То, что священник Иоанн Коваль исказил церковную молитву о Святой Руси, удалив из неё прошение о Победе русского оружия, является каноническим преступлением. В одну епархию поступила жалоба на молодого батюшку из села, что он, совершив отпевание не пускает душу покойника в Рай.
Всё по-простому, без пафоса
- Спасите свою душу для вечности
- Father-Soul - YouTube
- Полковой священник с позывным Черномор рассказал, почему его ждут в зоне СВО
- Неупокоенная душа батюшки-самоубийцы до сих пор живет в храме, - волжанка
- “The Mother of God gathered you, calling Herself your Hegumenia…”
- Священник Амвросий раскрыл, что такое душа и почему она болит
Неупокоенная душа батюшки-самоубийцы до сих пор живет в храме, - волжанка
Только что стройка закончена. Церковь во славу апостола Андрея Первозванного. Батюшка рассказал, что храм этот — точная копия соборного храма сербского Афонского монастыря Хиландар, только немного уменьшенная. Мы входим... А храм — небо на земле! С нами его духовные чада. Они так похожи на своего отца — весёлые, открытые сердцем, глубокие. И вдруг я почувствовала, что рядом со мной — мои родные, и все они мне бесконечно дороги... Отец нам рассказывал об истории строительства этого чудесного каменного храма. Глубоко в моей душе я почувствовала, что этот скромный священник всю свою жизнь предал Господу — каждый шаг, каждое слово.
Скромность, любовь, теплота, искренность. Просто человек Христов! Настоящий русский Добрый Батюшка. Таких, к сожалению, уже не так много в Сербии, наверное, и в России. Отец всех нас пригласил на трапезу, с молитвой начали обедать. Нас было около двадцати человек, все эти люди мне запомнились — царила удивительная атмосфера мира и любви. Мы с отцом говорили о сербско-русской истории, о святом Царе Николае Романове, которого многие в Сербии почитают великомучеником, и о всей Царской семье. Говорил нам отец Александр и про святого Николая Сербского Велимировича. О его любви к русской молитве, святыням, Православной России, о его великом почитании святых Царственных мучеников...
Разлучается душа с телом и человек продолжает себя ощущать таким, какой он есть, самим собой, понимать, что с ним происходит, но чувствует и видит гораздо больше, чем при жизни. В Священном Писании расказывается о том, что когда Адам с Евой согрешили, предали Бога и духовно умерли, Господь сшил им кожаные ризы. Кожаные ризы, по святителю Игнатию, это наша неспособность чувствовать и видеть духовный мир.
Казалось бы, почему от нас сокрыли такой богатый духовный мир? Все объясняется очень просто. После грехопадения человек стал похож на бесов, и поэтому мы находимся сейчас в стадии наказания, изгнания.
Если бы человек увидел реальность, в которой он находится, то наступила бы смерть от страха. Потому что нас окружают не светлые ангелы, а как раз падший духовный мир, и, чтобы мы не умерли от страха, Господь нам дал этот барьер. Освобождение человека от телесного барьера приводит к тому, что он начинает видеть духовный мир: падших духов, ангелов, Господа, ад и рай.
Притча о богаче и Лазаре — подтверждение этому. Сегодня богач пировал, а завтра он видит Лоно Авраамово, видит свое состояние, других грешников, праведников, тот мир, который мы в нашем состоянии не видим, не знаем, не понимаем, не чувствуем. Продолжение следует.
Верстку осуществила дизайнер Татьяна Быстрякова. Книга отпечатана тиражом две тысячи экземпляров в типографии «Ридо». При цитировании ссылка гиперссылка на сайт Нижегородской епархии обязательна.
Но смерть пробуждает душу и показывает ее истинное состояние.
До Страшного суда душа усопшего находится в ожидании. Исправление своей жизни, добрые дела и молитвы, по словам священника, помогают умершим душам приблизиться к состоянию благодати. Усилия близких могут принести им надежду на изменение своей участи в загробной жизни.
Как лишенный сана протоиерей Головин открыл частный «скит» под боком колыбели ислама в Татарстане
— По рассказам очевидцев, на похороны отца Андрея Немыкина не пришел ни один священнослужитель. Тогда душа теряет легкость, свободу и светлый взгляд на мир. Таким людям надо быть аккуратнее и на время отлучать себя от того, что их связало, чтобы душа обрела свободу. – Батюшка, какие у вас воспоминания о первом посещении монастырского скита?
Возрождение храма. Репортаж из Лальска, где семья священника восстанавливает Благовещенскую церковь
Митрополит Амвросий ответил, что такое душа, и почему она болит | Главная > Новости храма > Отец Виталий обсудил со студентами университета правосудия духовно-нравственные ценности. |
В Братск с СВО вернулся батюшка из храма святителя Иннокентия Московского | Многие тогда переживали за батюшку — как он будет вдали от ставшего родным храма, от города; как сложится его жизнь в лесной глуши с семерыми детьми, которых он растил один? |
Главное меню | До того, как стать священником батюшка отслужил в армии во внутренних войсках, работал милиционером в ОМОНе. |
Погибший на СВО протоиерей Васильев "бутылкой минералки крестил шестерых"
И все-таки священник не отчаялся, несмотря на не совсем позитивную окружающую действительность. Рецензии на книгу «Учение святых отцов о душе. Составил протоиерей Стефан Кашменский». Добро пожаловать на канал Батюшка-Душа (24271887) на RUTUBE. Священнослужитель Иван Липатов объяснил ИА «МедиаПоток» и православным верующим, «привязана» ли душа умершего человека к своей могиле. Екатерина как-то сказала маме, что ее знакомому священнику в храм помощник нужен, мол, может Женя твой будет помогать батюшке? Братия и сестры, помолитесь за отца протоиерея Дмитрия Кувырталова.
Возрождение храма. Репортаж из Лальска, где семья священника восстанавливает Благовещенскую церковь
С Донбасса вернулся настоятель Свято-Троицкого храма в Лухе протоиерей Евгений Бахматов. «Нельзя сидеть и просто смотреть, как это делает большинство»: священники спасают души людей в Донбассе. Священника задержали за икону с Бандерой, Кадыров показал видео с тренировки и другие новости России за 23 апреля. Главная Новости Главные событияМитрополит Амвросий совершил Великое освящение храма Спаса Нерукотворного в Дулове и назначил в него настоятеля. Отец Борис сердечно благодарит всех, кто откликнулся на его бедственное состояние и помог! Полтора года назад он уехал из страны, а на прошлой неделе появилась новость, что он и протоиерей Георгий Рой перешли из Московского во Вселенский патриархат.
Батюшка-Душа
Использование материалов, опубликованных на сайте www. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал www. За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель.
И на бездействие — на бездействие тоже нет воли Божией. А дальше, то есть в начале отсекают то, что противоречит воле Божией. Потом, конечно же, воля Божия — она никогда не… вот,против нашей совести.
Если погрешаешь против совести, то, значит, уже против воли Божией тоже погрешаешь. И вот это вот некий первый такой индикатор. А в плане определения — ну, тоже… Потому что, куда как поехать, ехать, не ехать куда-то, потом где жить. Потому что надо было менять тоже… Да, ну, вот, вам сказали, одни говорят — лечиться, другие говорят — не лечиться. Вот как это понять?
Было поначалу плохо. И к врачам обращался, врачи говорили: все нормально. Вообще, я даже спрашивал: а это не онкология? Но плохо вот, всё уже там, симптомы уже как бы налицо. И потом я просто позвонил… ну иногда вот… я имя называть не буду, одному старцу, с которым, с духовником, общаемся.
И он вдруг мне говорит: «Вы знаете, вам надо срочно на операцию». Вот неожиданно, прямо так. Хотя с чего это вдруг. И говорит: «Даже вот недавно ко мне как раз из Петербурга приезжал хирург, и я подумал, почему Господь его ко мне направил. Вот вам надо к нему именно».
И дал его телефон. А мне еще никто диагноз-то не поставил. Вот я как раз… А так получилось, что я как раз ехал в Петербург, там книжная выставка и встречи с читателями. И получилось так, что я уже больной приехал, вначале выступил перед читателями, и потом к этому хирургу. И встретились, он сразу везет меня в больницу.
Просто старец-то ему уже сказал, про диагноз, на самом деле мне еще не сказал. Он мне задал, врач, несколько вопросов по пути, уже понял, о чем речь. И вот так вот попал. То есть первый шаг он, можно сказать, как чудесно так вот Господь открыл. А потом уже дальше вот, в плане химиотерапии, то было непонятно.
Потому что первая — она меня совсем отравила, в реанимацию попал я, чуть не умер. И потом непонятно, то ли делать, то ли не делать. А потом вы оказались в Израиле, чудесным образом, да? А я вообще, то есть, за два дня там я оказался. Ну, просто с Лавры один давний друг мой, монах, он позвонил.
И ну, тут просто все-таки Господь как-то вел, что туда направили. Причем там польза была не столько медицинская на самом деле, сколько оказалась духовная польза. Около восьми месяцев я там прожил. Это просто поменяло мою жизнь, полностью. И вот здесь уже тоже там, когда вернулся, туда — или сюда.
Или новую операцию, или так… Но вот что-то вот, понимаете, когда молишься, то потом вдруг начинает вырисовываться. Что вот этот вариант — он все-таки какой-то такой аморфный, то есть не надо его. А вот это как-то более четко. Ну, то есть, Бог не оставляет человека с его неразрешимыми, так сказать… Нет, не оставляет. То есть, конечно, сам ищи, сам пытайся предпринимать, но прежде всего молись Господу, чтобы Господь как-то вот управил путь.
Отче, а вот еще одна такая тема, на мой взгляд, непростая, может быть, я неправ. У вас есть интервью: «Чтобы воскреснуть с Христом, надо пострадать с Христом» — вынесено в заголовок. И вот тема страдания и радости, страдания и счастья. Помните, у Жана-Клода Ларше есть книга «Бог не хочет страдания людей»? То есть такая «битва заголовков» начинается здесь.
А Достоевский, знаменитое его «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием» и так далее. Вот счастье без страдания может быть? Ой, для нас опасно счастье без страдания. Это почему? Потому что начинаем мы в этом счастье утопать, тонуть в нем.
И в конце концов, так утонем, что уже всё, забудем про Бога и всё. Просто видимо, такие вот мы ненадежные люди, что в комфорте вот как-то мы, в общем, перестаем быть живыми людьми. Мертвеем мы в комфорте. А что, Ларше неправ, Бог не хочет страданий людей? Или здесь нет противоречия.
Да здесь противоречий, конечно, нет. Разве же Господь хочет страданий людей? Господь не хочет страданий людей. Но страдание — это стало некоейну, прежде всего… Реальность падшего мира? Да, реальность падшего мира.
Страдания — это, собственно говоря, что такое? Это жизнь людей, оказавшихся уже вне Бога. То есть что есть вообще вот райская жизнь. Это гармония души человеческой с Господом. То есть когда твой дух, твоя душа — она в гармонии с Духом Святым.
И вот эта райская гармония — она на этом основывалась, когда единение с Господом — то и вокруг всё преображается, весь мир. И животные людей слушались, и всё, все стихии умиротворенные. А как только нарушается гармония человека с Богом — всё рушится. И внутри дискомфорт у человека, и то ему не так, и это не так. И вокруг всё рушится.
То есть страдания — они вторгаются как утрата, из-за того, что утратили Бога. Но вот, видимо, тоже вот в этом какая-то премудрость Промысла Божия, что сами эти страдания — они… тоже если «битва заголовков», Кьеркегор, философ, у него «Евангелие страдания». И он говорит, что многие думают, как бы найти путь, чтобы избежать страдания, тогда как страдание — это и есть путь. Путь, который приведет тебя ко Господу и вот к этому блаженству, которого ты чаешь найти. То есть надо не бежать, не скрываться, а как раз идти навстречу… Ну, это вот легко так рассуждать, понимаете.
Иначе я вот сейчас, мы уйдем в какую-то патетику. Но я скажу так, что когда послано было это испытание, и самые такие тяжкие вещи, когда через них проходишь, то понимаешь, что вот этот путь — он и есть лучший, нежели то, что было до этого. Вот не поверите. То есть до этого всё как… какая-то гонка, спешка, всё как-то в каком-то полумраке, понимаете. Ни радостей, ни печалей, в каком-то таком вот, усредненном состоянии, все время как белка в колесе, крутишься, крутишься.
И жизнь проходит, и молитва не молитва, и семья не семья, и дети как-то вот… Сами растут. А тут вдруг, когда вторгается вот это страдание, — оно, действительно, как-то выжигает вот это всё лишнее. И радость становится ярче после этого, радость жизни. И начинаешь ценить тех, кто рядом, самых родных, близких. И молитва становится уже живой, понимаете.
То есть если вот изнутри сказать, то вот этот путь — он и доставляет подлинную радость. В чем принципиально, если это изменение произошло, после болезни, изменилось ваше отношение к смерти? Ну, как изменилось… Оно у нас у всех одинаковое. И когда идешь на очередную проверку, то идешь, конечно же, как на эшафот, на самом деле. И думаешь: вот, что сейчас… Какой приговор, да?
Какой приговор, да. То есть уже всё или еще немножко отсрочат? Но при этом мысль работает, вот эта вот рациональная причем мысль. Я говорю: а что же, а другие, они, что, не умрут, что ли? Или вот за это время, которое Господь уже продлил твою жизнь, другие не умирали?
Я вспоминаю врачей, которые помогали мне, лечили, и они вдруг неожиданно покинули этот мир. И тут вдруг оказывается, что эти болезни — они вообще нам приоткрывают эту вот реальность. Ты живешь и думаешь, что вот там еще поле деятельности, его там можно перепахать, вот это поле. Вот там поле, вот, горизонт как далеко, там целая широта. И кажется бесконечным.
И тут вдруг хлоп — оказывается, быстро можно быть похищенным из этой жизни. И оказывается… и тут вдруг идет переосмысление сразу, всё внутри перестраивается, что а мы живем-то не для этого мира. То есть оказывается, смерть, соприкосновение со смертью — это как бы некий вот, уже сейчас становится неким судом, и поэтому вот ты живи так вот сегодняшним днем, что вот если ты пред Богом предстанешь —каким ты предстанешь пред Ним. Вот же как близко всё это. То есть хлоп — и всё, и ты уже не здесь.
То есть как жить. И уже по-другому относишься, понимаете, совсем по-другому. То есть не то как… И уже думаешь: пред лицом смерти, если ты сейчас расстанешься, на Божий Суд пойдешь, как провести это… как здесь поступить. И совесть — она уже работает совершенно иначе. И совсем по-другому стал оценивать то, что было до этого, и думал, что где-то это вот… вот так я вынужден был поступить, здесь вот я так вот должен… И тут понимаешь: нет, там был неправ и вот здесь тоже.
То есть совесть стала меня судить намного строже. Из-за этого внутри стало где-то больнее. Ну и, конечно, каемся пред Богом. Господи, прости меня, грешного. Ну, то есть вот это соприкосновение со смертью — оно вот так вот меняет.
ТЕРПЕНИЕ Вы в одном интервью очень здорово рассуждаете и с таким юмором о том, что до того как наступила эпоха комфорта, было много работы в поле, дома, люди делали что-то руками. И в общем, там не до фантазий было, ни неврозов не было, ни мечтаний, ничего — у тебя там завышенная самооценка, заниженная, никого это не интересовало. То есть вы очень точно перечисляете всё, чем мы сейчас мучаемся, и говорите, что выйди картошку покопай, землю попаши — как-то всё слетит, и ни неврозов, ни депрессий. Это, в общем, и верно, и остроумно. Но вот, смотрите, с другой стороны.
Ну, во-первых, не факт, что не было, а может, просто об этом не говорили. А во-вторых, вот я помню, хорошо вам известный Николай Константинович Гаврюшин как-то сказал, что в деревне человек тоже очень легко может превратиться в придаток коровы, когда у него, он будет с утра до вечера работать, может, и без неврозов, но вот антропос — он не получится у него, он в землю будет смотреть. Вот что вы по этому поводу думаете, где здесь золотая середина, как ее нащупать? Я как раз учился у Николая Константиновича. Тогда вы меня хорошо понимаете.
К сожалению, если бы я хотя бы один раз раньше услышал эту фразу… я понимаю, что это она как раз очень вписывается в него, но я был бы готов к ней. Потому что она просто вот убивает полностью, эта фраза. И действительно, это происходит. И на самом деле, из-за этого я тоже много огорчался. Получается так, что… ну, вот пишешь ты там статьи, книги, работаешь над уровнем, издатели стараются о размере тиража, распространяют.
Потом смотришь, а оказывается, что а людям-то это зачастую и не надо. Потому что вот сажают они там свои кабачки, занимаются ими или скотным двором — и какие им там книги? Они в принципе-то не против этого, прекрасно, что есть книги, но они их не читают. Я решить эту ситуацию не смогу. Прямо вам говорю.
Для меня другая трагедия, что вот все-таки сейчас люди — понимаете, они… вот раньше одно. А сейчас они… да, ну сходили они в свой коровник. А потом они все равно куда уткнулись? Вот в эти вот телевизоры, интернеты… Гаджеты, да. И опять, что там они — какие-то высокие вещи изучают, знакомятся, или пустота какая-то.
То есть вот в чем беда. Сейчас, если правильно относиться к гаджетам, они просто спасают, на самом деле. Это вот … вот едешь куда-то, не успеваешь — и ты можешь аудиокнигу прослушать. И для меня это просто спасение. Но многие ли так относятся, понимаете?
Или вот как по течению реки, которая течет непонятно куда. То есть здесь можно использовать вот эти блага цивилизации во спасение души. А если не включишь свое соображение, то просто погибнешь. А это разве что-то новое, отче? Ведь всегда это было.
Можно было поговорить о чем-то возвышенном, можно о литературе, а можно было потрепаться, семечки полузгать. Это же, в общем, в этом смысле человек не поменялся, наверное. Ну, да, лузгает он семечки у себя на завалинке или сидя перед этим своим ноутбуком, погрузившись в те же пустые беседы в социальных сетях. Но собственно, что вы хотите, чтобы я изменил этот мир? Мы же и пытаемся как-то вырвать людей, когда проповедуем, и всё это готовим тоже, в тех же социальных сетях выкладываем, в том же интернет-пространстве, то есть мы пытаемся как бы заполнить это.
А вот уже люди как там — как они сами. Тут ничего не могу… Отче, а вот еще по поводу прошлого. У вас есть фраза такая в одной из статей: «Хочешь узнать меру испытаний своего времени — сравни с испытанием времен предыдущих». Я тоже очень часто пользуюсь этим приемом, когда говорю… Ну вот не знаю, у меня родители, дай Бог им здоровья, они пережили войну, они пережили голод — детьми еще, но настоящий голод. И поэтому смешно сравнивать.
Но с другой стороны, мне кажется иногда, что вот в этом подходе, когда мы говорим, то, что вы прекрасно так резюмировали, это можно использовать только как педагогический прием. Потому что с точки зрения какой-то сутевой, есть те испытания, которые есть. И я, конечно, могу настроиться, думая о родителях моих и о войне… или там я помню, как мы жили, даже в бытовом плане. Но решить мою бытовую ситуацию сегодня мне это никак не помогает, это воспоминание. Оно меня может немножко эмоционально завести, но проблема… решается проблема сегодняшнего дня.
Вот что вы думаете по этому поводу? Ну, думаю, что именно так и получается.
Но и в мелочах немало чудес. К примеру, во время учебы всегда не хватало денег. И вроде бы ни с того, ни с сего мама кладет мне 500 рублей на телефон. Оказывается, прихожане скинулись и принесли ей со словами, что у Евгения нет денег на телефоне. Вот таким чудесным образом у меня баланс пополнялся.
Скажите, что не чудо улыбается. Всё, что происходит в моей жизни, это чудеса, посланные Богом. Диаконство — это священническое служение, первый священнический чин, это то, о чем я мечтал на протяжении всех пяти лет в семинарии. Я и диаконом-то не успел и месяца послужить. Сразу владыка предупредил меня готовиться на Преображение Господне к рукоположению. И через пять дней, 19 августа, я становлюсь священником кафедрального собора, там я прослужил целый год. А в октябре 2016 года Владыка благословил меня на духовное окормление часовни мучеников Адриана и Натальи в областной клинической больнице.
Есть такие места, где очень-очень нужны священники, и в этих местах тогда оказался я. В декабре был назначен руководителем епархиального отдела по тюремному служению. Так что я еще и тюремный священник, к тому же штатный, работаю в областном управлении УФСИН помощником начальника территориального округа по организации работы с верующими. В моих задачах стоит духовное окормление исправительных учреждений нашего города и области. Ну а с июня 2017 года я назначен настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Для меня такие примеры — владыка Лукиан и отец Георгий. Последний был первым настоятелем храма, где я теперь служу.
Еще будучи семинаристом я приходил сюда и помогал отцу Георгию как пономарь. Я видел, сколько он физических и духовных сил вкладывает в возрождение храма, поэтому хочется не подвести его. У людей должны быть примеры. Конечно, мы все тянемся ко Христу, но есть же люди, которые на земле живут. Мне кажется, что даже у Святейшего Патриарха есть человек, за которым он тянется. Примером могут быть и родители, и начальники, которые знают, как делать что-то лучше. Дело в том, что они постепенно отсеивались, когда менялся смысл моей и их жизни, ориентиры.
Им становились важны машины, девушки, карьера, а у меня другие появлялись ценности. Было такое, что я страдал, когда они шутили надо мной, шутки были обидные. Но я же понимал, что это мои друзья, я к ним все равно тянулся. Тогда я и учился прощать. Поделюсь сейчас очень личным. В духовной семинарии я научился двум вещам: никогда и ничему не удивляться: ни разводам, ни агрессии между родителями и детьми, которые доходят до того, что одни выгоняют других из дома. Нужно учиться все принимать в своей жизни.
И второе: никогда в жизни не ищите справедливости от людей. Справедливость можно получить только от Бога. И то я уповаю даже не на справедливость Божью, а на милость Его. По справедливости, посмотрев на наши грехи на земле, Бог может сделать так, что мы в пыль превратимся. Но Господь долготерпелив и многомилостив, Он любит человека. Только поэтому все мы с вами еще здесь. Поэтому важно осознавать свою греховность, каяться, искренне просить прощения и уповать на Его милость.
В Священном Писании написано: всяк человек — ложь. Мама, папа, друг, знакомый — все. Только в Боге нет лжи. Когда приходишь к пониманию, что только в Боге утешение, всё становится на свои места — Икона Божией Матери, в честь которой назван Ваш приход, «Всех скорбящих Радость», для вас лично что-то значит? Когда я поступал в духовную семинарию, я обращался с молитвой именно к Ней. Богородица одна, просто есть разные Ее образы. Если говорить про нашу икону «Всех скорбящих Радость», то через нее прихожанам подается много чудес.
Все хорошее, что происходит в храме случается по молитвам Пресвятой Богородицы. Совсем недавно мы все радовались тому, что наша прихожанка, больная онкологией, исцелилась. Врачи её уже отправили домой ждать конца. Она постоянно приходила к главной иконе храма, молилась, причащалась, мы молились за нее, и вот чудо — опухоли нет. Сейчас эта женщина постоянно находится при храме, молится Божией Матери и помогает другим поверить в чудо. Насколько для вас важен комфорт в быту, от чего можете отказаться? Но теперь мама живет при монастыре, а мы с женой живем в этой квартире.
Это, безусловно, очень здорово не ютиться по чужим углам. Родители моей Ани живут в Южно-Сахалинске, для них важен был этот момент, куда я приведу их дочь. Теперь они спокойны. Но скажу вот еще что. Когда мы учились в семинарии, то по окончании каждой учебной недели мы разъезжались на выходные в села на практику.
Из-за карантина зима,и больница закрыта на карантин не было возможности пригласить батюшку и пособоровать сестру. Как только сестру привезли домой, мы сразу же пригласили батюшку и после соборования сестра быстро пошла на поправку. И целителю Пантелеимону мы уже молились вместе. Ни у неё, ни у меня ни разу не возник вопрос: "За что это с нами так Господь? Мы твердо знаем, что это была проверка нашей веры и мы ещё больше в ней окрепли.
Уже в мае сестра вышла на работу и по сей день ведёт обычный образ жизни. Я хочу обратиться ко всем, кто находится сейчас в безвыходной ситуации и не важно какая причина этому болезнь, развод, пьянство, долги. Верьте и никогда не отчаивайтесь. Господь слышит всех, всех, кто к Нему обращается. Господь так милосерд, что если кто и малую веру будет иметь, не погибнет. Ни одна мать не может любить своих чад так, как любит Бог Свое создание. Большая благодарность о. Владимиру и всем создателям "Духовного маяка" за благое дело.
О здоровье души, духа и тела. Разговор с батюшкой
Души тех христиан, что жили благочестиво и очистили себя от грехов покаянием, наследуют вечное блаженство вместе со светлыми ангелами, а не верующие во Христа и нераскаявшиеся грешники наследуют вечные мучения вместе с падшими ангелами». И, подтвердив это многочисленными ссылками на Священное Писание и Святых отцов, святитель Игнатий делает вывод: «Поскольку для душ человеческих предназначено одно место жительства, одинаковое наслаждение или одинаковая казнь с ангелами — это служит указанием на то, что души есть существа посему подобные ангелам». Екатеринбург , кандидат философских наук: — Давайте поговорим о том, как выглядит душа. Святитель Игнатий много говорит об этом вопросе.
В наше время эта тема не потеряла актуальности, потому что много людей приходит в Церковь, имея оккультный опыт за спиной. Оккультизм, магия и разные формы язычества дают много ложной информации о невидимом мире, в отличие от христианства, которое очень целомудренно относится к этой теме: что Господь открыл в Священном Писании и что проверено в святоотеческом опыте, одобренном Церковью, то мы и знаем. Оккультизм — это форма сатанизма, практикующая взаимодействие с падшими духами, которые якобы открывают какие-то тайны.
Делается это для того, чтобы человек, увлекаясь этой псевдонаукой и псевдорелигией, псевдопоиском силы, могущества и власти, духовно погиб. На оглашении задается такой несложный для воцерковленного христианина вопрос: «Как выглядит душа человека? Христинину ответить очень просто: «Душа выглядит так же, как человек».
Человек с полуязыческим, полуоккультным мировоззрением начинает фантазировать, берет знания из мутных источников: «душа — это некий квадратик, светящийся кружочек, который возлетает куда-то на небо». Мы настолько стали призмленными и материальными, что воспринимаем себя как наше тело, а нам нужно воспринимать себя как душу.
Отца Сергия многие называют философом. Он действительно изучил немало философских трудов — в юности был записан во все библиотеки, читал буквально запоем. И теперь из привычной трактовки слова "философия" как "любовь к мудрости" решительно убирает предлог, оставляя только главное — "мудрая любовь": "Бывает любовь глупая, которая притягивает тебя ко всякой мелочевке, а бывает — что тянет к кому-то очень большому. Потому что большая любовь бывает от общения с большим. Если это чувство не заглушить, потому что оно есть у каждого человека, то в этом случае тебя вытянут. Откуда угодно, из любого болота.
Это чувство — его обычно зовут религиозным чувством, — показывает определенные составные в этой жизни. А иногда показывает тебя в определенном статусе — и к нему приноравливает. Но если не хочешь — раз, второй, третий позвали, ну если не хочешь, — извини, дорогой, живи как хочешь. Поэтому, если не глушануть себя по полной, — тогда, глядишь, вывезет. Не сегодня — так завтра, не завтра — так послезавтра. Некоторых — в 60, 70, 80 лет". Старшему — 31 год, младшему — 14. Одного из сыновей отец Сергий потерял в ДТП.
Было ли сложно? Наверняка было — не может не быть. Но отец Сергий говорит не об этом. Вспоминает, как выбирали с матушкой имена будущим сыновьям и дочке, как впервые стали родителями. Вынашивать их под сердцем, не забывать их. Не нужно слишком сильно переживать — это глупо. Есть переживальщик за всех нас во Вселенной... Дети не должны быть на первом плане.
Нужно оставлять им свободу — но в тот же момент чувствовать их", — рассказывает отец Сергий. Вспоминает, как подрастали: домик в Рязани, окна — на вход в храм, на кремлевскую колокольню, на Успенский собор: "Картинка была у всех на виду. Народ приходил большей частью наши все знакомые, то бишь прихожане. Я детей не учил ни молиться, ни поститься, потому что все это было тут — пожалуйста, смотри и учись, никакого давления. Сейчас они точно так же вольны выбирать. Для меня важно, чтобы ребенок был нормальным, не загруженным какими-то проблемами и задачами, излишней учебой, начиная с раннего возраста. Потому что если он нормальный — то его выведет". Вообще отец Сергий за чувство меры: делится опытом — иной раз и поругать надо, но и похвалить тоже — обязательно, но уж и не чрезмерно.
А вот чего не нужно в родительстве — так это страха. И тут же берет шире, от отношения к семье до отношения ко всему миру: "Кто собирается рожать — бояться не надо, мы для этого предназначены. Должны рожать. Если не можем рожать детей — то политику, экономику, культуру. Монахи тоже — интересный пример...
Потом переместились в место расположения штурмового отряда, с замполитом вручили государственную награду воину. Попив чайку, пообщавшись с бойцами, дождались темноты и выехали обратно. На половине пути в наш БТР, на котором находилось пять человек, попал снаряд. Слава Богу, все остались живы, обошлось без осколочных ранений. На самом деле это мелочи. Если Бог оставил возможность, нужно продолжать начатое, тем более закончено не все. Не только в СВО, но и в моих личных планах. Тогда расскажите о планах… Отец Василий: Да вот думаю: надо бы окончить Киевскую семинарию… экстерном. Дойти до Киева, и все. А серьезно… Я возвращался на фронт в августе, мне хотелось увидеть ребят, они меня всегда ждут. И, если появится больше двух недель свободного времени, буду стараться приезжать к ним вновь и вновь. Конечно, повезу гуманитарную помощь, с пустыми руками не поеду, тем более люди откликаются всегда. Но гораздо важнее незатухающие волны поддержки с тыла туда, за ленточку. Амплитуда добрых колебаний постоянно увеличивается. Откуда у вас увлечение виндсерфингом, яхтами? Вы сухопутный человек, родились в селе под Читой, учились на Урале, служили в Забайкалье. И где сейчас яхты, которые вы строили, и те мальчишки? Отец Василий: Кто-то оканчивает морское училище, кто-то стал чемпионом по тхэквондо, что после таких физических нагрузок неудивительно: когда до берега 300 метров, ветер тебя треплет, а надо руль держать. Яхты мы передали флотилии "Ковчег", она сейчас базируется в Екатеринбурге. А вообще яхты - просто этап в жизни. Я сухопутный человек, но если Господь что-то дает, то почему бы не взять? Я никуда специально не стремился. И на СВО тоже, просто написал заявление, собрал рюкзак и стал ждать. Только молился каждый вечер. И вот в один день три звонка: поезжайте. И все решилось. Простить победителя Трудная тема для разговора - о тех, кто вернется с СВО. Нередко победители не могут найти свое место в мирной жизни. Как нам, обществу в целом, их встретить, как подготовиться? Отец Василий: Мое личное убеждение - мы должны их простить. Это наша обязанность. Простить требования, колкие замечания, неудобные вопросы. Да, они будут больны, искалечены душой. Здесь большая работа для психологов, психиатров. Но это и общая задача. Мы знаем, как объединялись в братство те, кто прошел Афган или Чечню, чтобы решать свои вопросы, и чем все обернулось. Одними законодательными и нормативными актами проблема не решается, требуется глубинное понимание общества в целом. Нет никого, кого бы не коснулась эта тема. Если каждый человек в мирной обстановке четко и однозначно не поймет цели и задачи СВО, не поймет, за что и с кем сражаются наши воины, тогда мы не сможем их простить и принять такими, какими они вернутся. И объяснить это - задача государства, задача воспитания, обучения, идеологической работы. Иначе конфликт между вернувшимися и теми, кто не понимает, что там происходило, неизбежен. Но в армии любят такую поговорку: надо решать задачи по мере их поступления, а не забегать вперед поезда, это небезопасно.
Мы получили то, что получили. Радуемся и работаем с духовным и человеческим материалом. Это прекрасные люди, которые понимают ценность жизни и готовы защищать ее в лице своей матери, сестры, жены, детей. Они еще не вполне умеют служить, а мы не умеем с ними работать. Но это побеждается, все неумения реализуются в умения. Через недовольство, неуспехи, препятствия куется настоящее мастерство владения оружием, своим духом, управления армией. И еще не надо забывать: передовая - верхний слой, а внизу - тыл. Общество выносит из себя, из нутра то, что появляется на фронте. Поэтому мы имеем уникальную возможность наблюдать, как меняется и общество тоже, как формируются новые ценности. Когда-то вы служили замполитом, теперь полковым батюшкой. Задачи отличаются? Отец Василий: Замполит занимается морально-психологическим состоянием воина, ему важна готовность выполнить боевую задачу, и на этом все. Священника интересует духовное состояние человека, от которого напрямую зависит психологическое. Наш внутренний резерв скрыт в духе, а не в душе. Душа - это объем, сосуд, а дух - то, что наполняет этот сосуд. Если человек духом крепок, если он понимает: вера и правда на его стороне, тогда он спокоен, он непобедимый воин. Он стиснет зубы в тот момент, когда нужно делать дело, а хочется вспоминать о маме, жене и теплой подушке. Его бесполезно убивать, он даже умрет так, что все остальные вырвутся из окопа и пойдут вперед - за него. Они выполнят задачу, победят. Любовь победит Мой знакомый участник Великой Отечественной как-то сказал: на войне атеистов нет. Вы согласны? Отец Василий: Есть. Я не идеалист, я реалист, практик. Бывает, прямо там, на передовой, человек говорит: стоп, ко мне не приближаться, святой воды не надо. Но непосредственный контакт со смертью неизбежно меняет людей. Время и место играют основную роль в духовном формировании человека, который способен измениться, если он не труп и не сумасшедший. И это не потенциальная возможность, а реальная перспектива. Очень трудный вопрос о будущем. Завершится, выполнив свои цели, СВО. Останутся два славянских народа, братских когда-то. Останется тщательно воспитанная в украинцах ненависть ко всему русскому. Что с этим делать? Отец Василий: Когда два человека соединяются в семью, чтобы ее сохранить, достаточно одного любящего сердца. Здесь ситуация аналогичная. Никто на Красной площади не кричит: смерть хохлам! Никто на передовой не сжимает автомат с целью разорвать очередью противника. Этого достаточно, чтобы понять: любовь победит, семья будет сохранена. Если один выдержит, второе объятое ненавистью сердце, питаясь любовью, самопожертвованием, все равно придет к пониманию, что так нельзя. Ненавистью не победить - она разрушает изнутри. Победит народ, лишенный ненависти. Моя задача - лишить ненависти нас. Найду ее - вгрызусь, вырву.
«На душе у него всегда была Пасха»
Сказал своим домочадцам, что ухожу, что жить в миру больше не могу. Утром встал, купил билет, сел в поезд и уехал. Это было все в один день. Было раннее утро. Я зашел в келью: отцы Клеопа тогда еще Роман и Нафанаил тогда еще Давид спали. Я оставил сумку в келье и пошел в храм. А там отец Тихон как раз вышел говорить проповедь. И первые его слова были: «Сегодня святое Евангелие благовествует нам о том, как Господь вышел на берег, в страну Гергесинскую, и его встретил бесноватый». Я опустил голову и заплакал: «Это я — гергесинский бесноватый».
Эту проповедь я запомнил на всю жизнь. Куда же мы тебя определим на послушание? Давай-ка, иди, посуду мой». А Роман начал говорить: «Нет, нет, батюшка, он будет спать на кровати, а я буду — на полу». И мы начали с ним спорить. В конце концов, отец Тихон нас остановил и сказал: «Я буду спать на полу». Мы все засмеялись. Это была первая моя с ним беседа.
С утра и до вечера, а иногда и до раннего утра приходилось готовить. Работало нас в трапезной совсем немного — по три-четыре человека. Было две смены, у поваров был отдых, и они чередовались — через два дня. А у нас, послушников, отдыха не было даже в воскресенье. Делали мы все: и посуду мыли, и продукты на следующий день заготавливали, и рыбу чистили, накрывали и убирали со столов, мыли полы… И я был бесконечно счастлив. Знаете, если бы наместник дал мне и сейчас послушание мыть посуду в трапезной, я бы с радостью согласился. Как получилось, что вы встали на послушание радиотехника? Считал, что электроника — дело нехорошее, нечистое.
А Господь меня смирил и дал это послушание, чтобы я больше глупостей не говорил и не думал. Если применять радиоэлектронику во благо, если это служит людям, которые благодаря хорошему звуку назидают свои души словом Божиим, ничего крамольного в таком умении нет. Послушание свое я несу уже более десяти лет. Началось с того, что на прославление священномученика Илариона нужно было сделать трансляцию с колокольни. Туда, где находились часы, надо было поставить колонку, чтобы было слышно богослужение. И отец эконом заявил обо мне тогда в первый раз, сказав, что мы напрасно нанимаем каких-то специалистов, ведь у нас есть человек, который в миру занимался компьютерными системами. Ну и мне дали первое послушание — сделать «озвучку» на колокольне. Затем это дело потихоньку стало развиваться.
Потом заболел инок Владимир, который занимался в монастыре телефонной связью. И мне поручили срочно решать вопрос с телефонной станцией. Я купил новую систему, все переделал. Сейчас у нас в монастыре очень мощная телефонная станция, которую можно считать одной из лучших систем. А главное — у нее большой потенциал. Братии было немного. Мы вместе молились. У нас было правило в храме.
В конце обязательно испрашивали друг у друга прощение. Служились ночные службы, по-моему, два раза в неделю: с трех до пяти ночи. Все послушания без исключения, в том числе и в храме, несли насельники. Это очень нас объединяло. Я не верил себе, когда появлялись помыслы: «Уходи из монастыря, здесь не надо тебе быть, иди в мир, там у тебя все хорошо будет». Не веря себе, я всецело предал себя и свою волю в послушание своему духовнику — архимандриту Тихону. Жил, как в огне, потому что мне было очень тяжело. Но спустя годы, в течение которых молился, трудился по силам, сколько мог, увидел, что моя душа постепенно отошла от этого огня, который во мне был, от этих мук.
И пришла к спокойствию, к миру, который стал меня с каждым годом все больше и больше радовать. Также я понял, что лучше монашества, лучше пути познания Бога ничего нет в жизни. Что может быть радостней общения с Богом? Что может быть нужнее проповеди о Боге для людей, которым тяжело, которым надо помочь, протянуть руку? Для меня это особый день, с которого начался мой осмысленный духовный путь к Господу, именно в Церкви, в храме Божием. Я очень рад, что именно в этот день Господь меня посетил, дал мне одежду воина Христова, которую нужно всегда носить, благодарить Господа и никогда ее не снимать. Неужели мой покровитель теперь будет евангелист и иконописец Лука? Диаконского сана я удостоился примерно через пол года.
И оттуда заехали в Рязань.
Но почти каждый день он присылает супруге видео и фотографии, в которых рассказывает, как обстоят дела. Например, в августе он попал под сильный обстрел и задокументировал для супруги. С собой последнее время он возит чудодейственную икону Святого Николая. Но постепенно я ее отмыл», — сказал батюшка. Надо идти и помогать», — сказал батюшка в эфире шоу «Малахов» на телеканале «Россия 1». Виталий приехал в Донбасс помогать людям Священнику с позывным Отец подарили икону Есть и еще несколько примеров священнослужителей, которые отправляются на фронт и везут гуманитарную помощь.
Например, Александр Тимофеев создал передвижной мобильный храм. Машина была и в Луганске, и в Донецке, а внутри нее не только все для богослужения, но и необходимые нашим бойцам вещи.
Такая же это на самом деле радость — жить в своём доме со своей семьёй! Жить без страха, что старая крыша родного дома может рухнуть в любой момент, не переживать из-за долгов! А ещё у батюшки и его родных теперь есть мобильные телефоны…для кого-то это само собой разумеется. Подумаешь, что такого? Но когда живёшь буквально в нищете, то там уж не до мобильников.
Согласно Ветхому Завету, душа и кровь связаны между собой.
О своем понимании духа священник сказал, что это нечто, находящееся между душой и телом, стремящееся к божественному разуму и способное обрести мудрость Бога. Ранее священник объяснил , почему нельзя размещать в доме фото умерших людей.
В Братск с СВО вернулся батюшка из храма святителя Иннокентия Московского
Ru» обратилась за комментариями к знакомым предполагаемого убийцы священника. Его охарактеризовали как доброго и миролюбивого человека, однако склонного к депрессивным состояниям. Другая собеседница рассказала, что Рассоха - очень чувствительный мужчина, который «даже курицу не давал отцу рубить и очень плакал после смерти котенка». Вроде, общительный, улыбчивый, на парах свободно коммуницировал с преподавателями по теме предмета. Ничего плохого сказать про него не могу», - отметила еще одна знакомая Василия Рассохи.
Бывший гимназист хотел привести СВУ в действие на утренней молитве, но оно сработало на входе в гимназию. В результате взрыва на территории монастыря пострадали 13 человек.
Часто ли мы задумываемся о том, насколько зависит наше телесное здоровье от духовного состояния? Правильно ли понимаем, что такое душа и тело? Много ли знаем о них? Батюшка рассказывал о самых насущных вещах, о том, насколько порой различен взгляд врача и священника на болезнь человека, Божием промысле, вере и любви. Поделился и некоторыми медицинскими «тайнами». А еще много внимания уделили теме семьи, мужской и женской роли в ней по Божиему замыслу.
Некоторые высказывания батюшки оказались неожиданными для многих, но очень поучительными.
Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Сетевое издание «МК в Марий Эл» mk-mari.
Все прихожане хорошо знали этого батюшку. Ходили слухи, что он злоупотреблял спиртным и даже баловался наркотиками. По словам женщины, после такого происшествия храм нужно было обязательно закрывать. Но так как он был новым, и на его строительство ушло много не только духовных сил, но и материальных средств, решили, что его получится очистить от скверны с помощью молитв. А для батюшки этот грех страшнее вдвойне! Я уверена, что неупокоенная душа батюшки до сих пор бродит на том месте.
Возрождение храма. Репортаж из Лальска, где семья священника восстанавливает Благовещенскую церковь
«Батюшка в погонах», любящий супруг, отец и Человек с большой буквы – именно таким его запомнили родные, близкие и прихожане. Альбом группы БАТЮШКА выйдет в России по лицензии. Пускай эти святые дни великого поста наша покаянная душа омывается от грехов, пусть ее питают молитвы святого поста и наше сердце освящается благодатью Божией. Отец Борис сердечно благодарит всех, кто откликнулся на его бедственное состояние и помог!