Во время рождения Иисуса, пастухи ночевали в поле (Луки2:8).Этот факт говорит о том,что это не было зимой! Дату рождения Иисуса никто не высчитывал, её назначили вместо языческих празднований дня рождения римских богов. В 354-м году нашей эры Римский Епископ Либерий написал указ о праздновании Рождества 25 декабря.
Когда родился Христос?
Среди множества версий есть и такая: дату выбрали, чтобы противопоставить Рождество римскому празднику Дня рождения непобедимого Солнца, приходившемуся на то же число. Поскольку дата рождения Иисуса Христа не указана в Библии, пуритане решили, что это всего лишь псевдохристианские одеяния языческих праздников. Рождение Иисуса Христа — события, связанные с описанными в Новом Завете рождением Иисуса Христа. Евангелия от Луки и от Матфея описывают события существенно различно. Когда католический монах Дионисий Малый составил таблицу для расчета даты Пасхи, вместе и ней он вычислил и предполагаемый год рождения Иисуса Христа.
«И сошел Дух Святой в виде голубя». Во сколько лет, кем и где крещён Иисус
Православное Рождество: история и традиции праздника | Дата рождения Иисуса Христа 7 января была установлена во второй половине второго века, когда церковь культурно была в основном греческой. |
Иисус Христос | Иисус Христос, рожден девой Марией 25 декабря в Вифлееме Его рождение ознаменовала звезда на востоке, за светом которой следовали три царя-волхва, чтобы определить местонахождение новорожденного и преклониться пред новым спасителем. |
Православное Рождество: история и традиции праздника | Рождение Иисуса Христа — события, связанные с описанными в Новом Завете рождением Иисуса Христа. Евангелия от Луки и от Матфея описывают события существенно различно. |
«И сошел Дух Святой в виде голубя». Во сколько лет, кем и где крещён Иисус | АиФ Ростов-на-Дону | Согласно последним исследованиям Иисус Христос родился в субботу 21 сентября 5 года до нашей эры в Вифлееме. |
Православное Рождество: история и традиции праздника | Но, согласно религиозным апокрифам, обе даты неверны, так как рождение Иисуса пришлось на 25-27 марта. |
Ученые установили дату рождения Иисуса
Оба соответствия были тесно связаны с особенностями древней иудейской традиции, отчасти унаследованной христианами [2]. Древние иудеи обращали внимание не столько на рождение праведника, сколько на его кончину, становившуюся отправной точкой не только для грядущей вечности, но и для определения начала жизни святого человека. Отсюда вполне логичным становится следующее обстоятельство: праздник Пасхи в сознании древних христиан стал совпадать по срокам со временем Боговоплощения, с днем благой архангельской вести, в который, по свидетельству Священного Писания и по вере Церкви, спасительный Плод появился во чреве Пресвятой Девы. Прибавление девяти месяцев — обычного срока для чревоношения — к предполагаемому времени Боговоплощения и вело к определению даты Рождества Христова. Если продолжать вычисления, то 25 декабря предшествует, если отсчитать назад девять месяцев, 25 марта, а 6 января — 6 апреля. В расчетах древних христиан встречался и тот, и другой день. Так, Созомен в своей «Церковной истории» сообщает о том, что малоазийские еретики-монтанисты понимают день весеннего равноденствия как отправную точку для вычисления дня Пасхи — это праздник начала мира, начала творения солнца и первого месяца. Другая дата страдания Господа — 25 марта — упоминается в значительно большем числе источников, в основном западных. Согласно рассуждениям Тертуллиана, святого Киприана и других, дни страстей Христа и Боговоплощения совпадают. Пока древние христиане ограничивались в своем календарно-литургическом цикле празднованием Пятидесятницы и Пасхи, по времени почти совпадавшей с Боговоплощением, они, естественно, соотносили творение мира и ветхого Адама со временем пришествия в мир нового Адама — Христа. Так, например, в сочинении «О вычислении Пасхи» день 25 марта именовался днем творения мира, а день рождения, или воплощения, Христа приходился на четвертый день от сотворения мира, совпадая с днем творения солнца.
Согласно достаточно распространенной, хотя и малодоказательной точке зрения, празднование Рождества Христова 25 декабря было установлено в Северо-Африканской и Римской Церквях до 311 года — года начала донатистского раскола. Данная датировка основывалась на свидетельстве блаженного Августина о том, что еретики не признавали Богоявление, или Откровение — поклонение волхвов новорожденному Спасителю, — отмечавшееся Церковью. И здесь нужно отметить: на 25 декабря как на празднование Рождества Христова указывает святитель Климент Александрийский. К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. К подобным же выводам приводит и богатое гомилетическое наследие как западных, так и восточных проповедников. Так, например, рождественская проповедь приписывается папе Либерию, понтификат которого — 352—366 — приходится именно на означенный период. Северная Африка, один из величайших оплотов византийской культуры, стала местом творчества великих христианских проповедников и богословов, которые не обошли своим вниманием и рассматриваемый праздник. Оптат Милевийский Нумидия произнес 25 декабря 362 или 363 года проповедь на Рождество — самую раннюю из известных рождественских слов. По блаженному Августину, епископу Иппонскому, 25 декабря — исторический день рождения Христа, избранный Самим Христом, имеющий богооткровенное происхождение. Хотя североафриканская традиция празднования Рождества могла появиться, скорее всего, под влиянием латинской, сама римская практика оказывается отчетливо представленной только в рождественских проповедях святителя Льва Великого, папы Римского, — веком позднее.
В то же самое время праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января, означал для папы Льва еще не Крещение Господне, а поклонение волхвов, являющее откровение Бога язычникам — так же, как и для блаженного Августина. Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря. Миниатюра Особо следует сказать о совпадении празднования и попразднования Рождества Христова, отмечавшегося в декабре, с языческим праздником солнца и со связанными с ним римскими январскими календами. Подобно тому, как январский день Богоявления 6 января «совпал» по времени с аналогичным праздником гностиков, так и декабрьский день Рождества 25 декабря отмечался в одно время с римскими языческими торжествами. Данное сопоставление Рождества Христова и солнца, особенно тогда, когда Рождество стало устойчиво праздноваться 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния 22 декабря , явилось своеобразным ответом-вызовом христиан на языческое празднование в честь непобедимого солнца sol invictus , введенное в Риме по указу императора Аврелиана в 274 году. Интересны в связи с вышесказанным размышления М. Скабаллановича: «Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил 8—9 декабря , а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем Непобедимого dies Invicti , то есть днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18—23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, — чествованию, потому носившему мрачный характер.
Вышесказанное можно предварительно резюмировать следующим образом: празднование 6 января хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории — с творением мира и с Пасхой. Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в шестой день, так и Христос — новый Адам — в шестой день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир. Указанные хронологические метки органично вписываются в систему византийских новолетий: 1 января, 1 марта, 1 сентября. Наиболее торжественно отмечались январские календы 1 января — через несколько дней после языческого праздника солнца. Означенное новолетие праздновалось в Византии не только язычниками, но и христианами. Начало времени, годового цикла, которое могло связываться с началом мира, с днем творения, в то же самое время оказывалось тождественным времени пришествия в мир Спасителя, Солнца правды, Христа. Конечно, этот праздник был народным, не без элементов языческих торжеств. Несомненно, что к римским календам восходят рождественские колядки. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV—V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению. Андрей Рублев.
Рождестиво Христово Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви.
Однако подход Дионисия вызвал некоторое недоумение уже у его современников, а у позднейших ученых — вовсе буквально шквал критики. Какие существуют противоречия Например, русский церковный историк В.
Болотов пишет о создании Пасхалии Дионисия: «Побуждения к этому были невысоки: он был ханжа. Александрийские епископы, не менее Дионисия православные, не усматривали ничего позорного в употреблении эры Диоклетиана для пасхальных таблиц, но Дионисий этим возмутился». К тому же критику ученого вызывает крайне приблизительный характер датировок вех земной жизни Спасителя и символическое, а не научное понимание года Его рождения.
Здесь с В. Болотовым солидарны многие современные авторы. Действительно, у Дионисия возникает целый ряд хронологических несообразностей, иногда прямо вопиющих.
Например, исходя из того, что 753 г. Матфея о приходе к царю «волхвов с Востока», а затем об избиении Вифлеемских младенцев? Так возник парадокс: большинство церковных, а также светских историков, включая авторов церковно-научного издания «Православная энциклопедия», основывают датировки Рождества на данных Евангелистов и считают, что Христос родился… около 5 или 4 г.
Другая позиция Современный библеист П. Герасимов не соглашается с распространенным мнением историков: он доказывает, что Дионисий, хорошо знакомый с восточной традицией, опирался на методы датировки Рождества, выработанные отцами Восточной Церкви. Если же исходить из другой, не менее авторитетной системы, Полибия, то временем смерти иудейского правителя, при котором родился Господь, будет как раз год, соответствующий 1 г.
Кроме того, заслугой создателя «эры Дионисия» ученый признает счет лет от Рождества Христова: дело даже не в личности Диоклетиана, от «эры» которого отсчитывали годы до Дионисия, просто сама эта «эра» это была местной, по сути, принятой по большей части у христиан Египта, системой летоисчисления; кроме того, счет лет от начала правления языческого императора, притом гонителя верующих, с течением времени, распространением христианства действительно выглядел все более странно; кроме того, Дионисию, западному христианину, удалось хотя бы попытаться сблизить западную и восточную богословские традиции, при этом — ознакомив западных теологов с традицией Востока; это было тесно связано с трудами, которые предпринимали в VI в. Византийские императоры и Римские Папы для поддержания канонического, церковного единства Запада с Востоком; то были годы, когда Западная Церковь зачастую занимала более трезвенную, последовательную позицию, нежели Восток, например, по отношению к ересям, что оказывало общее благотворное влияние на духовную обстановку в христианском мире. Dionysius Exiguus, ок.
Основоположник летосчисления от Рождества Христова или от начала нашей эры ; святой, прославленный Католической, Румынской й и Русской православной церквями. Церковная позиция Она сформулирована не по отношению к хронологической системе Дионисия, но — по отношению к нему самому, как подвижнику. Интересный факт 7 марта 2018 г.
Его почитают как преподобного. Так поименованный В. Болотовым «ханжа» ныне стал признанным святым.
Разумеется, не за его хронологию, о которой можно дискутировать бесконечно. Речь идет о трудах святого на благо единой Церкви, а также личной подвижнической жизни. Распространение эры «AnnoDomini» Подсчет лет от Рождества был понятен, близок сердцу многих верующих Запада.
К тому же хронология «от Сотворения мира» не годилась для Европы из-за расхождений дат в переводах Библии. Так что уже с VII в. Пасхальный ручной календарь 12 века на пергаменте.
Хранится в Библиотеке Бодлея. В 725 г. Официально же католики переходят на «нашу эру» только к XV в.
Тогда же новое летоисчисление получает признание у христиан Византии. Наконец, хронология Дионисия закрепилась как ведущая европейская уже в Новое время, а сейчас составляет основу гражданского календаря очень многих стран, будучи самым распространенным из существующих летоисчислений. Другие варианты Сама по себе «эра от Рождества» Дионисия Малого несколько десятилетий была одним из множества вариантов летоисчисления, притом весьма небесспорным: даже почитатели хрониста видели многие возникшие несообразности.
Наряду с системой Дионисия действовали другие, включая датировки на основании года Сотворения мира. Многим они казались куда более соответствующими Писанию, Преданию. Армения: другая «эра от Рождества» Хотя на христианском Востоке система прп.
Дионисия не была популярна, тем не менее, историкам известно несколько письменных памятников, найденных в армянском городе Егварде известен с VI в. Датировки событий эти грамоты дают «от Рождества Христова». Предполагаемый автор документов — возможно, армянский математик, философ, географ Анания Ширакаци.
В одном случае он датирует событие «660 г. Современные специалисты считают, что датировка — достаточно оригинальная на тот момент для христианского Востока — основана не на выкладках Дионисия Малого. Полагают, что ее основой стали, скорее, работы Евсевия Кесарийского: высчитанный им год Рождества на 2 года отстает от подсчетов св.
Он основан на так называемой хронологии монаха Анниана из Александрии исходя из летоисчисления по Дионисию, он жил в V в. Как летоисчисление Дионисия, хронология основана на 532-летних циклах, на основании которых подсчитана сначала дата сотворения мира, или начала первого «великого индиктиона», отсчитывающего существование человечества. Христиане Эфиопии.
Это оказался год, который по хронологии Дионисия Малого можно было бы назвать 5492 до «нашей эры». Именно тогда полнолуние пришлось на воскресенье первый день седмицы, соответствующий первому дню Творения , 25 марта. Это, по мнению Анниана, был первый день существования мира.
Прибавив к этой дате 5500 лет, он получил дату Благовещения — 25 марта года, который соответствует 9 году от Рождества Христова по Дионисию Малому. Соответственно, само Рождение Спасителя приходится на декабрь того же года. Интересный факт Календарь Анниана — сейчас не только церковный, но также — гражданский календарь Эфиопии.
По нему, третье тысячелетие для страны началось с 2008 г. Исихию Милетскому. Опираясь на традиционное для восточных богословов понимание слов ап.
Петра о том, что у Господа «тысяча лет, как один день», Исихий датирует Рождество не 5500, а ровно 6000 г. Все врут календари? С VII в.
Ранее она была нацелена на полемику с язычеством, иудейством, или на подсчет времени существования мира, выяснение «времен и сроков» конца света, наконец, имела богослужебное применение подсчет даты празднования Пасхи. Средневековый способ для расчёта пасхалии. Слева: «рука дамаскинова», на ней 28 кругов Солнцу — красные славянские цифры Старославянская азбука, под каждой из них вруцелето, каждого круга Солнцу — чёрные славянские цифры.
Справа: «рука жидовская», на ней 19 кругов Луне — красные славянские цифры, под каждой из них пасхальная граница, каждого круга Луне — чёрные славянские цифры. Псалтырь, 1636 г. Московский Печатный двор Теперь же в календари христиан начинает проникать… практика повседневной жизни, ранее не значимой, как бы даже презираемой ввиду грядущего конца света.
Впервые возникает вопрос о «практической» пользе хронологии для государственной или церковной жизни. Так появляются подсчеты, не несущие богословского смысла. Сначала они касаются только года Рождества Христова.
Оно также именуется «Константинопольским» или же «древнерусским». Считается, что система возникла с середины IV в. Летоисчисление появилось при императоре Констанции, сыне Константина Великого, около 353 г.
Его основой стали те же 19-летние циклы, что у Александрийцев и Дионисия Малого. Интересный факт При этом датой начала года признавалось сначала 1 марта, как месяц, на который приходится весеннее равноденствие и Пасхальное полнолуние. По этой хронологии, Воплощение Христово произошло через 5504 года по Сотворении мира.
Позже начало года перенесено на 1 сентября. При этом причина подвижки дат имела — может быть, едва ли не впервые в христианской истории — причины чисто практического свойства. Кроме «индиктов» — пасхальных циклов, империя со времен Диоклетиана знала также 15-летние индикты — время периодического сбора податей.
С 312 г. С 462 г. Так условная дата сотворения мира сместилась на 1 сентября, а дата Воплощения — на 5508 г.
Явно выраженный светский элемент этой хронологии вызвал возражения, например, прп. Максима Исповедника, приверженца «Александрийской» Анниановской эры, а также других церковных деятелей. Тем не менее, примерно с VII в.
Константинопольская Патриархия стала начинать церковный год 1 сентября. Эта традиция удерживается также Русской Церковью. На Руси Русские летописи, первая из которых, «Повесть временных лет», написана, как считается, в XI в.
Чаще всего летописцы пользуются «Византийской эрой». Но, как говорят специалисты, у них встречаются также даты по Александрийскому стилю, а также как минимум еще по пяти другим хронологиям. Но западнохристианских среди них нет.
Постепенно в России утверждается Византийское летоисчисление. С 1492 г. Его указом день, следующий за 31 декабря 7208 г.
Но, хотя царь во всем старался следовать западной традиции, «синхронизировать» летоисчисление ему все же не удалось. Реформа папы Григория Эта календарная реформа была проведена 24 февраля 1582 г. Григорий VIII ввел новый порядок летоисчисления, получивший именование григорианского календаря.
Причиной реформы стала неточность календаря императора Юлия Цезаря, по которому «расчетная» дата Пасхального полнолуния — основы подсчетов дня Пасхи смещалась относительно реальной, астрономической — поначалу незаметно, но с 325 по 1582 г. Несовершенство было давно замечено византийцами, однако, они не предпринимали никаких шагов, полагая, что в 1492 г. Однако человеческие расчеты, конечно, вновь оказались посрамлены.
А католики, не терпевшие неточностей, буквально требовали календарной реформы. Таким образом появился календарь, где високосные годы добавлялись не только каждый 4 год как по юлианскому , но также, если число года было кратно 400, или кратно 4, но не кратно 100. Так число високосных лет стало больше, а дата полнолуния — почти совпала с реальной.
Разница же между юлианским и григорианским «стилями» составила на 1582 г. Сейчас она составляет уже 13 суток. Одномоментный переход на новый календарь не обошелся без скандалов в католическом мире: в Италии после 4 октября 1582 г.
Тогда как происшедшее на Западе назвать апофеозом высчитывания «времен и сроков» в ущерб духовному содержанию веры. Именно поэтому календарь не принял христианский Восток. До 1917 г.
Поэтому Рождество Христово отмечается как 25 декабря юлианского календаря, но по гражданскому календарю это 7 января. Изображение 19-летия метонического цикла в виде колеса с юлианской датой Пасхального Новолуния из рукописи 9 века, сделанной в аббатстве Св. Эммерама Что же в итоге?
Когда родился Иисус? Так и получилось, что история поисков «исторической» даты Рождества Христова к началу XX в. Болотова, «на большинство голов цифра производит угнетающее действие», пусть эти головы даже умны, образованны; вот и умы создателей различных хронологий, не выдержав напряжения, перешли к мыслям о земном; хронология основанная на мистических совпадениях чисел, стала лишаться этой мистики; наконец, уже всякому стало очевидно: 5508 год от Сотворения мира — начало периода сбора налогов, а не год Рождества; а о «григорианской реформе», на год лишившей часть католиков Рождественского праздника, зато устранившей «неточности» дат, нечего даже говорить.
К началу XX в. Но теперь — по причине того, что определить ее оказалось невозможным. Немощный человеческий ум сдался: кто-то, подобно первым христианам, празднует событие, а не «годовщину»; другие же используют неопределенность хронологии жизни Господа как повод вообще отрицать Его историчность, а равно — истинность самой веры — точно реально существовавшим может быть только событие, записанное под определенным днем, месяцем, годом.
Мало ли в истории людей недатированных, но оттого не становящихся нереальными? Так что же мы знаем о Рождестве? Ровно то же, что древние христиане: оно случилось.
И произошло это по любви Бога к людям, запутавшимся среди сетей греха. Основа христианства — учение Христа А не точные даты Его жизни.
Как объясняет «Православие и мир», христиане верят, что через вочеловечение бог открыл людям пути спасения.
Через Рождество Христово «суть человека соединилась с Божественной сутью, Иисус облекся в человека, чтобы исцелить человечество». Явление бога во плоти в христианстве считается жертвой, которая искупила грехи человечества. Традиции Рождества До дня Рождества верующие соблюдают Рождественский пост, пытаясь уподобиться Христу, который постился.
Накануне Рождества, в Сочельник, готовят праздничные блюда - сочиво блюдо из пропаренных злаков с медом и кутью. Едят в Сочельник только один раз, после праздничного богослужения. Утреня Рождества поется ночью.
Важнейшими составляющими богослужения «Правмир» называет тропарь и кондак - не только молитвы, но также объяснения сути праздника Рождества. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ночь на 7 января совершает рождественское богослужение в храме Христа Спасителя.
Недавно у меня на работе собирали деньги на подарок моему начальнику - у него юбилей, 55 лет. Когда меня спросили, буду ли я давать деньги, то я спросил: — Вот человеку уже 55 лет, ещё лет 10 максимум и в ящик: чему он должен радоваться и с чем его поздравлять? С тем, что смерть к нему подкралась уже совсем близко? И как в старой доброй песне: "а в ответ тишина"... Ну а что они могли сказать? Вывод номер один: сам Иисус не праздновал свой день рождения, не праздновали его и первые ученики Христа. Должен ли праздновать его я?
Как появилось рождество? Но почему же появился этот праздник? Повод ясен, а вот причина была в следующем: "Христианство намеренно вело такую политику с целью взять под контроль проведение языческих празднеств, к которым так привыкли люди, связав их с христианством" «Язычество в нашем христианстве» «The Paganism in Our Christianity» Если ты не можешь победить врага, то стань ему другом. Такую политику избрала древняя церковь, не имея другой возможности искоренить языческие праздники. Она их просто переименовала. Вывод номер два: если какую-то гадость завернуть в красивый фантик от конфеты, то должен ли я "это" с аппетитом проглотить? Когда родился Иисус? Но как же появилась дата: 25 декабря или 6 января, по старому стилю? Ведь должен же быть какой-то повод установить эти праздники именно в этот день, когда язычники особенно сильно бесновались?
И тут я не знаю, что больше повлияло: незнание Писаний или откровенная подтасовка? Как написано на сайте Православие. Прибавление девяти месяцев — обычного срока для чревоношения — к предполагаемому времени Боговоплощения и вело к определению даты Рождества Христова. Но все эти вычисления базируются на ложном основании, а именно на том, что Захария был первосвященником. Но оснований так считать нет никаких: в Библии об этом прямо не говорится — это раз.
Пасха. История и традиции главного праздника христиан
Если год рождения Иисуса и имеет хоть какие-то упоминания, то этого нельзя сказать о конкретном дне. Вкратце хронология событий была такова: 1) Звезда зажглась в момент Рождения Иисуса Христа. Год рождения Иисуса Христа впервые попытался рассчитать римский монах, по происхождению скиф из Добруджи, Дионисий Малый, живший в начале VI века н. э. 11.9. Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего.
Основные даты земной жизни иисуса христа
Среди данных, на которые опираются при вычислении даты Рождества Христова, можно выделить следующие указания из Евангелия: служение священника Захарии - отца Иоанна Предтечи и благовестие ему Ангела; правление царя Ирода во время рождения Христа; появление на небе звезды, которую увидели волхвы; перепись Квириния; начало проповеди Иоанна Предтечи и, вероятно, Господа в 15 год Тиберия; примерный возраст Христа при начале служения; слова иудеев о возрасте Христа; Работавший в IV веке по поручению папы Юлия над составлением пасхальных таблиц, выдающийся богослов, астроном и математик тех времен монах Дионисий Малый выбрал 25 декабря 753 года от основания Рима как гипотетическую дату Рождества Христова. Именно этот год был положен в начало летосчисления "от Рождества Христова", позднее названного "нашей эрой". С конца IV века празднование Рождества Христова установлено Церковью 25 декабря по юлианскому календарю. Установление церковного праздника Рождество Христово. Синай, монастырь Св. Екатерины Первоначально праздник Христова Рождества не праздновался совсем, что видимо, связано с обычаем иудеев не праздновать свои дни рождения. Первые известные попытки установить дату Рождества Христова и отмечать ее как один из главных христианских праздников относятся ко II - III векам. Как отдельный праздник Рождество сформировался не сразу.
Для искоренения еретических заблуждений гностиков , христиане вслед им стали праздновать Крещение Христа , именуя праздник вторым названием - Богоявлением, подчеркивая, что Христос в Крещении не получил, а явил миру Свою Божественность. Вскоре к воспоминанию Крещения христиане присоединили и празднование Рождества Христа. Оба события: Боговоплощение и Богоявление отмечались в один день - 6 января под одним названием Богоявления. Первая известная дата празднования Рождества Христова была принята Александрийской Церковью и его можно противопоставить древнеегипетскому празднику возрождающегося солнца, зимнего солнцестояния, которое отмечалось в Египте в те времена 6 января. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Впервые праздник Рождества Христова был отделен от праздника Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию, при папе Юлии. Днем празднования было установлено 25 декабря, когда народы Римской империи праздновали "рождение солнца".
Церковь же прославила родившегося на земле Христа - Солнце правды, дающего истинный Свет, Солнце бессмертное и не боящееся тьмы. К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV — V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению. Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви. Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение. Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446. В 386 — 388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления.
В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников». В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV века. Александрийская Церковь , как и другие Восточные Церкви, первоначально отмечала только праздник Богоявления — вплоть до первой трети V века. Скорее всего, праздник Рождества был введен в Александрии по инициативе святителя Кирилла Александрийского незадолго до Эфесского Собора. Павел, епископ Эмесский , проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви. Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного». Но даже не упоминал о Крещении.
Иначе говоря, празднование 25 декабря было установлено в Александрии между 418 и 432 годами. Таким образом, отдельный праздник Рождества был установлен в Антиохийской Церкви не ранее 376—377 годов, в конце 370-х годов — в Константинопольской Церкви, вслед за ней в малоазийских Церквах и позднее — в Александрийской в начале 430-х гг. Введение отдельного дня для празднования Рождества в Иерусалимской Церкви заслуживает самого пристального рассмотрения.
И как в старой доброй песне: "а в ответ тишина"... Ну а что они могли сказать? Вывод номер один: сам Иисус не праздновал свой день рождения, не праздновали его и первые ученики Христа. Должен ли праздновать его я?
Как появилось рождество? Но почему же появился этот праздник? Повод ясен, а вот причина была в следующем: "Христианство намеренно вело такую политику с целью взять под контроль проведение языческих празднеств, к которым так привыкли люди, связав их с христианством" «Язычество в нашем христианстве» «The Paganism in Our Christianity» Если ты не можешь победить врага, то стань ему другом. Такую политику избрала древняя церковь, не имея другой возможности искоренить языческие праздники. Она их просто переименовала. Вывод номер два: если какую-то гадость завернуть в красивый фантик от конфеты, то должен ли я "это" с аппетитом проглотить? Когда родился Иисус?
Но как же появилась дата: 25 декабря или 6 января, по старому стилю? Ведь должен же быть какой-то повод установить эти праздники именно в этот день, когда язычники особенно сильно бесновались? И тут я не знаю, что больше повлияло: незнание Писаний или откровенная подтасовка? Как написано на сайте Православие. Прибавление девяти месяцев — обычного срока для чревоношения — к предполагаемому времени Боговоплощения и вело к определению даты Рождества Христова. Но все эти вычисления базируются на ложном основании, а именно на том, что Захария был первосвященником. Но оснований так считать нет никаких: в Библии об этом прямо не говорится — это раз.
Иосиф Флавий, перечисляя всех первосвященников, не упоминает в их списке Захарии — это два. Захария являлся очередным священником из Авиевой чреды, а первосвященник по всем законам, не причислялся ни к какой чреде — это три. Если бы "древние христиане" лучше изучали Библию, то они могли бы знать, что согласно пророчеству Даниила о 70 седьминах, Иисус должен был служить в качестве мессии три с половиной года.
Иисус никогда не говорил, чтобы христиане праздновали его день рождения. Напротив, он заповедал своим ученикам отмечать день его смерти Луки 22:19, 20 Роман Максимчук Профи 831 7 лет назад Из двух дат - рождение и воскрешение - первична именно вторая дата.
Но есть ли около этой даты вспышка новой звезды? Да, есть! Это знаменитая Крабовидная туманность, вспыхнувшая по летописям в 1054 году! Иисус родился в 1054 году, а распят в 1095 году. И как раз в 1096 году начинается Первый Крестовый поход за гроб Господень и ведь не поспоришь — реально за свежий гроб идут воевать...
Нынешней же эрой от "Рождества Христова" в церкви регулярно стали пользоваться лишь с 1431 года при папе Евгении IV. Да, можно. Оказалось, что летопись, указывающая на дату вспышки крабовидной туманности 1054 г ошибается - на самом деле она не могла вспыхнуть раньше 1110-1170 года — т. Дело в том, что при взрыве звезды осколки разлетаются от центра с одинаковой скоростью, и замерив расстояние можно узнать дату вспышки строго астрономически не опираясь на летописи — и это дата НЕ соответствует летописной. Это переносит дату рождения Христа вперед на 100 лет.
Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря Праздник посвящен введению маленькой Марии — матери Иисуса Христа — в Иерусалимский храм для посвящения Богу. В этот день в храмах проводят торжественную службу, прихожане молятся Деве Марии. Двунадесятые переходящие праздники Двунадесятые переходящие праздники имеют уникальную для каждого года дату, которая зависит от даты празднования Пасхи и перемещается вместе с ней. Посвящен торжественному появлению Иисуса Христа в Иерусалиме накануне Его мученических страданий и смерти.
В этот день принято освящать в церкви вербу, хлестать веточками членов семьи, приговаривая при этом: «Не я бью, верба бьет! Отмечается на 40-й день после Пасхи. Праздник посвящен вознесению Иисуса Христа на небеса. В этот день принято посещать богослужения в церквях, молиться, подавать милостыню.
Праздник установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов и Деву Марию. На Троицу принято посещать торжественную службу в церкви, украшать храмы и дома ветками деревьев, устилать пол свежей травой, устраивать праздничный обед, устраивать гуляния и ярмарки. Недвунадесятые праздники Недвунадесятые праздники — 5 великих праздников Православной Церкви, посвященных рождению и смерти Иоанна Предтечи — крестителя Иисуса Христа, апостолам Петру и Павлу, явлению Богородицы, обрезанию Господню. Обрезание Господне — 14 января Праздник установлен в воспоминание о совершении над младенцем Иисусом иудейского обряда обрезания.
В этот день в храмах проходят праздничные богослужения, люди ходят по домам, поют засевальные песни и желают хозяевам добра, благополучия. Посвящен рождению Иоанна Предтечи — крестителя Иисуса Христа. В этот день люди посещают богослужения, освящают в церкви воду, травы и цветы. Святых апостолов Петра и Павла — 12 июля Праздник посвящен воспоминанию о перенесении мощей святых апостолов Петра и Павла.
Астрономы заявляют, что Иисус Христос родился 17 июня
21 сентября 5 года до нашей эры в Вифлееме родился Иисус Христос - Русский Исполин | Так когда же родился Христос, если в Библии нет даты его рождения? |
Когда родился Иисус Христос — точная дата по Библии? | Среди множества версий есть и такая: дату выбрали, чтобы противопоставить Рождество римскому празднику Дня рождения непобедимого Солнца, приходившемуся на то же число. |
Основные даты земной жизни иисуса христа | Дата рождения Христа» на канале «Руководство К Мастерству» в хорошем качестве, опубликованное 15 сентября 2023 г. 18:11 длительностью 00:10:25 на видеохостинге RUTUBE. |
Ответы : какого числа родился Иисус Христос? | Рождество Христово Прежде чем рассматривать исторические свидетельства о дате Рождестве Иисуса Христа, необходимо выяснить происхождение летоисчисления «От Рождества Христова». |
Иисус Христос - биография, новости, личная жизнь | Иисус Христос, рожден девой Марией 25 декабря в Вифлееме Его рождение ознаменовала звезда на востоке, за светом которой следовали три царя-волхва, чтобы определить местонахождение новорожденного и преклониться пред новым спасителем. |
25 ДЕКАБРЯ 1 ГОДА ДО Н. Э.: ДЕНЬ, КОГДА, КАК СЧИТАЕТ ТРАДИЦИЯ, РОДИЛСЯ ИИСУС ХРИСТОС
Пусть в твоей жизни будет много чудес от Бога!
Это не разногласие по поводу даты Рождества как такового, а скорее предпочтение того, какой календарь следует использовать для определения дня. На Турском соборе 567 г. Церковь, с ее желанием быть универсальной, «объявила двенадцать дней между Рождеством и Крещение как единый праздничный цикл», что придает значение как западным, так и восточным датам Рождества. Литургический сезон Адвента предшествует и используется для подготовки к празднованию Рождества.
Обычаи рождественского сезона включают выполнение ежедневных религиозных обрядов Адвента и венок Адвента, пение рождественских гимнов, дарение подарков, просмотр рождественских представлений, посещение церковных служб, и угощение особыми блюдами, например, рождественский пирог. Во многих странах, таких как Швеция, люди начинают устанавливать свои адвентистские и рождественские украшения в первый день Адвента. С литургической точки зрения это делается в некоторых приходах посредством церемонии украшением зелени. История праздников и литургических элементов В I и II веках День Господень воскресенье был самым ранним христианским праздником и включал в себя ряд богословских тем. Празднование праздника волхвов 6 января может относятся к дохристианскому празднованию благословения Нила в Египте 5 января, но исторически это не достоверно.
Праздник Рождества Христова, который позже превратился в Рождество, был праздником 4-го века в Западной Церкви особенно в Риме и Северной Африке, хотя точно неизвестно, где и когда он был впервые отмечен. Самым ранним источником, указывающим 25 декабря как дату рождения Иисуса, был Ипполит Римский 170—236 , написанный в самом начале 3-го века, основанный на предположении, что зачатие Иисуса произошло в день весеннего равноденствия, которое он поместил на 25 марта, а затем добавил девять месяцев. Имеются исторические свидетельства, что к середине IV века христианские церкви Востока праздновали рождение и Крещение Иисуса в один и тот же день, 6 января, тогда как на Западе праздник Рождества Христова праздновали 25 декабря возможно, под влиянием зимнего солнцестояния и что к последней четверти IV века календари обеих церквей включали оба праздника. Самые ранние предположения о празднике Крещения Иисуса 6 января в течение 2-го века исходят от Климента Александрийского, но больше нет упоминаний о таком празднике до 361 года, когда император Юлиан посетил праздник 6 января в 361 год. Хронография иллюминированной рукописи 354 года, составленная в Риме, включает раннее упоминание о праздновании праздника Рождества Христова.
В проповеди, произнесенной в Антиохии 25 декабря ок. Примерно к 385 году праздник рождения Иисуса отличался от праздника Крещения и проводился 25 декабря в Константинополе, Нисе и Амасии. В проповеди 386 г. Григорий Нисский конкретно связал праздник Рождества Христова с мученической кончиной святого Стефана, отпразднованной днем позже. К 390 году праздник также проводился в день Икония.
Затем папа Сикст III ввел практику полуночной мессы незадолго до этого праздника. В VI веке император Юстиниан объявил Рождество официальным праздником. В 14-м и 15-м веках богословское значение Рождества Иисуса сочеталось с акцентом на любящей природе ребенка Иисуса в проповедях такими фигурами, как Жан Жерсон. В своих проповедях Герсон подчеркивал любящую природу Иисуса при его рождении, а также его космический план спасения человечества. К началу 20-го века Рождество стало «культурным знаком» христианства и даже западной культуры даже в таких странах, как Соединенные Штаты, которые официально не являются религиозными.
К началу 21 века эти страны стали уделять больше внимания чувствам христиан во время празднеств в конце календарного года. Преобразование образа Иисуса «Господь» — этот термин kurios может использоваться и в общеупотребительном смысле, и в сугубо богословском. Он может означать: «владыка», «хозяин», «муж», «господин», или «Господь», «Богочеловек». Ранние христиане рассматривали Иисуса как «Господа», и слово Kurios встречается в Новом Завете более 700 раз, обозначая его как такового. Таким образом обращение верующего как "Господь помоги" дословно переводится как "Хазяин помоги".
Использование термина Kurios, а следовательно, и господства Иисуса, предшествовало посланиям Павла, но Павел расширил и развил эту тему. Писания Павла установили среди ранних христиан образ Kuriosa и атрибуты Иисуса как относящиеся не только к его эсхатологической победе, но и к нему как к «божественному образу» греч. Этот образ сохранялся среди христиан как преобладающее представление об Иисусе на протяжении ряда столетий. Kurios больше, чем какой-либо другой титул, определял отношения между Иисусом и теми, кто верил в него как во Христа: Иисус был их Господом и Учителем, которому нужно было служить всем сердцем и который однажды будет судить их действия на протяжении всей их жизни. Атрибуты господства, связанные с образом Иисуса Kuriosa, также подразумевали его власть над всем творением.
Затем Павел оглянулся назад и пришел к выводу, что окончательное господство Иисуса было подготовлено с самого начала, начиная с предсуществования и рождения, на основе его послушания как образа Божьего. Со временем, под влиянием Ансельма Кентерберийского, Бернара Клервоского и других, образ Иисуса Kuriosa стал дополняться более «нежным образом Иисуса», и францисканский подход к народному благочестию сыграл важную роль в установление этого образа. Построение вертепа Франциском Ассизским сыграло важную роль в изображении более мягкого образа Иисуса, который контрастировал с мощным и сияющим образом на Преображении, и подчеркивал, как Бог прошел смиренный путь к своему рождению. Когда в средневековой Европе свирепствовала Черная смерть, два нищенствующих ордена францисканцев и доминиканцев помогали верующим справляться с трагедиями. Одним из элементов францисканского подхода был акцент на смирении Иисуса и бедности его рождения: образ Бога был образом Иисуса, не сурового и карающего Бога, а самого смиренного при рождении и принесенного в жертву после смерти.
Представление о том, что всемогущий Создатель отложит в сторону всю власть, чтобы завоевать сердца людей любовью, и что он будет беспомощно помещен в ясли, было столь же чудесным и столь же трогательным для верующих, как жертва смерти на крест на Голгофе. Таким образом, к 13 веку нежные радости рождения Иисуса были добавлены к агонии его распятия, и был открыт целый новый диапазон одобренных религиозных эмоций, с широким культурным влиянием на столетия после этого. Францисканцы подошли к обоим концам этого спектра эмоций. С одной стороны, введение сцены Рождества поощряло нежный образ Иисуса, в то время как, с другой стороны, сам Франциск Ассизский был глубоко привязан к страданиям Иисуса на кресте и, как говорят, получил стигматы как выражение любови. Двойственная природа францисканского благочестия, основанная как на радости рождения, так и на Голгофской жертве имела глубокую привлекательность среди горожан, и по мере того, как монахи-францисканцы путешествовали, эти эмоции распространялись по всему миру, превращая образ Иисуса Kuriosa в более нежный, любящий и сострадательный образ.
Эти традиции не ограничивались Европой и вскоре распространились на другие части мира, такие как Латинская Америка, Филиппины и Соединенные Штаты. По словам архиепископа Роуэна Уильямса, эта трансформация, сопровождавшаяся распространением нежного образа Иисуса на картинах Мадонны с младенцем, оказала важное влияние на христианское служение, позволив христианам почувствовать живое присутствие Иисуса как любящей фигуры, «которая есть всегда там, чтобы приютить и взрастить тех, кто обращается к нему за помощью». Песнопения у Луки Рождественский текст Луки дал начало четырем известным песнопениям: Benedictus и Magnificat в первой главе, а также Gloria in Excelsis и Nunc dimittis во второй главе. Эти «евангельские песнопения» теперь являются неотъемлемой частью литургической традиции. Магнификат в Луки 1 :46—55 произносится Марией и является одним из восьми самых древних христианских гимнов, возможно, самым ранним гимном Марии.
Традиционная Gloria in Excelsis длиннее, чем вступительная строка, представленная в Луки 2:14 и часто называется «Песнью ангелов», учитывая, что она была произнесена ангелами в Благовещение пастухам. Три песни Benedictus, Nunc Dimittis и Magnificat, если они не происходят из Евангелия от Луки, могут иметь свои корни в самых ранних христианских литургических службах в Иерусалиме, но их точное происхождение остается неизвестным. Изобразительное искусство Одной из наиболее заметных традиций в период Рождества является демонстрация яслей, изображающих Рождество, обычно в виде статуй или фигурок, в частных домах, на предприятиях и в церквях, внутри или снаружи здания. Эта традиция обычно приписывается Франциску Ассизскому, который был описан как создатель такой экспозиции в Греччо, Италия, в 1223 году, как рассказывает св. Бонавентура в его «Житии святого Франциска Ассизского», написанном около 1260 г.
До того, как сложилась традиция сцены в яслях, были картины, изображающие этот предмет. Самые ранние художественные изображения Рождества Христова находились в катакомбах и на саркофагах Рима. Как посетители из язычников, волхвы были популярны в этих сценах, представляя значение прихода Мессии для всех народов. Бык и осел также считались символами евреев и язычников и оставались постоянными с самых ранних изображений. Вскоре Марию посадили на трон, когда к ней пришли волхвы.
Изображения Рождества вскоре стали нормальным компонентом художественных циклов, иллюстрирующих как жизнь Христа, так и жизнь Богородицы. Образы Рождества также несут весть об искуплении: единение Бога с материей образует тайну Воплощения, поворотный момент в христианской перспективе Спасения. В восточной церкви написанные иконы Рождества часто соответствуют определенным гимнам Марии, например, Кондаку: «Дева днесь рождает Пресущное, и земля пещеру Неприступному предлагает». Во многих восточных иконах Рождества часто сопровождаемых соответствующим гимном подчеркиваются два основных элемента. Во-первых, событие изображает тайну воплощения как основу христианской веры и объединенную природу Христа как божественного и человеческого.
Верхняя граница рождения Иисуса определяется временем смерти Ирода Великого, а умер он ранней весной 4 года до нашей эры, вскоре после лунного затмения 13 марта. В этом вопросе единодушны почти все современные исследователи. Нижняя граница возможной даты рождения Христа также довольно уверенно определяется из совместного рассмотрения Евангелий. В Евангелии от Луки о начале служения Христа сказано, что было это «в пятнадцатый же год правления Тиберия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее». Известно, что Тиберий Клавдий Нерон Цезарь, — таково его полное имя, — родился в 712 году от основания Рима, был объявлен соправителем императора Августа в 765 году, а единодержцем стал в 767 году, то есть 14 году нашей эры. В первом случае начало служения Иисуса приходится на 27, во втором — на 29 год. Далее в Евангелии Луки сказано, что «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати».
Смоленской иконы Божией Матери. Происхождение изнесение честных древ Животворящего Креста Господня, в народе - первый Спас, первый из праздников августа, посвященных Спасителю, освящают мед. Медовый Спас. Успенский пост, в честь Успения Богородицы. Строгий пост, запрещена даже рыба. Преображение Господне, в честь преображения Христа перед учениками, когда Христос впервые явил им Свою Божественную суть. В народе - Яблочный Спас, освящают яблоки и груши, которые до того не едят. Успение Пресвятой Богородицы. Успение усыпание Божией Матери - это Ее переход из земной жизни в мир небесный.
Иконы Божией Матери "Всецарица". Сентябрь 1 сентября, пятница. Донской иконы Божией Матери. Иконы Божией Матери "Прибавление ума". Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, в честь встречи Владимирской иконы в Москве в 1395 г. Усекновение главы Иоанна Предтечи. В честь пророка Иоанна Предтечи, не побоявшегося обличать сильных мира сего. Строгий пост как выражение скорби. Церковное новолетие.
Новый год по церковному календарю начинается с 1 сентября ст. Преподобных Антония 1073 г. Печерских, основателей Киево-Печерского монастыря, основоположников русского монашества. Рождество Пресвятой Богородицы. Воздвижение Креста Господня. Вспоминают, как царица Елена, разрушив языческое капище, обнаружила три креста и узнала тот, на котором был распят Христос. День в память мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи около 137 г. Октябрь 8 октября, воскресенье. Преставление кончина преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца 1392 г.
Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова начало II в. Покров Пресвятой Богородицы. Праведного воина Феодора Ушакова 1817 г. Преподобного Амвросия Оптинского 1891 г. Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших. Димитриевская родительская суббота, поминовение всех усопших и особо усопших воинов. Иконы Божией Матери "Избавительница". Ноябрь 4 ноября, суббота. Казанской иконы Божией Матери, День народного единства.
Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов. Собор архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных то есть ангелов. Михайлов день. Иконы Богородицы "Скоропослушница". Рождественский пост. Готовит нас к Рождеству Христову. Декабрь 2 декабря, суббота. Святителя Филарета Дроздова , митрополита Московского 1867 г.
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия 1263 г. Великомученицы Екатерины ок. Иконы Божией Матери "Знамение". Священномученика митрополита Серафима Чичагова 1937 г. Апостола Андрея Первозванного ок. Саввы Сторожевского Звенигородского 1407 г.
Иисус Христос - биография, новости, личная жизнь
15 февраля в православных храмах является достаточно значимой датой. В этот день исполнилось ровно 40 дней со дня рождения Иисуса Христа. О том, в чем суть праздника и какова его история, узнала Общественная служба новостей. В третьем веке дата рождения Иисуса была предметом большого интереса, поскольку раннехристианские писатели предлагали различные даты.[8] Примерно в 200 году нашей эры Климент Александрийский писал. 15 февраля в православных храмах является достаточно значимой датой. В этот день исполнилось ровно 40 дней со дня рождения Иисуса Христа. О том, в чем суть праздника и какова его история, узнала Общественная служба новостей. 1965 — день рождения памперсов — в США запатентованы подгузники «Памперс». Встреча произошла на 40-й день после рождения Иисуса. Почему Иисус не праздновал день рождения?
25 ДЕКАБРЯ 1 ГОДА ДО Н. Э.: ДЕНЬ, КОГДА, КАК СЧИТАЕТ ТРАДИЦИЯ, РОДИЛСЯ ИИСУС ХРИСТОС
Исторические изыскания установления даты рождения Иисуса Христа? Рождение Иисуса Христа — события, связанные с описанными в Новом Завете рождением Иисуса Христа. Евангелия от Луки и от Матфея описывают события существенно различно. Среди множества версий есть и такая: дату выбрали, чтобы противопоставить Рождество римскому празднику Дня рождения непобедимого Солнца, приходившемуся на то же число.
Иисус родился не 25 декабря, не в Вифлееме, и это не его настоящее имя
Когда родился Иисус Христос? (Борис Романов) / Проза.ру | Год рождения Иисуса Христа впервые попытался рассчитать римский монах, по происхождению скиф из Добруджи, Дионисий Малый, живший в начале VI века н. э. |
Пасха. История и традиции главного праздника христиан | 11.9. Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего. |
Сколько лет было Иисусу, когда пришли волхвы | Но, согласно религиозным апокрифам, обе даты неверны, так как рождение Иисуса пришлось на 25-27 марта. |