Выставка в «Зарядье». О выпуске. Почему Филонов отказывался от вкусной еды?
Павел Филонов - репортаж с выставки в Зарядье
Художник мирового расцвета: выставка Павла Филонова пройдет в «Зарядье» - Москва.Центр | В Зарядье показывают выставку Филонова. В выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» 16 декабря открывается выставка «Павел Филонов. Художник Мирóвого расцвета», приуроченная к юбилею художника. |
Выставка «Павел Филонов. Художник мирового расцвета» в парке Зарядье до 17 марта | В "Зарядье" открывается выставка Павла Филонова. На выставке будут представлены произведения более 180 авторов, охватывающие период с 1934 года по наше время. |
Павел Филонов в «Зарядье»
Это хорошо видно по работам 1910-х годов — времен создания аналитического метода. На выставке можно проследить эволюцию творчества Филонова: от робких ученических вещей «Женщина в восточной одежде» хороша, но вполне стандартна для того времени и напоминает импрессионизм в духе Коровина до работ, совпавших с декларацией его творческих принципов — свое первое видение аналитического искусства художник изложил в статье «Канон и закон» в 1912 году. Тогда же был написан знаменитый «Пир королей», показанный на выставке: мрачное фантасмагоричное полотно, показывающее темную сторону мира, его скатывание в апокалипсис. Хлебников сравнивал изображенных на картине людей с мертвецами, при этом сам пир навевал мысли о ритуальном жертвоприношении. Художник словно предчувствовал нарастающее безумие, падение мира в бездну и воплотил свои ощущения в странных, тревожных образах. В работах того периода отчетливо видны и библейские аллюзии — например, в картинах «Трое за столом» неканоничное изображение Троицы или «За столом» отсылающей к образу Христа и Его учеников. Мастер получил заказ через мужа сестры, революционера Николая Глебова-Путиловского, однако его рисунок в конце концов был отвергнут. Как писала жена Филонова, некоторые увидели кощунство в портрете Ленина, другим показалось, что вождь пролетариата изображен связанным, словно Иисус Христос. Времена изменились, и любые намеки на христианскую тематику усугубляли и без того непростое положение художника. А он упрямо шел своим путем и оставался, как писали современники, нравственно безупречным — несмотря на голод, отсутствие заказов и смонтированную, но так и не открывшуюся персональную выставку в Русском музее в 1929 году. Трагедия Филонова — как и многих его современников, принявших революцию, — состояла в том, что, отождествляя себя с новым хозяином дискурса, пролетариатом, художник в своем творчестве оказался бесконечно от него далек.
Признаюсь: глядя на полотно Филонова и видя название работы - не сразу приходит понимание сюжета, так что пояснительные тексты придутся всем весьма кстати! Факт из жизни художника: преподаватели петербургской Академии Художеств, в которой учился Филонов, упорно не воспринимали его авангардные творческие методы и художественное видение. Люди же 21в, стремятся понять его работы: на выставке я была свидетелем того, как незнакомые друг с другом посетители соединялись в импровизированные группки для коллективной «расшифровки» увиденной картины. Что это, если не проявление неподдельного интереса к творчеству художника!? Кстати, за дополнительную плату можно приобрести аудиогид, который нашепчет в Ваше заинтересованное ушко всю самую важную информацию о полотнах за 400 целковых Большинство работ Филонова были подарены сестрой художника через много десятилетий Русскому музею.
В экспозиции представлены как живописные, так и графические работы Филонова из коллекции Русского музея. Посетители смогут увидеть известные картины из цикла "Ввод в мировый расцвет", а также абстрактные композиции, которые являются отличительными чертами его творчества. Выставка приурочена к 140-летию со дня рождения художника, что делает ее еще более значимой и интересной для поклонников его искусства. Павел Филонов считается одним из самых загадочных и неразгаданных авангардистов в истории русского искусства. Куратор выставки Юрий Щербаков провел длительное исследование коллекции, чтобы раскрыть секреты гения Филонова и пролить свет на его творчество.
Художник мирового расцвета», приуроченная к 140-летию живописца. В экспозицию вошло более 60 живописных и графических работ Павла Филонова из фондов Русского музея Санкт-Петербург. Посетители увидят картины из цикла «Ввод в мировый расцвет» 1910-х годов, такие как «Пир королей», «Крестьянская семья», «Перерождение интеллигента», а также абстрактные композиции, полотно «Головы» и изображения зверей, написанные в 1920-е.
В Москве впервые за два десятилетия появилась возможность увидеть творения Павла Филонова
Выставки произведений искусства. В «Зарядье» проходит выставка работ Павла Филонова. Павел Филонов. Художник Мирóвого расцвета. В 1922 году на выставку Филонов добавляет ещё одну группу работ – «часть идеологии», т.е. художественного принципа автора. Билеты на выставку Флорариум. В Зарядье привезли из Русского музея работы Филонова. Не все, конечно, но его основные: "Пир королей", "Крестьянская семья", "Портрет Глебовой" и.т.д Хорошая выставка, но хочу немного поворчать.
Филонов. Художник Мирового расцвета
Однако Филонов действительно стремился и умел изображать не только видимую реальность, но и скрытое. Через этот постулат можно понять и сам визуальный стиль Филонова: мириады микроскопических элементов, линий, геометрических форм, на которые рассыпается композиция, — своего рода атомы, молекулы, потоки энергии. Они есть и в изображениях людей — например, в серии «Головы» на выставке представлен целый ряд работ из нее , но также и в метафорических образах города, народа, космоса. Как и зачем наши художники писали картины об Иберии От пейзажа до завода Нельзя сказать, что выставка наглядно показывает формирование индивидуальной манеры мастера: после двух ранних работ середины 1900-х — упомянутого портрета и небольшого пейзажа — следуют уже образцовые вещи 1910-х.
Но дальнейшее повествование выстраивается достаточно гладко и последовательно. Причем не обойден стороной даже весьма специфический «заказной» сюжет в творчестве Филонова. Однако если присмотреться, то и в очках пожилой швеи, и в нагромождении заводских станков можно разглядеть ту мозаичность, внутреннюю геометрическую динамику, которые характерны для его образцовых работ.
А в лицах персонажей — парадоксальное сочетание грубости и святости. Филонов вопреки всему остается собой. И государство ему этого не прощает — до конца своих дней он проживет в нищете, полузабытый и непонятый.
Посетить эту невероятно интересную экспозицию можно до 17 марта», — сообщила министр культуры России Ольга Любимова. На выставке одного из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века в том числе представлены работы из цикла 1910-х годов «Ввод в Мировый расцвет» — «Пир королей», «Крестьянская семья Святое семейство », «Перерождение интеллигента Перерождение человека »; абстрактные композиции, «Головы» и изображения зверей, исполненные в 1920-е годы. Кроме того, можно увидеть творчество 1930-х годов на производственные темы — «Ударницы швейной фабрики "Красная Заря"», «Тракторная мастерская Путиловского завода» и другие.
А еще мечтал о музее аналитического искусства — названного в честь основанной им школы.
Сегодня в ГРМ хранится внушительная коллекция его произведений — около трехсот. В Москву привезли более 60 вещей, причем куратором выступила Евгения Петрова, до недавних пор занимавшая должность заместителя генерального директора Русского музея по научной работе. Еще одна важная деталь — временная дистанция. Нас отделяет почти столетие от страшных, трагических событий XX века.
Филонов, как и другие художники своего поколения, видел ужасы Первой мировой и революции, голод и разруху Гражданской… Впрочем, на короткое время художники-авангардисты получили от власти карт-бланш, и перед ними открылись блестящие перспективы. И все же прагматикам-революционерам оказалось не по пути с мечтателями-художниками, хотя Филонов успел поучаствовать в создании петроградского Государственного института художественной культуры и даже возглавлял отдел общей идеологии. Кроме того, он организовал коллектив «Мастера аналитического искусства», состоявший из его учеников, однако в 1930-е МАИ после травли практически прекратил свое существование. Тем не менее у мастера остались последователи, пытавшиеся продолжать его дело.
Правда, им было трудно тягаться с Филоновым, упрямым фанатиком и аскетом, презиравшим земные блага и посвятившим свою жизнь искусству, поэтому многим так и не удалось выйти за рамки эпигонства. Но что же должны чувствовать мы, жители XXI столетия — неспокойного, но пока чуть более милосердного, — глядя на работы художника, видевшего смерть и крушение миров?
Масштабный проект приближает зрителя к пониманию творческого наследия Филонова, сохранившегося не только в живописи и графике, но и в статьях, манифестах, дневниковых записях. Всего в экспозицию вошло более 60 живописных и графических работ. Они дают представление о свойственном художнику понимании мира, космического пространства и взаимоотношений человека и Вселенной. Павел Филонов.
Художник мирового расцвета: выставка Павла Филонова пройдет в «Зарядье»
В парке "Зарядье" в павильоне "Медиацентр" стартовала выставка "Павел Филонов. Художник мирового расцвета", приуроченная к юбилею мастера. В экспозицию вошли 60 работ художника. РОСИЗО и Государственный Русский музей представляют в выставочном зале Медиацентра Парка «Зарядье» выставку «Павел Филонов. Выставка пройдет с 16 декабря 2023 по 17 марта 2024 года в выставочном зале павильона «Медиацентр» парка «Зарядье», улица Варварка, 6, стр. 1. У нас вы можете узнать программу выставки, что на ней покажут. Художник мирового расцвета». В церемонии приняли участие Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова, директор Русского музея Алла Манилова, гендиректор РОСИЗО Ольга Галактионова, директор Зарядья Иван Демидов.
Павел Филонов - репортаж с выставки в Зарядье
РОСИЗО и Русский музей представят в Зарядье выставку Павла Филонова | Описание: Предпоказ выставки «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета» в выставочном зале медиацентра в парке «Зарядье». |
В Зарядье показывают выставку Филонова - CityWorld | Обсуждаем все это в связи с выставкой «Павел Филонов. Художник мирового расцвета» в «Зарядье». |
В "Зарядье" открылась выставка художника-авангардиста Павла Филонова | В «Зарядье» — выставка работ Павла Филонова, одного из самых загадочных представителей русского авангарда. |
РОСИЗО и Русский музей представят в Зарядье выставку Павла Филонова
В этом смысле нынешняя выставка Павла Филонова в "Зарядье" удивительно перекликается с проектом, который сейчас показывает Центр Вознесенского. Выставка произведений русского художника Павла Филонова (1883-1941) проходит в Москве в выставочном зале парка "Зарядье" до 17 марта 2024 года. Выставка «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета» в «Зарядье» (Фото Пелагии Тихоновой / Агентство «Москва»). В парке "Зарядье" в павильоне "Медиацентр" стартовала выставка "Павел Филонов. Художник мирового расцвета", приуроченная к юбилею мастера. В экспозицию вошли 60 работ художника. Искусственные параллели по средам На выставке Павел Филонов. Художник Мирвого расцвета в день закрытия В выставочном центре Зарядья прошла потрясающая выставка одного из важнейших представителя русского авангарда, художника-исследователя Павла Филонова. Сегодня в выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье»открылась выставка «Павел Филонов.
Сергей Уваров Формулы и один: в Зарядье показали ретроспективу Павла Филонова 15.12.2023
В те годы неформальная творческая элита шла в общем строю. Отказаться от мобилизации? Упаси Бог! Павел Филонов, конечно же, принял Октябрьскую Революцию - первое десятилетие советской власти было самым плодотворным, да и не только для художников. Искали новые формы и - форматы, вещали языком плаката, горели в жарких дискуссиях. Каким быть пролетарскому искусству? В 1919 году Филонов участвовал в «Первой государственной свободной выставке» в Зимнем дворце. Там-то он и представил цикл «Ввод в мировой расцвет» из 22 работ разных лет. Некоторые из тех картин можно увидеть и в «Зарядье» - например, «Цветы мирового расцвета», где розы напоминают не то помятые страницы книг, не то людей, не то — чудный город.
Постреволюционная эра — культ машин и механики. Всё вычерчивается и кроится, а человек — всего лишь набор деталей. Филонов поддаётся всеобщей страсти и пишет ряд картин, объединённых словом «формула». Есть «Формула космоса», «Формула вселенной» и даже «Формула весны». Но самая эффектная вещь — «Формула петроградского пролетариата» с гармоничным созвучием цветов, геометрии, лиц и зданий. В 1920-х — начале 1930-х годов Павел Филонов — активный участник выставок, мероприятий и диспутов. Его захватила эта кипучая, пряная и пламенная буча с громадьем планов. События он отражал в картинах.
Да будет свет! Однако вкусы менялись, а вольница 1920-х отступала перед холодноватой классикой. Швырнуть Венеру Милосскую с парохода современности, как мечтали футуристы, не получилось — ту Венеру не токмо вернули, но приделали руки, давши ей весло, кайло и сверло. Получилось пригоже да величаво — под стать имперской сверхдержаве. Всякому стилю — свой рассвет и своё угасание. Конструктивизм, супрематизм, имажинизм и прочие «-измы» были признаны, если не враждебными, то — бесполезными и заумно-путаными. Филонову тоже намекнули, что его «Формулы» неясны пролетариату. Бывают художники, легко меняющие направление в угоду заказчику, и это необязательно подонки, предающие Искусство — гибкость в творческой среде не является таким уж отрицательным качеством.
Павел Филонов, напротив, остался верен своему курсу, хотя, они с супругой жили в кромешной бедности.
Аскет, бессребреник, человек феноменальной воли, Филонов воспроизводил в своей жизни тип средневекового мастера Человек, который в "Декларации Мирового расцвета" написал: "Я художник мирового расцвета - следовательно только пролетарий", - не только не вписался в "иконостас" мастеров соцреализма, но был фактически фигурой non grata советского искусства. И дело, может статься, не только в том, что Филонов до голодной смерти в Ленинграде зимой 1941 года оставался аскетичным последователем русского "утопически-религиозного коммунизма", связанного с идеями воскрешения мертвых в работах Николая Федорова. Фото: Пресс-служба Зарядья Филонов, очевидно, стремился соединить новейшие достижения биологии о его знании анатомии человека ходили легенды с интуитивными художественными прозрениями, "сделанность" картины для художника была как результатом исследования, так и органического роста произведения. Его теория аналитического искусства передавалась его учениками, среди которых была, например, Алиса Порет. Сами по себе идеи соборной общности человечества, скрещенные с идеями революции и достижениями естественных наук, разделял не только Филонов. Этот же круг идей интересовал и Чекрыгина, и Циолковского, и Хлебникова, и Заболоцкого, и Платонова… Это были идеи, в которых мысли о космосе рифмовались с образами Апокалипсиса. В этом смысле нынешняя выставка Павла Филонова в "Зарядье" удивительно перекликается с проектом, который сейчас показывает Центр Вознесенского. Но от близких ему единомышленников Филонова отличало, по-видимому, то, что для него искусство и его личный духовный и душевный опыт были неразрывны. Аскет, бессребреник, человек феноменальной воли, он воспроизводил в своей жизни тип средневекового мастера.
Во-первых, она целиком составлена из вещей, привезенных из Русского музея проект совместно готовили ГРМ и «Росизо». Как известно, младшая сестра художника Евдокия Глебова в свое время позаботилась о его наследии жена Филонова Екатерина умерла в блокадном Ленинграде через несколько месяцев после мужа и передала произведения музею. Это в целом не шло вразрез с волей художника — Филонов, несмотря на бедственное положение, не продавал свои работы и хотел, чтобы они остались в России.
А еще мечтал о музее аналитического искусства — названного в честь основанной им школы. Сегодня в ГРМ хранится внушительная коллекция его произведений — около трехсот. В Москву привезли более 60 вещей, причем куратором выступила Евгения Петрова, до недавних пор занимавшая должность заместителя генерального директора Русского музея по научной работе.
Еще одна важная деталь — временная дистанция. Нас отделяет почти столетие от страшных, трагических событий XX века. Филонов, как и другие художники своего поколения, видел ужасы Первой мировой и революции, голод и разруху Гражданской… Впрочем, на короткое время художники-авангардисты получили от власти карт-бланш, и перед ними открылись блестящие перспективы.
И все же прагматикам-революционерам оказалось не по пути с мечтателями-художниками, хотя Филонов успел поучаствовать в создании петроградского Государственного института художественной культуры и даже возглавлял отдел общей идеологии. Кроме того, он организовал коллектив «Мастера аналитического искусства», состоявший из его учеников, однако в 1930-е МАИ после травли практически прекратил свое существование.
Некая дама принесла в зарубежный музей рисунок Филонова на экспертизу: подлинником она владеет или копией? Оказалось, подлинником. Который по всем документам должен был находиться в Русском музее.
Замять это уже не получилось, и следственные органы зашевелились поживее. Тут-то и выяснилось, что в Русском музее давно действовала преступная группа. Состоящая из сотрудников. Они выносили из запасников оригиналы картин для продажи контрабандистам. И заменяли их копиями.
Преступники чувствовали себя в безопасности. Кому интересно то, что десятилетиями скрыто от людских глаз? Кто заметит, что что-то подменили?