Новости с комментариями. Популярные видео. Кабинетная скульптура «Ленин в Смольном». В основе скульптуры «В.И. Ульянов (Ленин) за работой» лежит картина известного советского живописца И.И. Бродского «Ленин в Смольном», написанная в 1930 году. Во всяком случае, известно, что когда Ленин перебрался с конспиративной квартиры в Смольный, тот уже кишел матросами и красногвардейцами. Создатели фильмов "Ленин в Октябре" и "Человек с ружьем" довольно точно воспроизвели обстановку Смольного тех дней.
Дополнительная информация о предмете
- Поездка в Финляндию
- Лучшая подборка с книгой
- Книга Ленин в Смольном (-) 1977 г. Артикул: 11137468 купить
- Прямой эфир
Появление Ильича в Смольном
А любая безнаказанность порождает подобные акции, поэтому Владислав Юрьевич разбирается с этим. Я дала поручению Главному управлению внутренних дел провести тщательное расследование и всё-таки найти тех, кто занимается такого рода действиями в Санкт-Петербурге. Это недопустимо.
Ленина Верховного Главнокомандующего советского народа в войне против фашизма И. К 150-летию со дня рождения Ильича небольшой видеосюжет об этой символической экскурсии смонтирован и предлагается Вашему вниманию. Выражаем особую благодарность члену партии Т. Ивановой за подготовку экскурсии и стороннику партии А.
Член Центрального райкома КПРФ, заместитель директора Центра политических исследований Максим Лагутин акцентировал внимание на том, что очернение Ленина неизбежно приводит провластных идеологов к необходимо обелять таких одиозных деятелей как Иван Ильин.
Конечно, это недопустимо. Также к собравшимся обратились коммунисты Владислав Козлов и Григорий Куликов. А студент Колледжа метрополитена и железнодорожного транспорта Тимофей Кунгурцев прочитал стихотворение о Ленине. В завершение мероприятия активисты возложили цветы. Отметим, что мероприятие привлекло внимание многочисленных чиновников, приезжавших в это время в здание администрации города и покидавших его.
Ломов Оппоков , А. Рыков, Л. Карахан и другие.
Почти все они позднее погибли в годы сталинских репрессий. Судьба героев полотна повлияла на его судьбу в 1930-е годы оно было изъято в спецхран. Картина написана после смерти Ленина 1924 и посвящена теме его популярности в революционно настроенной среде. Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории».
Никто не забыт, ничто не забыто. Ленин в Смольном (комплект из 2 книг)
Кабинет В.И. Ленина в Смольном институте | РИА Новости Медиабанк | Немудрено, что Ленин – видимо, изнервничавшийся, понятия не имеющий, как его примут и чем кончится авантюра с восстанием, «затекший», давно физически не упражнявшийся, – оказывается поздно вечером 24-го в Смольном не в лучшем состоянии. |
Безыдейная прогулка по ленинским следам | Более того, сам Ленин в момент захвата Зимнего был в конспирации. Когда все случилось, ему позвонили из Смольного, мол, «Владимир Ильич, очень опасно, может, вам не следует сейчас появляться в Смольном? |
Никто не забыт, ничто не забыто. Ленин в Смольном (компле... | Ленин на трибуне. 1947 – объявление о продаже в Ильинском. Цена: 323 руб., дата размещения: 31.03.2024. Открытки. |
Куда и зачем ходил Владимир Ленин в 1917 году | Купить книгу (-) Ленин в Смольном. Стоимость 830.00 р. Состояние экземпляра: Хорошее. Штампы. Доставка по России курьером, в пункты самовывоза СДЭК или в отделения Почты России. |
ЛЕНИН В СМОЛЬНОМ | Григорий И. | Дзен | Ленин в Смольном (комплект из 2 книг), Ганшин Виктор Иванович, Кулагина Елена Николаевна. |
Ленинградские коммунисты посетили Музей-квартиру В.И.Ленина в Смольном и Музей-бункер А.А.Жданова
Ровио достал седоватый парик, в котором Ленин ходил до самого появления в Смольном. Купить старинную картину Ленин в Смольном артикул 135-22 в антикварном салоне. Большой выбор старинных икон, а так же других предметов антиквариата. 22 апреля – годовщина со дня рождения Владимира Ильича Ленина. С похожего ракурса мебель изображена на не менее знаменитой картине Исаака Бродского «Ленин в Смольном» (1930). «Коммунисты России» намерены переставить известный броневик к Смольному.
Лучшая подборка с книгой
- ПОНЯЛ, ЧТО БОЛЬШЕ НЕ ЛУЗЕР
- Никто не забыт, ничто не забыто. Ленин в Смольном (комплект из 2 книг)
- Смотрите также
- СЛОМ ВО ВРЕМЯ СТАБИЛЬНОСТИ
- Первое появление В. И. Ленина на заседании Петросовета в Смольном 25 октября 1917
- Никто не забыт, ничто не забыто. Ленин в Смольном (комплект из 2 книг)
Владимир Ленин в Смольном на заседании Совета народных комиссаров
Во всяком случае, известно, что когда Ленин перебрался с конспиративной квартиры в Смольный, тот уже кишел матросами и красногвардейцами. Создатели фильмов "Ленин в Октябре" и "Человек с ружьем" довольно точно воспроизвели обстановку Смольного тех дней. В. И. Ленин в Смольном» — картина известного советского живописца И. И. Бродского, исполненная художником в 1930 году и изображающая В. И. Ленина в момент работы над запиской в одном из помещений Смольного в первые недели советской власти. В Смольном В.И. Ленин принимал аккредитованных в Петрограде представителей различных государств, будь то страны Антанты или страны нейтральные, беседовал с руководителем американской миссии Красного Креста в России полковником Раймондом Робинсом и, конечно. После своего появления картина «Ленин в Смольном» стала одним из самых популярных произведений, посвященных образу вождя революции.
Самый знаменитый натурщик, с которого лепили и рисовали Ленина, сколотил себе состояние
Провожают на фронт отряд Красной Армии. Это точно? Сам слышал. Отряд сформирован из рабочих Выборгского района: на радостях, что их будет провожать Ленин, они кричали об этом в коридорах Смольного». А вот как было на самом деле. Николай Подвойский рассказывает о событиях того рокового вечера несколько иначе: «1 января 1918 года, под вечер, я вхожу в маленькую рабочую комнату Владимира Ильича. Он прерывает беседу с незнакомым мне, по-европейски одетым высоким тридцатилетним человеком.
Указывая на меня, Владимир Ильич говорит своему собеседнику: «Это товарищ Подвойский, наш военный специалист». Потом, обернувшись ко мне, добавляет: «Это Фриц Платтен, товарищ, который вывез нас из Швейцарии». Завязалась беседа. Я сказал, что сегодня мы отправляем первый сформированный батальон Красной Армии для обороны наших границ от возможного нападения Германии, и обратился к Владимиру Ильичу с просьбой, чтобы он сам проводил на фронт первый батальон Красной Армии. Владимир Ильич согласился и пригласил с собой также тов. Что это — автомобиль остановился.
Я не верю глазам своим. Надежда подхватывает — нагнать и бросить бомбу. Но нет, автомобиль не остановился. Это просто сообразительный шофер свернул машину в переулок…» Вскоре сотрудниками ВЧК был арестован один из покушавшихся. Он рассказал, что решение убить Ленина принято офицерской организацией, штаб которой располагался в Перекопском переулке. По этому адресу выехали чекисты, были проведены аресты.
Нанял их сам князь за полмиллиона рублей... Ни один из покушавшихся не был расстрелян. Когда стало известно, что немцы перешли в наступление, из следственных камер Смольного были переданы их письма с просьбой отправить на фронт. На этих письмах есть резолюция Ленина: «Дело прекратить. Послать на фронт». Первыми её «раскопали» журналисты уездной клинцовской газеты «Труд».
Молодой сотрудник Женя Соколов привёз из своей поездки по уезду потрясающую новость для ленинского номера, который готовился к первой годовщине со дня смерти вождя. Оказалось, что километрах в 80 от Клинцов, в д. Николаевке, живёт крестьянин-бедняк, демобилизованный красноармеец Тарас Гороховик, который говорит, что работал шофёром на центральной автомобильной базе при Смольном, не раз слышал Ленина на митингах, и даже участвовал в спасении Владимира Ильича, когда в него стреляли. В редакции поверили не сразу. Написали М. Ульяновой, работавшей тогда ответственным секретарём в «Правде».
И вскоре получили подтверждение. Ответ Марии Ильиничны окрылил клинцовского редактора. Воспоминания Тараса Гороховика были сначала полностью опубликованы в уездной газете «Труд», а через год — на страницах «Правды». Благодаря этим публикациям, нам известна дальнейшая судьба земляка. Вскоре после того памятного события Гороховик ушёл на фронт. Он искусно водил броневики, штабные машины.
Не раз попадал в сложные ситуации, но всегда находил выход. А от сыпняка не смог уберечься. Тиф свалил его. Из госпиталя вернулся в родную деревню: пахал, сеял, подковывал лошадей.
В разное время представлялся доктором Вебером, Мейером, Рихтером; имел паспорта на имя Чхеидзе, доктора юриспруденции болгарина Иордана К. В болгарский паспорт вписал супругу Марицу, то есть Надежду Константиновну. Подруга передала ей паспорт умиравшего отца коллежского секретаря Николая Егоровича Ленина. Под этой фамилией и вошел в историю Владимир Ильич Ульянов. Псевдонимов у него набралось 160. Сколько кличек?.. Константином Петровичем звался в рабочих кружках. В питерской студенческой среде его называли Стариком — за раннюю лысину. В московских кружках — Петербуржцем. На митингах в дни первой революции ораторствовал под фамилией Карпов. Даже без особой необходимости заметал следы, привирал. В формуляре Румянцевской библиотеки указал вымышленный московский адрес. С малой лжи все и пошло. Сначала обманывал библиотекарей, жандармов, полицейских, таможенников, когда в чемодане с двойным дном провозил нелегальную литературу. Вместо мировой бойни — развязал гражданскую войну; вместо заводов — дал совнархозы и наркоматы; вместо пашен — продразверстку и коммуны. Плюс чудовищную разруху, голод, холод, эпидемии... Я попытался по воспоминаниям очевидцев подсчитать число образов и париков, которыми воспользовался Ильич в поединке с тайной полицией. Осенью 1905 года он явился в Москве в синих очках, какие носили слабовидящие и шоферы. Очки дополняла большая желтая финская сумка. Из Стокгольма, с партийного съезда, вернулся без бороды, с короткими усами и в соломенной шляпе. В таком виде не только шпики — родная жена не узнала. Переодевался неоднократно. Таким его в кинофильмах не показывали... Особенно часто пришлось менять облик летом и осенью 1917 года, когда за голову Ленина обещаны были 200000 рублей.
Кондуктор трамвая говорит Ленину: «Какой же ты рабочий, раз не знаешь, что сегодня будет революция». На пересечении Сампсониевского проспекта и Боткинской улицы Ленин и Рахья выходят из трамвая и двигаются дальше пешком. Едва миновав Литейный мост, Ленин и Рахья встречают конный разъезд юнкеров, который сначала их останавливает, но затем отпускает.
Инвентарный номер - Инв. В картине «Ленин в Смольном» художник придал исторической личности лирический облик, поэтизируя образ вождя. Полотно написано в рамках созданного именно Бродским живописного стиля «советский салон». Это объясняется тем, что его картины, обращенные к широким зрительским массам, требовали полной ясности и доходчивости художественного языка. Именно этим определялось стремление досказать всё до последней детали, сделать максимально убедительной форму произведения. Мало кто задумывается над тем странным фактом, что «штаб Октября» был расположен в Институте благородных девиц.
Призывал, скрывался, поздравлял. Что о Ленине рассказывают мемориальные доски в Петербурге
Ленин в Смольном. В нем обширная коллекция и суперкреативный персонал. Так, на днях отметили день рождения учреждения, «оживив» несколько картин, среди которых легендарная «Ленин в Смольном». «В. И. Ленин в Смольном» — картина советского живописца Исаака Бродского, написанная в 1930 году и изображающая В. И. Ленина в момент работы над запиской в одном из помещений. Кабинетная скульптура «Ленин в Смольном». С детства знакомая связка слов: Ленин — Смольный — штаб Революции. Цветность: Черно-белый. Аннотация: Чернильный прибор в рабочем кабинете в Смольном (он был подарен дагестанской делегацией в феврале 1921 года).
Появление Ильича в Смольном
Многие из сугубо большевистских достижений были впереди. Репрессивный аппарат только-только складывался. Образ врага "трудового народа", в большевистской трактовке разумеется, ещё не был закреплён в рефлексах толпы - будущего резерва многомиллионной армии палачей и доносчиков. К тому же, несмотря на то, что переворот большевиков был совершён от имени "рабочих и крестьян", крестьяне в массе своей, явно тяготели к эсерам.
Знаменитый "Декрет о земле", традиционно приписываемый большевикам, был на самом деле "произведением" эсеров. Левые эсеры помогли большевикам расправиться с анархистами, поддержали большевиков при разгоне парламента Учредительного собрания , этой бабочки-однодневки российской демократии. Короче, они помогли Ленину удержаться у власти.
Для большевистской верхушки становилось всё очевидней, по крайней в тот период, что однопартийная диктатура может обернуться гибелью для их партии. Да и сам Ленин ещё не закрепился тогда окончательно в роли неоспоримого большевистского вождя. После длительного пребывания вне России он должен был первое время утверждать собственный авторитет среди колеблющихся и смевших возражать ему партийных коллег.
В этих условиях Ленин принимает решение пойти на так претивший ему "гнилой компромисс" и разбавить своё правительство левыми эсерами. Среди них пост наркома земледелия занял эсер А. Колегаев, а эсер И.
Штейнберг стал наркомом юстиции. Пришлось открыть для левых эсеров и двери в святая святых большевистского правосудия - Коллегию ВЧК. Вынужденный обстоятельствами делить власть с левыми эсерами, Ленин, однако, всё более и более тяготится этим "браком по расчёту".
Если на первых порах "внутрисемейные" разногласия ещё кое-как маскировались общей заботой о "трудящихся массах", ссылками на совместную в прошлом борьбу с самодержавием, то со временем становилось ясно, что намеченная Лениным программа всероссийского кровопускания, без которого он не мыслил себе выживание большевистской партии, обречена на провал, пока власть приходится делить с левыми эсерами. Так, например, Совнарком должен был в 11 случаях рассматривать жалобы на Дзержинского со стороны наркома юстиции Штейнберга. Эсеры были против смертной казни в массовом порядке и чересчур агрессивной, по их мнению, аграрной политики большевиков.
Кроме того, нельзя было пренебрегать и другой опасностью. Ведь, как пишет В. Лавров, автор книги о лидере левых эсеров Марии Спиридоновой "само сосуществование с крестьянской то есть левоэсеровской партией грозило большевикам оттеснением от власти в результате выборов на грядущем Всероссийском съезде Советов", где "подавляющее большинство избирателей составляли крестьяне".
Короче, "мавр" в лице левых эсеров сделал своё дело и, по Ленину, должен был уйти... Поводом к "разводу" большевиков с эсерами стал Брестский мир. Дипломатические манёвры в Бресте проходили на фоне всё ещё продолжавшейся Первой мировой войны.
Положение на фронтах, к захвату Лениным власти, сложилось таким образом, что подконтрольное большевикам пространство упиралось своими границами с одной стороны в армию Антанты антигерманской коалиции стран, куда официально всё ещё входила Россия , с другой - в расположенную в опасной близости от большевистского центра германскую армию.
Шесть фотографий относятся к январю 1918 года. Пять из них сделаны известным фоторепортером М. Наппельбаумом по поручению первого советского Государственного издательства ныне Лениздат.
Фотограф увидел Ленина впервые. Меня поразила его простота,— вспоминал он. Невысокого роста, широкоплечий, в люстриновом пиджаке, из нагрудного кармана которого торчало «вечное» перо, быстрый и четкий в движениях, красиво посаженная голова с большим открытым лбом... Ежеминутно в конференц-зал прибегали с бумагами, и Владимир Ильич разбирал их, надписывая резолюции своим торопливым почерком...
Товарищ Ленин продолжал работать, наклонившись над бумагами. Я воспользовался моментом и сделал съемку». На двух других снимках, сделанных в этот день Наппельбаумом, Владимир Ильич запечатлен сидящим — в кресле с высокой спинкой и вполоборота за столом. Еще на одном снимке, редко публиковавшемся, Владимир Ильич сидит в естественной позе, с опущенными руками, взгляд направлен вниз, на лице отсвет улыбки.
Особенно удачным оказался снимок в фас. Лицо Ленина сосредоточенно, взгляд пристален. Этим снимком остался доволен и сам Ленин. Именно эта фотография позже была издана в виде открытки.
На лицевой стороне ее, внизу, был воспроизведен автограф В. Ленина: «В. Ульянов Ленин 31 января 1918 г. Эту подпись Владимир Ильич поставил на отдельном листке и передал его 31 января работникам Государственного издательства, которые попросили его об этом.
На этом же листке ниже Владимир Ильич приписал еще: «Очень благодарю товарища Наппельбаума. Этот снимок был издан большим форматом, как официальный портрет руководителя Советского правительства. За короткое время он получил широкое распространение в виде открыток, листовок, плакатов. Подавляющее большинство ленинских автографов встречается именно на этом портрете, фотооригинал которого сделал Наппельбаум в Смольном.
Наибольший интерес представляет снимок «В. Ленин в Смольном на заседании Совета Народных Комиссаров», сделанный неизвестным фотографом 30 января 1918 года. Дату снимка помогла установить Е. Кокшарова, работавшая с декабря 1917 года по август 1918 года в аппарате СНК вторым секретарем.
Она вела протокол этого заседания. По свидетельству Кокшаровой, заседание закончилось поздно ночью. Тогда и был сделан снимок. В центре за столом — В.
Вокруг него народные комиссары, члены правительства и работники аппарата Совнаркома. Среди членов правительства и левые эсеры, сотрудничавшие в то время с большевиками. На снимке слева направо : И. Штейнберг, И.
Скворцов-Степанов, Б. Камков Кац , В. Бонч-Бруевич, В. Трутовский, А.
Шляпников, П. Прошьян, В. Ленин, И. Сталин, А.
Коллонтай, П. Дыбенко, Е. Кокшарова, Н. Подвойский, Н.
Горбунов, В. Невский, А. Шотман, Г. Посещение В.
Лениным Смольного 19 июля 1920 года запечатлено на кинопленке и на единственной фотографии. На кинокадре можно видеть торжественную праздничную арку, сооруженную на месте въезда в аллею Смольного с площади Пролетарской Диктатуры. Под арку въезжает открытый автомобиль, на заднем сиденье которого — В. В тот же день, но позже, неизвестный фотограф запечатлел момент, когда В.
Ленин в колонне делегатов Второго конгресса Коминтерна, направляющейся в Таврический дворец, выходит из ворот Смольного. После переезда правительства в Москву в Смольном остались руководящие партийные и советские органы Петрограда и губернии. За годы Советской власти проведено благоустройство территории вблизи Смольного. В 1923—1925 годах по проекту выдающихся советских архитекторов В.
Щуко и В. Гельфрейха перед Смольным был разбит партерный парк. Въезд в парк со стороны площади Пролетарской Диктатуры оформлен двумя симметрично расположенными пятиколонными портиками-павильонами, получившими название пропилеев Смольного. В ознаменование 10-й годовщины Октября в 1927 году перед входом в Смольный был торжественно открыт памятник В.
Ленину работы скульптора В. Козлова и архитектора В. В 1933—1934 годах первоначальный проект парка перед Смольным детально разработали архитектор А. Гегелло и садовод Р.
Были созданы четыре многоструйных фонтана, разбиты цветники и газоны. По обе стороны от главной аллеи установили бронзовые бюсты Карла Маркса и Фридриха Энгельса, выполненные скульптором С. Евсеевым и архитекторами В. Парк приобрел торжественный характер, соответствующий исторической значимости Смольного.
В 1937 году на двух средних пилонах главного портика Смольного по эскизу А. Гегелло установили две бронзовые доски с текстом о том, что в 1917 году в Смольном помещался штаб вооруженного восстания, которым руководил В. В годы Великой Отечественной войны Смольный — сердце блокадного Ленинграда. Здесь находились его партийное и советское руководство и Военный совет фронта.
После войны осуществлены грандиозные работы по благоустройству и архитектурному оформлению всего района, примыкающего к Смольному. Он по-прежнему живет напряженной, кипучей жизнью. Мемориальный музей В. Ленина в Смольном посещает ежегодно около 200 тысяч экскурсантов.
Огромную роль в этой перемене сыграло не столько изменение костюма, сколько отсутствие бороды и появление впоследствии парика, прикрывавшего лоб. Изменив чуть-чуть походку, Ленин смог в этом виде пройти неузнанным через весь город, на станцию Приморской железной дороги, и благополучно уехать в Разлив. Единственная неизменимая примета Владимира Ильича — его голос, произносивший слова чрезвычайно своеобразно, с небольшой картавинкой, — при постоянном наличии спутника была нестрашна: ведь можно было молчать. Стояла теплая июльская погода, поэтому и на сеновале и в шалаше Ленин ходил в кепке, косоворотке а не в рубашке с воротничком, как его изображают некоторые художники и ботинках. Имевшееся у него пальто использовалось в сырые, туманные ночи как одеяло. Особенно оно пригодилось в августе, в период дождей.
Когда встал вопрос о переправе Ленина в Финляндию, решено было использовать служебное удостоверение рабочего Сестрорецкого завода, для чего необходима была фотография Владимира Ильича в новом виде. В описанном костюме Ленин ушел из шалаша и переехал в Финляндию. Вероятно, парик, доставленный Шотманом в Разлив, к этому времени был утерян. Ровио достал седоватый парик, в котором Ленин ходил до самого появления в Смольном. Несмотря на пригонку, парик у ушей немного отставал. Владимир Ильич часто поправлял эти места, приглаживая их рукой.
Это вошло у него в привычку. Шотман, например, отмечает, что на заседании 16 29 октября в лесновской районной думе Ленин вышел к собравшимся без парика. Когда ему было предоставлено слово, он «по привычке поднял руку, чтобы погладить парик, и, спохватившись, улыбнулся»2. Фофанова вспоминает, что Владимир Ильич не любил носить парик и постоянно забывал его надевать. Когда же в ночь с 24 на 25 октября 6 — 7 ноября он пришел в Смольный, то, раздеваясь, по ошибке снял шапку вместе с париком и засунул в карман пальто. Его, конечно, сразу узнали, но теперь это уже не представляло опасности3.
Когда Ленин уезжал из Выборга в Петроград, сопровождавший его Рахья «предложил ему как-нибудь замаскироваться»4. В этом костюме, в осеннем пальто, он удивительно стал похож на лютеранского пастора. Вечером 24 октября 6 ноября , собираясь в Смольный, Ленин произвел с помощью Рахьи последнее переодевание и маскировку. Тип получился очень подозрительный, и мы отправились, надеясь, что в таком виде его не очень-то узнают на улицах»1. Такова была внешность Ленина при передвижениях; в самых же квартирах он — оставался всем нам хорошо известным Ильичем. Здесь он носил темный костюм, темный галстук со светлыми крапинками, белую рубашку с мягким воротничком и штиблеты.
Никаких халатов, хождения в рубашке или только в жилете он не признавал, всегда был очень опрятен в костюме2. Лишь отсутствие бороды напоминало о подполье. За период подполья Владимир Ильич жил в городской и сельской обстановке. Квартира Аллилуева находилась в дворовом флигеле огромного доходного дома под N 17-а, на 10-й Рождественской теперь Советской улице, на пятом этаже, и состояла из трех комнат. В отведенной Ленину комнате стояли: отоманка, небольшой письменный столик, этажерка со стопкой книг и простые венские стулья. Попав в домик Емельянова, Ленин очутился в большой семье, со множеством ребятишек.
Не желая стеснять хозяев, Владимир Ильич выбрал своим местожительством сеновал на чердаке сарая. Здесь стояли, старый ломберный стол с простой стеклянной чернильницей и два венских стула; на полу лежали два матраца с подушками и простынями. Взбирались туда по приставной лестнице, через дверцу в крыше. Разговаривать громко было нельзя. Пребывание в шалаше в этом отношении оказалось менее стесняющим. Шалаш находился на покосе, недалеко от берега Разлива.
Это было низкое легкое сооружение из прутьев, ветвей и листьев, с двумя скатами. Торец с одной стороны служил выходом, с другой — был заделан. В шалаше лежа могло поместиться человека 3 — 4, вплотную друг к другу. Чтобы не страдать от холода и болотных испарений, укрывались теплыми пальто. В первый же сильный осенний дождь шалаш пропустил воду — и обитателям пришлось спешно укреплять его ветками, листьями и сеном1. Для Ленина в сторонке был устроен «кабинет»: в центре громадного густого ивового куста вырублена небольшая площадка, где он мог спокойно читать и писать, незаметный для постороннего глаза2.
У Парвиайнена Ленин выбрал себе пристройку, где в момент его приезда помещались куры. Их срочно выселили, вымыли помещение и поставили стол, стул, кровать и лампу. Здесь Ленин продолжал усиленно работать. По его уходе стоявшая в коморке печка оказалась набитой исписанной бумагой, которую он велел сжечь3. Квартира Ровио состояла из комнаты площадью метров в 15 — 18, кухни рядом с ней и прихожей. Комната, довольно высокая и очень светлая, делилась на две части печью, поставленной по середине глухой продольной стены.
Задняя часть представляла собой спальню, а передняя — кабинет и гостиную. Обои — простого рисунка, светлые; на окне и двери на балкон — тюлевые занавески, белые, до полу. На преддиванном стожке и комоде — дорожки из сурового полотна. В целом — типично финская обстановка. В находившейся за стеной кухне была газовая плита, на которой Ленин готовил себе пищу4. Поселившись у Фофановой, Владимир Ильич попал в весьма скромную, но уютную семейную обстановку.
Всюду чувствовалась заботливая женская рука. Тишина, спокойствие, полное отсутствие в квартире посторонних создавали чрезвычайно удобные условия для работы1. Квартира Фофановой помещалась в большом каменном доме, на углу Сердобольской ул. Сампсониевского проспекта, населенном преимущественно рабочими. Длинный кирпичный неоштукатуренный, весьма неказистый на вид, дом одним концом подходил к насыпи Финляндской железной дороги, а другим — к косогору Б. Сампсониевского проспекта.
Впереди его находились два деревянных двухэтажных дома и довольно большой двор. Войдя в одну из средних лестниц, надо было подняться до последнего, 4-го этажа. Здесь, на площадке, была дверь квартиры Фофановой, выходящей окнами на противоположный фасад, обращенный на соседний участок рассадника Общества животноводства. При входе в квартиру попадали в длинный узкий коридор, в конце которого была дверь в комнату Владимира Ильича, а ближе — двери в столовую и в комнату, где жила в это время сама Фофанова. Комната Ленина, площадью в 18 метров, была самой большой в квартире и наиболее изолированной: с двух сторон были капитальные стены, граничившие с соседними квартирами, с третьей — столовая. В дальнем от окон углу, напротив двери, находилась круглая железная печь.
По боковой глухой стене, недалеко от печки, стояла кровать. В углу, у правого окна, — простой, канцелярский стол, обтянутый коричневой клеенкой, за которым работал Ленин. На нем — керосиновая лампа с зеленым абажуром, чернильница, бумага, газеты. В простенке между окнами помещалась этажерка. При Ленине она была завалена газетами. По второй продольной стене стояла отоманка, на которой спала Надежда Константиновна, когда приходила сюда ночевать.
В таком же духе была обставлена столовая. Здесь были вечнозеленые растения, пальма «латания» и срезанные цветы в вазах. Такую простую, удобную обстановку Владимир Ильич любил больше всего: в ней он чувствовал себя хорошо и мог спокойно и плодотворно работать. Вопрос о питании Владимира Ильича в этот период являлся целой проблемой. Характерной чертой Ленина являлась нетребовательность в пище. Но даже то немногое, что нужно было Ильичу, в этот период надвигавшегося голода добывалось с большим трудом.
В предыдущие годы забота о питании Ленина лежала на Надежде Константиновне. Теперь, будучи оторвана от него, она не могла уже его обслуживать. В Разливе о Ленине заботилась жена Емельянова — Надежда Кондратьевна, о которой у Владимира Ильича сохранились самые лучшие воспоминания1. Приезжавшие в Разлив Шотман и Токарева привозили из города провизию. Хотя жили и около леса, где водилась дичь, но охотиться не решались, боясь попасть в руки лесника, а через него и в руки Временного правительства одна такая попытка чуть не закончилась большой неприятностью. У Ровио, жившего на холостом положении, Владимир Ильич сам себя обслуживал.
Но часто, заработавшись, он забывал об еде. Переехав от Ровио к одному рабочему, Ленин попал в очень хорошие бытовые условия: «Его жена приготовляла кушанье и вообще всячески заботилась обо всех удобствах Ленина. Ленин был весьма доволен своей квартирой и квартирохозяевами»3.
Мы в социальных сетях: Партия «Коммунисты России» потребовала, чтобы власти Санкт-Петербурга восстановили музей, действовавший в последней конспиративной квартире Владимира Ленина. Об этом 21 января сообщается на сайте партии.
Требование приурочено к 90-летию со дня смерти Ленина. Квартира расположена в доме номер 1 на Сердобольской улице. Там Ленин скрывался последние дни перед революцией, в ночь 25 октября 1917 он именно там загримировался и отправился в Смольный. В квартире долгое время действовал музей.