Новости лезгины кто такие

ЛЕЗГИНЫ найдено 25 значений слова(самоназвание — лезгияр) народ, компактно живущий преимущественно в юго-восточной части Дагестанской АССР и сопредельных районах Азербайджанской. Лезгины действуют, они самым активным образом борются с алиевской клептократией! В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества. САМОЕ ЧИТАЕМОЕ. Некоторое предубеждение у лезгина осталось только против торговцев армян, а особенно евреев.

Дагестан под ударом: Россия, Азербайджан и лезгины

История лезгин тесно связана с другими дагестанскими народами не только в силу своей географической близости, но и потому, что до начала 20 века можно встретить название "лезгины" применительно ко всему горскому населению Дагестана. Лезгины, история лезгин, дагестанские песни, лезгинские новости, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке, Лезгины в мире, Знаменитые Лезгины, Традиция. лезгины в баку скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. и трёхъязычными; среди них распространены русский и азербайджанский языки (как второй язык)[16][17][18].

Интересные факты о лезгинке

Ответы : Лезгин, это что за нация, как вера? Свежие новости, статьи и интересные факты о Лезгинах на новостном сайте LezgiYar.
Лица России. Кумыки и лезгины: yarodom — LiveJournal Низкий поклон всем,кто похвалил лезгин: значит действительно они заслуживают уважения.
Традиции лезгинского народа Лезгины города хотят видеть активность своей общины, поэтому уверен, что деятельность нашей организации будет востребована.
Эволюция этнического состава Дагестана, часть 10: лезгины: kaptbl — LiveJournal «Новости ИА REGNUM на наш сайт поступают в он-лайн режиме уже более двух лет.

Лезги из Тагирджала

Написать ИИ В 1930 году шейх Магомед Эфенди Штульский организовал против советской власти восстание, которое спустя несколько месяцев было подавлено. В течение XX века предпринимались попытки создания независимой либо автономной республики Лезгистан. Культура и быт Центральное место в песенном фольклоре лезгин занимают лирические песни танцевального характера, имеющие яркие инструментальные разделы. Народное искусство представлено танцами, среди которых знаменитая «лезгинка». Существуют также спокойный мужской танец — зарб макьам, а также медленные танцы перизат ханум, усейнел, ахты-чай, бахтавар.

В селе Ахты в 1906 году был создан первый лезгинский театр. В 1935 году был сформирован Государственный Лезгинский музыкально-драматический театр имени С. В Азербайджане в Кусарах в 1998 году был открыт Государственный лезгинский театр.

У вас все еще не появилось обновление? Если вы сидите с мобильного устройства, то удалите историю браузера или же подождите около недели, обновление у вас появится автоматически.

На фото показано обновление. Поддержать авторов можете в разделе Садакьа.

У меня есть генеалогическое древо, начало которого ведется с XV века. Окончил инженерно-технический факультет Нижневартовского государственного университета, кафедра электроэнергетики и электротехники. Поговорим о целях новой организации. Нами движет боль за свой народ, за состояние, в котором он сейчас оказался. Как бы банально это не звучало, мы хотим сохранить свой родной язык, культуру лезгинского народа, передать информацию о нем и его истории подрастающим поколениям.

Леки должны знать, что у них славная история, которой можно и нужно гордиться. У нас прекрасное прошлое. Лезгинская молодежь, ребятишки должны знать, помнить и уважать его, чтобы будущее было еще лучше. Я здесь прожил практически всю свою жизнь. Наш город второй по численности населения в Ханты-Мансийском автономном округе. Здесь среди дагестанских народов, а то и среди всех кавказских народов — лезгины на первом месте. Однако между нами нет сплоченности, можно встретить абсолютное игнорирование проблем своих земляков, чувствуется безразличие друг к другу.

В этой связи одной из задач мы для себя поставили — сплотить наших земляков, помочь им перешагнуть психологический барьер, привить им чувство братства, дружбы и сопричастности к проблемам своих соплеменников. Последние месяцы мы каждую неделю проводили собрания. Базировались в нашем спортзале.

Численность в РФ: 476 228 2010 г. Основной регион: Дагестан Родной язык: лезгинский Религия: ислам суннитского толка Лезгины — народ в РФ, главным образом на юго-востоке Дагестана Курахский, Сулейман-Стальский, Магарашкентский, Ахтынский, Докуз-паринский частично Рутульский и Хивский районы , а также в соседних районах Азербайджана кубинские лезгины — Кубинский и Кусарский районы.

Относятся к европеоидной расе кавкасионский тип с примесью каспийского подтипа. Говорят на лезгинском языке нахско-дагестанской группы кавказской семьи. Диалекты делятся на 3 группы: кюринская диалекты гюнейский, яркинский, курахский, говоры гилиярский и гелхенский ; самурская докуз-паринский и ахтынский диалекты, фийский и курушский говоры ; кубинская кубинский диалект. Литературный язык на основе гюнейского диалекта. Распространены также русский и азербайджанский языки.

Традиционные занятия — пашенное земледелие ячмень, пшеница, просо, рожь, кукуруза, рис, бобовые и скотоводство, на равнинах — преимущественно выгонно-стойловое, в горах — отгонное главным образом овцы, а также козы, крупный рогатый скот и др. Традиционные промыслы и ремёсла — прядение, ткачество, производство ковров, сукна, войлока, кожевенное, кузнечное село Ахты , оружейное и ювелирное дело село Икра и др.

Лезгины — народ, которым пугают детей

древний народ с богатой историей и культурой, распространенный в различных регионах России, их традиции, язык и обычаи являются важными. и трёхъязычными; среди них распространены русский и азербайджанский языки (как второй язык)[16][17][18]. Лезгины, история лезгин, дагестанские песни, лезгинские новости, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке, Лезгины в мире, Знаменитые Лезгины, Традиция. лезгияр новости. Так что, то, что лезгины трусливые, придумали просто те, кто их не долюбливает! Лезгины — это народ, проживающий на территории Дагестана и южной части Азербайджана. Лезгины являются четвёртым по численности народом Дагестана и первым по численности народом на его южной половине.

Лезгины – как живут «создатели лезгинки»?

Узнаем, откуда они происходят и где они живут. Рассмотрим их культуру и традиции, а также их взаимодействие с другими народами России. И, конечно же, рассмотрим важные исторические события, связанные с лезгинами. Наконец, мы обсудим современное положение этого народа и вопросы сохранения идентичности лезгин. Приготовьтесь к интересному путешествию в историю и культуру лезгин!

Нужна помощь в написании работы? Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы. Подробнее Происхождение и распространение лезгин Лезгины — это народ, который живет в горных районах Дагестана и Азербайджана.

Они имеют свою уникальную культуру, язык и традиции. Происхождение лезгин до сих пор остается предметом исследования и дискуссий среди ученых. Согласно одной из гипотез, лезгины происходят от древних иранских племен, которые населяли эти территории еще в древности. Другая гипотеза связывает их с кавказскими народами, такими как адыги и чеченцы.

Есть также предположение, что лезгины имеют смешанное происхождение, включающее элементы иранской, кавказской и даже тюркской культур. Распространение лезгин происходит в основном в горных районах Дагестана и Азербайджана. Они также проживают в некоторых соседних регионах, таких как Чечня, Ингушетия и Грузия. Лезгины известны своими навыками в горном скотоводстве и земледелии, а также традиционными ремеслами, такими как вышивка и плетение ковров.

Культура и традиции лезгин Лезгины имеют богатую культуру и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Они имеют свою уникальную музыку, танцы, одежду и кухню. Музыка и танцы Музыка является важной частью лезгинской культуры. Они играют на различных музыкальных инструментах, таких как тар, каманча и дудук.

Лезгинские песни часто рассказывают о любви, природе и истории народа. Танцы также играют важную роль в культуре лезгин. Они известны своими энергичными и живыми танцами, которые выполняются в парах или группами. Одежда Традиционная одежда лезгин отражает их культурные и этнические особенности.

Мужчины носят широкие брюки, накидку и шапку, а женщины носят яркие платья, юбки и головные уборы. Одежда часто украшена вышивкой и узорами, которые символизируют важные события и символы.

Авторы этого исследования считают, что распространение носителей гаплогрупп I1a, I1b и I1c происходило из трех мест на территории Европы после таяния ледникового покрова Франко-Кантабрийский регион, регион на северо-западе Балкан и стоянки древнего человека на юге современной Украины. Исследование генетического разнообразия нескольких популяций Кавказа показало, что лезгины генетически однородны. В отличие от данных анализа Y-хромосомы, показавших вклад европейских популяций, результаты анализа участков неполовых хромосом остальные 44 хромосомы из 46 у человека свидетельствуют, что дагестанцы горных районов генетически ближе к популяциям Турции и южного Кавказа, нежели к народам Европы.

Исследование генетической близости дагестанских этносов друг к другу показало четкое разделение на две группы, соответствующих географическому распространению: в первую группу вошли этносы, проживающие к северу от города Дербент аварцы, даргинцы, лакцы и кумыки , а во вторую — жители Южного Дагестана лезгины, табасараны и рутульцы.

Встречаются и люди-огнепоклонники, и мусульмане, и верующие напрямую в Аллаха. Их разными делала история.

Ставит вопрос о причастности нации к конкретной религии нельзя. Это - не главное в характеристике. На рисунках: надгробный камень с кладбища и мечеть с крестами в лезгинском селении Архит.

Они искренне верили в целительную силу священных мест и относились к таким путешествиям со всей серьезностью. Некоторые утверждают, что подобный обычай сформировался в результате желания укрепить дружеские и родственные связи между определенными семьями. Древние обряды и современная жизнь Лезгин - это что за нация? Рассмотрим подробнее ниже. Несмотря на свою малочисленность, лезгины имеют довольно фундаментальные моральные нормы, которые связаны с давними традициями. Из свадебных обычаев можно выделить один наиболее яркий — похищение невесты. Самое интересное, что подобная традиция практиковалась как с согласия невесты, так и без него.

Как выяснилось, выкупа как такового не было. За молодую просто вносилась определенная плата ее родителям. Возможно, сегодня некоторым это напоминает какую-нибудь покупку и кажется не совсем достойным, однако практика показывает, что большинство местных жителей относились к этому с радостью и большим энтузиазмом. Восточные традиции гостеприимства Особое отношение у лезгин принято в отношении гостей и людей пожилого возраста. Им выказывают отдельное уважение. Старикам не дают выполнять сложную работу, а гостей и вовсе не подпускают к домашним делам, даже если те настоятельно об этом просят. Гостям отдается все самое лучшее: спят на самой удобной кровати, даже если хозяева при этом могут остаться ночевать на полу.

Порой хочется, чтобы и сегодня многие народы смогли лучше изучить их культуру и почерпнуть оттуда что-то полезное для себя, особенно в отношении того, как обращаться с гостями. Люди на сегодняшний день добились многого, но утратили нечто ценное - понимание истинной природы человеческих взаимоотношений. Восточные культуры, в принципе, отличаются от других особым отношениям к женщинам.

Лезгины Азербайджана заявили о сильнейшей национальной дискриминации

КТО ТАКИЕ ЛЕЗГИНЫ (лезгияр)? ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАРОДА! - YouTube Лезгины, история лезгин, дагестанские песни, лезгинские новости, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке, Лезгины в мире, Знаменитые Лезгины, Традиция. лезгияр новости.
Лезгины — Википедия Свежие новости, статьи и интересные факты о Лезгинах на новостном сайте LezgiYar.

Лезгинский культурный журнал

Развивалось устное народное творчество, вершиной которого стал крупномасштабный героический эпос лезгинского народа о великом и справедливом богатыре Шарвили. Их подчинение верховной власти становилось все более и более нормальным. Особое внимание привлекает область Чур, название которого с лезгинского переводится как «долина», «равнина». Располагалась она к югу от Дербента на берегу Каспийского моря и имела большое стратегическое значение. Именно здесь располагались знаменитые Албанские ворота — проход между горами и морем. Лезгины это место, то есть Дербент, называют Кьвевар — «двое ворот».

Здесь обитали лезгиноязычные племена. Южнее располагалась область Маскат или Мюшкюр На западе простирались земли области Лакз. За нею, в горах -— область Шаки ,с которой граничила область. Здесь располагалась древняя столица Албании Кабала или Кьвепел. По обеим берегам реки Гирдман располагалась область Гирдман, богатая металлическими рудами.

Южнее находилась область Ути со столицей Партав. У кстокоь Самура были более мелкие княжества Кзх и Цахур. Эти и многие другие области Албании были густо населены и начинены городами, крепостями и селами. Одним из важнейших собы-ий в истории Албании было распространение здесь христианства. Новая религия принималась правящей верхушкой с целью упрочения своей власти.

Начало христианизации Албании относится к IV ве- ку н. В наиболее крупных и сильных областях Албании стали строиться церкви. Христианам иногда отдавались и языческие храмы, посвященные богам Луны. Солнца Огня и I. К тому же времени относится экспансия сасанидского Ирана в Албании, Официальной религией этого мощного государства являлся зороастризм, следы которого и поныне остались в верованиях лезгиноязычных и дагестаноязычных народов.

Сасаниды разрушали в Албании языческие храмы и строили зороастрийские, распространяя здесь огнепоклонство. Не оставили свои завоевательские планы и римские императоры. С севера на Албанию все чаще стали нападать дикие тюрские племена. Албания в это время находилась в большом напряжении: много сил и средств уходило на организацию противодействия алчным поползновениям завоевателей. На ее экономике сильно сказалась и длительная воина между сасанидами и римлянами.

Некоторые племена Албании вынуждены были из равнинных мест переселиться в горы, где было более или менее спокойно. Отдельные племена, не в силах противостоять жесткому давлению противника, физически вымирали или же ассимилировались в чуждой среде, принимая чужой язык и чужую культуру. Албанские ворота — Кьвевар — Дербент оказался в руках сасанидов. Сюда насильно стали переселять в огромном количестве иранские семьи. Такая политика иранских сасанидов способствовала резкому изменению этнического фона вокруг Дербента, принадлежавшего.

Областью Чур стал управлять сасанидский наместник Себухт, проводивший здесь проиранскую национальную политику, направленную на вытеснение местных племен. В 451 году в Армении под руководством Вардана Мамиконяна вспыхнуло восстание против сасанидов. Как свидетельствуют современники, в этой войне против сасанидов участвовали воины из Таваспора Табасарана и другие лезгиноязычные племена из Будуга, Шудуга, Крыза и Хина, а также племя гелов. В середине V века н. Однако ,это восстание было жестоко подавлено.

Албанские цари лишились самостоятельности, а их страна стала одной из областей огромной сасанидской империи. Сасаниды стали укреплять город Кьвевар Дербент для защиты от нашествий тюркских кочевников. Именно сасаниды дали этому городу его современное название Дербент. Большим бедствием для Албании и ее населения было нашествие хазар, нанесшее значительный урон экономике и культуре лезгиноязычных племен. В этой ситуации государственные деятели не могли не задуматься о будущем страны.

Одним из замечательных государственных деятелей Албании был Виро ,вернувшийся в эти трудные для родины дни из 25-летнего заточения в столице сасанидов. Роль Виро в консолидации усилий лезгиноязычных народов для борьбы с внешними врагами была огромной. Пользуясь поддержкой сасанидской царицы Ширин, являвшейся дочерью албанского царя, он из заточения руководил событиями, происходившими в Албании. Именно он добился восстановления самостоятельности албанских царей, обосновавшихся в области Гирдман. Отныне цари стали называться князьями и первым среди них был Вараз Григор, который немедленно стал готовиться к освобождению североалбанских территорий.

Предводитель хазар Шат находился в это время в Кабале. Виро отправился к нему с ценными подарками и добился некоторого облегчения для местного населения, подвергавшегося поголовному истреблению. В 630 году Виро умер во время эпидемии. После его смерти положение Албании еще более ухудшилось. Она попала под двойное иго: персов и хазар.

Именно этот период послужил причиной уничтожения уникальной культуры, созданной лезгиноязычными народами, от которой до сегодняшнего дня почти ничего не дошло, не считая скупых сведений путешественников и историков, а также некоторых археологических находок. Экономика и культура Албании нришла в полный упадок, а набеги кочевников не прекращались — наоборот усиливались с каждым годом. В таких условиях трудно было не только развивать, но и сохранять самобытную культуру. Существуют сведения о том, что в V веке н. Предполагают, что этот алфавит создан на основе гаргарского языка, богатого гортанными звуками, и насчитывал 52 буквы.

По начертанию букв указанный алфавит походил на грузинский и армянский. Факт существования в Албании единого и понятного для всего населения языка неоспорим. Доказательством тому и создание алфавита. Между тем продолжалось дальнейшее размежевание отдельных областей Албании. Независимой государственной единицей стало и княжество Гирдман.

Укрепившиеся здесь михраниды, перенесли свою столицу в Партав. Одним из выдающихся государственных деятелей михранидского. Гирдмана был князь Джаваншир. К востоку от Гирдмана усиливалась область Щарван со столицей-сначала в Шабране, развалины которого сохранились в нынешнем Дивичинском районе Азербайджана, а потом в Шамахе. В этой области жили лезгиноязычные народы, к которым позднее были подселены тэты и персы —выходцы из Ирана.

Мелкие, но самостоятельные княжества образовывались и в истоках реки Самур. Независимую политику вели таваспоры — коренные жители области Табасаран. Таким выглядела политическая карта Албании к середине VII века. Во время правления халифа Омара 634—644 г. Поэтому правитель албанской области Гирдман Джаваншир выступил против мусульман на стороне сасанидского Ирана.

В 642 году арабы нанесли сильное поражение персам, захватили Сирию, Месопотамию, Иран и устремились на Кавказ. Основу арабской армии составляла хорошо обученная конница. Пехотинцы набирались, в основном, из числа покоренных народов. Эта армада уничтожала все на своем пути, захватывая несметные богатства. Пятая часть добычи каждого арабского воина отдавалась в казну халифа.

Поэтому завоеватели стремились награбить как можно больше, чтобы составить собственный капитал. Алчность и стремление к легкой добыче стимулировали храбрость арабов. Поэтому они одерживали одну победу за другой. Албания оказалась перед лицом огромной опасности. В этой сложной ситуации гирдманский князь Джаваншир попытался заручиться поддержкой Византии, и с этой целью несколько раз встречался с византийским императором Константином II.

В 654 году халиф Осман направил на Кавказ армию под командованием Салмана ибн Рабиа. Арабы захватили Арцах и осадили город Партав. В это время на помощь Джаванширу пришли грузины и армяне. Через два года в Арабском халифате началась борьба за власть.

И, конечно же, рассмотрим важные исторические события, связанные с лезгинами. Наконец, мы обсудим современное положение этого народа и вопросы сохранения идентичности лезгин. Приготовьтесь к интересному путешествию в историю и культуру лезгин! Нужна помощь в написании работы? Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Подробнее Происхождение и распространение лезгин Лезгины — это народ, который живет в горных районах Дагестана и Азербайджана. Они имеют свою уникальную культуру, язык и традиции. Происхождение лезгин до сих пор остается предметом исследования и дискуссий среди ученых. Согласно одной из гипотез, лезгины происходят от древних иранских племен, которые населяли эти территории еще в древности. Другая гипотеза связывает их с кавказскими народами, такими как адыги и чеченцы. Есть также предположение, что лезгины имеют смешанное происхождение, включающее элементы иранской, кавказской и даже тюркской культур. Распространение лезгин происходит в основном в горных районах Дагестана и Азербайджана. Они также проживают в некоторых соседних регионах, таких как Чечня, Ингушетия и Грузия. Лезгины известны своими навыками в горном скотоводстве и земледелии, а также традиционными ремеслами, такими как вышивка и плетение ковров. Культура и традиции лезгин Лезгины имеют богатую культуру и традиции, которые передаются из поколения в поколение.

Они имеют свою уникальную музыку, танцы, одежду и кухню. Музыка и танцы Музыка является важной частью лезгинской культуры. Они играют на различных музыкальных инструментах, таких как тар, каманча и дудук. Лезгинские песни часто рассказывают о любви, природе и истории народа. Танцы также играют важную роль в культуре лезгин. Они известны своими энергичными и живыми танцами, которые выполняются в парах или группами. Одежда Традиционная одежда лезгин отражает их культурные и этнические особенности. Мужчины носят широкие брюки, накидку и шапку, а женщины носят яркие платья, юбки и головные уборы. Одежда часто украшена вышивкой и узорами, которые символизируют важные события и символы. Кухня Лезгинская кухня богата разнообразными блюдами, которые отражают их традиции и вкусы.

Они предпочитают мясо, особенно баранину и говядину, а также овощи и фрукты.

Мы происходим от Мухаммада-Рафи. У меня есть генеалогическое древо, начало которого ведется с XV века. Окончил инженерно-технический факультет Нижневартовского государственного университета, кафедра электроэнергетики и электротехники. Поговорим о целях новой организации. Нами движет боль за свой народ, за состояние, в котором он сейчас оказался. Как бы банально это не звучало, мы хотим сохранить свой родной язык, культуру лезгинского народа, передать информацию о нем и его истории подрастающим поколениям. Леки должны знать, что у них славная история, которой можно и нужно гордиться. У нас прекрасное прошлое.

Лезгинская молодежь, ребятишки должны знать, помнить и уважать его, чтобы будущее было еще лучше. Я здесь прожил практически всю свою жизнь. Наш город второй по численности населения в Ханты-Мансийском автономном округе. Здесь среди дагестанских народов, а то и среди всех кавказских народов — лезгины на первом месте. Однако между нами нет сплоченности, можно встретить абсолютное игнорирование проблем своих земляков, чувствуется безразличие друг к другу. В этой связи одной из задач мы для себя поставили — сплотить наших земляков, помочь им перешагнуть психологический барьер, привить им чувство братства, дружбы и сопричастности к проблемам своих соплеменников. Последние месяцы мы каждую неделю проводили собрания.

Но в каждом селе были и джаррахи — лекари, умеющие вправлять вывихи, лечить переломы костей. Местные целители хорошо разбирались в болезнях, давали полезные советы и пользовались уважением и почетом среди сельчан.

Многие были авторами лечебников, травников, хорошо знали и медицину Востока. Приведу наиболее интересные рецепты народной медицины. Например, крапиву верг при ревматизме использовали так: старой сильно колючей крапивой хлестали больные участки тела до появления на коже волдырей. Крапиву ели и от малокровия. Начиная с ранней весны и заканчивая осенью, лезгины собирали крапиву, сушили и запасали впрок, но чаще применяли в свежем виде — мыли, посыпали солью и, потерев немного между ладонями чтобы не обжечь рот , ели. Дети, кстати, очень любили такое лакомство. Попробуйте и вы летом, когда поедете в селение. А, например, подорожник дамардин пешер — жилистые листья применяли для лечения нарывов, ран. Настойка из подорожника считалась идеальным средством при болезнях желудка.

Лезгины известны особым пристрастием к съедобным травам. Считалось, что в весенний период, когда организм истощен, употребление любых съедобных трав очень полезно. Начинку для афарар и пичекар пельмени делали из черемши, дикого чеснока, пастушьей сумки. При воспалении легких больного закутывали в шкуру только что зарезанного козла. Такие вот «козьи» лечения. Хорошим лечебным средством служили минеральные и горячие источники. Например, широко известны не только среди лезгин, но и во всем Дагестане и за его пределами ахтынские бани, серные источники которых помогают при лечении многих болезней. Там мы купаемся, когда ездим на лето в Ахты к дедушке Нариману и бабушке Закие, чье имя ты носишь, Закияша. Около селения Каракюре есть озеро Купул уьр озеро ревматизма.

Вода в нем даже в летнюю жару ледяная. Больной раздевается и погружается в воду. Если вода помогает больному, то его сильно лихорадит но, несмотря на невыносимый холод, он должен сидеть в воде. Если больной сравнительно легко переносит ледяную ванну, считалось, что он трудно поддается лечению. Пробыв в воде сколько хватает выдержки, больной выходит из нее, закутывается в овчинную шубу пропотеть что и происходит под горячими лучами солнца. Ревматизм после такой ванны исчезает бесследно. Бывали случаи, когда привозили людей на санях скрюченных, обездвиженных, а после погружения в Купул уьр они уходили самостоятельно. Использовали и целебные свойства чистого горного воздуха. Так, при болезни легких больному советовали чаще бывать на воздухе, желательно вдали от селения.

Больной поднимался в горы, когда они покрывались душистым ковром цветов. Оригинально лечили ребенка от экземы болезнь кожи. Его обмазывали густой простоквашей и давали облизывать щенку. Несколько облизываний — и тельце ребенка становилось чистым. Видимо, лечение таким способом не лишено смысла — ведь известно, что слюна собаки содержит вещества, благотворно влияющие на лечение ран. Бережное отношение наших предков к природе и к себе как части природы позволило жить им в давние суровые времена без таблеток и других нынешних достижений науки. Только поддерживая друг друга, заботясь друг о друге, род выживал. Хочу обратить ваше внимание и на такой факт, что среди горцев всегда было много долгожителей. Это благодаря активному образу жизни, чистому горному воздуху, умеренному питанию, соблюдению религиозных предписаний.

Наши предки считали, что труд очищает человека, как огонь золото. Наше время благоприятнее для человека.

Лезгины в Дагестане: национальность и происхождение в мире

Все сели на поезд, кумыки заняли свои места, а лакцы направились в уборную и заперлись. Вскоре после того как поезд тронулся, заходит кондуктор и собирает билеты. Дойдя до уборной, стучит в дверь: - Билет, пожалуйста! Дверь приоткрывается и одинокая рука протягивает кондуктору единственный билет. Тот его забирает и уходит. Завидев такое, кумыки решают по возвращении с конференции поступить так же. Но когда на обратном пути покупают один билет, с удивлением обнаруживают, что лакцы не покупают билетов вообще. Сев на поезд, кумыки направляются в одну уборную, а лакцы — в другую. Как только поезд трогается с места, один из лакцев выходит из своего убежища и направляется к уборной кумыков. Стучится в дверь: - Билет, пожалуйста! Дверь слегка приоткрывается и одинокая рука протягивает билет.

Лакец хватает его и убегает к своим. Если вы обратите внимание, то недостатки являются как бы продолжением достоинств. Если бы аварцы много думали, то не были такими сильными неудержимыми в драке и спорте и т. При этом речь идет про всю нацию целиком. Но когда сталкиваешься с конкретными людьми, то понимаешь, что недостатки всей нации не всегда воплощаются в каждом её представителе к сожалению, и достоинств тоже на всех не хватает.

Салимов, З. Ризванов, А. Кардашев, поэты и прозаики А. Фатахов, К. Меджидов, З. Эфендиев, И. Казиев, М. Гаджиев, А. Раджабов, К. Казимов, М. Джалилов, А. С культурой и литературой связаны имена журналистов И. Алипулатова, Д. Бейбутова, А. Абдулгамидова, Р. Забитова, И. Вагабова, А. Саидова, М. Ганиевой, К. Алиханова, А. Усамова и многих других. Искусство На базе любительского самодеятельного драматического кружка был создан лезгинский профессиональный театр. В дальнейшем из группы самодеятельных артистов выросли профессиональные артисты — супруги Мурадхан и Шамси Кухмазовы, удостоенные звания народного артиста Российской Федерации. Гордостью театра являлись актер А. Сайдумов, режиссер Б. Айдаев и др. Продолжает работать режиссер, драматург и театровед Э. Наврузбеков и многие другие талантливые актеры. У истоков дагестанской профессиональной музыки стояли композиторы Г. Гасанов, С. Керимов, З. В Дагестане популярны композиторы М. Мехман, Г. Мурсалов, Ф. Рагимханов, П. Киберов, О. Первой женщиной-композитором стала лезгинка Э. Особо следует отметить уникальный голос народной артистки Российской Федерации Рагимат Гаджиевой. Оперная певица Г. Эмиргамзаева в июле 2010 г. Среди музыкантов с академическим образованием известна выпускница Московской государственной консерватории Елена Готфридовна Гасанова. Первой профессиональной киноактрисой стала Софият Аскарова. В Дагестане гордятся первыми лезгинскими художниками Н. Аскаровым, М. Ганиевым, художниками-скульпторами Х. Аскаром-Сарыджей, И. Ибрагимовым, художником по книжной графике и портретной живописи, художником-скульптором Г. Гейбатовым, художниками-живописцами А. Эмирбековым и Э. Керимовым, архитекторами К. Керимовым, Г. Спорт, общественная деятельность Гордятся лезгины спортсменами, прославившими свой народ. Всему миру известны имена чемпионов и призеров международных, всесоюзных, региональных и других спортивных соревнований Р. Ашуралиева, А. Ганиева, К. Агаева, Ф. Вагабова, В. Вопросами развития культуры, образования, науки, литературы и искусства в Дагестане во второй половине XX и начале XXI вв. Ахмедов, Б. Джалилов, Г. Палчаев, Г. Балатов, Ш. Рамазанов, М. Гусаев, З. Арухов, А. Ахмедов, И. Магомедов, К. Исабеков и другие. На дипломатической службе проявили себя дипломаты А. Ярахмедов, М. Баглиев, М. Забитов, С. Рамазанов, А. Гордятся лезгины и своими современниками, прославившими свой народ, свою республику: С. Яралиевым — главой городского округа «город Дербент», Т.

Этот момент многие не осознают и не понимают. Так как честно это не говорят. Изменить запись в метрике чрезвычайно сложно, почти невозможно. Отсюда и убыль лезгинского населения, когда в каждой новой переписи численность лезгин тает как снег весной. Рабство, нищета или отъезд. Если лезгин выжил в армии или не был убит на войне, то его ожидает на гражданке жизнь, которая сродни духовной смерти. Особенно печальна участь тех лезгин, кто по принципиальными мотивам не желают растворятся в чужом этносе, не роднятся с ним, не желают бросать своих детей, внуков, будущее своего рода в общий плавильный котёл ради относительно благополучной жизни в клетке в месте, которое называется «самым толерантным мультикультурным государством». Это кажущееся благополучие строится на смерти своего народа. Но есть ещё настоящие лезгины в которых говорит кровь их великих предков, предков, которые ни перед кем не склоняли головы, которые не меняли свободу на бытовое благополучие. Мы знаем лезгинских ребят, которые уехали на север России из соседнего государства и работают на самых тяжёлых физических работах, чтобы накопить деньки на покупку жилья уже в России и слышать не хотят, чтобы вернуться туда, где они родились. Вспоминают свою жизнь там как самый настоящий Ад. Для простого лезгинского народа такая жизнь действительно Ад. И это не просто слова, а реальность простого народа. И на земле есть Ад. Некоторые его проходят в своей земной жизни. Этого не понимают те, кто идут на сделку со своей совестью, сроднившись с чужеземцами, служа им, ошибочно считая, что так можно остаться лезгином. Это самообман. Предав свой собственный народ, кровь предков, национальную принадлежность, наступив на всё самое святое, сроднившись и сросшись с чужеземцами, духовно переняв чужеродную культуру, манеры, облик, мышление и мироощущение, невозможно одновременно остаться лезгином. И лезгинский язык не делает никого автоматически лезгином. Наступили такие времена, когда знание лезгинского языка не имеет уже значения для лезгинства. Лезгинская нация, проходя тяжелейшие испытания, качественно изменилась и вошла в новую стадию своего развития. Стадию, когда принадлежность к лезгинское нации это Духовное понятие, а не только языковое и кровное. Точно также, как французы считают французами даже алжирцев, если алжирцы любят Францию и служат его интересам, и не все французы при этом французы, а русские считают русскими всех тех, кто любят Россию и служат её интересам, и не все русские это русские. Так и лезгинами я считаю всех тех, кто любят лезгинскую землю и служат интересам лезгинской земли и лезгинской нации. По языковому признаку уже невозможно определить кто лезгин, а кто нет. Это разговор ни о чём. Мы видим, что и через лезгинский язык также оказывается нужное себе влияние на лезгин. Лезгинский язык взят на вооружение врагами лезгинского народа. Ценность манкурта, знающего лезгинский язык, повышается в разы в глазах тех, кому он служит. Знание лезгинского языка повышает влияние на лезгинский народ. В последние годы формируются манкурты с полностью изменённым духовным сознанием, ментально ставшиеся тюрками, для которых знание лезгинского языка не меняет ничего. Разве мало таких мы знаем вокруг нас? Нация - Духовное понятие. Наши предки называли себя «Лекь, Лекьер» «орёл, орлы» , возведя древний тотем в самоназвание, раз и навсегда ассоциировав себя с свободными птицами. Орлы сбрасывают с себя ворон, взлетая так высоко, что вороны умирает, не выдержав высоты. Орлы не позволяют воронам клевать себя. Орлы не выживают в клетке. Орлы не живут в клетке. Вот что в нас заложено на генетическом уровне. Настоящий лезгин не может смириться с рабством, с клеткой, в какой бы форме это не ему не преподносилось. Если он смирился, то это тогда уже не лезгин. Рабство необязательно понимать в буквальном смысле. Рабство бывает разным, когда человек становит зависим от материального благополучия или жаждет восхваления и славы. Если деньги, карьера, бизнес, звания, ордена, регалия стоят в школе ценностей выше своего народа и его интересов. Тогда это уже не лезгины. Так считаю я на основание своего жизненного опыта. Я много времени и сил потеряла, заблуждаясь в тех, кого считала лезгинами, потому что они родились в лезгинской семье и говорят на лезгинском языке, на кого пыталась рассчитывать в народных делах, но которые в итоге показали себя совсем наоборот. И тогда я сделала вывод: лезгином не рождаются, а становятся. Лезгинство воспитывается в человеке, оно не возникает само собой. Лезгинство это любовь к родной лезгинской земле в любом его состоянии, в горе и в радости, в богатстве и в бедности! Лезгинство это особое мироощущение горца, состояние бескорыстной любви к своим горам, к народу, к предкам, к истокам, к корням, к традициям, к замшелым камням на могилах дедов и прадедов. Лезгинство это когда не можешь взять и предать или обмануть другого лезгина, когда не можешь оскорбить, обидеть, унизить, толкнуть вниз другого лезгина, когда не можешь занять место другого лезгина, это безотчётное инстинктивное желание прийти на помощь любому соплеменнику в беде, протянуть руку. Поэтому даже те лезгины, которые не знают лезгинский язык, могут быть настоящими лезгинами, если в них есть лезгинское самосознание и духовность. Некоторые такие лезгины даже бОльше лезгины, чем те, кто знают родной язык. Знание лезгинского языка, если при этом человек служит интересам не своего народа, меняет интересы своего народа на благополучную жизнь, карьеру, счёт в банке, стремится породнится с чужеземцами ради каких-то материальных и прочих благ, действует в ущерб своему народу, высказывается пренебрежительно о своём народе, оправдываясь тем, что интернационалист, глобалист, верующий и прочее, никак не делает такого «лезгина» лезгином. Духовно это уже не лезгин. Он кто угодно может быть, возможно, но уже не лезгин. Это моё мнение. Поэтому я не определяю лезгин по знанию или незнанию лезгинского языка. Я оцениваю лезгина по его конкретному отношению на словах и в делах к своему народу, что больше скажет, насколько он лезгин. Манкуртство в лезгинской среде. Перехват народных инициатив. Манкуртские круги более консолидированы между собой, нежели сам лезгинский народ. И консолидируясь меж собой, составляют уже определённую «элиту», влияющую на лезгинский народ, для которого манкурты пытаются стать и, чаще всего, являются «авторитетами». Манкурты ставят себе цель перехвата любых народных инициатив. Перехват народных инициатив - это основная цель, которая ставится 5-й колонной. Главным образом для того, чтобы эти инициативы не смогли консолидировать народ и ситуация не вышла из-под контроля. Чтобы перехватывать инициативы нужно заручиться поддержкой хотя б малой части народа. Поэтому обычно манкурты себя рекламируют как народных деятелей, хвастаются перед простым народом тем, что вхожи в высокопоставленные кабинеты чиновников, имеют связи с крупным бизнесом, и потому, как они говорят, они и только они способны, якобы, решать народные проблемы. И народ в это верит. А на самом деле это 5-й колонна, служащая исключительно только собственным интересам и параллельно интересам своих кураторов. Передача своих инициатив тем, кто на самом деле и не ставит себе цель их решения, только усугубляет плачевное положение лезгинского народа, подменяя собой настоящих народных лидеров, тех самородков, которые появляются в самой народной среде, и которые действительно способны консолидировать патриотические силы вокруг себя, и решать проблемы по мере своих возможностей. Но манкурты, которые всегда чутко и ревностно следят, кто где и как появляется, стараются или прибрать к рукам такого потенциального народного лидера и использовать его в своих целях, а если не получается этого сделать, то разными способами пытаются принизить его в глазах окружающих. Особенно, если потенциальные народные лидеры не так образованы, не так одеты, не так грамотно разговаривают, не так богаты, не имеют таких связей, не умеют пускать пыль в глаза, как манкурты. Манкурты стараются внушить народу, что представлять народ должны именно они, манкурты, потому что они образованные и «достойные представители». Определение «достойные представители лезгинского народа» часто применяется манкуртами в отношении самих себя. Тем самым прочих представителей народа возводя в ранг не столь «достойных» или вообще «недостойных». Хотя все народные герои прошлого, если вспомнить прошлое, были исключительно из самой простонародной среды. Качества народных лидеров не заключаются в их хорошем костюме, происхождении, образование и в красноречии. Потенциальные народные лидеры это люди способные пожертвовать материальным и частным в своей жизни ради интересов народа — это принципиально важное качество, редчайшее качество, единственно которое и должно определять кто есть кто. Но про это забывают. Народ ведётся на блестящую обёртку манкуртов и передаёт им права решать за себя. Ордена, звания, регалия, статусность, должности, «авторитетность» в каких-то узких кругах ставятся на первое место. Что в целом хуже для лезгинского народа. Так как только представители простого народа из самых низов, которые понимают нужды, беды, проблемы народа, только такие люди и способны всерьёз бороться за интересы народа. Больше никто. Всё прочее это имитация и обман. Лезгинскому народу нужны люди со стержнем, воины, способные отстаивать интересы народа. И если они будут из простой народной среды, скромные, неиспорченные деньгами и жаждой славы, то из них получится нечто настоящее для народа. Воины — в метафизическом смысле имеется в виду — смелые, готовые на самопожертвование, бескорыстно служащие народу и есть самое чистое состояние лезгинства, первоначальный генотип нашего народа. В каждом настоящем лезгине спит метафизический воин из прошлого, дух наших предков. Если этот воин пробудится в нас, выйдет из нас, это и спасёт наш народ. Ничего другого и иного не поможет. Всё остальное это игры с народом. Проблемы сохранения языка, культуры, традиций давно уже стали инструментами манипуляции нашим народом. Ни одна из этих проблем не решается и не может решиться, пока народ в таком положении как сейчас. Поэтому все лозунги и заявления о решении проблем языка, культуры это чистой воды манипуляция, заводящие в тупик. Не зря великий советский писатель Чингис Айтматов в своём бессмертном романе «Манкурт» вывернул наизнанку это страшное и незаметное на первый взгляд явление во внутренней среде ассимилируемых народов, как манкуртство. Показал масштаб ущерба и вреда народу, что наносится любым манкуртом, служащим интересам чужеземцев или своим собственным, используя народные темы, имитируя народную деятельность. Манкурство более страшнее явление, нежели открытое противостояние с конкретным врагом. Манкуртство не даёт народу консолидировать свои внутренние резервы для строительства своего будущего, играет роль громоотвода, глушит все всплески народной активности, водит народ кругами ошибочным путём, заговаривает зубы, забалтывает любую серьёзную проблему, заводит дело в тупик. И выглядит убедительно при этом. Этим манкурты опаснее внешних и открытых врагов. У народа отнимается ценное время и энергия на пустопорожнюю суету. И понять, что люди просто тянут время, чтобы спускать на тормоза ситуацию, проблему, вопрос, не так-то просто. Вот что наиболее вредит в настоящее время народу. Все порывы народа консолидироваться в решении той или иной национальной проблемы ничем в итоге не заканчиваются именно поэтому. Так как манкурты перехватывают инициативы и спускают их в трубу. Когда враг открыто заявляет о своих намерениях, с ним легче бороться. А когда враг одевает маску соотечественника, озабоченного народными проблемами, то выявлять его истинные намерения с ним становится чрезвычайно сложно. Коммерческие элиты везде прекрасно друг друга понимают и легко обо всём договариваются. Это их особенность. Никакие национальные вопросы на самом деле им не нужны. И никакого национал-патриотизма у коммерческих элит на самом деле и нет, кроме пустых слов и абстрактных заявлений. В большей степени народная тема используется только тогда, когда через него предоставляется случай решить какое-то своё дело, повлиять на события и заручиться поддержкой какой-то части народа для чего-то. Корыстное отношение к своему народу характерная особенность этих элит. Народные темы им нужно только чтобы ими извлекать выгоду. В этом смысле, народная тема всегда может пригодится. Например, всеми нами наблюдались случаи, когда владельцы крупного бизнеса в соседнем государстве, о существовании которых никто и не догадывался, которые себя как лезгины нигде никогда и не проявляли, однажды оказались привлечены к уголовной ответственности за противоправные действия, то они или их родственники моментально вспомнили, что они лезгины. Во всех местных СМИ пошли заказные статьи о том, что якобы арестовали «лезгинских деятелей», притесняют лезгин за патриотизм. Придумывались истории под этот вброс. Народ впервые узнал об существовании, вероятно, подпольных «народных деятелей». Лгали народу, чтобы вызвать общественную реакцию, которая бы смягчила их положение. После решения всех своих проблем, они канули в лету. До тех пор, пока снова не появится необходимость вытаскивать народную тему. Фальшивость и лживость этой категории элит просто зашкаливает. В настоящее время любой коммерсант может заказать о себе любого вида рекламные статьи и создать о себе нужное мнение. Несмотря на административное деление лезгинского народа между Дагестанской областью и Бакинской, Елизаветпольской губерниями, никаких границ между разными частями лезгин в Российской империи абсолютно не было! Все хозяйственно-экономические связи между лезгинами Кубинского уезда, Самурского и Кюринского округов были сохранены. Лезгины свободно перемещались по своей этнической зоне. Первая попытка изолировать лезгин Кубинского уезда от лезгин Южного Дагестана границами была предпринята руководством новой союзной республике в 1921 году, закрыв все дороги и места прохождения мелкого и крупного рогатого скота под предлогом борьбы с эпидемиями инфекционных болезней. Экономические связи между лезгинами пытались обрубить. Тогда горцы Самурского округа все как один вышли на протестный митинг, масштаб которого был таков, что власти соседней республики, испугавшись, открыли назад все дороги и проходы. До 30-х годов XX века лезгины Кюринского и Самурского округов всё ещё поддерживали тесные экономически связи с лезгинами Кубинского уезда. И ни одно лезгинское село не было переселено с места своего обитания в Российской империи. Вдумайтесь в это и сравните с тем огромным количеством переселённых, практически насильственно спущенных с гор, в смешанные равнинные посёлки лезгинских сёл, растворяемых в титульной нации. Сравните с физически уничтоженными древними сёлами, с такими как село Кюснет, и другими, на месте которых ныне дворцы титульной элиты. Даже и представить себе невозможно такое отношение к лезгинам со стороны русских! Например, единственная военная крепость в селе Ахцах русс. Никогда нигде не было ни одной попытки выселения, вытеснения лезгинского местного населения русскими в Южном Дагестане для того, чтобы строить некие нужные себе государственные объекты или свои собственные резиденции. Такое никогда не делалось. Уважение к лезгинскому народу от русских в десятки, если не в сотню, раз выше, чем уважение от своих соседей единоверцев. Приезжая в лезгинские сёла в качестве туристов, русские соблюдают все местные законы и проявляют уважение. Поэтому в нас всегда есть уверенность, что мы живём на своей земле и это только наша этническая земля, а не русская, хотя и в составе России! Такое возможно только потому, что русские признают лезгинский народ и дают лезгинскому народу национальные права! Русские не посягают ни на что наше! Чего не скажешь о соседнем государстве, где вся территория носит название по обозначению титульной нации и юридически закреплена как этнически их земля, а не лезгинская. И так по всему государству. И попробуй скажет лезгин, что он живёт на своей лезгинской земле, и что с ним будет и где он закончит свою жизнь? Сравните степень вреда — физического, социально-экономического, культурно-исторического, морального и духовного — нанесённого лезгинской нации с 1918 года за 100 последних лет в соседней республике. И положение лезгин в Республике Дагестан в РФ. Это несравнимые ситуации. Это колоссальная разница в положении и в мироощущении народа. А если мы начнём сравнивать то, что было у лезгин в бывшей Российской империи относительно своих земель и прав, в РСФСР и ДАССР, и в соседней республике, и начнём сравнительно оценивать от кого лезгинский народ на самом деле пострадал, что потерял, где, когда и почему, то любой лезгин поймёт правду о том, где у него есть будущее, а где будущего — нет. Многие аналитики задаются вопросом, а действительно, почему тогда, при столь масштабной ассимиляции лезгинского народа в соседнем государстве, изъятия и присвоения этнических земель, лишения национальных прав, морального гнёта, нет ни одного конкретного примера серьёзного противостояния, почему так, учитывая исторический характер лезгин, которые никогда не терпели над собой угнетения? Во-первых, потому в советское время были выбраны степени незаметной трансформации духовной составляющей коренных народов в чуждую культурную ткань. В советское время было невозможным действовать как-то иначе и делать резкие движения, как бы само руководство этой республики не желало ускорить процесс. Союзные республики полностью зависели от Москвы и любые резкие движения относительно коренных народов были чреваты для титульной нации. Потому была подобрана наиболее мягкая, но эффективная стратегия ассимиляции коренных народов.

Народ наш, разделённый не по своей воле, подвергается в АР ассимиляции. Наши отцовские земли захватывают и заселяют тюрками-азербайджанцами. Молодёжь отправляют на службу в самые тяжёлые конфликтные точки, а ребята азербайджанской национальности служит в городах Кусары и Хачмаз. На тех, кто хоть как-то хочет защитить свой народ от государственного террора и чиновничьего произвола, вешают ярлык националиста, сепаратиста или террориста. Их сажают в азербайджанские концентрационные лагеря и планомерно уничтожают. За период с 1995 по 2005 годы в Азербайджане, который является членом Парламентской ассамблеи и получил статут демократического государства, были уничтожены 8 лезгин-патриотов из 20 человек. А наше положение в Дагестане? Мало того что от лезгин отделили табасаранцев, рутульцев, агульцев и т. Утвердившийся в науке термин «лезгинская группа языков» они предлагают заменить на «табасаранская группа», хотя предложить называть аварскую группу языков «гинухской» аварское племя в 2 тысячи человек они боятся. Знают, что аварские учёные во главе с Гаджи Гамзатовым — академиком Российской АН разгромят таких «новаторов» идейно, а простые аварцы могут и излупить, причём не только «новаторов», но и их родственников. Итак, хотелось бы обратиться к господам историкам Амри Шихсаидову, Э. Аквердиеву, Сарие Агашириновой и т. Вы как аксакалы и историки от лезгин являетесь основными виновниками незнания нашим народом своей подлинной истории, своих обычаев. Народ же, который не знает своей истории, как известно, со временем исчезает. Хотелось бы, чтобы вы, господа учёные, ответили на несколько вопросов. Итак, почему вы не отвечаете тем, кто делает нападки на «ваш» народ, если он ещё ваш? Тем, кто уже присвоил или хочет присвоить наши земли, переписать или приписать себе нашу историю? Кого и чего вы боитесь? Жизнь свою вы прожили, получили то, что можно было получить. Ведь ваша молодая коллега Байзат Гусейнова написала книгу «История расселения аварцев в Азербайджане», тем самым заработала любовь и уважение своего народа. Может быть, вы, господа, и вовсе не лезгины, а представители других народов? Попов, на «съедение» т. Так хотелось бы народу знать, кто вы, господин Аквердиев, лезгин по национальности или коммунист?

LEKIA LEZGISTAN : Лезгины и азербайджанцы, братья или враги?

Лезгины являются четвёртым по численности народом Дагестана и первым по численности народом на его южной половине. Многочисленные лезгины, кто уезжают на заработки, в основном на север России, редко возвращаются обратно, они забирают свои семьи и оседают на чужбине. Лезгины, (самоназвание: лезги; мн. числ. — лезгияр) — один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и на северо-востоке Азербайджана.

История народов России: лезгины

Пол застилали сумахами, а стены увешивали лучшими коврами. Двери и шкафы украшали резьбой. В кунацкой обязательно устраивали тавун очаг , возле которого всегда хранилось топливо. Когда приходил гость, хозяева выходили навстречу и принимали у него коня. Уход за конем был обязанностью мальчиков и подростков. Они расседлывали его, обтирали, чистили, поили и кормили. А в летнее время отводили на присельское пастбище. Гостя провожали в кунац-кую, где тут же разводили огонь в холодное время года. Усаживали гостя на лучшее место, подложив для удобства под спину налчаяр — нарядные подушки.

Мужчины садились рядом. Женщины приходили поздороваться, коротко спрашивали о семье, о здоровье и выходили печь хлеб, готовить мясное блюдо. Готовили бесшумно, чтобы не привлекать внимание гостя, не беспокоить его. Приветствовать гостя приходили родственники, соседи, друзья хозяев дома. Угощения заносили в кунацкую молодые парни — сыновья хозяина дома или его родственники. Никто не расспрашивал гостя, для чего он приехал, до тех пор, пока сам не расскажет. Если гостю нужна была помощь, хозяин дома и его родственники считали своим долгом помочь ему. Никто не мог безнаказанно обидеть гостя.

Обиду, нанесенную гостю, хозяева воспринимали как собственную. Если кровный враг настигал его в доме кунака, гость мог чувствовать себя в полной безопасности: не только хозяева, но и их родственники становились на защиту, порой ценой собственной жизни. Гость, в свою очередь, придерживался определенных правил поведения. Он должен был вести себя скромно, быть немногословным; верхом неприличия считалось засматриваться на женщин дома. Он не должен был гостить долго, не объясняя цели своего приезда. Гость не заходил в дом, если хозяина дома или старших женщин не было. Он ждал на киме годекан , где все наперебой приглашали его к себе. Но гость не принимал приглашения других, чтобы не обидеть своего друга.

В тех случаях, когда человек попадал в селение, где не было знакомых, он шел на ким и после общих разговоров намекал присутствующим, что впервые в этом селении. Каждый предлагал свои услуги, но незаметно уступали право гостеприимства человеку состоятельному. Вот такая житейская хитрость. Часто отношения гостя и хозяина перерастали в куначество. Редко встречалась семья, которая не имела бы кунаков. Отношения куначества передавались из поколения в поколение. У вашего дедушки Наримана, например, есть кунаки в пятом поколении из высокогорного Куруша! Отношения между кунаками были такими же, как между родственниками.

Они советовались при решении важных вопросов, помогали друг другу, участвовали в семейных торжествах. Народная медицина Постепенно люди стали понимать, что многие лекарства приводят не к выздоровлению, а, наоборот, к болезням. Поэтому сейчас чаще стали обращаться к народной медицине. Наши предки всегда были близки к природе и придерживались такого мнения: «Все, что растет на земле и под землей, может служить лекарством». С весны запасались лечебными травами, корешками. Но в каждом селе были и джаррахи — лекари, умеющие вправлять вывихи, лечить переломы костей. Местные целители хорошо разбирались в болезнях, давали полезные советы и пользовались уважением и почетом среди сельчан.

Любят золото не потому что оно дорогое, а потому что блестит. У них мужики достаточно часто носят золотые перстни. При этом дома может быть шаром покати. Один другому и говорит: - Эй, Мага... Давай окно откроем! Пусть все думают, что у нас кондиционер. Д: умные. Н: трусливые. Р: считается самой интеллектуальной нацией Дагестана. Большинство дагестанских ученых еще во времена СССР были лезгинами. Причем реальных ученых, которые сразу учились в России, там же и оставались в науке. Но безрассудной смелостью во всех стычках не отличались. Мне рассказывал один взрослый бандит, что Сулейман Керимов лезгин из списка «Форбс» был бухгалтером у крутых аварцев в Москве, которые и награбили первоначальный капитал, а когда тех грохнули на какой-то разборке, он сумел заморочить голову их родственникам, а потом уже на эти деньги организовал свой бизнес. Но ведёт он его сейчас очень грамотно. Д: хитрые. Н: очень осторожные.

Преподаватели школ и детских садов Кусарского района указали, что дети дошкольного возраста еще не говорят и не понимают азербайджанского языка, поскольку редко непосредственно соприкасаются с этим языком, несмотря на телевидение и радио. Высокий уровень владения русским языком отмечен только в Набране. В других районах он ниже среднего, причем у женщин он оказывается еще ниже, что увязывается со службой мужчин в свое время в Советской армии. Особенно низкий уровень владения русским языком показали женщины старшего возраста и молодое поколение, что вызвано азербайджано-язычным обучением в школах. У молодежи знание письменного русского обычно выше знания устного. В Баку фиксируется высокий уровень владения русским языком. Некоторые молодые люди указывали, что русский — это язык, которым они владеют наиболее хорошо. Кроме того, авторы исследования подчеркивают разнообразие социолингвистических ситуаций среди лезгиноговорящих языковых коллективов Азербайджана. В Азербайджане на сегодняшний день действует целый ряд лезгинских культурных институтов. Работает Государственный кусарский лезгинский драматический театр. Ахундова «Скупой». Кубинский филиал Азербайджанского государственного университета искусств имени М. Алиева, Кусарский филиал педагогического училища имени М. Сабира готовят педагогические кадры для дагестанских тюрков азербайджанцев , местного населения и малочисленных народов. Действует также лезгинский национальный центр «Самур». В политическом отношении он лоялен государственной власти. В канун президентских выборов 2003 года на собрании представителей всех проживающих в Азербайджане общин и организаций национальных меньшинств председатель лезгинского культурного центра «Самур» Мурадага Мурадагаев заявил, что со дня своего образования в 1993 году эта организация сознательно и добровольно «придерживалась проправительственного курса». И уважая решение президента Гейдара Алиева, мы отдадим свои голоса за его сына», — сказал М. Мурадагаев «Зеркало», 12. Центру «Самур» предоставлено ежедневно 15 минут эфирного времени для вещания по республиканскому радио. Газеты «Ени самух» и «Алпан» учреждены Центром лезгинской культуры и выходят на лезгинском и азербайджанском языках тиражом каждая более 1000 экземпляров. В Кусарском районе на лезгинском языке печатается газета «Кусар». Значительную работу по духовному единению лезгин как в пределах Азербайджана, так и во всем мире, по налаживанию культурных связей между азербайджанскими и дагестанскими лезгинами с 1992 года ведет газета «Самур», издаваемая в Баку тиражом в 2000 экземпляров. Финансовые и иные проблемы вынудили редакцию сократить количество номеров до одного в месяц ранее — 2 раза в месяц. Тем не менее газета старается оперативно информировать читателей о новостях культурной жизни, поднимать злободневные вопросы, волнующие каждого читателя. Газета выходит на трех языках: лезгинском, азербайджанском и русском.

Современная кухня лезгин сохранила почти все традиционные блюда. В то же время она обогатилась блюдами русских, украинцев, азербайджанцев, грузин, армян и других народов Дагестана, России. Процесс взаимовлияния культур происходит не только в культуре питания, но и в целом в материальной культуре. Семейный и общественный быт В XIX в. Но полунатуральное земледельческо-скотоводческое хозяйство, сочетающееся с домашними промыслами, требовавшее усилий большого числа рабочих рук, способствовало частичному сохранению до начала XX в. Большие неразделенные семьи в свою очередь входили в более широкие семейно-родственные группы — тухумы, которые объединяли всех родственников, происходящих от одного предка. Тухумные связи в жизни лезгин и сегодня играют значительную роль. Обязанности членов тухума по отношению друг к другу заключаются в нравственной и моральной поддержке, в помощи обедневшим или попавшим в беду членам тухума. Семья складывалась на основе брака. Традиционные формы заключения брака были разнообразны брак по сватовству — самая распространенная форма; обменные браки; левиратный и сороратный браки; брак похищением увод без согласия девушки ; уход с обоюдного согласия; колыбельное обручение и т. Следует отметить, что при выборе брачного партнера лезгины в пределах селения не придерживались строгой эндогамии, т. Редко учитывался и социальный статус вступающих в брак. Это скорее было связано с тем, что лезгины в подавляющем большинстве были социально однородны. Не допускались браки с представителями иной конфессии. Калыма в его классической форме у лезгин не существовало, но за невесту давали определенную плату, известную под названием иоль-пули дорожные деньги. У лезгин Самурского округа эта плата как и у всех мусульман называлась кебин гьакъ и выражалась в закреплении за женщиной части имущества, а также кебинных денег. Сегодня из всей системы семейных обрядов лезгин больше всего подверглись изменениям свадебные обычаи и обряды. Крайне редки такие формы заключения брака, как левират, сорорат, колыбельный сговор, умыкание и т. В остальном в сельской местности современные свадебные обряды в целом сохраняют традиционность. Общинное управление и сельское судопроизводство у лезгин, как и у других народов Дагестана, были основаны на адате и шариате. Адатом решались уголовные и гражданские вопросы имущественные, преступления, связанные с воровством и др. По шариату решались главным образом все вопросы, касающиеся религии, семьи и брака, завещаний, наследования. Существовал еще третейский суд, к которому прибегали очень часто. По общесельским вопросам созывался общий сход мужчин. В общественном быту большую роль играли различные календарные и религиозные праздники: Яран сувар Навруз-байрам , праздник цветов Цуьквер сувар, праздник черешни ПIинирин сувар, религиозные праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам и др. Однако в верованиях народа до наших дней можно проследить реликты ранних форм верований. На довольно высоком уровне находилась народная медицина, которая была представлена двумя направлениями: бытовой, когда каждая семья владела элементарными познаниями в лечении членов семьи народными средствами, и «профессиональной», представленной джаррахами — лекарями. В своей лечебной практике джаррахи применяли разные методы: хирургию, терапию, психотерапию. Широко были известны имена народных лекарей Мирзы Али из с. Ахты, Шахбаза из с. Испик, Табиба Магомы из с. Немаловажную роль играла гидротерапия. Широкой известностью пользовались лечебные свойства ахтынских серных источников, каракюринского озера для лечения суставных заболеваний и т. К концу XIX в. В настоящее время почти во всех населенных пунктах лезгин имеются медицинские учреждения. По некоторым данным, лезгины пользовались письменностью со времен Кавказской Албании. В результате экспансии Сасанидского Ирана в Южном Дагестане появляется так называемая пехлевийская письменность. С проникновением в Дагестан ислама на территории лезгин, как и во всем Дагестане, широко распространяется арабская письменность. В дальнейшем на основе арабской графики, путем приспособления с помощью системы дополнительных знаков к фонетическим особенностям местных языков у лезгин, как и у других народов Дагестана, создается так называемая аджамская письменность. Народное образование лезгин вплоть до конца XIX в. Центрами религиозного образования являлись «миски» мечети , которые имелись почти в каждом селении, а в центрах союзов обществ их могло быть несколько. Только в с. Ахты насчитывалось 16 мечетей. С включением Дагестана в состав России начинается новый этап в истории просвещения лезгин. Он характеризуется появлением светских учебных заведений. К 1 января 1892 г. Значительное развитие народное просвещение получает в годы Советской власти. В 1920-е годы в лезгинских районах открываются новые светские школы. В каждом селении были организованы пункты ликбеза, которые охватывали все взрослое население. С 1930 г. Особое место в жизни лезгин занимал фольклор, который отличался богатством и разнообразием. Лезгинский фольклор в прошлом представлял собой своеобразную устную летопись, в которой народ воспроизводил свою историю, надежды и думы. Показателен в этом плане героический эпос, представленный в образах легендарных героев. Интересен, например, образ Шарвили — богатыря, защитника отечества, выразителя народного духа. К эпическому жанру близки произведения «Къванцин гада» «Каменный юноша» , «Бахтавар» «Счастливый» , «Ашукьдин къуват» «Сила ашуга» и др. В устном народном творчестве лезгин представлены сказки, пословицы, поговорки и т. Они создали богатый музыкальный и танцевальный фольклор. Своеобразен лезгинский вариант лезгинки. Наука, образование Значителен вклад лезгин в образование. Из среды лезгин вышло немало выдающихся личностей. Заметный след оставил известный мыслитель-идеолог Магомед Ярагский духовный предводитель национально-освободительного и демократического движения горских народов Кавказа в XIX в. Научные идеи шейха Ярагского продолжил его сын Гаджи Абдурахман-эфенди Ярагский, дядя по матери известного ученого Гасана-эфенди Алкадарского. Одним из крупных ученых Кюринского округа был Гаджи-Али-эфенди Рухунский, после смерти которого его место преподавателя местного медресе занял сын Абакар-эфенди. Эстафету научных изысканий Абакара-эфенди принял его сын Абдул-Гамид-эфенди. К числу известных ученых-арабистов относится Абдул-Хаким-эфенди — уроженец Самурского округа, который жил и работал в с. Он получил инвеституру от Магомеда Ярагского и стал наставником в тарикате накшибенди. Знатоком арабских наук считался также сын Хакима-эфенди Молла Абдул-Гай. До конца своей жизни он занимался распространением знаний и наук в своем родном с. В числе ученых можно упомянуть Гаджи-Магомеда-эфенди, сына шейха Магомеда-эфенди. Видным арабистом — учеником шейха Магомеда Ярагского был Гаджи Амирали-эфенди из с. Вершину лезгинской науки ученые историки связывают с именем Гасана-эфенди Алкадарского вторая половина XIX в. Кроме лезгинского, он владел русским, персидским и тюркским языками, прекрасно знал восточную литературу, сочинял стихи, знал физику, философию, изучению которых посвятил ряд лет под руководством ахтынского кадия Мирза-Али-эфенди. Научные трактаты Алкадарского по религии, философии не потеряли значения и в наши дни. Его эстафету продолжили Г. Алкадарский, М.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий