Образ жизни - 12 апреля 2023 - Новости Санкт-Петербурга - РИА Новости, 25.03.2024.
Космические рекорды: от Гагарина и до наших дней
На высоте нескольких километров Юрий Гагарин катапультировался и совершил мягкую посадку на парашюте недалеко от спускаемого аппарата. Первому космонавту планеты было присвоено звание Героя Советского Союза. Первой в мире женщиной-космонавтом стала Валентина Терешкова, имеющая белорусские корни. Она совершила космический полет 16-19 июня 1963 года в качестве командира космического корабля "Восток-6" по программе группового полета с кораблем "Восток-5", пилотируемым Валерием Быковским. Продолжительность полета составила двое суток 22 часа 50 минут. За это время ее космический корабль 48 раз облетел вокруг Земли. Юрий Гагарин и Валентина Терешкова. Фото ТАСС Первый выход в открытый космос был совершен советским космонавтом Алексеем Леоновым 18 марта 1965 года с борта космического корабля "Восход-2" Общее время первого выхода составило 23 минуты 41 секунду из них вне корабля 12 минут 9 секунд. Первой женщиной, вышедшей в космос, была Светлана Савицкая. Выход состоялся 25 июля 1984 года с борта орбитальной космической станции "Салют-7". Первым человеком, ступившим на Луну, стал командир американского корабля "Аполлон-11" Нил Армстронг.
Это событие произошло 21 июля 1969 года. За прошедший более чем полувековой путь космонавтика стала областью концентрации передовых достижений.
В 1951 г. Первые шаги в авиации Гагарин сделал ещё студентом техникума. С 4 сентября 1954 г. Выполнил 196 полётов и налетал 42 ч 23 мин.
По завершении лётных курсов в аэроклубе, в 1955 г. Ворошилова г. Оренбург, расформировано 12 февраля 1993 , которое окончил с отличием в 1957 г. С декабря 1957 г. К октябрю 1959 г.
Во время полета космонавт производил записи в бортжурнал, принимал пищу и воду и комментировал свои ощущения, производил запись на магнитофон. Корабль вышел на орбиту примерно на 85 километров выше , чем планировалось. По телефону доложил, что разделение не произошло».
Посадка внутри спускаемого аппарата не была предусмотрена из-за опасения, что люк может заварить при входе в атмосферу. На высоте 7 километров Гагарин катапультировался и благополучно спустился на землю. Примерно метров 800 она была от меня. Я пошел навстречу, собираясь спросить, где телефон. Энгельс, где ему вручили поздравительную телеграмму от Н. Первого космонавта планеты сделали национальным героем. Он получил «Золотую Звезду» Героя Советского Союза, орден Ленина, а также множество других в том числе зарубежных наград. Его изображение было размещено на различных предметах, от почтовых марок до плакатов и значков.
Гагарина Гагарин был приглашен на встречи со многими лидерами мира , включая королеву Великобритании Елизавету II.
Для испытаний новой ракеты требовался новый полигон. Ранее испытания советских ракет проводились на Государственном центральном полигоне Министерства обороны СССР Капустин Яр в Астраханской области, созданном в 1946 году. Однако условия расположения и испытательная база этого полигона не могли обеспечить летные испытания МБР Р-7 и ракет-носителей космических аппаратов. Исходные данные для поиска нового места запуска ракеты были выданы С. Предстояло решить сложнейшую задачу по выбору района расположения нового полигона с учетом целого ряда требований. Важнейшими среди них были: наибольшая близость к экватору — для использования скорости вращения Земли, обеспечение секретности испытаний ракет и безопасности для гражданского населения, благоприятные условия местности и метеорологические условия. Маршал Г. Жуков и маршал артиллерии М.
Неделин хорошо понимали огромную важность создания нового полигона для испытаний межконтинентальной баллистической ракеты. Они считали, что современные средства доставки ядерного оружия лишат неуязвимости вероятного противника, а военные базы США, окружающие СССР, потеряют свое военно-стратегическое значение. Предложения по размещению нового полигона в Казахстане к востоку от Аральского моря были утверждены. Это была полупустыня, безлюдная степь, вблизи не имелось населенных пунктов. Однако здесь протекала одна из крупнейших рек Средней Азии Сырдарья и проходила железная дорога, соединяющая Москву со столицей Узбекистана Ташкентом. Началом истории строительства полигона можно считать 12 января 1955 года, когда на железнодорожную станцию Тюратам прибыли первые военные строители. Руководить сооружением первого в мире космодрома был назначен известный строитель — ветеран Великой Отечественной войны генерал-майор Георгий Шубников. Среди реализованных им проектов — величественный мемориал воину-освободителю на кладбище советских воинов в Трептов-парке в Берлине. Под его руководством были организованы работы по строительству основной испытательной базы полигона.
Район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга». Трудности, с которыми встретились строители полигона, были связаны не только с суровыми климатическими условиями летом температура выше 40, а зимой — ниже 30 градусов Цельсия и неустроенностью быта, но и с крайне сжатыми сроками строительства и отсутствием опыта в создании подобных объектов. Работы велись круглосуточно. Военным строителям и первым испытателям приходилось жить в землянках, палатках, старых железнодорожных вагонах, сборно-щитовых бараках. Несмотря на суровые климатические и крайне тяжелые бытовые условия, работы по строительству основных объектов полигона были выполнены в кратчайшие сроки — за полтора года. Объекты полигона располагались на огромной территории от реки Сырдарья до Камчатского мыса Озерный. Численность его штата составляла 1900 военнослужащих и 664 вольнонаемных работников. Впоследствии этот день был официально признан днем образования города и космодрома Байконур. Первым начальником 5-го НИИП был назначен генерал-лейтенант артиллерии Алексей Нестеренко, командовавший во время Великой Отечественной войны соединениями гвардейских минометных частей, орденоносец, лауреат Сталинской премии.
Под его руководством были сформированы первые боевые расчеты полигона, проведены первые полигонные испытания МБР Р-7 и успешные запуски первых искусственных спутников Земли. Большинство военных испытателей прошло обучение и стажировку на заводах, производящих ракетно-космическую технику, в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро, на полигоне Капустин Яр. В этот же день боевой расчет полигона совершил первый запуск ракеты Р-7, однако он оказался неудачным из-за негерметичности в магистралях горючего ракеты. По техническим причинам неудачными стали попытки запуска 9 июня и 12 июля. После принятых мер по повышению надежности и тщательной подготовительной работы боевого расчета полигона 21 августа состоялся успешный запуск ракеты Р-7. Испытания ракеты прошли успешно. Из соображений секретности в сообщении ТАСС местом старта ракеты был объявлен Байконур — ближайший к станции Тюратам населенный пункт, расположенный по трассе полета ракеты. Это был достойный ответ США. Страна получила средство доставки ядерного боезаряда до территории вероятного противника, который уже мог наносить удары по Советскому Союзу с военных баз, созданных вокруг СССР.
Учитывая положительные результаты испытаний изделия Р-7, С. Королев на заседании Государственной комиссии предложил ускорить подготовку запуска ракеты с целью выведения на орбиту искусственного спутника Земли ИСЗ. МБР Р-7 стала первой космической ракетой, прототипом ракет-носителей для осуществления программы пилотируемых космических полетов. На базе МБР Р-7 в дальнейшем было создано целое семейство советских ракет-носителей, получившего прозвище «семерка». Первый американский спутник «Эксплорер-1» был запущен 1 февраля 1958 года и весил 8,3 кг. Он умещался на ладони, и американская пресса назвала его «апельсин». Сентябрь 1959». Дубликаты вымпелов ныне хранятся в Музее космодрома Байконур. На основании фотографий, переданных станцией «Луна-3», в 1960 году были составлены первые атласы и карта обратной стороны Луны.
По результатам испытаний Государственная комиссия приняла решение осуществить запуск корабля «Восток» с космонавтом на борту 12 апреля 1961 года. Выбор пал на Ю. Титов был назначен его дублером. Основу отряда составляли военные летчики-истребители Ю. Гагарин, Г. Титов, А. Николаев, П. Попович, В. Быковский, В.
Комаров, П. Беляев, А. Леонов, Б. Волынов, Е. Хрунов, Г. Шонин, В. Гагарина с личным составом боевого расчета. В ней приняли участие главный конструктор С. Представлял космонавтов первый начальник Центра подготовки космонавтов, видный специалист в области авиационной медицины полковник Е.
Встреча показала искреннее стремление и готовность офицеров, специалистов боевого расчета и космонавтов успешно выполнить поставленную задачу. Роль первого космонавта планеты досталась гражданину Советского Союза летчику-космонавту майору Юрию Алексеевичу Гагарину, который полностью выполнил программу полета. В комментариях газета «Правда» 12 апреля 1961 года подчеркивала историческое значение этого события: «Победу в освоении космоса мы считаем не только достижением нашего народа, но и всего человечества… Наши достижения и открытия мы ставим не на службу войне, а на службу миру и безопасности народов».
Кто был в космосе до Гагарина. Мифы и реальность
Возникла идея поменять Гагарина на более лёгкого Титова, но её отверг Королёв, дав распоряжение демонтировать второстепенное оборудование и часть кабелей. Гагарин перед стартом на «Байконуре». Учёные обратили внимание, что при первом полностью успешном полёте собак в космос Белка испытывала в невесомости сильное беспокойство. Из опасения, что космонавт может утратить контроль над собой, панель ручного управления была закрыта кодовым замком. Код хранился на борту корабля в специальном пакете. Но специалисты так волновались за Гагарина, что за день до старта его инструктор Марк Галлай сообщил код от замка — цифры 1, 2, 5.
То же сделал и ведущий конструктор по «Востоку» Олег Ивановский — уже перед закрытием крышки люка. По пути к ракете Гагарин попросил остановить автобус в голой степи и прямо в скафандре «сходил на колесо». Так он решил проблему, которую не предусмотрели врачи: сходить в туалет на корабле было негде. Первый американский астронавт Алан Шепард в такой же ситуации пописал прямо в скафандр. У будущих советских космонавтов «ходить на колесо» стало традицией.
Полностью закрытый корабль с Гагариным внутри пришлось ещё раз открывать и закрывать, потому что от одного из датчиков не поступал сигнал о том, что крышка люка закрылась достаточно плотно. Старт ракеты с кораблём «Восток-1» был успешным. Но при выходе на орбиту стала очевидна первая большая проблема полёта: из-за сбоя в системе радиоуправления двигатели ракеты проработали дольше. Дальняя точка вытянутой орбиты — так называемый апогей — оказалась дальше от Земли на 92 километра. Взлёт корабля «Восток-1».
Из-за этого Гагарин рисковал остаться в космосе больше 20 дней. Дело в том, что на «Востоке-1» была одна тормозная двигательная установка, которая должна была включиться в сторону движения корабля, чтобы вернуть его на Землю. На случай её отказа была выбрана орбита, с которой при естественном торможении в атмосфере корабль приземлился бы за 5—7 суток. Но корабль улетел дальше. Между тем именно на это время приземления были рассчитаны запасы системы жизнеобеспечения.
Во время полёта Гагарин был пристегнут подвесной системой к креслу и не покидал его. Всего один виток вокруг земного шара. У Гагарина не было камеры или фотоаппарата, на Землю он смотрел через иллюминатор. Но его самого снимала телевизионная система «Селигер» и транслировала эти данные на Землю. Зато у него был магнитофон, на который он надиктовывал свои впечатления.
Но по недосмотру плёнка закончилась раньше времени, и Гагарин перемотал ее вручную, записывая конец полёта поверх уже сказанных слов. За время полёта первый космонавт не менее 79 минут пробыл в состоянии невесомости, при этом он адекватно вел переговоры, попробовал пищу из туб, пил воду, делал записи в бортовом журнале пока не улетел карандаш. Самочувствие было хорошее, о чём он и сообщал в радиоэфир. Страх, что невесомость может быстро критично повлиять на человека, не оправдался. Агентство национальной безопасности США в конце 1950-х годов разместило на Аляске и на Гавайях две станции наблюдения за советскими космическими аппаратами, способные перехватывать и расшифровывать телеметрию со спутников.
В сообщении ТАСС о полёте передали частоты бортовых передатчиков «Востока»: 9,019 мегагерца, 20,006 мегагерца и 143,625 мегагерца. Радиолюбители всего мира пытались услышать Гагарина в радиоприемниках. И некоторым из них повезло. Тормозная двигательная установка в итоге не подвела и включилась в расчетное время. Но после окончания её работы продолжал поступать азот, который использовался для вытеснения топлива.
Корабль закрутило. В иллюминатор Гагарин видел то Землю, то небо. Ситуация с двумя последними полётами беспилотных «Востоков» повторилась: спускаемый аппарат и приборный отсек не разделились в положенное время. Гагарин понял, что перелёт неизбежен. Из-за нештатного входа в атмосферу перегрузки превысили 9 g, поднявшись до 12 g.
Впервые в истории космический аппарат с человеком на борту вышел в космическое пространство, совершив полет по орбите искусственного спутника Земли. Всем известно знаменитое гагаринское слово «Поехали! И мало кому известен возглас Главного конструктора Сергея Королева. Провожая взглядом уходящую ввысь ракету-носитель Королев произнес: «Только бы слетал и вернулся живым! Все участники этого подвига прилагали неимоверные усилия для того, чтобы так и было, однако никакой абсолютной уверенности в благополучном исходе — не было. Поэтому невероятное напряжение, царившее в центре управления, длилось все 108 минут этого эпохального полета. Особого внимания заслуживает корабль-спутник из серии «Восток», на котором и был совершен первый полет Гагарина в космос.
Сам аппарат выводится многоступенчатой ракетой-носителем, от которой он должен отделиться, достигнув нужной высоты.
Как только приказ вступил в силу, в Москву начали стягиваться представители отряда космонавтов. Все понимали, что впереди их ждёт время тяжёлых испытаний, наверное, самых тяжёлых в их жизни. Потенциальных космонавтов разместили на Центральном аэродроме имени М. Первые теоретические занятия начались 14 марта. Лекции по ракетной технике сменяли лекции по медицине, а после изучения конструктивных особенностей космического корабля «студенты» знакомились с динамикой полёта.
Колоссальный объём информации по узкоспециальным дисциплинам нужно было освоить в кратчайшие сроки. А уже всего через месяц 11 человек отправились в Энгельс, где на местном аэродроме они начали оттачивать мастерство прыжков с парашютом. Подготовка к полёту. Только теперь потенциальных космонавтов ждали не только лекции и теоретические занятия, а ещё и тренировки в барокамере, центрифуге, термокамере, вибростендах. Выдержать такие нагрузки рядовой человек просто не мог. Но среди студентов рядовых и не было.
Однажды посмотреть на героев приехал Сергей Королёв, ему было важно лично с каждым из них познакомиться. Лучший из лучших — это Гагарин Затем кандидаты в космонавты занялись предполётной подготовкой. Эта часть обучения длилась полгода. Они изучали как космический корабль, так и работу всех его систем. Затем из 20-ки кандидатов были выбраны 6 человек. Они стали заниматься по ускоренной программе.
Воскресенский - заместитель главного конструктора С. Королева по испытаниям. В самом начале подъема ракеты Гагарин воскликнул: «Поехали! Ракета-носитель «Восток» проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней. На орбите Гагарин провел простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом.
Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полета еще не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полетом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления, можно было бы ее разблокировать. В конце полета тормозная двигательная установка ТДУ конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду.
Гагарин решил не пугать руководителей полета в первую очередь - Королева и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошел в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил по баллистической траектории как и у остальных космических кораблей серий «Восток» и «Восход» , то есть с 8-10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки - после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля температура снаружи при спуске достигает 3-5 тысяч градусов Цельсия , по стеклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать. На высоте 7 км в соответствии с планом полета Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток». После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся.
Последней проблемой в этом полете оказалось место посадки - Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Гагарину помогла хорошая предполетная подготовка - управляя стропами, он увел парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега. Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108-й минуте корабль завершил полет. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалеку от Энгельса в районе сел Смеловка и Подгорное. В 10:48 радар близлежащего зенитно-ракетного дивизиона засек неопознанную цель - это был спускаемый аппарат зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за «контейнерами с неба». После катапультирования целей на радаре стало две.
Тем временем с аэродрома Энгельс вылетел вертолет Ми-4, в задачу экипажа которого входило найти и подобрать Гагарина. Экипаж вертолета Ми-4 первым обнаружил спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было; ситуацию прояснили местные жители, которые сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолет взлетел и взял курс на город. С его борта на дороге неподалеку от КПП ракетного дивизиона заметили автомашину, на которой Гагарин после доклада в части направлялся к спускаемому аппарату. Гагарин вышел из машины и махал руками, его подобрали, и вертолет полетел на аэродром Энгельс, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром». На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полет в космос - медаль «За освоение целинных земель».
Впоследствии такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам. На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолета было все руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На автомобиле «Победа» Гагарина повезли на командно-диспетчерский пункт, а затем в штаб базы для связи с Москвой. К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолета: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трех часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался.
После доклада Гагарин и группа сопровождающих лиц сели на самолет Ил-14, прибывший с куйбышевского аэродрома «Кряж», и полетели в Куйбышев сейчас Самара. Было принято решение во избежание шумихи произвести посадку не в аэропорту «Курумоч», а на заводском аэродроме «Безымянка». Но пока глушили двигатели самолета и монтировали трап, на аэродроме уже собралось много народу включая рабочих и инженеров расположенного рядом с аэродромом завода «Прогресс», где, кстати, и была выпущена ракета Р-7, на которой стартовал в космос корабль «Восток» с Гагариным на борту , приехало городское партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолета Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел.
Через три часа после прилета в Куйбышев Гагарина туда же прилетели Королев и еще несколько человек из Госкомиссии.
Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина
Впрочем, здравого смысла в этом слове было больше, чем хулиганства, — кроме самого Гагарина, других членов экипажа на борту «Востока» не было. Текст письма публиковался не раз. В нем космонавт сообщает, что техника подвести не должна, однако «бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею». При этом Гагарин просит супругу воспитать дочерей и, если уж так случится, устроить и свою личную жизнь. Свой полет он посвятил «людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке». В тот раз письмо не пригодилось. Оно было передано вдове Юрия Гагарина спустя 7 лет, в марте 1968 года, после гибели летчика в авиакатастрофе.
Первый полет человека в космос длился 108 минут. Впрочем, у космонавта был код, позволяющий разблокировать ручное управление кораблем. Причина, по которой Гагарину не доверили управление кораблем, по словам экспертов, крылась в психологии. Врачи не знали, как человек поведет себя в космосе. Может, космонавт после старта сразу сойдет с ума?
Ученые рассчитывали, что верно прочитать и ввести этот код космонавт может только будучи вменяемым. Нужно признать, что перед самым полетом Гагарину все же сообщили этот код.
Какие задачи стояли перед космонавтом? В ходе полета космонавт обязан был проверить все системы пилотируемого корабля, изучить воздействие невесомости на организм человека и его психологическое и физиологическое состояние. Для этого Юрия Гагарин постоянно фиксировал свои ощущения и наблюдения на бортовой магнитофон. В небо запустят 108 тысяч воздушных шаров с портретом Гагарина — он провел на орбите именно 108 минут. Масштабные торжества будут и на космодроме Восточный, где сейчас готовятся к первому старту.
Общее руководство подготовкой взял на себя легендарный лётчик — генерал-лейтенант Николай Каманин. В относительно поздних книгах о Гагарине утверждалось, что все отобранные пилоты были выдающимися спортсменами и парашютистами, а будущий первый космонавт выделялся особыми навыками даже на их фоне. Рассекреченные документы рисуют совершенно иную картину. Проверка физической готовности выявила неприятную деталь: оказалось, что слушатели спортом систематически не занимались, способны подтянуться на турнике от двух до пяти раз, а при выполнении гимнастических упражнений демонстрируют скованность и плохую координацию.
После игр в волейбол и баскетбол они жаловались на усталость и боли в мышцах; бег и плавание быстро их выматывали. Физическую подготовку четверых слушателей, включая Гагарина, признали «крайне неудовлетворительной». Отряд космонавтов. Звездный городок, 1963 г. Когда Гагарин поступил в отряд, у него за плечами было всего пять прыжков с парашютом. У остальных слушателей ситуация оказалась не лучше: «рекордсменом» считался Евгений Хрунов 21 прыжок , «аутсайдером» — Виктор Горбатко четыре прыжка. Зная всё это, специалисты немедленно принялись тренировать и натаскивать будущих космонавтов. В итоге Гагарину зачли 41 прыжок с парашютом, а рекордсменом стал Борис Волынов, совершивший 66 прыжков в общем зачёте. В то же самое время началась непосредственная подготовка к космическому полёту с учётом факторов, определённых теоретически: перегрузок, невесомости, вибрации, замкнутости пространства.
Для имитации последнего слушателей одного за другим отправляли в сурдокамеру — изолированное помещение с искусственным освещением, без зрительной и слуховой связи с внешним миром. Такая ситуация возникнет в космосе только в одном случае: если откажут все системы связи, а пилот по каким-то причинам не сможет свести корабль с орбиты. В ЦПК понимали, что подобное стечение аварийных обстоятельств во время полёта «Востока» маловероятно, но десятидневная «отсидка» слушателей внутри сурдокамеры помогла выявить их черты характера и особенности психологии, а также выработать у будущих космонавтов привычку к длительному пребыванию в состоянии «ждущей схемы» — ожидания нового приказа к действию. В этот период на Юрия Гагарина впервые обратили особое внимание. Он отправился в сурдокамеру 26 июля, взяв с собой инструменты, чтобы мастерить. Ему составили расписание на каждый день: физзарядка, велоэргометр, ходьба и бег на месте, проведение анализов; кроме того, нужно было делать заметки о своем состоянии, вести дневник и так далее.
Во время космического полета состоялась первая в мире партия в шахматы, участниками которой стали космонавты. Игра проводилась между членами экипажа и двумя участниками миссии на Земле. Данная миссия была запланирована на еще более длительное пребывание в космическом пространстве и продлилась 17 суток и 17 часов. В результате чего, после завершения полета, экипаж корабля имел трудности с адаптацией к земной гравитации, что даже прозвали как «эффект Николаева».
Самоотверженный труд Андрияна Николаева был высоко оценен Родиной. Второй полёт Павла Романовича состоялся с 3 по 19 июля 1974 года совместно с бортинженером Ю. Артюхиным на космическом корабле «Союз-14». Корабль стыковался с «Салют-3» космической станцией, которая располагалась на орбите. Этот совместный полет длился 15 суток 17 часов 30 минут. Все это время космонавты занимались исследованием земной поверхности. Также они совершали важные исследования относительно того, как влияют на организм человека разнообразные факторы во время космического полета. За заслуги в освоении космоса летчик-космонавт А. Николаев был награждён двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды и медалями. С 1-го по 6-й класс школы учился в Тегеране.
В 1953 году окончил 6-ю военную авиационную школу первоначального обучения летчиков, в 1955 году - Качинское Краснознаменное военное авиационное училище летчиков ВАУЛ им. Мясникова Северо-Кавказского военного округа, в 1968 году - инженерный факультет Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского с присвоением квалификации "летчик-космонавт-инженер". Инструктор парашютно-десантной подготовки ВВС 1960 , военный летчик 1-го класса 1963. Выполнил более 100 прыжков с парашютом. Первый полет Валерий Быковский, получивший позывной «Ястреб», совершил 14-19 июня 1963 году в качестве пилота корабля "Восток-5". Космонавт Быковский приземлился в 14 часов 3 минуты в Казахстане в 540 км. Участвовал в совместном полете "Восток-5" и "Восток-6", пилотом которого была первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Продолжительность полёта была 4 суток 23 часа 6 минут. Костаная доставил Валерия Быковского в г.
В Куйбышеве Быковский встретился со своей «космической сестрой» Валентиной Терешковой. Встреча В. Быковского и В. Терешковой справа в Куйбышеве после своего полета. Алабина В. Терешкову после их полета провожают из Куйбышева в Москву. Быковский в г. Куйбышеве после своего полета раздает автографы. Быковский и В. Терешкова в Куйбышеве во время обеда после своего полета.
Алабина По прилёту на заводском аэродроме космонавты чётко, по-уставному доложили о выполнении полетного задания. На даче Куйбышевского обкома КПСС космонавты отдыхали, проводили пресс-конференции с журналистами, а также докладывали о полёте Госкомиссии. Следующий космический полет Валерия Федоровича состоялся с 15 по 23 сентября 1976 года 7 суток 21 час 52 минуты в качестве командира корабля «Союз-22». В третий раз Валерий Быковский полетел в космос командиром корабля «Союз-31» и советско-немецкого экипажа 26 августа — 3 сентября 1978 года. Продолжительность полёта — 7 суток 20 часов 49 минут. Суммарное время пребывания Валерия Быковского в космосе составило 20 суток 17 часов 47 минут. За выдающиеся достижения в освоении космоса космонавт был дважды удостоен звания Герой Советского Союза. Валентина Владимировна Терешкова Валентина Терешкова родилась 6 марта 1937 года в деревне Большое Масленниково близ города Тутаева Ярославской области в крестьянской семье выходцев из Белоруссии. После войны семья перебралась в Ярославль. Там Валентина Терешкова окончила семилетнюю школу в 1953 году, вечернюю школу рабочей молодежи в 1955 году и Ярославский заочный техникум легкой промышленности в 1960 году.
Работала ткачихой на комбинате технических тканей «Красный перекоп». С 1959 года занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе, выполнила множество прыжков с парашютом. Прошла полный курс подготовки к полетам на кораблях типа Восток. С марта по ноябрь 1962 года она проходила общекосмическую подготовку и после сдачи государственных экзаменов была зачислена в отряд космонавтов. C января по май 1963 года готовилась к полету на космическом корабле «Восток-6» по программе женского полета в составе группы вместе с Ириной Соловьевой, Валентиной Пономаревой, Жанной Еркиной. Продолжительность полета составила 2 суток 22 часа 50 минут. Полет перенесла довольно тяжело. Терешкова совершила посадку в 11 ч 20 мин на северо-западе Алтайского Края у райцентра Баево, в 230 км от г. Одновременно на орбите находился космический корабль «Восток-5», пилотируемый космонавтом Валерием Быковским. Космонавты вели переговоры друг с другом и с Центром управления, проводили медико-биологические эксперименты.
Валентина Владимировна Терешкова стала единственной женщиной в мире, кто совершил свой полет в одиночку. Терешкова совершила 48 оборотов вокруг Земли и провела почти трое суток в космосе. Позывной Терешковой «Чайка», придуманный Юрием Гагариным, известен всей планете. Терешкова в Куйбышеве после своего полета. Терешкова в Куйбышеве после своего полета раздает автографы. Терешкова на базе отдыха в Куйбышеве после своего полета играет в бильярд. Терешкова в г. Куйбышеве во время послеполетного медицинского осмотра. К 11:30 все самолеты произвели посадку на заводском аэродроме. Быковский и Терешкова доложили о завершении полета и приветствовали собравшуюся толпу народа.
Во время отдыха Терешкова не раз говорила, что испытывает к нашему городу особые, ностальгические чувства: «Куйбышев — это первое возвращение к земной жизни после космического полета. Космонавтов здесь встречали как самых дорогих сыновей, а меня - как дочь». Отдыхая и приходя в себя после полета первая женщина-космонавт играла в бильярд, шахматы, гуляла в парке на берегу р. В Куйбышеве проходило заседание государственной комиссии, на котором космонавты докладывали о полёте, делились наблюдениями. Терешкова докладывала: Старт «Востока-6» прошел отлично. Связь была хорошей, слышала все команды. Перегрузки были слабые, ниже пяти. Во «Взор» и боковой иллюминатор видела Землю. Видела в правый иллюминатор третью ступень. При переходе к невесомости неприятных ощущений не было.
Работала по программе. Связь с «Ястребом» установила в тени Земли. Видела звезду раза в три ярче Веги, которую приняла за «Восток-5». При включении ориентации слышала хлопок, подобный удару по пустому бидону. Первая ориентация не получилась. Меня предупредили, что на 38-м витке со мной будет говорить «20-й» позывной С. Королева о ручной ориентации. На 45-м витке я за 20 минут сориентировала корабль по-посадочному. Думаю, что отказа системы ориентации не было. Работать с оборудованием трудно: я не дотягивалась до глобуса и других приборов.
Приходилось частично отвязываться от подвесной системы. Проводила киносъемку городов, облаков, Луны. Делать съемку и записывать, что снимаешь, очень трудно. Биологические эксперименты я не выполнила - не смогла достать объекты. Дозиметры стояли на нуле. Салфетки гигиенические плохо смочены и очень малы. Нужно что-то иметь для чистки зубов. Проводила наблюдения со светофильтрами. На горизонте есть светящаяся полоса. Над Южной Америкой наблюдала грозы.
Ночью города легко определяются. Лунное освещение Земли и облачности очень красивое. Созвездия определять трудно. Солнечную корону не наблюдала. Первые сутки я скафандра не ощущала. На вторые сутки появились ноющие боли на правой голени, а на третьи сутки это уже беспокоило. Гермошлем мешал, давил на плечо. Шлемофон давил на левое ухо. Поясные датчики мне не мешали. Под датчиком на голове ощущались зуд и боль.
Система кондиционирования все время работала хорошо. При взлете температура в кабине корабля была 30 градусов, в конце первых суток полета - 23 градуса, а в начале вторых суток снизилась до 12 градусов и затем держалась на этом уровне. Радиосвязь работала хорошо. При включении УКВ были помехи.
«Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос
Приказом Министра обороны СССР за успешное выполнение правительственного задания первому космонавту Земли старшему лейтенанту Гагарину было присвоено внеочередное воинское звание «майор». Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур первым в мире он отправился в космос и, пробыв за пределами Земли 108 минут, вернулся обратно Героем Советского Союза, навсегда вписав свое имя в историю. Образ жизни - 12 апреля 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Юрий Гагарин, Герман Титов и Григорий Нелюбов.
Новости и события Российского исторического общества
Претенденты на роль первого космонавта изначально их было 20 не являлись самыми лучшими асами, но в этом и не было необходимости — их отбирали по другим параметрам. Королёву, главному конструктору корабля-спутника «Восток-1» и пионеру практической космонавтики, требовался лётчик до тридцати лет, весом до семидесяти двух килограмм и ростом до ста семидесяти сантиметров, имеющий великолепное психофизическое здоровье. Гагарин в Центре подготовки космонавтов: Королёву требовался кандидат с идеальным здоровьем Такие требования были продиктованы сложностью космических полётов и конструкцией кабины модуля «Восток-1» — в ней помещался только один человек с определёнными данными. Плюс ко всему было необходимо, чтобы космонавт был настоящим коммунистом, а не беспартийным. При конструировании «Востока» было придумано несколько простых, но весьма эффективных решений, которые потом использовались и на других космических ракетах. Сделать некоторые вещи в срок не получилось, и, например, по этой причине было принято решение не вставлять сюда систему аварийного спасения при старте. Вдобавок ко всему из конструкции уже строящегося корабля удалили вторую тормозную систему, дублирующую первую. Отказ от неё обосновали тем, что «Востока-1», войдя на не слишком высокую орбиту до 200 километров , всё равно в течение десяти суток слетел бы с неё из-за торможения о высшие атмосферные слои и возвратился бы обратно на нашу планету. И систем жизнеобеспечения на корабле-спутнике тоже хватало максимум на десять суток. Сначала из 20 претендентов выбрали 6, а окончательное решение, кто именно должен лететь, приняли на одном из заседаний госкомиссии — была одобрена кандидатура Юрия Гагарина дублёром назначили Германа Титова. А в качестве даты для запуска «Востока-1» было выбрано 12 апреля.
Биография Гагарина до дня полёта Юрий Алексеевич Гагарин появился на свет 9 марта 1934 года в обычной семье рабочих. Большую часть детства он провёл в городке Гжатске теперь этот город в Смоленской области называется Гагарин и соседних деревнях, пережил, будучи маленьким мальчиком, фашистскую оккупацию. В октябре 1955 года Гагарина призвали в вооружённые силы и направили в Чкалов этот город сегодня называется Оренбург в местное авиационное училище. Учился Гагарин у лётчика Ядкара Акбулатова, который в то время считался одним из лучших специалистов в своей сфере. Юрий Гагарин во времена своей учёбы в Оренбургском высшем авиационном училище В учёбе Юрий по всем предметам имел весьма высокие оценки и его даже назначили помощником командира взвода. Но при этом он никак не мог в совершенстве овладеть посадкой — нос самолёта всё время немного клонился вниз. В один момент из-за этого было даже принято решение отчислить его. Но Гагарин умолял дать ему ещё шанс, заявлял, что не представляет свою жизнь без неба. В итоге ему удалось осуществить идеальную посадку. В октябре 1957 года документ об окончании училища всё-таки был выдан Юрию Гагарину.
Затем он два года служил в истребительном авиаполку под Мурманском. А в конце 1959 года его включили в список кандидатов в космонавты и попросили приехать в столицу на медкомиссию. К этому времени он имел звание «старлея» старшего лейтенанта. Вероятность успеха запуска не была стопроцентной Факт запуска «Востока-1» никак не освещался заранее — власти стремились обеспечить секретность.
Николаев, Ю. Гагарин и П. Попович на пресс-конференции в Куйбышеве после полета Николаева и Поповича. Алабина Слева направо: Ю. Гагарин, Г. Титов, А. Попович в Куйбышеве после полета Николаева и Поповича. Алабина На аэродроме состоялся их доклад Председателю Госкомиссии Л. В 17 часов 30 минут на даче Куйбышевского обкома КПСС в обычном порядке космонавты доложили Госкомиссии и присутствующим о выполнении своих полетных заданий. Николаев докладывал: «Отрыв ракеты плавный, перегрузки росли плавно, вибрации небольшие, но они усиливались к концу работы блока «А». Перегрузки возрастали до 6 7 единиц» по моему мнению, они были завышены. Отделение космического корабля от блока «Е» почувствовалось по толчку от механизмов разделения. Старт космического корабля «Восток-4» не видел. Связь с Землей первые сутки работала неустойчиво, а все остальные — достаточно стабильно. Условия полета космического корабля были хорошими. Отсоединялся от кресла 4 раза. Просыпался ночью 3 раза. Перезагрузка 8 9 единиц. Затем было яркое пламя за бортом спускаемого аппарата. Посадка была успешной. Через час прилетел вертолет, я забрал из спускаемого аппарата бортжурнал, кинопленки и улетел на аэродром». Там они отдыхали, проходили послеполетный медицинский осмотр, а также докладывали Госкомиссии о полёте. Николаев после своего полета в Куйбышеве во время медицинского осмотра. Алабина Врачи встречают П. Поповича после его полета в Куйбышеве. Алабина 18 августа 1962 года в 12. Однако, это были не последние их космические полёты. Второй полёт Андрияна Григорьевича состоялся 1-го июня 1970-го года. На этот раз вместе с Виталием Севастьяновым, командир Андриян Николаев стартовал на борту космического аппарата «Союз-9». Во время космического полета состоялась первая в мире партия в шахматы, участниками которой стали космонавты. Игра проводилась между членами экипажа и двумя участниками миссии на Земле. Данная миссия была запланирована на еще более длительное пребывание в космическом пространстве и продлилась 17 суток и 17 часов. В результате чего, после завершения полета, экипаж корабля имел трудности с адаптацией к земной гравитации, что даже прозвали как «эффект Николаева». Самоотверженный труд Андрияна Николаева был высоко оценен Родиной. Второй полёт Павла Романовича состоялся с 3 по 19 июля 1974 года совместно с бортинженером Ю. Артюхиным на космическом корабле «Союз-14». Корабль стыковался с «Салют-3» космической станцией, которая располагалась на орбите. Этот совместный полет длился 15 суток 17 часов 30 минут. Все это время космонавты занимались исследованием земной поверхности. Также они совершали важные исследования относительно того, как влияют на организм человека разнообразные факторы во время космического полета. За заслуги в освоении космоса летчик-космонавт А. Николаев был награждён двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды и медалями. С 1-го по 6-й класс школы учился в Тегеране. В 1953 году окончил 6-ю военную авиационную школу первоначального обучения летчиков, в 1955 году - Качинское Краснознаменное военное авиационное училище летчиков ВАУЛ им. Мясникова Северо-Кавказского военного округа, в 1968 году - инженерный факультет Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского с присвоением квалификации "летчик-космонавт-инженер". Инструктор парашютно-десантной подготовки ВВС 1960 , военный летчик 1-го класса 1963. Выполнил более 100 прыжков с парашютом. Первый полет Валерий Быковский, получивший позывной «Ястреб», совершил 14-19 июня 1963 году в качестве пилота корабля "Восток-5". Космонавт Быковский приземлился в 14 часов 3 минуты в Казахстане в 540 км. Участвовал в совместном полете "Восток-5" и "Восток-6", пилотом которого была первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Продолжительность полёта была 4 суток 23 часа 6 минут. Костаная доставил Валерия Быковского в г. В Куйбышеве Быковский встретился со своей «космической сестрой» Валентиной Терешковой. Встреча В. Быковского и В. Терешковой справа в Куйбышеве после своего полета. Алабина В. Терешкову после их полета провожают из Куйбышева в Москву. Быковский в г. Куйбышеве после своего полета раздает автографы. Быковский и В. Терешкова в Куйбышеве во время обеда после своего полета. Алабина По прилёту на заводском аэродроме космонавты чётко, по-уставному доложили о выполнении полетного задания. На даче Куйбышевского обкома КПСС космонавты отдыхали, проводили пресс-конференции с журналистами, а также докладывали о полёте Госкомиссии. Следующий космический полет Валерия Федоровича состоялся с 15 по 23 сентября 1976 года 7 суток 21 час 52 минуты в качестве командира корабля «Союз-22». В третий раз Валерий Быковский полетел в космос командиром корабля «Союз-31» и советско-немецкого экипажа 26 августа — 3 сентября 1978 года. Продолжительность полёта — 7 суток 20 часов 49 минут. Суммарное время пребывания Валерия Быковского в космосе составило 20 суток 17 часов 47 минут. За выдающиеся достижения в освоении космоса космонавт был дважды удостоен звания Герой Советского Союза. Валентина Владимировна Терешкова Валентина Терешкова родилась 6 марта 1937 года в деревне Большое Масленниково близ города Тутаева Ярославской области в крестьянской семье выходцев из Белоруссии. После войны семья перебралась в Ярославль. Там Валентина Терешкова окончила семилетнюю школу в 1953 году, вечернюю школу рабочей молодежи в 1955 году и Ярославский заочный техникум легкой промышленности в 1960 году. Работала ткачихой на комбинате технических тканей «Красный перекоп». С 1959 года занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе, выполнила множество прыжков с парашютом. Прошла полный курс подготовки к полетам на кораблях типа Восток. С марта по ноябрь 1962 года она проходила общекосмическую подготовку и после сдачи государственных экзаменов была зачислена в отряд космонавтов. C января по май 1963 года готовилась к полету на космическом корабле «Восток-6» по программе женского полета в составе группы вместе с Ириной Соловьевой, Валентиной Пономаревой, Жанной Еркиной. Продолжительность полета составила 2 суток 22 часа 50 минут. Полет перенесла довольно тяжело. Терешкова совершила посадку в 11 ч 20 мин на северо-западе Алтайского Края у райцентра Баево, в 230 км от г. Одновременно на орбите находился космический корабль «Восток-5», пилотируемый космонавтом Валерием Быковским. Космонавты вели переговоры друг с другом и с Центром управления, проводили медико-биологические эксперименты. Валентина Владимировна Терешкова стала единственной женщиной в мире, кто совершил свой полет в одиночку. Терешкова совершила 48 оборотов вокруг Земли и провела почти трое суток в космосе. Позывной Терешковой «Чайка», придуманный Юрием Гагариным, известен всей планете. Терешкова в Куйбышеве после своего полета. Терешкова в Куйбышеве после своего полета раздает автографы. Терешкова на базе отдыха в Куйбышеве после своего полета играет в бильярд. Терешкова в г. Куйбышеве во время послеполетного медицинского осмотра. К 11:30 все самолеты произвели посадку на заводском аэродроме. Быковский и Терешкова доложили о завершении полета и приветствовали собравшуюся толпу народа. Во время отдыха Терешкова не раз говорила, что испытывает к нашему городу особые, ностальгические чувства: «Куйбышев — это первое возвращение к земной жизни после космического полета. Космонавтов здесь встречали как самых дорогих сыновей, а меня - как дочь». Отдыхая и приходя в себя после полета первая женщина-космонавт играла в бильярд, шахматы, гуляла в парке на берегу р. В Куйбышеве проходило заседание государственной комиссии, на котором космонавты докладывали о полёте, делились наблюдениями. Терешкова докладывала: Старт «Востока-6» прошел отлично. Связь была хорошей, слышала все команды. Перегрузки были слабые, ниже пяти. Во «Взор» и боковой иллюминатор видела Землю. Видела в правый иллюминатор третью ступень. При переходе к невесомости неприятных ощущений не было. Работала по программе. Связь с «Ястребом» установила в тени Земли. Видела звезду раза в три ярче Веги, которую приняла за «Восток-5». При включении ориентации слышала хлопок, подобный удару по пустому бидону. Первая ориентация не получилась.
Именно это сообщение и было распространено по всему миру спустя 55 минут после того, как Гагарин отправился в космос. Полет Гагарина длился всего 108 минут. Но эти минуты перевернули весь мир, все представления о возможном и невозможном. С трепетным волнением всматривался я в этот новый и непривычный для меня мир, стараясь все разглядеть и запомнить. В иллюминаторы виднелись удивительно яркие и холодные звезды. До них было еще далеко — ой как далеко! Поделиться Первый полет человека в космос Первый полет человека в космос Спускаемый аппарат корабля из-за сбоя в системе торможения приземлился в 10:55 мск не в заданном районе, а в Саратовской области, неподалеку от деревни Смеловки. Поэтому Гагарина встретили всего два человека: жена лесника и ее 5-летняя внучка — Румия Нурсканова. Планета рукоплескала Гагарину, это был настоящий триумф советской науки. Не придется ли теперь начать летоисчисление с того дня, когда человек одним прыжком поднялся выше пределов воображения? Кстати, некоторое время назад СМИ представили полетную инструкцию Гагарина. В инструкции по эксплуатации и управлению космическим кораблем "Восток-3А" содержится набор алгоритмов, прописывающих все этапы полета: от предстартовой подготовки и до возвращения на Землю. Даже указан порядок облачения в скафандр: космонавт должен "просунуть ноги в правую и левую штанины, просунуть руки в рукава и надеть гермошлем". Этот же документ предписывал астронавту настроиться на вторую программу Московского радио и употребить пищу в определенные отрезки после выхода на орбиту. Всемирная слава первого космонавта На первого космонавта обрушился невиданный поток славы. Гагарин в одночасье стал героем не только Советского Союза, но и всей планеты Земля. Советское дипломатическое ведомство штурмовали запросами из огромного количества стран, умоляя о визите первого космонавта. Весь мир требовал Гагарина. Всем хотелось знать что-нибудь о его жизни, увлечениях, привычках. Такую роль отвела ему история: встречаясь с тысячами людей, представлять не только себя, а быть полномочным представителем всего Советского Союза. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее". Приглашение его в страну исходило не от премьер-министра, а от Дэйва Ламберта, генерального секретаря Объединенного профсоюза литейщиков Великобритании. Директива от премьера звучала так: официальных приемов в честь советского гостя не устраивать и не привлекать к нему повышенного внимания. Но очень быстро все пошло не так. Как только первый космонавт появился в Хитроу, рядовые британцы буквально окружили аэропорт. Стоило Юрию Алексеевичу только появиться, как толпа начала скандировать: "Га-га-рин! Улицы, по которым проезжал Гагарин, покрыла чешуя зонтов: под моросящим дождем люди часами ждали появления советского космонавта. Лондонцы встречали Юрия Гагарина с такой теплотой и сердечностью, с таким темпераментом, что опровергли все привычные для нас представления об английской сдержанности и спокойствии", — вспоминал Николай Каманин. Заготовки, которые должны были показать советского космонавта в негативном свете, полетели в корзину. Газеты выходили со статьями, где о Гагарине отзывались с восторгом. Между тем в посольстве СССР раздался неожиданный звонок. Как Юрий Гагарин встречался с английской королевой 14 июля 1961 года они встретились — 27-летний покоритель космоса и 35-летняя хозяйка вековой империи. И весь порядок и этикет посыпались сразу. Советских гостей встретили в вестибюле все служащие дворца. Это было нарушением порядков, но Елизавета II пошла навстречу людям, мечтавшим своими глазами увидеть Гагарина. Прием в честь Юрия Гагарина почти сразу оброс массой легенд. Начать можно с самой пикантной. Гагарин рассказывал друзьям, что во время приема осторожно дотронулся до Елизаветы II — чуть выше ее колена. Ничего такого космонавт не имел в виду: как пояснял сам Гагарин, он никак не мог поверить, что рядом с ним сидит настоящая королева , а не героиня сказок.
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Западной области ныне Гагаринский район Смоленской области в крестьянской семье. Отец, Алексей Иванович 1902-1973 , был плотником. Мать, Анна Тимофеевна 1903-1984 , работала дояркой. Юрий Гагарин был четвертым ребенком; братья - Валентин, Борис, сестра Зоя. Во время Великой Отечественной войны семья Гагариных находилась на оккупированной территории, а после ее окончания переехала в городе Гжатск ныне Гагарин. Героя Советского Союза, летчика-космонавта Ю. Одновременно учился в Люберецкой вечерней школе рабочей молодежи. В июне 1951 года с отличием окончил училище, получив специальность формовщика-литейщика, и 7-й класс вечерней школы. В августе 1951 года по направлению Московского областного управления трудовых резервов он был зачислен в Саратовский индустриальный техникум ныне Профессионально-педагогический колледж Саратовского государственного технического университета им. Окончил его в 1955 году с отличием по специальности "литейное производство". В 1954-1955 годах одновременно с учебой занимался в Саратовском областном аэроклубе, летал на Як-18. В 1957 году с отличием окончил 1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков им. Ворошилова в 1958 году училище было переименовано в Оренбургское в связи с возвращением городу прежнего названия , получив квалификацию летчика-истребителя. Во время учебы летал на самолетах Як-18, МиГ-15бис. С сентября 1961 года по март 1968 года был слушателем инженерного факультета Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского в подмосковном г. Окончил академию с отличием по специальности "пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним" квалификация - летчик-космонавт-инженер. Служба в ВВС С декабря 1957 года служил летчиком в 769-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиадивизии Военно-воздушных сил ВВС Северного флота в пос. Луостари-Новое Мурманской обл. Выполнял полеты в сложных метеорологических условиях и в ночное время на самолете МиГ-15.
Сегодня отмечается Международный день полета человека в космос
В Книге рекордов Гиннеса за 1964 г. первым космонавтом назван сын известного авиаконструктора, летчик-испытатель Владимир Ильюшин. Можно было запустить первого советского космонавта и раньше, но, как назло, началась череда неудач. Куратор первого отряда космонавтов генерал Каманин вообще считал, что Титов к первому полету был готов лучше Гагарина. Гагарина можно назвать пилотом корабля «Восток», но первым настоящим космонавтом был Нил Армстронг», – резюмировали американцы. Первая – до Гагарина в космосе уже побывал другой советский космонавт, судьба которого неизвестна.
Юрий Гагарин - биография, новости, личная жизнь
Медики диагностировали смещение шейного позвонка. В тот же день слушателя положили на «вытяжку». После лечения он начал было тренироваться, но вскоре медицинская комиссия наложила на это запрет. Покинув отряд, Варламов остался служить в ЦПК. Пилоты «Востока» Сергей Королёв планировал запустить первого космонавта на орбиту до конца 1960 года, поэтому в спешном порядке были изготовлены два тренажёра. Пульт управления и приборная доска корабля «Восток» Внутри тренажёра корабля «Восток» К тому времени наиболее подготовленными к полёту считались двенадцать слушателей из двадцати, но пройти обучение на тренажёрах все они не успевали. Поэтому было принято решение выделить лучших, которые составят «специальную группу для ускоренной подготовки». Баллистики посчитали, что при нештатном приземлении в спускаемом аппарате «Востока» перегрузка может подняться до 12 g.
Специалистам поручили проверить, способны ли отобранные слушатели выдержать подобное. К концу октября космонавты прошли семикратные испытания при действии перегрузок от 7 до 12 g продолжительностью до 13 минут. В отчёте сказано, что после воздействия перегрузок у слушателей «на спине и боковых поверхностях бёдер отмечались единичные мелкоточечные подкожные кровоизлияния». И только у Анатолия Карташова «возникли обильные, сливные кровоизлияния». По свидетельству Ады Котовской, одного из специалистов, кровоизлияние выглядело как огромный отёчный синяк на всей задней поверхности тела — ничего похожего она до этого не встречала. Карташов был немедленно выведен из состава «спецгруппы» и направлен на госпитальное обследование. Его место в шестёрке занял Валерий Быковский.
Руководил ими заслуженный лётчик-испытатель Марк Галлай. Именно он придумал запускать имитацию полёта на «Востоке» неуставной командой «Поехали! В ходе подготовки космонавты составили список претензий к внутреннему устройству кабины «Востока», которые были учтены при дальнейшей работе над кораблём. Из-за различных проблем с прототипами «Востока» планы Королёва были сорваны, и пилотируемый полёт перенесли на весну 1961 года. Получается, что о том, кто будет первым космонавтом, члены отряда узнали ещё в январе 1961 года. В этой же последовательности изготавливались и индивидуальные скафандры «СК-1» для шестёрки, но из-за задержек завод успел обеспечить ими только троих: Гагарина, Титова и Нелюбова. Великолепная семёрка В отличие от советских властей, американцы не делали секрета из подготовки астронавтов.
Отбор начался в ноябре 1958 года. В качестве кандидатов рассматривались мужчины возрастом от 25 до 40 лет, ростом не выше 180 см. Первоначально профессиональная принадлежность не имела значения — в кандидаты мог, например, записаться физик с опытом работы в лаборатории не менее трёх лет. Но президент Эйзенхауэр своим решением постановил, что астронавтов следует искать среди военных лётчиков-испытателей. В итоге были отобраны 110 человек. Газетчики тут же окрестили их «великолепной семёркой», и не зря: все они были опытными лётчиками с феноменальной выносливостью. Будущие астронавты были представлены публике на пресс-конференции в Вашингтоне 9 апреля 1959 года и с тех пор находились под пристальным вниманием СМИ.
Например, журналы Life и Popular Mechanical в том же году опубликовали целую серию материалов о семёрке и их семьях. Покорители орбиты 9 и 25 марта состоялись полёты кораблей 3КА, которые представляли собой точные копии «Востока», только вместо пилота в кресле находился манекен в скафандре, прозванный «Иваном Ивановичем». Каждый раз шестёрка космонавтов отправлялась на полигон Тюра-Там известный ныне под названием «космодром Байконур» , чтобы наблюдать за подготовкой к старту и тренироваться в надевании скафандров. Шестёрка космонавтов на полигоне Тюра-Там В одно из таких посещений, 23 марта, на полигон пришла страшная весть: в сурдокамере погиб слушатель отряда Валентин Бондаренко. Случилось это на десятый день изоляции, которая должна была продолжаться пятнадцать суток. Утром слушателю сообщили, что очередной эксперимент подходит к концу, и разрешили снять медицинские датчики. Сняв их, Валентин протёр кожу ватным тампоном, смоченным в спирте, и бросил его, не глядя, в корзину для мусора.
Но она упала на включённую электроплитку, и атмосфера сурдокамеры, насыщенная кислородом, вспыхнула. Пламя охватило всё помещение, загорелся шерстяной костюм. Дежурный врач не мог сразу открыть герметичную дверь: за ней поддерживалось пониженное давление. Однако, когда Бондаренко вынесли из камеры, он был ещё в сознании и повторял: «Никого не вините, я сам виноват». Восемь часов врачи Боткинской больницы боролись за его жизнь, но спасти Валентина не удалось — он скончался от ожогового шока. Космонавтов потрясла весть о гибели товарища: к Бондаренко все очень хорошо относились, он был общительным и к тому же самым младшим в отряде.
Снаружи «Восход» не сильно отличался от одноместных «Востоков», так как был разработан полностью на их основе.
Многоместный космический корабль «Восход» весил 5 320 кг, что на 595 кг больше «Востока». Он состоял из сферического спускаемого аппарата, в котором размещались космонавты, и конического приборного отсека, где находились топливные баки и двигательная установка. Внешние размеры и компоновочные схемы кораблей из двух разных серий были идентичными. Претерпели существенные изменения пространство для размещения космонавтов внутри корабля и система для совершения мягкой посадки. Конструкторы «Восхода» отказались от существовавшей ранее системы катапультирования, так как приземлиться космонавты должны были все вместе и одновременно находясь в спускаемом аппарате.
Его имя присвоено созданному в г.
Гагарине мемориальному музею, Краснознаменной Военно-воздушной академии в поселке Монино, Центру подготовки космонавтов. Его имя носят научно-исследовательские суда, школы и техникумы, Якутская областная типография. Бронзовый бюст Ю. Гагарина установлен в г. Москве на Аллее Героев космоса. Памятник в Звездном городке открыт в 1971 году.
Бронзовый бюст пятнадцатилетнего Ю. Гагарина установлен на 2-й площадке космодрома Байконур. Установлены памятники в г. Москве на площади Гагарина , г. Гагарине, г. Ленинске ныне Байконур на площади его имени, г.
Софии, на ТЭЦ им. Гагарина в г. Вишонте в Венгрии 1973. В Москве на Аллее Героев космоса установлен бронзовый бюст Юрия Гагарина, а на одноименной площади — памятник космонавту. Также бронзовый бюст установлен на 2-й площадке космодрома Байконур, памятники Гагарину есть в Звездном городке, в Гагарине, Ленинске ныне — Байконур и др.
Гагарина на орбиту Земли. Фото В. Ерофеева На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолёта было всё руководство базы.
Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На автомобиле «Победа» Гагарина повезли на командно-диспетчерский пункт, а затем в штаб базы для связи с Москвой. К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолёта: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. Пока в кабинете генерала И. Бровко, в котором был аппарат правительственной связи, обеспечивали связь с руководством страны, Гагарин давал интервью и фотографировался. После доклада Гагарин и группа сопровождающих лиц сели в самолёт Ил-14, прибывший с куйбышевского аэродрома «Кряж», и полетели в г. Было принято решение во избежание лишнего внимания произвести посадку не в аэропорту «Курумоч», а на заводском аэродроме «Безымянка». Но пока глушили двигатели самолёта и монтировали трап, на аэродроме уже собралось много людей включая рабочих и инженеров расположенного рядом с аэродромом завода «Прогресс», где и была выпущена ракета Р-7, на которой стартовал в космос корабль «Восток» с Гагариным на борту , приехало городское партийное руководство.
Когда смонтировали трап, первым вышел из самолёта Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Через три часа после прилёта в Куйбышев Гагарина туда же прилетели С. Королёв, дублёр Гагарина летчик-космонавт Г. Титов и другие. Гагарин выходит из самолета на заводском аэродроме в Куйбышеве. Алабина Ю. Гагарин раздает автографы на даче обкома КПСС в г. Фото Ю.
Устинов предложил произвести космонавта сразу в майоры. Приказ о присвоении этого внеочередного звания был подготовлен до старта, но Юрий Гагарин узнал о том, что он стал майором, только после посадки. Гагарин проходил послеполётную реабилитацию на даче обкома КПСС Куйбышевской области, которая стала своеобразной резиденцией для будущих космонавтов. Гагарин гулял, проходил послеполётные медицинские обследования, играл в бильярд. Память о первом космонавте Земли увековечена и в г. Его фамилией названо бывшее Черновское шоссе ныне улица Юрия Гагарина. В 1976 г. Герман Степанович Титов Г.
Титов после своего полета в г. В 1953 году окончил среднюю школу в селе Налобиха Алтайский край ; в 1955 году — 9-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков ВВС; в 1957 году — Сталинградское военное авиационное училище летчиков им. Краснознаменного сталинградского пролетариата в городе Новосибирске, получив диплом с отличием и квалификацию "военный летчик"; в 1968 году — Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Жуковского по специальности "Пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним"; в 1972 году — Военную академию Генерального штаба. В 1957-1960 годах Герман Титов служил в истребительном авиационном полку Ленинградского военного округа. С 1960 года по 1970 год находился в отряде космонавтов. Получил позывной «Орел». Был дублером первого космонавта планеты Земля Юрия Гагарина.
Титов Г. Продолжительность полета составила одни сутки и один час. Космический корабль совершил 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. Это был первый в мире космический полет длительностью более суток. В полете Титов дважды на 1-м и на 7-м витках управлял кораблем вручную, выполнял его ориентацию и стабилизацию. В остальное время он был занят проверкой бортовых систем и фотосъемкой Земли и космоса фотокамерой. В начале 2-го витка Титов впервые провел киносъемку и продолжал ею заниматься в течение всего полета короткими сеансами. Он вел радиосвязь, ел и пил специально приготовленную пищу.
Так, например, его обед состоял из 150 г концентрата супа-пюре с хлебом, мясного и печеночного паштет в тубах, черносмородинового сока. Суточный полет Германа Титова позволил сделать главный вывод: человек может жить и работать в невесомости. На сегодняшний день Герман Титов является самым молодым космонавтом в мире — на момент полёта в космос ему было 25 лет. Герман Степанович Титов несколько раз посещал Куйбышев. Первый визит состоялся 16 марта 1961 года в составе первого отряда космонавтов. На двух самолетах ИЛ-14 они вылетели с аэродрома Чкаловский на полигон «Байконур» с посадкой в аэропорту г. Их разместили на суточный отдых в санатории МО «Волга». Космонавты сутки отдыхали в этом санатории — играли в бильярд, шахматы, гуляли в парке на берегу р.
Волги, а 17 марта 1961 года хорошо позавтракали в столовой санатория и теми же самолетами вылетели на полигон «Байконур». На полигоне они появились впервые. Там в это время проходила подготовка к запуску седьмого последнего беспилотного космического корабля «Восток» с манекеном и собакой «Звездочкой». С 18 по 25 марта 1961 г. Они присутствовали при пуске этого космического корабля, затем им сообщили, что результаты работы седьмого космического корабля положительные, корабль штатно совершил посадку в Пермской области. После этого все шесть космонавтов возвратились в Москву. Поэтому по решению Куйбышевского обкома КПСС для встречи космонавтов на аэродром допускались трудящиеся двух коллективов. Второе посещение Титовым г.
Куйбышева было связано со встречей Ю. А Гагарина после его полёта. Третий визит в город состоялся после полёта самого Титова в космос 7 августа 1961 г. Титов выходит из самолета на аэродроме в Куйбышеве после своего полета. Позади него — А. Николаев, летчик-космонавт, дублер Г. Алабина Г. Титов после своего полета с Ю.
Гагариным на базе отдыха в Куйбышеве. Медиков беспокоило кратковременное ухудшение здоровья Титова на первых витках космической орбиты. Полет каждого космонавта на космическом корабле «Восток» решал важные и уникальные задачи. Например, перед космонавтом Титовым ставилась задача прожить сутки в космосе и дважды проверить ручное управление системой ориентации корабля «Восток-2». После выполнения этого задания он доложил, что космический корабль хорошо слушается ручного управления. Кроме того, полетным заданием предусматривалось фотографирование на кинопленку поверхности Земли. За сутки космического полета Г. Титовым были засняты большие площади поверхности различных регионов планеты Земля.
В своем докладе утром 8 августа 1961 г. Титов подробно изложил Госкомиссии и присутствующим об итогах своей работы, начиная от посадки в космический корабль «Восток 2» и до вылета из Энгельса Саратовской области в г. Он доложил также, что его посадка происходила при сильном ветре. Он доложил также, что при спуске с орбиты у него темнело в глазах от воздействия большой перегрузки. Но это состояние было кратковременным. После доклада и ответов на вопросы был короткий перерыв и встреча с журналистами. Титов после своего полета с руководителями Куйбышевской области. Нижний ряд слева направо: 1.
Воротников, заместитель председателя Куйбышевского облисполкома. Фридлянов заместитель начальника финансового отдела Куйбышевского облиспол-кома. Верхний ряд слева направо. Павловский, командующий войсками ПриВО. Токарев, председатель Куйбышевского облисполкома. Ковалев облисполком. Никулин, зав. Зотов, зав.
Финансовым отделом облисполкома. На этой встрече он рассказал журналистам о своем полете, об отдыхе на даче Куйбышевского обкома КПСС и что на берегах Волги он бывает уже третий раз. Гагариным на пресс-конференции на базе отдыха в Куйбышеве. Титов после своего полета во время завтрака на базе отдыха в Куйбышеве. После отдыха Г. Титов на самолете ИЛ-18 вылетел в Москву. С ним вылетели космонавты, врачи, командование ЦПК. Андриян Григорьевич Николаев А.
Николаев после своего полета в Куйбышеве. Фамилия Григорьев досталась ему в честь имени отца, причиной чего послужили местные традиции тех лет. После окончания семи классов школы сменил фамилию на фамилию отца — Николаев, и переехал в город под названием Мариинский Посад, где проживал его старший брат. В 1947-м году окончил местный лесотехнический техникум, получил диплом «техника-лесовода». Следующие три года Андриян Григорьевич проработал мастером лесозаготовок на лесном промышленном предприятии «Южкареллес», в поселке Пай, республика Карелия. В 1950-м году Андриян Николаев заканчивает обучение в школе воздушных стрелков города Кировобад, после чего полгода служит стрелком в УССР, городе Староконстантинов. В 1952-м году Андриян Григорьев завершает один курс обучения в авиационном училище Чернигова, а в 1954-м году Фрунзенское военное училище в столице Киргизии — г. В начале 1955-го года он отправляется на службу в качестве воздушного стрелка, а позже — летчика.
Пройдя годовую общекосмическую подготовку и успешно сдав все экзамены, Андриян Николаев получил должность космонавта и позывной «Сокол».
ПЕРВЫЕ ОДИННАДЦАТЬ
Почему первым космонавтом 12 апреля 1961 года стал Юрий Гагарин, какие качества стали решающими для выбора и кто мог заменить его в последний момент? Таким образом, в первый же час после старта правительство США получило доказательство из надежного источника и никогда не ставило полет советского космонавта под сомнение. Именно в этот день, 12 апреля 1961 года, советский космонавт Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет.
52 года назад человек впервые вышел в космос. История Алексея Леонова
Страницы Летописи" о первом отряде космонавтов и многогранной работе конструкторского бюро, возглавляемого Главным конструктором ракетно-космических систем академиком вым. Первый полет человека в космос был совершен на корабле «Восток-1» массой почти 5 тонн. Это был Первый отряд космонавтов СССР, в состав которого входили 9 летчиков ВВС, 6 летчиков ПВО и 5 летчиков авиации ВМФ. Первый «космонавт-практик» был спокоен, как тот самый Кедр, который стал его позывным на время полета. Согласно этой теории, именно поэтому Королев назначил его первым космонавтом. Гагарин – первый космонавт СССР и мира, ставший символом развития советской авиации и науки.