Читайте последние новости на тему лезгин в ленте новостей на сайте Аргументы недели. лезгины в баку скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. Лезгины очень гордятся своим национальным эпосом "Шарвили" про легендарного богатыря из крупного селения Ахты. Разберем кто же такие лезгины и что у них за народ.
Лезгины. История происхождения. Часть I
Читайте последние новости на тему лезгин в ленте новостей на сайте Аргументы недели. лезгины в баку скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. Экскурс в Историю восточного Кавказа. Лезгины. Лезгины (лезг. лезгияр, лекьер, ед. ч. лезги, лекь[17]) — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане. Один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. Лезгины, история лезгин, дагестанские песни, лезгинские новости, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке, Лезгины в мире, Знаменитые Лезгины, Традиция. лезгины в баку скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат.
Лезги из Тагирджала
Значение слова «лезгины» | Входят лезгины в уникальную нахско-дагестанскую языковую семью, т.е по этой линии отдаленно родственны чеченцам. |
Известные лезгины. Кто такие лезгины и где их родина | Исторически лезгины заселили Кавказские горы между Черным и Каспийским морями. |
Значение слова «лезгины»
Он входит в северокавказскую языковую семью. У лезгинского языка имеется несколько диалектов. Но если устная речь не вызывает трудностей наречия могут меняться в зависимости от региона , то письменность некогда стала серьёзной проблемой для самих лезгин и иностранцев. Проживающие в Азербайджане лезгины пользуются местным алфавитом. В 1905 году царское правительство решило начать русификацию лезгин. Для этого были разработаны основы, предназначенные для переноса лезгинского языка в письменный вариант, что был бы понятным для русских. Однако все попытки русифицировать язык лезгин оказались неудачными. Впрочем, в 1928 году была выведена латиница для лезгинского языка, а через время появился и алфавит кириллицы, что могли использовать представители этого народа.
Чеченец и лезгин. Иллюстрация 1862 года из книги Паули Густава-Федора Христиановича « Этнографическое описание народов России» Страшилки для малышей В старину грузины пугали детей, говоря, что если те будут плохо себя вести, придёт лезгин и заберёт их. Но что за странное противостояние народов? Дело в том, что в прежние времена среди лезгин было немало горных разбойников, которые действительно могли похищать детей или забирать ценности. Вероятно, именно этот род занятий и привёл к появлению страшилок. Что интересно, сегодня лезгины и грузины терпимо относятся друг к другу. Более того, у многих лезгин есть родственники-грузины.
Лезгины считают это дискриминацией на национальной почве. Причем активисты уверяют — во время переписей населения специально занижают их численность, чтобы не предоставлять автономии. Эксперты говорят: лезгин на севере страны около 500 тысяч, хотя официальная статистика говорит лишь о 180 тысячах. Азербайджанские власти переименовывают лезгинские села и улицы на тюркский лад. Они даже заставили старейшую бакинскую суннитскую - «Лезги мечеть», построенную в XII в. Многие активисты, когда они начинают открыто заявлять о своем народе, обвиняются в сепаратизме. Такая политика заставляет лезгин искать союзников в борьбе за свои национальные права.
Идет сближение их национального движения с армянами и талышами. Возможно, что через несколько лет проблема лезгин в Азербайджане станет очень острой. Ведь любая националистическая политика рано или поздно даст о себе знать. Только предоставлением автономии — можно решить вопрос мирным путем. Но азербайджанские власти такой исход не интересует.
Прошел путь от простого отходника до крупного революционера. Лезгинцев принимал участие в подготовке Октябрьского вооруженного восстания, штурма Зимнего дворца и ареста Временного буржуазного правительства. Сразу же после Октябрьского переворота в 1917 году была создана Всероссийская коллегия по формированию Красной Армии.
В коллегию, руководящую тройку которой составляли Н. Подвойский, Н. Крыленко, К. Юранев, вошел и М. Он был назначен начальником финансового отдела. На заре Советской власти имя Михаила Лезгинцева, генерала армии, часто встречалось в постановлениях Совнаркома России, в которых на М. Лезгинцева возлагались ответственные задания, как главного военного финансиста страны. В эти годы М.
Лезгинцев проявил себя как талантливый организатор, подлинный реформатор. Разработанные им в годы гражданской войны важнейшие принципы финансирования и снабжения войск, по признанию видных советских военных специалистов в этой области, сыграли свою роль в годы Великой Отечественной войны. По инициативе М. Лезгинцева были созданы первые военно-финансовые учебные заведения в стране. К их числу относятся Военно-хозяйственная Академия, Высшая военная и морская финансово-хозяйственная школа. Заманов Хаирбек Демирбекович. Единственный из военачальников-дагестанцев, кто в годы Великой Отечественной войны командовал стрелковой дивизией. Боевые действия соединения неоднократно отмечали в приказах Верховного Главнокомандующего И.
Сталина, ему салютовала столица Родины Москва. К тому же поздней осенью и холодной зимой 1941-42 гг. Хаирбек Демирбекович, еще будучи командиром стрелкового батальона, участвовал в героической обороне столицы и в числе первых кадровых офицеров-дагестанцев был удостоен высокой правительственной награды -ордена Боевого Красного Знамени. Деятели науки, искусства и литературы Забит Ризванов Сулейман Стальский. Горький по праву назвал «Гомером XX века». В 1934 году выходит в свет «Избранные» С. Стальского и в этом же году ему присваивается почетное звание народного поэта Дагестана. За большой вклад в многонациональную советскую литературу С.
Етим Эмин. Етим Эмин является известным мастером лезгинского стиха. Он оказал большое влияние на развитие родной поэзии. Творчество Етима Эмина претерпело эволюцию: от любовных песен, в которых слышится недовольство частными случаями жизни, препятствующими влюбленным, поэт перешёл к стихам, бичующим социальную несправедливость. Лезги Нямет Мамедалиев Нямет Нифталиевич. Писать начал, когда ещё учился в начальных классах сельской школы. Сочинял стихи и сказки. Первое стихотворение было опубликовано в 1947 году в газете «Молодежь Азербайджана».
При жизни изданы в Баку четыре поэтических сборника. Эльза Ибрагимова. Известный композитор. Родилась в 1938 году в городе Аджигабул. Музыке училась ещё с детства. Первая представительница дагестанских народностей, получившая специальное композиторское образование. Внесла большой вклад в развитие азербайджанской культуры. Песни, музыку к которым написала Э.
Ибрагимова, исполняли такие знаменитости, как Рашид Бейбутов , Шовкет Алекперова , и многие другие. Ризванов Забит Ризванович. Поэт и писатель. Широко известен как автор книги «История Лезгин». Среди прочего, внёс существенный вклад в сборе и напечатании материалов о фольклоре лезгин. Гаджиев Магомед Магомедович. Ему принадлежит значительное и почетное место в истории изучения лезгинского языка. Он заложил основы ряда новых отраслей и направлений в исследовании лезгинского языка, принявшему активное многостороннее участие в языковом и общекультурном строительстве лезгинского народа в 1930-50-х гг.
Всего лишь за 20 лет деятельности на указанном поприще М. Гаджиеву удалось осуществить многое. Джалилова Алла Гаевна. Алла Джалилова оставалась образом, наполненным очаровательной тайной уже ускользающей натуры и самого времени, а для многих дагестанцев и своих учеников - проводником в мир гармонии и красоты балетного искусства.
Разрослись улицы, по склону горы потянулись дома. Очень красивый, зеленый получился городок Гусары. И очень уютный. Таким он запомнился мне, почти игрушечным, рядом с горами и со временем. Какая неожиданная встреча. Оказывается, здесь он проходил службу и был невольным летописцем событий тех лет.
Вот почему всякий раз сжимается сердце, когда открываю «Измаил-бея», где с завидной точностью поэт рассказал о быте лезгин, об их вольном духе, об их мирной жизни, в которую Как хищный зверь, в смиренную обитель Он убивает старцев и детей, Невинных дев и юных матерей Ласкает он кровавою рукою, Но жены гор не с женскою душою! Для меня эти строки поэта интересны не столько своей исторической достоверностью, сколько этнографической несостоятельностью. Именно так мне показалось сперва. Встречались даже четко обозначенные негроиды... Словом, невиданное этнографическое богатство окружало меня в поездке. Выходит, смешение кровей у лезги было очень активным?! Значит, лезгинские женщины вовсе не такие уж недотроги, как показалось Лермонтову?! Лишь позже, копаясь в библиотеке, я начал наконец понимать, в чем моя ошибка. И стала вырисовываться картина! Нет, лезгинские женщины здесь ни при чем, они по-прежнему, как и тогда, чисты и безупречны, прав Лермонтов, сказав об их «неженской» преданной душе.
Новые нации пекли как лепешки на базаре. Из проживающих в Азербайджане сделали азербайджанцев. С тех пор и в обиход вошло нелепейшее словосочетание «лица кавказской национальности». Правда, в 1946 году хозяева высоких кабинетов спохватились. Правителей напугала многочисленность лезгин. Тогда, как от куска мяса, от «новой» нации отрезали табасаранов, рутульцев, чтобы теперь лезгины не перевешивали в торговле за власть... Но историю, как и этнографию, не переиначишь даже в самом высоком кабинете. Нынешние конфликты на национальной почве, как мне думается, и есть расплата за те этнографические «творения», о которых теперь стыдливо умалчивают... Вот она, настоящая цена за угодничество в науке. Напомню, в царской России проживало 196 народов, а в Советском Союзе их осталось, как говорят, более 100.
За что же исчезли остальные?.. Одним из первых истинных ученых-этнографов на Кавказе был замечательный исследователь XIX века барон П. Он даже получил почетное прозвище Колумба кавказской лингвистики за «изумительные по точности исследования» так отмечали современники. Не вдаваясь в подробности, хотя они и интересны, отмечу лишь, что на берегах Самура П. Услар выделил народ, говорящий на кюринском языке. Соседями кюринцев были: рутульцы, цахуры, агульцы, табасараны, ахтинцы, адербейджанские турки сохраняю написание тех лет. Это в XIX-то веке! Далее выясняется, что слово «кюринцы» условно, оно взято лишь для удобства описания. Автор отмечает: «Иногда кюринцы прилагают к себе название лезгин, заимствованное ими у окрестного тюркского населения». И тут же следует предостережение: оказывается, словом «лезгин» пользоваться в этнографических работах нельзя, потому что так тогда называли всех дагестанских горцев.
Прежде лезги не признавали фамилии, имени, отчества, разумеется, в их сегодняшнем значении, народ делился на хашалы, что значит «род», «семья». Жениться, например, считалось лучше на девушке своего хашала, браки с «посторонними» не поощрялись; так что ни о каком смешении кровей у лезги действительно не могло быть и речи. За чистотой кровей следили! Все это я рассказываю, чтобы подчеркнуть традиционно замкнутый образ жизни кавказских горцев, что, впрочем, было характерным для всех горских народов мира. Поэтому-то Кавказ издревле славен был многоязычием. И оно никого не смущало. Иначе Кавказ не Кавказ. Зачем же кому-то понадобилось из гор делать равнину? Еще задолго до нашей эры, тогда Самур назывался Албаном, было государство Кавказская Албания. Его жители отличались воинственностью и удивительной смелостью.
Не случайно же до сих пор в Грузии так пугают непослушных детей: «Придет леки, заберет тебя». Лезги уводили отсюда невольников и продавали их. В Дагестане, например, вплоть до XIX века был невольничий рынок. Такова еще одна древняя традиция лезги, дошедшая до нас по книгам того времени: народ-воин. К слову сказать, за исключительную порядочность, бесстрашие и высокое воинское искусство лучших из лучших лезги в XIX веке приглашали в Санкт-Петербург в Собственный Его Величества конвой Государя Императора. Для историков и археологов иные времена, как и иные районы Лезгистана, вполне могли бы стать кладом, полным неожиданных открытий. От Гусаров дорога идет до Самура, сады и пашни окружают ее. На пашнях то здесь, то там ореховые деревья. Могучие, с пышной кроной. Всюду ни пяди брошенной земли, все на учете, все в деле.
Довольно часты селения. Дома, как правило, добротные, двухэтажные. Такова мода в современной лезгинской архитектуре. И конечно, сады, сады вокруг домов, богатые, ухоженные сады. Действительно, на зависть! Дорога хоть и шла по горам, но гор пока не чувствовалось. Небольшие подъемы, мягкие спуски. Дикая природа кое-как заметна, пожалуй, вблизи рек, ручьев и на неудобьях. Там заросли. Да и то они сохранились, насколько возможно им было сохраниться в этом рукотворном крае.
Он взялся показать мне тот, прежний, а не современный Лезгистан, чтобы я смог увидеть, понять, как здорово изменилась жизнь советских лезгин. Ведь в любом путешествии важна точка отсчета пути. Этой точкой для меня должен был стать Тагирджал, старинный аул, куда мы и ехали. И не узнал бы я эту сторону его биографии, если бы на дороге не оказался сам Гиль. Типичное лезгинское селение. Оно растекалось на зеленом холме, лишь острые крыши виднелись из-за деревьев. И над этим зеленым царством горели купола мечети. Такую мечеть я видел впервые. Проехать мимо? И наш «газик» полез на гору, к мечети.
Посеребренные купола я видел и в Кубе, и в других населенных пунктах Лезгистана, но поначалу не придал им значения. А в селениях над мечетью обычно только одна маковка, собственно, она-то и остановила мое внимание. Почему всюду именно маковка, похожая на серебряную луковицу? Минаретов, например, в горах я не видел... Что, новая загадка лезги?! Не знаю. В трудах академика П. Ходили в то время легенды и о поселениях выходцев из Моравии и Богемии. В языках горцев иные ученые того времени угадывали сходство с некоторыми диалектами французского языка. Не так ли было принесено христианство в Лезгистан!
Паллас приводит также рассказ, как один горец в Константинополе случайно встретился с венецианским матросом и вполне смог с ним объясниться. Кто был этот горец? А что, если мечети Лезгистана указывают на место, где скрывается ответ? Христианский Лезгистан... Что известно ныне о нем? А еще в XV веке на западном побережье Каспия, как упоминается в папских буллах о пропаганде христианства, из Рима назначались епископы в Прикаспийский край. Почему же исчезло христианство? Почему Церкви превращены в мечети либо разрушены? Что заставило в XIX веке христиан обратиться в мусульман? Причем добровольно принять чужую веру...
Ответы искать историкам. Когда мы подъехали к мечети, Рамиз-мюалим пошел искать ключ от двери, а я стал ходить вокруг и рассматривать. Стены сложены из камня и из самана, высокие, в два или даже в три этажа. По углам здания водосборные трубы с узорами из металла. Дверь в мечети простая, филенчатая, без затей и украшений, ее «украшал» лишь здоровенный замок. Мечеть, судя по всему, отремонтировали недавно, и она теперь сияла, как новая.
Интересные факты о лезгинке
древний кавказский народ, упоминаемый еще в античных источниках как леки или лазги. Обычаи лезгин являются воплощением яркости местной культуры и горячего кавказского темперамента. Свежие новости, статьи и интересные факты о Лезгинах на новостном сайте LezgiYar.
Традиции лезгинского народа
Последние месяцы мы каждую неделю проводили собрания. Базировались в нашем спортзале. Мы сделали небольшой фонд, сформировали группу ребят, «вири лезгияр я», все спортсмены, работяги. В ходе упражнений, игр, боев ребята между собой активно общаются. Каждое занятие мы завершаем содержательными беседами.
Кроме того, раз в неделю мы проводим собрания. В итоге мы пришли к тому, что наше дело разрастается и нужно, чтобы администрация города, все компетентные и уполномоченные органы были в курсе того, какие у нас цели и задачи, устав и т. Мы начали думать, каким образом нам самоорганизоваться. В итоге пришли к тому, что необходимо всем быть вместе, объединив усилия.
Поэтому решили создать местную ЛНКА и со временем стать частью Федеральной лезгинской национально-культурной автономии, нашей прекрасной организации, которая многие годы успешно занимается общественной работой. Уже сейчас могу сказать, что участвовать в нашей работе изъявили желание десятки ребят, как из самого Нижневартовска, так и из близлежащих городов, даже из Сургута. Их это, действительно, заинтересовало и они готовы подключаться. Параллельно с этим мы продолжаем формирование костяка, в который вошли бизнесмены, спортсмены, молодежь и т.
В настоящий момент мы улаживаем вопрос с документами. Нам в этом очень помог Жалауддин халу.
Многие эксперты ожидают уже в ближайшее время начала горячей фазы конфликта между США, Израилем и Ираном. Неспокойно и вокруг Нагорного Карабаха, где неоднократно нарушается режим прекращения огня, и продолжают гибнуть люди.
В части этнического будущего они не без основания считают, что их безопасность связана с Россией. При распаде СССР лезгинам открывалась перспектива для создания своего государства на территориях их исторического проживания. Национально-освободительное движение лезгин в Южном Дагестане находило себе много тысяч сторонников и представляло реальную угрозу для государственности Азербайджана. Однако Москва, занятая решением Карабахской проблемы, пожертвовала лезгинским народом. Молодое и голодное государство, в то время управляемое Гейдаром Алиевым, в свою очередь расправилась с активистами лезгинского национального движения, что оставило неизгладимый след в памяти народа. Тогдашнее руководство РФ, судя по всему, в то время опасалось видимо, и сейчас опасается возникновения фронта вооруженного противоборства лезгин с Азербайджанской республикой, в отношении которой у нее имеются свои отложенные планы. В течение многих лет Кремль продолжал посмотреть на АР как на свою метрополию. Но все его последующие шаги по включению Азербайджана в свою орбиту влияния фактически потерпели фиаско. В итоге, Москва потеряла и Лезгинское национальное движение, и покорный Азербайджан. Сегодня даже крымские татары за помощью против русской «экспансии» уже обращаются к президенту Ильхаму Алиеву, а русские в решении Крымского вопроса нуждаются в помощи экс-президента Татарстана М. Шаймиева и премьер-министра Турции Р. Таким образом, у нас не осталось никаких сомнений, что Москва не в состоянии что-нибудь изменить в своей политике в отношении Азербайджана. Вместе с тем, многолетнее подавление воли лезгин на Юге даром не прошло. Только масштабные геополитические катаклизмы могут толкнуть руководство России к пересмотру своего отношения к лезгинскому вопросу. И факты говорят о превращении Дагестана в обозримом будущем в антироссийский идеологический плацдарм.
Так же были сужены рамки показа текста для версии сайта для ПК, до этого во время чтения на большом мониторе было не удобно следить за текстом, сейчас же из-за более узкой ленты читать новые статьи стало приятнее. Добавлен новый раздел "Спорт", где вы сможете узнать о лезгинских спортсменах. Раздел все еще находится в разработке, но постепенно туда добавляются статьи, следите за обновлением раздела. У вас все еще не появилось обновление?
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Название-загадка
- История народов России: лезгины
- Содержание
- Мировая известность
- Лезгины: история, культура и образ жизни народа
Численность населения лезгинов в мире. Древняя история лезгин
На Албанию нападали и хазары, и арабы. Совершали набеги аланы — кочевники северо-восточных степей. Многочисленные войны ослабили Кавказскую Албанию. Как и многие древнейшие государства, со временем оно, просуществовав с I в. Но и после этого не прекращались нашествия врагов на территорию нынешнего Дагестана. В XIII в. Им тоже не удалось покорить горцев Дагестана.
Путешественник Гильом де Рубрук писал: «…между морем и горами живут некие сарацины, по имени лезги, горцы, которые не покорены татарами». В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества. Возглавлял эту борьбу Хаджи-Давуд, который освободил от иранцев города Шабран, Шемаху и стал правителем Ширвана. Много горя принесла дагестанскому народу персидская армия во главе с Надир-шахом, но и они получили отпор от мужественных горцев.
Вот вдали на горе показались домики с плоскими крышами, один словно поддерживал другой, чтобы тот не сорвался с обрыва. Правда, каждый второй дом был полуразрушенным. Вот уж воистину, не скрыть города на вершине горы. А Нижний, он внизу, у реки, к нему сперва и привела дорога. Но мы проехали мимо, даже не взглянув на вполне современные дома, на сады, огороженные пропыленными заборами из колючих кустарников. Переехали мост. Я попросил шофера остановить машину. Весь склон до самого верха занимало кладбище. Тысячи и тысячи безмолвных памятников подходили к самому небу. Между ними ходили овцы. Я подошел к одному памятнику, потрогал на нем высеченные слова, похожие на кружева. То была не арабская вязь. Чей язык?.. На других могилах такие же замшелые камни, но только без единой отметины. Уже потом уважаемый Икрам Дувлетханов он работает в школе, а в свободное время со слов аксакалов записывает историю селения в толстой амбарной книге рассказал, что когда был обвал и часть кладбища сползла в реку, люди увидели подземное кладбище. Оказывается, обвал открыл то, что прятало время: под верхними могилами были нижние. Три яруса могил. Когда появились первые захоронения, никто, конечно, не помнит. И не может помнить! Что это была за культура? Кому, какому народу она принадлежала? Толком неизвестно. Ни один археолог, как мне сказали, и пальцем не коснулся здешних глиняных сосудов, которые порой обнажает река. Выходит, в Тагирджале жили задолго до нашей эры. А не здесь ли вообще одно из первых поселений в Лезгистане? Чье это было поселение? Видимо, уже тогда была какая-то связь народов Кавказа с этими странами. Пыльный проселок наконец подошел к аулу и замер на площади. Дальше дороги нет, только небо. За сто, двести, а может быть, и за тысячу последних лет в Тагирджале ничего не изменилось. Самому новому дому лет сто с лишним, не меньше. Дома будто вырастали из горы и сливались с горою. Низкие глиняные дома с ровными, гладкими крышами и окнами, обращенными во двор. Лишь несколько фруктовых деревьев было на весь аул. Деревьев нет и в округе. Только кусты и камни. Ведь выше аула, за грядой, уже альпийские луга. Самые богатые на весь Лезгистан. За эти пастбища разворачивались кровопролитные сражения. Иногда все решалось просто: выпускали к реке коней, и чьи кони придут первыми на пастбище, значит, того и пастбища. Конечно, неизменно первыми приходили кони из Тагирджала. На следующий год опять вспыхивал спор, который решали уже кинжалы. Сейчас пастбища заброшены. Да, бросили дети гор, как выражалось начальство, «неперспективные горы», переехали на перспективную равнину. А что не переехать? Раз у Советской власти не нашлось ни одного гвоздя, ни одного кирпича, чтобы за все время хоть что-то построить для Тагирджала. Сегодняшние заботы сделаны именно глухими, прежними руководителями. В результате опустошен Тагирджал, разорен Судур, брошены другие древние аулы... И чтобы утвердиться с 30-х годов и вплоть до 60-х, наместники народной власти заставляли лезги платить так называемый налог за оседлость, его платили в республике лица некоренной национальности, то есть не азербайджанцы. За проживание на родной земле с лезги брали деньги! Разве честь теперь что-нибудь стоит? Так национальная политика готовила себе национальные кадры. Кадры, которые никому и не были нужны. Зачем они, если нет рабочих мест? Семьдесят лет кряду из страны лезги «утекают» мозги и руки. Здесь нет ни научных учреждений, ни современной промышленности. Зато есть талантливые ученые, квалифицированные инженеры и рабочие, которые нашли свою судьбу на стороне. Парни из Тагирджала, например, работают в химических цехах Сумгаита, на промыслах Тюмени и Баку. Правда, только второсортная работа, как правило, достается им. Но даже не в этом мне видится беда. Вот что, на мой взгляд, самое страшное, самое невосполнимое. Но все это капля в море. Да воздаст ей Аллах добром... Не с капли ли начинается океан? Мы ходили по Тагирджалу, разговаривали с его редкими жителями. Время когда-то замерло здесь, а остановившись, перевернулось и потекло назад. Около развалин мечети в бурьяне валялся камень, похожий на брусок, Икрам-мюалим поднял его. Смотрю, на шершавой поверхности что-то написано по-арабски. Это по-нашему. А по-вашему... Какой бестактный вопрос. Икрам-мюалим пропустил его мимо ушей, даже отвернулся, и нарочно громко поздоровался с женщинами, которые уже добрых полчаса обмазывали глиной крышу соседнего дома и во все глаза смотрели на нас. Я тоже поздоровался с ними и, чтобы выйти из неловкого положения, попросил разрешения посмотреть их прекрасный дом. Про такие дома писал Лермонтов, называя их саклей. Крошечные две комнатки, устланные коврами. Пол, как положено, всюду глинобитный. На стенах фотокарточки, в рамках и без. Печей нет. Вернее, есть, в каждой комнате, но они тоже встроены в стену, и их будто нет. Печь в горах топят по-черному, и тогда открывают дырку в потолке. Потолок всюду прокопченный, низкий, он не похож на наш: вплотную уложенные жерди, сверху засыпанные землей, вот и весь потолок. Но в доме поразительная чистота. Будто приготовились к празднику. Ни пылинки, ни соринки, пахнет теплым хлебом, шерстью и свежим овечьим сыром. К сакле примыкает сарай для скотины. Без скотины ни прежде, ни теперь в горах не прожить. Аи, а что делать? Другого ничего нет. Зеленовато-коричневые лепешки пополам с соломой прилеплены в аулах едва ли не ко всем заборам, к стенам сараев. А высушенное топливо люди складывают высокими штабелями, заполняя до краев свои тесные маленькие дворики... Таков здесь XX век... На ночь меня приютил Ярохмедов Ярохмед, седеющий горец с чуть притухшими черными, очень выразительными глазами. Дом Ярохмеда построен, наверное, его дедом или прадедом. И с тех пор к нему не прикасалась рука строителя. Дом двухэтажный, с балконом, когда-то он был одним из лучших в Тагирджале. Первый этаж, как положено, для скотины. На втором живут, там есть и кунацкая, для гостей. Правда, у Ярохмеда очень современная кунацкая, заставленная: кровати, стол, стулья, диван. В горах мужчины уже не сидят на полу, облокотившись, как бывало, на мягкие подушки, не вытягивают в довольствии затекшие ноги. Теперь в мусульманских домах разговаривать любят за столом. А что делать? XX век.
А азербайджанские историки, напротив, нашли тюркские корни у древних албан. Ещё в 1921 году в стране начались переименования населённых пунктов на тюркский лад и активная тюркизация. При этом национальные меньшинства обиделись на тюрков за то, что им не давали сохраниться как народу, сейчас бы мы сказали, препятствовали национальной идентичности. Ситуация вынудили лезгин требовать автономии, об этом они даже писали в 1936 году руководству Советского Союза. Лезгистана не случилось А азербайджанцы были категорически против и боялись потерять северные территории. Но одни хотели автономии в Азербайджане, другие ждали присоединения к России. В 1990 году прошёл III съезд лезгинского народного движения, принявший декларацию о восстановлении государственности в форме Республики Лезгистан. В итоге после распада Советского Союза лезгины оказались реально разделены госграницей РФ и Азербайджана».
У русских это название использовалось по отношению к южным дагестанцам, в то время как северных именовали тавлинцами [5] преимущественно аварцев. Погребной-Александров выдвигает теорию связи термина «лезгин» с русско-славянскими диалектами и его близкого родства и возможного происхождения от слова « лезга » хвастун, задира, скандалист; брань, крик, ссора и т. Основная статья: лезгинский язык Лезгины говорят на лезгинском языке, который относится к кавказским языкам. Вместе с близкородственными агульским, рутульским, цахурским, будухским, крызским, арчинским и удинским языками образует лезгинскую группу нахско-дагестанских языков. Распространен на юге Республики Дагестан и в северных районах Азербайджана.
Лезгистан – миф или реальность?
Лезгины, точнее лезгиноязычные народы, — носители языков лезгинской подгруппы восточно-кавказской группы или же нахско-дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. Лезгины, точнее лезгиноязычные народы, — носители языков лезгинской подгруппы восточно-кавказской группы или же нахско-дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. Лола Мусаева на : лезгины сохранили самобытные обычаи и традиции предков.
История народов России: удивительный мир лезгин
Лезгины — это народ, проживающий на территории Дагестана и южной части Азербайджана. Все кто здесь пишут о лезгин всякие оскорбительные и недостойные слова, это без сомнения не армяне. коренное население Дагестана их история от журнала "Национальный акцент".
Лезгины: кто они. Народ, подаривший имя самому знаменитому кавказскому танцу
Написать ИИ В 1930 году шейх Магомед Эфенди Штульский организовал против советской власти восстание, которое спустя несколько месяцев было подавлено. В течение XX века предпринимались попытки создания независимой либо автономной республики Лезгистан. Культура и быт Центральное место в песенном фольклоре лезгин занимают лирические песни танцевального характера, имеющие яркие инструментальные разделы. Народное искусство представлено танцами, среди которых знаменитая «лезгинка». Существуют также спокойный мужской танец — зарб макьам, а также медленные танцы перизат ханум, усейнел, ахты-чай, бахтавар. В селе Ахты в 1906 году был создан первый лезгинский театр. В 1935 году был сформирован Государственный Лезгинский музыкально-драматический театр имени С.
В Азербайджане в Кусарах в 1998 году был открыт Государственный лезгинский театр.
Издан первый толковый словарь лезгинского языка 13:59, 4 сен 2012 Вышел толковый словарь на лезгинском языке под редакцией доктора филологических наук, профессора, главного научного сотрудника отдела лексикологии и лексикографии ИЯЛИ ДНЦ РАН Ахмедулы Гюльмагомедова, сообщает … России нет необходимости создавать новые точки напряженности на Южном Кавказе - эксперты 16:02, 10 апр 2012 В последние недели в различных СМИ появляются публикации, в которых выражается серьезная озабоченность ситуацией на Южном Кавказе. Вновь начинают преобладать алармистские настроения.
Лезгинский костюм Традиционная одежда сходна с одеждой народов Дагестана: у мужчин — шаровары, рубаха, бешмет, папаха, черкеска, в холодную погоду — овчинная шуба и башлык.
Женщины носили цветные шаровары, рубаху-платье, чухту, бешмет, головные платки. Из украшений распространены мужские и женские серебряные пояса, нагрудные и головные украшения, кольца, браслеты. Покрой детской одежды не отличался от одежды взрослых. Танцевальное искусство Определение 2 Лезгинка — лезгинский мужской сольный либо парный женский и мужской танец, распространенный у многих кавказских народов.
В танце используются 2 образа. Мужчина чередует стремительный и медленный темп, двигаясь в образе «орла». Самыми эффектными и трудноисполнимыми движениями являются танцевальные движения, когда мужчина, стоя на носках, раскидывает руки в стороны.
Дабы малыш не вырос вором, ему долго не стригли ногти, остриженные ногти сжигали. Считалось плохим знаком, если первый зуб у ребенка заметит его мать.
Если же это случилось, женщина разрывала ворот своего нательного белья, чтобы зубы хорошо росли, с этой целью у малыша также немного разрывали ворот рубашки. Первому, кто заметил растущий зуб, дарили иглу — символ остроты. Вставание на ноги сопровождалось осыпанием жареными пшеничными зернами и коноплей. Когда ребенок самостоятельно делал первый шаг, взрослые имитировали разрыв или разрезание пут, чтобы малыш в будущем уверенно стоял на ногах. В этот день лезгины праздновали начало сельскохозяйственных работ.
В ночь на 22 марта во всех дворах зажигались костры, проводилась стрельба из ружей. На следующий день все одевались в новую одежду и готовили праздничные угощения. Пир сопровождался импровизированными представлениями и различными ряжеными процессиями. Прежде чем начать посев яровых и озимых культур, хозяйка дома должна была угостить первого встречного хлебной лепешкой. Хозяин же пятью пальцами проделывал небольшие отверстия в земле и клал туда первые зерна, если же спустя некоторое время из какого-либо углубления не взошли ростки, то соответственный палец заматывался бинтом во время посевных работ.
Молодежь в назначенное время традиционно отправлялась за сбором цветов в горы.