На примере картины «Возвращение блудного сына» рассказываем, из чего складывается стиль голландского мастера. Картина «Возвращение блудного сына» Рембрандта имеет глубокий философский смысл и является одним из главных шедевров западноевропейской живописи. «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Рембрандт вложил в библейский сюжет тепло, с которым вспоминал скончавшихся близких.
Рембрандт. Возвращение блудного сына
Сюжет картины взят из Библии (Евангелия от Луки), изображает сцену из притчи, которую рассказывает Иисус Христос о возвращении блудного сына в бедственном положении, его расскаянии и прощении отца. Рембрандт взял за основу сюжета евангельскую притчу о блудном сыне — это рассказ о юноше, который покинул дом и растратил наследство. Вторая большая картина Рембрандта на сюжет притчи о блудном сыне — это размышления одинокого художника о близящемся финале | VOKRUGSVETA. 5 интересных фактов о картине «Возвращение блудного сына» Знаменитое полотно «Возвращение блудного сына» считается последней работой Рембрандта.
Историческая справка
- Год культуры. О чем расскажет картина «Возвращение блудного сына»
- 5 интересных фактов о картине «Возвращение блудного сына»
- Возвращение блудного сына сюжет картины
- Возвращение блудного сына: «Я художник, а не чистильщик сапог!»
- Сокуров представил инсталляцию-посвящение картине «Возвращение блудного сына» Рембрандта
Картины осуждённых по мотивам «Возвращения блудного сына» выставили в Эрмитаже
Рембрандт не оставил никаких объяснений «Возвращения блудного сына». Не стало исключением и «Возвращение блудного сына» — это шедевр о торжестве любви, великодушия и Божьего всепрощения над низменной человеческой природой. В год своей смерти он закончил картину «Возвращение блудного сына».
Рембрандт «Возвращение блудного сына». История картины
«Возвращение блудного сына» — картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне, экспонирующаяся в Эрмитаже. И, возможно, его «Возвращение блудного сына» ближе к картине Рембрандта, чем какое-либо другое произведение. Картина «Возвращение блудного сына» описывает рассказанную в Новом Завете притчу о блудном сыне и является одним из достойнейших произведений великого. При написании картины «Возвращение блудного сына» художник передает, помимо основных смыслов, свое личное горе.
Картины осуждённых по мотивам «Возвращения блудного сына» выставили в Эрмитаже
Александр Сокуров», которую зрители смогут увидеть с 16 сентября 2020 года. Знаменитый режиссер Александр Сокуров создал масштабную мультимедийную инсталляцию. Его вдохновила картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». Проект «Lk 15, 11 — 32» сочетает в себе скульптуру, живопись, видео-произведения и музыку. Название экспозиции отсылает гостей к Евангелия от Луки, более известному как «Притча о блудном сыне». История об отце и сыне на протяжении веков вдохновляла художников.
Знаменитое полотно «Возвращение блудного сына» считается последней работой Рембрандта. Оно стала вершиной проявления таланта художника и прославила его на весь мир. Сегодня мы расскажем вам 5 интересных фактов об этом произведении. Сюжет для этой картины взят из Библии. В Евангелие от Луки есть притча, которая повествует об ушедшем из дома юноше. Он взял свою часть наследства и промотал его, живя в праздности и распутстве. В итоге блудный сын оказался в полной нищете и вернулся к отцу, готовый стать его последним рабом.
Чтобы получить кров и жалкую еду, нанялся свинопасом. Но скоро понял, что осталось или погибнуть, или вернуться к отцу и молить того о прощении. Лучше так же, от зари до зари, вкалывать в отчем доме, где работники сыты, одеты и никто над ними не измывается. Перед зрителями финальная сцена евангельской притчи. Описание картины Действие происходит перед входом в дом. Сын, вернувшийся в семью, изображён спиной к зрителю. Он в искреннем раскаянии, упал на колени и припал к своему отцу-старику. Лица юноши не видно, лишь затылок бритой наголо головы несчастного — он по-детски уткнулся в отцовские одежды. Отец, подавшись навстречу вернувшемуся ребёнку, наделавшему немало глупостей, но повзрослевшему, склонился над ним и трепетно обнял обеими руками, словно орёл крыльями, защищая и оберегая своего птенца. По облику блудного сына на картине можно судить о выпавших на его долю мытарствах: стоптанная обувь изношена до предела, некогда богатая одежда изорвана. Один башмак свалился с ноги — вместе с потрескавшейся грязной ступнёй так и виден отчаянный порыв, с которым юноша кинулся навстречу отцу. Фигура, наиболее тщательно выписанная на картине Рембрандта «Возвращение блудного сына», это отец. В его облике всё: и всепрощение, и горечь об утраченном времени, и сострадание. Глубина его любви мастерски передана художником — сами того не желая, зрители невольно сопереживают и вглядываются в полотно ещё пристальней, желая разглядеть мельчайшие детали. Справа, строго и озадаченно взирая на брата, который внезапно возвратился в лоно семьи, стоит старший сын — он всю жизнь праведно трудился, и теперь чувства его смешались. Внутри него происходит борьба — он рассержен на отца, на брата, на саму ситуацию внезапного возвращения. Кроме главных героев на картине есть ещё три персонажа. Однозначного ответа, кто они, искусствоведы не дают. Предположительно сидящий человек — это родственник, а люди в тени слуги. Их расположение, как и степень освещённости, говорит о второстепенности героев. Костюмы Одежда на персонажах, скорее всего, из коллекции художника. В то время Голландия была экономически чрезвычайно развитой страной. Купцы-мореплаватели перемещались по всему миру и торговали даже с Японией, которая на тот момент не имела коммерческих контактов с другими странами.
Рентген эрмитажного полотна показал первоначальное сходство картины Рембрандта с деталями упомянутой гравюры. Тем не менее, прямую аналогию провести нельзя — на картине есть только отдалённое сходство с одной из аллегорий Антониссена самая дальняя и почти исчезающая в темноте , которая напоминает аллегорию Любви, и, вдобавок, имеет красный медальон в форме сердца. Возможно, это изображение матери блудного сына. Второстепенные персонажи в правой части картины Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре судя по всему, женская, возможно — служанка или ещё одна персонифицированная аллегория; и мужская , труднее поддаются отгадке. Сидящий молодой человек с усами, если следовать сюжету притчи, может быть вторым, послушным братом. Существует предположения, что на самом деле второй брат — это предыдущая «женская» фигура, обнимающая колонну. Причём, может быть, это не просто колонна — по форме она напоминает столп Иерусалимского храма и может вполне символизировать собой столп Закона, и то, что праведный брат за ней прячется, приобретает символическое звучание. Внимание исследователей приковывает фигура последнего свидетеля, расположенная в правой части картины. Она играет важную роль в композиции и написана почти так же ярко, как основные действующие лица. Его лицо выражает сочувствие, а надетый на него дорожный плащ и посох в руках наводят на мысль, что это, также как и блудный сын, одинокий странник. Израильская исследовательница Галина Любан [4] считает, что этот образ связан с фигурой Вечного Жида. По другим предположениям — именно он старший сын, что не совпадает с возрастной характеристикой новозаветного персонажа, хотя он также бородат и одет, как отец.
«Возвращение блудного сына» Рембрандт ван Рейн, 1666—1669 г.
- Возвращение блудного сына: картины и иконы
- Последнее слово Гения, познавшего все радости и горести жизни
- Картины осуждённых по мотивам «Возвращения блудного сына» выставили в Эрмитаже
- Последний поклон мастера: о картине Рембрандта «Возвращение блудного сына»
«Возвращение блудного сына» — последняя картина Рембрандта как отражение личной трагедии художника
Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог! Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!
Женщина, обнимающая колонну, может быть также служанкой или матерью блудного сына. Чтобы усилить драматизм события, художник использует насыщенный цвет и светотень. Его визуальные инструменты — глубина тьмы и сияние света. Мне нравится190 Не нравится44 Сцена иллюстрирует финальную и кульминационную точку библейской притчи — момент возвращения домой неблагодарного сына и его прощение отцом. Подобно патриарху Ветхого Завета, отец возлагает руки на плечи бритого, одетого в поношенную одежду кающегося сына.
Акт прощения становится благословением почти сакраментального достоинства. Расположение фигур, отсутствие движения, тусклый свет, теплота и гармония цветовой палитры с использованием охры, золотисто-оливкового и алого цвета — все это способствует необычайному чувству тишины и прощению, которое почти осязаемо. Рембрандт, при всем своем гениальном мастерстве, не балует в этом произведении художественными изысками, а создает полотно, в котором преобладают простота, величие и одухотворенность. Иоганн Таулер, христианский мистик 15-го века, говорил о том, что «в таинственной тьме прячется безграничное добро». Рембрандт, кажется, предполагает, что только в самых темных глубинах можно найти искупительный свет. Блудный сын, вставший на колени Мне нравится5 Не нравится Сломленный душой и телом из-за своих пороков и последствий ошибок, блудный сын встает на колени перед отцом.
У отца было два сына. Старший помогал отцу в ведении хозяйства, а младший потребовал свою часть наследства и отправился предаваться всем порокам разгульной жизни. Когда же деньги закончились, непутевый сын оказался на самом дне. Ему приходилось пасти свиней за миску каши, скитаться, просить милостыню. В итоге он решил вернуться в отчий дом и пасть перед родителем на колени. Отец прощает сына. Именно этот момент в притче выбирали для себя самые известные живописцы. Рембрандт тоже изобразил сцену прибытия блудного сына домой. Однако его работа отличается от полотен других живописцев. Ян Стен, 1668-1670 гг. Фото: artist-gallery.
Музей Лакенхал, Лейден «Чувства» «Пять чувств», «Аллегория чувств» — серия из пяти картин, написанных Рембрандтом в 1624-1625 годах, в возрасте 18-19 лет. Входящие в серию картины «Осязание», «Обоняние», «Зрение», «Слух» и «Вкус» являются самыми ранними работами мастера. Написанные маслом на дубовых панелях, они имеют схожее композиционное решение и примерно одинаковый размер — 21,5 на 17,5 см. В голландском языке есть идиома «продать очки», означающая обмануть кого-то. Видимо, именно к ней и отсылает Рембрандт, подчеркивая возможность обмана замысловатой одеждой продавца. Такая одежда в XVII веке ассоциировалась с лицедеями, людьми ненадежными, склонными к различным махинациям и шарлатанству. Судя по картине, торговец собирается продать очки совершенно слепым людям. Любопытная деталь: рентгеновское исследование картины показало, что изначально на ней была изображена обнажённая женщина «Автопортрет», 1629. Художественный музей Индианаполиса Автопортрет из музея Индианаполиса — один из самых ранних. Наклон головы и открытый рот создают впечатление, что художник застигнут врасплох, возможно, на полуслове, что придает картине очаровательное ощущение непосредственности. Маурицхейс, Гаага 31 января 1632 года голландский хирург и анатом Доктор Николас Петерсзоон по прозвищу Тульп Тюльпан провел в Амстердаме лекцию о мышечных сухожилиях в руках человека, используя для демонстрации труп Адриаана Адриаанса, который в свое время тяжело ранил в Утрехте тюремного охранника, а в Амстердаме избил и ограбил человека, за что и был повешен и передан для публичной аутопсии амстердамской гильдии хирургов. Художнику была поставлена задача подготовить портрет доктора вместе с его коллегами, и с этой задачей он, безусловно, справился. Помимо доктора Тульпа на картине изображены семь членов Гильдии хирургов, каждый из которых заплатил немалую сумму, чтобы его включили в картину. Полотно подписано: Rembrandt f[ecit] 1632, что тоже любопытно, ведь художник впервые подписывает картину своим именем, а не инициалами RHL Рембрандт Харменс из Лейдена , что можно рассматривать как признак его растущей известности. Почти два столетия картина провисела в Весовой Палате Амстердама. В 1817 году директор Рейксмузеума Корнелис Апостол обратился к властям с предложением переместить картину из сырого, плохо подходящего помещения в Рейксмузеум. В результате его усилий в 1828 году она была продана в собственность Королевства Нидерландов. Финансирование сделки было осуществлено в том числе и за счет продажи картин из Рейксмузеума. Однако старания Апостола оказались напрасными. Король Вильям I решил, что «Урок анатомии» будет находиться в Гааге, в основанном в 1822 году Маурицхейсе. Государственный Эрмитаж «Саския в образе Флоры» отражает настроение Рембрандта в самый счастливый период его жизни, вскоре после переезда из Лейдена в Амстердам.
История картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»
«Возвращение блудного сына» — картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне, экспонирующаяся в Эрмитаже. Но никто не сумел так глубоко увидеть и воплотить смысл этой притчи в художественном образе, как Рембрандт в картине «Возвращение блудного сына». Новости Передачи Телепрограмма Персоны Вопрос-ответ. Слово в образе. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына».
В Эрмитаже представили инсталляцию Сокурова
Картину «Возвращение блудного сына» можно анализировать сутками в самых разных контекстах. Отметим, картина Рембрандта «Возвращение блудного сына», которую он создал за несколько месяцев до смерти, является одной из самых известных в творчестве художника. На картине Рембрандт изобразил себя в роли блудного сына, расточающего «имение своё с блудницами», элегантно одетого в камзол со шпагой, шляпу с пером, высоко поднимающего хрустальный бокал с вином. РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — «Возвращение блудного сына» — картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне, экспонирующаяся в Эрмитаже.
Рембрандт «Возвращение блудного сына» картина около 1668 г.
В музее подвели итоги первого Всероссийского конкурса живописи и ремесла «Искупление и возрождение». Участниками стали люди, которые отбывают наказание в колониях. С сентября 2023 года исправительные учреждения проводили отборочные туры. Оригинал полотна «Возвращение блудного сына» находится в Эрмитаже.
До Титуса у пары было ещё трое детей, которые умерли в младенчестве. В 10-месячном возрасте сам Титус потерял мать, и его растил любящий отец. Пережил Рембрандт и Хендрикье, няню сына и служанку, ставшую ему невенчанной женой, а сыну матерью. Вслед за Титусом не стало невестки Рембрандта, которая прожила с мужем только полгода… Титус был заботливым сыном, преданно верившим в гений отца. Когда кредиторы лишили Рембрандта дома и великолепной коллекции в которой были даже рисунки Леонардо да Винчи , художник перебрался на окраину города. Титус взялся продавать работы отца, но их редко удавалось сбыть выгодно, тогда он брал для реализации картины других художников. С единственной целью — обеспечить отцу спокойную работу в мастерской.
Теперь же старый, больной Рембрандт лишился самого родного человека, сына, который умер от чахотки. От безумия живописца могла избавить только работа. Блудный сын — вот тот образ, который спасёт, а Рембрандт в образе нежного отца вновь сможет прикоснуться к сыну и обнять его. Немощный художник тогда уже едва мог держать кисть и привязывал её к руке, чтобы писать. Плохо видел — смотрел через лупу. Но свой шедевр, непревзойдённый по передаче эмоций отца, всё же главного героя произведения, закончил. Искусствоведы считают, что основные персонажи отец и два сына символизируют самого Рембрандта в разные периоды жизни, полной страстей, исканий и страданий.
Расхождения с Притчей несущественны В картине мастер несколько отошёл от классического текста. Несоответствия сводятся к следующему: У Рембрандта старший брат — свидетель встречи. В классическом тексте он появляется, когда отец дал уже распоряжения о пиршестве в честь младшего. До этого старший работал в поле; У Рембрандта сын пал на колени перед отцом, тихо положившим ему на плечи ладони, тогда как в оригинале отец бежит навстречу блудному сыну, падает ему на шею и целует. Но противоречий нет. Видимо, Рембрандт, отец и грандиозный мастер художественного изображения душевных переживаний, чувствовал так, как с болью воплотил в картине. Ведь все горестные, несбыточные мечты величайшего художника на закате жизни были связаны только с потерей сына: «…был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».
Смотрите также:.
Сюжет Основная статья: Притча о блудном сыне На картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, «осердился и не хотел войти». Описание Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему. Ключевые персонажи [ править править код ] На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек.
В левой части картины изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный сын. Его лица не видно, голова написана в profil perdu. Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его. Картина — классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центральной оси картины для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. Композиционный центр находится почти у края картины.
Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения , который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений» [1]. Бритая, будто у каторжника, голова блудного сына и его потрёпанная одежда свидетельствуют о падении. Воротник хранит намёк на былую роскошь.
Бритая, будто у каторжника, голова блудного сына и его потрёпанная одежда свидетельствуют о падении. Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, причем трогательная деталь — одна упала, когда сын становился на колени.
В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств позднее холст был надставлен внизу, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке». Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены. Второстепенные персонажи Помимо отца и сына на картине изображены ещё 4 персонажа. Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие — остаётся загадкой. Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя.
Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена. Сотрудник Эрмитажа Ирина Линник считает, что полотно Рембрандта имеет прообраз в гравюре на дереве Корнелиса Антониссена 1541 год , на котором коленопреклоненный сын с отцом также изображены в окружении фигур. В небесах на гравюре на греческом, иврите и латыни написано «Бог». Рентген эрмитажного полотна показал первоначальное сходство картины Рембрандта с деталями упомянутой гравюры. Тем не менее, прямую аналогию провести нельзя — на картине есть только отдалённое сходство с одной из аллегорий Антониссена самая дальняя и почти исчезающая в темноте , которая напоминает аллегорию Любви, и, вдобавок, имеет красный медальон в форме сердца. Возможно, это изображение матери блудного сына. Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре судя по всему, женская, возможно — служанка или ещё одна персонифицированная аллегория; и мужская , труднее поддаются отгадке.
Сидящий молодой человек с усами, если следовать сюжету притчи, может быть вторым, послушным братом. Существует предположения, что на самом деле второй брат — это предыдущая «женская» фигура, обнимающая колонну.