Роспись доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определенный срок 6 букв. Государственный бюджет (госбюджет) – основной финансовый план государства на определённый период времени, объединяющий главные доходы и расходы государства и имеющий силу закона.
ЕГЭ. Экономика. Тема 21. Государственный бюджет
Минфин повысил план по расходам в этом году - Ведомости | Минфин разрабатывает финансовый план на предстоящие шесть лет. |
Доходы и расходы федерального бюджета России – таблица и график | Государственный бюджет – это высший финансовый документ страны, финансовый план доходов и расходов государства на год. |
Путин предложил сформировать шестилетний финансовый план страны — 29.02.2024 — Экономика на РЕН ТВ | Новости и аналитика Новости Утвержден федеральный бюджет на 2024 год. |
Доходы и расходы бюджета РФ по итогам 2023 года превысят плановые показатели | Планируется, что по итогам года расходы страны превысят ее доходы почти на 3 триллиона рублей. |
Бюджет России на 2023 год в цифрах — доходы и расходы, ВВП, инфляция
Рассмотрим на примере консолидированного бюджета за 2020 год, как формируются бюджетные доходы. Кроме того, отдельно от доходов определяются источники финансирования дефицита бюджета. Это поступления денег в бюджет, которые или покрывают разницу в том случае, когда расходы бюджета превышают его доходы, или идут на погашение прежних долгов государства. Если расходы бюджета превышают доходы, бюджет называется дефицитным. Если доходы выше расходов — профицитным. И тот, и другой вид бюджета страна принимает заранее, исходя из своих возможностей, целей и задач. Дефицит не значит, что государственный федеральный бюджет был плохо составлен или появились неучтённые ранее расходы. Это вполне нормальное состояние для бюджета страны. Например, бюджет РФ по итогам 2022 года был исполнен с дефицитом в 3,3 трлн рублей. Однако в то же время на 2,8 трлн рублей удалось перевыполнить план по доходам бюджета. Более того, образование бюджетного дефицита необходимо для правильного формирования различных процессов в экономике.
Например, если в российской или любой другой системе ежегодно будет приниматься бездефицитный бюджет, это напрямую повлияет на циклические колебания в экономике. Результатом этого может стать как вынужденное сокращение расходов на медицину и другие важные социальные статьи, так и повышение налогов, чтобы закрыть за счёт поступлений от них возникшие прорехи. В кризисные годы большинство стран могут иметь дефицитный бюджет. В отличие от человека, для государства ощутимое превышение доходов над расходами скорее плохо, чем хорошо. Если у государства в конце года осталось много свободных, непотраченных бюджетных денег — значит, не были профинансированы и реализованы какие-то важные проекты.
Вместе с этим, планируется, что объем использования средств ФНБ в 2023-2024 годах будет колоссальным. При этом, в части направлений использования таких огромных объемов денежных средств практически нет никакой конкретики.
Не определены направления расходования накоплений. В Законопроекте лишь сказано, что будет продолжено использование средств ФНБ на реализацию инвестиционных проектов, а также на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию. Иными словами, складывается впечатление, что, либо специальная военная операция на Украине уже успешным для России образом завершилась, либо еще не начиналась. В итоге, прогнозные данные в отношении Фонда национального благосостояния показывают, что по итогам трехлетнего периода может сложиться довольно негативная ситуация, связанная с истощением этого фонда, хотя фонд представляет собой «подушку безопасности» государства, которая позволяет компенсировать потерю нефтегазовых доходов в случае резкого падения цены на нефть и исполнить все принятые на себя социальные обязательства. И хотя прослеживается динамика ежегодного снижения дефицита бюджета, тем не менее его величина довольно велика. Усугубляют ситуацию с дефицитом федерального бюджета плановые данные об уровне инфляции, которые являются основанием для расчета многих показателей федерального бюджета [12; 21]. Балынин И.
В этой связи мало реалистичным представляются планы о снижении уровня инфляции в довольно сжатые сроки до величины доковидного периода.
При этом, по его словам, изначально была заложена меньшая сумма. Разовые взносы от бизнеса по налогу на сверхприбыль в 2021—2022 годах поступили из 77 регионов, следует из статистики Федера льной налоговой службы. Трет ь поступлений в казну пришлась на компании из Москвы 102,7 млрд рублей.
Ранее Силу анов рас сказал, что налог на сверхприбыль пополнил федеральный бюджет на 315 млрд рублей.
При этом, по его словам, изначально была заложена меньшая сумма. Разовые взносы от бизнеса по налогу на сверхприбыль в 2021—2022 годах поступили из 77 регионов, следует из статистики Федера льной налоговой службы. Трет ь поступлений в казну пришлась на компании из Москвы 102,7 млрд рублей.
Доходы федерального бюджета в 2022-2024 годах составят чуть более 25 трлн рублей ежегодно
При рассмотрении блока имущественных отношений с точки зрения расходов необходимо отметить, что эти вопросы c конца 2020 г. Финансирование упомянутой ГП в проекте нового федерального бюджета представлено в разрезе федеральных и ведомственных проектов, а также комплексов процессных мероприятий КПМ. Одним из последних является КПМ «Управление федеральным имуществом». По нему ассигнования, предусмотренные законопроектом, составят: в 2024 г. Однако законопроект о федеральном бюджете на 2024—2026 гг. Стоит отметить, что упоминаемые в рамках ВП и КПМ эффекты от реализации задач того или иного структурного элемента, имеющие количественное измерение, лишь частично совпадают с ожидаемыми результатами ГП «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» по направлению «Управление федеральным имуществом» в действующей официальной редакции. Напомним, что ее целью является увеличение доходов от управления федеральным имуществом в целом к 2030 г.
Но сам по себе госдолг больше макроэкономического показателя. Например, в 2020 году его изменение показывало, сколько денег правительство занимает на борьбу с последствиями коронавирусной пандемии.
По-настоящему, по мнению многих экономистов, ситуацию отражает соотношение размера государственного долга к объему ВВП. Что, как неоднократно подчеркивал министр финансов Антон Силуанов, остается безопасным и одним из самых низких уровней в мире. При этом уровень безопасности госдолга зависит от многих факторов: например, от стоимости обслуживания, валютной структуры, кредиторов и т. Подробнее о российском госдолге можно почитать здесь. Какой будет инфляция? ЦБ постоянно корректирует прогноз по инфляции. Это та цель, к которой стремится ЦБ, проводя денежно-кредитную политику и меняя ключевую ставку. На нее же рассчитывает и правительство.
Чего ждать от курса рубля? В среднем 68,3 рубля за доллар в 2023 году, 70,9 рубля — в 2024 году и 72,2 рубля — в 2025 году. При этом "в реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным". Что приносит в бюджет самые большие доходы? И сколько, как ожидается, будет стоить нефть? Власти связывают это с прогнозируемым постепенным снижением цен на нефть и общей добычи, а также с изменением структуры добычи в пользу льготных режимов налогообложения. Сбор внутреннего налога на добавленную стоимость НДС принесет в бюджет 6,968 трлн рублей, а импортного — 3,449 трлн рублей. Налог на прибыль добавит еще 1,632 трлн рублей, внутренние акцизы — 1,108 трлн рублей, импортные — 137,4 млрд.
На НДФЛ придется 153,4 млрд рублей, а на ввозные пошлины — 746,2 млрд рублей.
Кроме того, прошлогодний бюджет на плановый период 2024 года был на уровне 29 триллионов рублей, нынешнее же увеличение составило 7,5 триллиона, а это немалые деньги. Но возросли и доходы. Можно констатировать, что прогноз бюджетных доходов и расходов в стране выглядит весьма оптимистично. Как изменится бюджетное правило. При этом сам по себе размер дефицита можно назвать своего рода уникальным. Необходимо помнить, что нынешние цифры по бюджету во многом связаны с ростом экономики и оптимизмом по этому поводу. Показатели обнадёживают, так как общий рост мировой экономики заметно замедлился и по итогам года может оказаться одним из самых низких. Ожидается, что столь большие бюджетные доходы станут возможны благодаря развитию экономики. И здесь важно то, что, по заверениям кабмина, ненефтегазовые поступления вдвое превысят нефтегазовые.
Важно понимать, что бюджет текущего года будет закрыт с приличным дефицитом около 2 трлн рублей, а в следующем году предполагается рост расходов на 7 трлн с 29 до 36 трлн при меньшем дефиците около 1-1. Получается нужно взять где-то 7-8 трлн рублей. Чрезмерно высокая заложенная цена на нефть. Прогнозировать цену на нефть-неблагодарное дело, но мир на пороге рецессии, поэтому если цена на нефть сильно полетит вниз, а ситуация в мировой экономике будет не очень, то тут даже ОПЕК не поможет. Проблема с бюджетом начала возникать с середины 2022 г, поэтому было 2 важных события по-моему мнению. В следующем году она тоже будет, но нужны и другие способы для увеличения доходов. Оставшийся дефицит закрывался за счет увеличения госдолга и денежной эмиссии. Денег нужно очень много, поэтому и способов будет много.
Как формируется федеральный бюджет
Итоги финансового исполнения национальных проектов за 2023 год | Минфин РФ сегодня работает над финансовым планом на предстоящие шесть лет, исходя из него будут сформированы принципы бюджетной политики на этот период, сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов. |
Государственный бюджет | Узнайте о бюджете России на 2023 год, его статьях доходов и расходов, источниках финансирования дефицита, ожидаемой инфляции и ВВП, планируемом курсе доллара, государственном долге и экспорте-импорте. |
Что нужно знать о бюджете на 2023 год | 1)Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. |
В бюджете на 2024 год обозначилась первая дыра
Государственный бюджет — финансовый план государства, представляющий собой смету всех доходов и расходов государства, рассчитанную на определенный период времени. Мы с парламентом охарактеризовали финансовый план на трехлетку бюджетом победы", – рассказал он. Можно констатировать, что прогноз бюджетных доходов и расходов в стране выглядит весьма оптимистично. Мы с парламентом охарактеризовали финансовый план на трехлетку бюджетом победы", – рассказал он. Планирование доходов и расходов.
Доходы федерального бюджета в 2022-2024 годах составят чуть более 25 трлн рублей ежегодно
По плану на 2023 год расходы были запланированы на уровне 3,55 трлн рублей, но по факту выходит 4,12 трлн. Доходы и расходы бюджета России в 2023 году превысили ожидаемые планы, сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов. С января по ноябрь доходы федерального бюджета РФ возросли до 25,96 трлн рублей, увеличившись на 4,8% год к году. Роспись доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определенный срок 6 букв.
Бюджет России на 2023 год: основные цифры и направления
Пополнение ФНБ в текущем году ожидается на 1 трлн рублей. На наш взгляд, в целом, нормальный уровень цены. Вы говорите, у вас ликвидная часть сокращается. Есть такое дело, мы говорили, что общая ликвидная часть 4,7 трлн рублей, часть из них предусмотрена под проекты. Но если совсем будет ситуация негативная по ценам на энергоресурсы, будем использовать ФНБ. Ну а если увидим, что остаток будет снижаться, значит, будем другие меры по балансировке принимать", - сказал он, отметив, что в таком случае можно будет "в расходной части поработать еще". Говоря о том, рассматриваются ли какие-то сценарии, при которых может быть возможна продажа ценных бумаг, в которые уже вложены средства ФНБ, министр сказал: "В основном, там Сбербанк вложения в акции Сбербанка , который и приносит нам дополнительные дивиденды, доходы.
Роман Маркелов По итогам 2023 года и доходы, и расходы российского федерального бюджета окажутся выше заложенных изначально. Об этом рассказал министр финансов Антон Силуанов. Выросли доходы, выросли расходы.
Среди основных направлений инвестирования в России можно выделить: Энергетика: нефть, газ, уголь и атомная энергетика Транспорт: развитие железнодорожной, автомобильной и воздушной транспортной инфраструктуры Инфраструктура: строительство дорог, мостов, тоннелей и других объектов транспортной инфраструктуры, развитие городской инфраструктуры, в том числе в области ЖКХ Технологии: развитие современных технологий в различных отраслях экономики, включая цифровую трансформацию, искусственный интеллект, блокчейн и т. Планируемые налоговые изменения в 2023 году С 1 января 2023 года в России введены некоторые налоговые изменения, которые затронули как физических, так и юридических лиц. На образование планируется выделить 3,8 трлн рублей, на здравоохранение — 1,5 трлн рублей, на культуру — 177,4 млрд рублей. Кроме того, в бюджете установлены социальные выплаты и пособия. На социальную защиту и социальную помощь выделено 1,1 трлн рублей. Заключение Бюджет России на 2023 год планируется с учетом непростой экономической ситуации в стране.
В ряде стран имеется значительный потенциал для совершенствования в таких областях УГФ, как бухгалтерский учет и финансовая отчетность. Бухгалтерский учет и финансовая отчетность в государственном секторе — это, возможно, один из наиболее технических аспектов УГФ; они в значительной степени изолированы от серьезных посторонних факторов, способных повлиять на эффективность. Тем не менее, многие страны испытывают трудности с ведением бухгалтерского учета и подготовкой полных и своевременных финансовых отчетов. Только одна страна получила наивысший достижимый балл PEFA за полноту, своевременность и непротиворечивость годовых финансовых отчетов. В начале кризиса многие страны внесли некоторые изменения в свои системы УГФ, чтобы справиться с чрезвычайными ситуациями. Применение чрезвычайных механизмов необходимо прекратить и вернуться к нормальной практике УГФ с установленными средствами контроля. В то же время, во время кризиса были внедрены некоторые инновации, которые следует еще раз проанализировать, поскольку они могут задать направление реформ УГФ. Глобальный отчет по УГФ, подготовленный Секретариатом PEFA, призван помочь правительствам и партнерам по развитию понять глобальные и региональные тенденции и определить такой порядок осуществления реформ в сфере УГФ для стран, который соответствовал бы их целям и условиям.
Как формируется федеральный бюджет
Силуанов заявил, что расходы бюджета РФ в 2024 г. будут выше заложенных в законе на трехлетку | Минфин разрабатывает финансовый план на предстоящие шесть лет. |
Силуанов заявил, что расходы бюджета РФ в 2024 г. будут выше заложенных в законе на трехлетку | В результате разнонаправленной динамики доходов и расходов бюджетное сальдо по итогам 5 месяцев текущего года составило -3,4 трлн руб. против профицита в размере 0,3 и 1,5 трлн руб. за аналогичные периоды 2021 и 2022 гг. |
Итоги финансового исполнения национальных проектов за 2023 год | Профицит государственного бюджета – финансовая ситуация, возникшая, когда государство намечает осуществить расходы на сумму, меньшую, чем может реально получить доходов (т.е. доходы государства превышают расходы). |
В бюджете на 2024 год обозначилась первая дыра | Октагон.Медиа | Государственный бюджет — это свод доходов и расходов государства за определённый период времени (обычно год), представляющий собой финансовый план государства. |
Минфин РФ назвал финансовый план на трехлетку «бюджетом победы» | Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. |
Бюджет РФ на 2024-2026. Где взять доходы?
Кроме того, оценка бюджета, то есть аспекты подотчетности и прозрачности, по-прежнему недостаточно эффективна во многих странах, что негативно сказывается на подотчетности правительств перед народом. Структура собираемых доходов и расходов отличается от запланированной, из-за чего возникают проблемы с доверием к бюджету. Эффективные процессы управления государственным долгом — необходимое, но не достаточное условие для того, чтобы удерживать уровень долга на приемлемом уровне. Глобальный отчет выявил некоторые парадоксы. В нем указывается, что системы управления долгом во многих странах эффективны, используют надежные процессы с точки зрения учета, отчетности, утверждения и стратегического планирования. Вместе с тем, этих процессов недостаточно для того, чтобы правительства могли поддерживать долг на приемлемом уровне. Недостатки в управлении государственными инвестициями, управлении активами, управлении ликвидностью, а также проблемы, обусловленные соображениями политической экономии, приводят к формированию экономически неприемлемого уровня долга и к риску возникновения критической ситуации, связанной с задолженностью. Таким образом, для решения проблемы долга необходим комплексный подход.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Доходная часть бюджета составляют: налоговые федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени , неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов: - налоги на прибыль, доход, прирост капитала; - налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы; - налоги на совокупный доход; - платежи за пользование природными ресурсами; - налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.
Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды: - доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности; - доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; - доходы от реализации государственных запасов; - доходы от продажи земли и нематериальных активов; - поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; - административные платежи и сборы; - штрафные санкции, возмещение ущерба; - доходы от внешнеэкономической деятельности. Доходная часть бюджета образуется за счет следующих основных видов поступлений: подоходного налога, налога на корпорации, взносов на социальное страхование, акцизов, налогов на предметы потребления. Среди этих поступлений ведущее место занимает индивидуальный подходный налог. При этом личные доходы граждан облагаются независимо от источников получения заработная плата, жалованье, предпринимательская прибыль, процент, дивиденд, рента, гонорары и т. В последние годы возрастает значение взносов на социальное страхование. Их выплачивают лица, нанятые на работу в процентах к валовому заработку , и предприятия в процентах к общему фонду заработной платы. Поступления от компаний обычно превышают взносы трудящихся. Вместе с тем затраты фирм на эти цели включаются в производственные издержки, вследствие чего через механизм цен они перекладываются на покупателей. Существенную фискальную роль играет косвенные налоги, которые включаются в цену товара и целиком оплачиваются покупателями. К косвенным налогам относятся также акцизы.
Ими облагаются главным образом алкогольные напитки, табачные изделия и бензин. Особой разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины - государственные денежные сборы, взимаемые через пограничные таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны. Размер пошлины устанавливается таможенными тарифами размерами платы , которые указываются в списках товаров, облагаемых пошлиной. В современных условиях продолжает действовать ряд традиционных налогов: а с наследства и дарений; б поимущественный, который взимается с оценочной стоимости земли, зданий, сооружений, индивидуальных домовладений. Такие специфические налоги не вносят существенного вклада в доходную часть бюджета. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формы расходов бюджетов: - ассигнования на содержание бюджетных учреждений; - оплата по государственным муниципальным контрактам; - трансферты населению; - ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти; - бюджетные кредиты юридическим лицам; - субвенции и субсидии, юридическим и физическим лицам; - инвестиции в уставные капиталы юридических лиц; - бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам; - кредиты иностранным государствам; - средства на обслуживание и погашение долговых обязательств. В разных государствах начало бюджетного года различно. В Великобритании, Японии. Канаде бюджетный год начинается с 1 апреля и заканчивается 31 марта, в Швеции, Норвегии - с 1 июля по 30 июня, в США - с 1 октября по 30 сентября.
Это объясняется историческими причинами, традициями, связанными со сроками созыва сессий законодательных органов.
Говоря о дальнейших задачах, Силуанов указал на важность бюджетной политики и отметил, что Минфин будет дальше придерживаться ответственных подходов при проведении бюджетной политики. Устойчивый бюджет — это, с одной стороны, устойчивая макроэкономическая политика, это вопрос ставок, это вопрос инфляции, это вопрос курсовых соотношений.
Но ответственная бюджетная политика как раз призвана обеспечить и проведение ответственной макроэкономической политики. Она гарантирует наши основы финансового суверенитета и защиту от внешних рисков, потому что будут устойчивы финансы.
Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом. Принятый федеральный закон в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федерации. Совет Федерации рассматривает закон в целом в течение 14 дней со дня его представления Госдумой. В случае отклонения закон передается в согласительную комиссию, в течение 10 дней она выносит на повторное рассмотрение Госдумы согласованный вариант, который обсуждается только в одном чтении.
Одобренный Советом Федерации федеральный закон о бюджете в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если Президент РФ отклоняет федеральный бюджет, то он передается в согласительную комиссию, куда включается также представитель Президента РФ. Бюджетные правки Ситуация в экономике, особенно в условиях глобализации рынков и сегодняшних антироссийских санкций, может складываться по-разному, в том числе и негативно, когда рушатся ранее сделанные прогнозы социально-экономического развития, а значит, и основные параметры принятого бюджета. Впрочем, возможна и обратная ситуация, когда фактические доходы бюджета значительно превышают запланированные. В этих случаях Правительство РФ обязано внести в Госдуму проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о госбюджете, который подлежит приоритетному и внеочередному рассмотрению. Например, при форс-мажорной ситуации, когда произошло снижение ожидаемых поступлений доходов в федеральный бюджет более чем на 10 процентов годовых назначений.
Если в этом случае правительственный законопроект не принимается Госдумой, кабмин имеет право на пропорциональное сокращение бюджетных расходов до момента принятия законодательного решения по данному вопросу подобная процедура получила название «секвестр». Например, так случилось в мае 1996 года, когда Правительство внесло в Госдуму проект закона «О секвестре расходов федерального бюджета на 1997 год», который через полтора месяца в итоге был отклонен депутатами. Это достаточно редкая процедура и применяется она в исключительных случаях, которые любое государство старается не допустить. РФС Сергей Рябухин председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам - Нулевое чтение проекта федерального бюджета — это своеобразный момент истины для Правительства и в то же время эффективный инструмент предварительного рассмотрения документа для депутатов и сенаторов. Здесь парламентарии имеют возможность вне жестких привязок к Бюджетному кодексу обменяться мнениями, подискутировать, услышать и понять. Это дает возможность без жестко регламентированных процедур, прописанных в самом регламенте рассмотрения бюджетных заявок, рассматривать альтернативные точки зрения по целевому использованию федеральных денег.
Ведь важно не просто добиться утверждения бюджетной росписи в законе о бюджете, а чтобы эта роспись достигала наивысшего результата с точки зрения эффективности расходования средств. Однако должен заметить, работа законодателей начинается задолго до нулевого чтения. Последние внесенные на рассмотрение Правительства предложения в концепцию бюджета на ближайший трехлетний период были сформированы на заседании нашего комитета в конце июня. Как правило, предложения к нулевому чтению проекта федерального бюджета готовятся всеми комитетами палаты регионов, которые потом собираются в профильном комитете по бюджету и финрынкам и оформляются как предложения Совета Федерации.
Федеральный бюджет: что это такое, как он разрабатывается и принимается
Основную работу по сбору и обобщению поправок ведет Комитет по бюджету, который готовит сводные таблицы поправок и направляет их в профильные комитеты и Правительство РФ, которые, в свою очередь, должны определиться, какие поправки они одобряют к принятию, а какие — к отклонению. Поправки по межбюджетным трансфертам рассматриваются в Комитете по бюджету только после их предварительного рассмотрения Комитетом Совета Федерации по бюджету. Если Госдума не поддерживает предложения Комитета по бюджету, она может рассмотреть альтернативные варианты бюджета. Если законопроект отклоняется во втором чтении, то он передается в согласительную комиссию. В третьем чтении Госдума рассматривает и утверждает расходы госбюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, предусмотренным отдельными приложениями, принятыми во втором чтении. Утверждается также ведомственная структура расходов. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом. Принятый федеральный закон в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федерации. Совет Федерации рассматривает закон в целом в течение 14 дней со дня его представления Госдумой. В случае отклонения закон передается в согласительную комиссию, в течение 10 дней она выносит на повторное рассмотрение Госдумы согласованный вариант, который обсуждается только в одном чтении. Одобренный Советом Федерации федеральный закон о бюджете в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Если Президент РФ отклоняет федеральный бюджет, то он передается в согласительную комиссию, куда включается также представитель Президента РФ. Бюджетные правки Ситуация в экономике, особенно в условиях глобализации рынков и сегодняшних антироссийских санкций, может складываться по-разному, в том числе и негативно, когда рушатся ранее сделанные прогнозы социально-экономического развития, а значит, и основные параметры принятого бюджета. Впрочем, возможна и обратная ситуация, когда фактические доходы бюджета значительно превышают запланированные. В этих случаях Правительство РФ обязано внести в Госдуму проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о госбюджете, который подлежит приоритетному и внеочередному рассмотрению. Например, при форс-мажорной ситуации, когда произошло снижение ожидаемых поступлений доходов в федеральный бюджет более чем на 10 процентов годовых назначений. Если в этом случае правительственный законопроект не принимается Госдумой, кабмин имеет право на пропорциональное сокращение бюджетных расходов до момента принятия законодательного решения по данному вопросу подобная процедура получила название «секвестр». Например, так случилось в мае 1996 года, когда Правительство внесло в Госдуму проект закона «О секвестре расходов федерального бюджета на 1997 год», который через полтора месяца в итоге был отклонен депутатами. Это достаточно редкая процедура и применяется она в исключительных случаях, которые любое государство старается не допустить. РФС Сергей Рябухин председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам - Нулевое чтение проекта федерального бюджета — это своеобразный момент истины для Правительства и в то же время эффективный инструмент предварительного рассмотрения документа для депутатов и сенаторов.
Прозрачность бюджета[ править править код ] В рейтинге прозрачности открытости бюджетов, составленном организацией International Budget Partnership IBP , Россия заняла 15-е место в мире из 100 исследованных стран по итогам 2017 года. IBP указывает на то, что правительство России предоставляет общественности существенную информацию о бюджете, но в то же время у общественности мало возможностей для участия в бюджетном процессе [15] [16]. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации « Электронный бюджет » работает с 2013 года. Бюджетная классификация[ править править код ] Бюджетная классификация Российской Федерации — группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации , используемая для составления и исполнения бюджетов , составления бюджетной отчётности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Существуют унифицированные коды бюджетной классификации КБК [18]. Их использование позволяет формировать базу для наблюдения за движением бюджетных средств и факторного анализа бюджетных статей.
На все эти решения, которые предметно обсуждались в Правительстве Российской Федерации, предусмотрены ассигнования в запланированных объемах. Дополнительные средства также предусмотрены и на обеспечение национальной обороны, безопасности и правоохранительной деятельности. Предусмотрены дополнительные ресурсы на денежное довольствие военнослужащих, на увеличение численности контрактников, улучшение материально-технического обеспечения силового блока и МЧС России. Кроме того, предусмотрен резерв на мероприятия по борьбе с коронавирусной инфекцией. Необходимые ресурсы заложены в бюджете. В целом на реализацию поручений Президента и Правительства по социально-экономическому развитию учтено почти 5 трлн рублей дополнительных бюджетных ассигнований до 2024 года. Помимо соответствующей приоритизации структуры расходов и настройки налоговой системы запланированы и меры дополнительного стимулирования экономики. Это и льготные бюджетные кредиты субъектам Российской Федерации. Это и возможности регионов по использованию средств от реструктуризации бюджетных кредитов и направление их на развитие экономики. Это средства Фонда национального благосостояния, которые будут использованы на приоритетные проекты социально-экономического развития в объеме 1,6 трлн рублей. При этом вопросы инвестирования средств ФНБ увязываются с вопросами сохранности фонда, устойчивости бюджета и параметрами денежно-кредитной политики. Уважаемый Михаил Владимирович! Проект бюджета отвечает задачам и национальным целям развития. Все решения, которые обозначены Президентом и Правительством по реализации этих инициатив, обеспечены бюджетным финансированием в полном объеме. Просьба поддержать проектировки бюджета на предстоящий трехлетний период".
Резюмируя, правительство намеренно увеличивать доходную часть за счет обновленной схемы начисления «сырьевых» налогов, разовых поступлений налогов, дополнительных пошлин и некоторых других источников. Статьи расходов бюджета РФ на 2024 год Объем расходов федеральной казны в 2024 году тоже вырастет — как и сумма доходов. Всего планируется потратить 36 660,7 млрд рублей, это значительно больше, чем в 2023-м 31 674,8 млрд рублей. Таким образом, в процентном и абсолютном отношении самый значительный прирост будет по расходам на национальную оборону — они вырастут более чем на 4,3 трлн рублей. На оборону потратят больше, чем на любую другую категорию, и в сумме эти траты — как расходы на социальную политику и развитие национальной экономики вместе. Национальная оборона и безопасность В проекте бюджета на 2023 год планировалось потратить на национальную оборону менее 5 триллионов рублей, но фактические расходы по оценке за сентябрь составят 6,4 триллиона рублей. На финансирование правоохранительных органов будет потрачено 3,4 триллиона рублей — и это примерно столько же, сколько в 2023-м с учетом инфляции. Чиновники из правительства и Администрации президента не очень охотно делятся деталями «военных» расходов — ограничиваясь тем, что Россия все еще не вышла из состояния «гибридной войны» и будет продолжать «военную спецоперацию», что требует серьезных бюджетных трат. Между тем, министр финансов Антон Силуанов утверждает, что хоть финансирование фронта — основной приоритет, денег хватит на все. Социальная сфера К этой категории относят различные социальные выплаты — от пособий для малообеспеченных семей до дотаций Социальному фонду на покрытие дефицита и выплату пенсий. Несмотря на колоссальный рост военных расходов в 2024 году, на социальную политику правительство тоже нашло деньги. Кроме того, увеличиваются и некоторые другие траты. Например, больше денег пустят на лечение детей, на социальные контракты, на детский отдых и питание для школьников. Национальная экономика Расходы на экономику — третья по величине статья, однако из-за перераспределения в сторону «военных» трат на нее пустят чуть меньше денег. В эту категорию входят разные программы поддержки, в том числе: льготное ипотечное кредитование — несмотря на недавний запуск Арктической ипотеки, основная льготная ипотека на новостройки будет прекращена с 1 июля 2024 года; программы поддержки автопроизводителей — льготный лизинг, льготные автокредиты, субсидии для производителей газовой техники; субсидии для автопроизводителей — из-за ухода большей части западных брендов, в России сократился свой автопром, поэтому и на поддержку выделять можно меньше. Образование Значительная часть расходов на образование финансируется на уровне муниципалитетов — это школы и детские сады, а профессионально-технические заведения входят в бюджет регионов. В федеральный бюджет включаются траты на высшее образование, модернизацию профессиональных учебных заведений, на питание для школьников и доплаты классным руководителям. С учетом инфляции траты выходят примерно такими же.
Глобальный доклад PEFA об управлении государственными финансами за 2022 год: некоторые соображения
Планирование доходов и расходов. Доходы в 2024 году составят 35 трлн рублей, в 2025 году — 33,5 трлн рублей, в 2026-м — 34,1 трлн рублей. Для сбалансированности федерального бюджета в 2024 году будут использованы средства ФНБ в размере 1,3 трлн рублей. Несмотря на увеличение расходов, дефицит бюджета в 2024 г. сократится до 1,6 трлн, или 0,9% ВВП.