Новости когда евдокии день

Что можно, и что нельзя делать в день, когда почитают память Евдокии Илиопольской. 1 июня – день благоверного князя Димитрия Донского и преподобной Ефросинии (Евдокии), великой княгини Московской. 30 мая – День Евдокии-свистуньи. «Какова Евдокия – таковому и лету быть». Обычно в эти сутки вовсю свистели ветры. Евдокия Свистунья – народный русский праздник, который отмечают ежегодно 30 мая. Православные в этот день оказывают почтение памяти святой Ефросинии Московской, в инокинях Евдокии.

Евдокия Свистунья за многовековую историю Руси собрала множество различных примет

  • 14 марта: Евдокия Веснянка. Что можно и чего категорически нельзя делать в этот день
  • Народные приметы на 14 марта 2023 года: что нельзя делать в день Евдокии Свистуньи
  • Евдокия. Что можно и нельзя делать по народным приметам 14 марта
  • Евдокия-плющиха (Жанна Цареградская) / Проза.ру
  • ВСЁ о 14 марта: Евдокия и Авдотья. Народные традиции и именины сегодня | Пикабу

Народные приметы на 14 марта

Но даже оставаясь в княжеских палатах, вела аскетическую монашескую жизнь: под роскошными нарядами носила власяницу и железные цепи, ела постную пищу. И только после того, как все ее дети обрели собственные семьи, она приняла постриг и стала Евфросинией. С именем княгини связывают много чудодеяний, которые продолжались и после ее смерти. Но самое большое чудо свершилось, когда благодаря молитвам Господу она спасла Русь от набега Тамерлана. Когда-то давно, в возрасте 14 лет, она поклялась стать заступницей всех обездоленных. Клятве этой оставалась верна всю жизнь прожила она 54 года. И сейчас ее считают покровительницей Москвы. Почитание О том, с каким благоговением россияне относятся к Преподобной Евфросинии, говорят такие факты: 2008 г.

Деревянные ендовы, в отличие от металлических, обычно богато орнаментировали. Ендовы, так же как ковши, братины, скопкари, являлись традиционной утварью для русского застолья. В русской деревне ендову почитали как символ гостеприимства: «В поле враг, дома — гость: садись под святые, начинай ендову». Епанча епанечка Нагрудная женская одежда в виде короткого, до талии, плаща без рукавов или с ложными рукавами. На Русском Севере ее шили из шелка или парчи, украшали кружевом из золотых нитей, металлической бахромой. В Сибири ее изготавливали из меха белки, куниц или соболя. Епанча не имела пуговиц, нередко ее завязывали у воротника или прямо у шеи длинными шелковыми лентами. Этим термином обозначали тогда одежду на меху: «... Во 2-й пол. XIX в. Епанча из меха, распространенная в Сибири, была праздничным нарядом девушек и замужних женщин. Епифан Епифанов день, Рябиновка Народное название дня свт. По народной примете, «если на Епифана утро в красном кафтане» — к пожарам. В народных поверьях Епифан рядился в красный сарафан под цвет рябины, поэтому девушки в этот день надевали красные сарафаны. По древнему обычаю, крестьяне выходили в этот день к рябине и, обращаясь к Епифану, просили его уберечь дома и дворы от огня-пожарища. Старое сказание гласило, что ветка рябины помогает в лесу не заблудиться. Тот, кто с веткой рябины по лесам-болотам ходит, всегда верный путь находит. Рябина охраняет от всяких бесов, несет в себе целебную силу. По народным приметам, земля в этот день покрывается ледяной коркой. Морозы чаще и сильнее сковывают землю. По русскому поверью, на Ераста зима на пегую лошадку пересаживается. В этот день существовал обычай нищим и сиротам отдавать старую одежду, чтобы в холода не замерзли. Название дня памяти прор. Иеремии связано со словом «ярмо» упряжи для скота. Святой в дни своих пророчеств носил на шее деревянные колодки, по народным понятиям — ярмо. В этот день с помощью подъяремных животных начинались сельские работы — тяжелые и изнурительные как для земледельца, так и для скота. Поскольку эти работы можно выполнить лишь с помощью Божией, то люди обращались к прор. Иеремии, служили молебны и окропляли земледельческие орудия богоявленской водой. По верованиям, в этот день сам прор. Иеремия запрягает на небе колесницу и засевает хлеб, а иногда и заканчивает за изнуренных людей работу. Посев начинали с молебна св. Крестьяне, выходя в поле, кланялись на восток, юг и запад, с низкими поклонами бросали в каждую сторону по горсти жита и просили у Матери-Земли хорошего урожая. После этого ритуала начинали сев. Во многих губерниях в день сева ни под каким видом не давали чужому человеку ни единого зерна, ни куска печеного хлеба, т. Еремей распрягальник Еремеев день, Ерема Народное название дня мч. К этому времени должен быть закончен посев всех хлебов. В этот день распрягали лошадей, отпускали их на вольный выпас. Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать. Ермолай Ермолаев день Народное название дня свв. На этот день во многих местах России заканчивали жатву. Крестьяне молились св. Ермолаю о помощи в труде — «Ермолай, последний хлеб убирай». Если не успевали, приглашали соседей помочь. Ермолов Алексей Сергеевич 12. Родился в Тифлисе. Окончил Александровский лицей и Петербургский земледельческий институт. Изучал и собирал народные приметы, связанные с сельским хозяйством опубликовал их в книге «Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах», т. Участвовал в работе Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности 1902—05. Считал необходимыми ориентацию сельского хозяйства на внутреннее потребление и более широкое привлечение земств к деятельности в аграрной сфере. В янв. Николаю II с предложением учредить выборную земскую думу для предварительного рассмотрения важнейших законопроектов. С 1905 член Государственного Совета. С 1913 председатель комиссии по охранению памятников природы при Русском Географическом обществе. Сторонник развития туризма. В 1915 опубликовал работу «Русский туризм и отчизноведение». Ерофеич Водка, настоянная на целебных травах. Считалась целебной при многих болезнях. Орлова от опасной болезни. В лавках продавались в фунтовых бумажных пакетах смеси трав с сушеными померанцами под названием «набор» для приготовления ерофеича. Ерофей лешегон Народное название дня сщмч. По поверью, на Ерофея лешие дурят в лесу: кричат, хлопают в ладоши, хохочут, ломают деревья, гонят зверье, траву в узлы завязывают, болотные зыбуны вспучивают. Происходит это потому, что св. Ерофей их с земли гонит. Считалось, что в этот день лешие сквозь землю проваливаются и тянут за собой все живое — зверей и птиц, траву и ягоды, грибы и орехи. Если человек попадется — и его с собой утянут. Поэтому ходить в лес в этот день было запрещено — леший нападет. Крестьяне рассказывали: «Леший — хозяин лесов и болот, ничего и никого не боится, кроме Ерофея да еще огня, даже головешки страшится. Только крестным знамением можно от него уберечься. Почувствовав, что леший тебя водит, остановись да перекрестись, зажги ветку да оглянись — путь-то из лесу сразу и увидишь. А чтобы леший не обошел тебя спереди, сними обувь да стельки поменяй с пятки на носок: леший тогда сам запутается и назад от тебя побежит». Сказка проникла и в лубочные издания. В ней рассказывается, как молодой богатырь Еруслан, достав себе коня, совершает на нем ряд воинских и любовных подвигов. Миллер указывает на влияние сказки о Еруслане Лазаревиче на одну малорусскую сказку об Илье Муромце, а также отмечает одну былину, представляющую яркий пример смешения обеих личностей. Еруслан Лазаревич проник и в малорусский заговор против змеиного укуса: «На осиянском мори стоит дуб, а в том дубе Яруслан Лазаревич. Яруслан Лазаревич! Не будешь ты своего гаду сбирати, из желтой кости зуба вынимати — полевой, меловой, травяной, болотняной — побьет тебя день середа! Ерш Ершович Сын Щетинников, изворотливый, плутоватый герой бытовых русских сказок, в которых высмеиваются дурные общественные порядки, подкупность судей, судебная ябеда и волокита. Представлено озеро, в котором плавают лещ, судьи и свидетели, всего 9 рыб; кругом озера 33 мужика есть и крестьянки , приканчивающие Ерша, о чем и говорят надписи, взятые из стихотворного списка о ловле ерша, а внизу краткое извлечение из «судного дела, как был суд у Леща с Ершом». В это время в русских деревнях девушки начинали готовить пряжу, чтобы сесть за ткацкий стан. С этого дня, по старинному поверью, по ночам в дом проникает кикимора и начинает вместо девок прясть или ткать. Поэтому родители девушек молили св. Ефимия последить за прялками и ткацким станом и не допустить, чтобы кикимора в пряжу и ткань вплетала свое колдовство. От кикиморы можно и самому избавиться. Когда она за ткацким станом или с веретеном за прялкой ночью сидит, то видимой становится. Обратись к св. Ефимию, осени кикимору крестным знамением — она и исчезнет см. Евфимия Великого, 20 янв. По примете, на Ефима в полдень видно солнце — к ранней весне. По народному обычаю, если в этот день ветер с утра завывал и снега наметал, нужно было выйти на крыльцо и, махая руками, сказать: «Помело метет метлой на Маслену — придет сударыня метельная». А если не было ветра снежного, то примечали, что Маслена будет тихая и солнечная. Ефименко Александра Яковлевна урожд. Ставровская 18. Варзуга, ныне Мурманской обл. Первая в России женщина — почетный доктор русской истории степень присвоена в 1910 Харьковским университетом. В 1863 окончила гимназию в Архангельске. Была учительницей в Холмогорах, где вышла замуж за ссыльного студента П. Ефименко, будущего этнографа и фольклориста. Занималась историко-этнографическим исследованием населения Севера России и Малороссии. Принадлежала к народническому направлению в историографии. Выступила с теорией первоначального существования на Севере печищного землевладения, которому на Юге соответствует дворищное, последнее в силу исторических условий превратилось в общину. Исследования Ефименко появились в тот момент, когда в русской науке обсуждался вопрос о русской общине, о давности и исконном характере общинного землевладения. Ефименко удалось собрать среди крестьян Архангельской губ. Большое внимание уделяла изучению трудового начала в русском народном праве и обычного права русского народа.

Они могли быть разными: «с Евдокей до Егорья» или «с Евдокей по Петров день». У гусятников с этого дня начинались разговоры о гусиной охоте и о назначении дней, когда пускать гусей на бой. Еще одно прозвище Евдокии — Свистунья — связано с тем, что в её праздник обычно дули и свистели ветры. По другой версии, святую так прозвали потому, что в этот день многие животные пробуждаются ото сна и возвещают о приближении весны своим криком и свистом. Назывался этот день также Авдотьей Плющихой — потому что весной лед и снег «плющит», раздирает на клочки.

По старинным поверьям, на жадного человека, который не стал помогать просящему, перейдут грехи умерших родственников. Если вы сделали добрый поступок, нельзя им хвастаться — типун выскочит на языке. Не рекомендуется выходить из дома после захода солнца — к неприятностям. Если так случилось, что после захода солнца приходится выходить из дома или с работы, то перед выходом стоит прочитать молитву или взять амулет. Женщинам нельзя делать стрижку — мужчины перестанут любить и обращать внимание. Нельзя обижать ласточек, ловить, ругать их, разрушать ласточкины гнёзда, брать в руки самих ласточек или их яйца — к большому несчастью. По народным приметам, если 14 марта дует тёплый ветер — к мокрому лету. С какой стороны подует ветер, с той стороны будет часто дуть весной и летом. Хорошая и солнечная погода — таким окажется и лето. Снег пошёл — к урожайному году. Ясный и солнечный день — ожидайте урожай огурцов и груздей. Грачи прилетели — снег растает уже скоро, но лето предстоит дождливое. Метель — год холодным будет. Холодный день — к поздней весне.

Православные празднуют день святой Явдохи

День Евдокии считался началом весны, празднуя его, наши предки зазывали в свой дом тепло, благополучие и счастье. На Руси этот день выпадал на 1 марта (по старому стилю) и символически являлся первым днем весны, поэтому отмечался торжественно как большой праздник, которому свойственно множество ритуальных символических действий, связанных со встречей и зазыванием весны. Православные сегодня вспоминают святую Евдокию Московскую. Господь, желая спасти душу Евдокии от вечной погибели, устроил так, что один престарелый инок по имени Герман посетил местность, где она жила.

Традиции и обряды

  • День святой Евдокии: праздничные обряды и традиции, образ Евдокии у славян
  • День святой Евдокии: праздничные обряды и традиции, образ Евдокии у славян
  • Международный день пропавших детей, день филолога и нерпёнка: приметы и праздники 25 мая
  • 7 изображений святой Евдокии
  • Оформить заказ

Евдокия Свистунья 2024

На Руси этот день выпадал на 1 марта (по старому стилю) и символически являлся первым днем весны, поэтому отмечался торжественно как большой праздник, которому свойственно множество ритуальных символических действий, связанных со встречей и зазыванием весны. Итак, святая преподобномученица Евдокия в первый день месяца марта скончалась от меча о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава с Отцом и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. День святой мученицы Евдокии Илиопольской отмечается 14 марта. В один из дней искреннего покаяния к Евдокии явился Архангел Михаил, пообещав помощь и поддержку преподобной на богоугодном пути.

14 марта: Евдокия Веснянка. Что можно и чего категорически нельзя делать в этот день

Авдо́тья Весно́вка — день в народном календаре славян, приходящийся на 1 (14) марта по юлианскому или 1 марта по григорианскому календарю. Согласно поверьям, Евдокия Свистунья считается «бабьим» днем. Это означает, что 14 марта можно забыть о чем-то прошедшем и начать движение к новому. По старому стилю день Евдокии приходился на 1 марта — то есть на начало весны. Этот праздник на Руси праздновали весело и торжественно, а святая получила прозвище Весновка. Народные традиции: 14 марта – Евдокия Свистунья и Авдотья Плющиха. 14 марта православные христиане отмечают день памяти святой Евдокии Илиопольской.

Что категорически запрещено делать 14 марта. Народные приметы на день Евдокии и Авдотьи

Когда-то давно, в возрасте 14 лет, она поклялась стать заступницей всех обездоленных. Клятве этой оставалась верна всю жизнь прожила она 54 года. И сейчас ее считают покровительницей Москвы. Почитание О том, с каким благоговением россияне относятся к Преподобной Евфросинии, говорят такие факты: 2008 г. В 2013 г. Все чаще стали приезжать к нему молодожены, чтобы поклясться в любви и верности. Память Евфросинии отмечают дважды: 30 мая и 20 июля дата кончины княгини.

Ее мощи находятся в православном Соборе св.

Гулять по полям и лесам — может укусить змея. Одеваться в красное — это отпугивает удачу. Путешествовать далеко — можно понести убытки. Делать поспешные выводы, потому что они скорее всего будут ошибочны.

Что нужно делать в этот день: В этот день рекомендуется делать как можно больше добрых дел. Нужно молиться за друзей и родственников, в том числе и умерших. Нужно подавать милостыню, но желательно так, чтобы этого никто не видел, скромное благодеяние ценится намного выше. В этот день нужно особо обратить внимание на бездомных животных. Предки считали, если покормить их или забрать домой — к долгой и счастливой жизни без материальных проблем. Чего нельзя делать: Нельзя сегодня планировать будущее. Считалось, что ничего из задуманного не сбудется.

Праздник семьи, любви и верности предполагает не формальный подход, а деятельный — направленный на укрепление семьи Святослав Шевченкосвященник Русской православной церкви, православный блогер Иерей Святослав Шевченко советует в первой половине дня 8 июля посетить храм и принять участие в общей молитве об умножении любви. Затем всей семьей можно отправиться на природу — погулять в парке или вместе поиграть в футбол, волейбол и другие командные игры. Вечером священник советует собраться за столом — устроить чаепитие, пообщаться и поиграть в настольные игры. День святых первомученников Петра и Павла Этот праздник отмечается 12 июля и означает окончание Петровского поста. Не стоит забывать, что предыдущие дни июля являются постными , поэтому даже во время праздничных застолий до 12 июля, в том числе на День семьи, нужно соблюдать определенные правила. В частности, во время поста запрещены мясо, яйца и молочные продукты, по определенным дням можно есть рыбу и пить немного вина. День святых Петра и Павла посвящен памяти учеников Христа, проповедовавших слово Божие по всему миру. Их вспоминают в один день неслучайно. Считается, что Петр и Павел погибли именно 12 июля по новому стилю. Причем до этого они внесли наибольший по сравнению с другими апостолами вклад в просвещение народов христианской верой. Историки утверждают, что апостолы Петр и Павел приняли мученическую смерть в один и тот же день, хотя есть версия, что с разницей в один год. Оба имели огромный авторитет среди христиан I века за свои миссионерские труды и мудрость Святослав Шевченкосвященник Русской православной церкви, православный блогер Петров день — так его называют в народе — начали отмечать практически сразу же после Крещения Руси, так что это один из самых древних православных праздников, отмечаемых в России. Есть даже поговорка «Петр-Павел час убавил». Ее продолжение «Илья Пророк два часа уволок» относится к Дню памяти пророка Илии, который отмечают 2 августа. День памяти Андрея Рублева и святых страстотерпцев императора Николая II с семьей День памяти преподобного Андрея Рублева, иконописца отмечается 17 июля.

Евдокия Свистунья 2024

Народные приметы на 14 марта 2023 года: что можно и чего нельзя делать в этот день 14 марта православные чествуют память праведницы и преподобной мученицы Евдокии Илиопольской. Эксперты рассказали о народных поверьях, которым следует довериться в этот день.
Народные приметы на 14 марта День памяти святой Евдокии Илиопольской в 2024 году — что можно и нельзя делать.
Народные приметы на 14 марта 2023 года: что можно и чего нельзя делать в этот день По старому стилю день Евдокии приходился на 1 марта — то есть на начало весны. Этот праздник на Руси праздновали весело и торжественно, а святая получила прозвище Весновка.
14 марта: Евдокия Веснянка. Что можно и чего категорически нельзя делать в этот день 30 мая в народном календаре называется днем Евдокии Свистуньи. Такое прозвище покровительнице дня в народе дали за сильные ветра, которые часто дули, то есть свистели в конце весны.
Евдокия Свистунья 2024 Итак, святая преподобномученица Евдокия в первый день месяца марта скончалась от меча о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава с Отцом и Святым Духом ныне и присно и во веки веков.

Что категорически запрещено делать 14 марта. Народные приметы на день Евдокии и Авдотьи

Увидеть змею 30 мая — плохая примета: есть риск поссориться с близкими людьми. Запрещено в этот день доверять незнакомцам и малознакомым людям. Их стоит заменить картофельными блюдами. Сегодня не стоит ходить в лес. В этот день запрещалось кому-то рассказывать о своих проблемах, так как считалось, что от этого они только усугубятся. Когда кто-то шел по важному делу, ему нельзя было отвечать на вопрос, куда он идет.

Поэтому давали ответ: на кудыкину гору.

Наступала пора подумать о предстоящих полевых и огородных работах. Посеянная в этот день рассада в горшочках, по народному убеждению, не сможет пострадать от мороза. Обычно на Евдокию сеяли капусту. Особенно почитали в деревнях на Евдокию снежицу — талую водицу. Приносили воду курам — и куры начинали нестись через неделю-другую.

Снежицей больных мыли, дома обмывали, цветы в доме поливали. В этот день гадали на урожай: если ветер дует с запада или с юга — будет урожай на хлеб; если же с востока или севера, то будет засуха, а потому и неурожай на зерновые культуры, сообщает портал Wordyou. Если день солнечный — уродит пшеница, а если день мрачный и небо облачное — будет урожай на просо и гречиху.

Если к утру она замерзнет, то весна будет холодной.

Перед сном смотрели на сосульки: если они долгие, то лён будет хороший. С этой даты женщины всерьез брались за ткачество, занимаясь этим до наступления посевных работ. Натканные полотна старались выбелить в мартовской воде, которой приписывали особые качества. Вообще считалось, что снег, выпавший 14 марта, обладает целительными качествами.

Заботы — заботами, а первый весенний праздник отмечали торжественно и весело. Девушки и дети выходили «кликать весну». С этой целью собирались на пригорках или взбирались на крыши строений и пели веснянки. Бывало, что веснянки, запеваемые с этого дня, пели до Троицы.

В народе 14 марта — день милости. Кто этот обычай соблюдает, тот подает не только за себя, но и за усопших предков. Через добрый поступок покойным прощаются грехи. Подавая милостыню, старайтесь, чтобы немногие это видели.

Чем скромнее делается доброе дело, тем величественнее оно перед Господом. Народные приметы на 14 марта 2023 года Авдотья красна, и весна красна. Какая Евдокия, такое и лето. На Плющиху погоже — всё лето пригоже.

Капель с крыш — к теплому лету. На Авдотью ясно — год прекрасный, пасмурно — к плохому году.

Причислена к лику святых в 0 году Апрель 20 апреля: Евдокия Павлова, преподобномученица, послушница новомученица, 0. Причислена к лику святых в 0 году Май 30 мая: Евдокия в инокинях Евфросиния Московская, великая княгиня Июль 20 июля: Евдокия в инокинях Евфросиния Московская, великая княгиня Август 17 августа: Евдокия Ия Римляныня, Персидская, преподобномученица18 августа: Евдокия Шикова, мученица новомученица, 0. Причислена к лику святых в 0 году26 августа: Евдокия Константинопольская, царица27 августа: Евдокия Перевозникова, преподобномученица, инокиня новомученица, 0. Причислена к лику святых в 0 году Сентябрь 24 сентября: Евдокия Ия Римляныня, Персидская, преподобномученица Ноябрь 16 ноября: Евдокия Сафронова, мученица новомученица, 0. Причислена к лику святых в 0 году Декабрь 17 декабря: Евдокия Архипова, преподобномученица новомученица, 0. Причислена к лику святых в 0 году23 декабря: Евдокия Мартишкина, мученица новомученица, 0.

Международный день пропавших детей, день филолога и нерпёнка: приметы и праздники 25 мая

Согласно приметам на Евдокию 14 марта, ближе к вечеру женщины высаживали рассаду, и в большинстве случаев это была капуста. Считалось, что кустики вырастут сильными и не погибнут от заморозка и вредителей. Евдокия — приметы погоды Поскольку в этот день наступает весна, то люди особенно внимательно относились к погодным приметам, поскольку с их помощью они планировали посев пшеницы и других культур. Известные приметы погоды на Евдокию 14 марта: Если тепло и светит солнце, значит, весна будут теплой, и можно будет рассчитывать на хороший урожай зерна, грибов и овощей. Еще эта примета предсказывает жаркое лето и хороший сенокос. Народные приметы на 14 марта гласят, что если в этот день пошел дождь, то будет хороший урожай хлеба. Об этом же говорит густой туман. Если в этот день холодно, то будет плохой урожай гречки, а метель предсказывает холода на год. Не ждите быстрого потепления. Увидеть, как куры пьют талую воду, значит, мороз будет еще долго и тепла в ближайшее время можно не ждать. Длинные сосульки указывают, что лен будет хорошим.

Если наступила Евдокия Плющиха, приметы гласят, что звонкая капель в этот день сулит жаркое лето. Половодье означает, что на лугах будет много травы, а скот будет здоровым. Если реки не разливаются, то трава появится поздно. Когда в этот праздник громко каркают вороны, то ждите скорого потепления.

После этого она отдала все свое состояние епископу Гелиопольскому, а сама приняла постриг в женском монастыре, где позже стала настоятельницей. Когда Евдокию увидел наместник Диоген, он был восхищен ее красотой и попытался овладеть ею. Несмотря на пытки, монахиня сохранила верность своему обету. По старому стилю день Евдокии приходился на 1 марта — то есть на начало весны.

Этот праздник на Руси праздновали весело и торжественно, а святая получила прозвище Весновка. На Евдокию женщины, девицы и дети залезали на крыши амбаров или просто на пригорки и пели: «Весна красна!

Теплый ветер — к мокрому лету, ветер с севера — к холодному. День Евдокии красный ясный — на огурцы и грузди урожай. С Евдокеи погоже — все лето пригоже. Коли на Евдокею холодно, скот кормить лишние две недели. На Евдокею мороз прилунится, так и март на нос садится. Если грач прилетел до 14 марта — быть лету мокрому, снег рано сойдёт. Метель началась — весь год будет холодным.

Холодная Авдотья — к холодной и поздней весне.

Егорий вешний Народное название дня вмч. Георгия Победоносца 23 апр. Этот день считался началом весны. Георгия Победоносца весна, так и зябкий мужик шубу с плеч долой! Пуд 15 апр. Если выдастся 23-й день апреля теплый и ясный, быть, по примете, девятому дню мая с зеленой понизью: «Егорий с теплом — Никола с кормом! Этот день, заставлявший мужика сбросить с плеч полушубок, был отмечен особо в конском обиходе: на него примешивали в корм лошадям кусочки крестов из ржаного теста, испеченных на четвертой — Крестопоклонной, Средокрестной неделе Великого поста.

Это должно, по поверью, охранять коня-пахаря от голодного хищника- волка на весеннем подножном корму. С Егорья Вешнего, выгоняли пастухи наголодавшийся за зиму домашний скот на луга; но все это делалось неспроста, а с оглядкой. Старые люди строго-настрого наказывали детям-внукам блюсти уклад крестьянской жизни, сжившиеся с ней обычаи. Выгонять скот на первую пастьбу — на «Юрьеву росу» — советовали не иначе, как освященной вербой, хранящейся в коровнике с Вербного Воскресенья. Последняя, по уверению знающих людей, давала коровам богатый удой и делала их тучными и здоровыми. Роса представлялась воображению русского — язычника пролитым за ночь на землю молоком небесных коров; потому-то ей и приписывались чудесные свойства. Старики советовали окроплять впервые выгоняемое на весеннюю пастьбу стадо святой водой. В некоторых местностях на выгоне, за околицей, служили в этот день молебны о благополучном для скота пастбище «с Юрья — до Васильева дня».

По народному крылатому слову: «Юрий да Влас — всему серому мужицкому богачеству глаз! Выгонит пастух с подпасками стадо, а там на первом привале было готово для них угощение, «снаряженное» в складчину «всем миром». Несли туда бабы-девки «мирскую яичницу» и водку. За угощением пастухи молили Егория Вешнего, чтобы оберегал он, Храбрый, новое пастбище от всякого лиха, а скотину крестьянскую от лютой «помахи» мора , ото всякой напасти. По народному поверью считалось, что в ночь с Лукова 22 апр. Считалось также, что в канун Егорья Вешнего бродят ведьмы по крестьянским дворам, отворяют ворота, срезают с них стружки и варят их в подойниках. Эта порча отнимает у сельских коров молоко. От такого ухищрения нечистой силы можно оберечь свой двор молитвой Егорию Вешнему, а также замазать оставленные ведьмами нарезки набранной у воротной притолоки грязью.

О Егории Вешнем ходило у крестьян много заговоров. Вот один из них: «Встретил наш скот — милой живот — святой великомученик Егорий на белом коне; в рученьках у него, Егорья- света, щит огненный. Бьет он — побивает всех колдунов и колдуниц, воров и вориц, волков и волчиц! По преданию, он перед своим вешним днем садился на коня и объезжал все леса, собирая зверей. Каждому зверю шел от него особый приказ: чем кормиться, где промышлять добычу. Она обрекалась на жертву зверю; ее резали, отрубленную голову и ноги бросали в поле, а остальное мясо жарили-варили для самих себя и для угощения пастухов. Егории как волчьем хозяине ходило по Руси немало разнообразных преданий. В одном из них велась речь о том, как шел через лес некий не почитавший Бога и угодников Божиих злой пастух; шел он к роднику — напиться водицы.

Идет пастух и видит: стоит старый коренастый да ветвистый дуб, а вся понизь вокруг него прибита к земле, вся утолочена. Егорий, а вслед за ним целая стая волков бежит. Ни жив, ни мертв сидит пастух на дубу, шелохнуть веточку боится. А Егорий подъехал к утолоченному месту, остановился под дубом и начал отдавать свои наказы волкам: рассылает их, серых, на все стороны света белого, говорит кому чем питаться весной красной, знойным летечком, вплоть до ненастной осени. Шло время, всех волков разослал, всех наделил краюшками хлеба заботливый волчий хозяин; вдруг видит пастух тащится из лесной заросли старый-престарый хромой волк. Егорий, — вон на дубу сидит! А волк сел под дубом; сидит, а сам кверху на пастуха смотрит да зубами щелкает. Сидит волк день, сидит серый другой день — все ждет, что слезет пастух; ждет-подождет, а тот не слезает, не хочет волку в зубы попасть.

Пустился на хитрость серый: взял схоронился в кусты. Посидел-посидел пастух на дубу, пронял беднягу голод; огляделся он по сторонам — нигде не видать волка: слез — и бежать со всех ног. А волк — тут как тут: выскочил из своей засады, кинулся на пастуха, тому на этом месте и смерть пришла. Малорусский сказ как бы дополняет это предание. Жили-были двое братьев на белом свете, — ведется повесть, — жили-были: один богатый, другой — голь- нищета, бедный. Однажды «злиз бидный брат на дуба ночуваты, колы так о пивночи бачыть: якыйсь чоловик гоныть сылу звиря, а позаду другый человик ииде на вози. То булы лисун леший и св. От прыгнав лисун звиря, да як раз — пид того дуба, де сидив чо- ловик; а св.

Юрий почав раздиляты окрайцы хлиба, що булы на вози». Раздал-разделил св. Егорий привезенный хлеб своему волчьему стаду, смотрит — одна краюшка осталась лишняя. Отдал ее угодник Божий бедняку, отдав говорит: «Се тоби Господь дав счастя! Юрия, разжился бедняк: «окрайця того никак не можно зъисты; що ни поидять, а назавтра вин и стане таким, як був: усе приростае! Видит это богатый брат — видит, и взяла его зависть лютая. Пошел он к тому дубу, влез на верхушку зеленую. И снова пошло все, как по писаному: опять начал оделять св.

Юрий краюшками хлеба свое волчье стадо. Да только конец не на ту стать вышел: не хватило у волчьего хозяина одному волку краюшки, и дал наказ угодник Божий — съесть богача завидущего вместо краюшки. Зависть лютая и здесь, как в первом приведенном сказании, была наказана, и голодный волк нашел свою волчью сыть. По всей Руси в Егорьев день служили молебны на пашнях. В Тульской губ. Кто по Юрьевой росе покатается, будет, — гласило поверье, — «силен и здоров, что Юрьева роса». Наберется деревня силы от Юрьевой росы, а наутро — за яровой сев. Свойства у этой росы считались чудесными, еще в н.

Эта же роса, по орловскому поверью, просу на пользу идет: «На Егорья роса — будут добрые проса! Таков был, напр. Молодежь шла в поле, оглашая воздух припевами, обращенными к св. Трижды обходили девушки и парни засеянные поля. Потом разводили на перекрестке межников небольшой костер — в виде кольца, посреди которого клали на землю принесенный пирог «моленник». Все пришедшие садились с песнями вокруг костра и делили пирог: каждому должно было достаться хоть по малому кусочку. Кому из девушек доставалось в пришедшемся на ее долю куске больше всех начинки, та выйдет до осени замуж. Доев пирог, молодежь возвращалась по своим дворам, приплясывая и припевая: Мы вокруг поля ходили, Мы Егора-свет водили, Мы Егорья кликали...

На Егория Вешнего в белорусских и малороссийских селах закапывали на полевых межниках оставшиеся от «свяченой» пасхальной снеди кости поросят и барашков. Закапывание это производилось с особыми причетами, взывающими все к тому же Егорию. Это, по старинному поверью, должно было оберегать посевы «от градобоя и бурелома». На Егория Вешнего крестьяне считали, что нельзя работать с шерстью. Если в этот день будет кропить небо дождем грудь земли-кормилицы, то, говорит народ, это сулит «скоту легкий год» по белорусской примете — частые гречи. Если пойдет «на урожай гречи-дикуши. Если ударит на Егорьев день легкий морозец-утренник, уродятся добрые проса и овсы. Целые века приглядывался народ к обступающим его явлениям природы, потому-то неспроста обронил он и следующее присловье: «Коли на Юрья березовый лист в полушку — к Успенью клади хлеб в кадушку!

Нижегородская губ. Если егорьевское утро ясным-яснехонько, то урожайнее выйдут ранние посевы: яснее утра егорьевский вечер — поздние переспорят. Народная Русь. Егорий Осенний см. Егорьев День см. Еда см. Едемский М. Кокшеньги Тотемского у.

Вологодской губ. Большую часть жизни он работал учителем и попутно увлекался сбором фольклорно-этнографических текстов. Им написан ряд статей в «Живую старину» по быту его родной деревни. Екатерины IV в. Екатерину называли Санницей, потому что с ее дня по всей России открывался санный путь. Ей молились все крестьяне, отправлявшиеся в этот день в дорогу, прося защиты от несчастий и невзгод. С Катерины мужики уходили в извоз. В деревне каждый хозяин по обычаю должен был опробовать новые или отремонтированные сани, скатившись на них с горы.

Потом в сани запрягали лошадь и катали деревенский люд. Катание на Екатерину — веселый праздник, когда устраивали гуляния по случаю открытия санного пути. Катали и новобрачных: молодую пару усаживали в расписные сани, укутывали волчьей или медвежьей полстью шкурой , за молодоженами следовал поезд с родственниками. После катания свекор и свекровь встречали своего сына и невестку в сенях, стоя на вывернутой наизнанку шубе, а сопровождавшие передавали молодоженов «из рук в руки» целыми и невредимыми. Каталась и неженатая молодежь. Парни выказывали перед девицами свое умение управлять лошадьми. По обычаю в этот день каждому нужно было обязательно скатиться с горы на санях, чтобы снять с души тяжкую ношу раздумий, предчувствий и обрести спокойствие. В некоторых местах традиционно сохранялся обычай, когда парни мастерили сани для своих девушек-невест.

ЕВДОКИЯ ИЛИОПОЛЬСКАЯ / СВЯТОЙ ДНЯ

14 марта православные христиане отмечают день памяти святой Евдокии Илиопольской. Смотрите видео онлайн «ЕВДОКИЯ ИЛИОПОЛЬСКАЯ / СВЯТОЙ ДНЯ» на канале «Телеканал СПАС» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 13 марта 2022 года в 21:44, длительностью 00:03:55, на видеохостинге RUTUBE. Тридцатый день мая наши предки называли «Евдокия Свистунья». Такое наименование объясняется сильным ветром, который характерен для предпоследнего дня. 14 марта православные христиане отмечают день памяти святой Евдокии Илиопольской. Традиции и обычаи 30 мая на Евдокию Свистунью На Руси этот день прозвали Евдокией Свистуньей, так как ветер очень сильно дует, напоминая свист.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий