Используют механизм ислама для достижения своих политических, экономических или меркантильный целей. Возникновение ислама кратко: история зарождения и распространения религии мусульман. Слово «Ислам» в переводе с арабского означает «покорность Всевышнему Аллаху». Современный ислам – вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. Слово «Ислам» в переводе с арабского означает «покорность Всевышнему Аллаху».
Что такое шариат и какие особенности есть у исламского права. Объясняем простыми словами
Расхождения по этим вопросам привели к возникновению ряда течений, среди которых выделяются сунниты, шииты, хариджиты, мурджииты и мутазилиты. В результате в исламе не было выработано официальной ортодоксии, а богословская полемика оставалась на протяжении многих веков неотъемлемой частью исламской религиозной жизни. Сформировавшийся более или менее стихийным образом некий баланс взглядов и интересов, одной из характерных черт которого является существование множества локальных региональных и этнических интерпретаций ислама при сохранении общего духовного и цивилизационного единства мусульман [8]. Он выступает как «мажоритарный» ислам, выражая мнение и обычаи, теорию и практику большинства членов общины. Для суннизма характерна ориентация на «правильную» доктрину, являющуюся срединной между крайностями, а также конформизм или прагматизм , установка на легитимизацию статус-кво, на узаконивание утвердившихся обрядов, верований и институтов.
Суннитская теология, разработанная двумя школами калама — ашаритской и матуридитской , также развивалась как «срединная». В VIII—XI веках в суннизме возникли юридические школы мазхабы : ханафитский , маликитский , шафиитский и ханбалитский мазхаб. Несмотря на то, что по некоторым вопросам среди мазхабов есть разночтения, все суннитские мазхабы считаются легитимными и равнозначными. Самым распространённым из мазхабов которого придерживаются около трети всех мусульман мира является ханафизм, официально принятый в начале XVI века в Османской империи и ныне преобладающий среди мусульман бывшего СССР.
Ханбализм представляет собой одновременно и богословскую школу, а его приверженцы, особенно ваххабиты , отличается неприятием инакомыслия, буквализмом в понимании священных текстов, нетерпимостью ко всякого рода новшествам , крайней строгостью в соблюдении религиозных обрядов и норм [8]. Шииты Основная статья: Шииты Шииты- имамиты двунадесятники признают 12 имамов из числа прямых потомков Али ибн Абу Талиба , последний из которых Мухаммад аль-Махди таинственно исчез в конце IX века. Шииты верят, что перед Страшным судом явится Махди и установит на земле равенство и справедливость [21]. Шииты, как и сунниты, признают святость Корана, а в сунне признают собственные сборники хадисов.
Кроме того шииты имеют собственные «священные писания» ахбар , включающие хадисы об имаме Али. Местами поклонения у шиитов кроме Мекки являются иракские города Неджеф и Кербела , а также иранские города Кум и Мешхед. Наиболее влиятельными духовными лицами у шиитов-имамитов считаются крупные муллы муджтахиды , среди которых самые авторитетные удостаиваются звания аятолла и великий аятолла [22]. Шииты признают законными временный брак мута и практикуют благочестивое скрывание своей веры такия [4].
Шиитам разрешено совершать в одно время полуденную и послеполуденную молитву, а также вечернюю и ночную молитву. Сунниты объединяют молитвы только во время путешествий. Ибадизм часто ассоциируется и рассматривается как умеренная разновидность хариджизма , хотя сами ибадиты отказываются признавать себя хариджитами. В отличие от большинства групп хариджитов, ибадизм не считает грешных мусульман неверующими.
Некоторые ибадитские хадисы, например из сборника Муснад имама ар-Раби ибн Хабиба аль-Фарахиди , содержат уникальные рассказы из ранней истории ислама, но большинство ибадитских хадисов также можно найти в стандартных суннитских сборниках, современные ибадиты часто одобряют все стандартные суннитские сборники. Такие хариджитские общины как аджрадиты , азракиты , маймуниты , надждиты , язидиты и др. Суфизм Основная статья: Суфизм Суфизм представляет собой мистическое направление в исламе. Суфийское движение возникло ещё при Омейядах, и первоначально принимало аскетические формы, выражавшие социальный протест против резкой дифференциации мусульманской общины, роскошной и праздной жизни господствующей верхушки.
В VIII—IX веке суфизм вылился в течение, ориентирующееся на мистическое богопознание и противопоставляющее себя схоластицизму богословия, ритуализму и юридизму фикха. В последующие два века разрозненные суфийские общины и обители начали объединяться в дервишские ордены или братства тарикат , которые имели собственные системы мистической практики, обрядов инициации и инвеституры, внешних знаков отличия. Благодаря деятельности тарикатов суфизм с XIII века превратился в основную форму «народного» ислама [6]. Согласно суфийскому учению, каждый человек способен добиться общения с Богом путём самоотречения, аскетизма и молитв под руководством духовного наставника.
Суфизм состоит из 4 этапов: шариат — неукоснительное исполнение исламских законов; тарикат — период послушничества в роли ученика , стремление подчинить свою волю — воле учителя и Бога; марифат — внеопытное знание, достигнутое иррациональным путём; хакихат — постижение Божественной истины [4]. Важным элементом суфийской практики является зикр , во время которого осуществляется многократное повторение молитвенных формул. Зикры бывают тихими хафи и громкими джахр , в том числе с использованием музыки и барабанов [4]. Богословие Основная статья: Исламское богословие В тесной связи с исламским правом развивались такие религиозные дисциплины, как коранистика особенно экзегетика и хадисоведение.
Из потребности в более глубоком осмыслении богооткровенных данных родилась спекулятивная теология — калам. Главными проблемами калама стал вопрос о соотношении Божественных атрибутов и божественной сущности, а также о предопределении и свободе воли. В результате ассимиляции античной философии, особенно аристотелизма , возник арабоязычный перипатетизм , крупнейшими представителями которого были аль-Фараби , Ибн Сина Авиценна и Ибн Рушд Аверроэс [6]. Правовые вопросы Абу Дауда к Ахмаду ибн Ханбалю 879 год.
Одна из старейших мусульманских рукописей Фикх Основная статья: Фикх До первой половины VIII века система общественных, в том числе юридических, норм мусульманского государства состояла преимущественно из норм, имевших доисламское происхождение и продолжавших действовать. Правовая система халифата первоначально восприняла те или иные элементы римско-византийского , сасанидского , талмудического , восточно-христианского права, отдельные местные обычаи завоёванных арабами территорий, многие из которых были позднее исламизированы и включены в фикх [24]. В VIII — первой половине IX века в фикхе-юриспруденции складывались свой язык и методология; основными источниками правовых решений стали Коран и сунна. Самостоятельным источником правовых решений было признано единогласное мнение мусульманской общины — иджма.
Был сделан вывод, что из Корана и сунны факихи должны извлечь ответы на любые практические вопросы, и постепенно сложились приёмы такого извлечения аль-истинбат. Они были положены в основу иджтихада. Были установлены условия формулирования новых норм по аналогии путём извлечения ratio legis иллях из уже известных решений, таким образом был признан ещё один источник правовых решений — кияс. Признание кияса знаменовало собой появление особого направления фикха — « усуль аль-фикх » [25].
Тайные смыслы пророк Мухаммед передал членам своей семьи. Кроме того: - верят в непогрешимость 12-ти имамов; - повеления имамов расцениваются как повеление Аллаха; - толкование Корана ведомо только 12-ти имамам; - отвергают хадисы сподвижников пророка Мухаммеда. Ветвь «умеренных» шиитских течений. Она объединяет религиозно-политические группировки, признававшие имамат брата шиитского имама Мухаммада аль-Бакира — Зайда ибн Али.
Распространение: Иран, Ирак, Йемен и Хиджаз. Численность: около 7 млн. Во многих вопросах их учение схоже с суннизмом. В отличие от остальных шиитов, зейдиты не признавали учения о «скрытом» имаме, о «благоразумном скрывании» своей веры, отвергали антропоморфизм и учение о безусловном предопределении.
Признавая, что имам глава общины должен быть из рода Али, они отрицали божественную природу имамата и считали, что имамом может быть любой алид[9], открыто выступающий с оружием в руках. Кроме того, признают законность первых трех халифов Абу Бакра, Умара и Усмана. Одна из ветвей зейдитов — нуктавиты. Исмаилиты семеричники.
Совокупность религиозных движений в шиитской ветви, восходящих к концу VIII века. Название свое получили от имени сына шестого имама Джаффара ас-Сидика — Исмаила, которого отец лишил законного наследования имамата. Численность: около 15-20 млн. Исмаилиты верят, что Исмаил — седьмой «скрытый» имам, который в нужный момент объявится как мессия-Махди.
Некоторые исмаилиты считают, что седьмым имамом следует считать сына Исмаила — Мухаммеда. Согласно одной из философско-теологических догм, Аллах время от времени вселял свою сущность в пророков пророки-натики, то есть «проповедники» : Адама, Ноя, Авраама, Иисуса и Мухаммеда. Их сопровождали «самиты т. Между появлениями пророков-натиков миром последовательно правят семь имамов.
Возвращение последнего, седьмого пророка-натика — Мухаммеда, сына Исмаила, явит собой последнее божественное воплощение, после чего в мире воцарится божественный разум, несущий всеобщую справедливость и благоденствие правоверным мусульманам. Ветвь крайних шиитов. Возникла в IX веке. Название связано с обожествлением Али ибн Абу Талиба.
Распространение: Сирия, Турция, Ливан, Израиль. Численность: около 3,7 млн. Эта некая смесь ислама, христианства и доисламских восточных верований. Алавиты считают Али богом, а Мухаммеда — его посланником.
Есть не вполне достоверные данные, что главная священная книга алавитов — «Китаб аль-Маджму, которая содержит 16 сур и является подражанием Корану. Согласно некоторым специалистам, основа вероучения — представление о «Вечной Троице»: Али, Мухаммед и Салман аль-Фарси сподвижник пророка. Почитают Фатиму, дочь пророка, и супругу Али — как бесполое существо из света аль-Фатир. Все это — воплощение Али.
Почитают также Ису, христианских апостолов и ряд святых. Празднуют Рождество и Пасху. На богослужениях читают Евангелие и причащаются вином. Используют христианские имена.
Алавиты верят в переселение душ. Намаз они совершают два раза в день. Ритуальное омовение вообще отсутствует. Пост же длится полмесяца.
Отменены многие исламские запреты, включая запрет алкоголя. Существуют 4 основные конфессиональные организации: поклоняющиеся Луне, Солнцу, утренней и вечерней заре.
С середины IX века в суннизме постепенно стала утверждаться идея о том, что только крупные правоведы прошлого имели право на иджтихад. В середине X веке был достигнут молчаливый консенсус, который делал невозможным появление новых мазхабов со своей системой способов формулирования правовых решений фатва. Необходимость следовать учению определённого мазхаба получило название таклид. С этого времени развитие фикха продолжалось в рамках признанных мазхабов [26].
Во второй половине XIX века в правовых системах наиболее развитых исламских стран фикх-право уступил ведущее место законодательству, скопированному преимущественно с западноевропейских образцов. В результате фикх сохранил свои позиции главным образом в регулировании отношений личного статуса [27]. Несмотря на то, что начиная со второй половины XIX века общей тенденцией было неуклонное падение роли фикха, в странах с преобладающей частью мусульманского населения до сих пор продолжают применяться в той или иной степени отдельные отрасли, институты и нормы фикха. В современных условиях фикх-юриспруденция сохранил своё значение формального источника права. В настоящее время конституции многих исламских стран признают главным источником законодательства основополагающие нормы фикха. Поэтому при подготовке соответствующего законодательства широко используются классические труды по фикху.
С середины XX века получили широкое распространение труды юристов современного профиля по отдельным отраслям и институтам фикха-права. В современной литературе важное место занимают исследования, посвящённые сравнительному изучению фикха в целом и его отдельных отраслей и современного законодательства и других правовых систем [28]. Акида появилась в период активного сложения исламской догматико-правовой системы VIII век , непосредственным предшественником которой явились написанные в жанре «опровержения» радд сочинения. В отличие от опровержений, носивших откровенно полемический характер, акида представляла собой сжатый, чёткий текст прокламативного характера, в котором изложены позиции догматической школы или отдельного автора в основных вопросах исламской догматики и права. Текст одной из первых акиды восходит к группе сирийских богословов Умайя ибн Усман, Ахмад ибн Халид ибн Муслим, Мухаммад ибн Абдуллах , которые в начале VIII века выступили от имени суннитов с кратким изложением концепции веры. В середине IX века с серией акид выступили багдадские традиционалисты, наиболее известными из которых являются шесть акид Ахмада ибн Ханбала.
С IX века в акиды начали вводиться системы доказательств основных положений, которые включали особые «доксографические» части. Эти своды включали изложение и обоснование главных догматических представлений, правовых, этических, ритуальных норм и правил. Несмотря на появление развёрнутых сводов, простая и доступная краткая акида по-прежнему оставалась одной из главных форм публичного «провозглашения» основ веры. В XI веке она избирается для объявления «правоверия» от имени верховной власти «Кадиритский символ веры» [30]. Согласно исламской доктрине, наилучшим знанием Корана обладал пророк Мухаммед, который разъяснял смыслы Писания своим сподвижникам. Сподвижники Пророка хранили в памяти обстоятельства произнесения многих аятов, причины полемики Пророка со своими оппонентами.
Это наиболее древний пласт, который в той или иной форме вошёл в большую часть тафсира, отразившую действительную историю возникновения Корана [31]. После смерти пророка Мухаммеда задачу толкования Корана решали его сподвижники. Часть сподвижников толковала Коран только на основании слов Пророка. Первоначально тафсир в основном бытовал в устной форме [31].
У Аллаха 99 имен, и каждое имеет свое значение. Некоторые из них: «ар-рахман» — милостивый, «Аль-азиз» — сильный, «Аль-хафи» — защитник. Согласно исламу, террористы — грешники, а не шахиды. Религия не является мотивацией для совершения террористических атак, такие люди скорее преследуют политические и националистические цели. Завеса, покрытие — традиция народа, а не требование ислама. Согласно исламу, женщина должна одеваться скромно, не выставляя напоказ определенные части тела, но в Коране и сунне не сказано о покрытии лица.
Для начинающего мусульманина
Тогда, как верят мусульмане, у них наступит полный мир, поскольку все станут мусульманами, медресе — единственным учебным заведением, а Коран — единственным писанием и руководством к действию одновременно», заключает Хэммонд. Численность мусульман Мусульман во всем мире насчитывалось в 1996 1126 млн. По частям света и крупным регионам они распределялись следующим образом: в Азии без стран бывшего СССР жило 778 млн. В Азии численность мусульман наиболее значительна в Индонезии 150 млн. Кроме того, высок процент мусульманского населения в следующих азиатских странах: в Бахрейне ок. Из африканских стран крупные группы последователей ислама есть в Египте 46 млн. Кроме того, высокую долю мусульманского населения имеют такие африканские страны, как Гамбия около 820 тыс. В Европе значительными группами последователей ислама выделяются Франция 4,3 млн.
К началу X века от Арабского халифата откололись Северная Африка , Пиренейский полуостров и восточные территории от Ирана до Индии [15]. Тяжёлые испытания выпали на долю ислама в XIII веке в связи с монгольским нашествием, разрушившим среднеазиатские мусульманские государства и положившим конец существованию Арабского халифата. В XV веке реконкиста привела к падению мусульманских государств на Пиренейском полуострове , но в то же время возникла могущественная Османская империя , под влиянием которой в период расцвета в XVI — XVII веках оказалась территория включающая Малую Азию Анатолию , Ближний Восток , Северную Африку , Балканский полуостров и прилегающие к нему с севера земли Европы [16].
К концу XIX века в исламе наметились две тенденции — консервативная и модернистская. Консерваторы призывали возвратить ислам к его исходному основанию, вернуться к буквальному пониманию священных текстов и завещанной Мухаммедом теократической власти. Модернисты стремились приблизить отдельные положения ислама к реалиям современного мира [17]. К концу XIX в. Борьба против колониализма привела к небывалой политизации ислама, процесс которой занял почти весь ХХ век. Возник политический ислам исламизм. Он укрепил свои позиции после исламской революции 1978—1979 гг. Радикализация мусульман привела к появлению исламистского терроризма [18].
Последние новости об исламе в России и мире Актуальные события и свежие заявления, касающиеся ислама и мусульман в России и в мире В Симферополе в Соборной мечети Крыма впервые провели обряд исламского бракосочетания — никях. Владимир Путин письмом поздравил всех верующих и пожелал здоровья, успехов и всего наилучшего. Кадры празднования — в видео RT. Турция одобрила прошение Стокгольма». Её слова приводит индийская газета Hindustan Times.
Несмотря на то, что начиная со второй половины XIX века общей тенденцией было неуклонное падение роли фикха, в странах с преобладающей частью мусульманского населения до сих пор продолжают применяться в той или иной степени отдельные отрасли, институты и нормы фикха. В современных условиях фикх-юриспруденция сохранил своё значение формального источника права. В настоящее время конституции многих исламских стран признают главным источником законодательства основополагающие нормы фикха. Поэтому при подготовке соответствующего законодательства широко используются классические труды по фикху. С середины XX века получили широкое распространение труды юристов современного профиля по отдельным отраслям и институтам фикха-права. В современной литературе важное место занимают исследования, посвящённые сравнительному изучению фикха в целом и его отдельных отраслей и современного законодательства и других правовых систем [28]. Акида появилась в период активного сложения исламской догматико-правовой системы VIII век , непосредственным предшественником которой явились написанные в жанре «опровержения» радд сочинения. В отличие от опровержений, носивших откровенно полемический характер, акида представляла собой сжатый, чёткий текст прокламативного характера, в котором изложены позиции догматической школы или отдельного автора в основных вопросах исламской догматики и права. Текст одной из первых акиды восходит к группе сирийских богословов Умайя ибн Усман, Ахмад ибн Халид ибн Муслим, Мухаммад ибн Абдуллах , которые в начале VIII века выступили от имени суннитов с кратким изложением концепции веры. В середине IX века с серией акид выступили багдадские традиционалисты, наиболее известными из которых являются шесть акид Ахмада ибн Ханбала. С IX века в акиды начали вводиться системы доказательств основных положений, которые включали особые «доксографические» части. Эти своды включали изложение и обоснование главных догматических представлений, правовых, этических, ритуальных норм и правил. Несмотря на появление развёрнутых сводов, простая и доступная краткая акида по-прежнему оставалась одной из главных форм публичного «провозглашения» основ веры. В XI веке она избирается для объявления «правоверия» от имени верховной власти «Кадиритский символ веры» [30]. Согласно исламской доктрине, наилучшим знанием Корана обладал пророк Мухаммед, который разъяснял смыслы Писания своим сподвижникам. Сподвижники Пророка хранили в памяти обстоятельства произнесения многих аятов, причины полемики Пророка со своими оппонентами. Это наиболее древний пласт, который в той или иной форме вошёл в большую часть тафсира, отразившую действительную историю возникновения Корана [31]. После смерти пророка Мухаммеда задачу толкования Корана решали его сподвижники. Часть сподвижников толковала Коран только на основании слов Пророка. Первоначально тафсир в основном бытовал в устной форме [31]. Имамы мечетей часто комментировали отдельные аяты и суры после пятничной проповеди. Странствующие сказители и проповедники куссас обогащали толкования параллельным материалом, восходящим к иудео-христианской культурной среде исраилият [33]. Развитие тафсира связано со сложением сунны пророка Мухаммеда. Позднее появились специальные разделы в общих сборниках хадисов например, в Сахихе аль-Бухари. Начиная с X века, толкование Корана стало самостоятельной наукой и уже не рассматривалась в качестве части хадисоведения [32]. В условиях запрета перевода Корана на другие языки комментарии, сопровождающие текст Священного писания, сыграли важную роль в ознакомлении с Кораном мусульман, незнакомых с арабским языком [34].
Современный ислам
Праздник маулид ан-наби мавлюд установлен в честь дня рождения Мухаммеда — 12 раби аль-авваля; сопровождается он чтением молитв и проповедей в мечети и домах верующих, подношениями духовным лицам, торжественными процессиями с зажжёнными фонарями и изображениями матери пророка — Амины. Кроме этих праздников, общих для всех мусульман, у шиитов существует множество торжественных дат, связанных с почитанием имамов-мучеников, когда проводятся траурные церемонии и оплакивания. Это прежде всего ашура шахсей-вахсей — в память о мученической кончине имама Хусейна, сына Али, внука Мухаммеда. Мусульмане мира объединены в ряд организаций, важнейшие из которых следующие: Организация «исламский конгресс", созданная в 1969 и объединяющая свыше 40 мусульманских государств; Всемирный исламский конгресс создан в 1926 ; Лига исламского мира создана в 1962 ; Афро-Азиатская исламская организация, образованная в 1964 и в 1970 переименованная во Всемирную исламскую организацию. Мусульман во всём мире насчитывалось в 1996 1126 млн.
По частям света и крупным регионам они распределялись следующим образом: в Азии без стран бывшего СССравни жило 778 млн. В Азии численность мусульман наиболее значительна в Индонезии 150 млн. Кроме того, высок процент мусульманского населения в следующих азиатских странах: в Бахрейне ок. Из африканских стран крупные группы последователей ислама есть в Египте 46 млн.
Кроме того, высокую долю мусульманского населения имеют такие африканские страны, как Гамбия около 820 тыс. Среди государств, образовавшихся после распада СССравни много мусульман в Узбекистане 14 млн. В Европе значительными группами последователей ислама выделяются Франция 4,3 млн. В Албании, Боснии и Герцеговине, Югославии мусульманами являются в основном представители коренного населения в Югославии главным образом албанцы Косова , во Франции, Германии, Великобритании, Италии — это в подавляющем большинстве иммигранты.
Во Франции ислам исповедуют преимущественно арабы из Северной Африки и Юго-Западной Азии, а также выходцы из стран Западной Африки, в Германии — главным образом турки, курды, арабы, так называемые славяне-мусульмане из Боснии и Герцеговины , в Великобритании — в первую очередь выходцы из Пакистана и часть выходцев из Индии, в Италии — арабы, сомалийцы, выходцы из Эритреи. В Америке действительно крупная группа мусульман имеется только в США. Оценки численности приверженцев ислама в этой стране сильно колеблются: от 1,2 млн. Наиболее правдоподобная цифра — 4,5 млн.
По национальной принадлежности — это арабы, персы и другие. Логашова, П. Пучков Минарет мечети в Самарре. Мечети в Куме.
Мечеть-мавзолей имама Аббаса в Кербеле. Паломники в Мекке. Освящение новой мечети в Набережных Челнах. Пятничное моление в мечети.
Молитва в мечети. Чётки у мусульман. Народы и религии мира. Артемова, С.
Чему учит ислам В исламе есть множество других обычаев и традиций, которые мусульмане соблюдают в своей повседневной жизни. Например, они обычно не употребляют свинину, алкоголь и наркотики и часто посещают мечети для молитв. Шариат в исламе Шариат — это система законов и правил, которые определяют, как мусульмане должны жить в соответствии с учением ислама.
Шариат основан на священной книге мусульман — Коране и откровениях пророка Мухаммеда. Он охватывает мораль, религиозные обряды, семейное право, экономику, финансы, политику и уголовное право. Шариат служит основой для правосудия и управления в некоторых мусульманских странах, где он может влиять на законы и политику.
Мусульмане по всему миру отмечают несколько праздников , которые связаны с их религией. Например, праздник Рамадан — это месяц поста, когда мусульмане воздерживаются от пищи и напитков с рассвета до заката солнца. Этот праздник отмечается соответствующими молитвами, праздничными блюдами и духовными обрядами.
Одной из причин было то, что ислам предлагал простые и понятные принципы веры, которые были доступны для всех. Он учил о едином Боге, Аллахе, и о том, что все люди равны перед ним. Ислам также призывал к справедливости, милосердию и помощи нуждающимся. Распространение ислама было ускорено благодаря завоеваниям исламских арабских империй. В этих областях они внедрили ислам как государственную религию и распространили свою культуру и язык. Торговля также способствовала распространению ислама. Арабские купцы путешествовали по всему миру и пропагандировали ислам среди других народов.
Они устанавливали торговые связи и культурный обмен с различными регионами, что способствовало распространению ислама. Сегодня ислам является второй по численности религией в мире. Он распространен во многих странах Азии, Африки, Европы и Америки. Мусульмане составляют значительную часть населения в таких странах, как Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Индия, Египет, Нигерия и другие. Распространение ислама продолжается и в настоящее время. Мусульмане активно пропагандируют свою религию и стремятся привлечь новых последователей. Они используют различные средства, включая интернет, социальные сети и международные организации, чтобы распространить исламскую веру и ценности.
Разделение ислама на суннитов и шиитов Ислам разделился на две основные ветви — суннитов и шиитов, в результате разногласий по вопросу преемника пророка Мухаммеда после его смерти в 632 году. Они признают первых четырех праведных халифов Абу Бакра, Умара, Усмана и Али как законных преемников пророка Мухаммеда. Сунниты считают, что лидером мусульманского сообщества должен быть выбран на основе консенсуса и согласия мусульманской общины. Они считают, что преемником пророка Мухаммеда должен быть его кузен и зять Али, а также его потомки, известные как имамы. Шииты верят в их божественное назначение и способность руководить мусульманским сообществом. Шииты также отличаются в своих ритуалах и обрядах, а также в некоторых правовых и теологических вопросах. Различия и конфликты Разделение на суннитов и шиитов породило множество конфликтов и напряженности в исламском мире.
Исторические разногласия и политические противоречия между этими двумя группами привели к конфликтам, включая гражданские войны, террористические акты и территориальные споры. Однако, несмотря на различия, сунниты и шииты разделяют общие основы ислама, такие как вера в единого Бога Аллаха , исполнение пяти столпов ислама вероисповедание, молитва, пост, пожертвование и хадж , а также уважение к пророку Мухаммеду. Ислам в современном мире Ислам является одной из крупнейших религий в мире и имеет значительное влияние на политику, культуру и общество во многих странах. Современный ислам охватывает широкий спектр течений и направлений, от консервативных до либеральных, и его последователи живут в разных частях мира. Ислам также имеет значительное присутствие в Европе, Северной Америке и других частях мира благодаря миграции и конверсии. В этих регионах мусульманская община сталкивается с вызовами и адаптируется к новым условиям жизни и культурным контекстам. Различные направления ислама Современный ислам включает различные направления и течения, которые могут различаться в своих верованиях, практиках и интерпретации священных текстов.
Некоторые из наиболее известных направлений ислама включают суннитов, шиитов, суфизм и другие мистические течения. Сунниты составляют большинство мусульманской общины и следуют суннитской традиции, основанной на учении пророка Мухаммеда и его сподвижников. Шииты, в свою очередь, считают, что лидерство в исламском сообществе должно принадлежать потомкам пророка Мухаммеда, начиная с его кузена и зятя Али.
Успех экспансии ислама в VII веке обеспечили ряд факторов: Социально-экономический. Осуждение ростовщичества и неравенства.
Слабость и упадок государств Ближнего Востока и Северной Африки. Военный и религиозный. После смерти пророка было создано теократическое государство — Халифат, оно начало быстро экспансию и взяло под контроль территорию от Марокко на западе и до Памира на востоке. Именно год хиджры стал первым в исламском лунном календаре, а также в иранском солнечном календаре. Летоисчисление от этой даты началось с 637 года.
Кратко о религии ислам
Новости. WP: ответом Израиля может стать удар по объекту в Тегеране или кибератака. В школах Германии растет число учеников-мусульман из-за того, что дети, принадлежащие к христианской вере, выражают желание принять ислам, опасаясь изоляции и конфликтов, пишет немецкая газета Bild со ссылкой на сотрудника службы госбезопасности страны. Краткая информация о религии Ислам для тех, кто хочет узнать во что верят мусульмане и как принять Ислам. Информация и новости об исламе и мусульманах, интервью с муфтиями.
45 самых интересных фактов об Исламе
Что такое ислам? | Говоря кратко об исламе в современном мире, нужно заметить, что данная религия на протяжении всего своего существования была тесно связана с политикой. |
Мусульмане и их религия: во что верят правоверные | Само собой, основатели ислама оставляют в своём вероучении понятие «единого духа», которому противостоит система идолопоклонничества и многобожия. |
Когда и где возник ислам — рождение мировой религии | Главная» Новости» Ислам кратко атрибуты что используют. |
Кратко о религии ислам
Призыв на молитву у мусульман в Испании XIV века. Мусульманин подтверждает свою принадлежность к вере посредством краткого символа (шахада): «Нет божества, кроме единого бога (аллаха) и Мухаммед — посланник его». Сегодня вашему вниманию мы представим 30 фактов об исламе, которые помогут раскрыть истинную сущность ислама, а также обогатить свой багаж знаний. Дается краткое изложение истории ислама как одной из мировых религий, а также рассказывается о современном состоянии различных его течений. Ислам является второй по численности религией, его исповедуют около 1,9 млрд человек (то есть 24,5% населения Земли). это полная и универсальная версия изначальной веры, которая много раз открывалась через более ранних пророков и посланников, включая Адама, Ноя, Авраама, Моисея и Иисуса.
Ислам-News
Арабы заменили неудобные римские цифры арабскими и ввели десятичную систему счисления по десяткам, сотням, тысячам ит. Мечеть: главное храмовое сооружение в исламе Х рамовое сооружение в исламе называется мечеть. На арабском языке — масджид, дословно переводится как «место простирания ниц». Предусмотрено в мечети, кроме молельного зала, и комната для обучения подрастающего поколения основам ислама. Во дворе делают место для омовения.
Некоторые сооружения увенчаны эмблемой ислама в виде полумесяца и звезды. Она не имеет религиозного значения, но является символом этой религии, ведь в мусульманстве летоисчисление ведется по лунному календарю, а звезда, согласно Корану, была одним из знамений Аллаха. Мечеть «Сердце Чечни» им. Грозный — одна из самых больших мечетей мира В стене мечети, обращенной в сторону Мекки, есть небольшая ниша михраб.
Она указывает верующим направление на Мекку. Справа от михраба расположен минбар — возвышение для проповеди с тремя ступенями. Мухаммед проповедовал, стоя па верхней ступени минбара, оставляя место наверху пустым в знак уважения к Аллаху, Ныне проповеди произносят со средней ступени, потому что верхняя посвящена Мухаммеду, Слева от михраба иногда стоит столик, с которого читают Коран. Главной частью мечети является большой прямоугольный зал.
Его стены либо пусты, либо украшены изразцами расписной плиткой ; икон и статуй нет. Первоначальным назначение центрального купола было сохранение в молельном зале прохлады, что особенно важно в жарких странах. Со временем купол стал неотъемлемой архитектурной деталью мечетей. Интерьер мечети «Сердце Чечни» им.
Грозный Во всех мечетях, или практически во всех, не обходятся без минарета. В христианских храмах, если уместно провести аналогию, эту роль выполняет колокольня. Минарет, как и колокольня, тоже высокое строение. Может быть и не отдельно стоящее здание, а встроенное в мечеть.
С минарета муэдзин по-арабски призывает мусульман пять раз в день на молитву. Этот призыв называется азан: Культ В се мужчины-мусульмане должны приходить в мечеть на молитву в полдень. Женщины сидят в мечети отдельно, в отгороженных занавесом местах. Во время молитвы они должны покрывать голову, для мужчин это не обязательно, но многие из них тоже молятся с покрытой головой.
Перед входом в мечеть мусульмане обязаны совершать ритуальное омовение — вымыть руки, лицо и ноги в знак уважения к Аллаху. Перед молитвой снимают обувь, так как это таинство должно совершаться только в чистом месте. В молельной зале нет сидений, люди сидят прямо на полу. Если они молятся не в мечети, то используют особый молитвенный коврик.
Молящийся мусульманин должен быть обращён лицом к Каабе в Мекке.
В крайних вариантах отдельные шариатские нормы используют мусульманские экстремисты и сепаратисты, чтобы противопоставить себя российскому обществу и российским властям. Они выборочно используют такие положения, которые разрешают преступления во имя веры и ради достижения своих целей например, независимости отдельных исламских регионов или изменения законов страны в соответствии с шариатом. Например, понятием джихада — «священной войны против неверных» — они оправдывают такие радикальные действия, которые по законам РФ признаются терактами или экстремизмом. Хотя мирный ислам вовсе не одобряет убийство мирных жителей даже во время войны.
Подобные движения значительно ухудшают образ ислама в глазах россиян и приводят общественное мнение к неприятию шариата как элемента права в России. Довольно часто вопрос о соблюдении норм шариата на Кавказе всплывает в связи с заявлениями и публикациями главы Чечни Рамзана Кадырова. С одной стороны он занимается искоренением в республике архаичных обычаев, наравне с современными нормами, не соответствующими шариату. Хотя борется скорее с ваххабизмом радикальным религиозно-политическим течением в исламе , а не адатами. С другой, часто ставит шариат в один ряд с законами РФ.
Так, в ответ на конфликт с Ингушетией он говорил: «Большая просьба к ингушскому народу: если я ваш враг, то определите степень вины и степень наказания, что вы планируете делать со мной: убить меня, изгнать, избить. И в чём я провинился — обоснуйте юридически, шариатски, по обычаям — не имеет значения». Именно этот эмоциональный пост пришлось комментировать Путину, отмечая верховенство российских законов. При этом радикально изменить уклад в кавказских республиках и окончательно искоренить противоречия между законами РФ и адатами пока не удаётся. Даже сам Кадыров временами допускает , чтобы правосудие вершилось по религиозным законам и местным обычаям, апеллируя к российскому закону о защите чувств верующих.
Влияние чеченских защитников исламских законов настолько велико, что оскорбляющие или критикующие мусульман даже из других регионов России имеют шанс познакомиться с ними лично и принести свои извинения на камеру. Пример употребления на «Секрете» По законам шариата нельзя использовать производные ценные бумаги деривативы , спекулировать на бирже и даже играть в лотерею. Кроме того, правила шариата запрещают участвовать в чём-то, что нарушает социальную справедливость или вредит обществу. Поэтому исламские инвесторы не могут получать доход от торговли свининой, алкоголем и оружием, а также давать деньги компаниям, которые зарабатывают на «низменных чувствах»: например казино, ночные клубы и тому подобное.
Иудеи уподобляли Аллаха творениям и изменяли Священные Книги. Христиане не могли согласовать между собой массу противоречащих друг другу убеждений, например, веру в троицу и убеждение, что Создатель слит со своими творениями. Арабы поклонялись идолам и промышляли грабежами. Но после того, как пришел Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, на смену заблуждениям и нечестию пришла вера в Единого Бога и необычайная мера покорности Ему. Кроме того, Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, смог объединить и усовершенствовать арабское общество, которое до его призыва было разделено на племена и семейные кланы, постоянно враждовавшие друг с другом. После принятия Ислама они объединились, чтобы защищать Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и его послание, покинули свою родину, оставили свои семьи и не жалели имущества и жизни ради Ислама.
И всё это они делали исключительно ради исламского призыва и возвышения религии, ведь Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не обещал им никаких земных благ, если они последуют за ним. Вера в Судный день Мусульманин должен верить в наступление Судного дня. Мир, который сотворил Аллах, не вечен. Когда-нибудь этому миру придет конец, но это не значит, что на земной жизни всё закончится. Каждого ожидает вечная жизнь после смерти, и от того, как жил человек в этом мире, зависит его участь в мире следующем. Каждый предстанет перед Судом Аллаха и ответит за то, что делал в этой жизни, поэтому к Судному дню необходимо готовиться заранее. Вера в Судный день предполагает веру в воскрешение, отчет за дела, взвешивание хороших и плохих деяний на специальных весах, мост к Раю, награду для верующих после смерти и вечные мучения для неверующих, водоемы, из которых мусульмане навечно утолят жажду, заступничество пророков, ангелов и великих мусульман по Воле Аллаха. Верующий должен быть убежден, что в Судный день каждый получит по заслугам. Тот, кто не получил наказания за свои мерзкие грехи и несправедливость в этой жизни, получит его в следующей. Тот, кто совершал много благих деяний и не получил за них вознаграждение при жизни, получит его после смерти.
Вера в Судный день очень важна для мусульманина. Она должна пробуждать в человеке ответственность за свои поступки и стремление не терять времени зря, ведь он знает, что будет спрошен за все свои грехи — как явные, так и скрытые, а также за то, как он воспользовался теми благами, которые даровал ему Всевышний Аллах. Это убеждение оберегает человека от запретного и совершенствует его нравственность. Вера в предопределение Вера в предопределение — это вера в то, что всё: и хорошее, и плохое — происходит по Воле Всевышнего Аллаха и в соответствии с Его предвечным Знанием. В таком случае возникает вопрос: отвечает ли человек за свои поступки, согласно Исламу? Да, отвечает. Ответственность связана с намеренными поступками, которые мы совершаем каждый день. Эти поступки совершаются нашими телами или в наших мыслях, тем не менее, они предопределены и созданы Аллахом. Наша жизнь состоит из множества намерений, решений. И тот факт, что Аллах знает о том, какое решение каждый примет в конкретной ситуации, не освобождает нас от необходимости выбирать — и принимать правильные решения.
Мы ведь не знаем предопределения. Всевышний создает наши намерения, но это мы осуществляем их. Когда мы делаем намерение на что-то, мы чувствуем возможность сделать намерение на что-либо другое, нас не заставляют совершать выбор. Следует помнить, что Аллах мог бы создать нас сразу в огне Ада — без каких бы то ни было предварительных действий с нашей стороны. Это было бы мучение, а не наказание. По Своей Милости, Он не сделал этого, а создал нас в этом мире и дал нам правила, которым нужно следовать. Мучение в следующей жизни в соответствии с намеренным непослушанием Аллаху в этой жизни называется наказанием, в отличие от воображаемого случая, если бы кто-то был сразу создан в огне Ада. Можно спросить: «Разве это справедливо, что Аллах делает одного человека мусульманином и награждает его, а другого — индуистом и наказывает его? Добрые дела не дают вам права войти в Рай; вход в Рай — это милость от Аллаха. Некоторым Аллах облегчил совершение добрых дел, а некоторым — нет.
Некоторым Он даровал способность преодолевать трудности в совершении благого, а некоторым — нет. Аллах создал часть людей для Ада, а часть — для Рая. Это не является несправедливостью, поскольку у Аллаха нет создателя или судьи, перед которым Он отвечает. Все Его создания — полностью Его, и Он может делать с ними, что пожелает. Недопустимо говорить о жестокости Аллаха, поскольку нельзя судить Аллаха человеческими критериями и никакими другими. Аллах говорит в Коране смысл : «Аллаха — хвала Ему Всевышнему! А они будут спрошены о том, что совершали» сура 21 «Аль- Анбия», аят 23 Судить о действиях Аллаха — это не что иное, как неповиновение. Великий ученый, имам ат-Тахави сказал: «Предопределение — это тайна Аллаха, которая относится к Его созданиям. Ни приближенному ангелу, ни ниспосланному пророку не даны знания об этом. Глубоко погружаться в это и много размышлять [о сущности предопределения] — это путь к заблуждению, лестница к лишению и к греху.
Поэтому опасайтесь, опасайтесь чрезмерного размышления, погружения, случайных мыслей, ведь, воистину, Аллах скрыл знание предопределения от человечества и запретил искать его». Будут ли немусульмане В Раю? В современном мире распространено мнение, что «Бог — один, а дороги к нему есть разные». Большинство людей считает, что Истина относительна, что каждому народу досталась своя религия и, несмотря на внешние различия, все они по-своему верны и угодны Богу. Подобные идеи — это ложь и опаснейшее заблуждение. Ислам — это единственная религия Истины, следование которой является основой спасения от Огня Ада. Для того чтобы быть верующим, мало просто говорить: «Бог есть», — или: «Я верю в Бога». Человек является истинно верующим лишь тогда, когда имеет правильное представление о Боге, когда описывает Всевышнего Аллаха только тем, что Его достойно, отрицает в отношении Него какие бы то ни было недостатки, — всё это можно найти только в Исламе. Ислам — это религия всех пророков, мир им. Мусульмане верят в них и убеждены, что все они в разное время призывали к Единобожию и были мусульманами.
Это неотъемлемая часть исламского вероубеждения. Все пророки учили поклоняться Всевышнему Аллаху — это Истина. Но мы знаем, что со временем законы и положения веры, с которыми они пришли, были изменены людьми. Например, те, кто называет себя сегодня последователями пророков Мусы или Исы, мир им, следуют искаженным учениям, а не тому, с чем пришли эти пророки. Людей, которые отказались принять послание от Бога, отказались уверовать в пророчество Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, считать приверженцами Единобожия никак нельзя. Человек, который отвергает хотя бы один из столпов Ислама, становится вероотступником и не получит прощения в вечной жизни, если не покается и снова не примет Ислам. Так что же можно сказать о тех, кто отвергает истинность всех слов Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, и вообще не желает принимать религию? В Благородном Коране есть множество аятов о том, что Ислам — это единственный верный путь, например: «Кто придерживается какой-то другой религии, кроме Ислама, его религия не будет принята, и он в Судный день будет из тех, кто нанес урон самому себе» сура 3 «Али Имран», аят 85. Отмененные религии не имеют никакой ценности перед Аллахом, но не следует думать, будто мусульмане уверены, что им гарантирован Рай, гордятся этим и радуются, что остальные люди вечно будут мучиться в Аду.
Третьей ритуальной обязанностью является пост саум в месяц рамадан.
Согласно традиции, первое откровение было ниспослано Мухаммеду в месяц рамадан, поэтому пост в месяц рамадан воспринимается как телесная форма служения Богу. В течение светового дня верующий не должен есть, пить, воскурять благовония, развлекаться и только, когда «белую нитку невозможно отличить от черной», с заходом солнца разрешается пить, есть, однако и ночное время рекомендуется посвящать благочестивым размышлениям, чтению молитв. Особенно приветствуются коллективная молитва, рассказы о деятельности Мухаммеда и его сподвижниках. От соблюдения поста освобождаются больные, немощные старики и маленькие дети, путники, воины, участвующие в боевых действиях хотя традиционно на время поста заключается перемирие , и др. Невыполненный пост освобождёнными от него может быть соблюдён в другое время или возмещён соответствующим образом. Четвёртой обязанностью мусульман является закят — обязательный налог на имущество и доходы, который должен расходоваться на нужды общины и её прихожан. Этот принцип распределения как бы утверждает людей в представлении, что все верующие равны, для Аллаха нет бедных и богатых и всё имущество распределяется в равной мере между верующими; кроме того, верующие должны делать добровольные пожертвования — садака. Пятой обязанностью мусульман является совершение паломничества в Мекку хаджж , прежде всего в «Священную мечеть» аль-Масджид аль-Харам, где находится главная святыня ислама Кааба, здание с вмурованным «чёрным камнем» в восточном углу. Существует очень строгий ритуал совершения этого паломничества в месяц зу-ль-хиджжа, который соблюдается на протяжении всего существования ислама. Желательно, чтобы хаджж совершил каждый мусульманин хотя бы раз в своей жизни при условии физических и материальных возможностей ; в этом случае он получает звание хаджи и уважение соплеменников.
Иногда к обязанностям мусульман причисляют джихад — полную отдачу всех сил, включая священную войну, для торжества ислама — как свидетельство благочестия, гарантирующего доступ в рай. По мере распространения ислама среди неарабских народов, стоявших на разных ступенях развития, для решения различных проблем гражданского общества предписаний Корана оказывалось недостаточно. Обратились к «прецедентам», то есть действиям и поступкам пророка сунна , древним обычаям Медины, собственному чувству справедливости рай. Сунна — свод обычаев и правил поведения древней общины, практика и теория мусульманского правоверия — была зафиксирована в хадисах рассказах о поступках и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников , кодифицирована в IX в. Сунна фактически приобрела большее значение, чем Коран — памятник начального ислама. Мусульманскими правоведами было объявлено, что сунна может обойтись без Корана, но Коран не может обойтись без сунны. Правоверные мусульмане получили название ахль ас-сунна — «люди сунны», «сунниты». Дальнейшее развитие мусульманского общества потребовало развития правоведения — фикха. Его основными корнями у суннитов наряду с Кораном и сунной были признаны иджма согласное мнение авторитетных учёных и кыяс суждение по аналогии. Правоведы-факихи составили своды или кодексы мусульманского права — шариат.
Обычное право — адат, которое регулировало различные отношения у завоёванных арабами народов и племён, в какой-то мере было согласовано с шариатом и даже приравнено к нему. При этом сунниты разделились на последователей четырёх правоверных мазхабов религиозно-правовых школ — ханафитов, маликитов, шафиитов, ханбалитов. Они были признаны непререкаемыми авторитетами, применявшими иджтихад — самостоятельное, не зависимое от других толкование религиозного права. После них «двери иджтихада» были закрыты и применение мусульманского права к новым общественным и политическим явлениям стало производиться при помощи фетв официального суждения высшего религиозного авторитета. Уже в первое столетие существования ислама в нём произошёл раскол: выделились, кроме суннитов, шииты — сторонники Али, мужа дочери пророка — Фатимы и двоюродного брата Мухаммеда, которые признавали исключительное право Али на верховное руководство мусульманской общиной — имамат. Первоначально это были арабы, но затем к ним примкнули мусульмане Ирана. Шииты считают, что имам не избирается и не назначается людьми, а является таковым по своей сущности, благодаря таинственной эманации «божественной благодати», переходящей от одного имама к другому, и, таким образом, признают принципы наследственной власти и непрерывности пророчества. Кроме этих двух основных направлений — суннизма и шиизма — в исламе существует множество различных течений, однако среди всех мусульман существует довольно стойкое представление об их принадлежности к единой общности людей, объединённых общей верой, общими традициями, общей историей и общими интересами в современном мире.
Ислам: история и основные принципы веры
Дается краткое изложение истории ислама как одной из мировых религий, а также рассказывается о современном состоянии различных его течений. Вообще ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры. Сунниты, шииты, алавиты – названия этих и других религиозных групп ислама сегодня часто можно встретить в новостях, но для многих эти слова ни о чем не говорят.
Значение слова «ислам»
Наиболее распространённая из них - суннизм, сторонниками которой являются около 80 процентов мусульман мира. Всего в мире на конец 1998 года было 44 мусульманских страны. В этих странах мусульмане, как минимум, преобладали среди верующих, а, как максимум, и среди населения. В 40 мусульманских странах среди верующих преобладают сунниты и только в четырёх - шииты Иран, Ирак, Азербайджан и Бахрейн. В России ислам по распространённости вторая после православия конфессия. Как мы уже указывали в первой главе, в нашей стране более 70 процентов среди верующих составляют православные, около 20 процентов - мусульмане, около 10 процентов - сторонники других конфессий. В России есть три региона, где среди верующих преобладают мусульмане: Северный Кавказ включающий в себя шесть республик с преимущественно мусульманским населением: Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Дагестан, Адыгея и Карачаево-Черкессия , Татарская республика и Башкирская республика. Во всех крупных городах России, где среди верующих преобладают православные, вместе с тем имеются мусульмане и мусульманские мечети.
Творец и люди. И никто не знал что Он Творец. Вот захотел Он проявит себя. Будут они управлять моими владениями, которых я им передам, так, как Я пожелаю. Они будут моими вечными наместниками на земле, будут чтить и охранят ниспосланную Мной, заповеди, от всяких посягательств и посягателей. Установят Мой порядок и закон на земле. И будут эти люди дороги Мне от всего, что я создал до этого. Я создам временное пристанище для них, и дам время для испытания. Посылаю их поочерёдно на временную пристанищу. Если какой человек перестаёт следовать моим заповедям, после конца его испытательного срока, возьму его из временного пристанища и брошу в ад, где его надолго, а то и вечно будут наказывать, терзать за ослушание. А тем людям, которые познают и признают меня, будут следовать Моему закону во временном испытательном пристанище- земле, Я им дам вечное пристанище в садах, где будет для них все удобства и довольствие. Там они будут в вечной безопасности и ублажение. И будут они Моим вечным наместником в этих садах, на этой вечной земле. И так, Творец начал поочерёдно создать и посылать людей на землю для испытания. Дал им завет, в котором были указания как им жит и что делать на этой испытательной земле. Перестали интересоваться люди заповедями Творца.
Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста. Фидия садака: — минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.
Слово «Ислам» в широком смысле означает всю истинную религию, ниспосланную Аллахом к людям через пророков, в том числе и через Пророка Мухаммада мир ему и благословение. Сюда входят шесть основ веры имана и все предписанные Аллахом деяния, т. А в узком смысле под словом «Ислам» подразумевается физическое выполнение пяти следующих столпов, являющихся первостепенными и основополагающими обязанностями мусульман: 1. Шахада , то есть убежденное свидетельствование, что нет ничего достойного поклонения кроме одного и единственного Бога — Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха, посланный Им, чтобы обучить людей истинной религии. Салят — ежедневное совершение пяти обязательных фарз намазов.