Новости петр петрович кащенко

Женщина неадекватно себя вела и целилась в прохожих. Одновременно с ним активно включился в строительство новой жизни и его брат Пётр Петрович Кащенко, возглавивший психиатрическую секцию Народного комиссариата здравоохранения.

Скончался инициатор строительства народного памятника Победы Петр Кащенко

Петр Петрович Кащенко, пожалуй, менее известен населению нашей страны, чем Московская психбольница №1, когда-то названная в его честь. В 1876 году Петр Кащенко поступил на медицинский факультет Киевского университета Святого Владимира. После окончания Ейской Кубанской войсковой гимназии Петр Кащенко поступил на медицинский факультет Киевского университета, вскоре перевелся в Московский университет. Пётр Петрович Кащенко родился в семье военного врача 9 января 1859 (28 декабря 1858). Руководство СПб ГБУЗ "Больница имени П.П. Кащенко", где проходят лечение пациенты с психическими заболеваниями, дало комментарий после появления в соцсетях снимков, на которых виден весьма странный ремонт труб внутри помещений лечебного учреждения.

Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко

Неблагонадежный психиатр. Как доктор Кащенко стал народной легендой? | Аргументы и Факты ПЁТР ПЕТРОВИЧ КАЩЕНКО (28 декабря 1858 (9 января 1859) — 19 февраля 1920) — выдающийся российский врач-психиатр, революционер, общественный и земский деятель, основатель ряда психиатрических клиник в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде.
Пётр Петрович Кащенко, место захоронения Дата обратного переименования, 1994 год, указывает, что «пострадал» Петр Петрович Кащенко за свои прижизненные революционные убеждения.
Научное наследие П. П. Кащенко (к 100-летию со дня смерти) Петр Петрович Кащенко, пожалуй, менее известен населению нашей страны, чем Московская психбольница №1, когда-то названная в его честь.

«Идет по плану»: в психоневрологическом диспансере имени Кащенко объяснили нелепость ремонта

В Комздраве прокомментировали «завершение» ремонта в петербургской психбольнице Как отметили в пресс-службе, там установили временные инженерные сети В Комитете по здравоохранению Петербурга прокомментировали фотографии, которые распространяют в телеграм-каналах, после проведения в петербургской психиатрической больнице имени Кащенко ремонтных работ по переустановке и доработке системы водоснабжения. Кащенко», — говорится в сообщении.

Сейчас там выросло поколение врачей, которые ни разу не были в психиатрической клинике. Пациентов с отклонениями лечат в соответствующих отделениях обычных больниц. Итальянское общество оказалось готовым к таким мерам. Их психбольницы тоже напоминали тюрьмы, содержание в которых являлось пыткой. Вот итальянцы и решили, что такого ужаса не надо.

Та же модель реализуется в Скандинавии. Финны планируют закрыть последнюю психиатрическую больницу в 2017-м. Готово ли к таким мерам наше общество - вопрос неоднозначный. Уровень толерантности у нас такой низкий, что даже психически здоровым инвалидам приходится несладко. Жить рядом с таким больным не хочет никто. Быть может, когда-нибудь ситуация и изменится, но без работы мы точно не останемся.

Сейчас в Сиворицах проходит лечение полторы тысячи человек с самыми различными душевными заболеваниями. В усадьбе Демидова работает музей. Посетить его и погулять в старинном парке у чистого озера могут все желающие. Пациенты рисуют Сталина С юбилеем Петра Кащенко и основанной им больницы совпало открытие межрегиональной выставки "Талант вне диагноза". Целый месяц в Доме молодежи "Рекорд" на Лермонтовском будут демонстрироваться работы пациентов психиатрических больниц разных городов. На выставку попали работы разных лет.

Почему-то в 1970-е годы в лечебницах Ярославля больные массово рисовали Сталина. В экспозицию попали портреты Иосифа Виссарионовича с цветами и фотоаппаратом в руках на фото слева.

Кащенко считал, что больные не должны подвергаться всевозможным ограничениям, наоборот, их следует социализировать. Так на базе больницы возникла колония Ляхово, в которой, страдающие психическими заболеваниями люди работали в мастерских, на огородах и в теплицах. Стоит особо отметить, что Кащенко рассматривал трудотерапию исключительно как один из методов лечения, а вовсе не как панацею. Кроме того, для пациентов устраивались театральные постановки, книжные чтения и даже чаепития за большим столом. Кащенко удалось изменить отношение общества к психически больным: если прежде в Нижнем Новгороде на таких людей смотрели, как на животных, то затем стало преобладать сочувствие и сострадание, желание помочь. Петр Петрович в этой работе проявил себя не только как блестящий врач, но и как отличный организатор — убедить купцов финансировать психиатрическую больницу сможет далеко не каждый. За 15 лет работы в Нижнем Новгороде Кащенко превратил свою больницу в одно из лучших медицинских учреждений страны. Поэтому, когда в 1904 году встал вопрос о новом главвраче Московской психиатрической больницы на Канатчиковой даче, кандидатура Петра Кащенко оказалась вне конкуренции.

Свои принципы и методы психиатрической помощи доктор Кащенко начал успешно внедрять и в Москве, однако в 1905 году грянула первая русская революция. Политические принципы Петра Петровича были такими же устойчивыми, как и медицинские. Кащенко не только поддержал революцию, не только помогал восставшим деньгами, но вместе с братом создал летучие медицинские бригады, оказывавшие помощь раненым революционерам во время декабрьского вооруженного восстания в Москве в декабре 1905 года. Доктор Кащенко было человеком решительным, смелым и даже отчаянным. После поражения революции он, не обращая внимания на собственную безопасность, помогал скрыться разыскиваемым царской охранкой товарищам. Врачебный авторитет Кащенко оказался настолько высок, что его не посмели тронуть. Более того, доктор-революционер переехал в столицу, где возглавил новую земскую психиатрическую больницу. Лечебное заведение быстро стало образцовым, одним из лучших в Европе.

Кащенко», — говорится в сообщении. Как подчеркнули в пресс-службе, с целью поддержания функционирования диспансера организовали временные инженерные сети, которые демонтируют после монтажа новых инженерных сетей, подключения и пусконаладочных работ.

27-летняя туристка угрожала пистолетом посетителям музея-заповедника в Петергофе

На улице Кащенко в Нижнем Новгороде находится областная психиатрическая больница. И Пётр Петрович Кащенко, который, помнится, с юности был бунтарём, будто бы забыл про свой почтенный возраст и пошёл на баррикады, создавая летучие медицинские бригады. Потом возглавил один из нелегальных межпартийных Красных крестов. Аннотация. Предметом обсуждения данной публикации выступил психологический анализ системы педагогической коррекции (лечебной педагогики) известного отечественного педагога, специалиста в области воспитания и обучения трудных детей Всеволода Петровича Кащенко. Петр Петрович родился в Кубанской области, в городе Ейске, в семье военного врача Петра Федоровича Кащенко. Благодаря Петру Кащенко появились новые методы лечения в психиатрии. Психиатр из казаков. Петр Петрович Кащенко родился в семье потомственного казака, военного врача Петра Федоровича Кащенко, и дочери коллежского асессора, мелкого чиновника — Александры Павловны Черниковой.

Краткий курс истории. Великий психиатр

Вся его эмоциональная сфера была затронута. Он волновался, он переживал. И если кто был свидетелем его выхода на кафедру, постановки им диагноза, его интересных и длительных консультаций, тот никогда этого не забудет... Дефектологу нужно развивать интуицию, которой так часто не хватает.

Она и творческая мысль — вот те особенности, при помощи которых находится правильный способ и верный путь коррекции дефективного детства». Свет положительных эмоций пронизывал атмосферу жизни санатория-школы Кащенко. Его коллеги рассказывали, что Всеволод Петрович неизменно настаивал на том, что следует всегда помнить о потребности ребенка в радости, значит, все его пребывание в школе нужно сделать интересным, привлекательным, вызывающим возвышенные чувства.

При всем этом он предостерегал от отрыва от жизни — воспитание ребенка должно быть трудовым. Ведь пробуждение самостоятельности, активности, способности к почину возможно лишь с обретением навыков конкретной практической деятельности. Поэтому «метод ручных работ» рассматривался как основной учебно-воспитательный прием.

Дети непрерывно что-то делали, что-то исследовали, взвешивая, измеряя, разбирая, зарисовывая, составляя чертежи, графики, собирая коллекции, пользуясь приборами, изготавливая модели. Соприкасаясь с различными сторонами изучаемого, они получали возможность полнее и ближе пережить предмет, у них вырабатывалось собственное отношение к нему, развивался и углублялся интерес, пробуждалась потребность в инициативном действии, в самостоятельности. В области умственного воспитания Кащенко ставил задачу не столько дать детям те или иные сведения, сколько приохотить их к знаниям, повысить общий уровень их интеллектуального развития.

Вопрос о том, как знает воспитанник, точнее — как проработал он тот или иной материал, несравненно важнее вопросов, много ли он знает и что именно. Всех знаний, которые понадобятся в жизни, никогда никакая школа не будет в состоянии дать. Педагогический коллектив заботился о том, чтобы создать для детей такую среду, в которой свободно и полно развивались бы их умственные силы, и они постепенно научились бы пользоваться своими способностями, знаниями, навыками, удовлетворяя присущую им пытливость, упражняя свою личную самодеятельность, находя новые сферы для приложения своих творческих сил.

На всех, кто посещал санаторий-школу, производила большое впечатление глубоко и всесторонне продуманная постановка дела в санатории-школе, исследовательский творческий дух, которым была пронизана вся работа, но еще более — замечательная способность Всеволода Петровича побуждать своих сотрудников к целеустремленному педагогическому творчеству. Специфика школьного контингента требовала своеобразия воспитательных мер, чрезвычайной гибкости, изобретательности, выдумки, действия высокой общей и педагогической культуры. Общеобразовательная работа предполагала, прежде всего, проявление активности в ней самих детей.

Не путем логического метода, не путем пассивного изучения науки, а личным опытом учащегося прорабатывался и осознавался имеющийся в его распоряжении материал, который преодолевался самим ребенком путем приложения личной силы. Отдельные предметы учебного курса здесь не стояли изолированно друг от друга — между ними поддерживалась тесная связь в целях системного объединения учебного материала в сознании воспитанников, а также для еще большего расширения и распространения проявившегося у них интереса к отдельному школьному предмету на другие предметы. Так, на уроках истории в связи с хронологическими датами производились математические вычисления, а математика заимствовала наглядный материал для своих упражнений и задач из истории, географии или природоведения.

Темы диктантов, изложений и сочинений, а также упражнений в устной речи заимствовались из наиболее занимательных для детей областей знания. На всех уроках подчеркивалась их связь с окружающей жизнью. Учителя помогали учащимся самим отыскивать и осмысливать параллели и противопоставления.

Значительное место в жизни школы-санатория отводилось морально-духовному воспитанию, формированию не только деятельной воли, но и развитого нравственного сознания. Сотрудники санатория-школы стремились привлечь самих детей, их лучшее «я» к созиданию себя, своей личности, к собственной осознанной борьбе со своими ущербными чертами и отрицательными сторонами, к выработке и закалке своего характера. Важной особенностью санатория-школы явился семейный характер обстановки.

Таков был общий дух воспитания, значительный тон которому задавала жена Всеволода Петровича Анна Владимировна, имевшая фельдшерское образование, человек широкой культуры, обретенной непрерывным самообразованием, участием во всех творческих делах и планах мужа. Со своей добросердечностью и душевной мягкостью, с необычайно развитым чувством материнства, она была буквально душой всего коллектива. Целительность ее влияния на окружающих была столь же велика, сколь и интеллектуальное воздействие на них самого Кащенко.

Не потому ли в санатории-школе никогда за всю историю его существования не наблюдалось тех резких, тяжелых внешних проявлений дефективности, которые случались у тех же детей в домашних условиях? Как важный воспитывающий и психотерапевтический фактор рассматривался здесь повседневный режим — ровный, действительно санаторный. Всему было определено строгое время и место.

Расписание неукоснительно выполнялось. Часы занятий, отдыха, развлечений строго подчинялись гигиеническому расписанию, ритм его не нарушался. Но тут не было ни тени казарменности — в рамках структуры режима, исходя из интересов детей, могли быть разного рода частные отклонения.

В безусловности, категоричности требований для всех, как известно, заложена дисциплинирующая сила, но общий порядок не должен иметь для воспитанников лишь внешне принудительную силу, и в санатории-школе старались любые требования сделать понятными и естественными для каждого. В самом деле, без внутреннего согласия подчиняющихся получился бы лишь кажущийся порядок, — только добровольное повиновение ведет к самодисциплине, к выработке устойчивого характера, нравственного сознания. Повиновение порядку воспитывает необходимые навыки, привычки поступать так, а не иначе.

Но это повиновение одухотворяется собственным сознанием ребенка, и здесь надо искать первые, самые важные основы нравственного воспитания. Педагогический коллектив под руководством Кащенко использовал любой повод, чтобы оказать доверие ребенку, вселить в его сознание уверенность не только в своих способностях, но и в нравственной силе. С этой целью была выработана целая программа поручений, развивающих чувство ответственности.

Большое внимание уделялось развитию и укреплению воли, настойчивости, способности не пасовать перед трудностями, сопротивляться неблагоприятным внешним обстоятельствам. Этому служили вся трудовая обстановка санатория-школы, занятия в мастерских, художественная самодеятельность, бытовая самоорганизация с сообщением каждому определенных привычек. Раз в неделю писались письма родным и близким, от которых ребенок в его интересах был изолирован на продолжительное время.

Письменная же беседа всегда не только благотворна для развития, культуры мышления, но и полезна ввиду пробуждения глубоко скрытых привязанностей, развития потребности выражать чувства в слове, а с ним — воспитания сердца. Санаторий-школа Кащенко быстро приобрел известность. Дети, пробывшие здесь необходимое время в возрасте, когда закладываются основы нравственной конституции личности, возвращались в прежнюю среду — семью и школу — достаточно окрепшими, обретя нужную устойчивость поведения.

То, что санаторий-школа был частным полумедицинским заведением, доступным лишь для детей состоятельных родителей, никоим образом не может и поныне бросить на него тень хотя в конце 20-х годов упоминание об этом было предметом недостойных спекуляций. В смутные годы реакции после поражения первой русской революции, отлученный от возможности официальной медицинской службы, Всеволод Петрович организовал дело, почти независимое от чиновничьего режима и не испытывающее давления просвещенческого ведомства, имея тем самым полный простор для своей творческой инициативы. Коммерческая сторона предприятия была неприбыльной, но вполне достаточной для содержания персонала и покрытия необходимых расходов.

Главным же было то, что Кащенко закладывал первые камни в фундамент научной дефектологии. Кащенко развернул в стране широкую пропаганду научных основ воспитания и обучения «исключительных детей». В 1909 году он принимал участие в совещаниях врачей и учителей в Московской городской управе по вопросам организации вспомогательных классов при школах, участвовал в отборе детей для первого Смоленского вспомогательного училища.

На психиатрическом съезде в Петербурге Кащенко выступил с докладом «Медико-педагогический уход за умственно отсталыми детьми». Публично возражая против смешения детей педагогически запущенных с умственно отсталыми, он подчеркнул, что в определении умственной отсталости главная роль должна принадлежать врачу при непременном участии педагога. В том же 1909 году Всеволод Петрович сделал большой доклад на XII съезде естествоиспытателей и врачей «Об устройстве лечебно-педагогических заведений для умственно отсталых и морально отсталых детей».

По этому докладу была принята резолюция о целесообразности создания в стране специальных учреждений для всех категорий ненормальных детей. В 1910 году внимание общественности за рамками профессионального круга специалистов привлек доклад Кащенко на III съезде отечественных психиатров. В 1911 году на Всероссийский съезд по обучению глухонемых он представил «Методику изучения и воспитания дефективных детей».

На I съезде по экспериментальной педагогике сделал сообщения: «Определение степени умственной недостаточности по методу Бинэ и Симона» и «Высокодаровитые дети и их обучение». Его выступления пользовались неизменным успехом в отделе изучения и воспитания ненормальных детей при Московском педагогическом кружке. Он принимал активное участие в деятельности детской психологии и неврологии, здесь по его вышеупомянутому докладу в 1911 году была принята резолюция: а ходатайствовать перед членами Государственной думы о рациональной постановке воспитания и образования дефективных детей; б созвать Всероссийский съезд деятелей по образованию и воспитанию дефективных детей в специальных лечебно-воспитательных заведениях.

В целях популяризации опыта санатория-школы Кащенко издавал сборники статей своих сотрудников. Он не был одинок — в стране предпринимались попытки организовывать так называемые вспомогательные школы и классы, все больше учителей и врачей обращалось к проблеме дефективности «детской исключительности» , многие специалисты делали ее предметом своих исследований. В 1913 году на I Всероссийском съезде по вопросам народного образования в Петербурге была принята специальная резолюция о вспомогательных школах для умственно отсталых детей.

В ее заключительных словах, в частности, подчеркивалось, что полноценное решение данной проблемы возможно лишь с изменением общих условий русской жизни в смысле повышения общественной самодеятельности, раскрепощения личности и широкого демократизма. После февральской революции, казалось, «повеяло весной». Кащенко пытался привлечь внимание Временного правительства к судьбе исключительных детей.

В августе 1917 года на совещании при Министерстве государственного призрения он выступил с докладом «О психически дефективных воспитанниках средних учебных заведений». По докладу была принята резолюция о целесообразности создания сети специальных школ, о пропаганде борьбы с детской смертностью. Увы, этот глас отчаяния мог показаться «комариным писком» на фоне тогдашних грозовых политических раскатов.

Никакого интереса со стороны тогдашних инстанций резолюция не вызвала. Заметим, что одновременно с ним активно включился в строительство новой жизни и его брат Петр Петрович Кащенко, возглавивший психиатрическую секцию Народного комиссариата здравоохранения. Эта сознательная созидательная позиция положительным образом характеризует братьев.

Санаторий-школа был превращен в государственное учреждение. На основе его в 1918 году организуется Дом изучения ребенка. На базе медико-педагогической консультации развилась педагогическая клиника, аналогов которой до того практика не знала.

Тут же в 1919 году возник Музей детской дефектологии позднее названный Музеем педологии и педагогики исключительного детства , подобных которому также не было ни в одной стране. В нем было три основных отдела: изучения ребенка, лечебной коррективной педагогики и детского труда и творчества. Идеи В.

Кащенко о единой сети специальных школ для аномальных детей стали воплощаться в жизнь. Постановлением Совнаркома от 5 июня 1918 года подобного рода школы включались в систему народного просвещения как государственные учреждения.

Жили они в здании больницы. Однажды Юрий устроил на чердаке больницы пожар кажется, это было в Нижнем Новгороде. Курил ли он там тайком или делал какие-то химические опыты — неизвестно. Вне своей семьи Юрий вёл себя прилично, не причиняя дяде неприятностей. Возможно, в этот период впервые и закралась отцу в голову мысль о важности и необходимости специального подхода к воспитанию трудных детей. Пока Юрий жил у моих родителей, он очень привязался к ним и на всю жизнь сохранил к нам тёплое и почтительное отношение. Повзрослев, он остепенился, стал оперным певцом с хорошим, приятным голосом, пел в театре Зимина…» Санаторий-школа был частным лечебно-педагогическим заведением, в котором В. Кащенко собрал лучшие медико-педагогические кадры того времени.

Достаточно сказать, что консультантом там работал известный невропатолог Григорий Иванович Россолимо. Музей Санатория В санаторий-школу принимали мальчиков, страдавших психопатией, истерией. Были там и малолетние пироманы, и клептоманы. Но, как говорит Анна Всеволодовна, «у нас работали сильные педагоги, выправляли даже самые запущенные случаи». Детей не только учили и лечили, но и разносторонне развивали: в школе были прекрасные мастерские, ребята рисовали, лепили, много занимались спортом — словом, были всё время заняты. Школа располагалась на Погодинской улице, дом 8, на большой территории от Погодинской до Большого Саввинского переулка. Анна Всеволодовна вспоминает: «Там было девять домов, принадлежавших большой купеческой семье Бландовых. У них было молочно-колбасное заведение, и они конкурировали с богатой купеческой семьёй Чичкиных. Здания санатория-школы были очень красивые. Одно из них проектировал известный архитектор Краснов, который строил богатые дачи в Крыму.

Потом всё это, конечно, снесли». Но осколки той, старой Москвы встречаются в Хамовниках и сегодня. Как, например, известный всей округе продуктовый магазин с экзотическим названием «Ливерс». Ею владел Гевартовский. Магазин так назвали уже после революции, потому что он рядышком с фабрикой… А в конце Большого Саввинского находилась ситценабивная фабрика Альберта Гюбнера…» А в санатории-школе шла насыщенная увлекательная жизнь. На Рождество ставили спектакли, устраивали маскарад, танцы, пение. В веселье участвовали все дети и персонал, а также и гости. Приглашённых бывало много — родственники и знакомые. Отец был знаком с семьёй Сац. На одной из очередных ёлок появились у нас и его дочери: Наташа и Нина Сац Нина потом трагически погибла в Крыму.

Из того, что они показывали, я запомнила только про слона и моську, как Наташа на четвереньках злобно и смешно тявкала на слона. Недавно мне позвонила жена И. Андронникова — Вива Робинзон, с которой я училась в одном классе и сидела за одной партой. Она вспоминала, как было всегда интересно и весело на наших вечерах. Под старость ожили детские воспоминания, а ведь у неё в жизни было много иных впечатлений». Кащенко щедро делился опытом психолого-педагогической работы с педагогически запущенными, трудновоспитуемыми детьми. В 1920 г. С 1920 по 1924 г. Кащенко работал в этом институте, читал лекции на тему «Лечебная педагогика». Позже этот институт вошёл как отделение дефектологии в Московский педагогический институт имени А.

Бубнова — МГПИ. Кащенко в молодости П. Кащенко В 1921 г. ГУС Государственный учёный совет присвоил В. Кащенко звание профессора. До 1932 г. Потом В. Кащенко стал работать невропатологом в двух клиниках: на улице Герцена, дом 12, и в Гагаринском переулке, дом 37. И в той и в другой открыл логопедическое отделение для взрослых и детей с недостатками речи. До самой своей кончины в 1943 г.

Тяжёлым ударом стало для него отстранение в 1927-м от руководства любимым его детищем — санаторием-школой. Тогда власти начали широкомасштабную кампанию по отстранению от работы дореволюционных специалистов. По словам Анны Всеволодовны, «это было настоящее избиение старой интеллигенции». Пострадал и Всеволод Петрович. Его освободили от должности директора Медико-педагогической станции, работавшей на базе санатория-школы, а уникальный «Музей исключительного детства», в котором были собраны сделанные руками ребят игрушки, рисунки, варварски уничтожили. А ведь Всеволод Петрович никогда не был в оппозиции к властям. Санаторий-школу он в 1918 г. Это было единственное в стране опытно-показательное заведение «в области детской дефективности». В дальнейшем на базе этой станции были открыты Научный центр дефектологии, Экспериментальный дефектологический институт, реорганизованный в 1934 г.

Идет процесс ремонта, он запланирован до конца года. Идут работы. Но на персонал и на пациентов это никак не влияет. Это капитальный ремонт. Все идет по плану. Черные подтеки никак не влияют на пациентов»,— отметил заместитель главврача.

А я слышала, когда меня водили к зубному врачу, как в соседней комнате вопил страшным голосом будущий артист. И я боялась этого вопля больше, чем зубного врача». Трудовая школа. Институт Анна Всеволодовна и её старшая сестра начинали учиться ещё до революции в классической гимназии Н. И мы весной на переменах бегали туда играть». После революции гимназию преобразовали в трудовую школу. Революционные преобразования затронули и школьную программу. То же самое касалось древней истории. Так что историю мы не доучили. Хотя учитель истории Новицкий преподавал очень хорошо. Литературу очень хорошо вёл сын Хвостовой… Бригадный метод, когда группа учеников готовит коллективный ответ, а отвечает один, внедрили, к счастью, уже после того, как мы закончили школу. Но у нас нечто подобное было в институте. Я помню, у нас был один очень способный студент, который за нас за всех отвечал, — Лёша Крашенинников. По-моему, он погиб во время войны на фронте». В 1929-м Анна Всеволодовна поступила в МГПИ на дефектологический факультет и после его окончания стала логопедом, получив специальность, которая только начала входить в обиход. Кащенко с учениками «Отец в это время уже занялся логопедией, он меня подготовил, и я сначала работала с ним. За эти пять лет я получила хорошую школу, приобрела основательный фундамент и затем стала работать самостоятельно в детских поликлиниках». Но тут началась война. Война В эвакуацию уезжать не стали: Всеволод Петрович уже тяжело болел и переезда не вынес бы. Так и остались на Погодинке. Там тоже слышны были взрывы и видны были сполохи, но хотя бы можно было спать. Мы там пробыли недолго: опасались за комнату: в неё могли самовольно вселиться или разграбить — такие случаи были. Район, в котором мы жили в Москве, тоже бомбили, но муж был против того, чтобы ходить в бомбоубежище. Особенно после того, как в бомбоубежище попал фугас и погибли люди. И бомбёжки мы пережидали дома… Тогда закрывали окна так, чтобы нигде не было щелей, чтобы не привлекать светом внимание немцев. Специальные люди ходили, проверяли. И если где-то обнаруживали хоть маленькую щёлочку, тебя готовы были съесть! Кругом темно-темно, и вдруг — ослепительный свет. Что такое? Все вышли на улицу и увидели, что над городом повис какой-то большущий зонд. Это немцы специально запускали, чтоб посмотреть, какие тут объекты, стоит бомбить или нет». Ему поручали в разных местах открывать больницы. Он открывал их, потом там работал, потом ему предлагали в другом месте организовать больницу, он ехал туда… Дядя был инициатором и сторонником различных нововведений. При нём были отменены смирительные рубашки. Дядя был человек спокойный и какой-то… лучезарный. Он входил — это уже мне родители рассказывали — к буйным больным без сопровождающих санитаров. И поскольку он входил уверенно и спокойно, они как-то сразу затихали. Он жил в Петербурге, к нам приезжал довольно редко, но я хорошо его помню. Он был очень весёлый, доброжелательный, спокойный. Когда приезжал к нам, собирал всех ребят: меня с сестрой, моих двоюродных братьев и сестру с маминой стороны, — и устраивал какие-то игры, объединял нас. Очень приятный был человек. Когда он приезжал, мы, помню, очень радовались: «Дядя Петя приехал! В своё время даже вёл музыкальные кружки. В больницах, в которых работал: в Нижнем Новгороде, в Тиворицах под Ленинградом, — устраивал концерты… А ещё он однажды организовал самиздат! Конечно, тогда ещё не было такого понятия. С его именем прочно связана история знаменитой больницы, которую в народе называют просто «Кащенко». Но Анна Всеволодовна ратует за справедливость и постоянно подчёркивает, что больница основана не её дядюшкой, а Николаем Александровичем Алексеевым 125 лет назад. На уроках биологии и истории В. Кащенко с учениками в мастерских «Дядя просто там работал. Через год после смерти Петра Петровича было торжественное заседание его памяти на нём выступал и Семашко , и тогда решили эту больницу — она тогда называлась Канатчикова дача — назвать именем Кащенко. Примерно с 1921 г. А потом спохватились: а почему имени Кащенко, когда она организована и построена на средства Алексеева? Очень хорошо! Как к ней вернулась отцовская фамилия К поистине всенародной популярности своей фамилии Анна Всеволодовна относится спокойно. Никто и не знал, что я в девичестве Кащенко. Была у меня одна родственница… третья жена старшего сына Петра Петровича. Она так спекулировала своей фамилией!

Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки!

  • Скончался инициатор строительства народного памятника Победы Петр Кащенко
  • Краткий курс истории. Великий психиатр
  • Скончался инициатор строительства народного памятника Победы Петр Кащенко
  • В Комздраве прокомментировали «завершение» ремонта в петербургской психбольнице
  • Кащенко, Пётр Петрович — Википедия

Please wait while your request is being verified...

Что, не веришь? Точно тебе говорю! Врача нашего, Петра Петровича Кащенко, во всей Нижегородской губернии знают! Больные его страсть как любят! Методы Петра Петровича Кащенко в те времена и правда можно было считать революцией в психиатрии.

Он первым отказался от так называемого «метода стеснения», когда душевнобольных привязывали к полу и стенам цепями, ввел в практику трудотерапию и институт патронажа. Все свои инновации Петр Кащенко с успехом применил, как только оказался на должности директора Нижегородской земской больницы. В лечебнице, которой руководил «необычный» доктор, часто бывали писатели Короленко и Горький — деятельные участники общества по борьбе с холерой и безграмотностью, организованного Кащенко. В 1904 году, будучи уже известным врачом, становится главным врачом больницы имени Алексеева в Москве позже это учреждение переименуют, и долгие годы оно будет носить имя Петра Кащенко.

В Москве Кащенко продолжил применять новые методы лечения, которые уже использовал для своих пациентов в Нижнем Новгороде. Первым делом решено было снять решетки с окон больницы. Персоналу клиники было вдвое увеличено жалование, появились и новые должности — так называемые «няньки» и «дядьки». Для пациентов была организована мастерская, желающие имели возможность играть в струнно-духовом оркестре и участвовать в любительских спектаклях.

Знаменитый врач часто говорил, что грань между гениальностью и безумием, между бредом и одаренностью очень тонкая. Революция Политические принципы Петра Петровича были такими же устойчивыми, как и медицинские. Кащенко не только поддержал революцию, не только помогал восставшим деньгами, но вместе с братом создал летучие медицинские бригады, оказывавшие помощь раненым революционерам во время декабрьского вооруженного восстания в Москве в декабре 1905 года. Бои на Пресне в 1905 году.

Все дети в семье Кащенко получили хорошее образование. Александра Павловна, после того как дети выросли, посвятила себя Богу, уйдя в монастырь. Средств на учебу не хватало, но матери удалось выхлопотать для сына специальную стипендию Московского университета.

Ссылка за отсутствие скорби Профессура сразу выделила студента Кащенко среди прочих. Учился он блестяще, и вскоре был переведен в Московский университет. Реформы императора Александра II превратили российские университеты в центры вольнодумства.

Почти везде возникали революционные кружки, в которых студенты обсуждали политические реформы. Создал такой кружок и отличник Петр Кащенко. У него самого хранились десятки наименований нелегальной литературы, и неудивительно, что вскоре его взяли под наблюдение жандармы.

В 1881 году Кащенко готовился закончить университет, как вдруг из Петербурга пришло известие об убийстве народовольцами Александра II. Лояльные режиму студенты организовали сбор средств на венок царю и намеревались выбрать депутатов, которые отвезут его в Петербург. Однако на этих выборах появился студент Кащенко, который выступил с речью, осуждающей подобную инициативу.

Как раз в этот момент в Москве жандармы проводили "чистку" неблагонадежных элементов, и не в меру говорливого отличника исключили из университета. Петра Кащенко, который к тому времени уже успел жениться и которому до диплома оставалось два месяца, отправили в ссылку в Ставрополь. За его деятельностью следили и там.

Единственной работой, которой ему разрешили заниматься, было преподавание пения в женской гимназии.

Врач-психиатр и организатор психиатрической помощи в России, один из тех, благодаря кому в страну пришла идеология «нестеснения» в лечении душевнобольных. Разработал структуру лечебных учреждений, куда должны были входить больница для острых больных, больница-колония для хронических больных и патронаж и амбулатории для нетяжелых и выздоравливающих. После революции организовал систему психиатрических диспансеров.

Секрет её долголетия Каждое утро Анна Всеволодовна делает гимнастику и обтирается холодной водой. Объясняет она это со своей всегдашней скромностью. В этой квартире я живу лет тридцать, но привычка обтираться холодной водой уже появилась… И потом я всегда занималась спортом.

Но не таким, чтобы соревноваться, зарабатывать призы — это я терпеть не могла. А для своего удовольствия. В санатории-школе была площадка перед домом, на которой заливали каток. И отец нас с одной моей приятельницей вывел на лёд. Нам было по пять лет. Вывел и оставил: как хотите — так и разбирайтесь. И мы, как щенки, ползали там, вставали, падали, но в конце концов научились кататься!

Во взрослом уже возрасте ходила в походы. Была на Алтае и Байкале. Походы эти организовывали через Дом учёных… А в долголетии моём, я думаю, секрета нет. Наверное, относительно благополучная жизнь. И гены, должно быть… Это вообще фокус. Почему я столько живу, я не знаю! Пошёл уже ведь второй виток!

Но всё-таки это очень страшно. Помирать-то не хочется!.. Умерли у меня все. Осталась я одна. Последний близкий человек — это муж, который умер в 1966 г. Меня спасала работа. Для него это было ударом, потому что это книга была итогом его работы.

Дайте её мне! Это сразу придало мне жизненные силы. Кащенко у себя дома под портретом отца. Современное фото В этот же год в моей жизни произошло второе чудо. Кащенко, который проживал до 1941 г. Я сразу же написала по указанному адресу. Это оказался мой двоюродный племянник, внук папиной сестры Александры.

Завязалась переписка. Я рассказала ему о его родственниках, ведь он уехал из Советского Союза в 1945 г. Когда наши войска освободили Харьков от фашистов, они свирепствовали не хуже немцев, всех подозревали в связях с гитлеровцами. В общем, ему удалось уехать на Запад с родителями и молодой женой. В Австрии в их эшелон попал снаряд, и осколком была убита его мать… Племянник мой прожил очень тяжёлую жизнь, но добился многого и в конце концов попал в Америку. Он приехал сюда с женой и дочерью вторая жена у него японка , они почти ничего по-русски не знают. А через какое-то время он пригласил меня в Америку на Рождество.

Я не стала спрашивать своего врача, можно ли мне лететь, и просто отправилась в Америку. Мне было тогда 85 лет. В сочельник я была в Сан-Франциско. Вся дорога была иллюминирована, там целые картины: Санта-Клаус, олени в упряжке — можно было сойти с ума! Потом будет Иерусалим, Австрия и чарующая Италия! Вот тогда я поверила, что в жизни действительно бывают чудеса! Два чуда в один год.

Трудно представить, что всё это произошло со мной на склоне лет». За окнами лил холодный октябрьский дождь, а мы с Анной Всеволодовной пили чаёк в уютной светлой кухне и говорили, говорили… Она рассказывала мне, как познакомилась с мужем на катке на Девичке там, возле белой церкви во имя Архангела Михаила, сейчас стадион Первого медицинского. А я поделилась с ней, как утром на занятии мои двадцатилетние студентки грустно признались, что не верят в любовь и что настоящие мужчины были раньше, а вот сейчас… «Не верят в любовь? Но это ведь ужасно! А ещё мы говорили о том, какая это горькая вещь — одиночество. И о том, что кто-то и в сто лет может быть окружён любящими, пусть и не родными по крови и не всегда абсолютно близкими по духу людьми, а кто-то в тридцать чувствует себя одиноким и заброшенным. И мне смешной и нелепой казалась мысль о возрасте этой удивительной женщины.

Я совершенно забыла об этом. Но когда Анна Всеволодовна задумчиво заметила: «Чего во мне совершенно нет, так это тщеславия, — и кокетливо добавила, лукаво взглянув на меня: — Может быть, с возрастом и появится», — я, кажется, поняла, в чём разгадка её долгой и достойной жизни. Она никогда никому не завидовала и жила по совести. Вот и весь секрет. Статья подготовлена при поддержке сайта www.

150-летие Петра Петровича Кащенко

Благодаря Петру Кащенко появились новые методы лечения в психиатрии. 1881 г. Главархив Москвы Расписка вдовы коллежского секретаря А.А. Горенкиной о разрешении своей дочери Вере Александровне Горенкиной вступить в брак с Петром Петровичем Кащенко. В Комитете по здравоохранению Петербурга прокомментировали фотографии, которые распространяют в телеграм-каналах, после проведения в петербургской психиатрической больнице имени Кащенко ремонтных работ по переустановке и доработке системы. Да тот же самый-в оригинале речи Кащенко, вроде как-"критик Корней Чуковский", коим стал Николай Корнейчуков. Исследователи Анна Ветлугина и Дмитрий Максименко рассказывают о Петре Петровиче Кащенко, руководителе нескольких психиатрических больниц — в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. Врача нашего, Петра Петровича Кащенко, во всей Нижегородской губернии знают!

Секрет её жизни

Жизнь Петра Петровича Кащенко необыкновенна: родился в Тамбове 28 декабря 1858 (9 января 1859 года), но вырос на Кубани в Ейске. Одновременно с ним активно включился в строительство новой жизни и его брат Пётр Петрович Кащенко, возглавивший психиатрическую секцию Народного комиссариата здравоохранения. В 1876 году Петр Кащенко поступил на медицинский факультет Киевского университета Святого Владимира. Пётр Петрович Кащенко разработал основы организации лечения психических больных в России и выдвинул ряд прогрессивных для своего времени идей: необходимость амбулаторной помощи, организация патронажа, система нестеснения, трудовая терапия и др. премию имени Константина Александровича Москаленко - получил заведующий кафедрой физики и биомедицинской техники ЛГТУ, кандидат технических наук, доцент Кащенко Андрей Петрович.

Три главные клиники в жизни доктора Кащенко

Главархив рассказал о юности легендарного психиатра Петра Кащенко 19.2.1920. Пётр Петрович Кащенко.
Революция в психиатрии Статья посвящена выдающемуся психиатру и организатору психиатрической службы в дореволюционной России и в первые годы Советской России Петру Петровичу Кащенко (1859—1920).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий