Арчимбольдо Джузеппе (Arcimboldo Giuseppe) (1526-1593), итальянский живописец периода маньеризма. Джузеппе Арчимбольдо / Giuseppe Arcimboldo.
Обратите внимание:
- Поделиться
- Картины из еды: от Джузеппе до Карла
- Выставка «Фантасмагория Арчимбольдо»
- Джузеппе Арчимбольдо — забытый гений эпохи Возрождения
Биография Джузеппе Арчимбальдо – экстравагантного шутника средних веков
Здесь уже совсем другая цветовая гамма: нежно-белая и розовая гамма весны сменяется насыщенными желтым, коричневыми, красным и оранжевым, символизирующими жаркое солнце. Яркие, светящиеся краски подчеркиваются темным фоном. Диалог Сезонов и Стихий: "Воздух - "Весна" Щеки молодой женщины состоят из нежного персика, нос — из кабачка, рот — из молодого стручка гороха, подбородок — из красной груши, зрачок глаза — из яркой вишенки, серьги — из чеснока, а прическа - из винограда, маслин, груш, колосьев пшеницы и других даров лета, а платье соткано из колосьев хлеба. На одном из вариантов картины на воротнике платья видно имя художника, а на плече - год написания — 1573.
Она изображена в образе мужчины, чья голова торчит из разбитой кадушки. Это голова грубого парня, состоящая из пышных осенних плодов: сочная груша — нос, щека — спелое яблоко, подбородок — граната, ухо — большой гриб-сыроежка, волосы — розовый, красный и темно-синий виноград. И весь образ напоминает Вакха, бога виноделия, возлияний и разгула.
Год закончился, можно насладиться плодами трудов своих и повеселиться. Диалог Сезонов: "Земля" - "Осень" Как ученый и художник в одном лице, Арчимбольдо сопоставляет серии «Времена года» и «Стихии», выстраивая между ними соответствие и своеобразный диалог: зима — холодная и влажная как вода; весна — теплая и влажная как воздух; лето — жаркое и сухое как огонь; осень — холодная и сухая как земля. Каждая такая пара время года-стихия тоже обращена профилем друг к другу: лето и огонь, зима и вода, осень и земля, весна и воздух.
При этом лето и огонь — олицетворяют Солнца, а осень и земля — Луну. Четыре стихии изображаются художником в том же антропоморфном ключе, только здесь меняется морфология образов. Их материя соткана из животных, обитающих в соответствующей стихии: земная - из земных животных: быка, оленя, верблюда, льва, тигра, газели, собаки, обезьяны, носорога, медведя, слона, кабана и т.
Серия "Професии": "Юрист" и "Библиотекарь" Вода представлена разными видами морских животных, перечислить которые невозможно. Здесь и акула, и скат, и крабы, и осьминоги, и черепахи, и мидии и даже жемчуг, украшающий шею и уши. И рассматривать их - одно удовольствие.
Не зря этого художника очень любят дети. Для них его картины - это всегда игра, разгадка ребуса, и наслаждения от угадывания. Потому что все птицы, звери, морские твари очень реалистичны, начиная от окраски и кончая зубами акулы, хотя размеры некоторых животных не соответствуют реальным.
И главное - несмотря на такое многообразие живности, во всех картинах Арчимбольдо нет хаоса, здесь все продумано и царит гармония, подчиненная идее художника. Серия "Перевертыши": "Корзина с фруктами" Известна и популярна одна из самых увлекательных серий Арчимбольдо, которая называются "Перевертыши". С первого взгляда - кажется просто корзина с плодами, но в перевернутом виде — это профиль конкретного персонажа.
Кстати, сам художник был очень неплохим садовником и хорошо знал то, что писал. Сегодня некоторые художники пишут картины, сделанные под Арчимбольдо, но, в отличие от картин классика, они действительно из серии шуток и курьезов, не несущих никакой другой смысловой нагрузки, напоминающие шутливое стихотворение Бориса Заходера "Из чего только сделаны мальчики? В эпоху Ренессанса при дворах европейских монархов было принято устраивать праздники, турниры — яркие и торжественные, они надолго запоминались современникам.
Это связано с тем, что после кончины мастера, его полотна забылись и многие из них были утрачены, а в литературных произведениях тех времен он и вовсе не упоминался. Умер Джузеппе Арчимбольдо в июле 1593 года также в Милане, куда прибыл в отставку. Анализ лучших картин Джузеппе Арчимбольдо был выдающимся художником, который оставил свой след в истории искусства. Картины мастера до сих пор ценятся и поражают своей необыкновенностью, глубокой философией и совершенством. Несмотря на разнообразие картин, которые все же дошли до наших дней, особое внимание следует уделить картинам, которые будут представлены далее.
Лето выступает у художника в качестве молодости человека. Полотно отличается яркими красками, а лицо образа состоит из летних даров природы — фруктов и овощей. Картина Джузеппе Арчимбольдо обладает следующими характеристиками: Работа Джузеппе Арчимбольдо была написана в 1573 году. Для написания картины использовался холст размерами 76х64 см и масляные краски. Сегодня полотно находится в Лувре.
На холсте отображен образ женщины, одетой в блузу, выполненную из соломы пшеницы. Профиль женщины располагается на черном фоне. О годе и авторстве полотна свидетельствуют символы, отображенные на кофте женщины. Если же взглянуть на полотно в стандартном положении, оно будет выполнено в качестве натюрморта. Картина Джузеппе Арчимбольдо «Повар» была написана в 1570 году и находится в Национальном музее Стокгольма.
На полотне отображены руки человека, которые снимает металлическую тарелку с небольшого блюда, где расположились мясные ингредиенты: поросенок, кроличья тушка и цыпленок. Столь незамысловатая работа размерами 53х41 см обретает совершенно серьезный вид, если ее перевернуть. Так, зритель увидит портрет: верхняя часть головы в виде тушки кролика, лоб в виде поросенка, а нос — цыпленка. Полотно было написано в 1573 году масляными красками на холсте размером 76х64 см. Сегодня картина располагается в Лувре.
Весна художником характеризуется в качестве юности. Образ полностью создан из всего цветущего — цветов, бутонов, лепестков. В качестве волос Джузеппе Арчимбольдо выбрал цветы, которые аккуратно уложены в характерную для того времени прическу. Завершается прическа белой лилией — символом чистоты. Само же лицо персонажа выполнено из маленьких нежно-розовых цветков.
Однако, в XVI веке Джузеппе Арчимбольдо предоставил собственное видение этого жанра, объединив его с натюрмортом и удивив современников своими экстраординарными композиционными решениями. Портреты или натюрморты? Всего до наших дней дошло двадцать картин Джузеппе Арчимбольдо, но все они поражают своей оригинальностью и необычностью. Самый известный цикл художника-сюрреалиста называется «Времена года». Он состоит из четырех портретов разных времен года, написанных в уже известной нам манере сюрреализма. В правом нижнем углу расположена Осень, которая изобилует урожаем. Рядом с ней — Лето со своими фруктами, ягодами и листвой.
В правом верхнем углу — цветочная Весна с распускающимися бутонами и оживлением природы. А в левом верхнем углу самый гротескный портрет — это Зима. Этим циклом художник хотел показать разные периоды жизни человека, поэтому зима — это в первую очередь не о холоде, а о старости. Профессиональная деформация Библиотекарь. Портрет Вольфганга Пазиуса. Джузеппе Арчимбольдо. Иногда профессия или ее атрибуты становятся для увлеченного человека не только способом заработка, но и образом жизни, сутью, как, например, книги для библиотекаря.
Мы почти ничего не знаем о персоне, подарившей Арчимбольдо вдохновение для создания портрета библиотекаря потому что ленимся узнать. Но, может быть, вам тут же вспоминаются лица друзей-книжников или подруг, о которых поговаривают, что «у них книжка в голове не ровно повернута». Так портрет полутысячелетней давности вдруг оказывается на редкость современным. Краткие сведения о художнике Джузеппе Арчимбольдо — ребенок миланского живописца, который родился в 1527 году в Милане. С ранних лет художник помогал своему отцу расписывать церковные заведения, создавать витражные эскизы. Благодаря своему таланту и небывалым успехам, мастер был приглашен во двор императора Максимилиана II, а после — его приемника Рудольфа II. Среди интересных фактов из жизни художника особого внимания заслуживают следующие: Джузеппе Арчимбольдо признан первым художником, который изображал в своих картинах уродливое, поставив, таким образом, под сомнение отображение только прекрасного.
Несмотря на то, что все образы художника выстраивались из необыкновенного материала цветов, животных, птиц, книг, фруктов и овощей , они обладали знаками императорских отличий, которые возвеличивали дом Габсбургов и проявляли всю его мощь и силу. Джузеппе Арчимбольдо изображал выдуманное и уродливое, однако на протяжении многих столетий о его картинах отзывались с великим энтузиазмом. О художнике нет ни единых письменных доказательств. Также нет сведений и о его картинах. Это связано с тем, что после кончины мастера, его полотна забылись и многие из них были утрачены, а в литературных произведениях тех времен он и вовсе не упоминался. Умер Джузеппе Арчимбольдо в июле 1593 года также в Милане, куда прибыл в отставку. Великие стихии Джузеппо Арчимбольдо считался настолько талантливым живописцем, что его даже сравнивали с Леонардо да Винчи.
Помимо картин, художник много времени и сил уделял природе: он был придворным Центра научного исследования, а также открыл ботанический и зоологический сады. Благодаря такому подробному изучению природы появился еще один известный цикл живописца — «Стихии». Серия картин в стиле сюрреализм состоит из четырех стихий: земли, воздуха, воды и огня. На этой картине изображена земля, в портрете которой спрятаны самые разнообразные дикие животные. Здесь зритель лицезреет воздух: обилие птиц, в центре которых символы императора — Орел и Павлин. К сожалению, подлинник не дошел до наших дней, поэтому об этой картине мы можем судить только по копиям. Несложно догадаться, что на этом портрете итальянского художника изображен огонь.
Огненные языки волос поджигаются двумя огнивами, которые изображают ухо и нос. Самая противоречивая работа этой серии — это портрет воды. Здесь нет типичного для нам голубого или синего цвета. Вместо них — холод, серость и представители подводного мира. Джузеппе Арчимбольдо — первопроходец в таких необычных экспериментах. К сожалению, сегодня трудно узнать о жизни этого великого мастера, ведь о нем осталось очень мало сведений. Он был забыт практически сразу после своей кончины.
И только в 1930 году директор музея современного искусства в Нью-Йорке нашел картины итальянского художника и сделал их частью одной из выставок. Именно тогда о великом Арчимбольдо вспомнили и снова заговорили как о вдохновителе сюрреализма. В связи с этим ему пришлось уехать из Милана. В течение двадцати пяти лет жизни при дворе Арчимбольдо успел осесть и в Праге, и в величественной Вене: он писал портреты императорской семьи, оформлял роскошные празднества и приемы. Император очень ценил художника. Так, в 1592 году Джузеппо был даже присвоен дворянский титул, право на личный герб и должность пфальцграфа. Теперь он мог управлять дворцом, когда императора там не было.
Именно тогда и возникла новая сюрреалистическая манера писать Арчимбольдо — он начал создавать портреты из необычных сочетаний, преплетений и удивительных комбинаций разных предметов. Там мастер создал два важных художественных цикла — «Времена года» и «Четыре стихии». Оба выполнены в типичной манере Арчимбольдо. Каждая картина составлена из тематического ряда предметов: вместе они образуют портрет с определенной смысловой нагрузкой. Таким портретом представлена и осень, где любители вина найдут немало аллюзий на тему виноделия. Аллегорический портрет осени — это профиль кряжистого мужчины, смотрящего влево. Для осени художник выбрал персонаж с грубыми чертами лица, в котором бы угадывался деревенский житель.
На картине изображены характерные плоды осени. Лицо «собрано» из груш и яблок, вместо подбородка — гранат, вместо уха — гриб. Губы и рот представляют собой каштан в раскрывшейся колючей скорлупе, борода — пучок колосьев. Из осенних даров можно разглядеть тыкву и лесные орехи, корнеплоды и оливки, но особенно бросается в глаза обилие винограда. Мужчина-осень коронован большим венком, сплетенным из виноградных гроздей и листьев. В нем можно различить три сорта винограда — два белых и черный. Последний использован для изоражения шевелюры.
Между тем листья сигналят об осени по-своему: они уже начали менять цвет с зеленого на желтый, оранжевый и бурый. Добрую половину холста занимает торс мужчины. Он изображен в виде лопнувшей бочки с разъединившимися клепками. Доски кое-как держатся вместе благодаря стягивающим их ивовым прутьям. Через зазоры виднеются виноградные ягоды, которыми бочка наполнена до краев. Хотя искусствоведы придерживаются мнения, что на картине изображена поломанная бочка, вполне возможно, что Арчимбольдо нарисовал пресс, через который пропускали виноград для получения сусла, с целью дальнейшего производства вина. После того как была создана серия «Времен года», Арчимбольдо по заказу Максимилиана II нарисовал в 1573 году копии работ.
Из оригинального цикла сохранились только «Зима» и «Лето», которые находятся в Вене. Копии отличаются от оригиналов цветочными обрамлениями всех четырех холстов.
Арчимбольдо расписал пять гербов, которые были преподнесены Миланом королю Богемии Фердинанду I, ставшему в 1556 году императором.
Факт этот сам по себе достаточно знаменателен, так как именно в это время монарх заинтересовался молодым художником, что в дальнейшем повлияло на его судьбу. Статья опубликована при поддержке компании мебельной фурнитуры "Мирэна-Лидер". Широкий ассортимент мебельных комплектующих и инструментов для изготовления мягкой и корпусной мебели, а также в продаже швейная фурнитура - мебельные резинки, заготовки для пуговиц , молнии, нитки, мебельные ленты и многое другое.
Опт и розница, гарантия качества, доступные цены, акции и скидки. Отец Арчимбольдо был дружен с семьей живописцев Луини, хранивших рукописи и рисунки Леонардо. Благодаря этому Джузеппе мог видеть работы великого флорентийца.
Аурелио Луини сохранял как реликвию наброски из записных книжек Леонардо, доставшихся Бернардино Луини, отцу Аурелио, и, конечно, показывал Арчимбольдо удивительных чудовищ, карикатуры, всевозможные гибриды растений и животных, составляющие человеческие лица. Эти рисунки поразили воображение молодого художника и остались в его памяти. В 1562 г.
Главная обязанность Арчимбольдо, помимо писания королевских портретов, состояла в приведении в порядок и украшении знаменитого «Кабинета», включающего необозримую коллекцию произведений искусства и редкостей, или «курьезов», как их тогда именовали. Коллекция Рудольфа II считалась лучшей в Европе. Величайший ценитель живописи Император Рудольф II, основатель Пражской научной школы, как его именуют теперь, был необычайной личностью.
Еще современники сравнивали его с Фаустом и Просперо, героем последней пьесы В. Шекспира «Буря». В недавно изданной книге Н.
Гордеева «Пражская научная школа» утверждается, что «Рудольф стремился к универсальному знанию пансофия , а через него к познанию гармонии мира и созданию гармонического общества. Широта взглядов императора, его исключительная толерантность позволили ему создать щадящую атмосферу для окружавших его деятелей науки и искусства, что ставит его в один ряд с такими покровителями наук и искусств, как Птолемеи». Уже после смерти Рудольфа гениальный астроном Иоганн Кеплер, один из виднейших деятелей Пражской школы, в своей работе «Рудольфовы таблицы», подводящей итоги многолетним астрономическим исследованиям, ставил Рудольфа в один ряд с Юлием Цезарем и Альфонсо Мудрым, которые всегда сознавали высокую роль всеобщего просвещения и значение индивидуального образования, постоянно содействовали развитию науки, объединяли вокруг себя знаменитых ученых и художников.
Рудольф II собрал огромное количество произведений искусства. Среди сокровищ его разграбленной впоследствии кунсткамеры были картины Дюрера, Брейгеля Старшего, Корреджо, Тициана, Лукаса Кранаха Старшего и многих других голландских, итальянских и немецких художников, приобретенные за высокую цену, — подлинное выражение страсти к постижению тайн мира. Недаром современники именовали его Гермесом Трисмегистом.
И изобразительное искусство, и литература Пражской школы тяготели к мистической и мифологической символике. Это полностью соответствовало вкусам современного им общества и самого императора. В своей знаменитой «Книге художников» 1604 Карел ван Мандер восторженно отзывается о безупречном вкусе императора, его глубоком понимании живописи и благородстве по отношению к людям искусства.
Упоминая об Александре Македонском как о высоком покровителе живописцев древности, он не преминул заметить: «Но кто требует новых примеров, тот должен, коли для него это возможно, отправиться к императору Римской империи Рудольфу II — величайшему из современных нам ценителей живописи». Рудольф II, собравший в Праге, согласно преданию, несколько десятков алхимиков, не столько мечтал о получении «алхимического золота», сколько испытывал потребность сотрудничать с силами «астрального» мира. Недаром он стал героем пражских мифов, повествующих о его общении с духами.
Именно во времена правления Рудольфа знаменитый пражский раввин Иегуда Ливен бен Бецалель создал искусственного человека — Голема, якобы разгуливавшего по ночной Праге. Мастер празднеств Прага считалась в то время культурным центром всей Европы. Здесь работали выдающиеся астрономы — Тихо Браге и упоминавшийся уже Иоганн Кеплер, крупнейшие алхимики — Михаэль Сендивой и Михаил Майер, знаменитые философы, медики, натуралисты, приезжавшие со всей Европы.
Среди этих замечательных ученых Арчимбольдо занимал не последнее место. Человек многих дарований и широкой эрудиции, он служил при дворе как архитектор, театральный художник, музыкант, гидротехник. Его биограф сообщает, что отец Рудольфа II Максимилиан II высоко ценил Арчимбольдо и не только прислушивался к его суждениям, но и «подстраивался» под его вкус.
Так, с помощью художника он создал Кабинет искусства и редкостей. Позже эти собрания стали основой знаменитого музея-кунсткамеры Рудольфа II. Арчимбольдо носил титул «Мастер празднеств».
Подобно Леонардо, он изобретает и строит различные гидравлические механизмы, музыкальные автоматы. Известны два его изобретения, зафиксированные в мемуарах современников, — «Перспективная лютня» и «Цветовой клавикорд».
Необычные растительные лица Джузеппе Арчимбольдо восхищали векам
Полотен, на которых причудливым образом слились воедино фрукты, овощи, цветы, деревья или предметы обихода, создавая портреты аллегорий или реальных людей. Полотна, которые выходят за рамки общепринятых понятий и насквозь пропитаны фантасмагорией бытия, притягивающей взгляд и будоражащей умы людей. Юность художника Итальянский живописец Джузеппе Арчимбольдо появился на свет в 1526 году по другим источникам в 1527 , в городе Милане Италия. Его отец, Бьяджо Арчимбольдо, был художником, что отчасти предопределило интересы юного Джузеппе. С ранних лет он помогает своему отцу и активно учувствует в создании церковных росписей. И начиная с 1549 года, его имя упоминается в официальных документах заказов, которые получали отец и сын. Помимо отца-художника на формирование интересов юного Джузеппе оказали влияние работы Леонардо да Винчи. Бьяджо Арчимбольдо был знаком с учеником Леонардо, Бернардино Луини, который нередко показывал Джузеппе альбомы с рисунками и чертёжами гения. Остаётся только догадываться, какое впечатление они производили на дремлющий талант юноши, решившего посвятить себя искусству.
Самые известные картины Джузеппе Арчимбольдо Среди самых известных картин Джузеппе Арчимбольдо много оригинальных шедевров. И все же, особого внимания заслуживают эти произведения мастера: Цикл «Времена года» 1560-е — первая по времени написания и самая значимая по популярности подборка аллегорий, состоящая из 4 произведений. Именно эта серия картин явила миру нового оригинального мастера маньеризма во всей красе. Цикл «Стихии» или «Четыре элемента» 1566 — созвучный «Временам года» цикл из четырех картин, в котором художник отчетливо восхваляет власть императора Максимилиана, признавая его безоговорочный контроль над всеми стихиями. Существует также другая теория, согласно которой живописец высмеивает в этой работе коллекционеров книг. За эту работу монарх даровал художнику титул пфальцграфа. На ней даже неопытный зритель легко может идентифицировать, и роскошный натюрморт, и лицо человека. На сайте галереи "АРТтека" любой желающий может приобрести уникальные шедевры антиквариата. Сайт также предоставляет всем посетителям возможность недорого купить картины , иконы , скульптуры разных авторов. Наша галерея может помочь Вам оценить антиквариат , может дорого купить , недорого продать или взять на реализацию антиквариат , фарфор , книги , часы , самовары , антикварную живопись. Информация и изображения взяты из открытых источников.
Здесь преобладает насыщенный "летний" цвет, "знойный". Наливающиеся груши и яблоки, изумрудные огурцы, спелые малиновые вишни - вот колорит "Лета". Одна деталь в картине "Лето" дает возможность нам более подробно остановиться на некоторых аспектах искусства Джузеппе Арчимбольдо. Это латинская надпись на шее у "Лета": "Givseppe Arcimboldo. F", ниже "1573". Здесь Арчимбольдо следует за неоплатониками в понимании художественного гения: поэт созидает, творит, оживляет неживую природу; человек, индифицируя себя с природой, оживляет и одухотворяет ее. Мысль Арчимбольдо понятна: несмотря на качественные различия и количественное многообразие, единство природы сохраняется. В картине находит свое развитие тема "среднего возраста" в изображении плодов осени, которые освещены лучами заходящего солнца. Отсюда и красновато-желтый колорит картины. Сочные спелые яблоки и груши, тяжелые грозди золотистого винограда, рыжеватые осенние листья, овощи и грибы - это все создает картину богатства и изобилия природы. Картина, замыкающая цикл. Тема старости, ее иллюстрирует сухое дерево в образе старика, который зябко кутается в накидку из соломы. На ветке - зимние плоды: апельсин и лимон. Тему увядания раскрывает и цвет - желтовато бурый с фиолетовыми пятнами. Сухое дерево, изрытое морщинами, переплетающиеся красиво сухие ветки на "голове", разной формы пни, листья, сучья - это все придает образу живописность и оригинальность. Работу "Зима" можно рассматривать как иллюстрацию к изречениям естествоиспытателя Парацельса 1493 - 1541 гг. Кора его подобна коже, ветви - волосам. Оно благоухает плодами и цветами, и подобно человеку, способно видеть, слышать, ощущать". Такая натурфилософская идея, находит развитие в цикле "Стихии". В этом цикле раскрываются все особенности гения Джузеппе Арчимбольдо. Во всей Европе, а также при дворе Рудольфа II была очень популярна магическая теория Агриппы Неттесгеймского 1456 - 1535 гг. Построена она была на мысли, что как высшее влияет на низшее, так и наоборот - все низшее влияет на все высшее, но в меньшей степени. Дальше, все стоящее на одной ступени влияет одно на другое взаимно, на основании действия закона, в котором говорится, что всякий предмет притягивает подобное себе и обратно - своим всем существом притягивает к себе силы его. В своей работе "О тайной философии" 1510 г. Агриппа пишет: "Есть всего четыре элемента или стихии, т. Это суть земля, воздух, огонь и вода. Из них все образуется, но образуется не путем смешения, а путем соединения и преобразования, и обратно, все, что пришло к концу, разлагается на четыре элемента. Каждый элемент имеет два особых свойства, из которых одно принадлежит этому элементу, а другое - переход к следующему элементу.
Не попробовать ли нарисовать аллегорический портрет, например, Весны, составленный из цветов? Наутро Арчимбольдо принес с рынка охапку цветов и приступил к зарисовкам. Розы зацветут на щеках румянцем, бутон лилии прекрасно изобразит нос, ухо выйдет из круглого тюльпана, а вместо глаз засверкают ягоды белладонны. Из белых флоксов получится атласная кожа лица, а из ромашек — жабо воротника. Ну, а из сочного кочана молодого салата выйдет пышный рукав платья. Чем овощи хуже цветов? Конечно, поначалу работа шла медленно. Приходилось тщательно подбирать подходящие по цвету и форме цветы и зелень. Но потом дело заспорилось. И сам Фердинанд, и Филипп, которому отослали «метаморфозный портрет», были в восторге. Арчимбольдо тут же получил новый заказ — цикл «Времена года». Аллегории — «Лето» и «Осень», составленные из цветов и плодов, получились прекрасно, но «Зимой», основой для которой стало сухое корневище, художник гордился особенно. Картины-метаморфозы Джузеппе Арчимбольдо ошеломили Европу. Никто и никогда не рисовал ничего подобного! Вскоре художник научился посредством различных предметов представлять вполне реальных людей. Так, портрет своего друга, библиотекаря, Джузеппе составил из книг, а лицо хитрого недруга, крючкотвора-юриста Цазиуса, — из сморщенных жареных куриц и рыб. Ах, как взвился тогда кляузник — юрист, зато весь адвокатский цех просто умирал со смеху! Труднее всего давались женские портреты, ведь каждая дама видела себя то Флорой, то Венерой, то Дафной. Только успевай закупать цветы! И никто никогда не говорил той чуши, о которой сегодня судачили на рынке. Как цветы могут стать орудием зла, а портрет убить?! Да если бы его заказчики после сеансов умирали, все придворные уже лежали бы на кладбище! Впрочем, кляузник Цазиус действительно умер вскоре после того, как его изобразил Джузеппе. Но вот уж о ком никто не жалел! Еще, кажется, фрау Гетциг скончалась, но все знали, что у нее слабое сердце… Причем же тут его живопись?! Взглядом художника Воспоминания не отпускали. Это случилось в 1574 году — двенадцать лет назад. Сорокасемилетний Джузеппе был тогда еще в расцвете сил и неравнодушен к женскому полу. Юная Каролина, дочь мелкого судейского чиновника, вскружила ему голову. Девчонка и впрямь была хороша; щеки — как розы, губы — алые гвоздики, глаза цвета васильков, а волосы — золотистые льняные пряди. Когда Арчимбольдо написал ее портрет, отец Каролины пришел в восторг — его дочь рисует придворный императорский художник! А девушка лишь прошептала разочарованно: — Неужели у меня вместо волос — пакля, а грудь похожа на кочаны красного салата? Джузеппе тогда отшутился, и обида быстро забылась. Он заплатил судейскому чиновнику 200 флоринов отступного и взял Каролину в домоправительницы. Надарил платьев, чепцов, украшений. Когда вечером, грезя о жарких любовных ласках, пошел к ней в спальню, случилось странное… Он дотронулся до теплой девичьей груди, но почувствовал упругую крепость кочана салата, провел рукой по шелковистому бедру — и почудилось, что это охапка цветов. У Джузеппе голова пошла кругом, к горлу подкатил ком. Жуть какая-то, мистика, колдовство! Неужто в погоне за своими метаморфозами он воспринимает любимую как огородную грядку или клумбу! В ту ночь он ушел от Каролины ни с чем. Еще долго Джузеппе помнил дьявольское ощущение: живая девушка превращается в бездушную охапку цветов… Впрочем, сейчас об этом нечего вспоминать. Больше Каролина ему не позировала, зато родила прелестного сына. Арчимбольдо не хотел, чтобы Бенедетто считался бастардом, и испросил у императора разрешения официально признать ребенка. Рудольф, большой любитель женского пола, не возражал — сам прижил шестерых детей с дочкой аптекаря Марией дела Страда. Дворцовые тайны Очнулся Джузеппе дома, на Златой улице. Над ним со свечкой в руке склонилось испуганное лицо Каролины: — Почему ты так кричишь, Джузеппе? Арчимбольдо огляделся — он в собственной постели… — Ты проспал два дня, — прошептала Каролина, осторожно снимая нагар со свечи. Джузеппе не знал, что и думать; выходит, страшное подземелье ему привиделось. И портрет «нимфы Йошки», который он писал по чьему-то тайному приказу, тоже был во сне. В этот момент дверь распахнулась, и к отцу бросился одиннадцатилетний Бенедетто: — Как хорошо, папа, что ты вернулся! Где ты был так долго? Арчимбольдо обнял сына и перевел укоризненный взгляд на Каролину: — Значит, я спал два дня? Каролина смутилась: — Так велели сказать стражники, они принесли тебя два часа назад. И ты тоже считай, что спал. Это высочайшее повеление… Джузеппе откинулся на подушки. Высочайшее повеление… Какой же он осел! Сам ведь недавно видел, как император выходил из темной аллеи сада. А минут через пять оттуда выскочила розовощекая Йошка. Только такой наивный дурень, как он, мог не понять, что произошло в этой уединенной аллее! Но зачем надо было прятать его в зловещем подземелье, чтобы получить портрет?!
Джузеппе Арчимбольдо
Художник Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) Камуфляж, Мистика, Сюрреализм, История Искусства. Давным-давно, в шестнадцатом веке, в Италии жил художник Джузеппе Арчимбольдо. Посмотрите, какие необычные картины он рисовал. Джузеппе Арчимбольдо был придворным художником во времена правления габсбургской династии во второй половине 16 века.
Содержание
- Арчимбольдо, Джузеппе. Картины с названиями. Годы жизни (1526-1593)
- У осени была картина - партнер
- Художник Арчимбольдо. Живопись или тайнопись
- Самые известные картины Джузеппе Арчимбольдо
- Овощные картины Джузеппе Арчимбольдо и скульптуры Филипа Хааса
Джузеппе Арчимбольдо — непревзойденный мастер красочных аллегорий
Уже через год у Джузеппе Арчимбольдо появилась первые картины, в которых никто бы не узнал художника времен Миланского собора. Il Bibliotecario) картина итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо, написанная им в 1562 году. Вперед Картины которые смотрят на тебя со всех сторон. Описание: Монтаж картины «Мужская голова / Корзина фруктов» художника Джузеппе Арчимбольдо в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Вперед Картины которые смотрят на тебя со всех сторон.
Джузеппе Арчимбольдо
Однако художник отодвинул тюремное угощение и снова взялся за кисти. Когда последним взмахом проставил подпись, перед глазами уже все плыло. Он выпил воды и провалился в темноту. Еще в Милане, едва он начал помогать отцу, посыпались упреки в семейственности: якобы живописец миланского собора Бьяджо Арчимбольдо требует для сына-подмастерья слишком высокую плату. Но ведь юный Джузеппе трудился наравне со взрослыми живописцами и в двадцать лет создал картины для витражей из жизни Святой Екатерины, которыми восторгался весь Милан. Но сами витражи поручили делать иностранцу — мастеру Коррало де Мокису из Кельна. Не помогло даже заступничество епископа Миланского, между прочим, приходившегося Арчимбольдо дядей. Зато император Фердинанд I, которому епископ Миланский послал в подарок пять картин племянника, пришел в восторг и пригласил Арчимбольдо ко двору.
Впрочем, и при дворе завистников хватало, ведь никому неизвестный молодой художник быстро стал любимцем императора. Арчимбольдо был трудолюбив, весел, обходителен. Однажды монарх пожелал послать в дар своему родственнику — наследному принцу Испании Филиппу картину. Но ты, мой живописец, должен их превзойти! Арчимбольдо оторопел: чем он может превзойти великих мастеров прошлого? Разве какой-либо выдумкой… Он вспомнил диковатые картины Иеронима Босха и рисунки Леонардо да Винчи, наполненные то ужасными животными, то оживающими растениями. Метаморфозы — вот неизведанный жанр.
Разве люди не похожи на различных животных и птиц и разве порой не кажется: этот господин — вылитый осел, хорек или заяц? Впрочем, вряд ли наследнику трона понравится осел или хорек. Нет, тут надо придумать нечто изящное, тонкое. Не попробовать ли нарисовать аллегорический портрет, например, Весны, составленный из цветов? Наутро Арчимбольдо принес с рынка охапку цветов и приступил к зарисовкам. Розы зацветут на щеках румянцем, бутон лилии прекрасно изобразит нос, ухо выйдет из круглого тюльпана, а вместо глаз засверкают ягоды белладонны. Из белых флоксов получится атласная кожа лица, а из ромашек — жабо воротника.
Ну, а из сочного кочана молодого салата выйдет пышный рукав платья. Чем овощи хуже цветов? Конечно, поначалу работа шла медленно. Приходилось тщательно подбирать подходящие по цвету и форме цветы и зелень. Но потом дело заспорилось. И сам Фердинанд, и Филипп, которому отослали «метаморфозный портрет», были в восторге. Арчимбольдо тут же получил новый заказ — цикл «Времена года».
Аллегории — «Лето» и «Осень», составленные из цветов и плодов, получились прекрасно, но «Зимой», основой для которой стало сухое корневище, художник гордился особенно. Картины-метаморфозы Джузеппе Арчимбольдо ошеломили Европу. Никто и никогда не рисовал ничего подобного! Вскоре художник научился посредством различных предметов представлять вполне реальных людей. Так, портрет своего друга, библиотекаря, Джузеппе составил из книг, а лицо хитрого недруга, крючкотвора-юриста Цазиуса, — из сморщенных жареных куриц и рыб. Ах, как взвился тогда кляузник — юрист, зато весь адвокатский цех просто умирал со смеху! Труднее всего давались женские портреты, ведь каждая дама видела себя то Флорой, то Венерой, то Дафной.
Только успевай закупать цветы! И никто никогда не говорил той чуши, о которой сегодня судачили на рынке. Как цветы могут стать орудием зла, а портрет убить?! Да если бы его заказчики после сеансов умирали, все придворные уже лежали бы на кладбище! Впрочем, кляузник Цазиус действительно умер вскоре после того, как его изобразил Джузеппе. Но вот уж о ком никто не жалел! Еще, кажется, фрау Гетциг скончалась, но все знали, что у нее слабое сердце… Причем же тут его живопись?!
Взглядом художника Воспоминания не отпускали. Это случилось в 1574 году — двенадцать лет назад. Сорокасемилетний Джузеппе был тогда еще в расцвете сил и неравнодушен к женскому полу. Юная Каролина, дочь мелкого судейского чиновника, вскружила ему голову. Девчонка и впрямь была хороша; щеки — как розы, губы — алые гвоздики, глаза цвета васильков, а волосы — золотистые льняные пряди. Когда Арчимбольдо написал ее портрет, отец Каролины пришел в восторг — его дочь рисует придворный императорский художник! А девушка лишь прошептала разочарованно: — Неужели у меня вместо волос — пакля, а грудь похожа на кочаны красного салата?
Джузеппе тогда отшутился, и обида быстро забылась. Он заплатил судейскому чиновнику 200 флоринов отступного и взял Каролину в домоправительницы. Надарил платьев, чепцов, украшений. Когда вечером, грезя о жарких любовных ласках, пошел к ней в спальню, случилось странное… Он дотронулся до теплой девичьей груди, но почувствовал упругую крепость кочана салата, провел рукой по шелковистому бедру — и почудилось, что это охапка цветов. У Джузеппе голова пошла кругом, к горлу подкатил ком. Жуть какая-то, мистика, колдовство! Неужто в погоне за своими метаморфозами он воспринимает любимую как огородную грядку или клумбу!
В ту ночь он ушел от Каролины ни с чем. Еще долго Джузеппе помнил дьявольское ощущение: живая девушка превращается в бездушную охапку цветов… Впрочем, сейчас об этом нечего вспоминать. Больше Каролина ему не позировала, зато родила прелестного сына.
Жизнь художника известна фрагментарно, и многие части его биографии носят пометку «предположительно» и «возможно». Мастер родился в Милане умер там же, в Милане семье миланского художника и с детства помогал отцу создавать церковные росписи, а также специализировался на выполнении эскизов гобеленов и витражей. Помимо исполнения обязанностей придворного живописца и декоратора, курировал приобретение предметов искусства, занимался организацией праздников и вёл инженерные работы.
Император Рудольф II в 1580 году пожаловал Арчимбольдо дворянство.
Сквозь юмор повествования проступает взгляд автора «Дневников Адама и Евы», великолепного Марка Твена. Особый интерес представляют картины-перевертыши, меняющие при повороте свой изначальный смысл, и мультимедийная книга-инсталляция, рассказывающая истории жизни и творчества Арчимбольдо. Аудиогид составлен кандидатом психологических наук, профессором РАЕ Д.
Краткие сведения о художнике Джузеппе Арчимбольдо — ребенок миланского живописца, который родился в 1527 году в Милане. С ранних лет художник помогал своему отцу расписывать церковные заведения, создавать витражные эскизы. Благодаря своему таланту и небывалым успехам, мастер был приглашен во двор императора Максимилиана II, а после — его приемника Рудольфа II. Джузеппе Арчимбольдо выполнял обязанности не только придворного художника, но и занимался преподаванием искусства, организовывал пиры и занимался инженерными процессами.
Среди интересных фактов из жизни художника особого внимания заслуживают следующие: Джузеппе Арчимбольдо признан первым художником, который изображал в своих картинах уродливое, поставив, таким образом, под сомнение отображение только прекрасного. Несмотря на то, что все образы художника выстраивались из необыкновенного материала цветов, животных, птиц, книг, фруктов и овощей , они обладали знаками императорских отличий, которые возвеличивали дом Габсбургов и проявляли всю его мощь и силу. Джузеппе Арчимбольдо изображал выдуманное и уродливое, однако на протяжении многих столетий о его картинах отзывались с великим энтузиазмом. О художнике нет ни единых письменных доказательств. Также нет сведений и о его картинах. Это связано с тем, что после кончины мастера, его полотна забылись и многие из них были утрачены, а в литературных произведениях тех времен он и вовсе не упоминался. Умер Джузеппе Арчимбольдо в июле 1593 года также в Милане, куда прибыл в отставку. Анализ лучших картин Джузеппе Арчимбольдо был выдающимся художником, который оставил свой след в истории искусства.
Картины мастера до сих пор ценятся и поражают своей необыкновенностью, глубокой философией и совершенством. Несмотря на разнообразие картин, которые все же дошли до наших дней, особое внимание следует уделить картинам, которые будут представлены далее. Лето выступает у художника в качестве молодости человека. Полотно отличается яркими красками, а лицо образа состоит из летних даров природы — фруктов и овощей. Картина Джузеппе Арчимбольдо обладает следующими характеристиками: Работа Джузеппе Арчимбольдо была написана в 1573 году. Для написания картины использовался холст размерами 76х64 см и масляные краски. Сегодня полотно находится в Лувре. На холсте отображен образ женщины, одетой в блузу, выполненную из соломы пшеницы.
Профиль женщины располагается на черном фоне. О годе и авторстве полотна свидетельствуют символы, отображенные на кофте женщины. Если же взглянуть на полотно в стандартном положении, оно будет выполнено в качестве натюрморта. Картина Джузеппе Арчимбольдо «Повар» была написана в 1570 году и находится в Национальном музее Стокгольма. На полотне отображены руки человека, которые снимает металлическую тарелку с небольшого блюда, где расположились мясные ингредиенты: поросенок, кроличья тушка и цыпленок.
Личность Джузеппе Арчимбольдо сравнима с личностью великого Леонардо Да Винчи
Картина пользовалась успехом, и, по выражению друга Арчимбольдо Грегорио Команини, «доставила удовольствие императору и спровоцировала его на смех на суде по поводу, о котором я не могу рассказать». Арчимбольдо, Джузеппе – итальянский художник, живописец и декоратор XVI века. Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей, именуемых «арчимбольдесками». Слава Арчимбольдо, к концу жизни вернувшегося в Милан, но писавшего по заказам Габсбургов, держалась на авторитете покровителей: после смерти художника забыли на века и заново открыли в ХХ веке сюрреалисты. Вперед Картины которые смотрят на тебя со всех сторон. Живопись Джузеппе Арчимбольдо Мы привыкли считать сюрреализм порождением обезумевшего XX века, когда в Бельгии творил Рене Магритт, а в Испании – Сальвадор Дали.
Необычные растительные лица Джузеппе Арчимбольдо восхищали векам
У осени была картина - партнер Джузеппе Арчимбольдо, Земля 1570 г. Обе серии работ были представлены Максимилиану II во время тщательно продуманная церемония 1569 года, которая, вероятно, совпала с Новым годом. Стихотворение Х. Фонтео «Времена года и четыре стихии имперского художника Джузеппе Арчимбольдо» сопровождало произведения и частично объясняло их философское значение. Каждый сезон должен был соответствовать одному элементу; в этом случае Осень совпадает с Землей. Более того, две серии были созданы таким образом, чтобы каждый соответствующий сезон и элемент можно было повесить лицом друг к другу. В конечном итоге обе серии были показаны в вундеркамере Максимилиана II. Платоновская теория утверждала, что Вселенная целиком состоит из четырех элементов. Здесь гармония времен года и элементов олицетворяет продолжающиеся циклы и, по сути, естественность империи самих Габсбургов — браки и последующие правители империи, действующие как времена года в рамках божественно установленного плана. Политическая символика также намекает на это: в изображении Земли львиная шкура может быть прочитана как отсылка к Гераклу, и сама по себе является намеком на геральдику Богемии.
Эти отсылки, сказал Да Коста Кауфманн, намекают на «величие правителя, обилие творения и власть правящей семьи над всем». Антроморфизация фруктов и овощей была трендом позднего Возрождения Никколо Франжипане, Аллегория осени.
Национальный музей, Стокгольм 3.
Национальная галерея, Прага 4. Мадонна с длинной шеей. Francesco Parmigianino, 1503—1540.
Галерея Уффици, Флоренция 5. Сцены из жития святой Екатерины. Миланский собор 6.
Слева — Портрет Рудольфа II. Joseph Heintz, 1564—1609. Музей истории искусств, Вена.
Художник — Джузеппе Арчимбольдо итал. Замок Скуклостер, Стокгольм 7. Портрет императора Максимилиана II с семьей.
Музей истории искусств, Вена 8. Мужчина в рыцарском шлеме и доспехах. Галерея Уффици, Флоренция 9.
Замок Скуклостер, Стокгольм 10. Палаццо Россо, Генуя 11. Из серии «Времена года».
Лувр, Париж 12. Повар Натюрморт с поросенком. Национальный музей, Стокгольм 13.
Музей Ала Понцоне, Кремона 14. Осень и зима. Лувр, Париж 15.
Голова и корзина с фруктами. Частное собрание 16.
Джузеппе Арчимбольдо, Осень 1573 г. Ягода вместо глаза, груша вместо носа, виноград и листья вместо волосяной короны — вот уже почти 500 лет лица Джузеппе Арчимбольдо сохраняют завораживающее и насмешливое присутствие в истории искусства. Хотя сохранилось только 26 его работ, составные лица Арчимбольдо из фруктов, овощей, цветов или даже книг оставили огромное впечатление в истории искусства. На самом деле, его художественная продукция состояла в основном из более традиционных образов. Арчимбольдо родился в Милане в 1527 году в семье художника и начал свою карьеру с росписи религиозных предметов, фресок и изготовления витражей.
В 1562 году он был назначен придворным портретистом Фердинанда I при дворе Габсбургов. Известно, что Габсбурги обладали чутьем к искусству и культуре, которое выходило за рамки условностей в мире науки и диковинок. При их дворе Арчимбольдо также выступал в роли художника по костюмам и делал гобелены и витражи. Возможно, неудивительно, что именно там, в любопытном дворе императора Священной Римской империи, процветали растительные видения Арчимбольдо. Первые аллегорические изображения Арчимбольдо, возможно, являются его самыми известными — «Времена года», серия, созданная для Максимилиана II в 1563 году. Эти «портреты», Весна, Лето, Осень и Зима, были составлены из сезонных фруктов, овощей и растений. Весна и Лето выглядят как молодые женщины, Осень и Зима выглядят как седые старики.
Привлекла внимание следующая фотография. Giuseppe Arcimboldo; 1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма. В его творчестве некоторые критики и художники ХХ века усматривали предвосхищение сюрреализма.
Вот как эти картины выглядят в более хорошем воспроизведении.