Так произошло Первое обретение главы. 9 марта, в Седмицу 2-ю Великого поста, первое (IV) и второе (452) обретение главы пророка Иоанна Предтечи, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Иоанно-Предтеченском храме города Красноярска. После чего, отец наместник поздравил с праздником обретения главы Иоанна Предтечи и обратился с пастырским словом к собравшимся богомольцам.
Первое и второе обретение главы св. Иоанна Предтечи
Второе обретение честной главы произошло в дни равноапостольного царя Константина Великого (+337, память 21 мая/3 июня), когда христианская вера стала процветать. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. История честной главы Иоанна Предтечи — на ее счету было три обретения — очень не простая и, более того, до сих пор до конца не выясненная.
Первое и второе обретения главы Иоанна Предтечи в 2024 году — история
- Первое и второе обретение главы св. Иоанна Предтечи
- The First and Second Finding of the Head of St. John the Baptist
- Празднование Первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи
- Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи | 07.03.2024 | Московский Данилов монастырь
- День обретения главы Иоанна Предтечи: что запрещено делать 9 марта
- Православные празднуют первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи
Первое и второе обретение главы святого Иоанна Предотечи
Постепенно сюжет иконы усложнялся, с XIV века в него стали включать и бытовые детали: накрытый стол рядом с постелью, сцена укачивания младенца. В XVI—XVII веках изображения Рождества Иоанна Крестителя стали частью его житийных циклов: в центре большой иконы его изображали ангелом пустыни — в полный рост с крыльями за спиной, вокруг располагали клейма со сценами жития. Эта иконописная композиция зародилась еще в Византии. Сегодня ее можно видеть на иконостасах всех православных храмов. По преданию, Иоанн Предтеча возложил десницу на голову Спасителя, когда крестил его в водах реки Иордан. История этой святыни идет от апостола Луки, который, как говорит церковное предание, забрал ее из Севастии и перенес в свою родную Антиохию в дар местной христианской общине.
После того как в X веке Антиохия пала, десницу переправили в Халкидон, а затем в Константинополь. Когда в 1453 году Константинополь захватили турки, реликвия отправилась на остров Родос. После нападения турок на Родос в 1522 году святыню перевезли на Мальту. Спустя почти три века, в 1799 году, Мальтийский орден передал десницу Иоанна Крестителя России. В своих записках о девятидневном путешествии на Мальту в 1698 году он пишет: "Мая 8 числа боярин в церкви Святого Иоанна Предтечи, в которой того дня был гранд магистр, и все кавалеры слушали Литургию и все причащались.
Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству.
Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого.
В знак благодарности за оказанное гостеприимство церковные переселенцы подарили святую десницу Сербской патриархии. В годы Второй мировой войны сербы усердно прятали святыню от нацистов, но не смогли уберечь от югославских коммунистов. Те изъяли десницу и отправили ее в музей города Подгорица. В 1993 году десница была возвращена Церкви и покоится теперь в Цетинском монастыре, посвященном празднику Рождества Богородицы. Десница Иоанна Крестителя, заключенная в золотой ковчег, не имеет двух пальцев — мизинца и безымянного. Мизинец сегодня находится в музее Стамбула. Безымянный — в итальянской Сиене.
Как в народе связано рождение Иоанна Предтечи и праздник Ивана Купалы Говоря о народной интерпретации праздника Рождества Иоанна Предтечи, историки считают, что корни тут следует искать в языческих обрядах поклонения ветхозаветному царю Манассии, сохранившихся в Византии: есть описания, как они проходили в Константинополе XII века. Тогдашний патриарх призывал с ними покончить, но обряды смогли перекочевать на Русь, где они всегда вызывали осуждение Церкви. К примеру, в послании игумена Спасо-Елеазаровского монастыря Памфила к псковскому наместнику и властям 1505 обличается "языческое буйство" жителей Пскова в ночь на Рождество Иоанна Предтечи: "радость и веселие сатанинское, неприязненные кличи и вопли, всескверненые песни, хребтом вихляние, ногами скакание и топтание, пьянство и глумливые игры" в ночь накануне Ивана Купалы. Ночь на Ивана Купалу была заполнена обрядами, связанными с водой, огнем и травами.
После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею. Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа Лк. В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам.
Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу.
8 марта- 1-е и 2-е обретение главы Иоанна Предтечи
Первое и второе обретения честной главы Крестителя и Предтечи Господня Иоанна. После усекновения честную главу святого Иоанна Предтечи из непотребного места забрала жена домоправителя Хузы, Иоанна. В монастыре прошла божественная литургия посвященная празднованию первому и второму обретению главы Пророка Иоанна Предтечи. 9 марта Русская Православная Церковь празднует Первое и Второе обретение главы святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи. Есть и третье обретение главы Иоанна Предтечи — оно отмечается 7 июня ежегодно.
Где находится подлинная глава Иоанна Предтечи?
Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь.
Согласно преданиям, еще какое-то время голова святого пророка продолжала обличать грешного царя и его любовницу. В бешенстве Иродиада стала колоть язык Иоанна булавкой, а потом отнесла голову к нечистому месту и лично ее закопала. Конечно, кара Божия настигла Ирода и Иродиаду. Когда до них дошла весть о проповедях Иисуса Христа, царь был в испуге, сказав, сказав: «это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им».
Однажды зимой Саломия переходила речку по льду, но провалилась и острая кромка вонзилась ей прямо в шею. На месте ее гибели осталась только голова, тело ее унесло сильным течением, его так и не нашли. Также, как голову Иоанна Предтечи, ее голову принесли и показали Ироду и Иродиаде. Кроме этого, тесть Ирода, аравийский император Арефа, стремясь отомстить Ироду за то, что он опозорил его дочь, пошел войной на своего бывшего зятя и сокрушил его войска. А великий император Гай Юлий Цезарь Калигула 37-41 гг. Там, во время начавшегося землетрясения, они погибли, упав в разверзшуюся землю. Через какое-то время, когда нечестивый Ирод был уничтожен, хозяином этой земли стал благочестивый Инокентий, вельможа при царском дворе. Он решил построить церковь и, когда копали землю, строители нашли сосуд с главой святого Иоанна Крестителя. В том, что это это святыня, Иннокентий не сомневался, от нее произошло не одно благодатное знамение. Произошло это в IV веке.
Вельможа с почтением относился к находке, но умирая, снова закопал святыню в то же место, где она была найдена. В те времена начинались гонения на христиан, и он побоялся, что святой сосуд будет уничтожен неверными. Построенный храм, после смерти Иннокентия, остался без надлежащего ухода и постепенно разрушился. Прошло почти триста лет, когда, при равноапостольном Константине, гонения на христиан стали ослабевать. В Святой Иерусалим начали приходить паломники для поклонения святым Честному Кресту и Гробу Господню, найденным и восстановленным при помощи святой царицы Елены. Двум инокам, проделавшим долгий путь с Востока на Святую Землю, во сне явился сам Иоанн Предтеча и объяснил, где они могут обрести его честную главу.
Как все это нам знакомо! Что происходит сегодня с нашими детьми? С одной стороны, невзирая на протесты родителей, идет развращение детей через средства массовой информации, через телевидение, через школу.
А с другой, так глубока развращенность многих родителей, что они не жалеют своих собственных детей и готовы подталкивать их к греху. Мать наслаждается предельным бесстыдством своей дочери, и отец в восторге. Он клянется дочери, что даст ей все, что она ни попросит, даже до полцарства. В поступке этого безвольного человека раскрывается еще один характерный и опасный, в особенности для нашего времени, грех. Ирод хочет во что бы то ни стало сдержать свое слово. Хотя он прекрасно понимает, что то, что он легкомысленно обещал своей дочери, не думая о том, что она попросит, на самом деле не идет ни в какое сравнение с ее желанием. Он больше боится гнева жены, чем попрания Божественного закона. Его больше страшат насмешки так называемых друзей, чем голос совести, который будет всю жизнь обличать его. Он принадлежит к числу людей, которые могут твердо стоять на своем, зная при этом, где правда и где ложь.
И эта твердость — признак не силы его, а слабости. Злые обещания не могут оправдывать злых поступков и преступлений. Никакие обстоятельства не могут обязать человека совершить грех. Таких обстоятельств быть в природе не может, потому что Бог обязал заблаговременно каждого человека противостоять греху. В результате Ирод оказывается лишенным собственной власти и полностью зависимым от того дурного и преступного сообщества, в котором он находится. Дурные сообщества не просто развращают добрые нравы — они беспощадно подчиняют себе людей, чтобы все были как все. Печальна участь общества, где грех уже не встречает сопротивления, и где торжествует сатана — тот, кто является человеконенавистником и человекоубийцей от начала. Там где он одержал победу — в самом главном, где речь идет о всей личности человека, не только о душе, но и о теле, — все остальное уже принадлежит ему само собой. И он покажет, что он действительно человекоубийца.
Разрубание икон в Центральном выставочном зале и новые мученики В молитве новым мученикам и исповедникам Российским Церковь от лица народа приносит покаяние за «убиение царя-мученика, пастырей с паствою и осквернение святынь наших». Это стоит в одном ряду. Убиению пастырей предшествует осквернение святынь, и вслед за убиением святых идет осквернение святынь. То, что было в годы недавних небывалых в истории гонений, продолжает раскрываться, несмотря на строительство новых храмов, сегодня. Разрубание икон в Центральном выставочном зале страны, выставка «Осторожно, религия! Грех должен быть назван грехом, говорит святой Феофан Затворник, иначе мы сами делаемся соучастниками этого греха и другим не даем придти к покаянию. Заповедь о любви к ближнему предполагает такое свидетельство правды.
И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою.
Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
Празднование Первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи
- Первое обретение главы Иоанна Предтечи
- Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи |
- Сообщить об опечатке
- Третье обретение честной главы Иоанна Предтечи.
Первое и второе обретение честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Правильно ли я поступаю? Что движет моим сердцем и моею душой? Церковь предлагает нам сегодня вспомнить Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечу, напоминая нам о его жизни и подвиге. Пусть это будет примером для нас. Будем же понуждать себя!
Не будем лениться, как бы ни было нам тяжело и грустно. Будем стремиться к Богу. Верю, что по милости Своей Господь не презрит наших прошений. Не отвернется от нас, а примет, поможет и спасет.
Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался.
Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну. После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте.
Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы о ней упоминает святой евангелист Лука — Лк. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя.
Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям.
Я даже не мог ни встать, ни двинуться. Мои спутники, дивясь такому случаю, стали молить за меня Господа. Окончив молитву, они сказали мне: "Не говорили ли мы тебе, что надо было рассказать епископу о тайне? Вечером, после совершения обычного молитвенного пения, ко мне пришли Геннадий и Кириак и сказали: - Мы дали себе слово: рассказать о твоей тайне архиерею во время утрени до восхода солнца. Я же отвечал им: - Хорошо решение ваше; пусть будет так, как вы сказали. В то самое время, как я согласился с ними, я почувствовал себя совершенно здоровым: болезнь моя прошла. На утро мы все вместе отправились в город и нашли епископа в то самое время, когда он выходил из церкви после утрени, и рассказали ему все об обретении честной главы Крестителя Христова Иоанна. Епископ сильно возрадовался при таком известии.
Однако он запретил нам пока рассказывать другим о сем и приказал нам возвратиться в нашу обитель. Утром же он и сам пришел туда с пресвитерами и диаконами. Совершив соборне божественную литургию, он приступил к тому месту, где находился сосуд с честною главою. Когда диакон возгласил: "преклоним колена, Господу помолимся", все пали ниц. Епископ Ураний в сие время возносил молитву; окончив ее, он взял сосуд с честною главою и вынес его из земли. Один из пресвитеров, бывших с епископом, по имени Малх не верил сему, говоря: "Откуда здесь могла появиться глава Предтечи? Вдруг за его неверие рука его иссохла и пристала к сосуду. Видя сие, все весьма ужаснулись. Епископ со всеми предстоящими стал прилежно возносить молитву Богу.
Тогда Малх едва с большим трудом мог отнять руку от сосуда, но сам остался больным. Ураний со всем церковным причтом взял священный сосуд с лежащим в нем сокровищем, перенес его в святую церковь и положил в алтаре в диаконнике [8]. Здесь сия святыня хранилась до тех пор, пока не был выстроен в Емесе в честь Предтечи Христова особый храм, благолепно украшенный [9]. Незадолго до перенесения святой главы в этот храм, Иоанн Креститель явился в видении не веровавшему пресвитеру Малху и повелел ему, при перенесении главы, рукой коснуться священного сосуда. Пресвитер, поступив так, получил исцеление". Этим оканчивается повествование блаженного Маркелла. Другой писатель, святой Симеон Метафраст [10], в житии преподобной Матроны [11] повествует еще следующее об обретении честной главы Предтечи. Не один раз видел он это: в течение многих дней огонь непрестанно исходил из земли. В воскресный день, именно в тот, когда Маркелл вместе с Геннадием и Кириаком прибыли к епископу, этот человек также приехал в город Емесу и рассказал епископу Уранию о чудесном огне.
Епископ вместе с духовными лицами направился к тому месту - это была та пещера, где некогда жил еретик Евстафий. Сотворив молитву, епископ повелел копать на том месте. Когда его приказание было исполнено, нашли на том месте сосуд. Не золото и не серебро было в нем, но в нем хранилось сокровище, гораздо более драгоценное, чем все земные сокровища, - глава святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Слух об этом распространился повсюду: не только жители Емесы, но и обитатели всех окрестных городов и сел стали собираться сюда. Пришла сюда из своего монастыря на поклонение честной главе и преподобная Матрона вместе со всеми сестрами. Честная глава Крестителя Христова источала благовонное миро, коим священники помазывали крестообразно главы собравшихся людей. Преподобная Матрона взяла в маленький ковчег некую часть того мира, желая отнести его в свой монастырь на благословение. Но множество народа теснилось вокруг нее: все хотели получить благословение от священников и быть помазанными миром.
Некоторые, заметив, что преподобная Матрона несет в ковчеге миро, просили ее, чтобы она помазала их миром, ибо сами они никак не могли дойти до священников, и она исполнила их прошение. Среди народа находился некий слепец, который от рождения не видал дневного света. И он обратился к преподобной Матроне, чтобы она ознаменовала его священным миром. Она помазала ему очи, и он тотчас прозрел. Так передает святой Симеон Метафраст об обретении главы Предтечи. Через некоторое время святая глава Иоанна Крестителя была перенесена из Емесы в Константинополь. Здесь на месте, называемом Евдом, по царскому повелению, был построен прекрасный храм, в котором и положили честную главу. Во время ереси иконоборцев, когда много святых икон сжигали, другие бросали в море и реки, попирали ногами и различно бесчестили, тогда некоторые благочестивые христиане, убегая из наполненного еретиками Константинополя, взяли тайно вместе с собою главу Крестителя и принесли ее в Команы [12], где преставился некогда святой Иоанн Златоустый. Здесь они снова скрыли ее в земных недрах, положив в серебряный сосуд.
Эта драгоценная святыня здесь в неизвестности хранилась до времен царя Михаила, сына Феофила, и матери его царицы Феодоры, которая вновь утвердила православие [13]. В царствование Михаила эта святыня была вновь обретена [14] по Божественному изволению и перенесена в Царьград патриархом Игнатием, в честь и славу Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого во веки. Севастия - главный город Самарии, подаренный Августом Ироду Великому, который совершенно восстановил его и украсил и, в благодарность Августу, назвал его Севаста или Севастия, что значит - город Августа.
Она была злым человеком и правда, которую она слышал из уст Иоанна о себе, безумно бесила ее. Царствующие Ирод с Иродиадой пытались уговорить пророка замолчать и перестать упоминать их имена, они угрожали, пытались подкупить Иоанна, но Предтеча был непреклонен. На святого это все не имело никакого действия. Ирод уважал и побаивался силу Иоанна Крестителя, но поддавшись на уговоры Иродиады, он все же приказал схватить Иоанна и поместить его под стражу.
Однажды, когда во дворце праздновали день рождения Ирода, царь попросил Саломею, дочь Иродиады станцевать перед многочисленными приглашенными гостями. Девушка исполнила эту просьбу настолько хорошо, что потрясенный царь, находясь под впечатлением танца, прилюдно пообещал ей исполнить любое ее желание. Саломея решила посовещаться со своей матерью, которая напомнила ей, что ее дочка живет в роскоши и не нуждается в деньгах или драгоценностях, а после ее смерти она и так будет править царством. А сейчас ей нужно избавиться от ненавистного Иоанна Пророка, после чего Саломея подошла к Ироду и, в награду за наслаждение танцем, попросила того дать голову Иоанна на блюде. Услышав о такой страшной просьбе, царь Ирод был сильно смущен, он ведь прекрасно осознавал, что за убийством пророка последует гнев Божий. Кроме этого он опасался народного возмущения, люди почитали пророка Иоанна за святого и любили его. Да и сам Ирод, согласно Евангелию неоднократно приходил в темницу к Иоанну, разговаривал с ним и даже прислушивался к его советам.
Но при этом царь боялся потерять свою любовницу Иродиаду, и не посмел отказаться от своего царского слова, которое было при высоких гостях. Он отдает палачам приказ отрубить голову Иоанну Крестителю. Приказ был выполнен, голова Иоанна Предтечи была вручена в руки Саломии, которая торжественно пронесла страшное блюдо по залу, показав его гостям. Согласно преданиям, еще какое-то время голова святого пророка продолжала обличать грешного царя и его любовницу. В бешенстве Иродиада стала колоть язык Иоанна булавкой, а потом отнесла голову к нечистому месту и лично ее закопала. Конечно, кара Божия настигла Ирода и Иродиаду. Когда до них дошла весть о проповедях Иисуса Христа, царь был в испуге, сказав, сказав: «это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им».
Однажды зимой Саломия переходила речку по льду, но провалилась и острая кромка вонзилась ей прямо в шею. На месте ее гибели осталась только голова, тело ее унесло сильным течением, его так и не нашли.
The First and Second Finding of the Head of St. John the Baptist
Феодору Студиту приписывается Речь на обретение главы Иоанна Предтечи, в которой описывается история её третьего обретения. Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи. Вот и сегодня мы вспоминаем Иоанна Крестителя в связи с 1-ым и 2-ым Обретением его честной главы. Второе обретение главы Иоанна Предтечи. После того, как честная глава Иоанна Предтечи была найден, император Валент приказал перенести её в Константинополь. 9 Второе обретение главы святого Иоанна Предтечи произошло в 452 году.
Обретение главы Иоанна Предтечи: история праздника 9 марта, что нельзя делать
Так произошло Первое обретение главы Крестителя Господня Иоанна. После усекновения честную главу святого Иоанна Предтечи из непотребного места забрала жена домоправителя Хузы, Иоанна. 9 марта Церковь отмечает первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи, а 7 июня — третье обретение. Первое и второе обретение Честной главы Иоанна Предотечи, с Ангелом-Хранителем и мучеником Уаром на полях.
Первое и второе обретение главы св. Иоанна Предтечи
С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. Это обретение стало праздноваться как Второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.
Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках.
Долгое время святыня передавалась на хранение из рук в руки, после чего ее перенесли в Константинополь. Во время иконоборческих гонений главу Иоанна Крестителя переместили в Емессу, а позже в Команы IX век , где ее долгое время прятали. В 842 г. По приказу императора Михаила III в 850 г. Традиции и обряды В день Обретенья принято в молитвах просить у святого Иоанна о здоровье детей, прекращении головных болей и о хорошем урожае. Люди помогают птицам в обретении гнезда: развешивают в садах, парках и дворах новые скворечники и подновляют старые. Женщины стараются в этот день не сушить белье на улице, чтобы не спугнуть птиц. Пчеловоды проверяют ульи. Если пчелы живые, значит, зимовка прошла успешно. Приметы Если у месяца яркие рожки, значит, на следующее утро будет мороз.
Сослужили ему протоиерей Вячеслав и диакон Александр. А в алтаре молился Игорь Александрович - благотворитель и друг о. В конце службы, в своем слове о. Георгий назвал этот праздник семейным и настоящим, а всех пришедших - своими друзьями.