Госдума приняла во вторник в третьем, окончательном чтении законопроект о лишении свободы на срок до 10 лет за применение насилия или угрозы его применения при осуществлении коллекторской деятельности. Закон о коллекторах в 2024 году последние новости и права коллекторов. Последние новости. Какие права предоставлены взыскателям по новому закону о коллекторах в 2024 году и что могут сделать коллекторы с должником, расскажем далее. Новый закон о коллекторах. Вступление в законную силу трех нормативно-правовых актов предусматривает уголовную и административную ответственность за незаконную коллекторскую деятельность, передает
«Выбивать» долги будут по-новому: коллекторы будут общаться по этим правилам
С 1 февраля вступают в силу поправки в Федеральный закон, уточняющие способы взаимодействия коллекторов с должником. В законе впервые появились понятия «коллектор» и «коллекторская деятельность», четко прописаны обязанности таких специалистов, что в свою очередь ограничит круг тех, кто имеет право заниматься взысканием задолженностей. С 1 февраля вступают в силу поправки в Федеральный закон, уточняющие способы взаимодействия коллекторов с должником. Несмотря на все принятые за последние годы ограничения для коллекторских агентств, россияне продолжают жаловаться на них, в том числе и на психологическое давление со стороны коллекторов.
Как работает коллекторское агентство
- Как закон о коллекторах регулирует деятельность взыскателей в 2024 году
- Вступили в силу новые правила работы коллекторов с должниками
- Материалы рубрики
- Полезная информация о коллекторах
- В Госдуму внесли новые правила общения коллекторов с должниками
«Выбивать» долги будут по-новому: коллекторы будут общаться по этим правилам
В регулирующем деятельность коллекторских служб законодательном акте также описаны и ограничения для юридических лиц, занимающихся коллекторской деятельностью. К ним относятся: Запрет на общение задолжавшим по кредитам гражданином, в случае отправки им письменного заявления с требованием о недопустимости звонков, писем и встреч. Запрет на ведение коллекторской деятельности лицам с действующей судимостью за экономические преступления, а также преступные деяния против власти, личности или общественной безопасности согласно п. Запрет на частые встречи, звонки и сообщения, нарушающие установленный законодательством график. Обязательное наличие общедоступного сайта в интернете, на страницах которого размещена вся необходимая информация о коллекторском агентстве. Размер уставного капитала не менее 10 миллионов рублей и наличие действующего договора страхования ответственности на аналогичную сумму. При нарушении коллекторскими организациями и их сотрудниками требований законодательства предусмотрен административный штраф, максимальный размер которого составляет 2 миллиона рублей. Кто регулирует действия коллекторов? Деятельность служб по взысканию просрочек регулируется сразу несколькими государственными органами: главным регулятором выступает ФССП России — именно на эту службу возложен контроль над действиями организаций, занимающихся сбором просроченных задолженностей; Прокуратура РФ осуществляет общий контроль как над коллекторами, так и над службой судебных приставов; Центробанк РФ контролирует деятельность выдающих гражданам микрозаймы МФО и проводящих их взыскание при просрочках организаций. Жаловаться на действия собирателей просрочек стоит в восходящей последовательности: для начала судебным приставам, если же они грубо нарушили закон — написать на них заявление в отдел полиции или в прокуратуру.
Если же их действия нанесли вам ущерб, то смело подавайте иск в суд. Как пожаловаться на коллекторов? Чтобы привлечь к ответственности коллекторов или осадить не в меру рьяных работников службы взыскания, вы вправе обратиться в надзорные органы: Роспотребнадзор и Роскомнадзор — при нарушении графика звонков, встреч или отправки сообщений; в полицию или Прокуратуру РФ — при нарушениях законодательства РФ; в НАПКА или ФССП России — в случае общих нарушений со стороны сборщиков просрочек; в суд — при необходимости возмещения физического, морального или материального ущерба. НАПКА — «Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств» Жаловаться на коллекторов лучше в письменном виде, путем подачи соответствующего заявления. И при возможности фиксировать все разговоры с представительствами агентств. Хотите привлечь к ответственности коллекторов, но не знаете как? Обратитесь к нашим кредитным юристам — они помогут вам в спорах с банками или сборщиками долгов, расскажут, как полностью списать кредитные долги через банкротство.
Многие граждане подключены к этой услуге, их личный кабинет и указанные там контакты должным образом верифицированы. Таким образом, отправляя уведомление через Госуслуги, мы точно узнаем, что оно дойдет до адресата и более того узнаем, когда он его прочитает. Риск отправить уведомление третьему лицу по некорректному номеру телефона, указанному в анкете, предоставленной банку, снижается. Отправка таких сообщений бесплатна, тогда как отправка смс и уведомлений через Почту России стоит существенных денег при больших объемах взаимодействия, при этом нет гарантии, что они достигнут адресата". Частота взаимодействия с должником Одно из важных нововведений - уточнение частоты звонков, отправки сообщений, личных встреч. Но четкое законодательное понимание новой календарной недели с понедельника по воскресенье, дает ясность при исчислении сроков коммуникаций. Безусловно, перестройка ПО повлечет затрат ряда ресурсов. Наконец-то появилось определение понятия «состоявшееся взаимодействие». Теперь телефонные звонки без ответа со стороны должника не будут включаться в счетчик взаимодействий. Взаимодействие считается состоявшимся только в том случае, если до должника удалось донести информацию о задолженности или должник в явной форме отказался общаться. Ранее суды даже несколько секунд тишины в трубке считали взаимодействием поскольку они отражаются в выписке сотового оператора, что приводило к административным штрафам для КА», - отмечает Денис Фролов. Кроме того, по его словам, важное уточнение - определение взаимосвязанных сообщений. Теперь несколько взаимосвязанных сообщений, например, в WhatsApp, считаются взаимодействием. А обмен сообщениями с должником в течение дня считается одним взаимодействием. Ранее это считалось нарушением и ограничивало эффективное общение с должником.
Коллекторские агентства, дорожащие своей репутацией, работают исключительно по 230-ФЗ, соблюдая норму количества звонков, выездов и иных уведомлений. Агентство обязано состоять в реестре Федеральной службы судебных приставов и иметь уставной капитал минимум 10 млн рублей. Другой вопрос — «черные коллекторы». В их обиходе — звонки с незарегистрированных сим-карт, угрозы, психологическое давление на должника и родственников. Бороться с этим явлением проблематично: такие персонажи настоящими именами не представляются, зачастую не говорят, какого кредитора представляют. Не гнушаются они представляться сотрудниками правоохранительных органов, сотрудниками ФССП и прочих силовых ведомств. Это, как правило, игра в «хорошего и плохого» полицейского, когда один звонит, угрожает и терроризирует при этом не представляясь , а другой, но из той же организации, вежливо просит оплатить долг, дабы прекратить телефонный терроризм. Надо признать, что зачастую это работает. Что делать, если звонят коллекторы? Узнать ФИО и организацию, которую представляет собеседник; сделать это желательно в начале разговора. Если в разговоре нарушены права — смело можно подавать заявление в ФССП. Сейчас это можно сделать через онлайн-приемную, не выходя из дома. Если агент по взысканию нарушил закон, причинил вред кредитору, его близким или имуществу, то организации грозит штраф до двух млн рублей. Даже если вы задолжали крупную сумму и не можете платить, принуждать вас силой или угрозами нельзя Как общаться с коллекторами Выше мы писали о том, что обязательно надо спросить у тех, кто требует с вас денег, имя и фамилию, организацию, которую он представляет, и размер задолженности.
Полные настоящие имена коллекторов можно будет заменять на псевдонимы — имя и индивидуальный идентификационный номер. Это инициатива участников рынка, которые требовали прописать это в законе, чтобы защитить коллекторов от угроз со стороны должников. Изменился подход, как оценивать, состоялось ли взаимодействие коллектора с должником. Если коллектор во время встречи или звонка успел донести до клиента обязательную информацию представиться и назвать сумму долга , такой контакт считается состоявшимся. Также засчитывается взаимодействие, если должник «в явной форме» сообщил о нежелании продолжать общение. Факт того, был контакт должника с коллектором или нет, влияет на разрешенное количество новых визитов, звонков и сообщений в адрес заемщика. Банки обязаны будут соблюдать требования 230-ФЗ и выполнять ограничения по частоте контактов с должниками. Однако в отличие от коллекторов и МФО за нарушения такого рода им не будут грозить санкции от Федеральной службы судебных приставов ФССП , которая следит за выполнением норм закона о взыскании.
Как будут взыскивать долги с 1 февраля после обновления закона о коллекторах
Коллекторы опасаются передела рынка в случае вступления в силу указа о запрете взыскания просроченной задолженности физлиц организациям, среди собственников которых есть представители «недружественных» стран. Однако в отличие от коллекторов и МФО за нарушения такого рода им не будут грозить санкции от Федеральной службы судебных приставов (ФССП), которая следит за выполнением норм закона о взыскании. Принятый закон разрешает взаимодействовать с должниками профессиональным коллекторским организациям, кредитным и микрофинансовым организациям через портал «Госуслуги». Коллекторы в 2023 — что говорит закон, что им можно, а что нельзя по новому законодательству, отвечает юрист. какие проблемы с коллекторами бывают и что делать.
С 1 февраля коллекторы не смогут бесконечно названивать россиянам из-за долгов
Каждый год ФССП фиксирует до 30 тысяч обращений, а уже в 2023 году были факты, что коллекторы незаконно передавали данные о долгах третьим лицам без согласия должников, воздействовали на родственников и знакомых, и т. Впрочем, коллекторы с 2016 года уже работают в жестко установленных законодательством рамках — им запрещено слишком часто и по ночам звонить должникам, ограничено число встреч, а должник вправе вообще не контактировать с взыскателем. Проблема, полагают эксперты, в том, что закон нарушают в основном «черные» коллекторы — те, которые работают без регистрации и надзора. А они изначально подпадают под ответственность, в том числе административную и уголовную. Поэтому нововведение вряд ли серьезно отразится на работе легальной части рынка.
Как работают коллекторы Есть гражданин должник , у которого есть долг перед финансовой организацией кредитором. И есть коллекторская организация, внесенная в реестр юридических лиц, который ведут судебные приставы. Она занимается «выбиванием» долга, в случае если кредитор уже не справляется. Обычно кредитор любит названивать должнику сам.
Если вы хоть на день забывали внести деньги по платежу по кредитке, то знаете, как банки любят будить такими звонками с утра пораньше. Но если вдруг должник оказался упорным, в дело вступает оно — коллекторское агентство. До 2016 года деятельность коллекторов в России не была урегулирована. С появлением нового закона появились рамки того, что коллекторам можно, а что нельзя делать.
Москве Что можно делать коллекторам Звонить, писать должнику; общаться с должником лично даже карауля его у дома или работы , но только раз в неделю; общаться с третьими лицами членами семьи должника, родственниками, иными проживающими с должником лицами, соседями и любыми другими физическими лицами. Звонить близким могут только в случае письменного согласия должника и собственно близких устного. Часто такие согласия должник подписывает в банке, не глядя, в тонне документов, которые надо подписать, оформляя кредит. Поэтому, пожалуйста, читайте длинные и нудные кредитные договоры как можно внимательнее.
Однако действовать в этом направлении следует аккуратно, чтобы не поощрять безответственность заемщиков, вне зависимости от социальной группы, к которой они относятся, считает финансовый аналитик Михаил Беляев. А всякие послабления под различными предлогами прикрывают лишь финансовую безответственность. Надо понимать, что все гуманитарно-благотворительные лазейки будут работать за счет банков, а в итоге — за счет законопослушных клиентов, которые ответственно расплачиваются по долгам», — сказал эксперт в беседе с «Парламентской газетой». Напомним, в конце прошлого года Совет Федерации одобрил закон, обязывающий кредитные и микрофинансовые организации рассчитывать показатель долговой нагрузки заемщика. Это поможет банковским клиентам точно оценивать свои возможности. Такая норма будет действовать при принятии решения о предоставлении потребительского кредита или об увеличении размера среднемесячного платежа по потребзайму. Также кредитные организации должны руководствоваться новым правилом, рассматривая заявку на продление срока действия договора с лимитом кредитования.
Зампредседателя бюджетного комитета Совфеда Мухарбий Ульбашев пояснил, что закон направлен на то, чтобы предостеречь граждан от необдуманных финансовых действий. Читайте также:.
Новые понятия С 1 февраля в законодательстве появятся понятия «коллектор» и «коллекторская деятельность». Для МФО и банков по обновленному закону будет создан отдельный специальный реестр, и судебные приставы начнут контролировать взыскание ими долгов так же, как делают это с коллекторами. Виды воздействия на должников Взыскатели долгов будут обязаны уведомлять ФССП о намерении использовать конкретные способы взаимодействия с неплательщиками — сообщения, телефонные звонки, личные переговоры, звонки с применением ботов, отправка корреспонденции курьерскими службами.
Должник вправе отказаться от взаимодействия с коллекторами, но для этого должно пройти минимум четыре месяца с начала просрочки по кредиту. Также неплательщик может общаться со взыскателями долгов через адвоката, не контактируя с ними сам. Если ФССП выявит нарушения со стороны коллектора, его могут: лишить права на отдельные виды контакта с должниками на срок до 60 дней исключить организацию из реестра и лишить права на коллекторскую деятельность.
ФЗ № 230: особенности применения
- Что еще почитать
- Права коллекторов в 2024 году по закону – новый закон о коллекторах с 1 февраля 2024 года
- Новый закон о коллекторах: что изменится с 1 февраля и что ждет должников
- Права коллекторов по закону
- Введена уголовная ответственность для коллекторов
Адвокат объяснил, как будут выбивать долги россиян после 1 февраля
Время рассчитывается по месту проживания должника, а не по месту нахождения кредитора. Личные встречи с заемщиком допустимы не более 1 раза в день. Переговоры по телефону или оповещения посредством автоматизированных систем допустимы не чаще чем 1 раз в сутки, 2 раза в неделю, 8 раз в месяц. Перед каждым взаимодействием взыскатели должны заявить информацию о себе. Только после этого может начаться взаимодействие. Ограничения на деятельность профессиональных взыскателей действуют и на данный момент. Принимаемый в 2023 году закон о коллекторах лишь делает их более строгими.
Кроме того, изменения касаются и других факторов, в том числе ужесточения ответственности за нарушения. Записаться на бесплатную консультацию юриста Понятие "обмена сообщениями" Новый закон о коллекторах 2023 года предполагает введение новых ограничений, которые будут касаться не только личных встреч и звонков, но и обмена сообщениями. Также ограничиваются и использование автоматизированных систем. Взыскатели не смогут бесконечно обзванивать должников посредством "роботов". Также планируется указать в законе, что инициатива прекращения обмена сообщениями должна исходить от должника. То есть, когда профессиональные взыскатели обращаются к гражданину, например, в мессенджере и он не отвечает — взаимодействие считается завершенным.
Если он дает ответ, переписка может продолжаться сколько угодно, до прекращения дачи ответов.
Стоит выделить следующие основные права коллекторов по новому закону: звонить и писать должнику, а также поручителям по кредиту, созаемщикам, лицам, перечисленным в договоре кредитования в качестве контактных; выкупать долги у банков, микрофинансовых организаций, ломбардов и КПК — на задолженности по ЖКХ их права не распространяются; требовать от должника погашения задолженности разово или частями, разрабатывать и утверждать программы реструктуризации купленного займа; в случае игнорирования должников законных требований коллекторов о возврате просрочки они вправе обратиться в суд с исковым заявлением; использовать все методы воздействия на должника, не противоречащие законодательству РФ и закону о коллекторской деятельности в частности; закон разрешает действия по взысканию долгов коллекторскими агентствами только в отношении граждан РФ-физических лиц. В списке разрешенных действий нет угроз, запугивания, порчи имущества или физического воздействия на должника, членов его семьи.
Хотя раньше эти способы считались в коллекторской среде стандартными — теперь к ним прибегают лишь специалисты по взысканию, работающие в «серых», неофициальных организациях. Отдельно стоит упомянуть сам процесс передачи долга — некоторые заемщики ошибочно полагают, что если в кредитном договоре не указана возможность продажи долга коллекторам , то банк этого сделать не сможет. Однако в соответствии со ст.
ГК РФ Статья 382. Основания и порядок перехода прав кредитора к другому лицу в ред. Федерального закона от 21.
Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором. Предусмотренный договором запрет перехода прав кредитора к другому лицу не препятствует продаже таких прав в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве и законодательством о несостоятельности банкротстве. Периодичность и график звонков от работников КА строго регламентированы и не должны нарушаться — в противном случае коллекторов ждут серьезные штрафы, выписываемые как на сотрудников, так и на юридическое лицо.
Разрешенный им график звонков, вступивший в законную силу с 1 января 2019: коллекторы могут звонить в день всего один раз; по будням они могут беспокоить должников звонками с 8:00 до 22:00; по выходным и праздникам им разрешено звонить с 9:00 утра до 20:00; в неделю они вправе звонить должнику не больше 2 раз, и не больше 8 раз — в месяц. Аналогичная ситуация и с графиком отправки уведомления по СМС или электронной почте. За небольшим исключением — в месяц они могут отправить должнику не больше 16 электронных писем или СМС.
Встречи разрешены с периодичностью не чаще одного раза в неделю и исключительно с согласия должника. Подают ли коллекторы в суд? Если коллекторы выкупили долг по договору цессии, то они вправе подать на вас в суд в случае неисполнения вами долговых обязательств.
А всякие послабления под различными предлогами прикрывают лишь финансовую безответственность. Надо понимать, что все гуманитарно-благотворительные лазейки будут работать за счет банков, а в итоге — за счет законопослушных клиентов, которые ответственно расплачиваются по долгам», — сказал эксперт в беседе с «Парламентской газетой». Напомним, в конце прошлого года Совет Федерации одобрил закон, обязывающий кредитные и микрофинансовые организации рассчитывать показатель долговой нагрузки заемщика. Это поможет банковским клиентам точно оценивать свои возможности. Такая норма будет действовать при принятии решения о предоставлении потребительского кредита или об увеличении размера среднемесячного платежа по потребзайму. Также кредитные организации должны руководствоваться новым правилом, рассматривая заявку на продление срока действия договора с лимитом кредитования. Зампредседателя бюджетного комитета Совфеда Мухарбий Ульбашев пояснил, что закон направлен на то, чтобы предостеречь граждан от необдуманных финансовых действий. Читайте также:.
Что еще добавили в законопроект о коллекторах Поправки вводят понятие «автоматизированный интеллектуальный агент», под которое попадают роботы-коллекторы и автоинформаторы, которыми сейчас пользуются взыскатели. Спор участников рынка, Минюста и законодателей заключался в том, нужно ли при звонках от робота предупреждать должника, что с ним общается искусственный интеллект, а не живой человек.
В версии законопроекта к первому чтению было требование о таком информировании в начале разговора. В документе ко второму чтению этой нормы уже не содержится, но взыскатели должны будут давать клиентам возможность во время разговора переключаться с робота на человека. Полные настоящие имена коллекторов можно будет заменять на псевдонимы — имя и индивидуальный идентификационный номер.
Это инициатива участников рынка, которые требовали прописать это в законе, чтобы защитить коллекторов от угроз со стороны должников. Изменился подход, как оценивать, состоялось ли взаимодействие коллектора с должником. Если коллектор во время встречи или звонка успел донести до клиента обязательную информацию представиться и назвать сумму долга , такой контакт считается состоявшимся.
Права коллекторов, или Как закон регулирует методы воздействия на должника
По новому закону о коллекторах не является нарушением информирование должника об ответственности за просрочку и уклонение от обязанностей, которая установлена российским законодательством. Как правильно говорить с коллекторами и что они могут спрашивать по закону, а что нет? Как разговаривать с коллекторами по телефону? Последние новости законодательства, судебной практики и юридического рынка. Коллекторов хотят запретить: Банки уже придумали замену. В Госдуме обсуждают запрет коллекторской деятельности. Банки уже отказываются от сторонних агентств, создавая свои отряды взыскателей.
Как вести себя с коллекторами? Права и обязанности взыскателей
Какой закон регулирует деятельность коллекторских агентств, какими правами и обязанностями они обладают? Что коллекторские агентства имеют право по новому закону и куда жаловаться должнику? А что ожидает коллекторов и должников с вступлением в силу Федерального закона № 467 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении. Какие права предоставлены взыскателям по новому закону о коллекторах в 2024 году и что могут сделать коллекторы с должником, расскажем далее.
Госдума приняла закон об уголовной ответственности за нарушения в работе коллекторов
За клевету, угрозы, шантаж, порчу имущества должника, применение насилия накажут реальными сроками "Необходимо исключить ситуации, когда коллекторы требуют от граждан вернуть долг, угрожая увечьями, поджогом дома или машины, шантажируют личной информацией", - уверен сам Володин. Он отметил, что беспределу коллекторов наконец-то положен конец. Он пояснил, что реальные сроки будут грозить, даже если угрозы гражданам не были реализованы. По его оценке, новый закон позволит защитить интересы добросовестных заемщиков - в первую очередь тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию или испытывает сложности в обслуживании своих финансовых обязательств. Депутат ГД Сергей Алтухов в комментарии "РГ" отметил, что кредиты и микрофинансовые займы люди берут не от хорошей жизни и часто оказываются заложниками обстоятельств.
Кроме того, судебные приставы смогут ограничить взаимодействие профессиональных взыскателей с клиентом. Например, клиент сможет нанять адвоката и вести общение через него. Коллекторы теперь смогут напоминать о задолженности через портал «Госуслуги», но не более двух раз за календарный месяц. Для этого клиент должен будет дать свое согласие на портале. Кроме того, поправки вводят понятие «календарный» для подсчета сроков. Простая неделя может начинаться в любой день недели и заканчиваться через семь дней с момента отсчета. А календарная начинается с понедельника и заканчивается воскресеньем. Таким образом, если коллекторы звонят должнику в пятницу и субботу, то с понедельника начинается новая календарная неделя. Ранее в таких ситуациях отсчитывали семь дней. Что это такое? При этом искусственный интеллект по первому требованию должен переключить на живого оператора.
Комментарии написать До настоящего времени в законодательстве была прописана только административная ответственность профессиональных взыскателей, теперь добавляется и уголовная. Президент России Владимир Путин подписал закон , который ужесточает ответственность для коллекторов — профессиональных взыскателей долгов. Закон был принят в ответ на случаи нарушения законов коллекторами, особенно теми, кто не имел официальной регистрации. По старым правилам, коллекторам грозила только административная ответственность по КоАП за нарушения правил взыскания — до 50 тысяч рублей штрафа для физлиц и до 500 тысяч для компаний. К уголовной ответственности их могли привлечь только при совершении ими преступлений в соответствии с УК РФ.
После этого коллекторы обязаны все контакты проводить через уполномоченного адвоката, а должника запрещено права беспокоить. К тому же в диалоге коллектор должен соблюдать определенные правила: В начале беседы сотрудник коллекторской службы обязан представиться. Четко обозначить, чьи интересы представляет, и в каком бюро работает. Если сообщение передано через электронную почту или смс, его текст должен содержать четкую информацию об отправителе. Звонок или отправка смс разрешены в период с 8-00 до 22-00 в рабочие дни и с 9-00 до 20-00 в субботу, воскресенье и праздники. Указанное время должно быть актуальным для должника, а не для коллектора, который может находиться в другом часовом поясе. Коллекторам запрещено звонить родственникам, соседям, друзьям, родителям, коллегам, на работу должнику. Это дополнительно регламентировано законом о неразглашении персональных сведений заемщика и правилами передачи электронных данных. Телефонное общение должно складываться между взыскателем и задолжавшим гражданином напрямую, без посредников. Если другое не предусмотрено дополнительными соглашениями. Коллектору запрещено психологически давить, угрожать самому должнику либо его родственникам, детям, супругам, родителям. Любого рода запугивание недопустимо и преследуется по закону. По этой же причине запрещены звонки ночью. К тому же коллектору запрещено представляться представителем полиции, прокуратуры или других правоохранительных органов и дезинформировать гражданина. Коллекторы приступают к процессу возврата задолженностей не по собственной инициативе. Банки, микрокредитная организация или другой заемщик самостоятельно передают или продают долговые обязательства таким агентствам. При этом первоначальный кредитор обязан поставить в известность должника о своих действиях. И предупредить о том, что теперь возвратом долгов занимается стороннее учреждение. Блокировка входящих вызовов Некоторые должники блокируют входящие звонки, покупают новую сим-карту или устанавливают приложения блокираторы.