Новости 12.04.2024. Самым последним нулевым космонавтом, «полетевшим» 7 апреля 1961 года, меньше чем за неделю до Гагарина, стал Владимир Ильюшин, сын знаменитого авиаконструктора.
День в истории: 12 апреля
12 апреля — Всемирный день авиации и космонавтики - Военная мысль Военно-теоретический журнал | 12 апреля 1961 года – дата, которая навсегда вошла в мировую историю научных достижений. |
Газетная строка 60 лет назад о событии 12 апреля 1961 года | 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. |
Новости и события Российского исторического общества
Одна из наших работниц приготовила для Гагарина букет цветов. И она с такой скоростью к нему рванула с букетом, что он невольно отшатнулся. Потом быстро сориентировался и взял букет. Тут же родился первый анекдот о полёте Гагарина: самый страшный момент полёта — когда на меня стремительно бросилась женщина с букетом. Гагарин тогда служил заместителем командира по лётной части. Я первое время всё смотрел на него, всё сверлил его глазами. Думал, человек был в космосе, значит, он чем-то от нас, обычных людей, отличается. Он помогал нам, как никто другой. Когда приходил на совещание или в какой-нибудь начальственный кабинет, — всё, что он просил для нас, незамедлительно делалось.
Не жалел сил на это. А уж когда мы пришли на подготовку, Гагарин был для нас главным человеком на свете. И в то же время это был наш человек. У него не было крыльев и нимба, он искренне и добросовестно беспокоился за подготовку. Вникал во всё. Мы видели, что он к своим товарищам из первого отряда относится без зазнайства, по-крупному и даже по мелочам помогает и в личной жизни. И мы дружно пришли к выводу, что он с честью прошёл не только огонь и воду, но и медные трубы. То, что Гагарин прошёл огонь и воду, — это понятно, так как любого космонавта готовят по этой программе.
А вот то, что он прошёл через такие медные трубы, которые выпали на его долю, — это бы не каждый выдержал! И не только интуиция, а мудрость. Как он умел разбираться в людях, наш СП! Всё-таки Королёв не ошибся в выборе! Хотя многим из нас тогда казалось, что первым должен был быть Герман Титов. Он был очень интеллигентным, начитанным, образованным — как-никак из учительской семьи. Но оказалось, что правы не мы, а Королёв. Королёв говорил, что Гагарин был очень способным, ярким человеком и, если бы он получил соответствующее образование, то мог бы стать и учёным.
В любой области он оказался бы среди лидеров. Среди космонавтов бытует такая прибаутка, что полет в космос никому ума еще не прибавил. Любит наш брат пошутить. Но если серьезно, я, к примеру, считаю, что полет в космос действует на человека как усилитель: усиливает все хорошее в характере его и натуре. А иногда — усиливается и дурное. Не случайно Королев выбрал первым именно Гагарина: все его достоинства высветились и обозначились столь ярко, что какие-то малозначительные недостатки сошли на нет — не было в его поступках, поведении, в отношениях с людьми ничего плохого. И после полета он остался друзьям таким же верным другом, доступным для окружающих, не чванливым, не зазнаистым. Такие воспоминания о Гагарине остались у всех, кто знал его.
Тогда на земле не было равного ему по известности человека.
И вот в таких изначально проигрышных условиях к началу шестидесятых годов СССР опередил США в космической гонке, первым запустив в космос спутник, живое существо, совершив облет Луны, сфотографировав её темную сторону, отправив межпланетную станцию к Венере и, наконец, 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества орбитальный полет. Американцы только 5 мая отправили в космос Алана Шепарда, причем в суборбитальный полет, а полноценный орбитальный полет астронавт Джон Глен совершил только 20 февраля 1962 года, почти на год позже Юрия Гагарина. Ненавистники всего советского это выдающееся достижение, разумеется, постарались «объяснить» в своём традиционном стиле: все наработки по ракетной технике СССР «украл» в «незаконно оккупированной» Германии, а великий конструктор С. Королёв работал не за совесть, а за страх, который навсегда поселился в его душе после жутких сталинских лагерей и «шарашек». Что касается полета Юрия Гагарина, то это был лишь один из нескольких полетов, который по чистой случайности завершился успешно. А вот его предшественникам, существование которых не доказано до сих пор, повезло меньше и они погибли. Но в СССР вся информация о якобы неудачных полетах была засекречена. Исходя из вышесказанного, не посвященный в тонкости космической гонки человек сделает вполне определенный вывод — СССР опередил Америку в космосе лишь благодаря удачному стечению обстоятельств, а не потому, что советская космическая программа превосходила американскую.
Да и опередил-то временно: уже в 1969 году, после якобы высадки астронавтов на Луну, Америка вырвалась вперед и до сих пор остается мировым космическим лидером. Однако всё это разговоры в пользу бедных, а действительность такова, что ещё не оправившийся от ран войны Советский Союз действительно смог опередить богатейших американцев, на которых работали многочисленные немецкие инженеры-ракетчики и которые обзавелись таким сверхценным интеллектуальным «трофеем», как Вернер фон Браун. Но это не помогло — советская космическая программа развивалась быстрее и успешнее, чем американская, а отечественные научно-конструкторские кадры однозначно превосходили немецко-американскую сборную. Хотя советские разработчики ракетной техники в 1945 году находились в положении догоняющих. Но как за счет первых пятилеток СССР сумел пробежать полувековое отставание от развитых стран за десять лет, так и в космической гонке примерно за такой же срок советские инженеры и ученые смогли догнать, а затем и обогнать немецко-американскую команду во главе с нацистом фон Брауном. Более того, в начале шестидесятых Королев вовсю думал не о высадке на Луне, а разрабатывал марсианскую программу. Создание тяжелой ракетной системы было поручено ОКБ-1 С. Американцы ещё даже не приступили к реализации лунной программы, а в СССР в 1960 году уже вовсю рассматривалось освоение дальнего космоса. Да и в лунной гонке СССР однозначно опередил бы американцев, если бы не самодурство и недальновидность тогдашнего генсека Н.
Хрущева, который распылил ресурсы между тремя конкурирующими друг с другом конструкторскими бюро — С. Королева, М. Янгеля и В.
Для сравнения: США осуществили 37 запусков, а Китай — 39. Так, в 2019 году в космос было выведено 574 новых спутника различного назначения, из них американских — 389. Сколько бы ненавистники всего советского ни смеялись над космическими достижениями СССР, но цифры и факты вещь упрямая. И они более чем доходчиво доказывают и показывают очевидное: страна, запускающая по семь ракет в месяц — это не просто великая, а величайшая страна. Причем величайшая за всю историю человечества, потому что сложно представить, чтобы в обозримом будущем хоть одна страна была бы в состоянии осуществить 92 запуска в год. Такой результат даже для самых передовых и развитых стран, таких как США и Китай, и полвека спустя является недостижимым.
Несмотря на то, что сейчас ракеты отправляют в космос уже частники, а за последние годы разработано столько разнообразных космических программ, что от их обилия рябит в глазах. Но 92 запуска в год — это не рекорд. В разгар так называемого брежневского «застоя», когда будущие «эффективные менеджеры» и разрушители-«реформаторы» маскировались под верных ленинцев, в 1977 году СССР произвел 102 запуска, а в 1982 году — 108. Для сравнения: США произвели 26 запусков в 1977 году и 18 в 1982 году. Что первым человеком в открытом космосе также был гражданин СССР? И что первые женщины как на орбите, так и в открытом космосе тоже были гражданками СССР? И что до сих пор в мире не создано ничего более впечатляющего, чем система «Энергия-Буран»? Нет, ничего удивительного в этом нет. Когда в стране уделяется огромное внимание космонавтике, когда десятилетиями заботливо взращиваются и пестуются инженерные и научные кадры, когда отпущенные на космическую отрасль бюджетные средства не разворовывают всякие проходимцы, то тогда и получаются такие результаты, которые восхищают весь мир.
И даже английская королева не считает зазорным сидеть за одним столом со скромным летчиком-майором, сыном плотника из смоленской глубинки, которого так проклинаемая многими и поныне советская власть сначала вырвала живым из немецкой оккупации, затем усадила за парту, затем в кокпит боевого самолета, а затем отправила к звездам. А теперь к звездам все в большем количестве летают китайские и американские космонавты, а их российские коллеги латают таинственные дырки на МКС, борясь с утечкой кислорода. Теперь на орбите долгими месяцами находится американский секретный беспилотный челнок Х-37В, выполняя неведомые миссии. Явно не научные. Помнится, после развала СССР было громогласно объявлено, что уникальная система «Энергия-Буран» является дорогостоящим и бесполезным детищем Холодной войны, поэтому её место на свалке истории.
Комплекс парков развлечений компании «Уолт Дисней» находится в городе Марн-ля-Вале в 32 км восточнее Парижа. Площадь парка составляет около 1943 га. В среднем за год парижский Диснейленд посещают 12,5 млн человек. На территории Диснейленда находятся два тематических парка Disneyland Park с 1992 года и Walt Disney Studios Park с 2002 года , увеселительный парк Disney Village, поле для гольфа Golf Disneyland, а также отели, деловые и жилые кварталы. Источник: Без источника Легендарный советский поэт-песенник Леонид Дербенев родился 12 апреля 1931 года в Москве.
Его поэтический дебют состоялся еще в школе, в 7 классе, когда в «Пионерской правде» были напечатаны его стихи. Трудно перечислить все известные песни поэта.
55 лет назад Юрий Гагарин стал первым человеком, совершившим космический полет вокруг Земли
В среднем за год парижский Диснейленд посещают 12,5 млн человек. На территории Диснейленда находятся два тематических парка Disneyland Park с 1992 года и Walt Disney Studios Park с 2002 года , увеселительный парк Disney Village, поле для гольфа Golf Disneyland, а также отели, деловые и жилые кварталы. Источник: Без источника Легендарный советский поэт-песенник Леонид Дербенев родился 12 апреля 1931 года в Москве. Его поэтический дебют состоялся еще в школе, в 7 классе, когда в «Пионерской правде» были напечатаны его стихи. Трудно перечислить все известные песни поэта. Это и «Лучший город земли», и «Есть только миг », «Остров невезения» и «А нам все равно» из кинофильма «Бриллиантовая рука», «Все могут короли», «Атлантида», «Любовь одна виновата» и многие другие.
Всего Дербенев написал более двух тысяч стихотворений.
Вспоминаем реакции мировых держав и лидеров на одно из ключевых достижений Советского Союза. Главным заголовком выпуска стала фраза «Космонавт вернулся живым! Журналисты удивились тому, как «внезапно» случилось событие, к которому так долго готовились стороны по обе стороны Атлантического океана. Новость о первом полете человека в космос появилась на обложках газет на другом конце земного шара.
Были весьма болезненные неудачи, как например, потеря на начальном этапе автоматической станции "Фобос-Грунт", неудачные старты нескольких космических грузовиков, потери спутников. Россию все чаще забывали упоминать как первую космическую державу, в международном сотрудничестве она воспринималась как младший партнер, способный разве что на роль оператора космического туризма... В последнее десятилетие разрыв между подъемом национального самосознания россиян и плачевным состоянием их былой гордости - отечественной космонавтики стал вопиющим. Все это потребовало коренной, радикальной реформы отрасли. Указом президента с 1 января 2016 года Федеральное космическое агентство было упразднено. Вместо него создана государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" по типу успешно зарекомендовавшего себя "Росатома". В госкорпорацию вошло около сотни предприятий отрасли. Реформа подкрепляется увеличением финансирования. И новая структура должна принять на себя роль "эффективного инструмента возрождения нашей национальной гордости - космической науки и ракетно-космической промышленности". Космос как открытие Россия постепенно, но неуклонно возвращает лидерские позиции в космосе. По словам Путина, "в XXI веке Россия должна сохранить статус ведущей космической державы, а результаты космической деятельности должны давать большую практическую отдачу, служить инновационному развитию, решению самого широкого круга прикладных задач в промышленности, в медицине, телекоммуникациях, на транспорте, укреплению безопасности Российской Федерации и её конкурентоспособности в мире". Эксперты: сотрудничество в космосе - главное достижение после полета Гагарина Терешкова уверена в перспективах: "Сейчас очень много поправляется, в том числе и космонавтика.
Улицы и площади Москвы заполнились людьми, все читали новости в газетах и обсуждали полет. Официальная встреча Юрия Гагарина была тщательно подготовлена руководством города. Все мероприятия были запланированы на 14 апреля и четко расписаны. План мероприятий Моссовета сохранился в Главархиве Москвы. Юрия Гагарина встречали в аэропорту Внуково в 12 часов дня: самолет доставил его из Саратовской области, где приземлилась капсула ракеты, в Москву. Над аэродромом звучали приветственные лозунги в адрес первого героя-космонавта. Из аэропорта Хрущев и Гагарин со своей супругой Валентиной направились в город в открытой машине, украшенной цветами, в сопровождении почетного эскорта мотоциклистов. В 13 часов дня планировалось шествие людей по улицам столицы от Ленинского проспекта до Боровицких ворот Кремля. Власти города рассчитывали, что Юрия Гагарина встретят всего 100 тысяч человек, но людей было настолько много, что все улицы столицы были заняты в тот день. Чтобы принять участие в торжестве, горожане забирались на крыши домов, фонарные столбы, деревья.
12 апреля 1961 года: Что осталось ЗА КАДРОМ. + Бонус Космические открытия! (С Днем космонавтики)
Первый орбитальный полет вокруг Земли выполнил советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» — это историческое событие произошло 12 апреля 1961 года. Первый орбитальный полет вокруг Земли выполнил советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» — это историческое событие произошло 12 апреля 1961 года. Но вот то, что было 12 апреля 1961 года, когда народ вывалил на улицы без всякой указки и люди сходили с ума от счастья, не повторилось больше никогда, и видимо не повторится.
С чего всё начиналось?
- Газетная строка 60 лет назад о событии 12 апреля 1961 года
- Газетная строка 60 лет назад о событии 12 апреля 1961 года
- 12 апреля 1961 года - выдающееся достижение Советского Союза |
- Космический полёт Гагарина: что следует знать об одном из главных событий XX века
- Космический полёт Гагарина: что следует знать об одном из главных событий XX века
- История праздника
Первый полет человека в космос. Как это было?
12 апреля 1961 года произошло событие мирового масштаба – в 9:07 по московскому времени с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток», которая впервые в истории доставила в космос корабль с человеком на борту. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин отправился в полёт, сказав: «Поехали!». 12 апреля 1961 года состоялось эпохальное событие для всего человечества – первый полет человека в космос. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на корабле «Восток» стал космическим первопроходцем. ← 60 лет полёта. МКС: космонавты поздравляют всех землян с Днём космонавтики Школа.
Главные события 1961 года в истории человечества
Вижу горизонт Земли. Очень такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли и вниз. Такая радуга переходит. Очень красиво! Все шло через правый иллюминатор. Вижу звезды через «взор», как проходят звезды. Очень красивое зрелище.
Продолжается полет в тени Земли. В правый иллюминатор сейчас наблюдаю звезды. Она так проходит слева направо по иллюминатору. Ушла звездочка. Уходит, уходит»... Читать расшифровку записей, сделанных Гагариным на бортовом магнитофоне во время полета, интересно до сих пор. Первый «космонавт-практик» был спокоен, как тот самый Кедр, который стал его позывным на время полета.
Недаром в условиях космической гонки с США Сергей Павлович Королев принял решение набирать в Первый отряд космонавтов исключительно военных летчиков-истребителей — людей, физически и психически готовых к огромным перегрузкам и стрессу. Юрий Алексеевич вошел сначала в двадцатку, потом в «шорт-лист» из шести кандидатов, которые в декабре 1960-го начали подготовку к первому полету человека в космос. Это должны были быть люди от 25 до 30 лет, ростом не более 170 см рост Гагарина — 157 см , весом не более 70-72 кг. Алексей Леонов рассказывал, что у Королева было особо отношение к Гагарину — он считал его человеком выдающихся способностей. Он является олицетворением вечной молодости нашей планеты. Если Юрию Гагарину дать надежное образование, то в ближайшее время мы услышим его имя среди имен выдающихся ученых нашей планеты», — приводил Леонов слова Сергея Павловича. Королев мыслил широко и понимал, что человек, впервые побывавший в космосе, станет лицом Советского Союза.
А давайте вернемся на 59 лет в прошлое и посмотрим, о чем же писали советские СМИ, и в частности «Курская правда», в этот исторический день. Так, «Курская правда» 12 апреля прошлого года писала: «58 лет назад мир изменился. Впервые в истории человек вырвался из притяжения родной планеты и облетел вокруг нее. Это был советский человек — Юрий Гагарин…». Газета «Аргументы и Факты» от 12 апреля 2019 года публикует на главной полосе заметку: «Международный день космонавтики отмечается 12 апреля. Этот день снова и снова заставляет всех нас гордиться тем, с какой самоотдачей работали наши предшественники, чтобы стать первыми…».
А вот, например, о чем рассказывает современное шведское медиа «vt. Именно СССР отправил первого человека на орбиту, именно советский космонавт впервые вышел в открытый космос, и первая женщина-космонавт тоже была из Советского Союза».
Эти датчики "ловят" Солнце и удерживают его в определенном положении, так что тормозная двигательная установка оказывается всегда направленной против полета. В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично, в заданное время. За большим подъемом и спуск большой - "Восток" постепенно стал сбавлять скорость, перешел с орбиты на переходный эллипс.
Началась заключительная часть полета. Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремленном вниз. Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Они все увеличивались и были значительнее, чем при взлете.
Корабль начало вращать, и я сообщил об этом "Земле". Из мемуаров Бориса Чертока: "Разделение отсеков корабля по штатному циклу должно было состояться через 10 сек. Гагарин его ждал, но на 10-й секунде разделение не произошло. Корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Я ждал разделения.
Разделения нет. Я знал, что по расчету это должно было произойти через 10-12 секунд после выключения ТДУ... Разделение произошло только в 10 час 35 мин, а не в 10 час 25 мин, как я ожидал, то есть приблизительно через 10 мин после окончания работы ТДУ". Откуда появились возмущающие моменты на закрутку корабля с такой большой скоростью? Двигатель прекратил работу из-за преждевременного прекращения подачи горючего в камеру сгорания. Однако не только двигатель, но и газогенератор.
Штатной электрической команды на выключение двигателя не было. Поэтому все тракты подачи компонентов остались открытыми. Газ наддува и окислитель под давлением порядка 60 атмосфер продолжали поступать в камеру сгорания и в рулевые сопла, создавая мощное возмущение по всем осям. Команда на выключение двигателя пришла от ПВУ через 4 сек после расчетной. Это была дублирующая команда. Она перекрыла продувки, создававшие возмущения.
Через 10 минут после прекращения работы двигателя корабль достиг верхней границы атмосферы и начался разогрев его поверхности. Сработали термодатчики, которые и дали команду на отделение спускаемого аппарата от приборно-агрегатного отсека. А далее все происходило штатно. Сферический спускаемый отсек "Востока", в котором находился Гагарин, был очень надежно "пристегнут" к приборно-агрегатному отсеку. Если бы не резервная система на выдачу команды "разделение" от термодатчиков, то возвращение Гагарина на Землю могло оказаться не столь благополучным. Идея использования температуры, возрастающей в процессе входа в атмосферу, для дублирования основной системы управления спуском космического аппарата принадлежит королевскому ОКБ-1.
Назвать авторов трудно. Творчество было коллективным. О приоритетах и патентовании таких оригинальных систем мы тогда не думали. Могу только утверждать, что разработка реальной системы проводилась во вверенных мне "электрических" отделах, и если бы эта система не сработала, то я стал бы главным ответчиком. А мама с Зоей знают? Я маме крикнула, чтоб включила радио.
Мама, когда услышала, в обморок упала. Еле-еле в чувство привели мы ее с Зоей - она как раз из больницы прибежала. Пошли к ним. Приемник здесь, как и у нас, был включен на полную мощность. Мама и Зоя сидели перед ним, тесно прижавшись друг к другу, и плакали… - Вот о какой командировке он говорил... Боже мой, а как же Валентина все это переживет?
Ведь одна она там, ребятишки несмышленые... До поезда оставалось двадцать минут, а от дома до вокзала расстояние - около трех километров. Не успеть маме к поезду, но - понял я - и отговаривать ее бесполезно. Крикнув, чтобы ждала меня, я бегом бросился в автохозяйство… Мама не дождалась меня - ушла на вокзал пешком. Догнал я ее чуть ли не на половине пути. Она бежала, спотыкаясь, шаль свалилась на плечи.
Вот и вокзал, скорее в кассу! Стучим в окошко, а московскому уже дали отправление. Мама схватила билет, бросилась к составу, а тот уже дернулся... Тут кассирша выскочила: - Гражданка, - кричит, - где вы? Сдачу с десяти рублей возьмите!.. Тут, к счастью, какая-то женщина подбежала к кассирше, что-то шепнула ей на ухо.
Видимо, она, женщина та, знала маму. И кассирша стремглав бросилась к диспетчеру. Не знаю, что она там сказала, но громыхнул недовольно и замер поезд на рельсах. Железнодорожники помогли маме устроиться в вагон". Из мемуаров Бориса Чертока: "Из-за недоработки импульса торможения Гагарин приземлился с перелетом относительно расчета… Обзорный радиолокатор радиотехнического пункта наведения Энгельсского аэродрома зафиксировал цель на юго-западном направлении на высоте 8 км и удалении 33 км. Цель отслеживалась локатором до Земли.
На высоте 7 км отстрелилась крышка люка, и Юрий Гагарин вместе с креслом катапультировался из спускаемого аппарата. На высоте 4 км автоматически веден в действие основной парашют, который сдернул Юрия Гагарина с кресла. При этот носимый аварийный запас, в котором были радиостанция, радиопелегатор, аптечка, запас пищи, оторвался и был потерян. Спускаемый аппарат корабля «Восток-3А» сильно обгорел в плотных слоях атмосферы, но жизнь космонавта сохранил и сам остался цел при встрече с землей. Спускаемый аппарат корабля "Восток-3А" на парашюте приземлился. Юрий Гагарин снова на земле и уже без скафандра.
Юрий Гагарин коснулся земли и стал гасить купол своего парашюта. Первым встретили Гагарина на Земле Анна Ниловна Тахтарова с внучкой Ритой, следом за ними с полевого стана прибежали механизаторы колхоза им. Шевченко из деревни Узморье. После доклада командиру дивизии ПВО Гагарина по его просьбе повезли к кораблю, из которого он катапультировался". Борт военного самолета на подлете к Куйбышему. После этого радостного сообщения все в самолете нас было десять человек начали целоваться, плясать, а Василий Васильевич Парин достал заветную бутылку коньяка.
Я посоветовал распить ее при встрече с Юрой... Общий вагон пассажирского поезда на перегоне Гжатск - Можайск. Из воспоминаний Валентина Гагарина: "Радио на всю катушку работает. Мама услышала сообщение и разрыдалась… Поблизости оказался врач, дал какие-то успокоительные таблетки, но таблетки мало помогли. В Можайске, узнав о том, что Юра благополучно приземлился, она снова едва не потеряла сознание". Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Случилось, как в хорошем романе, - мое возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолете.
Сколько времени прошло с той поры? Всего только шесть лет. Но как изменились мерила! В этот день я летел в двести раз быстрее, в двести раз выше. В двести раз выросли советские крылья! Ступив на твердую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной.
Пошел к ним. Они направились навстречу. Но чем ближе они подходили, шаги их становились медленнее. Я ведь все еще был в своем ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид немножечко их пугал. Ничего подобного они еще не видели. Из ближайшей воинской части Гагарин только что доложил по команде о своем приземлении.
Фото: ОММ Ю. Деревня Клушино, Гжатский район. Из воспоминаний Валентина Гагарина: "В избу, где квартировали и столовались плотники и порог которой только-только переступил отец, ввалился взмыленный председатель сельсовета Василий Федорович Бирюков. Когда "газик" остановился на Ленинградской, у дома, здесь было полно машин и еще больше народу. Из мемуаров Бориса Чертока: "Доклад о приземлении уже прошел по всем службам. Гагарина обнаружила поисковая группа, которая на вертолете Ми-4 доставила его в Энгельс, а оттуда - в обкомовскую резиденцию в Куйбышев.
Туда-то и прилетели для встречи и допроса Гагарина Королев со всей Госкомиссией, счастливыми сопровождающими и допущенными корреспондентами". Юрий Гагарин на борту самолета под контролем врачей. Куйбышев, заводской аэродром. Из дневника генерала Каманина: "На заводском аэродроме в Куйбышеве нас встретил полковник Чечиянц из Главного штаба ВВС и доложил обстановку: "Гагарин благополучно приземлился в 23-х километрах от Саратова и через несколько минут сам позвонил в Москву. К этому времени на аэродроме собралась уже значительная толпа народа. Прибытие начальства усилило приток рабочих на аэродром с территории завода.
Пришлось приказать командиру самолета Ил-14, на котором прилетели Гагарин и Агальцов, зарулить на самую дальнюю стоянку. Не успели мы на машинах подъехать к самолету, как и здесь образовалась большая толпа. Открылась дверь самолета, и первым стал спускаться Юра - он был в зимнем летном шлеме и в голубом комбинезоне скафандра. Все девять часов, которые прошли с момента его посадки в космический корабль до этой встречи на куйбышевском аэродроме, я волновался и переживал за него, как за родного сына. Мы крепко обнялись и расцеловались… Куйбышев, заводской аэродром. Из воспоминаний Германа Титова: "Когда мы прилетели в район приземления, мне хотелось быстрее обнять Юру, но я увидел его в плотном кольце людей.
Вокруг стояли ученые. Подойти к Гагарину не было никакой возможности. И все же я стал протискиваться сквозь толпу. На меня бросали удивленные, строгие взгляды, но я продвигался. Юра заметил меня, когда я был уже в нескольких шагах от него, и бросился мне навстречу. Мы крепко обнялись, долго тискали друг друга.
Из дневника генерала Каманина: "Со всех сторон щелкали фотоаппараты, толпа людей нарастала. Возникла опасность большой давки, а Юра хотя и улыбался, но выглядел сильно переутомленным. Необходимо было прекратить объятия и поцелуи. Я попросил Агальцова и Юру сесть в машину и немедленно ехать на дачу обкома". Из воспоминаний Валентина Гагарина: "И мой дом, и родительский были пусты. Я уже хотел идти разыскивать своих, но тут на пороге появился Владимир Сиротинин, корреспондент районной газеты.
Я машинально достал альбом и несколько конвертов с фотографиями, положил их на стол: - Забирай, что нужно. И выскочил на улицу. Какой-то мальчишка сказал мне, что Маша с девочками у соседей - смотрят телевизор. В избу соседей, битком набитую, я вошел в тот самый момент, когда на экране демонстрировали портрет Юры. Теперь у меня не оставалось и тени сомнения в том, что это он, именно он, наш Юрка, взлетел в космос. Что это мой брат, которого я знаю с пеленок, облетел планету.
Беспорядочные, яркие нахлынули воспоминания. Юрий сидит на стуле , Валентин, Борис и Зоя Гагарины. Деревня Клушино, 1938 год.
Он очень хотел спасти друга. Но не смог. Гибель героя Несмотря на все чинимые препоны, «Союз» поднялся в воздух с Владимиром Комаровым на борту. Сбои начались сразу после выхода корабля на орбиту. Аппарат не удалось направить в нужном направлении, компьютеры наведения вышли из строя. Все попытки пилота исправить положение результатов не дали. В эфире Комаров чертыхался, что всё сломано, ничего не работает. На Земле инженеры отчаянно пытались вернуть капсулу с космонавтом. Это оказалось невозможно — не сработал автоматический режим посадки. Было принято решение о переходе на ручное управление. Комаров безупречно выполнил все необходимые операции. Ему удалось добиться того, что включились тормозные двигатели. У всех появилась твёрдая надежда на счастливый исход. Судьба распорядилась иначе. Внезапно пропала связь с кораблём. Довольно долго все оставались в неведении. Лишь утром следующего дня лётчик поискового вертолета обнаружил место падения «Союза». Недалеко от города Орск в Оренбургской области. Маршал Крылов лично выехал на место. Периметр был покрыт брезентом. Когда его открыли — все увидели останки корабля, врезавшегося в Землю. Останки космического корабля. Официально было заявлено, что испытательный полёт прошёл в полном соответствии с планом. Все заявленные задачи были выполнены. В сообщении указывалось, что лётчик-космонавт погиб в результате отказа основного парашюта. Не сообщалось о том, что из-за аварийного вращения на орбите спутались стропы и падение происходило без снижения скорости. Запасной парашют не смог раскрыться. Подобная ситуация почти в точности повторилась в январе 1969 года. Космонавт Борис Волынов совершал полёт на аппарате «Союз-5». Только последнему удалось выжить. Владимиру так не повезло. Владимир Комаров с женой и дочерью. Была ли гибель космонавта Владимира Комарова трагической случайностью, как об этом говорилось во всех официальных сообщениях? Определённо, нет. До этого проводились испытания беспилотных «Союзов». Все они провалились. После этих неудачных попыток принимается решение о реализации столь амбициозного проекта.
День космонавтики: 12 апреля 1961 в заголовках газет
12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Мы собрали 7 воспоминаний свидетелей событий 12 апреля 1961 года. 12 апреля 1961 года я, девятилетний мальчик, сильно болел воспалением лёгких. А 12 апреля 1961 года, вне всяких сомнений, стало одной из главных побед в истории Советского Союза. 12 апреля 1961 года, ликовала вся планета. «Рамблер» рассказывает, как 12 апреля 1961 года стало днем первого полета человека в космос, почему выбрали именно Гагарина и что с ним произошло после.
«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос
Примечательно, что уже тогда материал ТАСС был иллюстрирован графикой - схемой полета корабля- спутника "Восток". Особо мощный напор восторженных откликов на событие века шел в ТАСС из-за рубежа. Найденная ЮПИ фраза "Американцы снимают шляпу" задала тон журналистским комментариям в Новом свете и на других континентах. Все хотели выговориться, поделиться своим восторгом и радостью. Выпускающие редакторы хватались за голову, пытаясь хоть чуть- чуть разнообразить тон поступающих от зарубежных собкорров ТАСС заметок. Примечательно, что первым журналистом, написавшим о Гагарине, тоже был тассовец.
Легендарный советский учёный отправил первых... В 1957 году СССР удалось запустить первый в мире искусственный спутник Земли, созданный советскими учёными во главе с Королёвым, а ещё два года спустя — автоматическую межпланетную станцию «Луна-3», позволившую впервые в истории получить снимки обратной стороны Луны. Параллельно обсуждалась перспектива организации пилотируемых полётов в космос. В их числе был и Юрий Гагарин — выпускник 1-го Чкаловского военного авиационного училища лётчиков им. Ворошилова, проходивший службу в 122-й истребительной авиационной дивизии ВВС Северного флота. Циолковского Александр Железняков. Кроме того, космонавты посещали теоретические занятия. Около месяца они проходили парашютную подготовку в Саратовской области. Познакомились космонавты и с человеком, создававшим для них космические корабли, — с Сергеем Королёвым. Юрий Гагарин во время вестибулярной тренировки в Центре подготовки космонавтов. Кадр из документального фильма «Первый рейс к звёздам» РИА Новости Почти полгода продолжалась предполётная подготовка. Будущие космонавты изучали корабль и разбирались с функционированием его систем. В начале 1961 года члены отряда в течение двух дней сдавали экзамены, показав отличное знание корабля «Восток», на котором одному из них предстояло отправиться на орбиту, и других вопросов, связанных с путешествием в космос. Выясняли, какой запас прочности психики и здоровья у каждого из космонавтов. А запас был великолепный. Они испытали на себе крайне трудную программу и вышли победителями», — рассказал RT заслуженный лётчик России генерал-майор Владимир Попов. На следующий день космический аппарат был подготовлен к стыковке с ракетой. В конце марта для будущих покорителей космоса провели экскурсию по стартовому комплексу и занятия по коррекции глобуса на пульте пилота. Основными кандидатами на роль первого космонавта на завершающей стадии подготовки к полёту стали Юрий Гагарин и Герман Титов. Они отрабатывали операции по ручной ориентации космического аппарата, тренировались использовать специальную радиопереговорную линию.
Но это не помогло — советская космическая программа развивалась быстрее и успешнее, чем американская, а отечественные научно-конструкторские кадры однозначно превосходили немецко-американскую сборную. Хотя советские разработчики ракетной техники в 1945 году находились в положении догоняющих. Но как за счет первых пятилеток СССР сумел пробежать полувековое отставание от развитых стран за десять лет, так и в космической гонке примерно за такой же срок советские инженеры и ученые смогли догнать, а затем и обогнать немецко-американскую команду во главе с нацистом фон Брауном. Более того, в начале шестидесятых Королев вовсю думал не о высадке на Луне, а разрабатывал марсианскую программу. Создание тяжелой ракетной системы было поручено ОКБ-1 С. Американцы ещё даже не приступили к реализации лунной программы, а в СССР в 1960 году уже вовсю рассматривалось освоение дальнего космоса. Да и в лунной гонке СССР однозначно опередил бы американцев, если бы не самодурство и недальновидность тогдашнего генсека Н. Хрущева, который распылил ресурсы между тремя конкурирующими друг с другом конструкторскими бюро — С. Королева, М. Янгеля и В. Американцы вряд ли обогнали бы СССР в лунной гонке, не окажи им услугу Хрущев, который затянул принятие решения по лунной программе до 1964 года, не только подарив американцам три года, но и сделав ставку на Янгеля и Челомея, которые не смогли в требуемые сроки сделать свои ракеты, а королевская Н1, переделанная под лунную программу, вышла на испытания только в 1969 году. Марсианский проект, над которым трудились С. Королев и М. Тихонравов, предусматривал выведение на орбиту грузов массой 75-80 тонн, из которых на орбите был бы собран межпланетный корабль. Глушко ничего и слышать не хотел ни о ракете Н1, ни о марсианских проектах. Тем более, что в 1976 году начались работы над сверхтяжелой ракетой-носителем «Энергия», которая стала лебединой песней выдающихся советских космических программ. После 1991 года приоритеты страны кардинально поменялись, в комическую отрасль неумолимо начали просачиваться «эффективные менеджеры», в девяностые и последующие годы наука и промышленность пережили разгром и «оптимизацию», в результате чего сейчас по Марсу колесят американские марсоходы, один из них с беспилотным вертолетом на борту, лидером по количеству космических запусков стал Китай, своя лунная программа и луноход имеется у Индии, а отечественная космонавтика если чем и прославилась, так это возбуждениями десятков уголовных дел по факту чудовищных хищений бюджетных средств при строительстве космодрома «Восточный». Если полвека назад, в 1970 году, СССР осуществил 88 космических запусков, то в 2020 году РФ отправила в космос всего 15 ракет. Для сравнения: США осуществили 37 запусков, а Китай — 39. Так, в 2019 году в космос было выведено 574 новых спутника различного назначения, из них американских — 389.
Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт планеты перед полётом Вспомним их заголовки: Daily Worker дважды публиковало статьи о полёте Гагарина: 12 апреля: «Первый человек в космосе» и 13 апреля: "Коммунист в космосе! Все публикации уместить в одной статье просто невозможно. Разумеется, писали об этом событии и в советской прессе. Он сообщил человечеству о первом в истории полете человека в космос. Позже, как снежный ком, стали появляться публикации во всех газетах Советского Союза, "Комсомольская правда" 13 апреля 1961 года о полёте Юрия Гагарина: "Человек в космосе! В частности, в татарских: Здесь же хочется привести слова самого Юрия Гагарина. Им, конечно, здорово повезёт, для них станет привычным то, о чем мы можем только мечтать.