Новости лфз сетка кобальтовая

Считается, что легендарная «Кобальтовая сетка», ставшая визитной карточкой Императорского фарфорового завода, созданная ленинградской художницей Анной Адамовной Яцкевич, навеяна окнами блокадного города. Ломоносовский фарфор — история создания императорских сервизов с кобальтовой сеткой и обзор современной посуды ИФЗ. Купите императорский фарфор Кобальтовая сетка по цене от 610 руб. Бонусная программа Бесплатная доставка от 1 000 рублей Самовывоз из фирменных магазинов Замена или возврат денег в случае боя.

«Кобальтовая сетка»: история и особенности рисунка

знаменитая "кобальтовая сетка" - напоминание о блокаде Кобальтовая сетка императорский фарфоровый история. Кобальтовая сетка. Визитная карточка Императорского Фарфорового Завода. Выручка Ломоносовского фарфорового завода за 2017 год составила 1,98 млрд рублей, а себестоимость продукции — 720 млн рублей. Отличительным благородным почерком мастеров Императорского фарфорового завода стала роспись «кобальтовая сетка».

Кобальтовая сетка ЛФЗ

Кроме множества сувениров в виде магнитиков, канцелярии и самых вкусных конфет с кондитерской фабрики им. Крупской туристы часто везут из Санкт-Петербурга изящнейшие чашечки с кобальтовой сеткой и другую красивую посуду с Ломоносовского фарфорового. Императорский фарфоровый завод ИФЗ ЛФЗ. В фирменном интернет-магазине кобальтовая сетка продаются по рекомендованным ценам Императорского фарфорового завода. В каталоге кобальтовая сетка Императорский фарфоровый завод представлены 29 изделий ЛФЗ. Большой каталог товаров бренда Императорский фарфоровый завод. Широкий ассоритмент по официальным ценам производителя, 802 моделей.

«Кобальтовая сетка»: красивый узор с драматичной историей

Оплатить можно наличными или банковской картой - на сайте, курьеру, или в пункте выдачи при получении. Дополнительно к заказу предлагаем добавить подарочную коробку "Кобальтовая сетка". Скидки есть и обговариваются по телефону при заказе от 5 штук любых изделий.

Почти 70 лет назад она впервые "легла на хрупкие плечи" сервиза, и с тех пор вызывает восхищение поклонников "белого золота". Оригинальный орнамент удачная находка создателя, ставшая классикой фарфорового жанра. Узор эволюционировал: сначала он был золотым. Со временем живописец осуществила метаморфозу с сеточкой, превратив ее в элегантную кобальтовую. Она искусно расписала чайный сервиз «Тюльпан» С.

Яковлевой, который на Всемирной выставке в столице Бельгии получил заслуженное золото. К сожалению, Яцкевич не суждено было при жизни получить мировое признание как автору, но в книгу русского фарфора ее имя вписано навсегда.

Некоторые заводские художники остались в блокадном городе. Беспалова-Михалева писала: «А. Яцкевич оставалась на казарменном положении при пустующем фарфоровом заводе, где директором в эту пору был бывший бухгалтер завода А. Как-то поздней осенью 1941 года я и художник Л.

Блак решили навестить наш завод. По мастерским художественной лаборатории гулял ветер, разметая листы старинных библиотечных книг, брошенных в беспорядке на волю судьбы. Анна Адамовна рассказала нам, что камуфлирует корабли, прижавшиеся к Невской набережной у завода, запасом фарфоровых красок. Было холодно, пустынно, грустно... Яцкевич - спасение уникальной библиотеки завода. Как-то она обратила внимание что солдаты воинской части, расположенной рядом с заводом, рассматривают между собой различные картинки явно выдранные из каких-то книг.

Присмотревшись она с изумлением узнала в этих картинках иллюстрации из книг заводской библиотеки. Стала разбираться и выяснила - коллекцию фарфора и стекла заводского музея вместе с оборудованием и рабочими завода успели вывезти по железной дороге в город Ирбит. А вагон, в котором находились книги из заводской библиотеки, почему-то не успели отправить и он остался стоять, попав в тупик станции. Именно из него солдаты и доставали заводские библиотечные книги и вырывали красивые картинки. Яцкевич решает спасти книги и на санках постепенно перевозит на завод всю оставшуюся библиотеку. В своей автобиографии А.

Яцкевич пишет «мать и сестра погибли в тяжелые дни блокады Ленинграда в 1942 году». Яцкевич была награждена медалью «За оборону Ленинграда. Суетина постепенно стала возобновлять свою работу художественная лаборатория завода. Летом 1944 года планировалось отметить 200-летие со дня основания завода и Н. Суетин обратился к художникам с призывом создать произведения к этому знаменательному событию. Анна Адамовна Яцкевич была награждена орденом «Красной звезды».

В ноябре 1944 года А. Яцкевич закончила работу над сервизом «Кобальтовая сеточка» на форме скульптора С. Яковлевой «Тюльпан». Нет достоверных данных, что именно послужило для А. Яцкевич прообразом созданного рисунка. Возможно - роспись «Собственного сервиза», созданного Д.

Виноградовым в 1750-х годах, возможно мотивы сервиза Венской фарфоровой мануфактуры, хранившиеся в фондах заводского музея. Некоторые источники указывают что это ассоциации с переклеенными крест на крест блокадными окнами ленинградских домов. Высказываются предположения и совсем экзотические - А. Яцкевич и Н. Коновалова, начальник цеха завода, ходили на Неву зимой за водой и ломами пробивали проруби. А снопы льдинок, вылетавших из-под лома и яркое солнце в морозный день и легли в основу росписи.

Сейчас установить это не возможно, но гениальность художника в том и заключается, что он может обобщить многое из увиденного и пережитого им ранее и затем воплотить в своих произведениях. Яцкевич первоначально расписала пять предметов - чайник, сахарницу, сливочник, чашку с блюдцем - изящным сине-золотым орнаментом на белом фоне. Округлые дольчатые формы сервиза "Тюльпан" органично оплетает кружевной кобальтовый рисунок, дополненный золотыми «жучками», стилизованными цветочными орнаментами и фестончатыми отводками. Немного позднее появился сервиз «Золотая сеточка» с букетами цветов, а в 1950-м году сервиз «Клеточка». Под руководством Н. Суетина А.

Яцкевич вместе с художниками А. Скворцовым, Л. Протопоповой и Л. Лебединской работала в 1945-1946 годах над созданием монументальной вазы «Победа» к первой годовщине победы СССР в Великой Отечественной войне. Создатели величественного фундаментального фарфорового произведения, воспевающего победу советского народа, удостоились благодарности И. Яцкевич пользовалась в коллективе авторитетом.

Воробьевский 1906-1992 , будущий народный художник РСФСР, ставший при жизни классиком росписи фарфора: «... Особенно мне было приятно и я Вам крайне благодарен за то истинно человеческое участие, которое Вы, Протопопова и многие другие товарищи по лаборатории приняли, когда я был в госпитале. Такого отношения я никогда не забуду, особенно после трех лет пребывания в плену, где я выпил полную чашу страданий - голода, холода и эксплуатации. Меня удивляет мужество. Но теперь Вы стоите на пути к счастью, чего я Вам искренне желаю». Яцкевич была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

В 1948-1949 годах А. Яцкевич вместе с другими художниками и живописцами завода работала над созданием грандиозной вазы «Строители коммунизма» к 70-летию Сталина. В послевоенные годы А. Яцкевич были созданы различные вазы «Орнаментальная», «Люкс», «Кобальтовая» и другие, сервизы для массового производства «Декоративный», «Летний», «Московский», «Желтый фон», «Праздничный» и ряд других, различные чашки с блюдцами. С внедрением в производство созданных ею оригинальных, превосходных «сеточек» возникли сложности. Если сервиз "Золотая сеточка" был сразу освоен и выпускался заводом долгие годы , и не только на форме «Тюльпан», то внедрение «Кобальтовой сеточки» оказалось делом не простым.

Научный сотрудник ГЭ Н. Щетинина пишет: «Сервиз появился в конце 1944 года. Он стал своеобразной квинтэссенцией предыдущих поисков и достижений, новых тенденций в развитии искусства фарфора. Возможно именно его рельефная золоченая сетка с пурпурными незабудками на пересечении линий, послужила прообразом для создания кобальтовой росписи. Первую пробу автор сделала кобальтовым карандашом. Но карандаш не оправдал надежд, кобальт ложился неровно, не получалось равномерно наполненных цветом линий.

Было решено наносить рисунок кистью. Расписанный кобальтом сервиз дополнен элементами, выполненными порошковым золотом с цировкой, что усиливает глубину синей краски и белизну фарфора, выявляя декоративные качества материала. С 1950 года сервиз тиражируется на заводе. Внедрение в производство и массовый выпуск потребовали технологической доработки. На формы сервиза нанесены желобки, которые помогают вести линии точно, что ускоряет процесс росписи. Золотые "жучки", фестончатые отводки, стилизованные цветочные орнаменты на носиках и ручках стали наносить глянцевым золотом.

В 1950 году ученица А. Яцкевич - О. С Долгушина под ее руководством исполнила окончательный вариант росписи сервиза, который был внедрен в производство. В настоящее время именно этот сервиз представлен в витрине советского зала отдела Государственного Эрмитажа «Музей фарфорового завода». Активно участвуя в жизни художественной лаборатории и завода А.

Так впервые появился этот узор. Сервиз именно в таком цветовой исполнении в 1958 году получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе. Это стало большой неожиданностью, так как в отличии от многих экспонатов выставки сервиз не создавался специально для нее, а был в ассортимента завода уже больше 10 лет и являлся примером классической фарфоровой продукции ЛФЗ тогда еще Ломоносовский фарфоровый завод. С того времени за узором и закрепилось название «Кобальтовая сетка».

Сразу после выставки популярность на эту модель посуды в Советском Союзе резко возросла. Многие мечтали иметь на своем столе если уж не сервиз, то хотя бы чайную чашечку со знаменитой синей сеточкой. А что за стало его прототипом и откуда взяла художница эту идею? Существует две основных версии как у художницы Анны Яцкевич возникла идея этого рисунка и какая из них правильная спорят до сих пор. По первой версии идея «кобальтовой сетки» была навеяна другим сервизом с сеточкой.

Клейма фарфоровых заводов СССР

Все предметы можно купить как отдельно, так и в наборах, что позволяет с легкостью подобрать посуду на ваш вкус. Большой ассортимент.

Виноградовым в 1750-х годах, возможно мотивы сервиза Венской фарфоровой мануфактуры, хранившиеся в фондах заводского музея. Некоторые источники указывают, что это ассоциации с переклеенными крест на крест блокадными окнами ленинградских домов. Потребовались пять лет труда технологов и мастеров завода чтобы решить и преодолеть все технологические проблемы и тонкости подглазурной росписи кобальтом. В 1950 году ученица Анны Яцкевич - О.

Обновление серии "Кобальтовая сетка" Дизайн сочетает в себе ненавязчивую классику форм с изящным декором, поэтому станет безупречным дополнением как к традиционным коллекциям, так и к креативным новинкам от «Императорского фарфора».

В оформлении был использован самый известный рисунок ИФЗ — «Кобальтовая сетка». При создании столового стекла мы обратили особое внимание на удобство, поэтому все предметы стали легче и комфортнее в использовании.

Сервиз с «кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился, с момента его создания прошло уже 14 лет, и он просто входил в ассортимент завода. Но неожиданно именно он получил золотую медаль. К сожалению, Анна Яцкевич не дожила до триумфа своего узора.

Войти на сайт

Наверняка многие знают фарфоровые сервизы Ломоносовского фарфорового завода, расписанные знаменитой «кобальтовой сеточкой». БЛЮДЦЕ КОФЕЙНОЕ из сервиза КОБАЛЬТОВАЯ СЕТКА ЛФЗ экспортное клеймо СССР Люкс! Визитная карточка Императорского фарфорового завода — синяя «Кобальтовая сетка» на посуде впервые появилась в 1944-м. Императорский фарфоровый завод ИФЗ ЛФЗ. Оригинал взят у sadalskij в Кобальтовая сетка. Самый известный узор ленинградского фарфора, визитная карточка ЛФЗ. Он появился вскоре после снятия блокады в 1944 году.

Кобальтовая сетка ЛФЗ

В 1958 году «Кобальтовая сетка» — простой и элегантный узор, покорила мир. В этом году состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свои лучшие создания , в том числе и предметы, украшенные этой росписью. Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился, он просто входил в ассортимент завода, и тем неожиданнее стала для ЛФЗ награда — за узор и форму сервиз получил золотую медаль. Анна Адамовна Яцкевич 1904-1952 , выпускница Ленинградского художественно — промышленного техникума 1930 г. Работала на ЛФЗ с 1932 по 1952г.

Художник по росписи фарфора. Слава к ней, как к создательнице знаменитой «Кобальтовой сетки» пришла только после смерти. О триумфе своей росписи в Брюсселе она так и не узнала. Как же возник узор «кобальтовая сетка»?

Также одним из праздничных сервизов ИФЗ, который поставлял фарфор к императорскому двору Николая I, был «Кобальтовый сервиз». Этот сервиз был повторением более известного своего предшественника с одноименным названием. Его в свое время изготовили на Венской мануфактуре по специальному заказу Австрийского императора Иосифа II. Такой подарок монарх решил преподнести российскому императору Павлу Петровичу и его супруге великой княгине Марии Федоровне, гостившим у него.

Чтобы расположить к себе наследника российского престола Иосиф II и решил преподнести в виде презента роскошный фарфоровый сервиз. Образцом же, по которому на Венской мануфактуре создавали «Кобальтовый сервиз», стал другой сервиз — произведение Севрской мануфактуры, который в 1768 году Людовик XV подарил датскому королю Христиану VII. Венский сервиз был украшен золотой ажурной росписью «cailloute» франц. Павел I по достоинству оценил роскошный подарок Иосифа II, о чем говорит то, что отправляясь на войну со Швецией, он завещал его своей теще.

Однако с войны император вернулся в добром здравии и продолжил владение «Кобальтовым сервизом». В 1890 году «Кобольтовый сервиз» с маркой Венской мануфактуры в полном комплекте был отправлены в Зимний дворец. В Гатчинском дворце осталась часть сервиза, та, что была выполнена на ИФЗ. Сегодня от знаменитого сервиза, сделанного в Вене до нашего времени сохранилось 73 предмета.

Сравнивая «Кобальтовую сетку» Яцкевич и роспись сервиза «Собственный», эксперты считают сходство очень отдаленным — сеточка художницы более замысловатая, выполненная подглазурным кобальтом. В местах пересечения синих линий сетка украшена звездочками 22-х каратного золота, что придает росписи еще большее благородство и элегантность. У сервиза «Собственный», в узлах золотой сеточки выписаны маленькие розовые цветочки. Есть еще один интересный момент в истории создания этого декора, он связан с карандашом, которым художница Анна Яцкевич нанесла на фарфор свой знаменитый узор.

В те времена на ЛФЗ возникла идея использовать так называемый кобальтовый карандаш. Разумеется, карандаш был обычным, сделанным на фабрике «Сакко и Ванцетти», а вот стержнем его была фарфоровая краска. Художникам завода карандаш не понравился, только Анна Яцкевич решила попробовать новинку и расписала им первый экземпляр сервиза «Кобальтовая сетка». Так это или нет, но этот экземпляр сервиза сейчас находится в экспозиции Русского музея.

Окна блокадного Ленинграда. В свое время Анна Адамовна окончила Ленинградский художественно-промышленный техникум, пошла работать на завод и отдала любимому делу двадцать лет. В блокадное время работы на заводе практически были прекращены и ей, как и многим другим мастерицам, пришлось заниматься камуфляжем кораблей. При помощи обычных красок по фарфору, оставшихся на складах завода, они расписывали огромные корабли, чтобы те были менее заметны для врага. Анна Яцкевич при жизни была рядовым художником, слава же пришла к ней уже после ее смерти. И что интересно, изначально придуманный узор был вовсе не кобальтовым, а золотым. Даже была выпущена первая партия сервизов с золотой сеточкой.

Но немногим позже Яцкевич заменила золото на синеву, и это стало лучшим цветовым решением. В то время мастерицы уже наносили её тончайшей кисточкой, по специальным желобкам, которыми были расчерчены фарфоровые изделия, чтобы линии получались ровными. А в знаковый 1958 год в Брюссель Ломоносовский завод предоставил самые лучшие свои экспонаты, среди которых и был пресловутый сервиз с «кобальтовой сеткой», взявший первый приз. И с тех пор началось его триумфальное шествие по стране. Однако, к сожалению, создательница пресловутого узора не дожила до того дня. Она, как и многие блокадники, умерла вскоре после войны, так и не узнав, что ее сеточка стала символом русского фарфора… Сервиз, расписанный «кобальтовой сеточкой». На счету Анны Яцкевич был ещё один рисунок, пожалуй, не менее известный, чем «кобальтовая сетка».

Это логотип завода — ЛФЗ. Он тоже выполнен в голубых тонах с золотыми штрихами. И известен каждому, кто хранит у себя какое либо изделие, созданное на этом заводе.

Эту посуду отличало роскошное, на грани кича оформление: перламутр, много позолоты, витой замысловатый орнамент по краю, пасторальные и мифологические мотивы с полуобнаженными нимфами, грациями, юношами и купидонами — все то, с чем боролись адепты пролетарской простоты и функциональности на заре советской власти, теперь стало супермодным. С художественной точки зрения такая посуда уступала многим советским сериям: в оформлении почти всего фарфора из ГДР, в том числе и "Мадонн", использована техника деколи — когда изображение не кисточкой рисуют по фарфору, а переносят на поверхность переводную бумажную картинку и потом фиксируют ее обжигом. Несмотря на то что деколь бывает очень высокого качества, ручная роспись всегда ценилась выше. Поначалу сервизы приезжали в СССР в чемоданах генеральских жен, но уже в конце 1950-х импорт немецкой посуды наладился официально. На территории ГДР оказалось сосредоточено большинство известных немецких фарфоровых заводов, в том числе и Мейсенский завод. Немцы быстро оценили спрос советских граждан на их продукцию и увеличили производство.

Цена на них была космической: несколько средних зарплат специалиста с высшим образованием, но вложения в фарфор расценивались как оправданные — ведь такая посуда была показателем благополучия семьи, обладать ею считалось престижным. Фарфор из ГДР не раз появлялся в советском кино: например, Шурик и Лида из "Операции "Ы" брали сосиску с немецкой тарелки с цветочками, а в фильме "Москва слезам не верит" мать Родиона Рачкова, принимая его девушку Катю Тихомирову на званом обеде, сервировала стол золочеными тарелками. Немецкий сервиз можно разглядеть и в шкафу Рачковых — именно так, на самое видное в комнате место, и выставляли дорогую посуду в домах советские хозяйки, хотя чаще всего пышность ее оформления диссонировала с обстановкой малогабаритных квартир. Сервизы были одним из самых популярных и желанных подарков на свадьбу, юбилей, новоселье, даже когда они стали более доступны. Если в 1960-е приходилось искать "Мадонну" через перекупщиков, в комиссионках, то после Олимпиады 1980 года они стали появляться и в универмагах. В 1970—80-е и даже в 1990-е знаменитых "Мадонн" выпускали и менее известные немецкие мануфактуры Германии, и Чехия, и Польша — они стоили чуть дешевле, уступали в богатстве декора и тонкости работы мейсенскому фарфору, хотя все равно сохраняли высокое качество исполнения. Сегодня коллекционеры выше всего ценят посуду 1950-х. Показать ещё Фамильная реликвия Сегодня среди предложений на антикварном рынке много сервизов в идеальном состоянии. Причина — бережное отношение их хозяев.

Ведь из посуды с нимфами или ручной росписью ели только по большим праздникам, а то и никогда не доставали из серванта. Целый сервиз стараются продавать одним лотом, а если в нем есть потери, можно продать отдельные предметы". С фамильным фарфором расстаются не потому, что не хранят память о предках: сохранить можно другие, более компактные и функциональные вещи своего близкого, например шарфик, украшение, часы, книгу, а для хранения сервиза на 12 персон нужно много места, он капризный — золоченый фарфор нельзя мыть в посудомоечной машине, нельзя ставить в микроволновую печь. Многие не устраивают застолья дома, или устраивают, но для небольших компаний, или предпочитают более демократичный, лаконичный дизайн кухни и праздничного стола. Мария Афанасьева — обладательница нескольких сервизов советского периода. Два из них достались ей от бабушки, два — от свекрови. Эти сервизы покупала свекровь, и один из них так и хранился в коробке, им никогда не пользовались, берегли. А есть бабушкина "Мадонна" из ГДР, правда, он уже неполный, несколько чашек и тарелок разбилось, у носика чайника есть скол". По словам Марии, "Мадонной" она и домашние не пользуются никогда — слишком эта посуда не вписывается в современную жизнь.

Помню, у бабушки эти тарелки стояли на самом видном месте в серванте и завораживали меня. Она раз в год их доставала — когда семья собиралась на ее день рождения и бабушка накрывала к чаю. Сейчас мне кажется, что эта помпезная посуда в проходной комнате хрущевки — пусть и очень уютной, но с низкими потолками, с советской мебелью эпохи 80-х — выглядела несколько странно. Но для моей мамы остатки "Мадонны" — это память от ее мамы, а для меня — память о моем детстве, о дружных застольях родных, многих из которых сегодня уже нет". Мария рассказывает, что на Новый год и дни рождения она достает другой бабушкин сервиз — чешский: белые тарелки с черно-золотой каймой. Очень ее люблю! А когда у нас праздничное чаепитие или заходят гости, достаю белые чашки с золотым ободком от "Вербилок" или кобальтовую сетку. Люди очень здорово реагируют — особенно на кобальт".

Яцкевич и Н. Коновалова, начальник цеха завода, ходили на Неву зимой за водой и ломами пробивали проруби. А снопы льдинок, вылетавших из-под лома и яркое солнце в морозный день и легли в основу росписи. Сейчас установить это не возможно, но гениальность художника в том и заключается, что он может обобщить многое из увиденного и пережитого им ранее и затем воплотить в своих произведениях. Яцкевич первоначально расписала пять предметов - чайник, сахарницу, сливочник, чашку с блюдцем - изящным сине-золотым орнаментом на белом фоне. Округлые дольчатые формы сервиза "Тюльпан" органично оплетает кружевной кобальтовый рисунок, дополненный золотыми «жучками», стилизованными цветочными орнаментами и фестончатыми отводками. Немного позднее появился сервиз «Золотая сеточка» с букетами цветов, а в 1950-м году сервиз «Клеточка». Под руководством Н. Суетина А. Яцкевич вместе с художниками А. Скворцовым, Л. Протопоповой и Л. Лебединской работала в 1945-1946 годах над созданием монументальной вазы «Победа» к первой годовщине победы СССР в Великой Отечественной войне. Создатели величественного фундаментального фарфорового произведения, воспевающего победу советского народа, удостоились благодарности И. Яцкевич пользовалась в коллективе авторитетом. Воробьевский 1906-1992 , будущий народный художник РСФСР, ставший при жизни классиком росписи фарфора: «... Особенно мне было приятно и я Вам крайне благодарен за то истинно человеческое участие, которое Вы, Протопопова и многие другие товарищи по лаборатории приняли, когда я был в госпитале. Такого отношения я никогда не забуду, особенно после трех лет пребывания в плену, где я выпил полную чашу страданий - голода, холода и эксплуатации. Меня удивляет мужество. Но теперь Вы стоите на пути к счастью, чего я Вам искренне желаю». Яцкевич была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В 1948-1949 годах А. Яцкевич вместе с другими художниками и живописцами завода работала над созданием грандиозной вазы «Строители коммунизма» к 70-летию Сталина. В послевоенные годы А. Яцкевич были созданы различные вазы «Орнаментальная», «Люкс», «Кобальтовая» и другие, сервизы для массового производства «Декоративный», «Летний», «Московский», «Желтый фон», «Праздничный» и ряд других, различные чашки с блюдцами. С внедрением в производство созданных ею оригинальных, превосходных «сеточек» возникли сложности. Если сервиз "Золотая сеточка" был сразу освоен и выпускался заводом долгие годы , и не только на форме «Тюльпан», то внедрение «Кобальтовой сеточки» оказалось делом не простым. Научный сотрудник ГЭ Н. Щетинина пишет: «Сервиз появился в конце 1944 года. Он стал своеобразной квинтэссенцией предыдущих поисков и достижений, новых тенденций в развитии искусства фарфора. Возможно именно его рельефная золоченая сетка с пурпурными незабудками на пересечении линий, послужила прообразом для создания кобальтовой росписи. Первую пробу автор сделала кобальтовым карандашом. Но карандаш не оправдал надежд, кобальт ложился неровно, не получалось равномерно наполненных цветом линий. Было решено наносить рисунок кистью. Расписанный кобальтом сервиз дополнен элементами, выполненными порошковым золотом с цировкой, что усиливает глубину синей краски и белизну фарфора, выявляя декоративные качества материала. С 1950 года сервиз тиражируется на заводе. Внедрение в производство и массовый выпуск потребовали технологической доработки. На формы сервиза нанесены желобки, которые помогают вести линии точно, что ускоряет процесс росписи. Золотые "жучки", фестончатые отводки, стилизованные цветочные орнаменты на носиках и ручках стали наносить глянцевым золотом. В 1950 году ученица А. Яцкевич - О. С Долгушина под ее руководством исполнила окончательный вариант росписи сервиза, который был внедрен в производство. В настоящее время именно этот сервиз представлен в витрине советского зала отдела Государственного Эрмитажа «Музей фарфорового завода». Активно участвуя в жизни художественной лаборатории и завода А. Яцкевич весной 1944 года привела на работу на завод свою племянницу Музу Федоровну Феоктистову Изотову , начавшую трудиться живописцем, а с 1947 года сотрудником заводского музея. Став с годами любимицей коллектива, Муза Федоровна сохраняла память об Анне Адамовне всю свою жизнь. Позднее она вспоминала: «Мы жили далеко от завода, у торгового порта. Тогда метро не было, приходилось добираться до завода часа полтора, а то и больше. Я помню. В это время завод стал выдающейся лабораторией советского фарфора. Художниками Н. Суетиным, Е. Штриккер, С. Яковлевой были созданы новые формы чайных сервизов «Крокус», «Лотос, «Тюльпан». Исполняла графические работы: марки для заводов, различных организаций, а также марку «ЛФЗ» для нашего завода. В тяжелые годы блокады Анна Адамовна одна из творческой группы оставалась на заводе, была на казарменном положении, помогала Н. Коноваловой, которая была главным инженером, решать трудные, непосильные задачи. В 1944 году Анна Адамовна привела меня на завод, который стал оживать. Я была зачислена к ней учеником живописца. Для нее не было второстепенной работы; все, чтобы она ни делала, выполнялось с большим душевным подъемом, с чувством долга, с чувством ответственности художника перед народом. Анной Адамовной была создана роспись большой вазы скульптора Э. Криммера с портретом К. Ворошилова и с картиной «Первая Конная», расписан Кубок Большой Невы, расписан сервиз «Декоративный» на форме «Лотос», где она показала высокий класс мастерства цировки золота и смелое сочетание синего тона с красным селеном. Мастерство Анны Адамовны отличается тонкостью, ювелирностью, точностью композиционных построений. Оно воспитано на лучших традициях старейшего фарфорового завода страны». Сама А. Яцкевич так и не создала семьи, проживая после войны на улице Достоевского дом 16 квартира 16. Как часто бывает в жизни, автор не дожил до заслуженного признания своего замечательного произведения. В октябре 1951 году Анна Адамовна Яцкевич ушла в очередной отпуск, съездила на Кавказ, потом заболела и 13 мая 1952 года на 48-м году жизни скончалась. Похоронена на Богословском кладбище города. Прошли годы... СССР принимал в ней участие, занимая целый павильон. Одним из предприятий страны, представленных на выставке, был Ленинградский ордена Трудового Красного знамени фарфоровый завод имени Ломоносова, изделия которого вызвали огромный интерес и были удостоены высоких наград. За гармоничное сочетание формы и росписи, простое и образное решение сервиз «Кобальтовая сеточка» был удостоен «Золотой медали» автор А. Яцкевич, посмертно.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий