Новости епархия гродно

Гродненская Епархия, Белорусская Православная Церковь, г. Гродно, улица Митрополита Филарета, 1. Кадровые перестановки ключевых фигур в православной епархии Гродно произошли спустя полтора месяца после смены руководителя епархии.

БОРИСОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

- Гродзенская дыяцэзія В 1924-1939 годах Гродненская епархия существовала в составе автокефальной Польской Православной Церкви.
Галоўная - Гродзенская дыяцэзія Новости епархии. Митрополит Ростислав принял участие в Торжественном собрании и концерте, посвященным 75-летию СХК.
Навигация по записям Лидская епархия адрес, лидская епархия новости воскресных школ в мае 2023 года, лидская епархия фото, лидская епархия расписание богослужения.
Новости сайта Гродненской епархии Во время Великой Отечественной войны территория епархии с городами Гродно, Волковыск и Белосток была присоединена немецкими оккупационными властями к Восточной Пруссии.
Please wait while your request is being verified... В Гродно ушел из жизни архиепископ Артемий, который более 25 лет занимал должность руководителя Гродненской и Волковысской епархии БПЦ.

Митрополит Феодор совершил Литургию в Рождественско-Богородичном монастыре города Гродно

В конце беседы все присутствующие приняли участие в мастер-классе по украшению веточек вербы к предстоящему празднику. Прочитано 73.

Впервые можно прочитать упоминание о Гродно в древнерусских летописях 1127 года. Киевский князь Мстислав Владимирович пошел в поход на полоцкие земли. Среди его войска был и гродненский князь Всеволодко Городенский. Гродно с полным основанием называют городом церквей и костёлов. В этом мы и сами смогли убедиться. Начали знакомство с городом с кафедрального костёла Святого Франциска Ксаверия. Когда-то костёл и монастырь иезуитов при нем были самыми богатыми в Речи Посполитой.

Они занимали целый квартал города. Костел украшают часы, которые являются самыми древними работающими часами в Европе.

Зельвенский р-н. Гродненский замок. Белоруссии широко распространились насаждаемые местными магнатами протестант. Николай Радзивилл Чёрный, и социнианство, насаждавшееся Я. Распространение протестант.

К кон. XVI - кон. XVIII в. После принятия большинством западнорус. Униатскими приходами и мон-рями на Гродненщине управлял митрополит, живший в Вильно или Новогрудке. Ужесточение законов Речи Посполитой в отношении православных и агрессивная прозелитическая деятельность иезуитов способствовали тому, что большинство местной правосл. В 1622 г.

Косодубского в городе была устроена миссия иезуитов, в 1625 г. Миссии иезуитов были также основаны в Волковыске и др. В 1643 г. Бригиты, на содержание к-рого ктиторы пожертвовали неск. До 1655 г. Политика латинизации и полонизации распространялась не только на православных, но и на униатов. Последний крупный переход униатов в католич.

Церковь во имя арх. Михаила в дер. Верными Православию на гродненских землях оставались мон-ри: заблудовский в честь Успения Пресв. Богородицы, бельский во имя свт. Николая Чудотворца, дрогичинские в честь Св. Троицы и Спасо-Преображенский, подчинявшиеся Киевскому митрополиту, к-рый с 1783 г. Переяславской и Бориспольской епископской кафедры в юрисдикции РПЦ, во главе к-рой указом имп.

Екатерины II от 27 марта 1785 г. Слуцкий архим. Виктор Садковский , епископская хиротония к-рого состоялась 9 июня в киевском Софийском соборе; одновременно еп. Виктор стал коадъютором Киевского митрополита. XVIII - кон. XIX в. В 1795 г.

В образованной в 1801 г. Гродненской губ. Симеона Столпника, в то же время в губернии действовало 559 костелов Гродненские ЕВ. В 1807 г. Софийский собор, к-рый стал кафедральным. В 1833 г. В 1840 г.

В 1828 г. Николая I униат. В состав Литовского диоцеза вошли Гродненская и Виленская губернии, Белостокская обл. Епархиальное управление и епископская кафедра находились в Жировицком мон-ре. Здесь же помещалась униат. ДС, в ведении к-рой находилось неск. Церковь на белорус.

Униатов воссоединение , состоявшееся на Полоцком Соборе в 1839 г. Иосифа Семашко , в Гродненской губ. Назимова, население Гродненской и Виленской губерний «почти наполовину принадлежит православной Церкви» цит. В 1843 г. Богородичный мон-рь базилианок в Гродно был преобразован в правосл. В 1853 г. В апр.

В 1864-1890 гг. Сергия Радонежского в гродненском мон-ре Рождества Пресв. Богородицы 1866 , ц. Александра Невского в Гродно 1870, разрушена в 1938 , отремонтированы 63 церкви. В 1895-1896 гг. Основную роль в деле фактического возвращения униатов в Православие по замыслу властей должны были играть церковноприходские школы. В 1860 г.

Активное создание школ в Гродненской губ. Только за 2-ю пол. В 1889 г. В 1895 г. Богородицы начала работу певч. В 1896 г. Гродненская епархия в 1900-1991 гг.

Святейший Синод принял решение на части территории Литовской епархии учредить самостоятельную Гродненскую и Брестскую епархию. Пределы новой епархии определялись границами Гродненской губ. Гродненской и Брестской областями Белоруссии и Подлясским воеводством Польши адм. Первым Гродненским епископом стал сщмч. Иоаким Левицкий , бывш. В начале своего существования епархия была разделена на 26 благочиний, имела 654 храма и часовни, в к-рых служили 365 иереев и 30 диаконов, 5 мон-рей с 42 монашествующими гродненские во имя святых Бориса и Глеба и в честь Рождества Пресв. Богородицы, жировицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы , супрасльский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы , красностокский в честь Рождества Пресв.

В Гродно действовали правосл. Богородицы в жен. По благословению еп. Иоакима при Жировицком ДУ преобразовано из униатского в 1839 начали работу ежегодные педагогические курсы для учителей церковноприходских школ. Ежегодно проводились регентские курсы в Гродно , а также уездные курсы для учителей церковного пения и псаломщиков. Статус епархиальных имели братства Софийское в Гродно учреждено в 1882, имело попечение о церковно-школьном деле , слонимское Преображенское создано в 1560, восстановлено в 1866 , брестское Свято-Николаевское создано в 1591, восстановлено в 1867 , красностокское во имя Пресв. Богородицы учреждено 1903.

Почти при каждом храме существовали приходские братства, из к-рых наиболее деятельным было Петропавловское в Волковыске 1866-1870, 1873-1915 , ставившее задачей заботу о правосл. РГБИ Гродно. РГБИ В 1901-1915 гг. В 1906 г. В 1907 г. Богородицы совр. Во время первой мировой войны большинство священнослужителей и правосл.

В февр. Михаил Ермаков вместе с братией гродненского Борисоглебского мон-ря. В сент. Владимир Тихоницкий и в отсутствие правящего архиерея по благословению Патриарха св. Тихона Белавина вступил в управление Гродненской епархией. По Рижскому договору 1921 г. Согласно переписи того же года, на территории епархии жило более 484 тыс.

В 1923 г. В 1928 г. В условиях преследования правосл. Пилсудского для отделения польск. Владимир отстаивал необходимость сохранения канонического единства с РПЦ. Несмотря на протесты, в 1925 г. Священноначалие РПЦ не признало канонической законности этого акта.

В 1929 г. Церковь в Польше инициировала дело о ревиндикации отчуждении храмов и имущества правосл. Церкви, принадлежавших до 1839 г. В Гродненской епархии католики требовали возвращения 174 церквей. Православным в судебном порядке удалось отстоять значительную их часть. Тем не менее у Гродненской епархии было отнято ок. Богородицы в Мурованке.

В 1938 г. Александра Невского. Имели место случаи насильственного захвата правосл. Церкви и возрождения униатства, в т. В 1924 г. Сынковичи действовал его филиал. Власти добивались использования польск.

Несогласных священнослужителей лишали приходов, облагали денежными штрафами, арестовывали, депортировали в концентрационный лагерь в Берёзе-Картусской. Полонизации правосл. Церкви содействовали «общества православных поляков», а также созданный в Гродно в 1938 г. Ковчег с частицей мощей мч. В окт. Незадолго до введения советских войск в Зап. Белоруссию Гродненский еп.

Савва Советов эмигрировал. Пантелеимон Рожновский , прежде находившийся на покое: он был уволен за непризнание автокефалии правосл. Церкви в Польше. Патриарший Местоблюститель митр. Сергий Страгородский утвердил его правящим архиереем Пинско-Новогрудской епархии, в состав к-рой были включены гродненские земли. Сергия Гродненская епархия была восстановлена с названием Гродненская и Вилейская. Епархия объединила территорию бывш.

Гродненской, Виленской и Пинско-Новогрудской епархий, кроме территорий, отошедших Литве, и включала 307 приходов. Украины и Зап. Венедиктом Бобковским. Во время Великой Отечественной войны территория епархии с городами Гродно, Волковыск и Белосток была присоединена нем. В 1941 г. Пантелеимон назначил управляющим приходами на этой территории Брестского еп. Венедикта, жившего в Жировицком мон-ре.

Венедикта в Гродно и Жировичах открылись курсы по подготовке кандидатов в священнослужители. Венедикт вместе с архиеп. Пантелеимоном принял условия Генерального комиссариата Белоруссии о подготовке к учреждению автокефальной Церкви. Венедиктом Бобковским , вошедшим в Синод Белорусской правосл. Венедикт не присутствовал на Всебелорусском Соборе 30 авг. В 1942-1944 гг. Гродненская епархия включала 15 благочиннических округов: Белостокский, Бельский, Великоберестовицкий, Верховичский, Волковысский, Гайновский, Гродненский, Зельвенский, Каменецкий, Остринский, Пружанский, Росский, Семятичский, Сокольский, на данной территории действовало 166 приходов.

В первых числах июля 1944 г. В годы войны духовенство и паства епархии терпели притеснение с неск. Армии Крайовой. Деструктивной была также позиция по отношению к правосл. Церкви созданной в окт. Белоруссию, архиеп. Венедикт вместе с др.

С 1944 г. Варсонофий Гриневич. Архиерей организовал в Гродно богословско-пастырские курсы, в 1947 г. В 1946 г. Богородицы с 65 насельницами. Несмотря на то что в кон. Интерьер ц.

Владимира в Гродно. В 1951 г. В результате укрупнения Гродненской обл. В ходе нового этапа гонений на Церковь см. Хрущёв только в 1960 г. Михаила в Сынковичах и гродненский мон-рь Рождества Пресв. В 1985 г.

В 1989-1992 гг. В этот период началось возвращение верующим храмов, в т. Рождества Пресв. Богородицы в Мурованке Маломожейково , ц. Михаила в Сынковичах. Восстановление епархии 18 февр. Синода РПЦ в пределах Гродненской обл.

Белоруссии была восстановлена Г. Валентин Мищук. В 1992 г. Богородицы 14 дек. К 1994 г. С 4 февр. При епархиальном управлении работают отделы: миссионерский, катехизический, издательский, по делам молодежи, действует Центр социальной помощи.

Больше у того архиерея не было ни вопросов, ни жалоб. Когда митрополит Филарет управлял Гродненской епархией, здесь были открыты новые приходы, возобновились богослужения в Коложской церкви. Он успевал везде: помимо управления экзархатом был постоянным членом Священного Синода, долгое время был председателем ОВЦС , председателем Синодальной библейско-богословской комиссии, некоторое время был народным депутатом СССР 1991 и депутатом Верховного Совета Беларуси 1990-1995. Появились новые приходы. В одном только Гродно было зарегистрировано больше десяти приходов. Сейчас у нас в Гродно 19 приходов, последние два были открыты при мне, и для нас этого количества уже достаточно, чтобы охватить весь город. Владыка Артемий большое внимание уделял духовному образованию. Священники как минимум должны были иметь семинарское образование, а городские священнослужители — академическое. На приходах открывались воскресные школы, церковные библиотеки. Без строительства храма не может быть развития церковной жизни — Какие основные направления в деятельности епархии Вы выделяете сегодня?

Многие, побывав первый раз в Гродно, говорят, что это город, полный костелов. Мы всегда обращаемся к истории и подчеркиваем, что одна из древнейших церквей Беларуси — Борисоглебская Коложская церковь на берегу реки Неман — находится именно у нас, а Гродно — древний православный город. В определенное историческое время некоторые храмы переходили из рук в руки, то есть были костелами, как, например, Никольский храм Волковыска или церковь-крепость Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Мурованка Щучинского района. Другие были разрушены: в 1938 году в Гродно разобрали Александро-Невский храм, а в 1961 году взорвали Софийский собор. В Великую Отечественную войну сильно пострадал гродненский Борисоглебский монастырь. Его не стали восстанавливать, а снесли. После открытия епархии в 1992 году началось интенсивное храмовое строительство. Ряд храмов еще строится. Реставрируются храмы — памятники архитектуры. Сейчас продолжается реконструкция церквей-крепостей в деревнях Мурованка и Сынковичи.

Она имеет 500-летнюю историю и, как и церковь Архангела Михаила в Сынковичах, представляет собой уникальный храм оборонного типа, памятник готическо-ренессансной архитектуры. Также недавно закончилась уникальная реконструкция Коложской церкви. Коложа — наша главная достопримечательность, наша гордость. В середине XIX века изменилось русло Немана, и река подошла непосредственно к храму. В ночь на 2 апреля 1853 года южная стена и половина западной стены обрушились в Неман. В конце XIX века берег укрепили, а вместо утраченных кирпичных стен поставили новые — деревянные. Так храм простоял до последней реконструкции. К сожалению, не сохранилось ни одного изображения первоначального храма. Самое раннее его изображение — на гравюре Маттиаса Цюндта, изготовленной в 1568 году в Нюрнберге. Там храм изображен весьма условно.

До революции, в советское время и сейчас делались попытки восстановить исторический облик Коложи. Один из таких вариантов был взят за основу для строительства нового храма в одном из микрорайонов Гродно. Архитекторы, изучив все данные, создали вариант реконструкции Коложской церкви — примерно такой, какой ее могли видеть в XII веке. На основе этой реконструкции мы возводим новую Коложу в стиле гродненской архитектурной школы. Какие меры принимаются для развития прихода? Я настаиваю также на том, чтобы при каждом храме был парк и зона бесплатного Wi-Fi, чтобы людям было приятно прийти на храмовую территорию и отдохнуть, побыть с семьей. На приходах обязательно занимаются благотворительностью. Проходят общие встречи на Рождество, на Пасху, начало учебного года и в другие важные дни. На Пасху и на Рождество священник обходит семьи и людей, которые остались без внимания. Каждое Рождество и Пасху вся епархия участвует в масштабном проекте — закупаем оборудование в выбранное социальное учреждение.

Пытаемся улучшить быт людей, которые находятся в непростом положении. В городских храмах есть сестричества, братства, которые опекают семьи, испытывающие определенные трудности, инвалидов, престарелых. У нас развито скаутское движение. Подростки и молодежь учатся выживать в тяжелых условиях, ориентироваться на местности, жить в палатках — все это проходит под эгидой приходов. Молодежные группы, молодежные братства, летние лагеря организует каждое благочиние. Есть ежегодный епархиальный слет с участием всех церковных округов. По 300 человек собирается из разных районов. Помимо богослужений проводится программа для детей: подарки, помощь, беседы, мастер-классы по интересам, подвижные игры. Летом 2023 года был организован лагерь для детей с инвалидностью. При кафедральном соборе действуют богословские курсы.

Выпускники получают сертификаты и могут преподавать в воскресных школах. За каждой школой закреплен священник. Примерно в 30 школах на постоянной основе ведется преподавание факультатива «Основы православной культуры». В Гродно три университета: Гродненский государственный университет имени Я.

Гродненская епархия поменяла в соцсетях свой герб. Догадайтесь, какое сочетание цветов убрали

иеромонах Николай (Есоян), секретарь-референт Управляющего Гродненской епархией, клирик Покровского кафедрального собора г. Гродно. Главная» Новости» Гродненская епархия официальный сайт новости. антифашистское антилукашенковское, которое выступает против массовых и одиночных казней и издевательств лукашенковских опричников над. По материалам Свято-Покровского кафедрального собора Posted in Главное, Новости, Служение архиерея. Главная Новости Главные новости«Духовная весна» пришла в Гродно. — новости Гродно.

Церковь вспоминает воскрешение праведного Лазаря

В понедельник в 8. В полдень гроб с телом Артемия перевезут в Минск. Архиепископ завещал, что он должен быть похоронен рядом с могилами родственников на Чижовском кладбище. Архиепископ Артемий руководил Гродненской и Волковысской епархией более 25 лет: с 4 февраля 1996 года по 9 июня 2021 года. Решение об отставке утверждалось на Священном Синоде Русской православной церкви.

Владыка Артемий родился 25 апреля 1952 года в Минске, окончил Ленинградскую духовную семинарию, с 1982 года служил в Александро-Невской церкви Минска.

Скоро он узнает постоянное место служения в православном храме в Польше. Я вернусь», — написал Андрей в профиле.

В комментариях пишут, что будут по нему скучать. А некоторые радуются, что теперь есть к кому обратиться в Польше. Будет служить недалеко от Белостока UPD 25 января.

Андрей Ноздрин начнет служить в Польше с 28 января.

Большие Алабухи Грибановского района. Архипастырю сослужили благочинный Грибановского церковного округа иерей Ярослав Манохин, настоятель прихода протоиерей Игорь Коровин и диакон Роман Безменов. Богослужебные песнопения исполнил хор, под управлением регента — матушки Татианы Касаткиной.

Он был назначен на эту должность решением Священного синода Русской православной церкви. Патриарший Экзарх всея Беларуси представил Преосвященного епископа Антония во время Божественной литургии в Свято-Покровском кафедральном соборе Гродно. Как рассказали в пресс-службе Покровского собора, на богослужении присутствовал заместитель губернатора Гродненской области. Были и другие «высокие гости».

Гродненская епархия

Важные кадровые изменения произошли в православной епархии Гродно спустя полтора месяца после назначения нового руководителя. Новости епархии. Молодежь Бобруйской епархии приняла участие в Национальном этапе Международного конкурса исследовательских и творческих литературных работ «Духовный свет». В приветственном слове к участникам XX фестиваля православных песнопений Гродненской епархии архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний поздравил всех с двумя.

Паломнический отдел Гродненской епархии

  • Другие новости
  • One moment, please...
  • Глядзіце таксама
  • Галоўная - Гродзенская дыяцэзія
  • Епископ Серафим принял участие в торжествах, посвященных 30-летию Гродненской епархии

"Детский сад № 63 г. Гродно"

В Гродно ушел из жизни архиепископ Артемий, который более 25 лет занимал должность руководителя Гродненской и Волковысской епархии БПЦ. Новости епархии сегодня. Пожаловаться. Новости епархии сегодня. В приветственном слове к участникам XX фестиваля православных песнопений Гродненской епархии архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний поздравил всех с двумя. В молитвенном шествии приняли участие настоятели всех приходов Гродно, все благочинные Гродненской епархии, православные гродненцы и паломники из Гродненского, Волковысского.

БОРИСОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

К Светлому Христову Воскресению журнал публикует поучение в день Пасхи протоиерея Родиона Путятина, сказанное в 1845 году. Отец Родион советует всем тем, кто обременен скорбями, болезнями, житейскими заботами, обращаться о ниспослании в их сердца пасхальной радости к Самому виновнику этой радости — Господу нашему Иисусу Христу. Рубрика «Актуальная тема» предлагает интервью епископа Лидского и Сморгондского Порфирия Преднюка «Победа над самим собой — это величайший успех». Владыка Порфирий рассуждает об аскетике в жизни современного христианина, о том, как мирянам, жителям гуманистического общества, в котором человек — мера всех вещей, постигать науку самоограничения, а главное — стараться не осуждать других, относится к людям с вниманием, уметь выслушать.

Патриарший экзарх обратился к верующим с архипастырским словом и в память о торжествах преподнес архиепископу Антонию факсимильное издание Жировичского Евангелия. Всем молящимся митрополит Вениамин вручил образки Казанской иконы Божией Матери. Далее для паломников была организована трапеза. Высоких гостей приветствовала ректор Гродненского государственного университета И. Во внимание к соработничеству с Православной Церковью Патриарший экзарх вручил И. Китурко медаль «1030-летие Православия на белорусских землях».

Архиепископ Антоний также приветствовал участников открытия экспозиции. С содержанием выставки собравшихся ознакомил автор ее концепции — доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин Гродненского государственного университета А.

В деревенском храме, куда мы с фотографом приехали буквально с вокзала, под потолком висит большой, в типичном белорусском сельском стиле написанный образ. А снизу, крупными аккуратными буквами: «Икона пожертвована колхозом «Октябрь».

Председатель такой-то»... Позже нам рассказали, что Белоруссия по плану советских деятелей должна была стать первой абсолютно «безбожной» республикой в Союзе говорят, что до сих пор памятников Ленина на душу населения в Беларуси больше, чем в любой другой стране СНГ , а по иронии судьбы стала одной из самых активных в Русской Церкви. Соседство активной и пестрой религиозной жизни — православных, католиков, кальвинистов, неопротестантов — и никак не выветривающегося атеистического прошлого — одна из специфических особенностей этих мест. Удивительная судьба! За один только XX век город побывал в составе пяти государств: Российской империи, Литвы, Польши, СССР и Беларуси; переходил из рук в руки — год город польский, четыре месяца — литовский, и снова — польский!

Жители не успевали привыкнуть к одному названию улицы, как оно менялось на другое: Софийская — Кенигсбергская — Ленинская. Но кафедральный собор Гродно и кабинет епископа Гродненского и Волковысского Артемия находятся на улице «идеологически нейтральной» — в честь польской писательницы Ожешко. Прямо с вокзала мы едем на архиерейскую службу, чтобы после познакомиться с владыкой Артемием. Фото Ивана Цыркуновича Чин «освящения картошки» Говорят, каков поп, таков и приход. Какой епископ, такая и епархия — не говорят.

Наверное, потому что звучит длинновато и нелаконично, но, тем не менее, это именно так и есть. Наше знакомство с епископом Гродненским Артемием начинается, как знакомство читателя с главным героем «Ревизора», который появляется лишь во втором действии, а в первом — все о нем говорят. Он с вами шутить будет постоянно», — наставляет коллега из Минска. Некоторые священники опасались, говорили, что это отпугнет людей, но владыка настоял…»... После Литургии епископ принимает нас тепло и очень как-то просто.

Но его преосвященство действительно «отслужило Литургию и пообедало» — что поделаешь! Сегодня в деревне Свислочь — архиерейская служба, соборная. Но храм полупуст. А если серьезно, основная конфессия во всю историю Гродненской области менялась чуть ли не с той же частотой, что и политическая власть. Православие, католицизм, униатство, кальвинизм — в разное время власть и местная знать поощряла то одну, то другую веру.

Так что храмы и костелы меняли «хозяев», разрушались и восстанавливались, строились и разбирались. В годы коммунизма ими владело государство, верующие храмы арендовали, а священник фактически не мог быть главой прихода. Гродно, Старый замок. Руины нижней церкви XIV—XV веков Трудности Трудности не помешали будущему архиерею ходить в храм с седьмого-восьмого класса — хотя в первый такой поход «бабка из церкви выгнала». После учебы в техническом вузе и службы в армии он уехал в Псково-Печерский монастырь послушником, потом — семинария, духовная академия...

А уж потом пришел: пожалуйста, извините меня, но я теперь дьякон, если хотите — принимайте меня таким». Хотя, узнав об этом, начальство досрочно отправило мать будущего епископа на пенсию... Такие были времена. Когда владыка Артемий, только что назначенный епископом, приехал в Гродно в 1996 году как говорит, «с подрясником и рясой — вот и вся моя «команда» — «резиденцией» архиерея были 3 комнатки и пожарная лестница в здании Мединститута ранее принадлежавшем Церкви. По соседству с моргом, операционной и виварием для собак, крыс, кроликов.

Карта города Гродно времен Польско-Литовского государства. XVI век. Сейчас — потихоньку, с трудом все восстанавливается. Люди вспоминают свою полузабытую веру, храмы и церковные здания возвращают свое первоначальное назначение, улицы — былые названия. Деревенский храмик, например, стоит на Крестовоздвиженской...

Старенькие прихожанки после Литургии сидят за одним столом с епископом, священниками, едят одну и ту же «бульбу». Нас тоже приглашают за трапезу. Кто старшая? Она уже отвыкла быть в центре внимания. Общий смех.

Благодаря вам открываются приходы», — как не расцвести от таких слов? Когда каждый — при своем деле Из деревни владыка Артемий отправляется по делам — мы прощаемся с ним до вечера и едем с отцом Вячеславом в город Гродно. Город маленький, и поэтому впечатление такое, что половина жителей — молодые люди в рясах. Гродненская епархия считается самой молодой в Беларуси — если считать по возрасту священников. И одной из самых деятельных.

Вот мы и в Гродно, у Кафедрального Покровского собора — бывшей гарнизонной церкви, построенной в память о погибших в русско-японской войне 1904—1905 г. Улыбается и притормаживает, подъезжая к нам. Александр по образованию программист, выпускник математического факультета, но уже 7 лет один отвечает за интернет-сайт и газету. И однажды решил послать свою статью на сайт епархии. Через какое-то время меня пригласили работать — временно…».

Еще Александр ведет «ветку» о православии на светском форуме, учится заочно в семинарии и... Вот вам и технический склад ума! Свято-Покровский кафедральный собор Как сказал владыка Артемий, люди зачастую приходят в церковь как в государственное учреждение: пришли, отстояли, ушли. Поэтому у себя старается всеми силами объединить людей, ввести их в «семью», никого не оставить не у дел, так что поддерживает практически любые начинания — у человека «глаза горят», когда он при своем деле. Эта приятная женщина лет шестидесяти встречает нас каждый раз по возвращении в паломнический центр.

Она офицер, военный строитель, окончила инженерно-строительный институт в Москве. В ее взгляде, манере держаться сразу видны и хватка, и воля… и радушие.

Соборы, костелы и кирха Протестанты и католики в Гродно — на особенном положении: ведь разные конфессии уживаются тут еще со средних веков. Не заметно здесь никакой воинствующей враждебности по отношению к инославным.

Отношение спокойное. В двух шагах от паломнического центра — лютеранская кирха 1783 года постройки. А у римо-католиков в Гродно — своя семинария. Когда стоишь на главной площади города, видишь сразу несколько костелов — и ни одного купола!

Когда-то на этой площади был храм, где в разное время служили то православные, то католики, но его в 60-е годы приказал взорвать Никита Хрущев. Нынче традиционные христианские конфессии живут мирно. Такая вот эклектика! Он тихо жил, тихо умер, еще до революции.

Поняли после, когда пришла советская власть: могилу отца Иоанна залили асфальтом и на ней устроили… танцплощадку. За пределами Беларуси святой совсем почти не известен. Тем не менее, в главном соборе Гродно, куда мы отправляемся вместе с отцом Вячеславом, первое, что бросается в глаза — это иконы новомучеников, большинство из них — белорусские святые. Об этих иконах отзываются по-разному, но ясно одно: идея понравилась не всем.

Потому что — как же! Это не всем по духу. Но владыка иконы убирать не собирается — есть вещи, в которых он остается тверд и даже жёсток. Некоторые священники считают, что владыка уже слишком иногда резко поступает.

Большинство поддерживает своего архиерея: не нужно бояться отстаивать свободу веры и интересы Церкви», — говорит отец Вячеслав. Епископ уверен, это был самый свободный приход. Потому что он ни от кого не зависел и ни у кого не просил «панской милости». Так и надо — считает владыка.

И учит этому молодежь — своих любимых воспитанников. Со «старшей» молодежью Гродно познакомимся вечером, а пока знакомимся... Недавно его освятили при воскресной школе, теперь тут регулярно служится «детская литургия». Она короче, чем обычная, «взрослая».

И храмик получился таким детским: маленькие аналойчики, низенький иконостас и словно детские такие иконочки. Алтарничает, конечно, тоже малышня. Храм освящен в честь равноапостольной княгини Ольги, но покровительствует детям еще один святой — их ровесник, мученик Гавриил Белостокский. В XVI веке его выкрали у родителей и жестоко убили сектанты.

Для «старшей» молодежи — службы без поблажек. И каждый месяц — встреча с епископом: вот на нее мы и идем. Это не то чтобы какой-то обязательно-принудительный «съезд». Встречи «камерные»: небольшой класс, человек 30 молодых людей.

После знакомства с владыкой Артемием мне ясно, что тут ни пафоса, ни общих слов в стиле «дорогу — молодым» не будет. Была даже жесткость: — Не надо стесняться: «Извините, я христианин». Но не нужно и демонстраций устраивать из своей «святости», — говорит владыка Артемий. А мы боимся, как бы чего не вышло… В епархии существует множество молодежных братств.

Есть несколько сестричеств — названия условные: и там, и там состав смешанный. Кстати, одно из сестричеств курирует протоиерей Георгий Суботковский, возглавляющий... Воспитание бережного отношения к природе, даже устройство церковных помещений по энергосберегающим технологиям, в т. У соседей-поляков в определенной степени призывает учиться и владыка Артемий.

Вот в Польше ежегодно вся верующая молодежь выходит на крестный ход — тысячи и тысячи!.. Ни разу не был, — ко всеобщему смеху отвечает на чей-то вопрос архиерей. Может, на коленях стоят…. Говорит, когда был молодым, бабушки ужасались: танцы?!

А сейчас? Каждый человек должен нормально развиваться, я за «живых» людей. Но все нужно в меру. Пока можете владеть собой, воспитывайте себя нормальным человеком.

И уже серьезно: — Сам теплохладный, сам ленивый — не могу здесь советовать особенно. Стучите и отворят вам. Не дожидайтесь инфаркта. Все начинается с молитвы, но в одночасье ничего не происходит — чтобы мы поняли, что невозможно спастись без Христа.

Позади множество встреч, бесед и историй — день пролетает моментально, а сам город, сердцевину епархии, мы почти не видели. На следующее утро нашим временным экскурсоводом по Гродно станет протоиерей Александр Велисейчик, молодой благочинный Гродненского округа, большой любитель и знаток истории. Регент — протоиерей Андрей Бондаренко, композитор, лауреат государственной премий за оперу «Князь Наваградскi» 1994. До рукоположения в диаконы в 1995 году преподавал композицию, руководил Гродненской капеллой.

Снова ощущение, что все друг друга здесь знают.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий