Раймонда Балет в трех действиях с апофеозом Либретто Л. Пашковой и М. Петипа Действующие лица Раймонда, графиня де. В балете противопоставлены два мира: полный достоинства и рыцарского благородства мир Раймонды и Жана де Бриена и варварский мир необузданных эмоций Абдерахмана и его свиты. В начале января в Большом театре состоялся дебют ведущей солистки Элеоноры Севенард в заглавной партии балета «Раймонда» (редакция Юрия Григоровича). «Балет «Раймонда» – это огромная работа творческого коллектива Самарского театра оперы и балета под руководством Евгения Хохлова и Юрия Бурлаки. купить билеты на балет в Астрахани 18 мая 2024. Большой зал.
«Раймонда» в Самарском театре оперы и балета
В её Раймонде стать сочетается с нежностью, а сдержанность с игривостью. Она — августейшая особа апрельской юности: зарождающейся и ещё не закостеневшей царственности. Она только в начале жизненного пути — поэтому путь port de bras не спешит найти своё завершение. Раймонда рассудительна — ей не до спешки чувств. Оттого её движение замедленно — от того она будто окована томным сном. Элеонора Севенард — танцовщица сомнамбулического адажио, но она же талантливо существует и в резвом пиццикато.
Но даже в его колкости есть опьянённая притупленность, в углах — скруглённость, в движении — неторопливость, во всей ней — общая растворённость в музыке. Описание почти без единого термина — чистая поэзия, по-петербургски — счастливая болтовня. В Большом театре — счастливые часов не наблюдают, в Мариинском — терпят муки академического часа. В Петербурге ты по-пифагорейски упиваешься цифрами: четвёртыми арабесками и пятыми позициями, в Москве — природой: нежной волной и бурным ветром танца — да, сомнительным, но приятным плодом воображения. Стихии не ведают цифр: гармония природы невычислима и непереводима в систему позиций и углов.
Именно своей неискусственностью танец Раймонды-Севенард вызывает трепет и, незаметно для себя самого, влюбляет. Но Элеонора — артистка исключительно сценического существования. Она эффектна только на сцене — видео же с её спектаклей порой приводит к побочному эффекту. Нужно вживую ловить её броскую красоту — крупный стиль нескрытых эмоций. Целиком, не разделяя образ на технику и психологию.
Раймонда-Севенард — средоточие образной целостности и музыкальной кантилены; воплотившаяся мечта о, казалось бы, потерянном, в гимнастических изысках, танце. И её апломб — в профессиональном и непрофессиональном значении — такое же рождение живого присутствия. Оттого-то Севенард ни разу не вышла, да и не могла бы в моих глазах выйти, в испуге или сомнении — из образа. И в самой теневой части спектакля — в сцене «Сна» — её замкнутость была выражением королевского достоинства. Это редкий дар — быть на сцене королевой.
Для пушкинских брегов Невы — случайный, если и не напрасный. Но что с ними поделаешь?
Он мрачен и грозен, он преследует ее. Обессиленная, Раймонда лишается чувств… Картина четвертая …Проснувшись, Раймонда не может понять, где она. Взгляд ее падает на арапчат, подаренных Абдерахманом: они вызывают в ее памяти образ сарацинского шейха. Солнечный луч освещает портрет Жана де Бриена. Значит, это был лишь сон! Действие второе Картина пятая Внутренний двор замка. Из разных стран съезжаются гости, приглашенные на празднество.
С гастролями в Петербург приехала труппа Приморской сцены.
Хореограф-постановщик Эльдар Алиев переосмыслил классическую историю, при этом сохранил сложнейшие хореографические шедевры. Надежно закрепить ткань на штанкете и проверить прочность узла. Многометровая декорация взмывает вверх, и становится понятно: магия происходит по обе стороны занавеса. На сцене появляется она — и зал замирает. Грация, техника, четкость и красота линий. В этой манящей женственности — весь образ Раймонды. Партию главной героини не просто танцуют — ей дышат. Изящные и плавные движения, невесомые прыжки.
Оригинальная постановка Петипа не исчезла безвозвратно. Режиссер труппы императорского балета Николай Сергеев досконально записал ее по особенной системе , придуманной его учителем. В 1917 г. Сергеев вынужден был эмигрировать и в своем багаже увез уникальные рукописи балетов, которые успел записать. В настоящее время эта коллекция является достоянием Гарвардского университета. Одними из самых ярких фрагментов балета являются «Восточная сюита», звучащая во втором действии, и венгерский Гран-па — знаменитый танец четырех кавалеров. Баланчин считал музыку «Раймонды» одной из лучших балетных партитур. Он был настолько впечатлен ею, что создал одноактный балет на музыку Глазунова «Вариации на темы Раймонды». В него вошли вальс кордебалета, адажио и 7 женских вариаций. Либретто «Раймонды» было рождено фантазией петербургской журналистки и писательницы Лидии Пашковой. Правда, ее произведения не могли похвастать глубиной и оригинальностью сюжетных поворотов. Вот и будущему шедевру русской балетной сцены изначально с сюжетом не слишком повезло, он оказался путаным и противоречивым. Но, несмотря на очевидную слабость сценария, директор Петербургских императорских театров И. Всеволожский, заботившийся о расширении балетного репертуара, принял судьбоносное решение: спектаклю — быть. Постановки балета «Раймонда» Премьера «Раймонды» стала настоящим событием в театральном мире Петербурга. В этот вечер на сцене Мариинского театра блистала итальянка Пьерина Леньяни, ее партнерами были известные танцовщики Сергей Легат и Павел Гердт. Спустя два года «Раймонду» перенес на московскую сцену А. Изначально он воспользовался хореографическими находками Петипа , но в 1908 году представил оригинальную постановку балета с Екатериной Гельцер в главной партии. В 1938 году за обновление «Раймонды» на сцене Мариинского взялись балетмейстер В. Вайнонен и известный театральный деятель Ю. Слонимский, который полностью переработал сюжет балета. В этой редакции спектакль вошел в репертуар прославленных Галины Улановой и Наталии Дудинской, их партнерами по сцене в новой «Раймонде» стали Константин Сергеев и Вахтанг Чабукиани. Лавровского, использовавшего хореографические находки своих предшественников - Петипа и Горского. Особое место занимает «Раймонда» в творчестве современного мастера хореографии Ю. Бывший главный балетмейстер Большого обращался к этому балету дважды — в 1984 и 2003 г.
реферат. Балет Раймонда
Автором редакции либретто и хореографии выступил художественный руководитель балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра Эльдар Алиев. В соответствии с восприятием публикой театральных спектаклей, с эстетикой, с повышением технического уровня исполнительского мастерства артистов — факторов много. Прикасаться к классическому наследию — это большая ответственность.
Тихомиров, Абдерахман — А. Долинской по Горскому; Раймонда — М. Семёнова, Жан де Бриен — В. Лавровского, который использовал фрагменты постановок Петипа и Горского.
Раймонда — М. Семёнова, С. Головкина, Жан дё Бриен — М. Габович, В. Преображенский, Абдерахман -А. Ермолаев; дирижёр — Ю.
Файер, художник — С. Лавровского, дирижёр — Е. Светланов; Раймонда — Е. Рябинкина, Жан де Бриен — Н. Абдерахман — А. Лапаури; спектакль экранизирован на телевидении в 1973.
Балетмейстер Ю. Григорович с использованием хореографии Петипа и Горского, художник С. Вирсаладзе, дирижёр А. Жюрайтис; Раймонда — Н. Бессмертнова затем Л. Семеняка , Жан де Бриен — А.
Богатырёв затем И. Мухамедов , Абдерахман — Г. Таранда затем А. Использованы фрагменты хореографии Мариуса Петипа и Александра Горского, Художник — Симон Вирсаладзе В других театрах 1938 — Ташкентский театр оперы и балета 1939 — Саратовский театр оперы и балета, постановка В. Кононович 1940 — Свердловский театр оперы и балета, постановка В. Кононович 1947 — Рижский театр оперы и балета 1951 — Донецкий театр оперы и балета 1951 — Литовский театр оперы и балета 1952 — Киргизский театр оперы и балета 1957 — Киевский театр оперы и балета 1957 — Куйбышевский театр оперы и балета, постановка Н.
Даниловой 1957 — Таллинский театр оперы и балета 1958 — Уфимский театр оперы и балета 1958 — Ашхабадский театр оперы и балета 1964 — Новосибирский театр оперы и балета, постановка П. Гусева 1964 — Пермский театр оперы и балета, постановка М. Газиева 1972 — Воронежский театр оперы и балета, постановка Г. Малхасянца 1985 — Московский классический балет, дивертисмент из балета, балетмейстеры Н. Касаткина и В.
В финале, в сцене свадьбы, Петипа показал, как сочетать и то и другое. Партия главной героини получилась огромной: одних лишь вариаций было шесть, и каждая новая — едва ли не сложнее предыдущей. Танец был главным предметом интереса в этом балете. Идея спектакля с одним актом, одним танцем и без сюжета вообще напрашивалась после «Раймонды» сама собой.
Появляются графиня Сибилла и придворные дамы. Управляющий замком объявляет о гонце с письмом от рыцаря Жана де Бриена, жениха Раймонды. Письмо сообщает о том что Жан де Бриен должен скоро вернуться из похода под предводительством короля Андрея II против неверных. Раймонда также получает в подарок от рыцаря его портрет, который немедленно вешается на стену. Управляющий замком докладывает о прибытии сарацинского царя Абдерахмана. Появляется царь, сопровождаемый вассалами. Они приветствуют Раймонду. Абдерахман пленен красотой Раймонды и дарит ей богатые подарки. Праздник окончен. С Раймондой остаются лишь несколько её подруг и пажей. Раймонда играет на лютне, пары танцуют. Она присоединяется к ним и исполняет танец с белым легким шарфом в руках. Уставшая, Раймонда засыпает. Ей снится что её возлюбленный Жан де Бриен сходит с портрета. Она бросается в объятия жениха и они идут в сад, застланный туманом. Внезапно Жан де Бриен исчезает и вместо него появляется сарацинский царь Абдерахман, который объясняется в любви. Раймонда падает без чувств. Проснувшись, Раймонда понимает что видела вещий сон. Действие II Во внутреннем дворике замка Дорис празднество. Графиня и Раймонда окружены свитой. Раймонда с нетерпением ждет жениха. В числе прочих гостей приезжает Абдерахман. Его сопровождает пышная свита. Графиня Сибилла уговаривает Раймонду принять царя. Абдерахман, как и в первую встречу, очарован Раймондой. Царь настаивает на танце. Он признается Раймонде в любви и приказывает свите развлечь гостей. Гости радуются и пьют вино. Одурманенный красотой Раймонды, Абдерахман с помощью своих вассалов пытается похитить её. Внезапно появляются возвратившиеся из похода благородные рыцари вместе с Жаном де Бриеном и королём Андреем II. Жан де Бриен спасает Раймонду и вступает в перепалку с Абдерахманом. Король Андрей II предлагает разрешить спор в поединке. Сражаясь, Жан де Бриен наносит мечом смертельную рану Абдерахману.
Средневековая история: почему стоит посмотреть балет «Раймонда» в Мариинском театре
Парадный юбилейный спектакль «Раймонда» нельзя пропускать, на мой взгляд. В содержание балета "Раймонда" добавлен мистический персонаж: на пьедестале в нише стоит Белая дама, которая покровительствует дому де Дорис. РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — «Раймонда» — балет в 3 актах 4 картинах Александра Глазунова.
«Раймонда» (1898)
«Балет «Раймонда» – это огромная работа творческого коллектива Самарского театра оперы и балета под руководством Евгения Хохлова и Юрия Бурлаки. «Раймонда» — балет в 3 актах 4 картинах Александра Глазунова. Балет в России достиг истинного расцвета,[1] став одной из визитных карточек страны и русского искусства.[2] Содержание 1 История 2 Современность. Прекрасную Раймонду, невесту венгерского рыцаря Жана де Бриена, пытается похитить влюбленный в девушку сарацинский шейх. «Раймонда» продолжит классический репертуарный список АГТОиБ, куда вошли такие балеты, как «Лебединое озеро», «Сильфида», «Жизель», «Щелкунчик» и другие любимые зрителями образцы высокого хореографического искусства. Содержание балета «Раймонда» (III акт): после удачного исхода поединка король благословляет своего верного рыцаря и Раймонду. Балет оканчивается свадебным пиром.
«Раймонда» и С.П.Дягилев: несостоявшаяся постановка балета М.И.Петипа в «Русских сезонах» 1909 года
Это посвящение - не просто дань уважения, "с Ириной Александровной нас связывают особые дружеские отношения, - говорит Эльдар Алиев, - можно сказать, что Ирина Колпакова и Владилен Семёнов мой педагог в Мариинском театре меня вырастили, позже мы работали в одной труппе в Индианополисе, которой я руководил, с Ириной Колпаковой постоянно советуюсь по разным вопросам, так что можно сказать, что она является дистанционным консультантом Приморской сцены". Десятилетие балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра позволяет подвести некоторые итоги и озвучить планы. Сегодня можно говорить о феномене: за 10 лет из новорожденной труппы создан высокопрофессиональный коллектив, который отличает Мариинский стиль. Направление определил художественный руководитель театра Валерий Гергиев, отпустив пять лет, чтобы стереть грани между Приморской и Мариинской сценой, чтобы труппа стала единой и отличалась "мариинским духом". Да, годы неустанного труда привели к новому качеству труппы, которую, кстати, уже ждут в Петербурге на традиционные гастроли на исторической сцене дважды в год - зимой и летом. Но самое удивительное, что вокруг молодого десятилетнего театра сегодня создана почти вся театральная инфраструктура, без которой существование театра невозможно: хореографическая школа, мастерские, где сейчас делалась большая часть из 329 костюмов к балету "Раймонда", живописный цех, где создавались декорации к постановке, работает филиал театрального института РГИСИ, где готовят театральных художников и декораторов. Как сказал Эльдар Алиев - "Этот проект грандиозный и очень привлекательный - здесь запущена творческая созидательная цепочка - возник театр, создали Хореографическую академию, филиал Центральной музыкальной школы, строится крупнейший музейно-театрально-концертный центр, возводятся художественные цеха. Здесь очень интересно - мы делаем историю".
Через все сцены проходит и довлеет над спектаклем виртуозная партия балерины, оттенённая танцами двух подруг Раймонды — Клеманс и Генриетты и восьми пар, сопровождающих Раймонду и Жана де Бриена в Гран па на свадьбе. Хореография этого Гран па, органически сплавляющая элементы классического и характерного венгерского танца подвела итог опытам театрализации фольклора в балете XIX века, предвосхитив искания нового столетия. Подробнее Премьера состоялась 10 мая 2003 г. Либретто Юрия Григоровича на основе сценария Лидии Пашковой по мотивам средневековых рыцарских легенд Использованы фрагменты хореографии Мариуса Петипа и Александра Горского Хореограф-постановщик редакция 2003.
Раймонда и ее двор представляли классический танец. В финале, в сцене свадьбы, Петипа показал, как сочетать и то и другое. Партия главной героини получилась огромной: одних лишь вариаций было шесть, и каждая новая — едва ли не сложнее предыдущей. Танец был главным предметом интереса в этом балете.
Зритель должен оценить и полюбить этот балет. В премьере есть всё: классическая хореография, интересные пространственные решения, знаменитые концертные номера, знакомые поклонникам балета, костюмы от пачек до шаровар. Балет на основе легенды, это уже привлекательно само по себе. Все постарались воссоздать мир наваждения, фантазий, сна. Должна понравиться и восточная экзотика, например танец сароцин. Я сотрудничал и с современными композиторами. Тогда Сергей Бобров только начинал работу на красноярской сцене. Красноярской публике знакомы мои авторские работы. Меня часто приглашают ученики Григоровича, разъехавшиеся по разным театрам страны. Так что своих спектаклей я оформил достаточно. И классических, и современных. Придумать свое — это очень интересно. Как я объясняю своим студентам, надо поставить на сцене дом или дерево, чтобы зрители удивились, подумали, что и не замечали, не думали, что дерево может быть таким. Не обязательно создавать на сцене готические замки, но знаки времени, намёки на эпоху непременно должны быть. Надо сочинить новое пространство, но согласно эпохе, музыке. При этом не повторять чужие решения, не копировать из Интернета. Иногда я ещё и костюмы создаю. Стремлюсь одеть не артиста, а сам танец. Каждый спектакль должен быть открытием для публики.
Краткое содержание балета раймонда большой театр. Спектакль раймонда. Сюжет и действующие лица
Балет «Раймонда». Опубликовать в социальных сетях. «Балет «Раймонда» – это огромная работа творческого коллектива Самарского театра оперы и балета под руководством Евгения Хохлова и Юрия Бурлаки. «Балет «Раймонда» – это огромная работа творческого коллектива Самарского театра оперы и балета под руководством Евгения Хохлова и Юрия Бурлаки. “Раймонда” — первый балет Александра Глазунова и один из последних больших спектаклей Мариуса Петипа. Юная Раймонда, племянница французской графини Сибиллы де Дорис, обручена с рыцарем Жаном де Бриеном.
В Мариинском театре показали балет «Раймонда» в редакции Петипа
Воссозданы оригинальная хореография Мариуса Петипа, костюмы и декорации 1898 года. Глазунов, "Раймонда" М. Александрова, Р. Скворцов 2012 Государственный академический Большой театр. Хореограф: Ю. Редакция 2003 г. Использованы фрагменты хореографии Мариуса Петипа и Александра Горского. Либретто Юрия Григоровича на основе сценария Лидии Пашковой по мотивам средневековых рыцарских легенд. Художник: Симон Вирсаладзе.
Кшесинской Редактура музыкального материала состояла в сокращении длиннот пантомимных сцен, купировании музыкальных антрактов, а также удалении целиком танцевальных номеров, что, вероятно, было связано как с необходимостью сократить хронометраж спектакля, так и с ограниченными артистическими ресурсами антрепризы. Из-за этого оказались удалены сцены и танцы, исполняемые в Мариинском театре воспитанниками Театрального училища: пляска духов, Farfadets во второй картине I акта, Рапсодия в III акте. Танец арапчат Pas de moriscos в характерной сюите II акта планировалось отдать десяти взрослым артистам кордебалета. Исключены большие мимические сцены в первой картине — выход графини Сибиллы, мизансцены и ее подробный рассказ о Белой Даме. Складывается впечатление, что тетка Раймонды, а может быть, и сама Дама как действующие лица были удалены из спектакля. Отсутствие покровительницы рода де Дорис в балете косвенно подтверждают музыкальные купюры в сценах с ее участием. Действенные функции Белой Дамы переданы другим персонажам, что следует из ремарки в сцене «Сна»: «Раймонда встает и тихонько идет к двери, видя в саду манящих ее девушек и юношей» [16]. Венгерский король Андрей II также попадал под сокращение: «Не лучше ли вместо Короля сделать мать Раймонды, знатную принцессу, перед которой все это и произойдет» [17] — гласит ремарка при появлении Жана де Бриена в финале II акта. Лист клавира Обращает на себя внимание, что «гвоздь» мавританской сюиты, страстный Панадерос перенесен непосредственно в сцену появления Абдерахмана во втором акте, что, по идее, должно было придать особый эффект в экспозиции образного мира сарацинского воина. Самые значительные перестановки коснулись сольных классических вариаций, ведь редакторы вынуждены были отталкиваться от индивидуальных особенностей исполнителей. Так, М. Кшесинская в сцене «Сна» исполняла вторую медленную женскую вариацию из II акта, а в Большом венгерском па, вместо канонической, должна была танцевать быструю вариацию, идущую здесь же, перед мужской четверкой Мордкин, Нижинский, Козлов, Больм. На это указывает запись: «Эту вариацию дать балерине как заключительную вариацию». В нотах последней части на полях важная ремарка: «Если 32 fouettes, то можно повторить эти 8 тактов», [18] — напомним, что Кшесинская была первой русской балериной, освоившей этот головокружительный балетный трюк. На выдающееся исполнительское мастерство юного Вацлава Нижинского, будущего премьера дягилевской труппы, делалась большая ставка. Глазунова, балеринской вариации Раймонды из III акта, мужской вариации из II акта которую в современной редакции исполняет де Бриен , и Вакханалии из «Времен года» в качестве коды. Партнершей Нижинского должна была выступить О. Преображенская отсюда и балеринская вариация , но, видимо, от идеи вставного pas-de-deux отказались быстро, ибо порядок номеров дуэта в клавире был зачеркнут. Балдиной и Т. Карсавиной и соло балерины. Завершаться «Раймонда» должна была общей кодой в хореографии Горского, а финальные Галоп и Апофеоз в клавире купированы. Сейчас сложно точно установить, что же стало причиной отмены постановки балета. Вероятнее всего сошлось сразу несколько негативных факторов. Сыграло роль явное нежелание директора Императорских театров В. Теляковского оказывать какое-либо содействие Дягилеву, неприязнь к личности которого сквозит на страницах дневника чиновника. Серьезный удар по антрепризе нанесла внезапная кончина Великого князя Владимира Александровича 4 февраля 1909 года, лишившая Дягилева высокого покровительства, без которого вскоре последовал официальный запрет использовать помещения и имущество Императорских театров. Сюда же можно отнести и отказ М. Кшесинской от участия в антрепризе, хотя так и остались неясны истинные причины и время ее демарша. Как бы то ни было, полностью балет А. Глазунова в «Русском балете Дягилева» никогда не ставился, и можно только гадать, как восприняли бы парижане в 1909 году сокращенную и отредактированную А. Горским версию хореографического шедевра М. Интересно, что редакция «Раймонды», осуществленная в 1948 году К. Сергеевым в Кировском театре, кое в чем совпадает с дягилевской версией. В первую очередь это касается исключения детских танцев и сцен, связанных с Белой Дамой. Отрадно, что из разрозненных исторических документов, хранящихся в разных архивах и фондах, как из причудливой мозаики, удается составить общую картину событий, предшествовавших мировым триумфам русского балета начала ХХ века. Реконструкция номерной структуры балета «Раймонда» в несостоявшейся редакции для первых «Русских сезонов» С. Дягилева 1909 года В основе статьи — доклад, прочитанный в ноябре 2018 года на Международной научной конференции «М. Доклад вошел в сборник материалов конференции, изданный в 2018 году. Планы С. Петербургская газета. Зильберштейн, В.
Итогом стал спектакль, в котором соединилось всё самое лучшее из наработанного Петипа за его долгую карьеру хореографа в России. С момента премьеры он не сходит с театральных подмостков. На Приморской сцене «Раймонда» будет представлена в эталонной исторической версии Мариинского театра — «Дома Петипа», бережно хранящего вековые традиции.
Для Александра Глазунова «Раймонда» — первый опыт в балете. Уже здесь композитор предстал достойным продолжателем дела Чайковского, подлинного реформатора отечественной балетной музыки. Петипа требовал от Глазунова большей театральной рельефности и лаконизма, что в целом не было свойственно его музыке. При этом характеры не развиваются, а постепенно раскрываются с разных сторон путем конкретного сопоставления самостоятельных характеристик, относящихся к отдельным танцевальным ситуациям». В партитуре балета доминируют и привлекают образы всепобеждающей любви. Более всего это ощущается в трех удивительных по красоте антрактах, написанных сверх плана Петипа и служащих эмоциональной заставкой последующего действия. Эти антракты, да и вся музыка «Раймонды», едва ли ни самые известные из сочинений Глазунова, — образец его мастерства. Интонации и ритмы славянских, венгерских и восточных танцев создают необычное богатство партитуры балета, одной из вершин русской классической музыки. Музыкально-хореографическую логику балета определил Мариус Петипа. Конструктивным принципом спектакля стало сопоставление танцевальных сюит. В первой картине он несколько размыт: чередуются бытовой, характерный и классический танцы. Трехдольное движение провансальского танца разбивало соло героини «пиццикато» — изящная и лукавая реплика героини. Старинный бальный танец «романеска», исполнявшийся двумя парами друзей Раймонды, предшествовал ее мечтательному сольному выступлению «фантазия». После редкой мелодической красоты музыкального антракта следует сюита второй картины «Видения». Она уже чисто классическая адажио Раймонды и Жана, фантастический вальс кордебалета, вариации и кода. Второй акт по построению «зеркален» первому. Затем следует характерная сюита «пришельцев» танец жонглеров, «мориска» арабских мальчиков, сарацинский, панадерос, вакханалия и кода — страстный и тревожный мир Абдеррахмана. Будто любовное пламя, пожирающее душу шейха, материализовалось и выплеснулось на волю черно-красными языками к ногам Раймонды. В коде сюиты кажется, что порыв сарацина неудержим, а друзья и слуги Раймонды, как зачарованные, лишь наблюдают за «умыканием» хозяйки. Но подоспевшее войско рыцарей спасает положение. В поединке интересна демонстрация «семейной» помощи Белой Дамы. Кто знает, кто победил бы, если бы возникший призрак не отвлек внимание Абдеррахмана? Фабульное содержание закончилось, но хореографическая драматургия вступает в главную фазу — венгерский дивертисмент в честь Андрея II, патрона жениха. Сюита характерных танцев детская «рапсодия», «палотас» и мазурка перетекает в сюиту классическую — классическое венгерское гран па антре, адажио, вариации и кода , образуя хореографическую структуру крупной формы с ясно выраженным национальным характером. Здесь разные лики танца не контрастируют друг с другом, а являют долгожданное согласие душевного мира героев балета. Успех премьеры был триумфальный, многие номера бисировали, «панадерос» повторили трижды. Заняты были лучшие силы. Итальянская прима-балерина Пьерина Леньяни , казалось, была создана для заглавной партии — немного драматизма, зато есть, где блеснуть виртуозной техникой танца. Ее кавалерами были молодой Сергей Легат Жан де Бриен и Павел Гердт Абдеррахман — великолепный классический премьер, пробующий себя на шестом десятке в характерных ролях. Громаден был состав кордебалета Мариинского театра. Провансальский вальс танцевали 24 пары, в «видениях» участвовали 48 танцовщиц и 12 танцовщиков... Дальнейшая сценическая судьба «Раймонды» была своеобразной. Полные версии балета за пределами России были единичны и несамостоятельны. Осилить такое хореографическое изобилие оказалось под силу только петербургскому и московскому балетам. В 1922 году при возобновлении балета в Петрограде Федор Лопухов сочинил на музыку «пиццикато» новую вариацию Раймонды — ныне не отличимую от стиля Петипа. После возобновления Агриппиной Вагановой в 1931 году старый спектакль не удержался в репертуаре ленинградского театра, занятого активными поисками новых путей в балете. Одним из таких опытов стала «Раймонда» 1938 года, где сценарист Юрий Слонимский и балетмейстер Василий Вайнонен , вдохновленные историческими романами Вальтера Скотта, попытались придать спектаклю сквозное действие. Положительным героем в борьбе за любовь Раймонды стал благородный араб, а не коварный рыцарь-крестоносец Коломан. Опыт вышел малоудачным: новое содержание противоречило музыке, манера Вайнонена контрастировала с фрагментами хореографии Петипа. В 1948 году, к полувековому юбилею «Раймонды», Кировский балет вернулся к постановке Петипа, основательно обновив ее. Константин Сергеев упразднил Белую Даму, видения второй картины стали «сном Раймонды» с новым адажио. Мужские герои обрели красноречие: у Абдерахмана так теперь именуют сарацина появился монолог во втором акте, а у Жана — вариация в третьем. Новым стал и любимый зрителем «Панадерос». Эта редакция «Раймонды» существует в Петербурге уже более полувека. В 2006 году она легла в основу постановки Николая Боярчикова в Театре оперы и балета имени М. Времена гонений на призраки и видения прошли, и Белая Дама «воскресла» на этой сцене. После ряда ее обновлений в 1945 году появилась постановка Леонида Лавровского с использованием хореографии Петипа и Горского. В первом акте Жан на глазах зрителей прощался с невестой и уезжал. Абдерахман появлялся не в видениях, а наяву уже в конце первого акта. Были обновлены несколько танцев и сцен. В 1984 году, также используя фрагменты хореографии Петипа и Горского, Юрий Григорович совместно с выдающимся художником Симоном Вирсаладзе предложил свое понимание «Раймонды». Принципиальным стал «спор» двух соперников не как представителей культуры Запада и Востока, а как носителей любви идеальной Жан де Бриен и земной Абдерахман. Во втором акте страстному «мачо» почти удается смутить чувственный покой Раймонды. Чтобы обрести прежнюю безмятежность жениху и невесте после поединка был подарен новый лирический дуэт на музыку знаменитого антракта. В заключение приведем посвященное «Раймонде» компетентное мнение Бориса Асафьева : «Основное впечатление от музыки Глазунова — ее ясность, светлая спокойная ясность.