта пристройка лишена отделки — мраморные плиты уже давно сняты. В левой части притвора находятся каменная чаша для крещения 5 младенцев и большой экран, на котором идет фильм об истории Айя-Софии на английском.
Перед экраном — стулья, можно посидеть и посмотреть фильм. В правой части притвора у стены стоит огромный саркофаг 4 , напротив него колокол 3 , а далее — сувенирный магазин. Купель для крещения в первом притворе. Второй притвор. Эта пристройка сохранила отделку с момента строительства — потолок выложен золотой мозаикой, на стенах — мрамор с зеркальным узором. В левой части второго притвора расположена лестница рампа 2 на второй этаж.
Эта лестница не имеет ступеней. Так было сделано специально, для того чтобы проще было вносить императрицу на паланкине специальных носилках на второй этаж в императорское ложе. В правой части притвора такая лестница тоже есть, но она закрыта. Там же в правой части находятся ворота, через которые можно выйти во двор к фонтану для омовений 6. Над воротами, которые называются Красивые ворота, расположена одна из самых известных мозаик собора, где изображен строитель храма император Юстиниан, Богоматерь на троне и император Константин, основатель города. Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор.
Вторая мозаика находится над императорскими воротами 9. Называется она Иисус Панкратор. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти, смотрите ниже. Императорские ворота 9 , по преданию, переделаны из фрагментов Ноева Ковчега. Раньше в них мог входить только сам император, а теперь и вы можете. В соседние двери входили особо приближенные к императору.
Над императорскими воротами на втором этаже расположено императорское ложе. Про него подробнее будет написано ниже. Схема музея Айя-София в Стамбуле. Красным цветом обозначены особо интересные места в соборе. Внутренний дворик крестильни баптистерий. Попасть туда можно через второй притвор идем в правую его часть , потом, сразу при выходе, заходим в дверь слева.
Во дворике находится каменная купель, которая была перемещена непосредственно из помещения крестильни баптистерия. Купель большая, со ступенями. В ней крестили обращали в веру сразу несколько человек в зрелом возрасте. Позже, когда православие было достаточно распространено, для крещения стали использовать купели меньшего размера для младенцев. Посмотреть маленькую купель 5 можно в левой части первого притвора. В свое время двор и крестильня баптистерий использовались турками для хранения масла для ламп, которые освещали собор.
Сосуды для масла расставлены вдоль стен дворика баптистерия. Каменная купель во внутреннем дворике крестильни. Крестильня баптистерий. Сейчас это гробница султанов Мустафы I и Ибрагима I. Из дворика крестильни баптистерия через застеклённую дверь можно увидеть саму крестильню, но попасть туда из дворика не получится. Посетить гробницу можно бесплатно, но для этого надо выйти с территории музея Айя-София и подойти к собору с его правой восточной стороны.
Подробнее см. Гробницы Айя-Софии. Сосуды для хранения масла во внутреннем дворике крестильни. Основное пространство собора. Из второго притвора через императорские ворота 9 входим в основное пространство собора Святая София в Стамбуле. Центральная часть первого этажа.
В РПЦ назвали превращение Айя-Софии в мечеть «пощечиной христианству»
Больше не музей: Святая София в Стамбуле снова стала мечетью | Точка Арт | Решение турецких властей о присвоении собору Святой Софии в Стамбуле статуса мечети может "повлиять на ход истории" и не служит укреплению мира и межрелигиозной гармонии. |
В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София - Лента новостей Крыма | Музей Святой Софии в Стамбуле с 2020 года превратился в мечеть Айя-София. |
От Константина до Эрдогана. История музея Айя-София, который вновь хотят сделать мечетью | Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. Рассказываем историю важнейшего памятника культуры, в разные годы побывавшего храмом, музеем и мечетью. |
Повреждения появились на стенах и воротах мечети Айя-София в Стамбуле
Уиттимору выявить мозаики, оставшиеся под штукатуркой мечети «Айя-София», и давать экспертизу». Так было вырвано разрешение! Часть решения, касающаяся «экспертизы», была важной. Никто не знает, насколько правдивым было утверждение, переходившее из уст в уста, о том, что «когда «Айя-София» была превращена в мечеть, мозаики на стенах были замазаны штукатуркой». А что, если под штукатуркой ничего не окажется?.. Как раз в такие моменты и начинался процесс «экспертизы», для которой у Уиттимора также были полномочия. Мусульмане, не знавшие о том, что «после открытия мозаик мечеть будет закрыта», опасались, что, когда раскопки, начатые с залов и коридоров, дойдут до мечети, уже будет «невозможно совершать намаз». Однако «местный» член Византийского института Халиль Этхем Бей, продемонстрировав свои глубочайшие религиозные познания! Уиттимор возвел деревянные леса непосредственно в зоне мечети и приступил к работе.
Он хотел проверить, есть ли мозаика под сурой «Ан-Нур», что была написана на куполе и частично разрушена швейцарским архитектором Фоссати, и даже начал ее скрести, однако ему этого не разрешили. Уиттимор, не пожалевший великолепной каллиграфической работы кадыаскера Мустафы Иззет Эфенди, все же сжалился над коврами. Несмотря на толстые шторы под лесами, под предлогом, что «на них осядет пыль», он приказал убрать ковры. Конечно же, в связи с этим мечеть «Айя-София» на время была закрыта для совершения поклонений! Кто же знал, что нет ничего более постоянного, чем временное… Из-за того что работы здесь все никак не могли завершиться, мечеть тоже не открывалась. В этот период мечеть была взята под полицейское оцепление и туда не подпускали в особенности турок и мусульман. В начале Уиттимор потратил очень много времени и усилий на «экспертизу». Из-за того, что верхняя часть лесов была плотно занавешена черными шторами, никто не мог увидеть того, что под штукатуркой ничего нет… Разве шедевральные надписи не были произведением искусства?
В Византии в период иконоборчества 726—842 , когда живопись считалась харамом, мозаики в соборе «Айя-София» были стерты, а затем вновь восстановлены. Даже если предполагать, что мозаики, дожившие до времен завоевания Стамбула, были замазаны штукатуркой, мечеть в период Османской империи многократно ремонтировалась. В результате землетрясения 1894 года появились крупные трещины, и стенная мозаика осыпалась вместе со штукатуркой. Экспертиза, проведенная западными специалистами по истории искусств, выявила мозаики в соборе «Айя-София», а художники, привезенные в Стамбул, работая в закрытой мечети под черными покрывалами, их восстановили. Поэтому, «возрождение мозаик» заняло 15 лет. На фундаменте неизвестно кем инициированной сказки о том, что «мозаика была замазана штукатуркой», было возведено здание истории о том, что «соскребая штукатурку, были обнаружены мозаики». Что же это за «штукатурка», если для того, чтобы ее соскрести необходимо потратить 15 лет! Эти наблюдения принадлежат «внимательному» очевидцу и выглядят более правдоподобными, нежели сказка о том, что «мозаики были выявлены, пока соскребали штукатурку».
Принято усиливать это утверждение клеветой похожей на комплимент в виде «уважения Фатиха к искусству». Да, султан Фатих Мехмед относился к искусству с уважением. Однако кто сказал, что сохранение христианских фигур в мечети является проявлением «уважения к искусству»? Кроме того, почему те, кто рассуждает об «уважении к искусству», ничего не говорят «врагам искусства», которые под предлогом, что «они де загораживают красоту здания», снимают с тех же стен таблички с «шедеврами каллиграфического искусства» и подвергают их гниению в подвалах из-за того, что, мол, они не помещаются в дверях? Неужели для того, чтобы что-то считалось «искусством», оно обязательно должно быть крестовым?
Фонтан для омовения, внутренний двор мечети и площадь мечети были обработаны. После процесса очистки внутри и снаружи здания была распылена розовая вода — традиционный метод, восходящий к эпохе Османской империи.
Ответственный за уборку Муниципальный чиновник Фатих Йылдыз сообщил, что мечеть убирала команда из 20 человек. Каждый вечер в течение священного месяца в мечети будет распыляться розовая вода.
Дело было лет 800 назад, когда свергнутая византийская династия Комнинов при военной поддержке Грузинского царства на этом месте вы слышите гудок походного рожка заняла византийское Причерноморье и провозгласила создание Трапезундской империи 1204 г. Общий вид трабзонской Айя-Софии.
Слева - западный портик, справа - южный. Плана храма по ссылке Два с половиной века спустя Трапезунд был покорён османами; последний император, уступивший город без боя, и семь его сыновей были торжественно препровождены в Стамбул и вскоре все до одного задушены, а оставленная своими покровителями Айя-София по указу османского султана Мехмеда II Завоевателя была трансформирована в мечеть. Барельефы южного портика храма Некоторые могут увидеть в этом убийстве некую предвзятость... Но её на самом деле не было.
Если бы в то время существовал фейсбук или твиттер, на страничке Мехмеда II мы бы смогли найти, например, запись примерно следующего содержания: Сегодня приказал задушить своего шестимесячного брата. День прошёл неприметно. А, например, на страничке Мехмеда III, 13-го султана, - нечто такое: Мама, как всегда, права: не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня! Убил разом девятнадцать младших братьев.
Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству, да и всему христианству» [52]. По мнению историка А. Соколова , здесь явно усматривается греческое влияние в США [53]. Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру [54] в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете « Завтра » [55] : Мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия — чем он и был до захвата турками-османами в 1453 году.
Всё дело в том, что Святая София никогда не была мечетью и никогда не была музеем. Она всегда была христианским храмом, переделанным в мечеть султана-завоевателя, а затем и в музей. Считаю обязательным возвращение этого храма к своему первоначальному предназначению. В 2016 году во время Рамадана в соборе Святой Софии происходили чтения Корана , которые транслировались в прямом эфире одного из турецких телеканалов.
Это вызвало крайне негативную реакцию министерства иностранных дел Греции [56]. В марте 2019 года стало известно, что власти Турции могут изменить статус собора Святой Софии, чтобы его смогли посещать бесплатно. Туристы всех вероисповеданий сейчас могут бесплатно заходить в Голубую мечеть, которая расположена по соседству. Со Святой Софией можно сделать аналогично» [58].
В этот же день президент Турции Тайип Эрдоган подписал указ о превращении Айи-Софии в мечеть [4] [60]. Всемирный совет церквей призвал Эрдогана пересмотреть решение по Святой Софии [68]. Намаз совершил также сам Реджеп Тайип Эрдоган. Изображения христианских святых на время намаза были закрыты тканью.
Молящиеся разместились как внутри здания, так и на территории перед ним [69]. Это базилика с четырёхугольным средокрестием , увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня [70].
Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола [71]. Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна их также 40 , благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса [72]. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников — парусов, — которые в дальнейшем получили большое распространение в мировой архитектуре [71]. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой , глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод , содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы , впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами.
Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами , вывезенными из храмов Малой Азии и Египта [71] ; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея , а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах. Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью мозаики на золотом полу, 8 зелёных яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе. Стены храма также были полностью покрыты мозаиками как сюжетные композиции, так и орнаменты.
Благодаря своей величественной архитектуре и убранству главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства VI в.
В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери , и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы. На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити , оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей см.
Мозаичный цикл[ править править код ] Значительное число мозаик Святой Софии было выполнено во времена императора Юстиниана в VI веке. Все сохранившиеся мозаики этого периода являются орнаментальными и расположены в нартексе , нефах , галереях и главной арке [74]. Сохранившиеся мозаики с изображением человеческих фигур и ангелов были созданы после окончания иконоборчества. Эти мозаики представляют собой пример византийского монументального искусства и были выполнены с середины IX века по XIV век.
Мозаики апсиды и вимы[ править править код ] Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде Самыми первыми мозаиками македонской монументальной живописи являются мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века [75]. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы , держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела [76] сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом.
По краю конхи была помещена греческая надпись почти полностью утрачена со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили» [77]. Эти мозаики были раскрыты в 1935—1939 годах. Русский паломник Антоний Новгородский , посетивший Константинополь около 1200 года, сообщал, что мозаика апсиды была создана в IX веке иконописцем Лазарем , пострадавшим в период иконоборчества, но после Торжества Православия получившим широкое признание. Хокинс в 1965 году [78] , хотя ранее Манго относил эти мозаики к более позднему времени до XI века [79].
По мнению Манго и Хокинса 1965 год эти мозаики были выполнены в 867 году. Академик Виктор Лазарев также датировал мозаику с изображением Богородицы IX веком и так характеризовал её [77] : Архангел Гавриил мозаика свода вимы Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает её так, как будто она выступает из золотого фона. В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии.
Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — всё придаёт ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворённостью. Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком. Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75].
На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80]. Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась. На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин.
В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77]. Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского.
Музей или храм? Есть ли смысл в борьбе за светский статус Святой Софии
Власти Турции планируют превратить в мечеть храм Святой Софии в Стамбуле — один из главных памятников христианского искусства VI века. С момента завоевания Константинополя до решения Ататюрка принятого в 1934 Айя София уже была мечетью. С момента захвата Константинополя османами в 1453 году и до 1934 года Айя-София действительно была мечетью.
Мечеть Айя-София: фото, история, время работы
Фонтан для омовения, внутренний двор мечети и площадь мечети были обработаны. После процесса очистки внутри и снаружи здания была распылена розовая вода — традиционный метод, восходящий к эпохе Османской империи. Ответственный за уборку Муниципальный чиновник Фатих Йылдыз сообщил, что мечеть убирала команда из 20 человек. Каждый вечер в течение священного месяца в мечети будет распыляться розовая вода.
Намеченный им путь развития государства закрыт передачей Софии. Если не навсегда, то надолго. Подробнее Изменение статуса Святой Софии — карта в очень большой политической игре, которая разыгрывается конкретным человеком со вполне серьезными и далеко идущими целями. Для всего мира Святая София — это главный памятник византийской цивилизации. Главный христианский храм, причем не только в православном мире. Аббат Сугерий, который в 40-е годы XII века придумал и построил на окраине Парижа первый готический собор в аббатстве Сен-Дени, писал, что видел в качестве великого образца именно храм Святой Софии.
Хотя, казалось бы, он не похож на готические соборы. Видимо, аббат имел в виду уникальную драматургию света, которую мы видим в Софии Константинопольской. То, что потрясло послов князя Владимира в Х веке — уникальная свето-пространственная икона, которая создавалась этим единственным в своем роде зданием. Интересно, что Юстиниан пригласил в качестве главных архитекторов не профессиональных строителей, а самых знаменитых математиков и инженеров-оптиков — Анфимия из Тралл и Исидора из Милета. Световое кольцо создавалось под куполом 40 окнами днем и ночью, транслируя в купол свет либо солнца, либо луны и звезд. Под куполом постоянно создавалось светящееся облако, световая икона Славы Божьей.
Из-за того, что купол неоднократно перестраивался, в том числе из-за землетрясений, этот эффект сейчас практически не заметен. Своды Святой Софии. Интересно, что до победы иконопочитания в IX веке в храме не было фигуративных мозаик, поскольку образ Божий создавался при помощи световой драматургии и какие-либо «картины» на стенах и сводах были излишни. Да, световое оформление останется, даже если музей превратится в мечеть. Но посещение храма будет ограничено мусульманскими службами, также некоторые его части останутся закрыты. Поскольку это будет действующая мечеть, каким-то образом придется закрыть убрать со стен византийские мозаичные иконы.
И вот теперь Эрдоган поворачивает Турцию вспять. Как в России восстанавливалась Русская церковь после большевиков. Для греков, сербов, итальянцев и армян, которые теперь считают себя турками, превращение в мечеть музея Святой Софии так же важно, как восстановление храма Христа Спасителя для россиян. Собор Святой Софии в Стамбуле - самый известный памятник византийской архитектуры. Крупнейший христианский храм до постройки собора Святого Петра в Риме. Храм был построен императором Юстинианом I в Константинополе на месте сгоревших христианских храмов. Юстиниан 600 г. Софийский собор был разграблен. Вскоре он был превращен в мечеть Айя-София. Мехмед II 1500 г.
Многие мозаики и фрески были замазаны штукатуркой, так как в исламе запрещено изображение лиц в храмах.
Собор более тысячи лет был самым большим храмом в христианском мире. После захвата Константинополя османами и падения Византийской империи в 1453 году собор был переделан в мечеть, но с 1934 года здание по декрету основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка стало музеем и было включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Теги: Айя СофиямечетьСтамбулТурция.
Делегация ПЕА посетила мечеть Айя-София в Стамбуле - ФОТО
Турецкие власти решили сделать платным вход в мечеть Айя-София в Стамбуле для иностранных туристов, цитирует агентство «РИА Новости» слова турецкого министра туризма. Верующие и туристы смогут посещать мечеть Айя-София без ограничений во время работ по реставрации, сообщили РИА Новости в министерстве туризма Турции. Власти Турции приняли окончательное решение сделать платным вход для иностранных туристов в стамбульскую мечеть Айя-София (собор Святой Софии). Айя София в Стамбуле — это святыня двух религий: сначала это был главный православный собор (более 1000 лет), потом главная мечеть (почти 500 лет), а сейчас музей. В 2013 году парламент Турции обсуждал целесообразность перехода музея Айя-София в статус действующей мечети, но патриарх Константинополя Варфоломей I выступил против. Всемирно известный собор Святой Софии в Стамбуле вновь станет мечетью.