Ком – медведь, но не совсем. В Комоедицу отмечается пробуждение медведя (хозяина леса) от зимней спячки и это есть символическое оживление природы, и существовал обычай отдавать первые блины комам (по–древнеславянски комы — медведи). Комы – это медведи, так их называли наши предки. Первый блин комам (Ком — медведь, отсюда же «команика» — медвежья ягода, она же ежевика (этимологический словарь Фасмера ежевику производит от слова ёж), снобориха), его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса.
Комы медведи
А вот комами славяне называли медведей, которым был посвящён праздник. У древних славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по–древнеславянски комы — медведи). комам, в смысле медведям. Говорят - славянская традиция. Медведя в древности звали «ком» и очень почитали на Руси как тотемного животного, отсюда и название праздника — Комоедица.
Русские поговорки и их значение
Берендей оборотень медведь Славянская мифология. Медведь арт. Славянский медведь. Берендеи оборотни Славянская мифология. Тотем Коми пермяки. Славянский идол медведь. Коми-пермяки тотемное животное. Тотем у древних славян медведь. Беорн воитель. Гигантский медведь людоед Гризли. Беорн Хоббит.
Медведь людоед фэнтези арт. Christy Grandjean. Тотемные животные славян медведь. Велес Ожиганова. Тотем в виде медведя. Тотемное изображение медведя. Культ медведя у славян. Поговорка «первый блин комам. Первый блин комом пословица. Медведь царь леса.
Росомаха Славянская мифология. День весеннего равноденствия Масленица-Комоедица. Бьорн медведь Скандинавская мифология. Викинги Скандинавия Берсерки. Вархаммер фэнтези боевые медведи. Волхв шепник. Друиды Славянская мифология. Скандинавские художники Славянский Бог Велес. Славянская тематика. Медведь в Славянском стиле.
Медведь Россия. Русский мишка. Ульфхеднар Скандинавская мифология. Скандинавия Викинги язычество воины. Ульфхеднар Викинг. Волколак Славянская мифология медведь. Волколак Велес и воин. Славянский Волкодлак. Оборотни в славянской мифологии. Тотемное животное.
Символы тотемных животных. Тотемные животные года. Тотем по году рождения. ЮС днем пробуждения медведя. Охота с рогатиной. Охота на медведя с рогатиной на Руси. Копьё-Рогатина рожон. Боги Руси Велес.
Комос др.
Это название ритуального шествия в Древней Греции в музыкальном сопровождении кифар и флейт. Вопрос о просхождении слова комоедица остается открытым. Изложенное Вами предположение Б. Рыбакова не находит убедительной аргументации.
Отсюда возникла пословица: "Первый блин комам". Именно так правильно писать, а не "Первый блин комом" ком в смысле шар , ибо на Руси в древности медведей называли комами, к тому же они просыпались к Масленнице и были очень голодными. Кто должен съесть первый блин на Масленицу? Масленичная неделя строго регламентирована по дням: каждый имеет свое название. В этот день первый блин всегда отдавали малоимущим. Почему первый блин не получается?
Здесь причины две: либо вы жарите их на слишком большом огне, либо в тесто добавлено много сахара. На нем блины получаются румяными и внутри не остаются сырыми», - рекомендует Анастасия. Интересные материалы:.
У многих народов, в том числе и у славян существовал обычай отдавать первые блины комам по—древнеславянски комы — медведи.
Первые блины, которые выпекала хозяйка, приносили к берлоге медведей, которые просыпались от зимней спячки и были голодны как волки. Дальше пословица претерпела изменение. Почему медведь ком? По одной версии, слово «комы» связано с культом почитания медведей. В России он не просто зверь, а символ силы и величия.
Древние языческие племена, проживающие на территории Сибири, называли медведя «Великий Кам» или Ком. Почему на Руси медведей называли Комами? Отсюда происходит известное нам выражение «Коматозное состояние» или «Впасть в Кому», то есть в спячку. В те стародавние времена наш любимый праздник Масленица, который имеет языческие корни, назывался Комоедицей. Кому было принято отдавать первый блин приготовленный в Масленицу?
🗊Презентация 24 марта – День пробуждения медведя. Славянский праздник Комоедица
Наносить удар в область сердца запрещается. По горлу тоже не бьют. Принимая удар, нельзя разворачивать корпус. Можно бить в живот если договорятся. Вперёд шагать тоже нельзя. Ещё одну забаву мы тоже хорошо знаем.
С каждой стороны по двое - "Конь" и "Всадник". Цель - свалить противников на землю - хотя бы верхнего. Очень много от "коня" зависит. Практиковались и бои "стенка на стенку", когда запасных бойцов каждая "стена" уговаривала встать на свою сторону, и они выпускались только когда неприятель пробивал стену. Надежда-боец летел с шапкою в зубах, бил груды на обе стороны, лежащего не трогал, и, пробив стену, возвращался с толпою льстецов прямо в кабак.
Реже всего допускался бой "сцеплялка- свалка",который обыкновенно возникал из-за того,что старики подзадоривали молодых рассказами и обещаниями побиться. Молодые переходили с вестями из двора во двор,дети выходили на затравку и были предвестниками "сцеплялки". В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями.
Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину- жить в горькой беде,а на старости лет лежать на смертном одре,сидеть калекой без ноги. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, скороговоркой причитывая: "Звал, позывал чистый семик Широкую Масленицу к себе в гости на двор. Душа-ль ты моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься,в блинах поваляться,сердцем потешиться". После этих зазываний дети начинали кричать:"Масленица приехала, Масленица приехала! Зажиточный люд начинал встречу Масленицы посещением родных.
С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери,а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и уста-навливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости,когда кататься по улицам. Богатые люди с понедельника начинали печь блины,а бедные- с четверга или пятницы. В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших,либо его клали на слуховое окошко для душ родителей. Кладя этот блин на окно,приговари-вали:"Честные наши родители,вот для вашей души блинок".
Опару для блинов стряпухи готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега,на дворе,когда выйдет месяц, приговаривая:"Месяц,ты месяц,золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару". Считалось,что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку,колодец или озеро, когда появятся звёзды.
Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая неосторожность стряпухи наводила на хозяйку тос-ку на всю Масленицу. Где нет свекра или свекрови, а молодые встречали первую Масленицу, тёщи приходили к своим зятьям учить дочек блины печь. Обычно, зятья и дочери приглашали заранее таких гостей поучить уму-разуму. Получить такое приглашение почиталось за великую честь.
Званная тёща была обязана прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, половник и кадку, в которой ставят блины. Тесть же присылал мешок муки и кадушку масла. Вторник - Заигрыш. С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, весёлые и разудальные игры, народные гуляния и забавы, представления. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости- покататься на горах,поесть блинов.
В больших деревянных балаганах помещениях для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались весёлые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу,на тройках и на простых розвальнях. Было в почёте и другое нехитрое развлечение- катание с обледенелых гор. В богатых домах к этому дню братья строи-ли во дворах домов горки для сестёр,а от дома к дому ходили "позыватки"- люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости.
Позы-ваток встречали с почётом, угощали блинами и напитками, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всем домочадцам. Отказ тогда объявлялся общим выражением: "у нас состроены у самих горы и гости прошены". Соседи толковали отказы по-своему :"здесь-де начинается разлад и дочку прочат за другого". Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились,по сути дела,к сватовству,чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу. Гостей принимали-встречали у ворот,у крыльца.
По-сле угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест,а сестрицы поглядывали украдкой на суженых. Среда - Лакомка. На Лакомку тёщи приним-али зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось тёще всех привечать и угощать, да так, чтобы не один в обиде не остался.
Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: "Хоть с себя всё заложи, но Масленицу проводи! Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни напитки из воды, мёда и пряностей , калёные орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.
Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или как говорили в народе: "сколько раз собака хвостом махнёт". Бывало, что в этот день в деревнях устраивались "девичьи съезды": молодые и пожилые женщины в праздничных платьях катались по деревням и сёлам отдельно от мужчин и распевали весёлые песни. А по вечерам пели песни про заботливую тёщу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как тёща для зятя блины пекла,как у тёщи головушка болит,как зятёк-то тёще спасибо сказал. В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды, ведущие своё начало из Древней Руси. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника со сбитнем или квасом и калачами, а вслед за этим "поездом" тянулся народ.
Кулачные бои проходили по своим строгим правилам. Нельзя было, например, бить лежачего, вдвоём нападать на одного, бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение грозило наказание. А ещё начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер. Пятница- Тещины вечерни.
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодёжи в нахождении себе пары. А уж сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодожёнам. Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Однако, самым главным событием, связанным с молодожёнами и справляемым по всей Руси,было посещение тёщи зятьями,для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир если, конечно, зять был ей по душе. В некоторых местах "тёщины блины" проходили в среду на Лакомки ,но обычно приу-рочивались к пятнице.
Если в среду зятья гостили у своих тёщ, то в пятницу зятья устраивали "тёщины вечерки"- приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же,что и на свадьбе,и получал за свои хлопоты подарок. Тёща обя-зана была прислать с вечера всё необходимое для печения блинов: сковородку,поло-вник и прочее,а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной враж-де между ним и тёщей. Суббота- Золовкины посиделки.
В субботу,на Золовкины посиде-лки золовка - сестра мужа молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были ещё не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сёстры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная нев-естка должна была одарить своих золовок подарками. Интересно,что само слово "зо-ловка",как считалось,происходит от слова "зло",так как сёстры мужа относились к невестке "пришедшей невесть откуда" недоверчиво и настороженно- вспомним,хотя бы русские народные сказки.
Последний день масленичной недели называется Прощённым днём, когда люди просят друг у друга прощения. Если в течение года Славяне чем-то оскорбили друг друга,то,встретившись в "прощённый день",они непременно приветст-вовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: "Прости меня,пожалуй". Второй же отвечал: "Бог тебя простит". Обида была забыта. С той же целью в прощёное воскресенье ходили на кладбища, оставляли на могилах блины, поклонялись праху родных.
В этот день сжигалось чучело как символ зимы, которая закончилась. А пепел развеивали над полями - "на богатый урожай". Основным эпизодом последнего дня были "проводы масленицы", нередко сопровождаемые возжиганием костров. К этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду,несли через всю деревню,иногда посадив чучело на колесо,воткн-утое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби,либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую "Масленицу":нарядно одетую девушку,женщину или старуху.
Затем под крики и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег "проводили Масленицу". Там же,где не делали чучела Масленицы, обряд "проводов" состоял, главным образом, в возжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старьё - лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне,а иногда и специально для этого украденные. По одной из версий название этого праздника является одним из имён богини Лели. Подстать своему игровому имени, Леля является одной из самых многоликих Богинь, представая перед людским родом - то в облике любвеобильной девочки аналоге Амура , то ликом бледным - нежной девушки,а на весеннее равноденствие- в пышном теле с румяными щеками Масленицы.
Сама же Масленица,как гласит Традиция- сорока бабушек внучка, тридцать братьев сестра, трёх матерей и одного отца дочка. По древнему преданию Масленица с обликом хрупким ухаживала за владениями своего Отца Мороза , до тех пор, пока её не заметили люди - попросившие помочь им согреться, скоротать суровые будни и развеять зимнюю печаль.
Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую как балясы беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню. Тесто для него очень долго мяли, месили, «терли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица — «не терт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы.
На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом обоняния. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память. Перо в языке охотников означает птица, пух — звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, «перевод» которого выглядит примерно так: «Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма! И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.
На самом деле «сокол» — старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая «голая» чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего! Сирота казанская Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно «казанская»? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы татарские князья , оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь. Непутевый человек В старину на Руси «путем» называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий — ведающий княжеской охотой, путь ловчий — псовой охотой, путь конюший — экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь — должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек. Шиворот-навыворот Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы. Водить за нос Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо.
И дело не в неудачной выпечке, как выясняется. Блин, который пекли в печи,в ком не сворачивался. С чего бы это вдруг. Это было угощение для медведя, с глубокой древности являющегося прообразом бога Велеса, такого же лохматого волосатого и загадочного, как этот житель берлоги. Поэтому выражение «первый блин комом» на самом деле изначально звучало: «Первый блин комам». И сам языческий праздник по времени был приурочен не только восходящему весеннему сол-нцу,а также к пробуждению медведя после зимней спячки. Смотрим этимологический словарь англ-ийского языка. Находим там слово coma кома :"состояние длительного бессознате-льного состояния",1640 гг. Термин «ко-ма» на среднеанглийском языке был false sleep "ложный сон",конец 14 в. Очень познавательно! Видимо,этот глубокий сон в зимней спячке и был присущ исключи-тельно жителю северных регионов Руси бурому медведю. Оттуда и повелось и обозна-чение,связанного с зимней спячкой сна, как Кома. Медведя иногда называли Бурый. Что,к слову,в германоязычной среде преобразовалось в Bear Бер. Берлога- логово Бера. Истоки такого странного сна у некоторых животных— в определенной биологии их организма,сложившейся за миллионы лет эволюции. К подобному результату чело-века может привести только медикаментозное влияние. Но медицине известно и такое явление,как летаргический сон. Что касается лингвистики,то западные лингвисты, как видим выше,отмахнулись от объяснений "неопределенным происхождением" слова кома. И действительно в языках славянской группы языков такого объяснения нет. Но ведь слово это когда-то появилось в нашем языке, а затем уже мы так уверенно перевели его в разряд "кома,глыбы". Но есть у этого слова и второе значение. Цити-рую тот же словарь:""туманная,похожая на волосы оболочка,окружающая голову коме-ты»,1765 г. Ранее на английском языке как ботанический термин для обозначения пучка волос 1660-е гг. Очевидно, что донесенные до латинян и греков древние смыслы бессознательного сна,спячки и всклокоченный шерсти на голове пробужда-ющегося медведя не сохранили память о носителе этих смыслов. Потому эти смыслы разделились и затуманились на чуждой почве Средиземноморья. На русской же почве сохранились в образе медведя, который и в спячку, как по команде, зимой впадает, и к тому же, и лохмат и волосат сверх меры. Осталось от этой памяти на Руси и странное имя Кома, этимологию которого ещё надо поискать. Для этого надо учесть, что Русская равнина,как минимум,5 тысяч лет назад была населена носителями языка древнеарийской общности. Там и произошло разделение этой общности на ариев и на предков русов. Может быть, там и зародилось наше искомое слово? К слову,древно-сть его вполне сопоставима с древностью верований в древнейшего дохристианского бога Руси Велеса. Тому в мифологии присущ был медвежий образ и заметная волоса-тость. Трудно представить, что архаичные волхвы не искали и не нашли растительные снадобья не только для своих мистических мистерий,но и для погружения в сон,под-обный медвежьему. Возможно,и назвали его Кома. Иначе,отчего бы это арии понесли отсюда же,видимо,этот,созданный волхвами, риши,брахманами,известный по Ригведе галлюциногенный ритуальный напиток Кома-Сома? Сома— это в ведийской культуре галлюциногенный ритуальный напиток,персонифицируемый как божество. К слову, у индусов было два понятия для Луны. Так физическая Луна на санскрите значит— Инду. Для духовной,невидимой Луны у ариев было свое имя— Сома,она божественный напи-ток. Сыном невидимой Луны, Сомы, был мудрый Будха. С лингвистической точки зрения такая замена, смягчение передней согласной k-s равнозначна второй палатализации в славянских,но возможно случилось ещё до образования славянских языков и связ-ано по времени с таким разделением языков по принципу кентум- сатем. Интересно в этом плане,что,например,в авестийском языке сома- haoma. В их языке прошло изве-стное изменение k-h. Что указывает на обособленность движения ариев на юг. Как полагают,оба слова имеют одно происхождение и восходят к общему периоду индоир-анской истории[1]. Напиток употреблялся индоиранцами во время религиозных обрядов для стимуляции видений. Выходит,исходя из названия дохристианского праздника Комоедицы,можно увидеть архаичные истоки не только названий священных напитков индусов и авестийцев,но и место их зарождения. Это там,где первые выпеченные бли-ны,относились к берлоге медведей,которые просыпались от зимней спячки и были очень голодными. До нас же дошла только частью пословицы,которая полностью звуч-ала:«Первый блин комам,блин второй— знакомым,третий блин— дальней родне,а четве-ртый— мне». Вся масленичная неделя— это дни благословений. Все благословения,кото-рые мы даем сегодня,вернутся к нам,и принесут нам пользу. И мигрантам тем,кто вряд ли пони-мает смысл древнего русского народного праздника, чиновники рады. Организатором народного праздника выступает Дом дружбы народов Челябинской области. Чиновники, в угоду мигрантам,подменяют смыслы,размывая традиции и культуру русского народа. Почему же чиновники так стараются угодить мигрантам? Как сказал мэр Магнитогор-ска Сергей Бердников: мигранты ведут себя лучше, чем русские, и к тому же рожают много детей. У мусульман в марте начался рамадан — это когда нельзя пить и есть в дневное время. Но почему то чиновники и дом дружбы народов Челябинска не объя-вили о том, что рамадан, например,объединяется с масленицей и мусульмане,напле-вав на свои традиции,будут праздновать и есть русские блины. Нет,к мусульманам чиновники не лезут и не стараются размывать мусульманские традиции. Чин-овники же пошли дальше,превратив это в фарс. Про сырную седмицу в богослужении говорится: «преддверие покаяния,предпразднство воздержания,светлое предчувствие поста, седмица предочистительная». Христианская Масленица каждый год сдвигается и выпадает на неделю перед постом,её дату высчитывают в зависимо-сти от других христианских праздников,а именно пасхи или воскресение ИисусаХрис-та. Он,почему то,воскресает каждый год в разное время. Масленица же у древних сла-вян всегда приходилась на день весеннего равноденствия,это время считалось нача-лом весны. День весеннего равноденствия в 2024 г. Христианскую масленицу,хотя лучше ее называть сырной седмицей,чиновники Челябинска уже прев-ратили в балаган,ну так и флаг им в руки. Она включает обряды,относящиеся и к началу нового цикла,и к стимуляции плодородия,и к культу предков. В дохристи-анскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у многих народов является началом нового года. В данном случае к обрядам начала нового цикла относится проводы одряхлевшей Зимы Мораны и встреча весны Юнной Живы. Сопровождается сожжением,старого и отслу-жившего свой срок,и чучела Мораны как уничтожение всего дряхлого и освобождение места для нового,молодого,лучшего. С борьбой двух Богинь,связана и обрядовая бор-ьба кулачные бои,взятие снежного городка ,направленная на помощь неокрепшей Ве-сне в преодолении зимней силы. С символикой весеннего возрождения,непосредственно связана и функция стимуляции плодородия земли,плодовитости людей и скота. Главной героиней праздника- Масленица,воплощённая в чучеле. Масленица сама по себе божес-твом не является,однако представляет собой архаичный этап развития Уходящего и приходящего умирающего и воскресающего божества. Со стимуляцией плодородия связа-на ещё одна сторона Масленицы— поминальная. Ушедшие Предки,по представлениям Славян,находятся в Навьем мире,но могут приходить и в Явь,а значит,могут влиять на на процветание и благополучие Родичей-потомков. Поэтому крайне важным было не гневить Предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: Тризна кулачные бои,скачки и т. С 18 по 24 Березеня марта на славянской земле проходитМас-леничная седмица неделя ,которая разделяет два главных сезона в славянском наро-дном календаре- зиму и весну. Это весёлые проводы,озарённые радостным ожиданием близкого тепла,весеннего обновления природы. В старину в эти дни начинались улич-ные гулянья, строились ледяные горки. На проводы Масленицы устраивались кулачные бои, сжигали чучело Масленицы. В древности же масленичные гуляния продолжались не одну, а две седмицы. Некоторые историки справедливо считают, что в древности Масленица была связана с днём весеннего солнцеворота солнцестояния ,но с приня-тием христианства она стала предварять Великий Пост и зависеть от его сроков. Этнографы считают,что Масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса,покровителя скотоводства и земледелия. В христи-анскую эпоху Велесов день 11 февраля ,приходившийся на 24 февраля по новому христианскому стилю,стал днём святого Власия. В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу-Власию:"У Власия и борода в мас-ле". Во время Масленичной седмицы тако же празднуют Комоедицу- Медвежий праздник. По поверьям,о сию пору Медведь Лесной Хозяин,воплощение самого Велеса просыпа-ется в своей берлоге после долгой зимней спячки. Родноверы-мужчины чествуют его особым медвежьим плясом и велесовой боротьбой борьбой. Комы,которые пекутся ста-ршими в семье женщинами на Комоедицу,суть обрядовые хлебы,сделанные из смеси му-ки овса,гороха и ячменя. Часть комов выносят в лес и кладут на пень-колоду,призы-вая на трапезу самого Лесного Хозяина,которого просят не драть и не озорничать на пасеках в течение всего года. Блины, непременные атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ Солнца, которое всё ярче разгоралось,удлиняя дни. Возможно,блины были и частью поминаль-ного обряда, так как Масленице предшествовал "родительский день", когда славяне отдавали дань почтения душам усопших предков. Среди других обычаев и развлечений особо выделялось ряжение на Руси ряженые сопровождали чучело Масленицы ,вождение "козы" или "козла" Восточная Украина , кулачные бои и игры в мяч порой весьма жестокие , петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодёжные вечерки и так далее. Возле ледяных гор развёртывалась бойка торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику веселили скоморохи и любимый народный герой- Петрушка. Вскоре на смену этим представлениям пришли балаганы,в которых выступали акробаты и жонглёры,показывали дрессирован-ных животных, ставили лубочные комедии, спектакли-феерии, а также популярные в XIX веке "живые картины". Балаганы - лицо гулянья. По количеству, убранству балаганов, по именам их владельцев судили о значимости и размахе гуляний. На сценах лёгких временных театров выступали профессиональные актёры, любители из числа мелких чиновников, мастеровых, ремесленников,а так же цирковые артисты. Самым любимым и красивым масленичным обрядом у славян было катание на санях.
Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы
Первый блин – комам? | Газета Вестник | «первый блин комам», т.е. медведям). |
Комы медведи ударение | С весенним пробуждением медведя славянские народы связывали наступление весны. |
Почему на Руси медведей называли комами? | И забылась бы она, как и многие другие, если бы не пословица: «первый блин комАм», то есть медведям (по–древнеславянски комы — медведи, прим. ред.). Выпекая на Масленицу блины, бабушки приговаривали: «Первый блин комам, второй — знакомым, третий — родне, а. |
Праздник пробуждения медведя | Комы медведи по древнеславянски. Велес Славянская мифология. Велес древнеславянский Бог. |
Комы это медведи - 89 фото | Дежурные: – У многих народов, в том числе и у славян, существовал обычай отдавать первые блины комам (по-древнеславянски комы – медведи). |
Слайды и текст этой презентации
- Как на Руси называли медведя?
- Первый блин комом: 20 марта на Комоедицу раскрываем загадку старой пословицы
- Почему блин комом?
- Ящик пандоры – Бер, МедВедь или КОМ? Александра Попова
- Масленица или Комоедица - древний славянский праздник!?!?
- 🗊Презентация 24 марта – День пробуждения медведя. Славянский праздник Комоедица
Комоедица — встреча весны. Славянские традиции
Комы медведи по древнеславянски. Велес Славянский Бог. Медведь в славянской мифологии. Что ж, давайте разберём кто такие Комы и почему нигде, ни в сказках, ни в языке, ни в каких других фольклорных и исследовательских источниках нет связи Кома и медведя. это ДУХ ДЕРЕВА живущий внизу в утолщении ствола поэтому и низ ствола называется КОМель. Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые («шуты гороховые») стали изображать медведя — «скотьего бога» в славянских представлениях[5]. Существует версия, что когда-то на Руси медведя звали «ком» или «кома». Что ж, давайте разберём кто такие Комы и почему нигде, ни в сказках, ни в языке, ни в каких других фольклорных и исследовательских источниках нет связи Кома и медведя.
День пробуждения медведя.
То есть, медведям (по–древнеславянски комы — медведи). Якобы был у русских такой обычай – при наступлении весны и прихода Дня весеннего равноденствия носить свежеиспечённые блины в лес и развешивать их по сучьям деревьев. Дежурные: – У многих народов, в том числе и у славян, существовал обычай отдавать первые блины комам (по-древнеславянски комы – медведи). Отсюда «команика», ягоды кома – малина, которую называли медвежьей ягодой за пристрастие медведей лакомиться малиной. Я читала, что комы как-то связаны с языческим богом Велесом, который мог принимать облик медведя. Но, по-древнеславянски, «КОМЫ» — это и есть медведь.
Первый блин – комам: что такое Комоедица и чем она отличается от Масленицы
- Как связаны Комоедица и Масленица?
- Кома медведь у славян - фотоподборка
- Комоедица: в чем суть праздника и зачем угощать медведей блинами
- От чего произошло слово комы в поговорке первый блин комам. - Умные вопросы
- Праздник пробуждения медведя - - все о праздниках и празднованиях
- Связанные вопросы
Бер, МедВедь или КОМ? Александра Попова
Люди верили, что красивые и вкусные блины помогут задобрить солнце, которое отогреет землю и подарит богатый урожай. Считалось, что чем больше блинов хозяйка испечет, чем ярче и разнообразнее накрыт стол на Масленицу, тем богаче будет весь год. Кто такие комы для кого пекли блины? В день весеннего равноденствия славяне отмечали языческий праздник Комоедица, посвященный прославлению медведя. На Комоедицу пекли пироги, варили овсяный кисель и угощали друг друга блинами. Первый блин относили в лес комам — медведям.
Кому отдавать первый блин на Масленицу? Это был обычай отдавать первые блины комам по—древнеславянски комы — медведи. Ведь древние славяне почитали праздник Комоедица, посвященный пробуждению медведей, которых они считали прародителями людей. Что делать с первым блином на Масленицу?
Кульминационным моментом Масленицы был обряд пробуждения кома от зимней спячки. Для этого мужчину наряжали в медведя, облачая в шкуру или обвязывая соломой и помещали в «берлогу», построенную из веток. Изображавший зверя притворялся спящим, а празднующие водили вокруг хороводы и пели песни. Пробуждение кома-«хозяина» начиналось после того, как присутствующие начинали бросать в него снежки. Но для начала основного представления на ряженого должна была залезть девушка и попрыгать на нем. Задачей проснувшегося медведя было догнать «обидчицу», бегавшую внутри большого хоровода и шутя «задушить».
Кулачные бои были важной частью празднования Масленицы даже в начале XX века После пробуждения импровизированного медведя начинались массовые игрища. Если снега было достаточно, парни устраивали штурм снежной крепости, которую обороняли девушки. Первому, кто прорывал оборону, предоставлялся приз — он мог перецеловать всех защитниц цитадели. Также в обязательную программу входили лазанье за призами на столбы, кулачные бои, катание на больших качелях. Важной частью праздника было примирение людей. В Масленицу было принято просить прощение за обиды и прощать друг друга, чтобы не тащить в новый год склоки и печали из прошлого. Примирившиеся низко кланялись друг другу, извиняясь за проступки и затем многократно целовались. Христианство, появившееся на Руси в 988 году, сразу же начало агрессивное наступление на язычество. Разумеется, в первую очередь пострадали Перуновы и Велесовы капища и посвященные богам праздники. С культом Солнца, частью которого были масленичные гулянья, начали бороться и, очень скоро, праздник весеннего равноденствия оказался вне закона.
Насаждению новой веры активно сопротивлялись, но с каждым годом все больше уступали грубой силе крестителей и начинали искать способы обойти запреты.
Девушки становились на высокое огороженное место городок. Вооружившись длинными палками, отбивали нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытались ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получал право перецеловать всех девушек-защитниц. После взятия городка начинался пир горой, а затем остальные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк. Проведите с ребенком одну или несколько забав: постройте городок из подушек и устройте его взятие или залезьте на столб-канат за подарком… Слайд 12 Описание слайда: После прихода на Русь христианства праздник Комоедица, как и все остальные, подвергся изменениям. Во-первых, название изменилось на "Масленица".
И до сих пор все знают именно этот праздник, забыв о древней Комоедице. Но это далеко не самое главное изменение. Основное заключается в том, что праздник потерял свою привязку к основе - Дню Весеннего равноденствия. Масленицу привязали к Христианскому Великому посту, который является подготовкой христиан к Пасхе. И получилось, что "Встречу Весны" начали праздновать в самый холодный месяц в году — феврале. Но с каждым годом все больше народу возвращаются к празднованию Комоедицы тогда, когда это должно быть по закону природы: после Дня Весеннего Равноденствия! Комоедицу, например, широко празднуют а Сибири. Слайд 13 Описание слайда: Итак, 24 марта — день пробуждения медведя.
Как правило, первыми покидают берлоги крупные самцы зрелого и среднего возраста. Затем начинается массовый выход. Последними покидают берлоги самки с малышами.
Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь — должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением.
Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем — самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую как балясы беседу.
Бер, МедВедь или КОМ? Александра Попова
Дежурные: – У многих народов, в том числе и у славян, существовал обычай отдавать первые блины комам (по-древнеславянски комы – медведи). Что ж, давайте разберём кто такие Комы и почему нигде, ни в сказках, ни в языке, ни в каких других фольклорных и исследовательских источниках нет связи Кома и медведя. Обратимся к аргументу о том, что пробуждающийся из спячки медведь (ком) дал уже забытое название Масленицы — Комоедица. В древнеславянском языке слово "ком" означало медведь, покровитель рода, которому и посвящали первый блин с целью задабривания. Комы медведи. Ком медведь. Блин комам медведям.
Первый блин – в коме?
Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки. Козел отпущения Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем — самым как бы перекладывая на него грехи всего народа.
После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет. Точить лясы Лясы балясы — это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер.
Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую как балясы беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню. Тертый калач В старину действительно был такой сорт хлеба — «тертый калач».
Тесто для него очень долго мяли, месили, «терли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица — «не терт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды.
В этот день на столы выставлялись не только блины в устрашающих количествах, но и блюда, до которых мишка считался большим охотником — гороховые каши и овсяные кисели.
Кое-где упоминалась даже каша из лопуховых корней, о вкусовых свойствах которой я могу только строить предположения… Жители таежные считали, что после трапезы нужно обязательно поспать или хотя бы с полчаса неподвижно полежать, имитируя зимнего мишку. После этого надо было от души потянуться, встряхнуться и поздороваться с весенним солнышком со всей доступной сердечностью. На Масленицу существовала даже игра в пробуждение медведя, во время которой уже изрядно веселые люди ходили хороводом вокруг условной «берлоги» , орали песни, кидались снежками и всяким праздничным мусором, пытаясь вывести из себя товарища, наряженного медведем. А там уж как придётся — если «медведю» это быстро надоедало, то под визг-писк он, к удовольствию компании, восставал из берлоги с ответным ревом и мчал кого-нибудь «заломать» … В усложненном варианте игры «медведь» должен был «спать» до тех пор, пока какая-нибудь отважная девушка не оторвет от его шкуры порядочный клок.
А сам блин - плоть? Вот эта плоть посвящается Беру хозяину леса! Но не с тем чтобы он его сам съел медведь да ещё и голодный у деревни гость очень даже нежелательный , а с тем, чтобы он как ХОЗЯИН распределил его по своим наиболее нуждающимся подопечным. Кому в семье несли всё добытое? Конечно главному в семье - хозяину, а он уже распределял кому оно нужнее. Вот и тут такая же аналогия. Отдали Хозяину Леса, а тот голодную птичку к блину послал, или мышку, или ещё кого с голода страдающего.
Таким образом одно действо вмещает в себя три основных момента 1.
Затем накрывались праздничные столы, обязательно с блинами, пятую часть от всех кушаний также оставляли умершим. А по вечерам разводили костры и прыгали через них, веря, что это позволит очиститься от всего плохого. Незамужних девушек и парней ловили верёвками, освободиться от которых можно было, только если заплатить выкуп или быстро выбрать себе пару. Белорусский праздник Комоедицы отмечался не так масштабно. Согласно записям Симеона Нечаева, в этот день, 6 апреля, следует подавать особые блюда, которые соответствуют тому, как питаются медведи. Это сушёный репник на первое, поскольку медведь питается растительной пищей, на второе овсяный кисель — ведь медведь любит овёс, а на третье — некие гороховые комы. Отсюда, согласно этой версии, и получил название праздник Комоедицы. Затем, после трапезы, нужно было лечь на лавку, но не спать, а медленно перекатываться с боку на бок, подражая тому, как в своей берлоге поворачивается медведь.
По поверью, именно на следующий день, на Благовещение, медведи начинали просыпаться от зимней спячки. Суть Комоедицы Какая бы версия происхождения праздника ни казалась наиболее достоверной, их все объединяют две общие черты — это встреча весны и почитание медведя. Медведь в славянской традиции в целом был символом леса, его могущественным хозяином и пользовался большим уважением, а его пробуждение предсказывало и призывало скорую весну. Именно поэтому к медведям относились с большим почтением и старались их ублажить, что и показывает Комоедица. Приметы на Комоедицу Приметы на Комоедицу в основном связаны с днём весеннего равноденствия — о том, были ли таковые на белорусскую Комоедицу 6 апреля, сведений нет. В это время, 20 или 21 марта, внимательно следили за погодой — она, по примете, предскажет, какими будут грядущая весна и скорое лето. Если же, напротив, день выдаётся пасмурный, значит, лето будет прохладным.
Что значит первый блин комом?
Это был обычай отдавать первые блины комам (по–древнеславянски комы — медведи). "первый блин КОМАМ"(по-древнеславянски комы-медведи).У древних славян был праздник Комоедица,посвященный пробуждению медведей,которых они считали прародителями блины приносили к берлогам мишек,которые просыпались от зимней спячки и. А вот комами славяне называли медведей, которым был посвящён праздник. Комы медведи по древнеславянски. Первый блин комам (Ком — медведь, отсюда же «команика» — медвежья ягода, она же ежевика, снобориха), его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса.