Растительный пергамент, или пергаментная бумага состоит из особым образом обработанной целлюлозы.
Пергамен, бумага, береста...
Цены возвращаются к уровням января - февраля месяца, и никакого дефицита в ближайшее время не будет, потому что Светлогорский целлюлозно-бумажный - ред. Но бумага уже не станет прежней, так как новые отбеливатели не содержат хлора, а без его применения ярко-белого цвета добиться не получится, рассказал чиновник. Читать полностью.
Со временем, люди начали искать другие материалы, на которых можно было бы писать, конечно бумага формата а3 у них сразу не появилась. За свою историю люди перепробовали абсолютно разные материалы, это был и папирус и высушенные глиняные дощечки, и дощечки с нанесённым на них воском и пергамент и береста и многое другое.
В наше время человек предпочёл всему остальному, такой материал как бумага. Бумага это действительно очень удобный материал для написания и печати.
Эта грамота подтвердила гипотезу историков о возможности подобных находок. В дальнейшем события 26 июля стали поводом для утверждения ежегодного праздника, отмечаемого в Новгороде, — Дня берестяной грамоты. На этом открытия не закончились. В том же году археологи нашли еще девять берестяных документов. Впоследствии открытия берестяных грамот стали обычным явлением. Первые грамоты в Смоленске были найдены в 1952 году, в Пскове — в 1958-м, в Витебске — в 1959-м.
В Старой Руссе первая находка появилась в 1966 году, в Твери — в 1983-м. В Москве первую берестяную грамоту обнаружили только в 1988 году, когда проводились раскопки на Красной площади.
Этому способствует выдача государственных кредитов, введение ограничительных таможенных тарифов для импортной бумаги. По указу 1721 г. Для бумажных мануфактур даже собирали, тряпье, веревки, старые паруса и пр.
В 1719 г. Коллегия Адмиралтейства опубликовала указ о продающихся сортах бумаги, в котором упоминался перечень различных сортов бумаги: от больших листов для рисования до аптечной бумаги и даже картузной для боевых зарядов. К середине XVIII века существовало 20 бумажных предприятий, которые выпускали бумагу не всегда надлежащего качества. Поэтому в 1744 году Мануфактур-коллегией была создана комиссия для проверки качества российской бумаги. Убыточные мануфактуры были закрыты, а также был произведен расчет годового объема бумаги, в котором нуждалась Россия.
В 1778 г. Сенат издал указ о клеймении бумаги. Вдвое сократился импорт бумажной продукции. Существовало три вида мануфактур: государственные, купеческие, а также помещичьи, которые помещики открывали в своих имениях. В 1816 году в Петергофе открывается первая в Российской империи бумажная фабрика, на которой заработала бумагоделательная машина фирмы Фудринье, открыв тем самым эпоху машинного производства бумаги.
Предприятия с ручным и машинным производством бумажной продукции продолжали сосуществовать еще до конца XIX века. В 1818 году при участии инженера Бетанкура в Петербурге создается производство по выпуску ассигнаций и государственных бумаг - Экспедиция заготовления государственных бумаг впоследствии - Гознак , которая способствовала развитию технологий производства бумаги в стране. В 1850 г.
Что такое папирус, пергамент и береста: особенности и применение
Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания: Email: Нажмите что бы посмотреть Что такое ThePresentation. Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint.
В этой подборке ты найдешь вдохновение, идеи и советы по использованию этих материалов в своих творческих проектах. Красивые фотографии и видеоролики заставят тебя влюбиться в бересту и пергамент с первого взгляда!
Их разыскали совсем недавно — какую-то сотню лет назад. Тысячелетия пролежали письма в земле, там, где некогда существовала Ниневия, столица могущественной Ассирийской державы. И несмотря на то что жестокий пожар разрушил древнюю столицу, письма устояли против огня и разрушительной силы времени.
Оно и понятно — письма-то были глиняные. Глиняные таблички Ниневии, столица Ассирии Существование Ниневии долгое время считалось лишь красивой легендой. Еще во втором столетии римский писатель Лукиан заметил однажды, что Ниневия погибла «и следов от нее не осталось, да и не сказать тебе, где она была…». Полторы тысячи лет спустя, в начале XIX века, Лукиан был опровергнут. Молодой служащий Ост-индийской компании англичанин Клавдий Джеймс Рич нашел следы легендарной Ниневии. История раскопок ассирийской столицы-одна из интереснейших страниц археологии.
О ней написаны другие книги. Мы же ограничимся лишь тем, что имеет непосредственное отношение к почте и письмам. Углубившись в развалины дворца ассирийского царя Ашурбанипала, англичанин Ляйярд обнаружил толстый слой глиняных черепков. На некоторых из них виднелись рисунки. Осколки других были покрыты письменами, которые ученые называют клинописью. Клинописную форму подсказали материалы и средства письма.
Заостренной тростинкой на мягкой глине было удобнее всего выдавливать клинышки. На берегах Тигра и Евфрата археологи отыскали следы некогда могущественного государства. Среди предметов, рассказавших о древней цивилизации, были и глиняные письма. Груды черепков оказались огромной, хорошо организованной царской библиотекой. В ней имелись каталоги и даже архивный отдел.
В широком смысле к древненовгородскому диалекту можно относить также и диалект древнего Пскова имеющий ряд собственных фонетических особенностей. Отдельные диалектные новгородские и псковские явления были известны историкам русского языка и раньше, но лишь по эпизодическим вкраплениям в рукописях, на фоне общей установки писца на более престижный язык церковнославянский, наддиалектный древнерусский. В берестяных же грамотах эти явления представлены либо совершенно последовательно, либо реже с незначительным влиянием книжной нормы. Прочие грамоты из Смоленска, Звенигорода Галицкого, Твери, Витебска, Москвы, Вологды также несут информацию о древнем говоре данных регионов, однако из-за небольшого количества материала лингвистическая ценность их пока меньше, чем у новгородских грамот. Орфография и история алфавита[ править править код ] Азбука, датируемая 1025 — 1050 гг. До открытия берестяных грамот подобная орфография была известна лишь по некоторым пергаментным грамотам и надписям, а также по отдельным ошибкам в книжных текстах. Берестяные грамоты являются важным источником при изучении происхождения и развития русского кириллического алфавита. Абецедарии из берестяных грамот отражают различные этапы формирования состава кириллицы, причём они не прямо соответствуют репертуару букв, фактически использовавшихся в текстах той же эпохи [60]. Грамотность писцов[ править править код ] В силу специфики орфографии и диалектных особенностей берестяных грамот в 1950 — 1970-х годах , несмотря на то, что уже в этот период был накоплен значительный фонд ценных наблюдений за лексикой, грамматикой, орфографией, палеографией берестяных грамот Н. Мещерский , Р. Якобсон , В. Борковский , Л. Жуковская , исследователи берестяных грамот нередко трактовали непонятные места как произвольные ошибки малограмотных писцов или даже иностранцев против «правильного» древнерусского языка: это позволяло истолковывать спорные отрезки текста практически как угодно. Текстов, записанных действительно малограмотными людьми или небрежно с заметным числом ошибок , очень мало. Есть всего две славянские грамоты, где возможно предположить, что они написаны нерусскими: в них смешиваются глухие и звонкие согласные , что характерно для речи прибалтийско-финских народов но и тут возможен русский говор с финским субстратом. Значительная часть прежних прочтений и переводов была пересмотрена, и теперь при исследовании вновь открытых грамот непременно учитывается большое количество сведений о древненовгородском диалекте и бытовой орфографии. Расставлены современные знаки препинания и пробелы. Вместо ятя везде пишется е. Грамота не имеет признаков древненовгородского диалекта; некоторые не очень яркие характеристики могут указывать на то, что писавший мог быть уроженцем Юго-Западной Руси Берестяные грамоты — важный источник по истории русского языка; по ним точнее, чем по другим средневековым рукописям, зачастую сохранившимся только в списках, можно установить хронологию и степень распространённости того или иного языкового явления например, падения редуцированных , отвердения шипящих , эволюции категории одушевлённости , а также этимологию и время появления того или иного слова. Грамоты практически непосредственно отражают живую разговорную речь Древней Руси и не несут на себе, как правило, следов литературной «шлифовки» стиля и книжного влияния в морфологии и синтаксисе. Сопоставимого с ними в этом отношении материала среди традиционных книжных памятников древнерусского языка нет. Глускиной об отсутствии в древненовгородском диалекте вторoй палатализации , в отличие от всех других языков и диалектов славянского мира. Такое предположение имеет значение для истории древнерусского языка и всей славянской языковой семьи в целом [62]. Лексика[ править править код ] Десятки слов, встречающихся в берестяных грамотах, по другим древнерусским источникам неизвестны. Преимущественно это бытовая лексика, у которой практически не было шансов попасть в литературные сочинения с их установкой на высокую тематику и соответствующий отбор слов. Таким образом, открытие берестяных грамот постоянно заполняет лакуны в существующих словарях древнерусского языка. Последние важны как источник сведений о международных связях древнего Новгорода и Смоленска. В нескольких грамотах представлены иноязычные имена собственные людей и мест и редкие иноязычные заимствования, прежде всего прибалтийско-финские, а также германские, балтские и тюркские.
Россиянам не придется писать на бересте: Минпромторг рапортует о нормализации цен на офисную бумагу
Бумага была дорогой, но стоила дешевле пергамента, поэтому постепенно вытеснила его и стала самым популярным писчим материалом. Жители крупных городов вскоре отказались и от цер, и от бересты. Изготавливать свою бумагу на Руси впервые начали при Иване Грозном. Технология изготовления бумагоподобных материалов таких как папирус, береста, пергамент и других были известны человечеству задолго до появления первого описания производства «классической бумаги». Так, в некоторых регионах, согласно комментариям подписчиков телеграм-канала «Лесной комплекс», цена пачки белой офисной бумаги SvetoCopy (500 листов) достигла отметки в 1100 рублей и выше. это три различных материала, которые использовались для создания письменных и художественных произведений в течение многих.
Свиток текстура - 54 фото
Попытки римлян наладить изготовление папируса на острове Сицилия не увенчались успехом. Их продукция могла тягаться лишь с самыми грубыми египетскими сортами, в какие купцы фараона завертывали свои товары. В технологии, казавшейся бесхитростной, были, оказывается, достаточно тонкие секреты. Появление пергамента Разумеется, владыки Египта не упускали случая воспользоваться редким мастерством своих подданных. До фараона Птоломея дошло однажды, что сирийский царь Евмен II сделал огромный по тем временам заказ на папирус. Евмен пожелал устроить в своей столице Пергаме библиотеку, не уступающую знаменитейшей библиотеке Египта — Александрийской. Птоломею эта идея пришлась не по вкусу, и он запретил торговую сделку. Однако Евмен оказался упрям, и запрет обернулся для владыки Египта совершенно неожиданно. Не получив папируса, город Пергам организовал собственное «бумажное» производство. Там стали выделывать пергамент, особым образом обработанную кожу телят, овец, оленей. Рукописи на пергамене, подобно рукописям на папирусе, сохранились до наших дней.
Новгородская береста Находки папирусов и клинописных табличек, умение прочитать написанные на них тексты — большая победа ученых XIX столетия. Не остался в долгу перед археологами и XX век. В 1951 году при раскопках в Новгороде советские исследователи обнаружили еще один материал для писем — бересту. И хотя берестой воспользовались через несколько тысячелетий после египтян и ассирийцев, находка берестяных грамот — открытие, немногим уступающее находке библиотеки Ашурбанипала. Почта Ассиро-Вавилонской державы, равно как и почта Древнего Египта, принадлежала царям. Находки в Новгороде — свидетельство, что берестяные грамоты посылали друг другу простые люди. Да пришли соропицю, соропицю забыла». Ка к видно, у новгородцев были грамотными не только мужчины, но и некоторые женщины. Написать вернее, нацарапать на бересте записку с просьбой прислать забытую рубашку было там вполне обыкновенным делом — таких писем было найдено много.
При этом нашли достаточно быстро: ими оказались финны. Конкретнее — финская компания Kemira, которая ранее стабильно обеспечивала российские целлюлозно-бумажные предприятия химическим сырьём — хлоратом натрия, с помощью которого производители отбеливали целлюлозу. С 1 марта 2022 года финская компания прекратила поставки в Россию, и отечественные производители, не имевшие под рукой аналога необходимого компонента, остались, как это принято говорить, у разбитого корыта. Производство приостановил даже завод в Ленинградской области под известной маркой SvetoCopy. Однако справедливости ради стоит отметить, что не «Кемирой» единой жив российский производитель бумаги: химикаты поступали в том числе из Китая, однако на них сказались вызванные санкционными ограничениями логистические проблемы. Эти компании занимали значительную часть рынка. Следите за событиями ЛПК в нашем телеграм-канале « Лесной комплекс ». Другая причина назревающего дефицита бумаги — нехватка отечественных заводов. Несмотря на то, что Россия — страна, богатая лесами и, как следствие, древесиной, предприятий, способных переработать это сырьё в целлюлозу, в стране не так уж много. Фото: pxhere. Вот и получается, что лес у нас есть, а целлюлозно-бумажные комбинаты — в дефиците. Правда, буквально на днях Федеральное агентство лесного хозяйства дало добро на реализацию пяти инвестпроектов в области освоения лесов, из которых два предусматривают создание и модернизацию целлюлозно-бумажных производств в Иркутской области и Красноярском крае. Что из этого выйдет — вопрос открытый, поскольку новые ЦБК в России не строились на протяжении более чем 40 лет! К слову, в Рослесинфорге виновных в нехватке бесценных в нынешних реалиях листов А4 и росте цен тоже нашли. Пресс-служба лесоучётной организации сообщила «Известиям» , что стоимость бумаги растёт не из-за коварных производителей, а из-за оптовых компаний и ретейлеров, получающих прибыль с перепродажи товаров. В ведомстве также подчеркнули, что сложности с поставками химикатов для целлюлозно-бумажной промышленности действительно существуют, но их нехватка имеет отложенное действие. Более того, сегодня изыскивается возможность замены отсутствующих химикатов российскими аналогами: «Среди перспективных направлений развития промышленности обозначено также повсеместное внедрение российских аналогов химикатов. Прорабатывается вопрос обеспечения лесопромышленного комплекса ЛПК химическим сырьём, необходимым для производства продукции и товаров из дерева, в том числе бумаги, и в первую очередь хлоратом натрия». Того же мнения касательно ретейлеров придерживается и Дарья Акимова, руководитель отдела аналитики исследовательской компании NTech. По её мнению, взлёт цен на бумагу был вызван ажиотажным спросом: «Есть вероятность, что какая—то часть поставщиков повела себя не очень добросовестно.
Каждый человек должен знать историю языка, на котором он разговаривает. Мы произносим в нашей речи самые простые слова. Откуда они к нам пришли, и как они образовывались?
Им поведали, что первым на Руси стал печатать на станке русский книгопечатник Иван Федоров, а самым первым человеком, придумавшим станок для печатания, был немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг. Побеседовав о значении книг в жизни человека, разобравшись, в чем их отличие от газет и журналов, дети узнали, какой путь проделывает книга, прежде чем попасть на полки в магазины. И что в ее изготовлении принимают участие люди разных профессий: наборщик, корректировщик, нарезчик, переплетчик.
Стены, шкуры, береста: на чем люди писали в разные времена
Так, преподобный Иосиф Волоколамский говорит, что преподобный Сергий, за неимением пергамента и бумаги, писал книги «на берестех»: «слышахом о блаженном Сергие яко толику нищету и нестяжание имеяху яко в обители блаженнаго Сергия и самыя книги не на хартиях. Ребятам рассказали, о том, как видоизменялись материалы, из которых изготавливались книги (глина, папирус, береста, пергамент, бумага). Им поведали, что первым на Руси стал печатать на станке русский книгопечатник Иван Федоров, а самым первым человеком. хорошем состоянии и прочитывают записки новгородских купцов, бумагу в Китае начали делать из хлопка, во 2-веке нашей эры, а уж кроме письма много где она применима.(бересту обожают мастера народных промыслов.). Пергамент береста бумага.
Древнерусские граффити
- Блог «Умные мелочи. Когда появился пергамент? Чем пергамент лучше папируса
- Носители информации: их виды, история и будущее
- береста; папирус; пергамент; камень; дерево; глиняные таблички.
- Берестяные грамоты клипарт (46 фото)
Стены, шкуры, береста: на чем люди писали в разные времена
уникальные материалы, обладающие элегантностью и изяществом. История бумаги в России берёт своё начало во второй половине 16-го столетия, во времена царствования на Руси Ивана Грозного. это материал для письма из недублёной сыромятной кожи древняя рукопись на таком материале. Береста- это верхний слой коры берёзы. Бумага- делается из дерева. Задание МЭШ. Какой новый материал для письма появился на Руси в XIV в.? Береста. Пергамент. Бумага. Мероприятие проходило в форме урока библиотечно – библиографической грамотности. Библиотекарь рассказала ребятам о том, что было, когда люди не умели писать, как видоизменялись материалы, из которых изготавливались книги (глина, папирус, береста. Производство бумаги осуществляется на мануфактурах вблизи рек и озер, а в качестве сырья используется древесина и тряпичные отходы.
Блог «Умные мелочи. Когда появился пергамент? Чем пергамент лучше папируса
Береста и холст В славянорусской книжности, помимо пергамена и бумаги, употреблялись еще два вида писчего материала — береста и холст. Согласно свидетельству прп. Иосифа Волоцкого и описи Троице-Сергиева монастыря 1642 г. Написаны они чаще всего в Сибири. Странники Печорского бассейна и томской тайги пользовались берестой и в XX столетии. Бересту также употребляли представители часовенного согласия. Широкую известность получила берестяная книга «Стихосложении», написанная в октябре 1991 г. Более редким явлением было создание книг на холсте.
Обе рукописи выполнены одним человеком и украшены инициалами, заставками и орнаментами. Кроме того, известны случаи, когда миниатюры той или иной рукописи писались не на бумаге, а на ткани. Таковы, например, выполненные маслом на холсте, наклеенном на тафту, барочные миниатюры «Книги о Сивиллах», созданной в 1673 г. Ткань также использовал в своих работах известный городецкий книгописец Иван Блинов: в 1900 г. Чернила Необходимым компонентом любого книгописания являются чернила греч. Рецептов изготовления чернил бытовало очень много. Древнейшие чернящие красители лат.
Приблизительно с IV в. Появление новых чернил было связано с процессом перехода от папируса как основного писчего материала к пергамену, на котором чернила типа атраментум держатся недостаточно прочно и легко размываются. Существовал и третий вид чернил, называвшийся инкауст греч. Данные чернила представляли собой сгущенный путем уваривания и высушенный на солнце отвар дубовых орешков или галлов шарообразные наросты на нижней поверхности листьев дуба, производимые личинками орехотворки — Cynips quercus folii , к которому добавлялось небольшое количество atra-mentum. В изготовленные таким способом чернила, если они казались недостаточно черными, могли положить раскаленный кусок железа, в результате чего получался новый переходный тип чернил. От блестяще-черных атраментум и красноватых железистых чернила инкауст отличались желтовато-коричневатым тоном. Цвет букв византийских рукописей варьируется от бледно-коричневого до блестяще-насыщенного черного, что естественным образом связано с различной рецептурой применяемых чернил.
Византийцы употребляли и сажевые чернила, и чернила инкауст, и, конечно, железистые. В готовые чернила подмешивали гуммиарабик камедь акации. Также известно о весьма редкой разновидности греко-римских чернил, которую добывали из чернильного мешка каракатицы Sepia officinalis — так называемой «чернильной рыбы». Чернильная рецептура на Руси Древнерусская чернильная рецептура чрезвычайно обширна. Однако все известные нам рецепты восходят не далее середины XV в. Книгописцы X—XII вв. Первые называли на Руси «чернилами копчеными», а вторые — «чернилами вареными».
Помимо дубовых орешков, в качестве дубильных веществ танинов также использовали шишки и кору ольхи. Несколько позже древнерусские переписчики стали готовить железо-галловые чернила — на основе отвара дубовых орешков и железного лома. Для изготовления железо-галловых чернил брали измельченные чернильные орешки; затем от 12 дней до месяца настаивали их в теплом месте в кислом растворе квасе, вине, кислых щах, «жестоком уксусе», «пошлом меде» с добавлением железных опилок, время от времени «подкармливая» смесь медом, задававшим новую пищу бродильному ферменту; а в конце, «ради утверждения», клали в готовые чернила вишневую камедь. Конечно, это лишь один из многих бытовавших в средневековой России вариантов приготовления чернил из дубовых орешков. Иногда с целью умерить брожение в чернила добавляли немного хмелевого отвара, а также имбирь и гвоздику, предотвращавшие от загнивания и образования слизи. Железо, служившее для получения чернил, расходовалось весьма медленно, и его крупные куски вместе с грубо измельченными чернильными орешками образовывали так называемое «чернильное гнездо», пополняемое по мере убывания свежим приливом — как правило, из концентрированного отвара коры обычно ольховой, иногда дубовой или ясеневой. Такое гнездо могло прослужить до 7—10 лет.
Позднее, с XVII в. Перед употреблением его обычно сильно прогревали, завернув в бумагу, пока не побелеет «аки мука». Однако подобные чернила со временем оказывают разрушительное воздействие на носитель, буквально разъедая бумагу, что, в конце концов, приводит к утрате текста. Кроме уже упомянутых дубовых орешков и ольхи, в рецептах русских чернил встречаются и другие растительные вещества со схожими свойствами. Так, например, известен способ приготовления чернил из чаги, которым и сегодня пользуются в некоторых сибирских скитах: грибы очищают от коры, разрезают на небольшие пластины и несколько раз кипятят с кусками дерева в течении 2—3-х дней, каждый раз предварительно охлаждая настой; затем в получившийся буро-коричневый отвар добавляют камедь лиственницы. В записной книжке Ивана Блинова среди прочих записей находим «состав для варки чернил» следующего содержания: «Черных орешков, гуммиарабику, уксусу, или кислова квасу, жженова купоросу, соляной кислоты, гранатовой корки, сажи легковесной, лиловаго фруксину». Впрочем, для русской чернильной рецептуры использование гранатовой корки нехарактерно; в то же время в рецептах чернил, встречающихся в армянских рукописях, применение корки граната распространено достаточно широко.
Отметим, что железо-галловые чернила, хотя и были чрезвычайно популярны, никогда полностью не вытесняли в России древнейшие чернила атраментум, которые, несмотря на экспансию фабричных чернил, вплоть до последнего времени применялись некоторыми беспоповцами и часовенными. Помимо черных, в ходу были красные чернила всевозможных оттенков. Византийцы изготовляли свои знаменитые пурпурные чернила, которыми мог пользоваться лишь император, из морских улиток или моллюсков Murex brandaris. Для более массового производства обычно употреблялись киноварь, свинцовый сурик и вещества органического происхождения. Теми же компонентами пользовались и русские мастера. Беспоповцы Печорского бассейна, писавшие на бересте глухариными перьями, в качестве чернил нередко применяли сок ягод. Краски и связующие Кроме 2-х основных видов чернил в «книжном строении» в ход шли сусальное и твореное золото, серебро, различные пигменты и красочные смеси, а также всевозможные связующие.
Рецепты красок и связующих в избытке содержатся во всевозможных сборниках, а также трактатах и руководствах, предназначавшихся для художников — живописцев и книгописцев. Так, черный цвет получали из древесного угля, белый — из обработанных уксусом свинцовых пластин, синий — из ультрамарина, лазурита и т. Что касается связующих, то наиболее полные сведения о них можно почерпнуть в средневековых западноевропейских рецептах, памятуя об их теснейшей связи с греческой и в целом восточнохристианской технологией. Наиболее часто встречающиеся связующие для книжной живописи — камедь и яичный белок. Иногда также применялся желток. При работе с листовым золотом рекомендуется использовать пергаменный и рыбий клеи, а также комбинацию пергаменного клея с камедью.
Проблему мог бы решить тонкий стальной лист, свернутый наподобие кончика гусиного пера, но дешевые технологии его профилирования при массовом производстве появились только после внедрения паровых машин в промышленность в XVIII веке.
Ранее это можно было сделать только вручную ковкой, что долго и дорого. Тем не менее, начиная с Возрождения такие стальные перья ручной выделки появились, и чем дальше, тем больше становилось их конструктивных вариантов, даже великий Леонардо сконструировал такую вещь, о чем гусиным пером записал в своих «Дневниках» своим оригинальным зеркальным почерком. Но при ближайшем рассмотрении большинство ранних стальных перьев Нового времени работали либо по принципу чертежного рейсфедера, либо имели форму ложки с массивной круглой ребристой ручкой с крошечной ложечкой на конце, часто вынесенной на коротком плече рукоятки вбок влево, чтобы кисть руки пишущего если он правша не заслоняла перо-ложечку. Передний край ложечки был заострен и имел тонкую продольную щель для чернил. Нет нужды говорить, насколько велик был шанс поставить таким пером кляксу, да и технологию серийного производства такая конструкция делала дороже. Во всех современных энциклопедиях, справочниках, популярных публикациях и блогах говорится, что первое канцелярское перо современного вида изобрел слуга мэра немецкого города Ахен Иоганн Янссен в 1748 году. Кнехт бургомистра Ахена Янссен довольно любопытная фигура в немецкой истории, а его «изобретение пера» — весьма интересный случай в истории авторского права.
Иоганн Янссен был плодовитым писателем, работавшим в жанре городских хроник. Писал он на злобу дня и довольно хлестко: о растущей преступности, состоянии коммунальных служб города, новых налогах, ну и, разумеется, о мудрой отеческой заботе его шефа бургомистра о насущных нуждах горожан, под руководством которого Ахен стал одним из самых процветающих городов королевства. Говоря современным языком, в Ахене и в Прусском королевстве в целом Янссен был популярным блогером. И вот в 1748 году, описывая церемонию подписания мира после Войны за австрийское наследство Второй Ахенский конгресс, как называют это событие историки , Иоганн Яннсен сообщает: «Как раз к собранию конгресса я, не хвастаясь, изобрел новые перья для письма. Возможно, могло быть так, что добрый Господь не позволил бы этому изобретению прийти мне в голову, … но посланник Его Святейшества купил первое, и остальные посланники, надеюсь, купят будущие…Никто никогда не видел и не слышал о перьях, как изобретенные мной, но вы должны содержать их в чистоте от ржавчины и чернил, чтобы они оставались пригодными для письма в течение многих лет, и даже если кто-то будет писать ими на рисовой бумаге последняя строка будет описана как первая… Они попадут в Испанию, Францию, Англию, Голландию, всю Германию и всех уголки мира, …безусловно, будут скопированы другими, но я тот, кто изобрел и сделал их впервые, а также продал в больших количествах за пределами страны и внутри страны». Казалось, в первую очередь немецкие историки науки техники должны гордиться своим соотечественником, который изобрел современное стальное перо, но как раз они в этом сомневаются. Точнее, в том, что перо было, они не сомневаются, но мирный договор после восьмилетней кровопролитной бойни в центе Европы был подписан в 1748 году обычными гусиными перьями, а инновационное стальное перо Янссена, скорее всего, придумал кто-то из ахенских часовщиков, которыми был тогда знаменит город Ахен.
В 2007 году городской комитет по культуре Ахена решил, что «вероятность приоритета Янссена недостаточно высокая, чтобы отдавать ему должное за изобретение стальной ручки, и вопрос продвижения этого мнения, с точки зрения местной муниципальной политики, пока должен быть закрыт». Одновременно Ассоциация историков Ахена обратилась ко всему научному сообществу историков с просьбой: «Мы были бы признательны, если бы однажды этот вопрос был дополнительно прояснен историей технологий или историческими науками. Промышленное производство стальных перьев, начавшееся в начале XIX века, и их дифференциация заметно улучшили способ письма, … это важно и для истории литературы, а также искусства в связи с появлением рисунка пером». В чем не сомневаются историки технологий, так это в том, что первые патенты на стальные перья один за другим стали появляться на рубеже XVIII и XIX веков, а в начале XIX века в Англии они посыпались, как из рога изобилия. Также не вызывает сомнения то, что изготовление стальных перьев современного типа в промышленных масштабах началось в 1820-е годы в английском городе Бирмингеме, где к началу 1830-х годов после короткого этапа слияний и поглощений появилось примерно полдюжины крупных игроков нового рынка, а затем обозначились и лидеры рынка. Это были компании Джона Митчелла и Джеймса Перри, особенно последняя: очень скоро все стальные перья для письма в народе начали называть «перрианскими» perryian вне зависимости от производителя, причем не только в Англии, но и на континенте. В обеих компаниях было «центральное конструкторское бюро», правда, пока в лице одного изобретателя.
Как показало время, именно их идеи и патенты лежали в главном русле «перостроения»XIX века, вот только первые коммерчески успешные перья компании Перри запатентовал на свое имя владелец компании Джон Перри. В дальнейшем Мейсон основал собственную компанию по производству перьев и довольно успешную, но в данном случае сработал принцип «хозяин — барин». У Гилло потом тоже образовалась собственная компания и тоже успешная, но все патенты с самого первого остались при нем. Про Гилло часто пишут, как о простом рабочем парне из Шеффилда, который приехал в Бирмингем и упорным трудом создал там одну из ведущих компаний по производству стальных перьев.
Схема работы накопителя данных с помощью колонии бактерий Изображение: Nature Пока удалось записать только 72 бита информации, но зато эти данные могут храниться в естественной среде на протяжении многих поколений бактерий. Это открывает перспективные способы обмена информацией между кремниевыми и углеродными веществами. Синтетический пластик В 2021 году учёные из Техаса использовали для записи молекулы синтетического пластика. В его состав входят аминоспирты — в них удалось зашифровать буквы английского алфавита. Dahlhauser, Sarah R. Moor etc. Учёные из университета Брауна смогли записать и считать небольшое изображение размером в пару килобайт с помощью молекулярного жёсткого диска. Как это работает: информация записывается в искусственный раствор «метаболома» так биологии называют набор молекул для регулирования процессов метаболизма в организме. Внутри — группы малых органических молекул-метаболитов. Дальше дело техники — берём бинарную систему, где можно зашифровать что угодно, и воплощаем её: отсутствие или наличие метаболита означает, соответственно, ноль и единицу. Робот помещает в тысячи капель размером в один нанолитр одна миллиардная литра на металлические пластины, и они выстраиваются в связи. Считывание с такого диска происходит с помощью химического анализа — высушенную металлическую пластину анализируют масс-спектрометром и расшифровывают обратно. С другой стороны этот недостаток может стать фишкой — молекулярные жёсткие диски смогут не только хранить данные, но и манипулировать ими как компьютер. В электромобиле находился диск с трилогией фантастических романов Айзека Азимова «Основание» про далёкое космическое будущее человечества. Этот диск Маску ранее подарил фонд сохранения человеческих знаний Arch Mission Foundation, но интересен не символизм, а технология записи данных — книга была записана на кварцевом стекле с помощью фемтосекундного лазера оптический квантовый генератор, который посылает импульсы лазерного излучения. Эта технология известна как «кварцевый диск», Superman memory crystal, или Eternal 5D. Tesla Roadster на орбите Земли, вид с боковой камеры Изображение: Wikimedia Commons Технология записи на кварцевый носитель была разработана ещё в 1993 году, но в реальность её удалось воплотить только через 20 лет. В 2013 году учёные из Саутгемптонского университета смогли записать 300 килобайт, выжигая лазером на кристалле микроскопические точки. Метод Eternal 5D — это запись точек слоями на расстоянии пары миллионных метра друг от друга в пяти измерениях: длина, ширина, высота, ориентация и размер. Похоже на запись CD, только более прогрессивными способом. Выжженные точки меняют характеристики кристалла и поляризацию света. Для считывания информации достаточно пропустить через него луч и считать данные с помощью поляризатора и микроскопа. Но зато кварцевые носители в перспективе более вместительны, чем жёсткие диски и SSD: на кварцевое стекло можно вместить более 300 терабайт данных, а информация при комнатной температуре сохраняется миллиарды лет. Сам же кварцевый носитель может выдержать до 1000 градусов по Цельсию. Неудивительно, что диск с «Основанием» был помещён в Tesla Roadster — даже в открытом космосе данные на нём не пострадали. Сохранение информации для будущих поколений Носители и накопители информации быстро устаревают. В 2008 году NASA потребовалась информация о свойствах лунной пыли, но все данные об экспедициях на Луну хранилась на магнитных лентах… В итоге рабочее устройство для чтения удалось найти только в музее. Сейчас информацию передают и хранят в основном с помощью удалённых хранилищ. Кино, музыка, видеоигры, программы и сервисы доступны через стриминг и онлайн-сервисы. Облачные технологии помогают рассредоточить информацию по интернету, сделать её чтение доступным с любого устройства, но что делать, если связи не будет или она вообще пропадёт на долгие годы, а то и столетия? Угроза общепланетарной катастрофы ставит перед учёными нетривиальную задачу организовать цифровой архив, который поможет сохранить данные. Силами фондов ведутся разработки защищенных архивов. Фонд Виславы Шимборской передаёт архив работ польской поэтессы и лауреата Нобелевской премии слева. Делегация из Казахстана держит флаг на фоне входа в архив после передачи данных о конституции, флаге, гербе и гимне справа Фото: Arctic World Archive Данные в AWA хранят по технологии усовершенствованной микрофиши. Пленку пакуют в пакеты и помещают в стальные контейнеры. Например, там есть исходный код GitHub, NFT-токены, цифровое искусство, труды лауреатов Нобелевской премии и даже конституция Казахстана. Проектировщики планируют, что данные могут храниться в Арктике несколько тысяч лет. Другой проект — « Память человечества » Memory of Mankind, MOM , решил вообще отказаться от цифровых носителей и использует в качестве накопителей информации керамические таблицы. Технология была навеяна шумерскими глиняными табличками.
Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению. Церы — деревянные таблички с воском для нанесения текста. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно. Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги. Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст. Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась. Берестяная грамота, посвященная сватовству. Пришёл он из Азии, где был изобретён предположительно во втором веке до нашей эры. Делался он из телячьей кожи, которая проходила особую выделку. Поэтому старинные книги стоили очень дорого - слишком ценное было сырье. Например, чтобы изготовить листы для Библии в современном формате А4, необходимо было использовать не менее 150 телячьих шкур.