Неделя о Мытаре и Фарисее: содержание притчи, экскурс в историю, толкование, духовный смысл, значение и особенности этого периода. Притча о мытаре и фарисее рассказывает о важности искреннего покаяния и образно выражает ту духовную истину, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. Неделя о Мытаре и Фарисее: содержание притчи, экскурс в историю, толкование, духовный смысл, значение и особенности этого периода.
Настоящий фарисей: какой он?
Abel Grimmer, ок. Музей Плантена — Моретуса, Антверпен Ин. Городская библиотека Трира Евангелие Хитды. Университетская и государственная библиотека, Дармштадт Санкт-Вольфгангский алтарь. Michael Pacher, ок.
Все это было свойственно тем, кто принадлежал к секте фарисеев. Важно здесь отметить слова Спасителя: «...
Этим словом Господь указывает на ограниченность фарисеев и их подхода к духовной жизни. А есть и другой подход. Авва Антоний сказал однажды авве Пимену: «В том состоит делание человека, чтобы грехи свои полагать на главу свою перед Богом». Это подход к Богу того, кто нуждается в Нём, чтобы очистить свои грехи. Поэтому-то мытарь и молится: «Боже, милостив буди мне, грешному», — он нуждается в Боге, он просит, понимая, что ничего еще не сделал, он не проповедует своих, может быть, и имеющихся добродетелей, но не их, а «грехи свои полагает на главу свою перед Богом». В древних книгах и на старых народных лубках можно встретить изображение мытаря и фарисея; изображается фарисей, мчащийся на колеснице, и мытарь, идущий пешком.
Стремятся они оба в Царство Небесное. Мчится фарисей на колеснице и надеется на ней въехать в Царство Небесное, его колесница снабжена всем необходимым для достижения цели, но в последний момент она ломается, и мы видим на древних картинках, что пешеходящий мытарь его перегоняет. Для настоящей духовной жизни нужно себя приучить соблюдать равновесие между проявлениями внутренней и внешней религиозности. Необходимо соблюдать закон — заповеди Божии и церковные уставы. Но этого мало. Если бы мы так стали работать для Господа, то в этой работе были бы подобны человеку, который, по словам Лествичника, «думает выплыть из пучины, гребя одной рукой».
Нужно обладать еще смирением мытаря. Нужно ненавидеть возношение фарисея и падения мытаря. Мытарь вышел из храма более оправданным, но это еще не значит, что он уже в Царствии Небесном. Ефрем Сирин , учитель покаяния, автор великопостной молитвы «Господи и Владыка живота моего», заповедует нам в этой молитве зреть видеть наши прегрешения и не осуждать брата. Молитва и добрые дела тщетны, если они совершаются не для Бога, а для мира, для нашего тщеславия. Тщетно всякое доброе дело, делаемое напоказ.
Тщеславие в своей основе есть, по единодушному определению Отцов Церкви, «упование на своё тщание», «отвержение Бога», «отгнание Его помощи». Ибо делая что-либо напоказ, я совершаю это вовсе не для того, чтобы воздать должное Богу, возвратить Ему приумноженный талант: «Это Твоё»,— но для того, чтобы люди меня хвалили.
Но это еще не все. Они были уверены о себе перед Богом, не только имели высокое мнение о своей праведности, но и полагались на нее как на свою заслугу всякий раз, когда обращались с молитвой к Богу. Они были уверены о себе, что они праведны, считали, что сделали Бога своим должником и могут всего потребовать у Него. Далее: 3. Они уничижали других, смотрели на них с презрением, как на недостойных никакого сравнения с ними. Этой притчей Христос хотел показать безумие таковых, что они таким образом лишали себя Божьего благоволения. Хотя эта история называется притчей, однако никаких аналогий здесь нет. Это, скорее, описание различных характеров и высказываний тех, кто гордо оправдывает себя, и тех, кто смиренно осуждает себя, а также их различных положений перед Богом.
Это факты из повседневной жизни. Здесь представлены два человека, совершающие молитву в одном и том же месте и в одно и то же время ст. Это не был час общей молитвы; они пришли в храм для личного поклонения Богу, как обычно поступали благочестивые люди в то время, когда храм был не только местом, но и средством богослужения. Бог обещал в ответ на просьбу Соломона, что всякая молитва, совершенная в храме, или в сторону храма, будет скорее услышана. Христос — наш храм, обращаясь к Богу, мы должны взирать на Него. Фарисей и мытарь вошли в храм помолиться. Отметим, среди поклоняющихся Богу в видимой церкви существует смесь добрых и плохих, тех, кто принимается Богом, и тех, кто не принимается Им. Так было всегда, с тех пор как Каин и Авель принесли свои жертвы на одном жертвеннике. Фарисей, при всей своей гордости, не мог ставить себя выше молитвы, и мытарь, при всем своем смирении, не мог смотреть на себя как на лишенного права прибегать к молитве. Однако у нас есть основание думать, что они пришли с разными намерениями.
Фарисей пришел помолиться в храм, потому что это было общественное место, более общественное, чем углы улиц, и поэтому здесь на него будет устремлено множество глаз и люди похвалят его набожность; возможно, это было больше, нежели ожидалось. Основанием для такого предположения является данная Христом характеристика фарисеев: все дела свои делают с тем, чтобы видели их люди. Отметим, лицемеры соблюдают внешние религиозные обряды только для того, чтобы сохранить или приобрести добрую репутацию. Существует много тех, которых можно каждый день увидеть в храме, но вполне возможно, что мы никогда не увидим их по правую руку Христа в тот великий день. Мытарь пришел в храм, потому что это был дом молитвы для всех народов, Ис 56:7. Фарисей пришел в храм ради похвалы, а мытарь ради дела; фарисей пришел для того, чтобы показать себя, а мытарь — чтобы принести свое прошение к Богу. Бог видит, с какими настроениями и намерениями мы приходим на служение Ему, и соответственно этому будет судить нас. Обращение фарисея к Богу ибо назвать это молитвою я не могу : Фарисей став молился сам в себе так, ст. Став сам по себе, он молился так — так переводят некоторые это место. То есть он был всецело занят самим собой, не видя никого, кроме самого себя, ища только собственной похвалы, а не славы Божьей.
Или, став на видном месте, чтобы выделиться среди остальных, или, приняв на себя очень торжественный и официальный вид, он таким образом молился. Из того, что он говорил, можно заключить следующее: 1. Он был уверен о себе, что он праведен. Он сказал много хорошего о самом себе, и мы можем предположить, что это было правдой. Он был свободен от грубых и позорных грехов, он не был грабителем, не был ростовщиком, не притеснял должников и арендаторов, но был справедлив и добр со всеми, кто зависел от него. Он ни в чем не поступал несправедливо, он никому не сделал зла, он мог сказать как Самуил: У кого я взял вола, у кого взял осла? Он не был прелюбодеем, но содержал свой сосуд в чистоте и чести. И это было еще не все: он постился дважды в неделю, отчасти в силу своего воздержанного характера, а отчасти в силу своей набожности. Фарисеи и их ученики постились дважды в неделю — в понедельник и четверг. Таким образом, он прославлял Бога в своем теле.
Мало того, согласно закону, он давал десятую часть из всего, что приобретал, то есть прославлял Бога и имением своим. Все это было весьма хорошо и достойно похвалы. Плохо, если кто не достиг праведности этого фарисея. Однако он не был оправдан; почему же? Он не сказал: благодатью Божией есмь то, что есмь, как сказал о себе Павел, но заменил это небрежным: Боже, благодарю Тебя. Это было лишь прелюдией к гордому и тщеславному восхвалению самого себя. Он пришел в храм помолиться, но забыл о своем намерении. Он был настолько полон собою, собственной праведностью, что думал, будто ни в чем не нуждается, ни в благоволении Божьем, ни в Его благодати; он, кажется, считал, что об этом вовсе не стоит просить. Он уничижал других. Он высказывается неопределенно, так, как если бы был лучше любого человека.
Мы можем иметь основание благодарить Бога за то, что не таковы, как некоторые, известные своими пороками и низостью, но говорить так опрометчиво, как если бы мы были единственно хорошими людьми, а все остальные распутники и негодяи, значит судить слишком обобщенно. Он знал о том, что это был мытарь, и на этом основании очень немилостиво заключил, что он был грабитель, обидчик, во всех отношениях испорченный человек. Предположим, это так и было и фарисей знал об этом, но какое ему до этого дело? Разве он не мог возносить свои молитвы это было все, что делали фарисеи без упреков в адрес своего ближнего? Или это было частью его Боже, благодарю тебя? И не доставляла ли ему греховность мытаря такое же наслаждение, как его собственная праведность? Это самое очевидное доказательство не только недостатка смирения и милосердия, но и преобладания гордости и злобы. Обращение мытаря к Богу было совершенно противоположно обращению фарисея: оно было исполнено смирения и унижения в такой же степени, в какой обращение фарисея — гордости и надменности; исполнено покаяния в грехах и желания к Богу, тогда как фарисей был полон уверенности в себе, в собственной праведности и достаточности. Он обнаружил свое покаяние и смирение в своих действиях: его поза во время обращения к Богу выражала глубокое смирение и серьезность, одежда свидетельствовала о сокрушении, раскаянии и покорности сердца. Фарисей стоял, но забрался так высоко, как только мог, в верхний конец двора; мытарь же держался на расстоянии, сознавая себя недостойным подходить близко к Богу и, вероятно, опасаясь оскорблений от фарисея, смотревшего, как он заметил, с презрением на него, а также помех для молитвы.
Этим самым он признавал, что Бог по справедливости мог смотреть на него издали и мог навеки удалить его от Себя, что это было великим благоволением Бога — допустить его до такой близости. Он вознес свое сердце к Богу на небесах, выражая святое желание, но, одолеваемый чувством стыда и сокрушения, не мог поднять глаза свои с уверенностью и святым дерзновением. Его беззакония постигли его, так что он видеть их не может, Пс 39:13. Его потупленный взор свидетельствовал об унынии его духа, вызванного сознанием греха. Сначала сердце поражает грешника своими укоризнами, 2Цар 24:10: И вздрогнуло сердце Давида... Грешник, что ты натворил? А потом он поражает свое сердце угрызениями и сожалениями: Бедный я человек! О Ефреме сказано, что он бил себя по бедрам, Иер 31:19. Великие плакальщики описываются как ударяющие себя в грудь, Наум 2:7. Затем он выразил это и в произнесенных им словах.
Молитва его была краткою. Страх и стыд не позволяли ему сказать больше, слова потонули в стенаниях и вздохах. Однако все сказанное им было сказано с определенной целью: Боже! Да будет благословенно имя Божье — молитва эта была услышана, и мы уверены, что произнесший ее человек пошел домой оправданным. И мы получим оправдание через Иисуса Христа, если будем молиться, как молился мытарь: «Боже! Если Ты не помилуешь меня, я навеки погибну, буду вечно страдать. Боже, будь милостив ко мне, ибо я был жесток к самому себе». Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Фарисей не признает себя грешником, никто из его ближних не может его упрекнуть ни в чем, и он сам не видит причины, чтобы укорять себя, он чист, чист от греха. А мытарь не видит себя никем иным, как только грешником, виновным преступником пред судом Божьим.
Фарисей опирался на заслуги своих постов и десятин, а бедный мытарь отвергает всякую мысль о своих заслугах и прибегает к милости Божьей как к своему городу убежища, хватается за роги этого жертвенника. Он приходит как нищий за милостыней, когда уже был готов умереть голодной смертью. Вероятно, он повторял эту молитву все с большим и большим чувством, возможно, он еще что-то прибавлял, исповедовался в конкретных грехах и просил о конкретных милостях, в каких он нуждался и какие ожидал от Бога. Но при этом он все повторял и повторял, как припев песни: Боже! Оправдание мытаря Богом. Мы видели, как по-разному обращались к Богу эти два человека; теперь посмотрим, чего они достигли. Некоторые, наверно, превозносили фарисея, сопровождали его одобрительными возгласами, когда он уходил домой, и с презрением смотрели на этого поникшего, стенающего мытаря. Однако наш Господь Иисус, перед Кем открыты все сердца, Кому известны все желания, от Кого не сокрыта никакая тайна и Кто в совершенстве знает все дела небесного суда, уверяет нас в том, что этот бедный, кающийся, сокрушенный сердцем мытарь пошел в дом свой оправданным более, нежели тот.
Фарисей не был просто осужден: до часа смертного можно надеяться на прощение, и он был праведен, он был труженик, он вкладывал усилие души и тела в праведность свою. Она была бесплодна, из нее не высекалась даже и искра сострадания и любви — и, однако, это была праведность... А неправедность получила прощение. Вот, подумаем об этом; подумаем о том, во-первых, являемся ли мы хотя бы фарисеями, есть ли в нас вообще какая-то правда, правда перед людьми, с доброделанием, правда перед Богом — то есть отдаем ли мы Ему должное, то, на что Он просто имеет право? А потом поставим перед собой вопрос: лишенные даже и праведности фарисея, не являемся ли мы такими же, как и он, безлюбовными, бессердечными, мертвыми душой? Как мы смотрим на ближнего — в храме, вне храма, в жизни, в семье, на работе, на улице, в газете, везде: единичного ближнего и коллективного ближнего? Как мы на них смотрим, как мы о них судим, не имея опоры даже в истинной, хотя и мертвой, праведности фарисея?.. Митрополит Антоний Сурожский, 2 февраля 1969 г.
Подготовка к Великому посту. В чём смысл притчи о мытаре и фарисее?
Молитва и пост будут иметь пользу только в том случае, если они не запятнаны самолюбием и превозношением. Поэтому перед Великим постом каждый верующий христианин должен покаяться в совершенных грехах и сделать это искренне. Начиная с 22 февраля в храмах читается Евангелие, проходит всенощное бдение, и верующие приходят, чтобы помолиться. Поститься вплоть до начала Великого поста не нужно. Никаких ограничений в пище нет, но христианам рекомендуется не переедать, поскольку нужно оставить внутри себя место не только для телесной, но и для духовной пищи. Только так можно приблизиться к Господу и очиститься от грехов.
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Угодна ли Богу такая молитва? Приятно ли Ему слушать гордые слова и самохвальство человека, хотя и старающегося быть непорочным по правде законной, но относящего свою праведность к своим собственным заслугам, а не к благодати Божией? Отвратим глаза свои от высоко и самодовольно поднятых к небу рук его, обратим их на стоящего с низко опущенной головой и бьющего себя в грудь мытаря, неправедно требующего в свою пользу лишние деньги при собирании установленных законом податей и за это всеми ненавидимого. Эта всеобщая ненависть давила и мучила мытаря, и совесть тяжело укоряла его. Все мы, слабые люди, подвержены в большей или меньшей степени телесным или духовным страстям: чревоугодию и блуду, сребролюбию, самомнению и гордости, унынию и гневу. Этим страстям научает и покоряет нас враг нашего спасения — диавол.
Однако их правильное толкование таких дат редко дополняется сведениями о неделе мытаря и фарисея. Можно ли жениться за три недели перед Великим Постом Желающие пойти под венец хотят знать, можно ли вступать в священные узы брака за три недели до Великого поста. В этом случае все зависит от служителя церкви, к которому жених и невеста обратились с подобной просьбой. Некоторые священники, придерживаясь традиции, отказывают в венчании на сплошной седмице. Однако в Библии нет четкого запрета по этому поводу, поэтому большинство служителей храма не видят препятствий для соединения двух любящих сердец под сводами Божьей обители. Работники ЗАГСа свой рабочий график подстраивают под великие церковные праздники только тогда, когда они совпадают с официальными выходными. Вступать в священные узы брака за три недели до Великого поста можно Следовательно, жениться в этот период можно. Если откажут в просьбе в первой церкви, то стоит потратить время и найти более лояльно настроенного священника. Нужно ли читать притчу детям В этом случае ответом станет утверждение, что не можно, а нужно. Библия четко определяет разницу в духовной сущности разных по возрасту поколений. Принято считать, что детская душа освящена крылом и поцелуем ангела. Однако даже у маленького ребенка уже складывается свой характер, который иногда сложно назвать покладистым.
Фарисеями же называли представителей наиболее влиятельного религиозного течения в Иудее. При этом в современном русском языке слово «фарисей» означает «ханжа, лицемер», рассказала «Ленте. Толкование притчи о мытаре и фарисее Согласно толкованиям Евангелия, разница между этими двумя людьми заключается лишь в том, что фарисей не считал себя грешным. Мытарь же глубоко сознавал свои грехи и всей душой в них раскаивался. Между тем грешниками являлись оба, поскольку безгрешных людей не существует. При этом фарисей чувствовал себя настолько выше и достойнее остальных, что расположился на заметном месте в храме, желая, чтобы и люди, и сам Господь видели, насколько он благообразный и заслуженный человек. В отличие от него мытарь стоял вдали, то есть не считал себя достойным приблизиться к алтарю. Это значит, что в глазах Бога наивысшим достижением человека является смирение», — рассказал в беседе с «Лентой. Именно признание своих грехов, а также собственной незначительности из-за этих грехов и есть настоящее смирение гордыни, к которому призывают Христос и церковь. И пусть вас не вв одят в заблуждение слова об унижении себя. Унижение себя не означает желание казаться более ничтожным, чем есть на самом деле отец Александр священник храма Всех Святых на Кулишках Эта фраза в притче означает лишь «понимание, что, будучи грешным, по определению нельзя претендовать на какую-то исключительность или даже просто более сильную значимость по сравнению с другими людьми». Отец Александр отметил, что от того, наскольк о велико у того или иного человека чувство греха, зависит его близость к Богу. Он напомнил, как Иоанн Креститель был смущен при виде Иисуса: он говорил , что недостоин даже р азвяза ть ремень его обуви. Это происходит в том случае, если они становятся самоцелью, средством для возвышения, предметом для гордости. Фарисей соблюдал все правила, но при этом презирал остальных и проявлял свою надменность.
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Неделя о мытаре и фарисее
о мытаре и фарисее - записана в 18-ой главе Евангелия от Луки. Как понимать притчу о мытаре и фарисее. Неделя мытаря и фарисея называется так потому, что на литургии читается Евангелие – притча о мытаре и фарисее, а в церковных песнопениях, находящихся в Триоди постной, ставится в пример смирение мытаря и порицается гордыня и самохвальство фарисея.
Притча о мытаре и фарисее: толкование, неделя 2023
Можно подумать, в »безгрешном обществе», у которого одна забота — чтобы был «безопасный грех». Современного человека уже не тревожит грех, его беспокоят последствия греха: болезни, катастрофы, войны, внутренняя пустота и отчаяние. Пока мы будем тратить все силы на то, чтобы победить последствия греха, пряча грех, пока мы не принесем его Богу в смиренном покаянии, последствия греха будут делать нашу жизнь все более несчастной. Самое важное, что происходит сегодня в мире, это то, что люди теряют чувство греха.
Например, древний грех прелюбодеяния воспринимается сейчас большинством — как выражение любви и свободы, и потому это вовсе не грех, а добродетель. Древний грех мужеложства — просто как иной стиль жизни. И если это не добродетель, то, по крайней мере, это уже как бы не безнравственно.
Просто это — другое. И еще две очевидных и существенных закономерности. Чем больше в мире греха, тем меньше грех ощущается как грех.
И пока человек не начнет чувствовать, что грех — это грех, и что такое грех, он будет видеть других большими грешниками, чем он сам, он будет фарисеем. И, наконец, самое главное, что мы должны запомнить сегодня навеки. Как бы ни был велик грех, есть нечто большее греха, это — Божия благодать.
Божия благодать всегда больше греха, и потому апостол Павел говорит: «Верно слово и всякого приятия достойно, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, от которых я первый». Кажется, безумие мира уже достигло предела. Но святые отцы говорят, что мы не видим тысячной доли зла, которое в мире, и точно так же тысячной доли любви Бога к миру.
Мы знаем, что никогда зло не одолеет до конца любовь. Что никогда грех не будет сильнее милосердия. Более того, мы знаем: чем больше неистовствует зло — пусть зверь уже кажется сорвавшимся с цепи — тем более Дух Божий ведет нас.
Там, где зло наглеет, там становится очевидным для верных присутствие Духа.
Христианин в чувстве сердца своего должен носить глубокое убеждение в своем непотребстве при всей праведности, или при всем обилии добрых дел, о которых однако ж, должен ревновать неусыпно. Так спасались все, которые спаслись, и оставили нам в своем примере указание возможности таких чувств и побуждение к возгреванию их в себе самих.
Посмотрите на покаянные молитвы, кои суть излияние душ святых Божиих, прославленных Церковью. Как они там осуждают себя перед Господом! Приди, припади и всплачься пред Господом, сотворившим нас, с верою в Господа нашего Иисуса Христа, Своею бесценною кровью, пролитою на Кресте, омывающего все грехи наши и Своею беспредельною святостью восполняющего все недостатки наши.
Ревнуй о добродетели, сна не давай очам, чтоб не пропустить случая к добру, не допустить недоброго чувства и не ослабнуть в ревности: но надежду спасения всю полагай в Господе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением 1 Кор. Григорий Богослов Боже, милостив буди мне грешному. Обманулся я, Христе мой, и , чрез меру понадеявшись на Тебя, занесся высоко — и очень глубоко ниспал.
Но опять подними меня вверх, ибо сознаю, что сам себя ввел я в обман. А если опять превознесусь, то пусть опять паду, и падение мое да будет сокрушительно! Если Ты меня примешь, я спасен: а если нет, то я погиб.
Но ужели для меня одного исчерпана Твоя благость? О мой злой день! Как избегну его?
Что со мною будет? Как страшен мне грех; как страшно оказаться полным терний и гроздов гоморрских, когда Христос станет судить богов, чтобы каждому воздать по его достоинству и назначить страну, сколько взор вынесет света?
Святые отцы говорят, что всякое доброе дело или мысль приходят нам от Бога. Мы делаем добро не своими силами, но силой Божией: мы исполняем правило, ходим на службу, молимся, потому что Господь нам помогает. Стоит нам только присвоить это себе, мы теряем благодатную силу и помощь Божию, и нам становится очень тяжело, так как своими собственными силами ничего доброго сделать не можем. Чтобы нам избежать гордости фарисея, будем бегать славы человеческой, а своими делами и поступками будем прославлять не себя самих, а Бога, будем помнить, что мы лишь инструмент в руках Божиих, через который, если он правильно настроен, проявляется Слава Божия, а мы только рабы неключимые. Как говорили еще древнегреческие философы и святые отцы, познай себя: познай, что ты ничто, ты глина, прах и пепел, червь, — только на этом основании познания себя, своей немощи, нищеты духовной, можно преуспеть в добродетели и обрести сердечную молитву.
Такой пример духовной нищеты и самопознания дает нам молитва евангельского мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Дорогие братья, будем стараться избегать гордости фарисея и учиться смирению мытаря. Господь ждет от нас, чтобы мы отдали ему свое сердце. Будем искренни пред Ним. Если нас борет зло, греховные страсти, не будем унывать и отчаиваться. Господь ждет нашего покаяния, откроем пред ним свое сердце, веря в Его любовь и прощенье.
Фарисей самодовольный человек, конечно, возможно он праведный, но его молитва не покаяния и благодарения, а полная гордости за себя. Становится ли он праведником, когда презрительно осудил мытаря. Он не возносится над другими людьми, но старается себя обелить. Сборщик унизительных податей не мог глаз поднять. Он считал себя великим грешником и просил только о милости Божьей, так как продался тиранам и служит им. Он не исполняет рьяно законы, но бьет себя в грудь и просит милости Господа. Он унижал себя, открывая пространство для роста. Поэтому уйдет домой оправданным Богом. Смирение и покаяние — главное условие добродетели Христианское учение утверждает, что любой православный приближается к Господу тогда, когда делает шаг навстречу любому человеку. Любить ближнего как самого себя — это увидеть в нем не отдельную личность, а единое целое с ним. Это как пальцы рук одной ладони. Любовь к Господу и ближнему — основные христианские заповеди.
Толкование притчи о фарисее и мытаре
Днесь Святая Церковь начинает подготовку к Великому посту чтением Святого Евангелия притчей о мытаре и фарисее. Толкование на притчу о мытаре и фарисее. "Сказал также к некоторым, которые уверены 6ыли о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. При́тча о мы́таре и фарисе́е — одна из известных притч Иисуса Христа, записанная в Евангелии от Луки. Притча о мытаре и фарисее: «Те, кто возвышают себя, будут унижены». Ныне притчею о мытаре и фарисее говорится каждому из нас: Не полагайся на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на беспредельную милость Божию, вопия, подобно мытарю. Толкование евангельской притчи о мытаре и фарисее, которую в храме за литургией читают.
Настоящий фарисей: какой он?
Между тем подлинное значение слова «смирение» — это мудрость и трезвость, умение видеть свои недостатки и слабости, обуздывать гордыню. Антиподы этой «духовной нищеты» — самомнение, ложная успокоенность. Начиная с «недели мытаря и фарисея», за всенощной поют Песнь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» В ней сливаются воедино слова псалмопевцев, сокрушенный вздох мытаря и голос души, взыскующей прощения Божия. Количество просмотров 779.
Первая Седмица с 5 февраля по 11 февраля — «Неделя о мытаре и фарисее»; Вторая начнётся с 12 числа и продлится по 18 февраля — «Неделя о блудном сыне»; Третья — «Неделя о Страшном Суде» с 19 числа до 25 февраля. Во время праздничной недели пост не держится в среду и пятницу, поэтому она называется «сплошная седмица».
Дата её празднования меняется каждый год. Она напрямую зависит от сроков проведения Великого поста. Кто такие мытари и фарисеи в Библии Значения слов «Фарисей» и «Мытарь» являются описанием нехорошего человека. Это известно каждому, кто знаком с этой историей. Отличие между ними лишь в том, что одних Иисус ругал, а к другим, напротив, испытывал сочувствие. Дело в том, что в Евангелии фарисеи это те, кто часто спорят со Спасителем и возражают его словам.
Они считают, что более исполнительно относятся к заповедям и возвышают себя над остальными. Простые люди часто принимали их за учителей из-за праведного образа жизни. Иисус Христос всегда уличал их лицемерие и ругал за неправильное толкование слова Божьего, за что они считали это за угрозу их духовного авторитета. Но несмотря на своё заблуждение, в числе фарисеев были и те, кто искренне старались угодить Господу. Именно поэтому открывал Спаситель их души, чтобы спасти тех, кто преследовал благую цель своими неправильными деяниями. Мытари были слугами римлян, которые захватили землю Израиля.
В ряды мытарей нанимались местные иудеи, чтобы они собирали налог со своих земляков. Помимо налогов, предатели добывали собственную прибыль. Они могли спокойно отобрать последнее у бедных или оставить мать на руках с ребёнком без гроша. Находившиеся на службе у римлян считались врагами народа, ненавистными изгоями, с которыми брезговали даже заговорить. Но люди слишком боялись их, чтобы сопротивляться. Но Иисус никогда не делил людей на добрых и злых.
Мытари, наравне с другими, имели право покаяться перед Богом. За свою искренность, многим нередко прощались их грехи.
Разве это не страшно и не осуждающе похоже на нас? Как часто мы знаем, что у нас есть перед Богом, среди людей место и что есть у нас место, я не говорю — в вещественном храме, но в том таинственном, незримом храме, который есть мироздание, трепетно собранное вокруг Живого Бога своего. Он был собирателем податей, но как он отличался от современных! Он просто был прислужником оккупантов-римлян, которые поработили народ израильский, всячески его притесняли и искали в его же среде таких людей, которые будут только заниматься побором, сбирать их дань. И конечно, такие люди были всеми ненавидимы, потому что законом их жизни было вымогательство, была твердость, была жестокость, была беспощадность. Но одному, видно, этот мытарь научился в той страшной, жестокой жизни, которую он вел среди себе подобных и среди жертв ожесточения людского. Он научился, что не выжить человеку в страшном человеческом обществе, если хотя бы на мгновение не будет приостанавливаться закон, если хотя бы на мгновение не будет проявляться жалость, милосердие.
Если все будет идти по писанному, если все будет делаться так, как по праву можно поступать, то ни один человек не уцелеет.
И Евангелие показывает их образ молитвы, как они молились. Возможно, уста их молчали, но Господь Сердцеведец, Он зрит на сердце человеческое и видит их мысли и желания. Фарисей молился так: «Благодарю Тебя, Господи, за то, что я хороший человек: даю милостыню, живу по заповедям, благочестиво, а не как блудники, разбойники или как этот мытарь». Фарисей в своей молитве не обращается с благодарностью Богу, а просто любуется самим собой. Когда они окончили молитву, мытарь был более оправдан Богом, чем фарисей. В конце притчи сказано, что всякий возносящий себя смирится, а смиряющий — вознесется. Через эту притчу Господь обращается к нам с вами, он ждет, чтобы мы пробудились от сна нечувствия и посмотрели в свою душу и сердце. Мытаря и фарисея можно рассмотреть как два разных устроения души человеческой, одно — приятное Богу смиренное сердце, а другое — противное Богу, гордое и надменное сердце. Устроение фарисея таково, что внешне он старается быть безупречным, хорошим, соблюдать все церковные предписания и обряды, и в этом нет ничего плохого, а даже похвально.
Беда фарисея в том, что он делает все это напоказ, гордится своими добрыми делами, и самое страшное — он превозносится и осуждает ближних. За это гордое сердце он теряет свою награду и отпадает от Бога.
Первая подготовительная седмица к Великому посту. Неделя о мытаре и фарисее
В притче о мытаре и фарисее Иисус осуждает самоуверенность фарисея в своей правоте и презрение к грешнику мытарю. Толкование притчи «Мытарь и фарисей». Смысл притчи о мытаре и фарисее.
13 февраля Православная Церковь вспоминает притчу о мытаре и фарисее
Пост и молитва, и милостыня существуют для того, чтобы мы научились смирению и любви к Богу и человеку. Фарисей постился и давал милостыню, но он презирал и ненавидел других, надмевался и превозносился перед Богом. Мытарь не смел поднять глаз к небесам, но ударял себя в грудь, говоря: «Боже, милостив будь ко мне, грешнику». Он стоит вдали, он чувствует свое ничтожество перед Богом и исполняется смирения перед величием Божиим. Господь заканчивает притчу словами «Ибо всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».
Пока человек не достигнет смирения, он не получит награды за свои труды, награда дается за смирение, а не за труды. Не за пост, не за молитву, не за добрые дела. Но кто старается показаться меньше, чем он есть. Мы живем в мире, где люди теряют чувство греха.
Современного человека уже не тревожит грех.
Переходи быстрее и подпишись на нас! Библейская притча про мытаря и фарисея наполнена глубоким смыслом о том, что все люди грешники и праведные, и те, кто ведет аморальную жизнь. Она не теряет актуальности независимо от времени, изменений в политике и истории. Толкование притчи о мытаре и фарисее Чтобы понять притчу, необходимо знать, кто были действующие лица во времена Римского господства над Израилем. Мытаря можно сравнить в настоящее время с коллектором. В давние времена этот человек занимался сбором налогов и долгов, которые отдавал в римскую казну, получая доход в виде процентов. Этот бессердечный вымогатель забирал у людей последний хлеб при этом даже незаконными методами. К тому же он работал на языческих римлян, покоривших Израиль. За это еврейский народ его презирал.
Фарисей — это: примерный прихожанин, который регулярно посещает храм; убежден, что живет по божьим законам и регламенту священного писания. Такое сословие относилось к уважаемым людям в обществе, представители занимали руководящие должности. Он все в жизни подчинял Божьим законам: пищу; работу; отдых.
Христос приводит своим слушателям в пример не многословную молитву почтенного и всеми искренне уважаемого хранителя традиций и общественных устоев. Господь указывает на особую энергию именно безыскусных бормотаний и подавленных стонов «полицая». Именно они приятны Богу.
В чем же источник их силы? Все очень просто. В сердце мытаря живет глубокое осознание того, что он проиграл. Это конец. Ненавидят люди. Презирают собственные дети.
Да и сам он себя ненавидит и презирает. Он никому не нужен. Он словно испорченная деталь. Ненужный элемент. Ему нет места в этой жизни. И вся его стабильность держится лишь на милости работодателей-оккупантов, для которых он просто прихвостень и холуй и которые больше уважают тех, кто с ними сражается, чем такое ничтожества, как он.
Все идеи, как что-то изменить в своей жизни, как выйти из этой круговой поруки, давно закончились. А потому и бормочет он: «Боже! Нечем похвастаться. Нет ни заслуг, ни добродетелей. Состояние полного фиаско. Мытарь всем своим существом перестает ощущать в себе опору.
Он словно висит в пустоте над бездной. Только одна теперь надежда — Бог. Только на Его милость осталось уповать. И он молится с такой силой, будто только эта молитва и держит его над пропастью. Из глубины всего своего существа.
Господи, умертви эту похоть. Господи, вооружи меня против этого искушения. Мы обязаны также проявлять заботу о гонимых и преследуемых церквах и молиться, чтобы Господь защитил их и обеспечил их безопасное положение. В молитве мы должны быть очень настойчивы, должны вопиять со всем усердием, вопиять день и ночь, как уверенные в том, что молитва в конце концов будет услышана; мы должны бороться с Богом, как те, кто знает цену благословения, и тогда не получим отказа. Бог может медлить защищать их, может не сразу вступиться за них в ответ на их прошения. Бог долго терпел вопли о беззакониях египтян, притеснявших израильский народ, и вопли о скорбях, возносимых притесняемыми. Ибо: [1] Эта вдова была для судьи чужим человеком, никакие родственные узы не связывали их, в то время как молящиеся дети Божьи являются Его собственными избранными, Он знает и любит их, находит в них удовольствие и всегда печется о них. Как святые на небе окружают престол славы своей объединенной хвалой, так святые на земле осаждают престол благодати своими объединенными молитвами. Мы же имеем Ходатая пред Отцем, Его собственного Сына, Который всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас, и имеет могущественное влияние в небесах. А к нам простерт золотой скипетр, нам велено просить и при этом обещается, что мы получим просимое. Христос намекает, что, несмотря на это, они все-таки ослабеют в ожидании Его ст. Итак, когда Бог придет, найдет ли Он веру на земле? Этот вопрос выражает отрицание в сильной форме: нет, Он не найдет ее, Он Сам это предвидит. Он взирает на сынов человеческих и не спрашивает: найду ли Я невинность? Приходящих к Нему за исцелением Он спрашивал об их вере. Его глаза видят самого слабого, самого незаметного верующего. То есть: [1] В общем, Он найдет лишь немного добрых людей, немного действительно и истинно добрых. Много будет имеющих только вид благочестия, но немного истинно, искренне верующих. Более того, Он найдет мало преданности среди людей, нет верных между сынами человеческими Пс 11:2. Повод для этой жалобы будет сохраняться до конца века. Мир не будет становиться лучше, приближаясь к своему концу. Сейчас плохо, будет еще хуже, но самое худшее будет как раз перед пришествием Христа, последние времена будут самыми ужасными. Когда Он придет, чтобы защитить избранных Своих, Он посмотрит, есть ли какая вера, чтобы помочь и поддержать, и удивится, не найдя ее, Ис 59:16; Ис 63:5. Это означает, что Христос может задерживаться как со Своими отдельными посещениями ради помощи Своему народу, так и со Своим пришествием в конце времени так долго, что: Во-первых, нечестивые люди начнут отвергать его, говоря: «Где обетование пришествия Его?.. Они будут опровергать Его пришествие Ис 5:19; Ам 5:10 , Его промедление ожесточит их в их нечестии, Мф 24:48. Во-вторых, даже Его собственный народ начнет терять надежду на Его пришествие и решит, что Он не придет никогда, потому что их расчеты не оправдались. Божье время для явления Его народу наступает тогда, когда все доходит до крайности и когда Сион начинает говорить: оставил меня Господь. Ис 49:14; Ис 40:27. Но утешение наше состоит в том, что когда придет назначенное время, то обнаружится, что неверие человека не может лишить силы обетования Божьи. Цель этой притчи также указана в предисловии к ней ст. Христос предназначил ее для обличения некоторых, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других. Они имели высокое мнение о себе и о своих добродетелях, считали себя святыми, вполне отвечающими требованиям святости и более святыми, чем все окружающие их, так что могли служить примером для всех. Но это еще не все. Они были уверены о себе перед Богом, не только имели высокое мнение о своей праведности, но и полагались на нее как на свою заслугу всякий раз, когда обращались с молитвой к Богу. Они были уверены о себе, что они праведны, считали, что сделали Бога своим должником и могут всего потребовать у Него. Далее: 3. Они уничижали других, смотрели на них с презрением, как на недостойных никакого сравнения с ними. Этой притчей Христос хотел показать безумие таковых, что они таким образом лишали себя Божьего благоволения. Хотя эта история называется притчей, однако никаких аналогий здесь нет. Это, скорее, описание различных характеров и высказываний тех, кто гордо оправдывает себя, и тех, кто смиренно осуждает себя, а также их различных положений перед Богом. Это факты из повседневной жизни. Здесь представлены два человека, совершающие молитву в одном и том же месте и в одно и то же время ст. Это не был час общей молитвы; они пришли в храм для личного поклонения Богу, как обычно поступали благочестивые люди в то время, когда храм был не только местом, но и средством богослужения. Бог обещал в ответ на просьбу Соломона, что всякая молитва, совершенная в храме, или в сторону храма, будет скорее услышана. Христос — наш храм, обращаясь к Богу, мы должны взирать на Него. Фарисей и мытарь вошли в храм помолиться. Отметим, среди поклоняющихся Богу в видимой церкви существует смесь добрых и плохих, тех, кто принимается Богом, и тех, кто не принимается Им. Так было всегда, с тех пор как Каин и Авель принесли свои жертвы на одном жертвеннике. Фарисей, при всей своей гордости, не мог ставить себя выше молитвы, и мытарь, при всем своем смирении, не мог смотреть на себя как на лишенного права прибегать к молитве. Однако у нас есть основание думать, что они пришли с разными намерениями. Фарисей пришел помолиться в храм, потому что это было общественное место, более общественное, чем углы улиц, и поэтому здесь на него будет устремлено множество глаз и люди похвалят его набожность; возможно, это было больше, нежели ожидалось. Основанием для такого предположения является данная Христом характеристика фарисеев: все дела свои делают с тем, чтобы видели их люди. Отметим, лицемеры соблюдают внешние религиозные обряды только для того, чтобы сохранить или приобрести добрую репутацию. Существует много тех, которых можно каждый день увидеть в храме, но вполне возможно, что мы никогда не увидим их по правую руку Христа в тот великий день. Мытарь пришел в храм, потому что это был дом молитвы для всех народов, Ис 56:7. Фарисей пришел в храм ради похвалы, а мытарь ради дела; фарисей пришел для того, чтобы показать себя, а мытарь — чтобы принести свое прошение к Богу. Бог видит, с какими настроениями и намерениями мы приходим на служение Ему, и соответственно этому будет судить нас. Обращение фарисея к Богу ибо назвать это молитвою я не могу : Фарисей став молился сам в себе так, ст. Став сам по себе, он молился так — так переводят некоторые это место. То есть он был всецело занят самим собой, не видя никого, кроме самого себя, ища только собственной похвалы, а не славы Божьей. Или, став на видном месте, чтобы выделиться среди остальных, или, приняв на себя очень торжественный и официальный вид, он таким образом молился. Из того, что он говорил, можно заключить следующее: 1. Он был уверен о себе, что он праведен. Он сказал много хорошего о самом себе, и мы можем предположить, что это было правдой. Он был свободен от грубых и позорных грехов, он не был грабителем, не был ростовщиком, не притеснял должников и арендаторов, но был справедлив и добр со всеми, кто зависел от него. Он ни в чем не поступал несправедливо, он никому не сделал зла, он мог сказать как Самуил: У кого я взял вола, у кого взял осла? Он не был прелюбодеем, но содержал свой сосуд в чистоте и чести. И это было еще не все: он постился дважды в неделю, отчасти в силу своего воздержанного характера, а отчасти в силу своей набожности. Фарисеи и их ученики постились дважды в неделю — в понедельник и четверг. Таким образом, он прославлял Бога в своем теле. Мало того, согласно закону, он давал десятую часть из всего, что приобретал, то есть прославлял Бога и имением своим. Все это было весьма хорошо и достойно похвалы. Плохо, если кто не достиг праведности этого фарисея. Однако он не был оправдан; почему же? Он не сказал: благодатью Божией есмь то, что есмь, как сказал о себе Павел, но заменил это небрежным: Боже, благодарю Тебя. Это было лишь прелюдией к гордому и тщеславному восхвалению самого себя. Он пришел в храм помолиться, но забыл о своем намерении. Он был настолько полон собою, собственной праведностью, что думал, будто ни в чем не нуждается, ни в благоволении Божьем, ни в Его благодати; он, кажется, считал, что об этом вовсе не стоит просить. Он уничижал других. Он высказывается неопределенно, так, как если бы был лучше любого человека. Мы можем иметь основание благодарить Бога за то, что не таковы, как некоторые, известные своими пороками и низостью, но говорить так опрометчиво, как если бы мы были единственно хорошими людьми, а все остальные распутники и негодяи, значит судить слишком обобщенно. Он знал о том, что это был мытарь, и на этом основании очень немилостиво заключил, что он был грабитель, обидчик, во всех отношениях испорченный человек. Предположим, это так и было и фарисей знал об этом, но какое ему до этого дело? Разве он не мог возносить свои молитвы это было все, что делали фарисеи без упреков в адрес своего ближнего? Или это было частью его Боже, благодарю тебя? И не доставляла ли ему греховность мытаря такое же наслаждение, как его собственная праведность?