Новости эммануил кант

Иммануил Кант Приложение к «Наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного». Канцлер Германии Олаф Шольц выступил на торжественной церемонии в честь 300-летия философа Иммануила Канта. Иммануилу Канту сегодня исполняется 300 лет. Эммануил Кант был сторонником идеи, что вечный мир может быть обеспечен посредством всеобщей демократии и международного сотрудничества.

Медведев: «Не ублюдочному подсвинку Шольцу рассуждать о нашем великом калининградце Канте»

Их главное предназначение во время войны - «держать тыл нации». Напомним, время от времени в Украине возникают идеи о мобилизации женщин.

Из шорников в философы нет прямого пути. Он уверен, что причина восхождения Канта кроется в Кенигсберге и его производительных торговых силах. Околоморской город, соединенный морем с миром, защищенный от пиратских нападений тем, что стоит не на берегу… Морем приходят товары Кенигсберг - город торговых складов и мировые новости. Кант, кстати, был еще и публицистом, писал в берлинские газеты. Это вряд ли его кормило, но имя точно давало. Сравниваю Канта с Рембрандтом в связанном со всем миром приморском Амстердаме. Конечно, соглашается мой собеседник, только на философские тексты, в отличие от картин, не делают дорогие заказы.

Нестоличный умник А еще важно, что Кенигсберг не был столицей, считает Тесля. В столице бы Кант, скорее всего, не вырос в гении. Потому что это повышенные скорости, учащенные контакты, бесконечные толкания под локоть... Где бы он там взял 11 лет покоя для "Критики чистого разума"? Столь ясную уверенность в возможности интеллектуального лидерства в провинции я встречала только у Бориса Пастернака в "Докторе Живаго": "Вся образованная русская провинция, часто идущая впереди столиц, благодаря сохранившейся в глуши основательности". Кроме неспешной основательности продуваемого мировыми ветрами и новостями Кенигсберга, важны были лучшая в городе гимназия, а потом и университет. Именно германская система образования многие годы создавала в раздробленной и ослабленной стране самую разную элиту - от чиновников и военных до ученых. Фихте вслед за Кантом поднялся на этом лифте из семьи ткачей. В учебном корпусе Балтийского госуниверситета - двухметровый бюст Канта из гофрокартона.

Но еще одним основанием его восхождения стала вера. Город был пиетистским. Это особый подвид протестантизма, где "главной темой" внутренних усилий верующего становились поиски личной святости. Именно приехавший в Кенигсберг знаменитый пиетистский богослов Франц Шульц, дававший в городе библейские уроки и заходивший в семью Канта, заметив его способности, посоветовал родителям перевести его в хорошую гимназию. Его отправили в знаменитый Фридрихс-Коллегиум. Вот с этого момента он, пожалуй, и сел в лучший немецкий социальный лифт. Сказанное без жарких споров и пояснений это "тем не менее" напомнило мне знаменитый принцип Мераба Мамардашвили, советовавшего постигать Канта, прибегая к словесным "аккордам", неожиданному сочетанию вроде бы не так уж и значимых слов - "только", "ведь", "уже" … Услышанное мною "тем не менее" я перевожу как - не только то, что мы любим, делает нас, но иногда и то, что не любим. Могила Канта - самое "сильное" и притягательное место на острове. Может, с нею бы соревновался собор, но он пока больше концертный зал.

Он считал расточительство пороком и поэтому тщательно подсчитывал время. В одно и то же время выходил на прогулку и возвращался. В Кенигсберге по нему сверяли часы. Сегодня это глуповато осмеивается в самоуверенных новостных жанрах рассказов о философе. В 1974 году у нас вышла документальная повесть Даниила Гранина "Эта странная жизнь" - о профессоре Александре Любищеве, ученом из Ульяновска, сделавшем в науке прорывные открытия, создавшем что-то вроде периодической системы Менделеева для энтомологии и отметившегося еще и в генетике, математике, философии. В повести Гранин рассказывает, как Любищев, не прерываясь, с 1916 года вел необычные дневники, учитывая каждый момент прожитого времени. Учет времени давал ученому ресурс для чрезвычайно насыщенного и содержательного труда, и это кончалось открытиями. Сегодня повесть Гранина активно рекламируется на сайтах по тайм-менеджменту. Так, может, это не странности Канта, а наше неумение быть собственниками времени.

Каждый преподаватель должен был строго следовать учебным пособиям, прилагаемым к университетской программе, однако сам Кант лишь соблюдал порядок тем, намеченных в учебниках, в то время как на лекциях давал студентам свой собственный материал. На лекциях философ часто демонстрировал так называемый «сухой юмор». Его редко видели улыбающимся, даже во время смеха аудитории от его собственных шуток. Людвиг Боровски, ученик и биограф Канта, отмечал, что Кант вёл свои занятия «свободно и остроумно», часто шутил, но «не позволял себе шуток с сексуальным подтекстом, которыми пользовались другие преподаватели». Своим ученикам преподаватель советовал «систематизировать свои знания у себя в голове под разными рубриками». С самого начала своей преподавательской деятельности Кант был весьма популярным лектором — его аудитории всегда были заполнены. В этот период Иммануил Кант интересовался этикой Фрэнсиса Хатчесона и философскими исследованиями Давида Юма , что во многом было продиктовано временем. Оба мыслителя были известны в те времена в столице. Со времён выпуска из гимназии богословие в его спектр интересов практически не попадало. Чтобы заработать на жизнь, Канту приходилось брать изнурительное количество занятий.

Он преподавал математику и логику, физику и метафизику. В 1756 году он также добавил и географию, а следующем году — этику [ком. Университетские учебники имели пустые страницы, на которых Кант писал собственные заметки. Эти книги сохранились, что позволило исследователям лучше понимать генеалогию философии Канта. Он также носил с собой блокнот для записей. Первые два-три года преподавания были тяжелы для Канта. Он имел запас денег на крайний случай, но предпочитал при нужде продавать свои книги. Носил одежду до тех пор, пока она окончательно не обветшает. Позже его дела значительно улучшились, как признавался сам Кант, он зарабатывал «более, чем достаточно». Имел двухкомнатную квартиру, мог позволить себе хорошую еду, а также нанять прислугу, но его работа всегда была шаткой и его благосостояние зависело от его успешности как лектора.

В 1756 году его место преподавателя логики и метафизики было занято Кнутценом. Не желая терять место, Кант даже написал письмо королю, в котором сообщил, что «философия является наиболее важной областью его интересов», однако не получил никакого ответа. Чтобы улучшить своё положение, он попытался устроиться в местную школу, однако вакантное место занял Вильгельм Канерт, являвшийся ярым пиетистом [ком. Скорее всего, Кант был отвергнут по религиозным причинам; впрочем, у его конкурента на должность имелся больший опыт преподавания. В конце 1750-х годов в Пруссии бушевала Семилетняя война. После сражения при Гросс-Егерсдорфе прусским войскам пришлось сдать город Кёнигсберг. В самом городе боевых действий не велось. Русские войска вошли в город 22 января 1758 года под командованием Виллима Фермора. Кёнигсберг был возвращён Пруссии в 1762 году по Петербургскому мирному договору , а до этого с самого начала присоединения к Российской империи российские офицеры посещали лекции в университете; Кант не сторонился их общества и даже проводил для них частные занятия. Всё это шло на пользу финансовому благополучию Канта.

Также русские часто приглашали преподавателя на обед. Кант с удовольствием посещал встречи дворянских офицеров, богатых купцов и прочей знати, на которые его звали. В это же время он стал частым гостем у Кейзерлингов. Графиня была увлечена философией, что послужило причиной её тёплых отношений с Кантом. За обеденным столом Кант почти всегда занимал почётное место рядом с графиней. Канту приходилось заботиться о своём внешнем виде прилежнее прошлого, он тщательно подбирал одежду, носил пальто с золотой каймой и даже использовал в качестве украшения церемониальный меч. Кант никогда не был женат и, возможно, до конца жизни оставался девственен. Это не свидетельствует, тем не менее, что он держался на расстоянии от женщин или был женоненавистником. Кроме графини, он испытывал симпатию к другим женщинам, что отмечается его биографами, однако неоднократно не решался сделать предложение брака, боясь, что не сможет содержать супругу. В какой-то момент Кант перестал испытывать потребность в браке, даже когда его финансы позволяли содержать семью.

Тем временем в 1758 году должности преподавателя логики и метафизики стали вакантными. Кант подал на них заявление, но безуспешно [71]. За время, когда Восточная Пруссия принадлежала Российской империи, у Канта был временный творческий кризис, который закончился после возвращения Кёнигсберга Петром III. Возможно, это было связано с политической обстановкой: сохранилась запись разговора за обедом 16 декабря 1788 года то есть через четверть века , на котором Кант, согласно записавшему разговор, заявлял, что «русские — наши главные враги» [72]. С 1756 по 1762 год были изданы лишь три буклета для рекламы его лекций и небольшое эссе «Мысли, вызванные безвременной кончиной высокоблагородного господина Иоганна Фридриха фон Функа» [73]. На пути к «Критике» 1762 [ править править код ] Портрет Эммануила Сведенборга, около 1766 Перед тем как вступить на дорогу изучения метафизики в критическом периоде, внимание Канта было устремлено на проблемы метафизики и формальной логики , которой он посвящает вышедший в 1762 году труд «Ложное мудрствование в четырёх фигурах силлогизма», где ставит под сомнение силлогизмы в логике, и вышедший в следующем году «Опыт введения в философию понятия отрицательных величин», где продолжает своё рассуждение. В «Опыте введения» Кант размышляет о противоположностях. Он заключает, что между противоположностями в логике как инструменте суждения и противоположностями на практике существует противоречие. К тому же Кант предложил ввести в философскую дисциплину часть математической методологии, не связанной, однако, со строгими логическими рассуждениями, поскольку они, как Кант уже постулировал, часто не показывают реальную суть вещей [74]. Кант считал, что суждения — это следствия возможности осмысливать чувственные представления как мыслимые объекты.

Можно сказать, что в этой работе впервые проявилось, ещё в смутном виде, намерение философа создать новую теорию познания [75]. Кант и Сведенборг[ править править код ] 10 августа 1763 году Кант в переписке с Шарлоттой фон Кноблох обсуждает фигуру Эммануила Сведенборга — шведского философа и христианского мистика. Незадолго до этого Шарлотта попросила философа высказать мнение о Сведенборге, рассказы о духовидении которого были популярны в то время, что и послужило своего рода толчком к исследованию феномена. В письме Кант указал, что впервые узнал об этой персоне от его студента — датского офицера, которому позже отослал письмо с просьбой собрать всевозможную информацию о Сведенборге. Более того: Кант сам написал письмо лично Сведенборгу, тот принял его с трепетом, но ответить обязался в своей новой книге, выход которой готовился в Лондоне. Не дожидаясь ответа, Кант попросил своего знакомого из Англии при поездке в Стокгольм собрать всевозможные сведения касательно духовидения Сведенборга; тот поведал Канту о двух историях, которые ему удалось услышать. Во-первых, со слов свидетелей, Сведенборг помог одной женщине найти квитанцию при помощи якобы диалога с духом её умершего супруга.

Сегодня это эксклав России между Польшей и Литвой. Философ преподавал в университете логику и метафизику. В своем родном городе он написал все свои произведения, не потерявшие актуальности по сей день, пишет сайт deutschland. Иоганнес Гейдек, Иммануил Кант за письменным столом, 1872 год «После Канта уже нельзя было мыслить так, как до Канта», — говорит Томас Эберс, другой куратор выставки в Берлинской кунстхалле. В своих трудах философ затрагивал четыре основных вопроса: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Ответы на эти вопросы мы находим в его самой известной работе «Критика чистого разума», которую считают важной вехой в философской мысли. Философ и знаток Канта Маркус Виллашек из Франкфуртского университета считает это положение самым важным из тех, что завещал нам Кант. Оно означает осознание того, «что мы несем ответственность и не можем отказаться от ответственности», — сказал Виллашек в эфире Второго немецкого телевидения ZDF. Кроме того, знаменитый вопрос Канта сформулирован именно так: «Что мне делать?

Новости России и мира - Новостной портал Московский Комсомолец - МК

Свежие новости из жизни Калининграда за сегодня. Шольц назвал Канта одним из любимых философов президента России и сказал, что мыслитель стал фактически «брендом Калининграда». Свежие новости из жизни Калининграда за сегодня.

Шольц запретил Путину цитировать Канта: что разозлило германского канцлера?

Отметим, что ранее губернатор Калининградской области Антон Алиханов назвал философа Иммануила Канта русским трофеем. Кант для нас — это русский трофей. Как все, что вы видите в Калининградской области — заявил Алиханов. Он добавил, что любой рачительный хозяин должен разобраться с полученным наследством, и сообщил, что русская мысль часто оппонировала Канту.

Более того, губернатор Калининградской области предложил поразмышлять о том, что было бы, если бы Семилетняя война закончилась иначе и в итоге Восточная Пруссия стала бы нашей уже тогда.

И как учения философа помогут современному человеку бороться с фейками и информационными атаками? Гости: Александр Федоров, ректор Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, и Алексей Козырев, исполняющий обязанности декана философского факультета Московского государственного университета имени М. Лаб: все выпуски.

Уже тогда мог бы состояться русский философ Кант, как он повлиял на нашу мысль, на нашу культуру, и как она повлияла бы свою очередь на него. Сейчас мы находимся в центре мощнейшей когнитивной войны, где отчасти наш противник пытается прикрыться кантовским наследием». Мол, в этом труде не найти практических рекомендаций по разрешению военных конфликтов современности, но стоило бы почерпнуть некоторые советы: «Тот, на кого напали, имеет право защищаться», и еще: «Настоящий мир всегда выходит за рамки простого прекращения огня и отсрочки боевых действий». Разумеется, Олаф Шольц прямым образом говорил о России и Украине. Но вот уж что было совсем неожиданным, так это то, что немецкий канцлер запретил президенту Владимиру Путину ссылаться на Канта.

Возможно, описанное положение дел сыграло не последнюю роль в том, что русские войска под командованием генерала-фельдмаршала Виллима Виллимовича Фермора с такой лёгкостью в начале 1758 года заняли всю Восточную Пруссию.

Фридрих II не сильно стремился защитить эти территории, а местные жители не очень-то и сопротивлялись русским. И не прогадали — пока наши войска стояли в Кёнигсберге, город на короткое время ожил и приобрёл столичный лоск с балами и маскарадами, участником которых был и Кант. Вероятно, для некоторых жителей города возвращение в состав Прусского Королевства стало трагедией. Как бы то ни было, вопрос с верноподданством Канта после 1762 года повис в воздухе. С одной стороны, философ снова стал жить в городе, принадлежащем Пруссии. С другой стороны, никому, кроме Елизаветы Петровны, Кант никогда больше не присягал на верность. Рассказывают, на вопрос «Почему? Кант и русские офицеры - Русским офицерам, пока наши войска стояли в Кёнигсберге, приват-доцент Кант преподавал фортификацию, пиротехнику и другие полезные им с практической точки зрения дисциплины. В те времена, если ты был внештатным преподавателем университета и не хотел умереть от голода, приходилось быть очень чутким к запросам студентов. Тем более что в отличие от скупых немцев, русские охотнее расставались с деньгами.

Поэтому благодаря чтению курсов нашим офицерам Канту удалось заметно поправить материальное положение. Но вот вопрос — как Кант сумел освоить и преподать на высоком уровне столь далёкие от философии дисциплины? Надо сказать, что такая переквалификация для него не могла составить большого труда — Кант обладал обширными знаниями в области естествознания и математики. К тому же у него были неплохие учебники. Однако существует байка, что времени готовиться по учебникам у Канта в тот момент не было. Поэтому он, будучи превосходным собеседником, собирал в каком-нибудь трактире специалистов в нужной сфере и в непринуждённой обстановке застолья — у греков это называлось симпозиумом — расспрашивал их о тонкостях ремесла. Такое общение было приятным и полезным для всех участников. Кант и медицина - Как отмечал российский кантовед Арсений Гулыга, до сих пор не ясно, учился ли Кант на высших факультетах Альбертины — богословском, медицинском или юридическом — или оставался в исключительно в рамках пропедевтического подготовительного философского факультета. Первые биографы считали, что под влиянием набожных родителей он поступил на теологический факультет. Другие исследователи говорят, что, судя по выбранным Кантом дисциплинам, это мог быть медицинский факультет.

Но более вероятно, что студент Кант прошёл подготовку именно на философском факультете, где упор делался на изучение естественнонаучных предметов и математических дисциплин. К естествознанию будущий гений питал любовь с детства — её Канту привила мама, о которой философ всегда вспоминал с большой теплотой. Но с медициной своего времени Кант был превосходно знаком. Наверное, этим обстоятельством, а также, безусловно, слабым физическим здоровьем можно объяснить, почему первой мощной практически-ориентированной системой Канта стал его личный гигиенический кодекс. Широкому кругу читателей в законченном виде этот свод строгих предписаний был представлен только в 1798 году, когда вышел в свет трактат «Спор факультетов». Возможно, прежде чем поделиться секретами долголетия, философ хотел на собственном опыте убедиться в их эффективности. И в этом плане более семи десятков лет непростых побед над собой, средой и обстоятельствами были весомым доказательством. Кроме того, Кант совсем не доверял лекарствам и практически не употреблял их. Как знать, может, как раз из-за того, что слушал лекции по медицине и имел хорошее представление о тогдашнем уровне её развития. Поэтому он предпочитал справляться с болезнями силой разума и призывал к этому других.

Единственный препаратом, который Кант признавал, было слабительное. Он полагал, что одной из главных причин расстройств, в том числе, психических, является ипохондрия — сопровождающееся повышенной мнительностью угнетённое состояние духа, которое чаще всего вызывалось запорами. По его мнению, застойные явления приводят к тому, что отравляющие вещества начинают распространяться по организму снизу вверх. Если «ипохондриальные» ветры или массы доходят до головы — у людей начинаются галлюцинации. Этим Кант объяснял видения спиритуалистов и прочих экстрасенсов. Кант и пиво - Мне доводилось слышать, что некоторые гиды, когда показывают туристам связанные с Кантом места, рассказывают, будто философ любил пропустить здесь пару кружек пива с друзьями и поговорить о высоком. Это неправда. Во-первых, для бесед и размышлений на сложные философские темы у него было специально отведённое свободное от употребления алкоголя и прочих отвлекающих факторов время.

Всё, что нужно знать о философии Канта

После учебы в Высшем институте кинематографии Канте выпустил комедийную драму «Человеческие ресурсы» в 1999 году. Шольц назвал Канта одним из любимых философов президента России и сказал, что мыслитель стал фактически «брендом Калининграда». МИР ИММАНУИЛА КАНТА Трехмерная реконструкция Кёнигсберга времен жизни великого философа VR-экскурсия Прогуляться по маршруту на О проекте. В рамках международного Кантовского конгресса в Калининграде инициаторы развития «Балтийской платформы» – ИМЭМО РАН, МГИМО МИД России, БФУ имени И. Канта при. В итоге лидировавший в этом конкурсе Кант уступил рейтинг императрице Елизавете Петровне. В Калининграде к 300-летию философа Иммануила Канта выпустили трёхтомное издание его избранных трудов.

Возможен ли мир без войны, о котором мечтал Кант?

Ярослав Тимофеев проанализирует высказывания Канта об искусстве звуков и на примерах объяснит, почему унисон между музыкой и великим философом был невозможен. Впервые встреча начнется в десять вечера и завершится под звуки курантов, возвещающих новый день - день, когда мудрости и доброты на земле стало больше. Пригласительные на лекцию разобрали за пять дней, и мы решили впервые за долгое время сделать онлайн- трансляцию. Только ради вас, Канта и музыки. Поможет в этом тоже музыка - в спектакле участвуют дипломант международного конкурса Ксения Авраменко флейта , Андрей Степаненко бандонеон , титулярный органист Кафедрального собора, лауреат всероссийского и международных конкурсов Евгений Авраменко, а также Анастасия Землянская актриса , Владимир Чиликин актер. Билеты - здесь. А еще - трансляция.

Трансцендентальная логика, в отличие от обычной, формальной логики, не отвлекается от всякого содержания, а, напротив, исследует содержательные формы знания, условия их возможности. Одним из таких основных условий является «трансцендентальное единство апперцепции» — такое единство самосознания познающего субъекта, которое предшествует каждому акту познания, как и эмпирическому самосознанию, и поэтому может быть лишь доопытным, априорным единством самосознания субъекта.

Последний раздел трансцендентальной логики — трансцендентальная диалектика, толкуемая как логика иллюзий, в которые впадает разум, поскольку он постоянно стремится выйти за пределы опыта. Это стремление — источник всех метафизических систем, их претензий на сверхопытное знание. Несостоятельность этих стремлений, однако, не означает, что основные идеи метафизики мир как целое; свобода, предшествующая необходимости; субстанциальность души; Бог должны быть отброшены. Эти идеи имманентны разуму, они являются регулятивными принципами познания, осуществляют высший синтез знаний, приобретаемых рассудком. Метафизика — высшая культура разума, без которой немыслимо его существование. Необходимо, однако, создание метафизики как науки, как системы априорных синтетических суждений, которые не претендуют на познание трансцендентного. Это значит, что идеи метафизики никоим образом не указывают на существование того, что в них мыслится, т. Отсюда его убеждение: «Мне пришлось ограничить [aufheben] знание, чтобы освободить место вере...

Речь идёт не об ограничении познания природы или общества, а об ограничении претензий разума на познание метафизической реальности, которая принципиально недоступна познанию. Одним из важнейших разделов трансцендентальной диалектики является учение об антиномиях , т. Каждая антиномия состоит из тезиса и антитезиса, причём оба эти положения в равной мере доказуемы. Так, тезис одной из антиномий утверждает, что существует «свободная причинность», т. Антитезис, напротив, утверждает, что нет никакой свободы, и всё совершается по законам природы. Антиномии кажутся неразрешимыми противоречиями, однако Кант полагает, что они вполне разрешимы, если учесть, что, кроме чувственно воспринимаемой реальности, существует трансцендентный мир «вещей в себе» и человек представляет собой не только явление природы, но и «вещь в себе». В таком случае антиномия свободы и необходимости вполне разрешима: человек как «вещь в себе» свободен, но он же подчинён необходимости как явление, природное существо. Все главные проблемы критической философии Канта сводятся к вопросу: «Что такое человек?

В центре «Критики практического разума» — понятие чистого нравственного сознания, не признающего никаких иных побудительных мотивов поступков человека, кроме свободного от всяких предпочтений сознания долга. Это означает, что нравственное сознание, в силу своей автономии, свободы, независимо также от религии. Такое воздаяние, как правило, неосуществимо в земной человеческой жизни. Но поскольку справедливость не знает границ во времени и пространстве, необходимо верить в загробную жизнь людей. Это доказательство, обосновывая разумность и необходимость религиозной веры, не утверждает, однако, что Бог и бессмертие души действительно существуют, ибо трансцендентное абсолютно непознаваемо. Всеобъемлющим нравственным законом является, по Канту, категорический императив безусловное повеление , который гласит: поступай так, чтобы максима т. Теория практического разума включает в себя и учение о праве, правовом государстве. Право является реализацией свободы члена общества, ограниченной лишь свободой других его членов.

И в этом плане идеи Иммануила Канта являются «золотым фондом» философии той эпохи. Жизнь и судьба Эммануэль а именно такое имя при рождении получил будущий гений философии Кант родился 22 апреля 1724 года в Кёнигсберге в семье шорника — мастера по изготовлению конской упряжи. Его отец происходил из шотландских эмигрантов. Вся жизнь философа прошла в этом городе. Удивительно, как в Восточной Пруссии, крае, где, казалось бы, испокон веку плодились исключительно куцые бюргерские умы, вырос деятель мировой философской мысли. Семья Канта была не очень богатой, но очень чистой нравственно и порядочной, и, по его собственному мнению, именно это заронило в нём первый росток в личность.

Хотя по мере взросления Канта финансовое положение его семьи всё ухудшалось, мальчик сумел получить неплохое образование. Он освоил латынь, греческую литературу и философию, теологию — вообще, в те годы упор в учебных заведениях делался на гуманитарную сторону науки. Впоследствии свой опыт обучения в гимназии Кант нещадно поносил — вероятно, именно из своего опыта учёбы в классической немецкой школе он вынес свои педагогические идеи. Как бы то ни было, делавший успехи в учении хотя своих учителей он не уважал, за исключением учителя латыни Иммануил всего шестнадцати лет от роду поступил в Кёнигсбергский университет. Студенчество позволило ему освободиться от родительской опеки, а также вести завидный свободный образ жизни — в ту пору в Пруссии студиозусы получали статус «гражданина академии», и могли до определённых пределов, конечно не исполнять даже требования городских властей. Юноша быстро определился со своим призванием, увлёкшись философскими идеями и так преуспел в них, что даже стал подрабатывать, репетиторствуя с менее одарёнными сокурсниками.

В 1746 году Иммануил публикует свою первую работу — «Мысли об истинной оценке живых сил». Он не мог оформить её как научный труд, поскольку в ту пору обязательно все научные работы было писать на латинском языке, но молодой человек решил публиковаться на немецком. Работа, посвящённая дискуссии о живой и мёртвой силах между Рене Декартом и Готфридом Лейбницем, вызвала живейший интерес в университете и породила немалую полемику. Кант отверг безусловный авторитет обоих учёных, и занял до известной степени центристскую позицию, находя в аргументах обоих сторон определённую правоту. И, хотя работа, по мнению последующих исследователей жизни и деятельности Канта, была небезупречной и небесспорной, но молодой учёный заявил о себе, что уже было немалым достижением. В том же 1746 году отец Канта умер, и на Иммануила как старшего сына легла ответственность за судьбу трёх младших детей — двух сестёр и брата.

Ему пришлось прервать учёбу и уехать из родного города, чтобы устроиться частным учителем в зажиточных семьях. В ту пору это было особой профессией — домашний учитель жил в семье, практически становясь её членом. Те, кто учился у него, вспоминали его преподавание с любовью, хотя сам Кант скептически относился к себе как к педагогу. И, как только появилась возможность, спустя шесть лет после своего отъезда, Иммануил вернулся в Кёнигсберг и снова занялся научной деятельностью. В 1755 году он защитил магистерскую диссертацию по теме «Краткий очерк некоторых размышлений об огне». На этом его многолетняя эпопея с учёбой завершилась, но, по правилам того времени, чтобы быть допущенным к преподаванию в университете, ему нужно было создать ещё один научный труд, и для него Кант избрал довольно сложную философическую тему, которая и сейчас не имела бы проблем с обоснованием актуальности научной проблематики — «Каковы окончательные границы истины?

Интересно, что, став преподавателем, он не получал от университета заработной платы, лишь гонорары от студентов. Впрочем, с последним проблем у него не было — Кант от природы оказался наделён способностями лектора. Умея доступно объяснять сложные вещи, систематизировать подаваемый материал, одарённый изящным чувством юмора, он быстро стал пользоваться популярностью, и на его лекциях, особенно публичных, всегда были аншлаги. Гонорары, правда, были не очень большими, и Канту, помимо философии, пришлось навесить на себя также логику, математику, физику, метафизику, географию, этику — уже хотя бы это позволяет понять, каким разносторонним был Иммануил Кант, чьи реальные заслуги перед наукой до известной степени даже выходят за рамки чистой философии. Периодически Канта «подсиживали» на преподавательских должностях, из-за чего он даже пытался жаловаться прусскому королю Фридриху II. Вообще, несмотря на периодические финансовые подарки судьбы, он всю жизнь страдал от нехватки средств, и, скорее всего, потому так и не обзавёлся семьёй — боялся, что не сможет содержать её.

В нашей стране довольно широко известен тот факт, что четыре года Кант прожил под властью русской короны.

Балтийский федеральный университет им. Канта в Калининграде и посвящен 300-летию великого философа. Выражение «мировое понятие философии», приводимое Кантом в конце «Критики чистого разума», относится ко всей кантовской системе и ее архитектонике.

Тем самым оно подразумевает внутреннюю связь всех дисциплин его философии.

Чей Кант? Между Россией и Германией разгорелся геополитический спор из-за немецкого философа

34-летний Иммануил Кант, уже имевший к тому времени докторскую степень и приступивший к преподавательской деятельности, как и все его земляки, присягнул. Вице-премьер заявил, что Кант – «неотъемлемая часть российской истории» и «главный символ Калининграда, где он прожил всю жизнь». Иммануил Кант — самые актуальные и последние новости сегодня. Иммануил Кант почти всю жизнь прожил без болезней, но за 4 месяца до смерти сильно сдал. Кант родился четвертым ребенком в семье и первоначально его имя было другим – Эммануил.

"Звездное небо надо мной и моральный закон во мне". 10 афоризмов Иммануила Канта

Фото: Наталья Красакова «С чего лучше начать изучать Канта? Решать вам, потому что все зависит от цели, которую вы ставите перед собой. Если вы хотите рассказывать друзьям, что читали Иммануила Канта и знакомы с его основными идеями, но при этом не готовы тратить на это много времени, то рекомендую начать с нескольких небольших предельно ясных работ. В этих работах масса остроумия. Они ориентированы на широкий круг читателей, и в них есть ответы на вопросы, зачем нужна философия; что такое красота; чем мужчины отличаются от женщин; каким должно быть мироустройство, чтобы установить мир либо на Земле, либо на всемирном кладбище; в чем суть религии; почему нужно дышать носом; как сохранить здоровье и многое другое. Чтобы ориентироваться в многообразии трудов немецкого философа было проще, В.

Пресветлейшая, великодержавнейшая Императрица, Самодержица всея России, всемилостивейшая Императрица и великая жена! Со смертью покойнаго доктора и профессора Кипсе кафедра ординарнаго профессора логики и метафизики в нашей Кёнигсбергской академии сделалась свободною. Эти обе науки были доселе предметом особенно внимательнаго изучения с моей стороны.

Иммануил Кант, не доживший десять лет до Венского конгресса, который после наполеоновских войн впервые попытался создать единую систему международных отношений, в которой можно усмотреть и влияние кантовских мыслей, выступил провозвестником многих идей. Так, ключевой особенностью его учения о правовом государстве является то, что оно основано на идее категорического императива — следуя которому и личность, и государство самоограничивают себя для достижения всеобщего блага. По Канту личность и власть должны быть равноправными партнерами, заключившими договор о сотрудничестве и ответственности. Центральным субъектом учения Канта о правовом государстве является именно личность. По мнению философа, люди должны участвовать в установлении правопорядка посредством принятия конституции. Именно под влиянием Канта и других философов Просвещения конституционные идеи затем охватили весь мир. Что касается трактата «К вечному миру», который структурно оформлен как договор между государствами-республиками , то, по сути, там можно усмотреть призыв к созданию своего рода мировой конфедерации.

Это стремление — источник всех метафизических систем, их претензий на сверхопытное знание. Несостоятельность этих стремлений, однако, не означает, что основные идеи метафизики мир как целое; свобода, предшествующая необходимости; субстанциальность души; Бог должны быть отброшены. Эти идеи имманентны разуму, они являются регулятивными принципами познания, осуществляют высший синтез знаний, приобретаемых рассудком. Метафизика — высшая культура разума, без которой немыслимо его существование. Необходимо, однако, создание метафизики как науки, как системы априорных синтетических суждений, которые не претендуют на познание трансцендентного. Это значит, что идеи метафизики никоим образом не указывают на существование того, что в них мыслится, т. Отсюда его убеждение: «Мне пришлось ограничить [aufheben] знание, чтобы освободить место вере... Речь идёт не об ограничении познания природы или общества, а об ограничении претензий разума на познание метафизической реальности, которая принципиально недоступна познанию. Одним из важнейших разделов трансцендентальной диалектики является учение об антиномиях , т. Каждая антиномия состоит из тезиса и антитезиса, причём оба эти положения в равной мере доказуемы. Так, тезис одной из антиномий утверждает, что существует «свободная причинность», т. Антитезис, напротив, утверждает, что нет никакой свободы, и всё совершается по законам природы. Антиномии кажутся неразрешимыми противоречиями, однако Кант полагает, что они вполне разрешимы, если учесть, что, кроме чувственно воспринимаемой реальности, существует трансцендентный мир «вещей в себе» и человек представляет собой не только явление природы, но и «вещь в себе». В таком случае антиномия свободы и необходимости вполне разрешима: человек как «вещь в себе» свободен, но он же подчинён необходимости как явление, природное существо. Все главные проблемы критической философии Канта сводятся к вопросу: «Что такое человек? В центре «Критики практического разума» — понятие чистого нравственного сознания, не признающего никаких иных побудительных мотивов поступков человека, кроме свободного от всяких предпочтений сознания долга. Это означает, что нравственное сознание, в силу своей автономии, свободы, независимо также от религии. Такое воздаяние, как правило, неосуществимо в земной человеческой жизни. Но поскольку справедливость не знает границ во времени и пространстве, необходимо верить в загробную жизнь людей. Это доказательство, обосновывая разумность и необходимость религиозной веры, не утверждает, однако, что Бог и бессмертие души действительно существуют, ибо трансцендентное абсолютно непознаваемо. Всеобъемлющим нравственным законом является, по Канту, категорический императив безусловное повеление , который гласит: поступай так, чтобы максима т. Теория практического разума включает в себя и учение о праве, правовом государстве. Право является реализацией свободы члена общества, ограниченной лишь свободой других его членов. Республика, принцип которой составляет разделение властей, — постулат чистого практического разума. Поэтому человек лишь постольку морален, поскольку он признаёт равенство всех других индивидов перед законом, отрицая тем самым любые сословные привилегии. Философско-исторические воззрения Канта непосредственно связаны с его философией права , т.

Что посмотреть в Калининграде за один день

Смотрите онлайн 300 лет Иммануилу Канту. Иммануил Кант — цитаты из книг автора — 318 цитат. Иммануил Кант — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философи. Всё началось с того, что губернатор Калининградской области Антон Алиханов довольно неожиданно назвал Иммануила Канта «русским трофеем». В Калининграде портерт Иммануила Канта заговорил. В музее известного философа с помощью искусственного интеллекта создали виртуального собеседника. Канцлер ФРГ Олаф Шольц выразил мысль, что у российского руководства нет оснований ссылаться на труды Канта, поскольку нынешняя политика Кремля противоречит его убеждениям.

Кант Иммануил

Ярослав Тимофеев провел собственное исследование взаимоотношений Иммануила Канта и музыки, проанализировав его жизнь и круг знакомств в Кенигсберге. Семья Канта была не очень богатой, но очень чистой нравственно и порядочной, и, по его собственному мнению, именно это заронило в нём первый росток в личность. Вероятно, настоящий кёнигсбергский философ Иммануил Кант отнесся бы к такой перспективе с ужасом. О русском подданстве Канта: в БФУ издали книгу, посвященную философу.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий