А сколько еще было безвестных мальчиков и девочек, в самом юном возрасте познавших ужасы войны, тех, кто в списках не значатся. Борис Васильев, автор повести В списках не значился, отрицательно относился к этой постановке, поскольку «из повести нельзя было делать одну серию. Буктрейлер В списках не значился, Гредюшкова Оксана, Березняковская сошПодробнее.
5 военных фильмов о Брестской Крепости
А Лиза, выросшая с отцом-лесником, вдали от городов, от радио, шумных веселых вечеринок, шутливых мальчишек, так мечтала о простой человеческой ласке, о сильных мужских руках… Борис Васильев не захотел описать, как билось в страхе и ужасе сердце Лизы, когда ее затягивало в бездонные топи — под птичий щебет, под лучами равнодушного северного солнца. Борис Васильев скуп на слова; в самые трагические последние минуты он пишет стиснув зубы, а мы читаем, чувствуя комок в горле… И вот так умирать — в безвестности, наедине с целым миром, который никогда о тебе не узнает, — наверно, не легче, чем на глазах товарищей подняться из окопа навстречу пулемету… Фронтовики вспоминают, что самая страшная смерть — нелепая в старину слово «лепота» означало «красота». И кто осудит выросшую в детдоме Галю Четвертак, когда она, не выдержав испытания страхом, с криком ужаса выбежала из укрытия под немецкие автоматные очереди… В начале 70-х годов недавно прошедшего ХХ века так, как Борис Васильев, писали немногие. Уже были созданы сотни книг о грандиозных военных битвах — под Сталинградом, на Курской дуге, о взятии Праги и Берлина; рассказывали о биографиях прославленных полководцев, о жизни известных героев, закрывших своей грудью амбразуру вражеского дзота… Заканчивалась первая четверть века после войны. И тогда на всю страну прозвучал негромкий голос Бориса Васильева, заговоривший о безвестных девочках, погибших в карельских болотах.
Можно вспомнить в связи с этой повестью Васильева еще рассказ В. Война предстала в тех произведениях в реальных человеческих трагедиях, в трудных судьбах совсем не знаменитых ее героев. То было, конечно, в значительной мере новое слово о войне. И до сих пор не последнее слово.
Хотя и появились в недавние годы великолепные романы Виктора Астафьева «Прокляты и убиты», Георгия Владимова «Генерал и его армия» и другие хорошие книги. И все-таки большая правда о войне еще впереди. Григорий Бакланов, автор талантливой повести «Навеки — девятнадцатилетние», недавно в газетном интервью справедливо заметил, что более или менее исчерпывающая правда о войне еще не сказана: не опубликованы тысячи архивных, засекреченных документов, многочисленные мемуары участников войны. Но литература, несмотря ни на что, продолжает свое святое дело: она идет в новые глубины времени, истории, человеческой души.
Литература продолжает исследовать духовные взлеты и бездны падения людей. И наверно, самое главное в этом процессе — поворот литературы к человеческому измерению времени и истории. Писатели учатся считать миллионы людей с точностью до одного человека. Именно так завещал относиться к людям Федор Достоевский: считать миллионы людей — живых и мертвых — с точностью до единицы.
Борис Васильев — один из той небольшой плеяды писателей, которые сделали для себя главным именно такой творческий принцип. Несмотря на то что наше общество пока только на словах, декларативно, признает эти гуманистические ценности. Постепенно — к сожалению, позже других стран — Россия приходит к пониманию того, что жизнь каждого человека — это единственная в своем роде жизнь. И гибель каждого меняет духовное состояние человечества.
Давно уже сказано, что под каждым могильным камнем похоронен целый мир. Ведь и сегодня, спустя почти шестьдесят лет после победы 1945 года, мы не потрудились — или духу не хватило — назвать тех, кто погиб, по именам, даже толком похоронить их не смогли. Их было миллионы. До сих пор они даже не сосчитаны, те мальчики и девочки; и это тоже наша беда и наша вина.
В «Зорях» у старшины Васкова однажды мелькнула мысль: а нужно ли было жертвовать пятью этими девчонками ради того, чтобы немцы не прошли к Кировской железной дороге и не взорвали ее? Смертельно раненная Рита Осянина пытается его успокоить: «Все же понятно, война…» И тут Федот Васков, который поначалу показался девчатам «пеньком замшелым», полуграмотным солдафоном, вдруг не выдержал: «Пока война — понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось?
Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли?..
Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал». В том же году издана трагедия в двух действиях.
Лейтенант отводит Мирру к группе женщин, которые разбирают завалы, в надежде, что в толпе никто не заметит новую девушку. Однако немцы быстро выясняют, что Мирра — лишняя. Девушку жестоко избивают, а потом дважды протыкают штыком. В последние мгновения Мирра остро ощущает, «что у нее уже никогда не будет ни маленького, ни мужа, ни самой жизни». Коля не видит, как девушку убивают, и пребывает в полной уверенности, что Мирре удалось вырваться в город.
Часть пятая Глава I Коля заболевает, и все время находится в полузабытьи. Почувствовав облегчение, он выбирается наружу и видит, что руины крепости покрыты снегом. Немцы понимают, что в развалинах Коля остался один в живых. Они принимаются методично его отлавливать, но Плужникову удается прорвать оцепление. Все, что у него остается — «яростное желание выжить, мертвая крепость и ненависть».
Глава II Коля отправляется в подвалы, в которых он еще не был. Он встречает там единственного выжившего бойца — старшину Семишного, раненого в позвоночник, а потому не способного передвигаться. Однако старшина «не желал сдаваться, с боем отдавая смерти каждый миллиметр своего тела». У него уже совсем нет сил, но он заставляет Плужникова ежедневно подниматься наверх и отстреливать захватчиков, «чтобы детям, внукам и правнукам своим заказали в Россию соваться». Перед смертью Семишный передает полковое знамя, которое все время носил под одеждой.
Глава III В апреле 1942 года немцы привозят еврейского скрипача к крепости в качестве переводчика. Они заставляют его спуститься в подземелье и уговорить бойца добровольно сдаться. К тому времени Коля уже практически ослеп и был загнан немцами в ловушку, из которой никак не выбраться. От скрипача он узнает, что фашисты разбиты под Москвой. Плужников просит его разнести весть, что «крепость не пала: она просто истекла кровью».
Опираясь на скрипача, лейтенант с трудом выходит из своего укрытия. Невероятно изможденного слепого мужчину без возраста с раздутыми отмороженными ступнями все присутствующие встречают гробовым молчанием. Пораженный увиденным, немецкий генерал приказывает солдатам отдать честь герою. С широко распростертыми руками Плужников падает на землю и умирает. Эпилог На крайнем западе Беларуси стоит Брестская крепость, принявшая на себя первый удар утром 22 июня 1941 года.
С разных уголков мира сюда приезжают туристы, чтобы почтить память павших бойцов. Экскурсоводы непременно рассказывают им легенду о неизвестном воине, которому удалось на протяжении десяти месяцев в одиночку вести бой с захватчиками. Среди многочисленных экспонатов музея — чудом сохранившееся полковое знамя, да «маленький деревянный протез с остатком женской туфельки». И что в итоге? Коля Плужников — проведя долгое время в подземелье, фактически оказывается в ловушке, окружённой немцами, в апреле 1942 года выходит из укрытия к немцам и тут же умирает.
Мирра — пытаясь выбраться из подземелья, присоединяется к группе женщин, разбирающих завалы; немцы, обнаружив её, избивают и убивают, проткнув штыком. Вася Волков — потерял рассудок после пережитых ужасов, погибает от рук немцев. Федорчук — ради сохранения жизни предпочитает сдаться в плен немцам. Степан Матвеевич — после ранения в ногу и инфицирования раны подрывает себя вместе с немцами. Семишный — вследствие ранения позвоночника умирает, перед смертью передаёт полковое знамя Плужникову.
Заключение В своей книге Борис Васильев с удивительной простотой продемонстрировал всю мощь героического подвига молодого бойца, сумевшего доказать всем, что и один в поле воин.
Многие персонажи имели реальных прототипов в жизни, поэтому события фильма очень близки к реальной истории — возможно, это и делает фильм лучше. Есть в фильме место для грустной любви, драматичное развитие которой не оставит никого равнодушным. Как и подлость, и малодушность коллаборационистов-полицаев, заслуживающих только презрения. Фильм этот — скорее, драматичная история становления личности героя, преданного своим идеалам и верного присяге.
Благодаря таким людям победа и стала реальностью. Здесь нет восхваления партии и идей, а есть героизм отдельного воина, умного, крепкого и сильного духом защитника Родины, ещё и поэтому фильм выделяется среди других.
В списках не значится. Умер писатель Борис Васильев
Это ему принадлежит заслуга восстановления прерванных связей с ценными агентами в фашистской Германии. Дело в том, что в первые дни после нападения Германии на Советский Союз, несмотря на плотную блокаду нашего посольства, которую устроило гестапо, Александр Михайлович сумел с риском для жизни выехать в город для встречи с агентами и передачи им радиостанций для связи с Центром. И вот что самое примечательное в подобного рода «исследованиях». Помните, кем был Штирлиц? Совершенно верно, чемпионом Берлина по теннису. И чтобы не возникли сомнения, отмечается, будто Коротков был чуть ли не единственным советским разведчиком, кто умел держать в руках теннисную ракетку. Кто теперь возразит, что он не Штирлиц?.. Придётся возразить.
Теннис был весьма любимым увлечением советских разведчиков, поскольку не только укрепляет здоровье, но и крепко помогает в агентурной работе. Например, история капитан-лейтенанта Валерия Калинина, который после окончания Военно-дипломатической академии под прикрытием должности инженера «Совфрахта» прибыл в Грецию. Для установления «полезных знакомств», в первую очередь с американцами, можно было использовать несколько «площадок», например, Общество дружбы Греция-США. Там работали курсы английского языка, которые вели американские преподаватели, а в культурных мероприятиях участвовали дипломаты посольства США. Но попытка кончилась провалом, поскольку администрация общества не горела желанием видеть на занятиях советского гражданина. Вторая «площадка» - Королевский яхт-клуб. Президентом клуба состоял сам кронпринц, а членами - люди из высшего общества страны, поэтому пробиться туда, «простому инженеру» из «Совфрахта» оказалось невозможно.
Выручил теннис.
Согласно опросу читателей журнала "Советский экран" фильм стал лучшим в 1986 году. Картина Леонида Быкова повествует о буднях летчиков-истребителей во время войны. Фильм вышел в кинотеатрах в 1974 году, его посмотрели 44,3 млн зрителей. Фильм рассказывает о советском разведчике, который был внедрен в высшие эшелоны власти нацистской Германии.
Картина стала одной из самых популярных в СССР. В основе сюжета — история о группе девушек-зенитчиц, которые вынуждены вступить в бой с вражескими десантниками.
Поезд, как на грех, долго стоял в Барановичах, и Коля вместо аистов стал подумывать о хорошем обеде. Наконец мимо тяжело прогрохотал бесконечный товарный состав. Это как понимать прикажете? Вслед за товарняком потянулись и они и дальше ехали быстрее. Стоянки сократились, проводники не советовали выходить из вагонов, и на всем пути Коля запомнил только одну станцию: Жабинка. Следующей был Брест.
Вокзал в Бресте оказался деревянным, а народу в нем толпилось столько, что Коля растерялся. Проще всего было, конечно, спросить, как найти нужную ему часть, но из соображений секретности Коля доверял только лицам официальным и поэтому битый час простоял в очереди к дежурному помощнику коменданта. Коля вылез из очереди и ощутил вдруг такой яростный голод, что вместо Каштановой улицы стал разыскивать столовую. Но столовых не было, и он, потоптавшись, пошел к вокзальному ресторану. И только хотел войти, как дверь распахнулась и вышел коренастый лейтенант. И не попросишь ведь: иностранец! Тут женщины с ребятишками на полу сидят, а он один за столиком пиво жрет. Лейтенант неуверенно пожал плечами: — Попробуй.
Стой, куда же ты с чемоданом? Коля оставил чемодан, одернул гимнастерку, как перед входом в генеральский кабинет, и с замиранием сердца скользнул за тяжелую дверь. И сразу увидел немца. Настоящего, живого немца в мундире с бляхой, в непривычно высоких, точно из жести сапогах. Он сидел, развалясь на стуле, и самодовольно постукивал ногой. Столик был уставлен пивными бутылками, но жандарм пил не из стакана, а из пол-литровой кружки, выливая в нее сразу всю бутылку. На красной роже топорщились жесткие усики, смоченные пивной пеной. Изо всех сил кося глаза, Коля четыре раза продефилировал мимо немца.
Это было совершенно необыкновенное, из ряда вон выходящее событие: в шаге от него сидел человек из того мира, из порабощенной Гитлером Германии. Коле очень хотелось знать, о чем он думает, попав из фашистской империи в страну социализма, но на лице представителя угнетенного человечества не читалось ничего, кроме тупого самодовольства. Ребята сказали, тут недалеко ресторан «Беларусь», может, поужинаем по-людски? Тебя как зовут-то? Ну, сдавай чемодан и айда разлагаться. Там, говорят, скрипач мировой: «Черные глаза» играет как бог… В камере хранения тоже оказалась очередь, и Коля поволок чемодан с собой, решив прямо оттуда пройти в крепость. Лейтенант Николай о крепости ничего не знал, так как в Бресте у него была пересадка, но утешил: — В ресторане наверняка кого-нибудь из наших встретим. Сегодня суббота.
По узкому пешеходному мостику они пересекли многочисленные железнодорожные пути, занятые составами, и сразу оказались в городе. Три улицы расходились от ступенек мостика, и лейтенанты неуверенно затоптались. Коля спрашивать не решался, и переговоры вел лейтенант Николай. Вы можете иметь свое мнение, но оно неверное. Это так. А ресторан — прямо. Улица Стыцкевича. Улица Стыцкевича оказалась Комсомольской.
В густой зелени прятались маленькие домишки. Лейтенанты остановились. Топаем точно, Коля! Скрипка слышалась из открытых окон двухэтажного здания с вывеской: «Ресторан «Беларусь». Они поднялись на второй этаж, сдали в крохотной раздевалке головные уборы и чемодан и вошли в небольшой зальчик. Против входа помещалась буфетная стойка, а в левом углу — небольшой оркестр. Скрипач — длиннорукий, странно подмаргивающий — только кончил играть, и переполненный зал шумно аплодировал ему. Они задержались в дверях, оглушенные аплодисментами и возгласами.
Из глубины зала к ним поспешно пробирался полный гражданин в черном лоснящемся пиджаке: — Прошу панов офицеров пожаловать. Сюда прошу, сюда. Он ловко провел их мимо скученных столов и разгоряченных посетителей. За кафельной печкой оказался свободный столик, и лейтенанты сели, с молодым любопытством оглядывая чуждую им обстановку. Буржуйство какое-то… — Пусть хоть горшком зовет, лишь бы в печь не совал, — усмехнулся лейтенант Николай. Пока гражданин в черном принимал заказ, Коля с удивлением вслушивался в говор зала, стараясь уловить хоть одну понятную фразу. Но говорили здесь на языках неизвестных, и это очень смущало его. Он хотел было поделиться с товарищем, как вдруг за спиной послышался странно звучащий, но несомненно русский разговор: — Я извиняюсь, я очень извиняюсь, но я не могу себе представить, чтобы такие штаны ходили по улицам.
Коля обернулся: за соседним столиком сидели трое пожилых мужчин. Один из них перехватил Колин взгляд и улыбнулся: — Здравствуйте, товарищ командир. Мы обсуждаем производственный план. Мода — это бедствие, это — кошмар, это — землетрясение, но это естественно, правда? Но шить сто пар плохих штанов вместо полсотни хороших и за это получать Почетное знамя — я извиняюсь. Я очень извиняюсь. Вы согласны, молодой товарищ командир? То есть у нас с Германией мир… — Да, — вздохнули за соседним столом.
Но они не придут в Москву. За соседним столом все враз заговорили на непонятном языке. Коля вежливо послушал, ничего не понял и отвернулся. Коля хотел сказать, что не пьет, но как-то так получилось, что вспомнил он о другой встрече. И рассказал лейтенанту Николаю про Валю и Верочку, но больше, конечно, про Валю. Возле стола оказался рослый лейтенант-танкист. Пожал руки, представился: — Андрей. В военкомат прибыл за приписниками, да в пути застрял.
Придется до понедельника ждать… Он говорил что-то еще, но длиннорукий поднял скрипку, и маленький зальчик замер. Коля не знал, что исполнял нескладный, длиннорукий, странно подмаргивающий человек. Он не думал, хорошо это или плохо, а просто слушал, чувствуя, как подкатывает к горлу комок. Он бы не стеснялся сейчас слез, но скрипач останавливался как раз там, где вот-вот должны были хлынуть эти слезы, и Коля только осторожно вздыхал и улыбался. Рувим Свицкий — лучшего скрипача нет и никогда не было в городе Бресте. Если Рувим играет на свадьбе, то невеста обязательно будет счастливой. А если он играет на похоронах… Коля так и не узнал, что происходит, когда Свицкий играет на похоронах, потому что на них зашикали. Пожилой покивал, послушал, а потом зашептал Коле в самое ухо: — Пожалуйста, запомните это имя: Рувим Свицкий.
Самоучка Рувим Свицкий с золотыми пальцами, золотыми ушами и золотым сердцем… Коля долго хлопал. Принесли закуску, лейтенант Николай наполнил рюмки, сказал, понизив голос: — Музыка — это хорошо. Но ты сюда послушай. Коля вопросительно посмотрел на подсевшего к ним танкиста. Танки, тягачи. Они выпили. Коля поспешно начал закусывать, спросил с набитым ртом: — Возможны провокации? А здесь — Брест.
Подали ужин, и они накинулись на него, позабыв про немцев и ТАСС, про границу и архиепископа, которому Коля никак не мог верить, потому что архиепископ был все-таки служителем культа. Потом опять играл скрипач. Коля переставал жевать, слушал, неистово хлопал в ладоши. Соседи слушали тоже, но больше шепотом толковали о слухах, о странных шумах по ночам, о частых нарушениях границы немецкими летчиками. Вот и вертимся… — Как играет!.. Что-то зреет, ребята? А что? Стемнело, в зале зажгли свет.
Накал был неровным, лампочки слабо мигали, и по стенам метались тени.
Экранизацию повести Васильева «В списках не значился» покажут весной 2025 года Pxhere Экранизацию повести Васильева «В списках не значился» покажут весной 2025 года Стала известна дата выхода экранизации фильма «В списках не значился» 12 апреля 2024, 18:41 Создатели фильма, основанного на произведении Бориса Васильева «В списках не значился», объявили долгожданную дату выхода. Актер Владимир Машков исполнил в киноленте одну из главных ролей. Он поделился своими эмоциями и признался, что съемки этого фильма были его давней мечтой. Машков считает, что такое произведение обязательно должно быть представлено на киноэкране, чтобы люди помнили историческое наследие.
Что посмотреть 9 мая: топ-10 фильмов о Великой Отечественной войне
Я русский солдат | В списках не значился — статья из свободной большой энциклопедии. |
Последний русский солдат | Этот человек в списках не значился: его нет, но он есть, и он победил», — сказал РИА Новости исполнитель одной из главных ролей Владимир Машков. |
Книга или кино. В списках не значился | Этот человек в списках не значился: его нет, но он есть, и он победил», — сказал РИА Новости исполнитель одной из главных ролей Владимир Машков. |
Экранизацию повести Васильева «В списках не значился» покажут весной 2025 года | Статья автора «Ваши Новости» в Дзене: 9 мая все экраны страны, от большого до малого, загораются военными фильмами. |
В титрах не значился: актёры, которых запрещали в СССР
Смотреть в кино Сейчас фильм не показывают в кино, но мы можем прислать вам сообщение, когда этот фильм снова появится в прокате. Статья автора «Ваши Новости» в Дзене: 9 мая все экраны страны, от большого до малого, загораются военными фильмами. Буктрейлер В списках не значился, Гредюшкова Оксана, Березняковская сошПодробнее.
Экранизацию повести Васильева «В списках не значился» покажут весной 2025 года
Фильм вышел в кинотеатрах в 1974 году, его посмотрели 44,3 млн зрителей. Фильм рассказывает о советском разведчике, который был внедрен в высшие эшелоны власти нацистской Германии. Картина стала одной из самых популярных в СССР. В основе сюжета — история о группе девушек-зенитчиц, которые вынуждены вступить в бой с вражескими десантниками. Свою задумку он объяснил так: "Мне нужен фильм о жене офицера — в основе, и двое героев рядом". Считается, что популярную фразу "Есть такая профессия — Родину защищать!
Там он увидел женщину, которая у таблички с надписью «Солдат Николай» возлагала цветы. Борис Львович спросил ее, кто этот солдат. Она ответила: «В списках не значился». И писатель решил, что посвятит солдату Николаю повесть. И назовет ее именно так.
Местом для съемочной площадки стал город Брест в Белоруссии. Этот город имеет особое историческое значение, так как именно здесь проходила оборона Брестской крепости в начале Великой Отечественной войны. Бюджет кинокартины на данный момент составляет 800 миллионов рублей, однако создатели ожидают дополнительную поддержку от Фонда кино в размере 500 миллионов рублей. Это позволит им создать качественную и захватывающую картину, которая достойно передаст героизм и драматизм событий тех далеких лет.
Дмитрий Березин битвы в окопах. Андрей Лобанов офицер спецназа ВДВ. Высота 776 Дмитрий Кожемякин. Высота 776 Кожемякин. ССО РФ экипировка. Экипировка спецназа ССО. Тактическая экипировка ССО. ССО страйкбол. Диорама студии Грекова 6 рота. Чечня 6 рота 104 полка 76-й дивизии ВДВ. Контрактники ВДВ. Экипировка российского десантника. Герои военных фильмов. Картинки о войне. Топ фильмов о Великой Отечественной войне. Бой на высоте 776 6-я рота 104 полка ВДВ. Бой у высоты 776 Чечня 2000. Высота 776 6 рота псковских десантников. Призраки войны Ghosts of War 2020. Призраки войны Кайл Галлнер. Кино призраки войны 2020. Солдат вс РФ В Чечне 1995. Чечня 1995 солдаты срочники. Солдаты России. Солдат Российской армии. Военные картинки. Солдат РФ. Военная форма десантника. Боевая форма ВДВ. Современная форма десанта. Дмитрий Беляков Чечня. Фотокор Дмитрий Беляков. Дмитрий Паламарчук фильм про Чечню. Дмитрий Беляков фотограф Чечня. Диорама бой на высоте 776. Бой псковских десантников на высоте 776. Баталист Юрий Васильевич Волков 1921-1991.. Юрий Волков художник баталист поединок. Картина Волкова подвиг пяти черноморцев. Батальная живопись Великая Отечественная война. Ботлих Дагестан 1999. Ботлих Дагестан 1999 война. Вторжение Басаева в Дагестан 1999. Кадарская зона Дагестана 1999. Дружба в армии. Взаимовыручка в армии.
В списках не значился. Борис Васильев
Штандартенфюрер Штирлиц: в списках не значился | Здесь много характерных черт для оттепельного кино: и неоднозначный образ фронтовика, и иной взгляд на мирное время, и попытка отрефлексировать сталинские репрессии. |
Выставка «Порохом пропахнувшие строки: творчество писателей - фронтовиков» | Экранизацию повести Бориса Васильева «В списках не значился» планировали делать Леонид Быков и Вадим Абдрашитов. |
Завтра была война: 5 знаменитых экранизаций произведений Бориса Васильева
Создатели фильма, основанного на произведении Бориса Васильева «В списках не значился», объявили долгожданную дату выхода. 21 июня – за день до премьеры – в Театре на Юго-Западе прошёл пресс-показ спектакля «В списках не значился» по мотивам одноименного романа Бориса Васильева. Список соискателей на звание «прототип Штирлица» можно продолжать чуть ли не бесконечно: Лев Маневич, Роман Ким, Лев Сергеев, Анатолий Гуревич, Хайнц Хельфе, Исаак Боровой.
Борис Васильев. В списках не значился.
В списках не значились | Съёмки фильма проходили по всему Советскому Союзу: в Москве, Подмосковье, Твери, Севастополе, Ашхабаде. |
О последнем защитнике Брестской крепости | Вести Москвы | русский солдат" от книги "В списках не значился" я не заметил, хотя сама повесть оставляет значительно бОльшее впечатление. |
«В списках не значился» | Роман «В списках не значился» был написан в 1974 году. |
"В списках не значился", Борис Васильев | в Брестскую крепость - в ночь на 22 июня 1941 года, и не успел найти своих командиров. |
Я – русский солдат (Россия, 1995) — Смотреть фильм
Другая, не менее известная повесть Васильева «В списках не значился» 1974 рассказывает о самых первых днях войны. Только что выпущенный из училища лейтенант Николай Плужников горд и счастлив своим офицерским званием: он «приятно, громко и мужественно… хрустит свежей кожей портупеи, необмятым обмундированием, сияющими сапогами». А 21 июня 1941 года Плужников прибывает на место службы — в Брестскую крепость. Именно этот лейтенант, которого даже не успели занести в списки личного состава, оказывается последним оставшимся в живых защитником крепости. В апреле 1942 года седовласый, «невероятно худой, уже не имевший возраста человек» выходит из укрытия — не потому, что сдается, а для того, чтобы умереть, и даже враги-фашисты отдают ему честь.
А если он играет на похоронах… Коля так и не узнал, что происходит, когда Свицкий играет на похоронах, потому что на них зашикали.
Пожилой покивал, послушал, а потом зашептал Коле в самое ухо: — Пожалуйста, запомните это имя: Рувим Свицкий. Самоучка Рувим Свицкий с золотыми пальцами, золотыми ушами и золотым сердцем… Коля долго хлопал. Принесли закуску, лейтенант Николай наполнил рюмки, сказал, понизив голос: — Музыка — это хорошо. Но ты сюда послушай. Коля вопросительно посмотрел на подсевшего к ним танкиста.
Танки, тягачи. Они выпили. Коля поспешно начал закусывать, спросил с набитым ртом: — Возможны провокации? А здесь — Брест. Подали ужин, и они накинулись на него, позабыв про немцев и ТАСС, про границу и архиепископа, которому Коля никак не мог верить, потому что архиепископ был все-таки служителем культа.
Потом опять играл скрипач. Коля переставал жевать, слушал, неистово хлопал в ладоши. Соседи слушали тоже, но больше шепотом толковали о слухах, о странных шумах по ночам, о частых нарушениях границы немецкими летчиками. Вот и вертимся… — Как играет!.. Что-то зреет, ребята?
А что? Стемнело, в зале зажгли свет. Накал был неровным, лампочки слабо мигали, и по стенам метались тени. Лейтенанты съели все, что было заказано, и теперь Николай расплачивался с гражданином в черном. Пошли лучше за мной в военкомат: там переночуешь.
Я сегодняшним числом в часть должен прибыть. Вероятно, они уговорили бы его: Коля уже и сам начал колебаться, несмотря на оружие. Вероятно, уговорили бы, и тогда Коля ночевал бы либо на вокзале, либо в военкомате, но тут пожилой с соседнего столика подошел к ним: — Множество извинений, товарищи красные командиры, множество извинений. Этому молодому человеку очень понравился наш Рувим Свицкий. Рувим сейчас ужинает, но я имел с ним разговор, и он сказал, что хочет сыграть специально для вас, товарищ молодой командир… И Коля никуда не пошел.
Коля остался ждать, когда скрипач сыграет что-то специально для него. А лейтенанты ушли, потому что им еще надо было устроиться с ночлегом. Они крепко пожали ему руку, улыбнулись на прощание и шагнули в ночь: Андрей — в военкомат на улицу Дзержинского, а лейтенант Николай — на переполненный Брестский вокзал. Шагнули в самую короткую ночь, как в вечность. Народу в ресторане становилось все меньше, в распахнутые окна вплывал густой, безветренный вечер: одноэтажный Брест отходил ко сну.
Обезлюдели под линейку застроенные улицы, гасли огни в затененных сиренью и жасмином окнах, и только редкие дрожкачи погромыхивали колясками по гулким мостовым. Тихий город медленно погружался в тихую ночь — самую тихую и самую короткую ночь в году… У Коли немного кружилась голова, и все вокруг казалось прекрасным: и затухающий ресторанный шум, и теплый сумрак, вползавший в окна, и таинственный город за этими окнами, и ожидание нескладного скрипача, который собирался играть специально для него, лейтенанта Плужникова. Было, правда, одно обстоятельство, несколько осложнявшее ожидание: Коля никак не мог понять, должен ли он платить деньги за то, что музыкант будет играть, но, поразмыслив, решил, что за добрые дела денег не платят. Скрипач подошел бесшумно, и Коля вскочил, смутившись и забормотав что-то необязательное. Длиннорукий держал в руке смычок и скрипку и странно подмаргивал.
Вглядевшись, Коля понял причину: левый глаз Свицкого был подернут белесой пленкой. И скрипка запела, затосковала, и зал снова замер, боясь неосторожным звуком оскорбить нескладного музыканта с бельмом на глазу. А Коля стоял рядом, смотрел, как дрожат на грифе тонкие пальцы, и опять хотел плакать, и опять не мог, потому что Свицкий не позволял появляться этим слезам. И Коля только осторожно вздыхал и улыбался. Свицкий сыграл «Черные глаза», и «Очи черные», и еще две мелодии, которые Коля слышал впервые.
Последняя была особенно грозной и торжественной. Вы не в крепость? Если хотите, могу проводить: моя племянница тоже едет в крепость. Свицкий уложил скрипку, а Коля взял чемодан в пустом гардеробе, и они вышли. На улицах никого не было.
У нее — талант, настоящий талант. Она будет изумительной хозяйкой, наша Миррочка… Внезапно погас свет: редкие фонари, окна в домах, отсветы железнодорожной станции. Весь город погрузился во мрак. Кажется, двенадцать? Да, с той поры как вы пришли, мы отвыкли от темноты.
Мы отвыкли от темноты и от безработицы тоже. Это удивительно, что в нашем городе нет больше безработных, а ведь их нет! И люди стали праздновать свадьбы, и всем вдруг понадобился Рувим Свицкий!.. А музыкантов теперь у нас будет достаточно, потому что в Бресте открыли и музыкальную школу, и музыкальное училище. И это очень и очень правильно.
Говорят, что мы, евреи, музыкальный народ. Да, мы — такой народ; станешь музыкальным, если сотни лет прислушиваешься, по какой улице топают солдатские сапоги и не ваша ли дочь зовет на помощь в соседнем переулке. Нет, нет, я не хочу гневить бога: кажется, нам повезло. Кажется, дождички действительно пошли по четвергам, и евреи вдруг почувствовали себя людьми. Ах, как это прекрасно: чувствовать себя людьми!
А еврейские спины никак не хотят разгибаться, а еврейские глаза никак не хотят хохотать — ужасно! Ужасно, когда маленькие дети рождаются с печальными глазами. Помните, я играл вам Мендельсона? Он говорит как раз об этом: о детских глазах, в которых всегда печаль. Это нельзя объяснить словами, это можно рассказать только скрипкой… Вспыхнули уличные фонари, отсветы станции, редкие окна в домах.
Добрый вечер, пан Глузняк! Как заработок? В этом городе все берегут свое здоровье и ходят только пешком… Мужчины заговорили на неизвестном языке, а Коля оказался возле извозчичьей пролетки. В пролетке кто-то сидел, но свет далекого фонаря сглаживал очертания, и Коля не мог понять, кто же это сидит. Смутная фигура в пролетке неуклюже шевельнулась.
Коля поспешно закивал, представился: — Лейтенант Плужников. Будь доброй хозяйкой, девочка, и покажи что-нибудь гостю. Счастливых снов, пан Свицкий. Мы обязательно увидимся еще с вами, правда? Спасибо вам.
Миррочка, деточка, загляни завтра к нам. Дрожкач поставил чемодан в пролетку, полез на козлы. Коля еще раз кивнул Свицкому, встал на ступеньку: девичья фигура окончательно вжалась в угол. Он сел, утонув в пружинах, и пролетка тронулась, покачиваясь на брусчатой мостовой. Коля хотел помахать скрипачу, но сиденье было низким, борта высокими, горизонт перекрыт широкой спиной извозчика.
Таки он в нее едет. Таки он его увидит завтра при свете. А что еще есть в городе Брест-Литовске? Вот Миррочке весело, и она смеется. А когда мне весело, я почему-то просто перестаю плакать.
Так, может быть, люди делятся не на русских, евреев, поляков, германцев, а на тех, кому очень весело, просто весело и не очень весело, а? Что вы скажете на эту мысль, пан офицер? Коля хотел сказать, что он, во-первых, никакой не пан, а во-вторых, не офицер, а командир Красной армии, но не успел, так как пролетка внезапно остановилась. Вот и покажи столб гостю, Миррочка. А может быть, вы, дядя Михась?
Ничего не понимая, он вылез следом. Перекресток был пустынен. Коля на всякий случай погладил кобуру и оглянулся на девушку: заметно прихрамывая, она шла к ограде, что тянулась вдоль тротуара. Коля подошел: возле ограды стоял приземистый каменный столб.
Местом для съемочной площадки стал город Брест в Белоруссии. Этот город имеет особое историческое значение, так как именно здесь проходила оборона Брестской крепости в начале Великой Отечественной войны.
Бюджет кинокартины на данный момент составляет 800 миллионов рублей, однако создатели ожидают дополнительную поддержку от Фонда кино в размере 500 миллионов рублей. Это позволит им создать качественную и захватывающую картину, которая достойно передаст героизм и драматизм событий тех далеких лет.
После 9 месяцев сопротивления врагу, почти ослепший от темноты крепостных катакомб, на обмороженных ногах выходит седой красноармеец к врагам и на их вопрос о его звании, должности и номере войсковой части отвечает просто: «Я — русский солдат!
После чего немецкий офицер и его солдаты отдают лейтенанту честь, подчёркивая тем самым должное уважение героизму отважного советского воина. А он шёл и шёл, шёл гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошёл. Возле вражеской машины.
Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко открытые глаза. Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ.
День открытых дверей в ГУО «Детская школа искусств № 2 имени В.В.Оловникова»
- Часть первая
- «Книжная полка». Борис Васильев «В списках не значился»
- Борис Васильев «В списках не значился»
- Телеспектакль белорусского республиканского телевидения
Б. Васильев. В списках не значился
Роман «В списках не значился» Б. Васильева, написанный в 1974 году, посвящен Великой Отечественной войне. Он не значится в списках, но вместе с героическими защитниками крепости принимает первый удар гитлеровских войск. Список соискателей на звание «прототип Штирлица» можно продолжать чуть ли не бесконечно: Лев Маневич, Роман Ким, Лев Сергеев, Анатолий Гуревич, Хайнц Хельфе, Исаак Боровой.
Б. Васильев. В списках не значился
в Брестскую крепость. это не просто сочиненная Борисом Васильевым повесть. в Брестскую крепость - в ночь на 22 июня 1941 года, и не успел найти своих командиров. (1969). Другая, не менее известная повесть Васильева «В списках не значился» (1974) рассказывает о самых первых днях войны.
Я – русский солдат (Россия, 1995) — Смотреть фильм
В списках не значился - Борис Васильев, 1974 г. канала Политехнический колледж имени икова. А сколько еще было безвестных мальчиков и девочек, в самом юном возрасте познавших ужасы войны, тех, кто в списках не значатся. «В списках не значился» — роман Бориса Васильева, изданный в 1974 году в журнале «Юность»[1]. В том же году издана трагедия в двух действиях[2]. Потрясающий фильм! Героизм и мужество не имеет границ! Смотреть в кино Сейчас фильм не показывают в кино, но мы можем прислать вам сообщение, когда этот фильм снова появится в прокате.