Сегодня, 27 апреля, в Лазареву субботу состоялось заключительное в Великом посту Таинство Соборования. Обычно за соборование берут оплату – жертву для храма, однако, если средств нет, в церкви не откажут и проведут обряд бесплатно. – Как использовать елей и что делать с зернами пшеницы, полученными в храме после Соборования? – Не существует специальных указаний или предписаний относительно подготовки к Таинству Соборования, но, согласно сложившейся благочестивой традиции Православной Церкви. Как проходит соборование в церкви, как вести себя: правила.
Как готовиться к Таинству Соборования (Елеосвящения)? Что следует делать после его прохождения.
Если же человек не имеет возможности дойти до церкви, то Соборование возможно провести дома, у постели больного или умирающего. Великим Постом таинство Соборования традиционно совершается в храме Иоанна Воина на Якиманке трижды: во вторую, четвëртую и шестую седмицы Великого поста. Что делать с елеем и зернами пшеницы, взятыми в храме по окончании Соборования? Соборование же специально «направлено» на них: это совместная молитва верующих о выздоровлении своих больных братьев и сестер, членов Церкви. Соборование (Елеосвящение) — Таинство Церкви, при мысли о котором у верующих часто возникают недоумения.
Что такое Соборование в церкви? И как к нему подготовиться?
К этому благодатному священнодействию ежегодно приступают тысячи христиан. Однако Соборование — это Таинство, которое овеяно рядом предубеждений и суеверий, в которых мы попробуем разобраться. Прежде всего, необходимо отметить, что Таинство Соборования — это священнодействие, в котором через освященный елей масло человеку преподаются благодатные дары, исцеляющие душу и тело. Таинство называется Соборованием, так как данное священнодействие совершается несколькими священниками собором священников , однако Соборование может быть совершено и одним священнослужителем, при этом действенность Таинства не зависит от количества священнодействователей. Соборование еще имеет наименование Елеосвящения или Последование Святого Елея.
Есть устойчивое мнение, которое утверждает, что к Таинству Соборования могут приступать только люди непосредственно находящиеся в предсмертном состоянии или в состояние очень тяжелой болезни. Данное предубеждение в прошлых столетиях было распространено на католическом Западе, да и само Таинство Соборования именовалось там Предсмертным помазанием. Такое понимание Соборования проникло в православный мир и довольно сильно утвердилось среди многих священников и мирян Русской Церкви.
Важное значение в этом таинстве имеет седмеричное число: его совершают 7 священников однако в реальной жизни такое число клириков удается собрать крайне редко, поэтому, как правило, таинство совершается одним или двумя священниками , читается 7 евангелий, 7 посланий апостольских и 7 молитв, в которых испрашивается больному разрешение от грехов и исцеление от болезней; больной 7 раз помазуется. Все это имеет отношение к ветхозаветному событию с Иерихоном. Как крепкие стены Иерихона пали от семикратного обхода вокруг их с Кивотом завета, так, по желанию св. Церкви, и над крепкой болезнью тела должен совершиться перелом после духовного, так сказать, обхода вокруг одра болезни, состоящего в семикратном чтении Евангелия, посланий апостольских и молитв и в семикратном помазании больного. В состав Таинства Елеосвящения входят: молебное пение, освящение елея и помазание елеем. Молебное пение состоит из канона о здравии и прощении грехов больного. Освящение елея состоит из великой ектении, молитвы и пения тропарей во славу Спасителя, в честь Божией Матери и святых. Помазание больного елеем совершается по прочтении каждого из 7 Евангелий и посланий апостольских и молитвы. При помазании священник говорит: «Благословение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа на исцеление души же и телу рабу Божию имярек всегда и ныне» и т. А по помазании молитву: «Отче Святый, Врачу душам и телом»… В конце елеосвящения священник, открыв Евангелие, возлагает на голову больного как бы руку Самого Спасителя, исцелявшего больных большею частью через прикосновение к ним, и читает разрешительную молитву.
В таинстве елеосвящения мы испрашиваем и получаем милость Божию, в которой мы все, больные и здоровые, одинаково нуждаемся. Потому что греховность наша — как море. Я имею в виду не количество ее это само собой , а глубину. Есть глубина греховности. Даже те, кто серьезно подвизается, борется со своими страстями, внимателен к своим помыслам и сердечным движениям, искренне кается во всех грехах, которые знает за собой, даже они видят: сколько с грехом ни борись, сколько свою душу покаянием ни очищай, все равно остается великий пласт греховности. И чем больше человек подвизается, тем яснее видит эту бездну греха в своем сердце, как сказано в псалме: «Приступит человек, и сердце глубоко» Пс. Не то что очистить эту бездну без милости Божией невозможно, а и познать-то ее до конца нам не удается, даже если мы посильно подвизаемся. И, видя такую свою немощь, мы обращаемся к Богу с мольбой о милости: «Господи, вот подвизаюсь, стараюсь исправиться, и все равно остается в душе великая нечистота. Помилуй меня. Сам, Всемогущий, очисти!
В конце чина на головы приступивших к Таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. Но пользоваться им следует с благоговением и верой. Так ли это? Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти.
Что такое Соборование
Но если не проходит затяжная депрессия или другое психическое расстройство — Соборование пройти просто необходимо. Считается, что таинство Соборования отпускает грехи не только самого соборующегося, но и его рода, вплоть до седьмого колена! То есть этим обрядом мы помогаем своим родным, даже тем, кто еще не родился. Учитывая то, что грехи родителей переходят на детей, Соборование имеет огромное значение в жизни православного христианина. Но таинство не означает, что достаточно всего один раз в год постоять на службе в церкви — и чудо тут же произойдет. Это не медицинская процедура, а сложная работа над своей духовностью. Необходимо жить в постоянной молитве и причастии. Многие, не получив желаемого, обижаются и вовсе охладевают к вере и навсегда уходят из церкви.
Исцеление — это дар от Бога, а не результат бездумных действий. Достойны ли мы этого дара — решать Господу Богу. Иногда умирающие люди пугаются, когда видят священника, решив, что пришёл неминуемый конец. Но часто Господь продлевает жизнь именно для того, чтобы человек успел причаститься и собороваться. Соборование — сродни покаянию. Более того, отошедшему в мир иной человеку необходима молитва и после смерти, а если он успел помолиться за себя сам — то это вдвойне радостнее. Известна притча о юноше, который хотел прощения за крупные грехи, утаив про свои мелкие прегрешения.
Священник велел ему набрать полный мешок мелких камней и принести ему, а крупные камни не трогать. Юноша наполнил мешок до краёв, но сдвинуть его с места не смог. Так и пришёл к духовнику ни с чем. Рекомендуем: Неделя Великого поста: Крестопоклонная Тот пояснил юноше, что точно так же происходит и с мелкими грехами: накапливаясь, они могут перевесить более крупные грехи. С помощью Соборования очищается душа и сердце, изгоняются бесовские проявления внутри человека. После чего приходит облегчение и умиротворение. Можно сказать, что таинство Соборования готовит нас к вечности после жизни земной.
Поскольку существенной стороной таинства Елеосвящения является отпущение грехов, при решении вопроса об участии в этом таинстве детей следует руководствоваться теми же правилами, какие относятся к таинству Покаяния. Не соборуют страждущих людей, находящихся в бессознательном состоянии, но за исключением тех, кто ранее засвидетельствовал желание собороваться перед тем, как впал в бессознательное состояние.
Такой подход следует в этом вопросе синодальной практике, допускающей совершение Соборования в случае, если «больной прежде выражал желание принять таинство, если не словом, то каким-либо знаком — движением рук или глаз показал своё сердечное сокрушение и раскаяние в грехах» [5]. Таким образом, важна воля самого больного, вполне возможно, что он уже не желает бороться за своё физическое существование, а хотел бы отойти ко Господу. Из понимания, что причина болезни — грех, существуют два основных мнения: прощаются все грехи, прощаются только забытые грехи.
Отпущение грехов — неотъемлемый аспект таинства Елеосвящения. Болезнь и грех связаны между собой — об этой связи пишет сам апостол Иаков в начале своего послания: «Сделанный грех рождает смерть» Иак. Как смерть и тленность человеческой природы есть следствие грехопадения, так и личные грехи человека могут быть причиной усугубления болезни.
Это соотносит Елеосвящение с таинством Покаяния — первое восполняет второе, особенно для тяжелобольных, но не отменяет его. Согласно церковной традиции, Елеосвящение предпочтительно совершать вместе с исповедью. В некоторых случаях преподание больному таинства Покаяния может оказаться и вовсе невозможным, и тогда Елеосвящение остаётся единственным средством разрешения его от грехов.
О том, что от пресвитеров через священнодействие Маслоосвящения верующему преподаётся прощение именно «всех» или «многих» грехов, свидетельствуют такие авторитетные церковные писатели, как Тертуллиан, Ориген, свт. Амвросий Медиоланский, свт. Ириней Лионский, свт.
Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Иерусалимский, свт. Григорий Турский, блж.
Феодорит Киррский, прп. Иоанн Дамаскин и многие другие. И лишь очень поздняя схоластическая богословская мысль пришла к странному определению о прощении забытых грехов.
Мы же, если доверяем Всеблагому Господу всю нашу жизнь и возносим к Нему все наше упование, приступая в многонедужии к таинству Соборования, должны руководствоваться простыми и утешительными словами ап. Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, … и, если он соделал грехи, простятся ему» Иак. По нашей покаянной молитве, по нашей вере и милосердию Божию простятся нам наши грехи.
В заключении стоит отметить, что Соборование требует от человека веры и покаяния.
И, видя такую свою немощь, мы обращаемся к Богу с мольбой о милости: «Господи, вот подвизаюсь, стараюсь исправиться, и все равно остается в душе великая нечистота. Помилуй меня. Сам, Всемогущий, очисти!
Это в общем-то правильно, хотя звучит несколько формально и излишне оптимистично. Дело не в том, что мы пять, десять, сто десять грехов забыли. Мы просто эту греховную бездну не видим, а увидим ее уже на Страшном Суде. И это будет действительно страшный суд, и мы ужаснемся, потому что хотя поверхность своей нечистой души мы и пытались очищать, но глубину так и не затронули.
Для того чтобы не случилось этого ужаса потом, когда уже будет поздно, мы сейчас, пока еще живы, пока имеем свободу, имеем возможность обращаться к Богу с покаянной молитвой, просим, чтобы Господь воззрел на нашу немощь и излил на нас свою спасающую и очищающую милость. Именно поэтому распространилась практика соборования Великим постом для здоровых, когда один или несколько священников соборуют сотни прихожан. И эта практика одобрена священноначалием.
Если же человек страдает от тяжелых болезней, то необходимость более частого соборования должна определяться его духовником, исходя из состояния болящего — физического и духовного. Раньше считалось, что на протяжении одной болезни можно собороваться один раз, а многократное приобщение к этому таинству расценивалось как недоверие к Богу. Сейчас нет запрета на неоднократное соборование в течение одного заболевания, ведь речь идет не о насморке, а о недугах, которыми человек может страдать в течение многих лет или даже всю жизнь.
Но это не значит, что недугующий человек может в Великий пост собороваться каждую неделю. Нельзя часто собороваться в надежде, что если много раз пройти через семикратное помазание освященным маслом, то можно превратиться из больного человека в здорового. Соборование — это Таинство, и часто результат его может быть не так очевиден. Оно не может и не должно заменять лечение, но может стать поддержкой телесных и душевных сил в болезни и невзгодах. Приступать к Соборованию нужно с благоговением, понимая, что это Самим Христом заповеданный людям Дар Божий. Когда причащаться после соборования?
Строго правила о том, когда причащаться после Соборования, нет. Но лучше сделать это в ближайшее время, и верующие стараются причаститься на следующий день после Елеосвящения. Поэтому часто совершение этого Таинства в дни Великого поста назначают на вторник и четверг, то есть накануне Литургий, которые в дни Четыредесятницы в будние дни бывают только в среду и пятницу.
Протоиерей Алексий Борискин: Соборование – это Таинство веры, а не заклинания и обряды [ИНТЕРВЬЮ]
В таком случае духовник безотлагательно исповедует и причащает Святых Таин пребывающего в смертельной опасности больного. Затем совершает над ним обряд Елеосвящения. Таинство считается состоявшимся, если священник, освятив елей, успевает единожды прочитать молитву Совершительную и помазать больного. В случае кончины исполнение Таинства немедленно прекращается.
Не израсходованный елей не может использоваться далее, его необходимо возлить на покойного при погребении. В православии В первой части большого Требника содержатся правила проведения всех Таинств и православных церковных божественных служб. Все тексты молитв преподнесены в конкретной последовательности.
Соборование подразделяется на три части: молебное пение; освящение елея; нанесение масла на части тела прихожан. Согласно догматам Церкви, грех — корень начала всех болезней, поэтому через Святой Елей и молитву захворавшему необходимо получить отпущение грехов. В католицизме В католической церкви согласно Катехизису, утвержденному в 1992 году, Таинство может совершаться несколькими святыми отцами или одним священнослужителем.
Оно дарует заболевшему католическому христианину: особую благодать; утешение и мужество; прощение грехов. Над больным творится молебен, после чего на лоб и ладони наносится освященный елей. Умирающему человеку вслед преподается последнее благословение.
Мифы о елеосвящении С Таинством Соборования связано очень много абсурдных суеверий и предрассудков. В наибольшей степени распространено заблуждение, что соборуют только безнадежных больных, которые после совершения службы неминуемо покинут земной мир. Существуют невежественные мнения, что после елеосвящения выздоровевшим: следует уйти в религиозную монастырскую общину; нельзя бракосочетаться; Все эти легенды и мифы лживы и не имеют под собой никаких правдивых оснований.
Проведение Таинства только над умирающими Под взаимовлиянием религиозных западных учений и философии, наложивших отпечаток на русское богословское учение, Таинство Соборования стали ошибочно понимать как последний обряд перед смертью. Такой предрассудок наложил на Таинство ярлык паники и страха.
День Соборования В храме люди, желающие принять Таинство Елеопомазания, заранее сообщают свои имена и выстраиваются в ряд для удобства помазания. Принято заранее приносить крупу, масло растительное, свечи и т. Крупу затем варят и вкушают, но это — народный обычай. Масло приносят для освящения и помазания.
Все присутствующие держат зажженные свечи на протяжении всего Таинства. Начинается Соборование с обычных молитв Трисвятое по Отче наш , затем псалом, тропари и мирная ектения, на которой просят Бога освятить масло и исцелить больных. Потом читается канон, по окончания которого читается апостол. Затем священник читает отрывок из Евангелия. После чего следуют молитвы на освящение масла и о здравии больных называются имена присутствующих. Далее священник помазует людей крестообразно.
Если человек причащается каждое воскресенье, а раз в году среди недели пособоруется, соборование для него само собой свяжется с причастием. А кто причащается раз в год, может присоединить это к соборованию, но плохо, что так редко причащаются люди. Если на совести у человека тяжкий грех, который отлучает его от Церкви, такой грех никакое священнодействие не снимет. А если речь идет просто об исповеди перед причастием, то вполне естественно, что человек на неделе пособоровался, в субботу вечером исповедовался, а в воскресенье причастился. Или наоборот — сначала исповедовался и причастился, потом пособоровался. На мой взгляд, не принципиально, в какой последовательности. Все равно это разные таинства, не заменяющие друг друга. Я иногда слышал такое: «Поскольку я соборуюсь, каяться не нужно». Это уже какое-то магическое отношение к таинствам, к тому же открывающее ворота лукавству — мне стыдно рассказывать о своих грехах, поэтому пойду пособоруюсь. В таинстве елеосвящения мы испрашиваем и получаем милость Божию, в которой мы все, больные и здоровые, одинаково нуждаемся.
За этих людей будет молиться собор священников, совершать над ними таинство Соборования силою всей Церкви. По традиции за соборование можно принести жертву в храм На клиросе все готово И алтарник приготовил все, что нужно И вот зажигаются свечи. Вокруг блюда семь свечей изображающих число совершителей таинства, помазываний и молитв. После каждого помазания одну свечу гасят Священники выходят из Алтаря. Начинается первая часть таинства. Она представляет собой сокращенную утреню Священники становятся около стола. Первый из священников кадит стол и елей на нем , иконы и всех людей, произносит возглас: "Благословен Бог наш... После обычного начала, читается сокращенное шестопсалмие 142 псалом , затем малая ектения прошение , и наконец покаянные тропари, которые всем нам известны: "Помилуй нас, Господи, помилуй нас" После 50-го псалма читается канон Арсения, епископа Корфского, Этот канон в IX в. Сначала вино соединяется с елеем. Теперь в кандиле сосуде с елеем есть вино После ектении первый из священников читает "Молитву над кандилом с елеем", в которой просит Бога освятить елей и сделать его целительным для помазуемого.
Остальные священники читают эту же молитву тихо, как во время призывания Святого Духа в таинстве Евхаристии. Хор в это время поет тропари Христу Спасителю, апостолу Иакову, святителю Николаю, целителю Пантелеимону и другим святым Далее начинается третья часть -- помазание святым маслом. Сначала читают Евангелие, потом специальную молитву об исцелении, затем собственно помазание с так называемой, совершительной молитвой: "Отче Святый, Врачу душ и телес... Эта молитва очень важная. Чин совершения Елеосвящения над больным, находящимся в смертельной опасности, может быть признан совершенным, если священник после освящения масла успеет, хотя бы однажды, прочитать над больным совершительную молитву и помазание. Если совершительная молитва произносится над одним человеком, помазание совершается после слов: "исцели раба Твоего... Такая последовательность повторяется семь раз. Если людей, над которыми совершается таинство много, то сначала для всех читают совершительную молитву, а потом каждого помазывают маслом Перед самым помазанием, но до совершительной молитвы, священник читает особую молитву о даровании больным исцеления и прощения грехов. Все священники поминают при этом имена из тех списков, которые были составлены в притворе В Требнике сказано: "Вземлет возьмет иерей стручец палочку, обвитую ватой, в данном случае кисточку , и омочив его во святый елей масло , помазует болящего крестообразно -- на челе, на ноздрях, на ланитех щеках , на устех губах , на персех груди , на руках на обе стране с двух сторон ". То есть иерей помазывает маслом те части тела, через которые грех удобней всего вселяется в душу человека.
В храме, где совершается масовое соборование, после чтения Евангелия, молитвы, совершительной молитвы, священники выходят в народ с кисточками и маленькими чашечками с освященным маслом, смешанным с вином. Они начинают помазывать каждого в своем "секторе". Для удобства люди становятся рядами так, чтобы священники могли свободно подходить к каждому В это время всем храмом поют припев: "Услыши нас, Боже. Услыши нас, Владыко.
Самое читаемое
- Что такое соборование в церкви
- Таинство Елеосвящения. Вопросы и ответы
- Соборование – таинство исцеления
- Соборование: как, где, когда и для чего? Статья Правмира и видео митрополита Илариона
Как правильно подготовиться к Соборованию. Сила трех Таинств. После Соборования
что это за обряд, почему он необходим, как проводится, как к нему готовиться. Соборование (Елеосвящение) — Таинство Церкви, при мысли о котором у верующих часто возникают недоумения. – Во многих храмах Соборование достаточно часто проводят не только Великим, но и Рождественским постом. Как подготовить больного к таинству соборования? Очень важно, чтобы человек искренне покаялся и понял свои грехи. главное таинство в христианстве и соборование является дополнительной подготовкой к Причастию, а не наоборот. Если же человек не имеет возможности дойти до церкви, то Соборование возможно провести дома, у постели больного или умирающего.
Соборование как готовиться и что с собой взять, подскажет батюшка
В храме святых бессребреников Космы и Дамиана (Орловская церковь) Соборование будет совершатся каждую субботу в 14.00, кроме Страстной седмицы. Соборование (Елеосвящение) — Таинство Церкви, при мысли о котором у верующих часто возникают недоумения. Приступая к таинству Соборования, как и к другим таинствам Православной Церкви, православный христианин должен делать это прежде всего осмысленно, понимая важность и ответственность перед Богом данного шага, осознавая меру своего участия. Таинство соборования, которое часто проводят в храмах Русской церкви во время Великого поста, может помочь лучше подготовиться к празднику Воскресения Христова, РИА Новости, 09.04.2024. Соборование в Спасо-Парголовском храме совершается по четвергам в 18:00. В храме святых бессребреников Космы и Дамиана (Орловская церковь) Соборование будет совершатся каждую субботу в 14.00, кроме Страстной седмицы.
Соборование. Как и кому приступать к этому Таинству?
- Вопросы священнику 8 - О Таинстве Елеосвящения (Соборования)
- О правилах Соборования: как происходит это Таинство
- Навигация по записям
- Соборование — значение, правила, особенности
- Восстать от одра болезненнаго
ВСЯ ПРАВДА О СОБОРОВАНИИ
Желательно незадолго до или сразу после Соборования исповедаться. Нужно понимать, что в этом таинстве мы просим о прощении забытых, но не скрытых грехов, и участвовать в нем надо с чистым сердцем и верой, что Господь поможет избавиться от пагубных привычек и навязчивых соблазнов, подняться после падений и что Он излечит духовные раны и изъяны. Молитвы перед соборованием в Великий пост Специальных молитв для чтения перед Соборованием нет, и как-то особым образом готовиться к этому таинству необязательно, но, чтобы обрести нужный настрой, верующие накануне могут обратиться ко Христу, Богородице и святым. Необходимо понимать, что, приходя на Соборование, мы не в праве требовать от Бога исцеления от всех болезней и крепкого здоровья, но можем попросить у Господа помощи.
Верующие просят в первую очередь избавления от душевных недугов, потому как они гораздо больше вреда приносят человеку, чем телесные, но по Своему милосердию Создатель может вылечить и последние. Что, конечно, никак не отменяет необходимость прибегать к медицинским методам. Перед соборованием желательно исповедаться, а настроиться на глубокое и искреннее покаяние помогает Покаянный канон, который читается вместе с ещё двумя канонами во время подготовки к Причастию.
В ближайшие к Соборованию дни принято причащаться, так что как раз в этот период можно прочесть также Каноны к Богородице и Ангелу Хранителю. В дни постов верующие стараются более внимательно относиться к своему ежедневному молитвенному правилу, так и перед Соборованием в Великий пост молитва должна быть вдумчивой и идущей от самого сердца. Общее соборование в Великий пост Часто священника приглашают для Соборования специально к постели больного, но в дни Великого поста во многих храмах это таинство совершается для большого количества верующих.
Так, нужно знать, где может происходить данное таинство. Во время Великого поста все действия священник проводит в храме. Если же человек не имеет возможности дойти до церкви, то Соборование возможно провести дома, у постели больного или умирающего. Как происходит само таинство? Разобравшись, как приготовиться к Соборованию, также важной для многих будет информация о том, как именно проходит само таинство. Так, священнослужитель будет читать по семь текстов из Евангелия и Апостольских посланий. После каждого прочтения священник обязательно должен помазать чело, щеки, руки и грудь человека, которого соборуют, священным маслом — елеем.
После прочтения последнего стиха батюшка возлагает на голову больного раскрытое Евангелие и молится о прощении всех его грехов. Нюансы У людей также могут возникать иные вопросы относительно данного таинства. Итак, как еще должна проходить подготовка к Соборованию? Нужно ли для этого поститься? По словам священнослужителей, специального поста перед данным таинством нет. Однако так как данный обряд чаще всего проводится в Великий пост, каждому честному христианину положено поститься. Следующий вопрос, который может возникать: обязательно ли исповедаться?
Такого правила, естественно, нет, однако церковные деятели рекомендуют это сделать перед таинством Соборования. Если же этого не произошло, исповедаться нужно будет после Соборования. Можно ли мазать елеем небоговидные места?
Например, что его проводят только для умирающих людей или что после него запрещено мыться Во время Великого поста православная церковь проводит таинство соборования. Это самый строгий православный пост. Однако не все дни одинаково строгие, и иногда можно даже выпить алкоголь Что такое соборование? Это "таинство исцеления души и тела", дает определение "Правмир". Соборование — одно из семи важных церковных таинств в их число входят исповедь и причастие , рассказывает издание "Фома".
Другое название соборования — "елеосвящение" то есть освящение елея — растительного масла, которое используют в обрядах православной церкви. Цель соборования — исцеление от духовных и телесных болезней.
И действительно, понимание смысла таинства Елеосвящения тесно связано с личным глубоким покаянием и с проблемой соотношения греха и болезни. Евангельское слово подлинными причинами болезней называет человеческие страсти, поэтому исцеление от болезней через Елеосвящение неразрывно связано с освобождением от грехов и страстей. Принимая именно такой аспект Таинства, можно допустить участие в нём и здорового человека, чьё желание собороваться весьма осмысленно и явилось следствием пережитых тяжких недугов души. При этом ни в коей мере участие таких людей в Соборовании не умаляет и не исключает значения Исповеди и Причастия, а, напротив, может служить первым шагом к духовному исцелению. Впрочем, вопрос личного покаяния относится и к физически немощным участникам Соборования. И здесь возникает очень серьёзная проблема — проблема бессознательного участия в Таинстве, просто потому, что такая традиция. Часто в храм приходят люди малоцерковные или вовсе нецерковные, которые вкладывают в это Таинство собственный смысл, ничего общего не имеющий с целью Елеосвящения. Таким людям собороваться недопустимо.
Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет. Последствия тут могут быть весьма печальными — не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длинную и тяжёлую службу, сделал всё, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви. Также не принято участие в Таинстве маленьких детей, то есть до семилетнего возраста и без острой необходимости. Поскольку существенной стороной таинства Елеосвящения является отпущение грехов, при решении вопроса об участии в этом таинстве детей следует руководствоваться теми же правилами, какие относятся к таинству Покаяния. Не соборуют страждущих людей, находящихся в бессознательном состоянии, но за исключением тех, кто ранее засвидетельствовал желание собороваться перед тем, как впал в бессознательное состояние. Такой подход следует в этом вопросе синодальной практике, допускающей совершение Соборования в случае, если «больной прежде выражал желание принять таинство, если не словом, то каким-либо знаком — движением рук или глаз показал своё сердечное сокрушение и раскаяние в грехах» [5]. Таким образом, важна воля самого больного, вполне возможно, что он уже не желает бороться за своё физическое существование, а хотел бы отойти ко Господу. Из понимания, что причина болезни — грех, существуют два основных мнения: прощаются все грехи, прощаются только забытые грехи. Отпущение грехов — неотъемлемый аспект таинства Елеосвящения.
Болезнь и грех связаны между собой — об этой связи пишет сам апостол Иаков в начале своего послания: «Сделанный грех рождает смерть» Иак. Как смерть и тленность человеческой природы есть следствие грехопадения, так и личные грехи человека могут быть причиной усугубления болезни. Это соотносит Елеосвящение с таинством Покаяния — первое восполняет второе, особенно для тяжелобольных, но не отменяет его. Согласно церковной традиции, Елеосвящение предпочтительно совершать вместе с исповедью. В некоторых случаях преподание больному таинства Покаяния может оказаться и вовсе невозможным, и тогда Елеосвящение остаётся единственным средством разрешения его от грехов. О том, что от пресвитеров через священнодействие Маслоосвящения верующему преподаётся прощение именно «всех» или «многих» грехов, свидетельствуют такие авторитетные церковные писатели, как Тертуллиан, Ориген, свт.
Соборование – таинство исцеления
График совершения Соборований в нашем храме в 2024 году. В период Великого поста во многих православных храмах России совершается Таинство Соборования. Обычно храм сам устанавливает, сколько стоит соборование, но в большинстве церквей негласно принято брать плату посильную, сколько человек может заплатить. Практические советы по подготовке к соборованию следующие: Узнайте в регистратуре храма, когда будет совершаться соборование.
Что такое Соборование?
Больной по немощи своей не может исполнить все условия истинного покаяния. При Таинстве же Елеосвящения за изнемогающего больного предстоит пред Господом целый собор Его служителей и молитвой веры от лица всей Церкви умоляет Бога даровать человеку вместе с телесным здравием отпущение прегрешений. Ради молитв Церкви в Таинстве Елеосвящения больному отпускаются особые грехи, разрешение которых он не мог получить в Таинстве Покаяния: грехи давние, забытые и не исповеданные, при условии, однако, общего покаянного настроя; грехи, совершенные в неведении; грехи, бывшие причиной болезни, но о которых больной не знал; грехи, которые больной по тяжкой немощи своей не в состоянии в настоящий момент рассказать духовнику или не может теперь загладить добрыми делами. Все эти и подобные им грехи благодатью Божией отпускаются болящему через Таинство Елеосвящения. Кто может собороваться? Детей до 7 лет не соборуют. Существует неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов. Как подготовиться к Соборованию? Узнать, когда оно проводится, прийти к определенному времени, записаться в свечной лавке, купить свечу. Если есть возможность, перед Соборованием желательно исповедоваться в том, что осознается как грех. Надо ли поститься перед Соборованием? Но поскольку Соборование в храмах обычно совершается в Великий пост, то его соблюдение — это обязанность любого православного христианина.
Надо ли исповедоваться перед Соборованием? Когда бывает Соборование? В случае необходимости оно может быть совершено в любое другое время. Обычно Соборование совершается на дому у постели болящего, но во время Великого поста оно происходит в храмах. Что делать после Соборования? Если после Соборования вспомнился грех, надо ли сказать о нем на Исповеди? Если после Соборования вспомнился грех, то его нужно исповедовать.
Что делать с маслицем, оставшимся с прошлогоднего Соборования? Если пользоваться им с благоговением и верой, то всякое употребление «соборного» масла послужит в качестве благословения Божьего. Если масло испортилось, то его можно сжечь. Можно ли святым маслом мазать больные неблаговидные места? Можно ли соборовать младенцев? Можно ли соборовать больного, когда он без сознания? При безсознательном состоянии больного Таинство будет состоять только из одного обряда при отсутствии участия и психической способности лица к восприятию благодати.
Благодать усвояется лишь при условии ее восприятия душой человека. Воспринять благодать эту не может тот, у кого при священнодействии над ним разумение прекратилось, волевое хотение отсутствует, сознание и самосознание замерло. Что делать, если больного нельзя доставить на Соборование в храм? Таинство больных и здоровых. Таинство Соборования многим не слишком известно.
Но одежда должна быть свободной, чтобы священник мог помазать руки, шею, верхнюю часть груди декольте глубокое не нужно. Платок у женщин, соответственно, должен быть повязан так, чтобы не мешал помазанию. Салфеткой можно будет вытереть то, что не впитает кожа а не впитает она много даже после того, как вы разотрете елей по лицу и рукам. По этой же причине нужно приходить без косметики глаза и губы нельзя красить и лучше снять кольца, цепочки, браслеты — они замаслятся.
После Таинства использованные салфетки заберут помощники священника. Подробности объяснит священник. Если вы думаете, что главное здесь — «помазаться» маслом, вы ошибаетесь. Елей — это не магия и не лекарство.
Ни одной молитвы при Елеосвящении над зерном не читается, но миряне, не понимая этого, пытаются его грызть, варить-парить, кто-то даже проращивает. Не надо путать это зерно с благословением хлебов, пшеницы, вина и елея, которые освящаются на всенощном бдении накануне церковных праздников, это совсем другое. Но и сам верующий должен принести покаяние, грехи, утаенные на исповеди, ни в коем случае не прощаются.
Если ты утаил какой-то свой грех в надежде, что в таинстве Соборования он будет прощен, — это заблуждение. Как говорит нам православный катехизис, есть грехи, о которых мы со временем просто забыли или не признавали их за грехи, считали незначительными, мелкими, «как песок морской». Чем ближе человек к Богу, тем тщательнее он начинает относиться к оценке своих поступков, сверять свою совесть с Заповедями Божьими и понимать, что многое из того, что он делал, было неправильно. Как тяжелый грех не дает человеку спасти свою душу, тянет его на дно, в ад, так и мелкие грехи, скопившись в нашей душе, образуют огромный ком. Святые отцы сравнивают это с восхождением на высокую гору. Очень трудно преодолеть ее как с большим булыжником, так и с ведром песка. Поэтому и за мелкие грехи мы будем так же держать ответ и будем осуждены.
Чтобы мы здесь, на земле, очистили свои души от грехов, которые не считали за грехи или о них забыли, и молится собор священнослужителей. Откуда оно взялось? Человек тяжело болен, умирает, и родственники, которые в храм никогда не ходили, ничего не понимают в церковной жизни, пытаясь за что-то зацепиться, помочь ему, приглашают священника: «Батюшка, сделайте что-нибудь! Это трудно, если всю жизнь человек прожил без Бога, Он был ему не нужен. Господь нигде не сказал, что после совершения таинства Соборования больной тут же поднимется и будет здоров. Каждому человеку, прожившему отмеренный срок, придется пройти врата смерти.
Нужно узнать, когда таинство будет совершаться в том или ином храме, и прийти немного заранее, чтобы записаться и приобрести свечу. Можно также найти текст богослужения, чтобы с пониманием присоединиться к молитвам и следить за чтением фрагментов Священного Писания.
Желательно незадолго до или сразу после Соборования исповедаться. Нужно понимать, что в этом таинстве мы просим о прощении забытых, но не скрытых грехов, и участвовать в нем надо с чистым сердцем и верой, что Господь поможет избавиться от пагубных привычек и навязчивых соблазнов, подняться после падений и что Он излечит духовные раны и изъяны. Молитвы перед соборованием в Великий пост Специальных молитв для чтения перед Соборованием нет, и как-то особым образом готовиться к этому таинству необязательно, но, чтобы обрести нужный настрой, верующие накануне могут обратиться ко Христу, Богородице и святым. Необходимо понимать, что, приходя на Соборование, мы не в праве требовать от Бога исцеления от всех болезней и крепкого здоровья, но можем попросить у Господа помощи. Верующие просят в первую очередь избавления от душевных недугов, потому как они гораздо больше вреда приносят человеку, чем телесные, но по Своему милосердию Создатель может вылечить и последние. Что, конечно, никак не отменяет необходимость прибегать к медицинским методам. Перед соборованием желательно исповедаться, а настроиться на глубокое и искреннее покаяние помогает Покаянный канон, который читается вместе с ещё двумя канонами во время подготовки к Причастию. В ближайшие к Соборованию дни принято причащаться, так что как раз в этот период можно прочесть также Каноны к Богородице и Ангелу Хранителю.
Таинство Елеосвящения. Вопросы и ответы
Как подготовить больного к таинству соборования? Очень важно, чтобы человек искренне покаялся и понял свои грехи. -Как правильно приготовиться к соборованию? Соборование (Елеосвящение) — Таинство Церкви, при мысли о котором у верующих часто возникают недоумения. Таинство Соборования будет совершаться в нашей обители во время великого поста в следующие дни. Практические советы по подготовке к соборованию следующие: Узнайте в регистратуре храма, когда будет совершаться соборование.