Мощность восстановленного Днепрогэса превысила довоенную на 16% и составила 650 тысяч кВт.
Рогов рассказал о последствиях вывода из строя ДнепроГЭС для Киева
Таким образом, с выведением из строя ДнепроГЭС Украина лишилась возможности энергоманеврирования. В 1939 г. ДнепроГЭС достиг проектной мощности 560 МВт. Мощность генератора составила 90 МВт против мощности 77,5 МВт старых генераторов.
Пиковая станция
- Днепрогэс - презентация онлайн
- Рогов рассказал о последствиях вывода из строя ДнепроГЭС для Киева
- Волховская ГЭС
- Пиковая станция
- Появилось видео масштабов разрушений ДнепроГЭС после удара русской армии — «Важное в Рославле»
- Крупнейший ракетный удар по энергетике Украины: Днепрогэс полностью выведена из строя
Советско-американский ДнепроГЭС
ТЭЦ-3 - энергетически она неважна очень слабая. Главная ее задача была отопление. Она повреждена. К следующему отопительному сезону, если не будут повторные удары, починить можно. Также было выведено из строя много подстанций те, которые связывают АЭС Украины и потребителей.
Игорь Сирота, директор "Укргидроэнерго", подтвердил информацию о серьезных повреждениях на станции и ее прекращении работы.
Эксперты предупреждают, что вывод из строя ДнепроГЭС приведет к учащению и увеличению отключений электроэнергии, что негативно отразится на производстве военной продукции, технике, а также на бизнесе украинских олигархов, владеющих энергетическими предприятиями и финансирующих Вооруженные силы Украины.
В Узбекистане это было сделано впервые. Постоянный адрес новости: eadaily.
Новоднестровск, Черновицкая область , на реке Днестр, входит в состав «Укргидроэнерго» 6. Плотина ГЭС образует Каневское водохранилище. В состав сооружений Каневского гидроузла входят: здание ГЭС с 24-ю водосливами , земляные плотины левого и правого побережья, судоходный шлюз. Последний, 20-й, агрегат станции был сдан в эксплуатацию в октябре 1968 г. В состав сооружений Киевского гидроузла входят: отдельные здания ГЭС, бетонная водосливная плотина с 20-й водосливами, судоходный шлюз, ОРУ — 110 кВ, земляные плотины и дамбы, комплекс сооружений ГАЭС с верховой водоемом. Днепр образует Днепродзержинское водохранилище. В эксплуатации с 1963 года, когда был введен постепенно в действие первый из 8-ми агрегатов станции.
Входит в состав ОАО «Укргидроэнерго».
«Жалко, конечно, ДнепроГЭС. Не Украина ее строила…»
ДнепрГЭС, Русский: ДнепроГЭС - ДнепроГЭС, также известная как Днепрострой) - крупнейшая гидроэлектростанция на. В чем заключаются особенности Днепрогэс и что на практике может означать ее выход из строя для самой Украины? Главной новостью недели стало «расформирование» 67-й бригады. Благодаря чему общая мощность Тупалангской ГЭС достигла 175 мегаватт и стала второй по величине станцией в Узбекистане после Чарвакской ГЭС.
ДнепроГЭС . Запорожье.
Подрыв был произведен по указанию советского руководства, согласно распоряжению Генштаба. Взрыв 20 тонн аммонала частично разрушил плотину, вызвав волну, оборудование машинного зала было уничтожено. Исполнители были приняты за диверсантов и арестованы контрразведкой, но освобождены после вмешательства их руководства. Согласно боевым донесениям от 19 августа штаба Южного фронта Верховному Главнокомандующему, подрыв осуществили начальник Отдела военно-инженерного управления штаба Южного фронта подполковник А. Петровский и представитель Генштаба, начальник отдельного научно-исследовательского военно-инженерного института военный инженер 1-го ранга Б. В результате взрыва в плотине возникла пробоина длиной 135 или 165 метров, через которую хлынула вниз тридцатиметровая волна, вызывая разрушения и гибель людей, оказавшихся в береговой зоне. В зону наводнения попали как немецкие войска, так и красноармейцы, которые осуществляли переправу через Днепр, а также жители острова Хортица и прибрежной зоны. Число жертв среди красноармейцев и гражданского населения, вызванных взрывом Днепровской плотины, дискуссионно, так как подсчетов сразу не велось. Немецкое командование оценивало свои потери в живой силе в 1 500 человек. Для восстановления переправы через Днепр и электростанции разрушенная часть плотины была восстановлена немецкими строительными частями, а летом 1942 года вместо выведенного из строя заработало новое, немецкого производства, оборудование гидроэлектростанции. Осенью 1943 года при отступлении немцев плотина Днепрогэса снова была взорвана.
Приказ был отдан командующим 1-й танковой армией вермахта Макензеном, а непосредственная ответственность за подрыв заряда, состоявшего из 300 тонн самой различной взрывчатки, возлагалась на командира 40-го танкового корпуса генерала Готхарда Хейнрици.
К исторически рекордному если смотреть год в целом 2019-му Россия нынче прибавит в потреблении объём, сравнимый с тем, что вырабатывает циклопическая Саяно-Шушенская ГЭС. Подчёркиваю: не к кризисному прошлому году прибавит, а к прежнему историческому максимуму. Голые проценты в сравнениях между странами или эпохами без пояснения от какого объёма мы их откладываем- манипуляция.
Строительство началось в апреле 1927 года. Поле строительства ГЭС мост через Днепр по проекту оказывался в зоне затопления, однако необходимо было сохранить эту важную транспортную связь. Изначально предлагалось строить новые металлические мосты на массивных гранитных столбах большой высоты. Позже было решено заменить гранитных гигантов легкими и более дешевыми стальными арками. Наиболее подходящий материал для этого решения - сталь с более высоким содержанием кремния, что заставило обратиться в одну из передовых сталелитейных стран тогго времени - Чехию.
Детали для моста рядом с новой ГЭС делали на Витковицких заводах. Самая большая из арок моста пролетом 224 метров когда-то была самой большой в Европе. В августе 1941 года перед наступающими немцами мост будет разрушен вместе с плотиной. Поврежденная плотина электростанции под стальной аркой август 1941 года Огромных успехов добился СССР в области гидротехнического строительства. Были одержаны блестящие победы на Магнитострое первая в мире по длине плотина была закончена вместо 120 дней в 70 дней и на Днепрострое. Эти победы тем более значительны, что мы делаем лишь первые шаги. Проектная мощность 560 МВт была достигнута в 1939 году. Укладкой последней бадьи в гребенку плотины 28 марта 1932 года закончен героический этап борьбы человека со стихией. Стихия была окончательно подчинена, и ее силы поставлены на службу социалистическому обществу.
Днепровская плотина существует, и подпертые ею воды Днепра приводят в движение крупнейшие турбины в мире. В мире плотины, равной по величине Днепровскому бетонному гиганту. Заканчивая плотину в завершающем году первой пятилетки, страна строящегося социализма опережает на этом участке европейскую технику и становится на один уровень с лучшими образцами американской техники. Как строилась плотина, гидростанция и шлюз, 1932 год "Днепровская плотина" - почтовая марка СССР 1932 года из серии "15-летие Великой октябрьской революции" ДнепроГЭС в 30-х годах При отступлении советских войск в начале Великой Отечественной войны была предпринята попытка эвакуировать технику со всех энергетических заводов на Урал. Однако транспортировка оборудования с гидроэлектростанции «Днепрогэс» для конструкций таких огромных размеров была невозможна. Приказ об уничтожении электростанции отдал сам Сталин. Взрыв в 20 тонн тротила пробил дыру длиной 135 метров, через которую вылилась ударная волна, вызвав затопление и разрушение прибрежной зоны. В конечном итоге река Днепр фактически замедлила дальнейшее продвижение немецких войск на южном участке фронта, и бои за мост под плотиной продолжались до середины сентября.
Вместо строительства в две очереди и установки турбин мощностью по 30 тыс. Соответственно увеличивалась общая мощность ГЭС до 540 тыс. Американцы в то время не делали турбин такой мощности и были поражены, когда советские инженеры предложили сварную конструкцию генератора и ротора. Впоследствии энергетики всего мира стали использовать сварные конструкции в больших агрегатах. К слову, они стали первыми иностранными гражданами, награжденными этим орденом. Вследствие строительства плотины ДнепроГЭС были затоплены днепровские пороги, что обеспечило судоходство по всему течению Днепра. Благодаря удачному выбору места для плотины затоплению подлежали лишь 15,5 тыс.
Удары по ДнепроГЭС
- Украина намерена продлить срок службы плотины ДнепроГЭС на 50 лет
- Содержание
- Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
- Вывод из строя ДнепроГЭС: Украине грозит энергетический кризис
«Жалко, конечно, ДнепроГЭС. Не Украина ее строила…»
Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию 15 октября 2019, 06:38 Украина намерена продлить срок службы плотины ДнепроГЭС на 50 лет Существующий мостовой переезд через плотину консольного типа будет заменен, отметил генеральный директор компании "Укргидроэнерго" Игорь Сирота КИЕВ, 15 октября. Украина планирует продлить срок службы плотины крупнейшей гидроэлектростанции страны - Днепровской ГЭС ДнепроГЭС - на 50 лет, для этого будут проведена соответствующая реконструкция объекта. Об этом заявил генеральный директор компании "Укргидроэнерго" Игорь Сирота. В настоящее время ведется разработка проекта, а сами работы запланировано начать через два года.
А не за 8 месяцев. Так что Россия перекроет свой исторический рекорд электропотребления по году на объём не четырех ДнепроГЭС, а больше. К исторически рекордному если смотреть год в целом 2019-му Россия нынче прибавит в потреблении объём, сравнимый с тем, что вырабатывает циклопическая Саяно-Шушенская ГЭС.
После этих сомнений в 1927 Александрову пришлось отправиться в США, в тур по проектным бюро, плотинам и электростанциям. Там же, в США, было заказано и строительное оборудование на сумму в 1,5 миллиона долларов на кредитные средства, США же и предоставленные. Дополнительно была заказана строительная техника и в Германии включая специальные уникальные камнедробильные машины. В общем, западные экономики обеспечивали всё необходимое для строительных работ — от строительной техники и автомобилей до разборных столовых и прачечных, но стандартная политика Советского государства по отношению к иностранным бизнес-партнёрам была, мягко говоря, циничной: предполагалось, что сперва они вложат средства в развитие какого-то проекта, ну а потом… потом иностранцев можно будет отстранить от реализации проекта. Авария на крупной ГЭС создаст угрозу для жизни и здоровья миллионов людей. ГЭС наносят ущерб биоразнообразию. Проекты строительства ГЭС не учитывают климатических изменений, поскольку их трудно предсказать. С водохранилищами ГЭС связаны огромные выбросы парниковых газов. Первые тревожные вести о состоянии ДнепроГЭСа зазвучали ещё в прошлом году, а в начале 2019-го года власти Запорожья и вовсе запретили передвижение по плотине машин весом более 25 тонн. Этот шаг откровенного отчаяния — последняя надежда на то, что дамба ГЭС не рухнет. А вот разговоры о капитальной модернизации ДнепроГЭСа начали вести ещё в 80-е годы прошлого века. Но в то же время основательное строительство и модернизация шли по всей Украине — прощальный подарок неблагодарному потомству от Союза. В итоге на ГЭС только поменяли турбины. Во время этой урезанной модернизации специалисты, провели детальное обследование плотины. Были обнаружены множественные сквозные трещины шириной до 1,5 миллиметра. Также городской глава просил ускорить процесс выделения из резервного фонда кабмина денежных средств в размере 7,7 миллиона гривен для проведения первоочередных работ по ликвидации аварийного состояния.
Средний рабочий уклон 38,2 м. Общая установленная мощность гидротехнических сооружений по состоянию на 2021 год составляет 1569 МВт. Судоходство обеспечивается с помощью судоходных шлюзов на левом берегу. В 2019 году оригинальный трехкамерный шлюз находится на реконструкции, а транспорт осуществляется по однокамерному шлюзу со средним пребыванием 20 минут. Энергия воды не используется для получения энергии при опорожнении камер. Долгосрочная среднегодовая выработка составляет 4,008 млрд кВтч, в 2016 году - 2,279 млрд кВтч. Энергия распределяется с правого берега по линиям 154 кВ и 330 кВ, с левого берега по 154 кВ. Здание машинного зала 1932 года облицовано розовым армянским туфом и является памятником архитектуры. История проекта, постройки и эксплуатации В конце 19 века были созданы проекты, в которых использование энергии было лишь сопутствующим эффектом судоходства. Единственный проект с приоритетом производства электроэнергии был представлен в 1905 году Генрихом Осиповичем Графтио. В постановлении перечислены 30 районных электростанций, подлежащих сооружению, на общую мощность «приблизительно» 1500 тыс. В рамках плана ГОЭЛРО были подробно описаны все этапы подготовительных и строительных работ по строительству Днепровской гидроэлектростанции. Уже в 1921 году при Комитете государственных сооружений была создана проектно-изыскательская организация «Днепрострой» во главе с И. Но в начале 1920-х годов Советский Союз оказался в политической и, конечно же, технологической изоляции. В 1924 году были введены в эксплуатацию первые блоки электростанции Вильсона на реке Теннесси с запланированной общей мощностью 663 МВт. Первая в мире коммерческая электростанция: Историческая электростанция Эймса в США Именно в США в 1922 году побывала делегация советских специалистов, и начались переговоры о профессиональном сотрудничестве с ведущим строителем американской гидроэнергетики Хью Л. Купером, под руководством ккторого были построены электростанция Торонто на Ниагаре, электростанция Кеокук на Миссисипи и электростанция Вильсона. С американскими экспертами связались и специалисты Siemens в Германии. Теоретические и материальные способности немцев ценились больше, а американцы ценили их опыт работы с большими водоемами. Окончательное решение в выборе главного консультанта принял сам Сталин, оценив сотрудничество с США как более эффективную часть экспорта революции. Хью Линкольн Купер убедил Сталина в осуществимости проекта, и с 1926 года Купер регулярно приезжал в СССР на 6 лет со средней продолжительностью пребывания около 2 месяцев в году. Фото Маргарет Бурк-Уайт.
Вывод из строя ДнепроГЭС: Украине грозит энергетический кризис
Удар 22 марта 2024 полностью вывел из строя ДнепроГЭС-2, большая часть генераторной мощности потеряна. Украина потеряла около 20% мощностей после удара по ДнепроГЭС. Днепрогэс сейчас состояние. Днепровскую гидроэлектростанцию (ДНЕПРОГЭС). Плотина ДНЕПРОГЭС СССР.
Состоялось торжественное открытие Днепровской гидроэлектростанции
На АЭС «Пакш» установлены четыре реактора ВВЭР-440 российского производства общей мощностью около 2000 мегаватт. Установленная мощность электростанции – 235,5 МВт в генераторном режиме и 135 МВт в насосном. После вывода ДнепроГЭС из строя отключений электричества на Украине станет больше. В итоге мощность Днепрогэса должна была возрасти с 650 до 800 МВт.
ДнепроГЭС: дважды взорванный и трижды построенный
За смену бригада из 15 девчат укладывала до двухсот кубометров бетона. Бывший бригадир бетонщиц Полина Павловна Шило вспоминала: "Мы как бетонщицы получали в день по 1 кг хлеба. Это больше, чем получали, скажем, подсобные рабочие, но работа же очень тяжелая была. А еще карточки нам выдавали, которые мы отоваривали сухим пайком. Ни сахара, ни мяса, конечно, не было. На работу еще привозили горячее — какую-то баланду. Вот и все питание. Зарплату еще получали, копейки какие-то. Но купить на них ничего мы не могли. В магазине ничего не было, а на базаре дорого". Очередной датой рождения Днепрогэса стало 3 марта 1947 года, когда был пущен первый гидроагрегат станции мощностью 72 МВт.
В завершении же стоит рассказать, в каком состоянии находится ДнепроГЭС в нынешнее время. В 80х годах турбины Днепрогэса начали разваливаться. Был, как и полагается, подготовлен проект, предполагавший полную замену оборудования — турбин, генераторов, металлоконструкций, плотинных кранов. В итоге мощность Днепрогэса должна была возрасти с 650 до 800 МВт. Однако пока проект согласовывали, СССР прекратил свое существование. Пришлось отложить модернизацию ГЭС до лучших времен. Таковые наступили лишь в 1997 году, да и то лишь отчасти. От прежних масштабов модернизации пришлось отказаться, ограничившись более экономичным вариантом: заменили только турбины, трансформаторы остались старые, генераторы тоже. Интересно, что на этот раз закупили французские турбины, причем позаимствовали у французских инженеров, осуществлявших монтаж, обычай называть агрегаты женскими именами. Так что сейчас на Днепрогэсе работают "Надежда", "Людмила", "Виктория" и реконструированная турбина "Валентина".
Фото Днепрогэса днем Фото Днепрогэса ночью В настоящее время действует ограничение скорости движения по мосту —30 км в час. К такому решению пришли из-за вердикта ученых столичного института "Проектстальконструкция", которые после экспертизы бетонного гидроисполина пришли к выводу, что часть автоперехода находится в предаварийном состоянии. А ведь именно по этим транспортным полосам плотины движутся троллейбусы и большегрузные автомобили. В последнее время у жителей города достаточно поводов для волнений за дальнейшую судьбу "гордости советской электрофикации". Время от времени в его бетонном теле появляются трещины, что говорит о пошатнувшемся здоровье "старика". Но одно из последних заявлений ученых Днепропетровского Национального горного университета способно повергнуть в шок не только запорожцев, но и всю Украину. Якобы, геологи "по косвенным признакам" установили, что под Днепрогэсом может находиться геологический разлом. И есть угроза, что плотина разрушится от малейшего движения земной коры. Последствия, которые предрекают ученые от возможного техногенного происшествия, покруче фильмов ужасов. Хотя запорожские мостовики опровергают информацию о возможном катаклизме, и убеждают, что местные специалисты эксплуатационной службы неусыпно следят за техническим состоянием Днепрогэса, местные власти решили перестраховаться и с помощью украинских и иностранных специалистов выяснить точно: есть ли разлом под плотиной.
А пока веских доказательств тектонического разлома под плотиной нет, запорожские власти просят не создавать бурю в стакане, и не пугать людей зря. По словам директора Днепрогэса, плотина гидроэлектростанции отвечает всем эксплуатационным требованиям. Решением межведомственной комиссии она допущена к эксплуатации с оценкой "нормальное состояние". Станция работает в проектных режимах, поддерживая на должном уровне экологические, технологические и судоходные нормы, заверил он. Начальник управления Государственной инспекции гражданской защиты и техногенной безопасности Главного управления МЧС Украины в Запорожской области Евгений Соловьев отметил, что поскольку плотина относится к перечнютехногенноопасных объектов, разработаны планы ликвидации чрезвычайной ситуации. Согласно проекту, АЭС сооружена на возвышенности". Стоит ли верить словам чиновников, или нет, я не берусь решать. По словам чиновников, в аварийном состоянии находится лишь проезжай часть плотины, разрушение которой не приведет к разрушению самой дамбы. В любом случае, необходимы деньги на ремонт самой проезжей части, а так же на строительство новых мостов, с целью разгрузки движения по плотине. На удивление, материала по истории строительства Днепрогэс довольно мало.
Часть информации я откопал на сайте первой крымской 1k. Если тема вам интерестна, в дополнении интересные свидетельства очевидца стройки. Выдержки из дневника участника строительства плотины — Бориса Вейде. Материал, предлагаемый читателям, написан "по мотивам" дневниковых записей Бориса Вейде, который участвовал в великой стройке от начала и до конца, пройдя путь от рабочего до солидного уровня "кадровика". После завершения строительства в Запорожье был переведен в Пермь на сооружение Камской ГЭС, где продолжал вести дневники. Свои записи и фотоальбом Борис Вейде оставил сыну Феликсу недавно умершему , который жил в Ивано-Франковске. Понимая значение документов, Феликс передал их в Запорожье своему другу Арику Печерице. Чтоб получить должность в аппарате Днепростроя, нужно было иметь протекцию Проработав более четырех лет на Запорожском авторемонтном заводе, в сентябре 1927 года Борис Вейде ушел на строительство гидростанции. Он пишет: "На территории колонии Кичкас, куда я пришел устраиваться на работу, моим глазам предстала такая картина: бараки, палатки, сотни людей, подвод, тачанок, дымящиеся костры. Три дня ходил я по многочисленным отделам Днепростроя, но безуспешно.
Надо было иметь протекцию, чтобы получить какую-нибудь работу в аппарате. У меня не было протекции, поэтому я поступил каменоломом в земельно-скальный отдел. Вручную мы кололи гранит на берегу Днепра. Норму на 2 рубля 50 копеек в день я выполнял. Возвращался домой в Запорожье пешком за шесть километров. Здорово уставал. Вскоре перевелся рабочим железнодорожных путей. Это была более осмысленная работа, и ее результаты мы видели ежедневно. Здесь я проработал месяц". Постройком гидротехнического отдела начал выпускать стенгазету "Плотина", Вейде был и корреспондентом, и оформителем.
Инициативного рабочего заметили и перевели в контору земельно-скального отдела. Будасси, отличный инженер по строительству дорог, свою команду привез с собой. Все пронизывала атмосфера угодничества, подхалимажа, протекционизма. Гидротехническим отделом руководили опытные инженеры-гидротехники Г. Веселаго и Ф. На стройке говорили, что оба они — сыновья царских адмиралов. В аппарате работали надменные Александров, Партельман, Берг, Растопчина — недобитые аристократы Растопчина — бывшая графиня. На местных жителей они смотрели, как на туземцев. Было похоже, что я попал в дореволюционное царское учреждение". Борис Вейде описал банкет, организованный как-то в медсанчасти Днепростроя: "В углу большого зала горит лампадка перед иконой святого Николая.
На противоположной стороне — портреты Николая II и его супруги. Посередине комнаты — роскошно сервированный стол. Масса дорогих вин и закусок. Вокруг стола — гости в костюмах 1915 года, дамы в шелках и бриллиантах. Сплошное столбовое дворянство. Как будто и не было революции 1917 года. Однако этот тайный банкет, со слов очевидцев, стал известен широким массам".
Прежде всего предлагается заменить существующий мостовой переезд через плотину консольного типа на 2-хъярусный переезд.
Ленина в 1920 г. Строительство 50-метровой плотины обеспечило повышение уровня воды в р. Днепр, что в свою очередь позволило открыть сквозное судоходство. Энергообъект состоит из 2х электростанций ДнепроГЭС-1 и ДнепроГЭС-2 , которые образуют единый комплекс гидротехнических сооружений, расположенных под одной плотиной.
Но работы начались гораздо позже по ряду причин. В-третьих, мешали разногласия между председателем комиссии по Днепрострою Л. Троцким и генсеком партии И. Решение о начале стройки приняли только 31 января 1927 года. Работы заняли больше 5 лет. В сентябре 1932 года состоялся торжественный запуск ДнепроГЭС. Проект разрабатывала группа ученых под руководством инженера И. Наиболее значительна была помощь военного инженера Хью Купера, автора проектов нескольких электростанций и плотин. Оборудование поставляли немецкие заводы Круппа. Основной элемент — гидротурбины — заказали американской General Electric. Главным инженером назначили ученого А. Он оптимизировал проект Александрова, сделав его не таким затратным и увеличив мощность возводимой ГЭС. В итоге в 1932 году с показателем 560 МВт новая украинская электростанция стала третьей в мире по мощности, уступив только 2 объектам из США. Внешний вид плотины, а также здание ДнепроГЭС разрабатывались им. Веснин занимался и Соцгородом, в котором жили рабочие. Этот район Запорожья отразил советское понимание роли архитектуры в формировании сознания населения. Соцгород строили как город будущего, город-сад, жители которого будут иметь общий быт. Он заполнен домами в 3 и 4 этажа с просторными квартирами, а облик некоторых зданий позволяет создать представление о советском авангардизме. Но изначально рабочие жили в бараках. На стройку брали всех желающих, проект отличался большой текучкой кадров, строители были неграмотны.
Здесь я проработал месяц". Постройком гидротехнического отдела начал выпускать стенгазету "Плотина", Вейде был и корреспондентом, и оформителем. Инициативного рабочего заметили и перевели в контору земельно-скального отдела. Будасси, отличный инженер по строительству дорог, свою команду привез с собой. Все пронизывала атмосфера угодничества, подхалимажа, протекционизма. Гидротехническим отделом руководили опытные инженеры-гидротехники Г. Веселаго и Ф. На стройке говорили, что оба они — сыновья царских адмиралов. В аппарате работали надменные Александров, Партельман, Берг, Растопчина — недобитые аристократы Растопчина — бывшая графиня. На местных жителей они смотрели, как на туземцев. Было похоже, что я попал в дореволюционное царское учреждение". Борис Вейде описал банкет, организованный как-то в медсанчасти Днепростроя: "В углу большого зала горит лампадка перед иконой святого Николая. На противоположной стороне — портреты Николая II и его супруги. Посередине комнаты — роскошно сервированный стол. Масса дорогих вин и закусок. Вокруг стола — гости в костюмах 1915 года, дамы в шелках и бриллиантах. Сплошное столбовое дворянство. Как будто и не было революции 1917 года. Однако этот тайный банкет, со слов очевидцев, стал известен широким массам". В бараках, где жили строители, процветали пьянство и воровство Размах строительства поражал: в марте, когда стройка только начиналась, работало всего 650 человек, а когда в ноябре 1927 года была официальная закладка Днепровской ГЭС, трудилось уже более 10 тысяч человек. Торжественный митинг по поводу закладки станции состоялся 7 ноября 1927 года, в годовщину Октябрьской революции. На нем присутствовали члены украинского правительства. Чугунную мемориальную доску с текстом на русском и украинском языках забетонировали на месте будущей станции. К концу года задымили трубы временной тепловой станции, поднялось бетонированное здание управления Днепростроя, железные дороги прорезали окрестные холмы. Механизмов было мало, хотя строительство Днепровской ГЭС считалось самым механизированным. Земляные работы в основном выполнялись вручную — грабарями и землекопами, с помощью лопаты, грабарки и тысяч лошадей. Народ на стройке, как записывал Вейде, был разный: бывшие заключенные, бандиты, петлюровцы, воры всех мастей, бывшие белые офицеры, контрабандисты, священники, спекулянты, кулаки, сектанты, участники мятежей, аристократы. Все рабочие жили в темных бараках. Бригады пополнялись так стремительно, что не успевали строить новые бараки. Появились женщины, отмечает автор записок. Наряду с подготовительными работами по возведению гидростанции развернулось строительство жилья. На правом и левом берегах Днепра заложили сразу несколько поселков для семейных и холостяков: Земельный, Мельничный, 159-й версты. Специалисты, приехавшие из Соединенных Штатов, жили отдельно в специально выстроенных для них в американском стиле коттеджах, с гаражами и площадках для тенниса. Для них был открыт магазин "Торгсин". Руководили стройкой специалисты высокого класса. Главным инженером был крупный ученый в области энергетики, участник составления плана ГОЭЛРО Веденеев, начальником Днепростроя — Винтер, инженер и ученый в области строительства и эксплуатации электростанций и энергосистем, волевой, целеустремленный человек. Говоря о рабочих и руководителях, Вейде пишет, что стройной системы оформления кадров не было, а так как потребность в рабочей силе была большая, то брали кого попало. Многие шли, чтобы получить рабочий номер и поселиться в бараке. Приехало и немало крестьян. Биржа труда не брала их на учет из-за отсутствия документов паспортов у крестьян тогда не было. В результате появилось много липовых справок, с которыми в бригады попадали воры и беспризорные. Они мешали работать честным людям. Процветали пьянство и воровство. По ночам милиция производила облавы. Тех, кто попался, вывозили километров за сорок от стройки и оставляли. Особый контингент на стройке составляли грабари — рабочие, выполнявшие земляные работы. Они нигде не оформлялись, отказывались жить в бараках, а селились без документов в землянках и мазанках на левом берегу в поселке "Кавказ". Однажды милиция задержала двух строителей, у которых были найдены два больших чемодана, набитые печатями и штампами. Оказалось, задержанные представляли целую группу изготовителей фальшивых документов. Так была раскрыта тайна поселка грабарей. Но была еще одна большая беда, фиксирует Борис Вейде, — кулачество. Кулаки, пишет автор дневника, шли "в народ", читали рабочим газеты и, как бы между прочим, роняли фразы: "Днепрострой — это выдумка большевиков", "За все, что берут за границей, платят украинской пшеницей, а если селяне не захотят давать свой хлеб, то и строительству конец" и так далее. Эти нашептывания влияли на настроения в рабочей среде. Особенно верили кулацким наговорам, когда на стройке случались аварии. Одна из крупных аварий произошла весной 1928 года: упал металлический шпунт перемычек правого берега. Пошли слухи о задержке строительства, о том, что "всему конец". Когда выяснилось, что причина аварии — кража врагами социализма тросов крепления, строители с неслыханным энтузиазмом взялись за работу и на 18-й день поставили шпунты на место. Стройка ни на один день не была отсрочена. В результате кадровой чистки с работы сняли сотни человек, "чуждых великому всенародному строительству" В Украину на Днепрострой двинулись также бывшие князья, помещики и офицеры. Устроиться на работу им помогали родственные связи со специалистами стройки. Все отделы и подотделы заполнили вельможные родственники, с возмущением отмечает Вейде. В апреле 1929 года "Правда" опубликовала указание партийных органов о чистке советского аппарата от морально разложившихся бюрократов, саботажников, взяточников, вредителей, подкулачников. Было указано заменять их новыми кадрами и готовить выдвиженцев из передовых работников. При этом пролетарское происхождение и партийность не являлись страховкой от чистки. На стройке случались необъяснимые аварии поездов, грубейший бюрократизм в отделах и прочее. Шли разговоры о подкопах под склад взрывчатых веществ на правом берегу. В июне 1929 года на Днепрострой прибыла комиссия "по чистке" под руководством Беленького. Во всех крупных отделах оперативно создали ячейки содействия этой комиссии, в одну из них вошел и автор дневника Борис Вейде. Работа "по чистке" была сложной, потому что надо было "проверять и перепроверять", писал Вейде. Но с помощью рабочих, которые следили за происходящим с большим интересом и всячески помогали, "было выявлено много негодных работников, целая галерея вредителей и паразитов, чуждых этому великому всенародному строительству". Обнаружили ряд лиц, скрывавшихся под маской участников строительства. Скажем, заведующий материальным складом Тупиков оказался в прошлом полковником армии Деникина, кладовщик Архипов — бывшим жандармом, руководитель медсанотдела Щегольская — женой адвоката Керенского, бежавшего в Польшу, заместитель начальника материального отдела Розенштейн — меньшевиком, спекулянтом валютой в период голода, а помощник бухгалтера Хоруженко — петлюровцем. В ходе чистки сняли с работы 233 человека, многих переместили по должности. Результатом "чистки" стало и создание отдела найма и увольнения, в который на должность заведующего учетом перевели Вейде. Борис Александрович подробно рассказывает, как в течение трех месяцев четверо сотрудников отдела кропотливо просматривали тысячи списков рабочих, приводя в порядок запутанную и запущенную систему кадрового учета. В результате любую справку о каждом работнике стройки можно было выдать за пять минут. Однако на этом "чистка" не закончилась. Так обнаружилось еще много "бывших", а ныне тихих, исполнительных, внешне скромных сотрудников.