Среди наиболее известных русских обычаев и традиций, связанных с рождественскими праздниками, стоит выделить. рассказывает о рождественских традициях на Руси. Как отмечается Рождество в разных регионах нашей страны? Сохранение рождественских традиций народов России в историко-этнографических музеях. История Рождества Христова, традиции, обычаи и связанные с ним запреты — в материале «Вечерней Москвы».
Традиции Рождества
Трудная история праздника Рождества | Традиции Рождества: чего нельзя делать? Старинные рождественские обряды на желание. Обряд на здоровье на рождественские святки. |
Традиции Рождества - Православный журнал «Фома» | Влияние западных обычаев С годами в России укоренились некоторые западные рождественские традиции. |
Новогодние традиции в России
Для императора 1 января было обычным рабочим днем. Первые елки в России стали продавать немцы и швейцарцы, которые часто владели и кондитерскими. Поэтому вечнозеленые деревья стали появляться в магазинах со сладостями, в кофейнях и кондитерских. В Санкт-Петербурге елку можно было купить во дворе Аничкова дворца или в Екатерининском саду. Елки наряжали не только в домах, но и в общественных местах — в Дворянских собраниях, клубах и театрах. По принятому в Германии обычаю, деревце украшали в сочельник, день накануне Рождества. На ветки вешали небольшие игрушки и всевозможные лакомства: печенье, орехи, конфеты и яблоки. К праздничному ужину на елке зажигали настоящие свечи, а рядом всегда ставили ведро воды на случай пожара. Подарки дети находили не только под елкой, но и на ней — после праздника деревце с его вкусными украшениями отдавали гостям на «разграбление». Неотъемлемым атрибутом празднования Рождества была, конечно, церковная служба.
Вот как описывает Николай II в своем дневнике сочельник и Рождество в кругу семьи в декабре 1894 года. Это воспоминания первого года после женитьбы императора: «24 декабря, суббота.
Теперь поклонение языческим идолам осталось в прошлом. Не стало больше человеческих жертвоприношений в угоду этим богам. На сегодняшний день, единственная «жертва», приносящаяся православным христианином Господу — это свеча и искренняя молитва. История праздника покрыта загадками, так как он — один из древнейших на земле. Между тем, есть факты, которые точно установлены современной наукой и сомнению практически не подлежат. Согласитесь: представить себе, что этот день когда-либо вовсе не чествовали — трудно. А, между тем, были и такие времена.
Чтобы понять, как это было, нужно окунуться в увлекательный и таинственный мир истории. Праздник этот установлен на честь появления на свет Иисуса Христа в старинном городе Вифлеем. Случилось это в 5508 году ото дня сотворения Мира. В IV веке только устанавливались принципы празднования Рождества. И в плане песнопения — также. В V веке только начали закладываться основы песнопений. Этому поспособствовал Константинопольский Патриарх Анатолий. Именно тогдашние песнопения повсеместно практикуются современными священнослужителями. Этот великий праздник был в почете у верующих людей уже с самого момента рождения Спасителя.
Со временем он набирал популярность, и все больше верующих присоединялось к празднованиям. Уже в те времена родился обычай отмечать этот день по-особенному. Однако, все это подвергалось гонениям и не признавалось официальными тогдашними властями очень длительное время. Первыми, кто решил поздравить Христа, и всех людей, были простые пастухи, которым явился ангел, оповестив их о величайшей радости: пришел на землю спаситель, и все, кто уверует в него, и будет придерживаться его заповедей, получит шанс на спасение своей души и блаженную райскую жизнь на все века. Пастухи преподнесли младенцу дары, а за ними поспешили и мудрецы волхвы. Именно на них была возложена честь оповестить людей о рождении Дитя Божьего.
Выбирайте ваш город и читайте о самых интересных праздничных событиях в дни зимних каникул.
С Новым годом и Рождеством!
Так было и в этом случае. В сочельник, когда вся Москва — и первый богач, и последний бедняк — готовилась, каждый по своему достатку, к празднику, московская голь-нищета переполняла, еще до утреннего света, все площади, в надежде, что царь не захочет, чтобы кто-нибудь из его людей и людишек оставался голодным в предстоящие великие дни. О тайном выходе знали все, кому о том надлежало знать. Неожиданно совершенное впервые превратилось в обычай; последний — в освященный годами обряд царского обихода. Если не сам государь, то кто-либо из ближних бояр его должен был исполнять положенное.
Но только болезнь могла прибегнуть к замене царя приспешником, удостоивавшимся представлять собою священную особу государя. Обыкновенно же этот выход совершался самим царем. Ранним утром, сопровождаемый малым отрядом стрельцов и несколькими подъячими так называемого Тайного приказа, венценосный богомолец выходил из палат. Он был облечен в «смирныя» одежды простого боярина и в то же время был «смирен духом». Шествие направлялось к тюрьмам и богадельням. В первых растворялись к царскому посещению казематы «сидельцев за малыя вины» и полонянников; во вторых — ждали «светлаго лицезрения государева» увечные, расслабленные, убогие. По улицам и площадям, облегавшим путь, по которым надлежало шествовать участникам тайного выхода, теснился бедный люд, жаждавший получить милостыню из государевых рук.
Одновременно с этим по всем стогнам Белокаменной стрелецкие полковники и пользующиеся доверием царевые подъячие раздавали «от щедрот государевых» нищим, калекам и сирым праздничное подаяние. Земский Двор, Лобное Место и Красная Площадь собирали вокруг себя особенно много бедноты, памятовавшей слова указа государева о том, чтобы ни один бедный человек на Москве не остался в этот день без царской милостыни. За четыре часа до рассвета самодержец выходил на благочестивый подвиг. Темень зимней ночи черным пологом лежала над одетою снегами Москвой. Впереди государя несли фонарь, обок следовали подъячие Тайного Приказа, поодаль — стрельцы. Встречные на пути оделялись деньгами. Прежде всех «узилищ» посещался Большой тюремный двор.
Богомольный гость заключенных обходил каждую избу, выслушивая жалобы колодников: одних освобождая по своему царскому милостивому изволению и скорому суду, другим облегчая узы, третьим выдавая по рублю и по полтине на праздник. Всем «сидельцам тюремным» по приказанию государя назначался на великие дни праздничный харч. С Большого тюремного двора государь шествовал на «Аглинской». На этом дворе царева милость изливалась на полонянников. Шествуя отсюда, в Белом и Китай-городе государь оделял из своих рук всякого встречного бедняка. Возвратившись с описанного выхода в палаты, царь шел в покои на отдых. Отдохнув и переодевшись, он выходил в Столовую избу, или Золотую палату, или же в какую-либо из дворцовых «комнатных» церквей.
Царские часы венценосный богомолец слушал, окруженный сонмом бояр, думных дьяков и ближних чинов. В навечерии великого праздника царь в белой, шелком крытой шубе, отороченной кованым золоченым кружевом и золотной нашивкою, шел в Успенский собор, где стоял за вечернею и слушал действо многолетия, «кликанное» архидиаконом. После этого патриарх, по описанию Забелина, «со властьми и со всем собором здравствовал государю»… Произносилось «титло». Государь обменивался поздравлениями с патриархом и всеми присутствовавшими; затем, приняв патриаршее благословение, шествовал в палаты. В сумерки, при трепетном мерцании первой вечерней звезды, являлось во дворец «славить Христа» соборное духовенство с хорами государевых певчих; к последним иногда присоединялись «станицы» патриарших, митрополичьих и других певческих хоров. Славельщики входили в Столовую избу или в Переднюю палату. Государь принимал гостей по уставу, по обычаю, жалуя их белым и красным медом, который золотыми и серебряными ковшами обносили специальные подносчики.
Кроме царского угощения, христославы получали и «славленое» от 8 алтын с 3-мя деньгами до 12 рублей, смотря по положению того, от кого был хор. Русские цари очень любили церковное пение, а потому жаловали «воспевак», обладавших выдающимся искусством в нем, и наособицу.
Новости рождественская
Традиция празднования Рождества в разных странах тесно связана с календарём, по которому живёт та или иная церковь. Условно они разделены по принципу старого и нового стиля. Более древней традиции, то есть старого стиля, придерживаются приверженцы юлианского календаря. Они отмечают Рождество 7 января. Церковную жизнь по новому стилю, где этот праздник отмечают 25 декабря, определяют григорианский и новоюлианский календари. Разницу в церковных календарях ошибочно связывают с расколом церкви.
Новый — григорианский — календарь появился лишь через пять веков после того, как главы Западной и Восточной церкви обменялись отлучительными грамотами в 1054 году. Он пришёл на смену юлианскому, который существовал с 45 года до нашей эры и был так назван в честь Юлия Цезаря. В юлианском календаре, которого по сей день придерживается и Русская православная церковь, год разделён на 12 месяцев и состоит из 365 дней и шести часов. Каждые четыре года добавляется один день — 29 февраля, делая год високосным. Цель этого календаря — привести день весеннего равноденствия к 21 марта в соответствие решениями I Вселенского собора христианских церквей.
В юлианском календаре эта дата является плавающей. Декрет папы сразу установил разницу в летоисчислении в десять дней. Пятое октября, когда он был принят, стало считаться пятнадцатым. Со временем к календарю добавлялись високосные годы, а потому к началу XXI века разница в календарях составляет 13 дней. Но почему же значительная часть православного мира не следует юлианскому календарю?
Мероприятие проходило два дня — 6 и 7 января 1923 года и подразумевало «комсомольские святки», устраивать которые призывали Бухарин и Скворцов-Степанов со страниц «Правды». Вечером 6 января по городу прошли комсомольцы с заранее утверждёнными антирелигиозными песнями, плакатами, фигурами, лозунгами. Процессии аккомпанировал оркестр. Первый день, по газетным свидетельствам, окончился сожжением чучел Иеговы, Аллаха, Озириса, Будды, Христа и Николая Угодника на перекрестке Таганрогского проспекта и Большой Садовой улицы. Это должно было показать, что атеистическая пропаганда нацелена не только на православие, но на любые религии вообще. Второй день также имел насыщенную программу.
После демонстраций в домах культуры устраивались антирелигиозные собрания и концерты. Журнал «Безбожник», 1923 год В других городах тоже устраивали подобные мероприятия. На них пропагандисты могли переодеваться в костюмы, ходить ряжеными. Исследователи описывают маскарады с костюмами Антанты, Колчака, Деникина, кулака, нэпмана, языческих богов, рождественского гуся и поросёнка. Историческая наука не приемлет прямых сравнений. Однако трудно удержаться от того, чтобы не увидеть в «комсомольских святках» нечто напоминающее ренессансный карнавал или средневековый «праздник дураков», когда дьячки и проповедники сами глумились над своим культом под всеобщее одобрение Подробнее смотрите в работах М.
Но в XX веке перед советскими деятелями была совершенно другая задача. Пытаясь с помощью насмешки доказать абсурдность веры, они намеревались уменьшить количество верующих, доказать несостоятельность религии. При этом, кажется, сами комсомольцы воспринимали новую форму Рождества и Нового года как очередную разновидность увеселений. По свидетельствам очевидцев одного самарского антирожденственского шествия: «Настроение было живое, ребята чувствовали себя по-праздничному». В частную жизнь антицерковная политика в начале 1920-х гг. Мемуаристы отмечают, что все более или менее свободно ходили на рождественские и новогодние вечеринки в клубы или в гости.
Ёлку для детей устроили и 1923 году в подмосковных «Горках» при уже смертельно больном Ленине. В 1924 года Корней Чуковский пишет об изобилии московских ёлочных базаров. Было всего несколько часов до сочельника, и магазин был переполнен. Уже давно стемнело. Толпы людей, через которые я должен был проталкиваться с ёлкой и покупками, утомили меня». С середины 1920-х гг.
Осмеяние ритуалов и служителей культов ни к чему не привело.
Собака начала лаять — к большой ссоре в семье. Если что-то разбить или разлить — к беспокойному году. Споткнуться в этот день — к непреодолимым препятствиям. Те, кто на Рождество признаются в любви, никогда не расстанутся. Приметы на 7 января о погоде По приметам 6-7 января наши предки предсказывали погоду на целый год.
Старики говорили: «Какая погода после Рождества, такая будет и после Петрова дня 12 июля ». Тепло внезапно пришло — осень будет холодная. Дождь пошел — пшеница не уродится. Снег идет — лето будет сырым. Кот клубком свернулся — к морозу Мыши в доме появились — скоро похолодает. Метель поднялась — рано листья на деревьях появятся.
На Рождество оттепель — весна предстоит ранняя и теплая. На закате небо стало алым — следующий день ожидается ветреным. Дым над домом столбом стоит — к трескучим морозам. Фото: ru.
В вертепах прихожане традиционно оставляют сладости, угощения и монетки. Традиция вертепов имеет глубокие корни в культуре разных стран, не только среди православных христиан.
Гадания С 6 по 19 января от Сочельника до Крещения длятся Святки. По сказаниям, это тот период, когда с потусторонней части мира возвращаются беспокойные души мертвых, а нечистые злые силы устраивают пакости. Принято считать, что на Святки приходится наилучший момент для гаданий. Особенно сильно гаданиями увлекались незамужние девки, которые на свечном воске, кофейной или чайной гуще хотели увидеть силуэт, образ милого суженого. В гаданиях применялись зеркала, крещеная вода, хлеб и многое другое. Сочельник Сочельник — это слово, обозначающее в русской традиции день перед Рождеством Христовым, то есть 6 января по новому стилю.
Это время считается важным для подготовки к рождественским празднованиям. На Сочельник в русских семьях проводятся различные традиционные обряды: семьи готовятся к празднованию Рождества, украшают дома, готовят особые блюда, такие как кутья — каша из пшена, меда, орехов и изюма, символизирующая общение с предками. Также в ночь на 7 января проводятся церковные богослужения, на которых верующие прихожане во главе со священником готовятся ко встрече Христа. Служба включает в себя чтение Евангелия, молитвы, пение и традиционное освящение воды. В ходе службы создается торжественная и праздничная атмосфера. Многие церкви и храмы украшаются свечами, елками и другими рождественскими украшениями.
Важным моментом службы является таинство причастия.
История празднования Рождества и Нового года: от Российской империи до СССР 1930-х гг
Рождество Христово: традиции и история празднования 7 января. В традициях Рождества церковные обычаи тесно переплетаются со светскими и народными. В материале подробнее рассказываем о некоторых рождественских традициях, которые соблюдали в дореволюционной России. Как изменились рождественские традиции в современной России? О том, как отметить праздник в христианской традиции, что поставить на рождественский стол и дарить ли подарки детям РИА Новости Крым рассказал благочинный феодосийского церковного округа, протоиерей Александр Попов. Рождественские традиции и обычаи русского народа. Среди наиболее известных русских обычаев и традиций, связанных с рождественскими праздниками, стоит выделить:вук.
7 января. Рождество Христово — традиции и обычаи
Как празднуют Рождество в России. Традиции и обычаи. | В ту ночь ангел явился пастухам и сообщил об этой светлой новости. |
Рождественские традиции в России | Рождество Христово: традиции и история празднования 7 января. |
Традиции празднования Рождества: вся история праздника в разных странах | Diletant | Большинство рождественских традиций и символов так или иначе связаны с библейским сюжетом рождения Иисуса Христа, а также с пережитками языческого празднования дня зимнего солнцестояния. |
Рождество Христово 7 января: история и традиции светлого праздника в России | «Красный Север» | В России главный праздник — Новый год, а традиция празднования Рождества существенно пострадала в атеистическом Советском Союзе. |
Тихий праздник. Как отмечали Рождество на Руси
Вместе с Россией Рождество 7 января, например, отмечают Сербская, Грузинская и Иерусалимская православные церкви. Рождество Христово берет начало с самого Крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Рождество Христово в России в 2023 году: традиции и подарки. Лайф выяснял, почему этот праздник настолько популярен в России, каковы его особенности и почему Рождество принято отмечать именно 7 января.
Рождество Христово 2025 в России
Были распространены и кукольные вертепы, особенно на территории Польши, Украины, Беларуси, России. В Беларуси вертеп назывался «батлейка» или «бетлейка» от слова Bethleem — Вифлеем , в Польше и прилегающих к ней областях Беларуси — «шопка», в Закарпатье — «бетлегем»[2]. Ящик для вертепных представлений представлял собой переносную конструкцию с несколькими ярусами для демонстрации представления. Число ярусов могло составлять от одного до четырех. Представление обычно состояло из двух частей. Первая часть была посвящена собственно библейским событиям: Младенцу Иисусу Христу поклоняются пастухи, волхвы, Ангелы славословят. Во второй части показывалась история избиения младенцев и смерти царя Ирода. Богословский смысл Рождества Христова Празднование Рождества Христова на территории нашей страны имело свои местные обычаи; с особым размахом его праздновали на юге России. Однако, говоря о народных традициях, не следует забывать главного — богословского смысла праздника Рождества Христова. Перед нами в этот день открывается величайшая тайна Боговоплощения.
Христос рождается в человеческом роде, принимает плоть человеческую, становится истинным человеком ради спасения всех людей. Ради этого Он проходит весь земной путь — рождение, страдание, смерть, завершая его Воскресением, отверзающим двери Рая, упраздняющего власть греха и смерти. Каждому знакома радость, которую мы испытываем, когда рождается человек, и каждый из нас, хоть однажды, соприкасался с тайной любви. Именно поэтому события Рождества Христова, при всей их непостижимости, близки сердцу любому человеку. Оцените статью.
По примете, тот, кто опоздал к рождественскому ужину, будет год жить в чужом краю. Птицы кричат — к неприятной вести. Собака начала лаять — к большой ссоре в семье. Если что-то разбить или разлить — к беспокойному году. Споткнуться в этот день — к непреодолимым препятствиям. Те, кто на Рождество признаются в любви, никогда не расстанутся. Приметы на 7 января о погоде По приметам 6-7 января наши предки предсказывали погоду на целый год. Старики говорили: «Какая погода после Рождества, такая будет и после Петрова дня 12 июля ». Тепло внезапно пришло — осень будет холодная. Дождь пошел — пшеница не уродится. Снег идет — лето будет сырым. Кот клубком свернулся — к морозу Мыши в доме появились — скоро похолодает. Метель поднялась — рано листья на деревьях появятся. На Рождество оттепель — весна предстоит ранняя и теплая. На закате небо стало алым — следующий день ожидается ветреным.
Именно там у Марии начались роды и явился на землю Иисус. Мат ь устроила колыбель младенцу в кормушке для животных. Пастухи, которые сторожили стадо, получили весть о рождении Мессии. Они увидели ангела, который велел им не бояться, а радоваться, так как в мир явился Спаситель: они найдут его в яслях. Мужчины отправились в Вифлеем, обнаружили в пещере святое семейство и поведали о чуде. Тогда же с дарами к Богомладенцу уже направлялись волхвы с востока. Особенная звезда, появившаяся на небосклоне, указала им путь. Вифлеемская путеводная звезда считается знаковой для Рождества. О рождении Мессии стало известно и иудейскому царю Ироду. Он позвал к себе мудрецов и приказал им сообщить, где находится новорожденный, когда те разыщут его. Когда мудрецы нашли новоявленных родителей Богочеловека, они поклонились и преподнесли подношения — золото, ладан и смирну ароматическую смолу. Мудрецы получили божественное предостережение насчет возвращения в Иерусалим и отправились домой другой дорогой.
Что не рекомендуется делать на Рождество Категорически запрещается стирать, готовить, убирать, колоть дрова и заниматься другой тяжелой работой. Все это стоит делать заранее, а сам праздник должен оставаться чистым и светлым, не омраченным никакими заботами. Почему нельзя выносить мусор? Потому что считалось, что в углах и закоулках, где и скапливается в основном вся грязь, собираются души почивших родственников, которые пришли отпраздновать Рождество со своей семьей. После Крещения, они возвращались к себе, на небо — тогда и можно было убрать и вынести мусор. Сочельник На рождественский сочельник нельзя опаздывать, это последний день поста. Все члены семьи приходят в гости заблаговременно и сообща накрывают на стол. По рождественской традиции в этот день едят сочиво отсюда и название Сочевник, которое позже трансформировалось в Сочельник. Сочиво — это размоченные зерна ржи, пшеницы или риса с добавлением фруктов и меда, в настоящее время именуемое кутьей. Садиться за стол можно только после вечернего богослужения в храмах и появления на небе первой звезды, которая оповестила когда-то волхвов о рождении Христа-Спасителя. Обязательным украшением стола считается пучок свежего сена, как память про ясли, в которых произошло рождение младенца. Праздничный стол накрывают белой скатертью и расставляют на нем дюжину блюд в соответствии с количеством апостолов. На праздничном столе должны быть только постные блюда. К обязательным блюдам в этот день относится печеная или отварная рыба, компот узвар состоящий из спелых и сушеных фруктов и варенье клубничное, малиновое, земляничное, морошковое. Размоченные зерна пшеницы несут в себе символ начала новой жизни, созревшие плоды и фрукты — знак окончания жизненного пути. Что касается рыбы, то в ее греческом названии «ихтиос» закодировано имя Иисуса Христа.
Традиции празднования Рождества в России
Среди рождественских традиций и обычаев большое внимание уделялось застолью. История и традиции, когда и как отметят Рождество в России в 2024 году — в материале «Вечерней Москвы». 16 января, в рамках реализации проекта «Разговоры о важном», на факультете высшего сестринского образования и среднего профессионального образования прошло мероприятие «Рождественские традиции в России». Эти традиции, принятые в нашей семье, служат одной цели – создать особое рождественское настроение вопреки новогоднему шуму и суете, напомнить и детям, и взрослым об истинном смысле предстоящего Рождества Христова. Еще одна религиозная традиция – соблюдение Рождественского (Филиппового) поста, который предшествует Рождеству. Давайте сегодня поговорим о рождественских традициях в России, а также коснёмся рождественских традиций на Руси.
Как празднуют Рождество в России. Традиции и обычаи.
Считалось, что тем самым можно навлечь на себя беду. Много традиций было связано с застольем. Так, нельзя было вставать из-за стола раньше гостей. Взятую в руки ложку нельзя было класть на стол. А незамужним девушкам и холостым парням запрещалось садиться на углу. В этом случае искать вторую половинку предстояло ещё не один год. Плохой приметой считалась тяжёлая работа на праздник. Под запрет попадали также любые виды рукоделия или стирка. А вот готовка праздничного обеда или уборка дома в этот список не входили, так как считались частью подготовки к празднику. Наоборот, прилежная хозяйка, чтобы отогнать от дома нечисть, должна была пройтись по углам веником из крапивы. Праздник надо было посвятить добрым делам.
А потому категорически запрещалось ругаться и сквернословить. Несмотря на то что ночь на Рождество считалась одной из самых точных в году для разного рода предсказаний, гадание и ворожба на Рождество были не в почёте. Православная церковь и вовсе запрещает заниматься этим "богопротивным" делом — даже ради забавы. Считается, что, совершая разного рода обряды, человек обращается за помощью к злым духам.
В допетровское время Новый год не праздновали потому, что «новый год» довольно долго мигрировал по всему календарному циклу и приходился на разные даты.
И, в общем, был скорее чисто техническим днем, от которого вели исчисление нового года. Давайте вспомним для начала, что самый древний новый год у восточных славян приходился на 1 марта. И это понятно и логично, ведь в любой аграрной культуре, которая зависит от природного цикла, от солнечного цикла, от вегетации растений — новолетие или новый год отмечается в тот момент, когда начинается новый природный цикл и, следовательно, сельскохозяйственный цикл. По сути, это очень далекое эхо того старого нового года, который отмечали 1 марта. В русской традиции, а особенно в восточнославянской традиции, он сохранился в виде такого реликта — встречать весну и петь специальные песни-веснянки. К этому дню пекли печенье, маленькие пирожки или маленькие хлебцы в виде птичек.
Они часто назывались жаворонками или какими-то другими названиями в честь птиц. Сейчас этот обычай кое-где еще сохраняется и жаворонков пекут или в день Авдотьи Плющихи, то есть в день памяти святой Евдокии на 1 марта, или же в день памяти Сорока мучеников на, так называемые, Сороки, которые отмечают 22 марта. Затем новый год переместился на 1 сентября — это было связано с церковным циклом. И, наверное, вы знаете, что до сих пор Русская Православная Церковь исчисляет систему годовых праздников от 1 сентября по юлианскому календарю, или 14 сентября по принятому теперь григорианскому календарю «новому стилю». Петр I не только перенес новый год на 1 января по подобию празднования новолетия в европейских культурах, но еще внес существенные изменения в летоисчисление. До 1699 года исчисление лет производилось «от сотворения мира», а петровский указ ввел исчисление «от Рождества Христова», то есть между ними разница в 5 508 лет.
Таким образом, люди, которые жили в 7 308 году, внезапно очутились в 1 700 году, согласно новому указу Петра Великого. Поэтому это было довольно радикальное изменение календарной системы. Новый год, попав в этот новый цикл, был вынужден в него вписаться «задним» числом, ведь 1 января — это день, который находится в структуре 12-и дневного святочного цикла от праздника Рождества Христова до Крещения. Поэтому новый год принял на себя часть этих святочных смыслов и, соответственно, часть обрядовых действий. Можно ли говорить о том, что Петр Великий пытался разными атрибутами маркировать время наступления нового года? Приказал ставить перед дверями своих домов еловые, сосновые или можжевеловые деревца?
Поздравлять друг друга и дарить подарки? Петр I, действительно, попытался ввести некоторые элементы, которые придавали бы этому празднику, так скажем, атрибутику или какую-то обрядовую сущность. Потому, что праздник, который не имеет специальных символов, закрепленных в культуре, не имеет никаких обрядовых действий, которые его оформляют, - это, вообще, не праздник, а бессмыслица, просто некая дата в календаре. Царь попытался закрепить за этим днем какие-то определенные структурные элементы. Самое известное это то, что он повелел на главных улицах перед домами, не только частными, но и перед общественными учреждениями, ставить всевозможные хвойные растения — елки, сосны, можжевеловые деревца. А бедным людям указ царя предписывал прикрепить к дому хотя бы по еловой или можжевеловой веточке.
Впрочем, если вы думаете, что этот указ Петра Великого явился основанием для современного празднования Нового года с его известной атрибутикой, то вы глубоко ошибаетесь, поскольку он практически не имел никаких последствий после смерти царя. И к нашей современной новогодней елке имеет также косвенное отношение. Во-первых, елки, которые ставились перед домами или на крышах домов служили украшением внешнего общественного пространства — улиц, площадей и так далее. А наша современна елка — это уже часть домашнего интерьера. Во-вторых, эти елки, во времена Петра Великого, никак не украшались. В-третьих, с ними не производилось никаких специальных обрядовых действий.
Это был просто знак, что наступил новый год. После смерти Петра I этот обычай из частного употребления очень скоро был вытеснен. В качестве наследия этого указа осталось то, что елки стали прикрепляться на крыше кабаков — всевозможных питейных заведений. Таким образом, елки или сосенки ставили перед входом в кабак или на крыше — это был знак того, что это именно питейное заведение. Такая тенденция была распространена в течение всего XIX века, в результате чего в русской фразеологии появились всевозможные эвфемизмы, которые обозначали нахождение в пьяном виде. Сейчас мы говорим «подшофе» или «заложил за воротник».
А что происходило после, и когда появился обычай ставить именно новогоднюю елку? Давайте рассмотрим семантику или символику ели в славянской картине мира. Если мы посмотрим, какие смыслы приписывались ели в русской или славянской народной традиции, то мы увидим, что она, прежде всего, связана с символикой смерти. Самоубийц хоронили между двумя елями, при погребении в похоронном обряде еловыми ветками выстилали дно могилы или их бросали на пути движущейся траурной процессии. Однако при Петре I ель стала символом праздника. Этот обычай царь позаимствовал из Западной Европы, где примерно с XVI века установился обычай ставить еловое деревце на Рождество.
Дело в том, что главный источник христианской истории — Библия — обходит стороной точную дату появления на свет Иисуса. Про события, предшествующие его рождению, есть. Про последующие после рождения — тоже. А вот самой даты нет.
Подробнее об этом и других неожиданных фактах о Христе читайте тут. Он так и называется — Рождественский. Или Филиппов потому что начинается с дня памяти апостола Филиппа. Пост — это прежде всего время особой духовной собранности, молитвы, трезвения, обуздания своих дурных склонностей.
Ну а что касается пищи, то, если следовать строгому уставу, в дни Рождественского поста 28 ноября — 6 января : не едят мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр в понедельник, среду и пятницу — не едят рыбу, не пьют вина, еда готовится без масла сухоядение во вторник, четверг, субботу и воскресенье — можно готовить пищу с растительным маслом по субботам, воскресеньям и в великие праздники разрешена рыба. Накануне Рождества Христово ничего не едят до появления первой звезды.
Вот как описывает Николай II в своем дневнике сочельник и Рождество в кругу семьи в декабре 1894 года. Это воспоминания первого года после женитьбы императора: «24 декабря, суббота.
Простились с милым Царским [Селом] на этот год и в 10 ч. В 11:30 пошли в Аничков к вечерне… Разобравшись с вещами и подарками на Елку, пошел с Аликс в сад. Пили чай наверху и в 6 ч. Пошли ко всенощной.
После нее была Елка в голубой гостиной по примеру давно минувших лет! Милая мама нас всех по-прежнему осыпала подарками!.. В 5:45 поехали в Гатчину. После всенощной елка для всех была внизу.
Обедали поздно. Вернувшись в 10:45 в Царское Село, устроили свою елку в новой комнате Аликс».