Грозный покровитель До 1589 года патриарха в Русской церкви не было: предстоятелем был митрополит, которого утверждали в Константинополе.
Патриархи Руси
Портреты патриархов от Иова до Кирилла. Патриарх Кирилл — шестнадцатый Предстоятель Русской Православной Церкви. Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, в апреле сего года украинскими властями без объяснения причин был заблокирован ряд православных новостных интернет-ресурсов, освещавших религиозную политику властей. Оказывается биография Патриарха Кирилла, полна черных и опасных тайн. Патриарх Кирилл — лицо современной Русской православной церкви. новости России и мира сегодня.
Первый патриарх Московский и всея Руси (1589-1605)
- Ошибка в тексте, битая ссылка?
- Первый русский патриарх Иов (1589-1607)
- Патриарх Кирилл назвал карательной мерой арест митрополита на Украине
- История и современность патриаршества на Руси – Музей Фелицына
- Образование
Патриарх Кирилл
В святоотеческой письменности первых христианских веков первоначально термин «Патриарх» применяется к епископам вообще, в том числе — простым. Одно из первых употреблений в собственном значении этого термина — у святителя Григория Богослова в его прощальной 42 проповеди: «Разве не старейших епископов, а лучше сказать — патриархов? Уже на Третьем Вселенском Соборе в Эфессе 431 г. После Четвертого Вселенского Халкидонского Собора 541 г. Однако, еще после Первого Вселенского Никейского Собора 325 г. Каждая гражданская провинция по духовной линии возглавлялась митрополитом, или епископом митрополии.
Более крупные адм. В IV веке возникают предпосылки и для создания более крупных церковных объединений, чем митрополии. Если митрополия контролировала провинцию, то более крупные территориальные объединения — диоцезы — в церковном отношении зависели от экзархов. Термин появляется в 347 г. Так в конце II в.
Иоанн Златоуст архиепископ Константинопольский. V в Современное значение у титула Патриарха появляется с V века, — его получают епископы, главенствующие над митрополитами. Термин впервые встречается в документах IV Вселенского Собора — 451 г. После Разделения 1054 года титул Патриарха закрепился преимущественно за Предстоятелями Восточной Церкви. Первым Патриархом стал Московский митрополит Иов с 1589 по 1605 годы.
После возвращения Патриарха Иеремии в Цареград там состоялись в 1590 и 1593 гoдах Соборы с участием других восточных Патриархов, которые подтвердили постановление Московского Собора с участием Патриарха Иеремии, признали Московского Патриарха пятым по чести в диптихе после Патриархов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского и определили его титул: «Патриарх Московский и всея России и северных стран». На время правления первого Патриарха свт. Иова приходится и начало «смутного времени», когда Римский престол и поляки предприняли новую попытку подчинить Русь Риму. Лжедмитрий I незаконно свел с кафедры святителя в 1605 году, и менее двух лет спустя, 8 марта 1607 года, тот скончался. Лжедмитрий I незаконно возвел на Патриарший престол грека Игнатия, прежде — Кипрского Предстоятеля, который, впрочем, недолго оставался на Московской кафедре 1605—1606 гг.
Еще будучи митрополитом Казанским, свт. Ермоген сподобился обрести величайшую святыню русского народа — Казанскую икону Богоматери. Он совершил открытие мощей Казанских святителей Гурия и Варсонофия. С высоты Патриаршей кафедры свт. Ермоген воодушевлял русский народ на жертвенную борьбу с чужеземными и иноверными поработителями.
В течение его патриаршества возникло множество сложностей, которые требовали активного вмешательства и решения со стороны патриарха. Нарастание влияния иностранцев В период патриаршества Иосифа в России нарастало влияние иностранных структур и иностранцев. Было заметно усиление католической пропаганды, а также действия немецкой протестантской церкви, которые угрожали православию.
Патриарх Иосиф активно боролся с этими проявлениями, призывая верующих к соблюдению православных устоев и возвещая заблудшим обратиться к истинной вере. Противостояние церкви государству В то время правительство стремилось обособить церковь от государства и ослабить ее влияние. Патриарх Иосиф был против подобных попыток и активно отстаивал права церкви.
Он противился секуляризации церковных земель и усиливал роль церкви в общественной жизни. Необходимость обновления образования в церковных школах Патриарх Иосиф осознавал необходимость совершенствования образования в церковных школах и внедрения новых методик преподавания. Он призывал духовенство к обучению и развитию, стремясь повысить уровень образования в церкви и укрепить ее влияние в обществе.
Патриаршество Иосифа было сложным и напряженным периодом, но благодаря его активной деятельности и борьбе за интересы церкви, удалось укрепить роль православия в России и противостоять внешним угрозам. Патриарх Иосиф и проблемы внутри Церкви Патриарх Иосиф был пятнадцатым патриархом Московским и всея Руси, который занимал эту должность с 1642 по 1652 годы. Во время своего патриаршества, Иосиф сталкивался с рядом проблем внутри Церкви, которые оказали значительное влияние на его время у власти.
Одной из основных проблем, с которыми столкнулся патриарх Иосиф, был конфликт с боярской думой. Боярская дума, состоящая из высшей знати и дворянства, стремилась к укреплению своего положения и сокращению власти патриарха. Этот конфликт существенно ослабил позицию Иосифа и привел к недоверию и недопониманию между Церковью и секулярной властью.
Другой проблемой внутри Церкви, с которой столкнулся патриарх Иосиф, были споры и разногласия по поводу доктрин и толкований религиозных принципов. В это время происходили активные дискуссии и разногласия внутри Церкви, что приводило к разделению и несогласию. Иосиф пытался урегулировать эти споры и восстановить единство Церкви, но его усилия оказались неудачными.
По его инициативе была проведена поземельная перепись, позволившая упорядочить налоги; введение церковного суда укрепило порядок в государстве. В религиозной сфере патриарх боролся против нравственной распущенности и вольнодумства, противостоял распространению западных религиозных влияний, заботился об открытии школ. Патриарх Филарет скончался в 1633 году, указав своего преемника -псковского архиепископа Иоасафа.
Патриарх Иоасаф I 1634-1640 Иоасаф сосредоточил свою деятельность на делах веры. При нём было основано три новых монастыря и восстановлены ранее возведённые; было издано 23 книги на богослужебные темы. Он внёс упорядоченность в построение церковных иерархов при богослужении, издав «Лествицу властям», где указывалось, в каком порядке должны стоять при службе епископы и архимандриты.
Патриарх Иосиф 1642-1652 Патриарх Иосиф внёс большой вклад в дело духовного просвещения: в частности, по его инициативе при московском Андреевском монастыре было открыто духовное училище. Его «Поучение», обращённое к священникам и мирянам, было основано на защите, существовавшей в то время церковной обрядности, не допускавшей новшеств. Книги, изданные при Иосифе, высоко ценились старообрядцами.
Большое внимание Иосиф уделял укреплению связей с народом Малороссии, проложив первые шаги к воссоединению Украины с Россией. Иосиф не стремился к полной власти, он со смирением принял Соборное Уложение 1649 года царя Алексея Михайловича, понижавшее роль церкви и патриарха в государственном управлении. Патриарх Никон 1652-1666 В 1652 году после смерти патриарха Иосифа из 12 кандидатов по царскому желанию в сан патриарха был возведён Никон.
Никон Никита Минич Минин родился в 1605 году в крестьянской семье, в детстве пережил тяжёлые унижения от мачехи; в 12 лет поступил на учение в монастырь. В 30-летнем возрасте он принял монашеский постриг под именем Никон. Встреча с царём Алексеем Михайловичем стала для Никона судьбоносной: царь, впечатлённый начитанностью, умом и аскетичным образом жизни Никона, перевёл его в московский монастырь, куда сам часто ездил для молитвы.
Патриаршество Никона ознаменовалось усилением роли верховного владыки в государственных делах и глубокими преобразованиями в церковном деле. Особое расположение к нему царя позволило Никону иметь титул «Великого Государя». Царь Алексей Михайлович безгранично доверял Никону и во время своих отъездов государственные дела оставлял на патриарха.
Никон был ревностным реформатором в церковном деле. При нём было введено новшество в обряд богослужения: двуперстное крестное знамение было заменено на троеперстное, в результате чего возникло протестное старообрядческое движение, сурово пресекавшееся церковью. Необходимые изменения были внесены в греческие богослужебные книги.
Были построены новые монастыри: благолепный вид Воскресенского монастыря под Москвой дал основание назвать его «Новым Иерусалимом». Никон активно продвигал процесс сближения России с Украиной Малой Русью , в результате чего в 1654 году был подписан акт об их воссоединении. Охлаждение в отношениях между царём и патриархом наступило после мероприятий по введению в действие Соборного Уложения 1649 года, лишавшее церковь ведущей роли в государственном управлении.
В знак протеста в 1666 году Никон оставил Москву и поселился в Ново-Иерусалимском монастыре. Большой Московский Собор под давлением греческих патриархов лишил Никона сана патриарха, обвинив его в самоуправстве, и в чине монаха отправил его в Кирилло-Белоозерский монастырь. Царь Алексей Михайлович перед смертью раскаялся и просил прощения у Никона.
Помнишь, как из Сингапура сделали Сингапур? Расстреляли всех на хер. Вот, и у нас прямо за 2-3 дня как схиигумен Сергий говорит можно навести порядок. У нас огромное количество чиновников, которые наверх докладывают о том, что народ притворяется, и он еще живой, и он новая нефть, он просто ворует, всё это прячет… Эта вся прослойка — она транслирует наверх такие импульсы, что всё хорошо — потерпят, ужмутся. Так, наверное. Но я как священник не имею права так говорить. Хотя кто развезет? У нас правоохранительная система не то, что гнилая, она никогда не оздоровится даже.
Что нужно делать, на твой взгляд? Допустим, Путину? А он всё это знает? Там так: чего засунут в это узкое горлышко бутылки, то он там развернет и прочитает. А то, что он через стекло видит, это же рисуют. То есть, вся эта иллюзия, что там ФСО ему чего-то заносит, какие-то внутренние циркуляры… Там два человека сейчас говорят, что происходит. Я так считаю, что, наверное, Антон Вайно, потому что его не видно нигде, не слышно, там, при теле сидит. И, мне кажется, через Алину что-то попадает.
А остальные, сколько их? Десяток, которые имеют право зайти и говорить, если не договорятся с этими двумя центрами силы. А ФСО? Да, но даже сам Бортников триста раз согласует, прежде чем к нему попасть. Это я однозначно тебе могу сказать. Человек под 70 уже, болеет — это однозначно. Это я точно знаю. Ему недобрые вести слушать сейчас вообще даже неохота.
Но то, как это разбалансировано всё… Вот, Мишустин уходит на ковид, зачем-то заезжает исполняющий обязанности Белоусов, грамоты начинает подмахивать… После чего Мишустин приходит… То есть, явно выбрал Владимир Владимирович Мишустина, однозначно. Потом что-то такое где-то проскакивает — Белоусов заходит, и вразрез… Мишустин не собирался продлевать контракт Сечину, это я точно знаю попадают какие-то нюансы. Но Белоусов за эти 10-12 дней столько всего там переформатировал!.. Это же подстава была. Я больше чем уверен, что не особо-то Мишустин и болел. Ну, может, чем-то и подзаразили я даже не знаю. Это прям спецоперация. Он только пришел, не разобравшись.
Его выводят в тень, выдвигается Белоусов. А чтобы не оспорить было им ратифицированные документы, ему дается доверенность. Это прям ход такой, который потом очень сложно оспорить. И Белоусов все понимает. Степень его выживаемости. Игорь Иванович его поддерживает. И Мишустину тоже объяснили: «Ты хочешь сидеть здесь? Иди и одобри».
Этого не было просто, понимаешь? Смысла даже не было в этой доверенности. Если ты исполняющий обязанности, то чтобы ратифицировать документ… Игорь Иванович там такой ферт провернул. И все говорят, что это контрольный пакет был решающий. И куда он в оффшор ушел, это непонятно теперь. Этот актив — он, по сути дела, уже не государственный, так говорят, а что на самом деле, нам только гадать приходится. Убитый патриотизм и неизбежность бунта Так что нужно делать, чтобы спасти церковь? Ну, церковь — всё просто.
Надо предстоятеля поменять. Но у нас такой фигуры сейчас нет, которая бы — раз и всё сделала. На нее же начнет давить светская власть, лишат всяких бонусов, начнут чмырить в прессе. Вообще, если заниматься спасением государства, я бы сейчас начал бы пытаться упорядочить все эти три вектора власти — масс-медиа, религию, армию. Я над этим очень долго думал, что бы надо было бы сделать, чтобы, действительно, что-то в нашей стране двинулось? И всё равно приводится это всё к какому-то сотрясению, к террору. Потому что развинтились все гайки вообще донельзя. С одной стороны, у нас народ не верит власти, с другой стороны, он просто по любому поводу начинает качать совершенно абсолютно бессмысленные вещи.
Вот эти перегибы, когда общей дисциплины, общей идеологии нет. Помнишь, Путин сказал? Такая национальная традиция — искать идеологию. Это же уже глумление над основополагающим институтом. Борьба за идеи, по сути дела, это и есть борьба за власть. Потому что единственная власть над социумом — это идея. А нам ее не дают никаким образом. Любой патриотический институт, который появляется, его тут же разваливают.
Заваливают бумагами, пытаются засунуть каких-то советников. Казачество было? В кукольное превратили. Движение патриотов на Донбассе было? Поубивали просто этих командиров, которые реально вокруг себя народ могут… Завели туда посредственные личности. И сейчас там всё это болото тухлое… В Сирии. Мы приехали, там, всех начали учить, как воевать правильно. Один очень качественный генерал здесь в стране это прям яркий пример такой в Сирию вообще не должен был ехать.
Но тем не менее, его туда вывезли и ракетой прям конкретно по нему попали. Он у нас тут за восстановление… То есть, у нас триада же ядерная. Паровоз пытаются сейчас поставить на рельсы, опять запустить… Путина лечат, что у нас какая-то подводная лодка может вечность плавать или ракеты вечность летать. И вот он к вагонным подвижным составам этим прямо уже конкретно… Но внезапно погиб в Сирии. Хрен ему там делать? Кремлевский агент и яды не для всех А Навальный? А что Навальный? Инструмент такой.
Что я должен сказать? Что это герой, что ли? Что это подлец какой-то? Вероятно, да. Это же уже не секрет ни для кого, что Навальный был проектом Кремля. Этот самый инструментик, когда можно через сливы компромата на какие-то определенные силы, «башни власти» действовать. Но дело в том, что Навальный ласковый теленок — он у нескольких мамок отсосал. Ну, посмотри: он критиковал всех, кроме Чемезова.
Потом взялся как-то. Это же просто о том, что он выскочил уже. И понеслось — и на Чемезова наехал. Получил, скорее всего, какую-то поддержку и от западных, и… Там же покупается это всё очень просто. Тебе принесли чуть-чуть информации, дали денежек незначительно, прикормили. Всполошились следующим образом.
Патриарх Кирилл: последние новости
Патриарх Кирилл призвал живущих в России иностранцев уважать ее культуру и веру. хронологический список патриархов РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. Иов. По утверждению патриарха, только он был достоин царского престола. Тихон стал первым русским патриархом после 200-летнего перерыва в истории Русской церкви. Нажим патриарха-реформатора встретился с категоричным отпором будущих старообрядцев.
Преемник патриарха Кирилла, возможные варианты
Вести переговоры об учреждении патриаршества в Москве должен был Борис Годунов, но затем порешили, что Антиохийский патриарх будет ходатайствовать об этом перед Восточными патриархами. К 4 июля все переговоры были окончены, и патриарх, совершив паломничество в Чудов и Троице-Сергиев монастыри, покинул Москву. Петр I в 1721 году упраздняет институт патриаршества, введя вместо него Духовную коллегию — будущий Святейший Правительствующий Синод. К патриаршеству страна вернулась только при большевиках, а в 1943 году Сталин предлагает именовать предстоятеля Русской Православной Церкви «Святейшим Патриархом Московским и всея Руси». Сан Патриарха сохраняется до конца жизни, поэтому патриарх обязан служить Церкви, несмотря на состояние здоровья и прочие жизненные невзгоды. Нового Патриарха избирают на Поместном соборе не позднее полугода после освобождения Престола. Кандидат не моложе 40 лет должен иметь высшее богословское образование и опыт епархиального управления. Процедуру избрания устанавливает Священный Синод.
Об этом в воскресенье сообщил ТАСС.
На сайте Русской православной церкви, где приводятся слова Патриарха, говорится о том, что давление, усиливающееся на Украинскую православную церковь, всё больше приобретает характер религиозных гонений. Арест митрополита Арсения стал очередной акцией в ряду карательных мер, совершаемых властями Украины в отношении УПЦ и её информационных ресурсов, подчеркнул Кирилл.
Об этом я уже писал в «Образовании и будущем Церкви». В ближайшее же время ожидаю присвоения духовно-учебным заведениям статуса ВУЗов и серьезного укрепления существующих православных университетов — Иоанно-Богословского, Свято-Тихоновского и прошу обратить внимание! Не могу исключить и быстрого создания новых университетов, к примеру, на базе Сретенской семинарии.
Думаю, что вопрос о преподавании в школах «православной культуры» будет решен довольно быстро. Но не мгновенно. Поскольку Святейший, будучи квалифицированным управленцем, понимает, что процесс подготовки и переподготовки учителей требует некоторого времени. Поскольку все эти проекты требуют серьезного финансирования, я предполагаю, что Патриарх в достаточно обозримое время решит вопрос о финансировании церковных проектов в принципе. Здесь возможны два варианта решения.
Либо добиться права на осуществление легального крупного церковного предпринимательства, либо ввести, как это принято во многих странах, церковный налог. Не могу исключить, что будут приняты и оба варианта одновременно. А обсуждаться все эти проекты, скорее всего, будут во вновь созданной Церковно-общественной палате. Теперь, наконец, можно перейти и к самому интересному — гипотезам о кадровых перестановках и назначениях. Так как я совсем не любитель весьма популярной в народе лженауки коридорологии, то я собираюсь говорить только о принципиальных назначениях и перестановках.
И первое, это то, чего ожидать не следует. Я уверен, что никаких репрессий и отправлений «за Можай» архиереев и статусных священников, близких к почившему Патриарху Алексию, как это у нас, к сожалению, происходило ранее чуть ли ни при каждой новой интронизации, не воспоследует. Как говорится, не дождетесь. Святейший, как я уже говорил, совсем не мстителен, и предпочитает оценивать сотрудников и подчиненных по их профессиональным достоинствам, а не по личному отношению к себе. Хотя, в том, что я говорил, возможно и одно важное исключение.
Это — высокопреосвященнейший Климент Капалин митрополит Калужский и Боровский. И дело здесь вовсе не в том, что владыка Климент всерьез соперничал с владыкой Кириллом в борьбе за Патриаршье звание. Святейший не мстителен. Дело здесь даже и не в том, что нельзя доверить управление такой «серьезной конторой» как Управление делами Патриарха человеку, которому не вполне доверяешь. Этот вопрос, как я уже говорил выше, вполне решаем.
Дело здесь в том, что во время своей «предвыборной кампании» владыка Климент допустил ошибки. И я не уверен, что эти ошибки могут остаться без достойной оценки. Во-первых, ход этой «предвыборной кампании» может создать впечатление, что ее основным пропагандистским органом довольно неожиданно оказался известный своей ярко выраженной антипатией к «погрязшей в экуменизме и сергианстве Московской Патриархии» Портал-Кредо. Возникает даже впечатление, что Кредо работало даже не в режиме «гонораров», а в режиме попила бюджета. И это — серьезно.
Это вам не проплатить опричную пьянку в ресторане «Опричник». Во-вторых, ход этой «предвыборной кампании» создает впечатление, что скандально известный «проект Диомид» оказался политтехнологическим спойлером «проекта Климент». А «Диомидовский штаб» оказался филиалом «Климентовского штаба», управляемым по Берсеньевскому каналу. Впрочем, я глубоко сомневаюсь в том, чтобы владыка Климент был «разжалован с позором» и «сослан, куда Макар телят не гонял». Вряд ли специально для наказания опального митрополита из состава Северо-Американских приходов РПЦ будет выделено Аляскинская епархия с тем, чтобы ее возглавил маститый специалист по истории православной миссии на Аляске.
Я уж и не говорю о вдовствующей Чукотской кафедре. Скорее всего, владыку Климента отправят на повышение. Второе, о чем я хочу сказать, это о том, что я предвижу хотя бы небольшое, хотя бы символическое, но возвышение о. Андрея Кураева. Мне кажется, что таким образом Святейший в своей излюбленной манере мог бы послать месседж.
Месседж о том, что «предвыборная активность» Дьякона всея Руси была вовсе не «черным пиаром», а обещанием определенной политики. При этом я вовсе не предполагаю никакой «политики массовых репрессий» против некоторых архиереев. Скорее всего, Святейший просто отменит действовавшее при своих предшественниках священное правило — направлять жалобы на архиереев «для исполнения» самому объекту жалобы. Ну, и, может быть, немножечко поспособствует тому, чтобы Церковный Суд. Мне кажется весьма правдоподобным, что Святейший в обозримое время сделает серьезное «кадровое предложение» академику Глазьеву.
Эту мысль делает для меня правдоподобной то, что митрополит Кирилл демонстративно поддерживал Сергея Юрьевича даже в самые тяжелые для него периоды.
Михаил Гундяев помогал защищать город во время блокады, а в 1943 году ушел на фронт. В семье Гундяевых первенец Николай появился перед началом войны в 1940 году. А Владимир Гундяев родился уже после победы в Великой Отечественной войне. В 1947 году Михаил Гундяев был возведен в сан дьякона и назначен в храм Смоленской иконы Божией Матери. Когда Владимир окончил 8 классов, он поступил в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления.
Там будущий патриарх Кирилл проработал с 1962 по 1965 год техником-картографом. При этом Владимир учился в вечерней школе. В 1965 году будущий патриарх Кирилл поступил в Ленинградскую духовную семинарию, затем — в Ленинградскую духовную академию. Начало духовной деятельности Патриарха Кирилла В монахи Владимир был пострижен в 1969 году и наречен Кириллом. Еще учась в академии, Владимир был рукоположен во иеродиакона, а затем во иеромонаха. Как сообщается в биографии Кирилла в Википедии, в академии, по требованию митрополита Ленинградского Никодима, будущий патриарх сдавал за один год два курса.
В 1970 году Кирилл с отличием окончил академию и получил степень кандидата богословских наук, говорится в биографии патриарха в СМИ. Кирилл некоторое время преподавал в духовной академии, но параллельно работал в должности секретаря митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима. В 1971 году Кирилл был возведен в сан архимандрита, в октябре того же года стал настоятелем православного храма в Женеве, Швейцария. Затем с 26 декабря 1974 года по 26 декабря 1984 года в биографии патриарха Кирилла был пост ректора Ленинградской духовной академии и семинарии. Также в 1974—1984 гг. Кирилл — доцент кафедры патрологии Ленинградской духовной академии.
Святейший Патриарх Кирилл трудился в области межправославных отношений, был первым представителем Русской Православной Церкви в «Синдесмосе» — Всемирном братстве православных молодежных организаций. С 1971-го по 1977-й год Кирилл — член Исполкома «Синдесмоса» и участник Генеральных Ассамблей этой организации. Кирилл стал участником первого Предсоборного Всеправославного совещания в Шамбези 1976. Кирилл хиротонисан во епископа Выборгского. С 26 декабря 1984 г. Кирилл — архиепископ Смоленский и Вяземский.
В 1986 году будущий патриарх стал управляющим приходами в Калининградской области. С 1988 г. Кирилл — архиепископ Смоленский и Калининградский.
НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ
- Патриархи русской православной церкви (список)
- Лечить неизлечимое. В России изобрели лекарство, не имеющее аналогов в мире
- Кто был перед Кириллом? Ответы на вопрос: 23
- Лечить неизлечимое. В России изобрели лекарство, не имеющее аналогов в мире
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: СЛЕДУЯ ЗА ХРИСТОМ, МЫ ДОСТИГАЕМ САМОЙ ВЫСОКОЙ ЦЕЛИ ЖИЗНИ
Кто был перед Кириллом? Ответы на вопрос: 23 | Патриарх Кирилл — лицо современной Русской православной церкви. |
Предстоятели Русской Православной Церкви | Патриарх Кирилл 16-й Святейший Патриарх Московский и всея Руси. |
Русские Патриархи: кто они? | Патриархи России хронология. Таблица патриархов русской православной церкви. |
Патриарх Кирилл — лицо современной Русской православной церкви
Патриарх Кирилл был автором Концепции по возрождению благотворительности и религиозного образования, принятой Священным Синодом 30 января 1991 г. Будущий патриарх терпеливо трудился на стезе духовного просвещения. Кирилл организовал работу над созданием концепции Русской православной церкви в сфере церковно-государственных отношений. Результатом его работы стали принятые в 2000 году на архиерейском соборе «Основы социальной концепции РПЦ» — документ, излагавший официальную позицию православной церкви при взаимодействии с государством. С 13 января 1995 года Патриарх Кирилл был членом общественного совета при Председателе Правительства Российской Федерации по вопросам урегулирования ситуации в Чеченской Республике. Патриарх Кирилл принимал активное участие в миротворческих акциях по Югославии, во время войны посещал Белград и вел переговоры с руководством этой страны, инициировал создание неформальной международной христианской миротворческой группы по Югославии Вена, май 1999 г. Благодаря его деятельности, были расширены границы сотрудничества между государствами и представителями различных конфессий. Святейший Патриарх Кирилл совершил 221 поездку в 116 епархий. За время служения Святейшего Патриарха Кирилла были образованы: 60 митрополий Русской Православной Церкви; 144 епархии; викариатства в Московской епархии 2011 г. Количество епархий Русской Православной Церкви при патриархе Кирилле увеличилось со 159 на начало 2009 г.
Святейший Патриарх Кирилл возглавил 176 епископских хиротоний. Взгляды Патриарха Кирилла Патриарх Кирилл неоднократно высказывался по поводу радикально настроенных групп, заявляя, что подобных проповедников необходимо опасаться. По его словам, все чаще в народе появляются лжеучители, которые ввергают людей в смуту, ведь за красиво оформленные лозунгами прячется мощное орудие разрушения церкви. Это, конечно, не единственный идеал. Но это особенный идеал для девушек, которые должны ясно сознавать, что создание семьи, рождение детей, их воцерковление, воспитание является Богом определенной для них миссией, выше которой нет ничего», — приводит его слова РИА Новости. Глава РПЦ отметил , что в современном обществе с его технологическими возможностями должная забота о семье может сочетаться с карьерными успехами и получением образования. Общественно-политическая оценка Кирилла в светских СМИ в 2000-е годы такова: его именуют «лидером российской неоконсервативной мысли», реставратором идеи Москва — Третий Рим. В феврале 2016 года впервые в истории глава РПЦ встретился с папой римским. Патриарх Кирилл и папа римский Франциск поцеловались, сфотографировались и, попросив выйти из конференц-зала журналистов, приступили к беседе, которая продлилась более двух часов.
Как передаёт «Первый канал», приветствуя папу, патриарх сказал: «Такие длинные расстояние не являются преградой, в том числе и для организации других встреч. Можно быстро прилететь в любое место. Меня не покидает чувство, что мы с вами встречаемся в правильное время и в правильном месте». В моем сердце было очень большое желание, чтобы эта встреча состоялась». Ну и, кроме того, совершенно очевидно, что страдают люди», — подчеркнул глава РПЦ. Стоит отметить, что беседа между двумя религиозными лидерами состоялась по инициативе патриарха Кирилла. Что ответил папа Римский, неизвестно.
Недаром в конце XIX - в начале XX века и в русских интеллектуальных, и в священнических кругах возникает движение за восстановление патриаршества. Еще перед Первой мировой войной планировался Собор, на котором должен был быть решен этот вопрос.
И государь Николай II это дело поддерживал. Война не дала его провести. И сегодня, мне кажется, Церковь должна быть самостоятельной организацией. Что собой представляли патриархи как личности. Среди них есть святые. Наверное, есть и неудачники? Сергей Перевезенцев: Быть патриархом - тяжелое дело. Он ведь несет духовную, нравственную, физическую, юридическую ответственность за всю Церковь. Не говоря уж о том, что человек, находящийся на этом высочайшем посту, должен быть идеалом нравственной чистоты.
Потому что именно через него чаще всего воспринимается и сама церковь. Надо сказать, что большинство глав Русской церкви, начиная с XI века со времен первых митрополитов , были людьми очень высокой культуры, глубокими знатоками и последователями христианского вероучения. Трудно назвать кого-то, откровенно сделавшего что-то плохое. Правда, один епископ в начале XVII века, при Лжедмитрии I, согласился занять патриарший престол после того, как с него силой свели первого русского патриарха Иова и отправили доживать в монастырь. Но он потом сбежал из Москвы и сейчас не вспоминается среди патриархов. Какое место занимает Патриарх Московский и всея Руси среди других патриархов? Сергей Перевезенцев: Номинально - пятое. На первом месте стоят первые четыре. Но фактически Русская православная церковь сейчас самая многочисленная по числу воцерковленных людей.
Ее приходы находятся по всему миру. Поэтому фактически Русская православная церковь сейчас занимает положение, равное Константинополю.
Это вызов пастырской деятельности Церкви, ибо она призвана учить и вести людей по пути спасения, невзирая ни на какие обстоятельства жизни. А что касается конкретно этих людей — я бы их не тревожил.
Если хотят в пещере посидеть, пускай посидят, лишь бы, сохрани Бог, не обвалилась эта их пещера». Из выступления на пресс-конференции в пресс-центре информационного агентства «Интерфакс» 28 июля 2008 г. Она формирует некий идеал церковной жизни, исходя из своего понимания истории, своих философских взглядов, своих предпочтений, а затем соотносит этот свой идеал, свое представление с реальной жизнью Церкви, и если видит несоответствие, то вновь и вновь Христос становится предметом пререкания». Она призвана спасать человека.
Не ее задача входить в компромиссы с человеческим мудрованием, ее задача — ясно и сердечно выражать то, чему научена Церковь от Самого Спасителя: мы должны продолжать учить, исцелять, освящать народ и всю вселенную, ибо это и есть призвание Церкви». Из проповеди на Божественной литургии в праздник Сретения Господня 15 февраля 2009 г. Потому что в сознании общества Церковь была лишь местом, где люди встречаются и вместе молятся, но к обществу, к жизни народа в сознании большинства людей Церковь не имела никакого отношения, — отметил Святейший Патриарх Кирилл. Какая же колоссальная теперь на нас ответственность!
Он велел: идите и научите. Если мы сегодня хотим научить наш народ, то должны пойти к нему. Если мы хотим научить, а сегодня это необходимо, — нужно идти к народу». Наша паства — это как минимум 60 процентов нашего народа и нашего общества», — заявил Святейший Патриарх Кирилл.
Из выступления на встрече с архиепископом Тульским и Белевским Алексием и духовенством епархии 11 марта 2009 г. Мы категорически против подобного рода экспериментов на нашем телевидении. Не просто осуждаем, а более чем осуждаем. Думаю, что в ближайшее время у нас будет какое-то заявление по поводу этой программы, потому что слишком много в наш адрес людей обращаются.
А теперь я бы хотел сказать господам, которые сочинили всю эту историю. Что достигается вот такими программами, что достигается порнографией, что достигается эротикой? Раскрепощается человеческий инстинкт. Бог дал человеку разум, волю и нравственное чувство для того, чтобы, опираясь на свои убеждения и нравственное чувство, человек мог управлять инстинктами.
Инстинкт вложен в нашу природу для того, чтобы человек мог существовать. Если не будет инстинктов, не будет выживания человеческого рода, не будет его продолжения. Но, в отличие от животного, мы призваны управлять инстинктом. А животное не управляет инстинктом, оно и живет по инстинкту.
Вот то, что нам предлагается на телевидении, что сейчас предлагается массовой культурой: это раскрепощение инстинкта, это снятие всякого волевого мировоззренческого контроля за инстинктом. Живи, как хочешь. Но ведь это же призывы жить всем в стойле, в поросятнике! Это же просто попытка сделать из человека животное!
Ну если человек живет столь раскрепощенно, скажите, на основе каких сдерживающих факторов он будет себя ограждать от того, чтобы убить, ограбить, если ему захочется это сделать? Поэтому господа, которые ставят на телевидении эксперименты, пилят сук, на котором сидят. Ведь у них же тоже дети — дочери и сыновья. Или они думают, что они сами живут за стеклом от всего общества?
А потом, это просто, простите, скотство — эксплуатировать половой инстинкт людей. Фрагменты интервью Владыки Кирилла «Комсомольской правде», 27. Только внутри самого человека должны быть выстроены эти рубежи обороны, причем выстроены должны быть очень творчески. Эти рубежи обороны в масштабах личности, семьи и государства не должны отождествляться с охранительной политикой.
Человек должен быть достаточно открыт к восприятию того, что несет ему современный мир, и одновременно быть способным защищать самые сокровенные глубины своей жизни, сохраняя свою национальную, духовную, религиозную, культурную самобытность, а вместе с этой самобытностью сохраняя нравственную систему ценностей. Вот это последнее очень трудно дается современной молодежи, потому что современная массовая субкультура оказывает настолько сильное влияние на молодежь, что выстроить разумную оборону против ее влияния очень и очень тяжело. Я объясню, почему тяжело. Потому, что массовая субкультура в абсолютном своем большинстве, за исключением каких-то выдающихся проявлений, апеллирует не к разуму, не к интеллекту, а к человеческому инстинкту.
Человеческая цивилизация, живущая по закону инстинкта, нежизнеспособна. Никакая правовая культура, никакое мощное правовое поле и развитое законодательство не способны регулировать человеческое поведение ежечасно — лишь голос совести. Когда нам говорят: живи как хочешь, только других не обижай а такова сегодня философия современного либерализма , — нас тем самым подталкивают к жизни по закону инстинкта. Именно поэтому в современной либеральной философии отсутствует понятие греха, есть лишь плюрализм поведенческой модели, а нравственность — не более чем условное понятие: «то, что нравственно для тебя, безнравственно для меня».
Вот эта философия, которая инкорпорирована в законодательство очень многих стран и во многом формирует контрсовременные массовые культуры, является убийственной для человеческой цивилизации. Чем раньше человечество поймет, что нравственность — это способ выживания коллектива, семьи, личности, общества, всей человеческой цивилизации, тем лучше. Если это поймет наша молодежь — мы будем самыми сильными, потому что сила нации — в силе духа». Из выступления на встрече со студентами калининградских вузов в Российском государственном университете им.
Канта 23 марта 2009 г. По словам Патриарха, сегодня нас не наказывают за посещение храма, крещение детей, но в условиях религиозной свободы более утонченные искушения воздействуют на наши сознание и волю, отрывая нас от Бога. Совсем нет. Стоят открытые храмы, есть высшие богословские заведения, много семинарий и духовных школ, но все это стоит пустым, народ уходит из храмов.
И страны, которые еще недавно называли себя христианскими, сегодня боятся или не желают сказать о том, что они христианские страны», — отметил Предстоятель Русской Церкви. По его мнению, происходит это потому, что души отрывают от Бога соблазном, указанием ложных жизненных путей, показывают привлекательность жизни по закону плоти, бессмысленность хранения чистоты, целомудрия, воздержания. Эта жизненная философия является сегодня «великим соблазном для молодежи», на нее работают СМИ, глянцевые журналы, которые погружают человека в виртуальный мир, возбуждают его, заставляют усиленно потреблять и увлекают различными удовольствиями. Предстоятель Русской Церкви выразил надежду, что никакие искушения не остановят того поступательного движения нашего народа, благодаря которому наши храмы сейчас переполнены.
Сердце радуется при виде молодежи в них. Это такой секулярный храм-развлекаловка, в котором, с одной стороны, можно купить, а в то же время и выпить-закусить и не надо никуда ходить при этом. А на украинском телевидении накануне Патриарх обсуждал финансовый кризис, сравнив его с лестницей, приставленной не к той стене: — Люди лезли, расталкивали друг друга руками, добрались, а там пустота. Трагедия в том, что этому человек посвящал всю свою жизнь.
И образ счастливого современного человека — всего лишь иллюзия, миф… Из выступления Патриарха Кирилла перед студентами Киевской духовной академии, 29 июля 2009 г. Более того, можно участвовать в обряде, находясь в церкви, и в то же время отталкивать человека, который рядом с тобой стоит, или одергивать его, или делать грубые замечания и даже тут же, в храме, обидеть ближнего. Упование на то, что внешние действия нас автоматически спасают, является опаснейшим заблуждением и грехом», — предостерег Владыка Кирилл. В качестве примера он рассказал историю из собственной жизни.
Жил вначале вместе с родителями, потом родители скончались, и я время от времени посещал их квартиру в обычном доме, где было много жильцов. Когда я приходил туда, меня часто навещала соседка по лестничной площадке. Эта простая, еще не старая женщина, работавшая на фабрике, любила, как она говорила, «побеседовать о Божественном». И вот однажды пришла она, села на кухне, подперла кулаком щеку и говорит мне: «Слушай, ничего я не понимаю, что происходит».
Когда же я спросил, что же произошло в ее жизни, ответила: «Ходила я, ходила к Святителю Николаю, свечки ставила, а Борьку — брата моего — все равно в тюрьму посадили». И она сказала это не по глупости, а потому, что была полностью уверена в том, что одни только свечки перед иконой могут избавить ее непутевого брата, который действительно совершил преступление, от законного наказания. Но ведь так часто мы и думаем: приду, поставлю свечку — и все в порядке, закажу молебен — и автоматически получу все просимое». По нашей вере и добрым делам, связанным с верой, Он дает нам Свою благодать, Свою силу.
И вот именно эта сила и спасает нас, именно эта сила и побеждает в нас грех, ибо никакими человеческими усилиями и внешним исполнением религиозных правил греха не победить, — напомнил Патриарший Местоблюститель. А привлекая благодать Божию, мы можем ею делиться с другими: и с непутевыми братьями и сестрами, с ближними и дальними. Когда у человека преизбыточествует благодать, тогда он начинает ее расточать вокруг». Из проповеди на Божественной литургии в Покровском соборе Покровского ставропигиального женского монастыря 14 января 2009 г.
Это касается не только мирян, но и священников. Можно по всем правилам и строго по уставу совершать богослужение, а реальной связи с Богом не ощутить», — подчеркнул митрополит Кирилл, добавив, что верующие должны воспитывать себя в постоянном общении с Богом, как говорили о древних пророках: он ходил пред лицем Божиим». Из выступления на зимней сессии ХIХ Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в январе 2009 г. Среди тех, кого можно назвать «удачниками», почти не бывает кротких людей.
Кроткий же человек воспринимается как слабый, ненадежный, вызывающий снисхождение и жалость». Исправить человеческие грехи можно только духом кротости, в котором проявляется любовь к грешникам, подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви. А если помнишь о своих грехах и слышишь о согрешении ближнего, то разве хватит силы обличать этого грешника? Подлинное пастырство и учительство, подлинное исправление грехов возможно только тогда, когда священнослужитель, через себя пропуская воздыхания кающегося грешника, отвечает ему, памятуя о своих грехах.
А потому такое слово никогда не будет словом властным и порабощающим, но всегда будет исполнено смирения и любви», — отметил Святейший Владыка. И в ответ на такие слова у грешника всегда найдется внутреннее самооправдание и обязательно возникнет желание сопротивляться грозному и строгому учительству.
Процедура избрания патриарха впервые была детализирована во внутреннем нормативном документе РПЦ — Положении об избрании Патриарха Московского и всея Руси, принятом 5 февраля 2013 года Архиерейским собором РПЦ. В XX веке митрополит Тихон на патриарший престол был избран жребием из трёх предварительно утверждённых на поместном соборе кандидатов; в период жёсткого государственного контроля над делами РПЦ Сергий, Алексий I и Пимен были избраны открытым безальтернативным голосованием по одобрению правительства. Алексий II был избран на поместном соборе в 1990 году тайным голосованием, в первом туре которого участвовали три кандидата, утверждённые ранее архиерейским собором причём поместный собор имел право добавить в этот список новых кандидатов , а во втором — два кандидата, набравшие большинство голосов в первом туре. По избрании по традиции кандидата вопрошают, а он отвечает примерно по следующей формуле: «Преосвященнейший митрополит [имя], священный и великий собор призывает твою святыню на патриаршество богоспасаемаго града Москвы и всея России» — «Понеже священный и великий собор судил мене, недостойному, быти в такове служении, благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю».
Патриарх вступает в сан в ходе специальной торжественной церемонии — интронизации, которая проводится через несколько дней после избрания. Полномочия и статус в настоящее время Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Возглавляет Русскую православную церковь. Форма обращения — Его Святейшество. Официальная резиденция располагается в Даниловом монастыре. Патриарх созывает архиерейские и поместные соборы и председательствует на них, а также несёт ответственность за исполнение их постановлений.
Биография патриарха Кирилла
день памяти - избрание митрополита Московского Тихона на Патриарший престол Мечта о русском патриаршестве возникла в середине XVI века. В Синодальный период высшим органом церкви вместо патриарха был Святейший Правительствующий Синод. Патриарх Московского и всея Руси Кирилл заявил о том, что арест наместника Святогорской лавры митрополита Арсения является очередным карательным шагом в отношении представителей Украинской православной церкви.
Хронологический список Патриархов Русской Православной Церкви
10 российских патриархов – Огонек № 36 (5292) от 16.09.2013 | Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович; род. 20.11.1946), Патриарх Московский и всея Руси (с 1 февр. |
Патриарх Кирилл: последние новости | В Синодальный период высшим органом церкви вместо патриарха был Святейший Правительствующий Синод. |
Cвятейшие Патриархи Русской Православной Церкви - Кафедральный собор Воскресения Христова | Но ситуация может измениться, если патриарх Кирилл загонит РПЦ в угол и разорвет общение с большей частью греческих церквей. |