В чем смысл Великого поста? Великий пост установлен в память о сорока днях, которые Христос провел в пустыне. В пост христиане должны отказаться от продуктов животного происхождения, поэтому из рациона убирают мясо, яйца, молоко, рыбу и многие сладости. Пост посвящен ученикам Христа — святым апостолам, которые много сделали для распространения Евангельской вести и устроения Церкви. Старец объяснял, почему мы воздерживаемся в пост от скоромной пищи. это самый продолжительный и строгий из всех постов Русской православной церкви, именно поэтому его называют Великим.
Великий пост — 2024: даты, правила и ответы на самые главные вопросы
Подготовка 2 Великому посту предшествует четырехнедельный подготовительный период. В его первые две недели запрета на употребление тех или иных продуктов нет. Во время третьей недели верующим не разрешается есть мясо по средам и пятницам, а во время четвертой, на которую приходится Масленица, полностью запрещается употребление всех мясных продуктов. Последнее воскресенье перед Великим постом Прощеное воскресенье в христианской традиции является кульминацией подготовительного периода. В этот день принято каяться и просить друг у друга прощения за нанесенные за год обиды, чтобы очиститься от грехов и сосредоточиться на духовной жизни. В храмах на вечернем богослужении совершается особый чин: после чтения молитвы настоятель просит прощения у присутствующих на службе, то же самое делают и прихожане. Ограничения 3 Великий пост — время строгих ограничений и молитв. Под полный запрет подпадают мясо, молоко, яйца, сыр, сметана, творог, животное масло, сдобный хлеб и выпечка и т. Особенно усердно положено поститься в первую и последнюю недели. При этом, согласно церковным канонам, верующие должны полностью отказаться от еды в понедельник и вторник первой недели поста и в пятницу и субботу последней.
В остальные дни разрешается растительная пища овощи, крупы и т.
Но тогда в чём подвиг? Когда альпинист идёт к вершине, он половину времени может провести в раздумьях «стоило ли оно того? Если он решит не поступать «искусственно», вершины ему не достичь. Но он идёт к цели, потому что принял такое решение. И может впервые почувствовать радость и удовлетворение только в самом конце пути. Однако сожалений на лице покорителя вершины мы не увидим. Даже если мы преодолеваем поприще поста с большим трудом и через силу, Господь обязательно нас вознаградит. Главное — вставать после каждого падения, продолжая путь.
Святитель Тихон Задонский сказал: «Помни, что к Царству Небесному идут не от победы к победе, а от поражения к поражению, но доходят только те, которые не садятся в отчаянии на обочине, но встают и идут дальше…». Что важнее - ограничения в пище физическое или молитва духовное? Отбрасывая одно или другое из-за самовольных умозаключений, мы лишаемся всего. Выше мы обсудили случаи, когда телесный пост в полной мере невозможен, в остальных ситуациях нам стоит следовать церковным канонам. Как часто нужно причащаться в Великий пост? Нужно ли брать благословение перед тем, как начать поститься? Он обращён ко всем нам, и прекрасно, если мы на него откликаемся. Вопрос лишь в достойной подготовке к Таинству. Если мы соблюдаем пост и прочитали все необходимые молитвы, можно и нужно приступать к Святым Тайнам.
Праведный Иоанн Кронштадтский, отвечая на этот вопрос, вопрошает: «Разве не каждый день мы согрешаем, растлеваемся, оскверняемся грехами, разве не каждый день нам нужно очищение, освящение, обновление?... Не часто ли вы моете лицо и тело в бане, и лицо каждое утро? Душу ли не омывать постоянно оскверняемую грехами каждый день?... Поэтому причащаться можно и нужно как можно чаще. Особенно в пост.
Получается, что православные постятся потому, что имеют желание быть ближе к Богу. Это означает то, что главной целью поста считается очищение души. Обязательно за пост нужно постараться побороть в себе какой-либо грех, страсть. Необходимо исповедаться и причаститься. При этом нужно осознавать, что с окончанием поста нельзя вновь пускаться «во все тяжкие».
Под последним часто понимают более строгое внимание к себе: удержание себя от раздражительности, осуждения, ссор. Все это, конечно, хорошо, но разве в обычное время христианин может позволять себе грешить, или раздражаться, или осуждать? Совершенно очевидно, что христианин должен всегда «трезвиться» и быть внимательным, предохраняя себя от греха и всего того, что может оскорблять Духа Святого. Если же он не в силах удержать себя, то, вероятно, это будет иметь место в равной степени как в обычные дни, так и в посту. Отсюда замена поста в пище на подобный «духовный» пост — это чаще всего самообман. Поэтому в тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания, христианин не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет, например: откажется от всяких развлечений, от сластей и лакомых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу, будет стараться, чтобы наиболее вкусная пища подавалась лишь по праздничным дням. Если же христианин по старческой немощи или по нездоровью не сможет отказаться от скоромной пищи, то следует хотя бы несколько ограничить ее в постные дни, например, не есть мясного — словом, в той или иной мере все же приобщиться к посту. Некоторые отказываются от поста из-за боязни ослабить свое здоровье, проявляя при этом болезненную мнительность и маловерие, и стремятся всегда обильно питать себя скоромной пищей для достижения хорошего здоровья и для поддержания «упитанности» тела.
И как часто они-то и страдают всякими заболеваниями желудка, кишечника, почек, зубов… Кроме проявления своего чувства покаяния и ненависти ко греху, пост имеет и другие стороны. Время поста — не случайные дни. Среда — это предание Спасителя — наивысший из моментов падения и позора человеческой души, идущей в лице Иуды предавать за 30 сребренников Сына Божия. Пятница — это терпение издевательств, мучительные страдания и крестная смерть Искупителя человечества. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путем воздержания? Великий пост — это путь Богочеловека к Голгофской жертве. Человеческая душа не имеет права, не смеет, если только она христианка, проходить равнодушно мимо этих величественных дней — знаменательных вех во времени. Как она дерзнет потом — на Страшном суде стать одесную Господа, если она будет равнодушна к Его скорби, крови и страданиям в те дни, когда Вселенская Церковь — Земная и Небесная — вспоминает их.
В чем должен состоять пост? Здесь нельзя дать общей меры. Она будет зависеть и от состояния здоровья, от возраста и условий жизни. Но здесь надо непременно задеть за живое свое плотоугодие и сластолюбие. В настоящее время — время ослабления и падения веры — нам кажутся недостижимыми те уставы о посте, которые в старину строго выполнялись благочестивыми русскими семьями. Вот, например, из чего состоит Великий пост по церковному уставу, обязательность которого распространялась в равной мере как на инока, так и на мирянина. По этому уставу в Великий пост полагается: полное неядение в течение целого дня понедельника и вторника первой седмицы и пятницы Страстной седмицы. Лишь для более слабых возможно вкушение пищи во вторник вечером первой седмицы.
Во все остальные дни Великого поста, кроме суббот и воскресений, полагается только сухоядение и лишь однажды в день — хлеб, овощи, горох — без масла и воды. Вареная пища с постным маслом полагается лишь в субботы и воскресенья. Вино разрешается только в дни церковных воспоминаний и при длинных службах например, в четверг на пятой седмице.
Великий пост: для души или для здоровья?
И, наверное, применимо оно может быть вот в каком контексте: запрещается не обращать внимания на пост, не замечать его. В остальном, ответственность за то, в какой мере и в каком качестве будет проявляться его соблюдение, лежит в первую очередь на самом верующем. Христианство — это религия любви, а не запретов. Оступившийся, ошибающийся, не справившийся, но кающийся человек получает не наказание, а прощение. Но только в том случае, когда он сам имеет стремление быть ближе к Богу. Великий пост: кто может не соблюдать?
Послабление поста в гастрономическом плане разрешается беременным, больным, путешествующим, служащим, трудящимся и так далее — Церковь находит для нас много оправдательных моментов. Как поститься, более или менее строго, человек определяет вместе со своим духовником. Однако важно помнить, что помимо гастрономического воздержания пост — это время усиленной молитвы, покаяния, доброделания. В этом отношении пост должен соблюдать каждый. Бывает довольно много ситуаций и обстоятельств, в которых человек вынужден съесть что-то непостное.
Но часто ли бывают ситуации, когда мы обидели кого-то и у нас были веские причины не извиняться? Посещение богослужения в храме может быть доступно не каждому, но возможность келейной домашней, индивидуальной молитвы есть у всех. Таким образом, в той или иной мере соблюдать пост может любой. Надо лишь внимательнее относиться к своей жизни и глубже вникать в смысл поста, не ограничивая его понимание лишь соблюдением гастрономических правил. Отказ от определенной еды, развлечений и увеселений нужен не для того, чтобы изнурить и вогнать в тоску человека, а для того, чтобы он мог сосредоточиться на главном.
Нужно питаться так, чтобы не навредить здоровью, чтобы сил хватало на выполнение повседневных дел и своих обязательств, чтобы вопросы питания не становились основными в эти дни, а энергии и времени хватало на молитву, посещение богослужения, душеполезное чтение. Но в то же время, решая вопрос о послаблениях в посте, нужно смотреть на вещи реально и позволять лишь то, что действительно необходимо, а не выискивать себе оправдания, когда просто чего-то очень хочется. Почему Великий пост начинается в разное время? Великий пост приурочен к Светлой Христовой Пасхе, переходящему Празднику, дата которого выпадает на период с 4 апреля по 9 мая, каждый год по-разному. Поэтому и Великий пост христиане считают неким передвижным Праздником.
Праздником — потому что это не время для уныния, а время для пробуждения души. Недаром же Великий пост, всегда приходящийся на весну, называют еще «весной духовной». И потому часто в начале поста верующие поздравляют друг друга: «С постом! Если Пасха ранняя, то и пост начинается в феврале, если поздняя — то в марте. То есть дата начала поста ограничена временным промежутком с 15 февраля по 21 марта.
Кстати, дата начала Великого поста не влияет на его продолжительность, но влияет на продолжительность другого многодневного поста. Чем позже начало Четыредесятницы, тем короче летний Петров пост. Все дело в том, что его начало привязано к дню Пасхи, а вот оканчивается он всегда в один и тот же день, 12 июля. Дата Пасхи с древности высчитывается по определенному правилу с учетом даты первого после дня весеннего равноденствия полнолуния. И всегда Пасха — воскресный день.
Так что, хоть даты начала Великого поста каждый год разные, неизменно одно: начинается он в Православной Церкви всегда с понедельника в Католической — со среды , а заканчивается — в воскресенье. Между его началом и концом семь недель, в которые верующие воздержанием, молитвой и покаянием должны подготовиться к встрече самого главного христианского праздника. Почему Великий пост длится 49 дней? Великий пост состоит из двух периодов — Святой Четыредесятницы, символизирующей сорокадневный пост Спасителя в пустыне оканчивается накануне Лазаревой Субботы и Вербного Воскресения и Страстной седмицы. Последняя неделя Великого поста — это отдельное событие раньше ее даже называли крестной, страстной Пасхой , когда мы вспоминаем последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.
Эти семь недель и приуготовляют нас к встрече Светлого Христова Воскресения. Первые сорок дней поста принято посвящать покаянию. Богослужебный строй жизни этого периода особенный. Полная Литургия совершается только в выходные, а в будние дни по средам и пятницам совершается вечерня с причащением верующих освященными в воскресный день Дарами Литургия Преждеосвященных Даров. В начале и середине поста на богослужении читается Великий покаянный канон Андрея Критского.
Во многих храмах в великопостный период совершаются соборования. Все это помогает христианину настроиться на нужный лад, заглянуть вглубь своей души, максимально серьезно подойти к таинству исповеди. В пятницу шестой седмицы Четыредесятница завершается, и верующим дается два дня передышки. Пост в Лазареву субботу и Вербное воскресенье не прекращается, но устав предполагает послабление, которое позволяет набраться сил для следующей самой строгой в году недели. Богослужения Страстной седмицы делают современного христианина свидетелем событий, произошедших две тысячи лет назад.
Каждый верующий старается эти дни проводить в храме, быть рядом со Христом и тогда, когда Он впервые причащает Своих учеников, и когда молится в Гефсиманском саду, и когда идет на суд и на смерть. А на 49-ый день, пройдя великопостным путем, верующие встречают Воскресшего Христа, чувствуя себя сопричастниками величайшего Чуда. Почему нельзя жениться в пост? Вступление в брак предполагает вступление в супружеские взаимоотношения. А поскольку в Великий пост мы, по возможности, от них воздерживаемся, Церковь не благословляет вступление в брак и не совершает Таинство Венчания.
Создание новой семьи — это большое, важное, радостное событие. А время Великого поста — время для молитвы и покаяния. Его можно использовать как период подготовки к женитьбе, ведь очевидно, что борьба с собственными грехами помогает сделать семейные отношения более крепкими. Для кого-то отложенная до конца поста свадьба может стать и первым испытанием — насколько прочна их любовь и тверды намерения. Сорок восемь дней поста учат терпению, смирению, неосуждению — и все эти навыки необходимы в семье.
Кстати, и сразу после окончания поста повенчаться не получится. Церковь начинает совершать таинство брака только по завершении Светлой седмицы, то есть в следующее после Пасхи воскресенье. Все дело в том, что ликование о Воскресении Христовом, столь велико и всеобъемлюще, что не стоит добавлять к нему еще и свою, безусловно, важную, но все же личную радость. Так же, как совершенно неуместна будет женитьба в период Великого поста, когда жизнь христианина сосредоточена вокруг скорби о грехах и преклонения перед непостижимой искупительной Жертвой Христовой.
Лазарева суббота. Шестую неделю Великого поста завершает Лазарева суббота 27 апреля и Вербное воскресенье — двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим 28 апреля , после которого начинается Страстная седмица. По поводу Лазаревой субботы Церковь не даёт конкретных предписаний. Но народе давно действует несколько ограничений: нельзя заниматься тяжелой работой по дому, стирать вещи вручную, рукодельничать и мыть окна. Учитывая, что день входит в Великий пост, то также запрещается устраивать гуляния и играть свадьбы. Что касается Вербного воскресенья, то веточками вербы начинают запасаться заблаговременно, на Шестой неделе. Считается, что растение может принести в дом благополучие. Поэтому вербу освящают в церкви, а затем ветками украшают жилище. На удачу близкого человека слегка похлопывают вербой по плечу. После праздника выкидывать растение нельзя. Ветки либо закапывают, либо сжигают. Страстная седмица. Страстная седмица — последняя неделя Великого поста. В эти дни в храмах на службах читают главы Евангелия, повествующие о событиях в Иерусалиме две тысячи лет назад: о Тайной Вечере, предательстве Иуды, суде, распятии и воскрешении. В каждый день Страстной недели вспоминают события последних дней Спасителя. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены последним беседам Спасителя с учениками и народом. Во вторник вспоминают, как в доме Симона прокажённого, где был Христос с учениками, женщина помазала миром ноги Христа. Ученики негодовали: «…к чему такая трата?
Блины пекли только постные. А на шестой неделе приносили в дом распустившуюся вербу. Втыкали её в матицу и начинали готовиться к празднику Вход Господень в Иерусалим. За праздниками следует Страстная неделя — время "сугубого поста", когда действует ещё больше ограничений. Поэтому мирянам следует соизмерять силы. Монахи в пост придерживаются строгих ограничений. По понедельникам, средам и пятницам у них сухоядение, по вторникам и четвергам — горячая пища без масла. А по выходным — горячая пища с растительным маслом. Под запрет подпадают любое мясо, яйца, молоко и молочные продукты, рыба. Рыбу можно отведать только один раз за всё время поста — в Вербное воскресенье, а в Лазареву субботу полагается есть икру. Но то монахи. Они всё же не работают, как миряне, на опасных производствах, не водят поезда и самолёты, не оперируют людей и не ищут пропавших в тайге. Мирянам на всё это нужны силы. Поэтому им, как правило, разрешается в пост есть растительное масло независимо от дня недели. Нездоровым людям разрешают пить молоко и есть рыбу. Однако на послабления обязательно следует просить благословения священника. Разрешается не поститься воинам и путешествующим не в отпуск , то есть тем, кому нужны силы для выполнения долга.
Но есть и послабления: в отдельные дни верующим разрешено употребление рыбы и морепродуктов, а также немного вина. Интересный факт Спорным продуктом считается мед. Некоторые уверяют, что его запрещено есть в пост, особенно распространено такое мнение среди старообрядцев. Однако православная церковь чаще всего разрешает употребление меда в умеренных количествах, поэтому ценный и питательный продукт стоит ввести в постное меню. В последние годы в магазинах можно найти немало постных товаров, которые разнообразят рацион: замороженные полуфабрикаты без мяса и молока постные котлеты, пельмени, вареники, блинчики ; аналоги колбас, паштетов и сыров, приготовленные исключительно из растительных компонентов; майонез без яиц, которым можно заправить салат; «молоко» и йогурты из злаков или орехов; печенье и сладости. Увлекаться ими не стоит: пользы для здоровья в них мало, а стоимость может сказаться на семейном бюджете. Что готовить в пост Поскольку и в обычное время года мы едим много различных постных блюд, например, суп, салат, овощные рагу, вопрос «Что съесть? Однако при отказе от животной пищи нужно внимательно следить за тем, чтобы организм получал нужное количество питательных веществ, иначе ограничения негативно скажутся на здоровье. На помощь придут сбалансированные постные рецепты, рассказывающие, как нужно приготовить салат, суп или второе блюдо без мяса, яиц и молочных составляющих. Отличной заменой мясному белку станут бобовые: горох, фасоль, чечевица, нут, соя. Из них можно приготовить разнообразные постные блюда, например, котлеты и тефтели. Часто рецепты предлагают добавлять бобовые в суп, салат или смешивать с крупами и овощами для вторых блюд. Совет В постный суп рекомендуется класть зажарку или лука и моркови, приготовленную на растительном масле — так суп получится более наваристым и сытным, а также более аппетитным на вид — совсем как на фото в кулинарной книге. А салат обязательно заправляйте маслом или разными постными соусами. В постный рацион в течение года, помимо таких блюд, как рагу, суп или салат, обязательно стоит включить каши из разных видов круп — рецепты есть самые разнообразные. Они вкусные, надолго придают чувство сытости, легко готовятся и помогут разнообразить меню.
Зачем мы постимся
Почему пост обязательно включает в себя воздержание в пище? поститься ему или нет. Существует ли свободная воля у человека, что лежит в ее основе, зачем она нужна, существует ли предопределение и как совместить собственную свободу воли и всемогущество Бога? Если пост будет почему-либо смущать окружающих, вызывать их упреки, или, может быть, насмешки, обвинение в ханжестве и т.п. — и в этих случаях надо стараться хранить тайну поста, сохраняя его по духу, но отступая от него формально. В Великий пост нужно посещать церковь, исповедоваться и причащаться, читать Библию и рассказывать детям о Боге.
Современный врач современному человеку о посте
Великий пост по православному календарю — когда наступит в 2024 году. Православие сегодня Посты «Какое дело Богу что я ем?». Входить в пост нужно в состоянии полного осознания: понимая, что организм испытает дефицит некоторых аминокислот, микроэлементов и витаминов. Пост нужно посвятить, как и все остальное, лично Господу Иисусу Христу.
Великий пост. Что важнее — аскеза или молитва?
рассказывает об истории самого строгого и продолжительного поста в православии. Пост есть явление многогранное, и касается оно не только пищи, но и многих других сторон христианской жизни. Великий пост соблюдают и католики, и протестанты; но только в православии существуют достаточно строгие ограничения в питании и образе жизни на этот период. Пост всегда должен иметь духовную цель, чтобы Господь мог благословить наш пост. Согласно, его положениям, в Великий пост нужно отказаться полностью от пищи животного происхождения: мясо, яйца, молоко.