Ответ на вопрос здесь, Количество ответов:2: Кто были такие отходники? Значение слова отходник в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Толковый словарь русского языка.
ОТХО́ДНИЧЕСТВО
Русские нищие крестьяне 19 века. Босяки 19 век. Рабочие и крестьяне. Железная дорога Некрасов. Железная дорога Некрасов иллюстрации. Иллюстрация к стихотворению Некрасова железная дорога.
Картины подневольного труда. Крепостные крестьяне в России 19 век. Крестьяне 19 века крепостные крестьяне. Крепостные крестьяне 19 века в России. Крестьянин 18-19 века.
Крестьяне 19 век Нижегородская Губерния. Крестьяне Нижегородской губернии в конце 19 века. Крестьяне 19 века в России. Крестьяне Российской империи 19 века. Журавлев Фирс Крестьянская сходка.
Крестьяне 19 века крепостное право. Крепостные крестьяне 1860. Белорусс Селянин крестьянин. Белорусские крестьяне Российская Империя. Крестьяне 1820.
Отхожие промыслы. Старинный завод. Отхожий промысел. Сотрудники пивоварни. Крестьянское восстание 1905 года.
Крестьяне 1905 год. Беглые крестьяне в России 17 век. Русские крестьяне 17 века. Русские крестьяне 16 век. Шапка крестьянина 17 века.
Русские крестьяне 17 века картинки. Крестьяне при Петре 1. Осада Риги 1709-1710. Осада Риги 1710. Ништадтский мир гравюра.
Крестьяне Енисейской губернии 19 века. Рыболовство Казаков. Каторжники в Сибири 19 век. Каторга в Сибири 18 век. Ссылка крестьян в Сибирь 19 век.
Каторжники крестьяне 19 век. Крестьяне Тульской губернии 19 век. Российская Империя 19 век крестьяне.
Этноспецифика песен об отходничестве селения Кубачи Предмет исследования статьи исторически сложившиеся фольклорные традиции этнической среды.
Объектом исследования является своеобразный тематический цикл песен об отходничестве в народной лирике фольклора кубачинцев жителей высокогорного селения Кубачи Республики Дагестан, славящегося уникальным искусством ювелирного мастерства. Отходничество, как исторически закономерное явление, вызванное социально-экономическими, историческими и географическими условиями жизни края, способствовало зарождению в народе лирических песен так называемых песен об отходничестве.
Тюхтово 17 человек, д. Ульяииха 3 чел. Шустино 20 человек. В Коробовщинской волости плисорезаньем занималось 51 человек: д. Авдотьино 8 чел. Шилово 7 чел. Новое Фетиньино 16 чел.
Лакомово 9 чел. Косковке Завалинской волости существовало три мастерские, по нарезке плиса, которые принадлежали Клещеву Василию Лариоиовнчу. Лакомово Коробовщинской волости мастерская принадлежала Курагину Михаилу Федоровичу. Плисорезные мастерские в селе Фролищево принадлежали Морозову Василию Васильевичу, ему же принадлежало плисорезное заведение в д. В этой же деревне у братьев Морозовых Ивана Ивановича и Семена Ивановича было также две плисорезные мастерские. Поздияково в плисорезном заведении Семенова Николая Матвеевича работало 7 человек, а в д. Шустино вырабатывали ленты по 1500 кусков в год. Стоимость одного куска 40 коп. В селе Ваулово в плисорезных мастерских С.
Морозова работало до 80 чел. Всего на территории нашего района в бывших Коробовщннской, Завалинской и Дубковской волостях Покровского уезда существовало более 40 плисорезных заведений, где работало около 600 человек. Главным районом портняжного дела была Дубковская волость, где этим промыслом занимались до 70 процентов жителей, многие жители занимались ткачеством. В Дубковской и Коробовщинской волостях активно занимались сбором камней. Развитию промысла способствовало строительство железной дороги в 1896 году и шоссе от ст. Келерово в сторону Черкутино. Над резкой плиса занимались и в д. Белавки, где в год вырабатывалось до 1200 кусков. Наемных рабочих было 24 человека.
За надрезку одного куска рабочий получал от 65 коп. В селе Фролищи занимались производством кирпичей, вырабатывая до 60 тыс. Изготовление одной тысячи кирпичей рабочему-кустарщику обходилось в 8 р. Новой и Бакинце занимались изготовлением борон и корзин. Изготовлялось кустарями в год до 100 борон и более 750 корзин. Продажная стоимость бороны от 75 коп. Заготовкой и перевозкой дров на фабрики Покровского уезда занимались жители деревень Левашово. В некоторых деревнях и селах жители, не уходившие на отхожие промыслы, занимались домашним ткачеством. Ткали шелк, бархат, ленты, салфетки, трико, сарпинку.
В Дубковской волости в деревне Поляны ткали шелк, в Завалинской волости в д. Поздняково трико, в Коробовщине сарпинку. Различные ткани ткали в сельце Ваулове, Воскресенском, д. Гончарно-горшечным промыслом занимались часть кустарей д. Обухове, Запажье, Завалино, Микляиха, Кузнечно-медницким промыслом занимались в д. Белавки, селах Васильевском, Тоикове, Фролищеве. Были распространены и такие виды кустарных промыслов в деревнях, как разматывание нитей, крашение, вязание коржи, бондарное дело, занятие пчеловодством, сбор камней с полей, камнеобработка, выделывание кож и т. Но все же более всего крестьян из сел и деревень нашего края уходили на так называемые отхожие промыслы, в другие населенные пункты за пределы своих волостей, в города: Орехово-Зуево, Покров, Киржач, Москву. Основные специальности отходников были: плотники, плотники-столяры, медники, возчики.
Особенно из деревень в летний период уходило большое количество плотников. Из них 80 процентов в Москву и пригороды. По переписи 1900 года только из Коробовщинской волости уходило плотничать около 600 человек. Большая часть портных также уходила на отхожие промыслы в другие города. Из Дубковской волости уходило до 68 процентов портных. В некоторых селениях занимались и валянием сапог. В сельце Воскресенское этим делом занимались 92 человека, а в д. Конышево 62 чел. Игнатово 15 чел.
Большая часть валяльщиков расходилась по соседним губерниям. Так, из села Ильинское-Стромилово из проживавших 689 человек уходили на отхожие промыслы 170 человек, по профессиям плотники, штукатуры. Из проживавших в д. Тонково 82 человек 12 уходили плотничать, а из села Васильевского из 226 чел. Имея профессию конопатчика, на 204 человека жителей сельца Богословское уходили в другие губернии на заработки 22 человека. Сельцо Софьино славилось отходниками штукатурами, из 251 жителя 25 уходили в Москву на заработки. Из деревни Большое Братцево из числа жителей 194 человека 38 уходили как специалисты печного дела. Деревня Скородумка славилась пастухами, из ее 89 человек жителей 20 уходили пасти я другие села. В Есиплевскую волость входило 14 населенных пунктов, где проживало около 1600 человек мужского пола, из них на отхожие промыслы уходили в Москву, Тулу, Павловский Посад, Юрьев-Польский, Орехово-Зуево около 300 человек, работать на фабриках, заниматься плотницким делом, медницким, кузнечкым и портняжным.
Из Коробовщинской волости на отхожие промыслы уходили около 800 мужчин в г. Москву, Киржач, работать на фабриках, а также по профессиям плотники, столяры, кузнецы, медники. Из Завалинской волости из 2320 человек мужского пола около 700 человек были отходниками в Орехово-Зуево, Москву, Юрьевские уезды. Из них многие работали на фабриках, уходили плотничать, портняжничать, сапожничать, занимались печным и медницким делом. Из Давыдовской волости на отхожие промыслы уходило более 700 мужчин из 3500 человек. Много жителей из близлежащих сел работало на заводах Товарищества Кольчугина. Они также относятся к категории отходников-фабричных рабочих. Такой большой отток рабочих рук из сел и деревень, особенно мужчин, безусловно, сказывался на состоянии развития сельского хозяйства в волостях, располагавшихся ранее на территории нашего района. И оно поэтому было в крайне запущенном состоянии, о чем говорят и такие факты.
По числу уездов Владимирском губернии уезды, располагавшиеся на территории нашего края, более других занимались развитием отхожего и кустарного промыслов, совершенно мало уделяя внимания сельскому хозяйству. В хозяйствах уездов было около 36 процентов дворов безлошадных. Около 26 процентов свою землю сдавали в аренду. Более 15 процентов дворов не имели никакой скотины и более 20 процентов оставались без посева. Почему плохо занимались сельским хозяйством, возделыванием земли, более всего крестьян давали ответы: нет лошадей, не хватает навоза удобрить, поэтому урожаи скудные, неудобная земля для обработки, нет расчета пахать, тогда как на стороне можно заработать, не хватает рабочих рук. Поэтому в основном хлеба крестьянам нашего района хватало только до половины зимы, а остальной приходилось покупать на различных ярмарках. Перейдем к Костромской Губернии, занимающей в промышленном отношении одно из важнейших мест в разсматриваемой нами полосе. Эта губерния входит своею юго-западною частью в состав района наибольшаго развития промыслов в России - района, слагающагося из северной и северо-западной частей Владимирской Губернии, из юго-восточной и восточной Ярославской и юго-западной Костромской. Местные промыслы Костромской Губернии развиты весьма неравномерно.
Если исключить северную и южную части Костромского и Нерехтскаго Уездов, а также южную Кинешемскаго и западную Юрьевецкаго, то на долю остальной полосы местных промыслов совсем почти не останется, но зато в этих исключенных частях они чрезвычайно сгущены. На такое распределение промыслов качество почвы влияло самым решительным образом, как можно сразу убедиться из сопоставления двух следующих таблиц, показывающих: первая распределение уездов по нисходящей степени развития местных промыслов, а вторая - отношения между числом производительных имеющих излишек хлеба приходов уезда к непроизводительным приходам того же уезда: Таблица 1 - Сборн.
Они часто оставались под влиянием культуры и обычаев своей родины и вносили эти элементы в новое общество. Например, переселенцы из Китая в США в XIX веке принесли с собой свою кухню, язык и традиции, которые со временем стали неотъемлемой частью американской культуры. Архитекторы — отходники, которые отвергли традиционные стили и подошли к архитектуре с новой философией.
Например, Фрэнк Ллойд Райт, один из величайших архитекторов XX века, отверг классический стиль и разработал свой собственный органический подход к архитектуре, который вдохновил многих других архитекторов и оказал огромное влияние на современное зодчество. Художники — многие художники были отходниками от традиционного искусства и пришли к новым формам самовыражения. Например, Пабло Пикассо стал одним из самых влиятельных художников XX века, разработав свой стиль — кубизм, который полностью отклонялся от привычной перспективы и пропорции. Философы — многие философы в истории были отходниками от существующих систем знания и разработали свои философские учения. Например, Фридрих Ницше отверг моральные и религиозные нормы своего времени и разработал философию воли к власти и «сверхчеловека».
Это только некоторые примеры отходников в истории, которые своими идеями и действиями повлияли на ход событий и формирование культуры. Отходники как источник исторической информации Отходники — это письма, записки и другие документы, которые содержат информацию о событиях прошлого, но не предназначены для общего обозрения. Такие документы могут быть неформальными, личными или внутренними, что делает их особенно ценными для историков. Отходники являются важным источником исторической информации, потому что они отражают ежедневные события, мысли и отношения людей прошлого. В них могут быть сохранины неформальные разговоры, страхи, надежды и другие эмоции, которые не отражены в официальных документах.
Они предоставляют историкам уникальную возможность понять прошлые эпохи через глаза обычных людей. Отходники также могут содержать сведения, которые не были зафиксированы в официальных источниках. Например, они могут раскрывать секретные сделки, конфликты или внутренние разногласия в правительствах или организациях. Это позволяет историкам получить более полную и объективную картину прошлого. Примерами отходников, которые стали важными источниками исторической информации, являются: Личные дневники и записные книжки, где люди описывали свои мысли, эмоции и события, которые они встречали в своей повседневной жизни.
Письма и корреспонденция, которые раскрывают информацию о личных связях, политических или бизнес-отношениях. Внутренние документы и заметки компаний или правительственных органов, которые могут содержать сведения о решениях, спорах или инструкциях, которые не были опубликованы. Использование отходников в исследованиях позволяет историкам взглянуть на прошлое не только через призму основных событий и фигур, но и через призму обычных людей и их повседневной жизни. Эти источники могут добавить глубину историческому исследованию и помочь лучше понять историю и ее влияние на современность. Перспективы использования отходников в исследованиях Отходники — это остатки или отбросы от производства, использованные предметы или материалы, которые были выброшены, утилизированы или оставлены без какого-либо использования.
В историческом контексте отходники могут стать ценным источником информации для исследования различных аспектов прошлого. Использование отходников в исследованиях открывает множество перспектив и возможностей: Археология: Отходники могут содержать материалы и артефакты, которые помогают археологам реконструировать образ жизни и культуры древних народов. Находки, такие как остатки пищи, инструменты, орудия труда, могут дать представление о технологиях, применяемых в разных эпохах, а также о питании и образе жизни людей. История: Отходники могут предоставить информацию о повседневной жизни людей в прошлом. Например, старые письма, фотографии, календари или рекламные материалы могут рассказать о социокультурных аспектах и событиях, произошедших в определенный период времени.
Экологические исследования: Химический анализ отходов может помочь определить загрязнение окружающей среды в прошлом. Такие исследования могут раскрыть экологические изменения, произошедшие в результате человеческой деятельности и их влияние на окружающую среду. Повседневная история: Отходники могут служить источником информации о повседневной жизни и предпочтениях людей в прошлом. Например, сохраненные упаковки продуктов питания или предметы быта могут рассказать нам о том, что люди потребляли и как они организовывали свою жизнь.
Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. Том 10. Литература: Ленин В. XIX в. Киселева, т.
Соответственно, у вас должно быть, конечно, максимально точное представление о том, сколько реально у вас людей способных к работе имеется к экономике, какой квалификацией они обладают, как они распределены в соответствии с наличием в стране средств производства, потребительской базы для того, чтобы их продукция находила… В общем, короче, это целая структура. И этот главный ресурс, безусловно, у вас должен быть подсчитан. И вы обязаны иметь достаточно точное понимание, потому что опять же сезонность для многих отраслей характерна, и если это не учитывать, то у вас не будет своевременного и в должном объеме перетока рабочих рук.
Это касается… Допустим, когда посевная идет, сельское хозяйство, там не хватает. Варвара Макаревич: То есть это возможность прогнозирования и планирования? Денис Парфенов: Конечно, конечно, конечно. Это все нужно для того, чтобы именно просчитывать наперед экономические процессы. Если их не просчитывать, а полагаться… Сергей Бойко: Ритмичность экономики, ритмичность экономики. В условиях тяжелого климата, в реальных условиях Российской Федерации это очень важный фактор. Александр, а почему, собственно, люди уезжают работать в другие регионы? То есть проблема в том, что просто мало платят там, где они живут, или в том, что работы нет вообще? Какая все-таки основная причина?
Александр Кичаев: Вы знаете, есть три основных запроса: хлеба, зрелищ и особь противоположного пола. То есть хлеб — это та самая работа высокооплачиваемая, интересная, с карьерными перспективами и так далее. Зрелища — это чтобы было куда выйти после работы, в зависимости от уровня культуры: клубы, рестораны, выставки и так далее. Сергей Бойко: Социальная инфраструктура. Александр Кичаев: А особь… Сейчас, правда, уже тренд пошел — необязательно, чтобы была особь противоположного пола, это может быть… Варвара Макаревич: Ну, тут третий пункт оставим открытым, ладно. Что с хлебом? Александр Кичаев: Насчет хлеба… Давайте я тогда про особь буквально несколько слов. Очень часто как раз едут не столько заработать, а сколько расширить круг своих знакомств, особенно женщины. Вспомним Пушкину: «В Москву, на ярмарку невест!
Там, слышишь, много праздных мест». То есть едут, особенно женщины… Варвара Макаревич: Это интересная причина, она мне не приходила в голову. Сергей Бойко: Да не надо вспоминать Пушкина. В Иваново у нас… Александр Кичаев: Город невест, да, мы это помним. Сергей Бойко: …завод под станки с числовым программным управлением, где мужские руки. Это же было плановое действие еще тогда советской экономики. Поэтому вопрос в клонировании в хорошем смысле , в социально-экономическом программировании будущего. Александр Кичаев: И все-таки я хочу продолжить. Дело в том, что как раз часто, особенно женщины я просто знаю по клиентам , едут, как бы ища работу — или сезонную, или вообще переезжая, но… Как это?
Три пишем, а десять в уме. Варвара Макаревич: Держат еще в уме, хорошо. А если все-таки про мужчин? Александр Кичаев: Мужчины едут, действительно, потому что есть дискриминация. Я знаю немало эйчаров с региональными филиалами. И что получается? Ищут человека в Москве. Условно говоря, пишут, что 100 тысяч зарплата. Такие же функции, такой же уровень компетентности — 50.
И особенно сейчас в связи с удаленкой это просто… И человек: «Я знаю, что я такой классный, а мне…» — «А ты же не в Москве. Значит, мы тебе будем платить в два или полтора раза меньше». Еще и этот фактор. То есть хочется справедливости, хочется достойной оценки своих знаний… Варвара Макаревич: …и своего труда. Никита Мкртчян: Здесь есть ряд спорных моментов. Во-первых, за зрелищами люди, особенно мужчины а это молодые мужчины и мужчины среднего возраста , не едут. Они едут тяжело работать. Если это северная вахта, то это поселок, из которого зачастую нельзя выйти. Ни о каких театрах, консерваториях и так далее… Варвара Макаревич: Мы позже поговорим про условия жизни.
Никита Мкртчян: Вот это невозможно. Женщины в трудовую миграцию ездят мало, по крайней мере то, что мы видим по статистике. Варвара Макаревич: Какое соотношение? Никита Мкртчян: Соотношение — 83 на 17. Вот так вот. То есть женщины едут — это в основном достаточно образованные женщины. И вот они едут как бы чаще всего в Москву, например, и так далее. А вот северные вахты и так далее — это практически абсолютно исключительно мужская работа. И развлекаться там негде.
Сейчас я как раз Никите хочу задать вопрос. Заговорили про Москву, заговорили про регионы. Понятно, что едут как раз в более крупные города, в Москве в частности. А есть ли регионы, из которых люди не хотят уезжать? Никита Мкртчян: Понимаете, уезжают практически отовсюду. Не уезжают из крупных городов. Из крупных городов, где эти рабочие места и сконцентрированы, на которые едут работать, вот оттуда практически не уезжают. Хотя, конечно, примеры обратные есть. Но я думаю, что крайне мало отходников уезжают из Москвы, Питера, Самары и так далее.
Ну, туда, наоборот, все приезжают. И мало уезжают из северных регионов, потому что туда приезжают. Варвара Макаревич: Туда как раз приезжают работать. Никита Мкртчян: Оттуда куда-то уехать — ну зачем? Там зарплата повыше в принципе. Кроме того, настолько далеко и дорого ехать, что не наездишься. Варвара Макаревич: Понятно, хорошо. Давайте как раз далее обсудим, кто эти люди, которые уезжают на сезонные работы, и как они там живут. Кстати, хочу напомнить, что если вы смотрите нас на YouTube, то поставьте лайк этому видео — и тогда его увидит больше людей.
Сергей, а в каких сферах сегодня чаще всего работают отходники? Я могу начать эту игру. Я назову охранников, наверное. Это одно из первых, что приходит на ум. Какие еще позиции, должности работы? Сергей Бойко: Практически мы уже многое назвали. Я могу сказать юмористическую фразу, в которой есть, конечно, доля желчи: мы превратились в страну контролеров и охранников. Мне приходилось сталкиваться даже с женщинами, которые работают охранниками, допустим, в поликлинике или в клинике, приезжают работать из Владимирской области. Поэтому понятно, что сезонные работы могут затрагивать и лесное хозяйство, и агропромышленный комплекс.
Конечно, это не касается геологоразведки газа, нефтедобычи и так далее. Еще строительство может быть сезонным. Понимаете, в чем дело? Поскольку я человек довольно взрослого поколения, я помню, что в Советском Союзе, допустим, было специальное постановление Совета министров, которое разрешало жителям Армении, тогда части Советского Союза, заниматься наравне со студентами строительных отрядов, строить в сельских районах Казахстана, Сибири и так далее, там все это делалось. А потом, естественно… Никита Мкртчян: То самое шабашничество. Сергей Бойко: Да, шабашничество, как называлось в простонародье. Потом традиционно у нас ездили на нефтяные и газовые промыслы из Азербайджана, из Западной Украины. Все это довольно ситуационно сейчас. Мне приходилось несколько лет назад при поездке туристической из Великого Новгорода в Псков в районе города Луги столкнуться… В субботу вышел из гостиницы, стоят автобусы, собирают местных людей на вахту.
Я подошел специально и спросил. Говорят: «На десять дней, на неделю, на две недели». Вот вам и отхожий промысел уже в современной сфере услуг — в ритейле. Варвара Макаревич: То, как он выглядит сегодня. А давайте посмотрим, как выглядят условия проживания для тех, кто едет на сезонные работы. С точки зрения психолога, можете ли вы пояснить, предположить, сколько лет таким образом человек может работать из сезона в сезон? В какой момент настанет то, что сегодня называется выгоранием, когда он поймет, что больше не может? Или для этого вообще должен быть какой-то особый склад, и если человек такого склада, то он может сколько угодно так работать? Александр Кичаев: Если мы говорим о работе, связанной с физическими нагрузками то, о чем говорили: строительство, нефтегазовая добыча и прочее , то там, конечно, все зависит от того, хватит ли у него сил в 30—40 лет, то есть от того, насколько он быстро лишится своих физических сил.
А что про психическое здоровье и силы? Александр Кичаев: Ну, психическое здоровье… Я не хотел бы, чтобы мы считали, что уезжают только люди с рабочими профессиями. Уезжает и интеллигенция, и менеджеры, и так далее. Если у него высшее образование, он не пойдет на вахту. Он как раз поедет в крупный город или в Москву и будет искать там место где-нибудь в офисе. Это может быть действительно на сезон, а может быть и с желанием переехать. Варвара Макаревич: Ну смотрите, даже в этом случае условия все равно будут явно не домашние. Александр Кичаев: Не домашние, не домашние. Варвара Макаревич: Они все равно будут, скорее всего, хуже.
Александр Кичаев: И в пандемию, кстати говоря, многие, кто из регионов приехали в ту же Москву, они вернулись обратно, вошли во вкус удаленки и сейчас экономят на жилье, на очень многом. А теперь — что касается выгорания. Что такое выгорание?
Не только прикрепленный народ - но еще и ищущий, странствующий, рисковый. Это замечание 1892 г. Больше денег! По старинным лекалам А что пишут социологи сейчас? Мы - наследники. Общителен, умственно развит, обладает чувством юмора, мало пьет и позитивно смотрит на жизнь. Женат, имеет нескольких детей, ценит и любит свою жену. Самостоятельно обеспечивает себя и семью. Краткосрочная цель... Дом отходника... Отличают отходников и транспортные средства обычно лучшего качества, чем у соседей... Усадьба сведена к огороду... Хозяйством, как и финансовыми вопросами, ведает жена. Пользуется уважением в местном обществе" Плюснин Ю. Кто они? В Москве отходников - 5-6 млн чел. Больше всего их в строительстве, ремонте, торговле, аграрном секторе, в "пищевке", ЖКХ, в услугах. Везде, где нужен массовый дешевый труд, и там, где люди могут жить на ходу, неприкаянно.
Задание 9. Рекомендации по написанию сочинения Все материалы авторские. Отходники Новинки косметики фаберлик на faberllena. Отходники — это крепостные крестьяне, которых помещики отпускали на заработки.
Кустарные и отхожие промыслы. Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты
Объектом исследования является своеобразный тематический цикл песен об отходничестве в народной лирике фольклора кубачинцев жителей высокогорного селения Кубачи Республики Дагестан, славящегося уникальным искусством ювелирного мастерства. Отходничество, как исторически закономерное явление, вызванное социально-экономическими, историческими и географическими условиями жизни края, способствовало зарождению в народе лирических песен так называемых песен об отходничестве. В них в яркой и эмоциональной форме выражены чувства и настроения мастерового люда, вынужденного в поисках заработка покидать родные места и отправляться на чужбину.
Объектом исследования является своеобразный тематический цикл песен об отходничестве в народной лирике фольклора кубачинцев жителей высокогорного селения Кубачи Республики Дагестан, славящегося уникальным искусством ювелирного мастерства. Отходничество, как исторически закономерное явление, вызванное социально-экономическими, историческими и географическими условиями жизни края, способствовало зарождению в народе лирических песен так называемых песен об отходничестве. В них в яркой и эмоциональной форме выражены чувства и настроения мастерового люда, вынужденного в поисках заработка покидать родные места и отправляться на чужбину.
Белорусские крестьяне Российская Империя. Крестьяне 1820. Отхожие промыслы. Старинный завод.
Отхожий промысел. Сотрудники пивоварни. Крестьянское восстание 1905 года. Крестьяне 1905 год. Беглые крестьяне в России 17 век. Русские крестьяне 17 века. Русские крестьяне 16 век. Шапка крестьянина 17 века. Русские крестьяне 17 века картинки.
Крестьяне при Петре 1. Осада Риги 1709-1710. Осада Риги 1710. Ништадтский мир гравюра. Крестьяне Енисейской губернии 19 века. Рыболовство Казаков. Каторжники в Сибири 19 век. Каторга в Сибири 18 век. Ссылка крестьян в Сибирь 19 век.
Каторжники крестьяне 19 век. Крестьяне Тульской губернии 19 век. Российская Империя 19 век крестьяне. Крестьяне 17 века в России. Крестьянин Бессарабская Губерния 19 век. Дмитриев крестьянин большие Пекселы. Крестьяне 19 20 века в России. Крестьяне Ярославской губернии 19 века. Артель Плотников 19 век.
Бурлаки в СССР. Женщины бурлаки. Советские люди. Бурлаки Артель. Чтение манифеста 1861 Александром вторым. Чтение манифеста 19 февраля 1861 года Кившенко. Сибирские каторжники 19 века. Крестьяне 20 века в Российской империи. Вятка крестьяне 19 века.
Крестьяне 19 века в Ставрополье. Отходничество в Российской империи. Дворцовые крестьяне 17 века. Черносошные крестьяне 17 век.
В перестройку главным пунктом в маршрутной карте отходников стала Москва с ее длинным рублем. А пандемия 2020 года спутала все карты, включая маршрутные.
Теперь отходники едут не только в Москву, но и из Москвы. Так какие они, отходники XXI века? И чего им в столице не сидится? Зимовать в тепле По словам социолога Юрия Плюснина, отходничество характеризуется возвратностью: уехавшие всегда возвращаются. И это отличает отходников от мигрантов. Свой «надел» в 45 квадратных метров сохранил и дизайнер Александр Бурунов.
Пока он зимует в теплых местах, отремонтированная квартирка в уютном скандинавском стиле дожидается его в Черемушках. А он всегда возвращается. Даже сейчас, когда зимовки вдруг превратились в заработок. Теперь полгода я живу в тепле, а полгода в Москве, которую считаю самым благоустроенным городом нашей страны. Идея заработать «на стороне» зрела у Александра давно. Выбор пал на Сочи из-за мягкого климата и инфраструктуры, сформированной после Олимпиады.
Новые отели с началом пандемии привлекли в регион огромное количество туристов. Проблема была только в конкуренции. А я сообразил, что все это массовому туристу из регионов не нужно, поэтому сделал то, в чем реально была потребность. Количество гостей и «новых местных» растет. Соответственно, детские сады переполнены, а занимать детей чем-то надо. По словам Бурунова, бизнес у моря нужен ему не для заработка: миллионов на игровой не сделаешь.
Еще одной отличительной особенностью отходника психолог Плюснин считает желание улучшить свой уровень жизни. Если гастарбайтера толкает на подвиги нужда, то отходник хочет жить лучше соседа. Именно поэтому он всегда возвращается домой. Физически бывает тяжело, но моральное удовлетворение от того, чем ты занимаешься, перебивает эту усталость. Поиски психологического комфорта Но что значит лучший уровень жизни? Мы ведь уже минимум два десятилетия «более лучше одеваемся», питаемся и даже отдыхаем.
У всех есть электрический чайник, пылесос и стиральная машина. Даже автомобиль есть почти у каждой семьи, и сегодня мы не толкаемся в очередях за фарфоровым сервизом, как наши бабушки, а ищем места, куда бы этот сервиз сбыть: «Да, и вот эту кофеварку и детский стульчик заберите, пожалуйста!
Распространение отходничества. Отхожие промыслы
И потому исследователи причисляют отходников к самой экономически активной части населения малых городов и деревень. Кто такие отходники? Первые отходники – это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. Сейчас такими отходниками, предлагающими собственную продукцию на рынке, можно считать немногих, например, плотников, изготавливающих срубы домов. отходник, отходника, муж. 1. Крестьянин, уходящий на сезонные работы в город. В конце 1920-х годов (восстановление народного хозяйства) бригады отходников составляли больше 70% всех строителей, по некоторым профессиям — порядка 70%.
Кустарные и отхожие промыслы. Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты
Русское крепостное крестьянство... СПб, 1830 далее: ПСЗ-l. Крестьяне в царствование Екатерины II. Крепостное право в вотчинах Шереметевых 1708-1885. Сельское хозяйство России... По оценке Н. Рубинштейн Н. Однако, видимо, эти данные сильно завышены Ср. А- Русское крепостное крестьянство... В новейшем исследовании Ю. Тихонова выделены лишь две категории крестьянства - «зажиточные» и «малосостоятельные».
Слой хозяйств среднего достатка в предложенной классификации, по неизвестной нам причине, отсутствует Тихонов Ю. Подушная подать выросла с 80 коп. Рубинштейна, поставка пряжи на мануфактуры по всей России предполагала труд в зимнее время не менее 40 тыс. По подсчетам Б. Расчет Миронова не учитывает изменений в структуре госбюджета: снижения доли прямых налогов и роста косвенных. Но роль косвенного обложения выросла за счет казенной продажи вина, а его производство по преимуществу находилось в руках дворян Троицкий С. Поэтому мы согласны с тезисом Б. Социальная история... Социальные структуры: разночинцы в Российской империи. Отходничество временный уход крестьян в России с мест постоянного жительства в деревнях на заработки в районы развитой промышленности и сельского хозяйства.
Появилось в период позднего феодализма в связи с усилением феодальной эксплуатации и повышением роли денежного Оброк а. Играло значит, роль в период становления капитализма. При О. Возникшее примерно в 17 в. Наибольшего развития получило в Центральном промышленном районе, приуральских и северных губерниях ввиду неблагоприятных условий для сельского хозяйства в этих районах и наличия возможностей для внеземледельческих заработков. Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. В 1-й половине 19 в. Крестьянская реформа 1861 вызвала резкое увеличение О. Обезземеливание крестьянства в ходе реформы, рост рыночных отношений и усиление общественного разделения труда лежали в основе пореформенного О. В конце 19 - начале 20 вв.
Доля промышленного О. XIX в. Большая советская энциклопедия. Смотреть что такое "Отходничество" в других словарях: В России временный уход крестьян из мест жительства на заработки в города и на сельскохозяйственные работы в другие местности. Было распространено среди помещичьих оброчных крестьян. Временный уход из деревни на сезонные работы в город. Толковый словарь Ушакова. Занятия отхожим промыслом. Толковый словарь Ожегова. Ожегов, Н.
В конце 18 1 й половине 19 вв. Усилилось после крестьянской… … Русская история В России временный уход крестьян из мест жительства на заработки в города и на сельскохозяйственные работы в другие местности. Усилилось после крестьянской реформы 1861. Политическая наука:… … Политология. А; ср. В России до 1917 г. Впервые зародилось в период позднего феодализма примерно с 17 в. По завершении советского периода российской истории, где такое явление не могло существовать в принципе, в стране вновь появилось отходничество как особая форма трудовой миграции. Новая форма, имея некоторые отличия, обладает важными признаками сходства с существовавшей столетие назад, что заставило исследователей вернуться к прежнему, уже забытому названию «отходничество». Отходничество - удивительный феномен нашей социальной и экономической жизни.
Удивителен он прежде всего своей незаметностью. Про отходничество и отходников не ведают не только простые люди, не ведают про них ни власть, ни ученые. А между тем это массовый феномен. По самым приблизительным и скромным прикидкам из примерно 50 миллионов российских семей не менее 10-15, а может, и все 20 миллионов семей живут за счет отходничества одного или обоих взрослых членов. Иными словами, немалая доля ВВП страны обеспечивается отходниками, но не учитывается статистикой и не может быть учтена, потому что отходники как субъект рынка для экономической науки не существуют. А для власти они не существуют и как объект социальной политики. Отходники находятся вне политики: как объект управления они не существуют не только для органов государственной власти, но и для местной власти, которая не знает про них ничего. А ведь они и есть те самые жители, ради которых муниципальная власть претворяет в жизнь одну из тех трех общеизвестных и достойных наук управления, о коих некогда писал чиновник М. Отходники не существуют и для социологической науки: мы не знаем, кто они, какую жизнь ведут, что едят, чем дышат и о чем мечтают. Не знаем, что собой представляют семьи отходников, как протекает социализация детей в них, чем они отличаются от семей соседей-неотходников.
Что же это такое - новое отходничество в России? Почему вдруг - как бы с чистого листа - оно возродилось в современной России? Повторно, как новый массовый феномен социально-экономической жизни, отходничество возникло в середине 90-х годов XX века. В начале 1990-х годов в качестве ответа на экономический беспорядок в стране начали быстро «становиться уклады» - новые модели жизнеобеспечения населения, принужденного к самостоятельному поиску средств выживания. Помимо создания новых моделей таких как «челноки», впрочем, вполне родственных «мешочникам» 20-х годов , «вспоминались» и реанимировались давно забытые, первыми из которых стали возврат к натуральному хозяйству и возрождение отхожих промыслов. В начале 90-х годов я специально озадачился вопросом выявления и описания разнообразных моделей жизнеобеспечения, к которым принуждено было обратиться население страны с началом «шоковой терапии» экономики. К моему тогдашнему удивлению, в новых обстоятельствах провинциальное население в массовом порядке стало обращаться не к современным моделям экономического поведения таким как «челноки» или «постановка на безработицу» - не ради мизерного пособия, а исключительно с целью сохранения трудового стажа ради будущей пенсии , а к моделям давно исчезнувшим, забытым, «архаическим». Таковыми и оказались, с одной стороны, натуральное хозяйствование, массовое для целых сел и городов , с другой стороны - возрождение отхожих промыслов как модель жизнеобеспечения, дополнительная к натуральному производству. Причем началось это новое отходничество не из своего исторического центра, из нечерноземных областей, а с окраин, из бывших союзных республик, в центр. Лишь спустя какое-то время это центростремительное движение захватило и ближние к нему области, когда-то бывшие главными районами отхода.
Может быть, поэтому в отхожие промыслы ныне вовлечено население не только областей традиционного «старого отходничества», но и почти всех постсоветских республик, а также восточных сибирских территорий России, чего ранее не бывало. Отходничество - явление, широко распространенное в крестьянской среде имперской России XVIII, XIX и первой трети XX века, - имело характерные признаки, позволяющие классифицировать его как особую форму трудовой миграции населения. Под отходничеством понимались сезонные возвратные перемещения крестьян, преимущественно мужчин, из мест постоянного их проживания и хозяйствования в другие населенные пункты и губернии с целью поиска дополнительных заработков путем разнообразных промыслов кустарных ремесел или найма, предложения своих услуг на стороне. Отходничество было очень масштабным явлением. К концу XIX века от половины до трех четвертей всего мужского крестьянского населения нечерноземных центральных и северных губерний каждый сезон обычно зимой отправлялось на заработки в соседние и дальние районы, губернии, добираясь до самых окраин империи. Отходничество как модель экономического поведения может сложиться лишь при наличии двух обязательных условий: в качестве предпосылки выступает относительное или полное закрепление человека и его семьи на земле, а в качестве движущей силы отходничества выступает невозможность прокорма на месте, заставляющая искать сторонние источники средств к существованию. Невозможно было прокормиться на плотно заселенных уже к XVIII веку бедных нечерноземных территориях в центральной и северной России. Однако население, пожизненно прикрепленное к земле государством, общиной или помещиком, не могло без веской причины покидать места своего проживания. Предположительно государство само дало первый сильный толчок населению к развитию отхожих промыслов, определенно существовавших и в XVI-XVII веках, массовым принудительным перемещением крестьян в начале XVIII века на петровские «великие стройки» Санкт-Петербург и многие другие новые города и на великие войны рекрутский набор. Сельская община также с большей легкостью начинает отпускать на промыслы в города отдельных своих умельцев для денежных заработков, что позволяет ей легче платить государевы налоги.
Помещики уже к началу XIX века, осознавая, что оброк выгоднее барщины, с каждым годом отпускают на промыслы все большее число крепостных, более того, способствуют их обучению ремеслам. Так постепенно развивается отходничество, захватывая центральные и северные губернии Российской империи. С середины XIX века начинается еще более бурное развитие отходничества, сначала стимулированное разрешением помещикам заклада имений, затем освобождением 1861 года , а к 1890-м годам - промышленным бумом , а также перенаселенностью. Последняя в немалой мере имела место по причине агрокультурной неразвитости, обусловленной сопротивлением новшествам со стороны крестьянской общины и незаинтересованностью самого крестьянина в повышении плодородия земли в условиях непрерывных земельных переделов. К 10 - 20-м годам XX века отходничество достигло пика своего развития , в немалой степени стимулированное кооперативным движением в провинции, которое имело гигантские темпы и приняло в России 20-х годов выдающиеся масштабы. Но затем довольно скоро отходничество вовсе сошло на нет вследствие начала индустриализации и коллективизации. Оба эти взаимосвязанных процесса социально-экономического развития страны не предполагали никаких свободных инициативных форм трудового поведения, а ведь именно в этом и состоит суть отходничества. Каковы же его важнейшие признаки? Во-первых, это временный, сезонный, характер отъезда отхода человека из места его постоянного проживания с обязательным возвратом домой. Отходник, почти всегда мужчина, уходил в промысел после окончания полевых работ, осенью или зимой, и возвращался к началу весенних работ.
Семья отходника, его жена, дети, родители, оставались дома и управлялись с немалым крестьянским хозяйством, где отходник по-прежнему исполнял роль хозяина и распорядителя дел. Впрочем, немало отходников обычно из трудоизбыточных центральных губерний работали и в летний сезон, нанимаясь в грузчики, бурлаки или поденщики. Однако это были преимущественно молодые бессемейные и безземельные мужчины-бобыли, которых ни сельские работы, ни семья не держали, хотя и контролировала община, платившая за них налоги. Точно такой же сезонный характер отъезда от семьи почти всегда отходника-мужчины мы видим и сегодня. Во-вторых, это вынужденность отхода, поскольку природные условия не позволяли на месте обеспечить крестьянскую семью продовольствием в необходимых объемах и произвести добавочный продукт на продажу, чтобы иметь деньги. Потому отходничество было наиболее распространено в нечерноземных губерниях средней полосы и севера Европейской России. В черноземных губерниях, на юге и за Уралом оно практически не встречалось, за исключением указанного выше особого, но широко распространенного к середине XIX века на Русской равнине случая, когда плотность населения превышала «емкость угодий». Даже в пределах одной губернии интенсивность отхода могла сильно различаться от уезда к уезду сообразно плодородию почв. Вынужденность современного отходничества в провинции обусловлена отсутствием или низким качеством рабочих мест - по сути той же нехваткой на месте необходимых для жизни ресурсов. Третьим отличительным признаком отходничества был его наемный и промышленный характер.
Получение дополнительного заработка на стороне обеспечивалось путем промыслов - изготовления и продажи продукции разнообразных ремесел, от валяния валенок и шитья шуб до сплава леса и изготовления срубов домов, а также наймом на разнообразные работы в городах сторожа и дворники, домашняя прислуга или в богатых промышленных и южных сельскохозяйственных районах бурлаки, грузчики, поденщики и проч. Нынешние отходники - также нередко производители продукции тех же срубов или услуг извоз, в том числе таксисты и дальнобойщики на собственных транспортных средствах , непосредственно предлагающие их на рынке. Но сейчас гораздо больше среди них работников наемных, часто выполняющих неквалифицированные виды работ охранники, вахтеры, сторожа, дворники, уборщики и т. В-четвертых, наконец, важнейшим признаком отходничества являлся его инициативный и самодеятельный характер. Каждый человек, «выправив паспорт» или «получивши билет» , мог покинуть место проживания на срок до года и предлагать услуги на рынке сообразно своим профессиональным умениям, нанимаясь на работы или предлагая продукцию своих кустарных промыслов. Отходники нередко отправлялись на промыслы семейными артелями из нескольких человек, обычно братьев или отцов со взрослыми детьми. Артели эти были узкопрофессиональными, представлявшими одну отдельную «профессию» или вид деятельности, как, например, «каталы», валявшие валенки, шорники, шившие шубы или офени, российские самодеятельные «коммивояжеры», торгующие вразнос иконами, книгами и другой «интеллектуальной» продукцией. Совокупность перечисленных признаков отходничества позволяет выделять этот вид трудовой миграции в особую форму, существенно отличающуюся от других способов перемещений на рынке труда. И именно в силу этих специфических особенностей отходничество не могло существовать в советское время. Невозможна была не только массовая самозанятость населения, но и массовые же сезонные перемещения людей по стране.
Кустарный же характер промыслов уступил место индустриальному производству «товаров народного потребления», что уничтожило саму почву для отходничества. Формы трудовой миграции, возможные в советские годы, такие как, например, вахта и оргнабор «вербовка» и «вербованные» , распределение после института и свободное поселение после отсидки в лагерях и зонах «химия» , а также экзотические формы, такие как «шабашка» и «бичевание», не имели указанных выше признаков отходничества и не могли быть поставлены хоть в какую-то логическую связь с такой формой трудовой миграции. Напротив, в годы системного кризиса, когда экономика страны слишком быстро «перестраивалась» под «новые экономические уклады», стали развиваться и новые формы трудовой миграции. Произошла реновация отходничества как одной из самых эффективных, а теперь и самой массовой модели жизнеобеспечения. Условием же такого возрождения отходничества выступила новая форма «закрепощения» населения - теперь это «квартирная крепость», отсутствие массового арендного жилья и доступной ипотеки, препятствующие семьям менять место жительства. Считаю, что без этой формы «крепости» не возникло бы и современное отходничество. Что оно собой представляет? Представим абрис феномена, основываясь на результатах наших полевых исследований отходничества в 2009-2012 годах. Наши основные полевые исследования проводились в 2011 и 2012 годах при финансовой поддержке благотворительного фонда «Хамовники». Но эпизодические исследования отходничества велись нами и в 2009-2010 годах.
Таким образом, в течение четырех последних лет группа молодых исследователей под моим руководством осуществляла систематический сбор материалов, имеющих отношение к современному отходничеству. Одновременно со сбором материалов отрабатывалась и методология исследования отходничества. В силу особенностей объекта мы не могли с пользой для дела применить рутинные социологические методики, основывающиеся на формальных анкетных опросах и количественных методах описания явления.
Из 11 губерний со средним наделом более 6 десятин на 1 ревизскую душу семь расположены именно в тех полосах Заволжье и Новороссия , куда чаще всего направляется земледельческий отход. На сокращение заработков отхожих промышленников в последнее время стало влиять распространение улучшенных машин и орудий в сельском хозяйстве тех местностей, куда направляется отход; появление значительного числа жней и косилок на юге сказалось уменьшением числа уходивших на заработки в 1895 году из Орловской и Воронежской губернии. Та же причина оказывает влияние и на изменение в составе рабочих: с развитием машинной уборки сена и хлеба увеличивается спрос на труд женщин, подростков и детей, на счёт труда взрослых мужчин. Всем неудобствам передвижений должно подвергаться теперь все большее число лиц со слабейшей физической организацией, вместо взрослого мужского населения, которому бывает все-таки легче противостоять невзгодам дальнего пути и безработицы. Наконец, на колебания отхода в некоторых местностях влияет и конкуренция других рабочих: на юге Предкавказья — наплыв пришлых инородцев, на юго-западе — австрийский галицский отход, северо-западе — прусский познанский. Виды отхожих промыслов[ править править код ] Профессии уходящих на заработки весьма разнообразны. Числовая сторона этого вопроса мало изучена.
Оставляя в стороне работы на фабриках и заводах, можно думать, что наибольшее число рабочих занимают земледельческие работы; кроме них имеется масса специальностей, которые не всегда сохраняются за одними и теми же работниками и изменяются сообразно колебаниям спроса и предложения на тот или другой вид труда. Изготовление разного рода изделий развито, по-видимому, более среди отхожих промышленников из нечернозёмной полосы , а земледельческие заработки захватывают подавляющую часть отхода средних чернозёмных губерний. С другой стороны, наиболее значительная часть отхожих промыслов Воронежской, Орловской и Полтавской губерний — летние сельскохозяйственные заработки. Неземледельческие летние и зимние промыслы кроме фабрично-заводских и изготовления изделий весьма разнообразны и не поддаются сколько-нибудь исчерпывающему перечислению. Выпускают отхожих промышленников все части Европейской России; нет губернии, которая не высылала бы рабочих на заработки. Столицы и крупные городские центры привлекают промышленников самых разнообразных профессий; индустриальные местности — фабрично-заводских рабочих; Донецкий бассейн поглощает труд большого числа каменноугольных рабочих; берега морей, больших рек и озёр, обширные лесные пространства, железные дороги распределяют отхожих по разнообразнейшим частям страны. Земледельческий отход направляется главным образом из средней чернозёмной полосы в Новороссию , Северный Кавказ, в степи Юга и Заволжья. В Херсонскую губернию движутся рабочие более, чем из 15 губерний; из Орловской губернии отхожие направлялись в 19 губерний. Из Тверской губернии шли на заработки в СПб. Нижегородцы каменщики, штукатуры работают в столицах, в Пермском крае, в Закаспийском крае , в Бухаре ; крючники — на Волге от Нижнего до Астрахани ; немало нижегородцев на всякого рода речных промыслах Камы и Дона; плотники, судостроители расходятся в СПб.
Из Орловской губернии отход направляется в СПб. Доходность[ править править код ] Такие передвижения требуют огромной непроизводительной траты времени, часто вознаграждаемой лишь весьма слабо. Опрос более 1000 чел. Этот расчёт сделан ещё в начале 1880-х годов и обнимает слишком малое количество случаев, чтобы из него можно было сделать общий вывод; но и последующие расчёты приводили исследователей к сходным результатам. По данным г. Полтавские отходники зарабатывают за вычетом дорожных расходов 15-20 рублей, редко 30-40 рублей. Заработок, приносимый домой орловскими косарями, вычислен, в среднем, в 25 рублей, а прочими сельскохозяйственными рабочими, в 32 рублей; для определения чистого заработка из этих сумм надо вычесть деньги, взятые рабочими с собой из дома в отход — в среднем ок. Отхожие из Воронежской губ. Приблизительная близость всех этих вычислений свидетельствует об очень дешёвой оплате труда земледельческих отходников промышленников, сравнительно с большим количеством времени, которое они затрачивают на заработки.
Словарь был подготовлен в рамках реализации государственного заказа на унификацию норм русского литературного языка, испытавшего серьезные изменения в начале прошлого столетия. Всего словарь содержит 4 тома, в которых представлено более 90 тысяч словарных статей. В работе над составлением словаря принимали участие крупные ученые того времени. Словарь рассчитан на читателей практически всех возрастов. Крестьянин, уходящий на отхожий промысел.
Уехать от живого, теплого семейного бытия - в общежитие, в бытовки, в почти рабское существование большого города? Оторваться от земли? Ответы - обычны. Где-то там, за горизонтом, можно получить на руки в 3-4 раза больше. И еще там, где живешь, не хватает работы. Не прокормиться, не построиться, не выучиться. Это люди, которые решают сами за себя. Которые всегда в пути Все это - не в первый раз. Через 100 с лишним лет мы повторяем тех, кто был до нас, кто так же блуждал по российской земле. Жизнь кипела повсюду. Вот отчет губернатора за 1898 г. Странствующий человек Разве это закрепленный народ? Разве в нем мало свободы и риска? Нет, за ним еще и достоинство, мечта, достаток. Вот свидетельство известного философа Александра Зиновьева: "Я родился в самой... Хотя земля там была неурожайной, хотя ее было немного, хотя хозяйство было довольно примитивным... Это являлось следствием его бедности... В наших краях было невозможно прокормиться за счет земледельческого труда и мужчины испокон веков уходили на заработки в города - в Москву, Кострому, Ярославль, Иванов, Вологду.
Вы точно человек?
Отходники при Петре I играли неоднозначную роль в истории России. отходник мог быть временным наемным рабочим на фабрике или батраком. Главная» Вопросы и ответы» Кто такие отходники. Хотя для большинства отходников их образ жизни является вынужденным, но среди опрошенных немало было и тех, кто предпочел бы отходные промыслы, даже будь у него возможность сравнительно неплохо заработать и дома. Главная» Вопросы и ответы» Кто такие отходники. Отходники не существуют и для социологической науки: мы не знаем, кто они, какую жизнь ведут, что едят, чем дышат и о чём мечтают. Отходники – это крестьяне, которые покидали свое постоянное место жительство и ехали работать в другие губернии.
Кто такие крестьяне отходники. Кустарные и отхожие промыслы крестьян
Будучи тесно связанным с внутренней миграцией, oтходничество возродилось и в постсоветской России, где оно часто известно как вахтовый метод трудоустройства. Молодой человек, вы можете такую информацию найти в интернете, и не тратить свои баллы!!!
Юрий Плюснин: «Отходниками являются только те люди, которые по экономическим причинам вынуждены уезжать на заработки из мест своего постоянного проживания. Людей, отправляющихся на заработки, исходя из иных мотивов и иной продолжительности отъезда, мы называем иначе — например, шабашники и вахтовики. Нужда и необходимость, чувство ответственности за семью и способность к самодеятельности отличают таких людей от тех, кто имеет иные причины покинуть дом». Очень важно также то, что современный отходник не руководствуется крайней необходимостью, нуждой, но стремится повысить благосостояние семьи. Большинство отходников-горожан может найти менее оплачиваемую работу у себя дома. График работы Не являются отходниками люди, которые уезжают работать на год и возвращаются только в отпуска.
Главный признак отходничества в этом смысле — еженедельное возвращение на малую родину, либо работа большими вахтами, либо работа сезонная. При этом обязательно график подстраивается под домашние нужды — чаще всего это время посадки и уборки картофеля, реже другие сельскохозяйственные работы. Семьи отходников, в отличие от соседей-неотходников, не имеют большого хозяйства, многие из них продолжают держать огород и картофельное поле, а деревенские отходники ещё и активно участвуют в таких работах в качестве помощников родственникам. Специальности Отходники сейчас — уже в редком случае производители продукции, например, срубов, чаще - рабочие с необходимой квалификацией, и все чаще — предоставляют услуги как таксисты, дальнобойщики, и совсем неквалифицированные работники - охранники, вахтёры, сторожа, дворники, уборщики и т. В последней сфере часто работают женщины — отходники. Интересно, что в северных городах — Каргополе, Никольске и других — исследователи не нашли ни одного охранника, там также нет женщин — отходников, что является определенной важной характеристикой распределения социальных ролей. В Каргопольском районе, например, есть целая группа людей, ездящих в Западную Сибирь, где они валят лес в местах нефтедобычи — обустраивают территорию перед постановкой скважин или прокладкой трубопроводных трасс. При этом очень много охранников и других неквалифицированных работников в областях, окружающих Москву.
Это связано с тем, что в столице высока потребность в этом виде неквалифицированного труда, а в ближней провинции много людей с плохим профессиональным образованием.
Граничит на С. Входит в британское Содружество. Уходили на близкие, дальние и очень далекие расстояния, с севера на юг и с запада на восток. Уходили, чтобы вернуться в намеченный срок, и приносили из чужих мест не только деньги или купленные вещи, но множество впечатлений, новых знаний и наблюдений, новых подходов к жизни. Село Суганово Калужского уезда - центральная часть Европейской России, что называется, коренная Русь.
В отход отправлялась здесь преимущественно мужская молодежь, даже подростки - до солдатской службы. Редкий мужчина этого села не побывал на заработках. Иногда уходили и девушки: няньками, кухарками в рабочих артелях земляков. Но в других местах женский уход на заработки, как правило, осуждался. Вот информация того же времени из Дорогобужского уезда Смоленщины. На заработки здесь тоже уходят преимущественно молодые парни, но еще и вернувшиеся со службы солдаты.
Отходом «почти все» занимались по своей охоте. Это «почти» относится, по-видимому, к тем случаям, когда парня посылала на заработки семья, большак. Ушедший непременно присылает деньги семье. Автор информации решительно относит это утверждение и к девушкам, и к женам, и к вдовам. В Петрозаводском уезде Олонецкой губернии уже в 30-х годах прошлого века выдавалось ежегодно примерно 2 тысячи письменных видов для поездок в Петербург и другие города - вне своей губернии. В это число входили не только отходники, но и торгующие крестьяне.
Многие волости Петрозаводского уезда специализировались на определенных видах ремесел, которыми занимались их крестьяне в отходе, имели соответствующую репутацию и за пределами Олонецкой губернии. Кижские - столяры и конфетчики их можно было встретить за этим занятием в Петербурге ; рыборецкие - отличные, по замечанию современника, каменотесы; остречинские - стекольщики, толвуйские - плотники. А волости, прилежащие к Онеге, «отличаются искусными и бесстрашными судоходцами». Если хозяйство крестьянской семьи было небольшим и рабочих рук в семье было больше, чем нужно, то на отхожие заработки уходили «лишние», надолго, иногда даже года на три, покидая семью. Но большинство отходников оставляло семью и хозяйство лишь на ту часть года, когда нет полевых работ. Срок отсчитывали по этим вехам, так как они были постоянными не относились к передвижной части церковного календаря.
В некоторых сезонных работах, например, строительных, сроки найма могли быть и другими. Отхожие промыслы были очень разными - и по видам занятий, и по своей социальной сущности. Крестьянин-отходник мог быть временным наемным рабочим на фабрике или батраком в хозяйстве зажиточного крестьянина, а мог быть и самостоятельным ремесленником, подрядчиком, горговцем. Особенно большого размаха отходничество достигло в Московской, Владимирской, Тверской, Ярославской, Костромской и Калужской губерниях. В них отход для заработков на сторону был массовым уже в последней четверти XVIII века и далее возрастал. Для всего центрального района главным местом притяжения отходников была Москва.
До реформы преобладающую часть отходников в центральном промышленном районе составляли помещичьи крестьяне. Это обстоятельство заслуживает особенного внимания при выяснении возможностей выхода интересов и реальной деятельности крепостного крестьянина за пределы своей волости. Любители порассуждать о пассивности и прикрепленности к одному месту большей части населения дореволюционной России как бы не замечают этого явления. Владимирская губерния издавна славилась мастерством плотников и каменщиков, каменотесов и штукатуров, кровельщиков и маляров. В 50-х годах XIX века из этой губернии на заработки в Москву ходили 30 тысяч плотников и 15 тысяч каменщиков. Отправлялись в Белокаменную большими артелями.
Обычно главой артели подрядчиком становился крестьянин «позажиточнее и поизворотливее» других. Он сам подбирал из165 односельчан или жителей ближайших селений членов артели. Иные артельщики из крестьян брали в Москве крупные подряды, собирали артели по нескольку сот человек. Такие большие артели строителей делились на части, под наблюдением десятников, которые, в свою очередь, со временем выходили в подрядчики. В числе специальностей, которыми славились владимирские крестьяне на отходе, видное место занимало своеобразное занятие офеней. Офени - торговцы мелким товаром вразноску или вразвозку.
Они обслуживали преимущественно деревню и малые города. Торговали они главным образом книгами, иконами, бумагой, лубочными картинками в сочетании с шелком, иглами, серьгами, колечками и пр. Всреде офеней издавно был в ходу свой «офенский язык», на котором разносчики товара говорили между собой во время торговли. Особенно распространено было отходничество на офенский промысел в Ковровском и Вязниковском уездах Владимирской губернии. Иные оставляли «даже молодых жен». Многие из них к 21 ноября 4 декабря спешили попасть на Введенскую ярмарку в слободе Холуй.
Вязни-ковские офени ходили с товаром в «низовые» губернии то есть по нижней Волге , Малороссию Украину и Сибирь. В конце Великого поста многие из офеней возвращались по домам «с подарками семье и деньгами в оброк». После Пасхи возвращались уже все с офенского промысла и принимали участие в земледельческих работах. Офени-вязниковцы были известны и за пределами России. При этом в отдаленных местах они принимали заказы для следующего привоза. О масштабах торговли владимирских офеней иконами в Болгарии в последней четверти XIX века говорит такой любопытный факт.
В селе Горячеве Владимирской губернии , которое специализировалось на изготовлении разного рода экипажей, офени заказали весной 1881 года 120 телег особой конструкции, приспособленных специально для перевозки икон. Телеги предназначались для развоза палехских, холуйских и мстерских икон по Болгарии. Большую изобретательность в отхожих заработках в Москве проявили ярославские крестьяне. Они стали, в частности, инициаторами разбивки огородов на пустошах большого города. Дело в том, что Ярославская губерния имела богатый опыт в развитии огородничества. Особеннс славилось в этом отношении крестьянство Ростовского уезда.
Только по годовым паспортам из Ярославской губернии в 1853 году для огородничества ушло околс 7000 крестьян. Одни ростовские крестьяне имели в Москве собственные огороды на купленных или арендованных землях. Другие нанимались в работники к своим односельчанам. Они широко пользовались наймом своих земляков. Сдача участков в аренду крестьянам-огородникам приносила зна чительный доход московским владельцам земли. Если это были помещики они сдавали иногда свою московскую землю в аренду под огороды собст венным крепостным крестьянам.
Нередко та кой166 участок арендатор, в свою очередь, сдавал мелкими частями в субаренду односельчанам. Ярославские крестьяне занимались в Москве не только огородни чеством. Нередкими среди них были также профессии разносчика, сидель ца в лавке, парикмахера, портного и особенно трактирщика. Кокорев о Москве сороковых годов прошлого века. На специализацию в отхожих промыслах целых районов или от дельных селений заметное влияние оказывало их географическое положение. Так, в Рязанской губернии, в близких от Оки селениях, главным отхожим промыслом служило бурлачество.
По рекам Оке и Проне занимались также хлебной торговлей. Более зажиточные крестьяне участвовали в поставке хлеба купцам, а крестьяне победнее в качестве мелких поверенных купцов шмыреи скупали небольшие запасы хлеба у мелкопоместны землевладельцев и крестьян. Другие зарабатывали извозным промыслом связанным с хлебной торговлей: доставляли зерно на пристани. Иные работали на пристанях на набивке кулей, нагрузке и выгрузке судов. В степной части Рязанской губернии успешно развивался отхожий промысел шерстобитов. Традиции профессионального умения сложились здесь на основе местного овцеводства.
Шерстобиты отправлялись на Дон, в Ставрополье, в Ростов, Новочеркасск и другие степные места. Больше всего шерстобитов было в селах Дурном, Семенске, Пронских слободах, Печерниках, Троицком, Федоровском и соседних с ним деревнях. Для битья шерсти и валянья бурок уезжали на юг на подводах. Некоторые шерстобиты оставляли родные места на год, но большинство отходничало в степных местах только после уборки хлеба и до следующей весны. В лесистых районах той же Рязанщины преобладали промыслы, связанные с деревом. Однако конкретный вид их зависел уже от местной традиции, создавшей свои приемы, свою школу мастерства.
Так, ряд сел Спасского уезда специализировался на бондарном ремесле. Крестьяне занимались им и на месте, и отправлялись по паспортам в южные, виноградарские районы России, где их мастерство пользовалось большим спросом. Основным центром бондарного промысла в Спасском уезде было село Ижевское. Ижевцы часть материала для изготовления бочек заготовляли дома. Как только вскрывалась река, грузились с этим материалом на большие лодки целыми партиями и отплывали в Казань. В Казани шла основная подготовка бочарных дощечек, после чего рязанские бондари двигались на юг.
В Егорьевском уезде Рязанской губернии многие селения специализировались на выделке деревянных берд, гребней и веретен. Бердо принадлежность ткацкого станка, типа гребня. Егорьевцы сбывали берды на сельских рынках Рязанской, Владимирской и Московской губерний. Туда их доставляли скупщики из егорьевских крестьян, которые из поколения в поколение специализировались на этом виде торговли. В понятиях жителей Дона и Кавказа занятие бердов-щика прочно связывалось с происхождением из егорьевцев. Товар у своих соседей скупщики-бердовщики забирали в кредит и отправлялись на подводах в степные края.
На одной подводе вывозили примерно две с половиной тысячи берд, веретен и гребней. В местах вывоза товара, в станицах и других селениях, у егорьевских крестьян были знакомые и даже приятели. Эти отношения нередко передавались по наследству. Южане с нетерпением ждали в определенные сроки далеких гостей - с их товаром, гостинцами и рассказами новостей. Уверенность в приветливом приеме, даровом содержании у знакомых, привольной пастьбе для усталых лошадей - все это подвигало егорьевских крестьян сохранять этот вид отходничества. Возвращались со значительным барышом.
В образе жизни крестьян-отходников в больших городах складывались свои традиции.
Известна только одна попытка несколько облегчить эту суровую обстановку земледельческого отхода. Херсонское губернское земство учреждает с 1893 года каждое лето в разных местностях губернии «лечебно-продовольственные пункты» в 1895 году — 17 в специальных помещениях или наёмных квартирах; руководителями дела являются участковые и санитарные врачи, в помощь которым приглашаются студенты-медики старших курсов и фельдшерицы. Назначение «пунктов» — быть дешёвыми столовыми и бесплатными амбулаториями. Обеды даются платные и бесплатные. За борщ с мясом или салом, кашу и 1 фунт чёрного хлеба взимается 6 коп. При регистрации рабочих всем, у кого замечались какие-либо болезненные явления, рекомендовалось посетить амбулаторию. Производились и поголовные медицинские осмотры, имевшие особую важность в отношении глазных заболеваний, особенно при трахоме.
Всего за 3 года было выдано обедов почти 149 тыс. Вся организация стоила земству за три года около 14 тыс. Херсонской губ. Современное отходничество В поздний советский и постсоветский период исследователи стали фиксировать процессы внутренней трудовой миграции, сходные с дореволюционными и раннесоветскими. Эту новую форму трудовой миграции называют современным отходничеством. Феномен современного отходничества подробно описан исследовательским коллективом под руководством социолога Юрия Плюснина при поддержке фонда «Хамовники». Современный отходник ищет работу вне места постоянного проживания, работает длительное время для обеспечения высокого уровня жизни семьи и, как правило, не намерен переезжать ближе к месту работы. В отличие от маятниковой миграции отходничество предполагает длительный срок отсутствия дома, а в отличие от трансграничной трудовой миграции — регулярное возвращение домой для отдыха и ведения домашнего хозяйства.
Широкое распространение практик отходничества исследователи связывают с реакцией населения на экономические проблемы и падение уровня жизни. Отходничество стало одной из новых экономических стратегий, принятых населением, наряду с «челночничеством», возвращением к натуральному хозяйству и пр. Основными характеристиками, отличающими отходничество от других видов трудовой миграции и объединяющими историческое и современное отходничество, являются: 1 временность, сезонность отъезда; 2 вынужденность отхода; 3 инициативность и самодеятельность отходников. Отходничество практически отсутствовало с 1930-х и до 1960-х годов, в 1960-х оно стало возрождаться, но до распада СССР оставалось несопоставимым по масштабам с отходничеством историческим По оценкам исследователей НИУ ВШЭ и фонда «Хамовники» учредитель Александр Клячин , в современной России «не менее 10-15 млн… семей живут за счёт отходничества одного или обоих взрослых членов» В особенности отходничество характерно для жителей небольших городов, сел и деревень, в которых после распада СССР возникла острая нехватка рабочих мест и резкое падение уровня заработной платы. Основными центрами притяжения отходников являются крупные города Москва, Санкт-Петербург , нефтяные и газовые месторождения, а также крупные стройки олимпийские объекты в Сочи, космодром «Восточный», Крымский мост и т. В современном отходничестве задействованы как мужчины, так и женщины. Исследователи отмечают, что женское отходничество более распространено в центральных и южных регионах страны. Основные направления отхода определяют и структуру занятости в отходе.
В крупных городах требуются охранники, водители, строители сварщики, газорезчики, каменщики, бетонщики, экскаваторщики, отделочники. Женские специальности: официантки, повара, посудомойки, продавцы, гувернантки, няни, сиделки. На Севере востребованы специалисты по нефте- и газодобыче бурильщики, специалисты по обслуживанию нефтепроводов , золотодобытчики, строители сварщики, газорезчики, экскаваторщики, крановщики , водители. Наличие большого количества отходников в том или ином населённом пункте формирует сопутствующие промыслы, например, продажу «корочек» о прохождении соответствующих курсов с присвоением разряда слесарь 4 разряда, газорезчик 2 разряда и т. Срок отхода может варьироваться от одной-двух недель например, в охране до нескольких месяцев например, в строительстве или на нефтегазовых месторождениях.
Чем может быть интересна крестьянская родословная: отходничество
отходник, отходника, муж. 1. Крестьянин, уходящий на сезонные работы в город. В историческом контексте понятие "отходник" имеет важное значение и относится к людям, которые отказываются от своей прежней верности или преданности. Кто такие отходники? Отходники – это крепостные крестьяне, которых помещики отпускали на заработки. Отходники при Петре I играли неоднозначную роль в истории России. отходник мог быть временным наемным рабочим на фабрике или батраком.
“Отходничество” рубежа XIX - XX веков как портрет эпохи
В россии в xvii-xix вв. временный уход крестьян на заработки в города или на сельскохозяйственные работы в другие местности. было распространено среди помещичьих оброчных крестьян, усилилось после реформы 1861 г. Тем более что растущий уровень образования молодежи сделает такую стратегию более успешной по сравнению со стратегией тех, кто сегодня занимается отходничеством. Отходники появились в городе в начале XVIII века, участвовали в его строительстве. Отходники в Петербурге появились в самом начале XVIII века — ведь город, по приказу Петра Первого, строили именно приезжие крестьяне, в основном из ближних губерний, а кроме этого — из Ярославской и Тверской.