Война крайне обострила ситуацию с трудовыми ресурсами. Главная страница Статьи Трудовой фронт Великой Отечественной.
Работа с сайтом «Подвиг народа»
- Павлова: Трудовой подвиг татарстанцев на войне навсегда останется в нашей памяти
- 5 подвигов жителей Удмуртии во время Великой Отечественной войны -
- Их подвиг равен фронтовому | - новости Новосибирской области
- Трудовой фронт Великой Отечественной
- Новосибирцы работали для фронта без выходных и праздников - Российская газета
- Ханты-Мансийск стал «Городом трудовой доблести»: как ковалась победа во времена войны
Трудовой подвиг Советского человека (Великая Отечественная: образ героя)
Выполнив задание, они собирались возвращаться, как вдруг заметили на путях вражеский эшелон, подготовленный к отправке. Станция была окружена плотным кольцом зенитных батарей и пулеметов, а потому Евгений принял решение прорываться к эшелону на низком бреющем полете, чтобы, застав врага врасплох, выиграть несколько минут для удара. И этот план сработал — уничтожение эшелона на некоторое время вывело из строя важнейшую для фашистов магистраль. К октябрю 1944 года Евгений Кунгурцев совершил 176 боевых вылетов, сбил лично один и в группе 6 самолетов противника. В марте 1945 года Кунгурцев не вернулся с очередного задания.
Выяснилось, что его самолет потерял управление и упал на вражескую территорию. Ижевчанину удалось выжить, он не сдавался на допросах и его решили отправить в лагерь. Оттуда он и бежал вместе несколькими десятками людей. До своих они добирались 22 дня.
Ему было 24 года, когда он стал дважды Героем. До него в стране этой чести удостаивались всего сорок человек. Кроме того, улица Кунгурцева есть в Воткинске. В Бердянске, на доме, где жил Кунгурцев до смерти, также установлена мемориальная доска.
Там же есть улица его имени.
Как правило, её не вручали тем, кто ушёл с предприятий на фронт и погиб там или был комиссован по ранению, а также труженикам тыла из числа депортированных. Медали за трудовую доблесть и трудовое отличие. Они появились ещё до войны и были вручены нескольким десяткам тысяч человек. Орден Трудового Красного Знамени.
Орден Героя Социалистического Труда. После ВОВ были учреждены медали за восстановление металлургических и угольных предприятий юга страны. По факту процесс восстановления начался в 1943 году.
Победу Мария Васильева встретила под Кенигсбергом. В мирной жизни, однако, шофером не стала.
Профессию в мирной жизни тоже выбрала самую мирную — учитель. Красивое решение Мстислав Всеволодович Келдыш на пресс-конференции в московском Доме ученых «Одним из многих просчетов, обусловивших провал фашистского похода на Советский Союз, была недооценка советской науки», — считал физик и академик Сергей Вавилов, ставший в 1945 году президентом советской Академии наук. Находки и решения русских исследователей сразу же внедрялись в производство. Так, в середине 30-х годов ведущие конструкторы всего мира бились над проблемой флаттера — нарастающей тряской, из-за которой при переходе на высокие скорости самолеты буквально разваливались. Проведя ряд математических расчетов, Келдыш сформулировал причины флаттера, разработал метод расчета критической скорости и доступные практические приемы для гашения возникающей при этом вибрации.
А еще через несколько лет он же сумел преодолеть эффект шимми — сильных самовозбуждающихся колебаний шасси самолета, приводящих к поломке во время взлета и посадки. Математики всего мира до сих пор называют эту работу «красивой» и важнейшей для развития советской авиации. Результат — две Сталинские премии и орден Трудового Красного Знамени. Изобретатель менисковой оптической системы, носящей его имя, которая в настоящее время широко используется в телескопостроении. Лауреат двух Сталинских премий Во время войны свою работу не прерывали и астрономы, исследования которых имели в первую очередь оборонное значение.
Сотрудники Государственного астрономического института МГУ составляли для штурманской службы бомбардировочной авиации специальные таблицы восхода и захода солнца и луны. Кроме того, в военное время была изобретена менисковая система телескопов, которая сыграла огромную роль в оптическом приборостроении. Дмитрий Максутов, автор изобретения, вспоминал, что эта идея пришла ему в голову в дороге, во время эвакуации, когда Государственный оптический институт эвакуировали из Ленинграда в Йошкар-Олу. Иван Николаевич Назаров — советский химик-органик. Лауреат двух Сталинских премий Чинить сломанные бензобаки, корпуса аккумуляторов, сверла, цилиндры на танках и машинах на фронте помогало новое изобретение советского химика Ивана Назарова — карбинольный клей.
За разработку чудо-клея в 1942 году Назаров получил Государственную премию. Клей и после войны широко использовали в оптике, в разных отраслях техники, даже для склеивания мрамора в метро. Борис Яковлевич Эльберт слева — советский ученый в области микробиологии. Доктор медицинских наук, профессор. Заслуженный деятель наук Киргизской ССР.
Николай Акимович Гайский справа — микробиолог, доктор медицинских наук, профессор ИГМИ, создатель туляремийной вакцины, лауреат Сталинской премии Не отставали и врачи. Во время войны медики, химики и биологи создали вакцины от туляремии и туберкулеза, новые лекарства и мази в том числе мазь Вишневского. За выдающееся достижение советской микробиологии и иммунологии Гайский и Эльберт в 1946 году стали лауреатами Государственной премии СССР.
Намечалось строительство новых заводов в восточных районах страны. Так, для увеличения добычи угля планировалось ввести в действие 59 каменноугольных шахт и заложить еще 23 угольные шахты и 3 разреза. Броневую сталь для танков выпускал Мариупольский завод имени Ильича, чей самый мощный в СССР бронепрокатный стан «1250» был эвакуирован в Магнитогорск еще в июле. К производству танков были также подключены Челябинский и Сталинградский тракторные заводы, Сормовский судостроительный завод. Ряд предприятий привлекались к выпуску танковых двигателей, бронекорпусов, башен. Московские предприятия на военный график работы были переведены уже 23 июня, но только 14 октября ГКО принял решение об эвакуации всех оборонных предприятий. Одним из первых в Новосибирск по особому распоряжению Л.
Берии был эвакуирован Московский завод цветных металлов. К концу ноября было вывезено 498 предприятий и около 210 тыс. Для их перевозки потребовалось около 71 тыс. Ленинградские предприятия раньше других столкнулись с необходимостью эвакуации, поскольку немцы уже 12 июля вышли к Лужскому укрепрайону. Но успели эвакуировать только некоторые цеха Кировского завода, с 1939 года выпускавшего тяжелые танки КВ, и Ижорского завода, производившего для танков бронекорпуса, а также 92 предприятия, специализировавшихся на военном производстве. Перемещение производительных сил в восточные районы страны без преувеличения приняла гигантские размеры. Некоторые промышленные наркоматы были вынуждены эвакуировать почти все свои заводы. Например, Наркомат тяжелого машиностроения эвакуировал свои заводы: им. Кирова и Невский им. Ленина, Харьковский трубный, Новокраматорский и Старокраматорский машиностроительные, Луганский, «Красный котельщик», Людиновский и другие.
И опять приходиться удивляться тому, как в сжатые сроки, под бомбежками, в условиях, когда с фронта приходили известия о захвате фашистами все новых городов и сел, проходила эвакуация промышленных предприятий. Например, Новокраматорский завод, имевший уникальное оборудование, эвакуировался с 12 сентября по 21 октября 1941 года. Меньше чем за полтора месяца было вывезено 1276 металлорежущих и деревообрабатывающих станков и 1752 мотора и электромотора! Однако эвакуация не всегда проходила успешно. Иногда часть готовой продукции оставалась не вывезенной и доставалась врагу, как и некоторые предприятия. Так, в результате неожиданного захвата немцами Мариуполя 8 октября 1941 года заводы «Азовсталь», Мариупольский им. Ильича и им. Куйбышева достались им практически неповрежденными. Много оборудования по разным причинам было просто потеряно во время эвакуации. С началом фашистской агрессии перед народным хозяйством и, особенно, перед наркоматами, поставляющими вооружение и военную технику воюющей Красной армии, встали исключительно сложные задачи.
Временная потеря важных экономических районов заметно сузила производственные мощности. Для исправления положения для производства авиапродукции подключались машиностроительные предприятия из других отраслей. Авиационные заводы переключались на выпуск самолетов новых типов. Именно в этот период были созданы и приняты на вооружение высотный скоростной истребитель МиГ-3, истребители Як-1 и ЛаГГ-3, бронированный штурмовик Пе-2. Кадры решают все! Перед промышленностью, которая переориентировалась на выпуск военной продукции, остро встала проблема подготовки квалифицированных рабочих кадров. Например, по Наркомату боеприпасов не хватало 35 тыс. В целом же численность рабочих и служащих в народном хозяйстве страны уменьшилось с 31,2 млн. Такое падение было вызвано, в частности, и тем, что значительная часть рабочих призывного возраста ушла на фронт, часть — осталась на оккупированных территориях, а другие — все еще находилась в пути на Восток. Быстрое восстановление предприятий на новом месте и возобновление ими производства необходимой фронту продукции было невозможно без соответствующего кадрового обеспечения.
Однако не всем предприятиям удалось эвакуировать своих работников одновременно с эвакуацией оборудования, которые прибывали на новое место своей работы с большим опозданием либо по разным причинам не прибывала совсем. Как результат, часть эвакуированных предприятий некоторое время вообще не могла приступить к работе. Для решения кадрового вопроса и более рационального использования людских ресурсов при Бюро Совнаркома СССР 30 июня 1941 года был создан Комитет по распределению рабочей силы. Не забыли и об опытных кадрах, ушедших на пенсию. Способствовал стабилизации кадров на военных предприятиях и указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 года, которым все мужчины и женщины, занятые в военной промышленности, объявлялись мобилизованными на период войны. Позже военное положение было также введено на железнодорожном, морском и речном транспорте. Этим указом для обеспечения рабочей силой важнейших предприятий, работающих на нужды обороны, подлежали мобилизации мужчины от 16 до 55 лет и женщины — 16 до 45 лет. Однако эти и другие меры не могли полностью решить проблему нехватки рабочей силы. Назрела необходимость наладить систематическую подготовку и особенно переподготовку квалифицированных рабочих кадров, так как большинство предприятий перешло на выпуск военной продукции.
Сайты органов власти
- Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны: сообщение 🤓 [Есть ответ]
- Земляки. Подвиг трудового тыла (Марина Василькова -Мосур) / Проза.ру
- Ковали Победу
- Зинаида Портнова
- Город трудовой доблести. Подвиг женщин в тылу
Трудовой подвиг советского народа 1941-1945 г.г.
Народная, священная война. Историки поддержали присвоение почетного звания двум десяткам городов, обеспечивших надежный тыл во время Великой Отечественной войны. Герои труженики тыла в Великой Отечественной войне, во время этой эвакуации отправили за 45 дней, более 18 тысяч вагонов!
Архив номеров
- Трудовой подвиг павлодарцев в годы Великой Отечественной войны
- Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны: сообщение 🤓 [Есть ответ]
- Промышленность и трудовой подвиг военного Саратова
- Они сражались за Родину. Самые невероятные подвиги героев Великой Отечественной
Трудовой подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны
Во время Великой Отечественной войны, когда здоровые молодые люди массово уходили на фронт, их рабочие места и должности занимали женщины. Все дальше и дальше во времени подвиг наших отцов и дедов, завоевавших Великую Победу. Великая Отечественная Война. Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны 5 класс. Ханты-Мансийск внес значительный вклад в достижение победы во время Великой Отечественной войны. Эти уникальные материалы рассказывают о героическом труде наших родителей, дедушек и бабушек во время великой отечественной войны 1941-1945 гг. Перед оккупацией района немецко-румынскими войсками все документы о деятельности предприятий и организаций.
«Луковица для фронта»: как малыши Красной Армии помогали
Замечательный трудовой подвиг совершил помощник машиниста депо Кочетовка Григорий Каширин. Во время чистки топки паровоза провалились колосники. Чтобы поставить их на место, надо было охлаждать паровоз, но это задержало бы на несколько часов отправку срочного военного груза. Рискуя жизнью, Каширин влез в огненную топку и установил выпавшие колосники. Его мужество и выносливость позволили своевременно отправить эшелон с военным грузом. Бригада елецкого машиниста Никифора Афонина доставила срочный воинский эшелон на станцию Ефремов. Развернув на поворотном круге паровоз, приготовились в обратный путь. В это время на станцию ворвались немецкие автоматчики и открыли огонь. Составителя и стрелочника на месте не оказалось, и Афонин решил спасти стоявшие на разных путях вагоны с грузом. Машинист передал управление своему помощнику Закревской, а сам с кочегаром Лицеровым переводил стрелки и сцеплял вагоны. Сформированный состав потянули на перегон.
Но неожиданно из-за стрелочной будки у выходных стрелок выскочил фашистский диверсант и перевел стрелку в тупик. Прилагая все силы и внимание, Афонину пришлось применить экстренное торможение. Поезд был остановлен, стрелка переведена на правильный путь. На перегоне немецкая авиация бомбила состав, в результате тендер паровоза был пробит в 7 местах. Заделав пробоины, машинист со своей бригадой сумел благополучно довести поезд до станции Лобаново. За проявленное мужество и героизм Никифор Афонин был награждён орденом Ленина. Летом и осенью 1942 года многие прифронтовые станции подвергались интенсивному обстрелу, особенно перегоны линии Поворино — Сталинград, Балашов — Петров Вал. Самолёты врага непрерывно висели в воздухе, охотясь за поездами и отдельными паровозами. Машинист паровозного депо Отрожка Арзыбов вёл на фронт воинский эшелон. В ходе налёта вражеской авиации на состав было сброшено несколько бомб, паровоз обстрелян бронебойными пулями.
Машинист был тяжело ранен. Арзыбову удалось спасти паровоз и ценный груз. Его назначили машинистом-инструктором.
Тюменскими мотоциклами оснащались мотоциклетные роты танковых и механизированных бригад 2-й и 3-й гвардейских танковых армий генералов С. Богданова и П. Мотоциклы, построенные в Тюмени, успешно использовались в подразделениях связи, в штабах полков и дивизий.
Одновременно завод специализировался на выпуске химических мин для постановки дымовых завес. Позднее эта лаборатория, возглавляемая академиком И. На предприятии было налажено массовое производство горючей смеси в бутылках для подрыва танков — «коктейли Молотова». Приказом наркома М. Основными видами военной продукции созданного завода были: сигналы СЖ-24, применявшиеся для сигнализации правильной работы шасси при посадке самолетов, автотранспортные гудки, мотоциклетные сигналы, включатели стартера для автомобилей марки ГАЗ-АА и ЗИС-5. Основными заказчиками были Наркомат авиапромышленности и Наркомат танковой промышленности, а также автозаводы.
Орденом Знак Почета» был награжден мастер цеха А. Комаров, медалью «За трудовую доблесть» — начальник цеха А. Карпова, с первых дней пребывания в Тюмени приступил к выпуску медикаментов. Уже в феврале 1942 года для нужд фронта завод начал выпускать сублимированный йод, соли кофеина, химически чистый хлористый натрий для физиологических растворов и другие препараты. Продукция тюменцев направлялась на фармацевтические заводы в Челябинск, Воронеж, Казань, Хабаровск, Москву, Новосибирск. Партии медикаментов поставлялись также на флот и в пограничные войска.
В начале 1943 года медицинская служба Наркомата Военно-Морского Флота получила от тюменцев первую тонну нового препарата — сернокислого бария. На заводы Наркомата боеприпасов в Новосибирск было отправлено 170 килограммов йодистого калия, а в Наркомат химической промышленности сдано 15 тонн сулемы. Для ведения военных действий в условиях зимнего времени, часто в лесистой местности, армии необходимы были также сани, повозки для перевозки оружия и снарядов. Лыжи, лыжные палки, пароконные и одноконные повозки, телеги, сани, контейнеры и тару выпускали Деревообрабатывающий комбинат ДОК «Красный Октябрь» и Тюменский обозостроительный завод Главного управления лесопильной и деревообрабатывающей промышленности Наркомата лесной промышленности РСФСР, созданный в марте 1943 года. Начиная с 1941 года, из Тюмени на фронт постоянно шли эшелоны не только с боевой техникой и вооружением, но и с обмундированием и обувью. Управление военного снабжения Красной Армии сделало швейникам и обувщикам заказы на изготовление полушубков, валенок и других теплых вещей.
Тюменский овчинно-шубный завод имени С. Кирова Главного управления кожевенной промышленности с 06. Производственную программу второго квартала 1943 года завод выполнил на 140,5 процента и дал на 253 тысячи рублей продукции сверх плана. К концу войны в производство было запущено изготовление военных и гражданских бекеш, полушубков, меховых рукавиц, около десятка изделий ширпотреба. За высокие показатели и выпуск продукции отличного качества портниха овчинно-шубного завода А. Потапова была награждена орденом Трудового Красного Знамени, а работнице военной приемки А.
Беднягиной вручен орден «Знак Почета». Важнейшее значение для страны в условиях войны имел железнодорожный транспорт. Он связывал тыл с фронтом, выполняя межобластные и региональные перевозки. Составы с оборонными грузами на Тюменском отделении Свердловской железной дороги продвигались от 750 до 1200 км в сутки. Ковязина в своей работе применяла «лунинские» формы организации труда — увеличение в два раза скорости пробега составов, экономия топлива, увеличение пробега без ремонта. За высокие показатели в работе и экономии топлива ему было присвоено звание «Лучший паровоз по сети дорог СССР».
За героический труд во время войны М. Ковязин был награжден орденом Трудового Красного знамени. В вагонном депо было также налажено производство автоматов ППШ, мин и минометов калибра 50 мм и 82 мм. По инициативе коллектива рабочих паровозного депо, Тюменским отделением Свердловской железной дороги в 1943 году было принято взять шефство над паровозным депо станции Запорожье-1. Для подшефного депо Запорожье-1 депо Тюмень выделило строительный лесоматериал в количестве 50 вагонов, станочное оборудование, паровоз серии «ЭУ», запасные части. Дополнительно приобретались продовольствие, хозяйственные вещи, культинвентарь, теплые вещи и другие предметы.
Лучший машинист депо Тюмень т. Нетесин на личные сбережения закупил 25 вагонов леса для освобожденной от немецких захватчиков Сталинской железной дороги. Железнодорожники паровозного депо и узла станции Тюмень Свердловской железной дороги собрали инструмент, оборудование для восстановления различных участков железнодорожного транспорта. В годы Великой Отечественной войны многие работники Тюменского отделения Свердловской железной дороги были награждены орденами и медалями. Так, в августе 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР, за образцовое выполнение заданий Правительства и военного командования по перевозкам, были награждены: орденом Ленина — машинист паровозного депо Тюмень С. Войтик, заместитель начальника Тюменской дистанции пути по политчасти Ф.
Лебедков, старший машинист паровозного депо М. Еременко, орденом «Знак Почета» — бригадир комплексной бригады депо Тюмень И. В июле 1945 года были награждены: орденом Красной Звезды — начальник особого отдела Тюменского отделения железной дороги майор госбезопасности Н. Кондратенко, орденом «Знак Почета» — машинист А. Бердников, начальник паровозного депо В. Перминов, заместитель начальника политотдела С.
Пацко и начальник 4-го отделения службы движения А.
В настоящее время цель проекта — предоставить в открытом доступе полную информацию о боевых наградах за подвиги во время Великой Отечественной войны, имеющуюся в российских архивах. В связи с этим еще предстоит наполнить ОБД «Подвиг народа» приказами о награждении военного времени, хранящимися среди документов фондов соединений и частей; недостающими документами о награждении медалями за оборону, освобождение и взятие городов и территорий, за победу над Германией и Японией, приказами о награждении за военные подвиги, выпущенными в послевоенное время.
Куратором проекта выступает Управление Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Техническая поддержка осуществляется корпорацией ЭЛАР. With this project, our contemporaries are given the opportunity to find information about the awards of their grandparents and great-grandparents, to discover the circumstances of their heroic deeds, having read the descriptions in archival documents.
The data bank contains 12. OBD "Feat of the People" is filled with new information every year. In 2015 alone, 6 million records were added with regard to the medals for Defense, liberation, the taking of cities and territories, for the victory over Germany and Japan.
Партийные организации обязаны были подчинить работу всех предприятий интересам фронта. Каждый завод получил задание по выпуску военной продукции. Фронт не мог ждать и уже через 2-3 месяца после начала войны промышленность области стала перестраиваться на выпуск военной продукции.
Предприятия лёгкой и кожевенно-обувной промышленности - комбинаты «Искож», им. Коминтерна, фабрика «Белка» и другие - давали армии обувь, полушубки, шапки, валенки, рукавицы. На деревообрабатывающих предприятиях начался выпуск лыж и саней для Красной Армии.
До конца 1941 года область должна была поставить Действующей Армии 7 тысяч саней и 39,5 тысяч пар лыж. Невиданные в истории войн масштабы военных действий и огромные потери, которые Красная Армия понесла в первые месяцы войны, потребовали резко увеличить выпуск вооружения. Вот, например, что рекомендовал первый секретарь обкома В.
Лукьянов руководству завода «Кировский металлист». Эта цитата приведена в книге нашего земляка Петра Ефимовича Козлова «Сотворение победы»: «Мы слышали, товарищи, что с дореволюционной поры по первую пятилетку ваше предприятие выпускало пожарные машины с цилиндрическим насосом. Теперь надо, чтобы вместо цилиндра был ствол, а вместо поршня - снаряд.
Есть у вас для этого и подходящие люди. К тому же до войны мы не случайно посылали вас знакомиться с заводами миномётного вооружения. Короче говоря, вам предстоит освоить производство ротных миномётов и мин.
Образцы скоро поступят в Киров. Сроки самые жесткие». Великое переселение заводов Вскоре все заводы Кирова начали работать над выпуском изделий оборонной промышленности.
Бесконечным потоком шли эшелоны с промышленным оборудованием и теплушки с рабочими, инженерами, членами их семей в Кировскую область. К нам перебазировались следующие заводы: паровозостроительный из Коломны, «Красный инструментальщик» из Ленинграда, им.
«Я пришла на завод 20 июня, а через два дня началась война»: трудовые подвиги ижевчан в годы войны
Шесть удивительных подвигов во время Великой Отечественной войны. Благодаря упорному труду, патриотическому настрою тружеников села в годы Великой Отечественной войны в районах области был увеличен валовой сбор зерна, повысилась урожайность сельскохозяйственных культур, увеличилась продуктивность скота. В годы Великой Отечественной войны вся страна, как одна большая семья, встала на защиту Отечества. Трудовые подвиги детей во время Великой Отечественной войны. В настоящее время цель проекта – предоставить в открытом доступе полную информацию о боевых наградах за подвиги во время Великой Отечественной войны, имеющуюся в российских архивах.
Правительство Саратовской области
Все для Победы! Чтобы противостоять врагу, заводы Советского Союза должны были обеспечить фронт всем необходимым. Снижалась и производительность - рабочие уходили на фронт, на их место вставали женщины и дети. Работники не выходили из заводских цехов по 12-16 часов, спали на фуфайках прямо у станков.
Понятно, что на фоне масштабных военных событий и исторических сражений этот факт тыловой работы — небольшой, казалось бы, эпизод.
Однако эта страница недавнего прошлого хорошо знакома старшему поколению. Для моей бабушки Матрены Лукиничны Мастьяновой Казанский рубеж стал не просто оборонительной линией, а линией собственной жизни. С первых дней войны началась перестройка жизни страны на военный лад. Хотя ей, как и многим её сверстникам и сверстницам, не пришлось быть в годы войны на полях сражений, но они воевали в тылу: рыли окопы, пахали, сеяли, рубили лес… Лопата, кирка и лом стали для неё символом трудового подвига.
Она родилась в далеком 1922 году в деревне Аккозино Мариинско-Посадского района, в семье колхозников, в которой было семеро детей, а бабушка была самой старшей. Когда началась война, ей было всего 19 лет. В начале ноября 1941 года всех молодых девушек и бездетных женщин направляли на трудовой фронт, как на боевой, специальными повестками. В них было сказано, что необходимо явиться к сельской школе, взять с собой тёплые вещи и продукты с запасом.
Молодёжь в то время в лаптях уже не ходила. Но нас предупредили, что надевать на работу следует именно их вместе с шерстяными чулками и онучами из холста. Мне было 19 лет. Я была отправлена вместе с другими сельчанами на возведение оборонительных сооружений.
Мы рыли окопы, а земляные работы никогда не были легкими. Одеты были во что попало, лишь бы защититься от лютого мороза. Осень 1941 года была бесконечно дождливая, стояла непролазная грязь… Затем ударили морозы. Слои промерзания грунта на участках, оголенных ветром от снега, доходил до полутора метров.
Морозы же достигали до — 40 градусов! Чтобы не отморозить лицо, смазывали его гусиным или свиным жиром, а во время работы пыль оседала на жирную кожу. Всматриваясь вдруг в друга, мы сразу замечали отмороженные места и оттирали их снегом. Впоследствии на местах оставались коричневые пятна.
Во время перерывов грелись у костров, пекли картошку, пили чай. Ежедневно приходилось вынимать вручную до 2—3 кубометров промерзлой земли… Наш бригадир делил норму по-разному: тем, кто посильнее, — побольше, послабее — меньше. Мужчин было мало, поэтому не брали на работу только женщин с малыми детьми, беременных и больных.
По одной версии он взорвал себя гранатой, чтобы не достаться врагу живым. По другой версии, он взорвал себя вместе с несколькими немцами, которые подошли к мальчику слишком близко. Посмертно был награжден званием Героя Советского Союза. Надежда Богданова Эту девочку фашисты убивали дважды. Маленькая, жалкая 9-летняя «нищенка» бродила среди немцев, просила милостыню, а заодно прислушивалась к их разговорам, и приносила партизанам из отряда «Путивльский» ценную информацию. Когда Надю поймали первый раз, то жестоко били, а потом повели ко рву, чтобы расстрелять.
Потерявшая силы Надя упала в ров за секунду до того, как прозвучал выстрел. Партизаны нашли ее еле живой. Второй раз Богданову схватили в 1943 году, после операции по заминированию моста. Пытали, а затем, сочтя девочку мертвой, бросили ее на морозе. Ослепшую Надю нашли и выходили местные жители. После войны академик В. Филатов сумел вернуть Богдановой зрение. Она жила в Витебске, не упоминая о своем военном прошлом. И лишь спустя 15 лет, когда Надя услышала по радио, как ее командир упомянул ее в числе погибших, она рассказала о пережитом.
Виктор Хоменко В школе Вите хорошо давались предметы, а особенно — немецкий язык. Благодаря этому 14-летний мальчик, который был в немецкой столовой в роли «подай-принеси», прекрасно понимал, о чем говорят фашисты. И передавал услышанное в подпольную организацию «Николаевский центр». Вскоре немцы сделали услужливого мальчугана посыльным при штабе, но первыми документы, которые он нес, читали подпольщики. В декабре 1942 года нескольких подпольщиков, в том числе и Виктора, схватили, пытали и допрашивали 10 суток. А затем прилюдно казнили на городской площади. Александр Колесников В 1941 году отец Саши Колесникова ушел на фронт, наказав сыну беречь заболевшую мать. А когда мать выздоровела, 12-летний Саша сбежал на фронт, и, встретив танкиста Егорова, рассказал выдуманную историю о том, что остался совсем один. Однако командир Егорова решил, что такому юнцу не место в армии, и велел отправить его обратно.
Он пропал без вести в декабре 1941 года. Воевал в 245-й стрелковой дивизии 904-го стрелкового полка, в 3-й пулеметной роте. Письменная связь с ним оборвалась в октябре 1941 года. Хотелось бы узнать, где воевал его полк в октябре—декабре 1941 года, чтобы проехать по этим местам, поклониться родному человеку. Может, кто-то прочтет мое письмо и сможет нам что-то подсказать? Татьяна Немченко. Сын своего времени Виктор Семенович Свистунов, генерал-лейтенант внутренней службы, родился 15 июля 1924 года в Приуралье. Виктор после окончания военно-пехотного училища в течение трех лет проходил службу в рядах Красной армии в качестве полкового разведчика, дважды был тяжело ранен. Он участник восьми крупнейших военных операций, от Волги до Одера. В 1945 году участвовал в форсировании Днепра и захвате Букринского плацдарма, получил тяжелое ранение, осколок от немецкого «Тигра» давал о себе знать на протяжении всей жизни.
Никогда не делали денег на обмане, на страхе и на ненависти, — писал отец в книге «Сыновья своего времени». В 1986 году он стал участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС — получил II группу инвалидности, был участником ликвидации последствий кораблекрушения «Адмирала Нахимова». В течение многих лет, будучи на пенсии, отец курировал Колледж полиции как ветеран МВД России в качестве наставника молодых курсантов и кадетов, передавая свой огромный жизненный и профессиональный опыт. С особым вниманием и теплом относился он к семьям и детям сотрудников внутренних дел, погибших при исполнении служебного долга, искренне переживал за их судьбу, поддерживал и помогал. А для своей семьи он всегда был крепкой опорой и поддержкой, помощником во всем. Вот таким был наш незаменимый дедушка, любимый папа, замечательный муж, верный сын, надежный брат, отзывчивый коллега, настоящий мужчина и друг — неординарный, неповторимый и удивительный человек с чистой совестью. День Победы был для него самым значимым праздником, самым главным и дорогим в жизни. Чудом остались живы Мой отец, Косицын Виктор Максимович, 1918 года рождения, перед войной служил в Забайкалье под Читой в авиаполку, был авиационным техником. Летом 1941 года их истребительный полк был переброшен на Западный фронт, где в ожесточенных боях пришлось регулярно отступать под натиском немцев. Отец мало рассказывал о том тяжелейшем времени, но один из немногих его рассказов я запомнил на всю жизнь.
В очередное отступление авиаполка летчики улетели на своих истребителях, а вся аэродромная команда с командиром полка должна была улететь в транспортном самолете Ли-2. Обстановка критическая, немцы в любой момент могут захватить аэродром. И вдруг перед взлетом приказ комполка: «Косицын! Срочно на бензовоз за топливом — необходимо дозаправить самолет». Когда отец с водителем бензовоза вернулись от хранилища, взлетная полоса была пуста. Самолет улетел, не дождавшись. Отцу и его товарищу, который сидел за рулем бензовоза, пришлось без карты, по наитию, рвать на восток. И вот выезжают они к реке, к мосту, а на другом берегу подходит немецкая бронетехника. Успели развернуться в лес. Через несколько дней вышли из окружения, нашли свой «новый» аэродром и тут узнали, что транспортный самолет не прилетел!
Фронтовая разведка разыскала этот севший на поле самолет на занятой немцами территории. Все, кто находился в самолете, были расстреляны. Что стало причиной вынужденной посадки? Нехватка топлива или заблудившийся молодой пилот, осталось невыясненным. Мой отец с товарищем по полку чудом остались живы. Отец, участвуя в Великой Отечественной, был награжден двумя медалями «За отвагу» и орденом Красной Звезды. После войны окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. В звании инженера-полковника вышел в отставку, был очень чадолюбивым, воспитал троих детей и пятерых внуков. Погиб в неравном бою Хочу рассказать о подвиге своего прадеда, Травкина Леонида Васильевича, летчика самолета-бомбардировщика ДБ-3 из 3-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского флота, самолет которого не вернулся с боевого задания 15 июля 1941 года. Командиром эскадрильи был Шевлягин Анатолий Михайлович.
В его экипаже был и мой прадед — старший сержант Травкин. Так через 25 лет мы узнали, как погиб и где похоронен мой прадед. Самолет вылетел на выполнение боевого задания в район Рижского залива. Когда они возвращались, два краснозвездных бомбардировщика, летевшие в сторону Ленинграда, были перехвачены над берегами реки Плюссы группой фашистских мессершмиттов. В завязавшемся воздушном бою советские самолеты совершали немыслимое: врезались в самую гущу стервятников, маневрируя, стремительно уходили в сторону, чтобы встретить атакующего врага огнем своих пулеметов. Но слишком неравны были силы... Ранним утром 15 июля 1941 года жители деревни Медвежок Сланцевского района Ленинградской области были разбужены стрельбой и сильным гулом самолетов. Выбежав из домов, они увидели, что в воздухе два советских бомбардировщика яростно отбиваются от фашистских истребителей. Вскоре один бомбардировщик был сбит, упал и взорвался. Жители поспешили вынести из огня тела погибших летчиков.
У одного из них нашли необгоревший документ — лейтенант Анатолий Михайлович Шевлягин, командир экипажа ДБ-3. Летчиков похоронили на месте гибели, а когда прогнали фашистов, на могиле поставили деревянную пирамидку со звездой, положили на нее авиационный мотор, на памятнике сделали надпись: «Здесь похоронен летчик Анатолий Шевлягин и три члена экипажа». Позднее останки героев перенесли в братскую могилу в полукилометре от города Сланцы.