Народные приметы на Михайлов день подскажут, как лучше провести 21 ноября. Пудов день и переходящий церковный праздник Вербное воскресенье. В этот день принято посещать богослужения, освящать в храмах вербные или ивовые ветви и украшать ими в доме иконы. В народном календаре 28 апреля получило название Пудов день или Святой Пуд. Народные приметы.
Народные приметы на сегодня, завтра и текущий месяц
Саврасов, Зима 1870г. Народные пословицы и приметы февраля Февраль сшибает рог зиме. В феврале зима с весной встречаются впервой. Февраль — сечень: зиму сечет пополам. Февраль — месяц лютый, спрашивает: «Как обутый»?
Вьюги да метели на февраль налетели. Февраль зиму ломает, воду подпускает, три часа прибавляет. Утром кричит синица — к морозу. Ночью иней выпадает — днем снега не будет.
Снег прилипает к деревьям — к теплу. Подробный народный календарь на февраль 1 февраля — Преподобного Макария Египетского. Святого Марка, архиепископа Ефесского. Макарьев день, Макар Ясный, Макар — чистые дороги, Макар — погодоуказник.
В Макарьев день судили-рядили о весне. Считается также, что погода в этот день определяла погоду на весь месяц. На Ефимия в полдень солнце — к ранней весне. Ежели средь этого дня метель разыграется — вся масленица последняя неделя февраля метельная.
Замечали, что около дня этого угодника приходится половина зимы, поэтому апостола Тимофея называют Полузимником. На Тимофея бывают сильные морозы, которые от имени этого угодника часто называются Тимофеевскими. Если с Крещения 19 января трескучий мороз стоит неделю, то затем следует неделя оттепели, а за ней — тимофеевские морозы, которые обычно сильнее крещенских, но держатся всего 2-3 дня, а потом устанавливаются легкие морозцы. Если в этот день побеги «снежных растений» на окнах тянутся вверх — жди морозов, наклоняются — к оттепели.
Священомученика Климента, епископа Анкирского, Мученика Агафангела. Святитель Григорий Богослов 329-389 гг. День домашних забот. Наблюдали за птицами: утром кричит синица — к морозу.
Подобно тому, как св. Во многих местах эту угодницу называют Полухлебницей, Аксиньей — Весноуказательницей, Аксиньей-полухлебницей, так как с этого дня половина срока осталась до нового хлеба, и так как к этому времени озимое зерно пролежало в земле половину срока до всхода. На день преподобной Ксении наши предки справлялись на торгу о ценах хлеба и, если замечали, что они повышались, ожидали дороговизны; если же понижались — ожидали дешевизны хлеба. Полухлебница цены на хлеб устанавливает.
В этот день можно погадать о ценах на хлеб в ближайшее время и на новый урожай: взять печеный хлеб и взвесить его сначала вечером, а потом утром. Если за ночь вес хлеба уменьшится — значит, он подешевеет, если увеличится — подорожает. Если же вес останется неизменным — цена на хлеб будет прежняя. Считали, что каков будет день с утра до полудня, такова будет и первая половина следующей зимы.
Оживает природа.
Мы можем воспользоваться этими посланиями из прошлого. Пожилые люди утверждают, что многие из этих примет работают до сих пор. Даже в условиях изменения климата и отвратительной экологии. Деревня Голенищево В прежние времена важным регулятором жизни были не только церковные праздники и наставления. Важную роль играли отголоски язычества.
В них содержались предостережения и поучения: что и когда делать или не делать , куда ходить, кого просить и к кому обращаться за помощью.
B Великий четверг, который по традиции называли «Чистым», христиане во всех домах начинали красить яйца, делать «крашенки». В густой красный цвет можно окрасить яйца, опустив их в крепкий отвар луковой шелухи. Разные оттенки розового цвета получались, если варили яйца вместе с корой вишни или свеклой. Зеленые яйца получали, сварив их вместе с молодой зеленью озимых. Фиолетовыми делали яйца цветы ольхи, запасенные с прошлой весны. Бронзовый цвет давала кора дуба, а золотой — желтая резеда. Пасха обыкновенная и кулич Для приготовления пасхи в старину использовали деревянные пасочницы — разборные ящички в виде усеченной пирамиды — символа Гроба Господня. На внутренней стороне дощечек вырезали буквы «ХВ» Христос Воскрес , изображение креста, цветов.
Эти рисунки и надписи отпечатывались потом на готовой пасхе. Для пасхи брали творог самого лучшего качества — свежий, сухой, однородный. Рецепт пасхи обыкновенной. Свежий, хорошо отжатый творог протереть ложкой сквозь частое решето или редкое сито. В отдельную кастрюлю положить свежее сливочное масло, свежую сметану, яйца и, непрерывно размешивая, довести до кипения. Затем все это тщательно растереть с творогом, прибавить сырое яйцо, соль и еще раз растереть до получения однородной массы. Взять чистую салфетку из мягкой, тонкой ткани, смочить ее водой и уложить ровными складками в форму, наполнить приготовленной массой. Сверху прикрыть сначала краями салфетки, затем крышкой, наложить гнет и поставить в холодное место но не на лед на полсуток или даже сутки, чтобы вытекла сыворотка. Убрать гнет, снять крышку, отвернуть края салфетки, опрокинуть форму на тарелку или блюдо, осторожно снять форму и салфетку, подать на стол.
По желанию можно обложить пасху вокруг крашеными яйцами. Рецепт пасхального кулича. Тесто для опары: 0,5 стакана кипящего молока вылить в 100 г муки, быстро помешивая деревянной ложкой до получение эластичной массы. Развести дрожжи в 0,5 стакана теплого молока и смешать со 100 г муки, оставить на 10 минут. Соединить обе смеси, накрыть и поставить на 1—2 часа, чтобы тесто поднялось. Для приготовления «заливки» желтки, соль и сахар растереть в однородную массу и взбить добела. Влить половину заливки в подошедшую дрожжевую смесь, добавить 250 г муки, хорошенько вымесить и дать подойти за час. Залить вторую половину заливки, добавить 500 г муки и месить до тех пор, пока тесто не будет отходить от рук. Тесто готово.
Постепенно влить в тесто растопленное сливочное масло, снова как следует вымесить. Добавить пряности и коньяк. Дать тесту снова подойти. Разделить тесто и переложить его в заранее подготовленные формы до половины формы! Обмазать кулич яичным желтком и поставить в разогретую духовку на небольшой огонь на 45 минут. Празднование Пасхи Начинал трапезу старший в семье, обычно отец. Когда вся семья собиралась за столом, отец-хозяин клал яйцо на божницу и молился в голос, завершавшее молитву «Аминь» домашние повторяли хором, затем все садились, хозяин собственноручно очищал первое пасхальное яйцо, разрезал его и раздавал по кусочку каждому члену семьи. После этого распределялись кулич и другие угощения. Очень часто разговление начиналось с постной пищи: с овсяного киселя, приготовленного в Чистый четверг, с ложки растительного масла или тертого хрена, который лежал за иконами с четверга Страстной недели и применялся как профилактическое средство от лихорадки.
В этот день считалось неприличным и греховным слишком шумно веселиться и развлекаться: петь мирские песни, плясать, играть на гармошке, пить водку. Основное празднование, начало молодежных гуляний — «игрищ» приходилось на следующий день праздника, который изобиловал развлечениями. Гостевание тоже считалось неприличным, так как празднование Пасхи было семейным праздником. Лишь только к вечеру, «в пауженальную пору», ненадолго заходили в гости к соседям. На второй или третий день Пасхи, по примеру церковных обходов, женщины и девушки совершали обход деревни. Этот обычай должен был защитить селение от разных несчастий, особенно от ураганов и пожара. Как только поднимется солнце, соседки с иконами на полотенцах иногда с горящей свечой в фонарике собирались на околице деревни. Деревню обходили вокруг с пением «Христос воскрес из мертвых», в дома не заходили, в завершение обхода иконы мыли водой из колодца, после чего вода считалась святой, ее хранили дома и использовали в качестве профилактического и лекарственного средства при болезни. В старину утром, после пасхальной заутрени, молодежь и дети «христославили» каждый дом в селе.
Войдя в дом, они трижды поздравляли хозяев: «Христос воскресе! Не одарить ребятишек считалось большим грехом, поэтому хозяева специально готовились к их приходу, приберегая угощения. Но праздник Пасхи — это не только молитвы. У этого праздника всегда была и «развлекательная» сторона. Празднично одетая молодежь собиралась на улице, где специально к Пасхе устанавливали качели и игры с пасхальными яйцами, остальные жители деревни приходили посмотреть. Игры и забавы с пасхальными яйцами В старину на Пасхальной неделе устраивались игры и забавы с яйцами. Они начинались с первого дня Пасхи после обеда на деревенской улице, в месте молодежных гуляний, около церкви. Изначальный смысл этих игр давно утерян, но понятно, что игры с яйцами — это древний земледельческий обряд, так как его совершали и на Егорьев день, Красную горку, Вознесенье, Троицу и на Петровское заговенье. Самой распространенной игрой было катание яиц со специально изготовленных деревянных желобков или лоточков — узких ящичков, имевших с обеих сторон по длине невысокие бортики.
В начале игры яйца выкладывали полукругом перед лотком и по очереди спускали с лотка. Когда катившееся яйцо ударяло в бок уже лежавшее на земле, хозяин первого выигрывал и забирал побитое яйцо. По другим условиям игры, чтобы выиграть в катании яиц, достаточно было, чтобы яйцо откатилось дальше, чем предыдущее. Но чаще всего яйца катали дома по столу или по полу во время праздничной трапезы. Играющие садились напротив друг друга и как можно сильнее толкали свое яйцо навстречу яйцу соперника. Разбитое яйцо разбирал тот, чье яйцо осталось целым. Того, кто смог собрать большое количество яиц, считали самым ловким и удачливым, а проигравшего называли «раззявой». В некоторых местах были известны особые способы, позволявшие заручиться удачей при катании яиц. Для этого надо было, например, рано утром в Чистый четверг украсть у кого-нибудь со двора обычную палочку.
Широко была известна игра «битки». Один из играющих зажимал яйцо в руке, другой бил по нему своим. Чаще бились обоими концами яйца, но иногда только острым концом — «носочком». Яйцо считалось проигранным, если разбивались оба конца, если же у каждого из играющих оставалось по одному целому концу, они делили каждый свое яйцо пополам и обменивались половинами. Начинали биться «носочком», а потом уже в ход шла «пятка» — тупой конец яйца. Многие придумывали разные хитрости для того, чтобы выиграть как можно больше яиц. Для этого делали фальшивые яйца: в скорлупе проделывали две маленькие дырочки, через которые выпускали содержимое яйца, а его место заполняли древесной смолой или воском. Такие хитрости не поощрялись. За обнаруженное фальшивое яйцо могли даже побить.
Детская игра «Охота за яйцами». Взрослые прятали яйца в саду, среди кустов и деревьев. Дети наполняли ими корзиночки и бежали в сад к соседям искать там яйца. Побеждал тот, кто собирал больше яиц. Красная горка Красная горка Фомино воскресенье, Фомина неделя — первое воскресенье после Пасхи. В православной традиции Фомино воскресенье посвящено явлению Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. Когда Христос явился апостолам, апостола Фомы среди них не было, поэтому, услышав радостную весть, он в нее не поверил. Через неделю он встретился с воскресшим Спасителем, но опять усомнился, тогда Христос показал ему Свои раны и предложил ощупать их. Только после этого Фома уверовал в воскресение и признал в Христе распятого Учителя.
На Красную горку заканчивается Светлая седмица. В церкви последний раз служится литургия по праздничному пасхальному чину, закрываются царские врата. Фомино воскресенье названо Красной горкой, поскольку по народной языческой традиции так называли дни начала весны, когда народ поднимался на самое высокое место горку и зажигал костры в честь Даждьбога. Рядом с этими огнями совершались мольбища и жертвоприношения, а также вершился суд — «полюдье». Гулянья По аналогии с празднованием языческих праздников встречи весны, Красная горка отмечалась широко и празднично. Народ собирался на больших улицах и площадях. По традиции, в этот праздник начинались девичьи хороводы и заканчивались первые весенние, начинавшиеся с Пасхи, ярмарки невест, праздничные угощения девушек и женщин, обряды встречи весны, а также обходы дворов с поздравлением — «окликанием» молодоженов. С этого воскресенья начинается период свадеб, так как Фомино воскресенье — первый день после Великого поста, когда в церкви разрешены венчания. На Красную горку, как и на Пасху, красили яйца и устраивали с ними игры.
Молодежь старалась не пропускать игры и хороводы, поскольку пропуски считались плохой приметой. По народному поверью, если парень не будет участвовать в гуляньях на Красную горку, то из-за этого он женится на рябой, уродине или так и останется холостым. А для девушек не было хуже наказания, чем выйти замуж за некудышного жениха или вообще остаться старой девой. Обряд «Кликание весны». Рано утром на Красную горку проводился языческий обряд «Кликание весны». Девушки поднимались на вершину холма и становились в хоровод. Самая бойкая из них — запевальщица-«хороводница» — начинала просить солнце о своем девичьем счастье: «Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное ведрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по чветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, серце девичье лаской согревай, добрым молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь.
От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы. Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка имя , путем-дорожкой шла-пошла, золот ключ нашла. Кого хочу, того люблю, кого сама знаю — тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, доброго молодца имя на многие годы, на долгие весны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Все девушки-хороводницы повторяли за ней слова, вставляя свое имя и имена полюбившихся парней. Затем девушка, положив на землю посредине круга красное яйцо и хлеб, запевала песню, прославляющую весну. Девушки хором подхватывали эту песню. Завершала празднование веселая пирушка.
Обряд «Опахивание села». Обряд «Опахивание села» проводился на Красную горку с целью уберечься от несчастий на весь предстоящий год. Начинался обряд ровно в полночь. Все женщины и девушки деревни выходили за околицу с песнями. Там уже их ждали три молодые женщины с сохой и три старые женщины с иконой Казанской Божьей Матери. Девушки расплетали косы, женщины снимали платки, затем несколько женщин садилось на доски, положенные поверх сохи, которую придерживали сзади, остальные брались за привязанные к сохе веревки и тащили ее вокруг села, останавливаясь на всех перекрестках, чтобы чертить кресты. Впереди процессии шли молящиеся старухи с иконой Казанской Божьей Матери. Обойдя деревню и возвратясь на исходное место, женщины устраивали праздничную трапезу. Позднее к ним присоединялись парни.
Пирушка продолжалась до трех часов, а затем все расходились по домам, так как гулять после третьих петухов считалось грехом. По народному поверью, после совершения обряда опахивания все беды и несчастья оставались за бороздой и не имели силы перешагнуть через нее и навредить селу. Радуница Радуница радоница, радавница — самый главный день поминовения умерших предков, приуроченный к Пасхе. Радуница отмечается во вторник, в десятый день после Пасхи, хотя в старину ее отмечали в Фомино воскресенье Красная горка или понедельник. По народному поверью, название праздника происходит от того, что в этот день мертвые встают из могил, слушают поминальную обедню в церкви за алтарем, разговляются после Великого поста, присутствуя во время поминальной трапезы, и радуются как Христову дню — Пасхе, так и тому, что их дети помнят о них. В народе верили, что те родители, дети которых не приходили поминать в Радуницу на кладбище, не радовались, а плакали весь праздничный день. Несмотря на поминальный характер, Радуница считалась веселым и радостным праздником: «Веселы песни о Масленице, а веселей того — о Радунице». По языческой традиции, поминовение умерших весной, перед началом посевных работ, относится к культу предков. Цель этого обряда — получить поддержку и покровительство предков в крестьянском труде.
Крестьяне говорили: «Василий — выверни оглобли». Но санный путь становится непроезжим не в один день. Наши пращуры подмечали: или неделю до Благовещенья 7 апреля не доездишь, или неделю переездишь. К этому дню зацветает орешник и медуница. Если на земле ещё лежал снег, то хозяйки белили на нём холсты. Холсты выносили на снег, оставляя греться под лучами весеннего солнца.
Это помогала сделать их белее и прочнее. Маги в этот день читали оберег, защищающих их от откатов и от тех людей, с которыми приходится воевать: Читают заговор раз в год. Народные приметы на 4 апреля 2023 года Рано утром в этот день обязательно смотрели на солнце: если оно в кругах — быть богатому урожаю. Если при восходе солнца появились красные круги на небе, то год будет плодородным. Синие облака по небу плывут — к теплу и дождю. Снег на муравейнике с северной стороны сошел — к теплому и долгому лету.
Если же снег с южной стороны муравейника растаял, то лето будет прохладное. Снег сошел, а на его месте появилась паутина — будет помеха хорошему урожаю. Значение снов с 3 на 4 апреля Сны с 3 на 4 апреля точны. Сбудутся через 7-10 дней. Сновидение, приснившееся днем 4 апреля, предупреждает о событиях, которые произойдут в ближайшем будущем. Что можно и чего нельзя делать 4 апреля 2023 Что можно делать На Руси в День Василия Теплого было принято гадать на солнце.
Вербное воскресенье: почему 28 апреля нельзя обижаться и ругаться - народный календарь
Народные приметы на Вербное воскресенье | Народный календарь праздников и примет на 2024 год | Узнайте, какой сегодня народный праздник и какие поверья веками существовали в народе. |
Вербное воскресенье. Что можно и что нельзя делать 28 апреля 2024 года - Погода | Суббота, 27 апреля – день полон недобрых примет, связанных с воронами. |
Народные приметы на 22 мая 2023 года: что можно и чего нельзя делать в этот день | Дошли до наших дней и народные приметы, которые не связаны с верой. |
Народные приметы на 29 апреля 2024 года: что нельзя делать в этот день
В народном календаре декабря есть много важных праздников, с которыми связано большое количество примет и суеверий. Календарь народных примет на каждый день, разбитый по месяцам. В народном календаре 28 апреля 2024 года — Пудов день, а в церковном — день памяти одного из 70 апостолов — Пуда.
Народные приметы на Вербное воскресенье
В первый день весны по народному календарю отмечается Ярилин день. Появилось множество народных примет, связанных с Вербным воскресеньем. В народном календаре 28 апреля получило название Пудов день или Святой Пуд.
Народные приметы на 4 апреля 2023 года: что можно и чего нельзя делать в этот день, толкование снов
На Руси невесты, прежде чем дать согласие на брак, проверяли женихов: молодого человека ставили под деревом, где обычно роились пчелы, а затем изучали их поведение. Если они не обращали никакого внимания на парня, то жених хорош и скоро будет свадьба. Что нельзя делать 28 апреля По народным поверьям, нельзя обижать пчел, нельзя охотиться на них. Если пчела залетела в дом, нужно постараться выгнать ее на волю. Нельзя работать допоздна, брать на себя дополнительную работу, подработку, трудиться на пределе своих сил — могут начаться проблемы в карьере.
В первую очередь это касалось супругов. Поговаривали, что тот, кто поссорится, долго не сможет помириться. Не разрешалось в эту дату стирать, иначе, по поверью, вода заберет силы и здоровье человека.
Женщины в день Ирины рассадницы не рукодельничали. Они заметили, что нитки часто путаются. А примета гласила, что и в судьбе то же может произойти. Не стоит также смотреться в чужое зеркало. Отражающие поверхности наши предки считали опасными, через них, по поверью, можно лишиться счастья и удачи, передать их другому человеку. Не рассказывали о плохих снах, которые, по народной примете, могут сбыться через 40 дней. Не прощались в день Ирины рассадницы на пороге и на лестнице, чтобы домой вернуться и в дороге не приключились неприятности.
Приметы на 29 апреля о погоде По приметам в день Ирины рассадницы раньше предсказывали погоду на ближайшие дни. Радуга раскинулась в небе — день будет удачным. Ветер подул с запада — впереди теплые и солнечные дни.
Нарушителей спокойствия ожидала кара в виде тяжелых недугов. Рубить деревья. Это считалось страшным грехом, расплатой за который будут все мыслимые и немыслимые проблемы, сваливающиеся со всех сторон. Считать мелкие деньги. После этого слезы придется лить не год, а целых три, которые пройдут в нищете. Стричь ногти после заката солнца.
Это — к беде. Заниматься рукоделием. Считалось, что все, что будет сшито или связано в этот день, не принесет радости и быстро придет в негодность. Поскольку работать в этот день тоже запрещалось, люди старались провести время либо в праздных утехах, либо в домашнем уюте. Один из важных запретов касался стирки. Наши предки верили, что вместе с грязной водой можно выплеснуть финансовое благополучие и остаться без денег. Народные поверья, пришедшие из давних времен, полны предрассудков. Следовать им, конечно же, не нужно. У наших современников другие ценности и традиции.
Но знать, как жили люди несколько веков назад, почему поступали так, а не иначе, чего боялись, а чему радовались, совсем не бесполезно. Разве не так? RU Ярилин день: народные приметы «В марте день с ночью меряются». Старинная поговорка соответствует истине.
Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» У славянских народов в недалеком прошлом исчисление времени велось по церковным праздникам и постам. События русской деревенской жизни происходили «на Сретенье», «на Благовещенье», «в Петровки», «на Казанскую», и были связаны с памятными датами церковного календаря, который тесно переплетался с древними, дохристианскими языческими поверьями и приметами. Не было дня в году, не отмеченного поминовением какого-либо одного, а чаще нескольких святых — поэтому народ прекрасно обходился без привычных современному человеку чисел и месяцев. Провинциальное дворянство также вело счет дням не по официальному календарю.
С Новым годом и Рождеством!
Газета «Долинская правда» рассказывает, какие есть приметы в этот день и что категорически нельзя делать. Список который содерит все народные приметы, суеверия, предсказания погоды по природным явлениям, растениям, птицам и животным. В народном календаре 22 апреля называется «День Вадима Ключника». Появилось множество народных примет, связанных с Вербным воскресеньем.
Приметы на 29 апреля: что можно и чего нельзя делать в этот день
Нельзя нецензурно браниться, завидовать кому-либо, ревновать близких и оскорблять людей. Каждое сказанное вами слово может обернуться против вас. Если вы обидите близкого человека, то помириться будет сложно. Не следует выяснять отношения и супругам, иначе они могут развестись. Не рекомендуется ходить на охоту, потому что в дом может прийти беда. Мужчинам на Ирину рассадницу нельзя заниматься посадкой капусты.
В Первую неделю церковь призывает верующих к покаянию и смирению, к избавлению от гордыни как главного источника грехов.
Ограничений на пищу на этой неделе не вводится. Вторая неделя посвящена евангельской притче о блудном сыне. В это время усиливается мотив покаяния. Грешникам, отступникам от церкви дается надежда на возврат в ее лоно, как блудному сыну в отчий дом. Третья неделя называется «мясопустной» или «неделей Страшного суда», так как о нем читается во время литургии. Верующим напоминают об ожидающем их последнем суде живых и мертвых, чтобы жили они в страхе Божьем и помнили о грядущем наказании за грехи и беззакония.
В течение семи дней церковным уставом еще разрешается употреблять в пищу мясо. Мясо запрещено есть в последнюю подготовительную неделю, известную в народе как масленичная, или сыропустная неделя. На протяжении семи дней, предваряющих Великий пост, употребляется сырная пища: молоко, сыр, масло, яйца. В церковных проповедях и песнопениях в эти дни верующим напоминается о необходимости воздержания, о том, что близится час покаяния. Заканчивается Масленица Прощеным воскресеньем. Святая Четыредесятница Первая неделя седмица Великого поста отличается особой строгостью.
На Руси в течение этой недели питались хлебом, луком и квасом. В первые четыре дня первой недели на Великом повечерии читается покаянный канон преподобного Андрея Критского: «Откуда начну плаката окаянного моего жития деяний; кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию…» Скорбь о грехах, об утраченной чистоте, надежда на восстание, на избавление от рабства страстей — эти чувства теперь владеют православными христианами. Даже богослужение меняет свой характер, преобладает чтение, хор поет реже, плачет монотонными унылыми ударами колокол. И от этих ударов «смущается» душа, так как вспоминает о том, что звон колокольный — образ ангельской трубы, созывающей на Страшный суд. Во все время Великого поста, на утренних и вечерних службах, читаются книги Ветхого Завета. С самой первой вечерни предлагаются для чтения: книга Бытия и книга Прит чей Соломоновых.
Чтение Бытия следует по порядку ее глав, но в дни литургии, когда собирается больше народа в храме, предложены два важнейшие сказания о судьбе всего человечества: в среду — сотворение по образу Божию и подобию, а в пятницу — изгнание из рая. Изменяется и порядок церковных служб. Ежедневное совершение Божественной литургии прекращается. Ее служат в субботние и воскресные дни поста. На неделе же в среду и пятницу бывает литургия Преждеосвященных Даров, во время которой верующие причащаются Святыми Дарами, освященными в прошлое воскресенье. В первую пятницу Великого поста, перед окончанием обедни, выносится посреди церкви и благословляется коливо, то есть вареные хлебные семена с сухими плодами, и поется канон на память святого Феодора Тирона, бывшего ратником и мучеником во дни гонений христиан.
История происхождения колива. Юлиан-богоотступник тайно велел осквернить кровью от идольской жертвы христианскую пищу на рынке. Но Бог, чрез великомученика Феодора Тирона, повелел христианам не есть ее, а питаться коливом — вареной пшеницей с медом; с тех пор церковь установила совершать в сей день ежегодно воспоминание его благой помощи. В первое воскресенье Великого поста церковь совершает чин Торжества Православия. От совершаемого пения и сам день называют Неделей Православия слово «неделя» в древнем русском языке означало «воскресенье». Многие в начале поста отправлялись на богомолье к святым местам.
Вторая и третья неделя не считались особенно важными и не были отмечены обрядами, третья даже называлась в народе «Безымянной» по церковному календарю она начинается с воскресенья святого Григория Паламы. Субботы, приходящиеся на 2, 3 и 4 недели, признавались церковью как родительские, предназначенные для поминовения покойных «родителей». На четвертую неделю приходится середина сорокадневного поста, что предопределило ее особое значение. В ночь на воскресенье, которое ей предшествует, на всенощной после великого славословия из алтаря через царские врата выносят запрестольный крест. Его кладут на аналой посреди церкви и оставляют лежать до пятницы для поклонения верующих. Поэтому неделя называлась «Крестопоклонной».
Это действие совершается, как его поясняет церковь, чтобы напомнить верующим о страданиях и смерти Христа и укрепить постящихся к продолжению поста. Так как середина Великого поста приходится на среду, народ дал и другое название четвертой неделе — «Средокрестная». Крестьяне пекли «кресты» крестики, крестушки, хрестцы, хрясты — печение из ржаной муки, пресного или кислого теста в форме креста. Указывая на важность печения «крестов» в середине поста, говорили: «Ломается говенье — крестов печенье». Пятая неделя — Похвальная. В четверг в церкви на утрене совершается так называемое стояние в честь святой Марии Египетской: прочитывается весь покаянный канон святого Андрея Крицкого и канон в честь святой преподобной Марии Египетской, которая была раскаявшейся великой грешницей.
Делается это для того, чтобы показать пример покаяния. В субботу этой недели церковью установлено моление к Пресвятой Богородице, называемое акафистом или похвалою, от которого неделя и получила свое название. В народе название недели — «похвальная» — связано с началом весны, приметы которой подмечали крестьяне и говорили: «На похвальной неделе сорока яйцом похваляется». Шестая неделя, Неделя Ваий или Вербная, в пятницу которой заканчивается Четыредесятница, предшествовала празднику Вход Господен в Иерусалим, название неделе дал обычай в этот день освящать в церкви ветки вербы. Седьмая, последняя неделя Великого поста называется Страстной и является отдельным, наиболее строгим шестидневным постом, посвященным событиям последних дней земной жизни Христа, его пленения и распятия; следующее за ней воскресенье — Пасха. В жизни русской деревни Великий пост был особым временем.
С его началом менялся привычный ход жизни и внешний облик деревни. Крестьяне надевали скромную, траурную, одежду; прекращались молодежные посиделки, запрещались гуляния; пение песен, игра на музыкальных инструментах считались грехом; не было свадеб, гощений и больших празднований. Даже похороны проводились скромнее. Вводились 4 степени строгого поста: 1. В субботу и воскресенье дается разрешение на «вино и елей». От понедельника до пятницы положено «сухоядение», «варение без елея».
Скоромного — мяса, рыбы, молока, яиц — не давали даже маленьким детям и больным. Нарушение поста считалось не только страшным грехом, но и могло повлечь за собой божественное наказание: болезнь или травму. Основой каждодневного пищевого рациона были ржаной хлеб, щи, каши на постном масле, репа, картофель, соления, кисели, квас, моченые ягоды и т. Строгий запрет налагался церковью на супружеские отношения. По народным представлениям, муж не должен был спать с женой в период поста еще и потому, что от этого могли родиться больные или слабоумные дети. Непременным атрибутом постного времени было хождение в церковь к исповеди: на первой неделе и на последней перед Пасхой, Страстной неделе, вторая исповедь считалась наиболее важной.
Издавна обряды, приходившиеся на завершение поста, служили средством очищения и защиты окружающего пространства и человека от нечистой силы и являли границу между периодом безвременья — Пост — и периодом возрождения и обновления жизни и природы — Пасха. На время Великого поста приходились многочисленные обряды кликания весны, подготовки и проведения пахоты и сева. Особое значение имели отдельные дни и недели Поста: Чистый понедельник на первой неделе, среда или четверг Средокрестие на четвертой, Крестопоклонной неделе, Вербное воскресенье, Чистый четверг на Страстной неделе. Великий пост являлся важным хозяйственным периодом, на него обычно приходилось начало нового хозяйственного сезона, подготовка и проведение земледельческих работ — сева и пахоты. С началом Великого поста женщины садились за кросна, сначала ткали, а затем белили холсты, которыми за пост надо было запастись на весь будущий год. Мужчины занимались заготовкой дров и леса для построек, витьем веревок, починкой сельскохозяйственного инвентаря, ограждений вокруг полей и выгонов и т.
Великий пост — это не только отказ от «скоромной пищи». В это время особенно следили за своими словами, так как верили, что «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься». На протяжении семи недель Великого поста устанавливается особое, молитвенное состояние верующих, готовность исповедоваться и принимать причастие. Напряжение достигает кульминации в Страстную неделю и разряжается самой пышной и торжественной церковной службой с выносом плащаницы, крестным ходом, колокольным звоном. Вербное воскресенье Вербное воскресенье — воскресенье на шестой неделе Великого поста, последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день церковь отмечает двунадесятый Господний праздник — Вход Господень в Иерусалим.
Согласно Евангелию, Иисус Христос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу он увидел привязанного к дереву молодого осла и попросил учеников привести его к нему. Ученики постелили на спину осла свои одежды, на которые сел Христос. Когда он въезжал в город, народ, узнавший о чуде воскрешения Лазаря, восторженно приветствовал Спасителя пальмовыми ветвями называемыми «ваии» и хвалебной песней: «Осанна спасение Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне». На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды.
В память об этом событии во всех христианских храмах принято в этот день освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, которая дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье». Суббота, предшествующая Вербному воскресенью, также считается праздничной, она называется Лазаревой, так как, по церковному преданию, в этот день Христос воскресил Лазаря, на нее приходятся основные приготовления к празднованию Вербного воскресенья. В деревнях в эти дни старались не работать, а к празднику готовили разнообразные кушанья из рыбы, пирогирыбники. Пирог разделать из постного теста закрытым или открытым, выбрав любую форму. На разделанный нижний пласт теста уложить предварительно подсоленное филе, сбрызнуть маслом.
Величина пирога небольшая и печется он по времени поменьше, чем крупный. Готовый пирог смазать растительным маслом и подать горячим. В городах и в сибирских деревнях обязательным блюдом субботнего праздничного стола была икра. Канун Вербного воскресенья шумно и весело праздновала молодежь. За три-четыре дня девушки начинали собирать продукты, из которых в субботу варили брагу, готовили рыбный «курник», кашу и пекли гречневые блины. В полночь молодежь с пением песен выходила на улицу.
Около ворот каждого дома, где жили новобрачные, парни и девушки останавливались и кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». В народе верба, освященная в этот праздник, считалась священной и наделялась магическими свойствами. Утром праздничного дня взрослые хлестали веточками вербы детей, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров! Страстная неделя Страстная неделя страшная — последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе. Она получила свое название в вспоминание о «Страстях» — страданиях Иисуса Хрис та. Церковные службы дней Страстной недели посвящены событиям последних дней земной жизни Спасителя, ввиду важности которых каждый день недели называется Великим Страстным.
На протяжении всей недели в знак скорби церковь предписывает особенно строгое воздержание, которое становится еще более суровым ближе к Пас хе: с Великого четверга по Великую субботу. Но идея Великого поста — очищение через воздержание, покаяние и причастие, на Страстной неделе находит отражение не только в церковных службах и ритуалах, но и в многочисленных народных очистительных и предохранительных обрядах, основная масса которых сосредоточена вокруг Чистого четверга. В первые три дня Страстной недели в церквах вспоминается пребывание Христа в Иерусалиме и его пророчества о своей грядущей кончине. На утрене после шестопсалмия поется: «Се жених грядет в полунощи», а после канона: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, и одежды не имам, да вниду в он: просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси мя». На часах читаются четыре Евангелия. В русской деревне с понедельника начиналась подготовка к Светлому Христову Воскресенью Пасхе : крестьянки стирали, мыли избу, прибирали двор.
В народе говорили: «Страшной понедельник на двор идет — всю дорогу вербой метет! Мужики-хозяева заготавливали припасы и корм для скотины на все праздники. Крестьянки делали «соченое молоко», которому приписывали магические свойства. Женщины рано утром до восхода солнца сметали по закромам льняное и конопляное семя, которое толкли в ступах и разбавляли водой. Полученным «молоком» поили захворавшую скотину, при этом замечали, если животное отказывается пить, отворачивается, значит на него и на весь его приплод напущена порча и никакое лечение уже не поможет. Как изготовление, так и применение «соченого молока» считалось исключительно «бабьим делом»; крестьянки верили, что, если оно случайно попадалось на глаза мужику, то теряло все свои лечебные свойства.
На Страстную среду приходились некоторые очистительные и охранительные обычаи следующего дня Страстной недели — Чистого четверга. Например, обливание скотины талой водой, из снега, собранного по оврагам, посоленной заготовленной в прошлом году четверговой солью. Считалось, что эта вода предохраняет двор от порчи целый год. В западной Сибири некоторые четверговые обряды начинались с вечера Великой среды. В последние дни Страстной недели делались последние приготовления к Пасхе: заканчивалась уборка, крестьяне запасались провизией, красили яйца, пекли куличи, варили пиво. В вымытых и прибранных домах, пол в которых посыпали белым речным песком, расстилались новые половики, на стены, окна, божницу развешивали белые вышитые полотенца, подвязанные бантами или украшенные цветными шелковыми лоскутками или искусственными цветами.
Все это великолепие не снимали вплоть до конца Пасхальной недели. В церкви тоже готовились к Пасхе: начищали подсвечники и паникадила, заполняли лампады маслом, вставляли новые свечи. С четверга по субботу пост был особенно строг. Наиболее истово верующие в память о страданиях Христа вовсе отказывали себе в пище и питье, проводили эти дни в молчании, остальные старались есть один-два раза в день, ограничиваясь невареной пищей. В Великий, Чистый четверг крестьяне обязательно посещали церковь, в которой в этот день вспоминают Тайную вечерю и предательство Иуды, читают 12 Евангелий 12 евангельских отрывков, повествующих о страданиях Иисуса Христа. В Великую пятницу в память о мучениях и распятии Христа из алтаря выносят лежащую на престоле плащаницу, поклониться которой собирается народ.
В Страстную субботу служба в храме идет в течение всего дня. В этот день церковью вспоминается пребывание Спасителя телом во гробе, а душой сошедшего в ад и сокрушившего силой Своей адские врата, связавшего Сатану и освободившего из ада прародителей Адама и Еву, библейских пророков, душу благочестивого разбойника, распятого вместе с Ним. Приведя спасенных в рай, сам Он воссел на престоле с Отцом и Святым Духом. Во время утренней службы, начинающейся в полночь, священник и дьякон выходят из алтаря, становятся посреди храма, рядом с плащаницей, и поют стихи из псалма «Блажени непорочнии», символизирующие погребальное пение, затем совершается обряд символического погребения Христа, перенесения Его тела с Голгофы в сад Иосифа Аримофейского.
Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» У славянских народов в недалеком прошлом исчисление времени велось по церковным праздникам и постам. События русской деревенской жизни происходили «на Сретенье», «на Благовещенье», «в Петровки», «на Казанскую», и были связаны с памятными датами церковного календаря, который тесно переплетался с древними, дохристианскими языческими поверьями и приметами. Не было дня в году, не отмеченного поминовением какого-либо одного, а чаще нескольких святых — поэтому народ прекрасно обходился без привычных современному человеку чисел и месяцев. Провинциальное дворянство также вело счет дням не по официальному календарю.
Исторический контекст Истоки праздника уходят в III век, когда уже упоминалось об освящении пальмовых ветвей и проведении шествий. Эта традиция, известная как неделя ваий, описывается в римских богослужебных книгах начиная с VII—VIII веков и предположительно была впервые установлена в Иерусалиме. На Руси до упразднения патриаршества Петром I шествие "на осляти" стало символическим изображением этого события: патриарх, символизирующий Христа, на ослике проезжал маршрут от Успенского собора до Покровского и обратно, воссоздавая библейский эпизод. Традиции празднования Вербное воскресенье начинается с всенощного бдения, во время которого верующие держат в руках свечи и веточки вербы, символизируя пальмы. Утреня службы включает чтение молитвы "ваий", после которой происходит освящение вербы святой водой. Эти ветви верующие забирают домой и хранят до следующего года.