С 1970 года Александр Ширвиндт работает в Московском театре сатиры. На 90-м году жизни скончался народный артист РСФСР, президент Московского академического театра сатиры Александр Ширвиндт. 15 марта на 90-м году жизни скончался известный актер театра и кино Александр Ширвиндт. Герой этого выпуска — народный артист РСФСР, актер, театральный режиссер, педагог, художественный руководитель Московского академического Театра Сатиры Александр Анатольевич Ширвиндт. Александр Ширвиндт — советский и российский актёр театра и кино, режиссёр, сценарист, телеведущий.
Александр Ширвиндт – биография, интересные факты и творческий путь
Алекса́ндр Анато́льевич Ши́рвиндт — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, сценарист, педагог, телеведущий, писатель-мемуарист, юморист. Культура - 16 марта 2024 - Новости Читы - Народный артист Александр Ширвиндт умер на 90-м году жизни в столичной больнице. В Москве умер актер и режиссер, народный артист России, президент Московского академического театра сатиры Александр Ширвиндт. Очередные трагические новости потрясли театральный мир — скончался советский и российский актер и режиссер, народный артист России и президент Московского академического театра сатиры Александр Ширвиндт.
«Учился я жутко»: детство Александра Ширвиндта
- Видео с участием Александра Ширвиндта
- «В артисты я поступал трудно»: Ширвиндт в училище и на театральной сцене
- Александр Ширвиндт: биография, фильмография, семья
- Александр ШИРВИНДТ
- Умер Александр Ширвиндт // Новости НТВ
- Биография Александра Ширвиндта
Александр Ширвиндт умер или жив? Что с ним случилось?
Зато парень очень любил находиться в обществе актеров, которые часто приходили в гости к Ширвиндтам. Они с задором рассказывали о сцене и просто увлекли мальчика романтикой своей интересной профессии. Поэтому уже в скором времени Ширвиндт начал мечтать о карьере актера, чтобы добиться успехов уровня Леонида Утесова. Этот актер часто захаживал в гости к Ширвиндтам. В последнем классе средней школы Ширвиндт уже точно знал, кем он хочет стать. Он подал документы на поступление в театральные институты, начал ходить на вступительные экзамены.
Опыта игры на сцене у юноши не было никакого, но зато ему очень помогали его танцевальные навыки, полученные во время занятий бальными танцами. В 1951 году Александра Ширвиндта принимают в Щукинское театральное училище, юноша начинает заниматься на актерском курсе у Веры Львовой. В студенческие годы учителя пророчили парню большое будущее, видя его талант и желание выступать на большой сцене. Работа в театре Столь талантливого и подающего надежды молодого актера просто не могли не заметить. Руководитель «Театра-студии киноактера» обратил внимание на Александра еще в его студенческие годы.
Дипломные спектакли «Ночь ошибок» и «Трудовой хлеб» оказались настолько впечатляющими, что Ширвиндта приглашают работать в труппе сразу после получения диплома. В театре играли преимущественно актеры кино в перерывах между съемками, поэтому игра на сцене давала хороший шанс в будущем появиться и на экранах телевизоров. Александр Ширвиндт в театре Дебютной постановкой Александра стала картина под названием «Первая конная», режиссер — Бенедикт Норд. Премьера картины состоялась в 1957 году. Зрители и критики были одинаково восхищены уровнем актерского мастерства Ширвиндта и хотели видеть продолжение работы молодого таланта.
Ширвиндт проработал год на сцене театра на Малой Бронной, потом решил продолжить карьеру в Московском академическом театре сатиры, который он потом назовет своим «вторым домом». Постепенно из актера Ширвиндт превращается в режиссера, его дебют в этой профессии состоялся в 1970 году. Совместно с Марком Захаровым Ширвиндт дебютировал спектаклем «Проснись и пой». Сначала актеры хотели поставить спектакль в ресторане «София», но потом режиссер Плучек решил пригласить артистов в Санкт-Петербург к его хорошему другу Андрею Миронову. Труппа хотела приехать внезапно, чтобы разыграть Миронова.
Но кто-то предупредил его супругу о приезде выступающих, поэтому Миронов успел основательно подготовиться к встрече. Он забронировал столик в ресторане, где актеры весьма зрелищно отметили свой дебют. Фильмы Дебют на голубом экране у Ширвиндта состоялся в 1956 году, когда он сыграл роль в комедии под названием «Она вас любит!
Про начало карьеры актера Первым театром, куда Ширвиндт поступил после окончания Щукинского театрального института в 1956 году, был Театр-студия киноактера. Но уже через год он перешел в труппу Московского театра Ленинского комсомола который сейчас известен как «Ленком» , где и стал по-настоящему известным. Он прослужил в этом театре более 10 лет и сыграл в большинстве культовых постановок, включая «Чайку», которую ставят и сегодня. После этого два года он прослужил в театре на Малой Бронной, но уже в 1970 году перешел в Театр сатиры, который буквально стал вторым домом и где дальше и развивалась его карьера.
Про работу руководителем Театра сатиры В театр он пришел еще в 1970 году, а в 2000 году получил должность худрука. Ширвиндт пробыл бессменным руководителем Театра сатиры более 20,5 лет. Сам Александр Анатольевич признавался, что никогда не был начальником. Актер не может не лебезить — это профессиональная функция, даже если она завуалирована хамством и вседозволенностью», — пояснял он. У меня худруков было много — помимо одного гениального, двух-трех нормальных, было штук пять кошмарных. Вот я и подумал: почему бы и мне не попробовать возглавить театр? Художественный руководитель Театра сатиры Александр Ширвиндт на сборе труппы перед началом нового сезона, 2003 год.
В 2021 году Александр Анатольевич покинул пост художественного руководителя Театра сатиры, но остался на должности президента.
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Преподавателем у Ширвиндта была Вера Львова. Она восхищалась упорством и характером подопечного и пророчила ему успешное будущее на сцене театра. Актерская карьера в театре Во времена студенчества актер привлек внимание руководителя «Театра-студии киноактера».
После дипломных работ, представленных в конце обучения, Александр стал востребованным и дипломированным актером. Многие театры хотели видеть такого талантливого человека в своих рядах. Начало карьеры Ширвиндта было положено в труппе «Театра-студии киноактера». Первая постановка с участием актера под названием «Первая конная» вышла в свет в 1957 году. Зрители были в восторге от игры Ширвиндта и желали чаще видеть на сцене юного таланта. В дальнейшем Александр Анатольевич сменил место работы и перешел в Московский академический театр сатиры. Это место всегда имело для актера особое значение.
После нескольких лет успешных выступлений на сцене Ширвиндт занялся режиссурой. Он поставил дебютный спектакль «Проснись и пой» в 1970 году Появление на экранах телевизоров Дебютной ролью в кино для Александра стало участие в работе «Она вас любит!
«Он так распорядился»: в Театре сатиры раскрыли последнюю волю Ширвиндта
Биография Александра Ширвиндта. Советский и российский актер театра и кино, президент Московского академического театра сатиры, народный артист РСФСР Александр Анатольевич Ширвиндт родился 19 РИА Новости, 15.03.2024. Александр Ширвиндт родился в Москве, в знаменитой семье педагога и скрипача МХАТа Анатолия Густавовича Ширвиндта. Урну с прахом Александра Ширвиндта захоронят на Новодевичьем кладбище. Церемония прощания с народным артистом России состоится сегодня. Герой этого выпуска — народный артист РСФСР, актер, театральный режиссер, педагог, художественный руководитель Московского академического Театра Сатиры Александр Анатольевич Ширвиндт.
Умер актёр Александр Ширвиндт
Уже после окончания вуза выпускник засветился у Евгения Ташкова в комедии «Приходите завтра», а позже снялся у него же в трехсерийной экранизации романа Юлиана Семенова «Майор Вихрь». Сначала он снялся в трагикомедии «Старики-разбойники», затем сыграл друга Жени Лукашина Андрея Мягкова в новогодней комедии «Ирония судьбы, или С легким паром! Среди других фильмов того десятилетия — «12 стульев» от Марка Захарова и «Небесные ласточки» от Леонида Квинихидзе, но главной лентой стала экранизация повести Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки», сделанная Наумом Бирманом. В нем артисту досталась главная роль, он сыграл сэра Уильяма Самуэля Харриса. Фильм снимался в Калининградской области, и съемки затянулись до ноября. В летних костюмах на ветру и на реке актерам было крайне зябко, поэтому они использовали грелки, часть которых была отнюдь не с кипятком, а с алкоголем.
В 80-е артист снова поработал с Рязановым, снявшись у него в «Вокзале для двоих» и «Забытой мелодии для флейты», отметился в комедиях «Самая обаятельная и привлекательная» от Геральда Бажанова и «Миллион в брачной корзине» от Всеволода Шиловского и засветился в мелодраме Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх». Особняком стоят две ленты — советско-итальянская комедия «Осада Венеции», в которой также снялись Изабелла Росселлини, Александр Абдулов и Иннокентий Смоктуновский, и комедия Эльдара Рязанова «Привет, дуралеи! Среди работ того периода — сиквел легендарной рязановской комедии «Ирония судьбы. Продолжение» от Тимура Бекмамбетова , «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» от Георгия Юнгвальда-Хилькевича и мелодрама «Пестрые сумерки» от Людмилы Гурченко это ее единственный режиссерский опыт. Слезы Брайтона». Отметился артист и озвучивание ряда мультфильмов.
Среди других фильмов, к которым Александр приложил руку, — «Пес в сапогах», «Самый маленький гном», «Жил-был Саушкин», «Мои бабушки и я» и «Гофманиада». Также вместе они работали в программе «Хочу знать», подменяя основного ведущего передачи — Михаила Ширвиндта сына Александра. Среди других телепередач, в которых был задействован известный актер, — «Голубой огонек», «Терем-теремок», «Семь нас и джаз», «Телевизионные ночные сплетни», «Театральная гостиная» и «Браво, артист! Книга написана в форме диалога двух друзей, начавших свою сознательную жизнь в начале 50-х годов. Вторая книга мемуаров от артиста, полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством», вышла в 2006 году. Называлась она «Schirwindt, стертый с лица земли».
Он не просто сдал экзамены в Щукинское училище, а сделал это блестяще благодаря тому, что прекрасно пел и танцевал пригодились-таки музыкальная школа и танцевальный кружок. Александр попадает на курс Веры Львовой, и снова необходимо делать перечисления, нужные для того, чтобы стало понятно: у какого великолепного педагога ему посчастливилось учиться. С первого курса молодому человеку прочили блестящее будущее, его дипломные работы игра в постановках «Трудовой хлеб», «Ночь ошибок» учителя оценили очень высоко.
Интересный факт: работа в Театре-студии киноактера была предопределена как раз этими спектаклями, потому что руководство коллектива заранее пригласило на работу Ширвиндта, просмотрев эти постановки. И еще более интересная деталь: дебютной работой в этом театре для молодого актера стала роль белогвардейского офицера в пьесе «Первая конная». Ситуация еще была парадоксальна тем, что театр создавался для киноактеров, чтобы они в «просветах» между съемками могли работать.
А вот Ширвиндту как театральному актеру это заведение открыло работу в кино. О многолетнем и успешном творчестве в кино и театре Приглашение на первую кино-роль произошло случайно. В 1956-м один из актеров, который должен был сниматься в комедии «Она вас любит!
Претендентов выбирали в Театре киноактера, и так вместо не явившегося на съемочную площадку Михаила Козаченко роль дали Александру Ширвиндту. Гонорары у артистов кино в то время были более чем солидными: за не слишком большую роль Ширвиндт получил столько, что смог купить автомобиль «Победа». Александр Ширвиндт в молодости.
Кадр из фильма «Она вас любит» 1956 год Затем в кино-карьере его наступает затишье, но в театральной сфере он продолжает успешно трудиться. Переход из Театра-студии киноактеров на Малую Бронную, потом следующее рабочее место — Театр сатиры, который стал для актера «вторым домом». В этом театре началась его многолетняя дружба с Евгением Мироновым и Михаилом Державиным, тут он сыграл почти сорок ролей.
Интересно, что в плане театральной деятельности далеко не все роли были юмористическими, как в кино. Тригорин в «Чайке», король Людовик в «Мольере», Гудериан в постановке «Каждому свое» — это были роли серьезные, полные драматизма. Два молодца-афериста, которые надсмехаются над простодушной героиней Екатерины Савиновой — роли Ширвиндта и Белова были небольшие, но заставляли зрителей буквально умирать от смеха.
Снова парадокс: честнейший и добрейший человек, не имеющий вредных привычек, он долгие годы будет играть аферистов, обманщиков, неверных мужей, развеселых любителей «беленькой». С другой стороны, не в этом ли кроется великий талант — изображать тех, чьи жизненные принципы тобой категорически отрицаются? Причем его работы на театральной сцене характерны тем, что он как актер не «приедался», а продолжал играть одни и те же роли многие годы.
Например, граф Альмавива в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Циничный, беспринципный, непостоянный как муж и алчный до чужих женушек сластолюбец — эту роль Ширвиндт исполнял на сцене Театра сатиры с 1970-го! Или пьеса «Обыкновенное чудо» — там Александр Анатольевич был задействован в роли министра-администратора аж с 1971-го.
Посмотрев «Обыкновенное чудо» в телевизионном варианте, зрители шли в театр на спектакль именно «на Ширвиндта». А потом в полной растерянности уходили оттуда, не зная: кто же талантливее, Миронов или Ширвиндт? Про фильм «Трое в лодке, не считая собаки», где троица друзей «Державин, Миронов, Ширвиндт» до сих пор поражает талантом и сыгранностью, — отдельный разговор.
Его крылатая фраза из этой картины «Все в сад! Не упомянуть юмористические сценки в паре с Михаилом Державиным — значит, пропустить огромный пласт артистической деятельности Ширвиндта. Дама-фанатка Эльдара Рязанова и постоянно заикающийся ведущий концерта — впечатление, что друзья не играют, а импровизируют прямо на сцене.
Видно в сохранившихся видео, что присутствующие виновник торжества Рязанов и еще молодой Хазанов начали умирать со смеху еще до того, как артисты начали диалог. Ничего они не могли сделать с Державиным и Ширвиндтом: их сатира была, как сейчас говорят, «на грани фола», опасной, но ненаказуемой. Через много лет Александр Анатольевич продублирует свою гениальную игру в продолжении картины.
Вроде бы роль второстепенного плана, но как талантливо, ярко, непринужденно! Ничего не скажешь, изображать неверных мужей, аферистов, обманщиков у Ширвиндта получалось всегда блестяще. И снова надо перечислить имена, чтобы понять высоту таланта этого необыкновенного человека.
Наталья Гундарева, Леонид Ярмольник, Мария Голубкина, Александр Пороховщиков — целая плеяда блестящих деятелей театра и кино была им воспитана.
Комедия поставлена по мотивам оперетты Флоримона Эрве «Мадемуазель Нитуш». Следующей работой, принесшей популярность Александру, стала приключенческая лента «Трое в лодке, не считая собаки». В увлекательной истории о путешествиях трех друзей актер сыграл одного из ключевых персонажей — Харриса. В 1985 году Александр перевоплотился в брутального мужчину Аркадия, по совместительству супруга Сусаны, в романтической комедии «Самая обаятельная и привлекательная». Затем Ширвиндт снялся в таких проектах, как: «Забытая мелодия для флейты», «Искусство жить в Одессе», «Шантажист», «Бабник», «Русский регтайм», «Привет дуралеи». С приходом нулевых, кинематографическая карьера Ширвинда продолжала развиваться, но все больше времени артист уделял театру. Так, с 2001 по 2004 год Александр играл исключительно в фильмах-спектаклях: «Андрюша», «Счастливцев — Несчастливцев», «Орнифль», «Привет от Цюрупы».
В 2007 году состоялась премьера легендарной картины Эльдара Рязанова «Ирония судьбы. Продолжение», где актер предстал в роли Павлика. Стоит отдельно отметить многолетнюю дружбу Ширвиндта с Михаилом Державиным. Их эстрадные юмористические номера часто создавались совместно аж с конца 1950-х годов.
Дядя родной брат отца - Евсей Густавович Гедальевич Ширвиндт 1891-1958 , первый начальник войсковой конвойной стражи СССР, доктор юридических наук, профессор. Дядя брат-близнец отца - Борис Густавович Гедальевич Ширвиндт 1896-1966 , педиатр-инфекционист, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник Института педиатрии и детской хирургии Минздрава РСФСР. Отец играл в оркестре Большого театра, затем преподавал в Музыкальном техникуме имени А. Во время Великой Отечественной войны родители ездили с актерскими бригадами по воинским частям. Александра растили бабушка и няня. Других бабушку с дедушкой, со стороны отца, он не застал в живых дед Густав был адвокатом, бабушка Анна растила детей. Александр Ширвиндт в детстве 1-й класс Александр Ширвиндт окончил в 1943 году в эвакуации, в школе города Чердынь Пермской области. Оставшиеся 9 классов проучился в московской школе N 110 - туда отдавали детей самых высокопоставленных родителей. В одном классе с Ширвиндтом учился сын будущего советского лидера Сергей Хрущев. Помимо учебы в музыкальной и общеобразовательной школах, Александр посещал еще одно заведение - школу бальных танцев при Доме ученых. В музыкальной школе Александр проучился пять классов, после чего его отчислили с выводом «К музыке не пригоден». В доме родителей часто бывали выдающиеся деятели искусства, мастера сцены и эстрады: А. Яхонтов, Я. Уже в школе Александр твердо решил, что станет актером, много играл в самодеятельном театре. В 1952 году Александр Ширвиндт поступил в Театральное училище имени Б. Щукина курс Веры Константиновны Львовой. С первых же дней своего пребывания в «Щуке» Ширвиндт зарекомендовал себя как одаренный ученик. Сыграл главные роли в дипломных спектаклях «Трудовой хлеб» А. Островского и «Ночь ошибок» Голдсмита. В 1956 году Ширвиндт окончил училище с отличием и попал в труппу Театра-студии киноактера. В 1957 году он был зачислен в штат киностудии «Мосфильм». Александр Ширвиндт сыграл небольшую роль молодого человека по фамилии Ухов, и на гонорар, полученный за эту роль, смог приобрести автомобиль «Победа». В том же 1957 году Ширвиндт переходит в Театр имени Ленинского комсомола. Дебютировал на сцене театра в роли белого офицера в спектакле по пьесе Всеволода Вишневского «Первая Конная». Потом были работы в спектаклях «Товарищи-романтики» М. Соболя, «До свидания, мальчики! Балтера, «Колесо счастья» Тур, «Вам 22, старики!
Памяти Александра Ширвиндта. Выпуск от 16.03.2024
- Как сегодня живут потомки Александра Ширвиндта
- Обратите внимание:
- «Природный граф». Скончался Александр Ширвиндт | Аргументы и Факты
- Александр Ширвиндт: биография, фильмография, семья
- Актерская карьера в театре
- Александр Ширвиндт
Ширвиндт скончался в больнице — давно смирился с неизбежным
Как вспоминает Ширвиндт, Плучек проявил весь свой талант убеждения, чтобы уговорить его, изначально не желавшего этой должности, таки ее занять. В результате получился руководитель-лидер, которого актеры уважают и любят. При этом его рекомендациям, сказанным тихим голосом, обязательно следуют. Неизменны традиции и друзья Абсолютно закономерно, что своим глубоко любимым театром стал руководить именно Александр Ширвиндт. Личная жизнь его и театральная органично связаны и неразделимы. Следует особо отметить, что Ширвиндт, лишь только поступив в «Щуку», стал своим в театральном мире. Коллеги его уважали и любили. Об умении Александра Анатольевича дружить ходят легенды.
Их дружба с Михаилом Державиным, оборвавшаяся смертью последнего, продлилась 72 года! Десятилетний Шура и восьмилетний Миша пошли по жизни одной актерской тропой, доверяя и поддерживая друг друга. В отличие от первой, дружба Ширвиндта с Аркадием Аркановым однажды имела тайм-аут: Аркан с Ширвой более года не разговаривал. Случилось это в 70-е, когда герой нашего повествования вдруг сменил их общую ставку в 26 тысяч рублей на лошадь в бегах на ипподроме. В результате оказалось, что их первоначальная ставка была счастливой. Конечно же, друзья потом помирились и далее со смехом вспоминали эту историю. Биография Александра Ширвиндта как театрального педагога началась более 60 лет назад.
Он начал преподавать актерское искусство в Щукинском училище еще с 1957 года. Примечательно, что все, прошедшие его школу, видели в нем Мастера. Его авторитет признавали даже самые талантливые. Среди его более двух с половиной тысяч учеников были и Наталья Гундарева, и Андрей Миронов, им лично Александр Анатольевич ставил спектакли на выпускной экзамен. Леонид Ярмольник, его ученик, говорит о нем как об учителе, задавшем многим отношение к жизни, к профессии. Обучаемые им люди говорят о точности видения им сложнейших образов, о феноменальном терпении, с которым Ширвиндт добивается от своих студентов требуемого качества игры. Роли Ширвиндта Александр Анатольевич как актер имеет редкий дар — захватывать своей энергетикой весь зал.
Среди множества его ярких актерских работ выделим лишь одну. Он и доныне считается непревзойденным исполнителем роли графа Альмавивы в «Женитьбе Фигаро». Зритель зачастую идет не на спектакль, а «на Ширвиндта», и это дорогого стоит. Яркими, характерными, хотя и небольшими кинематографическими ролями запомнился зрителям Ширвиндт Александр. Фильмы «Ирония судьбы», где он сыграл Павлика, друга главного героя, «Самая обаятельная и привлекательная», в котором Ширвиндт представил образ Аркадия, неизменно любимы народом. Неподражаемо актер также вошел в роль ведущего из картины «Зимняя вишня». Книги Талантливо, как и все, что он делает, предстал он и в роли писателя.
Книги Александра Ширвиндта: «В промежутках между», «Склероз, рассеянный по жизни», «Проходные дворы биографии», «Schirwindt, стертый с лица земли», «Былое без дум» ярки, образны и пользуются спросом у читателей. Они написаны легко и доверительно. Читать сочинения Александра Анатольевича действительно смешно. Автор нескучно и со свойственным ему обаянием рассказывает о богатой яркими событиями жизни московского интеллигента и актера. Вызывает уважение его преданность искусству, театру и, конечно же, непревзойденное чувство юмора. Биография Александра Ширвиндта благодаря его непреходящему чувству юмора окрашивается в яркие краски даже в неприятные моменты.
Тогда в 1980 году Татьяна танцевала в трио у Бориса Моисеева, выступала в театре «Сатирикон» и всерьез увлекалась журналистикой. Но их отношения не развивались, ведь в 1981 году у Михаила и Елены родился сын Андрей. Однако, появление на свет общего ребенка не уберегло от разногласий первую семью телеведущего и брак продержался недолго.
Супругам удалось расстаться на дружеской ноте. Михаил продолжил принимать активное участие в воспитании сына, а Елена не препятствовала новым романам бывшего мужа, который влюбился в Татьяну. Отношения переросли в законный брак и в 1986 году пара стала родителями единственной дочери Александры. Она стояла у истоков всех его масштабных проектов, поддерживала многие начинания возлюбленного и стала надежным тылом медийного человека. Однако, что-то в этой семейной идиллии пошло не так. Летом 2019 года Михаил Ширвиндт подал на развод. Оказалось, что супруги 8 лет жили порознь Как выяснилось, решение обратиться в суд и поставить окончательную точку в отношениях с Татьяной не было для Михаила спонтанным или на эмоциях.
Есть внук Андрей и внучка Александра 1981 и 1986 года рождения и две правнучки - Анастасия и Элла. Дом Александра Ширвиндта После свадьбы Александр Анатольевич с женой долгое время жили в Арбатском переулке в большой коммунальной квартире. И только через много лет им удалось путем сложных обменов переехать в многокомнатную квартиру в знаменитый дом на Котельнической набережной.
Из квартиры открывается великолепный вид на Москву-реку и есть выход на большой балкон, обвитый растениями. Интерьер выполнен без особых изысков. Хозяин не любит ремонт и все что с ним связано, поэтому в квартире за многие годы мало что поменялось. Эту усадьбу построил архитектор Владимир Семенов, дедушка Натальи Белоусовой. Строительство началось в далеком 35-ом году, и продолжалась более 30-ти лет. Для этого на участок были завезены корабельные доски, из которых сначала выпиливали макеты, а уже после одобрения делали в натуральную величину. Изначально дом был одноэтажным, его основой стала русская изба. Второй этаж достраивали позднее. В начале 60-х годов к дому с полукруглой верандой сделали пристройку и теперь на участке возвышаются два дома, объединённые одной стеной. На участке размером почти в гектар разбит великолепный фруктовый сад, стоит несколько деревянных лавочек, есть место под барбекю.
Ленинского комсомола. В 1957 году зачислен в штат киностудии «Мосфильм». С 1970-го — актер Московского академического театра сатиры.
Александр Ширвиндт
Уже тогда, мальчишкой, проявлял задатки таланта в дальнейшем знаменитый актер Александр Ширвиндт. Биография, личная жизнь - все, возможно, пошло бы совершенно по другому пути, если бы и его будущая супруга обожала коньки или качели. Но знакомство произошло иначе. Уникальная семейная атмосфера Поскольку семья Александра Ширвиндта сплошь состояла из творческих людей, то дома у них часто бывали знаменитые люди: Леонид Утёсов, Ростислав Плятт, Анатолий Яхонтов, Рина Зелёная и другие уникальные личности. А потому и неудивительно, что биография Ширвиндта Александра Анатольевича тесно связана с театральными подмостками. Сразу после окончания школы Александр подал документы в несколько театральных вузов и стал ходить на сдачу экзаменов. В итоге 1951 год ознаменовался его поступлением в легендарную «Щуку» на курс Веры Львовой. В училище Александр Ширвиндт проявил себя наилучшим образом, и педагоги хором прочили ему великое театральное будущее. Жизнь во славу Мельпомены Так впоследствии и случилось.
Где только не служил Александр Анатольевич: до 1968 года в Ленкоме, два года провел в театре на Малой Бронной, а начиная с 1970 года его вторым домом стал театр Сатиры. В театре имени Ленинского Комсомола метр сыграл много незабываемых ролей в спектаклях «Колесо счастья», «Святая Иоанна», «Товарищи-романтики», а когда театр возглавил Анатолий Эфрос для Ширвиндта наступил поистине звездный час. Он блистал в «Мольере», «Чайке» и спектакле «104 страницы про любовь». В Ленкоме актер исполнил около 30 ролей, превратившись в мастера своего дела. После двух лет, проведенных на Малой Бронной, куда он ушел вслед за Эфросом, Александр Анатольевич избрал театр Сатиры. Там он проявил недюжинный талант в постановках «Обыкновенное чудо», «Горе от ума», «Ревизор», «Клеменс» и др. Примечательно, что именно в стенах этого театра Ширвиндт впервые пробует себя в режиссерской деятельности. А в 2000 году актер становится его художественным руководителем.
Внимание: мотор! Параллельно с театральной деятельностью Александр Ширвиндт довольно успешно трудился на поприще отечественного кинематографа. Его дебютной работой в кино стала картина «Она вас любит», вышедшая на экраны в 1957 году. На гонорар, полученный за этот фильм, актер купил себе статусный по тем временам автомобиль «Победа». Но настоящая слава в кино к Александру Анатольевичу пришла с появлением фильма «Приходите завтра». Комичный эпизод с мнимыми Станиславским и Немировичем-Данченко до сих пор вызывает смех. Также зрителям запомнились его роли в фильмах «Трое в лодке, не считая собаки», «Двенадцать стульев», где Ширвиндт гениально сыграл одноглазого шахматиста, «Инкогнито из Петербурга». Сотрудничество с Эльдаром Рязановым добавило в копилку актера роли, которые навсегда стали знаменитыми и популярными.
Это работы в незабываемых картинах советского периода «Ирония судьбы», «Вокзал для двоих» роль пианиста Шурика насквозь пропитана тонким ироничным юмором , «Забытая мелодия для флейты».
Куда не спешат? Почему подёнка живет сутки-двое? Куда она торопится? Сегодня я понимаю, как расточительно-безвольно тратил отпущенное мне судьбой время.
Народный артист России Александр Ширвиндт скончался на 90-м году жизни. Причина смерти артиста не называется. Сергей Газаров, художественный руководитель Театра сатиры: «Мне позвонил Миша, сын Александра Анатольевича, он умер в больнице полчаса назад.
Награжден Орденом Дружбы и Почетным знаком «Общественное признание». Лауреат Премии «Хрустальная Турандот», лауреат Российской национальной премии «Золотая маска» в номинации «Честь и достоинство», лауреат телевизионного фестиваля «Мастер Гамбс» в номинации «Лучший актер» и «Любимец публики». Действительный член Академии кинематографических искусств «Ника», действительный член Американской пушкинской академии искусств, действительный член «Академии юмористических авторитетов», премии «Золотой Остап», член попечительского совета и сопредседатель Московского Английского клуба. Президент Московского академического театра сатиры 16 ноября 2021 — 15 марта 2024.
«Это все отвратительно»: Ширвиндт забрал семью и покинул Россию
Неизвестно, как сложилась бы биография Александра Ширвиндта, если бы семья настояла на своем – однако ему предоставили полную свободу действий. С 1970 года Александр Ширвиндт работает в Московском театре сатиры. Александр Анатольевич Ширвиндт — любимый всеми советский и российский актер театра и кино, театральный режиссер, художественный руководитель Московского театра сатиры (с 1989 года), писатель. Ширвиндт — Народный артист РСФСР (1989).
Александр Ширвиндт
Но на телеэкранах Ширвиндт блистал и помимо кинолент. Он стал настоящей звездой телепрограмм «Театральные встречи», «Утренняя почта», «Терем-теремок» и прочих. В этих развлекательно-познавательных передачах Александр часто выступал в тандеме с Михаилом Державиным. Миниатюры для них писали разные юмористы, а дуэт актеров их блестяще исполнял. Кроме того, Александр ярко вел различные крупные мероприятия и юбилеи, в том числе и транслировавшиеся по телевидению. Голосом Александра Ширвиндта говорят несколько персонажей известных мультиков, например, чеширский кот. Кроме него он озвучивал следующие мультипликационные картины: «Алладин», «Самый маленький гном», «Пес в сапогах» и др. Писательский опыт Начиная с середины 1990-х, Александр Ширвиндт почти перестал сниматься в кинолентах.
Исключение он сделал только для картины «Ирония судьбы. А далее посвятил себя литературному мастерству. Первой книгой, вышедшей из-под пера Ширвиндта, стало произведение «Былое без дум», где он выступил одним из авторов наряду с Борисом Поюровским в 1994 году. Следующая книга «Schirwindt, стертый с лица земли», вышедшая в свет через 12 лет после первой, стала книгой воспоминаний. Далее вышли еще три произведения: «Проходные дворы биографии» 2013 , «Склероз, рассеянный по жизни» 2014 , роман-мемуары «В промежутках между» 2017. Писательский талант Ширвиндта высоко оценен критиками и современниками автора. Личная жизнь Блистательному актеру, который не раз представал на экране в образе обольстителя женских сердец, приписывали множество романов, но вот уже более 50 лет брачные узы связывают его с одной женщиной — архитектором Натальей Белоусовой.
Их знакомство состоялось в подмосковном поселке НИЛ, спроектированном еще дедом Натальи. А начало красивому роману положила корова, которую тогда держала семья Белоусовых. Являясь страстным поклонником молока, Александр Ширвиндт не мог удержаться, чтобы не познакомиться с очаровательной хозяйкой не менее очаровательной коровы в надежде на свежее молоко. Увлечение молоком перетекло в нечто большое и серьезное, и в 1957 году Александр и Наталья стали супругами. Вскоре они смогли перебраться в известный дом на Котельнической набережной, а уже в 1958 году появился их единственный сын Михаил Ширвиндт. Дети Сын Александра Ширвиндта всегда интересовался работой отца и вслед за ним стал популярным телеведущим. Зритель помнит его по таким программам, как дог-шоу «Я и моя собака», «Хочу знать», «Лотто-Миллион».
Есть в копилке Михаила и немало ролей, ведь он окончил театральное училище. Михаил Ширвиндт подарил своим родителям двоих внуков — Андрея и Александру. Андрей закончил филфак МГУ и остался преподавателем в родном университете, а внучка, названная именем деда, выбрала работу искусствоведа.
Они отправили его в музыкальную школу, но мальчик не имел особого желания обучаться музыкальным азам. Его больше манил мир театрального искусства, ведь их семью часто посещали актеры, рассказывающие о сцене, интересных событиях и восторженных зрителях. Творческие родители много времени тратили на работу, поэтому практически не занимались воспитанием Саши. Все детство мальчик провел с родной бабушкой в Чердыне. Там он посещал первые 9 классов, а затем переехал к родителям и стал учиться в московской школе вместе с детьми лидеров различных партий. После школы Александру Анатольевичу требовалось продолжить обучение в высшем учебном заведении. Он уже со времен начальной школы был уверен в том, что станет актером. После окончания старших классов парень подал документы в театральные институты Москвы. Он посещал вступительные экзамены, но не мог впечатлить комиссию уникальной актерской игрой. Ширвиндт с детства увлекался бальными танцами. Его навык помог ему поступить в театральное училище В 1951 году Александр смог зачислиться в ряды студентов училища имени Щукина. Преподавателем у Ширвиндта была Вера Львова.
Последние десять лет Ширвиндт уже совсем не снимается в кино, а все свое свободное время отдает театру. Режиссерская карьера Александра Ширвиндта В театре Сатиры Александр Анатольевич начал работать и как режиссер, сначала организовывая постановки в сотрудничестве с Марком Захаровым и Андреем Мироновым, а потом уже и самостоятельно. Всего Ширвиндтом было поставлено более 20 спектаклей, в том числе «Молчи, грусть, молчи…», «Спартак», «Маленькие комедии большого дома», «Недоросль». На фото: художественный руководитель театра «Сатиры» Александр Ширвиндт перед началом спектакля «Укрощение строптивой» в постановке В. Плучека на сцене Московского академического театра Сатиры, 2009 год. Популярными были его передачи «Семь нас и джаз», «Терем-теремок» и «Театральные встречи». Его голос невозможно было не узнать. Публика также была в восторге от выступления дуэта Ширвиндт-Державин. Их миниатюры, остроумные и тонкие не оставляли равнодушными телезрителей. На фото: художественный руководитель театра Сатиры Александр Ширвиндт и актер Михаил Державин слева направо в рабочем кабинете А. Ширвиндта, 2007 год. Он опубликовал несколько своих книг, преимущественно мемуаров, в которых он не только увлекательно повествует о золотом веке отечественного кино и театра, но и делится своими емкими афоризмами. Он и сейчас продолжает писать: в 2018 году вышли его новые мемуары «В промежутках между», которые пользуются популярностью среди читателей. Ширвиндт сумел сохранить свое фирменное остроумие и ироничное отношение к жизни, что и сейчас притягивает внимание к его личности. На фото: Александр Ширвиндт на презентации своей книги "Проходные дворы биографии". Его единственной супругой стала архитектор Наталья Белоусова.
Во всяком случае ремнем меня не учили. Если хотелось от родителей чего-то добиться, я прибегал к уговорам. Одним из самых сильных разочарований детства стал эпизод, когда однажды меня не взяли в кино. Родители собирались на какой-то новый иностранный фильм. Попасть на демонстрацию можно было только избранному кругу. До сих пор вспоминаю ту истерику, которую закатил маме и папе, когда они уходили из дома. Обычно в таких случаях моих воплей они не выдерживали — ломались. Я и тут был настолько уверен, что в конце концов их дожму, что кричал, а сам думал: «Ну сейчас еще немножко — и скажут: «Ладно, одевайся! Я же орал на весь Скатертный переулок…» Как и положено в интеллигентных семьях, родители очень хотели, чтобы чадо пошло по их стопам. Больше всего этого хотел Ширвиндт-старший, который спал и видел, как его сын станет скрипачом и достигнет гораздо больших успехов на этом поприще, чем он сам. Однако Александр этого не хотел. Поэтому всеми силами сопротивлялся отцовскому диктату. Чаще всего это выглядело следующим образом. Отец приходил домой с работы и, если заставал сына, немедленно заставлял его приниматься за гаммы. Предварительно он закрывал дверь в коридор на ключ, чтобы у сына не возникло желание улизнуть от обязательного ритуала. Но Александр был хитрее своего отца. Он брал в руки скрипку и смычок, якобы подчиняясь воле родителя. Едва же отец расслаблялся, сын начинал канючить: «Пап, я в туалет хочу». Отец, естественно, не был извергом и открывал заветную дверь. На этом занятия и заканчивались. Александр запирался в туалете и мужественно держал оборону за закрытыми дверями. В такие моменты часть соседей горячо поддерживала Ширвиндта-младшего, но не потому, что любили мальчика: просто слушать его скрипичные пассажи было выше всяких человеческих сил. Но часть коммуналки принимала сторону Ширвиндта-старшего. Особенно усердствовали в этом те из них, кто мучился мочевым пузырем. Они барабанили в дверь кулаком и требовали немедленно освободить коммунальное помещение. Игнорировать их просьбы мальчик, естественно, не мог. В семь лет Александра отдали в музыкальную школу, видимо, рассчитывая, что тамошние учителя смогут справиться с патологической нелюбовью сына к гаммам. Но все было тщетно. Мальчик проучился там пять классов, после чего его отправили восвояси с категорическим выводом: «К музыке не пригоден». Не лучшим образом обстояли дела Александра и в средней школе. Он учился в 110-й школе — самой знаменитой в Москве, — туда отдавали детей самых высокопоставленных родителей. В одном классе с Ширвиндтом учился, например, сын будущего нашего руководителя Сергей Хрущев. Однако в отличие от «руководящего отпрыска», который учился на «хорошо» и «отлично», Ширвиндт был двоечником. Сам он впоследствии вспоминал об этом следующим образом: «Много лет спустя, став взрослым, мне приходилось прятать свои дневники и тетрадки, чтобы внуки случайно не наткнулись. Было время, когда им говорили: «Дедушка у вас отличник… А вы что же? После этого меня в пример никогда больше не ставили. Ничего страшнее, чем в тех дневниках, вычитать просто невозможно. Всякий раз, когда я находился на грани исключения, моя мама, редактор филармонии, звонила Лемешеву или Козловскому и говорила: «Шурку опять выгоняют. Дорогой Иван Семенович, вы не могли бы выступить перед детьми? А наша администрация понимала: выгнать меня невозможно — на горизонте уже следующее торжество. Только в городе Чердынь, где я жил в эвакуации во время войны, меня поминают добрым словом. Я пошел там в первый класс, а спустя много лет узнал: оказывается, благодаря этому факту своей биографии в музее города Чердыни у меня есть целый «угол»…» Помимо учебы в музыкальной и общеобразовательной школах, Ширвиндт посещал еще одно заведение — школу бальных танцев при Доме ученых. Пребывание в ее стенах доставляло ему гораздо больше удовольствия, чем в двух предыдущих заведениях. Особенно нравилось Ширвиндту танцевать полонез и падеграс. Ширвиндт на этих вечерах, что называется, «блистал» во всей своей красе, лихо отплясывая какой-нибудь краковяк или те же полонез с падеграсом. Девочки были в восторге, и немногие из них находили в себе силы отказать во внимании такому парню. Однако девочкам было невдомек, что их герой, «блистая» в одном, был слаб в другом. Ширвиндт: «В моих школьных ухаживаниях — две трагические ситуации. В зависимости от времени года они повторялись всякий раз, как я знакомился с девочкой. Драма номер один: я не мог качаться на качелях. Драма номер два: терпеть не мог кататься на коньках. В то время никакое знакомство летом не обходилось без парка с обязательными качелями, а зимой — с катком. Под качелями для влюбленных подразумевались не такие качельки, которые сейчас во дворах для детей ставят, а громоздкие лодки на двоих. Девчонок на эти качели тянуло со страшной силой. Особенный шик состоял в том, чтобы раскачаться до небес и лететь, можно сказать, вверх тормашками. Меня в таких полетах тошнило, сразу начинала кружиться голова. Поэтому всякий раз, когда мы с подружкой вскарабкивались на этого монстра и она, счастливая, начинала изо всех сил приседать, все увеличивая и увеличивая амплитуду, я дико страдал. Правда, виду старался не подавать и, зажмурившись, раскачивался до полного посинения. Примерно то же происходило и с коньками. По школьным меркам я хорошо играл в баскетбол, на лыжах катался неплохо, но вот коньки у меня как-то не пошли… Если я спрашивал «куда пойдем? Ходил, но никакого удовольствия и счастья, особенно когда кто-то рядом выписывал кренделя, не испытывал…» Однако если Ширвиндту в его ухаживаниях удавалось благополучно избежать этих ужасов, то он с лихвой компенсировал свои недостатки. К примеру, в театре он поражал свою избранницу поистине энциклопедическими знаниями, а дома доводил чуть ли не до исступления смычком и скрипкой. Хотя из «музыкалки» Ширвиндта выгнали за профнепригодность, однако пять лет пребывания в ней не пропали даром — кое-что из пройденного он помнил и умел в нужную минуту применить свои умения на практике. В дворовой компании Саша тоже пользовался авторитетом. Правда, не за свои скрипичные пассажи за это его скорее всего высмеяли бы , а за то, что был остроумен и всегда участвовал в общих играх: будь то гонимый пристеночек игра на деньги или тот же футбол. К моменту окончания школы Ширвиндт уже окончательно определился с будущей профессией — он хотел стать артистом. Этот выбор не казался странным, если учесть, что его мама в молодости занималась в Первой студии МХАТа из-за туберкулеза она вынуждена была оставить актерскую профессию ; что в доме Ширвиндтов актеры всегда были частыми гостями. К примеру, Яхонтов «проверял» все свои новые работы на маме Ширвиндта, при этом обязательно сажал маленького Шурика на колени: мол, мальчик не позволит ему схалтурить. Буквальное первых же дней своего пребывания в «Щуке» Ширвиндт зарекомендовал себя как одаренный ученик. Преподаватели не могли на него нарадоваться и в один голос прочили ему прекрасную карьеру в будущем. Правда, в 1953 году, в разгар так называемого «дела врачей», еврейские корни Ширвиндта едва не стоили ему отчисления из вуза. Но в дело вмешалось само Провидение: вскоре умер Сталин, и все, кто затевал это «дело», оказались в дураках. В 1956 году Ширвиндт закончил училище с отличием и попал в труппу Театра-студии киноактера. Почему туда? Дело в том, что советское кино в те годы обрело «второе дыхание», и сделать карьеру в кино было легче, чем в театре. Правда, требовалось попасть в «струю». Ширвиндт попытался. В 1957 году он был зачислен в штат киностудии «Мосфильм». В том же году состоялся его дебют в кино: в комедии Семена Деревянского и Рафаила Сусловича «Она вас любит» он сыграл небольшую роль молодого человека по фамилии Ухов. Хотя фильм имел успех у публики собрал в прокате 21,5 млн. С одной стороны, материальной, он был удовлетворен: на полученный гонорар сумел обновить свой автопарк — вместо «Москвича-401», подаренного родителями на его 20-летие, приобрел «Победу», в просторечии именуемую «сугробом». Но с другой стороны — творческой — его грызли сомнения: а тем ли делом он занялся? Видимо, во многом под влиянием этих мыслей Ширвиндт в 1957 году решил податься в театр, а именно в Театр имени Ленинского комсомола. По словам самого Ширвиндта, в те годы Ленком представлял собой странный организм. Не было режиссуры в прямом, профессиональном, смысле этого слова, но было созвездие личностей, во главе которого находились две женщины: Софья Владимировна Гиацинтова и Серафима Германовна Бирман. Они руководили коллективом, в котором работали «старые мастера» Берсеневского театра: Вовси, Пелевин, Соловьев, Шатов, Всеволодов, Брагин. Молодежь театра представляли актеры: В.