Новости днепрогэс строительство

В результате взрыва большевиками плотины ДнепроГЭСа, от образовавшейся гигантской днепровской волны, погибло тогда около 100 000 (ста тысяч). Заявления украинских энергетиков о полном уничтожении ДнепроГЭС в Запорожье не соответствуют действительности, считает OSINT-эксперт "Донбасский Партизан". — Днепрогэс обеспечивала около 10% суточного распределения электроэнергии Украины, — говорит Владимир Тетельмин. Строительство Днепрогэса было сопряжено с огромными трудностями. Он подчеркнул, что жертв среди сотрудников ДнепроГЭС и угрозы прорыва плотины нет.

Курсы валюты:

  • Названы последствия ударов по ДнепроГЭС для Украины - Российская газета
  • Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки!
  • Вечерний Излучатель: ДнепроГЭС
  • На Украине назвали примерные сроки восстановления ДнепроГЭС
  • Обсуждение (6)
  • Как строили Днепрогэс и как гуляли, когда построил

Украина планирует в мае начать восстановление ДнепроГЭС

«Поверхностный обзор даёт понимание, что на восстановление (ДнепроГЭС. История строительства ДнепроГЭС: год создания, кто строил, открытие, подрывы во время войны, восстановление; фотогалерея, отзывы; достопримечательности рядом; как добраться. Перед началом строительства Днепрогэса кое-где на Украине был неурожай. Перед началом строительства Днепрогэса кое-где на Украине был неурожай. Индустриализация ДнепроГЭС Азовсталь ГАЗ ЗИС ГУЛАГ и ударные стройки Леонид Радзиховский. Все последние новости на платформе "Смотрим"!

ДнепроГЭС: дважды взорванный и трижды построенный

15 марта 1927 года началось строительство Днепровской ГЭС (Днепрогэс) – Самые лучшие и интересные новости по теме: ДнепроГЭС, СССР, день в истории на развлекательном портале. Восстановление харьковской 5-й ТЭС и ДнепроГЭС потребует больших усилий. В 1969 году было начато строительство второй очереди гидроузла. ДнепроГЭС-2, запущенный в 1975 году. Он предположил в разговоре с РИА Новости, что заняться ремонтом энергетического объекта после взятия под контроль Запорожья может Россия.

ДнепроГЭС: смоделирована ситуация неконтролируемого сброса воды

Постановлением Комитета государственных сооружений от 5 марта 1921 года проектирование станции поручалось видному русскому инженеру Ивану Александрову. Выходец из семьи врачей, выпускник Московского инженерного училища путей сообщения, он ещё до революции занимался проектированием железных дорог и мостов, а также мелиоративных сооружений. Спустя год с небольшим, заслушав доклад Александрова, секция энергетики Госплана постановила выделить на проектирование необходимые суммы, принять меры к отведению земель под зону затопления и учредить специальную комиссию, которая должна была выработать два варианта проекта — «одноплотинный и двухплотинный». Однако это постановление так и не было реализовано. Совнарком урезал финансирование Днепростроя на 1922 год с требуемых 90 тысяч «довоенных рублей» до 20 тысяч. День в истории. Шахты Донбасса переводят на добычу угля в две смены Несмотря на включение большей части Донбасса в состав УССР, центральное руководство партии придавало этому одному из самых индустриализированных регионов страны особое значение и управляло им фактически напрямую на протяжении всех трех первых пятилеток В газете «Известия» от 5 декабря 1923 года Александров опубликовал статью «Электрификация и шлюзование днепровских порогов» с подробным экономическим обоснованием проекта, значение которого «должно быть ясно усвоено как в центре, так и на местах». Однако выполнить это пожелание не удалось, и вот уже Совнарком УССР предлагает начать строительство с января 1925 года, предполагая завершить его за семь лет. Президиум Госплана на это обращение был вынужден ответить отказом. В январе 1925 года секция электрификации Госплана издала постановление, в одном из пунктов которого значилось: «признать целесообразным произвести в марте месяце, по готовности проекта, широкую техническую экспертизу такового».

Дзержинского от 13 июля 1925 года сообщается о завершении проектных работ и назначаются все необходимые экспертизы. Было создано Управление Днепростроя. Председателем технического совета был утвержден И. Начальником строительства стал А. Винтер — выходец из рабочей семьи, за революционную деятельность отчисленный из Киевского политеха, но затем окончивший Политехнический уже в Санкт-Петербурге и руководивший впоследствии несколькими электростанциями. К экспертизе проекта и техническому надзору за строительством в роли «супервайзера» был привлечён американский полковник Хью Купер. Купер на тот момент являлся крупнейшим специалистом по строительству плотин и гидроэлектростанций. За свою работу на Днепрострое американцы удостоились орденов Трудового Красного Знамени. В него вошли такие видные деятели, как Г.

Красин брат знаменитого инженера и наркома внешней торговли , Г.

Вот такой ценой на полтора года позже намеченного срока и был построен этот индустриальный гигант, который стал визитной карточкой социализма. На эти деньги в то время можно было построить добрую сотню тепловых электростанций, каждая из которых по мощности равнялась бы Днепрогэсу. В 1941 году при отступлении Красной армии Днепрогэс пришлось взорвать. В буклетах утверждается, что при взрыве Днепрогэса погибли исключительно гитлеровцы.

Гражданское население, жившее ниже по течению Днепра, видимо, было заранее оповещено о скором подрыве 60-метровой плотины. Решение о восстановлении Днепрогэса было принято в начале 1944 года. Для начала предстояло расчистить завалы, масса которых составляла четверть миллиона тонн раздробленного бетона. Инструменты в основном были все те же — кирка и лопата. Но уже 7 июля 1944 года в разрушенную плотину был уложен первый кубометр бетона.

Его опять месили ногами, причем на стройке преимущественно работали женщины. Рабочий день продолжался 12 — 15 часов. Выходных не было. За смену бригада из 15 девчат укладывала до двухсот кубометров бетона. Бывший бригадир бетонщиц Полина Павловна Шило вспоминала: "Мы как бетонщицы получали в день по 1 кг хлеба.

Это больше, чем получали, скажем, подсобные рабочие, но работа же очень тяжелая была. А еще карточки нам выдавали, которые мы отоваривали сухим пайком. Ни сахара, ни мяса, конечно, не было. На работу еще привозили горячее — какую-то баланду. Вот и все питание.

Зарплату еще получали, копейки какие-то. Но купить на них ничего мы не могли. В магазине ничего не было, а на базаре дорого". Очередной датой рождения Днепрогэса стало 3 марта 1947 года, когда был пущен первый гидроагрегат станции мощностью 72 МВт. В завершении же стоит рассказать, в каком состоянии находится ДнепроГЭС в нынешнее время.

В 80х годах турбины Днепрогэса начали разваливаться. Был, как и полагается, подготовлен проект, предполагавший полную замену оборудования — турбин, генераторов, металлоконструкций, плотинных кранов. В итоге мощность Днепрогэса должна была возрасти с 650 до 800 МВт. Однако пока проект согласовывали, СССР прекратил свое существование. Пришлось отложить модернизацию ГЭС до лучших времен.

Таковые наступили лишь в 1997 году, да и то лишь отчасти. От прежних масштабов модернизации пришлось отказаться, ограничившись более экономичным вариантом: заменили только турбины, трансформаторы остались старые, генераторы тоже. Интересно, что на этот раз закупили французские турбины, причем позаимствовали у французских инженеров, осуществлявших монтаж, обычай называть агрегаты женскими именами. Так что сейчас на Днепрогэсе работают "Надежда", "Людмила", "Виктория" и реконструированная турбина "Валентина". Фото Днепрогэса днем Фото Днепрогэса ночью В настоящее время действует ограничение скорости движения по мосту —30 км в час.

К такому решению пришли из-за вердикта ученых столичного института "Проектстальконструкция", которые после экспертизы бетонного гидроисполина пришли к выводу, что часть автоперехода находится в предаварийном состоянии. А ведь именно по этим транспортным полосам плотины движутся троллейбусы и большегрузные автомобили. В последнее время у жителей города достаточно поводов для волнений за дальнейшую судьбу "гордости советской электрофикации". Время от времени в его бетонном теле появляются трещины, что говорит о пошатнувшемся здоровье "старика". Но одно из последних заявлений ученых Днепропетровского Национального горного университета способно повергнуть в шок не только запорожцев, но и всю Украину.

Якобы, геологи "по косвенным признакам" установили, что под Днепрогэсом может находиться геологический разлом. И есть угроза, что плотина разрушится от малейшего движения земной коры. Последствия, которые предрекают ученые от возможного техногенного происшествия, покруче фильмов ужасов. Хотя запорожские мостовики опровергают информацию о возможном катаклизме, и убеждают, что местные специалисты эксплуатационной службы неусыпно следят за техническим состоянием Днепрогэса, местные власти решили перестраховаться и с помощью украинских и иностранных специалистов выяснить точно: есть ли разлом под плотиной. А пока веских доказательств тектонического разлома под плотиной нет, запорожские власти просят не создавать бурю в стакане, и не пугать людей зря.

По словам директора Днепрогэса, плотина гидроэлектростанции отвечает всем эксплуатационным требованиям. Решением межведомственной комиссии она допущена к эксплуатации с оценкой "нормальное состояние". Станция работает в проектных режимах, поддерживая на должном уровне экологические, технологические и судоходные нормы, заверил он. Начальник управления Государственной инспекции гражданской защиты и техногенной безопасности Главного управления МЧС Украины в Запорожской области Евгений Соловьев отметил, что поскольку плотина относится к перечнютехногенноопасных объектов, разработаны планы ликвидации чрезвычайной ситуации. Согласно проекту, АЭС сооружена на возвышенности".

Стоит ли верить словам чиновников, или нет, я не берусь решать. По словам чиновников, в аварийном состоянии находится лишь проезжай часть плотины, разрушение которой не приведет к разрушению самой дамбы. В любом случае, необходимы деньги на ремонт самой проезжей части, а так же на строительство новых мостов, с целью разгрузки движения по плотине. На удивление, материала по истории строительства Днепрогэс довольно мало. Часть информации я откопал на сайте первой крымской 1k.

Если тема вам интерестна, в дополнении интересные свидетельства очевидца стройки. Выдержки из дневника участника строительства плотины — Бориса Вейде. Материал, предлагаемый читателям, написан "по мотивам" дневниковых записей Бориса Вейде, который участвовал в великой стройке от начала и до конца, пройдя путь от рабочего до солидного уровня "кадровика". После завершения строительства в Запорожье был переведен в Пермь на сооружение Камской ГЭС, где продолжал вести дневники. Свои записи и фотоальбом Борис Вейде оставил сыну Феликсу недавно умершему , который жил в Ивано-Франковске.

Понимая значение документов, Феликс передал их в Запорожье своему другу Арику Печерице. Чтоб получить должность в аппарате Днепростроя, нужно было иметь протекцию Проработав более четырех лет на Запорожском авторемонтном заводе, в сентябре 1927 года Борис Вейде ушел на строительство гидростанции. Он пишет: "На территории колонии Кичкас, куда я пришел устраиваться на работу, моим глазам предстала такая картина: бараки, палатки, сотни людей, подвод, тачанок, дымящиеся костры. Три дня ходил я по многочисленным отделам Днепростроя, но безуспешно. Надо было иметь протекцию, чтобы получить какую-нибудь работу в аппарате.

У меня не было протекции, поэтому я поступил каменоломом в земельно-скальный отдел. Вручную мы кололи гранит на берегу Днепра. Норму на 2 рубля 50 копеек в день я выполнял. Возвращался домой в Запорожье пешком за шесть километров. Здорово уставал.

Вскоре перевелся рабочим железнодорожных путей. Это была более осмысленная работа, и ее результаты мы видели ежедневно. Здесь я проработал месяц". Постройком гидротехнического отдела начал выпускать стенгазету "Плотина", Вейде был и корреспондентом, и оформителем. Инициативного рабочего заметили и перевели в контору земельно-скального отдела.

Будасси, отличный инженер по строительству дорог, свою команду привез с собой. Все пронизывала атмосфера угодничества, подхалимажа, протекционизма. Гидротехническим отделом руководили опытные инженеры-гидротехники Г. Веселаго и Ф.

А вот поехать полюбоваться на памятник первым советским пятилеткам Днепрогэс почти никого не тянет. Видимо, время его прошло безвозвратно. Однако история строительства Днепрогэса очень интересна. С проектом строительства Днепрогэса связано множество мифов и легенд. Казалось бы, что тут особенного?

На то он и царь, чтобы тормозить научно-технический прогресс. Это еще что, вот в 1913 году епископ Самарский и Ставропольский Симеон докладывал графу Орлову-Давыдову: «На ваших потомственных исконных владениях прожектеры Самарского технического общества совместно с богоотступником инженером Кржижановским проектируют постройку плотины и большой электрической станции. Явите милость своим прибытием сохранить Божий мир в жигулевских владениях и разрушить крамолу в зачатии». Почему епископ считал строительство самарской дамбы крамолой? Потому что при этом были бы затоплены церкви и кладбища, что на протяжении всей истории человечества считалось кощунством. Царь отказался от строительства Днепрогэса по той же причине, хотя проект инженера Генриха Графтио предусматривал сооружение трех последовательных плотин и затопление сравнительно небольшой территории. Но пришли другие времена — в 1920 году тот самый Глеб Кржижановский, которого епископ Симеон назвал богоотступником, возглавил комиссию по разработке государственного плана электрификации России ГОЭЛРО. Этот план, рассчитанный на 10 — 15 лет, предусматривал строительство тридцати районных электростанций общей мощностью 1,75 млн. КВт, в том числе десяти ГЭС.

Насколько можно судить, строительство такого грандиозного сооружения, как Днепрогэс, план не предусматривал. Когда же родилась идея строить плотину высотой 62 метра, под которую понадобилось затопить не только церкви и кладбища, но даже поселки и поля? Сейчас авторы панегириков, посвященных Днепрогэсу, захлебываясь от восторга, рассказывают о том, что вопрос о строительстве Днепрогэса решался на специально созванном зимой 1927 года заседании политбюро ВКП б. Судя по их рассказам, спорили на этом заседании об одном — самим строить Днепрогэс или привлечь к этому делу иностранные фирмы. Дискуссия длилась несколько часов, пока, наконец, Сталин проникновенно не обратился к строителям: «Какое ваше мнение, товарищи? Вождь внимательно посмотрел в глаза Винтеру и подвел итог обсуждения: «Хорошо, будем строить сами». Легенда, конечно, красивая, но не совсем понятно, о чем так долго спорили. Может быть, речь шла о заключении договора с турецкими строителями? Или об использовании импортных турбин и привлечении консультантов из-за рубежа?

А в итоге решили, стало быть, обойтись своими силами? Но почему же тогда на плотине Днепрогэса были установлены американские турбины, а шеф-консультант Днепростроя полковник Хью Купер был даже награжден орденом Трудового Красного Знамени? На фото Хью Купер на фоне Днепрогэс: И кстати, почему ссылки даются на мнение какого-то Винтера, не имеющего ни малейшего представления о гидротехнических характеристиках реки Днепр, а не на автора проекта Генриха Графтио? Кстати, замечательный инженер Графтио известен также тем, что именно он разработал проект электрификации крымской железной дороги. На самом деле речь на заседании политбюро шла о другом: строить три плотины или одну, затапливая огромную территорию, на которой живут около 50 тысяч человек. Генрих Графтио отстаивал свой проект, но Сталин отдал предпочтение другому, предусматривающему возведение грандиозного Днепрогэса. Автором этого проекта был ученик Графтио — Иван Александров. Он был назначен главным инженером Днепростроя. Возглавил строительство Александр Винтер.

Почему же Сталину пришелся по душе именно Днепрогэс? Может быть, одна огромная плотина выдавала больше электроэнергии, чем три маленьких? Как раз наоборот: проект Графтио обещал электроэнергии на треть больше. Кроме того, его осуществление было на треть дешевле и проще. И кстати, судоходство по Днепру три плотины обеспечивали бы ничуть не хуже, чем одна. Видимо, вождь руководствовался вовсе не экономическими соображениями. Не намеревался ли он построить символ могущества и нерушимости Страны Советов? В пользу этого предположения свидетельствует то, что Сталин очень внимательно относился к тому, как будет выглядеть Днепрогэс снаружи. Сейчас в буклетах, посвященных истории Днепрогэса, можно прочитать о том, что это сооружение представляет собой замечательный шедевр архитектуры и что его архитектором был основоположник советского конструктивизма Виктор Веснин.

Однако по художественным критериям конструктивизма длинный симметричный фасад Днепрогэса, облицованный к тому же рустованным камнем, никак не может считаться шедевром. Любопытно, что в ходе обсуждения проектов Хью Купер заявил о том, что он «лучше ляжет живым в гроб, чем увидит эту станцию выстроенной по проекту группы Веснина». Не исключено, что это заявление и побудило конкурсную комиссию под председательством Авеля Енукидзе выбрать проект Веснина, в который по ходу дела были внесены коррективы в виде того же рустованного камня. К этому камню, как известно, очень благоволил Сталин, приказав облицевать им чуть ли не пол-Москвы. И здесь надо отдать должное Александру Винтеру — первым делом он занялся бытовыми вопросами. На правом берегу была построена общественная столовая, рассчитанная на восемь тысяч обедов в день. Оборудование для столовой закупили в Германии. К 1928 году построили пять поселков для строителей на правом берегу Днепра и один на левом. Всего было построено 658 домов, общежитий и бараков, амбулатория, фильтрационная и пожарная станции, зимний и летний театры, школа, детсад и многое другое.

У Винтера был прямолинейный и резкий характер. Ходил он в высоких сапогах, всюду заглядывал, щупал все руками, давал указания относительно малейших пустяков. Устраивал скандалы, когда видел какое-то безобразие. Требовал от местного исполкома запретить продажу водки. У него не было семьи, а на Днепрогэсе он поседел. В проспектах обязательно упоминается и о том, что к строительству Днепрогэса не привлекались заключенные. Иными словами, любой строитель мог при желании уволиться и отправиться домой? Нет, не мог. Фактически строители находились на положении заключенных.

Правда, поначалу у них хотя бы были сносные жилищно-бытовые условия. Но если в ноябре 1927 года на строительстве работали 13 тысяч человек, то в октябре 1931 года уже 43 тысячи, а в 1932 году 63 тысячи строителей. И это без учета членов их семей. В итоге условия жизни рабочих Днепростроя стали ужасающими. На фото группа ударников-плотников из бригады Щербакова, которые работали на строительстве Что касается условий труда строителей, то о том, насколько они были тяжелыми, даже спорить не приходится. Сейчас в потерны — огромные бетонные тоннели в чреве Днепрогэса — ежесекундно просачивается всего лишь стакан воды, что свидетельствует об очень высоком качестве бетона. Еще бы ему не быть высоким, ведь строители Днепростроя круглый год месили его ногами. Американские консультанты даже заключали пари — как долго выдержат люди такую каторжную работу. Известно, что при строительстве «Дамбы Гувера», где широко применялись экскаваторы и бетономешалки, погибли 96 рабочих.

Сколько строителей Днепростроя преждевременно ушли из жизни, никто не считал. Строительство Днепрогэс За всю историю строительства Днепрогэса случались и аварии. Одна из самых крупных произошла весной 1928-го: упал забор из металлических шпунтов. Пошли слухи о диверсии. Но выяснилось, что аварию вызвало разворовывание крепежных тросов. Через 18 дней шпунты установили на место, а строительство не прекращалось ни на час. Оборот рабочей силы тоже не прекращался. На протяжении 1932 года на стройку приняли 90 тыс. Торжественное открытие Днепрогэса назначили на 1 октября 1932 года.

Ожидали приезда руководителя государства Иосифа Сталина. Однако он посоветовал объединить пуск объекта с днем рождения начальника строительства — 10 октября.

Хотя это временная опция, в войне всегда решающую роль играют возможность принятия своевременных решений и использование окон возможностей.

Поле грязи Существует также угроза, связанная с исчезновением Каховского водохранилища и контактом с атмосферой огромных объемов токсичного ила, скопившегося на его дне. Однако СМИ мало обратили внимание на эту опасность. В прошлом году доктор технических наук, ведущий научный сотрудник Института водных проблем РАН, профессор Михаил Болгов предупреждал об этой угрозе: Если воду с водохранилища сбросят неконтролируемо, то все отложения на его дне окажутся доступными для воздушных процессов.

Загрязнения будут попадать в атмосферу. Бывшее водохранилище станет огромным полем грязи, занимающим площадь, сравнимую с Москвой. Эта грязь будет постепенно высыхать и превращаться в пыль, которая будет разноситься ветром на десятки и сотни километров.

Пыль будет содержать токсичные вещества, так как на дне водохранилища десятилетиями оседали тяжелые металлы из промышленных стоков и пестициды с полей. Никаких ограничений Экспертное сообщество также указывает на еще один аспект, связанный с военно-политическими последствиями разрушения Каховской ГЭС. Если рассмотреть развитие спецоперации, можно заметить, что Россия старалась избегать эскалации конфликта, в то время как украинское руководство постоянно повышало ставки, проверяя силу Москвы: Массированные удары «Калибрами» и «Геранями» по украинской энергосистеме начались после теракта на Крымском мосту, совершенного украинцами.

Может ли разрушение Каховской ГЭС стать в один ряд с прецедентами, которые Россия использовала против украинского режима? Разрушение плотины Днепрогэса в нужный момент может принести тактические преимущества.

Глава «Укргидроэнерго»: на восстановление ДнепроГЭС уйдут годы

Между прочим, строительству Днепрогэса предшествовала любопытная дискуссия. В 1960 году, чтобы нарастить мощность, началось строительство второй очереди Днепрогэса. Под ударом оказались гидросооружения и дамба ДнепроГЭС в Запорожской области, там возник пожар. Восстановлению, в обозримом будущем, ДнепроГЭС не подлежит.

Украина планирует новые провокации. Гибель мирных жителей будет ей только на руку

Удары российских ракет 22 марта нанесли существенный урон ДнепроГЭС-2, восстановление работы электростанции может затянуться на длительное время. Так сейчас выглядит Запорожский дважды Ордена Ленина ДнепроГЭС имени Ленина. Вследствие строительства плотины ДнепроГЭС были затоплены днепровские пороги, что обеспечило судоходство по всему течению Днепра. Помимо выработки большого количества дешёвой электроэнергии, Днепрогэс решил проблему обеспечения непрерывного судоходства на Днепре, затопив Днепровские пороги. В результате взрыва большевиками плотины ДнепроГЭСа, от образовавшейся гигантской днепровской волны, погибло тогда около 100 000 (ста тысяч).

Как строили Днепрогэс и как гуляли, когда построил

Разрушенная часть плотины была восстановлена немецкими строительными частями, а летом 1942 года вместо выведенного из строя заработало новое, немецкое оборудование гидроэлектростанции. Осенью 1943 года при отступлении частей вермахта плотина ДнепроГЭС вновь была взорвана. В 1946 году уже знакомая вам американская компания General Electric поставила новые генераторы для ДнепроГЭС взамен разрушенных немцами. Первый гидроагрегат был введен в работу в марте 1947 года, а последний - в мае 1950 года. В 2008 году была произведена замена шести турбин станции — их изготовило украинское предприятие «Турбоатом» г. В апреле 2016 года в рамках декоммунизации с вывески плотины демонтировали ордена и имя В.

Проведенный в 2021 году ремонт проезжей части на общее состояние инфраструктуры гидроузла практически не повлиял. В 2018 году в ходе учений служб ЧС из-за аварийного состояния всего Днепровского каскада были смоделированы последствия ЧП из-за неконтролируемого сброса воды.

Теперь выводами спасателей, по словам Рогова, заинтересовались британские и американские эксперты. В июле этого года Рогов уже высказывал опасения по поводу провокаций на ГЭС. Тогда сообщалось о том, что ВСУ заминировали все мосты на подконтрольной им территории Запорожской области, включая мост Днепрогэса. Планировалось, что в случае успеха в подрыве мостов можно будет обвинить российских военных. Опасения были небеспочвенны: за три месяца 2022 года ВСУ взорвали на территории области девять железнодорожных мостов. Последствия от разрушения моста Днепрогэса или от неконтролируемого сброса воды по другим причинам будут огромны. Согласно выводам спасателей, 20-метровая волна обрушится на ближайший город — Запорожье — на высокой скорости и полностью его затопит. В некоторых районах вода за пять часов поднимется на 8—12 м, а подтопление значительной территории региона продлится не менее четырех дней.

В зоне затопления окажутся семь больниц, 18 школ и детсадов, железные дороги и десятки километров коммуникаций.

Днепр — река равнинная, ГЭС там в основном низконапорные. Но бетонная плотина Днепровской ГЭС достаточно внушительная, 760 метров в длину и 64 — в высоту.

Волна прорыва может затопить очень большие территории. Высота прорыва волны будет примерно равна половине величины напора воды в водохранилище. Например, если напор воды 20 метров, то высота волны будет 10 метров, если напор 30 метров, то волна будет высотой 15 метров.

Потом она начнет расходиться по пойме и ослабевать. Но даже, если придет волна высотой 5 метров, мало не покажется никому. Можно представить, какой объем воды там в водохранилище, если его площадь — 410 квадратных километров, длина — 130 километра, ширина — 7, глубина в среднем — 53 метра.

Отметка его подпорного уровня — 51,4 метра над уровнем моря. К тому же при прорыве, по словам профессора, освободятся от воды очень большие отложения ила и начнется гниение. Наружу вырвутся нечистоты и токсичные отходы, что может вызвать чудовищную эпидемиологическую ситуацию на значительной территории.

Днепр, что в свою очередь позволило открыть сквозное судоходство. Энергообъект состоит из 2х электростанций ДнепроГЭС-1 и ДнепроГЭС-2 , которые образуют единый комплекс гидротехнических сооружений, расположенных под одной плотиной. Установленная мощность гидроагрегатов составляет 1553,8 МВт. В состав гидроузла входят: здание ГЭС длиной 236 м и шириной 70 м, расположенное на правом берегу, с машинным залом, в котором размещены 9 вертикальных гидроагрегатов, щитовая стенка длиной 216 м, водосливная криволинейная плотина длиной по гребню 760 м, наибольшей строительной высотой 60 м, глухая плотина длиной по гребню 251 м. Автор: Н.

Разрушение Днепрогэс лишает Украину электричества для маневров

Именно он предложил вместо создания нескольких электростанций соорудить крупную плотину и построить огромную гидроэлектростанцию с колоссальной по тем временам мощностью. Александров был приглашен к участию в составлении плана ГОЭЛРО, при этом продолжив заниматься другими интересными проектами, включая экономическое районирование страны. В 1921 г. Разработчики проекта анализировали и учитывали передовой опыт того времени — строительства гидроэлектростанций в других странах мира, на крупных реках. В январе 1921 г. Перед работниками Днепростроя была поставлена задача проанализировать все материалы проводившихся на Днепре геодезических и гидрологических изысканий.

В летнее время работники Днепростроя выезжали непосредственно на место предполагаемого строительства, где также проводили изыскательские работы. В качестве главного консультанта выступил Хью Купер — известный в то время американский инженер — гидростроитель, который предложил использовать ряд эффективных мер, помогающих увеличить темпы строительства и снизить стоимость материалов. Однако, непосредственно в 1922 г. Поэтому в начале 1920-х гг. В 1923-1926 гг.

Медленные темпы подготовки к строительству были связаны, в том числе, и с особенностями экономического положения советской страны в начале 1920-х гг. В первые годы после революции страна находилась в международной изоляции, а собственная промышленность еще не производила оборудование, необходимое для строительства электростанции. Ситуация изменилась ближе к середине 1920-х гг. Американская компания «General Electric» обратилась к советскому руководству с предложением запустить полный цикл строительства гидроэлектростанции, но к этому времени СССР уже справился с задачей разработки плана строительства самостоятельно. Такой масштабный проект как Днепрогэс обсуждался на самых высших этажах советской партийно-государственной иерархии.

Необходимость строительства Днепрогэса признавали все советские руководители, включая и «антиподов» И. Сталина и Л. Тем не менее, разногласия все же присутствовали, и прежде всего — по вопросу очередности строительства грандиозных объектов. Ведь кроме Днепрогэса советское руководство в те же годы планировало начать еще несколько масштабных строек, включая, например, не менее важное для советского государства строительство Волго-Донского канала. Сторонники первоочередного строительства Днепрогэса объясняли его необходимость потребностью в дальнейшем росте производительности металлургической отрасли Украинской ССР.

Однако, «верхи» все не могли прийти к единому знаменателю, и лишь отставка Льва Троцкого с поста председателя комиссии Днепростроя позволила принять окончательное решение о строительстве крупнейшей гидроэлектростанции на Днепре. Главным инженером, а затем и руководителем Днепростроя в 1927 году был назначен Александр Васильевич Винтер 1878-1958 — еще один выдающийся российский и советский инженер, сыгравший одну из ключевых ролей не только в строительстве Днепрогэса, но и других масштабных советских объектов. В отличие от Александрова, Винтер был из простой семьи рабочего, что не умаляло его тяги к знаниям.

Главным инженером, а затем и начальником стройки стал Александр Васильевич Винтер, человек, который знал в лицо каждого бригадира на Днепрогэсе. И его знали все — не только по фамилии.

Строительство крупнейшей гидроэлектростанции с плотиной и рабочим городком заняло пять лет — гораздо меньше, чем предполагали скептики. Советский Союз получил крупнейшую в Европе электростанцию. Этот статус Днепрогэс сохранял долго — четверть века.

Вторая версия предполагает, что не было непосредственных ударов по плотине, а ее разрушение произошло из-за повреждений, полученных еще в прошлом году. Один из очевидцев, снявший и опубликовавший видео первых минут прорыва, заявил, что «не было вспышек». Независимо от непосредственной причины разрушения, ответственность за эту масштабную техногенную катастрофу лежит полностью на Украине. Военные ВСУ осенью прошлого года систематически атаковали Каховскую гидроэлектростанцию с реактивных систем залпового огня. Целью было разрушить дорогу, проходившую по вершине плотины, и тем самым перекрыть снабжение северной части херсонской группировки, — передаёт pronedra. Системы ПВО «Панцирь» сбили большую часть снарядов, но несколько ракет все же проникали ежедневно.

За несколько месяцев интенсивных боев станция была поражена десятками ракет. К моменту прорыва дамбы 14 из 18 пролетов гидроустановки были повреждены. Вода становится оружием В октябре прошлого года Украина начала сбрасывать воду по днепровским гидроэлектростанциям с целью максимального наполнения Каховского водохранилища, чтобы облегчить десант на Запорожскую атомную электростанцию. Эта операция привела к давлению избыточного столба воды на поврежденную плотину. Украинцам удалось поднять уровень водохранилища, но десантные операции провалились. Однако весной украинцы снова открыли затворы верхних плотин и начали сбрасывать большие объемы воды в Каховское водохранилище.

Первые гидроагрегаты колоссального сооружения были запущены в далеком 1927-м. А полностью станцию достроили лишь к 1939-му. Для того, чтобы ее взорвать в начале Великой Отечественной перед наступающими немцами. Однако ДнепроГЭС восстановили уже к 1950-му, неоднократно расширяли. В нынешнем своем виде она существует с 1980-го, с тех пор основные узлы лишь модернизировались.

Днепрогэс: семилетку – в пять лет. Наша общая история

Темпы, с какими когда-то возвели ГЭС, поразили весь мир, продемонстрировав возможности первого социалистического государства. Данный материал написан "по мотивам" дневниковых записей Бориса Вейде, который участвовал в великой стройке от начала и до конца, пройдя путь от каменолома до солидного уровня "кадровика". Свои записи и фотоальбом Борис Вейде оставил сыну Феликсу недавно умершему , который жил в Ивано-Франковске. Понимая значение документов, Феликс передал их своему другу в Запорожье Арику Печерице. Тот и разрешил журналисту ознакомиться с дневниками. Проработав более четырех лет на Запорожском авторемонтном заводе, в сентябре 1927 года Борис Вейде ушел на строительство гидростанции. Он пишет: "На территории колонии Кичкас, куда я пришел устраиваться на работу, моим глазам предстала такая картина: бараки, палатки, сотни людей, подвод, тачанок, дымящиеся костры. Три дня ходил я по многочисленным отделам Днепростроя, но безуспешно. Надо было иметь протекцию, чтобы получить какую-нибудь работу в аппарате. У меня не было протекции, и потому я поступил каменоломом в земельно-скальный отдел. Вручную мы кололи гранит на берегу Днепра.

Норму на 2 рубля 50 копеек в день я выполнял. Возвращался домой в Запорожье пешком за шесть километров. Здорово уставал. Вскоре перевелся рабочим железнодорожных путей. Это была более осмысленная работа, и результаты её мы видели ежедневно. Здесь я проработал месяц". Постройком гидротехнического отдела начал выпускать стенгазету "Плотина", Вейде был и корреспондентом и оформителем. Инициативного рабочего заметили и перевели в контору земельно-скального отдела. Начальник отдела А. Будасси, старый специалист и отличный инженер по строительству дорог, свою команду привез с собой.

Все пронизывала атмосфера угодничества, подхалимажа, протекционизма. На работу сюда принимали только "своих". Гидротехническим отделом руководили опытные инженеры-гидротехники Г. Веселаго и Ф. На стройке говорили, что оба сыновья царских адмиралов, активных участников интервенции англичан в Мурманске в 1918-1920 гг. В аппарате работали надменные Александров, Партельман, Берг, Растопчина - недобитые аристократы Растопчина - бывшая графиня. На местных жителей они смотрели как на туземцев. Коммунистов было очень мало в конторе, и их иронически называли "товарищами". Было похоже, что я попал в дореволюционное царское учреждение". Борис Вейде описал банкет, организованный как-то в медсанчасти Днепростроя: "В углу большого зала горит лампадка перед иконой святого Николая.

На противоположной стороне - портреты Николая II и его супруги. Посередине комнаты - роскошно сервированный стол. Масса дорогих вин и закусок. Вокруг стола - гости в костюмах 1915 года, дамы в шелках и бриллиантах. Сплошное столбовое дворянство. Выпили, пропели "Боже, царя храни". Как будто и не было революции 1917 года. Однако этот тайный банкет со слов очевидцев стал известен широким массам". Несмотря на все имеющиеся трудности, размах строительства поражал: в марте, когда начиналась стройка, работало всего 650 человек, а когда в ноябре 1927 года была официальная закладка Днепровской ГЭС, работало уже более 10 тысяч человек. Торжественный митинг состоялся 7 ноября 1927 года, в годовщину Октябрьской революции, на нем присутствовали члены украинского правительства.

Чугунную мемориальную доску с текстом на русском и украинском языках забетонировали на месте будущей станции. К концу года задымили трубы временной тепловой станции, поднялось бетонированное здание управления Днепростроя, железные дороги прорезали окрестные холмы. Механизмов было мало, хотя строительство Днепростроя считалось самым механизированным. Земляные работы в основном выполнялись вручную - грабарями и землекопами, с помощью лопаты, грабарки и тысяч лошадей.

Одна из важнейших функций ГЭС в энергосистеме страны — покрывать пиковые нагрузки потребления. Исправно работающая ГЭС способна за считанные минуты включиться на полную мощность, и так же быстро выключиться.

В нынешних условиях для энергосистемы т. Украины каждая ГЭС — это критически важный элемент. ДнепроГЭС — это две независимые гидроэлектростанции на реке Днепр, соединенные общей плотиной. ДнепроГЭС-1 на западном берегу имеет 9 гидрогенераторов это устройства для выработки электроэнергии с суммарной мощностью около 650 МВт. Каждый генератор соединен с энергосистемой через свой генераторный трансформатор он повышает напряжение в 11,15 раз для более выгодной передачи электроэнергии на дальние расстояния.

Десятки судов, вместе с судовыми командами, погибли в том ужасном потоке. В плавневой зоне острова Хортицы и Днепровских плавнях на десятки километров к Никополю и дальше стояли на позициях военные части. Взрыв плотины резко поднял уровень воды в нижнем течении Днепра, где в это время началась переправа отходивших под Николаевом войск 2-го кавалерийского корпуса, 18-й и 9-й армий. Эти войска были «отрезаны» при переправе, частью пополнили число группировки войск, попавших в окружение и плен, а частью сумели переправиться в неимоверно тяжелых условиях, бросив артиллерию и военное снаряжение. Рассказывали, что погибло в плавнях тогда приблизительно 20000 красноармейцев - сколько именно никто и не думал считать. Кроме войск, погибло в плавнях десятки тысяч голов скота и много людей, которые на тот момент были там на работе. Немцы умудрились восстановить Днепрогэс, и платили за работу даже рейхсмарками. Но не успев поработать год ее пришлось опять взрывать. Теперь уже при отступлении гитлеровцев. Кстати, при этой операции не погиб ни один захватчик и ни один советский мирный житель... Начались тяжелые часы восстановления. Ускоренными темпами проводились работы по разминированию и восстановлению Днерогэса. Всего с января по август 1944 года саперы извлекли из тела плотины 66 тонн бомб и взрывчатых веществ, 26 тысяч мин, снарядов и гранат.

По словам чиновника, повреждения получили объекты генерации, системы передачи и распределения электроэнергии в разных областях. Это вызвало перебои со светом в части регионов. Работу гидроэлектростанции из-за серьёзных повреждений остановили. Сирота тогда сообщил, что зафиксировали многочисленные падения ракет в машинный зал ГЭС-2.

История ДнепроГЭСа. Взрыв и восстановление.

Но Днепрогэс строителями воспринимался как приобщение к чему-то великому, и энтузиазм брал верх над тяжелыми условиями труда. В постсоветский период Днепрогэс окружили мифами — о том, что проект был крайне неудачным, о его чрезвычайной дороговизне, о том, что эта стройка едва ли не оказалась первопричиной голода на Украине. Все эти рассуждения очень далеки от истины. Как уже говорилось, удачным проект признали американцы — на тот момент главные специалисты в мире по сооружениям подобного рода. Например, благодаря удачному выбору места для плотины затоплению подлежали лишь 15,5 тыс. В зону полного или частичного затопления попало 56 населенных пунктов. Переселенцам было выплачено в общей сложности 6 969 000 рублей для компенсаций за отчуждённое имущество Проект действительно дорабатывался по ходу стройки, однако это вполне нормальная практика, особенно с учетом отсутствия у отечественных специалистов опыта. Одной из главных статей затрат проекта стало приобретение американских генераторов и турбин для оборудования станции. Впрочем, нужно отметить, что советские специалисты умели удивлять маститых американских коллег. Руководитель строительства Винтер предложил вместо строительства в две очереди и установки турбин мощностью по 30 тыс.

Соответственно увеличивалась общая мощность ГЭС до 540 тыс. Американцы считали идею нереалистичной, поэтому нужные агрегаты дорабатывались на ленинградском предприятии «Электросила». Предложенная Винтером сварная конструкция генератора и ротора оказалась настоящим открытием для иностранцев. Впоследствии энергетики всего мира стали использовать сварные конструкции в больших агрегатах. Один из американских консультантов, говоря о работе с советскими коллегами на Днепрогэсе, заметил: «Да, мы признаем, что русские инженеры хорошие, очень хорошие специалисты, но им очень много мешает то, что они недовольны найденными, проверенными решениями, а ищут все время новых. Вы все волнуетесь и много тратите времени на поиски». Американец не понял одного — русские инженеры, перенимая чужой опыт, хотят идти дальше «учителей». Первый агрегат Днепрогэс был запущен в мае 1932 года, а окончание строительства пришлось на сентябрь 1932 года. Первоначально торжественное открытие Днепровской ГЭС планировалось на 1 октября 1932 года, однако Сталин, которому доложили об этом, сказал: «Давайте перенесем открытие на 10 октября».

На торжественном открытии 10 октября 1932 года присутствовали Михаил Калинин и Серго Орджоникидзе, а Иосиф Сталин прислал свое приветствие. Американский инженер Хью Томпсон вспоминал: «Я никогда не забуду минуты, когда монтаж машин Днепрогэса был закончен и Винтер взял рубильник, чтобы своей рукой включить первый ток. На глазах у Винтера были слезы. Мы расцеловались по русскому обычаю.

Ее сооружение было начато еще в 1927 году. Уже к 1932-му на станции были пущены первые гидроагрегаты, а в 1939-м состоялось торжественное открытие ГЭС. Во времена индустриализации именно ее многие называли символом передового развития СССР. Неудивительно, ведь на момент окончания возведения данная ГЭС являлась крупнейшей в Европе.

В августе 1941-го советские войска для предотвращения использования мощностей немцами взорвали плотину объекта, хотя спустя время немцы ее восстановили в своих интересах. Уже в 1943 году во время контрнаступления СССР немцы покинули Днепрогэс, предварительно взорвав ее с помощью 12 вагонов взрывчатки и десятка авиабомб. После окончания войны данный объект был реконструирован, а после распада Союза он стал важной частью энергетической системы Украины. Причем фактор непосредственной выработки электричества здесь не играет значительной роли. Среди всех объектов, которыми располагает Украина в данной сфере, именно Днепропетровская ГЭС являлась самой значительной», — отмечает он.

Мощность станции составила 650 тысяч лошадиных сил.

Днепрогэс был полностью реанимирован. Впрочем, в мирное время сооружение тоже подвергалось угрозе: семь лет назад охотники за металлом превзошли самих себя, решив стащить ни много ни мало несущую конструкцию плотины. Они почти уже развинтили крепеж, да вовремя были схвачены проявившей бдительность милицией.

А также подчеркнула, что Украине нужна экстренная помощь в минимизации и ликвидации последствий — в интересах всего человечества. И попутно призвала последнее к максимально жесткому ответу в отношении России, которую в Киеве сразу объявили виновной в подрыве Каховской ГЭС. Отметим, данная гидроэлектростанция, расположенная в пяти километрах от города Новая Каховка в Херсонской области, находится под контролем российских военных с весны прошлого года. По свидетельству различных представителей украинского руководства, именно эта территория, расположенная на более низком левом берегу Днепра, в наибольшей степени пострадала от происшедшего. В этой связи показательна, в частности, оценка Министерства аграрной политики и продовольствия Украины последствий уничтожения Каховской ГЭС: в Херсонской области окажутся затопленными ориентировочно 10 тыс. Кроме того, будет остановлено водоснабжение 31 системы орошения полей. И предупредили об угрозах, связанных с водоснабжением населения, а также для окружающей среды и других отраслей, в том числе рыбной, где потери могут превысить 10 млрд гривен.

В заявлении накануне глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен назвала разрушение дамбы на ГЭС «возмутительным нападением на гражданскую инфраструктуру, подвергающим риску тысячи людей в Херсонской области». И информировала, что ЕС сейчас работает над обеспечением быстрой доставки в Украину насосов для грязной воды, пожарных шлангов, лодок и мобильных станций для очистки воды. Он уточнил, что пока британская разведка не сделала выводов о том, причастна ли Москва к подрыву Каховской ГЭС. Но в случае подтверждений этого российская сторона достигнет «нового дна», оговорил Сунак. В сходном ключе высказался накануне на брифинге и координатор по стратегическим коммуникациям Совета национальной безопасности США Джон Кирби.

Строительство Днепрогэса

История строительства ДнепроГЭС: год создания, кто строил, открытие, подрывы во время войны, восстановление; фотогалерея, отзывы; достопримечательности рядом; как добраться. 25 марта украинские власти заявили, что восстановление 5-й ТЭС в Харькове и ДнепроГЭС займет годы. В случае проблем с работой ДнепроГЭС Украина лишается крупных мощностей для маневрирования энергией. — Днепрогэс обеспечивала около 10% суточного распределения электроэнергии Украины, — говорит Владимир Тетельмин. Россия будет заниматься восстановлением Днепровской гидроэлектростанцией (ДнепроГЭС) в Запорожье после освобождения города от украинской оккупации. Днепрогэс был построен согласно ленинскому плану государственной электрификации.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий