Новости что такое вотчина кратко

Вотчина является формой древнерусского землевладения, которая появилась в X веке на территории Киевской Руси. Собственно "купленная вотчина" есть бессмыслица, если принимать слово вотчина в буквальном смысле; но в приведенном выражении слово вотчина означает сумму вотчинных прав, независимо от способа приобретения. Вотчина – это «отцовская собственность», т.е. передаваемый по наследству комплекс собственности (родовой земельный участок и право на заселенные зависимыми людьми).

Вотчина в Древней Руси

  • Что такое вотчина. опишите ее
  • Значение слова вотчина кратко
  • Что такое вотчина в истории 6 класс - основные понятия и краткий обзор -
  • Вотчина на Руси – что это такое
  • что такое вотчина в истории 7 класс определение кратко
  • Что такое вотчина: история 6 класс кратко

Что такое вотчина история 6 класс кратко

После принятия христианства сформировалось и церковное вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии митрополиты , епископы и большие монастыри. Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной. Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю , на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять. В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины.

Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Древнерусского государства владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё. В удельный период В период политической раздробленности Руси вотчина стала основной формой феодального землевладения, роль которой постоянно возрастала за счёт новых княжеских пожалований, захвата общинных земель, покупки, обмена и т. Данный факт привёл также к значительному возрастанию влияния собственников вотчин на политическую жизнь русских княжеств. Владения знатных бояр обычно складывались из нескольких вотчин, которые достаточно часто находились в разных местах государства и не создавали единого хозяйственного организма.

Существовало три способа приобретения земельного угодья: выкуп, дарование за службу, родовое наследование. Богатые землевладельцы управляли одновременно несколькими вотчинами, они увеличивали свою собственность за счет выкупа или обмена земель, захвата общинных крестьянских угодий. Вотчина — это собственность конкретного человека, он мог землю обменять, продать, сдать или поделить, но только с согласия родственников. В том случае, если кто-то из членов семьи выступал против такой сделки, то вотчинник не мог обменять или продать свой надел. По этой причине безусловной собственностью вотчинное землевладение назвать нельзя. Большими земельными наделами владели не только бояре и князья, но и высшее духовенство, крупные монастыри, члены дружин. После создания церковно-вотчинного землевладения появилась церковная иерархия, то есть епископы, митрополиты и т. Вотчина — это постройки, пашни, леса, луга, животные, инвентарь, а также крестьяне, проживающие на территории землевладения вотчинника.

Такой принцип — не отнимать поместья отцов у сыновей — утверждается со времени Ивана Грозного. А в 1618 г.

У помещиков появляется мощный стимул к развитию хозяйства, его можно улучшать, расширять, расстраивать, без опасения потерять ибо все делается, в конечном счете, во имя детей. Разрешается обмен поместий на вотчины с согласия правительства , а в конце XVII в. С этого времени была допущена и продажа поместий за долги при несостоятельности должника.

Однако, в 19 веке, совместно с другими изменениями в обществе, система вотчины была постепенно ликвидирована и заменена другими формами землевладения. Судьба вотчины в новое время В XIX веке с утратой крепостного права в России и забастовками история вотчин великого имения резко изменилась. Большинство владельцев усадеб понесло серьезные финансовые убытки, так как теряли крепостных крестьян, которые являлись основным источником дохода. Многие помещики смогли сохранить свои владения, превратив их в арендные имения. Они сдали землю в аренду богатым крестьянам или буржуазии, которые занимались коммерческой деятельностью и жили на вотчине, платя помещику арендную плату. Некоторые помещики потеряли свои вотчины из-за невозможности оплатить налоги или участвовать в торгах. В результате они покинули свои поместья и переехали в города, ставшие новыми центрами деловой активности.

В XX веке, после Февральской революции 1917 года, многие земельные владения помещиков были национализированы советской властью. Замки, парки и усадьбы стали доступными широкой публике и включены в список культурного наследия. Таким образом, судьба вотчины в новое время была связана с такими историческими событиями, как отмена крепостного права, появление арендных имений, национализация и сохранение культурного наследия. Оцените статью.

что такое вотчина в истории 7 класс определение кратко

Синонимы вотчины: аллод, бокленд. В процессе формирования вотчины создавался аппарат принуждения суд, администрация и т. Крестьяне сохраняли свою общинную организацию община, коммуна, альменда , что наряду с обязательным потомственным характером владения отличало вотчину от бенефиция, манора и поместья.

Это — первая крупная перемена, которую потерпело вотчинное право, — перемена, хронологически совпадавшая до известной степени с изменениями государственного строя и областной администрации смена вотчинного суда судом кормленщика. Вторая перемена, которую пришлось испытать древнерусскому вотчинному праву, совпадает с усиленным развитием поместного землевладения, пошедшим быстрыми шагами вперед, особенно со времени царя Ивана Грозного.

Если начало землевладения вотчинного не без основания приурочивается к элементу дружинному военно-служилому , то нет никаких трудностей наметить возникновение поместья среди не военно-служилого элемента, среди полусвободного класса так называемых слуг "под дворским", которым князья на известных условиях платеж оброка натурой и натуральные повинности давали земли в условное, временное и личное владение. Первый след подобной дачи земли обыкновенно ищут в духовной грамоте московского великого князя Ивана Калиты начало XIV в. Впервые термин "поместье" в русских актах мы встречаем в одном документе, писанном между 1466—1478 годами в актах литовско-русских — несколько ранее. Когда старые писатели по истории русского права приписывали возникновение поместья времени Ивана III, они ошибались только наполовину: поместье возникло гораздо ранее Ивана III, но, как поместье служилое в классе военно-служилом , оно возникает лишь во второй половине XV века и развивается под влиянием ряда политических и финансовых причин.

С середины XVI века класс помещиков быстро растет, поместье делается весьма обычным вознаграждением за тягости военной службы, между тем как кормление мало-помалу отступает на задний план: ибо кормление, с одной стороны, с успехом заменяется поместьем, а с другой стороны — населению предоставлена возможность двойной уплатой податей правительству откупаться от кормленщиков, которые в таких случаях заменялись выборными земскими властями. Старые писатели смутно чувствовали какую-то связь между поместьем и кормлением, когда делали крупную юридическую ошибку, смешивая и то и другое: и существо, и объект власти кормленщика и помещика покоятся на совершенно различных основаниях. Так, со второй половины XV в. Превращение Московского великого княжения в Московское царство, растворение кормленщика в помещике и замена его выборной земской властью, и быстрое развитие поместной системы заметно отражаются на вотчинном праве.

Именно в Москве слагается понятие о служилой земле и появляется ряд правительственных мероприятий, вся цель которых сводится к тому, чтобы "в службе убытка не было и земля бы из службы не выходила". Здесь под словом "земля" равно разумеется и поместье, и В. Правительство предпринимает перетасовку во владении землями, ибо оказались служилые люди, завладевшие многими землями и оскудевшие службою, — "не против государева жалованья т. Здесь подчеркивается не только одинаковая обязанность военной службы и с поместья, и с вотчины, но и высказывается, по-видимому, намек на желательность, в интересах службы, известного соотношения во владении одним лицом поместной и вотчинной землей.

Уже одна возможность держания в одних и тех же руках поместья и вотчины, соединенного с обязательной службой с того и с другого, давала повод к фактическому и, может быть, теоретическому сближению между ними; установилась даже система пожалований из поместья в вотчину, одинаково применимая и к служившим по московскому списку, и к служившим с городов. Оставляя в стороне подробности вопроса о сближении поместья и вотчины, закончившемся указом 23 марта 1714 года, по которому "впредь. Существенная разница между этими тремя типами заключается в правах распоряжения. Права распоряжения вотчинами родовыми ограничивались и государством, и вотчичами особенно сильны были ограничения, налагавшиеся государством, относительно княжеских вотчин.

Государство старалось об обращении В. Вотчичи пользовались правами родового выкупа и родового наследования. Некоторые писатели по истории русского права см. Владимирского-Буданова намечают эпоху, когда вотчинники вовсе не имели права отчуждать, с получением вознаграждения, вотчины без согласия на то вотчичей.

С Уложения о службе 1556 г. Главной тенденцией в развитии поместного права становится переход права пользования в право собственности. Развивается право наследования в поместьях. Такой принцип — не отнимать поместья отцов у сыновей — утверждается со времени Ивана Грозного. А в 1618 г.

Оно исчезло из словоупотребления, а лица, которые не состояли на государственной службе, перестали называться вотчинниками. Те же люди, которые отслужили государству, имели право на земельный надел, называющийся поместьем. Служивых людей «помещали» на земли ради охраны или в качестве оплаты за службу государству. С прекращением срока службы земля возвращалась в царскую собственность, и позднее эта территория могла быть передана другому лицу за заслуги перед царем. Наследники первого владельца прав на поместную землю не имели.

Две формы землевладения Вотчина и поместье - это две формы владения землей в Московии 14-16 веков. И приобретенные, и переданные по наследству земли постепенно теряли свои различия - ведь на землевладельцев и той, и другой формы собственности налагались одинаковые обязанности. Крупные землевладельцы, получившие угодья как награду за службу, постепенно добились права передавать поместья по наследству. В сознании многих владельцев земли права вотчинников и служилых людей нередко переплетались, известны случаи, когда поместные земли пытались передать по наследству. Данные судебные казусы привели к тому, что государство всерьез озаботилось проблемой землевладения. Правовая путаница с порядком наследования поместья и вотчины вынудила царскую власть принять законы, уравнивающие оба этих вида землевладения. Земельные законы середины XVI века Наиболее полно новые правила землевладения были изложены в царских указах 1562 и 1572 годов. Оба данных закона ограничивали права владельцев княжеских и боярских вотчин. Частным образом допускались случаи продажи вотчинных участков, однако количеством не больше половины и то - только кровным родственникам. Это правило было прописано уже в Судебнике царя Ивана и подкреплено многочисленными указами, вышедшими позднее.

Вотчинник мог завещать часть своих земель собственной жене, но только во временное владение - «на прожиток». Распоряжаться отданной землей женщина не могла. После прекращения владения такая вотчинная земля передавалась государю. Для крестьян оба вида собственности были равнозначно тяжелыми - и владельцы вотчины, и собственники поместий имели право взыскивать подати, вершить суд, забирать людей в армию. Итоги поместной реформы Эти и другие изложенные ограничения преследовали две основные цели: поддерживать «свои» служивые фамилии и стимулировать их готовность к государственной службе; не допустить переход «служебных» земель в частные руки. Таким образом, поместная реформа практически упразднила юридический смысл вотчинного землевладения. Вотчина сравнялась с поместьем - из законного и безусловного владения обладание земельной собственностью превратилось в собственность условную, напрямую связанную с законом и желанием царской власти. Трансформировалось и понятие "вотчина". Это слово постепенно исчезло из деловых документов и разговорной речи. Развитие частного землевладения Поместье стало искусственным стимулом развития землевладения в Московской Руси.

Огромные территории были розданы государевым людям благодаря поместному праву. В настоящее время невозможно определить точное взаимоотношение поместных и вотчинных земель - точной статистики земельных угодий не велось. Приращение новых земель затрудняло учет существующих владений, которыми на тот момент обладали частные лица и государство. Вотчина - это старинное правовое землевладение, на тот момент оно значительно уступало поместному. Такое количество земель нуждалась не только в правовом, но и в административном аппарате управления. Типичным местным органом защиты землевладельцев стали уездные дворянские собрания. Уездные общества Развитие поместного землевладения вызвало рождение уездных дворянских обществ. К 16 веку такие собрания были уже достаточно организованны и выступали весомой силой местного самоуправления. За ними закреплялись и некоторые политические права - например, складывались коллективные челобитные государю, формировалось местное ополчение, писались ходатайства царским властям о нуждах таких обществ. Имение В 1714 году вышел царский указ о единонаследии, согласно которому вся земельная собственность подчинялась единым правам наследования.

Возникновение этого вида земельной собственности окончательно объединило понятия «поместье» и «вотчина». Это новое правовое образование пришло в Россию из Западной Европы, где на тот момент давно уже существовала развитая система землеустройства. Новая форма землевладения получила название «имение». С этого момента вся земельная собственность становилась недвижимым имуществом и подчинялась единым законам. Вотчина — важнейшее явление, существовавшее в средневековой Западной Европе и на Руси. Так назывались земельные угодья вместе с хозяйственными постройками и другим имуществом, а также зависимыми крестьянами. Это слово имеет тот же корень, что и в словах «отец», «отчизна», что указывает нам на то, что вотчина передавалась по наследству, была имуществом семьи. Вотчина появилась в Древней Руси, когда формировалась власть князей и бояр. Князья раздавали земли членам своих дружин и другим представителям знати. Как правило, это была награда за службу или какие-то выдающиеся заслуги.

Существовала и другая категория землевладельцев — высшие церковные иерархи и монастыри. Вотчина передавалась владельцу и его семье в полное безраздельное владение, без каких бы то ни было условий. Ее можно было передать по наследству, подарить, продать. В своей вотчине владелец был полноправным хозяином. Он не только пользовался результатами деятельности крестьян, то есть обеспечивал свое существование.

Что такое вотчина в истории 6 класс — основные понятия и краткий обзор

* * * ВОТЧИНА. ВОТЧИНА, термин, употребляемый в русской исторической литературе для обозначения комплекса феодальной земельной собственности (земля, постройки, живой и мертвый инвентарь) и связанных с нею прав на зависимых крестьян. Вотчиной в Древней Руси называли земельное владение, которое было получено по наследству. Узнайте что обозначает Вотчина — что значит, какой имеет смысл и в каких случаях применяется. В России вотчина стала формироваться в 10 – 11 вв.

Post navigation

  • Вотчина в Древней Руси это…
  • Что такое вотчина история 6 класс кратко
  • Что такое вотчина? Как она управлялась? Кто составлял население вотчины? - Универ soloBY
  • Что такое вотчина: история 6 класс кратко

Значение слова вотчина кратко

Вотчина - 1. Феодальная земельная собственность, родовое поместье на Руси. 2. перен. Вотчина (отчина), владения, перешедшие от отца. В Древней Руси этим именем назывался особый вид служилого землевладения, противополагавшийся поместью, как владение на более прочном праве собственности. В статье подробно говорится о том, чем была вотчина в Древней Руси, отдельно разобрана княжеская и боярская вотчина, кратко коснулись монастырских. Вотчина Вотчина (от слова отец) — наследственное земельное владение. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, по. Вотчина это в истории определение. Вотчина это в древней Руси.

Значение слова «вотчина»

В процессе формирования вотчины создавался аппарат принуждения суд, администрация и т. Крестьяне сохраняли свою общинную организацию община, коммуна, альменда , что наряду с обязательным потомственным характером владения отличало вотчину от бенефиция, манора и поместья. Вотчина различалась по экономической структуре в зависимости от роли домена, типа феодальных повинностей крестьян , по величине, по социальной принадлежности вотчинников светские, в том числе королевские, церковные.

Княжеские вотчины Княжеские вотчины стали формироваться буквально с начала древнерусской государственности. Да, князья о себе не забывали! Например, известно, что в 863 году Рюрик уже вовсю раздавал села и деревни своим дружинникам, как сообщает Устюжская летопись. А раз он раздавал, значит мог ими распоряжаться как своей собственностью Согласно Повести Временных лет, Олег убил Люта Свенальдича, который браконьерничал в угодьях князя. Княгиня Ольга, возможно вопреки образу, сложившемуся у Вас, также имела свои вотчины.

Более того, она расширила княжеский домен за счет земель по рекам Днепр и Десна. Когда Ольга умирала, то распорядилась своим личным селом Будятиным, как повествует Повесть временных лет. Княжеская или боярская вотчина Более того, «Русская правда» ревниво защищала княжеские владения. Так, согласно 32 статье предусматривался суровый штраф за сожжение княжеских бортнических угодий, и за запашку княжеской земли. Впоследствии Псковская, Новгородская судная грамоты предполагали более детальные и серьезные санкции в отношении нарушителей прав земельной собственности. В частности, подвергались штрафам такие деяния как «наезд» на землю другого, нарушение межей межевых границ , грабеж и пр. Наказание зависело от социального положения человека Эх…, ничто на Руси не меняется!

Князь тем отличался от всех остальных землевладельцев вотчинников , что, во-первых, был верховным собственником — то есть мог отобрать вотчину в наказание, как это было при Иване Третьем. А, во-вторых, имел право раздавать присоединенные, захваченные земли как вотчины. Сама княжеская вотчина состояла из трех составляющих: дворцовые, черные и боярские земли. Дворцовые — это такие, подати с которых поступали на содержание князя, его дворца. Такая земля возделывалась преимущественно холопами, страдниками. Страда — это работа на земле за то, чтобы поставлять князю натурой разные продукты. Черные земли никому не принадлежали — не входили ни в чьи вотчины.

Судебник 1497 г. Бытовой же выкуп практиковался еще до первого Судебника и, конечно, относится к явлениям очень почтенной старины. Приведем здесь дошедшие до нас указания на эту практику. Удельный верейский князь, Михаил Андреевич, в 1479 г. Если он этим правом не воспользуется, тогда противная сторона приобретает деревни в прок. Это тот же выкуп, но выговоренный в пользу одного продавца, а не его родственников. N 156, VII. Тот же князь в своей духовной 1486 отказывает монастырям и церквам села и деревни, но с оговоркой: если те села будут надобны вел. N 121. Тоже делают и частные лица.

Ефрем Неклюд отказывает в 1700 г. Георгию, но если эта землица понадобится его дочери или родникам, они могут ее выкупить за 40 алтын. Наоборот, Николай Рычков в 1517 г. С безусловными запрещениями выкупа делаются продажи и частным лицам. От первой половины XVI в. Наши вотчинники свободны были писать в акты распоряжения своим имуществом какие угодно условия. Двое князей Кемских купили у дяди своего вотчину с тем, что если "будет им не до земли, и им мимо дядь своих тех земель не продать" А. Этот порядок продолжает действовать и после издания царского Судебника, и понятно почему: новые законы нескоро делались известными публике в XVI веке. Боярин И. Шереметев в 1554 г.

Введеный Боярин И. Большой Шереметев, конечно, знал содержание нового Судебника, а потому для ограждения своих прав он испросил на такую покупку особую жалованную грамоту Рум. I N 170. Люди, не столь близкие к престолу московских государей, писали купчия с такими же условиями просто по незнанию новых законов. А продали есми ему в дернь без выкупа... А добуду яз Нечай с сыном своим сорок рублев денег на Покров Святей Богородицы 7070 года, и нам Ивану дати под те деревни та сорок рублев денег на Покров же Святей Богородицы, да и за рожь нам дати, за семена, Ивану, за бочку за всякую по 17 алтын на тот же срок, а Ивану отдати ся купчая нам назад и деревня; а не добудем мы тех денег и не дадим Ивану на тот срок, ино ся наша купчая в купчую и отводная в дернь, без выкупа" А. Здесь право выкупа выговорено только для самих продавцов, но ограничено определенным сроком. He стеснялись Судебником и люди, сидевшие на черных государевых землях. Братья Селиверстровы продали Ом. Васильеву отца своего статок, землю вел.

Так же свободно определялись условия и при безвозмездном отчуждении, по духовным и пр. В 1563 г.. Дмитрий Иванович Немой подарил Волоколамскому монастырю село с деревнями "в прок, без выкупа, без отмены". Но затем в дарственной идут такие условия: 1 жить мне в своей отчине до живота; 2 а родятся у меня дети, и то село с деревнями им, а монастырю они дадут 700 p. Здесь право выкупа предоставлено детям дарителя, о боковых же его родственниках и жене арямо сказано, что им даритель такого права не предоставляет. Таков был обычный выкуп. Он существенно отличается от узаконенного. Царский Судебник впервые предоставляет некоторым лицам право на выкуп, а другим в этом праве отказывает. По обычному выкупу никто не имел право на выкуп; по соглашению же контрагентов сделки, оно могло быть предоставлено самому продавцу, его детям и другим родственникам, и даже дальнейшим, помимо ближайших, как это сделал верейский князь, предоставив право выкупа вел.

Толковый словарь Ефремовой. Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона Вотчина — термин древнерусского гражданского права, для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него. В Московском царстве В....

Значение слова вотчина кратко

Вотчиной в Древней Руси называли земельное владение, которое было получено по наследству. это земельное владение, надел, передающийся по наследству от отца к сыну. В классическом понимании, вотчина – это владение, перешедшее от отца к сыну, то есть вотчина – это наследство, которое передавалось сыну от отца в феодальном государстве. Вотчина различалась по экономической структуре (в зависимости от роли домена, типа феодальных повинностей крестьян), по величине, по социальной принадлежности вотчинников (светские, в том числе королевские, церковные). Вотчина — наследственное земельное владение. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной.

Значение слова вотчина кратко

По указу 1679 было отнято право завещать вотчины, минуя детей, братьям, родственникам и чужеродцам. Так как указы 16 в. Позволено было и впредь давать вотчины в монастыри, но только условно до выкупа, а в 1648 было безусловно запрещено монастырям принимать вотчины под угрозой если только родственники немедленно его не выкупали отъема в пользу казны. Указом 23 марта 1714 определено впредь «как поместья, так и вотчины именовать равно одно, недвижимое имение вотчина». Почва для такого слияния была подготовлена как описанными выше ограничениями в распоряжении вотчинами, так и противоположным процессом — постепенным расширением права пользования поместьями. Также по теме:.

Некоторое количество вотчин ликвидировано во 2-й пол. XVI в. В XVII в. Однако различия между вотчиной и поместьем постепенно размывались.

Толковый словарь Ефремовой.

Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона Вотчина — термин древнерусского гражданского права, для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него. В Московском царстве В....

Поместье оставалось государственной собственностью — оно давалось служилому в пользование и отчуждалось с окончанием службы. В дальнейшем происходило два параллельных процесса. Великие князья которые, начиная с Ивана Грозного, стали именоваться русскими царями все более активно сокращали права бояр. На владения вотчинами накладывали ограничения, а у некоторых неугодных боярских кланов вотчины просто отбирали. Кроме того, бояр заставляли служить в обязательном порядке. Значительная часть служилых людей набиралась из боярских детей, которые отныне не могли пользоваться привилегиями своих отцов, не принося пользы стране. Одновременно с этим поместья становились наследуемым имуществом. Так власть предержащие стимулировали дворян к преданной службе. По существу к началу 18-го столетия вотчина и поместье стали одним и тем же. Окончательно решил этот вопрос Петр Первый, издавший указ о единонаследии. Все угодья, которые прежде именовались вотчинами или поместьями, с этого момента стали называться именьями. В истории нашего государства это имело далеко идущие последствия.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий