Неделя Мытаря и Фарисея — это одно из четырёх воскресений, которое предшествует Великому посту. ПРИТЧА О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Христос говорит, что мытарь вышел оправданным в дом свой более, нежели фарисей.
Также рекомендуем
- Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Неделя о мытаре и фарисее
- О библейских именах, или Как не перепутать фарисея и мытаря? /
- Проповедь о мытаре и фарисее † Валаамский монастырь
- 21 февраля - Неделя о мытаре и фарисее
- Христос и фарисейство
- «Мытари и грешники» в покаянии не нуждаются
Подготовка к Великому посту. В чём смысл притчи о мытаре и фарисее?
А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. IV, 1—6 Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу, ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей. Так обыкновенно оправдывает и прикрывает свои действия тщеславие. Положение, принятое телом мытаря сообразно его сердечным помышлениям, выставлено в противоположность положению, которое дал своему телу фарисей также сообразно душевному движению, произведенному помыслами гордости. Мытарь, сознававший себя грешником, не смел возвести очей к небу; фарисей, признававший себя праведником, свободно воздымал горе надменное око. Мытарь, по причине ощущаемой им тяжести грехов, казался обремененным ношею; противный этому вид приняло тело фарисея, ободренное, выпрямленное, окрыленное самомнением и самоуверенностию. Лице мытаря покрыто было печалию; лице фарисея сияло самодовольством.
Иногда фарисеи становятся и в самой глубине храма, особливо когда они — особы сановные, потом внезапно выходят пред народом, чтоб сильнее поразить вместе и явлением сана, и предшествовавшим явлением смирения. Не всегда и лица их выражают самодовольство; они принимают различные виды, смотря по надобности; но они всегда сочиненные. Сердцеведец Господь заключил притчу следующими словами: «Глаголю вам: сниде сей мытарь оправдан паче оного фарисея : яко всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется». Это значит: мытарь был оправдан, как прибегший к оправданию, дарованному Богом, а фарисей был осужден, как отвергший оправдание, даруемое Богом, и восхотевший пребыть при собственной человеческой падшей правде. Достоинство наше, праведность наша, цена, которою оценен каждый человек и которая дана за каждого человека, есть Господь наш, Иисус Христос. Яд, всецело отравляющий деятельность фарисеев, заключается в том, что они «вся дела своя творят, да видими будут человеки» Мф.
Основание деятельности их есть искание славы человеческой; средство к достижению цели — лицемерство. Лицемерство составляет характер фарисеев. Господь назвал лицемерство закваскою их Лк. XII, 1. XII, 1 Вся деятельность фарисеев пропитана лицемерством; каждое дело их имеет душою лицемерство. Лицемерство, рождаясь от тщеславия, то есть от искания похвалы и славы человеческой, питает успехами своими тщеславие.
Когда же тщеславие достигнет зрелого возраста, тогда действие его из порывов обращается в постоянное стремление; тогда из тщеславия образуется безумная и слепая страсть — гордость. Гордость есть смерть души в духовном отношении: душа, объятая гордостию, неспособна ни к смирению, ни к покаянию, ни к милости, ни к какому помышлению и чувству духовным, доставляющим живое познание Искупителя и усвоение Ему. Чтоб отвратить от себя страшный яд, сообщаемый фарисейскою закваскою, будем, по завещанию Евангелия Мф. VI, 1—6 , стараться о исполнении Божиих заповедей единственно для Бога, скрывая со всею тщательностию это исполнение от тлетворных взоров человеческих. Будем действовать на земле для Бога и для неба, а не для человеков! Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
VI, 1—6 Будем действовать и для человеков, но не с тем, чтоб исторгать у них похвалу себе, а с тем, чтоб приносить им истинную услугу и пользу, за что они часто растерзывают своих благодетелей, как глупые и свирепые звери часто растерзывают тех, которые за ними ухаживают и их кормят. Так поступлено было со святыми апостолами и многими другими угодниками Божиими. Будем неусыпно следить за собою, замечать недостатки и погрешности наши! Будем молить Бога, чтоб открыл нам наши падение и греховность! Постоянное стремление к исполнению воли Божией мало помалу истребит в нас удовлетворение собою, и облечет нас в блаженную нищету духа.
BY Неделей о мытаре и фарисее, которая началась в воскресенье, православная церковь вступает в особый подготовительный период, который предшествует Великому посту с 18 марта по 4 мая. За две недели до начала Великого поста, каждое воскресенье во время проповеди священники будут читать притчи Иисуса Христа, а размышлениям о содержании той или иной притчи посвящают всю неделю. Неделя о мытаре и фарисее в этом году выпала на 26 февраля и закончится 2 марта.
А первое воскресенье 25 февраля — это воскресенье мытаря и фарисея.
Горе ему, если он своей жизнью препятствует другим преуспевать в добре» [ 3 ]. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение Мф. Они были обманщики, которые издевались над простецами и обирали их.
Тягчайшее осуждение они примут за то, что поедают домы вдовиц, которых, напротив, следовало бы поддерживать и помогать в их бедности. Или иначе: они примут тягчайшее осуждение за то, что они творят зло, поедают имущество вдовиц под предлогом доброго дела — молитвы; наибольшего осуждения достоин именно тот, кто под видом добра обманывает» [ 4 ]. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас Мф. Вы стараетесь кого-нибудь обратить к иудейскому образу жизни и обрезанию, а когда кто станет иудеем, он гибнет, заражаясь вашей порочностью.
Сын геенны — это человек, достойный сожжения в геенне, имеющий с геенной какое-то духовное сродство» [ 5 ]. Порицает их, как «безумных», потому что они, пренебрегая важнейшим в законе, старались о точности в мелочах, не упуская даже пожертвовать десятину от растения тмина. Ибо они, по словам Господа, «оцеживали комара», то есть замечали малые погрешности, и в то же время «поглощали верблюда», то есть упускали из виду великие преступления» [ 6 ]. XIV в.
Сербия, монастырь Грачаница Таким образом, вся внешняя праведность фарисеев оказывалась подобной «украшенному гробу», который с виду был богато убран, внутри же полон мертвых костей. Гордые фарисеи, поистине мертвые душою, не внимали призывам к покаянию, так как Господь, обличая их, желал их обращения, но только исполнялись все большей ненавистью к Нему Самому. В конце Своей проповеди Он уже ясно говорит им о том, что они добровольно лишают себя вышней благодати, тогда как мытари и грешники обретают ее: «А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: «сын!
Но он сказал в ответ: «не хочу»; а после, раскаявшись, пошел. И, подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «иду, государь», и не пошел. Который из двух исполнил волю отца?
Говорят Ему: первый. Исус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же и видев это не раскаялись после, чтобы поверить ему» Мф. Заметь здесь премудрость Христа: Он не сказал фарисеям сначала: «мытари и грешники лучше всех вас», нет, Он сперва уловил их.
Не чета мне, человеку Божьему, постящемуся дважды в неделю и регулярно отчисляющему в пользу Ветхозаветной Церкви десятую часть своих доходов. В общем, разговор с Богом у фарисея складывался на явном противопоставлении себя обществу людей неправедной жизни и одновременном восхвалении собственной набожности. А мытарь стоял, судя по описанию, где-то в уголке храма, может быть у входа, за колонной.
Он, видимо, осознавал ошибочность выбора собственной профессии и образа жизни. Ему было больно за те раны, которые он причинил своим согражданам, осуществляя с них непомерные поборы. Мытарь не смел поднять глаз по направлению к алтарю, символическому месту пребывания Бога в храме. И сборщик податей от чувства глубокого раскаяния бил себя рукой в грудь и повторял только одну фразу: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику! Гюстав Доре.
Спор Христа с фарисеями. В притче Иисус Христос пытается показать, что подлинное содержание человека заключено не в его социальном положении или статусе, а в адекватной оценке себя и своей жизни. Спаситель говорит, что из храма более оправданным, прощенным Богом вышел презираемый всеми вымогатель-мытарь, а не набожный и уважаемый фарисей. Притчу Христос завершает словами: «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» Лк. Спаситель говорит, что наши «понты», которые мы привыкли использовать в обществе, следуя первой части поговорки «встречают по одежке», Богу совершенно не нужны. Он видит нас насквозь и знает как облупленных.
Мы можем обманывать людей, притворяясь перед ними добрыми и хорошими, успешными и счастливыми, можем изображать важность и серьезность. Но мы никогда не сможем обмануть Бога. Фарисей пытался продемонстрировать во время молитвы свою «хорошесть», как он привык делать это в обществе людей. Религиозность напоказ, конечно, может достигать цели формирования правильного, нужного человеку имиджа. Но имидж, как известно, ничто, тем более перед Богом. Показуха — неестественное для человека состояние.
Кто такие фарисеи на самом деле
В 2022 году Н еделя о мытаре и фарисее приходится на 13 февраля. Кто такие мытарь и фарисей и в чем смысл этой притчи? Мытарь – это сборщик налогов и податей, представитель всеми презираемой профессии в те времена. Пример мытаря и фарисея напоминает нам о смирении, как истинном основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике греха. Таким образом, в Неделю о Мытаре и фарисее можно отметить четыре основных особенности богослужения. Мытарь, сознававший себя грешником, не смел возвести очей к небу; фарисей, признававший себя праведником, свободно воздымал горе надменное око.
Не пропустите другие православные праздники в феврале:
- Мытарь и фарисей 2024: точные даты, традиции и запреты сплошной седмицы
- Мытаря и Фарисея 2023. Смысл притчи, молитва, что можно есть по дням Седмицы
- Что такое Неделя о мытаре и фарисее и почему на ней не соблюдают пост?
- [28.01.2018] Протоиерей Владимир Астахов: Кто мы - мытари или фарисеи?
- Мытарь и фарисей
Слово о мытаре и фарисее
Неделя о мытаре и фарисее – это первое из четырех воскресений подготовки к Великому посту в православных церквях. Неделя о мытаре и фарисее – это первое из четырех воскресений подготовки к Великому посту в православных церквях. — Один был фарисей, а другой — мытарь (сборщик податей для римской казны)». Именно фарисеи постоянно спорят с Иисусом, задают Ему каверзные вопросы, пытаются поймать Его на противоречиях. Таким образом, фарисеи не позволяли себе садиться за стол, чтобы есть и пить с мытарями и грешниками.
Фарисейство, фарисей значение
Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф 9:11 и др.). Притчу о мытаре и фарисее знают не только религиозные люди. Наиболее детально суть Божьего порицания видна в Евангелии, в притче о мытаре и фарисее. Праздничная неделя Мытарь и фарисей начнется 25 февраля 2024 года и закончится 2 марта 2024 года.
Кто такие мытарь и фарисей
Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Исус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же и видев это не раскаялись после, чтобы поверить ему» Мф. Заметь здесь премудрость Христа: Он не сказал фарисеям сначала: «мытари и грешники лучше всех вас», нет, Он сперва уловил их. Они сами признали, что из двух сыновей более покорный тот, который на деле исполнил волю отца. Когда же они признали это, Господь прибавил: пришел Иоанн путем праведности, то есть жил безупречно; вы не можете сказать, что его жизнь в чем-нибудь была предосудительна. Однако же в то время как блудницы послушали его, вы —нет; потому они и предваряют вас, то есть вперед входят в Царство Божие. Постарайтесь же и вы, уверовав, войти хотя бы после них. Если же не уверуете, то и вовсе не войдете.
И ныне многие дают обет Богу и Отцу стать иноками или священниками, но после обета не хранят усердия, а другие не давали обета об иноческой или иерейской жизни, но проводят жизнь, как иноки или иереи; так что послушными чадами оказываются они, так как исполняют волю Отца, хотя и ничего не обещали» [ 7 ]. Мозаика из Равенны, часовня архиепископа. Около 480 года Настоящая притча, без сомнения, относится непосредственно и ко всем нам. Антоний Великий пишет, что к каждому человеку, приступающему к доброму начинанию и стремящемуся к подвигу, обязательно подходит и лукавый дух тщеславия, чтобы погубить труды его и сделать их неугодными перед Господом. Ведь в притче фарисей порицается не за соблюдение внешних правил добродетели, как таковых читаем и в каноне: «фарисея добродетелем, потщимся уподобитися» , но за гордость и отсутствие любви к другим людям, которые отлучают душу от Бога и делают бесполезными упражнения в подвигах телесных. Многократно называют фарисея и «безумным» не потому, что он постился или отдавал десятину от своего прибытка на нужды священнослужителей, но потому, что всю свою мнимую праведность приписывал только самому себе, а не Божественному дарованию. Особенно же тяжко здесь осуждение к ближнему: «не таков, как этот мытарь», когда, говоря подобным образом, человек осмеливается предвосхищать и Суд Божий, и последнее определение. Так же и мытарь имеет похвалу не за тот образ жизни, который он проводил: ведь и на самом деле он был предосудителен, но за слезы, смирение и покаяние, потому что в этом обретается залог для духовного возрождения.
Ибо Господь пришел, чтобы «грешников спасти», но грешников кающихся, и необходимо уметь сочетать как и внешнее, так и внутренне исправление. При том никогда не забывать, что если не будем иметь в сердце своем самого главного — любви и смирения, то в конечном итоге можем оказаться подобными книжникам и фарисеям, т. И пaки речE: смири1хсz и3 спасе мz. Литература: [1]. Пояснение к «Толкованию» Бл.
По своему высокоумию они смотрели на себя как наизбранных от всех прочих людей и были уверенны, что Царство долгожданного Мессии принадлежит только им, исключительно по праву рождения от «семени Авраамова».
На суетность этого ложного их мудрования указывал еще Иоанн Креститель в самом начале проповеди покаяния и Нового Завета: «Увидев же Иоанн многих фарисеев и садукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же плод достойный покаяния. И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму т. Благодаря таким убеждениям, фарисеи не видели для себя нужды точно заботиться и о внутренней стороне Закона. Внешнюю же они соблюдали очень тщательно, ибо это делало их праведными в глазах простого народа и позволяло занимать выгодные и доходные должности.
Невиданные доселе чудеса и всеобщая любовь вызывали у них черную зависть к Христу Спасителю, они постоянно укоряли Его и не могли спокойно слушать истины Евангельского учения. Господь также неоднократно указывал на их лукавство и лицемерие, незадолго до крестных Своих страданий Он говорил с ними особенно открыто и убедительно, о чем подробно можно прочитать у св. Народ обычно подражает начальникам, особенно когда видит их склонными ко злу. Посему всякий наставник и учитель должен наблюдать, какая от него польза. Горе ему, если он своей жизнью препятствует другим преуспевать в добре» [ 3 ]. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение Мф.
Они были обманщики, которые издевались над простецами и обирали их. Тягчайшее осуждение они примут за то, что поедают домы вдовиц, которых, напротив, следовало бы поддерживать и помогать в их бедности. Или иначе: они примут тягчайшее осуждение за то, что они творят зло, поедают имущество вдовиц под предлогом доброго дела — молитвы; наибольшего осуждения достоин именно тот, кто под видом добра обманывает» [ 4 ]. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас Мф. Вы стараетесь кого-нибудь обратить к иудейскому образу жизни и обрезанию, а когда кто станет иудеем, он гибнет, заражаясь вашей порочностью. Сын геенны — это человек, достойный сожжения в геенне, имеющий с геенной какое-то духовное сродство» [ 5 ].
Порицает их, как «безумных», потому что они, пренебрегая важнейшим в законе, старались о точности в мелочах, не упуская даже пожертвовать десятину от растения тмина. Ибо они, по словам Господа, «оцеживали комара», то есть замечали малые погрешности, и в то же время «поглощали верблюда», то есть упускали из виду великие преступления» [ 6 ]. XIV в.
Какое отношение эта история имеет к Великому посту? Чтением этой притчи перед Великим постом Церковь напоминает, что стремление осознать, увидеть свои ошибки и шаги на пути по их исправлению — это единственный путь к спасению. А гордыня, напротив, главный источник грехов и причина гибели. И молитва, и пост святы и спасительны только тогда, когда не омрачены самолюбованием и превозношением.
Подходить к посту нужно обязательно с покаянием, без гордыни. С этого дня и до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением после чтения Евангелия поется покаянная молитва: "Покаяния отверзи ми двери". Кстати, после этой притчи слово "фарисей" стало синонимом к слову "лицемер". А глагол "фарисействовать" подразумевает — притворяться, лицемерить, двоедушничать. Что такое Сплошная седмица и надо ли поститься? Седмица после Недели о мытаре и фарисее именуется Всеядной или Сплошной. То есть во это время нет ограничений в пище даже в традиционные дни поста — среду и пятницу.
Христианам позволено вкушать скоромную запрещенную к употреблению в большинство иных дней поста и подготовительных седмиц пищу в знак обличения этим горделивого поста фарисея.
Для сбора всевозможных налогов и нанимались мытари, которых не любили в провинциях империи. Ведь чаще всего они, желая обогатиться, взымали большие суммы, чем требовалось на самом деле. Кроме того, мытари были вынуждены постоянно общаться с язычниками, что для иудеев считалось осквернением.
Духовное наставление Святой праведный Алексий Мечев Московский, рассуждая о притче о мытаре и фарисее, учил: "Дорогие! Пред нами в жизни две дороги: мы или пойдем стопами фарисея к собственному покою, внешнему почету, ко всему, чем питается тщеславие и услаждается гордость, или же вступим во следы мытаря с его сокрушенным сердцем, смиренным духом, заставляющим его в смущении пред живою совестью опускать глаза долу, в сокрушении бить себя в перси. Первый путь земного благополучия — путь погибели в вечной жизни; второй — стезя горькая и темная здесь, приведет нас к источнику света и правды. Избегайте фарисейской гордости, которая искушает и низвергает людей в погибель, делает их слепыми.
Неделя о мытаре и фарисее
На страницах Евангелий фарисеи все время привязываются к Иисусу с каверзными вопросами: можно или нельзя что-то делать? Лечить больных в субботу лечить - тоже работа! Срывать колосья в поле в субботу даже пару штук Мк. Придать суду женщину, застигнутую на измене а Закон гласил, что таких необходимо побивать камнями Ин 8, 1-11. Одним словом, фарисеи напрягаются по любому поводу, стоит только им заметить, что Иисус или кто-то иной слишком широко толкует нормы поведения которые они толковали крайне сурово и узко. При чтении Евангелий может сложиться мнение, что все вокруг были согласны с фарисеями, кроме Иисуса и его учеников - но это не так. Фарисеев критиковали и другие иудейские группы. Из этого можно сделать ложный вывод, что власти над умами масс эти люди почти не имели. Однако, напротив!
Саддукеи происходили из среды аристократии и были связаны со священниками или сами являлись ими - поэтому-то их постоянно упоминают в связке с Храмом. Верхушка священства вынуждена была сотрудничать с римлянами-оккупантами и частично заниматься самоуправлением - верховный еврейский совет Синедрион, решавший важнейшие вопросы, состоял, в том числе, из саддукеев.
Жак-Жозеф Джеймс Тиссо. Графит, акварель Вот пред нами на примере притчи показаны страсть гордости фарисея и добродетель мытаря — смирение.
Каждый день внутри нас идет война, когда мы гордимся, мним о себе много, осуждаем и оцениваем в сердце своем ближнего, — и мы проигрываем, а когда смиряемся ради Бога, то приобретаем победу. Живя в монастыре или в миру, мы, конечно, должны жить подвижнической жизнью: исполнять келейное правило, ходить на все уставные службы, причащаться, достойно нести свое послушание. Если мы все это делаем, как же нам избежать тщеславных мыслей фарисея в своем сердце: какой я молодец, как у меня все идет хорошо, исполняю правило, хожу на службу причащаюсь — так незаметно подкрадывается к нам мнение о себе, что мы что-то значим. Иной раз где-то в своем подсознании думаем, что если мы все это соблюдаем, то спасение нам обеспечено.
Как же нам избежать таких мыслей? Святые отцы говорят, что всякое доброе дело или мысль приходят нам от Бога. Мы делаем добро не своими силами, но силой Божией: мы исполняем правило, ходим на службу, молимся, потому что Господь нам помогает. Стоит нам только присвоить это себе, мы теряем благодатную силу и помощь Божию, и нам становится очень тяжело, так как своими собственными силами ничего доброго сделать не можем.
Чтобы нам избежать гордости фарисея, будем бегать славы человеческой, а своими делами и поступками будем прославлять не себя самих, а Бога, будем помнить, что мы лишь инструмент в руках Божиих, через который, если он правильно настроен, проявляется Слава Божия, а мы только рабы неключимые.
Человек становится богоотступником, замкнутым в своей греховной, эгоистической воле. Бог Слово, Сам смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы до «зрака раба» , показал смирение — превосходный путь к прославлению «возношению» , и всякий, кто Ему подражает, смиряясь, прославляется.
Поэтому «смиренномудрым быти Своим учеником хотя всех Царь, наказуя учаше поучая, учил ревновати мытареву воздыханию и смирению». В песнопениях этой Недели Церковь призывает отвергнуть «отринуть» высокохвальную гордыню, возношение же лютое пагубное , «великохвальное кичение» и «дмение надмение мерзкое», и злейшее фарисеево Богу нелепое свирепство велеречие и призывает приобретать, стяжевать «высокотворное смирение», «кроткое, смирению соживущее» покаянное чувство сердца и умиление. Особенности богослужения Недели о мытаре и фарисее Начиная с Недели о Мытаре и фарисее и во все следующие подготовительные Недели Великого Поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной.
На утрене, начиная с Недели о Мытаре и фарисее и заканчивая 5 Неделей Великого Поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и чтения 50 псалма поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство выражается с особой силой и глубиной. На «Слава»: «Покаяния отверзи ми двери» вместо: «Молитвами апостолов». Затем — «Помилуй мя, Боже» и «Множество содеянных мною лютых».
В основу первой песни «Покаяния отверзи ми двери» положена притча о мытаре и фарисее, из которой заимствованы все сравнения для изображения покаянного чувства.
Скептиках, интеллектуальной замкнутой в своем кругу элите, которая одинаково равнодушна к народным традициям и к религии, находя себе утешение в светской жизни по образцу Римской империи. Почему «грешники»? Да потому, что не веря во всю эту тяжеловесную и при том убогую фарисейскую религиозную мутотень, позволяют себе жить, не лишая себя удовольствий.
Они не собираются участвовать в поддержании религиозной системы, выглядящей насквозь лживой, однако и не собираются ей противостоять, понимая, что кроме вреда это ничего не принесет. Такие люди живут кто праздно, не лишая себя удовольствий, другие скромно, в меру аскетично и «не высовываясь». Римская оккупация сопровождалась для офицеров и солдат, разного рода служащих Претория, оторванностью от дома и семьи. Надо думать, многие заводили себе женщин, которые тотчас попадали в число «блудниц», если не связывали себя официальным браком.
Ну, а если социум тебя отвергает, презирает, то человек организует вокруг себя узкий круг близких людей, таких же, как правило, презираемых. Сейчас прямых аналогов уже сыскать трудно. Разбросаны подобные люди по самым разным социальным слоям. Нынешняя, современная нам склочная среда, определяющая сама себя в качестве «думающих людей», под это определение совсем не подходит.
Ибо обуяна идеями, по фанатичности неотличимыми от религиозных, потому и, во-первых, не интеллектуальная, во-вторых, даже и не элита. Но в описываемое нами время «грешники» еще были не лишены разума и чувства социальной ответственности, не находя ее выражения в современных им условиях.
Плохо ли на самом деле фарисействовать? О какой их праведности говорил Господь
Еще известно, что Иисус Христос, несмотря на их нехорошесть, мытарей часто жалел, а фарисеев, наоборот, — ругал. Но чем были так уж плохи фарисеи и что вызывало сочувствие Христа к мытарям, с ходу ответить может далеко не каждый. Причина этому проста: сегодня люди очень расплывчато представляют себе, кто такие были эти самые мыта ри и фарисеи, чем они занимались, в чем были достойны похвалы, а в чем — порицания.
Так он в молитве говорил, — За то, что праведно и свято Я жизнь доныне проводил.
Я не таков, как эти люди, Что утопают во грехах, Чьи дни в неправде протекают И в беззаконных злых делах. Вот там мытарь стоит у двери. Я не него не похожу: Пощусь два раза я в неделю, В храм десятину приношу!...
А гордых всех смиряет Он «Ныне притчею о мытаре и фарисее говорится каждому из нас: Не полагайся на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на беспредельную милость Божию, вопия, подобно мытарю: Боже, милостив буди мне грешному. Ибо вот фарисей кажется и доброго был поведения, а не был оправдан пред Богом. Непостижимо для нас, как так — творение добрых дел, или праведность, для нас обязательны, как необходимое условие спасения, а между тем мы не можем основывать на них сей надежды своей: но сколько бы ни было у нас правых дел, все их должны счесть недостаточными и для восполнения их прибегать к другим средствам.
Непостижимо сие для нас, но так есть. Христианин в чувстве сердца своего должен носить глубокое убеждение в своем непотребстве при всей праведности, или при всем обилии добрых дел, о которых однако ж, должен ревновать неусыпно. Так спасались все, которые спаслись, и оставили нам в своем примере указание возможности таких чувств и побуждение к возгреванию их в себе самих.
Посмотрите на покаянные молитвы, кои суть излияние душ святых Божиих, прославленных Церковью. Как они там осуждают себя перед Господом! Приди, припади и всплачься пред Господом, сотворившим нас, с верою в Господа нашего Иисуса Христа, Своею бесценною кровью, пролитою на Кресте, омывающего все грехи наши и Своею беспредельною святостью восполняющего все недостатки наши.
Ревнуй о добродетели, сна не давай очам, чтоб не пропустить случая к добру, не допустить недоброго чувства и не ослабнуть в ревности: но надежду спасения всю полагай в Господе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением 1 Кор. Феофан Затворник Особенность богослужения этого дня в том, что на утрени после чтения 50-го псалма поется песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Это песнопение поется на утрени всех воскресных дней, начиная с Недели о мытаре и фарисее и до пятой недели Великого поста.
Усиленно зовет Святая Церковь своих чад к покаянию, усердно просит у Христа Жизнодавца открыть для них двери покаяния, дать им время на покаяние». Просим мы в этом песнопении и Пресвятую Богородицу, нашу Заступницу, Споручницу грешных, наставить нас на спасительный путь покаяния, просим Ее Небесной помощи, чтобы избавиться нам от нашей греховной нечистоты. Почему Святые отцы устроили так, что каждый год Постная Триодь начинается именно с этой притчи?
Одинаковое имя у нескольких человек одновременно действительно может вызвать путаницу. Поэтому начнем сначала. Правителей с именем Ирод было несколько. Самый первый Ирод — символ жестокости — желавший смерти Христа и приказавший убить младенцев в Вифлееме, — известен в истории как Ирод Великий. Ирод и правда был великим строителем — по всей Иудее велись масштабные постройки. Кроме множества крепостей и дворцов в государстве возникли два новых города и был реконструирован Иерусалимский храм. Другая сторона иродова «величия» проявилась в жестокости. Иудейский историк Иосиф Флавий пишет о нем так: «Это был человек, одинаково жестокий ко всем, необузданный в гневе, попиравший справедливость, но притом пользовавшийся большей удачей, чем кто-либо иной.
Ведь он, происходя из простого звания, добился царского сана и, несмотря на тысячи опасностей, всегда ускользал от них, сумев при этом дожить до преклонного возраста». В «послужном списке» царя-строителя — убийства двух жен из десяти, трех сыновей, брата одной из жен и жены деда. Это помимо казни 45 знатных иерусалимлян, не желавших видеть его царем. Он понимал, что люди будут радоваться его смерти. Поэтому, почувствовав ее приближение, Ирод приказал собрать на ипподроме в Иерихоне знатных иудеев со всей страны, а затем казнить их, чтобы весь народ погрузился в скорбь. Но сестра Ирода смогла отменить последний безумный приказ брата. Слово «четвертовластник» указывает, что он управлял лишь четвертой частью Иудеи после смерти первого Ирода государство было разделено. Сын продолжил «традиции» отца.
К числу его главных злодеяний относятся незаконный брак с женой родного брата и казнь крестителя Господня Иоанна. Третий Ирод, имя которого упоминается в книге Деяний, был внуком Ирода Великого. Желая угодить иудеям, враждовавшим против христиан, он приказывает казнить апостола Иакова Заведеева, брата Иоанна Богослова. Чем занимались мытари? Кроме имен в Евангелии встречаются еще более загадочные слова. Например, мытари, фарисеи, саддукеи. Однажды мне задали такой вопрос: чем таким занимались мытари, что никто их не любил, — попрошайничали, что ли?
Фарисеи полагали, что израильский народ недостаточно строго соблюдает предписания Торы, что, по их мнению, безусловно вредит как духовному состоянию общества, так и его национальной идентичности, подверженной к тому времени влиянию эллинизма и зороастризма. А потому одной из главных забот фарисеев была детальная проработка правил ветхозаветного Закона и проповедь неукоснительного их соблюдения.
В деле уточнения древних правил особое значение приобрели «предания старцев» — устные толкования Пятикнижия иудейских вероучителей. В своих трудах иудео-римский историк Иосиф Флавий пишет: «Фарисеи передали народу, на основании древнего предания, множество законоположений, которые не входят в состав Моисеева законодательства». Фарисеи полагали, что Бог предопределяет путь человека, однако выбор у него всегда есть, и если человек желает идти по пути добра, то должен руководствоваться тем законом, который даровал ему Бог — то есть, Торой и устным преданием вероучителей. Видимо, именно желание руководствоваться Торой побудило к более подробной разработке и толкованию законоположений и сопроводило её сводом толкований и комментариев, бесчисленных правил, религиозно-этических норм, дополнений, как правило, связанных именно с регламентацией внешней обрядовой стороны жизни. Таким образом, фарисеи стали основоположниками Талмудического иудаизма. Фарисеи пользовались уважением у простого народа как святые люди строгой праведной жизни, что заключалось, по их мнению, как раз в соблюдении многочисленных правил и предписаний, частых постах, молитве, строгом отношении к совершению ритуалов и в самоограничении. Большинство же простых иудеев не могло следовать бесчисленным предписаниями своих учителей, а потому, безусловно, фарисеи у народа были в авторитете, к тому же обычно они были на его стороне в спорах с власть имущими.
[28.01.2018] Протоиерей Владимир Астахов: Кто мы - мытари или фарисеи?
Раздавая милостыню нищим, фарисеи имели обыкновение собирать вокруг себя толпу зрителей, чтобы те могли наблюдать за их щедростью. Соблюдая пост, они нарочно одевались в поношенные одежды и выкрашивали лица белой краской, чтобы окружающие могли убедиться в их измождённости от постных подвигов. Во время храмового богослужения фарисеи вставали в первый ряд молящихся, чтобы подчеркнуть своё превосходство. Вместо любви и милости к ближнему они сделали главной целью своего благочестия следование различным обрядам. Они очень гордились тем, что соблюдают все обряды. Именно за такое непонимание сути Закона Божия ругал их Иисус, пытаясь достучаться до их сердец. Мытари — это наёмники римлян. Римляне набирали работников из местных жителей для сбора налогов в императорскую казну. Старейшинами мытарей становились богатые иудеи, имеющие достаточно средств, чтобы купить у римлян право на сбор налогов.
Далее они нанимали себе подчинённых и назначали сумму, которую те должны были собрать с людей на вверенном им участке.
Самодовольный всегда замыкается в себе, отделяется от других. Тогда неизбежно иссякает в нём любовь и вместо неё появляется осуждение других, презрение к ним. Самодовольство ослепляет и понуждает довольствоваться малым, делает человека нравственно минималистом, который доволен своими легкими внешними успехами и думает о количестве, а не качестве своих добрых дел. Вот и фарисей называет цифры: два раза пощусь, отдаю десятую часть... Эти счёты не нужны Богу. Ему нужно наше сердце.
Думание о количестве добрых дел приводит к законничеству, формализму. Все это было свойственно тем, кто принадлежал к секте фарисеев. Важно здесь отметить слова Спасителя: «... Этим словом Господь указывает на ограниченность фарисеев и их подхода к духовной жизни. А есть и другой подход. Авва Антоний сказал однажды авве Пимену: «В том состоит делание человека, чтобы грехи свои полагать на главу свою перед Богом». Это подход к Богу того, кто нуждается в Нём, чтобы очистить свои грехи.
Поэтому-то мытарь и молится: «Боже, милостив буди мне, грешному», — он нуждается в Боге, он просит, понимая, что ничего еще не сделал, он не проповедует своих, может быть, и имеющихся добродетелей, но не их, а «грехи свои полагает на главу свою перед Богом». В древних книгах и на старых народных лубках можно встретить изображение мытаря и фарисея; изображается фарисей, мчащийся на колеснице, и мытарь, идущий пешком. Стремятся они оба в Царство Небесное. Мчится фарисей на колеснице и надеется на ней въехать в Царство Небесное, его колесница снабжена всем необходимым для достижения цели, но в последний момент она ломается, и мы видим на древних картинках, что пешеходящий мытарь его перегоняет. Для настоящей духовной жизни нужно себя приучить соблюдать равновесие между проявлениями внутренней и внешней религиозности. Необходимо соблюдать закон — заповеди Божии и церковные уставы. Но этого мало.
Если бы мы так стали работать для Господа, то в этой работе были бы подобны человеку, который, по словам Лествичника, «думает выплыть из пучины, гребя одной рукой». Нужно обладать еще смирением мытаря.
Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе. Иудейский народ справедливо ненавидел мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения Лука 19:1, 8 , обирая при этом своих соплеменников. С другой стороны, уже сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм — единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги. Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями Мф 9:11 и др. Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что безвозвратно «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев Лука 18:9-14. Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем Мф 10:3.
Как они там осуждают себя перед Господом! Приди, припади и всплачься пред Господом, сотворившим нас, с верою в Господа нашего Иисуса Христа, Своею бесценною кровью, пролитою на Кресте, омывающего все грехи наши и Своею беспредельною святостью восполняющего все недостатки наши. Ревнуй о добродетели, сна не давай очам, чтоб не пропустить случая к добру, не допустить недоброго чувства и не ослабнуть в ревности: но надежду спасения всю полагай в Господе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением 1 Кор. Феофан Затворник Особенность богослужения этого дня в том, что на утрени после чтения 50-го псалма поется песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Это песнопение поется на утрени всех воскресных дней, начиная с Недели о мытаре и фарисее и до пятой недели Великого поста. Усиленно зовет Святая Церковь своих чад к покаянию, усердно просит у Христа Жизнодавца открыть для них двери покаяния, дать им время на покаяние». Просим мы в этом песнопении и Пресвятую Богородицу, нашу Заступницу, Споручницу грешных, наставить нас на спасительный путь покаяния, просим Ее Небесной помощи, чтобы избавиться нам от нашей греховной нечистоты. Почему Святые отцы устроили так, что каждый год Постная Триодь начинается именно с этой притчи? От чего предостерегает нас Господь и от Его имени не устает повторять святая Церковь накануне Великого поста?... Эти кророткие рассказы-притчи, которыми пользуется Христос в своем учении, в своем общении с народом — одна из главных, единственных в своем роде особенностей Евангелия. Поразительно же в этих притчах, что сказанные почти две тысячи лет тому назад, в совершенно отличных от наших условиях, в другой цивилизации, на абсолютно другом языке, они остаются актуальными, бьют сегодня в ту же цель. А это значит — в наше сердце. В первую «Неделю о мытаре и фарисее» живо рисуется нам в Евангельской притче отталкивающий образ самодовольного самохвала - фарисея и привлекательный образ искренно и глубоко кающегося грешника - мытаря. Мытарь — это славянское слово для обозначения сборщика налогов, профессии, окруженной в древнем мире всеобщим презрением. Фарисей — это название правящей партии, верхушки тогдашнего общества и государства. Казалось бы, фарисеи — почитаемые праведники — никого не убили, не украли, не прелюбодействовали. Но это — самый поверхностный взгляд. На самом деле именно они, фарисеи, убили Христа, и по сей день убивают Бога в себе и в людях, именно они своей ложью крадут у людей, затворяют для них Царствие Небесное, именно они духовно прелюбодействуют от Бога с дьяволом. Они незаметно для самих себя подменили истинную духовную жизнь, которая заключается в общении с Богом, на извращенную, глубоко лживую, фарисейскую.
Кто такие фарисеи и что означает фарисейство?
Пример мытаря и фарисея напоминает нам о смирении, как истинном основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике греха. В сегодняшнем видео с протоиереем Олегом Стеняевым разбираем очередное трудное место Священного Писания и отвечаем на вопрос: "Кто такие книжники, фарисеи и. История о мытаре и фарисее, которую поведал людям Иисус Христос, является уроком о душе и нравственности. Причина этому проста: сегодня люди очень расплывчато представляют себе, кто такие были эти самые мытари и фарисеи, чем они занимались, в чем были достойны похвалы, а в чем — порицания. Притча о мытаре и фарисее говорит об основах христианской жизни: работать, как фарисей, молиться, как мытарь и избегать греха.