«Московские новости» рассказывают, как Фрэнк Герберт создавал «Дюну», кто из режиссеров пытался экранизировать роман и как он стал настоящим культурным феноменом. Попытки создания ленты были позже отражены в документальном фильме «Дюна Ходоровского», выпущенном в 2013 году[18]. “Dune: Part Two” will explore the mythic journey of Paul Atreides as he unites with Chani and the Fremen while on a path of revenge against the conspirators who destroyed his family. Краткое содержание фильмов. К слову, игра «Дюна 2» по мотивам фильма Линча остается одной из лучших стратегических игр всех времен.
Дюна 2021 — многообещающее начало фантастической франшизы
Вторая «Дюна» стартует ровно с того места, где мы с ней распрощались в конце первой части. Пол Тимоти Шаламе со своей матерью Джессикой Ребекка Фергюсон примкнули к отряду фрименов под руководством Стилгара Хавьер Бардем и направляются в общее укрытие ситч под названием Табр, где вынуждены будут пройти через испытания, чтобы остаться в рядах народа пустыни. Беременная Джессика встаёт перед выбором: выпить яд и стать новой Преподобной Матерью или умереть, а Пол, которого некоторые считают мессией из Пророчества, не без помощи Чани Зендея должен стать настоящим фрименом и оседлать Шаи-Хулуда Песчаного червя. Тем временем нехороший падишах-император Шаддам IV Кристофер Уокен возвращает Арракис жестоким Харконненам, а его дочка, принцесса Ирулан Флоренс Пью , ведёт летопись, где рассуждает об уничтожении Дома Атрейдесов, и явно плетёт какие-то интриги с главной Преподобной матерью ордена Бене Гессерит Гайей-Еленой Мохийам Шарлотта Рэмплинг , находящейся при дворе. Теперь, когда барон Владимир Харконнен Стеллан Скарсгард снова контролирует Дюну, он назначает ответственным за планету, за добычу Пряности и за истребление фрименов Зверя Раббана Дэйв Батиста. Но тот явно не справляется, поэтому появляется мысль заменить родственничка на ещё более кровожадного племянника Фейд-Рауту Остин Батлер , на которого у барона и не только у него грандиозные и перспективные планы. Похорошела «Дюна» при Вильнёве Если взглянуть на описание сюжета, пестрящее неймдроппингом и терминологией лора, то уже можно погрязнуть в песках, поэтому смотреть вторую «Дюну» без понимания хотя бы первой части — гиблое дело.
Казалось бы, в 2021 году и так было не совсем ясно, что происходит на экране в силу сложности самой вселенной , а значит в сиквеле режиссёр должен всё разложить по полочкам. Жаль, конечно, что в этой экранизации так не работает. Как бы Вильнёв и его соавтор сценария Джон Спэйтс не упрощали роман-первоисточник Фрэнка Герберта, он всё равно остаётся достаточно сложным для обычного зрителя и для полноценной адаптации. Тимоти Шаламе на кадре из фильма «Дюна: Часть вторая» 2024 Книга настолько многослойная и запутанная, что постановщику не хватило и 5. Пришлось перелопатить некоторые сюжетные линии, отказаться от каких-то персонажей, вырезать часть отснятого материала и пустить под ножницы некоторые моменты, сжав временные рамки повествования. Иначе возникал риск настолько перегрузить зрителя, что вышло бы совсем плохо, а так Дени Вильнёв сделал всё, что было в его силах, чтобы подарить миру отличную экранизацию.
И у него это получилось. Лучшего варианта, чем эта дилогия, у фанатов, наверное, не будет по крайней мере ближайшие пару десятилетий. Его можно бесконечно ругать и бесконечно хвалить одновременно. Понятное дело, что экранизация — это всегда отдельный продукт, но в то же время её нельзя не сравнивать с первоисточником, как бы парадоксально это ни звучало. И вот сравнений с книгой «Дюна», естественно, не выдерживает.
Джастин Чан ru en из « Los Angeles Times » положительно отозвался о картине: «Вильнёв отправляет вас в удивительно яркую, иногда правдоподобно пугающую версию будущего» [126]. Другая часть критиков отметила проблемы, связанные с темпом фильма и переработкой исходного материала [120] [121].
Наша эмоциональная вовлечённость в сюжет теряет всякий смысл… В фильме начинают заканчиваться сюрпризы, он становится туманным и аморфным. Действительно ли будет снята вторая часть? Это случится, если первая будет достаточно успешной в прокате, а пока ничего не предрешено. Трудно построить открытый финал на зыбучих сюжетных песках» [128]. Некоторые рецензенты раскритиковали фильм за отказ от арабских и исламских культурных черт, которые Герберт использовал в романе, а также за отсутствие актёров ближневосточного и североафриканского происхождения БВСА [131]. Сценарист ленты Джон Спэйтс заявил, что им пришлось отказаться от использования арабской культуры, заложенной в романе: «Арабский мир был гораздо более экзотическим в 1960-х годах, чем сегодня. Сегодня арабский мир рядом с нами, он проявляется в американцах арабского происхождения, он повсюду… Если вы хотите построить нечто вроде арабского будущего на Арракисе в романе, берущем начало сегодня, вам нужно больше изобретать и меньше заимствовать из первоисточника».
Несмотря на этот сдвиг, критики всё же посчитали, что фильм оказался под сильным влиянием ближневосточной культуры, и были обеспокоены отсутствием в нём актёров БВСА происхождения. Серена Расул, основательница организации по кастингу актёров мусульманского происхождения в США, назвала отсутствие актёров БВСА происхождения «стиранием», пояснив: «Вы не нанимаете актёров БВСА происхождения или актёров-мусульман, но всё же извлекаете выгоду из их культуры. Вот где нам, творческим людям, больно… Это означает, что мы недостаточно хороши, чтобы быть частью фильма» [132]. В результате получившийся фильм был воспринят как более ориенталистский , идеализировавший элементы восточной культуры с точки зрения европейцев и американцев [133]. Кроме того, по мнению некоторых экспертов, в оригинальном романе есть элементы повествования, связанные с « белым спасителем ru en». Отсутствие актёров БВСА происхождения в дополнение к тому, что погибшие персонажи, которые защищали Пола и Джессику, оказались актёрами африканского происхождения, породило мнения, что сюжетная линия о белом спасителе распространится дальше, по словам Али Карджу-Равари, доцента кафедры Изучения ислама Бакнеллского университета [133] [134]. Это не ликование по поводу спасителя.
Это критика идеи спасителя, того, кто придёт и скажет народу, как быть, во что верить. Это не осуждение, а критика. Так что я считаю, что это актуально, и это можно рассматривать как современные веяния» [135].
Отсюда и ритуал с плевком. Когда предводитель фрименов плюёт на стол перед герцогом Атрейдисом — знак наивысшего уважения и расположения. Но без погружения зрителей в мир, где каждая капля воды на вес золота этот ритуал непонятен. Очень важное свойство пряности — это наркотик, однажды начав его употреблять остановиться уже нельзя. Значит нельзя покинуть планету, не имея огромных запасов этой пряности.
Пол, обретя наконец всю мощь своего дара сообщает Джессике о её беременности. И в фильме она говорит, что этого не может быть — она сама ещё не знает. Бене Гессерит не в курсе, что беременна? Зачем такой бред городить? В книге, конечно, она с первого дня в курсе своей беременности. И, говорит ей Пол об этом, чтобы доказать, что пророчество сбылось и он и есть Квисатц Хадерах, которого все ждали. В книге Пол «просыпается», то есть начинает осознавать силу своих способностей уже в палатке, в пустыне. Отец уже погиб и Пол знает об этом. То есть пережитый стресс и горе послужили своеобразным триггером к его пробуждению.
В фильме его видения разделили и часть из них происходит до смерти герцога Лето, еще во дворце. Зачем и для чего сценаристам это понадобилось? Родители Джессики. В книге Пол сообщает матери, что она родная дочь барона Владимира Харконенна — главного врага рода Атрейдесов, а он соответственно внук. В кино эту немаловажную подробность опустили. Атомное оружие. Оно есть во Вселенной. У каждого благородного дома свой склад, который опечатан. Применение атомного оружия запрещено Конвенцией.
Ежегодно склады проверяют специальные аудиторы. В книге эта тема всплывает в первом же разговоре Пола с отцом, в фильме об этом оружии или о причинах его неприменения — ни слова. А обладание таким оружием немаловажный козырь в войне на выживание. Ну, и, мне кажется, очень важным был званный обед по случаю прибытия Атрейдесов на Арракис.
Назад в будущее: рецензия на «Бегущего по лезвию 2049» Если же искать к чему докопаться — то это все-таки Тимоти Шаламе, слишком хилый и затравленный для пророка-воина. Но странным образом — именно этот мискаст и пробуждает самые сильные чувства за два с половиной часа. Чудовищный пресс ответственности очевиден: что у актера, что у его героя. И искренне жаль отнюдь не Атрейдеса, а артиста, которому дали играть не свою роль. С другой стороны, не будь его и Зендаи в кадре, не факт, что кино вообще бы запустили. Никакая студия не рискнет сделать «Звездные войны» только для и про взрослых. Даже с Вильневым.
И не друг, и не червь, а так: «Дюна» — о главной премьере года без единого спойлера
Подчиненный Императора. Полностью переписан его персонаж: начиная от пола и цвета кожи, заканчивая его ролью в событиях. Полёт в пустыню на орнитоптере и спасение экипажа краулера. В фильме единственный наследник герцога выбегает из орнитоптера, чтобы показать простым работягам направление, в каком двигаться к орнитоптеру. Самая бредовая сцена в фильме. Во-первых, кто стал бы рисковать наследником ради жизней простых работяг? Во-вторых, работяги слепые или тупые? И так понятно куда бежать, если жить хочешь.
Там есть кому суетиться и без Пола. В книге, конечно, же Пол сидит на своём месте в орнитоптере ровно. В-третьих, в фильме время до столкновения с червем 5 минут. На экране эти 5 минут растягиваются минут на 20. Пол успевает присесть на корточки выбежав из орнитоптера, пропустить песок с меланжем через пальцы, поймать приход. Ну что за бред? В книге у них было 26 минут — за это время можно что-то успеть, за 5 минут — нет.
И по поводу его видения от контакта с меланжем. Пряность все Атрейдесы начали употреблять с первого дня прилёта на Арракис. Иначе невозможно: она буквально распылена в воздухе, её добавляют во все блюда и напитки. Откуда вдруг у Пола такая реакция? Мало объяснено о ценности воды на этой планете. Из-за этого, зрители, не читавшие книгу, вообще не понимают, о чем идет речь. Достаточно было сказать о том, что ценность воды там намного выше ценности меланжа самой важной и дорогой пряности во вселенной.
Что тело умершего человека отжимают, а полученную воду отдают его семье. Отсюда и ритуал с плевком. Когда предводитель фрименов плюёт на стол перед герцогом Атрейдисом — знак наивысшего уважения и расположения. Но без погружения зрителей в мир, где каждая капля воды на вес золота этот ритуал непонятен. Очень важное свойство пряности — это наркотик, однажды начав его употреблять остановиться уже нельзя.
Понятно, что детерминизм, предопределение выполняли важную роль и у Герберта, но у него Пол не превращался в злодея, когда узнавал, что наполовину Харконнен страшная правда заключалась в том, что его мать была тайной дочерью барона Владимира.
Еще одно упрощение, к которому склонен режиссер. А может, все дело просто в том, что глобально кино, в отличие от литературы, более грубое искусство, поэтому Вильнев полагается не на диалоги которые ненавидит , не на сложных персонажей к которым никогда не тяготел , а на доходчивые образы и музыку Ханса Циммера. Его «Дюна» поставлена с таким оперным апломбом, что, в отличие от «Звездных войн» , это не ироничная, а самая настоящая космическая опера. Будь воля Вильнева, он бы, наверное, снял фильм вообще без слов, но такой формалистский подход вряд ли бы нашел понимание у массового зрителя. А тут зрители, надо думать, останутся в восторге, потому что во второй части «Дюны» в лошадиных дозах есть то, что в первой было в гомеопатических, — экшн. У Вильнева, наоборот, между разговорами на экране творится непрекращающееся мочилово.
Экшн поставлен так лихо, что не отвести глаз, — ну что ж, все верно: оставим диалоги для телевидения, а на большом экране будем наслаждаться эйзенштейновским монтажом аттракционовРежиссерский метод, в котором объекты, идеи и символы показаны в столкновении, для того чтобы оказать интеллектуальное и эмоциональное воздействие на зрителя. Автором метода является советский режиссер Сергей Эйзенштейн. Огромными песчаными червями и визионерскими пейзажами Дюны. И конечно, невероятным звуковым сопровождением, которое вдавливает в кресло. Если «Дюна» соберет миллиард, то появится надежда, что таких масштабных сайфаев будет становиться больше — вместо надоевшим всем супергеройских кинокомиксов. Благо материала для экранизаций много: только у самой «Дюны» есть аж пять сиквелов вторая и третья книги, «Мессия Дюны» и «Дети Дюны» , были экранизированы лишь раз — в сериале 2003 года.
Так что снимать есть что.
Первая «Дюна» страдала из-за сценарной структуры. Не успевали Атрейдесы прилететь на Арракис, как их тут же предавали. На протяжении третьего акта мы наблюдали за монотонным путешествием Пола и Джессики через пустыню, а финал получился удивительно неэмоциональным: зрителям говорили, что это лишь начало истории. Почти весь хронометраж первого фильма ушел на экспозицию и бессодержательные диалоги.
Невозможно смотреть кино в отрыве от взглядов автора книги, которой почти 60 лет. Герберт был увлечен аристократией, феодализмом и мессианством, противопоставляя традиционные ценности либеральным и демократическим.
Несмотря на критику вьетнамской войны, освободительное движение и борьба с империализмом ему были неблизки. В результате фильм кажется редким анахронизмом в 2024 году. Фото: Legendary Pictures «Дюна» в XXI веке прославляет неизбежную войну и героя, который изо всех сил старается ее развязать. Прославляет порядок, где у человека нет прав и ценностей, кроме силы и происхождения. Пол не ищет мира, им движет месть, он не готов менять традиции на сохранение жизней. В отличие от героев «Звездных войн» Атрейдес не хочет уничтожить империю и освободить повстанцев. Он сам хочет стать императором и командовать ими.
Ни посмотреть изнутри на мир и персонажей «Дюны», ни дать современную оценку этим феодальным отношениям, Вильнёву неинтересно. Гигант научной мысли борется с чувством вины за трагедии Хиросимы и Нагасаки Зритель всегда на почтительном расстоянии, и «вглядываться» в смыслы и психологию нам удается крайне редко. Потому что режиссеру не хватает то ли времени, то ли желания дать героям поговорить подольше, посмотреть на них попристальнее. Всё через запятую, и мы редко можем просто провести с героями время, как в том же «Аватаре», где мать спорит с сыном из-за протухшей рыбы. А здесь за всё время фильма герои ни разу не едят, и это только один пример. Фото: Legendary Pictures Моральный выбор, становление характера здесь ложатся на плечи единственного персонажа — Пола. Это настоящий бенефис актера Тимоти Шаламе, который своей ролью показывает, как из восторженного мальчика постепенно вырастает жестокий лидер совершенно религиозного уровня.
Параллели с Энакином Скайуокером во второй части «Дюны» выглядят наиболее уместно. Довольно спорно и решение Вильнёва оставить «специю» и всё, что с ней связано, так, как есть в романе. По большому счету «Дюна» устарела прежде всего потому, что была явлением своего времени: 1960-е годы в США — это хиппи, расцвет марихуаны и много чего еще. Герберт без смущения романтизировал наркотики. Чуть ли не все персонажи «Дюны» так или иначе под веществами — от «специи» до «живой воды». Наркотики в фильме показывают с тем же восхищением, что и в романе. Желание создателей оставить нарративы из «психоделической эры» «как они есть» смотрится как медицинские советы из 1900-х, где предлагалось лечить кашель запрещенными веществами.
Фокус, которого нет Известно, что Джордж Лукас вдохновлялся романом «Дюна», когда придумывал «Звездные войны».
Рецензия на «Дюну» Дени Вильнёва: за что картину ругают зря и в чём её сила
Действие фильма происходит в вымышленной Вселенной Дюны. Ниже представляем краткое содержание "Дюны" Дени Вильнёва, чтобы быть готовыми к просмотру сиквела. Мир «Дюны» завораживает даже сильнее, чем в первом фильме, — во многом благодаря выдающейся работе оператора Грега Фрейзера.
«Впереди — война»: почему «Дюну» лучше смотреть в кино — отзыв на самый ожидаемый фильм года
Это экранизация второй половины романа «Дюна» Фрэнка Герберта. За режиссуру вновь отвечает постановщик «Прибытия» и «Бегущего по лезвию 2049» Дени Вильнёв, а композитором выступил Ханс Циммер. Рассказываем, почему вторую «Дюну» точно стоит посмотреть — даже тем, кто не в восторге от первой части. Пол и Джессика Атрейдесы скрываются в пустыне Арракиса вместе с фрименами.
Вид бескрайних песков зачаровал начинающего автора. Статья так и не вышла, но в 1965 году мир увидел новый научно-фантастический роман, которому было суждено стать культовым. События «Дюны» разворачиваются в далеком будущем. Люди успели расселиться по всей Галактике и даже пережить власть машин.
После восстания в мире господствует феодальный строй, а главной ценностью стал меланж - или пряность. Этот наркотик замедляет старение, заправляется в космические корабли и даже позволяет видеть будущее. Меланж добывают на пустынном Арракисе, известном как Дюна. Его источником являются гигантские черви из песков. Благородному дому Атрейдесов противостоят зловещие Харконнены. Другой стороной нарождающегося конфликта считается местное население фрименов. Фримены мечтают озеленить планету и находят союзника в лице Пола.
Экранизации «Дюны» Перенести многотомное повествование «Дюны» на экран оказалось непросто. Первая попытка относится к 1971 году. Режиссерское кресло прочили творцу «Лоуренса Аравийского» Дэвиду Лину, однако лента так и не была снята. Позже «замороженный» проект доверили режиссеру Алехандро Ходоровски. Результатом стало «самое великое неснятое кино в истории».
Вселенная «Дюны» — очень неуютное место.
Оператор-постановщик картины — Грег Фрейзер работал с Кэмпион и Бигелоу, снял «Изгой-один» из франшизы «Звездных войн» , и по сравнению с оскаровской работой Роджера Дикинса в «Бегущем 2049» здесь меньше аттракциона, но больше визуальной строгости. В «Дюне» нет ярких красок, изображение обесцвечено почти до монохрома, который только принимает разные оттенки — серый на родной для Атрейдесов планете Каладан, бледно-оранжевый на Арракисе. Это само по себе смело для голливудского кино больших бюджетов — комиксы DC, допустим, тоже темные, но там обязательно есть цветовые акценты и вообще все глянцевое, а в «Дюне» мир совершенно тусклый от начала до конца. Сцены на Арракисе, которых большинство, увидены камерой будто бы через пыльную завесу. Во многом это связано с форматом коммерческого тентпола, с которым ему приходится работать. Притом что картина идет два с половиной часа и охватывает только половину сюжета книги, внеэкранный объем этого мира и механизмов в его основе в «Дюне» Вильнёва лишь обозначен.
И то: версия Ходоровски должна была идти десять часов. Но и не вдаваясь в исторические подробности того, что там случилось между Атрейдесами и Харконненами и почему император поддерживает то тех, то других, на уровне сценария можно было бы немного подробнее обозначить причины и логику действий героев. Вильнёву и его соавторам — сценаристам-профи Джону Спэйтсу и Эрику Роту — помогает то, что и в первоисточнике система персонажей и сам сюжет раскладываются на фольклорные архетипические функции. В результате авторы сценария заполняют хронометраж экшен-сценами что понятно: нет взрывов — нет бюджетов по 160 миллионов , и во второй части картины драматургия становится механической — последовательностью приключений. Важные подробности мира остаются нераскрытыми, как, например, женский орден, к которому принадлежит мать Пола Джессика. По законам жанра герои часто ссылаются на внеэкранных персонажей с диковинными именами и произносят неологизмы, которые нет времени объяснять; к счастью, в далекой галактике хотя бы пользуются метрической системой.
После неудавшегося покушения на Пола, всем становится очевидно, что среди самых приближенных к дому лиц есть предатель. И сам герцог Лето, и Джессика, и Пол постоянно думают об этом. Перебирают возможные варианты, взвешивают все «За» и «Против». Есть и голос самого предателя — он мучится и мечется. Доктора Юйэ в книге много. У него своя история и своё оправдание того, что он совершает. В фильме доктора Юйэ мы видим на экране в самом начале минуты 3 и потом уже, он внезапно сообщает герцогу, что предал его, но постарается спасти Пола и Джессику. В фильме, о предателе вы услышите от доктора Юйэ, причём уже в момент совершения этого самого предательства.
Кадр из фильма Дени Вильнева «Дюна», 2021. Покушение на Пола. Шэдаут Мэйпс, фрименка, домоправительница на Арракине. В благодарность за спасение Полом её жизни, сообщает ему, что в доме предатель. В фильме это опустили. Обнаружение леди Джессикой в новом доме на Арракисе потрясающей оранжереи с фонтаном. Там она находит закодированное послание от предыдущей госпожи этого дома: о предательстве и скрытых смертельных ловушках, спрятанных Харконненами по всему дому. В фильме этого нет.
Доктор Кинес, планетолог, эколог Арракиса и арбитр Смены. Подчиненный Императора. Полностью переписан его персонаж: начиная от пола и цвета кожи, заканчивая его ролью в событиях. Полёт в пустыню на орнитоптере и спасение экипажа краулера. В фильме единственный наследник герцога выбегает из орнитоптера, чтобы показать простым работягам направление, в каком двигаться к орнитоптеру. Самая бредовая сцена в фильме. Во-первых, кто стал бы рисковать наследником ради жизней простых работяг? Во-вторых, работяги слепые или тупые?
И так понятно куда бежать, если жить хочешь. Там есть кому суетиться и без Пола. В книге, конечно, же Пол сидит на своём месте в орнитоптере ровно.
Краткое содержание сюжета фильма «Дюна»?
Одна из самых громких премьер года — «Дюна» Дени Вильнёва, новая экранная версия классического сайфая Фрэнка Герберта. Рассказываем, каким получился фильм Дени Вильнева «Дюна: Часть вторая». Что же вышло из попытки его экранизировать, а также какими получились два вышедших впоследствии фильма – мы постараемся проанализировать в нашем исследовании миров «Дюны» от Ходоровски, Линча и Вильнева. Когда финал «Дюны 2» достигает апогея, фильм вновь фокусируется на миссии Пола по превращению в нового Императора. Обзор и впечатления от долгожданного фильма Дюна. Вспоминаем, что будет во втором фильме (а может, и в третьем по «Мессии Дюны»?), и подбираем актёров на роли императора, Фейд-Рауты и Ирулан.
О чем вообще «Дюна»?
- Что такое не везет
- Что произойдет во второй части фильма Дюна | Новости мира
- Объяснение концовки фильма «Дюна: Часть 2». Куда отправилась Чани и что будет дальше?
- Фильм «Дюна: Часть третья»: возможная дата выхода, сюжет и актеры
- Звёздные войны для взрослых
Посмотрела фильм «Дюна 2», которым все восхищаются: визуально — восторг, но есть один жирный минус
Что же вышло из попытки его экранизировать, а также какими получились два вышедших впоследствии фильма – мы постараемся проанализировать в нашем исследовании миров «Дюны» от Ходоровски, Линча и Вильнева. Многолетнее ожидание очередной версии «Дюны» от создателя «Бегущего по лезвию 2049» наконец подошло к концу. Ниже представляем краткое содержание "Дюны" Дени Вильнёва, чтобы быть готовыми к просмотру сиквела. Компания Warner Bros. опубликовала трейлер с кратким содержанием фильма «Дюна» Дени Вильнёва. Главная Кино КУЛЬТУРА Самые интересные факты, известные о новом научно-фантастическом фильме Дени Вильнёва «Дюна». Новости кино Дюна фильм кино Зендея Тимоти Шаламе Флоренс Пью Аня Тейлор-Джой.
«Впереди — война»: почему «Дюну» лучше смотреть в кино — отзыв на самый ожидаемый фильм года
Рассказываем, каким получился фильм Дени Вильнева «Дюна: Часть вторая». В российских кинотеатрах уже показывают «Дюну 2». Пропускать фильм не стоит: там роскошная графика, невероятная актерская игра и многослойный сюжет, где герои плетут интриги. Киностудии Legendary Entertainment и Warner Bros. официально подтвердили сиквел экранизации «Дюны» Дени Вильнева, премьера назначена на 20 октября 2023 года. В 1985 году, то есть почти сразу после первого фильма, по «Дюне» вышла и первая компьютерная игра — Dune.