Новости лествица великого поста

Неделя 4 Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника.

Неделя четвертая. Иоанн Лествичник

Какие названия имеют недели Великого поста, чем РИА Новости, 27.03.2024. Лествица Великого поста: Постное время светло начнем! Шествуя по пути Великого поста, христиане неслучайно совершают память этого великого подвижника Церкви, ибо он открывает для каждого новый «Декалог» — Лествицу райскую и скрижали духовные, и потому единодушно взывают.

О лествице духовной. Слово в Неделю 4-ю Великого Поста

В первые семь дней поста и в Страстную Седмицу отменялись занятия в учебных заведениях, временно не работали все государственные учреждения. Таким образом у верующих освобождалось время для усиленной молитвы и посещения богослужений. Верующие и в наши дни стараются взять хотя бы на дни Страстной седмицы отпуск, чтобы вместе с Господом восходить на духовную вершину года и всей своей жизни. Первая седмица Великого поста 14—20 марта. Богослужения в течение первой седмицы отличаются длительностью, они сразу вводят нас в особое состояние бодрствования духа, настраивают на молитву, отрешают от суетных помышлений и дел. В пище постимся по мере возможности строго. В первые четыре дня в храмах по вечерам читается Покаянный канон святого Андрея Критского. Преподобный оплакивает себя как худшего из людей, за что святые отцы, знавшие тайну умаления, называют его проповедующий сокрушение канон Великим. В пятый день поста в память чуда Феодора Тирона, не допустившего христианам оскверниться нечистой пищей, освящается коливо — особое кушанье из пшеничных зерен, орехов и сухофруктов, которым святой насытил когда-то всех христиан Константинополя. Первая Неделя Великого поста. Торжество Православия.

В этот день Святая соборная и апостольская Церковь празднует победу над иконоборческой и другими ересями, насеваемыми дьяволом для отвращения душ от спасения. Вторая седмица 26 марта, 2 и 9 апреля — субботы поминовения усопших. В эти дни Святая Церковь возносит молитвы обо всех христианах, отошедших в Вечность. Верующие заказывают требы в храме по усопшим близким, творят в их память добрые дела. Вторая Неделя Великого поста — память святителя Григория Паламы, чье учение о Божественном Свете, преображающем души истинно кающихся, вспоминается как еще одно обетование стяжать подвизающимся о Господе Царствие Божие еще здесь, на земле. Третья седмица 3 апреля. Третья Неделя Великого поста — Крестопоклонная. В субботу на Всенощном бдении для поклонения верующим выносится Святой Крест, который остается в храме до следующей пятницы. Святая Церковь предлагает нам в середине Великого поста поклониться Кресту, чтобы пример Господа Иисуса Христа, претерпевшего ради искупления нас от грехов Крестные муки, воодушевил и нас быть учениками Христовыми: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» Мк. Четвертая седмица Как и предыдущая, эта седмица называется Крестопоклонной.

Четвертая Неделя Великого поста — память преподобного Иоанна Лествичника. В этот день Церковь вспоминает великого подвижника, жившего в VI в. Он является автором «Лествицы» — творения, исполнение которого последовательно возводит человека к Божественному Престолу. Вкусная символика В некоторые дни Великого поста в православных семьях и монастырских приютах выпекали печенье определенной формы: на Иоанна Лествичника из теста пекли лесенки, на праздник Благовещения готовилось печенье в форме жаворонков или голубей. В середине поста, на Крестопоклонной неделе, из пресного теста делались небольшие крестики, которые украшались орехами и изюмом. Традиционно часть всего приготовленного раздавалась бедным.

И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это. И успокоил их и говорил по сердцу их. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте.

Феофан Затворник Преподобный Иоанн Лествичник, игумен святой Синайской горы, родился около 570 года в Константинополе, в семье знатного вельможи. В шестнадцатилетнем возрасте он приехал в Египет, в монастырь на Синайской горе, и, никому не открывая своего происхождения, вверил себя искуснейшему учителю, старцу Мартирию. Однажды авва Мартирий, взяв с собою святого Иоанна, пошел к великому Иоанну Савваиту. Увидев их, старец встал, налил воды, умыл ноги авве Иоанну и облобызал его руку. Авве же Мартирию ног не умывал. Потом, когда его ученик Стефан спросил, почему он так поступил, авва Иоанн Савваит отвечал: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену». Через четыре года послушания святой Иоанн принял монашеский постриг. После смерти старца Мартирия, в послушании у которого Иоанн прожил около девятнадцати лет, святой решил удалиться от мира. Сорок лет провел он отшельником в пустыне Фола. Здесь он предался безмолвию, непрестанным молитвам, строгим постам, бдению спал он лишь столько, чтобы через чрезмерное бодрствование не лишиться здравости ума , литературному творчеству и прочим трудам. Возделывал он и свой маленький огород.

Каждая из сохраненных и возрожденных из небытия святынь — это тоже Торжество Православия. Как идет восстановление храма в Ярославской области? Что такое сны и стоит ли им доверять? Обо всем этом мы поговорим в начале нового дня — в эфире программа «Утро на Спасе».

Святой Иоанн Лествичник и лестница приоритетов, — о чем напоминает 4-е воскресенье Великого поста

Иногда спрашивают: а что такое нищета духовная? Как-то она не очень укладывается в нашем сознании. Духовная нищета — это особое расположение или мироощущение человека. Если мы спросим нищего на улице, почему он нищий, то он скажет: «У меня нет ничего». Господь призывает нас в духовном плане расположиться таким образом, чтобы на вопрос: «Что у тебя есть в духовной жизни истинно спасительного? Мы абсолютно ничего не можем сделать сами без помощи свыше, без дара благодати, не можем сделать ничего, что было бы достойно Бога и спасения. Каждый шаг, каждый вздох, каждый взгляд, каждый помысел, каждое дело, которое делает человек без Бога, сам по себе, отравлены грехом, заражены вечной смертью.

Но когда человек начинает исповедовать это перед Богом, просит, чтобы Господь пришел, помог и спас его, вот тогда он начинает восхождение по ступеням этой дивной Лествицы. Тогда открывается плач о своих грехах, тогда приходит кротость и алчба правды и истины, милость начинает зреться в сердце и в уме человека и так далее. Фундамент спасения — нищета духовная, осознание того, что без помощи свыше мы не можем сделать ничего, достойного Бога и спасения. Все, что делает человек без Бога, сам по себе, отравлено грехом и вечной смертью. Вспомним первое Евангелие, которое сегодня читалось, об исцелении бесноватого отрока см. Мы, наверное, похожи на этих евангельских персонажей: или на несчастного отца, который просит Господа о помощи, или на больного отрока, которого то в огонь, то в воду бросает бес.

И Господь говорит отцу: «Не бойся, только веруй». А отец отвечает: Верую Господи, помоги моему неверию Мк. Часто в нашей жизни бывает именно так: мы веруем, но не верим. А какое отличие веры от верования? Вспомним слова апостола Иакова из его соборного послания: Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут Иак. Что толку в том, что они веруют и трепещут?

Это самое страшное свойство, которым запечатлели себя лукавые падшие духи перед Богом: они понимают, что им для спасения нужно просто взять и покаяться, но в силу того, что бесы устоялись в постоянном творении зла, они не хотят и уже не могут этого сделать. А вера, к которой призывает Господь и о которой вспоминает отец, это есть не что иное, как доверие к словам Божественным. Господь, как любящий отец или любящая мать, никогда не скажет своему ребенку, сыну или дочери, сделать что-то противное благу, чтобы ребенку было плохо, чтобы он от этого пострадал или даже умер. Никогда, ни под каким предлогом так не поступит любящая мать. У пророка Исаии мы читаем о Божественной любви, которая выражается в таких словах Господа: «Даже если мать забудет тебя, Я никогда тебя не забуду» см.

Где одежды чистые или крепкие? У всех они были разорванные, смердящие и покрытие насекомыми. Что в сравнении с ними злострадания беснующихся, или плачущих над мертвецами, или пребывающих в заточении, или осужденных за убийства?

Поистине невольное мучение и томление оных ничто, в сравнении с произвольным страданием сих…» Так Лествичник описывает покаяние, ставит его в пример. Может быть, это метафора? Нет: «молю вас, братия, не подумайте, что повествуемое мною — басни». Что же с этим делать? Как читать «Лествицу»? Пусть на эти три сомнения ответит сам Лествичник. На первое и второе: «Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: «Как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому? Если так будете поступать, то не далеко будете от Царствия Небесного».

На второе и третье: «Нерадивый же пусть и не касается того, что здесь описано, чтобы ему, отчаявшись, не расточить и того, что делает; и тогда сбудется на нем евангельское слово: от неимущаго же усердия, и еже мнится имея возмется от него Матф.

Приведу один пример-цитату: «Прежде всего наше имение и богатство — это врожденный наш ум. До тех пор пока мы держимся спасительного пути, мы имеем его сосредоточенным в отношении самого себя и в отношении Первого и Высочайшего Ума — Бога; когда же откроем двери страстям, тогда немедленно он расточается, блуждая вокруг плотских и земных вещей, вокруг многовидных услаждений и связанных с ними страстных помыслов. Его богатство — это здравый смысл, который до тех пор пребывает в нем и проводит различие между добром и злом, доколе он сам пребывает в заповедях и единении с Богом, повинуясь Высочайшему Отцу». Проведя первую неделю поста в борьбе с чревоугодием, пришло время собраться с мыслями и направить на путь спасения и наш ум. Это богатство, данное нам Богом, которое мы к сожалению, часто расточаем бездумно. Поэтому, думаю, стоит отложить разбор постных рецептов и подумать хоть немного, для начала, о спасении через Любовь Христову. Это духовное творение человека, с ранней юности посвятившего свою жизнь Богу, безусловно, является практическим руководством к спасению души. Мне часто задают вопрос: «Как настроиться на пост, на покаяние, на молитву? Для начала нужна любовь!

Именно любовь к Богу может создать нужное настроение. Вот какой пример приводит в своей книге прп. Иоанн Лествичник: «Истинно любящий всегда воображает лицо любимого, и с услаждением объемлет образ его в душе своей. Вожделение это не дает ему покоя даже и во сне, но и тогда сердце его беседует с возлюбленным. Так бывает обыкновенно в телесной любви, так и в духовной. Некто, уязвлен будучи такою любовию, сказал о самом себе то чему я удивляюсь : «аз сплю, по нужде естества, а сердце мое бдит» Песн. Разве здесь уместен разговор о настроении?

Поэтому, думаю, стоит отложить разбор постных рецептов и подумать хоть немного, для начала, о спасении через Любовь Христову. Это духовное творение человека, с ранней юности посвятившего свою жизнь Богу, безусловно, является практическим руководством к спасению души. Мне часто задают вопрос: «Как настроиться на пост, на покаяние, на молитву? Для начала нужна любовь! Именно любовь к Богу может создать нужное настроение. Вот какой пример приводит в своей книге прп. Иоанн Лествичник: «Истинно любящий всегда воображает лицо любимого, и с услаждением объемлет образ его в душе своей. Вожделение это не дает ему покоя даже и во сне, но и тогда сердце его беседует с возлюбленным. Так бывает обыкновенно в телесной любви, так и в духовной. Некто, уязвлен будучи такою любовию, сказал о самом себе то чему я удивляюсь : «аз сплю, по нужде естества, а сердце мое бдит» Песн. Разве здесь уместен разговор о настроении? Этот пример каждому знакомый из жизни. Поэтому, если человек искренне любит Бога, то он не уснет, не поговорив с Ним; не начнет ни какого дела, не посоветовавшись и не обсудив с Ним; не поест, не предложив разделить трапезу с Любимым! И для всего этого не нужно долго настраиваться - нужно любить! А вот другой пример из Лестницы: «По мере оскудения любви бывает в нас страх; ибо в ком нет страха, тот или исполнен любви, или умер душою». Эта фраза очень точно раскрывает причину любых человеческих проблем.

“ЛЕСТВИЦА”: КАК ЧИТАТЬ ОДНУ ИЗ ГЛАВНЫХ КНИГ ВЕЛИКОГО ПОСТА?

Лествица Великого поста (4 видео) Четвертое воскресенье Великого поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя «Лествицы».
О лествице духовной. Слово в Неделю 4-ю Великого Поста Почему же Великим постом нам так настойчиво рекомендуют «Лествицу»?
Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника / Монастырский вестник Великий пост в 2024 году Великий пост в 2024 году Великий пост в 2024 году 18 марта – 4 мая Подготовительный период к Великому посту Включает 3 седмицы и 4 Недели.

ЛЕСТВИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА.

Просветительская деятельность В четвертое воскресенье Великого поста Церковь Христова празднует память преподобного Иоанна Лествичника, автора известной во всем христианском мире книги «Лествица».
Лествица Иоанна Синайского. Духовное руководство на все времена Последующие шесть дней пятой седмицы Великого поста насыщены богослужебными событиями.
"ЛЕСТВИЦА": КАК ЧИТАТЬ ОДНУ ИЗ ГЛАВНЫХ КНИГ ВЕЛИКОГО ПОСТА? Великий византийский философ и богослов, автор знаменитой "Лествицы".
Неделя 4-я Великого поста, преп. Иоанна Лествичника Специально было отведено время, когда прочитывалась в течение всего поста вся Лествица.

Великий Пост. Неделя Иоанна Лествичника

Обычай совершать в четвертую неделю Великого поста память прп. Иоанна, списателя «Лествицы», пришел в нашу Церковь вместе с Иеросалимским уставом в XIV веке. Четвертая неделя великого поста посвящается памяти преподобного Иоанна Лествичника, составителя книги «Лествица». Четвертая неделя великого поста посвящается памяти преподобного Иоанна Лествичника, составителя книги «Лествица». В первое воскресенье Великого поста называется Торжество Православия в честь события, которое произошло в 843 году в Константинополе.

Неделя 4-я Великого поста 2024. Преподобного Иоанна Лествичника

Последующие шесть дней пятой седмицы Великого поста насыщены богослужебными событиями. Специально было отведено время, когда прочитывалась в течение всего поста вся Лествица. «Неделя 4-я Великого поста посвящена воспоминанию Св. Прп. Иоанна Лествичника – выдающегося аскета VI-VII вв., игумена Синайского монастыря, автора знаменитого произведения «Лествица», в котором был собран духовный опыт египетских монахов. Сегодня, в четвёртое воскресенье Великого поста, вспоминается преподобный Иоанн Лествичник, прозванный так из-за написанного им труда под названием «Лествица». Шествуя по пути Великого поста, христиане неслучайно совершают память этого великого подвижника Церкви, ибо он открывает для каждого новый «Декалог» — Лествицу райскую и скрижали духовные, и потому единодушно взывают. В четвертую Неделю Великого поста Святая Церковь вспоминает дивного учителя благочестия, преподобного Иоанна Лествичника, оставившего нам описание чудесной духовной лествицы, по которой сам он взошел в Царствие Небесное, которую завещал он всем христианам.

Четвертое воскресенье Великого поста — память преподобного Иоанна Лествичника

Читаем Ветхий Завет (пятница 6-й седмицы Великого поста, седмицы ваий) Так вот, попадая в эту атмосферу и приобретя решимость положить исправление своей жизни, человек не найдет для этого более удобного времени, чем Великий пост, и более доступного и универсального труда, чем «Лествица» преподобного Иоанна.
Иоанн Лествичник. Что можно и что нельзя делать 14 апреля 2024 года | Аргументы и Факты О чем мы молимся Великим постом словами преподобного Ефрема Сирина, о стяжании какого духа, каких добродетелей?
Лествица Иоанна Синайского. Духовное руководство на все времена В богослужении четвертой седмицы Великого поста Церковь рассказывает о высоком примере постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника.

Четвёртое воскресенье Великого поста

Без оговорок, без оглядок на окружающих, просто полюбить в ответ. И она ответила Богу взаимной любовью. Так, как до нее никто на земле не смог этого сделать! И что самое главное, даже для такого глобального события, как Спасение человеческого рода, которое навсегда изменило ход истории, необходимо согласие человека! Сегодня торжественно вспоминая это евангельское событие - Благовещение Пресвятой Деве Марии - не будем сторонними наблюдателями великого Чуда Божия, а хотя бы попробуем ответить Богу на Его Любовь взаимностью и принять Его Святую Волю о нашем спасении! Церковь в это время вспоминает последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа. И самым ярким воспоминанием является церковная традиция чтения двенадцати отрывков Священного Писания Нового Завета, так называемых «Страстных Евангелий». Читая о событиях последних дней земной жизни Спасителя, мы подходим к незримой разделительной черте, где с одной стороны мы, а за чертой Господь, и Он совсем один! Его одиночество и в Гефсиманском саду во время молитвы, и в предательстве учеником, и в неправедном суде, и в страданиях на кресте! Его одиночество сейчас нам кажется настолько очевидным и ужасающим, что каждый из нас готов поддержать Спасителя!

Но разве не то же самое обещал ему Петр, когда клялся быть с Ним, даже под страхом смерти? И где он сейчас? Отказался… А мы не бежим? Не отказываемся своими грехами от Божественной Любви? Разве наши поступки не являются причиной этого ужасающего одиночества Спасителя? Но Петр победил страх любовью, и из испуганного ученика стал великим первоверховным апостолом церкви Христовой!

И сам я пересказал бы ее вам всю, но где же это сделать? Целая книга! Укажу, по крайней мере, главное содержание ее и сделаю краткое очертание всего пути нашего ко Господу, под видом восхождений по лествице. Лествица у святого Лествичника имеет тридесять ступеней, по числу лет сокровенной жизни Господа и Спасителя, после коих Он начал «творити же и учити» Деян. Подобно лествице, виденной патриархом Иаковом Быт. По лествице Иакова восходили и нисходили Ангелы, означая, что христианские добродетели суть ангельское дело и совершаются при помощи святых Ангелов. На верху лествицы святой Иаков видит Господа Быт. Сие неописанное благо, братие, предзря, мужественно, приступим к сей лествице и бодренно понудим себя к неленостному по ней восхождению. Мужественно приступим и бодренно понудим себя положить доброе начало сему восхождению. Если везде доброе начало — половина дела, тем паче в жизни духовной, которой оно бывает полным предначертанием. Ибо смотрите, чего требует здесь первый шаг? Требует оставить землю. Как в житейском порядке нельзя ступить на лестницу, не отделившись от земли, над которою неизбежно поднимаются вместе с тем, как вступают на первую ступень, так и в порядке духовном первая степень восхождения к христианскому совершенству есть оставление земли — греха, то есть удаление от грешных дел и страстных чувств и расположений, которое совершается в Покаянии, когда, отвергши все недоброе и оплакавши, полагают благую решимость угождать Единому Богу. Кто дошел до сей решимости, тот сделал первый шаг, вступил на первую ступень. Как тому, кто как бы прирос к земле, нельзя подниматься по лествице, так тому, кто еще обременен грехами, невозможно и думать о восхождении к совершенству. Уклонись прежде от зла — и начнешь творить благое. Вступив на лестницу, как потом восходят? Действуя руками и ногами, ступая то правою, то левою ногою и напрягаясь всеми членами тела. Так и покаявшийся и возымевший благую решимость угождать Богу тотчас вступает в труд, требующий напряжения и душевных, и телесных сил и безжалостного их утомления. Ибо ему необходимо противиться себе в худом и нудить себя на добро, внимать себе и всему встречающемуся, из многого избирать лучшее, не упрежу дать и не отставать, не пропускать без внимания и малых приражений греха, отстранять препятствия, угадывать способы в нападениях врагов и бороться с ними, не слагая оружий. Все сие и подобное составляет труд борьбы со страстьми и преуспеяние доброделания, которым определяется самое восхождение к совершенству. Ибо что есть совершенство, как не искоренение страсти и вкоренение вместо нее доброго расположения. Это и есть главный труд наш. И не одну ступень надо перешагнуть, пока он кончится.

Современному читателю этот язык может показаться тяжеловесным, но обратиться к тексту стоит! Как известно, «Лествица» представляет собой последовательное изложение тридцати ступеней восхождения к Богу посредством устранения страстей и достижения добродетелей. Как ни странно, первые ступени описывают не основные принципы общечеловеческой морали не лгать, не красть, не превозноситься и даже не аскетические требования против чревоугодия или многоспания , а описывают вполне монашеские этапы отречения от мира: от жития мирского, от житейских попечений, от родного дома «О странничестве» … Если мы задумаемся над этим, то поймем, что творение Иоанна Лествичника с первых слов предлагает христианину — любому, а не только монаху — верно расставить приоритеты. Осознание себя как часть мира вечного, а не преходящего, сосредоточение на своей внутренней жизни и своих отношениях с Богом — это первое, что происходит с человеком, услышавшим Божий призыв. У блаженного Августина есть прекрасные слова: «Если Бог будет на первом месте, все остальное будет на своих местах». Так вот, начало духовного пути — поставить Бога на первое место. Разумеется, мирянин, который буквально начнет исполнять слова «Лествицы»: «Любовь Божия угашает любовь к родителям; а кто говорит, что он имеет ту и другую, обманывает сам себя, ибо сказано: никто же может двемя господинома работати Мф 6, 24 », — в конечном итоге становится нарушителем евангельского требования: «Бог заповедал: почитай отца и мать; и: — злословящий отца или мать смертью да умрет» Мф15:5. Но ту же заповедь он может нарушить, восприняв буквально неоднократно повторенные слова Писания: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене». Это — тоже расстановка приоритетов. Связь с супругом прочнее связи с родителями. Служение Богу — значительнее служения сыновнего. Узнать в себе монаха Собственно говоря, кто такой монах и чем он отличается от мирянина? Он не женится? Но любой женатый человек когда-то жил вне брака, а благочестивым христианином уже был. Монах больше молится? Но любой христианин призван к непрестанной молитве.

Если соединишься с послушанием, то освободишься от меня; а если приобретешь смирение, то отсечешь мне голову"». Вот что говорить блудная страсть. Вот что говорит Иоанн Лествичник о том, каким образом мы должны стяжать целомудрие души и тела. Еще мы просим в молитве духа смирения и терпения, а этому противится наша гордость, и с ней также беседует преподобный Иоанн: «Некогда я уловил сию безумную прелестницу в сердце моем, внесенную в оное на раменах ее матери, тщеславия. Связав обеих узами послушания и бив их бичом смирения, я понуждал их сказать мне, как они вошли в мою душу? Наконец, под ударами, они говорили: мы не имеем ни начала, ни рождения, ибо мы сами начальницы и родительницы всех страстей. Не мало ратует против нас сокрушение сердца, рождаемое от повиновения». Вот почему мы никогда, никому и ни при каких обстоятельствах не хотим повиноваться, хотя в семейной жизни конкретно определено, кто кому голова, и кто кого должен слушать. Однажды на исповеди подходит некая раба Божия — это буквально вчера было — и говорит: «Батюшка! Великим постом я попробовала, как Вы говорили, во всем безпрекословно слушаться мужа». Муж, правда, у нее верующий и семья живет таким единством. Но она всегда была, как коза упрямая, а постом все-таки решила попробовать. И говорит: «Такая радость, так все просто, так, вроде бы, спокойно! Ну, мелочи какие-то». А муж посмотрел-посмотрел на такое дело — целый месяц жена неузнаваемая — и тоже решил во всем ее теперь слушать. Пример, говорят, заразителен. Ну вот, привнесенный закон отношений. Ну, это же просто? А бодаться? Ну, внесли закон бодания — так и будет он. Внесли закон уступать — так и будет этот закон. Мы сами пишем внутри себя эти законы. Слава Богу, что есть такое единство в семье, но кто-то должен начать первым кому-нибудь подчиняться. Кратко сказать: мы родительницы всего противного смиренномудрию; а что оному споспешествует, то нам сопротивляется. Впрочем, если мы и на небесах явились в такой силе, то куда ты убежишь от лица нашего? Мы весьма часто следуем за терпением поруганий, за исправлением послушания и безгневия, непамятозлобия и служения ближним». Представляете, какая страшная, тонкая духовная брань воздвигнута против нас? Гордость говорит: «Мы весьма часто следуем за терпением поруганий, за исправлением послушания и безгневия, непамятозлобия и служения ближним». Человек совершает эти добродетели, и правильно делает, и хорошо, что он их делает, а гордость тут как тут: «Молодец, давай, давай-давай — это всё ты! Не Божия помощь, а «это всё ты». И человек начинает себе потихонечку, уже при жизни, сочинять тропарь, кондак, чтобы после смерти никого не утруждать, чтобы заранее все это было написано, рамочку там сделать заранее. Есть только одно, чему мы не имеем силы противиться; будучи сильно тобою биемы, мы и на сие тебе скажем: если будешь искренно укорять себя пред Господом, то презришь нас, как паутину». Вот где источник смирения и терпения — искренний источник, а не просто так на словах: «Грешная, я самая великая грешница... Если она даже грешница, то она должна быть самой великой: «Я самая великая грешница». Удивляется: «Кто, я?.. До этого она была «самая великая грешница», а когда конкретно говоришь об этом человеку, то этим уже наносишь нестерпимую обиду его самолюбию: «Ничего себе! Я-то себя великой грешницей считала, а через это попадала во святые, и тут вдруг мне в глаза, мне искренно говорят нелицеприятное для моей гордыни! Поэтому не на словах, а искренно надо укорять себя... Мы многие укоряем себя, но искренность и глубина осознания своей греховности есть только у единиц. И вот верхом христианских добродетелей является любовь. И у преподобного Иоанна Лествичника именно эта добродетель является тридцатой — последней ступенью в этой духовной лествице восхождения. И он говорит о любви: «Кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге; простирать же слово о Боге погрешительно и опасно для невнимательных. Слово о любви известно Ангелам; но и тем по мере их просвещения. Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть; по действию своему, она есть упоение души; а по свойству — источник веры, бездна долготерпения, море смирения». Морем смирения называет Лествичник любовь... А как нам достичь этой любви? Где нам взять пример этих отношений, чтобы хоть чуть-чуть стало понятно, что это за любовь между нами и Богом? И преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Нисколько не будет противно, как я думаю, заимствовать сравнения для вожделения, страха, тщательности, ревности, служения и любви к Богу от человеческих действий. Итак, блажен, кто имеет такую любовь к Богу, какую страстный любитель имеет к своей возлюбленной. Блажен, кто столько же боится Господа, сколько осужденные преступники боятся судии. Блажен, кто так усерден и прилежен в благочестии, как благоразумные рабы усердные в служении господину своему. Блажен, кто столько ревностен к добродетелям, сколько ревнивы мужья, лишающие себя сна от ревности к своим супругам. Блажен, кто так предстоит Господу в молитве, как слуги предстоят царю. Блажен, кто подвизается непрестанно угождать Господу, как некоторые стараются угождать человекам. Мать не так бывает привязана к младенцу, которого кормит грудью, как сын любви всегда прилепляется к Господу. Истинно любящий всегда воображает лицо любимого, и с услаждением объемлет образ его в душе своей. Вожделение это не дает ему покоя даже и во сне, но и тогда сердце его беседует с возлюбленным. Так бывает обыкновенно в телесной любви, так и в духовной». Вот из каких образов мы должны брать пример для нашей реальной, повседневной, обыкновенной нашей с вами мирской жизни. Кто-то может сказать: «Так ведь преподобный Иоанн Лествичник был монахом и писал для монахов. Это они должны все эти заповеди исполнять, а мы — простые, немощные люди — с нас-то спрос маленький. Что мы особо можем сделать? И к нам — немощным мирским людям — тоже Иоанн Лествичник обращается со своим словом, говорит в самой первой своей главе, «ступени»: «Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: "Как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому? Если так будете поступать, то не далеко будете от царствия небесного"». Сегодняшнее воскресное Евангелие от Марка повествует нам об исцелении бесноватого отрока. Однажды один человек от народа подошел к Господу Иисусу Христу и говорит: «Учитель! Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли». Отрок был одержим бесом, который его даже на землю повергал, и он скрежетал зубами, пену испускал — такое страшное овладение нечистым духом душою мальчика. Но вообще-то и каждый человек в той или иной мере является бесноватым. В связи с тем, что человек отпал от Бога, его природа повредилась и земля его сердца, на которой должны произрастать добродетели: радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание, любовь к Богу, молитва, — стала производить другое — страсти. Наше сердце более склонно ко греху, в нем скрывается зависть, блуд, сребролюбие, всякая нечистота, немолитвенность, забвение Бога, уныние, гордость, тщеславие, восхваление себя, искание своего, желание покоя, объедение, пьянство — бесчисленное множество грехов. Они сами растут в сердце человека, тем более если его с самого рождения не воспитывать и не давать возможности действовать в нем благодати Божией. Многие родители рассуждают так: вырастет, сам все поймет. Но это все равно что не обрабатывать землю и говорить: зерно само вырастет. Нет, вырастет репей, крапива, бурьян, полынь, вырастет что угодно, но не зерно. Ничего доброго не будет, если над этим не трудиться. Известно, что сорняк растет и размножается сам, а доброе семя нужно поливать, удобрять, полоть, окапывать, чтобы произросло что-то доброе. Чтобы воспитать в дитяти, допустим, молитвенность или любовь к храму, нужно потратить десятилетия, а чтобы научить матершинничать, достаточно одного вечера. И так во всем. Поэтому издревле детей крестили сразу после рождения, на сороковой день или даже на восьмой, чтобы с самого младенчества ребенок имел возможность причащаться Святых Христовых Таин, чтобы мать могла его носить постоянно в храм, чтобы он постоянно слышал слово Божие, видел святые иконы, слышал церковное пение, чтобы пребывание его в церкви создавало противовес тому злу, которое существует в мире, и злу, которое существует в нем самом.

Неделя 4-я Великого поста. «Лествица»

“Лествица” — учебник для монашествующих; почему же память св. Иоанна полагается в Великий пост для всех вообще христиан? Четвертая неделя Великого Поста посвящена Иоанну Лествечнику, автору «Лествицы» — наверное, самого авторитетного аскетического трактата Православия. "Лествицы" Иоанна Лествичника - будет транслироваться на телеканале "Спас" во время Великого поста, начиная с 15 марта. В Богослужении четвертой недели Великого поста св. Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице пр. Иоанна Лествичника, написавшего сочинение, в котором он показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. «Неделя 4-я Великого поста посвящена воспоминанию Св. Прп. Иоанна Лествичника – выдающегося аскета VI-VII вв., игумена Синайского монастыря, автора знаменитого произведения «Лествица», в котором был собран духовный опыт египетских монахов.

Неделя 4-я Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

Шестнадцати лет он пришел в Синайский монастырь, где через 4 года был пострижен в иноки и девятнадцать лет воспитывался под руководством старца Мартирия. Однажды они пошли к старцу Иоанну Савваиту, который встал, умыл ноги Иоанну и облобызал его руку. После их ухода ученик святого Иоанна Савваита спросил его, почему он так сделал. Старец ответил: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену». Авва Стратегий предсказал, что Иоанн будет некогда великим духовным светочем.

И светский христианин должен ради спасения отречься от пагубного, развращенного мира, погибающего в гордости, самолюбии, сребролюбии и забвении заповедей Божиих. А кто оставляет греховную жизнь и борется со своими страстями, тот делает то же, что монах, расстающийся с миром и поступающий в обитель. Почему монахи-подвижники стремятся приобрести совершенное послушание и для этого отдаются в волю настоятелей, старцев и руководителей? Потому что иначе нельзя выучиться исполнять заповеди Божии. Чтобы выучиться этому, светские люди должны себя отдать в волю своих духовных отцов. Наконец, должны ли миряне безмолвствовать? Конечно, нет, ответят многие. Но я не говорю о наружном безмолвии, ибо и монахи трудятся в монастыре, исполняют разные обязанности, служат и помогают светским людям, а следовательно, не безмолвствуют. Существует другое безмолвие, которое необходимо как монаху, так и светскому человеку: это безмолвие внутреннее, т. При этом человек углубляется в самого себя, разбирается в своих мыслях и действиях, пребывает в непрестанной молитве и памятовании о Боге. По апостольскому слову, мы все должны непрестанно лицезреть сердечными очами Христа Спасителя, т. Кто так живет, тот безмолвник и пустынник, хотя и пребывает в миру по епископу Феофану Говорову.

Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Не случайно в "Лествице" преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: "Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние". Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия. У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: "Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности? Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: "Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал... Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума.

Потом, когда его ученик Стефан спросил, почему он так поступил, авва Иоанн Савваит отвечал: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену». Через четыре года послушания святой Иоанн принял монашеский постриг. После смерти старца Мартирия, в послушании у которого Иоанн прожил около девятнадцати лет, святой решил удалиться от мира. Сорок лет провел он отшельником в пустыне Фола. Здесь он предался безмолвию, непрестанным молитвам, строгим постам, бдению спал он лишь столько, чтобы через чрезмерное бодрствование не лишиться здравости ума , литературному творчеству и прочим трудам. Возделывал он и свой маленький огород. Каждую субботу и воскресенье преподобный Иоанн приходил в храм Синайской обители на богослужение и приобщался Святых Таин от его кельи до храма было два часа пути. К этому периоду жизни относят чудо избавления от смерти подвижника Моисея, совершенное по молитвам преподобного Иоанна. В свое время Моисей, заручившись благословением старцев, упросил Иоанна взять его к себе в послушание и в ученики. Однажды, занимаясь по поручению учителя удобрением почвы для огорода, Моисей, обессилев от жаркого зноя, крепко заснул. В это время дремал и Иоанн.

26 марта. Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника (2023г)

Четвертая неделя великого поста посвящается памяти преподобного Иоанна Лествичника, составителя книги «Лествица». Великий византийский философ и богослов, автор знаменитой "Лествицы". Великий пост в 2024 году Великий пост в 2024 году Великий пост в 2024 году 18 марта – 4 мая Подготовительный период к Великому посту Включает 3 седмицы и 4 Недели. В первое воскресенье Великого поста называется Торжество Православия в честь события, которое произошло в 843 году в Константинополе. Четвертое воскресенье Великого Поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя «Лествицы». Последующие шесть дней пятой седмицы Великого поста насыщены богослужебными событиями.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий