Предпосылки и причины образования Союза Советских Социалистических Республик. Советская власть укреплялась. На этой основе расширялись взаимные политические и экономические связи независимых советских республик. Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик, утвержденная I съездом Советов СССР 30 декабря 1922 года и принятая II съездом Советов СССР 31 января 1924-го. Всё это послужило предпосылками для объединения республик. Национальная политика в 1920-е гг.».?Содержание: 0:00 Вступление 0:18 Предпосылки и значение образования СССР 3:03 2 плана объединения 6:19 Образование СССР.
1. Предпосылки образования СССР
"Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма. Там, в лагере капитализма — национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы. Новости Новости Новости. Декларация и договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик была подписана 30 декабря 1922 года. Предпосылки и этапы объединения республик в СССР – история его создания. Внешнеполитические причины, включающие в себя враждебное окружение и стремление к единой внешней безопасности республик.
Предпосылки и этапы образования СССР
Он быстро подавил всю политическую оппозицию, основал новую государственную идеологию "марксизм—ленинизм" и начал строить социализм в отдельной стране. Советский Союз пережил период бурной индустриализации и коллективизации, которые заложили основу для его победы во Второй мировой войне и послевоенного доминирования в Восточной Европе. Индустриализация страны Интенсивная перестройка экономики, промышленности и политики страны началась с первых дней Советской власти, задолго до основания СССР в 1922 году. Большая часть ее была сделана по первоначальным правительственным документам, подписанным Владимиром Лениным. Одним из наиболее заметных прорывов стал план ГОЭЛРО, предусматривавший тотальную электрификацию страны и соответствующую перестройку экономики. План был разработан в 1920 году, и его выполнение рассчитывалось на 10-15 лет. Он стал прототипом для последующих пятилетних планов и был выполнен к 1931 году.
Военный коммунизм и НЭП Четырехлетняя Гражданская война внесла свои коррективы в планы индустриализации. Большевики были вынуждены ввести политику военного коммунизма, чтобы избежать голода и восстаний пролетариата в городах. Насильственная экспроприация сельскохозяйственной продукции у крестьян вызвала оппозиционные настроения в сельской местности и крестьянские бунты. Ленин начал стратегическое отступление. Была разработана новая экономическая политика — НЭП. Крестьянам предоставили право продажи излишков продукции на рынке.
Большевики разрешили частную розничную торговлю. Государственная монополия во времена НЭПа сохранялась только в банковском деле, на транспорте, в тяжелой промышленности и коммунальном хозяйстве. Новая экономическая политика принесла свои плоды, экономика возродилась. После смерти Ленина в 1924 году, как только Советский Союз вновь столкнулся с нехваткой продовольствия и денег, Сталин начал проводить политику раскулачивания и экспроприации. Эпоха НЭПа закончилась. Сталинский период С ухудшением здоровья Ленина среди партийного истеблишмента началась борьба за власть.
Они убедили товарищей в необходимости коллегиального управления для решения повседневных вопросов. Ленин видел угрозу для дела революции в Сталине. В декабре 1922 года, когда был основан СССР, он продиктовал письмо, известное как Завещание Ленина партии, в котором рекомендовал соратникам сместить Сталина с поста Генерального секретаря ЦК. Сталин, зная суть "завещания", сделал все, чтобы этого не произошло. После смерти Ленина Сталин фактически узурпировал власть. Троцкий и Зиновьев были высланы из страны.
Страна вступила в эпоху социальных потрясений.
Произошла дезинтеграция бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько веков. Большевистская идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов форсировала новый объединительный процесс. Активную роль в развертывании объединительного движения сыграла РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи. В связи с победой советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпосылка объединительного процесса — единый характер политического строя диктатура пролетариата в форме Республики Советов , сходные черты организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав РКП б.
Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении. Экономические и культурные. Потребность объединения диктовалась общностью исторических судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей.
Между отдельными районами страны исторически сложилось экономическое разделение труда: промышленность центра снабжала районы юго-востока и севера, получая взамен сырье — хлопок, лес, лен; южные районы выступали основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т. Значение этого разделения возросло после окончания Гражданской войны, когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик. В национальные республики и области из центральных губерний переводились текстильные и шерстяные фабрики, кожевенные заводы, типографии, посылались врачи, учителя.
Декларируемые принципы национальной политики советской власти способствовали объединительным процессам. Они включали в себя: — принцип равенства всех наций и народностей; — признание права наций на самоопределение вплоть до создания самостоятельного государства, которые были провозглашены в «Декларации прав народов России» 2 ноября 1917 г. В рамках Совнаркома был создан пост наркома по делам национальностей, который возглавил И. Опыт решения национального вопроса в годы Гражданской войны. На всей остальной территории бывшей Российской империи пришедшие к власти национальные правительства в их числе Украинская Центральная Рада, Белорусская социалистическая Громада, тюркская партия «Мусават» в Азербайджане, казахская «Алаш» и др.
В 1924 году в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии, где границы не совпадали с этническими границами расселения народов, были образованы Туркменская и Узбекская ССР, в 1931г. В 1936 г. В 1939 году, после подписания советско-германского пакта о ненападении, к которому прилагался секретный протокол о разделе Польши между Германией и СССР, к Советскому Союзу были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. В марте 1940 г.
Летом 1940 г. Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. При этом советская национальная политика характеризовалась серьезными противоречиями. Суверенитет союзных республик на деле оставался номинальным, поскольку реальная власть в них концентрировалась в руках комитетов РКП б. Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов. К концу 30-х гг.
Сто лет со дня образования СССР: хроника событий и уникальные документы
Объединение советских республик в СССР: предпосылки, проекты создания союза. Высшие органы государственной власти и управления СССР, значение союза для народов. Образование СССР — факты о предпосылках и истории формирования нового могущественного государства на обломках распавшейся великой Российской империи. Образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР) стало необходимым шагом для укрепления большевистской власти и для соединения разрозненных земель. Союз Советских Социалистических Республик (СССР) — бывшее крупнейшее государство мира по площади, второе по экономической и военной мощи и третье — по численности населения. СССР занимал восточную половину Европы и северную треть был. «Воля народов советских республик, собравшихся недавно на съезды своих советов и единодушно принявших решение об образовании СССР, служит надежной порукой в том, что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов. Предпосылки и этапы объединения республик в СССР – история его создания.
История. 10 класс
Предпосылки и этапы объединения республик в СССР – история его создания. Исследуются причины, которые привели к образованию Советского Союза. Причинами основания Советского Союза следует считать: Социалистическую революцию и провозглашение советской власти на большей территории бывшей Российской империи. Причины образования СССР. 1. Культурно-исторические причины.
Процесс создания Союза Советский Социалистических Республик
Важно отметить, что каждая из этих республик оставалась независимой и сохраняла за собой право на самоопределение, а едиными становились, прежде всего, железнодорожная инфраструктура, а также военная, финансовая и хозяйственная составляющая. Вскоре, к 1922 году, к ним присоединились страны Закавказской Федерации, в том числе Армения, Грузия и Азербайджан. Фактически, это и есть дата образования СССР — 30 декабря вышеуказанного года. Кстати, на тот момент в состав входили только 4 республики, остальные присоединились позже. Началась работа по созданию конституции Союза Советских Республик 1923 год. Это было время больших перемен.
То и дело возникал вопрос национального размежевания. Его причина крылась в том, что ареал расселения народностей часто не совпадал с географическими границами той или иной республики.
Противоречия в идее были, но они не были ее дискредитацией, и нельзя сказать, что задумка совсем не удалась. Например, сейчас мы по сути являемся Российской Федерацией — многонациональным государством с огромными территориями, на которых живут и взаимодействуют разные народы.
Множество обстоятельств сыграло свою роковую роль, но при более тонкой настройке и более удачном проведении такой политики проект мог иметь продолжение. Впрочем, тот факт, что мины замедленного действия были заложены в него в самом начале — это правда», — отметил профессор. Так, распад Союза был предсказуем. На это намекало и то, в каком виде были образованы все республики: «Большевики своими руками рыли себе яму.
Создавали элементы государственности народов, своего рода наделенные большими правами элиты, заложили в основе союзного договора право на самоопределение и выход из состава СССР. При этом компартии республик контролировались центром и не имели возможности выхода в отдельное плавание. Это казалось скрепами, которые будут нерушимы. Но идея того, что элиты, которым давались большие возможности и преференции, рано или поздно не захотят эту систему оседлать, была утопической.
Сепаратизм на местах нарастал, и в момент ослабления центра показал свое влияние», — резюмировал Ефим Пивовар.
И вот Россия на пике своего развития вдруг неожиданно рушится. Русские солдаты почему-то не захотели воевать, и петроградский гарнизон вышел на улицы и смел тысячелетнее царское правительство и самодержавие. Прежде всего нужно сказать о том, что распалась Российская империя. Эти два события — создание СССР и распад Российской империи — между собой связаны и взаимно обусловлены. В СССР жили люди из Российской империи — это те же люди, которые ее развалили и создали Советский союз», — заявил специалист.
Августовские события 1991 года усилили центробежные тенденции. Участники новоогаревских переговоров стали отказываться от ранее достигнутых договоренностей. Однако к этому времени большинство союзных республик уже провозгласили свой суверенитет. До конца года к ним присоединились остальные республики. Последним стал Казахстан, Верховный Совет которого 16 декабря 1991 года принял конституционный закон о государственной независимости. Кроме того, 1 декабря на Украине прошел референдум о независимости и состоялись первые президентские выборы, победу на которых одержал председатель Верховного Совета республики Леонид Кравчук. Украинские власти объявили, что не намерены вступать в политические союзы, что поставило под угрозу подписание нового Союзного договора. В последний день его работы был принят закон "Об органах государственной власти и управлении СССР в переходный период", в соответствии с которым съезд самораспустился, вся полнота государственной власти перешла Верховному Совету СССР. Для "согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики" был учрежден Государственный совет СССР в качестве временного органа высшего союзного управления. На заседаниях Госсовета продолжалось обсуждение нового Союзного договора. МЭК был образован на паритетных началах союзными республиками для координации управления народным хозяйством и согласованного проведения экономических реформ и социальной политики в ноябре того же года стал исполнительным органом Экономического сообщества. Документ признавал, что "независимые государства" являются "бывшими субъектами СССР", предполагал раздел общесоюзного золотого запаса, Алмазного и валютного фондов, сохранение рубля в качестве общей валюты, при возможности введения национальных валют, ликвидацию Центрального банка СССР и др. На его базе было предписано создать Центральную службу разведки ЦСР СССР внешняя разведка , Межреспубликанскую службу безопасности внутренняя безопасность и Комитет по охране государственной границы. КГБ союзных республик переводились "в исключительную юрисдикцию суверенных государств". Окончательно общесоюзная спецслужба была ликвидирована 3 декабря 1991 года. Президент СССР Михаил Горбачев 9 декабря выступил с заявлением, в котором назвал принятие Соглашения о создании СНГ "скоропалительным", поскольку "судьба многонационального государства не может быть определена волей руководителей трех республик".
Предпосылки образования СССР
Образование СССР: предпосылки, причины, принципы создания Союза — Студопедия | В 1970-е в Советском Союзе много говорили о том, что «в нашей стране возникла новая историческая общность — советский народ». |
Предпосылки образования ссср. | Предпосылки и причины образования Союза Советских Социалистических Республик. |
Образование СССР и международное значение этого события | Начало создания Союза Советских Социалистических Республик. Провозглашение создания союзного государства и особенности этого процесса. |
Образование СССР: причины, альтернативные проекты, форма государственного устройства | Предпосылки и причины образования СССР. |
Конспект "Образование СССР" - УчительPRO | Предпосылки и причины образования СССР. |
Образование СССР
Изменение состава СССР. Этот принцип был закреплен в январе 1918г. Слайд 5 Причины образования СССР Общие хозяйственные связи и исторически сложившееся разделение труда между республиками Стремление к единой внешней безопасности республик Международная изоляция Политическая основа объединения — советская система власти в республиках Слайд 6 Проекты объединения Ленин: Федеративное устройство — равноправие союзных республик в рамках нового государства Сталин: Автономизация — вхождение республик в состав РСФСР Слайд 7 I Всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922г.
Образование СССР. Конституция 1924 г. В ней декларировалась возможность выхода из СССР союзной республики. Выборы в Советы были не тайными, не равными, не прямые. В правах были ограничены лишенцы — бывшие дворяне, офицеры, священнослужители и т. Создавались высшие государственные центральные органы власти СССР см. Важную часть полномочий они передавали центру: международное представительство, оборону, пересмотр границ, государственную безопасность, внешнюю торговлю, денежное обращение, бюджет. Республики на местах могли заниматься своей внутренней политикой, вопросами местных здравоохранения, транспорта, земледелия, просвещения, юстиции.
Особенности национальной политики большевиков Одним из ключевых направлений национальной политики большевиков по отношению к республикам была коренизация. Цель состояла в том, чтобы привлечь к государственному управлению республик представители местных народностей. На административные должности назначались коренные жители регионов. Таким образом, в республиках сформировалась прослойка местной национальной элиты. Эта политика ущемляла права русского населения, которым перекрывали доступ в эшелоны местной власти и местных учреждений. Ярким проявлением стала политика взращивания национализма на Украине.
Бюджеты остальных республик получали дотации от государства. Социальное и культурное значение Принцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал позитивное влияние на развитие в республиках таких сфер жизнедеятельности, как культура, образование и здравоохранение. В 20-30-х годах повсеместно в республиках строятся школы, открываются театры, развиваются средства массовой информации и литература. Некоторым народам учёными разработана письменность. В здравоохранении делается упор на развитии системы медицинских учреждений. Например, если в 1917 году на весь Северный Кавказ приходилось 12 клиник и всего 32 врача, то в уже 1939 году только в Дагестане наличествовало 335 врачей. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Гармоничность объединения имеет глубокие исторические, экономические, военно-политические и культурные корни. Бывшая Российская империя объединила 185 национальностей и народностей. Все они прошли общий исторический путь. За это время сложилась система экономических и хозяйственных связей. Они защищали свою свободу, впитывали в себя лучшее из культурного наследия друг друга. И, естественно, не испытывали враждебности друг к другу. Стоит учесть, что в то время вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Это тоже не в меньшей степени повлияло на объединение народов. Положительные и негативные стороны вопроса Объединение в одно многонациональное государство не противоречило интересам народов, населявших территорию страны. Консолидация в Союз позволила молодому государству занять одну из ведущих позиций в геополитическом пространстве мира. Однако приверженность высшего руководства партии к излишней централизации управления остановила расширение полномочий субъектов страны. Окончательно же перевёл страну на рельсы жесточайшего централизма И. Сталин на закате 30-х годов. Оформление советской политической системы в 1920-е гг. Внутрипартийная борьба. Рост личной власти Сталина. С окончанием ГВ противоречия в политической жизни страны не ослабились. Налаживание мирной жизни многие участники политического процесса, как в рядах правящей партии, так и за её пределами представляли по-разному. В РКП б эти различия наглядно проявлялись в дискуссии о профсоюзах. Сторонники «демократического централизма» Сапронов, Осинский считали предстоящий период развернутого хозяйственного строительства немыслимым без коллегиального управления промышленными предприятиями, невмешательства партии в работу Советов, свободу создания групп и фракций в самой партии. Лидеры «рабочей оппозиции» Шляпников, Коллонтай , пропагандировавшие сходные анархо-синдикалистские идеи, требовали невмешательства ЦК РКП б в работу советских и профсоюзных органов, полного отказа от назначений работников на эти должности. Противоположную позицию в этом вопросе занял Троцкий. Он и его сторонники основной целью Советской власти полагали подготовку к «революционной войне», всемерное подталкивание мировой революции. И предлагали превратить страну в военный лагерь, милитаризовать её, резко ограничить демократизм, «держать в узде» многомиллионное крестьянство, которое, по теории перманентной революции, является враждебной социализму силой. Предлагалось «перетряхнуть», слить с хозяйственными органами, фактически превратить в придаток государства и профсоюзы, а военизированные методы внести в практику работы других общественных организаций. В начале 1921 г т. Ленина, Сталина, Зиновьева, Каменева — профсоюзы являются «школой коммунизма». Главные методы работы — убеждение, задача: мобилизация трудящихся на восстановление промышленности. Победил Ленин, победа далась нелегко. Невыполнение этого влекло «безусловное и немедленное исключение из партии». Резолюция была направлена г. На мартовском пленуме 1921 г ленинцы значительно укрепили свои позиции, численность ЦК увеличилась с 19 да 25. Членом Политбюро назначен Зиновьев вместо Крестинского, новым кандидатом в члены Политбюро стал Молотов. Полностью обновился Секретариат ЦК. С сер. В июле 1921 г предпринималась попытка удалить Троцкого из Москвы на работу наркомом продовольствия Украины. В этой связи летом 1921-го полномочия секретаря ЦК был фактически наделен наиболее последовательный оппонент Троцкого Сталин. Власть стала сосредотачиваться в руках триумвирата Зиновьев, Сталин и Каменев. На укрепление руководящей роли коммунистической партии были направлены меры по ликвидации остатков многопартийности в стране. Гонения против непролетарских партий в 1921 г приняли характер открытой репрессии, хотя эти партии заявили о лояльности к Советской власти. В 1921 г арестованы активные анархисты. В марте объявил о самороспуске еврейский рабочий союз, примыкавший к меньшевикам. В к 1921 г началось следствие по делу правых эсеров, закончившееся летом следующего года открытым судебным процессом и приговором 12 руководителей партии к расстрелу за террористическую деятельность против Советской власти. Ленин стал все больше болеть. В этих условиях огромное значение для будущего страны имели перестановки в высшем политическом руководстве. Серьезно упрочились политические позиции Сталина и Молотова. Важнейшим решением пленума стало учреждение нового руководящего поста в партии генеральный секретарь ЦК , им стал Сталин. Опираясь на подчиненный партийный аппарат, Сталин взял под контроль назначение и подбор кадров на важнейшие руководящие посты в партии и государстве. Советская политическая система рождается в 20-е гг, просуществовала до крушения СССР. В 20-е гг происходит постепенное лишение Советов реальной власти. В 1-ю очередь из-за проблем с финансами и неоднозначных результатов выборов в 1925-26 гг. Увеличился бюджет ассигнований на нужды Советов, полномочия Советов. Усиление партийного влияния в Советах. В 1926 г устанавливается практика, что в губернские обкомы должны входить Секретарь губернского исполкома. После 1928-29 гг — окончательное оформление однопартийной системы. В 1921 г открытые репрессии против представителей других партий. В 1923-24 гг все партии, кроме РКП б прекращают свое существование. Состояние РКП б в 20-х гг — пагубные трансформации она правящая — после ГВ в партию увеличивается количество желающих вступить. В 1924 г массовый ленинский призыв рабочих и крестьян в партию. К 1926 г в партии более 1 млн. Сращивание партии и государственного аппарата — партия принимает на себя не свойственные ей функции по управлению государством, экономикой. В 1922 г в ЦК сформирован учетно-распределительный отдел, должность генерального секретаря — эти структуры определяют кадровую политику. С 1922 г начинается формирование номенклатуры —список должностей, назначение на которые производятся вышестоящие комитеты партии и лица их занимающие и члены их семей. Номенклатура, как определение социального строя, она определяет кастовую замкнутость. Начинается оформление системы привилегий. Внешняя политика СССР 1921-28 гг. Центром принятия основных решений оставалось Политбюро ЦК. Ленин выстраивал внешнюю политику на основе крайнего прагматизма — с 1-й стороны, провозглашалась готовность к мирному сосуществованию, сотрудничеству с несоветскими государствами в области экономики, с другой — оказывалась всяческая помощь коминтерновским государствам, призванным «двигать вперед мировую пролетарскую революцию». Ленин полагал, что правительства зарубежных стран в стремлении завоевать советский рынок откроют кредиты для России для поддержки коммунистической партии, снабжая Россию недостающими материалами и техникой, восстановят военную промышленность. Но руководители капиталистических стран не доверяли политики Ленина, они настраивали российскую белую эмиграцию на военные авантюры против неё. Большие надежды при этом возлагались на возможное внутреннее перерождение правящего режима. Наиболее действенным побудительным мотивом к налаживанию «добрососедских» отношений была потребность в дешевом сырье, которым в избытке располагала наша страна. Проводниками советской внешней политики стали наркоматы иностранных дел и внешней торговли, иностранных отдел ГПУ, а также Исполком Коминтерна. Успехи политики во многом были связаны с деятельностью Чичерина. С марта 1918 г до июля 1930 г он возглавлял НКИД, действовавший в силу разделения функций с другими ведомствами не «революционными», а только дипломатическими методами. Заключив к 1921 г мирные переговоры с Эстонией, Литой, Латвией и Финляндией, Советское государство положило начало длительному процессу своего дипломатического признания. Советская республика получала право вводить туда свои войска в случае попыток других стран использовать иранскую территорию для нападения на РСФСР или её союзные государства. Однако при поддержке Антанты Польша добилась от Советской Украины и Советской Белоруссии присоединения их западных областей. Советско-Польская граница устанавливалась значительно восточнее «линии Керзона», которая в 1919 г предлагалась Верховным военным советом Антанты в качестве восточной границы Польши. Стороны обязывались предоставить русским, белорусам, украинцам в Польше и полякам в РСФСР и УССР права, обеспечивающие свободное развитие их культуры, языка, выполнение религиозных обрядов. Нормализации отношений Советской России с зарубежьем способствовали торговые договоры, заключенные в 1921 г с Германией, Италией, Норвегией, Австрией. Это означало, что Британия фактически признала Советскую республику. В окт. Предлагалась программа широкого сотрудничества между капиталистическими и социалистическими государствами в экономической, политической, культурной областях; невмешательства во внутренние дела; признания признаков ненападения; полного равноправия и взаимной выгоды; разрешения всех конфликтов мирным путем. Советская делегация внесла также предложения о всеобщем сокращении вооружений. Литвинов заявил, что Россия, при условии получения кредита для восстановления хозяйства в размере 3,2 млрд золотых рублей и отказа стран Антанты от требований военных долгов, готова снять контрпретензии за ущерб, причиненных интервенцией, признать довоенные долги и реально компенсировать тех бывших иностранных собственников в России, которые не получат удовлетворения в форме концессий и участия в смешанных предприятиях. Условия, выставленные советской стороной, вновь оказались неприемлимыми для западных держав и конференция не принесла ощутимых результатов. Крупным успехом советской дипломатии в борьбе за установление мирных отношений с западными странами стал договор, заключенный в Рапалло во время Генуэзской конференции, между РСФСР и Германией — странами, находившимися после 1-й мировой войны в тяжелейшем экономическом положении в международной изоляции. Он предусматривал немедленное восстановление в полном объеме дипломатических отношений; урегулирование всех спорных отношений между 2-мя странами путем взаимного отказа от претензий; развитие торговых, хозяйственных и правовых связей на основе принципа наибольшего благоприятствия. Стремясь поставить Россию в унизительное положение, представители Великобритании и Франции навязали участникам конференции конвенцию, допускающую свободный проход в Черное море не только торговых, но и военных судов любой страны мира, что создавало угрозу безопасности России и других причерноморских государств. СССР не ратифицировал конвенцию о режиме проливов. На всем протяжении Лозаннской конференции предпринимались попытки устранить советскую делегацию от участия в её работе, нагнеталась антисоветская истерия. Этот конфликт был урегулирован только в 1927 г после «всемерного осуждения» теракта правительством Швейцарии. Английское правительство в ультимативной форме требовало: отказаться от антибританской пропаганды и отозвать советских полпредов из Ирана и Афганистана; выплатить компенсации в связи с арестом и расстрелом английских шпионов в 1920 г, а также незаконным якобы задержанием английских траулеров, занимавшихся ловлей рыбы в советских территориальных водах. Английские эскадры намеревались войти в Черное, Белое и Балтийские моря.
Цели и задачи охарактеризовать причины, предпосылки и принципы создания СССР как первого в мире социалистического многонационального государства; выяснить объективные и субъективные факторы,которые привели к образованию СССР. Задачи: проанализировать данныеоб основных особенностях процесса образования СССР; выяснить принципы взаимоотношений, проблемы и противоречия, сложившиеся между центром и союзными республиками; рассмотреть задания на применение знаний о политической обстановке того периода в формате ЕГЭ Узнаем, научимся, сможем.
Кратко про причины образования СССР
Все советские республики, включая РСФСР, образуют союз равных — Союз Советских Социалистических Республик. Это были 6 советских республик. Причины и предпосылки образования СССР. В образовании СССР большую роль сыграла ЗСФСР. 2. Причины и предпосылки образования, этапы СССР. Союза Советских Социалистических республик 30 декабря 1922 г. – на I Всесоюзном съезде Советов 31 января 1924 года 2 съезд Советов принимает Конституцию СССР. Распался у нас. Причины (предпосылки) образования СССР.
Предпосылки образования СССР
Декларация и договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик была подписана 30 декабря 1922 года. Союза Советских Социалистических республик 30 декабря 1922 г. – на I Всесоюзном съезде Советов 31 января 1924 года 2 съезд Советов принимает Конституцию СССР. Распался у нас. Союза Советских Социалистических республик. Зная, каковы причины образования СССР, легко понять, что наиболее важные составляющие объединения в настоящий момент отсутствуют. Кроме того, часто в список причин включают особую идеологию: в то время каждый человек стремился к созданию мирового социализма. Это были 6 советских республик.
«Оплот против мирового капитализма»: как был образован Союз Советских Социалистических Республик
В настоящее время день принятия Декларации о суверенитете отмечается как День Республики. Гражданам предлагалось ответить на вопрос, считают ли они необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик. Голосование проходило лишь в девяти республиках. Латвия, Литва, Эстония, Молдавия, Армения и Грузия отказались проводить референдум, но некоторые жители этих республик все же смогли проголосовать. Они уведомили Михаила Горбачева о прекращении существования института президента СССР и выразили ему благодарность за работу. Последним днем СССР стало 25 декабря 1991 года. Автор:Роман Якимчук.
За союзными органами власти сохранялся узкий объем полномочий: организация обороны и обеспечение государственной безопасности, выработка и осуществление внешней политики, разработка стратегии экономического развития и т. На съезде также было принято решение о проведении всесоюзного референдума о сохранении СССР "как обновленной федерации равноправных суверенных республик". Референдум состоялся 17 марта 1991 года. Армения, Грузия, Молдавия, Литва, Латвия и Эстония отказались от проведения плебисцита на своей территории. По итогам референдума весной - летом 1991 года был разработан проект договора, предусматривающий образование Союза Советских Суверенных Республик в форме федерации с расширенными правами ее членов. Документ предполагал создание де-факто конфедеративного государства, в котором большинство полномочий передавалось республикам. Сфера ведения Союза практически полностью совпадала со сферой совместного ведения центра и республик, контроль за налоговыми поступлениями в центр осуществлялся республиками, не упоминался общесоюзный Госбанк, не были прописаны сроки принятия новой конституции и др. ВС СССР 12 июля одобрил подписание документа, однако оговорил ряд принципиальных поправок в его текст. В частности, речь шла о сохранении единой банковской системы СССР, а также оставлении в компетенции союзных властей независимых от республик каналов налоговых поступлений в итоге они не были включены в текст договора. Работа над документом получила название "новоогаревский процесс" по месту проведения переговоров резиденция президента СССР Ново-Огарево. Участие в них не принимали республики Прибалтики, а также Армения, Грузия и Молдавия. Подписание Союзного договора было запланировано на сентябрь - октябрь 1991 года, однако затем перенесено Михаилом Горбачевым на 20 августа 1991 года. Президент СССР опасался, что депутаты проголосуют против документа. В итоге заключение нового Союзного договора не состоялось из-за попытки государственного переворота, организованной 19-21 августа рядом представителей высшего советского и партийного руководства, образовавших Госкомитет по чрезвычайному положению в СССР ГКЧП. Попытка путча потерпела неудачу, однако усилила кризис в СССР. Августовские события 1991 года усилили центробежные тенденции.
Ленин начал стратегическое отступление. Была разработана новая экономическая политика — НЭП. Крестьянам предоставили право продажи излишков продукции на рынке. Большевики разрешили частную розничную торговлю. Государственная монополия во времена НЭПа сохранялась только в банковском деле, на транспорте, в тяжелой промышленности и коммунальном хозяйстве. Новая экономическая политика принесла свои плоды, экономика возродилась. После смерти Ленина в 1924 году, как только Советский Союз вновь столкнулся с нехваткой продовольствия и денег, Сталин начал проводить политику раскулачивания и экспроприации. Эпоха НЭПа закончилась. Сталинский период С ухудшением здоровья Ленина среди партийного истеблишмента началась борьба за власть. Они убедили товарищей в необходимости коллегиального управления для решения повседневных вопросов. Ленин видел угрозу для дела революции в Сталине. В декабре 1922 года, когда был основан СССР, он продиктовал письмо, известное как Завещание Ленина партии, в котором рекомендовал соратникам сместить Сталина с поста Генерального секретаря ЦК. Сталин, зная суть "завещания", сделал все, чтобы этого не произошло. После смерти Ленина Сталин фактически узурпировал власть. Троцкий и Зиновьев были высланы из страны. Страна вступила в эпоху социальных потрясений. Основной идеей коммунизма было создание бесклассового общества, в котором средства производства должны были принадлежать народу. Теоретически это выглядело прекрасно, но реализация этой идеи в СССР стала смертельно опасной для многих. Тысячи людей погибли в период с 1917 по 1922 год. После смерти Ленина счет пошел на миллионы. Заменив идею мировой революции на идею построения коммунизма в отдельно взятой стране, Сталин взял курс на интенсивную индустриализацию и принудительную коллективизацию сельского хозяйства. В стране установился тоталитарный режим, который после смерти Сталина сменился хрущевской оттепелью, а потом эпохой застоя. Структура федеративного государства, каковым являлся Советский Союз согласно Конституции, была фасадом, скрывающим диктатуру Коммунистической партии. Ни о какой власти рабочих и крестьян речи не было, все решения, и политические, и хозяйственные, принимало Политбюро. Диктатура пролетариата, о которой столько твердили революционеры, сменилась диктатурой партийно-бюрократического аппарата, зачастую коррумпированного и думающего больше о карьере, чем о благе трудящихся. Печальные итоги Несоответствие пути развития страны в реальности и замыслов ее создателей произошло не из-за структуры самого государства или провальной идеологии.
Он настаивал на заключении между республиками равноправных договоров с возможностью присоединения к Союзу в будущем некапиталистических стран Европы и Азии. Это предусматривало создание новой Конституции и образование федеративных органов власти с представительством от всех республик. В Договоре определялись взаимоотношения между республиками и центром. В компетенцию союзных органов передавались вопросы внешней политики, внешней торговли, финансов, обороны, путей сообщения, связи. Остальные сферы оставались в ведении союзных республик. Таким образом, число союзных республик выросло до 11. В результате советских республик стало 16. Таким образом, практически до конца своего существования в составе СССР насчитывалось 15 республик.