Челкаш обладает такими хорошими качествами, как сочувствие и жалость, он осуждает тех, кто способен идти на подлость и унижение, ради денег. Поэтому между ними произошла ссора: Челкаш не выдержал такого издевательства над его (Челкаша) мировоззрением. Образ и характеристика Челкаша в рассказе Максима Горького «Челкаш»: внешность, характер, положительные и негативные качества персонажа, отведенная роль в произведении. Челкаш родом из крестьянской семьи, одно время он был на военной службе, но потом стал бродягой и жуликом. В самом конце рассказа, когда оба героя расходятся, судьба Челкаша остается нам неизвестной, кто знает, дошел ли он туда, куда хотел, или же умер в лесу от потери крови.
Челкаш: образ и характеристика Челкаша
За таких людей, как я, никто не взыщет. Ещё спасибо скажут, как узнают». В этом повествовании смешаны два литературных направления: реализм с его правдивым описанием обыденной жизни и романтизм, явивший читателям героя-одиночку, бунтаря и индивидуалиста. Его герой живёт по своим собственным правилам, он устремлён к свободе и не признаёт общественных стереотипов. В русской литературе уже были такие люди-«сверхчеловеки»: Родион Раскольников, Иван Карамазов у Достоевского, Печорин у Лермонтова и другие, для которых свобода, дающая «полноту жизни», важнее традиционной морали — «рабской», по их мнению. Вера в Бога для них — также фактор ограничения их свободы.
Челкаш, вор и пьяница, олицетворяет у Горького «свободного человека». Для Гаврилы же понятие «свобода» ассоциируется с деньгами, что и делает его в глазах Челкаша «жадным рабом». Собственное отношение к свободе возвышает романтического героя в своих глазах и наполняет «жалостью и ненавистью» по отношению к «рабу». Но Гаврила «раб» считает Челкаша ненужным на земле. Таким образом, идея сверхчеловека у Горького преломляется по-русски: с одной стороны, это понимание «человеческого превосходства», с другой — понимание ненужности таких людей.
Вывод Челкаш — романтический герой со своими моральными ценностями. Он лишён такого качества, как жадность. Может испытывать жалость и сочувствие: вначале он по-отечески жалеет молодого парня, попавшего «в его волчьи лапы», но затем, узнав его получше, испытывает к нему чувство брезгливости. Главный герой рассказа М. Горького «Челкаш» выделяется из толпы людей своей независимостью.
Он живет одним днём, не привязан ни к чему и ни к кому. Нет у него привязанности и к деньгам — он с лёгкостью отдаёт всю выручку напарнику.
Он задумчиво посвистывал, сидя на тумбочке и отбивая по ней такт голой грязной пяткой. Парню хотелось поквитаться с ним. Часто это ты запиваешь-то? Хочешь сегодня ночью работать со мной? Говори скорей! Чего заставлю… Рыбу ловить поедем.
Грести будешь… — Так… Что же? Работать можно. Только вот… не влететь бы во что с тобой. Больно ты закомурист… темен ты… Челкаш почувствовал нечто вроде ожога в груди и с холодной злобой вполголоса проговорил: — А ты не болтай, чего не смыслишь. Я те вот долбану по башке, тогда у тебя в ней просветлеет… Он соскочил с тумбочки, дернул левой рукой свой ус, а правую сжал в твердый жилистый кулак и заблестел глазами. Парень испугался. Он быстро оглянулся вокруг и, робко моргая, тоже вскочил с земли. Меряя друг друга глазами, они молчали.
Он кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного ему этим молоденьким теленком, которого он во время разговора с ним презирал, а теперь сразу возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он имеет где-то там деревню, дом в ней, за то, что его приглашает в зятья зажиточный мужик, — за всю его жизнь прошлую и будущую, а больше всего за то, что он, этот ребенок по сравнению с ним, Челкашем, смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна. Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты, и, таким образом, становится похож на тебя. Парень смотрел на Челкаша и чувствовал в нем хозяина. Мне все равно, у кого работать, у тебя или у другого. Я только к тому сказал, что не похож ты на рабочего человека, — больно уж тово… драный. Ну, я ведь знаю, что это со всяким может быть. Господи, рази я не видел пьяниц! Эх, сколько!..
Говори цену. Какая работа будет. Какой улов, значит… Пятитку можешь получить. Но теперь дело касалось денег, а тут крестьянин хотел быть точным и требовал той же точности от нанимателя. У парня вновь вспыхнуло недоверие и подозрительность. Челкаш вошел в роль: — Не толкуй, погоди! Идем в трактир! И они пошли по улице рядом друг с другом, Челкаш — с важной миной хозяина, покручивая усы, парень — с выражением полной готовности подчиниться, но все-таки полный недоверия и боязни.
Когда они пришли в грязный и закоптелый трактир, Челкаш, подойдя к буфету, фамильярным тоном завсегдатая заказал бутылку водки, щей, поджарку из мяса, чаю и, перечислив требуемое, коротко бросил буфетчику: «В долг все! Тут Гаврила сразу преисполнился уважения к своему хозяину, который, несмотря на свой вид жулика, пользуется такой известностью и доверием. Пока ты посиди, а я схожу кое-куда. Он ушел. Гаврила осмотрелся кругом. Трактир помещался в подвале; в нем было сыро, темно, и весь он был полон удушливым запахом перегорелой водки, табачного дыма, смолы и еще чего-то острого. Против Гаврилы, за другим столом, сидел пьяный человек в матросском костюме, с рыжей бородой, весь в угольной пыли и смоле. Он урчал, поминутно икая, песню, всю из каких-то перерванных и изломанных слов, то страшно шипящих, то гортанных.
Он был, очевидно, не русский. Сзади его поместились две молдаванки; оборванные, черноволосые, загорелые, они тоже скрипели песню пьяными голосами. Потом из тьмы выступали еще разные фигуры, все странно растрепанные, все полупьяные, крикливые, беспокойные… Гавриле стало жутко. Ему захотелось, чтобы хозяин воротился скорее. Шум в трактире сливался в одну ноту, и казалось, что это рычит какое-то огромное животное, оно, обладая сотней разнообразных голосов, раздраженно, слепо рвется вон из этой каменной ямы и не находит выхода на волю… Гаврила чувствовал, как в его тело всасывается что-то опьяняющее и тягостное, от чего у него кружилась голова и туманились глаза, любопытно и со страхом бегавшие по трактиру… Пришел Челкаш, и они стали есть и пить, разговаривая. С третьей рюмки Гаврила опьянел. Ему стало весело и хотелось сказать что-нибудь приятное своему хозяину, который — славный человек! Но слова, целыми волнами подливавшиеся ему к горлу, почему-то не сходили с языка, вдруг отяжелевшего.
Челкаш смотрел на него и, насмешливо улыбаясь, говорил: — Наклюкался!..
Челкаш показал себя щедрым и щедро угостил Гаврила едой и выпивкой в итоге христианин слишком напился. Вору стало жалко парня, с которым предстояло идти на дело, но Гаврила нужен Грише. Глава 2. Наступила ночь, напарники вышли в море. Гришка любит море, а Гаврила испытывает страх. Напарник отчаянно греб и подозревал, что отправились мужчины вовсе не на рыбалку, и испугавшись начал просить вора отпустить и помиловать.
Но тот не послушал Гаврила и приказал плыть дальше. Челкаш забрал у крестьянина паспорт, чтобы тот не уплыл без него, ушел и сказал ждать. Вернувшись, вор передал груз Гавриле и приказал плыть обратно. Крестьянин выполнял приказы вора, так как чувствовал переполненный страх, и думал только об одном скорее бы сбежать. Рыбакам удалось миновать кордоны таможни на лодке. Когда опасность стала позади Челкаш сказал, что денег заработали много, и теперь Гаврила может себе позволить многое. Матросы на корабле приняли ворованный товар и уложили мужчин спать.
Глава 3. Утром проснувшись Гаврила с трудом узнал Челкаша, вор одет в новую одежду, опрятно выглядел. Мужчины приплыли на берег. Гаврила с жадностью посмотрел на деньги и начал завидовать вору, получив собственную долю, христианин снова захотел поработать с Гришей, крестьянин понял что вору легко достаются деньги, и тоже захотел так зарабатывать. На берегу парень бросился в ноги Грише, мужчина словно сошел с ума, стал просить отдать заработанные деньги за ночь. Челкаш наблюдал за крестьянином и бросил с презрением Гавриле деньги.
Но, как человек открытый, никогда не скрывающий своих мыслей и действий, он, конечно же, не смог простить предательства. В начале рассказа никто не испытывает к Челкашу особой симпатии. Но после того, как мы узнаем о его судьбе, и после эпизода с Гаврилой сразу видим, что этот человек обладает такими качествами, как внутренняя красота, энергия и сила жизни, сострадание к ближнему, любовь к свободе и независимости.
Обратите внимание Важно Гаврила же, забрав эти деньги, все-таки не сможет жить с чистой совестью, и если он не поймет, что не деньги делают человека счастливым, а человек сам должен искать свое счастье, не унижаясь и не причиняя боль другим людям, он не сможет прожить по-настоящему счастливую жизнь. В ранних романтических рассказах Максим Горький выразил свое отношение к жизни и людям, свой взгляд на эпоху. Герои многих из этих рассказов так называемые босяки. Писатель изображает их людьми смелыми, сильными душой. Главное для них это свобода, которую босяки, как и все мы, понимают по-своему. Они страстно мечтают о какой-то особой жизни, далекой от обыденности. Но найти ее не могут, поэтому уходят бродяжничать, спиваются, кончают жизнь самоубийством. Один из таких людей изображен в рассказе Челкаш. Челкаш старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор.
Главное, что он ценит в жизни это свобода. Свобода от людей, труда, каких-либо обязанностей. Его антиподом является крестьянский парень Гаврила, который случайно стал помощником вора и контрабандиста Челкаша. Гавриле и Челкашу действительно не по пути, слишком по-разному они смотрят на жизнь. И действительно, …вор, гуляка, оторванный от всего родного, никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!.. Хотя со времени написания рассказа Челкаш прошло более ста лет, он не потерял своего значения и в наше время. Экономический кризис, обнищание большинства населения, падение престижа нравственных ценностей все это привело к тому, что многие люди считают деньги самым главным в жизни, и для них неважно, каким способом они добыты. Преодолеть психологию стяжательства не просто, но тот, кто сможет это сделать, станет выше, чище и духовно богаче.
Первый герой — это Гришка Челкаш. О нем известно немного: пьяница и вор. Противопоставлен ему второй образ горьковского рассказа — это Гаврила. Он вырос в деревни, привык к работе, но у него есть мечта — стать богаче, чтобы не думать о том, где взять кусок хлеба. Поэтому он вынужден приехать в город и попытаться устроиться на работу. Ему кажется, что самым удобным местом для этого является порт, куда он сразу же и отправляется. Но есть и кое-что, что связывает этих двух людей — это бедность. И Челкаш, и Гаврила — они бедняки, и нужда толкает их в разные жизненные ситуации, позволяя делать свой нравственный выбор. Стоит лишь только посмотреть на то, какое описание автор дает своим героям, и сразу же можно будет понять, кому он симпатизирует.
Например, Челкаш выглядит так, словно он заядлый пьяница. В его описании автор отмечает оборванную одежду, тело, словно кости, обтянутые кожей, которая от палящего солнца превратила ее в коричневую. Взгляд у него особенный, автор указывает на его хищность. Об этом же говорит его походка, которая очень похожа на полёт хищника. Это описание не вызывает у читателя положительных эмоций, оно, наоборот, вызывает отвращение и неприязнь. Явная противоположность ему по описанию деревенский парень Гаврила. Читатель сразу улавливает, что автор симпатизирует ему. Посмотрим, как Горький его описывает: он с широкими плечами, загорелый, но кожа не обгоревшая. О своем герое из деревни Горький говорит, употребляя выражения «коренастый», «добродушный».
А какие у него глаза! Доверчивость этого молодого человека можно прочитать в его глазах, которые широко смотрят на мир. Глаза у Гаврилы большие и голубые. Совет Может быть, он немного и простоват, где-то наивен, но от этого горьковский герой не перестает быть положительным. Автор специально сводит этих двух героев, которые ярко противоположны друг другу так, чтобы читатель мог увидеть существенную разницу между ними. Эти совершено разные люди по описанию, по характеру и по внешнему виду. В ходе повествования не только знакомятся, но и вскоре идут вместе на общее дело. Их начинает связывать воровство. Но только они по-разному к нему относятся.
Челкаш конкретно знает, куда и зачем он идет и втягивает в это дело простого деревенского парня, который до последней минуты, пока не будет украдено и мешок не окажется на дне лодки, не подозревал даже куда идут. А после этого его мучают сомнения. И на фоне такого поведения Гаврилы Челкаш — это отрицательный персонаж, который негативно влияет на судьбу и характер молодого парня из деревни. Но можно эту же ситуацию рассматривать и по-другому. Когда Гаврила узнает, что он пошел с Челкашом на воровство, то струсил, и в своем поведении он не видит смелым или мужественным парнем. Автор показывает читателю, что деревенский парень вдруг начинает всхлипывать, а потом и вообще плачет. И это отталкивает читателя от Гаврилы. В этой кульминации рассказа происходит некая смена ролей: Челкаш вдруг совсем неожиданно из отрицательного горьковского персонажа превращается в положительного. А Гаврила теперь заслуживает лишь только негативную оценку своим поведением.
Челкаш открывается для читателя по-новому. Ведь можно увидеть, что у героя есть чувства, он переживает и страдает. Автор показывает, как ему, вору, было вдруг обидно врать мальчику, наивному и деревенскому. По ходу повествования выясняется, что у него есть не только чувства, как и у любого человека, но, несмотря на то, что он вор, он любит и восхищается морем, его неудержимой стихией, его свободой и независимостью. Обратите внимание Именно море помогало ему пережить все трудности в жизни, в нем он находил не только утешение, но мог часами смотреть на него, размышляя обо всем, даже о том, для чего он живет на этом свете. Море как бы помогает очиститься главному герою нравственно, стать лучше. Другое дело Гаврила, который к морю был совершенно равнодушен. Оно совсем не волновало его душу. Он любил совсем другую жизнь: землю, крестьян, которые с утра до вечера работали.
Но и Челкаш связан с этой крестьянской жизнью, с землей. Его предки тоже некогда были крестьянами, поэтому все детские воспоминания связаны у героя с устоями и бытом крестьянской жизнью. Может быть, поэтому и было так жалко Челкашу Гаврилу, сам он стыдился своего чувства, иногда даже сердился на себя из-за этого. Проблема Челкаша состоит в том, что он обладает нравственными качествами. Для вора он слишком добрый, так как он легко отдает Гавриле практически все деньги. Другой бы вор на месте главного героя мог бы и половины не отдать, обманув наивного и простодушного деревенского парня. А Челкаш отдает все заработанные деньги, хотя и нечестным путем. Но ведь из-за них он рисковал жизнью и своей свободой.
Анализ рассказа «Челкаш» (М. Горький)
В самом конце рассказа, когда оба героя расходятся, судьба Челкаша остается нам неизвестной, кто знает, дошел ли он туда, куда хотел, или же умер в лесу от потери крови. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Челкаша в рассказе "Челкаш" Горького: описание внешности и характера героя. В сутолоке порта Челкаш, чувствуя себя уверенно, собирается на новое дело, и очень расстроен, что Мишки не будет рядом. Главные герои произведения: вор, гуляка Челкаш и крестьянин Гаврила.
Челкаш: образ и характеристика Челкаша
Челкаш презрительно сплюнул и отвернулся от парня. Он кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного ему этим молоденьким теленком, которого он во время разговора с ним презирал, а теперь сразу возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он имеет где-то там деревню, дом в ней, за то, что его приглашает в зятья зажиточный мужик, - за всю его жизнь прошлую и будущую, а больше всего за то, что он, этот ребенок по сравнению с ним, Челкашем, смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна. Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты, и, таким образом, становится похож на тебя. Каково отношение к жизни Челкаша и Гаврилы?
Каковы их идеалы? Что значит для каждого из них свобода? Как строятся отношения между героями?
И они пошли по улице рядом друг с другом, Челкаш - с важной миной хозяина, покручивая усы, парень - с выражением полной готовности подчиниться, но все-таки полный недоверия и боязни. Он видел перед собою человека, жизнь которого попала в его волчьи лапы. Он, Челкаш, чувствовал себя в силе повернуть ее и так и этак.
Он мог разломать ее, как игральную карту, и мог помочь ей установиться в прочные крестьянские рамки. Чувствуя себя господином другого, он думал о том, что этот парень никогда не изопьет такой чаши, какую судьба дала испить ему, Челкашу... И он завидовал и сожалел об этой молодой жизни, подсмеивался над ней и даже огорчался за нее, представляя, что она может еще раз попасть в такие руки, как его...
Гаврила гребёт очень осторожно, и им удаётся проскочить мимо охраны. Однако по воде шарит луч прожектора, Гаврила перепуган до полусмерти, но им снова удаётся скрыться. Слайд 6 Описание слайда: Гаврила уже отказывается от вознаграждения, Челкаш начинает «искушать» парня: ведь по возвращении в родную деревню того ожидает прежняя унылая, беспросветная жизнь, сообщает, что за одну сегодняшнюю ночь он заработал полтысячи. Челкаш говорит, что если бы Гаврила работал с ним, то был бы первым богатеем на деревне. Челкаш даже расчувствовался и заговорил о крестьянской жизни. Он вспоминает своё детство, свою деревню, родителей, жену, вспоминает, как служил в гвардии, и как отец гордился им перед всей деревней. Размышления отвлекают Челкаша, и лодка едва не проезжает мимо греческого судна, на котором Челкаш должен отдать товар.
Гаврила уже отказывается от вознаграждения, Челкаш начинает «искушать» парня: ведь по возвращении в родную деревню того ожидает прежняя унылая, беспросветная жизнь, сообщает, что за одну сегодняшнюю ночь он заработал полтысячи. III Челкаш и Гаврила ночуют на греческом корабле. Челкаш получает деньги, уговаривает Гаврилу ещё раз поработать с ним. Показывает Гавриле гору бумажек, которыми с ним расплатились греки. Гаврила дрожащей рукой хватает сорок рублей, выделенных ему Челкашом. Челкаш с неудовольствием отмечает, что Гаврила жаден, но считает, что от крестьянина другого и ожидать не приходится. Гаврила с возбуждением говорит о том, как хорошо можно жить в деревне, имея деньги.
Слайд 7 Описание слайда: На берегу Гаврила набрасывается на Челкаша, просит отдать ему все деньги. Челкаш отдаёт ему ассигнации, «дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу». Гаврила униженно благодарит, вздрагивает, прячет деньги за пазуху. Челкаш чувствует, «что он, вор, гуляка, оторванный ото всего родного, никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя». Гаврила бормочет, что думал убить Челкаша, потому что никто не станет допытываться, куда тот пропал.
Шум прибоя не слышен из-за гудков пароходов, грохота вагонов, дребезжания телег, звона якорных цепей и криков портовых грузчиков. Все эти звуки представляются, как гимн Меркурию — богу торговли. В портовом пространстве пыльные, жалкие, оборванные и потные людишки с тяжеловесными тюками на спинах противопоставлены величественным, блестящим на солнце торговым судам с огромными железными чревами, которые грузчики заполняют многочисленными товарами, чтобы добыть себе скудный кусок хлеба.
Люди смотрятся ничтожными созданиями по сравнению с созданными ими же «железными колоссами», презрительно гудящими, свистящими и шипящими. Созданное людьми их же «поработило и обезличило». В экспозиции автор подводит к главной теме рассказа: «Человек — это творец, ставший рабом». К полудню, когда работавшие с раннего утра грузчики собрались обедать, в порт приходит еще заспанный Гришка Челкаш, разыскивая своего напарника Мишку. Всему портовому люду известно, что Челкаш — вор. Он этого не скрывает, его же не только побаиваются, но и уважают. Даже таможенный сторож, который пугается обещания вора зайти к нему «в гости». Подельник Челкаша угодил в больницу, и он озабочен, где найти нового.
Тут он заметил пришлого крестьянского парнишку. Они разговорились, и тот поведал, что батрачил на покосах [3] , потому что после смерти отца хозяйство его запустело. Он пытался к зажиточному крестьянину пристроиться в зятья, но тот, прежде чем дочь выдать, хотел вынудить долго пахать на себя. Гришка предлагает пареньку Гавриле подработать. Хотя Челкаш назвался рыбаком, Гаврила смекнул, что он тот рыбак, что сети не в море, а по чужим амбарам закидывает. Но все же соглашается. Гришка приводит нового приятеля в трактир, заказывает еду и выпивку в долг. Трактирщик, ничего не говоря, кивнул и все подал.
Гаврила заметил, что тот, кто показался ему темной личностью, всем известен, и ему доверяют. Он почувствовал в этом босоногом оборванце «хозяина» и проникся к нему уважением. Гришка, глядя на захмелевшего парня, ощущал себя его господином, помышляя, что властен сделать с жизнью этого человека все, что угодно. После обеда Челкаш подвыпившего парня уложил в тенечке отсыпаться до вечера. Ночью на лодке они направились на дело. Челкаш любовался красотой ночного моря. Оно вызывало в нем возвышенные желания, очищало душу от налета обыденной скверны, наполняя ее спокойствием. Он, не сумев сдержать своих чувств, обратился к напарнику с вопросом: «Хорошо море?
А тот ответил, что «боязно в нем». Вору, любившему море, показался такой ответ глупым и обидным. Гаврила, сидящий на веслах, шептал молитву,трясясь от страха. После, когда их чуть не заметили, и вовсе стал плакать и молить отпустить его. Челкаша забавлял страх Гаврилы. Приплыв в гавань, Челкаш отнял паспорт у Гаврилы, чтобы тот не удрал, и исчез в темноте. Оставшись в одиночестве, Гаврила испытал еще больший, почти смертельный страх. Он искренне обрадовался вернувшемуся хозяину, который стал спускать в лодку со стены пристани что-то тяжелое.
Возвращаясь с добычей, они плыли мимо кордонов [4]. Вдруг луч прожектора с таможенного крейсера, осветивший море, показался Гавриле огненно-голубым карающим мечом. От страха он бросил весла, закрыв лицо руками, лег на дно лодки. Только ругань и удары Челкаша заставили его снова грести. Глядя на удалявшийся луч, разрубавший мечом тьму, Гаврила словно был под гипнозом «тоскливого страха», чувствовал опустошение и подавленность. Челкаш, привычный к потрясениям, радовался добыче. Пожалев Гаврилу, он заговорил о его вознаграждении. Но тот равнодушно сказал, что ему ничего не нужно.
Тогда Гришка завел разговор о жизни в деревне, о том, как Гаврила вернется домой и будет до смерти «из кожи лезть», чтобы прокормить себя и семью. А он только за сегодняшнюю ночь «полтысячи тяпнул». На такие деньги в деревне можно стать хозяином, уважаемым человеком, обрести свой дом, землю, скотину. Челкаш вспомнил и «свое гнездо», брошенное им в деревне. Гаврила, слушая, заметил, что без земли человек ничто, много таких несчастных, «шатающихся», как Челкаш. Говоря это, он невольно задел самолюбие вора, считавшего себя «бесшабашным удальцом». Но все же Григорий стал вспоминать себя в детстве, отца и мать, красавицу жену, свою службу гвардейским солдатом, почувствовав себя одиноким, «выброшенным» из прошлой жизни. Приплыв к какой-то барке, Челкаш сбыл краденое, и они устроились на ночлег в трюме [5].
Рано утром Челкаш, проснувшись первым, успел куда-то сходить и вернулся, приодевшись в ношеные, но крепкие кожаные штаны и куртку, добротные сапоги. Он разбудил подельника, и они отплыли на берег. Гаврила нетерпеливо поинтересовался, сколько дали за товар. Челкаш достал из кармана кучу пестрых бумажек и дал несколько напарнику. Гаврила взял их трясущимися руками, заговорил о деревенской жизни «с деньгами и без денег».
Стал заниматься воровским делом. Ему нравится, так как в подобной жизни много приключений и опасностей, которые будоражат кровь.
Задумывает новое дело, но теряет напарника. Приглашает случайно встреченного крестьянина. Григорий готов с ним поделиться. Но меняет о нем мнение, когда Гаврила пытается его убить ради денег. Хотя Гришка и вор, но у него есть свой кодекс чести. Обычный крестьянин, который мечтает найти хорошее место для заработка. Это поможет ему заиметь состроенное хозяйство.
Имеет чистый и немного наивный взгляд. Наивный и легко поддается чужому влиянию. Парень боится идти на воровское дело, но не может отказать Гришке, которого опасается. Ему страшно от того, что придется поплатиться за воровство.
Челкаш из рассказа «Челкаш»
Характеристика Челкаша в рассказе Горького "Челкаш", образ, описание. За обедом Челкаш опаивает Гаврилу, и па-рень оказывается полностью в его власти. Значение слова Челкаш на это Челкаш «Челкаш» — первое произведение Максима Горького, напечатанное в журнале «Русское богатство» в 1895 году (№ 6) при содействии В. Г. В рассказе «Челкаш» Максим Горький рассуждает о том, что делает человека таким, какой он есть. Главный герой рассказа М. Горького «Челкаш» выделяется из толпы людей своей независимостью.
Образы героев в рассказе “Челкаш” М. Горького
Журнал был столичный, известный, с хорошими традициями и солидной редколлегией. Горький был первооткрывателем проблемы, которая стала одним из главных вопросов для искусства ХХ века. Сохранить свободу и индивидуальность можно, только освободившись от социума и его норм. Качество и само содержащее этой новинки в его глазах имели второстепенное значение. Горький любуется героем, похожим на степного ястреба, окружает его романтическим ореолом. Напряжение создает контраст между криминальным образом жизни героя и поэтичностью, возвышенностью его натуры. Полной противоположностью главному герою является случайный подельник Гришки.
Участвуя в краже, Гаврила дрожит от страха, после ее удачного завершения вспоминает о боге. Деньги, вырученные от продажи краденого, нужны Гавриле для исполнения заветного желания — он хочет стать хозяином собственного надела земли. Сюжет рассказа выстроен таким образом, чтобы подчеркнуть привлекательные качества Челкаша и ничтожность Гаврилы. Ради выгодной наживы жадный и трусливый Гаврила готов на унижение и преступление: он едва не убил Челкаша. Гаврила все просчитал: Челкаш — босяк, которого никто не будет искать. У Челкаша и автора Гаврила вызывает презрение, отвращение.
Сцена расставания героев на морском берегу глубоко символична. Челкаш, шатаясь, уходит, а Гаврила, взглянув на деньги и облегченно вздыхает, и отправляется в другую сторону. Образы Горьковские босяков оказываются нравственно выше денежной власти, они — люди свободные в обществе несвободных. Обратите внимание Катализатором, проявляющим духовную силу одного и ничтожество другого, становится морская стихия. Цели урока: 1. Продолжить знакомство с творчеством Горького; 2.
Развить представление о романтическом герое; 3. Продолжить выявление особенностей идеала личности в раннем творчестве Горького поэтизация гордых и сильных людей ; 4. Учить аналитически и синтетически работать с художественным текстом; 5. Повторить понятие экспозиции и композиции; 6. Показать особенную роль пейзажа в раннем творчестве Горького; 7. Выявить особенности роли фигуры умолчания в рассказе; 8.
Познакомить с таким понятием, как слово- лейтмотив; 9. Продолжить работу над изобразительно-выразительными средствами текста; 10. Воспитывать любовь к слову и чувство патриотической гордости за мастеров родного слова. Эпиграфы урока: «Люблю человека. Горький — В. Смирнова Л.
Ход урока: 1 Вступительное слово учителя. Хотя стоит рассказать, что и до Горького босяки становились персонажами литературных произведений. Но главное, конечно, в том, что писатель под наслоением тех же классовых черт видит в персонаже то, что гово-рит о его принадлежности к роду человеческому,- живую душу. А рассказ, с которым Горький вошёл в большую литературу, был написан о босяке и воре со странной кличкой Челкаш. Между ними возникают почти родственные связи. Важно Челкаш, например, испыты-вает к Гавриле «отцовское» чувство, Гаврила постоянно обращается к своему хозяину со словом «брат».
Да и нельзя не сказать о том, что за короткое время знакомства они пе-реживают ненависть, страх, презрение, любовь, жалость. А Портрет Челкаша: стр. Длинные, кривые и цепкие пальцы, сходство со степным ястребом, хищная худоба, прицеливающаяся походка, плавная и покойная с виду, но внутренне возбужденная и зор-кая, как лёт хищной птицы. Б Портрет Гаврилы: стр. Какой художественный приём положен в основу портретов героев? А Жизнь Гаврилы: стр.
Жить — надо. А как? Пойду я в зя-тья в хороший дом. Кабы выделили дочь — то!.. Марфу « не выделят», на Кубани «не выгорело»…Своим хозяйством не справится. Б Жизнь Челкаша: стр.
Жена — черноглазая Анфиса, с длинной ко-сой, полная, мягкая, веселая. Сам красавец, гвардейский солдат, усатый, здоровый, лов-кий.
Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда... Я тоже понимаю толк в этом деле. Было когда-то свое гнездо... Отец-то был из первых богатеев в селе... Челкаш чувствовал себя овеянным примиряющей, ласковой струёй родного воздуха, донесшего с собой до его слуха и ласковые слова матери, и солидные речи истового крестьянина-отца, много забытых звуков и много сочного запаха матушки-земли, только что оттаявшей, только что вспаханной и только что покрытой изумрудным шелком озими... Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах.
Все хищное в его фигуре обмякло, стушеванное приниженной задумчивостью… Слайд 22 Двое людей мечтали, покачиваясь на воде и задумчиво поглядывая вокруг себя. Челкаш начал наводить Гаврилу на мысль о деревне, желая немного ободрить и успокоить его. Сначала он говорил, посмеиваясь себе в усы, но потом, подавая реплики собеседнику и напоминая ему о радостях крестьянской жизни, в которых сам давно разочаровался, забыл о них и вспоминал только теперь, - он постепенно увлекся и вместо того, чтобы расспрашивать парня о деревне и ее делах, незаметно для себя стал сам рассказывать ему: - Главное в крестьянской жизни - это, брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе. У тебя твой дом - грош ему цена - да он твой. У тебя земля своя - и того ее горсть - да она твоя! Король ты на своей земле!..
Вор же испытывает к нему презрение, бросает ему деньги. Гаврила тут же их собирает и уходит. Главные герои Челкаша меняют за время повествования. Вор оказывается более благородным, чем тот человек, который изначально казался законопослушным, честным, открытым и добрым. Второстепенные персонажи Семёныч. Давний мазанковый Челаша, на готовым герой издевается и смеется. Мужчина работает сторожем на таможне. Прекрасно знает, чем промышляет Челках, а потому следит за ним пристально, как тот появляется в поле зрения. Пытается не пускать босяка на охраняемую территорию. Из-за его травмы Челкашу пришлось искать нового напарника. До этого участвовал во всех делах вора, помогал ему. Когда на ногу друга главного героя упала железная балка, оказался в больнице с переломом. Второстепенный персонаж, который работает в трактире, где главные герои сидели после знакомства.
Больше ничего. И Челкаш с улыбкой посмотрел туда, где возвышался пакгауз Добровольного флота. Товарищ повернул назад. Кто это тебя изукрасил? Ишь как испортили вывеску-то… Мишку не видал здесь? Челкаш шагал дальше, встречаемый всеми, как человек хорошо знакомый. Но он, всегда веселый и едкий, был сегодня, очевидно, не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко. Откуда-то из-за бунта товара вывернулся таможенный сторож, темно-зеленый, пыльный и воинственно-прямой. Он загородил дорогу Челкашу, встав перед ним в вызывающей позе, схватившись левой рукой за ручку кортика, а правой пытаясь взять Челкаша за ворот. Куда идешь? Челкаш отступил шаг назад, поднял глаза на сторожа и сухо улыбнулся. Красное, добродушно-хитрое лицо служивого пыталось изобразить грозную мину, для чего надулось, стало круглым, багровым, двигало бровями, таращило глаза и было очень смешно. А ты опять? Иди, иди!.. Но Семеныч все-таки пожал протянутую руку. Никакого Мишки не знаю! Пошел, брат, вон! В больницу его свезли, Мишку твоего, ногу отдавило чугунной штыкой. Поди, брат, пока честью просят, поди, а то в шею провожу!.. Ты чего же такой сердитый, Семеныч?.. Сторож начал сердиться и, оглядываясь по сторонам, пытался вырвать свою руку из крепкой руки Челкаша. Челкаш спокойно посматривал на него из-под своих густых бровей и, не отпуская его руки, продолжал разговаривать: — Ты не торопи меня. Я вот наговорюсь с тобой вдосталь и уйду. Ну, сказывай, как живешь?.. Ты, — не шути, дьявол костлявый! Я, брат, в самом деле… Али ты уж по домам, по улицам грабить собираешься? И здесь на наш с тобой век добра хватит. Ей-богу, хватит, Семеныч! Ты, слышь, опять два места мануфактуры слямзил?.. Смотри, Семеныч, осторожней! Возмущенный Семеныч затрясся, брызгая слюной и пытаясь что-то сказать. Челкаш отпустил его руку и спокойно зашагал длинными ногами назад к воротам гавани. Сторож, неистово ругаясь, двинулся за ним. Челкаш повеселел; он тихо посвистывал сквозь зубы и, засунув руки в карманы штанов, шел медленно, отпуская направо и налево колкие смешки и шутки. Ему платили тем же. Подошли к воротам. Два солдата ощупали Челкаша и легонько вытолкнули его на улицу. Челкаш перешел через дорогу и сел на тумбочку против дверей кабака. Из ворот гавани с грохотом выезжала вереница нагруженных телег. Навстречу им неслись порожние телеги с извозчиками, подпрыгивавшими на них. Гавань изрыгала воющий гром и едкую пыль… В этой бешеной сутолоке Челкаш чувствовал себя прекрасно. Впереди ему улыбался солидный заработок, требуя немного труда и много ловкости. Он был уверен, что ловкости хватит у него, и, щуря глаза, мечтал о том, как загуляет завтра поутру, когда в его кармане явятся кредитные бумажки… Вспомнился товарищ, Мишка, — он очень пригодился бы сегодня ночью, если бы не сломал себе ногу. Челкаш про себя обругался, думая, что одному, без Мишки, пожалуй, и не справиться с делом. Какова-то будет ночь?.. Он посмотрел на небо и вдоль по улице. Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе.
Челкаш — чувствительный вор, гуляка и оторванник из народа
3. Рассказ «Челкаш» благодаря помощи В. Г. Короленко в 1895 был опубликован в журнале «Русское богатство». Значение слова ЧЕЛКАШ. «Челкаш» — первое произведение Максима Горького, напечатанное в журнале «Русское богатство» в 1895 году (№ 6) при содействии В. Г. Короленко. Челкаш верует в бога, пытается жить по христианским правилам, несмотря на ТО, что являлся вором.
Краткое содержание: «Челкаш»
Юноша лихорадочно прячет полученное. На берегу Гаврила неожиданно сваливает Челкаша на землю и умоляет отдать ему все деньги. Упавший герой вскакивает и бросает купюры обезумевшему от жадности Гавриле. Тот не скрывая радости забирает деньги и признаётся, что уже подумывал оглушить Челкаша веслом и забрать всё. Бродяга в порыве ярости хватает бывшего напарника за горло и требует вернуть отнятое. Парень отдаёт деньги, но потом внезапно бросает камень в Челкаша, из-за чего тот падает. Гаврила убегает, однако потом возвращается и умоляет о прощении. После долгих препирательств босяк оставляет себе одну купюру, а остальные отдаёт Гавриле. На том они расходятся в разные стороны.
На экзамене преподаватели очень любят тестировать на знание текста, спрашивая о мелких деталях. Чтобы вы были заранее готовы, сообщаем их вам: Челкаш внешне напоминал степного ястреба. Попавшего в больницу приятеля Челкаша звали Мишкой. В деревне у Гаврилы остались старуха-мать и дом. Челкаш испытал ненависть к парню за то, что у того где-то есть свой угол, а также за то, что «этот ребёнок смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна». Вор очень любил море, парню же было страшно. Охрану гавани Челкаш назвал «чертями». Контрабандист забирает у подельника паспорт, чтобы тот не убежал, пока он на деле.
Предмет, который принёс Челкаш в лодку, был «кубическим и тяжёлым».
Навстречу им неслись порожние телеги с извозчиками, подпрыгивавшими на них. Гавань изрыгала воющий гром и едкую пыль… В этой бешеной сутолоке Челкаш чувствовал себя прекрасно. Впереди ему улыбался солидный заработок, требуя немного труда и много ловкости. Он был уверен, что ловкости хватит у него, и, щуря глаза, мечтал о том, как загуляет завтра поутру, когда в его кармане явятся кредитные бумажки… Вспомнился товарищ, Мишка, — он очень пригодился бы сегодня ночью, если бы не сломал себе ногу. Челкаш про себя обругался, думая, что одному, без Мишки, пожалуй, и не справиться с делом. Какова-то будет ночь?.. Он посмотрел на небо и вдоль по улице.
Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно. Челкаш оскалил зубы, высунул язык и, сделав страшную рожу, уставился на него вытаращенными глазами. Парень, сначала недоумевая, смигнул, но потом вдруг расхохотался, крикнул сквозь смех: «Ах, чудак! Ему сразу понравился этот здоровый добродушный парень с ребячьими светлыми глазами. Косили версту — выкосили грош. Плохи дела-то!
Нар-роду — уйма! Голодающий этот самый приплелся, — цену сбили, хоть не берись! Шесть гривен в Кубани платили. А раньше-то, говорят, три целковых цена, четыре, пять!.. Раньше-то за одно погляденье на русского человека там трьшну платили. Я вот годов десять тому назад этим самым и промышлял. Придешь в станицу — русский, мол, я! Сейчас тебя поглядят, пощупают, подивуются и — получи три рубля!
Да напоят, накормят. И живи сколько хочешь! Парень, слушая Челкаша, сначала широко открыл рот, выражая на круглой физиономии недоумевающее восхищение, но потом, поняв, что оборванец врет, шлепнул губами и захохотал. Челкаш сохранял серьезную мину, скрывая улыбку в своих усах. Ведь и я говорю, что, мол, там раньше… — Поди ты!.. Али портной?.. Ишь ты! Что же, ловишь рыбу?..
Здешние рыбаки не одну рыбу ловят. Больше утопленников, старые якорья, потонувшие суда — все! Удочки такие есть для этого… — Ври, ври!.. Из тех, может, рыбаков, которые про себя поют: Мы закидывали сети По сухим берегам Да по амбарам, по клетям!.. Слыхал… — Нравятся? Как же!.. Ничего ребята, вольные, свободные… — А что тебе — свобода?.. Ты разве любишь свободу?
Сам себе хозяин, пошел — куда хошь, делай — что хошь… Еще бы! Коли сумеешь себя в порядке держать, да на шее у тебя камней нет, — первое дело! Гуляй знай, как хошь, бога только помни… Челкаш презрительно сплюнул и отвернулся от парня. Жить — надо. А как? Пойду я в зятья в хороший дом. Кабы выделили дочь-то!.. Нет ведь — тесть-дьявол не выделит.
Ну, и буду я ломать на него… долго… Года! Вишь, какие дела-то! А кабы мне рублей ста полтора заробить, сейчас бы я на ноги встал и — Антипу-то — на-кося, выкуси! Хошь выделить Марфу? Не надо! Слава богу, девок в деревне не одна она. Думал было я: вот, мол, на Кубань-то пойду, рублев два ста тяпну, — шабаш! АН не выгорело.
Ну и пойдешь в батраки… Своим хозяйством не исправлюсь я, ни в каком разе! Парню сильно не хотелось идти в зятья. У него даже лицо печально потускнело. Он тяжело заерзал на земле. Челкаш спросил: — Да ведь — куда? Сказал тоже!.. В нем этот здоровый деревенский парень что-то будил… Смутно, медленно назревавшее, досадливое чувство копошилось где-то глубоко и мешало ему сосредоточиться и обдумать то, что нужно было сделать в эту ночь. Обруганный парень бормотал что-то вполголоса, изредка бросая на босяка косые взгляды.
У него смешно надулись щеки, оттопырились губы и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали. Он, очевидно, не ожидал, что его разговор с этим усатым оборванцем кончится так быстро и обидно. Оборванец не обращал больше на него внимания. Он задумчиво посвистывал, сидя на тумбочке и отбивая по ней такт голой грязной пяткой. Парню хотелось поквитаться с ним. Часто это ты запиваешь-то? Хочешь сегодня ночью работать со мной? Говори скорей!
Чего заставлю… Рыбу ловить поедем. Грести будешь… — Так… Что же? Работать можно. Только вот… не влететь бы во что с тобой. Больно ты закомурист… темен ты… Челкаш почувствовал нечто вроде ожога в груди и с холодной злобой вполголоса проговорил: — А ты не болтай, чего не смыслишь. Я те вот долбану по башке, тогда у тебя в ней просветлеет… Он соскочил с тумбочки, дернул левой рукой свой ус, а правую сжал в твердый жилистый кулак и заблестел глазами. Парень испугался. Он быстро оглянулся вокруг и, робко моргая, тоже вскочил с земли.
Меряя друг друга глазами, они молчали. Он кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного ему этим молоденьким теленком, которого он во время разговора с ним презирал, а теперь сразу возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он имеет где-то там деревню, дом в ней, за то, что его приглашает в зятья зажиточный мужик, — за всю его жизнь прошлую и будущую, а больше всего за то, что он, этот ребенок по сравнению с ним, Челкашем, смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна. Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты, и, таким образом, становится похож на тебя. Парень смотрел на Челкаша и чувствовал в нем хозяина. Мне все равно, у кого работать, у тебя или у другого. Я только к тому сказал, что не похож ты на рабочего человека, — больно уж тово… драный. Ну, я ведь знаю, что это со всяким может быть. Господи, рази я не видел пьяниц!
Эх, сколько!.. Говори цену. Какая работа будет. Какой улов, значит… Пятитку можешь получить. Но теперь дело касалось денег, а тут крестьянин хотел быть точным и требовал той же точности от нанимателя. У парня вновь вспыхнуло недоверие и подозрительность. Челкаш вошел в роль: — Не толкуй, погоди! Идем в трактир!
И они пошли по улице рядом друг с другом, Челкаш — с важной миной хозяина, покручивая усы, парень — с выражением полной готовности подчиниться, но все-таки полный недоверия и боязни. Когда они пришли в грязный и закоптелый трактир, Челкаш, подойдя к буфету, фамильярным тоном завсегдатая заказал бутылку водки, щей, поджарку из мяса, чаю и, перечислив требуемое, коротко бросил буфетчику: «В долг все! Тут Гаврила сразу преисполнился уважения к своему хозяину, который, несмотря на свой вид жулика, пользуется такой известностью и доверием. Пока ты посиди, а я схожу кое-куда. Он ушел. Гаврила осмотрелся кругом. Трактир помещался в подвале; в нем было сыро, темно, и весь он был полон удушливым запахом перегорелой водки, табачного дыма, смолы и еще чего-то острого. Против Гаврилы, за другим столом, сидел пьяный человек в матросском костюме, с рыжей бородой, весь в угольной пыли и смоле.
Он урчал, поминутно икая, песню, всю из каких-то перерванных и изломанных слов, то страшно шипящих, то гортанных. Он был, очевидно, не русский. Сзади его поместились две молдаванки; оборванные, черноволосые, загорелые, они тоже скрипели песню пьяными голосами. Потом из тьмы выступали еще разные фигуры, все странно растрепанные, все полупьяные, крикливые, беспокойные… Гавриле стало жутко. Ему захотелось, чтобы хозяин воротился скорее. Шум в трактире сливался в одну ноту, и казалось, что это рычит какое-то огромное животное, оно, обладая сотней разнообразных голосов, раздраженно, слепо рвется вон из этой каменной ямы и не находит выхода на волю… Гаврила чувствовал, как в его тело всасывается что-то опьяняющее и тягостное, от чего у него кружилась голова и туманились глаза, любопытно и со страхом бегавшие по трактиру… Пришел Челкаш, и они стали есть и пить, разговаривая. С третьей рюмки Гаврила опьянел. Ему стало весело и хотелось сказать что-нибудь приятное своему хозяину, который — славный человек!
Но слова, целыми волнами подливавшиеся ему к горлу, почему-то не сходили с языка, вдруг отяжелевшего. Челкаш смотрел на него и, насмешливо улыбаясь, говорил: — Наклюкался!.. Дай поцелую тебя!.. На, еще клюкни! Гаврила пил и дошел наконец до того, что у него в глазах все стало колебаться ровными, волнообразными движениями. Это было неприятно, и от этого тошнило. Лицо у него сделалось глупо восторженное. Пытаясь сказать что-нибудь, он смешно шлепал губами и мычал.
Челкаш, пристально поглядывая на него, точно вспоминал что-то, крутил свои усы и все улыбался хмуро. А трактир ревел пьяным шумом. Рыжий матрос спал, облокотясь на стол. Гаврила попробовал подняться, но не смог и, крепко обругавшись, засмеялся бессмысленным смехом пьяного. Гаврила все хохотал, тупыми глазами поглядывая на хозяина. И тот смотрел на него пристально, зорко и задумчиво. Он видел перед собою человека, жизнь которого попала в его волчьи лапы. Он, Челкаш, чувствовал себя в силе повернуть ее и так и этак.
Он мог разломать ее, как игральную карту, и мог помочь ей установиться в прочные крестьянские рамки. Чувствуя себя господином другого, он думал о том, что этот парень никогда не изопьет такой чаши, какую судьба дала испить ему, Челкашу… И он завидовал и сожалел об этой молодой жизни, подсмеивался над ней и даже огорчался за нее, представляя, что она может еще раз попасть в такие руки, как его… И все чувства в конце концов слились у Челкаша в одно — нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен. Тогда Челкаш взял Гаврилу под мышки и, легонько толкая его сзади коленом, вывел на двор трактира, где сложил на землю в тень от поленницы дров, а сам сел около него и закурил трубку. Гаврила немного повозился, помычал и заснул. II — Ну, готов? Уключина вот шатается, — можно разок вдарить веслом? Никакого шуму!
Надави ее руками крепче, она и войдет себе на место. Оба они тихо возились с лодкой, привязанной к корме одной из целой флотилии парусных барок, нагруженных дубовой клепкой, и больших турецких фелюг, занятых пальмой, сандалом и толстыми кряжами кипариса. Ночь была темная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь от борта судов о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. На далекое пространство от берега с моря подымались темные остовы судов, вонзая в небо острые мачты с разноцветными фонарями на вершинах. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-черном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день.
Ты на-ко вот, нутро помочи, может, скорее очухаешься, — и он протянул Гавриле бутылку. Господи благослови!.. Послышалось тихое бульканье. Лодка помчалась снова, бесшумно и легко вертясь среди судов… Вдруг она вырвалась из их толпы, и море — бесконечное, могучее — развернулось перед ними, уходя в синюю даль, где из вод его вздымались в небо горы облаков — лилово-сизых, с желтыми пуховыми каймами по краям, зеленоватых, цвета морской воды, и тех скучных, свинцовых туч, что бросают от себя такие тоскливые, тяжелые тени. Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и формы, поглощая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величественные и угрюмые… Что-то роковое было в этом медленном движении бездушных масс. Казалось, что там, на краю моря, их бесконечно много и они всегда будут так равнодушно всползать на небо, задавшись злой целью не позволять ему никогда больше блестеть над сонным морем миллионами своих золотых очей — разноцветных звезд, живых и мечтательно сияющих, возбуждая высокие желания в людях, которым дорог их чистый блеск. Только боязно в нем, — ответил Гаврила, ровно и сильно ударяя веслами по воде. Вода чуть слышно звенела и плескалась под ударами длинных весел и все блестела теплым голубым светом фосфора.
Экая дура!.. Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной, свободной и мощной. И ему было обидно слышать такой ответ на вопрос о красоте того, что он любил.
Челкаш: кто это и чем знаменит — подробный обзор Челкаш — это персонаж из произведения Н.
Гоголя «Ревизор». Его имя произошло от слова «челка», что означает стрижку волос на лбу, а характер этого персонажа заключается в его безумной любви к деньгам. Челкаш был дьяком мелкой чиновницкой должности и мастером лживых похвал. Его обычный способ получения денег — обман и взятки. Он был очень хитрым и умело маскировал свои корыстные мотивы под вид простоты и доверчивости.
Однако, Челкаш стал самой яркой и запоминающейся фигурой в «Ревизоре». Его бессовестность и настойчивость в получении обманных денег вызывали у читателей смех и недоумение. В культуре челкаш стал символом лицемерия и корыстолюбия.
Вот гляди-ка на себя, что ты теперь такое без земли? Землю, брат, как мать, не забудешь надолго. Челкаш одумался… Он почувствовал это раздражающее жжение в груди, являвшееся всегда, чуть только его самолюбие — самолюбие бесшабашного удальца — бывало задето кем-либо, и особенно тем, кто не имел цены в его глазах. Чай, таких-то, как ты, — много! Эх, сколько несчастного народу на свете!.. Шатающих… — Садись, тюлень, в весла! Они опять переменились местами, причем Челкаш, перелезая на корму через тюки, ощутил в себе острое желание дать Гавриле пинка, чтобы он слетел в воду. Короткий разговор смолк, но теперь даже от молчания Гаврилы на Челкаша веяло деревней… Он вспоминал прошлое, забывая править лодкой, повернутой волнением и плывшей куда-то в море. Волны точно понимали, что эта лодка потеряла цель, и, все выше подбрасывая ее, легко играли ею, вспыхивая под веслами своим ласковым голубым огнем. А перед Челкашем быстро неслись картины прошлого, далекого прошлого, отделенного от настоящего целой стеной из одиннадцати лет босяцкой жизни. Челкаш дрогнул и оглянулся тревожным взором хищника. Гребни-ка погуще… — Задумался? Сейчас вот сдам и денежки получу… Н-да! Кабы мне, горюну!.. Эх, и сыграл бы я песенку с ними!.. Сейчас бы… И Гаврила полетел на крыльях мечты. А Челкаш молчал. Усы у него обвисли, правый бок, захлестанный волнами, был мокр, глаза ввалились и потеряли блеск. Все хищное в его фигуре обмякло, стушеванное приниженной задумчивостью, смотревшей даже из складок его грязной рубахи. Он круто повернул лодку и направил ее к чему-то черному, высовывавшемуся из воды. Небо снова все покрылось тучами, и посыпался дождь, мелкий, теплый, весело звякавший, падая на хребты волн. Лодка стукнулась носом о корпус барки. Дождь пошел еще, не мог раньше-то! Эй вы, губки!.. В минуту они были на палубе, где три темных бородатых фигуры, оживленно болтая друг с другом на странном сюсюкающем языке, смотрели за борт в лодку Челкаша. Четвертый, завернутый в длинную хламиду, подошел к нему и молча пожал ему руку, потом подозрительно оглянул Гаврилу. Гаврила, идем! Есть хочешь? Потом он вытянулся рядом с Гаврилой, заложив руки под голову, поводя усами. Барка тихо покачивалась на игравшей воде, где-то поскрипывало дерево жалобным звуком, дождь мягко сыпался на палубу, и плескались волны о борта… Все было грустно и звучало, как колыбельная песнь матери, не имеющей надежд на счастье своего сына… Челкаш, оскалив зубы, приподнял голову, огляделся вокруг и, прошептав что-то, снова улегся… Раскинув ноги, он стал похож на большие ножницы. III Он проснулся первым, тревожно оглянулся вокруг, сразу успокоился и посмотрел на Гаврилу, еще спавшего. Тот сладко всхрапывал и во сне улыбался чему-то всем своим детским, здоровым, загорелым лицом. Челкаш вздохнул и полез вверх по узкой веревочной лестнице. В отверстие трюма смотрел свинцовый кусок неба. Было светло, но по-осеннему скучно и серо. Челкаш вернулся часа через два. Лицо у него было красно, усы лихо закручены кверху. Он был одет в длинные крепкие сапоги, в куртку, в кожаные штаны и походил на охотника. Весь его костюм был потерт, но крепок, и очень шел к нему, делая его фигуру шире, скрадывая его костлявость и придавая ему воинственный вид. Тот вскочил и, не узнавая его со сна, испуганно уставился на него мутными глазами. Челкаш захохотал. Ну и пуглив же ты! Сколько раз умирать-то вчера ночью собирался? Ведь можно было душу загубить на всю жизнь! Да ведь это — как тебе сказать? Из-за какой корысти?.. Ничего… Это можно… — Стой! А как душу-то загубишь?.. Челкаш весело хохотал. Едем на берег… И вот они снова в лодке. Челкаш на руле, Гаврила на веслах. Над ними небо, серое, ровно затянутое тучами, и лодкой играет мутно-зеленое море, шумно подбрасывая ее на волнах, пока еще мелких, весело бросающих в борта светлые, соленые брызги. Далеко по носу лодки видна желтая полоса песчаного берега, а за кормой уходит вдаль море, изрытое стаями волн, убранных пышной белой пеной. Там же, вдали, видно много судов; далеко влево — целый лес мачт и белые груды домов города. Оттуда по морю льется глухой гул, рокочущий и вместе с плеском волн создающий хорошую, сильную музыку… И на все наброшена тонкая пелена пепельного тумана, отдаляющего предметы друг от друга… — Эх, разыграется к вечеру-то добре! Он был уже мокр с головы до ног от этих брызг, разбрасываемых по морю ветром. Гаврила пытливо посмотрел на него… — Ну, сколько ж тебе дали? Гаврила увидал пестрые бумажки, и все в его глазах приняло яркие, радужные оттенки. А я ведь думал: врал ты мне!.. Это — сколько? Кабы этакие деньги!.. Хочешь, сейчас дам? Я приму! Гаврила весь трепетал от ожидания, острого, сосавшего ему грудь. Прими, брат, пожалуйста! Очень я тебя прошу, прими! Не знаю я, куда мне такую кучу денег девать! Избавь ты меня, прими-ка, на!.. Челкаш протянул Гавриле несколько бумажек. Тот взял их дрожащей рукой, бросил весла и стал прятать куда-то за пазуху, жадно сощурив глаза, шумно втягивая в себя воздух, точно пил что-то жгучее. Челкаш с насмешливой улыбкой поглядывал на него. А Гаврила уже снова схватил весла и греб нервно, торопливо, точно пугаясь чего-то и опустив глаза вниз. У него вздрагивали плечи и уши. Нехорошо… Впрочем, что же?.. Крестьянин… — задумчиво сказал Челкаш. И он отрывисто, торопясь, точно догоняя свои мысли и с лету хватая слова, заговорил о жизни в деревне с деньгами и без денег. Почет, довольство, веселье!.. Челкаш слушал его внимательно, с серьезным лицом и с глазами, сощуренными какой-то думой. По временам он улыбался довольной улыбкой. Волна подхватила лодку и ловко ткнула ее в песок. Лодку нужно вытащить подальше, чтобы не смыло. Придут за ней. А мы с тобой — прощай!.. Отсюда до города верст восемь. Ты что, опять в город вернешься? На лице Челкаша сияла добродушно-хитрая улыбка, и весь он имел вид человека, задумавшего нечто весьма приятное для себя и неожиданное для Гаврилы. Засунув руку в карман, он шелестел там бумажками. Челкаш посмотрел на него. Челкашу стало не по себе при виде такого возбуждения в этом парне. Он ждал, чем оно разразится. Гаврила начал как-то странно смеяться смехом, похожим на рыдание. Голова его была опущена, выражения его лица Челкаш не видал, смутно видны были только уши Гаврилы, то красневшие, то бледневшие. Мнется, как девка!.. Али расставанье со мной тошно? Эй, сосун! Говори, что ты? А то уйду я!.. Песчаный и пустынный берег дрогнул от его крика, и намытые волнами моря желтые волны песку точно всколыхнулись. Дрогнул и Челкаш. Вдруг Гаврила сорвался с своего места, бросился к ногам Челкаша, обнял их своими руками и дернул к себе. Челкаш пошатнулся, грузно сел на песок и, скрипнув зубами, резко взмахнул в воздухе своей длинной рукой, сжатой в кулак. Но он не успел ударить, остановленный стыдливым и просительным шепотом Гаврилы: — Голубчик!.. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе?.. Ведь в одну ночь — только в ночь… А мне — года нужны… Дай — молиться за тебя буду! Вечно — в трех церквах — о спасении души твоей!.. Ведь ты их на ветер… а я бы — в землю! Эх, дай мне их! Что в них тебе?.. Али тебе дорого? Ночь одна — и богат! Сделай доброе дело! Пропащий ведь ты… Нет тебе пути… А я бы — ох! Дай ты их мне! Челкаш, испуганный, изумленный и озлобленный, сидел на песке, откинувшись назад и упираясь в него руками, сидел, молчал и страшно таращил глаза на парня, уткнувшегося головой в его колени и шептавшего, задыхаясь, свои мольбы. Он оттолкнул его, наконец, вскочил на ноги и, сунув руку в карман, бросил в Гаврилу бумажки. Жри… — крикнул он, дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу. И, бросив деньги, он почувствовал себя героем. Разжалобился вчера я, вспомнил деревню… Подумал: дай помогу парню. Ждал я, что ты сделаешь, попросишь — нет? А ты… Эх, войлок! Разве из-за денег можно так истязать себя? Жадные черти!.. Себя не помнят… За пятак себя продаете!.. Спаси Христос тебя! Ведь это теперь у меня что?.. Вовек не забуду!.. И жене и детям закажу — молись! Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного — никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!.. И эта мысль и ощущение, наполняя его сознанием своей свободы, удерживали его около Гаврилы на пустынном морском берегу. Челкаш молчал и по-волчьи скалил зубы. Гаврила все изливался: — Ведь я что думал? Едем мы сюда… думаю… хвачу я его — тебя — веслом… рраз!.. Кто, мол, его хватится? И найдут, не станут допытываться — как да кто. Не такой, мол, он человек, чтоб из-за него шум подымать!.. Ненужный на земле! Кому за него встать? Челкаш, прямой, сухой, хищный, зло оскалив зубы, смеялся дробным, едким смехом, и его усы нервно прыгали на угловатом, остром лице. Никогда за всю жизнь его не били так больно, и никогда он не был так озлоблен. Но он не сделал пяти шагов, как Гаврила кошкой изогнулся, вскочил на ноги и, широко размахнувшись в воздухе, бросил в него круглый камень, злобно крикнув: — Рраз!.. Челкаш крякнул, схватился руками за голову, качнулся вперед, повернулся к Гавриле и упал лицом в песок. Гаврила замер, глядя на него. Вот он шевельнул ногой, попробовал поднять голову и вытянулся, вздрогнув, как струна. Тогда Гаврила бросился бежать вдаль, где над туманной степью висела мохнатая черная туча и было темно. Волны шуршали, взбегая на песок, сливаясь с него и снова взбегая. Пена шипела, и брызги воды летали по воздуху. Посыпался дождь. Сначала редкий, он быстро перешел в плотный, крупный, лившийся с неба тонкими струйками. Они сплетали целую сеть из ниток воды — сеть. Гаврила исчез за ней. Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека, лежавшего на песке у моря. Но вот из дождя снова появился бегущий Гаврила, он летел птицей; подбежав к Челкашу, упал перед ним и стал ворочать его на земле.
Анализ произведения Максима Горького «Челкаш»
Челкаш верует в бога, пытается жить по христианским правилам, несмотря на ТО, что являлся вором. челкаш это кто такой Писатель Максим Горький. «Челкаш» — первое произведение Максима Горького, напечатанное в журнале «Русское богатство» в 1895 году (№ 6) при содействии В. Г. Короленко. Главный герой рассказа М. Горького «Челкаш» выделяется из толпы людей своей независимостью. Читать онлайн книгу «Челкаш» автора Максима Горького полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. Творческая история рассказа «Челкаш» весьма необычна и включает в себя интересные факты из жизни молодого Максима Горького.
«Челкаш» М.Горький
Особенностью образа Челкаша является его полярные, отличительные черты характера, ярко выраженные в тяжелой жизненной ситуации. это история о бывалом воре, поданная на фоне будней прибрежного города и размышлений о превратностях человеческой судьбы. За обедом Челкаш опаивает Гаврилу, и па-рень оказывается полностью в его власти.