По данным нового исследования «Лаборатории Касперского»*, почти треть (30%) опрошенных родителей в России волнует проблема детской интернет-зависимости. От цифровой зависимости в мире страдает 1-6 процентов населения, говорят ученые.
Зависимость от интернета - причины и симптомы
По данным нового исследования «Лаборатории Касперского»*, почти треть (30%) опрошенных родителей в России волнует проблема детской интернет-зависимости. Риск, что у ребёнка разовьётся зависимость, сильно снижается благодаря цифровой гигиене родителей. Агентство особых новостей Цифровая зависимость Официальные сайты инвалидов, общество инвалидов, права инвалидов, семьи с. Зависимость от компьютерных игр признана ВОЗ болезнью, такой диагноз содержится в обновлённой международной редакции болезней. Одним из пусковых факторов интернет-зависимости у подростков называют популяризацию IT-профессий. Интернет-зависимость (или интернет-аддикция) — навязчивое стремление использовать Интернет и избыточное пользование им, проведение большого количества времени в Сети.
Что такое цифровой аутизм?
- Феномен цифровой зависимости
- Профилактика цифровой зависимости при работе с массовой аудиторией
- "Всеядность" отменяется
- Цифровая зависимость — проблема XXI века
- Цифровая зависимость. Причины, последствия и меры борьбы
Интернет-зависимость: современное состояние проблемы
Если на первых порах, это отдельные мультики, фильмы и песни, которые обычно проходят хоть какой-то контроль со стороны родителей, то по мере взросления объём всевозможного медиаконтента и степень вовлечённости начинает быстро увеличиваться. По статистике, современные подростки проводят перед экранами мониторов, телефонов и телевизоров по несколько часов ежедневно, большую часть времени потребляя так называемый развлекательный контент, который относится к сфере массовой в кавычках «культуры». Как показывает проведённый в рамках проекта Научи хорошему анализ основных сфер окружающей нас массовой «культуры»: современной музыки, телевидения, кинематографа и так далее, внутренняя алгоритмика этого доминирующего информационного потока крайне деструктивна, и сводится по сути к завуалированной пропаганде всевозможных пороков и воспитанию слабой безвольной атомизированной личности, ориентированной на удовлетворение своих инстинктов. Иллюзия «развлекательной» информации Такая ситуация стала возможной как раз потому, что в обществе доминирует иллюзия существования некоего «развлекательного контента», не несущего никакого потенциала влияния.
Это ошибочное мнение, так как развлекательная составляющая любого произведения — это всегда лишь оболочка, никак не характеризующая начинку, которая может быть вредной или полезной, истинной или ложной. Если человек воспринимает музыку, фильм, сериал, компьютерную игру или просмотр ТВ только с точки зрения развлечения, то он автоматически отказывается от оценивания поступающей к нему информации. Он не задумывается о последствиях своего погружения в эту виртуальную среду.
Грубо говоря, наш критический фильтр должен работать постоянно. Для этого надо использовать разные меры — проводить лекции в школах , доносить понимание проблемы до родителей, до органов власти и так далее, но один из механизмов, который мы применяем в рамках проекта Научи хорошему звучит так: «Чему это учит? Это фраза, которая чаще всего фигурирует в названиях видеороликов и статей проекта Научи хорошему, посвящённых оценке популярных фильмов, мультиков, сериалов, песен, и она объединяет в себе три этапа осознанного восприятия информации.
Раз мы при просмотре какого-то фильма постоянно держим в голове вопрос «чему он учит? А если после просмотра мы ещё и сопоставим выявленное влияние с нашими жизненными идеалами и ценностями, и дадим фильму соответствующую оценку — «хороший» или «плохой», то тем самым выполним все три этапа. Речь в данном случае идёт об определённой методологии взаимодействия с информационной средой.
Поэтому, когда в рамках проекта Научи хорошему публикуются или распространяются статьи и видеоролики, раскрывающие воспитательный или идейный потенциал того или иного произведения, то мы в первую очередь распространяем саму методологию, а непосредственно оценка конкретного произведения носит хоть и важный, но второстепенный характер.
Этому также способствует низкое разрешение монитора. Экраны, в которых использованы электроннолучевые трубки, являются более опасными, чем жидкокристаллические. Кроме того, усугубляющими факторами являются неправильная настройка яркости экрана монитора; расстояние от глаз до монитора менее 30 см в идеале должно быть 50-70 см ; нарушено правило, согласно которому центр монитора должен находиться на 10-15 см ниже, чем глаза сидящего за ним человека; световые блики на экране компьютера, стенах комнаты, рабочем столе; слишком яркое освещение рабочего места как искусственное, так и естественное. Наблюдения за зависимостью от компьютеров и, в частности, компьютерных игр начали проводиться с конца 70-х годов. Снижение умственных показателей и напряжение в нервной системе усугубляют все психические проблемы. Так, необщительные люди еще более замыкаются в себе, интенсивность проявления обсессивно-компульсивного расстройства увеличивается, а если человек страдает, например, от порнозависимости, то длительное пребывание перед экраном монитора зачастую приводит к онанистическим срывам.
Исследование М. Шоттон Обратимся к психологическим исследованиям. Первое серьезное исследование феномена зависимости от компьютера было проведено в 80-х годах английским психологом Маргарет Шоттон. Исследование, в котором участвовало более 100 проявляющих зависимость от компьютера профессиональных программистов и работающих с компьютерами любителей, осуществлялось посредством опроса испытуемых. В нем применялись стандартные психологические тесты и специально разработанные опросники. Наряду с теми, кто характеризовался как зависимый от компьютера, были исследованы таким же способом две контрольные группы. Согласно выявленным Шоттон социально-демографическим параметрам, проявляющие зависимость от компьютера — это чаще всего высокообразованные мужчины.
Средний возраст выборки составляет около 30 лет, они обычно работают в области науки или техники, более половины из них — перворожденные дети у своих родителей. По сравнению с контрольной группой среди них больше холостяков. У зависимых от компьютера испытуемых оказался высокий уровень интеллектуального развития. Согласно признаниям большинства испытуемых, они проявляли теоретический и практический интерес к электронике еще до того, как приобрели начальный опыт работы с компьютером. Как утверждает Шоттон, компьютер воспринимается ими как своего рода конкурент — рациональный, логичный, высокоинтеллектуальный. К этому можно добавить, что задача, которую ставят перед собой зависимые от компьютера субъекты, состоит в том, чтобы добиться от такого незаурядного конкурента полного подчинения. Установить контроль над компьютером означает для них в какой-то мере отыграться за невозможность осуществления желанного контроля в других жизненных сферах, особенно в социальных отношениях.
Многим из испытуемых хочется контролировать поступки и слова других, даже самых близких людей, однако им это плохо удается. Психологический механизм возникновения эффектов компьютерной зависимости у подростков может быть в общих чертах обрисован следующим образом. Если стремление доминировать в личных отношениях, общественной жизни и трудовой деятельности постоянно наталкивается на неудачи, это побуждает некоторых молодых людей с высокоразвитыми интеллектуальными способностями и недостаточно развитым социальным интеллектом эмоциональность, контактность, понимание собеседника, умение слушать, эмпатия, доверие сделать вполне рациональный, на первый взгляд, выбор. Выбор состоит в отторжении многого из того, что традиционно относится к социальной сфере, и в поглощенности новыми технологиями, в первую очередь связанными с применением компьютеров. Освоение многочисленных приложений информационных технологий воспринимается как определенный интеллектуальный вызов, на что расходуется немало времени и усилий. Эти труды рано или поздно начинают приносить определенный успех, который можно спрогнозировать. Общение с окружающими людьми чревато проблемами и не гарантирует успех во взаимоотношениях.
В итоге чреватая возможными неудачами социальная сторона жизни начинает вызывать все меньше интереса, и на основе стремления к самоуважению и получению положительных эмоций формируется тот или иной вид зависимости — в данном случае от компьютера. Момент достижения практического результата интересует зависимых от компьютера испытуемых, исследованных Шоттон, в меньшей степени, нежели процесс достижения этого результата. Это свидетельствует о наличии процессуальной мотивации. Зависимые ощущают почти постоянную нужду в позитивной интеллектуальной стимуляции, которая не достигается социальной или спортивной активностью. Их привлекают одновременно мифология и астрономия, философия и религия, музыка и литература, психология и другие науки. Разработанная Шоттон типология компьютерной зависимости включает три разновидности. Во-первых, это сетевики: они оптимистичны, сравнительно с другими типами зависимости социально активны и позитивно настроены к другим людям, имеют друзей, в том числе противоположного пола, поддерживают нормальные отношения с родителями.
Компьютер для них — нечто вроде хобби: они могут интересоваться поиском в удаленных базах данных или, например, играть в ролевые групповые игры, однако при этом они меньше, чем другие выделенные типы зависимых от компьютеров людей, самостоятельно программируют, в меньшей степени интересуются приложениями, компьютерной графикой или аппаратным обеспечением. Во-вторых, это рабочие — самая малочисленная группа. Они владеют наиболее современными и дорогими компьютерами. Процесс программирования у них четко спланирован, программы пишутся ими для достижения нужного результата. Как правило, представители этой группы прекрасно учились или учатся, причем их не удовлетворяет стандартная программа обучения и они посещают дополнительные учебные курсы. В-третьих, это исследователи — самая многочисленная группа. Для них программирование сродни интеллектуальному вызову и одновременно развлечению.
Представители этой группы с удовольствием занимаются отладкой программ; компьютерное пиратство и хакерство они приемлют для борьбы против других разработчиков программ. С формальной стороны, уровень образования у них ниже, чем, скажем, у рабочих, при этом они не только не отстают от имеющих более весомые дипломы коллег, но и зачастую превосходят их объемом знаний. Амбиций также немного: ни высокие должности, ни большие оклады не играют для них главенствующей роли.
Затем эта мозговая активность преобразуется в визуальные образы, такие как частота, скорость и синхронизация стрельбы. Таким же образом можно использовать и другие инструменты, регистрирующие электрическую активность, но исследователи предпочитают использовать ЭЭГ, потому что она дает больше деталей, таких как p-сквозной потенциал мозга. Дэнни Шандор, клинический психолог из Израиля, считает создание параллельной реальности с помощью цифровых устройств симптомом цифровой зависимости и, как следствие, ослаблением социальных связей между детьми и окружающими их людьми. Эта проблема становится все острее, и, хотя дети становятся зависимыми от цифровых технологий, родители теряют ответственность за помощь им в решении этой проблемы. Единственное решение — скрыть такие приложения от ребенка, но это сомнительное решение», — добавляет Шандор. Лим, старший научный сотрудник Азиатского технологического института, обеспокоен результатами, отмечая, что использование цифровых устройств, таких как смартфоны, дольше установленного времени может иметь неблагоприятные последствия для развития ребенка. Дети из сингапурских семей, принадлежащих к среднему классу, не ведут обычный образ жизни, и когда они сталкиваются с такими видеоиграми, они обязательно испытают некоторые неблагоприятные последствия». Хотя он согласен с тем, что проблема серьезна, Лим также обеспокоен тем, что исследование The Conversation, по-видимому, игнорировало то хорошее, что может предложить Интернет. Многие люди, не имеющие доступа к таким средствам, могут оказаться в маргинальном положении, даже несмотря на то, что они образованы», — добавляет Лим. Некоторые из тех положительных моментов, которые цитирует Лим, включают возможность узнать о культурах, отличных от своей собственной; встретить единомышленников; и узнать о глобальных проблемах. Однако Лим добавляет, что родителям необходимо смотреть на всю картину, чтобы обеспечить правильное использование Интернета для своих детей. Беспокойство заключается в том, что когда родители сосредотачиваются на негативных последствиях, они при этом игнорируют положительные моменты. Поэтому должно быть сочетание того и другого. Исследования, проведенные в Новой Зеландии, показали, что, когда дети подвергаются воздействию пассивных интернет-технологий, их общая моторика и координация ухудшаются.
В то время компьютер был далеко не в каждой семье, поэтому данная проблема имела меньший масштаб, нежели в современном обществе. В наше же время развитие индустрии развлечений порождает зависимость от удовольствия, и компьютер становится средством для получения положительных эмоций, а компьютерная зависимость приобретает все более новые формы, разделяясь на игровую и интернет-зависимость. Психологический портрет зависимых В современном обществе компьютерные технологии настолько тесно внедрились в нашу жизнь, что мы и не осознаем, насколько зависим от них. Порой взаимодействие с компьютером приобретает формы, подобные по содержанию психологической зависимости. Поскольку научно-технический прогресс постоянно стимулирует развитие и совершенствование компьютерных технологий, они с каждым днем приобретают все большую популярность у всех слоев населения, становятся более доступными, то, можно предположить, что проблема компьютерной зависимости со временем будет становиться все более актуальной. Благодаря новейшим технологиям осуществляется не только передача, обработка и хранение информации, но и формируется новая социальная среда со своей определенной спецификой. Негативной стороной этого процесса является злоупотребление временем, проводимым людьми в виртуальном пространстве. В своих исследованиях К. Янг и Р. Роджерс выявили, что аддикты зависимые обладают высоким уровнем абстрактного мышления, эмоционально чувствительны, настороженно относятся к другим людям. Многие ученые изучали компьютерную зависимость, однако по определенным причинам людей, страдающих от данной зависимости становится все больше. Следовательно, изучение психологических особенностей лиц с компьютерной зависимостью в век стремительно развивающихся информационных технологий является актуальной проблемой. Вопрос о компьютерной зависимости в обществе впервые стал широко обсуждаться в 80-х годах прошлого столетия, когда английский психолог М. Шоттон провела тщательное исследование среди профессиональных программистов и людей, часто работающих за компьютером. Шоттон описывала данную аддикцию как патологическое пристрастие к работе за компьютером. Компьютерная аддикция является разновидностью зависимого поведения и характеризуется стремлением уйти от жизненных реалий в виртуальный мир с помощью трансформации собственного эмоционального состояния. Патологическое пристрастие к времяпровождению за компьютером приводит к ограничению интересов и других видов деятельности, сужает круг социальных контактов. Ряд исследователей выделяют физические и психологические симптомы компьютерной зависимости. К психологическим относятся: эйфория от пребывания в виртуальном мире, увеличение количества времени, проводимого за компьютером, ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером, проблемы с работой или учебой, невозможность вовремя прекратить работу за компьютером. К физическим: сухость в глазах, боли в спине, нерегулярное питание, пропуск приемов пищи, расстройства сна, изменение режима сна и другие. Если рассматривать ситуацию на примере интернет-зависимости, Всемирная паутина привлекает людей по следующим причинам: 1. Анонимность позволяет человеку ощутить свободу в общении, особенно если он в реальной жизни застенчив. Неограниченный доступ к информации и развлечениям. Реализация своих желаний и фантазий, пусть и виртуальном мире. Возможность нахождения желаемых собеседников, удовлетворяющих любым требованиям. Отсутствие ответственности. Психологические характеристики личности могут повышать или понижать риск развития компьютерной зависимости. Например, у одних людей наблюдается зависимость, другие устойчивы к формированию аддикции от компьютерных игр. Зависимые испытывают склонность к интеллектуализации, чувство одиночества и недостатка взаимопонимания, эмоциональную напряженность, склонность сосредотачиваться на негативных аспектах жизни, желание бороться с фрустрациями. Все исследователи сходятся во мнении, что лицам с высоким уровнем зависимости от компьютера присуща тревожность и депрессивность. Такие люди обладают низкими показателями силы воли, стрессоустойчивости и уверенности в себе. Для них характерны трудности в формировании и успешном осуществлении межличностного общения. По результатам многочисленных опросов, проводимых во многих странах в разное время, формируется общий психологический портрет зависимых от компьютера. Последствия Компьютерная зависимость определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах. Компьютерная аддикция включает некоторые родственные виды зависимостей: интернет-зависимость, игромания и порнофилия, которые, так или иначе, связаны с проведением длительного времени за компьютером. Характерными особенностями зависимостей различного типа являются синдром абстиненции, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей. Как уже было сказано ранее, симптомы компьютерной зависимости могут быть двух типов: психические и физические. Психические признаки компьютерной зависимости схожи с проявлениями зависимостей другого типа. Важными симптомами компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером, а также раздраженное поведение, которое появляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается. Физические признаки компьютерной зависимости менее специфичны, и, как правило, вызваны длительным нахождением за компьютером в статичном положении. Некоторые из этих признаков могут возникнуть и у людей, вовсе не страдающих компьютерной зависимостью, но которые вынуждены проводить долгое время за компьютером ввиду профессиональной деятельности. В разумных количествах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства, развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а во Всемирной паутине много полезной и интересной информации.
Последствия «цифровой» зависимости непредсказуемы
Чем опасна интернет-зависимость и как освободиться от «гаджетомании», рассказывает психиатр Василий Шуров. Отрывок выступления Андрея Курпатова «Всё, что нужно знать о технологии счастья» для MGNTech: лекторий о технологиях и и оригинальное видео. Поколение Z, также известное как зумеры, с юных лет погружено в цифровой мир. Я к вам с долгожданной и радостной новостью: вышел мой вебинар «Цифровая зависимость: как избавиться от цифрового ожирения». Специалист отмечает, что цифровая зависимость появилась в российском реестре психических заболеваний около семи лет назад. Как проявляется компьютерная зависимость, чем она опасна и можно ли защитить от нее близких людей?
Цифровая одержимость: рассказываем, чем опасна зависимость от гаджетов
Некоторые отказавшиеся организовать цифровой детокс воспринимают гаджеты и интернет как естественную среду обитания. Ранее Superjob выяснил , что каждый второй россиянин поддерживает введение четырехдневной рабочей недели. При этом доля противников трех выходных опустилась до самой низкой отметки за последние четыре года.
Наиболее заметный рост вовлеченности в интернет приходится на группу 45-59 лет — на 21 п. В этой же группе быстрее всего растет доля «heavy users» 2018 г. Как и в 2018 году, сегодня именно старшая когорта в основном составляет группу тех, кто совсем не пользуется интернетом 2018 г.
На активность пользования интернетом влияет уровень образования. В меньшей степени маркером интернет-активности становится доход. Абонент временно недоступен Соцсети, мессенджеры, просмотр видео, игры, электронная почта — беспрерывный поток информации размывает границы между реальным и виртуальным и порой приводит к усталости.
Самый главный критерий зависимости и независимости — можешь ли ты обойтись без этого предмета.
И чтобы уметь себя контролировать, нужно быть именно самодостаточным, иметь определённый интеллектуальный, духовный барьер. На самом деле ситуация складывается не самая позитивная. Всей полноты личного общения социальная сеть не предоставляет. Более того, возникает иллюзия, что те люди, которые находятся у человека в «друзьях» в соцсети, подписаны на его каналы или страницы, действительно с ним дружат.
Однако это не так, и со многими из них в реальной жизни человек даже не знаком. А если бы познакомился, то, возможно, не захотел бы общаться. Реальное общение, которое мы получаем при личном контакте, наиболее ёмкое. Поэтому формально круг контактов расширяется, а качество этих контактов резко снижается.
Цифровая зависимость создаёт иллюзию расширения социальных границ, а на самом деле значительно их сужает. Конечно, социализация зависит от того, какую цель ставит для себя общество.
Вот, например, приложение, которое позволяет следить за движением городского транспорта. Заглянув в него, можно выйти к остановке ровно в тот момент - ни раньше, ни позже, - когда к ней приближается нужный автобус. Смартфоны, планшеты, компьютеры помогают в работе, развлекают, лечат, консультируют. Все это так. Но эти же гаджеты нас разобщают - мы все больше общаемся не живьем, а "суррогатно", в соцсетях выражаем эмоции "унифицированными" лайками и смайликами. Более того, экономя нам массу времени на одном например, на покупке билетов для путешествия , они отнимают его еще больше.
Стандартная ситуация: зашел проверить почту, "зацепился" за какое-то сообщение, а в результате прочел кучу ненужной рекламной шелухи. То же самое происходит с центральной нервной системой под воздействием неумеренного информационного потока". Поучимся на чужих ошибках От цифровой зависимости в мире страдает 1-6 процентов населения, говорят ученые. И предупреждают: электронные игры не только не развивают интеллект, но, напротив, отупляют и приводят мозг к деградации. В западных странах уже вовсю звучат призывы ограничить использование гаджетов, давая себе психике, мозгу время на отдых.
MARKET.CNEWS
- Что такое интернет-зависимость и как от нее избавиться?
- Гаджет-зависимость. Наркотик XXI века
- Каждый второй россиянин считает себя интернет-зависимым - Афиша Daily
- Гаджет-зависимость. Наркотик XXI века
- Каждый второй россиянин считает себя интернет-зависимым
- Незаметное появление компьютерной зависимости
Манипулятивные алгоритмы социальных сетей и цифровая зависимость
Зависимость от гаджетов и номофобия: как взять свою жизнь под контроль | Сегодня нам и нашим детям грозит опасность не менее страшная, чем многие вирусы, и имя этой опасности — цифровая зависимость. |
Интернет-зависимость | В статье рассматриваются симптомы «гаджет-зависимости» и «цифровой деменции», разобраны методы борьбы с ними. |
Цифровая одержимость: рассказываем, чем опасна зависимость от гаджетов
Однако чрезмерное использование гаджетов часто становится настоящей проблемой, превращая человека из владельца смартфона в его раба. Зависимость от гаджетов представляет собой неконтролируемое использование, злоупотребление гаджетами, которое негативно влияет на психическое и физическое здоровье человека, его социальную жизнь. Зависимость от гаджетов тесно связана с понятием номофобии. Этот термин описывает страх остаться без мобильного устройства или забыть его. В настоящее время все большее число людей принимают душ со своим мобильным телефоном. Некоторые просто не выпускают его из рук. Она была придумана во время британского исследования 2010 года, целью которого было определить проблемы, с которыми сталкиваются пользователи мобильных устройств.
Каждый пятый человек предпочел бы обойтись без обуви на неделю, чем отказаться от телефона. Более половины респондентов никогда не выключали свой телефон. Еще в 2006 году начали проводиться эксперименты по изучению реакции людей, у которых забирали смартфоны на несколько часов. В частности определялся уровень их тревоги. Очевидно, что уровень тревоги был достаточно высоким. Доктор Артур Эдвин Кассиди в своей статье говорит о том, что в данный момент большинство людей не хотят участвовать в подобных экспериментах, так как это означает, что они будут разделены со своими телефонами более, чем на один час.
Номофобия и еще несколько симптомов, перечисленных ниже, говорят о высокой зависимости от гаджетов, которая могут нанести вред вашему здоровью. Симптомы зависимости от гаджетов. Недостаток концентрации, низкий уровень внимания и сосредоточенности. Проблемы с памятью и другими когнитивными способностями. Проблемы с принятием решений.
Разумеется, современные модели имеют пониженные показатели рентгеновского излучения, тем не менее оно сохраняется. Кроме того, мониторы создают электростатическое поле.
Во время работы экран монитора заряжается до потенциала в десятки тысяч вольт. Сильное электростатическое поле небезопасно для человеческого организма. Отмечено даже, что низкочастотные электрические переменные поля повышают выброс ионов кальция из костной ткани. При удалении от экрана воздействие электростатического поля значительно ослабевает. Наибольшую угрозу для здоровья человека представляют электромагнитные поля. Исследования медиков показали, что их воздействие вызывает изменение метаболизма в клетках, колебание ионов в человеческом организме. Электромагнитные поля влияют на электрическое напряжение между клетками тела.
Большинству людей, проводящих много времени за компьютером, знакомы признаки умственного переутомления и снижения концентрации внимания. Человек видит не только глазами, но и мозгом. Что это значит? Мы видим окружающий мир из-за того, что изображение, возникшее на сетчатке глаза, проходит сложное преобразование в мозге. В ходе такой конвертации изображение переворачивается на 180 градусов как в выпуклой линзе , и устраняются все геометрические искажения. Изображение на экране дисплея также искажено и, прежде всего, кривизной поверхности экрана. Однако его мы практически не замечаем, поскольку и здесь включается в работу мозг, преобразуя изображение.
Попытка сфокусировать то, что не фокусируется, и устранить искажения, характер которых непредсказуем, приводит к сильной перегрузке отдельных участков головного мозга при относительно слабой загруженности других. Последствия могут возникнуть вплоть до расстройства вегетативной нервной системы. Как уже говорилось выше, электромагнитные поля, излучаемые компьютером, оказывают специфическое воздействие на живой организм. Психологи отмечают, что характер человека, который излишне увлекается общением с компьютером, изменяется в худшую сторону. Человек становится замкнутым, раздражительным, круг его интересов зачастую сужается. Воздействие на психику и центральную нервную систему человека возможно через зрение и слух. Доказано, что красный цвет возбуждает и может вызвать повышение артериального давления, голубой или светло-зеленый — успокаивает.
Таким образом, используя специальное цветовое решение, можно изменять психоэмоциональное состояние человека. Особенно опасно длительное нахождение перед экраном компьютера для людей, страдающих сосудистыми заболеваниями. На сами глаза также ложится большая нагрузка. Мышцы, меняющие геометрию хрусталика, постоянно сокращаются, пытаясь устранить отсутствие резкости. Дополнительную нагрузку на зрение оказывает визуально незаметное мерцание экрана с частотой кадровой развертки. Экран дисплея светится с интенсивностью осветительного прибора. Диапазон яркостей между изображением на экране и предметами окружающей обстановки зачастую превышает тот диапазон, на который рассчитан глаз человека.
Это вызывает сильную усталость глазных мышц и нарушение кровообращения. Человеческий глаз эволюционно не рассчитан на специфику зрительных нагрузок, возникающих при постоянной работе за монитором. К данным нагрузкам относится постоянная фиксация зрения на экране, сопровождаемая резким уменьшением частоты моргания. В итоге слезная пленка, защищающая роговицу глаза, пересыхает. Также необходимо упомянуть, что изображения на экране монитора мерцают, в отличие от природных объектов; они имеют уменьшенную степень контрастности, а также являются самосветящимися и дискретными. Постоянное перемещение взгляда с клавиатуры на экран лишь усиливает нагрузку на органы зрения. Этому также способствует низкое разрешение монитора.
Экраны, в которых использованы электроннолучевые трубки, являются более опасными, чем жидкокристаллические. Кроме того, усугубляющими факторами являются неправильная настройка яркости экрана монитора; расстояние от глаз до монитора менее 30 см в идеале должно быть 50-70 см ; нарушено правило, согласно которому центр монитора должен находиться на 10-15 см ниже, чем глаза сидящего за ним человека; световые блики на экране компьютера, стенах комнаты, рабочем столе; слишком яркое освещение рабочего места как искусственное, так и естественное. Наблюдения за зависимостью от компьютеров и, в частности, компьютерных игр начали проводиться с конца 70-х годов. Снижение умственных показателей и напряжение в нервной системе усугубляют все психические проблемы. Так, необщительные люди еще более замыкаются в себе, интенсивность проявления обсессивно-компульсивного расстройства увеличивается, а если человек страдает, например, от порнозависимости, то длительное пребывание перед экраном монитора зачастую приводит к онанистическим срывам. Исследование М. Шоттон Обратимся к психологическим исследованиям.
Но ведущее место в лечении занимает психотерапия. Учитывая определенные трудности в осуществлении межличностных контактов и социальной адаптации лиц с компьютерной зависимостью, целесообразнее использовать групповые виды терапии. Перспективным является также применение семейной психотерапии, потому что очень часто основой компьютерной аддикции является семейная дисфункция и неадекватный стиль воспитания и отношений с ребенком.
Необходимость все время быть в сети породила противоположные явления, такие как медиааскетизм, цифровое воздержание и цифровой детокс. Это практики ограничения или полного исключения для себя времени, проведенного в сети.
То есть аскеза зарождается среди утомленных и пресыщенных. С 2018 г. Считается, что одним из симптомов интернет-зависимости является психологический дискомфорт в случае лишения доступа к сети. Сравнение с предшествующими замерами показало: сегодня цифровое воздержание приносит радость в три раза чаще 2018 г.
Цифровая зависимость. Миф или реальность?
Но, как и любая зависимость, цифровая одержимость излечима. Плюсы «звонилок» не только в том, что они помогают бороться с цифровой зависимостью, но и в их способности держать заряд. Примечательно, что некоторые респонденты сочли привлекательной идею отключения от цифровой реальности благодаря случайному происшествию, например поломке телефона, отсутствию связи или севшему аккумулятору.
В чем суть диджитал-зависимости
Каждый второй россиянин считает себя интернет-зависимым | Но, как и любая зависимость, цифровая одержимость излечима. |
Как зависимость от смартфона и соцсетей влияет на мозг | О причинах и рисках зависимости от интернета с онлайн-конференции «Интернет-зависимость: опасность или просто дух времени». |