В 2024 году Северная столица и Ленобласть отмечают 81 год со дня прорыва блокады Ленинграда и 80-ю годовщину полного освобождения осажденного Города-Героя от фашистских захватчиков.
Оборона Ленинграда
Два варианта Главной же задачей в 1943 году для руководства страны было уничтожение таких основных немецких группировок, как армии «Юг» и «Центр». На то были крайне веские причины, и поэтому все усилия ставка направила именно на это. Что же касается Ленинграда, то он в основном должен был рассчитывать на собственные силы. И в декабре 1942 года командующий Ленинградским фронтом Леонид Говоров представил в Москве два варианта возможных действий, чтобы облегчить положение задыхающегося в тисках блокады города. При этом, согласно первому плану, возможность прорыва окружения не рассматривалась. Одну из Кобоны до станции Ладожское озеро уже к тому времени начали строить на деревянных сваях, вбитых в дно озера, а вторую — узкоколейку — только еще собирались проложить прямо по льду». Ставка одобрила второй вариант причем эта операция имела изначально условное название «Шлиссельбург» , но внесла изменения: после прорыва немецкой обороны предполагалось освободить еще и железнодорожную линию Мга — Ленинград.
А дальше — вообще очистить от немцев Неву. В таком виде план операции и был утвержден. Как высечь «Искру» Забегая вперед, следует сразу сказать, что немалая заслуга в успешном проведении операция «Искра» принадлежит, конечно, Леониду Говорову. Благодаря его решениям Ленинградский фронт был, по сути, возрожден к зиме 1942-1943 годов. Во-первых, уже с июля в город стало активно прибывать пополнение.
Полностью город освободили только 27 января 1944-го. План «Голод» Наступление на город началось в июле 1941-го, а 8 сентября, когда захватили Шлиссельбург, кольцо вермахта вокруг Ленинграда окончательно сомкнулось. Чтобы не разделять силы между Москвой и Ленинградом, осенью Гитлер отдал приказ взять город-миллионник измором по плану «Голод» и добиться полной продовольственной изоляции. Командующий группой армий «Север» фельдмаршал Вильгельм фон Лееб тогда записал в своем дневнике, что поскольку у противника на данном направлении сосредоточены довольно крупные людские резервы, главным союзником немцев следует считать именно голод. Сначала в городе было достаточно продуктов и топлива, но в результате авиаударов сгорели стратегические Бадаевские склады. С сентября по декабрь в блокадный город самолетами удалось доставить чуть более пяти тысяч тонн продовольствия. Еще 60 тысяч тонн путем титанических усилий ленинградцы получили водным путем через Ладожское озеро. Но этого на три миллиона жителей не хватало. Барановский Наступление на Ленинград началось в июле 1941 года, а 8 сентября кольцо вермахта вокруг города сомкнулось на долгие 872 дня — до 18 января 1943-го. В осаде оказались почти три миллиона человек, в том числе 400 тысяч детей. За время блокады погибли до полутора миллионов человек. Авиация и суда не могли в полной мере обеспечить все население. Единственным путем, по которому в город можно было доставить продовольствие, стала «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера. Трассу бомбили, машины уходили под лед, люди тонули, но движение не останавливалось. Несмотря на поставки с Большой земли, пришлось урезать норму выдачи хлеба. Муку заменяли обработанной древесиной. Люди умирали от голода прямо на улицах. Но город продолжал жить и бороться. Другим страшным кошмаром ленинградцев стали холода. В первую блокадную зиму город полностью обледенел. Дома не отапливались, водопровод замерз, электричества не было, транспорт не ходил. Наконец, спустя долгие 17 месяцев, Красной армии удалось прорвать блокаду Ленинграда. В ходе операции «Искра» силы Ленинградского и Волховского фронтов сломили сопротивление немцев и ценой более 115 тысяч жизней освободить южный берег Ладоги и Шлиссенбург.
Еще одной трудностью являлось то, что применять традиционные методы прокладки подводного кабеля не представлялось возможным. Кабельщики «Ленэнерго» И. Ежов и Н. На баржу с монтажной площадки кабель вручную подавался женщинами. Прорыв блокады Укладка подводного "кабеля жизни" 23 сентября 1942 года энергетики осажденного Ленинграда совершили почти невозможное — приблизительно в 9:40 утра в город вернулось электричество Это поставило электроснабжение Ленинграда на твердую основу, позволило включить в сеть большую группу заводов, расширить трамвайное движение. Энергетическая блокада была прорвана благодаря подвигу энергетиков. Кабель, который планировали проложить по дну Ладожского озера, изготавливался на заводе «Севкабель» под постоянными артобстрелами. Работали в основном женщины и дети. К началу августа 1942 года было готово более 100 км подводного кабеля марки СКС сечением 3х120 мм — «кабеля жизни». Интересно, что в блокадном Ленинграде не нашли подходящую бумагу для изоляции. Вместо нее использовали бумагу с водяными знаками, предназначенную для выпуска денег. Поэтому второе название «кабеля жизни» — «кабель с денежкой». Помещение на заводе "Севкабель", где собирали "кабель жизни" На льду Ладожского озера сооружена «Ледовая линия» В январе 1943 года на льду Ладожского озера сооружена «Ледовая линия» для увеличения пропускной способности Ладожской электропередачи и уменьшения потерь электроэнергии. Для увеличения пропускной способности Ладожской электропередачи и уменьшения потерь электроэнергии, обеспечения ее надежности и бесперебойной работы, в январе 1943 г. Строительство, длившееся двенадцать дней, велось одновременно со стороны западного и восточного берегов по направлению к середине озера. Кабель строители подвешивали к деревянным облегченным опорам, основы которых вмораживали в лед озера. Передача электроэнергии по воздушной линии позволила увеличить напряжение до 60 кВ и повысить передаваемую мощность до 28500 кВт. В мае 1943 г.
А 18 января 1943 года — день прорыва блокады Ленинграда — навсегда вошел в историю как пример великой стойкости и патриотизма российского народа. В течение 1942 года Красная армия дважды предпринимала попытки деблокировать город, но неудачно. В конце года был утвержден новый план освобождения Ленинграда. Наступление началось 12 января: ночью советские бомбардировщики нанесли массированный удар по позициям противника. До 17 января длились затяжные ожесточенные бои. Немного позже в этот же день от противника очистили Шлиссельбург.
Новости и события Российского исторического общества
Прорыв и снятие блокады Ленинграда: как это было? | Главный тренер СКА Роман Ротенберг после победы над "Северсталью" (4:1) сравнил окончание пятиматчевой серии неудач армейцев с прорывом блокады Ленинграда. |
Искра надежды: как 81 год назад был совершен героический прорыв блокады Ленинграда | вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. |
18 января– День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны | Прорыв блокады Ленинграда советскими войсками в январе 1943 года имел ясную военно-политическую цель: соединить осажденный город с «большой землей». |
Оборона Ленинграда | Прорыв блокады стал решающим фактором в битве за Ленинград. |
Операция "Искра": основные события
- Как высекали «Искру» и спасали Ленинград
- Вход на сайт
- Содержание
- День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
- Прорыву блокады Ленинграда 80 лет: как Путин посетил Петербург в годовщину события
- 18 января – день прорыва блокады Ленинграда
Искра надежды: как 81 год назад был совершен героический прорыв блокады Ленинграда
Сегодня ровно 80 лет, как произошел прорыв блокады Ленинграда. 12 января 1943 года началась операция «Искра» — Ленинградский и Волховский фронты перешли в наступление, главной задачей которого был прорыв блокады Ленинграда. Минобороны к 80-й годовщине прорыва блокады Ленинграда опубликовало архивные документы по операции «Искра».
18 января – день прорыва блокады Ленинграда
Кроме того, во многих местах их расположение давало им безоговорочное превосходство в бою, например более высокие точки, с которых была отличная видимость обстреливаемых территорий. А советские бойцы были измотаны непрерывными боями с захватчиками, пишет spbvedomosti. Операция "Искра" Первоначально операция "Искра" назначалась на 1 января, на 12-е января ее перенесли только потому, что Нева еще не замерзла. Русское командование методом проб и ошибок долго искало место прорыва и решило действовать в самом узком месте немецкой обороны — "бутылочном горле" у Ладоги. Всего 14 км отделяли там блокадное кольцо от Большой земли.
Общий замысел операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — разгромить группировку фашистских войск. Исследователь Вячеслав Мосунов говорит: "Прорыв блокады обошелся нам почти в 70 тысяч убитых, раненых и пропавших без вести бойцов и командиров. Но бойцы Красной армии сделали главное — обеспечили строительство железной дороги, сообщает tsargrad. В этот же день ее начали строить южнее Ладожского озера.
Железная дорога Фото: пресс-служба Управления на транспорте МВД по СФО Всего за 19 суток была проложена ветка протяженностью 33 км — Дорога Победы, или Коридор смерти, на некоторых участках рельсы были слишком близки к позициям фашистов, иногда буквально в трех километрах.
В своем докладе «Зарождение снайперского движения войск НКВД СССР Ленинградского фронта в период Великой Отечественной Войны» он раскрыл вопросы духовно-нравственного воспитания курсантов, акцентировал внимание на способах противодействия фальсификации истории, дал рекомендации по критической оценке информации при работе с различными источниками, а также подчеркнул важность сохранения ценностей и преемственности традиций военной службы.
Немцы пунктуальные: утром, вечером, в обед и ночью бомбили, чтобы не дать покоя. Били, когда люди шли на работу. Ну о чем еще мог думать человек, кроме как о том, чтобы наконец кончилась война», - сказала Хилья Мелькова, блокадница. Из осажденного города женщина вместе с семьей смогла перебраться на безопасный полуостров.
За проявленные при прорыве блокады героизм, смелость и мужество орденами и медалями были награждены около 19 тысяч воинов Ленинградского и Волховского фронтов, а также Балтийского флота. С 12 по 18 января 1943 года Красная Армия в ходе наступательной операции «Искра» уничтожила свыше 13 тысяч немецко-фашистских захватчиков, тем самым разгромив несколько дивизий и полков противника. Более тысячи гитлеровцев были захвачены в плен.
Особенно высоко ценят немецкие пленные силу нашей артиллерии».
81 год началу прорыва Блокады Ленинграда в 1943 году
«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда | 12 января 1943 года началась операция «Искра» — Ленинградский и Волховский фронты перешли в наступление, главной задачей которого был прорыв блокады Ленинграда. |
18 января– День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны | 75 лет назад началась стратегическая наступательная операция "Искра", в результате которой советским войскам удалось прорвать блокаду Ленинграда. |
Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта | Сегодня, 18 января, отмечается 74 годовщина прорыва Блокады Ленинграда. |
Прорыв энергетической блокады Ленинграда
За время блокады 632 253 человека погибли от голода, почти 17 тысяч гражданских умерли при артобстрелах и бомбардировках. Несмотря на то что город оставался осажденным еще год, с прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всем Ленинградском фронте. Наступательная операция «Искра» повернула вспять ход битвы за Ленинград. Враг продолжал ожесточенные бомбежки и артобстрелы, но инициатива в боевых действиях полностью перешла к советским войскам. Всего за 17 дней по южному берегу Ладожского озера проложили 33 километра железной дороги. Кроме того, прорыв блокады стал предвестником громких побед советских войск 1943 года под Сталинградом и Курском, которые обеспечили коренной перелом в Великой Отечественной войне.
Расстановка сил перед началом операции и план наступления советских войск Одновременно с прорывом блокады Государственный комитет обороны принял решение о немедленном строительстве на освобожденной территории железнодорожной ветки для снабжения Ленинграда. Она должна была соединить платформу Поляны на существующей линии Ленинград — Волховстрой со Шлиссельбургом. Поезда необходимо было по не существовавшему на тот момент мосту переправить на правый берег Невы, откуда по действующим путям они могли бы дойти до Ленинграда. Трасса должна была пройти по лесам, болотам и местам довоенных торфоразработок, которые считались совершенно непригодными для железнодорожного сообщения. Здесь не было автомобильных дорог для подвоза стройматериалов, людей и техники. Зато в избытке — неразорвавшиеся снаряды, бомбы, оставленные врагом минные поля. Задача максимально осложнялась тем, что весь маршрут предполагаемой трассы проходил в прифронтовой полосе, накрывался гитлеровской авиацией, огнем артиллерии, даже минометов, и немецкое командование сделало всё возможное, чтобы не дать построить и запустить железнодорожное сообщение с блокированным Ленинградом. А отбросить врага дальше у советских войск сил пока еще не было. Маршрут Дороги жизни и Дороги победы Строительство железной дороги началось всего через четыре дня после прорыва блокады, 22 января 1943 года, силами Управления военно-восстановительных работ, железнодорожными войсками и спецформированиями Наркомата путей сообщения — всего порядка пяти тысяч человек. Как и сам прорыв, оно шло одновременно с запада и с востока.
Возможности строить с соблюдением норм мирного времени, разумеется, не было, но на помощь железнодорожникам пришла русская зима. Хорошо промерзшая болотистая почва — вот что было основанием пути, по которому должны были быть пущены поезда с тяжелыми паровозами», — вспоминал начальник службы пути Октябрьской железной дороги в годы войны Алексей Кананин. Для ускорения работ удалось использовать заброшенную трассу узкоколейки, построенную в годы довоенных торфоразработок, но большая часть пути все равно шла по труднопроходимым болотистым местам. Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи — вспоминал бывший командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко. Машинам не пройти. В ход пошли трофейные мешки. В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну. Возили землю и на санках. Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото.
Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост. Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника.
Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому.
Красноармейцы не отдали Ораниенбаумский плацдарм. Ораниенбаумский плацдарм — территория на южном побережье Финского залива, изолированная от основных советских сил. Для обороны Ленинграда «пятачок» сыграл важную роль. Другим просчётом фашистов стал сам Ленинград и его жители. Немецкое командование, отказавшись от прямого штурма, было уверено, что горожане быстро сломаются и капитулируют. Но этого не произошло. Немцы так и не смогли получить доступ к крупному порту, который мог быть использован для перевозки самых разнообразных грузов. Фронт растянулся на сотни километров, держать под контролем всю территорию было весьма проблематично.
Из-за расстояний, погодных условий и особенностей рельефа у немцев часто возникали проблемы со снабжением. Всем этим пользовалось советская сторона. Несмотря на серьёзные потери, фашистам так и не удалось дезорганизовать сопротивление. Наоборот, контратаки не прекращались. Красноармейцы терзали противника по всей линии фронта. Группа армий «Север», потерявшая в ходе наступления на Ленинград несколько десятков тысяч человек, вынуждена была обороняться. А когда у неё забрали ещё несколько соединений, отправив их под Москву, о штурме Ленинграда или о дальнейшем продвижении в восточном направлении речи уже не шло. Шлиссельбургский десант Как только немцы осадили Ленинград, советское командование стало прорабатывать различные варианты по деблокаде города. Было принято решение попытаться прорвать кольцо южнее Ладоги, в самом узком его месте. Главную роль отвели войскам Невской оперативной группы Ленинградского фронта правый берег Невы и 54-й отдельной армии река Волхов.
Они должны были выйти навстречу друг другу, двигаясь на Мгу и Синявино. Десантники должны были захватить город, после чего соединиться с 54-й армией. Проведение десантирования бойцов взял под личный контроль Георгий Жуков. Он приказал 16 сентября подготовить группу из разведчиков-водолазов из роты особого назначения и курсантов морского пограничного училища. Решить боевую задачу требовалось малыми силами, задействовав около двухсот человек. Однако высадить десант 19 числа не получилось из-за шторма. Следующая попытка произошла в ночь на 21 сентября. И она не увенчалась успехом из-за волнений на озере. Тогда решено было отправить десант следующей ночью. Теперь реализовать план помешала навигационная ошибка.
Десант высадился в нескольких километрах от нужной точки, оказавшись в тылу 54-й армии. К тому же из-за непогоды несколько лодок перевернулось, двоих бойцов спасти не удалось. Остальные десантники вернулись на исходную позицию. Ответственный за операцию капитан-лейтенант Балтачи вскоре был отстранён от должности и по решению военного трибунала приговорён к восьми годам заключения. Ленинградцы расчищают улицы города. Wikimedia Commons Попытки высадить десант продолжались. В ночь на 24 сентября было отправлено две группы. Первая должна была высадиться недалеко от Шлиссельбурга и выдвинуться к крепости; вторая, состоявшая из разведчиков, — на Шлиссельбургской губе. Десантникам выполнить задачу не удалось. Катерам подобраться к берегу помешала каменная гряда.
А вот разведотряд добрался до места назначения. После высадки сорок бойцов несколько километров шли по затопленной отмели. Затем они добрались до берега, рассредоточились и замаскировались. Провели разведку системы обороны, после чего ушли в расположение 54-й армии, прорвавшись через линию фронта. Утром 25 сентября произошла очередная попытка высадки десанта. Около двухсот человек отправились к Шлиссельбургу. Скомканная подготовка привела к провалу. Противник заметил советские катера и открыл огонь. Десантникам всё же удалось высадиться и даже закрепиться на берегу. Но потом атаку произвела вражеская авиация, следом ударили танки.
Шансов на успех у десантников не было. К ночи сражение завершилось. Почти все десантники 175 человек погибли. Рано утром 27 сентября вновь был отправлен десант. Очередная попытка привела лишь к гибели 17 человек. Остальные бойцы вернулись. После этой неудачи Жуков пересмотрел план. Он приказал отправить стрелковый батальон 1-й дивизии НКВД 200 человек с орудиями и миномётами в крепость Орешек, в которой находился советский гарнизон. А оттуда десантники должны были добраться по невской протоке до Шлиссельбурга. Подготовка к операции заняла всего лишь несколько часов, поскольку Жуков потребовал осуществить высадку ночью этого же дня.
С первого захода выполнить задачу удалось лишь одному тральщику. Ещё 130 десантников и орудия добрались до Орешка следующей ночью. Однако план так и не был осуществлён. Уже 1 октября операцию отменили, а бойцов вернули на исходные позиции. Ополчение Ленинграда Как только началась Великая Отечественная война в Ленинграде стали раздавать повестки. Но много было и тех, кто приходил в военкомат по собственному желанию. Поскольку добровольцев оказалось много, началось формирование дивизий и полков. Так как практически никто из ополченцев не являлся военным и не проходил соответствующей подготовки, то командирами были назначены кадровые офицеры. В общей сложности, в добровольческие отряды было призвано свыше 135 тыс. В начале добровольцев отправили на строительство стратегически важного оборонительного рубежа Кингисепп — Луга — озеро Ильмень.
Завершился урок прослушиванием 7 симфонии, написанной в первые годы войны Шостаковичем. Память о них сохраняется в наших сердцах не только благодаря кинохроникам, фотографиям, художественным фильмам, но и таким встречам, как наш сегодняшний разговор», - сказала Скачко Т. Скачко Т.
Прорыву блокады Ленинграда 80 лет: как Путин посетил Петербург в годовщину события
- Прямое попадание в здание «Ленэнерго»
- Выставка, посвящённая истории блокады Ленинграда, открылась в Нижнем Новгороде
- Официальные сетевые ресурсы
- Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12–30 января 1943 г.
- Вход на сайт
Прорыв и снятие блокады Ленинграда: как это было?
Оборона частей 1-й немецкой дивизии сломлена не была и дальнейшего развития наступление на этом участке не получило до конца операции [28]. Уже в первый день советского наступления немецкое командование было вынуждено усилить свою оборону, введя в бой части 96-й пехотной и 5-й горнострелковой дивизий, а затем два полка 61-й пехотной дивизии «группа генерал-майора В. Хюнера [en] » [15]. Бои 13—17 января[ править править код ] Колонна бронеавтомобилей БА-10 одной из частей Ленинградского фронта , зима 1942—1943 гг. Противник оказывал упорное сопротивление, опираясь на многочисленные узлы обороны. Для окончательного перелома в ходе сражения советское командование уже со второго дня операции начало вводить в бой вторые эшелоны армий. Несколько дней на подступах к Шлиссельбургу вели ожесточённые бои 86-я стрелковая дивизия и батальон бронеавтомобилей 61-й танковой бригады. Наступление на город также поддерживали 34-я лыжная бригада на правом фланге и 55-я стрелковая бригада, наступавшая по льду Ладожского озера. К вечеру 15 января советские части вышли к окраинам города.
Немецкий гарнизон Шлиссельбурга оказался в критическом положении, но продолжал удерживать город. Жуков , Н. Воронов и К. Ворошилов осматривают первый захваченный под Ленинградом «Тигр» c бортовым номером «100». Выставка трофейной техники в ЦПКиО им. Горького в Москве, июнь 1943 года [22]. Это оказался новейший немецкий тяжёлый танк Pz. VI «Тигр» [7] из состава 502-го тяжёлого танкового батальона.
Чуть позже был захвачен ещё один танк «Тигр ». Оба танка были отправлены на полигон в Кубинку , где они были всесторонне исследованы. Советские инженеры, определив уязвимые места танка, создали целый ряд инструкций и плакатов о борьбе с этими грозными боевыми машинами, что помогло советским войскам в последующих сражениях [30]. На правом фланге 67-й армии наступление 45-й гвардейской дивизии в последующие дни снова успеха не имело, даже несмотря на ввод в бой резервов самой 45-й гвардейской дивизии и части сил 13-й стрелковой дивизии [27]. Тяжёлое положение сложилось и на участке наступления 268-й стрелковой дивизий, которая обошла 8-ю ГРЭС с севера и северо-востока. Однако советская артиллерия не сумела уничтожить огневые точки противника в этом опорном пункте, а также в 1-м, 2-м Городках, что сковывало наступление как 268-й стрелковой дивизии, так и 45-й гвардейской дивизии. Несколько дней 268-й стрелковой дивизии пришлось вести тяжёлые оборонительные бои и даже оставить ряд завоёванных позиций. Однако противнику так и не удалось выйти к Неве.
Отразив немецкие контратаки, советские войска продолжили наступление, но к 20 января 268-й, 123-й стрелковым дивизиям, а также 102-й и 142-й стрелковым бригадам, введённым в бой из резерва на этом участке, удалось только блокировать с востока мощный опорный пункт противника в районе 1-го и 2-го Городков и 8-ю ГРЭС, но не захватить его [31]. Также за неделю ожесточённых боёв не добилась сколько-нибудь значительных результатов и 45-я гвардейская стрелковая дивизия. В последующие дни командование 2-й ударной армии продолжило наращивать ударную группировку главным образом на участке от рощи «Круглая» до Гайтолова, введя в бой 11-ю, 191-ю, 239-ю стрелковые дивизии, 13-ю лыжную и 122-ю танковую бригады. Однако попытки расширить фронт прорыва к югу закончились практически безрезультатно. В район Липки, которую по-прежнему удерживал противник, в поддержку 128-й стрелковой дивизии была направлена 12-я лыжная бригада с задачей обойти Липку по льду Ладожского озера и атаковала противника с тыла. Сообщение совинформбюро о прорыве блокады Ленинграда Прорыв блокады Ленинграда. Бои 18—20 января[ править править код ] К 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяли всего несколько километров. В 10:30 к ним присоединился командир 372-й стрелковой дивизии полковник Радыгин, взявший на себя дальнейшее командование.
Чуть позже в этот же день соединения 86-й стрелковой дивизии и батальон бронеавтомобилей 61-й танковой бригады полностью очистили от противника Шлиссельбург , а в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки. Встреча воинов 2-й ударной и 67-й армий, 18 января 1943 г. Козлова Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Вскоре командование 18-й армии дополнительно перебросило в этот район части 28-й егерской, 11-й, 21-й и 212-й пехотных дивизий [15]. Продолжение наступления. Жуков доложил И. Сталину план операции «по овладению Кировской железной дорогой» «Мгинская операция» , который был подготовлен после совещания с Л. Говоровым , К.
Мерецковым и К. Планировалось, что 20 января 67-я и 2-я ударная армии начнут общее наступление на юг и, «закончив с противником в районе Синявино» и выйдя к реке Мга, 26 января приступят ко второму этапу операции [36]. Однако рассчитывать на успех в создавшейся обстановке было тяжело. Противник прочно занимал новую оборонительную линию силами до 9 дивизий. Кроме того, немецкая группировка была значительно усилена артиллерией и авиацией. Практически все атаки закончились безрезультатно — удалось только продвинуться в сторону Синявино на 2 километра и перерезать железную дорогу юго-восточнее 1-го Городка. Несмотря на неудачу, командующий Ленинградским фронтом принял решение продолжить наступление, для чего 67-й армии были переданы из резерва фронта 4 стрелковые дивизии, 2 стрелковые и 1 танковая бригады. Развить успех должна была подвижная группа 220-я танковая и 34-я лыжная бригады , которой предстояло овладеть Мустолово и отрезать пути отхода немецкой группировки в районе 1-го и 2-го Городков.
Однако прорвать оборону противника не удалось. Ожесточённые бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, 67-й армии развить наступление так и не удалось. Не сумела выполнить поставленную задачу и 2-я ударная армия. Не имея возможности для манёвра, советские войска наступали по торфяным болотам, без должной поддержки артиллерии и танков. Последняя была взята частями 80-й стрелковой дивизии 29 января. Развивая наступление, 31 января дивизия сумела овладеть Синявино, но была выбита оттуда яростной контратакой противника. На остальных направлениях соединения армии продвижения не имели и занимали прежние рубежи. Ворошилов в своём докладе И.
Сталину от 27 января констатировал: «без захвата синявинских позиций нельзя приступить к осуществлению вашего приказа по освобождению Невы и Кировской железной дороги» [38]. Таким образом, было очевидно, что развить сходу наступление в южном направлении советским войскам не удалось и план дальнейшего наступления нуждался в корректировке. Несмотря на то, что боевые действия 67-й и 2-й ударной армий в конце января успеха не имели, советское командование не собиралось отказываться от первоначального замысла, но было вынуждено скорректировать план следующего этапа операции. При этом войска 67-й и 2-й ударной армий были должны, «не ожидая этих фланговых ударов, путём охвата Синявинских высот и района Городков 1-й и 2-й продолжать уничтожение противника и захватить район Синявино, Городок 1-й и 2-й» [39]. Согласно окончательному плану наступления, начиная с 8 февраля, «фланговые удары» наносили 54-я армия Волховского фронта из района Смердыни в направлении Васькины Нивы — Шапки и 55-я армия Ленинградского фронта из районов Ивановское и Рождествено в направлениях Мги и Тосно. В конечном итоге советские войска, окружив и уничтожив мгинско-синявинскую группировку противника, должны были выйти на линию Ульяновка — Тосно — Любань [39]. Наступление с целью разгрома «мгинско-синявино-шапкинской группировки противника» являлось частью общего наступления на Северо-Западном направлении операция «Полярная Звезда» и должно было способствовать успеху советских войск в Демянской наступательной операции [40] [41]. Несмотря на масштабность планов, времени на подготовку «фланговых ударов» отводилось крайне мало.
Командованию двух фронтов было необходимо в короткие сроки разработать детальный план предстоящего наступления, организовать ударные группировки, провести большие перегруппировки частей между армиями, обеспечить наступающие части боеприпасами, горючим, продовольствием. Серьёзные опасения вызывало и продолжение наступления 67-й и 2-й ударной армий, которые уже понесли большие потери. К началу февраля из-за больших потерь в предыдущих боях и переброски ряда частей на другие участки фронта численность 67-й и 2-й ударной армий сильно сократилась: всего обе армии насчитывали с частями поддержки и обеспечения около 150 000 солдат и офицеров [42]. С другой стороны, советское командование не без основания полагало, что наступление в январе заставило командование немецкой 18-я армии стянуть все резервы в район Мги и ослабить фланги [15]. Продолжение операции «Искра», 10—27 февраля 1943 года[ править править код ] Наступление 55-й армии в районе Красного Бора[ править править код ] Основная статья: Красноборская операция 1943 10 февраля 1943 года, после двухчасовой артподготовки, в которой участвовало до 1000 орудий и миномётов, ударная группировка 55-й армии начала наступление из района Колпино в двух направлениях — на Ульяновку и Мгу. Остальные силы армии, включая мощную танковую группировку 152 танка, САУ и бронеавтомобиля должны были развить наступление в случае первоначального успеха [43]. Части армии за два дня боёв освободили Красный Бор , станцию Поповку , Старую Мызу , Мишкино и сумели продвинуться вперёд до 5 километров. Однако, противостоящие советским войскам на этом участке фронта части 250-й испанской дивизии и полицейской дивизии СС сумели продержаться до подхода подкреплений и наступление 55-й армии было остановлено [43].
К 27 февраля части армии продвинулись всего на 4—5 километров на участке фронта шириной 14—15 километров и основную задачу не выполнили. Наступление 54-й армии в районе Смердыни[ править править код ] 10 февраля соединения 54-й армии 10 стрелковых дивизий, 3 стрелковых бригады, 3 танковых полка — более 70 000 человек при 60 танках после артподготовки перешли в наступление севернее реки Тигода на 9-километровом участке фронта Макарьевская пустынь — Смердыня — Кородыня [43].
Несмотря на поставки с Большой земли, пришлось урезать норму выдачи хлеба. Муку заменяли обработанной древесиной. Люди умирали от голода прямо на улицах. Но город продолжал жить и бороться.
Другим страшным кошмаром ленинградцев стали холода. В первую блокадную зиму город полностью обледенел. Дома не отапливались, водопровод замерз, электричества не было, транспорт не ходил. Наконец, спустя долгие 17 месяцев, Красной армии удалось прорвать блокаду Ленинграда. В ходе операции «Искра» силы Ленинградского и Волховского фронтов сломили сопротивление немцев и ценой более 115 тысяч жизней освободить южный берег Ладоги и Шлиссенбург. Новость облетела весь мир.
Люди ликовали и обнимались. Выжившие 800 тысяч ленинградцев были спасены. Для СССР наметился перелом в войне. Дорогу жизни переименовали в Дорогу победы. За рекордные 17 дней была построена железная дорога, и в город отправили первый поезд с продовольствием. Ленинград полностью освободили только 27 января 1944-го.
Но первый глоток свободы спас тысячи жизней. Героический подвиг советский солдат, мужество и сильный дух блокадников и защитников города увековечили на берегу Ладожского озера. Дорога жизни по льду Ладоги 22 ноября 1941-го заработала ледовая дорога через Ладогу. Это была единственная транспортная артерия, связывающая осажденный Ленинград с остальной страной. По тонкому льду в первую ходку удалось доставить на грузовиках 33 тонны грузов, в первую очередь, продовольствие. Потом еще и еще.
Читайте также Символ ужаса и триумфа: История седьмой симфонии в блокадном Ленинграде Фашисты довольно быстро поняли, что «Дорога жизни» разрушает их планы на быструю победу, и начали методично сбрасывать бомбы на грузовики.
Перегруппировка войск производилась исключительно в ночное время или в нелетную погоду. Полной картиной предстоящего удара владели не более полутора десятков человек. Многие перестраховывались, зная о нескольких предыдущих неудачных попытках прорыва блокады Ленинграда, - говорит исполнительный директор регионального отделения РВИО в Ленинградской области Владимир Казаков. Но, главное, о месте наступления не знали и немцы. Операцию спланировал Георгий Константинович Жуков, которого перевели сюда с Воронежского фронта после успеха он первым в ходе войны стал маршалом Советского Союза. Особое внимание уделялось обучению войск, командиров и штабов. Под руководством командующих армиями были проведены сборы командного состава и командно-штабные игры. Для каждой дивизии в тылу была подобрана местность, схожая с той, где предстояло прорывать оборону. Здесь были оборудованы учебные поля и городки по типу опорных пунктов противника, на которых подразделения и части учились штурмовать укрепленные позиции, вести наступательный бой в лесу.
Для деблокирования осажденного города главные удары было решено нанести под Шлиссельбургом — в самой узкой части выступа их обороны, примыкавшего к Ладожскому озеру. В этом месте рубежи передовых частей Ленинградского и Волховского фронтов разделяли каких-то 15 километров. Наступление планировалось начать сразу после Нового года, но подвела погода, случилась оттепель. Лед на Неве был не очень крепкий, да и торфяные болота были непроходимы. Пришлось сроки перенести. Для проведения операции были сформированы две ударные группировки: на Волховском фронте — 2-я ударная армия генерал-лейтенанта В.
Степанов подписал приказ о проведении салюта: 224 орудия из общего числа — артиллерия Ленинградского фронта, еще сотня пушек — корабельно-зенитная артиллерия с кораблей Краснознаменного Балтийского флота. Предварительным сигналом должен был послужить вертикальный луч прожектора с крейсера «Киров», исполнительный сигнал следовало передать по радио, а затем — 24 залпа с промежутками в полминуты между ними. Салют должны были сопровождать 40 прожекторов, Ленинградские радиокомитет и студия кинохроники обязались обеспечить его трансляцию и киносъемку. Начальник пожарной охраны города полковник М. Сериков обеспечивал противопожарные меры на время проведения салюта — Ленинград слишком сильно пострадал за минувшие годы, чтобы допускать даже малейшие его повреждения из-за торжества. В тот же день, 24 января, грамотный обходной манёвр в сочетании с атакующими действиями позволил 110-му стрелковому корпусу И. Хазова освободить серьёзно укреплённые немцами Пушкин и Павловск. На исходе 25 января бои завязались на северо-западном краю Красногвардейска Гатчины , мощнейшего узла немецкой обороны. После полусуток тяжёлых уличных боев город был освобождён. В исторической литературе этот момент описывается так: «Всю ночь 26 января на командный пункт 42-й армии поступали донесения: взят вокзал, закончен бой на центральной площади, идет бой в развалинах депо, блокирован заминированный врагом аэродром…». Наступление продолжалось, но перелом в нём был уже необратим. Великая победа 27 января 1944 года Военный совет Ленинградского фронта транслировал по радио приказ командующего войсками фронта генерала армии Л. Говорова о полном освобождении города от блокады. Войскам Ленфронта и морякам-балтийцам была объявлена благодарность, а также приказ гласил: «Граждане Ленинграда! Мужественные и стойкие ленинградцы! Вместе с войсками Ленинградского фронта вы отстояли наш родной город. Своим героическим трудом и стальной выдержкой, преодолевая все трудности и мучения блокады, вы ковали оружие победы над врагом, отдавая для победы все силы. От имени войск Ленинградского фронта поздравляю вас со знаменательным днём великой победы под Ленинградом! Улицы, площади и мосты в городе были заполнены ликующими горожанами, а вечером, точно вовремя, в небе над Ленинградом прогремел торжественный салют. Конечно, даже столь знаменательное событие не означало прекращения наступления Красной Армии. К началу февраля 1944 года основной задачей немецких войск была оборона Луги. Именно туда были брошены все силы Волховского фронта. Боевые действия Ленинградского фронта в Красносельско-Ропшинской наступательной операции 14—30 января 1944-го и боевые действия Волховского фронта в Новгородско-Лужской наступательной операции 14 января-15 февраля 1944-го. Чтобы отрезать противника от западных рубежей, 2-я армия Ленинградского фронта присоединилась к наступлению, обходя город с тыла. Немецкое командование требовало удержать линию коммуникаций Луга — Псков любой ценой. В результате почти двух недель ожесточенных боёв, 12 февраля город Луга был освобождён от захватчиков. Признаюсь, что мне очень хотелось этого, и я даже кое-что прикидывал заранее, — вспоминал командующий войсками Волховского фронта маршал Советского Союза К. На следующий день после освобождения Луги фронт расформировали, распределив входившие в его состав армии между Ленинградским и 2-м Прибалтийским фронтами; маршал Мерецков возглавил Карельский фронт, успешными наступлениями которого будет руководить летом и осенью 1944-го.
Прямое попадание в здание «Ленэнерго»
- Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.) : Министерство обороны Российской Федерации
- Соотношение сил перед прорывом
- Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда
- Операция "Искра": основные события
- Прорыву блокады Ленинграда 80 лет: как Путин посетил Петербург в годовщину события
- Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)
Новости и события Российского исторического общества
75 лет назад началась стратегическая наступательная операция "Искра", в результате которой советским войскам удалось прорвать блокаду Ленинграда. И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор — полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Ротенберг после 4:1 с «Северсталью»: «Произошел такой прорыв блокады Ленинграда». В этой серии: Что генерал Леонид Говоров считал главным при прорыве блокады? Как шла подготовка операции «Искра», целью которой был прорыв блокады Ленинграда?
Ротенберг после 4:1 с «Северсталью»: «Произошел такой прорыв блокады Ленинграда»
И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Это была пятая по счету попытка прорыва блокады Ленинграда, и права на ошибку уже не было. Четвертая попытка прорыва блокады – 3-я Синявинская операция – произошла уже в августе 1942. знать историю своей страны, историю обороны и прорыва блокады Ленинграда. Исполнилось 80 лет со дня прорыва блокады Ленинграда. После прорыва блокады 18 января 1943 года ленинградцам пришлось ждать еще целый год до её полного снятия 27 января 1944 года.
Новости и события Российского исторического общества
Прорыв блокады Ленинграда начался 12 января 1943 года, в 9 часов 30 минут, с артиллерийской, а в полосе Волховского фронта и авиационной подготовки. Бойцы Волховского фронта в наступлении во время прорыва блокады Ленинграда. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года.