Сегодня Русская православная церковь празднует 13-ую годовщину интронизации патриарха Кирилла. Интронизация Патриарха Кирилла. Уход в мир иной Алексия II в 2008 году поставил перед религиозной общественностью вопрос – кто займет пост местоблюстителя престола патриарха. Сегодня – День интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Ритуал принятия им высшего церковного сана провели 1 февраля 2009 года.
Патриарх Кирилл. Что было. Что стало. Что будет
Путин поздравил патриарха Кирилла с 15-й годовщиной интронизации. День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Мэр Москвы Сергей Собянин поздравил патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 13-й годовщиной интронизации. Биография Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Под руководством патриарха Кирилла находятся 150 епископских харитоний.
Интронизация Патриарха Кирилла: как это было
Сегодня, 1 февраля - День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла | 1 февраля 2024 года отмечается 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. |
Сергей Собянин поздравил Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации | Президент РФ Владимир Путин поздравил патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 13-й годовщиной интронизации. |
Русская православная церковь отметит 13-ю годовщину интронизации патриарха Кирилла - ТАСС | Домой митрополит Василий Митрополит Василий сослужил Святейшему Патриарху Кириллу в день 15-летия интронизации. |
День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 2025 | Сегодня Русская православная церковь празднует 13-ую годовщину интронизации патриарха Кирилла. |
Кирилл (патриарх Московский) — Википедия | Кирилл зачитывает указ патриарха Алексия об интронизации еп. |
Поздравляем Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации!
Отец, протоиерей Михаил, за желание служить Церкви и Богу в 1934 г. С 1947 года он проповедовал, снискав любовь и уважение прихожан, служил настоятелем нескольких храмов. Старший брат Николай — настоятель Преображенского собора и профессор духовного вуза, сестра Елена руководит православной гимназией. Жила семья Гундяевых материально тяжело — советская власть наложила на отца Михаила непомерно большой налог за разрешение проповедовать. После 8 класса младший сын вынужден начать трудовую деятельность, совмещая ее с учебой в школе. Получив аттестат о среднем образовании, поступает в родном городе вначале в духовную семинарию, а затем — в академию. В 1969 г. Владимир постригается в монахи с именем Кирилл и получает чин иеродиакона, а через 2 месяца уже рукоположен в иеромонахи.
Протоиерей Федор Лукьянов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства: Патриарх Кирилл - первый в истории Русской православной церкви патриарх, который поднял на самый высокий общегосударственный уровень вопрос защиты жизни еще не рожденного ребенка. Этот вопрос был вынесен даже на Архиерейский собор. Святейший патриарх в своих выступлениях постоянно поднимает вопросы защиты семьи, материнства и детства, прав и достоинств ребенка. Его предложения не ограничиваются мерами по разумному ограничению таких антигуманных явлений, как суррогатное материнство, но в центре его внимания и поддержка женщин. Именно Русская православная церковь выступает за то, чтобы многодетные семьи в нашей стране имели особый статус, а женщина, трудясь в качестве мамы, - достойное социальное обеспечение от государства. Патриарх регулярно обращается с таким призывом к нашим законодателям, и мы видим изменения в политике поддержки семьи. В Конституции РФ именно благодаря стараниям патриарха наконец-то упомянули о Господе. Во многих странах этого никто не стесняется, а нам, к сожалению, мешало советское наследие. Ну и благодаря инициативам патриарха Россия сегодня на международном уровне воспринимается как защитница традиционных ценностей. Патриарх - несомненный патриот России, но на нем лежит ответственность быть исторической фигурой Алексей Козырев, философ, и. Тогда мы каждый месяц собирались в Даниловском монастыре в составе рабочей группы под его началом и разрабатывали документ "О правах, свободе и достоинстве человека", ставший потом частью социального учения Русской православной церкви. Эти заседания иногда продолжались с 10 утра до 6 вечера, в рабочей группе принимали участие священники и миряне. Было видно, что патриарх - мыслитель, очень чутко прислушивающийся к разным точкам зрения. Он учитывал все предложения и очень быстро реагировал на них. Это была очень интересная работа. Мне запомнилась также и поездка с ним на Соловки в 2016 году. Монастырь как раз переживал время активной реконструкции, деньги выделялись, но не всегда осваивались, были сложности с тендерами и взаимодействием строительных компаний. Кроме того, археологи вели раскопки и не давали что-то строить по музейным соображениям. Оказалось, что выделенные средства не так просто освоить. Мне было очень интересно наблюдать, как патриарх обращал свое пастырское слово к самым разным людям - монахам, чиновникам, строителям, археологам.
Что такое интронизация Интронизация — это торжественное богослужение, во время которого происходит избрание нового патриарха. В православной церкви она также проводится при возведении предстоятелей поместных и автономных церквей в сане митрополита или архиепископа. Во время церемонии новоизбранного патриарха облачают в одежды, подобающие его сану, и возводят на горнее место — возвышение у восточной стены алтаря, предназначенное для правящего епископа. При этом читается молитвословие, в ходе которого митрополиты трижды восклицают «аксиос», что в переводе с греческого означает «достоин». Согласно сложившейся традиции, интронизация патриарха Московского и всея Руси отмечается как общецерковный праздник. Как выбирают патриарха В 2013 году Архиерейский собор Русской православной церкви утвердил документ, регламентирующий процесс избрания патриарха Московского и всея Руси. Подобное решение было принято впервые в истории РПЦ. До этого единого алгоритма этой процедуры не существовало. Согласно новым правилам, выборы проходят в два этапа. На первом составляется избирательный бюллетень, в который входят все епископы, соответствующие критериям кандидата на патриарший престол. Список формирует Священный синод. Затем проводится тайное голосование, в котором участвуют члены Архиерейского собора.
По традиции интронизация Святейшего Патриарха отмечается как общецерковный праздник. Редакция журнала «Фома» поздравляет Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации и желает ему помощи Божией в служении Предстоятеля Русской Православной Церкви! Читайтe также:.
1 февраля - День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
К 11-й годовщине своей интронизации патриарх Кирилл предложил включить Бога в Конституцию. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Путин поздравил патриарха Кирилла с 15-летием интронизации Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения воды в Крещенский сочельник. День интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — 1 февраля — ежегодный праздник Русской Православной Церкви, наравне с Днем тезоименитства (именин) Святейшего Патриарха Кирилла, который отмечается 24 мая в День памяти Кирилла и Мефодия. Интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла проводилась в Храме Христа Спасителя. 1 февраля 2024 года, в 15-ю годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, епископ Елецкий и Лебедянский Максим сослужил Патриарху Кириллу за Божественной литургией в храме Христа Спасителя. День интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — 1 февраля —памятная дата Русской Православной Церкви, наравне с Днем тезоименитства (именин) Святейшего Патриарха Кирилла.
Патриарх Кирилл. Что было. Что стало. Что будет
Созданы и выпущены на дисках десятки видеофильмов, посвященных жизни и деятельности Святейшего Патриарха Кирилла, избранию и интронизации Его Святейшества, с записями богослужений, проповедей, встреч и выступлений в прямом эфире, состоявшихся в ходе визитов в российские епархии, на Украину,в Беларусь, Эстонию и Армению, а также выступлениями Святейшего Патриарха Кирилла на российском телевидении. Циклы проповедей Его Святейшества и записи ряда встреч с молодежью изданы также на аудионосителях. Взаимодействие с Поместными Православными Церквами Святейший Патриарх Кирилл трудился и трудится в области межправославных отношений. Он был первым представителем Русской Православной Церкви в «Синдесмосе» — Всемирном братстве православных молодежных организаций.
С 1971 по 1977 гг. Генеральных Ассамблей этой организации; участник первого Предсоборного Всеправославного совещания Шамбези, 1976 г. В 2005 г.
Межхристианские отношения и сотрудничество Святейший Патриарх Кирилл принимал участие в работе межхристианских организаций. Как делегат участвовал в IV Упсала, Швеция, 1968 г. Был главным докладчиком на Всемирной миссионерской конференции в Сан-Сальвадоре, Бразилия, в ноябре 1996 г.
Был участником четырех туров двусторонних собеседований между богословами Русской Православной и Римско-Католической Церквами Ленинград, 1967 г. С 1977 г. С 1980 г.
В этом качестве принимал участие в четырех пленарных заседаниях данной комиссии: Патмос-Родос, Греция, 1980 г. Являлся сопредседателем второго тура православно-реформатского диалога Дебрецен II в 1976 г. Участник диалога с делегацией Старокатолической Церкви в связи со 100-летием Роттердамско-Петербургской комиссии, Москва, 1996 г.
Являлся участником Архиерейского Собора, посвященного 400-летию восстановления Патриаршества октябрь 1989 г. Председательствовал на Архиерейских 2009 г. На Юбилейном Соборе 2000 г.
На Архиерейском Соборе 3-6 октября 2004 г. Управление Смоленско-Калининградской епархией 1984-2009 гг. За время пребывания Святейшего Патриарха Кирилла на Смоленско-Калининградской кафедре было открыто 166 приходов 94 в Смоленске и области, 72 в Калининграде и области.
Восстановлено 52 и вновь построен 71 православный храм. В 1989 г.
Поездка была приурочена празднованию 1000-летия «русского присутствия» на Святой Горе [102]. По сообщению греческих СМИ, визит президента и патриарха вызвал недовольство некоторых представителей Вселенского патриархата и Элладской церкви, которые полагают, что на Афоне не может быть никаких национальных «присутствий» [103]. После литургии 29 мая в Покровском храме Пантелеимонова монастыря, обращаясь к представителю Вселенского патриарха на Афоне митрополиту Апостолу и прочим присутствовавшим за богослужением, говоря о значении Пантелеимонова монастыря для «современной Руси», сказал: «Русь — это все те народы, которые сегодня существуют в независимых государствах, это и те, кто живёт в Российской Федерации, и на Украине, Белоруссии, Молдове, и во многих других государствах на просторах исторической Руси. К 1000-летию присутствия русских монахов на Святой Горе», организованной в музейной галерее комплекса Храма Христа Спасителя в Москве [105].
В сентябре поддержал инициативу православных граждан по сбору подписей за законодательную отмену абортов в России, и поставил свою подпись под соответствующей петицией [106]. В ходе своего выступления, патриарх Кирилл, обращаясь к делегациям Александрийской , Грузинской , Румынской , Болгарской , Польской церквей , заявил, говоря о событиях в церковной жизни Украины: «Украина — это не периферия нашей Церкви. Оттуда началось русское православие , и ни при каких обстоятельствах мы не можем отказаться от этой исторической и духовной связи. На этой духовной связи зиждется единство всей нашей Поместной Церкви» [114] [115]. Однако уже весной религиоведы и религиозные деятели, представляющие различные конфессии, указали на Кирилла как на одного из важнейших идеологов вторжения на Украину [5] [6] [7]. По информации газеты Вашингтон Пост , проповеди патриарха Кирилла стали повторять, а в некоторых случаях и дополнять риторику, которую использовал Владимир Путин для оправдания нападения на города и гражданское население Украины [119].
По информации агентства Рейтер , патриарх изображает войну как « метафизическую » битву за выживание России против злого Запада , стремящегося уничтожить Россию [120]. В конце февраля духовенство Сумской епархии УПЦ МП обвинило патриарха Кирилла в том, что он «никак не осудил агрессивные действия российской власти» и приняло решение прекратить богослужебное поминовение его имени [121] [122]. По состоянию на 3 марта 2022 года поминовение Московского патриарха официально прекратили 15 из 53 епархий УПЦ МП Тернопольская , Черновицко-Буковинская , Каменец-Подольская , Винницкая , Хмельницкая , Белоцерковская , Волынская , Владимир-Волынская , Мукачевская , Ровенская , Вознесенская , Житомирская , Ивано-Франковская , Львовская и Сумская , а многие другие епископы благословили на это без письменного решения [122] [123] [124]. Так же поступили священники храма святого Николая в Амстердаме [125] , после чего храм перешёл во Вселенский патриархат [126]. Состоявшийся 27 мая 2022 года в Киеве собор УПЦ, среди прочего, выразил «несогласие с позицией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла относительно войны в Украине» [127] [128]. А на Донбассе существует неприятие, принципиальное неприятие так называемых ценностей, которые сегодня предлагаются теми, кто претендует на мировую власть.
А знаете, что это за тест? Тест очень простой и одновременно ужасный — это гей-парад. В интервью, данном греческому телевидению в конце мая, патриарх Варфоломей сказал, что ожидал, что патриарх Кирилл сможет противостать президенту Путину в его намерении вторгнуться на Украину и при необходимости пожертвовать престолом, но его поведение разочаровало [141]. Среди прочего, он сказал: «Мы знаем, какая опасность нависла над украинским народом, который пытаются переформатировать, сделать государством, противным Руси, вражеским по отношению к России. Произнесённые в проповеди 26 сентября слова «Церковь осознает, что если кто-то, движимый чувством долга, необходимостью принять присягу, остается верен своему призванию и погибает во время исполнения воинского долга, то он, несомненно, совершает деяние, равносильное жертве. Он приносит себя в жертву за других.
И потому верим, что эта жертва смывает все грехи, которые человек совершил» [145] побудили комментаторов сделать вывод, что он уподобляет гибель во время военных действий российских солдат крестной жертве Христа , что вызвало критику многих, кто счёл таковое отходом от христианского вероучения и даже ересью [146].
Был главным докладчиком на Всемирной миссионерской конференции в Сан-Сальвадоре, Бразилия, в ноябре 1996 г. Был участником четырех туров двусторонних собеседований между богословами Русской Православной и Римско-Католической Церквами Ленинград, 1967 г. С 1977 г. С 1980 г. В этом качестве принимал участие в четырех пленарных заседаниях данной комиссии: Патмос-Родос, Греция, 1980 г.
Являлся сопредседателем второго тура православно-реформатского диалога Дебрецен II в 1976 г. Участник диалога с делегацией Старокатолической Церкви в связи со 100-летием Роттердамско-Петербургской комиссии, Москва, 1996 г. Являлся участником Архиерейского Собора, посвященного 400-летию восстановления Патриаршества октябрь 1989 г. Председательствовал на Архиерейских 2009 г. На Юбилейном Соборе 2000 г. На Архиерейском Соборе 3-6 октября 2004 г.
Управление Смоленско-Калининградской епархией 1984-2009 гг. За время пребывания Святейшего Патриарха Кирилла на Смоленско-Калининградской кафедре было открыто 166 приходов 94 в Смоленске и области, 72 в Калининграде и области. Восстановлено 52 и вновь построен 71 православный храм. В 1989 г. С 1998 г. При большинстве приходов епархии действуют воскресные школы.
Имеются православные гимназии и детские сады. С 1992 г. Работа в должности председателя ОВЦС 1989-2009 гг. В качестве председателя ОВЦС принимал участие во многих международных общественных и миротворческих инициативах. Принимал участие в выработке церковной позиции и миротворческих акциях во время событий августа 1991 г. Был одним из инициаторов создания Всемирного русского народного собора в 1993 г.
Принимал участие и произносил основные доклады на Соборах 1993-2008 гг.
Есть основания предполагать, что церковь идет след в след за государственной машиной России, во всем копируя ее политическую культуру и даже особенности бюрократического устройства. В марте 2009 года, вскоре после интронизации патриарха Кирилла, многие обратили внимание на тот гигантский кредит доверия, который новый глава РПЦ предоставил Алфееву, приехавшему в Москву из Вены, где руководил епархией. Иларион возглавил и Отдел внешних церковных связей ОВЦС , и Общецерковную аспирантуру и докторантуру, и стал викарием патриарха. Он быстро взбежал вверх по архиерейским ступенькам — от епископа до митрополита. Сходство Алфеева и Севрюка забавно даже в деталях — оба были крещены в 11 лет. Антоний начинал как секретарь патриарха Кирилла, и его быстрая и успешная карьера проходила в лучших столицах Европы. С марта 2009 года он вырос с иеродиакона до митрополита. Отлично ориентируется в Риме и Ватикане.
Разместите свой сайт в Timeweb
- Поздравляем Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации! -
- Общие биографические данные
- Сергей Собянин поздравил Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации
- 15 лет назад состоялась интронизация Святейшего Патриарха Кирилла
15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
С 1947 года он проповедовал, снискав любовь и уважение прихожан, служил настоятелем нескольких храмов. Старший брат Николай — настоятель Преображенского собора и профессор духовного вуза, сестра Елена руководит православной гимназией. Жила семья Гундяевых материально тяжело — советская власть наложила на отца Михаила непомерно большой налог за разрешение проповедовать. После 8 класса младший сын вынужден начать трудовую деятельность, совмещая ее с учебой в школе. Получив аттестат о среднем образовании, поступает в родном городе вначале в духовную семинарию, а затем — в академию. В 1969 г. Владимир постригается в монахи с именем Кирилл и получает чин иеродиакона, а через 2 месяца уже рукоположен в иеромонахи. В 1970 г.
Он вручил патриарху букет белых роз. Предстоятель РПЦ согласился, что время прошло очень быстро. Это открытие новых епархий, храмов, монастырей.
Но самое главное — это широкая работа с молодежью, с детьми, то, что действительно было под запретом долгие годы, и то, что сейчас развивается», — сказал он.
С ноября 1976 по октябрь 1978 года нёс послушание заместителя патриаршего экзарха Западной Европы митрополита Никодима Ротова. В 1978 году назначен заместителем председателя отдела внешних церковных сношений. Архиепископ Кирилл в Амстердаме, 1981 год С 1983 преподаватель в аспирантуре при Московской духовной академии. С 26 декабря 1984 — архиепископ Смоленский и Вяземский.
В апреле 1989 года титул был изменён на «архиепископ Смоленский и Калининградский» [12]. С 1990 года — председатель комиссии Священного синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности, член Синодальной библейской комиссии. С 1993 года — сопредседатель, с 1995-го — заместитель главы Всемирного русского народного собора. С 1994 года почётный президент Всемирной конференции «Религия и мир». С 26 февраля 1994 года — член Синодальной богословской комиссии.
Интронизация патриарха Кирилла 1 февраля 2009 года в Москве в храме Христа Спасителя прошла интронизация шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Возведение на патриарший престол, совершаемое во время Божественной литургии, — эпохальное событие в жизни Православной Церкви, поэтому всегда отличается особой торжественностью. Новоизбранного Патриарха приветствовали праздничным перезвоном колоколов со всех пяти колоколен храма Христа Спасителя. У входа в храм Патриарха встретили два старших священника и мирянин с хлебом-солью.
Cвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Экспертный взгляд на жизнь регионов РФ Информационное агентство «ФедералПресс» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 21. При заимствовании сообщений и материалов информационного агентства ссылка на первоисточник обязательна. Документ, устанавливающий правила применения рекомендательных технологий от платформы рекомендаций СМИ24.
У входа в храм Патриарха встретили два старших священника и мирянин с хлебом-солью.
А на самой торжественной литургии присутствовали около 4 тысяч человек. Ритуал принятия самого высшего церковного сана дошел до наших дней с древних веков, претерпев лишь незначительные изменения. В церемонию входит возведение избранного Патриарха на Горнее место в алтаре горнее — слав.
При этом митрополиты трижды возглашают: «Аксиос! Литургия начинается обычным архиерейским чином, а завершается патриаршим: первую часть службы нареченный Патриарх совершает как митрополит в голубой мантии, а завершает в зеленой патриаршей мантии, как предстоятель Церкви.
Лучше было бы обратиться к опыту и интуициям отношения с атеистической властью другого патриарха — святителя Тихона Белавина.
Патриарх Тихон в момент, когда церковь разрушалась как общественный институт, 1 февраля 18 января ст. В тот момент святой патриарх осознал, что надеяться можно только на собирание в самой церкви верующих людей — общины и братства: только они могут стать опорой церкви. Как написал в годы гонений своим братьям и сестрам из Александро-Невского братства епископ Иннокентий Тихонов , «братство есть церковь в церкви».
Патриарх Московский и всея России Тихон. Фото: общественное достояние Хотя сейчас и не такие страшные времена, но патриарху Кириллу важно понять, что нет надежды только на налаживание исправной работы церковной систем. Более того, она внутренне истощена до основания и ремонту не подлежит.
Патриарху в своих благих начинаниях надо искать опору в людях, в живых добровольных христианских союзах, пусть и не очень многочисленных, которые существуют в разных епархиях Русской церкви и сейчас. Нужен новый призыв к собиранию людей в неформальные церковные сообщества, призыв к личной инициативе и активности. Это трудно, будет множество проблем, но только это может сегодня принести добрый плод возрождения православной церкви на русской земле.
Надо такой призыв обратить к мирянам и священникам. И просто не мешать тем, кто что-то захочет в этом направлении делать. Всё могут поменять только люди, готовые брать ответственность в церкви добровольно, и на них надо опереться патриарху.
Сможет ли это сделать патриарх? Дадут ли ему?
Затем были вознесены особые прошения о Святой Руси, Святейший Владыка прочитал молитву. Проповедь перед причастием произнес заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Силуан. По окончании Литургии митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий огласил поздравительный адрес от имени членов Священного Синода Русской Православной Церкви и преподнес Его Святейшеству памятный крест. Щёголев зачитал поздравление Президента России В. В завершение Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам торжественного богослужения с Первосвятительским словом.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий поздравил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от лица духовенства, монашествующих и мирян Тверской епархии: Вот уже 14 лет Вы возглавляете Русскую Православную Церковь, подавая всем нам пример самоотверженного, преданного и искреннего служения Господу Богу. Четырнадцать лет назад Церковь на Соборе избрала Вас на это святое служение, возложив на Вас нелегкую и ответственную ношу.
РПЦ празднует 13-ю годовщину интронизации патриарха Кирилла
Патриарх Кирилл Торжественное возведение на престол (интронизация) состоялось в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя 1 февраля 2009 года. 1 февраля 2024 года Русская Православная Церковь отмечает 15-ю годовщину со дня интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. К 11-й годовщине своей интронизации патриарх Кирилл предложил включить Бога в Конституцию. Святейший Патриарх Кирилл поздравил наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры с 25-летием со дня монашеского пострига. В богослужении и праздничном приеме приняли участие архиереи Тверской митрополии, которые поздравили Святейшего Патриарха Кирилла с днем интронизации.
Интронизация Патриарха Кирилла: как это было (ФОТО)
Дерзну внести свой вклад в составление общей картины того, что происходило в Храме Христа Спасителя накануне и сегодня, в сам день интронизации. Вчера храм незапланированно открыли; оказалось, что после окончания Поместного собора убрать удалось быстро, и не было причин не пускать людей. Но, поскольку заранее было объявлено, что храм будет закрыт, да и суббота всё-таки — народу было немного. Женщина в свечном ящике сидела задумавшись. Может быть, о том, каким будет завтрашний то есть сегодняшний уже день. А в алтаре, тихом и покойном, стояла Феодоровская икона. Патриаршее место — синтрон, как можно видеть, было уже приготовлено для интронизации. А между тем храм был весь во власти телевизионщиков: съемочные группы приезжали одна за другой, торопясь снять сюжеты в преддверии интронизации.
НТВшники вообще забрались на кухню, где терзали повара Фархода на предмет меню праздничной трапезы. Это всё было вчера. А потом наступило сегодня. Утро было жутко холодное. Я не посмотрел на градусник, но, когда прибежал в Храм Христа Спасителя, мне сказали, что на улице минус девятнадцать. Бедные солдатики-милиционеры, стоявшие в оцеплении! Трансляция — дело серьезное.
Это вот та самая ПТСка, купленная к олимпиаде в Сочи и опробованная впервые на Соборе и интронизации. Внутренности, как говорится. В очередной раз главный режиссер рисовал схему работы камер. А в это время в самом храме уже было полно народу. Хотя до начала службы еще почти целый час. Архиереи, кто подисциплинированнее, уже облачились; остальные потом облачались второпях и в жуткой толкучке. То же самое касалось и журналистской братии: кто более внимательно отнесся к делу, занял более выгодную позицию заранее.
Народ уже томился в ожидании. Простых прихожан практически не было: кроме делегатов Собора, сопровождающих их иподиаконов, диаконов и прочего духовенства, были только несколько сот человек гостей. Как мне сказали, всего в храме присутствовало что-то около 2 тыс. В галерее за алтарем были установлены жертвенники, на которых несколько архиереев совершали проскомидию.
Именно этот духовный поток и есть самое главное влияние, которое оказывается на Патриарха, — сказал ранее Первосвятитель.
Интронизацией называется торжественное чинопоследование, во время которого совершается возведение новоизбранного епископа на его кафедру. Совершается она во время Литургии с облачением новоизбранного иерарха в богослужебные одежды, соответствующие сану.
Это, во-первых, социализация Церкви, то есть восстановление ее исторической роли в обществе, и, во-вторых, дальнейшая внутренняя интеграция, то есть преодоление внутрицерковных расколов, включая те, которые инициируются радикальным секуляризмом. Оба процесса идут довольно быстро. Это видно хотя бы по тем понятиям и тезисам, которые за эти полтора десятилетия закрепились в публичном пространстве благодаря Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Речь идет о таких понятиях, как «традиционные ценности», «ценностный суверенитет», «Русский мир». Это тезис о приоритете духовного над материальным, вошедший в Стратегию нацбезопасности и в президентский указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 года. Не менее важен другой Патриарший тезис — о семье как основе общества. Важно понимать, что наше, российское общество в своей основе состоит из семей, а не из отдельных индивидуумов и «малых групп».
Изменениями публичного дискурса мы, порой сами того не подозревая, нередко обязаны усилиям Патриарха Кирилла. Что, в общем, естественно, ведь такая закономерность сложилась в России исторически. От каждого Патриарха — будь то Гермоген, Филарет, Никон, Тихон или Сергий — зависело, какими историческими стезями следует Церковь и какой пример она подает обществу. Потомственный священник, проповедник, дипломат Патриарх Кирилл — потомственный священнослужитель. Его дед Василий Степанович в самый разгар антицерковных гонений по доносу обновленцев оказался в Соловках, отец Михаил Васильевич в 1934 году был арестован за службу в церкви и пение на клиросе. Но, будучи внуком и сыном репрессированных, Патриарх, тем не менее, никогда не считал себя диссидентом. Целью его усилий всегда был не конфликт с государством, а укрепление самостоятельности Церкви, ограждение ее от внешних вмешательств, когда бы и от кого бы они ни исходили. В этом он очень отчетливо продолжает линию Патриарха Тихона и Патриарха Сергия. Еще до интронизации будущий Патриарх развернул активную внешнюю общественную деятельность в интересах Церкви и ее миссии.
С 1994 года на российском телевидении выходила программа «Слово пастыря» с его участием, получившая огромную популярность. Духовное просвещение аудитории митрополит Кирилл вел простым и доступным языком, не избегая при этом сложных вопросов, обнаружив уже в то время дар проповедника и ритора. В конце 1990-х годов на Радио России выходила программа «Христос посреди нас», в которой митрополит Кирилл рассуждал о социальных проблемах эпохи. Эта программа пользовалась у слушателей невероятной популярностью. С другой стороны, проявились таланты митрополита Кирилла в сфере церковной дипломатии. Постоянные визиты в другие государства, контакты с представителями иных конфессий не только способствовали расширению влияния Русской Церкви, но и помогали межгосударственным контактам. Дипломатические и проповеднические способности митрополита Кирилла сказались в многолетней поэтапной работе по уврачеванию раскола между нашей Церковью и зарубежными православными приходами в эмиграции. Добиться объединения Церквей стоило немалого труда, хотя все православные единоверцы помнили, что это две части одной исторической матери-Церкви и их общая задача — в единстве проповедовать Христа неразделенного. С 2004 по 2006 год шла совместная работа над Актом о каноническом общении двух Церквей, которые внутренне уже были готовы молиться друг о друге и причащаться из одной Чаши.
В 2007-м акт был подписан. Социальное учение Церкви Уже в начале 2000-х годов стало ясно, что впереди нас ждет сложный переходный период, что страна и Церковь окажутся на новом историческом повороте. К этому необходимо было готовиться заранее — и вместе с тем уповать на милость Господа. Церкви нового периода нужен был надежный кормчий. Избрание Кирилла именно в это время было, бесспорно, промыслительным церковным решением. В том числе и потому, что процессы адаптации Церкви к новым вызовам были во многом инициированы Кириллом еще в бытность его митрополитом и последующий церковный курс во многом формировался загодя при его участии. В первую очередь это касается главной задачи переходного периода — укрепления социальной роли Церкви, возвращения ее исторического места, утраченного в эпоху советского госатеизма и — что особенно важно — так и не восстановленного в период радикального релятивизма 1990-х годов. О проблемах 1990-х Патриарх Кирилл впоследствии высказывался вполне определенно: «Пропагандировались псевдогуманистические идеалы, связанные с моральным релятивизмом, принципами потребления, ницшеанским правом сильного. В ход пошла социал-дарвинистская мораль, в рамках которой развитие общества происходит на основе естественного отбора».
В этих условиях усилия Церкви фактически торпедировались общим контекстом девяностых — контекстом воинствующего аморализма и презрения к традиционным ценностям социального большинства. Тем не менее, вопреки сложному и запущенному состоянию общества, уже в 1990-е были сделаны первые шаги в важнейшем для Церкви деле — в работе над церковной социальной концепцией. Ведь, не имея социальной концепции, Церковь постоянно становилась объектом давления со стороны политических групп, имеющих свои социальные программы. Эта ситуация должна была быть изменена. Речь шла о выработке социальной доктрины, которую уже давно имели католики и протестанты. У католиков она связана с именем папы Льва XIII 1810-1903 , у протестантов — с именем пастора Уолтера Раушенбуша 1861-1918 , а в Православии — с именем ныне действующего и здравствующего Святейшего Патриарха Кирилла. Но если католическая социальная концепция в конце XIX века стала альтернативой набиравшим силу идеям социализма, а протестантская предполагала кропотливую локальную работу с представителями социальных низов «социальную евангелизацию» , то в православной России церковная социальная мысль неизбежно должна была коснуться преобразования общества в целом, выработки общественного идеала в духе справедливости и традиционных нравственных норм. В декабре 1994 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви подтвердил важность задачи и поручил митрополиту Кириллу создать Синодальную рабочую группу по подготовке Социальной концепции, формализовав те шаги, которые были предприняты им еще в 1992 году. Результатом стало принятие в 2000 году на Архиерейском Соборе «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» ОСК — документа, излагавшего официальную позицию Русской Православной Церкви по вопросам взаимодействия с государством и обществом.
После завершения всех этапов работы митрополит Кирилл публично обратил внимание на то, что Церковь впервые официально предложила обществу свое соборное мнение по социальным вопросам. Базовыми принципами ОСК являются традиционные ценности, абсолютная ценность человеческой жизни, идея справедливости, неприятие «права сильного», внимание к социально незащищенным людям, находящимся в трудном положении, нравственное обоснование права и правовых институтов, разумный этатизм церковно-государственная симфония. Даже нецерковные люди, как правило, разделяют перечисленные принципы, поскольку они в принципе характерны для русской культуры. Таким образом, Церковь, по существу, высказалась от имени большинства россиян, фактически начав процесс восстановления утраченного Русского мира. Противодействие антицерковных сил В период Патриаршества Кирилла развернулась и приобрела существенное значение Программа «200 московских храмов». Она имела целью построить храмовые здания максимально доступными для жителей самых отдаленных спальных районов Москвы. Требовалось увеличить их численность в соответствии с ростом населения мегаполиса. Но на пути к этой цели возник ряд препятствий. Патриарху и его единомышленникам пришлось думать над тем, как противостоять сопротивлению храмоборцев, майданщиков, «реформаторов православия», неолибералов, стремившихся заблокировать программу.
По большому счету, противодействие вызвала не «Программа-200» сама по себе, а социальная активность Церкви в целом, ее самостоятельная, независимая позиция, в частности, то обстоятельство, что Церковь не поддержала майдан на Болотной площади в 2012 году. Стремление Церкви вернуть общество к нравственной системе координат породило в радикально-атеистических кругах обвинения в насаждении клерикализма, информационные атаки и провокации. Только на этот раз обвинения исходили не от марксистско-ленинских идеологов, а от либеральных наследников колониальных элит. С одной стороны, некоторыми политиками предпринимались попытки законодательно ограничить влияние церковной проповеди рамками так называемого Религиозного кодекса. К счастью, эта антиправославная инициатива была блокирована.
У входа в храм Патриарха встретили два старших священника и мирянин с хлебом-солью. А на самой торжественной литургии присутствовали около 4 тысяч человек. Ритуал принятия самого высшего церковного сана дошел до наших дней с древних веков, претерпев лишь незначительные изменения.